Развитие субъектности личности студентов в условиях деятельностного образовательного пространства вуза
![Диссертация: Развитие субъектности личности студентов в условиях деятельностного образовательного пространства вуза](https://westud.ru/work/3121408/cover.png)
Диссертация
В качестве методов исследования и анализа полученных экспериментальных данных выступили: логико-теоретический анализ, диагностические методы (самооценивание умений), статистический анализ экспериментальных данных (статистическое сравнение средних показателей по t-критерию Стъю-дента, корреляционный анализ), развивающий эксперимент как один из методов социального эксперимента, который включал… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА I. Понятие субъектности в психологии, философии и педагогике
- 1. 1. Анализ содержания понятия «субъектность» в отечественной и зарубежной литературе
- 1. 2. Критерии, деятельностные и личностные характеристики субъектности
- 1. 3. Эволюция субъектности и особенности ее развития в юношеском возрасте
- 1. 4. Источники, условия, механизмы становления и развития субъектности
- 1. 5. Образовательное пространство как источник и механизм развития субъектности личности студентов, принципы его построения и проектирования
- ГЛАВА II. Эмпирическое исследование развития субъектности личности студентов в условиях традиционного и деятельностного образовательного пространства
- 2. 1. Построение экспериментальной работы: цели, задачи, методики, основные этапы
- 2. 2. Сравнительный анализ индивидуальных и среднегрупповых величин деятельностных и личностных особенностей студентов экономической и автомобильной специальностей
- 2. 3. Сравнительный анализ структур, образованных исследуемыми деятельно-стными и личностными показателями, в группах испытуемых-студентов 1-го, 3-го и 5-го курсов
- 2. 3. 1. Особенности структурной организации показателей субъектности личности студентов 1-го- 3-го, 5-го курсов (юноши) специальности «Экономика и управление на предприятии (по отраслям)»
- 2. 3. 2. Особенности структурной организации показателей субъектности личности студентов 1-го, 3-го, 5-го курсов (девушки) специальности «Экономика и управление на предприятии (по отраслям)»
- 2. 3. 3. Особенности структурной организации показателей субъектности личности студентов 1-го, 3-го, 5-го курсов (юноши) специальности «Автомобили и автомобильное хозяйство»
- 2. 4. Развитие субъектности личности студентов в рамках деятельностного подхода
- 2. 4. 1. Организация и методические подходы развития субъектности
- 2. 4. 2. Результаты развития субъектности личности студентов в деятельностном (творческом) образовательном пространстве
- 2. 4. 2. 1. Результаты экспертизы развивающего образовательного пространства вуза, послужившего базой эксперимента
- 2. 4. 2. 2. Результаты диагностики уровня развития саморегуляции деятельности преподавателей, как субъектов, организующих развитие субъектности личности студента
- 2. 4. 2. 3. Анализ личностных и деятельностных особенностей субъектности личности студентов в ходе развивающего эксперимента
Список литературы
- Аболин, JI.M. Психологические механизмы эмоциональной устойчивости человека / Л. М. Аболин // под ред. В. В. Давыдова. — Казань: Изд-во Казанского государственного университета, 1987. —262 с.
- Аболин, JI.M. Образовательное пространство школы нового типа: принципы, способы, внутренняя организация / Л. М. Аболин, Л. Ф. Блинова. Казань: Карпол, 1997. 155 с.
- Аболин, Л.М. Духовно-нравственное развитие личности в событийной деятельности / Л. М. Аболин, Х. Х. Валиахметов. Казань: Карпол, 2000.-228 с.
- Аболин, Л.М. Роль социокультурного воспитательного пространства в духовно-нравственном развитии студентов средних специальных учебных заведений / Л. М. Аболин, Е. А. Афанасьева. Казань: ИСПО РАО, 2004. — 119 с.
- Абрамова, Г. С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов / Г. С. Абрамова. Екатеринбург: Изд-во «Деловая книга», 2002. — 704 с.
- Абрамова, М.А. Социокультурная ситуация и образование / М. А. Абрамова // Педагогическое образование и наука. 2002. — № 2. — С. 4−8.
- Абульханова, К.А. О субъекте психической деятельности. Методические проблемы психологии / К. А. Абульханова. — М.: Наука, 1973 — 288 с.
- Абульханова, К.А. Диалектика человеческой жизни (Соотношение физического, методологического и конкретно-научного подходов к проблеме индивида) /К. А. Абульханова. -М.: Изд-во «Мысль», 1977.-224 с.
- Абульханова, К.А. Рубинштейновская категория субъекта и ее различные методологические значения / К. А. Абульханова // Психология индивидуального и группового субъекта. Под. ред. А. В. Брушлинского, М.И.Во
- М.И.Воловиковой. М.: ПЕР СЭ, 2002. — С. 34−50.
- Адлер, А. Воспитание детей. Взаимодействие полов / А. Адлер — Ростов на Дону: Феникс, 1998. — 448 с.
- Акмеологический словарь / Под общ. ред. А. А. Деркача. М.: РАГС, 2004.-100 с.
- Алишев, Б.С. Психологическая теория ценности: Системно-функциональный подход: автореф. дисс.. докт. психол. наук: 19.00.01 / Б. С. Алишев. — Казань, 2002. 33 с.
- Алексеев, В.П. Становление человечества / В. П. Алексеев. М.: Политиздат, 1984. — 462 с.
- Аминев, Г. А. Синектика духовности: традиционные и нетрадиционные подходы / Г. А. Аминев — Уфа: Российское психологическое общество, 1994. -154 с.
- Ананьев, Б.Г. Избранные психологические труды / Б. Г. Ананьев. в 2-хт. Т.1 -М.: Педагогика, 1980.-288 с.
- Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания / Б. Г. Ананьев. СПб: Изд-во «Питер», 2001. — 282 с.
- Андреев, В.И. Педагогика / В. И. Андреев. Казань: Центр инновационных технологий, 2000. — 605 с.
- Андреев, В.И. Конкурентология: Учебный курс для творческого саморазвития конкурентоспособности / В. И. Андреев. Казань: Центр инновационных технологий, 2004. 468 с.
- Андреев, В.И. Педагогика высшей школы / В. И. Андреев. Казань: Центр инновационных технологий, 2005. — 499 с.
- Андреев, И.Д. Методологические основы познания социальных явлений/И.Д.Андреев М.: Высшая школа, 1977. — С.180.
- Арсеньев, A.C. Парадоксальная универсальность человека и некоторые вопросы психологии и педагогики /А.С.Арсеньев // Развитие личности. — 1998. —№ 2 С. 45.
- Асмолов, А.Г. Личность как предмет психологического исследования / А. Г. Асмолов. -М.: Изд-во МГУ, 1984. 104 с.
- Асмолов, А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров / А. Г. Асмолов. М.: Институт практической психологии, Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. — 768 с.
- Батищев, Г. С. Деятельностная сущность человека как философский принцип / Г. С. Батищев // Проблемы человека в современной философии. — М.: Наука, 1969. — С.73−144.
- Батищев, Г. С. Введение в диалектику творчества / Г. С. Батищев. — СПб.: Изд-во РХГИ, 1997.-464 с.
- Бернштейн, H.A. Очерки по физиологии движений и физиологии активности / Н. А. Бернштейн. М.: Медицина, 1966. — 349 с.
- Блонский, П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения: в 2-х томах. / П. П. Блонский. М.: Педагогика, 1979. — Т.2. — 399 с.
- Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. — М.: Просвещение, 1968. —464 с.
- Братусъ, Б.С. Проблема развития личности в зрелом возрасте / Б. С. Братусъ. Вестник Московского университета. Сер. Психология. 1980. — № 2 -С, 38.
- Братусь, Б.С. Нравственное сознание личности: (психологическое исследование) / Б. С. Братусь. -М: Знание, 1985. 64 с.
- Брунер, Дж. Психология познания / Дж.Брунер. — М: Прогресс, 1977. -412 с.
- Брушлинский, A.B. Проблема субъекта в психологической науке / А. В. Брушлинский // Психологический журнал. — 1991. Т. 12. № 6. С. 3.
- Брушлинский, A.B. Проблемы психологии субъекта / А. В. Брушлинский. -М: Педагогика, 1994. 109 с.
- Брушлинский, A.B. Субъект: мышление, учение, воображение /. А. В. Брушлинский. -М.: Институт практической психологии, 1996. 392 с.
- Брушлинский, A.B. О критериях субъекта / A.B. Брушлинский // Психология индивидуального и группового субъекта. Под ред. А.В.Бруш-линского, М. И. Воловиковой М: ПЕР СЭ, 2002. — С. 9−33.
- Брушлинский, A.B. Деятельностный подход в психологической науке / А. В. Брушлинский М: Институт практической психологии, 1997. — 192 с.
- Брушлинский, A.B. Психология субъекта и его деятельности // Современная психология // Под ред. В. Н. Дружинина. -М: ИНФРА-М. 1999. -С. 330−346.
- Булгаков, М.А. Мастер и Маргарита / М. А. Булгаков. Казань: татарское книжное изд-во, 1989. -368 с.
- Валлон, А. Психическое развитие ребенка / А.Валлон. — М.: Просвещение, 1967. -196 с.
- В.И.Вернадский М.: Наука, 199. -270с.
- Виленский, М.Я. Образовательное пространство как педагогическая категория / М. Я. Виленский, Е. В. Мещерякова // Педагогическое образование и наука. 2002. — № 2. — С. 11.
- Вилюнас, В.К. Психология эмоциональных явлений / В. К. Вилюнас. Под ред. О. В. Овчинниковой М.: Изд-во Московского университета, 1976. — 143 с.
- Воронкина, Л.Б. Динамика развития личности студента в условиях развивающей среды: автореф. дисс.. канд. психол. наук: 19.00.07 / Л. Б. Воронкина. Московский государственный открытый педагогический университет им. М. А. Шолохова. — Москва, 2006. — 21 с.
- Воронкина, Л.Б. Учебная деятельность как возможность формирования субъектности / Л. Б. Воронкина // XXI век: психология в век психологии. Материалы VI Зимней научно-практической сессии. Пятигорск: ПГЛУ, 2005. -С. 153−158.
- Выготский, Л.С. Избранные психологические исследования / Л. С. Выготский //-М.: Педагогика, 1956. -671 с.
- Гальперин, П.Я. Развитие исследований по формированию умственных действий / П. Я. Гальперин // Психологические, науки в СССР. Т.1. М.: Педагогика, 1969.-С. 157−174.
- Гегель, Г. В. Ф. Сочинения. Т.4. Система наук. 4.1. Феноменология духа / Г. В. Ф. Гегель. -М.: Соцэкгиз, 1959. 440 с.
- Гегель, Г. В. Ф. Энциклопедия философских наук: В 3-х т. Т.2. Философия природы / Г. В. Ф. Гегель. М.: Мысль, 1975. — 695 с.
- Гиппенрейтер, Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций / Ю. Б. Гиппенрейтер. М.: ЧеРо, 1997. — 336 с.
- Глотова, Г. А. Человек и знак / Г. А. Глотова. Свердловск. 1999.189 с.
- Григорьева, Д.В. Событийный подход к воспитательному пространству / Д. В. Григорьева // Воспитательное пространство как объект педагогического исследования. Калуга: Институт усовершенствования учителей, 2006. — С. 66−71.
- Громыко, Ю.В. Деятельностный подход: Новые линии исследований / Ю. В. Громыко // Вопросы философии. 2001. — № 2. — С. 116−123.
- Гуружапов, В.А. К вопросу о предметной диагностике теоретического мышления детей в развивающем обучении (система Д. Б. Эльконина — В.В.Давыдова) / В. А. Гуружапов // Психологическая наука и образование. — 1997. № 4. — С.56.
- Давыдов, В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования / В. В. Давыдов. — М.: Педагогика, 1986. 239 с.
- Давыдов, В.В. Теория развивающего обучения / В. В. Давыдов. — М.: Педагогика, 1986.-240 с.
- Давыдов, В.В. О перспективах теории деятельности / В. В. Давыдов // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 1993. — № 2. — С. 25−31.
- Давыдов, В.В. Последние выступления / В. В. Давыдов. М.: Педагогика, 1998.-С. 1−16.
- Давыдов, В.В. Новый подход к пониманию структуры и содержания деятельности / В. В. Давыдов // Вопросы психологии. 2003. — № 2. — С. 42−49.
- Демин, М.В. Природа деятельности / М. В!Демин. М., Изд-во МГУ, 1984.-168 с.
- Дубровина, И.В. Особенности обучения и психического развития школьников 13−17 лет / И. В. Дубровина, Б. С. Круглова М.: Педагогика, 1988. -192 с.
- Дубровина, И.В. Практическая психология образования. Учебник для вузов / И. В. Дубровина. М.: Педагогика. — 2000. — 528 с.
- Журавлев, A.JI. Психология коллективного субъекта / А. Л. Журавлев // Психология индивидуального и коллективного субъекта. Под ред. А. В. Брушлинского, М.И.Воловиковой-М.: ПЕРСЭ, 2002. С. 51−81.
- Зак, А. З. Развитие умственных способностей младших школьников / А. З. Зак. М.: Просвещение, 1994. — 320 с.
- Запорожец, A.B. Избранные психологические труды: в 2-х т. /
- A.B.Запорожец. -М.: Педагогика, 1986. — Т.1. Психическое развитие ребенка. — 316 с.
- Зеер, Э.Ф. Личностно-ориентированное профессиональное образование / Э. Ф. Зеер. Екатеринбург: Изд-во Уральского государственного, проф-союзно-педагогического университета, 1998. — 125 с.
- Зимняя, И.А. Педагогическая психология: Учебник для вузов. Изд. второе, доп., исправленное и переработанное/ И. В. Зимняя. М.: Изд-во «Логос», 2004.- 384 с.
- Зинченко, В.П. Человек развивающийся: Очерки российской психологии / В. П. Зинченко, Е. Б. Моргунов. М.: Тривола, 1994. — 304 с.
- Зинченко, В.П. От классической к органической психологии /
- B.П.Зинченко // Вопросы психологии, 1996. — № 6. С. 6−25.
- Зинченко, В.П. Психологическая теория деятельности («Воспоминания о будущем») / В. П. Зинченко // Вопросы философии. — 2001. № 2. — С. 66−88.
- Ибрагимова, E.H. Способность субъекта учебной деятельности к профессиональному саморазвитию: автореф. дисс.. канд. психол. наук: 19.00.01 / Е. Н. Ибрагимова. Казанский государственный университет. — Казань, 2006.-21 с.
- Иванов, В.П. Человеческая деятельность познание — искусство / В. П. Иванов. — Киев: «Наук, думка», 1977.-251 с.
- Ив лева, Ф. Г. Развитие субъектности в условиях деятельностной образовательной среды: автореф. дисс.. канд. психол. наук: 19.00.07 / Ф. Г. Ивлева. Казань: Казанский государственный университет, 2000. — 22 с.
- Ильенков, Э.В. Диалектика абстрактного и конкретного в «Капитале» Маркса / Э. В. Ильенков. М: Изд-во АН СССР, 1960. — 285 с.
- Ильенков, Э.В. Что такое личность? / Э. В. Ильенков // С чего начинается личность. Под общей ред. Р. И. Косолапова. 2-е изд. — М: Политздат, 1983. -С. 319−358.
- Ильенков, Э.В. Философия и культура / Э. В. Ильенков. М.: Политиздат, 1991. — 462 с.
- Караулов, Ю.Н. Русский язык и языковая личность / Ю. Н. Караулов — М.: Едиториал УРСС, 2003. 264 с.
- Карпов, А.В. Психология принятия управленческих решений. /
- A.В.Карпов // Под ред. д-ра психол. наук, академика РАО, проф. В.Д.Шад-рикова. М: Изд-во «Юность», 1998. — 440 с.
- Каташев, В.Г. Педагогические основы формирования профессионального самосознания учащихся: автореф. дис.. доктора пед. наук: 13.00.01 /
- B.Г.Каташев. — Казань: Казанский государственный университет, 1996. 32 с.
- Кон, И. С. Психология юношеского возраста / И. С. Кон. М.: Просвещение, 1979. -175 с.
- Конопкин, О.А. Общая способность к саморегуляции как фактор субъектного развития / О. А. Конопкин // Вопросы психологии. 2004. — № 2.1. C. 128−135.
- Кулюткин, Ю.К. Психология обучения взрослых / Ю. К. Кулюткин. -М.: Просвещение, 1985. 128 с.
- Лазарев, B.C. Кризис «деятельностного подхода» в психологии и возможные пути его преодоления / В. С. Лазарев // Вопросы философии. — 2001.-№ 3.-С. 33−47.
- Лазурский, А.Ф. Избранные труды по психологии / А. Ф. Лазурский. -М.: Наука, 1997.-446 с.
- Леви-Брюлъ, Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. / Л. Леви-Брюлъ. М.: Педагогика-Пресс, 1999. — 60 с.
- Леви-Строс, К. Первобытное мышление / К. Леви-Строс // Пер., вступ. ст., примеч. А.Островского. М: Терра — Книжный клуб- Республика, 1999.-392 с.
- Лекторский, В.А. Субъект, объект, познание / В. А. Лекторский. М: Наука, 1980.-359 с.
- Лекторский, В.А. Деятельностный подход: смерть или возрождение? / В. А. Лекторский // Вопросы философии. -2001. -№ 2. С. 56−65.
- Леонтьев, А.Н. Избранные психологические произведения: В 2-х т. / А. Н. Леонтьев // Под ред. В. В. Давыдова и др. М.: Педагогика, 1983. — Т.2. О предмете психологии личности. — 318 с.
- Леонтьев, А.Н. Проблемы развития психики / А. Н. Леонтьев. М.: Изд-воМГУ, 1981.-583 с.
- Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. — М: — Политиздат, 1975. 304 с.
- Леонтьев, Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности / Д. А. Леонтьев. -М.: Смысл, 1999. — 487 с.
- Лернер, И.Я. Дидактические основы методов обучения / И. Я. Лернер. -М.: Наука, 1981.-99 с.
- Лисина, М.И. Проблемы онтогенеза общения / М. И. Лисина. М.: Педагогика, 1986. -145 с.
- Ломов, Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии / Б. Ф. Ломов. М: Наука, 1984. — 444 с.
- Лосев, А.Ф. История античной эстетики. Высокая классика / А. Ф. Лосев. М.: Просвещение, 1974.-318с.
- Львовский, В.А. Психологические требования к контролю и оценке знаний учащихся на основе решения системы задач: дисс. канд. психол. наук: 19.00.07 / В. А. Львовский. НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР. — Москва, 1988. — 169 с.
- Ляудис, В.Я. Новая парадигма педагогической психологии и практика инновационного образования / В. Я. Ляудис // Вести. Московского университета. Сер. 14, Психология. 1998. -М 2. — С. 88−97.
- Мамардашвили, М.К. Формы и содержание мышления: (К критике гегелевского учения о формах познания) / М. К. Мамардашвили. М.: Наука, 1968.-191с.
- Мамардашвили, М.К. Картезианские размышления / М. К. Мамардашвили. -М.: Прогресс, 2001.-352 с.
- Маркс, К. Экономическо-философские рукописи. 1844. / К. Маркс, Ф. Энгельс // Сочинения. М.: Политиздат, 1974. — Т.42. — 536 с.
- Маркс, К. Избранные произведения в 3-х т. / К. Маркс, Ф.Энгельс. — Т. 3. -М.: Политиздат, 1986. 639 с.
- Маслоу, А.Г. Мотивация и личность / А. Г. Маслоу. СПб.: Евразия, 1999.-478 с.
- Матюхина, М.В. Мотивация учения младших школьников / М. В. Матюхина. -М.: Педагогика, 1984. 144 с.
- ПО.Мейман, Э. Интеллигентность и воля: Учение об одаренности и характере на психологической основе / Э.Мейман. — Б.М.: Задруга, 1917. — 338 с.
- Менделевич, В.Д. Клиническая и медицинская психология: учебное пособие / В. Д. Менделевич. 5-е изд. — М.: МЕДпресс-информ, 2005. — 432 с.
- Мильман, В.Э. Мотивация творчества и роста / В. Э. Мильман. М.: ООО «Мирея и К0», 2005. — 165 с.
- Миславский, Ю.А. Саморегуляция и активность личности в юношеском возрасте / Ю. А. Миславский. М.: Педагогика, 1991. — 152 с.
- Михайлов, Ф.Т. Общественное сознание и самосознание индивида /
- Ф.Т.Михайлов. М.: Наука, 1990. — 220 с.
- Мурысии, JI.H. Развитие субъектиости школьника в условиях гуманизированного образовательного пространства: автореф. дисс.. канд. психол. наук: 19.00.07 / JI.H. Мурысин. Казань: Казанский государственный университет, 2005.-24 с.
- Пб.Мухаметзянова, Г. В. Гуманитаризация ключевая идея преодоления. кризиса образования / Г. В. Мухаметзянова, М. И. Надеева. — Казань: ИССО РАО, 1997.-115 с.
- Мухина, B.C. Возрастная психология: Учебник для студентов вузов. / В.С.Мухина-М.: Изд. центр «Академия», 1997. — 432 с.
- Непомнящая, Н.И. Психодиагностика личности: Теория и практика: Учеб. пособие для студ. вузов / Н. И. Непомнящая. М: ВЛАДОС, 2001. — 189 с.
- Обухова, Л.Ф. Детская (возрастная) психология. Учебник / Л. Ф. Обухова. -М.: Российское педагогическое агентство, 1996. 374 с.
- Олпорт, Г. Становление: основные положения психологии личности / Г. Олпорт // Становление личности: Избранные труды. Перевод Л. Трубицыной, Д. Леонтьева — И.: «Смысл», 2002. С. 166−216.
- Орлов, А.Б. Психология личности и сущность человека: Парадигмы, проекции, практики / А. Б. Орлов. -М.: Академия, 2002. -271 с.
- Осницкий, А.К. Проблемы исследования субъективной активности / А. К. Осницкий. // Вопросы психологии. 1996. — № 1. — С.4.
- Пейсахов, Н.М. Прикладная психология в высшей школе / Н. М. Пейсахов. Казань: Изд-во Казанского универсйтета, 1979. — 270 с,
- Пейсахов, Н.М. Практическая психология (научные основы) /. Н. М. Пейсахов, М. Н. Шевцов. — Казань: Изд-во Казанского университета, 1991. — 121 с.
- Петровский, В. А. Психология неадаптивной активности / В>А.Петровский. -М.: РОУ, 1992.-223 с.
- Петровский, В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности /
- В.А.Петровский. Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 1996. — 509 с.
- Пиаже, Ж. Избранные психологические труды. Психология интеллекта / Ж.Пиаже. -М., Просвещение, 1969. — 659 с.
- Платон. Кратил / Платон. Сочинения в 3-х т. Т. 1 М., 1968. — С. 422.
- Попов, Л.М. Добро и зло в психологии человека / Л. М. Попов, А. П. Кашин, Т. А. Старшинова. Казань, Нижнекамск: изд-во Казанского университета, 2000. -176 с.
- Попов, Л.М. Психологический механизм и зоны развития субъекта / Л. М. Попов // Субъектный подход в инновационной подготовке педагога-психолога. Под ред. Ф. Г. Мухаметзяновой. Казань: ЮЛАКС, 2006. — С. 21−33.
- Практикум по психодиагностике: учебное пособие / Под ред. Н. С. Глуханюк. Екатеринбург: УГППУ, 1999. — 155 с.
- Профессиональное самоопределение субъектов: акмеологический подход: учебное пособие / отв. ред. А. А. Деркач. М.: РАГС, 2004. — 122 с.
- Психологический словарь / Под ред. В. В. Давыдова, А. В. Запорожца, Б. Ф. Ломова и др.- Научно исследовательский институт педагогической психологии АПН СССР. — М: Педагогика, 1983. — 448 с. (цит. С. 360).
- Психология человека от рождения до смерти. Полный курс психологии развития. Под ред. член-корреспондента РАО А. А. Реана. СПб: Прайм — ЕВРОЗНАК, 2005.-416 с.
- Равен, Дж. Педагогическое тестирование: Проблемы, заблуждения, перспективы / Дж.Равен. — М.: Когито-Центр, 2001. 141 с.
- Ремшмидт, X. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становления личности / Х.Ремшмидт. М.: Мир, 1994. — 319 с.
- Репкина, Г. В. Оценка уровня сформированности учебной деятельности / Г. В. Репкина, Е. В. Заика. Томск: Пеленг, 1993. — 61 с.
- Роджерс, К. Взгляд на психотерапию. Становление человека / К.Роджерс. М.: Прогресс. Универ, 1994. — 480 с.
- Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. —
- М.: Государственное учебно-педагогическое изд-во наркомпроса РСФСР, 1940. -596 с.
- Рубинштейн, С.Л. Бытие и сознание / С. Л. Рубинштейн. М: Изд-во АН СССР, 1957.-328 с.
- Рубинштейн, С.Л. Проблемы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. — М.: Педагогика, 1976.-416 с.
- Рубинштейн, С.Л. Избранные философско-психологические труды. Основы онтологии, логики и психологии / С. Л. Рубинштейн. М.: Наука, 1997. -463 с.
- Рубинштейн, С.Л. Человек и мир / С. Л. Рубинштейн. М.: Наука, 1997.-191 с.
- Рубцов, В.В. Организация и развитие совместных действий у детей в процессе обучения. / В. В. Рубцов. -М.: Педагогика, 1987. 160 с.
- Салмина, И.Г. Знак и символ в обучении / И. Г. Салмина. М.: Московский университет, 1988. — 288 с.
- Селиванов, В.В. Мышление в личностном развитии субъекта: авторе-фер. дисс. д-ра психол. наук: 19.00.01 / В. В. Селиванов. Смоленск, 2001. — 54 с.
- Селиванов, В.В. Свойства субъекта и его жизненный цикл / В. В. Селиванов // Психология индивидуального и группового субъекта / Под ред. А. В. Брушлинского, М. И. Воловиковой. -М.: ПЕР СЭ, 2002. С. 310 — 327.
- Селиванова, Н.Л. Современные представления о воспитательном пространстве / Н. Л. Селиванова // Педагогика. 2001. — № 4. — С. 36−38.
- Селиванова, Н.Л. Теоретико-методические основы исследования проблем воспитания / Н. Л. Селиванова // Воспитательное пространство как объект педагогического исследования. Калуга: Институт усовершенствования учителей, 2006. — С.3−14.
- Сибгатуллина, И.Ф. Личностно-ориентированное образование / И. Ф. Сибгатуллина // Учитель в современном образовательном пространстве. — Нижнекамск, 1999.-С. 138.
- Слободчиков, В.И. Основы психологической антропологии / В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев. -М: Школа-Пресс, 1995.-383 с.
- Слободчиков, В.И. Психология человека. Введение в психологию субъектности / В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев. М: Школа — Пресс, 1995. — 384 с.
- Слободчиков, В.И. Психология развития человека: Развитие субъекIтивной реальности в онтогенезе / В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев. М.: Школьная Пресса, 2000.-416 с.
- Слободчиков, В.И. Образовательная среда: реализация целей образования в пространстве культуры / В. И. Слободчиков // Новые ценности в образовании: культурные модели школ. -М.: Педагогика, 1997. С. 177−184.
- Слободчиков, В.И. Деятельность как антропологическая категория (о различении онтологического и гносеологического статуса деятельности) /
- B.И.Слободчиков // Вопросы философии. -2001. -№ 3. С. 48−57.
- Смирнов, С.Д. Психология образа: проблема активного психического отражения / С. Д. Смирнов. М.: Изд-во МГУ, 1985. — 231 с.
- Смирнов, С.Д. Методологические уроки концепции А.Н.Леонтьева /
- C.Д.Смирнов // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 1993.-№ 2.-С. 15−25.
- Смирнов, A.A. Избранные психологические труды: В 2-х т. / С.Д.Смирнов-М.: Педагогика. 1987. Т. 1. — 172 с.
- Соломник, A.C. Семиотика и лингвистика / А. С. Соломник. -М.: Изд-во «Молодая гвардия», 1955. С. 22.
- Степанский, В.И. Психическая саморегуляция деятельности (информационный аспект): автореф. дисс.. д-ра психол. наук: 19.00.01 / В. Й. Степанский. АПН СССР, НИИ общей и педагогической психологии. -Москва, 1991. -46 с.
- Таланчук, Н.М. Системно-синергетическая теория воспитания: Методики и технологии системного ориентированного человекознания. / Н. М. Таланчук. Казань: ИССОРАО, 1996. — 64 с.
- Таланчук, Н.М. Системно-синергетическая философия и концепция неопедагогики: Стратегия развития педагогической теории и практики / Н. М. Таланчук Казань: ИССО РАО, 1996. — 72 с.
- Тейяр де Шарден, Пьер. Феномен человека / П. Ш. Тейяр. М.: Наука, 1987.-239 с.
- Толстой, JI.H. Собрание сочинений: В 22-х.т. — М.: Художлит, 1978. — Т. 14. Повести и рассказы. 1903−1910. -511 с.
- Тхостов, А.Ш. Топология субъекта / А. Ш. Тхостов // Вестник Московского Университета. Сер.14, Психология. 1994. -№ 2. — С. 3−13.
- Узнадзе, Д.Н. Теория установки / Д. Н. Узнадзе. — М.: Институт практической психологии- Воронеж: НПО «МОДЭК», 2002. — 447 с.
- Узнадзе, Д.Н. Психологические исследования / Д. Н. Узнадзе. — М.: Наука, 1966.-451 с.
- Улановская, И.М. Что такое образовательная среда школы и как ее выявить? / И. М. Улановская, Н. И. Поливанова, И. В. Ермакова // Вопросы психологии. 1998. — № 6. — С. 18−24.
- Ухтомский, A.A. Ученье о доминанте / А. А. Ухтомский // Собр. со-чин. Т.1. — JL: Изд-во Ленинградского государственного университета, 1950. — 329 с.
- Ушинский, К.Д. Педагогические сочинения: В 6-ти т. / К.Д.Ушин-ский. Т.5. -М: Педагогика, 1990. — 526 с.
- Фельдпггейн, Д.И. Психология становления личности / Д. И. Фельдштейн. -М.: Международная педагогическая академия, 1994. 192 с.
- Фельдштейн, Д.И. Возрастная и педагогическая психология. Избранные психологические труды. / Д. И. Фельдштейн. — М.: Изд-во Московского психолого-социального института. Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2002. 423 с.
- Философско-психологические проблемы развития образования / Под ред. В. В. Давыдова. Научно-исследовательский институт общей и педагогической психологии АПН СССР. — М.: Изд-во «Педагогика», 1981. 176 с.
- Фрейд, 3. Психология бессознательного / З. Фрейд // Сб. произведений. Состав., науч. редакт., автор вступ. статьи М. Г. Ярошевский. М.: Просвещение, 1989. — 448 с.
- Фрейд, 3. О психоанализе. Пять лекций: Методика и техника психоанализа / З.Фрейд. СПб.: Алетейя, 1997. — 223 с.
- Фромм, Э. Бегство от свободы- Человек для себя / Э.Фромм. — Минск: ООО «Попурри», 1998.-672 с.
- Фрумин, И.Д. Образовательное пространство как пространство развития («школа взросления») / И. Д. Фрумин, Б. Д. Эльконин // Вопросы психологии. 1993. -№ 1. — С. 24−32.
- Фрумин, И.Д. JI.C. Выготский: от психологической теории развития к новому видению школы / И. Д. Фрумин // Педагогика. 1997. — № 4. — С.97−103.
- Хараш, А.У. Личность: сознание и общение-психолого-педагогические проблемы общения / А. У. Хараш. М.: Знание, 1979. — 117 с.
- Хорни, К. Самоанализ / К.Хорни. М.: Изд-во ЭКСМО — Пресс, 2001.-448 с.
- Чудновский, В.Э. Проблема субъективности в свете современных задач воспитания / В. Э. Чудновский // Вопросы психологии. 1998. — № 4. — С. 15−25.
- Шакуров, Р.Х. Личность: психогенез и воспитание / Р.ХЛИакуров. —I
- Казань: Центр инновационных технологий, 2003. — 303 с.
- Швырев, B.C. О деятельностном подходе к истолкованию «феномена человека» / В. С. Швырев // Вопросы философии. -2001. № 2. — С. 107−115.
- Шпет, Г. Г. Эстетические фрагменты / Г. Г.П1пет. М., 1922. — С. 39−40.
- Шумилин, Е.А. Психологические особенности личности старшеклассника / Е. А. Шумилин. М.: Педагогика, 1979. — 152 с.
- Щедровицкий, Г. П. Интервью / Г. П. Щедровицкий // Вопросы методологии. 1994.-№ 1−2.-С. 9.
- Щедровицкий, Г. П. Избранные труды / Г. П. Щедровицкий. М.: Школа культурной политики, 1995. — 490 с.
- Щедровицкий, Г. П. Психология и методология. Ситуация и условия возникновения концепции поэтапного формирования умственных действий / Г. П. Щедровицкий. М., 2004. — 368 с.
- Щелкунов, М.Д. Мнение / М. Д. Щелкунов // Казанский университет. Газета университетского сообщества. Казань: изд-во Казанского государственного университета. — 2007. — № 11 (2431). — С. 4.
- Щелкунов, М.Д. Мировоззрение и общенаучное знание: Общенаучные феномены познания в социально-мировоззренческом контексте / М. Д. Щелкунов. — Казань: Изд-во Казанского государственного университета, 1990.-151 с.
- Эльконин, Д.Б. Психология обучения младшего школьника / Д. Б. Эльконин. -М.: Знание, 1974. 64 с.
- Эльконин, Д.Б. Избранные психологические произведения / Д. Б. Эльконин. -М.: Педагогика, 1989. 554 с.
- Эльконин, Б.Д. Введение в психологию развития / Б. Д. Эльконин. — М.: Тривола, 1994. 168 с.
- Эльконин, Б.Д. Л.С. Выготский ДБ. Эльконин: знаково-опосредованное действие / Б. Д. Эльконин // Вопросы психологии. — 1996. — № 5. — С. 57−58.
- Энгельс, Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства / К. Маркс, Ф.Энгельс. // Сочинения. — М.: Госполитиздат, 1961. — Т.21. 745 с.
- Юнг, К.-Г. Аналитическая психология / К:-Г.Юнг. СПб.: Палантир, 1994.-440 с.
- Якиманская, И.С. Развивающее обучение / И. С. Якиманская. — М.: Педагогика, 1979. 144 с.
- Ясвин, В.А. Психолого-педагогическая экспертиза образовательной среды / В. А. Ясвин. Черноголовка, ЦКФП РАО, 1999. — 110 с.
- Ясвин, В. А. Экспертиза школьной образовательной среды / В. А. Ясвин. -М.: Сентябрь, 2000. 125 с.
- Allinsmith, W. The learning of moral standards. Unpolished Ph.D. thesis / W. Allinsmith. — Univer. of Michigan, 1954. 344.
- Buhler, C. Basic Theoretical Concepts of Humanistic Psychology / C.Buhler. American Psychologist. — 1971. — V.26., Pp.378−386.
- Buhler, C. The Course of human life: a study of goals in the humanistic perspective / C. Buhler & M. Marschak // Basic tendencies of human life. New York: Springer, 1968. — Pp. 92−102.
- Freud, S. New introductory lectures on psycho-analysis / S.Freud. New York: Norton, 1933. — 374.
- Hall, R.V., Lund, D. and Jackson, D. Effect of teacher attention on study behavior // Journal of Applied Behavior Analysis / R.V.Hall, D. Lund and D.Jackson. -1968.-V.l., Pp. 1−12.