Динамическая организация двигательного акта
Речь таких детей нередко представляет собой набор не связанных друг с другом слов, как это бывает в возрасте до трех лет. Дети умеют относительно хорошо называть предметы на картинках, но значительно хуже описывают происходящее и смысл картинки. Это связано с недостаточным пониманием соотношения между действительностью и ее символическим отображением. Данное наблюдение может быть использовано… Читать ещё >
Динамическая организация двигательного акта (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
" Перебор пальцев". Поочередное прикосновение большим пальцем к 2, 3, 4 и 5 — му пальцам (5 серий движений), которое должно производиться одновременно обеими руками сначала в медленном (2−3 серии движений, каждая серия за 5 секунд), а потом в максимально быстром темпе (5−7 серий движений, каждая серия за 3 секунды). При затруднениях вводятся игровой компонент и речевые команды: «Пусть все пальчики по очереди поздороваются с большим пальцем — раз, два, три, четыре» или «Ты командир, а твои пальчики — солдаты, командуй: раз, два, три, четыре…» .
ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ
4 балла. | Выполнение правильное, но в несколько замедленном темпе. |
3 балла. | Дезавтоматизация движений на истощении. |
2 балла. | Явления персевераторности на истощении. |
I балл. | Выраженная персевераторность движений. |
Реципрокная координация движений (пробы Озерецкого). Одновременное и поочередное сжимание кистей. Вначале экспериментатор показывает, как следует производить движения руками. Если ребенок не может повторить движения, повторный показ сопровождается инструкцией: «Положи обе руки на стол — вот так. Одну сожми в кулак, а другая пусть пока лежит спокойно. Теперь положи руки вот так. Продолжай движения вместе со мной» .
ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ
4 балла. | Движения координированные, плавные, но замедленные. |
3 балла. | Дезавтоматизация и нарушение координации на истощении. |
2 балла. | Стойкое нарушение координации, изолированность или аллированность движений. |
I балл. | Выраженная персевераторность движений. |
Далее задание предлагается в ситуации игры с включением речевых команд: «Командуй: раз, два, раз, два!» и т. д.
" Асимметричное" постукивание. Первая часть задания — воспроизвести по подражанию 5−9 серий движений из переменного постукивания два раза одной рукой и один раз — другой (условное обозначение: «2- 1»). Во второй части задания порядок ударов противоположный («I-2»). Задание предлагается дважды: в быстром (8−9 серий, каждая серия за 5 секунд) и более медленном (5−6 серий, каждая серия за 7 секунд) темпе. При затруднениях вводятся речевой просчет ударов, игровая ситуация.
ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ
4 балла. | Умеренный темп в первой части задания, замедляющийся во второй части. |
3 балла. | Замедленность движения с тенденцией к дезавтоматизации в первой части задания; во второй части — выраженная истощаемость, пропульсивные удары; ребенок замечает ошибки, принимает помощь. |
2 балла. | Выраженная истощаемость, много пропульсивных ударов в первой части задания; во второй части — персеверации, одинаковость движений обеих рук, малая эффективность помощи. |
1 балл. | Беспорядочное отстукивание, помощь неэффективна. |
Графические пробы. Ребенок должен, не отрывая карандаша от бумаги, воспроизвести графические ряды из одного или двух сменяющихся звеньев: «цепочки», «заборчики». Для анализа регулирующей функции речи задания предлагаются в двух вариантах: вначале — по наглядному образцу, а затем — по речевой инструкции: «Рисуй и подсказывай себе: „Башня — крыша — башня — крыша“» .
ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ
4 балла. | В конце ряда — замедление, отрыв карандаша от бумаги. |
3 балла. | При сохранности топологической схемы выраженная истощаемость, нарушение плавности микро — и макрографии. |
2 балла. | Утрата топологической схемы в конце графического ряда. |
В классической картине психической депривации ребенка наблюдается обычно явное запаздывание развития речи. Кроме обычного тяжелого косноязычия, особенно заметного у детей, воспитывающихся вне семьи, бросаются в глаза в первую очередь проблемы с синтаксисом и пониманием смысла. Запас слов относительно беден; создается впечатление, что детей обучали пользоваться определенным количеством слов, а вовсе не умению говорить. Они могут называть имена других детей, однако пользоваться личными местоимениями начинают значительно позднее.
Речь таких детей нередко представляет собой набор не связанных друг с другом слов, как это бывает в возрасте до трех лет. Дети умеют относительно хорошо называть предметы на картинках, но значительно хуже описывают происходящее и смысл картинки. Это связано с недостаточным пониманием соотношения между действительностью и ее символическим отображением. Данное наблюдение может быть использовано практическим психологом как диагностический прием.
Подобная ранняя неопытность при сравнении реальных предметов с их графическим изображением в конечном счете приводит к запоздалому пониманию характера графического знака вообще, в чем усматривается один из корней характерных затруднений у таких детей при чтении и письме в начальных классах. Для диагностики указанных показателей можно использовать следующие методики.