Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Объем выборки. 
Экспериментальная психология

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Состав по полу. Если исследование нацелено на изучение межполовых различий в данном психическом явлении, то лучше взять подвыборки мужчин и женщин, равные или близкие по объему. Тогда при меньшем общем количестве испытуемых можно будет выявить различия с более высоким уровнем достоверности. Если цель иная, определенных предположений о гендерных различиях по измеряемым параметрам нет… Читать ещё >

Объем выборки. Экспериментальная психология (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

При проведении ответственных научно-исследовательских работ используют методы математического планирования эксперимента. Но в деятельности психолога практической ориентации это происходит редко, так как для большинства случаев требуются предварительные эксперименты с целью получения хотя бы примерных параметров изучаемых явлений, и, кроме того, изучение методов, процедур планирования требует немалого времени и использования прикладных компьютерных программ.

Чаще определение объема выборки обусловлено исследовательскими задачами. Например, в перечень поставленных задач входит исследование некоторого психического феномена, и вами принято решение о том, чтобы влияние этого феномена (психического явления, свойства) на другие психологические феномены (качества, способности) рассматривать, сопоставляя экспериментальную и контрольную группы. Вами обосновывается существование или отсутствие изучаемого феномена в экспериментальной группе и в контрольной группе. Затем формируются группы, которые должны быть одинаковы или схожи по всем параметрам для вашего эксперимента.

Практически всегда психологи стараются уравнивать группы по возрастному и половому составу. В большинстве случаев для выявления различий на достаточно значимом уровне общий объем экспериментальной и контрольной групп должен состоять не менее чем из 50 испытуемых, при условии хотя бы приблизительного равенства числа людей в одной и другой группах. Причем в большинстве случаев именно количественный состав выборки и характер распределения исследуемого признака определяют выбор методов математической статистики. Нередко сформировать экспериментальную группу труднее, чем контрольную. Следует придерживаться правила: чем меньше контрольная группа, тем больше должен быть суммарный объем выборки.

Если в последующей обработке экспериментальных данных планируется применять корреляционный анализ, то объем выборки желательно иметь не менее 30—35 человек. Если считать достаточно выраженной тесноту связи при величине коэффициента корреляции приблизительно 0,25—0,35 и выше, то мы должны помнить о том, что значимыми на уровне р < 0,05 коэффициенты корреляции можно считать при величине выборки более 35 человек. В психологических исследованиях меньшие уровни значимости (например, р < 0,1) обычно не рассматривают как заслуживающие внимания. Наиболее важные выводы, особенно обосновываемые только на данных корреляционного анализа, желательно подтверждать, ссылаясь на уровень значимости р < 0,01 [25, с. 26].

Что такое уровни доверительной значимости < 0,05; р < 0,01; р < < 0,001), их роль и значение в экспериментальных психологических исследованиях и обосновании выводов, мы рассмотрим в общих чертах в следующих главах, поскольку эти вопросы изучаются на психологических факультетах по дисциплинам «Психодиагностика» и «Математические методы в психологии».

Наибольший объем выборки необходим при разработке диагностической методики — от 200 до 1000 человек [40, с. 21].

Состав по полу. Если исследование нацелено на изучение межполовых различий в данном психическом явлении, то лучше взять подвыборки мужчин и женщин, равные или близкие по объему. Тогда при меньшем общем количестве испытуемых можно будет выявить различия с более высоким уровнем достоверности. Если цель иная, определенных предположений о гендерных различиях по измеряемым параметрам нет, то предпочтительнее иметь состав либо однородный по полу, либо примерно равный по количеству лиц мужского и женского пола. Нередко исследователь может неожиданно для себя обнаружить половые различия по параметрам, не ожидавшимся при планировании эксперимента. Тогда встанет вопрос оценки выраженности и достоверности этих различий.

Возрастной состав. Возрастные параметры выборки при проведении психологического исследования имеют большое значение, и никогда не следует пренебрегать этой информацией. Каждый период возрастного развития характеризуется своими психофизиологическими и психологическими особенностями, а переходы между отдельными из них — «психологическими кризами», что всегда представляет особый интерес для психологический исследований. Так, например, исследование возрастной динамики сразу ориентирует и определяет выбор методов исследования: «поперечного» или «продольного» (лонгитюдного) среза. Кроме того, показатель возраста может в ряде случаев выступать основанием для разбиения испытуемых на подвыборки, с целью исследования личностных характеристик присущих данной возрастной категории или различающихся по выделенным параметрам.

В то же время для некоторых исследовательских целей в пределах периода взрослости выбор того или иного диапазона может и не иметь большого значения. Но такая исследовательская ситуация, как правило, встречается нечасто. При этом следует соблюдать правило: если исследуются отдельные выборки различного возраста, то они должны быть, но возможности гомогенными (однородными).

Однако если автор ставит основной задачей изучение возрастных различий, то выбор возрастов случайным уже быть не может. Выбор возраста испытуемых должен определяться исходя из целей, задач и гипотезы исследования. Но в любом случае возрастные характеристики исследуемой выборки должны быть отдельно описаны в соответствии с целью исследования.

В исследованиях же, касающихся особенностей возрастного развития, следует особо обосновывать избранные автором методологические подходы, выбор методов и методик исходя из анализа существующих концепций возрастной периодизации зарубежных или отечественных. В отечественной психологии довольно распространены следующие периодизации возрастного развития (табл. 5.1).

Таблица 5.1

Периодизация возрастного развития.

По Б. Г. Ананьеву.

По А. Н. Леонтьеву.

По Д. В. Эльконину.

Новорожденные —.

I — 10 дней.

Грудной ребенок —.

II дней — 1 год.

Раннее детство —.

1—3 года.

Первый период детства — 4—7 лет.

Второй период детства — 8—12 лет для мальчиков, 8—11 лет для девочек.

Новорожденный — до 2 месяцев.

Ранний младенческий возраст — до 6 месяцев. Поздний младенческий возраст — от 6 до 12—14 месяцев. Преддошкольный возраст — от 1 года до 3 лет. Дошкольный возраст — от 3 до 7 лет.

Младенческий возраст — от 0 до 1 года.

Раннее детство — от 1 года до 3 лет.

Дошкольный возраст — от 3 до 7 лет.

Младший школьный возраст — от 7 до 11 — 12 лет. Подростковый возраст — от 11 — 12 до 15 лет.

Окончание табл. 5.1

По Б. Г. Ананьеву.

По А. Н. Леонтьеву.

По Д. В. Эльконину.

Подростковый период: 13—16 лет для мальчиков, 12—15 лет для девочек. Юношеский период: 17—21 лет для мужчин, 16—20 лет для женщин. Средний возраст первый период:

  • 22—34 лет для мужчин, 21—34 лет для женщин; второй период:
  • 35—59 лет для мужчин, 35—54 лет для женщин. Пожилой возраст:
  • 60—74 лет для мужчин, 55—74 лет для женщин. Старческий возраст: 75—89 лет для мужчин и женщин.

Долгожители — 90 лет и старше.

Младший школьный возраст — от 7 до 11 — 12 лет. Подростковый возраст и начало юности — от 13—14 до 17—18 лет.

Ранняя юность — от 15 до 17 лет.

Помимо этого, в психологической литературе по проблемам возрастного развития выделяются следующие периоды.

Акмеологический период развития, который охватывает возраст от 18 до 60 лет. Впервые термин «акмеология» был предложен Н. Н. Рыбниковым в 1928 г. Этим термином (акме — высшая точка, расцвет, зрелость, лучшая пора) принято обозначать период зрелости как самый продуктивный, творческий период жизни человека. В отличие от юношеского акмеологический период характеризуется тем, что в нем завершаются общесоматическое развитие и половое созревание человека, который достигает своего оптимума физического развития. Этот период характеризуется также наиболее высоким уровнем интеллектуальных, творческих, профессиональных достижений.

Геронтогенез — это поздний период человеческой жизни. В нем принято выделять три фазы: пожилой возраст (для мужчин — 60—74 года, для женщин 55—74 года), старческий возраст — 75—99 лет, долгожители — 90 лет и старше.

В целом данный период характеризуется угасанием физических и психических функций. Отмечается снижение интенсивности углеводного, жирового и белкового обмена. Уменьшается способность клеток осуществлять окислительно-восстановительные процессы. Снижается общая активность организма. В то же время отмечается снижение возможностей психических функций, особенно памяти, внимания, мышления.

Однако следует отметить, что протекание данного периода в значительной степени определяется индивидуальными особенностями человека. В позднем онтогенезе роль личности, ее социального статуса, ее включенности в систему общественных связей особенно велика для сохранения трудоспособности человека как субъекта разных видов деятельности. Особое значение для противопоставления инволюции человека имеет его творчество.

В качестве общего вывода следует отметить, что в основу любой классификации положен принцип рассмотрения психического развития в онтогенезе, как его понимают ученые в рамках той или иной концепции, школы, направления в психологии. И основан этот принцип, как правило, на выделении качественно отличающихся ступеней (стадий) развития.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой