Психологические детерминанты успешности профессиональной деятельности руководителей вокальных ансамблей
Диссертация
Первый фактор был назван нами «творческая направленность». Она выражается в значимости для руководителей вокальных ансамблей возможности заниматься творческой деятельностью и актуализированными художественно-эстетическими потребностями. Художественно-эстетические потребности выражаются на практике в осознанных мотивах, интересах. Сильный и устойчивый интерес побуждает личность к активности… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. Теоретико-методологические основы исследования психологических детерминант успешности профессиональной деятельности руководителей вокальных ансамблей
- 1. 1. Теоретические подходы к исследованию структуры профессиональной деятельности руководителей вокальных ансамблей
- 1. 2. Профессионально важные качества руководителей вокальных ансамблей как детерминанты успешности их профессиональной деятельности
- 1. 3. Профессиографический анализ профессиональной деятельности руководителей вокальных ансамблей
- Выводы по главе 1
- ГЛАВА 2. Эмпирическое исследование психологических детерминант успешности профессиональной деятельности руководителей вокальных ансамблей
- 2. 1. Программа эмпирического исследования
- 2. 2. Сравнительный анализ психологических качеств руководителей вокальных ансамблей с различной успешностью профессиональной деятельности
- 2. 3. Анализ взаимосвязей психологических качеств руководителей вокальных ансамблей и успешности их взаимодействия с поющими в вокальных ансамблях
- 2. 4. Анализ психологических детерминант успешности профессиональной деятельности руководителей вокальных ансамблей
- Выводы по главе 2
Список литературы
- Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. М.: Наука, 1980. 82 с.
- Алексеева В.Г. Ценностные ориентации как фактор жизнедеятельности и развития личности // Психологический журнал. 1984. т.5. № 5.
- Альтшулер В.А. Функции оркестра и место дирижера в сценической интерпретации оперы: автореф. дисс.. канд. иск. наук: 17.00.01. СПб., 2005. 27 с.
- Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: В 2 т. М.: Педагогика, 1980.
- Ананьев Б.Г. Психология чувственного познания. М.: АПН РСФСФ, 1960. 486 с.
- Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. СПб.: Питер, 2002.
- Андреева Г. А. Социальная психология. М.: Аспект пресс, 2001.378 с.
- Анисимов С.Ф. Духовные потребности: производство и потребление. М., 1988. 36 с.
- Антонец Н.П. Развитие художественно-образного мышления в процессе обучения (на материале фортепианной педагогики). Автореф. дисс.. канд. психол. н. М., 1979.
- Анурин В.Ф. Ценностные ориентации и их влияние на формирование потребностей. Горький, 1982.
- Апраксина O.A. Музыкальное воспитание. М., 1978.
- Арчажникова С.Н. Развитие творческих способностей младших школьников (6−8 лет) на основе взаимосвязи преподавания «Сольфеджио» и «Фортепиано»: Дис.. канд. пед. наук: 13.00.02 Москва, 2000. 191 с.
- Асмолов А .Г. Психология личности. Принципы общепсихологического анализа. М.: изд-во МГУ, 1990.
- Базаров Т.Ю., Беков Х. А., Аксенова Е. А. Методы оценки управленческого персонала государственных и коммерческих структур. М., 1995.
- Безбородова Л.А. Теория и методика дирижерско-хоровой подготовки студентов к музыкально-просветительной деятельности: дисс.. д. пед. н.: 13.00.05. М., 1996. 355 с.
- Бессонова Ю.В. Психологические особенности профессиональной мотивации деятельности в экстремальных условиях//Проф. пригодность: субъектно-деятельностный подход/под ред. В. А. Бодрова, М., ИП РАН, 2004, с. 113−137.
- Бодров В.А. Личностные особенности пилотов и профессиональная эффективность//Психологич. журнал, 1981, № 2, с. 5165.
- Бодров В.А. Психологические проблемы профессиогенеза в операторской деятельности // Проблемы психологии и эргономики., 1999, № 2 с. 277−294.
- Бодров В.А., Войтенко A.M. К вопросу о профессиональной надежности летчика/Военно-медицинский журнал № 5, 1933, с. 51−53.
- Бойко В.В., Ковалев А. Г. Социально-психологический климат коллектива и личность. М., 1983.
- Борисова Е.С. Дирижер-хормейстер: психология профессионального и личностного становления // Музыкальная психология и психотерапия. 2008, № 5(8), сентябрь-октябрь.
- Братусь Б.С. Психология. Нравственность. Культура. М.: Роспедангентство, 1994. 242 с.
- Брушлинский A.B. Психология субъекта и его деятельности // Современная психология/ Под ред. В. Н. Дружинина. М., 1999.
- Букреев И.С. Психолого-педагогические проблемы профессионального становления дирижера: дисс.. д. пед. н.: 13.00.02. Екатеринбург, 1998. 329 с.
- Венда Ф.В. Психологические факторы надежности управления автомобилями и проблема общения между водителями. Психол. журн., 1983, № 4.
- Вересов H.H. Психология управления: Учеб. пособие. М., Московский психологи-социальный институт, 2001.
- Виноградов В.П. Работа с хором. М., 1969.
- Вудкок М., Френсис Д. Раскрепощенный менеджер. М., Дало, 1991.
- Вундт В. Очерки психологии. М., 1997. 388 с.
- Выготский J1.C. Психология искусства. М.: Педагогика, 1987.341 с.
- Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. М., 1960.
- Гинзбург Л.М. На пути к теории // Дирижерское исполнительство. М., 1976.
- Гнездилов Г. В. Психологические условия эффективной деятельности командира зенитного ракетного полка сухопутных войск по управлению огнем. Авт. дисс. канд. психол. н., 1989.
- Гольников Р.В. Ценностные детерминанты формирования руководителем управленческой команды. Дисс.. канд. психол. н.: 19.00.13. М., 2000. 163 с.
- Гоноболин Ф.Н. Психологический анализ способностей. В сб. Способности и интересы. М., 1962. 245 с.
- Готсдинер А.Л. К проблеме многосторонних способностей // Вопросы психологии. 1991. № 4. С. 82 88.
- Готсдинер A. J1. Музыкальная психология. М.: МИП «NB Магистр», 1993. 190 с.
- Гончаренко Н.В. Гений в искусстве и науке. М.: Искусство, 1991.
- Грибкова О.В. Формирование творческого общения в условиях дирижерско-хоровой деятельности студентов: дисс.. канд. пед. н.: 13.00.02 / Моск. гос. открытый пед. ун-т им. М. А. Шолохова. М., 2003. 151 с.
- Грум-Гржимайло Т. Н. Об искусстве дирижера. М., 1984.
- Губинский А.И. Понятие отказа в применении к человеку-оператору// Инженерная психология в приборостроении. М., 1967.
- Джидарьян И.А. Психология и развитие личности М., 1981.223 с.
- Дмитревский Г. А. Хороведение и управление хором. М., 1957.
- Додонов А.И. Эмоция как ценность. М., 1978. 272 с.
- Донцов А.И. О ценностных отношениях личности. Советская педагогика, № 5, 1974
- Дружинин В.Н. Психология общих способностей. СПб: Питер, 2002.
- Душков Б.А., Смирнов Б. А., Королев A.B. Психология труда, профессиональной, информационной и организационной деятельности. М.: Фонд «Мир», Академический Проект, 2005. 848 с.
- Дьяченко М.И. Краткий психологический словарь: личность, образование, самообразование, профессия. Минск, 1998. 346 с.
- Егоров A.A. Теория и практика работы с хором. Л.-М., 1951.
- Елисеев О.П. Практикум по психологии личности. 2-е издание испр. и перераб. СПб.: Питер, 2004. 509 с.
- Ерастов Н.П. Организация деятельности и умственное развитие личности // В кн.: Психологические проблемы рационализации деятельности: Межвузовский тематический сборник, вып. 3. Ярославль, 1978, с. 3—9.
- Ержемский Г. Л. Влияние встречной активности на эффективность управляющей деятельности//Методологические вопросы оптимизации управления и повышения его эффективности. Калинин, 1981.
- Ержемский Г. Л. Закономерности и парадоксы дирижирования. Психология. Теория. Практика. СПб.: Музыка, 1993.
- Ержемский Г. Л. К вопросу о психологической теории дирижирования// Научные основы прикладной психологи. М., 1989.
- Ержемский Г. Л. О строении деятельности дирижера // Деятельность и психологические процессы. АПН, 1977.
- Ержемский Г. Л. Процесс идентификации в деятельности дирижера// Психология возрастных коллективов. М., 1978.
- Ержемский Г. Л. Психологические механизмы исполнительских действий дирижера//Психолог. журнал. 1983, № 2.
- Ержемский Г. Л. Роль коммуникативных движений в комплексе психологических воздействий дирижера // Проблемы психологического воздействия (Межвузовский сборник). ИвГУ, 1979.
- Ержемский Г. Л. Структура общения дирижера // Теоретические и прикладные проблемы психологии познания людьми друг друга. Краснодар, 1975.
- Есарева З.Ф. Особенности деятельности преподавателя высшей школы. Л., Издательство Ленинградского университета, 1974. 112 с.
- Жалагина Т.А. Введение в психологию труда: учебно-методическое пособие. Тверь: Твер. гос. ун-т, 2008.- 144с
- Живов B. J1. Теория хорового исполнительства. М., 1998.
- Живов B.JI. Хоровое исполнительство. Теория, методика, практика. М., 2003.
- Занковский А.Н. Организационная психология. М.: Флинта, МИСИ, 2000.
- Запорожец A.B. Избранные психологические труды. Т. 1,2. М.: Педагогика. 1986.
- Здравосмыслов А.Г. Потребности, интересы, ценности. М.1986 222 стр
- Зеер Э.Ф., Сыманюк Э. Э. Кризисы профессионального становления//Психологический журнал. 1997-№ 6.
- Зиновьев В. История церковного пения. Ярославль 2001 60стр.
- Зинченко В. Г1. Основы эргономики. М., МГУ, 1979.
- Зинченко В.П., Мунипов В. М., Рубахин В. Ф. Психологические вопросы эффективности и качества труда / Психологический журнал. 1984. № 2.
- Золотова О.И., Бобнева М. И. Ценностные ориентации и механизмы социальной регуляции поведения // Методологические проблемы социальной психологии, М., 1975
- Зуев Ю.М. Мотивационно-личностные детерминанты профессиональной успешности командиров воинских подразделений. Дисс. канд. психол. н. Хабаровск, 2006. 157 с.
- Иванова Е.М. Психология профессиональной деятельности, М.: ПЕР СЭ, 2006., 382 с.
- Иган Дж. Базисная эмпатия как коммуниктивный навык // Журнал практической психологии и психоанализа, № 1, 2000.
- Изобразительное искусство. Музыка / Под ред. М. М. Подзоровой, Т. Н. Марусяка. Изд. Современник М.2000.
- Ильенков Э.В. Философия и культура. М., 1990.
- Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб: Питер, 2006 152 с.
- Казачков С.А. Дирижёрский аппарат и его постановка. М., 1967.
- Калашникова Н.В. Формирование навыков целостного восприятия хоровой партитуры у будущего дирижера-хормейстера в процессе высшего профессионального образования: дисс.. канд. пед. н.: 13.00.02 / Ур. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2009. 164 с.
- Карелин А. Большая энциклопедия психологических тестов. М.: Наука, 2001.
- Ким Е. Д. Формирование коммуникативной компетентности дирижера в процессе профессиональной подготовки: дисс.. канд. пед. н.: 13.00.08 /Моск. гос. ун-т культуры и искусств. М., 2008. 191 с.
- Киященко Н.И. Сущность прекрасного. М. Молодая гвардия 1977−321.
- Климов Е.А. Введение в психологию труда: Учебник. М.: Издательство Московского университета- Издательский центр «Академия», 2004
- Климов Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях: учеб. пособие. М.: Изд-во МГУ, 1995.
- Климов Е.А. Общечеловеческие ценности глазами психолога профессиоведа. Психологический журнал 1993 Т. 14. ,№ 4
- Климов Е.А. Пути в профессионализм (Психологический взгляд). М., Московский психолого-социальпый институт: Флинта, 2003.
- Коган Г. М. У врат мастерства. Работа пианиста. М., 1969.
- Конопкин О. А. Психологические механизмы регуляции деятельности. М., 1980. 256 с.
- Кондрашип К.П. Мир дирижера (Технология вдохновения) / Беседы с канд. психологических наук В. Ражниковым. JL, 1976.
- Кондрашин К.П. О дирижерском искусстве. JL- М., 1970.
- Копылова Н.В. Психолого-акмеологические закономерности и механизмы становления иноязычной коммуникативной компетентности будущих специалистов в неязыковых вузах: дис.док.психол. наук Москва, 2006.
- Косачева Р. Из бесед с Г.Н. Рождественским // Мастерство музыканта-исполнителя. М., 1976.
- Котелова Ю.В. Очерки по психологии труда. М. МГУ 1986 89стр.
- Котик М.А. Саморегуляция и надежность человека-оператора. Таллин: Валгус, 1974.
- Кочубей Б.И., Новикова Е. В. Снимем маску с тревоги // Семья и школа. 1988. № 11.
- Краткий психологический словарь / Ред.-сост. Л. А. Карпенко. Под общей редакцией А. Н. Петровского, МюГюЯрошевжого. — Ростов-на-Дону, Изд-во «Феникс». 1998. — 512 с.
- Кузнецова Г. В. Средства театральной педагогики в дирижерско-хоровой подготовке будущего учителя музыки: дисс.. канд. пед. н.: 13.00.08 / Ин-т худож. образования Рос. акад. образования. М., 2005. 21 1 с.
- Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. М.: Высшая школа, 1990.
- Лащенко А.П. Хоровая культура: аспекты изучения и развития. Киев: Муз. Украина, 1989.
- Левитов Н.Д. О психических состояниях человека. М., 1964.
- Лезина Л.Г. Развитие вокально-моторной информативности дирижерской техники в профессиональной подготовке учителя музыки: дисс.. канд. пед. п.: 13.00.08. Екатеринбург, 2000. 157 с.
- Леонова А.Б. Психодиагностика функциональных состояний человека. М., МГУ, 1984.
- Леонова А.Б., Медведев В. И. Функциональное состояние человека в трудовой деятельности. М.: МГУ, 1981.
- Леонтеьв А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1977.
- Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. 4-е изд. М.: МГУ, 1981.
- Леонтьев Д.А. Методика изучения ценностных ориентаций. М., 1992.
- Леонтьев Д.А. Ценность как междисциплинарное понятие// Вопр. Философии, №, .1996.
- Лещинская Э.Г. Формирование профессиональных навыков дирижера народного оркестра в музыкально-образовательных учреждениях: дисс.. канд. пед. н.: 13.00.02. СПб., 2004. 138 с.
- Ломов Б.Ф. К проблеме деятельности в психологии. Псих.журнал. 1981 № 5 -322.
- Ломов Б.Ф. Вопросы общей, педагогической и инженерной психологии. М., Педагогика, 1991.
- Ломов Б.Ф. Личность как продукт и субъект общественных отношений. М.-1989
- Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии.М. 19 841 14. Ломов Б. Ф. О системном подходе в психологии. 1975, № 2, с.31−35.
- Ломов Б.Ф. Системность в психологии: Избранные психологические труды. М.: Издательство Московского психолого-социального института, 2003.
- Ломов Б.Ф. Системный подход и система детерминизма в психологии// Психол. журнал, 1989, № 4, с. 19−33.
- Лурия А.Р. Мозг человека и психические процессы //Нейропсихологические исследования. М., 1963, Т. 1.
- Львов В.М. Психология труда. Тверь: Триада, 2005. 180 с.
- Майковская Л.С. Роль эмпатии в процессе формирования этнокультурной толерантности средствами музыки // Педагогическое образование и наука. 2007. № 2. С. 13−16.
- Малько H.A. Воспоминания. Статьи. Письма. Л., 1972.
- Манукьян П.М. Взаимосвязь индивидуально-психологических свойств личности специалистов ВМФ командного профиля с успешностью их профессиональной деятельности в аварийных ситуациях. СПб., 1986.
- Марвинский Е. Записки на память: Дневники 1918−1987. СПб.: Искусство, 2002.
- Маркова А.К. Психология профессионализма. М., Знание, 1996.
- Маркова Н.В. Мотивациопно-волевые особенности личности как фактор успешности деятельности. Л., 1984.
- Маслоу А. Самоактуализация. Психология личности. Тексты / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, A.A. Пузырея. М., 1982.
- Маталаев Л.Н. Основы дирижерской техники. 1986. 208 с.
- Матвеев Н.В. Хоровое пение. Электросталь, 1998. 287 с.
- Медведев В.И. Устойчивость физиологических и психологических функций человека при действии экстремальных факторов. Л.: Наука, 1982.
- Методические рекомендации для исследования трудовой деятельности учителя (сост. Канд. Псих. Наук Н.Ю.Тюлин) Тверь 1998
- Милерян Е.А. Эмоционально-волевые компоненты надежности оператора/очерки психологии труда оператора. М.: Наука, 1974.
- Музыкальный энциклопедический словарь. М. 1985 352.
- Мусин И.А. О воспитании дирижера. М.: Музыка, 1986.
- Мюнш Ш. Я дирижер. М., 1982.
- Назайкинский Е.В. Стиль и жанр в музыке. М.: Владос, 2003.248 с.
- Немчин Т.А. Состояния нервно-психического напряжения. -Л.: ЛГУ, 1983.- 166 с.
- Носкова О.Г. Психология труда: учеб. пособие для студ. высш.учеб. заведений/ под ред. Е. А. Климова. М.: «Академия», 2004
- О церковном пении (Сборник статей) Сост. Лада О. В. Изд.Талант. 1997 159 стр.
- Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 2003.
- Оксфордский толковый словарь по психологии / Под ред. А. Ребера, 2002.
- Олефир С.И. Музыкальное мышление и его специфика в дирижерско-хоровой деятельности: На материале вузов педагогики: автореф. дисс.. канд. пед. н.: 13.00.01. М., 1995. 22 с.
- Олефир С.И. Музыкальное мышление и его специфика в дирижерско-хоровой деятельности: На материале вузов педагогики: дисс.. канд. пед. н.: 13.00.01. М., 1995. 179 с.
- Ольхов К.А. Вопросы теории дирижерской техники и обучения хоровых дирижеров. JL: Музыка, 1979.
- Ольхов К.А. Теоретические основы дирижерской техники. Л., 1984.
- Пазовский А. М. Записки дирижера. М., 1966.
- Панарин И.Н. Психологические факторы повышения эффективности деятельности офицера в условиях нововведений: (по материалам спецчастей). М., 1993.
- Пеанов Д.Л., Митрофанов К. Г., Соколова О. В. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий. Учебно-методическое пособие. М.: АПК и ПРО, 2003. 101 с.
- Петровский A.B., Ярошевский М. Г. Основы теоретической психологии. М.: ИНФРА-М, 1998.
- Петрушин В.И. Музыкальная психология. М., 1997.
- Платонов К.К. Проблемы способностей. М.: Издательство «Наука», 1972. 310 с.
- Платонов К.К. Структура и развитие личности. М.: Наука, 1988. 255 с.
- Пономарев Я.А. Психология творчества и педагогика. М.: Педагогика, 1976.
- Профессиональная пригодность: субъектно-деятельностный подход /• под ред. В. А. Бодрова. М: ИП РАН, 2004.
- Пряжников П.С., Пряжникова Е. Ю. Психология труда и человеческого достоинства: учеб. пособие для студ. высш.учеб. заведений. — М.: «Академия», 2003
- Психология труда: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. / Под ред. проф. A.B. Карпова. М.: ВЛАДС-ПРЕСС, 2003
- Психологическая теория коллектива / под ред. А. В. Петровского М., 1979 239 стр.
- Психология. Словарь под общей ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского 2-е изд. М., 1990.
- Птица К. Очерки по технике дирижирования хором. М., Л., 1948.
- Пчелипцева Е.В. Ритм как фактор развития дирижерско-исполнительской техники: теоретико-методический аспект: автореф. дисс.. канд. пед. н: 13.00.02 / Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена. СПб., 2008. 23 с.
- Ражников В. Кирилл Кондрашин рассказывает о музыке и жизни. М.: CK, 1989. 238 с.
- Ражников В.Г. Психолого-педагогическая модель музыкальной культуры. М.: ЦАПИ, 1993. 134 с.
- Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Самара: Барах-М, 2001. 672 с.
- Рахлин Н. Статьи. Интервью. Воспоминания. М., 1990.
- Родина О.Н. О понятии «успешность трудовой деятельности»//Вестник МГУ. Серия 14. Психология, 1996, № 3.
- Розанова В.А. Психология управленческой деятельности. М.: Экзамен, 2003.
- Рубинштейн С.Л. Проблемы способностей и принципиальные вопросы психологической теории. Тезисы докладов на 1 съезде Общества психологов. Вып.З.М., 1959. 316 стр.
- Рубинштейн С.Jl. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2001.
- Рубинштейн СЛ. Проблемы общей психологии. 2-е изд М., 1976.
- Рукова С.А. Беседы о церковном пении. М.: Изд. Московского патриархата. 1999. 235 стр.
- Сапожникова Л.Д. Психологические закономерности организации профессиональной деятельности дирижера академического хора: автореф. дисс.. канд. психол. н.: 19.00.03 / Ярослав, гос. ун-т им. П. Г. Демидова. Ярославль, 2008. 23 с.
- Сапожникова Л.Д. Психологические закономерности организации профессиональной деятельности дирижера академического хора: дисс.. канд. психол. н.: 19.00.03 / Ярослав, гос. ун-т им. П. Г. Демидова. Ярославль, 2008. 154 с.
- Сеченов И.М. Избранные труды. М., 1935.
- Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. СПб.: Речь, 2002.
- Симашко А.Н. Художественные потребности и их развитие. Киев 1972. 164 стр.
- Смирнов Б.А. Надежность оператора и системы «человек-машина»//Основы инженерной психологии. 2е изд., М. Высш.шк., 1986.
- Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности: Учебное пособие для слушателей факультетов и институтов повышения квалификации преподавателей ВУЗов и аспирантов. М., Аспект-пресс, 1995. 271 стр.
- Смоленский С. Курс хорового пения. М., 1964.
- Собчик Л.Н. Введение в психологию индивидуальности. М.: ИПП-ИСП, 2000. 480 с.
- Справочник по инженерной психологии. М.: Машиностроение, 1982.
- Стрелков Ю.К. Психологическое содержание операторского труда. М., Рос. Психологич. О-во, 1999.
- Суходольский Г. В. Основы психологической теории деятельности. Д.: Изд-во ЛГУ, 1988.
- Талызина Н.Ф. Педагогическая психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 1998. с. 288.
- Тарасов Г. С. О предназначении искусства в обществе // Музыкальная психология и психотерапия. 2008, № 5(8), сентябрь-октябрь.
- Тарасов Г. С. О психологии искусства // Вопросы психологии, № 1, 1992 http://www.voppsy.ru/issues/1992/921/921 105.htm.
- Теплов Б.М. Избранные произведения: В 2 т. Т. 2. М.: АПН РСФСР, 1985.
- Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий. М.: АПН РСФСР, 1961. 536 с.
- Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. М., Л.: Изд-во АПН РСФСР, 1947.
- Тихонова И.Е. Хоровое сольфеджио: к проблеме воспитания музыкального слуха хоровых дирижеров: дисс.. канд. иск.: 17.00.02. Л., 1978. 164 с.
- Толочек В.А. Современная психология труда: Учебное пособие. СПб.: Питер, 2006
- Томашевская Н.П. Психологические особенности профессиональной деятельности учителя опытно-экспериментального комплекса по развитию эстетических качеств школьников. Дисс.. канд. психол. наук. Тверь, 2003.
- Уманский Л.И. Методы экспериментального исследования социально-психологических феноменов. // Методология и методы социальной психологии. М.: Наука, 1977. С. 77−86.
- Фонарев А.Р. Психологические особенности личностного становления профессионала М.: издательство Московского психолого-социального института, 2005, с. 479.
- Хекхаузен X. Психология мотивации достижения. М., Питер, 2001.
- Цыпин Г. М. Музыкально-исполнительское искусство. Теория и практика. М.: Алетейя, 2001.
- Чесноков П.Г. Хор и управление им. Пособие для хоровых дирижёров. Изд. 3-е. М., 1961.
- Чистяков В.В. Психологические особенности личности будущих дирижеров оркестров: На материале муз.-пед. вузов: дисс.. канд. психол. н.: 19.00.07. М., 1995. 216 с.
- Шадриков В.Д. Деятельность и способности. М.: Логос, 1994.
- Шадриков В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. М.: Наука, 1982.
- Шадриков В.Д. Психологический анализ деятельности как системы. Психол. журнал, 1980, № 3, с. 33−46.
- Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека. М., 1996. 319 с.
- Шаров А.С. Формирование ценностных ориентаций студентов от смены видов деятельности. М., 1981.
- Штенберг Р. Дж Интеллект, приносящий успех. Минск, 2000.
- Щелканова О.Г. Формирование профессионально значимых качеств учителя музыки: На материале работы дирижерско-хоровыхотделений музыкальных факультетов педагогических ВУЗов: дисс.. канд. пед. н.: 13.00.02. М., 2000. 181с.
- Эргономика в определениях. М., ВНИИТЭ, 1980.
- Юревич А.В. Психология и методология. М., 2005.
- Якунина Ю.Е. Субъективные критерии эффективности профессиональной деятельности в профессиях типа «человек-человек»: Дисс.. канд. психол. н.: 19.00.03. Москва, 2004. 175 с.
- Ясер Ф. Исследуя творческий стиль // Музыка в школе. № 1. 1989. С. 14−15.
- Bandura A. Exercise of personal and collective efficacy in changing societies. In. Self-efficacy in changing societies. Ed. by Bandura A., Cambridge University Press, 1995.
- Fidler F.E. The contingency approach to leadership training //Organizational Dynamics/Winter. 1976. p. 122−151.
- Dweck C.S. & Leggett, E.L. A Social-Cognitive Approach to Motivation and Personality.//Psychological Review, 1988.
- Dweck C.S. Self-theories: Their role in motivation, personality, and development. -Philadelphia: Psychology Press, Taylor & Francis Group, 1999.
- Galowsen J. A measure of work group autonomy./ Design of Jobs. In Davis L.E. & Tayior (Eds.). Hannondsworth: Penguin, 1972.
- Jacobs R., McClelland D.C. Moving up the corporate ladder: A longitudinal study of the leadership motive pattern.// Psychology of Addictive Behaviors, 1994.
- Latham G.P., Locke E.A. Self-regulation through goal setting.// Organization Behavior and Human Decision Processes, 1991.
- Lidz C.E. Dynamic assessment approaches. In Flanagan D.P., Genshft J.L. & Harrison P.L. (Eds.). Contemporary intellectual assessment: Theories, tests and issues. New York, 1997.
- McElheran Brock. Conducting Technique for beginnes and professionales. N.Y.: Oxford University Press, 1966.
- Robbins S.P. Organizational Behavior (9th edition). Englewood Cliffs: Prentice Hall, 2001.
- Ulich E. Arbeitspsychologie (5. Auflage). Stuttgart: Schaeffer Poeschel, 2001.
- Порядок обработки мотивационного теста X. Хекхаузена
- Каждый рассказ испытуемого обрабатывается отдельно с помощью «ключа», помогающего расшифровке текста, выделяются категории мотивации достижения успеха и категория мотивации избегания неудачи.
- Категория мотивации достижения успеха включает параметры: потребность в достижении и успехе, инструментальная деятельность, ожидание успеха, похвала, положительное эмоциональное состояние, тема успеха.
- Категория мотивации избегания неудачи включает параметры: потребность в избегании неуспеха, инструментальная деятельность для избегания неуспеха, ожидание неуспеха, критика, отрицательное эмоциональное состояние, неуспех, тема неуспеха.
- Каждое упоминание параметра категорий в соответствии с ключом количественно приравнивается к одному баллу.
- Тема успеха", «тема неуспеха» оценочные параметры, которые определяются при наличии определенных признаков успеха или показателей неуспеха.
- В среднем сумма показателей мотивации, связанной с надеждой на успех, соотносится с суммой показателей мотивации избегания неудачи как 2:1.
- Методика «Мотивация достижения» Ю.М. Орлова
- Инструкция: «Предлагается ряд положений. Если вы с положением согласны, то рядом с его номером на опросном листе напишите „да“, если не согласны — „нет“».1. Текст опросника:
- Думаю, что успех в жизни зависит скорее от случая, чем от расчета.
- Если я лишусь любимого занятия, жизнь для меня потеряет смысл.
- Для меня в любом деле важно его исполнение, а не конечный результат.
- Считаю, что люди больше страдают от неудач на работе, чем от плохих взаимоотношений с близкими.
- По моему мнению, большинство людей живет дальними целями, а не близкими.
- В жизни у меня было больше успехов, чем неудач.
- Эмоциональные люди мне нравятся больше, чем деятельные.
- Даже в обычной работе я стараюсь усовершенствовать некоторые ее элементы.
- Поглощенные мыслями об успехе, я могу забыть о мерах предосторожности.
- Мои близкие считают меня ленивым человеком.
- Думаю, что в моих неудачах повинны скорее обстоятельства, чем я сам.
- Мои родители слишком строго контролируют меня.
- Терпения во мне больше, чем способностей.
- Лень, а не сомнения в успехе вынуждают меня слишком часто отказываться от своих намерений.
- Думаю, что я уверенный в себе человек.
- Ради успеха я могу рискнуть, даже если шансы не в мою пользу.17. Я не усердный человек.
- Когда все идет гладко, моя энергия усиливается.
- Если бы я был журналистом, я бы писал скорее об оригинальных изобретениях людей, чем о происшествиях.
- Мои близкие обычно не разделяют моих планов.
- Уровень моих требований к жизни ниже, чем у моих ровесников.
- Мне кажется, что настойчивости во мне больше, чем способностей.
- Я мог бы достичь большего, освободившись от текущих дел.1. Ключ":
- За каждый ответ ставится один балл: только за ответы «да» по положениям 2,6−8, 14, 16, 18, 19, 21−23- только за ответы «нет» — по положениям 1,3−5, 9−13, 15, 17, 20. Мотивация достижения равна сумме баллов за ответы «да» и «нет».
- Таким образом, оценочная шкала от 0 до 23 баллов. Чем больше баллов в сумме набирает испытуемый, тем в большей степени у него выражена мотивация достижений.
- Методика «Измерение художественно-эстетической потребности» (B.C. Аванесов)
- Инструкция: «Предлагается ряд утверждений. Если данное утверждение совпадает с вашим личным мнением, то ответьте «да», если не совпадает то ответьте «нет"1. Текст опросника:
- Думаю, что вполне можно обойтись без общения с произведениями искусства.2. Я не люблю стихов.
- Я коллекционирую записи классической музыки.
- Считаю участие в кружках художественной самодеятельности пустой тратой времени.
- В театр я не пойду без приятной компании, если даже спектакль меня привлекает.
- Классической музыке я предпочитаю эстраду.
- Мне кажется, что люди притворяются, утверждая, что им нравится симфоническая музыка.
- Высказывание «Архитектура застывшая музыка» кажется мне надуманным.
- Немой кинофильм смотреть скучно.
- Думаю, что хороший инженер гораздо полезнее обществу, чем композитор.
- Если бы я был журналистом, я предпочел бы писать о происшествиях, чем об искусстве.
- Выбирая между спортивной и художественной гимнастикой, я предпочел бы первую.
- Наука учит человека больше, чем искусство.
- Прослушивание классической музыки снимает мое плохое настроение.
- Считаю, что опера изживает себя.
- Думаю, что эстрада становится самым популярным видом искусства.
- Я собираю художественные альбомы и репродукции.
- Находясь в компании, я обычно не участвую в разговорах об искусстве.
- Любовь ученого к искусству способствует его научной деятельности.
- Мне нравятся старинные романсы.
- Мне нравятся больше люди рассудительные, чем эмоциональные.
- В наше время бальные танцы просто смешны.
- Я очень люблю смотреть и слушать радио- и телепередачи о композиторах, актерах, режиссерах, художниках.
- В свободное время я постоянно занимаюсь живописью, лепкой, игрой на музыкальных инструментах, сочинением стихов, художественной вышивкой и т. д.
- Я бы занялся искусством, если бы у меня было побольше свободного времени.
- Я постоянно бываю в театрах.
- Я участвую в кружках художественной самодеятельности.
- Мне не нравится классический балет.
- Я читаю книги по искусству.
- Мне кажется, что нет необходимости смотреть в театре тот спектакль, который уже транслировался по ТВ.
- Я хотел бы работать в профессиональном искусстве.
- Методика «Диагностика коммуникативной социальной компетентности» (Н.П. Фетискин, В. В. Козлов, Г. М. Мануйлов).
- Я хорошо понял инструкцию и готов искренне ответить на вопросы:1. да-2. не уверен-3. нет.
- Я предпочел бы снимать дачу:1. в оживленном дачном поселке-2. нечто среднее-3. в уединенном месте, в лесу.
- Я предпочитаю несложную классическую музыку современным популярным мелодиям:1. верно-2. не уверен-3. неверно.
- По-моему, интереснее быть:1. инженером-конструктором-2. не знаю-3. драматургом.
- Я достиг бы в жизни гораздо большего, если бы люди не были настроены против меня:1 • да-2. не знаю-3. нет.
- Люди были бы счастливее, если бы больше времени проводили в обществе своих друзей:1. да-2. верно нечто среднее-3. нет.
- Строя планы на будущее, я часто рассчитываю на удачу:1. да-2. затрудняюсь ответить-3. нет.8. «Лопата» так относится к «копать», как «нож» к:1. острый-2. резать-3. точить.
- Почти все родственники хорошо ко мне относятся: 1 • да-2. не знаю-3. нет.
- Иногда какая-нибудь навязчивая мысль не дает мне уснуть:1. да, это верно-2. не уверен-3. нет.
- Я никогда ни на кого не сержусь: 1 • да-2. затрудняюсь ответить-3. нет.
- При равной продолжительности рабочего дня и одинаковой зарплате мне было бы интереснее работать-1. столяром или поваром-2. не знаю, что выбрать-3. официантом в хорошем ресторане.
- Большинство знакомых считают меня веселым собеседником:1. да-2. не уверен-3. нет.14. В школе я предпочитал:1. уроки музыки (пения)-2. затрудняюсь сказать-3. занятия в мастерских, ручной труд.
- Мне определенно не везет в жизни:1. да-2. верно нечто среднее-3. нет.
- Когда я учился в 7−10 классах, я участвовал в спортивной жизни школы:1. очень редко-2. от случая к случаю-3. довольно часто.
- Я поддерживаю дома порядок и всегда знаю, что где лежит:1. да-2. верно нечто среднее-3. нет.18. «Усталый» так относится к «работе», как «гордый» к:1. улыбка-2. успех-3. счастливый.
- Я веду себя так, как принято в кругу людей, среди которых я нахожусь:1. да-2. когда как-3. нет.
- В своей жизни я, как правило, достигаю тех целей, которые ставлю перед собой:1. да-2. неуверен-3. нет.
- Иногда я с удовольствием слушаю неприличные анекдоты:1. да-2. затрудняюсь ответить-3. нет.
- Если бы мне пришлось выбирать, я предпочел бы быть:1. лесничим-2. трудно выбрать-3. учителем старших классов.
- Мне хотелось бы ходить в кино, на разные представления и в другие места, где можно развлечься:1. чаще одного раза в неделю (чаще, чем большинство людей)-2. примерно раз в неделю (как большинство)-3. реже одного раза в неделю (реже, чем большинство).
- Я хорошо ориентируюсь в незнакомой местности: легко могу сказать, где север, юг, восток или запад:1. да-2. нечто среднее-3. нет.
- Я не обижаюсь, когда люди надо мной подшучивают:1. да-2. когда как-3. нет.
- Мне бы хотелось работать в отдельной комнате, а не вместе с коллегами:1. да-2. не уверен-3. нет.
- Во многих отношениях я считаю себя вполне зрелым человеком:1. это верно-2. не уверен-3. это неверно.
- Какое из данных слов не подходит к двум остальным:1. свеча-2. луна-3. лампа.
- Если бы я сделал полезное изобретение, я предпочел бы:1. дальше работать над ним в лаборатории-2. трудно выбрать-3. позаботиться о его практическом использовании.
- У меня безусловно меньше друзей, чем у большинства людей:1. да-2. нечто среднее-3. нет.
- Мне больше нравится читать:1. реалистические описания острых военных или политических конфликтов-2. не знаю, что выбрать-3. роман, возбуждающий воображения и чувства.
- Моей семье не нравится специальность, которую я выбрал:1. да-2. верно нечто среднее-3. нет.
- Мне легче решить трудный вопрос или проблему:1. если я обсуждаю их с другими-2. верно нечто среднее-3. если обдумываю их в одиночестве.
- Выполняя какую-либо работу, я не успокаиваюсь, пока не будут учтены даже самые незначительные детали:1. верно-2. среднее-3. неверно.38. «Удивление» относится к «необычный», как «страх» к:1. храбрый-2. беспокойный-3. ужасный.
- Меня всегда возмущает, когда кому-либо ловко удается избежать заслуженного наказания:1 • да-2. по-разному-3. нет.
- Мне кажется, что некоторые люди не замечают или избегают меня, хотя не знаю, почему:1. верно-2. не уверен-3. неверно.
- В жизни не было случая, чтобы я нарушил обещание:1. да-2. не знаю-3. нет.
- Мне было бы интересно полностью поменять сферу деятельности:1. да-2. не уверен-3. нет.
- Я считаю, что моя семейная жизнь не хуже, чем у большинства моих знакомых:1. да-2. трудно сказать-3. нет.
- Мне неприятно, если люди считают, что я слишком невыдержан и пренебрегаю правилами приличия:1. очень-2. немного-3. совсем не беспокоит.
- Бывают периоды, когда трудно удержаться от чувства жалости к самому себе:1. часто-2. иногда-3. никогда.
- Какая из следующих дробей не подходит к двум остальным:'1. 3/7−2. 3/9−3. 3/11.
- Я уверен, что обо мне говорят за моей спиной:1. да-2. не знаю-3. нет.
- Когда люди ведут себя неблагоразумно и безрассудно:1. я отношусь к этому спокойно-2. нечто среднее-3. испытываю к ним чувство презрения.
- Иногда мне очень хочется выругаться:1. да-2. затрудняюсь ответить-3. нет.
- При одинаковой зарплате я предпочел бы быть:1. адвокатом-2. затрудняюсь ответить-3. штурманом или летчиком.
- Мне доставляет удовольствие совершать рискованные поступки только для забавы:1. да-2. нечто среднее-3. нет.54. Я люблю музыку:1. легкую, живую-2. нечто среднее-3. эмоционально насыщенную, сентиментальную.
- Самое трудное для меня это справиться с собой:1. верно-2. не уверен-3. неверно.
- Я предпочитаю планировать свои дела сам, без постороннего вмешательства и чужих советов:1. да-2. нечто среднее-3. нет.
- Иногда чувство зависти влияет на мои поступки:1. да-2. нечто среднее-3. нет.58. «Размер» так относится к «сумма», как «нечестный» к:1. тюрьма-2. грешный-3. укравший.
- Родители и члены семьи часто придираются ко мне:1. да-2. верно нечто среднее-3. нет.
- Когда я слушаю музыку, а рядом громко разговаривают:1. это мне не мешает, я могу сосредоточиться-2. верно нечто среднее-3. это портит мне удовольствие и злит меня.
- Временами мне приходят в голову такие нехорошие мысли, что о них лучше не рассказывать:1. да-2. затрудняюсь ответить-3. нет.
- Мне кажется, интереснее быть:1. художником-2. не знаю, что выбрать-3. директором театра или киностудии.
- Я предпочел бы одеваться скорее скромно, так, как все, чем броско и оригинально:1. согласен-2. не уверен-3. не согласен.
- Не всегда можно осуществить что-либо постепенными, умеренными методами, иногда необходимо приложить силу:1. согласен-2. нечто среднее-3. нет.65. Я любил школу:1. да-2. трудно сказать-3. нет.
- Я лучше усваиваю материал:1. читая хорошо написанную книгу-2. верно нечто среднее-3. участвуя в коллективном обсуждении.
- Я предпочитаю действовать по-своему, вместо того чтобы придерживаться общепринятых правил:1. согласен-2. не уверен-3. не согласен.
- АВ так относится к ГВ, как СР к :1. ПО-2. ОП-3. ТУ.
- Обычно я удовлетворен своей судьбой:1. да-2. не знаю-3. нет.
- Когда приходит время для осуществления того, что я заранее планировал и ждал, я иногда чувствую себя не в состоянии это сделать:1. согласен-2. нечто среднее-3. несогласен.
- Не все мои знакомые мне нравятся:1. да-2. затрудняюсь ответить-3. нет.
- Если бы меня попросили организовать сбор денег на подарок кому-нибудь или участвовать в организации юбилейного торжества:1. я согласился бы-2. не знаю, что сделал бы-3. сказал бы, что, к сожалению, очень занят.
- Вечер, проведенный за любимым занятием, привлекает меня больше, чем оживленная вечеринка:1. согласен-2. не уверен-3. несогласен.
- Меня больше привлекает красота стиха, чем красота и совершенство оружия:1. да-1. не уверен-3. нет.
- У меня больше причин чего-либо опасаться, чем у моих знакомых:1. да-2. трудно сказать-3. нет.
- Работая над чем-то, я предпочел бы делать это:1. в коллективе-2. не знаю, что выбрать-3. самостоятельно.
- Я совершаю много поступков, о которых потом жалею:1. да-2. затрудняюсь ответить-3. нет.
- Обычно я могу сосредоточенно работать, не обращая внимания на то, что люди вокруг меня шумят:1. да-2. нечто среднее-3. нет.
- Я никогда не откладываю на завтра то, что должен сделать сегодня:1. да-2. затрудняюсь ответить-3. нет.82. У меня было:1. очень мало выборных должностей-2. несколько-3. много выборных должностей.
- Я провожу много свободного времени, беседуя с друзьями о тех приятных событиях, которые мы вместе переживали когда-то:1. да-2. нечто среднее-3. нет.
- На улице я остановлюсь, чтобы посмотреть скорее на работу художника, чем на уличную ссору или дорожное происшествие:1. да-2. неуверен-3. нет.
- Иногда мне очень хотелось уйти из дома:1. да-2. не уверен-3. нет.
- Какое из следующих сочетаний знаков должно продолжить этот ряд Х0000ХХ000ХХХ:1. О XXX-2. ООХХ-3. Х000.
- Мне безразлично, что обо мне думают другие:1. да-2. нечто среднее-3. нет.
- У меня бывают такие волнующие сны, что я просыпаюсь:1. часто-2. изредка-3. практически никогда.
- Я каждый день прочитываю всю газету:1. да-2. трудно сказать-3. нет.
- К дню рождения, к праздникам:1. я люблю делать подарки-2. затрудняюсь ответить-3. считаю, что покупка подарков несколько неприятная обязанность.
- Очень не люблю бывать там, где не с кем поговорить:1. верно-2. не уверен-3. неверно.94. В школе я предпочитал:1. русский язык-2. трудно сказать-3. математику.
- Кое-кто затаил злобу против меня:1. да-2. не знаю-3. нет.
- Я охотно участвую в общественной жизни, в работе разных комиссий и т. д.:1. да-2. нечто среднее-3. нет.
- Я твердо убежден, что начальник может быть не всегда прав, но всегда имеет возможность настоять на своем:1. да-2. не уверен-3. нет.
- Какое из следующих слов не подходит к двум остальным:1. какой-либо-2. несколько-3. большая часть.
- В веселой компании мне бывает неудобно дурачиться вместе с другими:1. да-2. по-разному-3. нет.
- Если я совершил какой-то промах в обществе, то довольно быстро забываю о нем:1. да-2. нечто среднее-3. нет.
- Обработка и интерпретация результатов теста
- I За 13а 23а 33с 43с 53а 63с 73с 83а 93с1. 4с 14а 24с 34с 44а 54с 64а 74а 84а 94а
- V 5а 15а 25с 35а 45с 55а 65с 75с 85а 95а
- VI 6с 16а 26а 36с 46а 56а 66с 76с 86а 96с
- VII 7с 17а 27а 37а 47с 57с 67с 77а 87с 97а
- VIII 8Ь 18Ь 28Ь 38с 48Ь 58с 68Ь 78с 88Ь 98а1. 9с 19с 29а 39с 49а 59а 69с 79а 89а 99с
- X Юс 20а 30а 40с 50а 60а 70с 80а 90с 100-
- Полученные таким образом баллы суммируются по каждому фактору.
- По факторам А, В, С, Д, К, М, Н, Л максимальное число баллов 20.
- По фактору П 40 баллов (сложить 5 и 9 строки).
- Количество баллов от 16 до 20 (по факторам А, В, С, Д, К, М, Н) является высокой оценкой по данному фактору, значит, соответствующее качество личности явно выражено (например, общительность по фактору А).
- Количество баллов 13, 14, 15 говорит об определенном преобладании качества, соответствующего высокой оценке (например, общительности над замкнутостью).
- Количество баллов 5, 6, 7 свидетельствует о преобладании качества, соответствующего низкой оценке (например, замкнутости над общительностью).
- Количество баллов 8−12 означает примерное равновесие между двумя противоположными личностными качествами (например, в меру открыт, в меру замкнут).
- Если опрашиваемый набрал 12 и более баллов по шкале Л, то результаты опроса необходимо признать недостоверными.
- Кроме того, данный опросник позволяет выявить склонность касоциальному поведению (фактор П), что может характеризоваться пренебрежением к принятым общественным нормам, моральным и этическим ценностям, установившимся правилам поведения и обычаям.
- Включена в опросник и шкала правдивости (фактор Л), которая позволяет судить о достоверности полученных результатов.
- Уровневая оценка факторов (в баллах): 16−20 максимальный уровень- 13−15 — преобладающая выраженность факторов-• 8−12 средний уровень- 5−7 — низкий уровень.
- Методика «Исследование уровня эмпагийных тенденций"1. И.М. Юсупова
- Инструкция: с помощью данного опросника исследуются некоторые психологические качества личности Вашей личности. Необходимо, отвечая на каждое из 36 утверждений, ставить крестик в графе ответа, соответствующего Вашему мнению.
- Утверждение Нет, никогда Иногда Часто Почти всегда Да, всегда
- Мне больше нравятся 1 книги о путешествиях, чем книги из серии «Жизнь замечательных людей». |
- Взрослых детей раздражает забота родителей.
- Мне нравится размышлять о причинах успехов и неудачах других людей.
- Среди всех музыкальных передач предпочитаю передачи о современной музыке.
- Чрезмерную раздражительность и несправедливые упреки больного надо терпеть, даже если они продолжаются годами.
- Больному человеку можно помочь даже словом.
- Посторонним людям не следует вмешиваться в конфликт между двумя лицами.
- Старые люди, как правило, обидчивы без причин.
- Когда в детстве слушал грустную историю, на мои глаза сами по себе наворачивались слезы.
- Раздраженное состояние моих родителей
- Я равнодушен к критике в мой адрес.
- Мне больше нравится рассматривать портреты, чем картины с пейзажами.
- Я всегда прощал все родителям, даже если они были неправы.
- Если лошадь плохо тянет, ее нужно хлестать.
- Когда я читаю о драматических событиях в жизни людей, то чувствую, словно это происходит со мной.
- Родители относятся к своим детям справедливо.
- Видя ссорящихся подростков или взрослых. я вмешиваюсь.
- Я не обращаю внимания на плохое настроение моих родителей.
- Утверждение Нет, никогда Иногда Часто Почти всегда Да, всегда
- Я подолгу наблюдаю за поведением животных. откладывая другие дела.
- Фильмы и книги могут вызвать слезы только у несерьезных людей.
- Мне нравится наблюдать за выражением лиц и поведением незнакомых людей.
- В детстве я приводил домой кошек и собак.
- Все люди необоснованно озлобленны.
- Глядя на постороннего человека, мне хочется угадать, как сложится его жизнь.
- В детстве младшие по возрасту ходили за мной по пятам.
- При виде покалеченного животного я стараюсь ему чем-то помочь.
- Человеку станет легче, если внимательно слушать его жалобы.
- Увидев уличное происшествие, я стараюсь не попадать в число свидетелей.
- Младшим нравится, когда я предлагаю им свою идею, дело или развлечение.30. Люди преувеличивают способность животных чувствовать настроение своих хозяев.
- Из затруднительной конфликтной ситуации человек должен выходить самостоятельно.
- Если ребенок плачет, на это есть свои причины.
- Молодежь должна удовлетворять любые просьбы и чудачества стариков.
- Мне хотелось разобраться, почему некоторые мои одноклассники иногда были задумчивы.
- Беспризорных домашних животных следует отлавливать и уничтожать.
- Если мои друзья начинают обсуждать со мной свои личные проблемы. я стараюсь перевести разговор на другую тему.