Осознанность и произвольность деятельности в дошкольном возрасте
Диссертация
Методы исследования. На всех этапах исследования его направление определялось сочетанием лонгитюдного метода и метода поперечных срезов. В качестве основных способов получения научных фактов использовались: наблюдение /прямое и включенное/, анализ результатов деятельности, обобщение независимых характеристик, методы изучения общей структуры деятельности, целевой регуляции деятельности, рефлексии… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. Теоретический анализ проблемы и задач исследования
- I. Изучение проблемы деятельности в советской психологии
- 2. Теоретический анализ предмета и средств изучения деятельности дошкольника
- Глава II. Особенности возрастных и индивидуально-типических уровней сформированности деятельности в дошкольном возрасте
- I. Характеристика детей с разными уровнями построения деятельности
- 2. Соотношение обобщенности структуры деятельности и уровней ее сформированности
- 3. Рефлексия как механизм становления субъективной формы обобщенной структуры деятельности
- 4. Роль личностной ценностности и образа «Я» в становлении общей структуры деятельности
- Глава III. Формирование обобщенной структуры деятельности.. .III
- I. Метод формирования обобщенной структуры деятельности .III
- 2. Особенности формирования обобщенной структуры деятельности у детей с разными уровнями рефлексии деятельности и разными типами личностной ценностности
- 3. Результаты формирования обобщенной структуры деятельности
Список литературы
- Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 8.
- Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 23.
- Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 42.
- Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 46, ч. I- т. 46, ч. II.
- Ленин Б.И. Полн. собр. соч., т. 29. к х х6.' Абраменкова В. В. Совместная деятельность дошкольника какгусловие проявления гуманного отношения к сверстникам. Вопросы психологии, 1980, 5.
- Абульханова-Сяавская К. А. Мысль и действие. М.: Политиздат, 1968. — 208 с.
- Абульханова-Славская К.А. О субъекте психической деятельности. Методологические проблемы психологии. М.: Наука, 1973. -'288 с.
- Аксарина Н.М. Особенности развития детей третьего года жизни и воспитание их в яслях и домах ребенка: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1948. — 46 с.
- Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л., 1968. — 388 с.
- Ананьев Б.Г. Развитие детей в процессе начального обучения и воспитания. В кн.: Проблемы обучения и воспитания в начальной школ’е / Под рев. Б. Г. Ананьева и А. И. Сорокиной. — М.: Учпедгиз, 1960. — 184 с.
- Анкудинова Н.Н. Особенности осознания своих умений удетей 5−7 лет: Автиреф. дис.канд. пед. наук. М., 1959. — 18 с.
- Аркин Е.А. Ребенок в дошкольные годы / Под ред. A.B.Запорожца и В. В. Давыдова. М.: Просвещение, 1968. — 445 с.
- Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирования личности.- М.: Мысль, 1976. 156 с.
- Асмолов А.Г., Петровский В. А. О динамическом подходе в психологическом анализе деятельности. Вопросы психологии, 1976, Jr. I.
- Аснин В.И. Своеобразие двигательных навыков в зависимости от условий их образования. Научн. Записки Харьковского пед. ин-та, 1936, т. I, с. 37−65.
- Афанасьев В.Г. Системность и общество. М.: Политиздат, 1980.
- Белоус В.П. Психологические особенности формирования предметных и вербалъно-интеллектуальных операций у дошкольников: Авто-реф. вис.канд. псих, наук, 1978. 20 с.
- Бернштейн H.A. 0 построении движений. М.: Медгиз, 1947. — 255 с.
- Елауберг И.В., Юдин Э. Г. Становление и сущность системного подхода. М., 1973. — 270 с.
- Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968. — 464 с.
- Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе.- Вопросы психологии, 1979, А" 2, с. 47−56- 1979, $ 4, с. 23−34.
- Братусь Б.С., Лишин О. В. Закономерности развития деятельности и проблемы психолого-педагогического воздействия на личность.- Вестник Моск. ун-та, сер. Психология, 1982, J& I.
- Будницкая И.И. Развитие самоконтроля в практических действиях младших школьников. В кн.: Обучение и развитие младшихшкольников. Материалы межреспубликанского симпозиума / Под ред. Г. С. Костюка. Киев, ЮТ. — 407 с.
- Венгер А.Л. Формирование операций и организации действий у детей дошкольного возраста: Автореф. дис.канд. психол.наук.- М., 1977. 18 с.
- Венгер Л.А., Мухина B.C. Развитие внимания, памяти и воображения в дошкольном возрасте. Дошкольное воспитание, 1974,12, с. 24−30.
- Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. М.: МГУ, 1976. — 142 с.
- Вопросы психологии учебной деятельности младших школьников / Под ред. Д.Б.альконина и В. В. Давыдова. М.: АШ СССР, 1962. — 287 с.
- Воспитание дошкольника в труде / Под ред. Нечаевой В.Г.- М.: Просвещение, 1980. 204 с.
- Выготский Л.С. Умственное развитие детей в процессе обучения. М., 1935. — 133 с.
- Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. М.: АПН РСФСР, I960. — 500 с.
- Выготский Л. С. Роль игры в психическш развитии ребенка.- Вопросы психологии, 1966, 6, с. 62−75.
- Выготский Л.С. Проблемы возрастной периодизации детского развития. Вопросы психологии, 1972, Л 2, с. II4-I23.
- Выготский Л.С. Исторический смысл психологического кризиса. В кн.: Выготский Л. С. Собр. соч., т. I. — М.: Педагогика, 1982, с. 291−436.
- Гальперин П.Я. Питы ориентировки и типы формирования действий и понятий. Доклады АПН РСФСР, 1958, № 2.
- Гальперин П.Я. Развитие исследований по формированию умственных действий. В сб.: Психологическая наука в СССР, т. I. -М.: АПН РСФСР, 1952, с. 441−469.
- Гальперин П.Я., Запорожец A.B., Зльконин Д. Б. Проблемы формирования знаний и умений у школьников и новые методы обучения в школе. Вопросы психологии, 1968, № 5, с. 61−72.
- Гальперин П.Я. К учению об интериоризации. Вопросы психологии, 1966, ?6, с. 25−32.
- Гальперин П.Я. Метод «срезов» и метод поэтапного формирования в исследовании детского мышления. Вопросы психологии, 1966, № 4, с. 128−135.
- Гальперин П.Я. /ред./. Управляемое формирование психических процессов. M., 1977. — 198 с.
- Гальперин П.Я. Функциональное различие между орудием и средством. В кн.: Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. — M., 1980, с. 195−203.
- Гиппенрейтер Ю.Б., Романов В. Я., Самсонов И. В. Метод выделения единиц деятельности. В кн.: Восприятие и деятельности / Под ред. А. Н. Леонтьева. — M., 1976, с. 55−67.
- Глуховеря Н.П. К изучению структуры деятельности детей. Вопросы психологии, 1976, № I, с. 72−81.
- Глуховеря Н.П. Познавательная деятельность детей, ее особенности. Дошкольное воспитание, 1976, № 11, с. 28−33.
- Говоркова А.Ф. Умение выделять существенное как показатель умственного развития ребенка. Обучение и развитие младших школьников Материалы межреспубликанского симпозиума / Под ред. Г. С. Костюка. — Киев, 1970. — 407 с.
- Годовикова Д.Б. Роль ориентировочно-исследовательской деятельности у детей дошкольного возраста: Автореф. дис.канд. психол. наук. M., 1971. — 14 с.
- Горбачева В.А. К освоению правил поведения детьми дошкольного возраста. Известия АПН РСФСР, вып. I, 1945, с. 125−164.
- Горбачева В.А. К вопросу о формировании оценки и самооценки у детей. Известия АПН РСФСР: вып. 18, 1948, с. 3−26.
- Гордеева Н.Д. Микроструктурный анализ исполнительной деятельности. Методы и результаты / Под ред. В. П. Зинченко. М., 1975, 174 с.
- Грибовская А. Образец в обучении детей изобразительной деятельности. Дошкольное воспитание, 1976, № I, с. 19−24.
- Давыдов В.В. Проблема периодизации психического развития. В кн.: Возрастная и педагогическая психология. Материалы Всесоюзного семинара-совещания. — Пермь, 1974, с. 33−58.
- Давыдов В.В. Соотношение понятий «формирование» и «развитие» психики. В кн.: Обучение и развитие. Материалы к симпозиуму. — М.: Просвещение, 1966. — 231 с.
- Давыдов В.В. Виды обобщенияв обучении /логико-психологические проблемы построения учебных предметов/. М., 1972. — 423 с.
- Давыдов В.В. Проблемы общей, возрастной и педагогической психологии /Сб. статей/ / Под ред. В. В. Давыдова. М.: Педагогика, 1978. — 288 с.
- Дзержинская И. Всесоюзная научно-практическая конференция /по проблеме «Художественная самостоятельная деятельность детей четырех-семи лет"/. М., июнь, 1976. — Дошкольное воспитание, 1976, № 12, с. 5−8.
- Диагностика умственного развития дошкольников / Под ред. Л. А. Венгера и В. В. Холмовской. М.: Педагогика, 1978. — 248 с.
- Долмазошвили Л. Совместная работа детского сада и школы по художественной деятельности детей. Дошкольное воспитание, 1980,8, с. 85−86.
- Доронова Т. Действие контроля в процессе изображения /подготовительная группа/. Дошкольное воспитание, 1975, !Ь 12, с. 34−38.
- Емельянов С.Б., Наппельбаум Э. М. Системы, целенаправленность, рефлексия. В кн.: Сотемные исследования. Методологические проблемы. Ежегодник, 1981. — М.: Наука, с. 7−38.
- Зак А. З. Психологические особенности рефлексии у детей младшего школьного возраста: Автореф. дис.канд.психол.наук. М., 1976. — 16 с.
- Запорожец A.B. Изменение моторики ребенка-дошкольникавв зависимости от мотивов и условий его деятельности. Известия АПН РШСР, вып. 14, 1948, с. 31−50.
- Запорожец A.B. Развитие произвольных движений. М.: АПН Р<�ЖР, i960. — 430 с.
- Запорожец A.B. Педагогические и психологические проблемы всестороннего развития и подготовки к школе старших дошкольников. Дошкольное воспитание, 1972, № 4, с. 37−42.
- Запорожец A.B. С чего начинается творчество /об эстетическом воспитании детей дошкольного возраста/. Советская культура, 1977, 31 мая.
- Запорожец A.B. Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста / Под ред. А. В. Запорожца, Т. А. Марковой. М.: НИИ общ. педагогики, 1978. — 155 с.
- Запорожец A.B., Венгер I.A., Зинченско В. П., Рузская А.Г.
- Восприятие и действие. М., 1967. — 323 с.
- Захарова Л.В., Раимбекова Б. Ж. О возрастных возможностях формирования компонентов учебной деятельности у первоклассников. -В кн.: Материалы II Всесоюзного симпозиума. Тбилиси, 1974, с. 73−81.
- Зейгарник Б.В. Личность и патология деятельности. М.: ПТУ, 1971. — 100 с.
- Зейгарник Б.В., Кожуховская И. И. Нарушение критичности в структуре деятельности. Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14 Психология, 1978, № I, с. 57−62.
- Зинченко В.П., Гордон В. М. Методологические проблемы психологического анализа деятельности. В кн.: Системные исследования. — М., 1975, с. 82−127.
- Зинченко П.И. Непроизвольное запоминание. М., 1961. — 562 с.
- Истомина З.М. Развитие произвольной памяти в дошкольном возрасте. Известия АПН РСФСР, 1948, вып. 14, с. 51−88.
- Ительсон Л.Б. Психологические теории научения и модели процесса обучения /в школе/. Советская педагогика, 1973, № 3, с. 83−95.
- Кабанова-Меллер Е. И. Приемы учебной работы и овладение ими /в условиях развивающего обучения/. Вопросы психологии, 1980, № 4, с. 145−150.
- Казакова Р. Изобразительная деятельность детей в первой младшей группе. Дошкольное воспитание, 1972, А»? 8, с. 4−13.
- Кистяковская М.Ю. Развитие движений у детей первого года жизни. М.: Педагогика, 1970. — 223 с.
- Комарова Т.С. Обучение детей формообразующим движениям в рисовании. Дошкольное воспитание, 1976, № I, с. 40−44.
- Комарова Т.С. 0 методах обучения изобразительной деятельности /в детском саду/. Дошкольное воспитание, 1979, № 4, с. 36−39.
- Кон И. С. Социология личности. M., 1967. — 383 с.
- Кон И. С. Психология старшеклассника. М.: Просвещение, 1980. — 191 с.
- Конопкин O.A. 0 психологическом аспекте саморегулирования трудовой деятельности. Б кн.: Соотношение биологического и социального в человеке. — М., 1975, с. 221−238.
- Королева Н.В. Роль игры в формировании положительного отношения к труду у детей старшего дошкольного возраста. В сб.: Психологические вопросы игры и обучения в дошкольном возрасте.- М.: АПН РСФСР, 1957. 148 с.
- Коршунов A.M. Отражение, познание, творчество. В кн.: Творчество и социальное познание / Под ред. А. М. Коршунова, Голь-дентрихта. -М.: МГУ, 1982, с. 7−38.
- Котырло В.К. Развитие волевого поведения у дошкольников.- Киев, 1971. 199 с.
- Кулютин-Ю.Н. Психологическая структура учебной деятельности/школьника /. Веч. средн. школа, 1980, 1″ 5, с. 42−44.
- Левитов Н.Д. Психическое состояние готовности /учащихся/ к работе. Среднее специальное образование, 1973, № 3, с. 48−51.
- Леонтьев А.Н., Запорожец A.B. Восстановление движения. Исследование восстановления функций после ранения. Рига, 1945.- 231 с.
- Леонтьев А.Н. Очерк развития психики. М., 1947. — 120 с.
- Леонтьев А.Н. Умственное развитие ребенка. М., 1950.- 32 с.
- Леонтьев А.Н. Обучение как проблема психологии. Вопросы психологии, 1957, № I, с. 3.
- Леонтьев А.Н. Биологическое и социальное в психике ребенка. Вопросы психологии, i960, № 6, с. 23.
- Леонтьев А.Н. Проблема деятельности в психологии. Вопросы философии, 1972, I 9, с. 95−108.
- Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. Изд. 3-е. ГЛ., 1972. — 575 с.
- Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. М.: Политиздат, 1975. — 303 с.
- Леонтьев А.Н. Психология познавательной деятельности /сб. статей// Под ред. А. Н. Леонтьева. М.: МГУ, 1978. — 151 с.
- Леонтьев А.Н. и современная психология. Сборник статей памяти А. Н. Леонтьева. М.: МГУ, 1983. — 287 с.
- Леонтьев А.Н. Анализ деятельности.- Вестник Моск. ун-та, сер. 14. Психология, 1983, № 2, с. 5−17.
- Лехтман-Абрамович Р.Я., Фрадина Ф. И. Этапы развития игрыи действий с предметами в раннем детстве. М.: Медгиз, 1949. — 76 с.
- Лисина М.И. Возникновение и развитие непосредственно-эмоционального общения со взрослыми детей первого полугодия жизни.- В кн.: Развитие общения у дошкольников / Под ред. A.B.Запорожца и М. И. Лисиной. М.: Педагогика, 1974, с. 18−64.
- Лисина М.И. Особенности общения у детей раннего возраста в процессе действий, совместных со взросли, га. В кн.: Развитие общения у дошкольников / Под ред. A.B.Запорожца и М. И. Лисиной.- М.: Педагогика, 1974, с. II3-I52.
- Литвинюк A.A. Сравнительный анализ деятельности детей дошкольного возраста в предметной ситуации и ее схеме: Автореф. дис.канд.психол.наук. М., 1970. — 17 с.
- Лурия А.Р., Юдович Ф. Я. Речь и развитие психических процессов у ребенка. К.: АПН РСФСР, 1956. — 94 с.
- Лурия А.Р. К вопросу о формировании произвольных движений ребенка. Дошгады / АПН РСФСР, 1957, J? I, с. 79−84.
- Лурия А.Р. Роль речи в регуляции нормального и аномального поведения. Проблемы высшей нервной деятельности нормального и аномального ребенка, т. II. М.: АПН РСФСР, 1958, с. 5−46.
- Люблинская A.A. Очередные вопросы подготовки детей к школе. Дошкольное воспитание, 1973, № 4, с. 4−7.
- Люблинская A.A. О воспитательных возможностях учебной деятельности младших школьников. Вопросы Психологии, 1977, № 6, с. II2-II8.
- Лялина Г. Развитие познавательной деятельности /дошкольников/. Дошкольное воспитание, 1975, № 4, с. 7−12.
- Мальковекая Т.Н. Социальная активность школьников и пути ее формирования. Советская педагогика, 1978, Л> 5.
- Мануйленко З.В. Развитие произвольного поведения у детей дошкольного возраста. Известия АПН РСФСР, 1948, вып. 14, с. 89−124.
- Машбиц Е.И. Психологические проблемы проектирования учебной деятельности. Вопросы психологии, 1979, Je 6, с. 96−104.
- Мелик-Пашаев A.A. Выразительная функция цвета в изобразительной деятельности детей. Вопросы психологии, 1975, № 4,с. I08-II7.
- Менчинская H.A. Развитие психики ребенка. М.: АПН РСФСР, 1957. — 184 с.
- Мерлин B.C. Опыт -изучения интегральной индивидуальности. Вопросы психологии, 1977, Je 5, с. 88−97.
- Методы изучения и диагностики психического развития ребенка / Под ред. Н. И. Непомнящей. М.: НИИ ОПП Ш СССР, 1975.- 250 с.
- Минская Р.И. Переход от наглядно действенного к рассуждающему мышлению у детей дошкольного возраста: Автореф.дис. канд.пед.наук. М., 1954. — 16 с.
- Мотивы и сознание в поведении человека /ХУП1 Меядунар. конгресс-симпозиум/. М., 1966. — 103 с. 120.-Мотивация познавательной деятельности /сб. научных трудов/ / Под ред. Ю. Н. Кутоткина и Г. С. Сухобской. Л., 1972. — 117 с.
- Мухина B.C. Генезис изобразительной деятельности: Авто-реф. дис. д-ра психол.наук. М., 1972. — 39 с.
- Непомнящая Н.И. О подходе к разработке методов -изучения развития учащихся. Обучение и развитие младших школьников. Материалы межреспубликанского симпозиума / Под ред. Г. С. Костюка.- Киев, 1970. 407 с.
- Непомнящая Н.И. Формирование математических представлений и понятий у детей дошкольного возраста. В кн.: Умственное воспитание дошкольника / Под ред. Поддьякова H.H. — М.: Педагогика, 1972. — 288 с.
- Непомнящая Н.И. К проблеме целостности предмета исследования в психологии. В кн.: Системные исследования- М.: Наука, 1972, с. III-I32.
- Непомнящая Н.И. Роль дошкольного возраста в психическом развитии ребенка. Дошкольное воспитание, 1979, ib 7, с. 42−45.
- Непомнящая Н.И. Содержание и методы обучения дошкольниковматематике. В кн.: Умственное воспитание дошкольника / Под ред. Н. Н. Поддьякова. — М.: Педагогика, 1972. — 288 с.
- Непомнящая H.Ii. Деятельность, сознание, личность и предмет психологии. В кн.: Проблема деятельности в советской психологии. Тезисы докладов к У Всесоюзному съезду Общества психологов, ч. I. — М., 1977, с. 68−79.
- Неверович Я.З. Овладение предметными движениями в пред-школьном и дошкольном возрасте. Известия АПН РСФСР, 1948, вып. 14, с. 167−196.
- Неверович Я.З. Мотивы трудовой деятельности ребенка до4школьного возраста. Известия АПН РСФСР, 1955, вып. 64, с. 128−149.
- Неверович Я.З. Начальные формы трудовой деятельности у детей дошкольного возраста. В кн.: Психология личности и деятельности дошкольника / Под ред. Запорожца A.B. и Д. Б. Зльконина. Глава 1У. — М.: Просвещение, 1965. — 195 с.
- Неверович Я.З. Роль ориентировочно-исследовательской деятельности в образовании навыков у детей. Доклады совещания по вопросам психологии. М.: АПН РСФСР, 1954.
- Нересова 0. Аппликация во второй младшей группе. Дошкольное воспитание, 1978, № 4, с. 28−31.
- Обучение и развитие младших школьников. Материалы Меж-респ. симпозиума / Под ред Г. С. Костюка. Киев, 1970. — 407 с.
- Олицкий A.A. Многокритериальное^ задач методологии науки как выражение системности знания. В кн.: Системные исследования. Методологические проблемы. Ежегодник. — М.:'Наука, 1981, с. 268−289.
- О повышении успеваемости и принципе значимости в психологии /од ред. Н. Ф. Добрынина, ч. 1−2. М., 1957−1959. — 209 с.
- Опыт системного исследования психики ребенка / Под ред. H.H.Непомнящей. М.: Педагогика, 1975. — 231 с.
- Парафеева 0. Изобразительная деятельность и умственное воспитание детей /в детском саду/. Дошкольное воспитание, 1973, ih 4, с. 61−63.
- Пинский Б.И. Психологические особенности деятельности умственно отсталых школьников. М.: АПН РСФСР, 1962. — 319 с.
- Платонов К.К. 0 понятиях деятельности, личности и коллектива. Проблема деятельности в советской психологии. Тезисы докладов к У Всесоюзному съезду психологов. М., 1977, с. 12−19.
- Поддьяков H.H. Превращение исполнительских действий в ориентировочные у детей дошкольного возраста. ХУ1П Международный психологический конгресс, симп. 30. М., 1966, с. I48-I5I.
- Пономарев H.A. Взаимоотношение прямого /сознаваемого/ и побочного /неосознаваемого/ продуктов действия. Вопросы психологии, 1959, № 4, с. 90−104.
- Пономарев Я.А. Развитие внутреннего плана действий в процессе обучения. В кн.: Возрастные возможности усвоения знаний / Под ред. Д. Б. Зльконина и В. В. Давыдова. — М.: Просвещение, 1966. — 442 с.
- Пономарева P.A. Зависимость эффективности формирования' обобщенных трудовых умений у младших школьников от методов обучения. В кн.: Обучение и развитие младших школьников / Под ред. Г. С. Костюка. — Киев, 1970. — 407 с.
- Постнова И.В. Психологические особенности детей с разной успешностью в обучении: Автореф. дис.канд.психол.наук. М., 1976. — 30 с.
- Проблема деятельности в советской психологии. Тезисы докладов к У Всесоюзному съезду Общества психологов /27 июня 2 июля/. — М.: АПН СССР, 1977, ч. I. — 202 е., ч. II. — 505 с.
- Психология личности и деятельности дошкольника / Под ред. А. В. Запорожца и Д. Б. Эльконина. М.: Просвещение, 1965. — 294 с.
- Психолого-педагогические проблемы дошкольного воспитания и (подготовки детей к школе. Тезисы докл. М.: Педагогика, 1973. — 117 с.
- Пушкин В.Н. Деятельность как объект психологии. Проблема деятельности в советской психологии. Тезисы докладов и материалов научных сообщений к У Всесоюзному съезду психологов. М., 1977, ч. I, с. 52−58.
- Развитие общения у дошкольников / Под ред. Запорожца А. В. и М. И. Лисиной. М.: Педагогика, 1974. — 288 с.
- Развитие ребенка / Под ред. А. В. Запорожца и Л. А. Венгера.- М.: Просвещение, 1969. 190 с.
- Ракитов А.И. Философские проблемы науки. М., 1977.
- Ракитов А.И. Историческое познание. М., 1982. — 303 с.
- Репкин В.В. Психологическая организация учебного материала и успешность обучения: Автореф. дис.канд.пед.наук. М., 1967. — 18 с.
- Репкин В.В. Формирование учебной деятельности как психологическая проблема. Вестник Харьковского ун-та, 1977, № 155, с. 32−37.
- Решетова З.А. Роль ориентировочной деятельности в двигательном навыке. Вопросы психологии, 1956, № I, с. 53.
- Розенгарт-Пупко Г. Я. Речь и развитие восприятия в раннем детстве. М.: Изд-во АМН, 1948. — 200 с.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Изд. 2-е. М.: Учпедгиз, 1946. — 704 с.
- Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание: 0 месте психического во всеобщей взаимосвязи явлений материального мира. М., 1957.- 328 с.
- Рубинштейн С.Л. Принципы и пути развития психологии.- М.: Изд-во АН СССР, 1959. 354 с.
- Рубинштейн СЛ. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1976. — 416 с.
- Рузская А.Г. Роль непосредственного опыта и слова в образовании обобщений у детей дошкольного возраста: Автореф. дис. канд.пед.наук. М., 1954. — 14 с.
- Сагатовский В.Н. Опыт построения категориального аппарата системного подхода. Философские науки, 1976, №.3.
- Садовский В.Н. Основания общей теории систем. М., 1974.
- Макулина Н.П. Нравственное воспитание на занятиях изобразительной деятельности. Дошкольное воспитание, 1978, № I, с. 27−30.
- Сарычев В.М. Методологические аспекты представления самовоспроизводящихся систем и целенаправленной деятельности. В кн.: Системные исследования. Методологические проблемы. Ежег. — М., 1981, с. 251−267.
- Сеченов Й.М. Кому и как разрабатывать психологию. В кн.: Избранные философские и психологические произведения. — М., 1947, с* 222—302•
- Сидельникова Р. Организация музыкально-игровой деятельности детей вне занятий. Дошкольное воспитание, 1979, № I, с. 80−81.
- Славина JI.C. 0 развитии мотивов игровой деятельности в дошкольном возрасте. Известия АПН РСФСР, 1948, вып. 14, с. 11−30.
- Слобунов С.М. Исследование соотношений когнитивного и исполнительного компонентов двигательного действий: Автореф.дис. канд.психол.наук. Л. — II с.
- Страхов В.И. Самоконтроль в трудовой деятельности учащихся. Советская педагогика, 1962, № 2.
- Субботский Е.В. Психология отношений партнерства у дошкольников. М., 1976. — 144 с.
- Субботский Е.В. Изучение у ребенка смысловых образований. Вестник Моск. ун-та. Сер. Психология, 1977, № I, с. 62−72.
- Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний / Под ред. Н. Ф. Талызиной. ГЛ.: МГУ, 1975. — 343 с.
- Тихомиров O.K. О формировании произвольных движений у детей дошкольного возраста. Проблемы высшей нервной деятельности нормального и аномального ребенка, т. A, AIE РСФСР, 1958, с. 72−130.
- Тихомиров O.K. Структура мыслительной деятельности человека. М.: МГУ, 1969. — 304 с.
- Тихомиров O.K. Психологические исследования творческой деятельности. М.: Наука, 1975. — 253 с.
- Тихомиров O.K. Психологические механизмы целеобразова-ния / Под ред. О. К. Тихомирова, Э. Д. Телегиной, Т. Г. Волковой и др. М.: Наука, 1977. — 259 с.
- Усова А.П. Игра и труд в детском саду / Под ред. А. П. Усовой и Л. Н. Пеньковской. М.: АПН РСФСР, 1961. — 96 с.
- Управляемое формирование психических процессов / Под ред. П. Я. Гальперина. М.: МГУ, 1977. — 198 с.
- Филиппова Е.В. К вопросу о психологическом механизме перехода с одной стадии развитиямьшшения на другую у детей дошкольного возраста. В кн.: Психолого-педагогические проблемы обучения и воспитания, ч. 2. — Душанбе: Дониш, 1974, с. 38−65.
- Фельдштейн Д.И. Психологические основы общественно-полезной деятельности подростков. М.: Педагогика, 1982. — 226 с.
- Фещенко Т.И. Об условиях присвоения учебной деятельности /школьниками/. Вестн. Харьковского ун-та, 1980, № 200.
- Формирование учебной деятельности школьников / Под ред. В. В. Давыдова, Й. Ломпгаера, А. К. Марковой. М.: Педагогика, 1982.- 215 с.
- Фрадкина Ф.И. Развитие сюжета в игре ребенка раннего детства. М.: АПН РОФСР, 1963. — II с.
- Хазиев B.C. Целевое отношение. В кн.: Творчество и социальное познание. — М.: МГУ, 1982.
- Цеханская Л.й. Диагностика степени овладения некоторыми предпосылками учебной деятельности. В кн.: Диагностика умственного развития дошкольников / Под ред. Л. А. Венгера и В.В.Холмов-ской. -М.: Педагогика, 1978, т. УШ, с. 153−166.
- Щедровицкий Г. П. К характеристике категориальных определений деятельности. Проблема деятельности в советской психологии. Тезисы докладов и материалы научных сообщений к У Всесоюзному съезду психологов. M., 1977, с. 83−93.
- Щедровицкий Г. П. Принципы и общая схема методологической организации системно-структурных исследований и разработок.
- В кн.: Системные исследования. Ежегодник, 1981. M., 1981, с. 193−227.
- Щелованов Н.М. О воспитании в домах младенцев. Вопросы материнства и младенчества., 1938, № 13.
- Штерн В. Психология раннего детства. Петроград, 1922.- 280 с.
- Зяьконин Д.Б. Детская психология. М.: Учпедгиз, I960.- 328 с.
- Эяьконин Д.Б. Вопросы психологии учебной деятельности младших школьников, — М.: АПН PC®CP, 1962. 287 с.
- Зльконин Д.Б., Давыдов В. В. /ред./. Возрастные возможности усвоения знаний. М., 1966. — 442 с.
- Зяьконин Д.Б. Связь обучения и психического развитиядетей. Экспериментальные исследования по проблемам перестройки начального обучения. Материалы I симпозиума. Тбилиси, 1969, с. 243−272.
- Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте. Вопросы психологии, 1971, № 4, с. 6−20.
- Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника.- M., 1974. 64 с.
- Эльконин Д.Б. Психология игры. M., 1978. — 301 с.
- Экспериментальные исследования по проблемам перестройки начального обучения. Материалы I симпозиума. Тбилиси, 1969.- 711 с.
- Экспериментальные исследования по проблемам усовершенствования учебно-воспитательного процесса в начальных классах и подготовки детей к школе. Материалы II Всесоюзного симпозиума.- Тбилиси, 1974, ч. I. 843 е., ч. II — 442 с.
- Якобсон С.Г. Становление-психологических механизмов этической регуляции поведения. В кн.: Психология формирования и развития личности. — М.: Наука, 1981. — 320 с.
- Яковлева C.B. Условия формирования простейших видов произвольного действия у детей преддошкольного возраста. В кн.: Проблемы высшей нервной деятельности нормального и аномального ребенка, т. II. — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1958, с. 47−71.
- Юдин Э.Г. Системный подход и принцип деятельности: Методологические проблемы современной науки. М.: Наука, 1978.- 391 с.