Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Осознанность и произвольность деятельности в дошкольном возрасте

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Методы исследования. На всех этапах исследования его направление определялось сочетанием лонгитюдного метода и метода поперечных срезов. В качестве основных способов получения научных фактов использовались: наблюдение /прямое и включенное/, анализ результатов деятельности, обобщение независимых характеристик, методы изучения общей структуры деятельности, целевой регуляции деятельности, рефлексии… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Теоретический анализ проблемы и задач исследования
    • I. Изучение проблемы деятельности в советской психологии
    • 2. Теоретический анализ предмета и средств изучения деятельности дошкольника
  • Глава II. Особенности возрастных и индивидуально-типических уровней сформированности деятельности в дошкольном возрасте
    • I. Характеристика детей с разными уровнями построения деятельности
    • 2. Соотношение обобщенности структуры деятельности и уровней ее сформированности
    • 3. Рефлексия как механизм становления субъективной формы обобщенной структуры деятельности
    • 4. Роль личностной ценностности и образа «Я» в становлении общей структуры деятельности
  • Глава III. Формирование обобщенной структуры деятельности.. .III
    • I. Метод формирования обобщенной структуры деятельности .III
    • 2. Особенности формирования обобщенной структуры деятельности у детей с разными уровнями рефлексии деятельности и разными типами личностной ценностности
    • 3. Результаты формирования обобщенной структуры деятельности

Осознанность и произвольность деятельности в дошкольном возрасте (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Апрельский пленум Щ КПСС /1984 г./ подчеркнул, что реформа школы создает условия для сопряженного развития всей системы народного образования, всего дела обучения и воспитания и указал на роль всех звеньев в решении ее основных задач: обеспечение единого уровня общеобразовательной подготовленностивыявление условий повышения качества общеобразовательной и трудовой подготовкиопределение оптимального объема умений и навыков, обязательных для овладения учащимися. В этой связи особо острой становится проблема всесторонней подготовки детей к школьному обучению, создания условий перехода к обучению с шести лет. Учитывая, что дошкольное воспитание охватывает абсолютное большинство детей и переход к обучению детей с 6-летнего возраста в школе будет осуществляться постепенно, возрастает роль дошкольных учреждений в разрешении этой важной проблемы.

Решение указанных задач требует от психологов и педагогов организации исследований и разработки практических рекомендаций по выявлению и эффективному использованию условий, способствующих оптимальной подготовке дошкольников к систематическому обучению.

В педагогической теории и практике повышение эффективности обучения связывается прежде всего с активностью самого ребенка, с такими характеристиками его деятельности, как произвольность и осознанность, обеспечивающими ее высокую успешность и продуктивность.

Современная возрастная психология исходит из общих методологических положений: деятельность — условие и ведущее средство развития и формирования личности и сознания, социальная природа и сущность активности человека проявляются в его деятельности. Деятельность представляет собой особый специфический способ существования, присущий человеку. Связь субъекта с внешней действительностью осуществляется в процессе /и как процесс/ присвоения социального опыта. Формой такого присвоения, происходящего в процессе общения, и условием его реализации является деятельность. Поэтому развитие деятельности представляет исходную основу развития человека, специфических форм его существования, его психики.

Поэтому изучение особенностей присвоения, развития, построения деятельности человека имеет центральное значение при решении многих вопросов как психологической науки, так и практики. Деятельностннй подход в психологии, развитый в трудах советских психологов /Л.С.Выготского, А. Н. Леонтьева, А. Б. Запорожца, П. Я. Гальперина, Д. Б. Зльконина, Л. А. Венгера и др./, реализующий основное марксистское положение о социальной природе человека, его психики, стал одним из центральных методологических принципов психологического исследования и практического применения его результатов. Этот подход получил реализацию во всех сферах психологического исследования, от изучения психических процессов до изучения личности, от инженерной психологии до социальной психологии. Изучаются многие особенности различных конкретных видов деятельности, зависимость от деятельности психического развития, проводится анализ самой психики в контексте категории «деятельность». В то же время конкретно-психологическому изучению самой этой категории, общим особенностям деятельности, особенно в ее целостности, развитию ее структуры и особенно субъективных механизмов, обеспечивающих присвоение и функционирование индивидуальной деятельности, уделяется недостаточное внимание. Это относится и к дошкольному возрасту. «Борьба за включение психологической проблематики деятельности в сферу ведения психологии, — отмечал С. Л. Рубинштейн, —. это и борьба за нечто совсем конкретное — за право и обязанность психологии принять участие в разрешении конкретных практических задач. включиться в разрешение животрепещущих вопросов практической жизни» /162, с. 155/. Вместе с тем нельзя сказать, что осуществлено глубокое изучение особенностей генезиса деятельности в течение дошкольного детства, изменения ее структуры и механизмов, ее особенностей как произвольность и осознанность, которые обеспечивают достижение или направленное формирование наиболее оптимальных для данного возраста /возможных и требуемых с точки зрения задач дальнейшего развития/ уровней и форм деятельности. Попытке решения этих вопросов и посвящена данная диссертация. Не нужно доказывать, какое значение имеет решениеэтих вопросов в контексте практической задачи обучения шестилеток, подготовки детей к школе, поскольку развитие общих особенностей деятельности представляет основу, условие развития и формирования ее конкретных видов, усвоения знаний, является одним из важнейших оснований развития личности. Это определяет актуальность избранной нами темы исследования.

Деятельностная онтология обнаруживает множественность представлений и позиций исследователей. С. Л. Рзгбинштейном были поставлены и рассматривались проблемы субъекта деятельности, способа связи деятельности и субъекта /понимаемые им как условие формирования и развития личности/, и подчеркивалась важность поиска такого качества деятельности и способа включения в нее личности, которое может обеспечить наиболее эффективное ее развитие. Б. Г. Ананьев меру развития индивида ставил в зависимость от способа включения его в труд, от готовности человека к деятельности.

А.Н.Леонтьев углубил понимание деятельности, поставил в качестве центральных задач исследование строения деятельности, развитие структуры деятельности в онтогенезе, интериоризацию деятельI ности. Д. Б. Зльконин выделил типологию ведущих деятельностей, подчеркнув, что усвоение общественного опыта — это прежде всего усвоение мотивов и задач деятельности, усвоение ее операционно-технической стороны.

Б советской психологии проблема исследования структуры деятельности ставится в связи с проблемой развития и формирования психики ребенка, новых видов деятельности — трудовой, учебной. Как показал специальный анализ этого вопроса в работах А. Н. Леонтьева, Д. Б. Зльконина, В. Б. Давыдова, П. Я. Гальперина, А.В.Запорож-ца и др., изменение школьных программ и методов обучения в начальных классах повышает требования к подготовке дошкольников к обучению в школе, к развитию их практической и умственной деятельности.

Как показали специальные исследования, особую актуальность приобретает изучение образований личности, способствующих быстрой адаптации ребенка к школьной жизни. Таким важнейшим образованием является способность ребенка произвольно и сознательно строить свою деятельность и поведение. Это получило освещение в целом ряде работ психологов и педагогов /Б.Г.Ананьев, Л. А. Венгер, П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов, А. В. Запорожец, З. М. Истомина, Г. С. Костюк, А. Н. Леонтьев, М. И. Лисина, А. А. Люблин екая, Н. И. Непомнящая, Н. С. Пантина, С. Л. Рубинштейн, А. П. Усова, Д. Б. Зльконин и мн. др./.

В исследованиях советских психологов рассматривались отдельные стороны произвольного поведения и осознания себя в процессе деятельности. Так, в обобщающих работах психологов Д. Б. Эльконина /1960/, Я. З. Неверович Я965/, Л. И. Божович Л968/,.

В.К.Котырло /1971/ приводятся данные о развивающихся в дошкольном возрасте умениях осуществлять целенаправленные действия и самостоятельно ставить цели, о стремлении детей управлять своим поведением, преодолевая разнообразные трудности. Имеются данные, свидетельствуицие о сознательном подчинении ребенка правилам /В.А.Горбачева, 1945/, об утверждении своей позиции и своих требований /З.В.Мануйленко, 1948/, умении оценить свои действия и действия других детей в соответствии с поставленными требованиями /В.А.Горбачева, 1948; Н. Е. Анкудинова, 1958/, о попытках планирования своих действий /Я.З.Неверович, 1965; H.H. Поддьяков, 1977/, о появлении «личностного сознания» /Д.Б.Зль-конин, 1969; Л. И. Божович, 1974; А. В. Запорожец, 1978/, об особенностях целевого поведения /В.К.Котырло, 1971/. Т. С. Комарова /1974/ указывает на значительные изменения в протекании деятельности при специальной организации продуктивной деятельности, когда у ребенка Формировались такие ее элементы как планирование, подчинение деятельности цели, а также действия контроля и оценки. Исследования Н. И. Непомнящей /1972/, A.B.Запорожца /1974/ показали возможность формирования у дошкольников высоких уровней обобщения в процессе развития деятельности. Эксперименты Е.В.Суббот-ского выявили наличие элементов «творческой независимости» в поведении ребенка, в основе которой лежит собственный опыт ребенка.

В то же время целостного подхода к изучению осознанности и произвольности поведения детей осуществлено не было, тогда как именно целостный подход в наибольшей степени способствует выявлению необходимых условий подготовки детей к школе. Все это позволяет считать проблему изучения произвольности и осознанности деятельности детей актуальной на сегодняшний день.

В соответствии с этим, целью нашего исследования явилось изучение осознанности и произвольности общих особенностей деятельности дошкольников, специфичных для разных возрастных и индивидуально-типических групп, определяющих построение разных видов деятельности /учение, труд, игра/.

Выявление психологических механизмов, лежащих в основе разных уровней сформированное&tradeдеятельности, условий их формирования — представляет предмет исследования.

Гипотеза исследования. Мы предполагали, что более высокие уровни построения деятельности связаны с осознанием /рефлексией/ регулирующей и побудительной роли разных компонентов деятельности, с их выделением и обобщением, а также с характером личностной направленности ребенка.

Данная гипотеза конкретизирована в следующих задачах исследования:

1. Изучить динамику осознания и обобщения компонентов целостной деятельности в дошкольном возрасте.

2. Выявить специфику конкретных видов деятельности, связанную с индивидуальными и возрастными особенностями детей.

3. Выяснить психологические условия, определяющие разные уровни сформированности деятельности.

4. Средствами формирующего эксперимента выявить психологические условия, способствующие достижению у ребенка наиболее высоких уровней деятельности.

Общим методологическим средством решения указанных задач и выдвинутых гипотез явился целостный подход к изучению деятельности, который реализовался:

— в изучении деятельности ребенка как целостного образования;

— в нормативном анализе деятельности детей разных возрастных групп /на основе выделения того объективного содержания, которое должно быть присвоено ребенком/;

— в единстве анализа личннстных особенностей ребенка и особенностей его деятельности.

Методы исследования. На всех этапах исследования его направление определялось сочетанием лонгитюдного метода и метода поперечных срезов. В качестве основных способов получения научных фактов использовались: наблюдение /прямое и включенное/, анализ результатов деятельности, обобщение независимых характеристик, методы изучения общей структуры деятельности, целевой регуляции деятельности, рефлексии деятельности /разработанные под руководством Н. И. Не помнящей в исследованиях И.Б.Даунис/, метод выявления личностной ценностности /разработанный М. Е. Каневской под руководством Н.И.Непомнящей/, констатирующий и формирующий эксперименты. Статистическая значимость полученных данных проверялась с помощью методов математической статистики /использовался критерий хи-квадрат/. В эксперименте участвовало 410 детей 4−7 лет из детских садов г. Череповца, Вологодской области.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Уровень сформированности деятельности детей дошкольного возраста зависит от того, какие компоненты деятельности играют побудительную и регулирующую роль в ее функционировании.

2. Более высокие уровни сформированное&trade— деятельности связаны с высокой мерой осознания побудительной и регулирующей роли ее компонентов.

3. Основу обобщения компонентов деятельности составляет их произвольное и осознанное /рефлексивное/ выделение ребенком.

4. Уровень сформированное&tradeдеятельности существенно зависит от характера личностной направленности /типа ценностности/ ребенка.

5. В старших группах дошкольных учреждений в условиях школьного обучения детей шести лет возможно формирование более высоких уровней деятельности.

Новизна данной работы определяется следующим:

1. Изучена структура продуктивной деятельности у детей 4−7 лет.

2. Выявлены уровни сформированности структуры деятельности, их возрастная динамика.

3. Показана зависимость сформированности деятельности от особенностей ее структуры, осознания /рефлексии/, личностной направленности ребенка.

4. Создана методика формирования у детей 4−7 лет высоких /возможных дяя соответствующего возраста/ уровней функционирования разных видов деятельности.

Практическая значимость. Результаты исследования имеют важное значение для понимания общих особенностей деятельности у детей дошкольного возраста, строения разных видов деятельности, механизмов целевой регуляции, генезиса деятельности у детей 4−7 лет. Разработанная нами методика формирования высокого уровня продуктивной деятельности у детей шестилетнего возраста может быть использована как результативный способ подготовки детей к школьному обучению, как важное основание в системе начального обучения и воспитания детей с 6 лет.

Апробация материалов исследования. По результатам исследования были сделаны сообщения на II Всесоюзной конференции по педагогической психологии в г. Туле /Тезисы докладов II Всесоюзной конференции по педагогической психологии в г. Туле, 1982/, на заседаниях кафедр «дошкольной педагогики и психологии», «педагогики и психологии» в Череповецком педагогическом институте им. А. Б. Луначарского /Череповец, 1981, 1982, 1983, 1984 гг./, на заседаниях лаборатории обучения и воспитания детей шестилетнего возраста /Москва, сентябрь 1982 г., июнь 1983 г./.

Внедрение результатов исследования. Материалы исследования используются в курсах лекций по возрастной и педагогической психологии, в спецкурсе на педагогическом факультете, в спецсеминаре на филологическом факультете, в курсовых и дипломных работах и в педагогической практике студентов дошкольного факультета Череповецкого педагогического института. Проведены консультации для воспитателей, методистов дошкольных учреждений Череповецкого района, учителей начальных классов. Разработанные нами методики апробированы в 6 дошкольных учрездениях г. Череповца и получили высокую оценку.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии /205 наименований/. Общий объем диссертационной работы — 159 листов машинописного текста.

ВЫВОДЫ.

Проведенное нами исследование позволяет сделать следующие выводы:

1. В ходе экспериментального исследования были выделены 3 группы детей, различающиеся по уровню сформированное&tradeдеятельности.

У детей всех изучавшихся нами возрастных групп /4−5, 5−6, 6−7 лет/ шире всего оказались представленными средние и низкие уровни структуры деятельности. Высокий уровень сформированное&tradeдеятельности оказался наиболее выраженным в группе детей 6−7 лет.

2. Установлено, что основу более высокого уровня сформированное&tradeдеятельности составляет обобщенность структуры деятельности, высокая осознанность и внделенность ее компонентов, их взаимосвязи и обусловленности.

3. Показано, что развитие обобщенной структуры деятельности, соответствующее развитию более высоких уровней построения деятельности, происходит в направлении универсализации выделенных компонентов. Наиболее интенсивно такая универсализация происходит в продуктивной деятельности /рисование, лепка, аппликация, конструирование/, наиболее отвечающей возрастные особенностям детей. При этом выполнение разных: видов деятельности и осознание деятельност-ного опыта составляет основу произвольного выделения ребенком компонентов деятельности, обобщения кавдого из них и структуры деятельности в целом.

4. Получение в исследовании материалы свидетельствуют, что выделение компонентов деятельности, обобщение и осознание их структуры связаны с особенностями ценностной направленности ребенка. Обнаружено, что с высоким уровнем строения деятельности соотносятся типы ценностностей — деятельностная, познавательная, учениясо средним уровнем — учения, общенияс низким уровнем — ценност-ность реально-практического функционирования.

5 г Показана возможность направленного формирования более высоких уровней строения деятельности и ее целевой организации за счет выделения дяя ребенка и осознания им элементов деятельности и ее структуры в целом, что достигается посредством обучения ребенка планированию и использованию знакового опосредствования.

6. Выявлена линия развития личностной направленности /типов ценностностей/ наиболее способствующая выделению компонентов деятельности, их осознанию и обобщению детьми с низкими уровнями построения деятельности — через тип «ценностность учения» к другим типам — познавательной, деятельностной, ценностности общения.

ЗЖЛЮЧЕНЙЕ.

Деятельность — специфически человеческая форма активного отношения к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное изменение и преобразование.

В общефилософском плане человеческая деятельность рассматривается как социальная форма движения материи, как способ существования общества и отдельного человека, человек своей собственной деятельностью опосредствует, регулирует и контролирует обмен веществ междзг собой и природой /2, с. 188/. Свойства, характеризующие деятельность, — это всегда объективированные свойства субъекта деятельности. Деятельность людей не произвольна, она детерминирована объективными обстоятельствами: «Люди сами делают свою историю, но они ее делают не так, как им вздумается, при обстоятельствах, которые не сами они выбрали, а которые непосредственно имеются налицо, даны mi и перешли от прошлого /I, с. 119/. Деятельность есть способность человека вести себя в соответствии со специфической логикой каждого предмета, быть деятельным существом, деятелем, основываться /в процессе овладения предметным содержанием/ на своих прошлых результатах, опираться на свой опыт. Деятельность есть процесс последовательного накопления, расширения и углубления общечеловеческого опыта.

В предмет психологии деятельность включается как принцип объяснения природы психического. Деятельность как основная форма активности является центральным образованием, обусловливающим развитие человека, его сознания, личности. Поэтому в советской психологии, развивающей положение марксистско-ленинской философии о социальной природе психики человека, принцип развития психики в связи с развитием деятельности, психических процессов в связи с процессами деятельности, заняли центральное место. Поэтому проблема развития деятельности имеет важное значение в исследовании психики ребенка.

В исследованиях психологов были изучены разные вопросы, касающиеся развития детей и, в частности, развития детей дошкольного возраста: развития отдельных психических функций в деятельности, развития ребенка в отдельных видах деятельности и в их взаимодействии, развития отдельных видов деятельности на фоне ведущей деятельности, выделение отдельных аспектов развития и рассмотрение их с точки зрения готовности к школьному обучению. В этих исследованиях были получены важные данные о различных особенностях развития деятельности детей дошкольного возраста. В то жевремя в этой области остается много до конца не выясненных вопросов, в частности, вопрос об особенностях и путях формирования целостной структуры деятельности в дошкольном возрасте. Разработка этих вопросов и составила задачу нашего исследования. При этом мы использовали целостный подход к анализу деятельности, который включал: I/ нормативный анализ структуры деятельности- 2/ личностный анализ, который лег в основу выявления субъективных механизмов деятельности. Были использованы генетический и индивидуалъно-типичес-кий методы анализа, а также констатирующие и формирующие методы исследования.

В теоретической части /I глава/ исследования был проведен анализ различных психологических подходов к изучению деятельности, в частности, деятельности детей дошкольного возрастарассмотрены методологические средства и подходы к исследованию деятельности.

Во II главе был осуществлен эмпирический анализ уровней сфор-мированности деятельности, так называемой «деятельностной формы активности». Показатели, характеризующими деятельность с этих сторон, служили: отношение ребенка к деятельности, мера его активности и самостоятельности, особенности построения деятельности, предпочитаемые виды деятельности, ее продуктивность. Исследования были проведены с детьми 4−7 лет /410 детей/ в детских садах г. Череповца. В результате анализа были выделены 3 группы детей, различающихся по уровню сформированное&tradeдеятельности. Показаны их возрастные различия и индивидуально-типические особенности.

Показать весь текст

Список литературы

  1. К., Энгельс Ф. Соч., т. 8.
  2. К., Энгельс Ф. Соч., т. 23.
  3. К., Энгельс Ф. Соч., т. 42.
  4. К., Энгельс Ф. Соч., т. 46, ч. I- т. 46, ч. II.
  5. .И. Полн. собр. соч., т. 29. к х х6.' Абраменкова В. В. Совместная деятельность дошкольника какгусловие проявления гуманного отношения к сверстникам. Вопросы психологии, 1980, 5.
  6. Абульханова-Сяавская К. А. Мысль и действие. М.: Политиздат, 1968. — 208 с.
  7. Абульханова-Славская К.А. О субъекте психической деятельности. Методологические проблемы психологии. М.: Наука, 1973. -'288 с.
  8. Н.М. Особенности развития детей третьего года жизни и воспитание их в яслях и домах ребенка: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1948. — 46 с.
  9. .Г. Человек как предмет познания. Л., 1968. — 388 с.
  10. .Г. Развитие детей в процессе начального обучения и воспитания. В кн.: Проблемы обучения и воспитания в начальной школ’е / Под рев. Б. Г. Ананьева и А. И. Сорокиной. — М.: Учпедгиз, 1960. — 184 с.
  11. Н.Н. Особенности осознания своих умений удетей 5−7 лет: Автиреф. дис.канд. пед. наук. М., 1959. — 18 с.
  12. Е.А. Ребенок в дошкольные годы / Под ред. A.B.Запорожца и В. В. Давыдова. М.: Просвещение, 1968. — 445 с.
  13. В.Г. Мотивация поведения и формирования личности.- М.: Мысль, 1976. 156 с.
  14. А.Г., Петровский В. А. О динамическом подходе в психологическом анализе деятельности. Вопросы психологии, 1976, Jr. I.
  15. В.И. Своеобразие двигательных навыков в зависимости от условий их образования. Научн. Записки Харьковского пед. ин-та, 1936, т. I, с. 37−65.
  16. В.Г. Системность и общество. М.: Политиздат, 1980.
  17. В.П. Психологические особенности формирования предметных и вербалъно-интеллектуальных операций у дошкольников: Авто-реф. вис.канд. псих, наук, 1978. 20 с.
  18. H.A. 0 построении движений. М.: Медгиз, 1947. — 255 с.
  19. И.В., Юдин Э. Г. Становление и сущность системного подхода. М., 1973. — 270 с.
  20. Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968. — 464 с.
  21. Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе.- Вопросы психологии, 1979, А" 2, с. 47−56- 1979, $ 4, с. 23−34.
  22. .С., Лишин О. В. Закономерности развития деятельности и проблемы психолого-педагогического воздействия на личность.- Вестник Моск. ун-та, сер. Психология, 1982, J& I.
  23. И.И. Развитие самоконтроля в практических действиях младших школьников. В кн.: Обучение и развитие младшихшкольников. Материалы межреспубликанского симпозиума / Под ред. Г. С. Костюка. Киев, ЮТ. — 407 с.
  24. А.Л. Формирование операций и организации действий у детей дошкольного возраста: Автореф. дис.канд. психол.наук.- М., 1977. 18 с.
  25. Л.А., Мухина B.C. Развитие внимания, памяти и воображения в дошкольном возрасте. Дошкольное воспитание, 1974,12, с. 24−30.
  26. В.К. Психология эмоциональных явлений. М.: МГУ, 1976. — 142 с.
  27. Вопросы психологии учебной деятельности младших школьников / Под ред. Д.Б.альконина и В. В. Давыдова. М.: АШ СССР, 1962. — 287 с.
  28. Воспитание дошкольника в труде / Под ред. Нечаевой В.Г.- М.: Просвещение, 1980. 204 с.
  29. Л.С. Умственное развитие детей в процессе обучения. М., 1935. — 133 с.
  30. Л.С. Развитие высших психических функций. М.: АПН РСФСР, I960. — 500 с.
  31. Л. С. Роль игры в психическш развитии ребенка.- Вопросы психологии, 1966, 6, с. 62−75.
  32. Л.С. Проблемы возрастной периодизации детского развития. Вопросы психологии, 1972, Л 2, с. II4-I23.
  33. Л.С. Исторический смысл психологического кризиса. В кн.: Выготский Л. С. Собр. соч., т. I. — М.: Педагогика, 1982, с. 291−436.
  34. П.Я. Питы ориентировки и типы формирования действий и понятий. Доклады АПН РСФСР, 1958, № 2.
  35. П.Я. Развитие исследований по формированию умственных действий. В сб.: Психологическая наука в СССР, т. I. -М.: АПН РСФСР, 1952, с. 441−469.
  36. П.Я., Запорожец A.B., Зльконин Д. Б. Проблемы формирования знаний и умений у школьников и новые методы обучения в школе. Вопросы психологии, 1968, № 5, с. 61−72.
  37. П.Я. К учению об интериоризации. Вопросы психологии, 1966, ?6, с. 25−32.
  38. П.Я. Метод «срезов» и метод поэтапного формирования в исследовании детского мышления. Вопросы психологии, 1966, № 4, с. 128−135.
  39. П.Я. /ред./. Управляемое формирование психических процессов. M., 1977. — 198 с.
  40. П.Я. Функциональное различие между орудием и средством. В кн.: Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. — M., 1980, с. 195−203.
  41. Ю.Б., Романов В. Я., Самсонов И. В. Метод выделения единиц деятельности. В кн.: Восприятие и деятельности / Под ред. А. Н. Леонтьева. — M., 1976, с. 55−67.
  42. Н.П. К изучению структуры деятельности детей. Вопросы психологии, 1976, № I, с. 72−81.
  43. Н.П. Познавательная деятельность детей, ее особенности. Дошкольное воспитание, 1976, № 11, с. 28−33.
  44. А.Ф. Умение выделять существенное как показатель умственного развития ребенка. Обучение и развитие младших школьников Материалы межреспубликанского симпозиума / Под ред. Г. С. Костюка. — Киев, 1970. — 407 с.
  45. Д.Б. Роль ориентировочно-исследовательской деятельности у детей дошкольного возраста: Автореф. дис.канд. психол. наук. M., 1971. — 14 с.
  46. В.А. К освоению правил поведения детьми дошкольного возраста. Известия АПН РСФСР, вып. I, 1945, с. 125−164.
  47. В.А. К вопросу о формировании оценки и самооценки у детей. Известия АПН РСФСР: вып. 18, 1948, с. 3−26.
  48. Н.Д. Микроструктурный анализ исполнительной деятельности. Методы и результаты / Под ред. В. П. Зинченко. М., 1975, 174 с.
  49. А. Образец в обучении детей изобразительной деятельности. Дошкольное воспитание, 1976, № I, с. 19−24.
  50. В.В. Проблема периодизации психического развития. В кн.: Возрастная и педагогическая психология. Материалы Всесоюзного семинара-совещания. — Пермь, 1974, с. 33−58.
  51. В.В. Соотношение понятий «формирование» и «развитие» психики. В кн.: Обучение и развитие. Материалы к симпозиуму. — М.: Просвещение, 1966. — 231 с.
  52. В.В. Виды обобщенияв обучении /логико-психологические проблемы построения учебных предметов/. М., 1972. — 423 с.
  53. В.В. Проблемы общей, возрастной и педагогической психологии /Сб. статей/ / Под ред. В. В. Давыдова. М.: Педагогика, 1978. — 288 с.
  54. И. Всесоюзная научно-практическая конференция /по проблеме «Художественная самостоятельная деятельность детей четырех-семи лет"/. М., июнь, 1976. — Дошкольное воспитание, 1976, № 12, с. 5−8.
  55. Диагностика умственного развития дошкольников / Под ред. Л. А. Венгера и В. В. Холмовской. М.: Педагогика, 1978. — 248 с.
  56. Л. Совместная работа детского сада и школы по художественной деятельности детей. Дошкольное воспитание, 1980,8, с. 85−86.
  57. Т. Действие контроля в процессе изображения /подготовительная группа/. Дошкольное воспитание, 1975, !Ь 12, с. 34−38.
  58. С.Б., Наппельбаум Э. М. Системы, целенаправленность, рефлексия. В кн.: Сотемные исследования. Методологические проблемы. Ежегодник, 1981. — М.: Наука, с. 7−38.
  59. Зак А. З. Психологические особенности рефлексии у детей младшего школьного возраста: Автореф. дис.канд.психол.наук. М., 1976. — 16 с.
  60. A.B. Изменение моторики ребенка-дошкольникавв зависимости от мотивов и условий его деятельности. Известия АПН РШСР, вып. 14, 1948, с. 31−50.
  61. A.B. Развитие произвольных движений. М.: АПН Р<�ЖР, i960. — 430 с.
  62. A.B. Педагогические и психологические проблемы всестороннего развития и подготовки к школе старших дошкольников. Дошкольное воспитание, 1972, № 4, с. 37−42.
  63. A.B. С чего начинается творчество /об эстетическом воспитании детей дошкольного возраста/. Советская культура, 1977, 31 мая.
  64. A.B. Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста / Под ред. А. В. Запорожца, Т. А. Марковой. М.: НИИ общ. педагогики, 1978. — 155 с.
  65. A.B., Венгер I.A., Зинченско В. П., Рузская А.Г.
  66. Восприятие и действие. М., 1967. — 323 с.
  67. Л.В., Раимбекова Б. Ж. О возрастных возможностях формирования компонентов учебной деятельности у первоклассников. -В кн.: Материалы II Всесоюзного симпозиума. Тбилиси, 1974, с. 73−81.
  68. .В. Личность и патология деятельности. М.: ПТУ, 1971. — 100 с.
  69. .В., Кожуховская И. И. Нарушение критичности в структуре деятельности. Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14 Психология, 1978, № I, с. 57−62.
  70. В.П., Гордон В. М. Методологические проблемы психологического анализа деятельности. В кн.: Системные исследования. — М., 1975, с. 82−127.
  71. П.И. Непроизвольное запоминание. М., 1961. — 562 с.
  72. З.М. Развитие произвольной памяти в дошкольном возрасте. Известия АПН РСФСР, 1948, вып. 14, с. 51−88.
  73. Л.Б. Психологические теории научения и модели процесса обучения /в школе/. Советская педагогика, 1973, № 3, с. 83−95.
  74. Кабанова-Меллер Е. И. Приемы учебной работы и овладение ими /в условиях развивающего обучения/. Вопросы психологии, 1980, № 4, с. 145−150.
  75. Р. Изобразительная деятельность детей в первой младшей группе. Дошкольное воспитание, 1972, А»? 8, с. 4−13.
  76. М.Ю. Развитие движений у детей первого года жизни. М.: Педагогика, 1970. — 223 с.
  77. Т.С. Обучение детей формообразующим движениям в рисовании. Дошкольное воспитание, 1976, № I, с. 40−44.
  78. Т.С. 0 методах обучения изобразительной деятельности /в детском саду/. Дошкольное воспитание, 1979, № 4, с. 36−39.
  79. Кон И. С. Социология личности. M., 1967. — 383 с.
  80. Кон И. С. Психология старшеклассника. М.: Просвещение, 1980. — 191 с.
  81. O.A. 0 психологическом аспекте саморегулирования трудовой деятельности. Б кн.: Соотношение биологического и социального в человеке. — М., 1975, с. 221−238.
  82. Н.В. Роль игры в формировании положительного отношения к труду у детей старшего дошкольного возраста. В сб.: Психологические вопросы игры и обучения в дошкольном возрасте.- М.: АПН РСФСР, 1957. 148 с.
  83. A.M. Отражение, познание, творчество. В кн.: Творчество и социальное познание / Под ред. А. М. Коршунова, Голь-дентрихта. -М.: МГУ, 1982, с. 7−38.
  84. В.К. Развитие волевого поведения у дошкольников.- Киев, 1971. 199 с.
  85. Кулютин-Ю.Н. Психологическая структура учебной деятельности/школьника /. Веч. средн. школа, 1980, 1″ 5, с. 42−44.
  86. Н.Д. Психическое состояние готовности /учащихся/ к работе. Среднее специальное образование, 1973, № 3, с. 48−51.
  87. А.Н., Запорожец A.B. Восстановление движения. Исследование восстановления функций после ранения. Рига, 1945.- 231 с.
  88. А.Н. Очерк развития психики. М., 1947. — 120 с.
  89. А.Н. Умственное развитие ребенка. М., 1950.- 32 с.
  90. А.Н. Обучение как проблема психологии. Вопросы психологии, 1957, № I, с. 3.
  91. А.Н. Биологическое и социальное в психике ребенка. Вопросы психологии, i960, № 6, с. 23.
  92. А.Н. Проблема деятельности в психологии. Вопросы философии, 1972, I 9, с. 95−108.
  93. А.Н. Проблемы развития психики. Изд. 3-е. ГЛ., 1972. — 575 с.
  94. А.Н. Деятельность, сознание, личность. М.: Политиздат, 1975. — 303 с.
  95. А.Н. Психология познавательной деятельности /сб. статей// Под ред. А. Н. Леонтьева. М.: МГУ, 1978. — 151 с.
  96. А.Н. и современная психология. Сборник статей памяти А. Н. Леонтьева. М.: МГУ, 1983. — 287 с.
  97. А.Н. Анализ деятельности.- Вестник Моск. ун-та, сер. 14. Психология, 1983, № 2, с. 5−17.
  98. Лехтман-Абрамович Р.Я., Фрадина Ф. И. Этапы развития игрыи действий с предметами в раннем детстве. М.: Медгиз, 1949. — 76 с.
  99. М.И. Возникновение и развитие непосредственно-эмоционального общения со взрослыми детей первого полугодия жизни.- В кн.: Развитие общения у дошкольников / Под ред. A.B.Запорожца и М. И. Лисиной. М.: Педагогика, 1974, с. 18−64.
  100. М.И. Особенности общения у детей раннего возраста в процессе действий, совместных со взросли, га. В кн.: Развитие общения у дошкольников / Под ред. A.B.Запорожца и М. И. Лисиной.- М.: Педагогика, 1974, с. II3-I52.
  101. A.A. Сравнительный анализ деятельности детей дошкольного возраста в предметной ситуации и ее схеме: Автореф. дис.канд.психол.наук. М., 1970. — 17 с.
  102. А.Р., Юдович Ф. Я. Речь и развитие психических процессов у ребенка. К.: АПН РСФСР, 1956. — 94 с.
  103. А.Р. К вопросу о формировании произвольных движений ребенка. Дошгады / АПН РСФСР, 1957, J? I, с. 79−84.
  104. А.Р. Роль речи в регуляции нормального и аномального поведения. Проблемы высшей нервной деятельности нормального и аномального ребенка, т. II. М.: АПН РСФСР, 1958, с. 5−46.
  105. A.A. Очередные вопросы подготовки детей к школе. Дошкольное воспитание, 1973, № 4, с. 4−7.
  106. A.A. О воспитательных возможностях учебной деятельности младших школьников. Вопросы Психологии, 1977, № 6, с. II2-II8.
  107. Г. Развитие познавательной деятельности /дошкольников/. Дошкольное воспитание, 1975, № 4, с. 7−12.
  108. Т.Н. Социальная активность школьников и пути ее формирования. Советская педагогика, 1978, Л> 5.
  109. З.В. Развитие произвольного поведения у детей дошкольного возраста. Известия АПН РСФСР, 1948, вып. 14, с. 89−124.
  110. Е.И. Психологические проблемы проектирования учебной деятельности. Вопросы психологии, 1979, Je 6, с. 96−104.
  111. Мелик-Пашаев A.A. Выразительная функция цвета в изобразительной деятельности детей. Вопросы психологии, 1975, № 4,с. I08-II7.
  112. H.A. Развитие психики ребенка. М.: АПН РСФСР, 1957. — 184 с.
  113. B.C. Опыт -изучения интегральной индивидуальности. Вопросы психологии, 1977, Je 5, с. 88−97.
  114. Методы изучения и диагностики психического развития ребенка / Под ред. Н. И. Непомнящей. М.: НИИ ОПП Ш СССР, 1975.- 250 с.
  115. Р.И. Переход от наглядно действенного к рассуждающему мышлению у детей дошкольного возраста: Автореф.дис. канд.пед.наук. М., 1954. — 16 с.
  116. Мотивы и сознание в поведении человека /ХУП1 Меядунар. конгресс-симпозиум/. М., 1966. — 103 с. 120.-Мотивация познавательной деятельности /сб. научных трудов/ / Под ред. Ю. Н. Кутоткина и Г. С. Сухобской. Л., 1972. — 117 с.
  117. B.C. Генезис изобразительной деятельности: Авто-реф. дис. д-ра психол.наук. М., 1972. — 39 с.
  118. Н.И. О подходе к разработке методов -изучения развития учащихся. Обучение и развитие младших школьников. Материалы межреспубликанского симпозиума / Под ред. Г. С. Костюка.- Киев, 1970. 407 с.
  119. Н.И. Формирование математических представлений и понятий у детей дошкольного возраста. В кн.: Умственное воспитание дошкольника / Под ред. Поддьякова H.H. — М.: Педагогика, 1972. — 288 с.
  120. Н.И. К проблеме целостности предмета исследования в психологии. В кн.: Системные исследования- М.: Наука, 1972, с. III-I32.
  121. Н.И. Роль дошкольного возраста в психическом развитии ребенка. Дошкольное воспитание, 1979, ib 7, с. 42−45.
  122. Н.И. Содержание и методы обучения дошкольниковматематике. В кн.: Умственное воспитание дошкольника / Под ред. Н. Н. Поддьякова. — М.: Педагогика, 1972. — 288 с.
  123. H.Ii. Деятельность, сознание, личность и предмет психологии. В кн.: Проблема деятельности в советской психологии. Тезисы докладов к У Всесоюзному съезду Общества психологов, ч. I. — М., 1977, с. 68−79.
  124. Я.З. Овладение предметными движениями в пред-школьном и дошкольном возрасте. Известия АПН РСФСР, 1948, вып. 14, с. 167−196.
  125. Я.З. Мотивы трудовой деятельности ребенка до4школьного возраста. Известия АПН РСФСР, 1955, вып. 64, с. 128−149.
  126. Я.З. Начальные формы трудовой деятельности у детей дошкольного возраста. В кн.: Психология личности и деятельности дошкольника / Под ред. Запорожца A.B. и Д. Б. Зльконина. Глава 1У. — М.: Просвещение, 1965. — 195 с.
  127. Я.З. Роль ориентировочно-исследовательской деятельности в образовании навыков у детей. Доклады совещания по вопросам психологии. М.: АПН РСФСР, 1954.
  128. Нересова 0. Аппликация во второй младшей группе. Дошкольное воспитание, 1978, № 4, с. 28−31.
  129. Обучение и развитие младших школьников. Материалы Меж-респ. симпозиума / Под ред Г. С. Костюка. Киев, 1970. — 407 с.
  130. A.A. Многокритериальное^ задач методологии науки как выражение системности знания. В кн.: Системные исследования. Методологические проблемы. Ежегодник. — М.:'Наука, 1981, с. 268−289.
  131. О повышении успеваемости и принципе значимости в психологии /од ред. Н. Ф. Добрынина, ч. 1−2. М., 1957−1959. — 209 с.
  132. Опыт системного исследования психики ребенка / Под ред. H.H.Непомнящей. М.: Педагогика, 1975. — 231 с.
  133. Парафеева 0. Изобразительная деятельность и умственное воспитание детей /в детском саду/. Дошкольное воспитание, 1973, ih 4, с. 61−63.
  134. .И. Психологические особенности деятельности умственно отсталых школьников. М.: АПН РСФСР, 1962. — 319 с.
  135. К.К. 0 понятиях деятельности, личности и коллектива. Проблема деятельности в советской психологии. Тезисы докладов к У Всесоюзному съезду психологов. М., 1977, с. 12−19.
  136. H.H. Превращение исполнительских действий в ориентировочные у детей дошкольного возраста. ХУ1П Международный психологический конгресс, симп. 30. М., 1966, с. I48-I5I.
  137. H.A. Взаимоотношение прямого /сознаваемого/ и побочного /неосознаваемого/ продуктов действия. Вопросы психологии, 1959, № 4, с. 90−104.
  138. Я.А. Развитие внутреннего плана действий в процессе обучения. В кн.: Возрастные возможности усвоения знаний / Под ред. Д. Б. Зльконина и В. В. Давыдова. — М.: Просвещение, 1966. — 442 с.
  139. P.A. Зависимость эффективности формирования' обобщенных трудовых умений у младших школьников от методов обучения. В кн.: Обучение и развитие младших школьников / Под ред. Г. С. Костюка. — Киев, 1970. — 407 с.
  140. И.В. Психологические особенности детей с разной успешностью в обучении: Автореф. дис.канд.психол.наук. М., 1976. — 30 с.
  141. Проблема деятельности в советской психологии. Тезисы докладов к У Всесоюзному съезду Общества психологов /27 июня 2 июля/. — М.: АПН СССР, 1977, ч. I. — 202 е., ч. II. — 505 с.
  142. Психология личности и деятельности дошкольника / Под ред. А. В. Запорожца и Д. Б. Эльконина. М.: Просвещение, 1965. — 294 с.
  143. Психолого-педагогические проблемы дошкольного воспитания и (подготовки детей к школе. Тезисы докл. М.: Педагогика, 1973. — 117 с.
  144. В.Н. Деятельность как объект психологии. Проблема деятельности в советской психологии. Тезисы докладов и материалов научных сообщений к У Всесоюзному съезду психологов. М., 1977, ч. I, с. 52−58.
  145. Развитие общения у дошкольников / Под ред. Запорожца А. В. и М. И. Лисиной. М.: Педагогика, 1974. — 288 с.
  146. Развитие ребенка / Под ред. А. В. Запорожца и Л. А. Венгера.- М.: Просвещение, 1969. 190 с.
  147. А.И. Философские проблемы науки. М., 1977.
  148. А.И. Историческое познание. М., 1982. — 303 с.
  149. В.В. Психологическая организация учебного материала и успешность обучения: Автореф. дис.канд.пед.наук. М., 1967. — 18 с.
  150. В.В. Формирование учебной деятельности как психологическая проблема. Вестник Харьковского ун-та, 1977, № 155, с. 32−37.
  151. З.А. Роль ориентировочной деятельности в двигательном навыке. Вопросы психологии, 1956, № I, с. 53.
  152. Розенгарт-Пупко Г. Я. Речь и развитие восприятия в раннем детстве. М.: Изд-во АМН, 1948. — 200 с.
  153. С.Л. Основы общей психологии. Изд. 2-е. М.: Учпедгиз, 1946. — 704 с.
  154. С.Л. Бытие и сознание: 0 месте психического во всеобщей взаимосвязи явлений материального мира. М., 1957.- 328 с.
  155. С.Л. Принципы и пути развития психологии.- М.: Изд-во АН СССР, 1959. 354 с.
  156. СЛ. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1976. — 416 с.
  157. А.Г. Роль непосредственного опыта и слова в образовании обобщений у детей дошкольного возраста: Автореф. дис. канд.пед.наук. М., 1954. — 14 с.
  158. В.Н. Опыт построения категориального аппарата системного подхода. Философские науки, 1976, №.3.
  159. В.Н. Основания общей теории систем. М., 1974.
  160. Н.П. Нравственное воспитание на занятиях изобразительной деятельности. Дошкольное воспитание, 1978, № I, с. 27−30.
  161. В.М. Методологические аспекты представления самовоспроизводящихся систем и целенаправленной деятельности. В кн.: Системные исследования. Методологические проблемы. Ежег. — М., 1981, с. 251−267.
  162. Й.М. Кому и как разрабатывать психологию. В кн.: Избранные философские и психологические произведения. — М., 1947, с* 222—302•
  163. Р. Организация музыкально-игровой деятельности детей вне занятий. Дошкольное воспитание, 1979, № I, с. 80−81.
  164. JI.C. 0 развитии мотивов игровой деятельности в дошкольном возрасте. Известия АПН РСФСР, 1948, вып. 14, с. 11−30.
  165. С.М. Исследование соотношений когнитивного и исполнительного компонентов двигательного действий: Автореф.дис. канд.психол.наук. Л. — II с.
  166. В.И. Самоконтроль в трудовой деятельности учащихся. Советская педагогика, 1962, № 2.
  167. Е.В. Психология отношений партнерства у дошкольников. М., 1976. — 144 с.
  168. Е.В. Изучение у ребенка смысловых образований. Вестник Моск. ун-та. Сер. Психология, 1977, № I, с. 62−72.
  169. Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний / Под ред. Н. Ф. Талызиной. ГЛ.: МГУ, 1975. — 343 с.
  170. O.K. О формировании произвольных движений у детей дошкольного возраста. Проблемы высшей нервной деятельности нормального и аномального ребенка, т. A, AIE РСФСР, 1958, с. 72−130.
  171. O.K. Структура мыслительной деятельности человека. М.: МГУ, 1969. — 304 с.
  172. O.K. Психологические исследования творческой деятельности. М.: Наука, 1975. — 253 с.
  173. O.K. Психологические механизмы целеобразова-ния / Под ред. О. К. Тихомирова, Э. Д. Телегиной, Т. Г. Волковой и др. М.: Наука, 1977. — 259 с.
  174. А.П. Игра и труд в детском саду / Под ред. А. П. Усовой и Л. Н. Пеньковской. М.: АПН РСФСР, 1961. — 96 с.
  175. Управляемое формирование психических процессов / Под ред. П. Я. Гальперина. М.: МГУ, 1977. — 198 с.
  176. Е.В. К вопросу о психологическом механизме перехода с одной стадии развитиямьшшения на другую у детей дошкольного возраста. В кн.: Психолого-педагогические проблемы обучения и воспитания, ч. 2. — Душанбе: Дониш, 1974, с. 38−65.
  177. Д.И. Психологические основы общественно-полезной деятельности подростков. М.: Педагогика, 1982. — 226 с.
  178. Т.И. Об условиях присвоения учебной деятельности /школьниками/. Вестн. Харьковского ун-та, 1980, № 200.
  179. Формирование учебной деятельности школьников / Под ред. В. В. Давыдова, Й. Ломпгаера, А. К. Марковой. М.: Педагогика, 1982.- 215 с.
  180. Ф.И. Развитие сюжета в игре ребенка раннего детства. М.: АПН РОФСР, 1963. — II с.
  181. B.C. Целевое отношение. В кн.: Творчество и социальное познание. — М.: МГУ, 1982.
  182. Л.й. Диагностика степени овладения некоторыми предпосылками учебной деятельности. В кн.: Диагностика умственного развития дошкольников / Под ред. Л. А. Венгера и В.В.Холмов-ской. -М.: Педагогика, 1978, т. УШ, с. 153−166.
  183. Г. П. К характеристике категориальных определений деятельности. Проблема деятельности в советской психологии. Тезисы докладов и материалы научных сообщений к У Всесоюзному съезду психологов. M., 1977, с. 83−93.
  184. Г. П. Принципы и общая схема методологической организации системно-структурных исследований и разработок.
  185. В кн.: Системные исследования. Ежегодник, 1981. M., 1981, с. 193−227.
  186. Н.М. О воспитании в домах младенцев. Вопросы материнства и младенчества., 1938, № 13.
  187. В. Психология раннего детства. Петроград, 1922.- 280 с.
  188. Д.Б. Детская психология. М.: Учпедгиз, I960.- 328 с.
  189. Д.Б. Вопросы психологии учебной деятельности младших школьников, — М.: АПН PC®CP, 1962. 287 с.
  190. Д.Б., Давыдов В. В. /ред./. Возрастные возможности усвоения знаний. М., 1966. — 442 с.
  191. Д.Б. Связь обучения и психического развитиядетей. Экспериментальные исследования по проблемам перестройки начального обучения. Материалы I симпозиума. Тбилиси, 1969, с. 243−272.
  192. Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте. Вопросы психологии, 1971, № 4, с. 6−20.
  193. Д.Б. Психология обучения младшего школьника.- M., 1974. 64 с.
  194. Д.Б. Психология игры. M., 1978. — 301 с.
  195. Экспериментальные исследования по проблемам перестройки начального обучения. Материалы I симпозиума. Тбилиси, 1969.- 711 с.
  196. Экспериментальные исследования по проблемам усовершенствования учебно-воспитательного процесса в начальных классах и подготовки детей к школе. Материалы II Всесоюзного симпозиума.- Тбилиси, 1974, ч. I. 843 е., ч. II — 442 с.
  197. С.Г. Становление-психологических механизмов этической регуляции поведения. В кн.: Психология формирования и развития личности. — М.: Наука, 1981. — 320 с.
  198. C.B. Условия формирования простейших видов произвольного действия у детей преддошкольного возраста. В кн.: Проблемы высшей нервной деятельности нормального и аномального ребенка, т. II. — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1958, с. 47−71.
  199. Э.Г. Системный подход и принцип деятельности: Методологические проблемы современной науки. М.: Наука, 1978.- 391 с.
Заполнить форму текущей работой