Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Личностно-профессиональное становление государственных служащих в системе органов прокуратуры

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Рассматриваемая проблема в достаточной мере многоаспектна, и комплексно ее рассмотреть, определить личностно-профессиональные особенности и закономерности эффективного становления прокурорско-следственных работников позволяет, наш взгляд, психолого-акмеологический подход, широко разрабатываемый в современной науке (К.А.Абульханова-Славская, О. С. Анисимов, А. А. Бодалев, А. А. Деркач, ВХ… Читать ещё >

Содержание

  • Глава. L Теоретико-методологический анализ проблемы личностно-профессионального становления государственных служащих в системе органов прокуратуры
    • 1. 1. Современное состояние и предпосылки исследования проблемы
    • 1. 2. Критерии, показатели и уровни, личностно-профессиональносо становления работников прокуратуры
    • 1. 3. Концептуальная модель и методы исследования
  • Выводы по 1 главе
  • Глава 2. Особенности личностно-профессионального становления прокурорско-следственных работников и основные пути его оптимизации
    • 2. 1. Психолого-акмеологические факторы личностно-профессионального становления работников прокуратуры
    • 2. 2. Блокаторы на пути продуктивного личностно-профессионального становления
    • 2. 3. Пути оптимизации личностно-профессионального становления прокурорско-следственных работников
  • Выводы по 2 главе
  • Заключение
  • Литература
  • Приложения

Личностно-профессиональное становление государственных служащих в системе органов прокуратуры (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность проблемы исследования. Необходимость эффективного правового регулирования социальных отношений в государстве, потребность в значительном улучшении деятельности правоохранительных органов, органов следствия, а также в обеспечении качественного надзора за законностью со стороны государства ставят как одну из ведущих задачу полноценного кадрового комплектования структур, осуществляющих указанные функции. Ведущую роль среди них играют органы прокуратуры. В отличие от органов безопасности и МВД, в настоящее время практически не удовлетворена потребность в научно-обоснованном психологическом отборе прокурорских работников, учитывающем специфику и особые условия их труда, степень их пригодности по индивидуально-психологическим, нравственным качествам. Отсутствует и дальнейшее психологическое сопровождение их профессиональной деятельности, способствующее как профессиональному росту работников через развитие важных для данного рода работы личностных черт, так и разностороннему личностному росту, а также снятию блокаторов психологической комфортности труда.

Если проблема отбора сотрудников для органов прокуратуры нашла определенное отражение в современной психологической науке, занимающейся спецификой юридического труда, то проблема дальнейшего психологического. сопровождения их профессиональной деятельности еще должна занять свое место в научных разработках как заслуживающая не меньшего внимания.

По данным проведенного нами опроса1, лишь 14% прокурорско-следственных работников в полной мере удовлетворены своим социальным статусом, только 34% опрошенных видят реальные перспективы служебного роста, а 36% предполагают возможным сменить место работы. 48% руководителей не испытывает удовольствия от управленческой деятельности. С увеличением стажа работы в прокуратуре работники все больше начинают полагать, что их судьба в малой степени зависит от них самих, возрастает чувство неудовлетворенности собой. Снижается степень выносливости по отношению к рабочим нагрузкам, 32% из опрошенных работников имеет жалобы на здоровье.

Рассматриваемая проблема в достаточной мере многоаспектна, и комплексно ее рассмотреть, определить личностно-профессиональные особенности и закономерности эффективного становления прокурорско-следственных работников позволяет, наш взгляд, психолого-акмеологический подход, широко разрабатываемый в современной науке (К.А.Абульханова-Славская, О. С. Анисимов, А. А. Бодалев, А. А. Деркач, ВХ. Зазыкин, Н. И. Конюхов, Н. В. Кузьмина, А. К. Маркова, И. Н. Семенов, Ю. В. Синягин, Е. А. Яблокова и др.). Данный подход способен как дать многостороннюю характеристику деятельности государственного служащего, особенностей ее осуществления применительно к отдельным видам государственной службы, определить возможные пути личностно-профессионального роста, так и выявить системные личностно-профессиональные особенности, необходимые для успешной оптимизации деятельности работников органов прокуратуры.

1 По результатам опроса 300 работников региональных прокуратур 1999*2000 г. г.

Состояние разработанности проблемы. Проблема оптимизации перцептивной, коммуникативной, интерактивной сторон деятельности следственных и прокурорских работников с учетом специфики уголовного судопроизводства и отдельных следственных действий в немалой степени была развита в рамках криминалистической науки и юридической психологии (А.Ф.Кони,. А. Р. Лурия, О. Липман, В. Л. Васильев, А. В. Дулов, М. И. Еникеев, В. Н. Кудрявцев, Н. ИЛорубов,.

A.Р.Ратинов, Л. Б. Филонов, И. К. Шахриманьян и др.). При этом на основе исследования специфики труда давались операциональные рекомендации для обеспечения эффективной деятельности. Психологические особенности труда прокурорско-следственных работников и личностные качества, определяющие пригодность к данному виду государственной службы, также в последние годы разрабатываются юридической психологией (В.Л.Васильев,.

B.В.Романов, М. И. Еникеев, М. В. Кроз, Б. В. Кулагин, М. В. Виноградов и.

ДР-).

Данные исследования направлены на оптимизацию профотбора и повышение продуктивности труда следственных и прокурорских работников, однако, проблема целостного личностно-профессионального роста уже действующих работников правоохранительных органов разработана в них в значительно меньшей степени и еще весьма далека от окончательного решения.

В настоящее время заметное место в психологической науке стали занимать проблемы формирования оптимальной модели профессионально важных качеств госслужащего (О.С.Анисимов, А. А. Бодалев, Л. И. Катаева, Н. И. Конюхов, Н. В. Кузьмина, А. К. Маркова и др.), психологического сопровождения кадров государственной службы (С.А.Анисимов, А. А. Деркач, В. Г. Зазыкин, Е. А. Яблокова и др.), профессионального становления (В.А.Бодров, Е. А. Климов, И. С. Кон, А. К. Маркова, Л. Э. Орбан, К. К. Платонов, В. Д. Шадриков и др.), профессионализма в различных видах деятельности (Н.В.Кузьмина, А. К. Маркова, Л. ГЛаптев, В. Г. Михайловский, А. Ю. Панасюк, С. И. Съедин и др.).

Особое внимание в этих работах уделяется разработке принципов, выявлению закономерностей, психологических факторов, способствующих повышению, эффективности профессиональной деятельности государственных служащих в современных условиях. Профессионализм госслужащего — это ключевой компонент акмеологического изучения. Использование акмеологического системно-целостного подхода в познании закономерностей профессионализации прокурорско-следственных работников позволяет рассмотреть этот процесс через совокупность развивающегося единства макрохарактеристик индивида, личности, субъекта деятельности и индивидуальности. Вместе с тем не изучены особенности личностно-профессионального становления работников прокуратуры, условия и факторы, предопределяющие успешность профессионализации и препятствующие данному процессу, обусловленность его социально-биографическими особенностями субъекта труда. Актуальность проблемы исследования усиливается и наличием явных противоречий между вузовским профессиональным обучением и требованиями прокурорско-следственного трудамежду потребностью практики в конкретных технологиях построения личной карьеры и неразработанностью соответствующего инструментария, а также острой потребностью в программах и методиках, позволяющих повысить сопротивляемость работников к особым и экстремальным условиям труда, снижая, таким образом, их стрессогенный характер.

Стремление в рамках акмеологического подхода предметно исследовать профессиональное становление прокурорско-следственных работников с целью оптимизации этого процесса и определило выбор темы исследования.

Цель исследования — выявить психологические особенности личностно-профессионального становления прокурорско-следственных работников региональных прокуратур и наметить конкретные пути оптимизации данного процесса.

Объект исследования — психолого-профессиональные особенности личности и деятельности прокурорско-следственного работника.

Предмет исследования — процесс личностно-профессионального становления прокурорско-следственных работников региональных прокуратур в профессиональной деятельности.

Гипотезы исследования:

1. Исходя из психолого-акмеологического подхода, который выступает основой оптимизации и рассматривает личность комплексно и интегративно во всей системе ее жизнедеятельности во временном континууме от прошлого через настоящее к будущему, а также используя событийно-биографический подход, предполагается, что успешность профессионального становления прокурорско-следственных работников находится в причинно-следственной связи с социально-биографическими особенностями субъекта трудаличностно значимые биографические события прошлого, настоящего и будущего, их типология, последовательность, степень значимости детерминируют успешность личностно-профессионального становления прокурорско-следственных работниковболее успешны в профессионально-личностном становлении прокурорско-следственные работники, в описании жизненного пути которых имеется значительный «удельный вес» биографических событий, связанных с собственной активностью индивида.

2. На профессионально-личностное становление прокурорско-следственного работника в период его адаптации значительное влияние оказывает профессионал, выступающий наставником, образцом для подражания.

3. Нормативно-ценностные позиции прокурорско-следственных работников изменчивы и находятся в непрямой зависимости от уровня личностно-профессионального становления.

4. Развитие коммуникативно-организационной компетентности является одним из ведущих факторов, предопределяющих успешность личностно-профессионального становления прокурорско-следственного работника.

5. Оптимизации процесса личностно-профессионального развития должно содействовать устранение блокаторов, препятствующих успешной профессионализации работников прокуратуры.

Задачи исследования:

1. Осуществить теоретико-методологический анализ проблемы профессионального становления прокурорско-следственных работников с учетом, специфики труда.

2. Разработать методику исследования и эмпирически изучить особенности личностно-профессионального становления прокурорско-следственных работников.

3. Исследовать взаимосвязь между социально-биографическими особенностями и профессиональным становлением работников прокуратуры.

4. Выявить и описать значимые биографические события прошлого, настоящего и будущего, их типы, последовательность, степень значимости их связи с успешностью личностно-профессионального становления прокурорско-следственных работников.

5. Выявить и описать нормативно-ценностные позиции работников прокуратуры и их изменение исходя из уровня профессионализма.

6. Проследить развитие коммуникативно-организационной компетентности во взаимосвязи с профессионализацией прокурорско-следственных работников.

7. Вычленить и проанализировать блокаторы, препятствующие успешной профессионализации работников прокуратуры.

8. Разработать практические рекомендации и программы, оптимизирующие профессиональный отбор и успешное личностно-профессиональное становление работников прокуратуры.

Методологической и теоретической основой исследования явились принципы системности, целостности, детерминизма, единства внешней и внутренней сторон деятельности, а также работы по теории личности и деятельности (К.А.Абульханова, Б. Г. Ананьев, А. А. Бодалев, А. Г. Ковалев, А. Н. Леонтъев, В. С. Мерлин, А. В .Петровский, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Элысонин, В. А. Ядов и др.), фундаментальные положения о становлении и развитии личности, выразившиеся в теоретических разработках акмеологической науки (Б.Г.Ананьев, А. А. Бодалев, А. А. Деркач, Н. В. Кузьмина и др.) — развития личности.

Л.И.Анцыферова, А. В Лэрушлинский, Л. И. Божович, В. В. Рубцов, Л. И. Уманский и др.) — по психологии труда и профессий (В.Г.Зазыкин, Е. А. Климов, Л. ГЛаптев, Б. Ф. Ломов, В. Г. Михайловский, К. К. Платонов и др.), профессионального становления (Е.А.Климов, И. С. Кон, А. К. Маркова, К. К. Платонов и др.) — проблемы психологического времени (П.Жане, Ш. Бюлер, К. Левин, С. Л. Рубинштейн, Б. Г. Ананьев, К.А.Абульханова-Славская, В. Г. Асеев и др.) — событийно-биографический подход (Е.И.Головаха, Н. И. Конюхов, А. А. Кроник, Ю. В. Синягин, М. Л. Шаккум) — работы, раскрывающие основные положения психолого-акмеологического подхода (О.С.Анисимов, А. А. Бодалев, А. А. Деркач, В. Г. Зазыкин, Н. В. Кузьмина, НИ. Конюхов, Л. Г. Лаптев, В. Г. Михайловский, С. И. Съедин, Е. А. Яблокова и др.).

Основными методами исследования в настоящей работе выступили анализ научной литературы, обобщение научных данных по проблеме исследования, сравнительный методпсиходиагностические методы — анкетирование, тестирование, экспертная оценка, беседа. Для определения психологических особенностей личности прокурорско-следственных работников использовались личностно-профессиональный опросник (ЛПО), разработанный на кафедре акмеологии и психологии профессиональной деятельности РАГС под руководством Ю. В. Синягина, методика диагностики нормативно-ценностных оценок, разработанная Ю. В. Синягиным, методика диагностики уровня субъективного контроля Дж. Роттера (УСК), методика диагностики показателей и форм агрессии А. Басса и А. Дарки, проективная биографическая методика Ю. В. Синягина, математико-статистические методы обработки материалов.

Данные методы в их комплексном применении позволили вычленить показатели значимых для исследования личностно-профессиональных качеств.

Эмпирическую базу исследования составили прокурорско-следственные работники Алтайского края и Новосибирской области. Всего с помощью различных психодиагностических методик было охвачено 256 государственных служащих районного, городского и краевого (областного) уровня, занятых в органах прокуратуры, что составляет 26,3% штатного состава названных прокуратур. Были изучены кадровые архивные документы, статистическая отчетность, эмпирические данные, ранее полученные при исследовании смежных областей правоохранительной деятельности.

Основные научные результаты, полученные лично соискателем, и их научная новизна.

В результате комплексного психолого-акмеологического исследования особенностей личностно-профессионального становления прокурорско-следственных работников выделено три уровня профессионализма: начинающий работник (1 уровень), специалист (2 уровень) и профессионал (мастер) (3 уровень). Выявлены условия и факторы, обеспечивающие полноценную адаптацию и последующее развитие личности, формирующие ее как полноценного субъекта профессиональной деятельности.

Установлены социально-биографические особенности, находящиеся в причинно-следственной связи с успешным личностно-профессиональным становлением прокурорско-следственных работников. Проведен их анализ с учетом пола, места рождения, успешности обучения, занимаемой должности. Составлен типовой портрет прокурорско-следственного работника. В качестве предопределяющих последующую профессиональную успешность выступают следующие условия: социальное происхождение и место рожденияуспешность обучения в школе и ВУЗезанятия спортом и общественной работойпрофессиональная деятельность до прихода в органы прокуратуры и служба в вооруженных силахвлияние родителей, присущих им личностных качеств, семейных ценностей.

Выявлены личностно значимые биографические события прошлого, настоящего и будущего, их типы, степень значимости («вес») и последовательность, как детерминирующие успешность личностно-профессионального становления прокурорско-следственных работников. Установлено, что более успешны в профессионально-личностном становлении прокурорско-следственные работники, в описании жизненного пути которых имеется значительный «удельный вес» биографических событий, связанных с собственной активностью индивида, больший суммарный вес позитивных событий также коррелирует с успешностью профессионализации и уровнем притязаний. Кроме того, позитивные профессиональные события будущего могут служить показателем профессионального потенциала работника, его мотивации достижении.

Описано формирующее влияние на начинающего специалиста наставника и примера для подражания. Выделены следующие наиболее востребуемые в наставнике личностно-профессиональные качества: профессионализм, желание и умение научить, терпение, профессиональный и жизненный опыт, ум и мудрость, индивидуальность, ответственность за тех, кто работает рядом, преданность делу, честность, порядочность и принципиальность.

Показано, что сформировавшийся у личности определенный уровень нормативно-ценностных оценок, как правило, не претерпевает значимого изменения в процессе профессионализации. При этом у работников прокуратуры жесткая оценка ситуаций с жестких нормативных позиций («можно — нельзя») в среднем в 2,7 раза превосходит аналогичные оценки с. -ценностных позиций («хорошоплохо»). Выявлена выраженная тенденция усиления конфликтности выражаемых суждений, когда осознается противоречие между предписывающей нормой и ценностным эталоном. Это может говорить о том, что работники для адекватной оценки ситуации в своих суждениях выходят за рамки нормативных предписаний. При несовпадении в сознании личности нормативных требований и ее системой ценностей чаще всего (почти в 2 раза) предпочтение отдается ценностному критерию.

Установлено устойчивое снижение с уровнем профессионализма индексов агрессивности и враждебности, сопровождаемое повышением аутоагрессии. При этом также возрастает ответственность работников за установление и поддержание межличностных отношений, предпочтение в коллективе неформальных отношений, осознание значимости коммуникативных способностей. Это в свою очередь свидетельствует о большей эффективности демократических, а не административно-авторитарных способов межличностного взаимодействия в исследуемой профессиональной деятельности. Впервые на примере личностно-профессионального становления прокурорско-следственных работников показано, что именно либеральный стиль межличностного взаимодействия более способствует профессионализации служащего прокуратуры.

Определены основные блокаторы на пути продуктивного профессионального становления ярекурорско-следственных работников. Среди них выделяются снижение мотивации к профессиональной самоотдаче в связи с недостаточной оплатой труда и материально-техническим обеспечением деятельности, сопровождаемое при этом увеличением нагрузки, увеличением форм стимулирования негативного характера (взыскания, угрозы лишения работы) при снижении значимости позитивного стимулирования, снижение престижности службы и утраты социального статуса, невидение перспектив профессионального роста. Это ведет к внутренним конфликтам, вызванным, в том числе и расхождением ценностных и нормативных ориентиров, эмоциональному дискомфорту, недовольству собой, чувству обиды, хронической усталости, стрессам и ухудшению здоровья. Ситуация изменения менталитета в. профессии, возникшая вследствие перемен в обществе, для многих сопровождается серьезными внутренними кризисами, ощущением ненужности, разрушением целостного образа самого себя.

Среди специфических негативных факторов труда прокурорско-следственных работников выделены: напряженность и высокая ответственность, обусловленные выполнением большого объема сложной многообразной работы в условиях острого дефицита времени и информации, материально-технических ресурсов, при низком профессионализме и пассивности работников, призванных оказывать непосредственное содействие, и активном противодействии заинтересованных лиц, как правило, игнорирующих правовые нормы.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечена его теоретико-методологической основой, комплексностью, применением апробированных и надежных методов, репрезентативностью выборки, разнообразием взаимодополняющих методик, процедур и приемов, проверкой на практике, а также применением математических методов обработки и анализа результатов с помощью автоматизированных статистических пакетов.

Практическая значимость работы. Полученные результаты позволили дать рекомендации при разработке алгоритма кадрового отбора в органы прокуратуры, разработать программы личностно-профессионального становления прокурорско-следственных работников с учетом социально-биографических особенностей, диагностируемого потенциала профессионального роста личности, уровня профессионализма.

На основе полученных исследований разработаны рекомендации для кадрового отбора работников прокуратуры, программы психолого-акмеологического сопровождения работников, исходя из уровня их профессионального мастерства с целью развивающего воздействия и снятия психологических блокаторов профессионального совершенствования.

Апробация и внедрение результатов.

Теоретические и экспериментальные результаты работы докладывались на научно-практических конференциях: «Актуализация потребности в личностно-профессиональном развитии государственных служащих» и «Психология личности в кризисной ситуации». Диссертационное исследование обсуждалось на заседаниях проблемной группы и кафедры акмеологии и психологии профессиональной деятельности РАГС при Президенте РФ.

Положения, выносимые на защиту.

Успешное личностно-профессиональное становление прокурорско-следственных работников детерминировано социально-биографическими особенностями субъекта труда, к которым относятся: социальное происхождение и место рожденияуспешность обучения в школе и ВУЗезанятое спортом и общественной работойпрофессиональная деятельность до прихода в органы прокуратуры и служба в вооруженных силахвлияние родителей, присущих им личностных качеств, семейных ценностей.

Акцентирование на восприятие жизненных событий, связанных с профессиональной деятельностью, является признаком с высокой долей вероятности говорящим об успешном личностно-профессиональном становлении работника прокуратуры.

Более успешны в профессионально-личностном становлении прокурорско-следственные работники, в описании жизненного пути которых имеется значительный «удельный вес» биографических событий, связанных с собственной активностью индивида.

На профессионально-личностное становление прокурорско-следственного работника в период его адаптации большое формирующее влияние оказывает профессионал, выступающий наставником, образцом для подражания. При этом наиболее значимыми личностно-профессиональными качествами в наставнике и образце для подражания для начинающего специалиста выступают: профессионализм, желание и умение научить, терпение, профессиональный и жизненный опыт, ум и мудрость, ответственность за тех, кто работает рядом, преданность делу, честность, порядочность и принципиальность.

Сформировавшийся у личности определенный уровень нормативно-ценностных оценок, как правило, не претерпевает значимого изменения в процессе профессионализации. Однако усиливается конфликтность выражаемых суждений в результате осознаваемых противоречий между предписывающими нормами и ценностными эталонами. Это говорит о том, что работники для адекватной оценки ситуации в своих суждениях выходят за рамки нормативных предписаний. При этом при несовпадении в сознании личности нормативных требований и ее системы ценностей чаще предпочтение отдается ценностному критерию нормативному.

Развитие личностно-профессиональных качеств, находящихся в прямой связи с коммуникативно-организационной компетентностью субъекта прокурорско-следственного труда, является одним из ведущих факторов, предопределяющих успешность личностно-профессионального становления работника прокуратуры.

Снижение мотивации к профессиональной самоотдаче работников прокуратуры находится в прямой связи с недостаточной оплатой труда и материально-техническим обеспечением деятельности, увеличением в стимулировании форм негативного характера, снижением социального статуса, приводящих к возникновению сильной тревоги, эмоциональному дискомфорту, снижению самооценки, уверенности в себе, недовольству собой, чувству обиды, хронической усталости и неудовлетворенностью состоянием здоровья. Выделенные факторы, накладываясь на особый, переходящий в экстремальный характер труда, выступают основными блокаторами, препятствующими продуктивному профессиональному становлению прокурорско-следственных работников.

Структура диссертации определяется задачами и логикой исследования и состоит из введения, двух глав, выводов и заключения, списка литературы и приложения.

Выводы по 2 главе.

В результате комплексного психолого-акмеологического исследования личностно-профессионального становления прокурорско-следственных работников установлены социально-биографические особенности, находящиеся в причинно-следственной связи с успешным личностно-профессиональным становлением прокурорско-следственных работников. В качестве предопределяющих последующую профессиональную успешность выступают следующие условия: социальное происхождение и место рожденияуспешность обучения в школе и ВУЗезанятия спортом и общественной работойпрофессиональная деятельность до прихода в органы прокуратуры и служба в вооруженных силахвлияние родителей, присущих им личностных качеств, семейных ценностей.

Установлено,. что более успешны в профессионально-личностном становлении прокурорско-следственные работники, в описании жизненного пути которых имеется значительный «удельный вес» биографических событий, связанных с собственной активностью индивида, больший суммарный вес позитивных событий также коррелирует с успешностью профессионализации и уровнем притязаний. Кроме того, позитивные профессиональные события будущего могут служить показателем профессионального потенциала, его мотивации достижений.

Присутствие в адаптационный период начинающего специалиста наставника и примера для подражания имеет значимое формирующее влияние. Наиболее востребуемыми в наставнике личностно-профессиональными качествами являются: профессионализм, желание и умение научить, терпение, профессиональный и жизненный опыт, ум и мудрость, индивидуальность, ответственность за тех, кто работает рядом, преданность делу, честность, порядочность и принципиальность.

Сформировавшийся у личности определенный уровень нормативно-ценностных оценок, как правило, не претерпевает значимого изменения в процессе профессионализации. Выявлена также выраженная тенденция усиления конфликтности выражаемых суждений, когда осознается противоречие между предписывающей нормой и ценностным эталоном.

Установлено устойчивое снижение с уровнем профессионализма индексов агрессивности и враждебности, сопровождаемое повышением аутоагрессии. При этом также возрастает ответственность работников за установление и поддержание межличностных отношений, предпочтение в коллективе неформальных отношений, осознание значимости коммуникативных способностей.

В ходе исследования выявлены блокаторы объективного и субъективного характера на пути продуктивного профессионального становления прокурорско-следственных работников, устранение которых способно оптимизировать процесс профессионализации.

Опираясь на выявленные закономерности личностно-профессионального становления прокурорско-следственных работников, нами были выработаны рекомендации для профессионального отбора, учитывающие социально-биографические особенности кандидатов и их потенциал профессиональной реализации. Кроме того, нами разработаны программы по оптимизации личностно-профессионального становления работников в зависимости от уровня их профессионализации.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проведенные теоретико-методологические и эмпирические исследования показали актуальность и значимость проблемы личностно-профессионального становления прокурорско-следственных работников. Эмпирическими фактами было подтверждено, что задачи повышения эффективности деятельности государственных служащих, занятых в органах прокуратуры нуждаются в серьезном научном психолого-акмеологическом изучении и обеспечении. Такая работа может проводиться по различным направлениям. В настоящем диссертационном исследовании определено содержание одного из направлений, поэтому оно носит проективный характер. В то же время полученные эмпирические данные подтвердили правильность основных выдвинутых гипотетических предположений, касающихся особенностей и закономерностей продуктивного личностно-профессионального становления прокурорско-следственных работников (Таблица 20).

Показать весь текст

Список литературы

  1. Аболин J1. Психологические механизмы эмоциональной устойчивости человека. — Казань: Изд-во Казанск. Ун-та, 1987. — 261с.
  2. Абульханова К.А.* Бодалев А.А.> Деркач А. А., Кузьмина Н. В., Лаптев Л. Г. Акмеология вчера, сегодня, завтра // Практическая психология и психоанализ. 1997. № 1. С. 12—27.
  3. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. — М.: Наука, 1980. — 336с.
  4. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. — М.: Мысль, 1991,—299с.
  5. Агеев В.С.Т Базаров Т. Ю., Скворцов В. В. Методика составления социально-психологической характеристики для аттестации кадров. — М.:МГУ, 1986. — 127с.
  6. А. Практика и теория индивидуальной психологии. М., 1995.
  7. А.Дж. Человек как предмет научного исследования.// Человек и его ценности. М. — 1988.- С. 117−139.
  8. Г. Проверьте свои интеллектуальные способности. — Рига: Виеда, 1992.— 176 с.
  9. Актуальные вопросы организационно-психологического обеспечения работы с кадрами. / Под ред. А. В. Филиппова, М., 1989.
  10. ВТ. Ценностные ориентации как фактор жизнедеятельности и развития личности. // Психологический журнал 1984.- Т.5.- № 5, — С.63−70.
  11. . Г., Дворяшина М. Д., Кудрявцева Н. А. Индивидуальное развитие человека. М., Просвещение, 1968. 214 с.15г
  12. .Г. К методологии профессиоведения //На психологическом фронте. — Вып. 2. — Д., 1931. — С. 4—21.
  13. .Г. Структура личности и трудоспособность. Д.: ЛГУ, 1966.-316с.
  14. .Г. Человек как предмет познания. Д.: Изд-во Ленингр. ун-та. 1968. — 339с.
  15. А. Психологическое тестирование, Книга 1. М., Педагогика, 1982,
  16. А. Психологическое тестирование. Книга 2. М., Педагогика, 1982.
  17. Андреева Г. М Методы исследования межличностного восприятия. М.: МГУГ1984. — 141с.
  18. Г. М. Социальная психология, М.: МГУ, 1988.
  19. О.С. Новое управленческое мышление: сущность и пути формирования.- М.: Экономике^ 1991. 3 Юс.
  20. О.С. Основы методологического мышления. М., 1983.
  21. О.С., Деркач А. А. Основы общей и управленческой акмеологии. М.- Новгород: Изд-во С.Е.Т., 1995.-272с.
  22. С.А., Гордеева TIL, Деркач А.А. и др. Методы акмеологических исследований. Кострома: Управление образов., 1994. — 102с.
  23. Н.П. Психология подбора и расстановки кадров. -Ярославль, 1982. 124с.
  24. Ю.М., Еникеев МЛ., Эминов В. Е. Психология преступника и расследования преступлений. М." 1996.
  25. Л.И. Личность в трудных жизненных условиях // Психологический журнал -1994. N 3. — С.99−105.
  26. . Личность в динамике: некоторые итоги расследования //Психологический журнал, т.13, 1992, N5, с.12−26.
  27. . Методологические принципы и проблемы психологии // Психологический журнал. 1982. Т.3, — № 2. — С. 3−17.
  28. Арбузов ML Выдвижение рабочих и крестьян в государственный аппарат. Изд.2-е, ML, 1930.- 93с.
  29. В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. М.: Мысль, 1976.- 158с.
  30. А.Г. Психология индивидуальности: Методологические основы развития личности в историко-эволюционном процессе. М., 1986.
  31. А.Г. Психология личности. М.: Просвещение, 1990.-367с.
  32. Ю.К. Оптимизация процесса обучения. М.: Педагогика, 1977. — 386с.
  33. Е.Ф., Голынкина Е. А., Эткинд А. М. Методы исследования уровня субъективного контроля // Психологический журнал -Т 5. 1984. -№ 3. С. 152−162.
  34. Т.Ю. Особенности межличностного восприятия в системе «руководство подчинение» в условиях производственного коллектива // Межличностное восприятие в группе. М., 1981.
  35. А. В., Конюхов Н. И. Теоретические и методологические вопросы разработки профессиограмм выпускников академии. М.: ВПА, 1982. — 72 с.
  36. Басков B. R Прокурорский надзор.- М., 1996.- 558с.
  37. Е.П. Оценка деловых качеств руководителей и специалистов. -М., 1990.
  38. Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. Л.: Наука, 1988. — 269с.
  39. Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. М.: Прогресс^ 1988.-499с.
  40. В.М. Избранные произведения. М., 1924. — 416 с.
  41. С.Д., Гуревич Ф1 Математико-статистические методы экспертных оценок. М.: Статистика, 1974. — 159с.1.
  42. Н.Р. Психология личностного роста. М., 1995.
  43. А.А. Восприятие и понимание человека человеком. М.: Изд-во МГУ, 1982, — 199с.
  44. А.А. Личность и общение. Избранные психологические труды.-2-е изд., переработ. М.: Международная педагогическая академия, 1995. — 326с.
  45. Бодалев А.А.' О коммуникативном ядре личности. //Советская педагргика.-1990.- №l 5.
  46. А.А. О предмете акмеологии //Психологический журнал. 1993. -№ 5. т.14.^с.73−79.
  47. Бодров В А. Проблемы профессионального психологического отбора // Психологический журнал. 1985.- Т. 6.- № 2.- С. 85- 94.
  48. В.А., Писаренко ЮЗ. Использование структурного подхода к исследованию личности в целях повышения эффективности прогнозирования профессиональной пригодности операторов // Первые Междунар. научн. Ломовские чтения. М., 1991.- С. 149−151.
  49. Е.М. О роли профессиональной деятельности в формировании личности /Психология формирования и развития личности / Под ред. Л. И. Анцыферовой. М.: Наука, 1981. -С. 159−177.
  50. .С. К изучению смысловой сферы личности./ Вест. Моск. ун-та. Сер. Психология, 1981, № 2.
  51. .С. К проблемам развития личности в зрелом возрасте // Вестник МГУ, Серия 14, Психология, 1989 № 2.
  52. .С. Нравственное сознание личности. М.: Знание, 1985.- 64с.
  53. А.Е. Судебно-психологическая экспертиза. Харьков, 1929.
  54. Брушлинскии A3. Деятельность субъекта и психическая деятельность/ /Деятельность: теория, методология, проблемы. — М., 1990. —С. 129−143.
  55. А.В. Проблемы субъекта в психологической науке// Психологический журнал. — 1991. — № 3- 1992. — № 6.- 1993. — № 6.
  56. Л.Ф. Психодиагностические методы исследования личности.- Киев: О-во «Знание» УССР, 1982. 144с.
  57. Л.Ф., Коржова Е. Ю. Психология жизненных ситуаций, Учебное пособие. М., 1998. — 263с.
  58. Д.Ф., Морозов CJM. Словарь справочник по психологической диагностике. Санкт-Петербург, 1999.
  59. В.И. Психологическая коррекция затруднений социально-психологической адаптации молодых офицеров к условиям службы в воинской части: Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1996.
  60. В.Л. Судебная психология. Психологический практикум для следователей. Л., 1979.
  61. В.Л. Юридическая психология. СПб.: Питер Пресс, 1997. — 656с.
  62. В.Ф., Зазыкин В .Г. Проблема стабильности характеристик систем «человек машина» // Психологический журнал. — 1982. — № 5, -С.82−96.
  63. М.В., Буйлов Н. К., Варламов В. А. и др. Методика и организация психиатрического освидетельствования лиц, поступивших на службу в органы внутренних дел. М., 1982.
  64. Военная инженерная психология / Под ред. Б. Ф. Ломова и др. -М., 1970. 396 с.
  65. Г. Г. Оценка кадров специалистов с помощью профессиограмм и тестов в научно-исследовательских и проектных учреждениях. М., 1975. — 147 с.
  66. JI.C. Избранные психологические исследования. — АПН РСФСР, 1956. — 301с.
  67. Выготский JLC. Лекции по психологии.: СПб.: Союз, 1997. 144с.
  68. П.Я., Талызина KL Ф. Современная теория поэтапного формирования умственных действий. М., 1979. — 217 с.
  69. С.Г. Психотехника. М: Новая Москва, 1926. — 121с.
  70. Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекций. -М., 1988.
  71. Е.И., Кроник А. А. К исследованию мотивации жизненного пути личности: техника «каузометрии» /Мотивация личности/ Под ред. А. А. Бодалева. М.: АПН СССР, 1982, с. 99−107.
  72. Е.И., Кроник А. А. Психологическое время личности. Киев: Наукова думка, 1984. 105с.
  73. Ф.Д., Лебедев В. И. Психоневрологические проблемы труда операторов. ML: Медицина, 1975.
  74. В.М. Категория становления в марксистской диалектике// Философские науки, 1968, № 4.
  75. Государственная служба: организация, кадры, управление. Вып. второй. М.: РАГС, 1995. — 232 с.
  76. К.М. Профессиональная пригодность и основные свойства нервной системы. М.: Наука, 1970.
  77. А.С. Оптимизация гуманитарно-технологического развитая государственных служащих: Автореф. дис. д-ра психол. наук. -М., 1997.
  78. А.С., Жданов О. И., Козлов В. В., Яблокова Е. А. Технология выживания. Психологические аспекты адаптации в условиях рыночных отношений // Банковское дело. № 9. — С. 32−35.
  79. А.С., Жданов О. И., Яблокова Е. А. Технология адаптации человека к экстремальным условиям // Банковское дело. № 11. — С. 2830- № 12. -С. 3Z-37.
  80. Давыдов В.В." Зак А. З. Проблемы рефлексии: Современные комплексные исследования. — Новосибирск, 1987. — 213с.
  81. Г. А. Социально-психологические условия повышения эффективности обучения в военном вузе. — М.: ВПА, 1977. — 196 с.
  82. А., Михайлов Г. Методология акмеологии//Прикладная психология и психоанализ. — М.: МПА, 1997. — № 3. — С. 4—11.
  83. А.А., Дьячков В. М. Психологические характеристики госслужащих регионального управления и их личностно-профессиональное развитие / Психология профессиональной деятельности кадров государственной службы. М.: РАГС, 1996. С.39−58.
  84. А.А., Зазыкин В. Г. Профессионализма деятельности в особых и экстремальных уловиях (Психолого-акмеологические основы).-М.: МАЛА, 1998.- 178с.
  85. А.А., Зазыкин В. Г. Психологические факторы эффективности профессиональной деятельности кадров госслужбы. /
  86. Психология профессиональной деятельности кадров государственной службы, М., РАГС, 1996 -С.20−39.
  87. А.А., Кузьмина Н. В. Акмеология: пути достижения вершин профессионализма. М.: РАУ, 1993. -31 с.
  88. АЛ., Огнев А. С. Акмеологические основы профессионального становления государственных служащих. Воронеж, 1998, — 297с.
  89. А.А., Огнев А. С., Гончаров Ю. Н. Психодиагностика и акмеография. — Воронеж, 1997. — 217с.
  90. АА., Синягин ЮБ., Морозов А. Н. Формирование эффективного стиля управленческой деятельности руководителя. М., РАГС, 1999.- 103с.
  91. ВН. Психологическая диагностика способностей: теоретические основы. Саратов: Изд-во Саратовского университета. 1990, чЛ-2.
  92. А.В. Судебная психология. Минск, 1975.
  93. М.И., Кандыбович Л. А. Краткий психологический словарь: Личность, образование, самообразование, профессия. Минск, 1998.- 399с.
  94. В.М. Оптимизация личностно-профессионального развития госслужащих регионального управления. Дисс. на соиск. ученой степени кандидата психол. наук, М., РАГС, 1997.
  95. М.И. Основы общей и юридической психологии: Учебник для вузов, М.: Юристь, 1996.- 631с.
  96. М.И. Основы общей и юридической психологии: Учебник для вузов. М., Юристь, 1996, — 631.
  97. М.И. Основы судебной психологии. Психические процессы и состояния. М., 1982.
  98. М.И. Основы судебной психологии. Психические свойства личности. М., 1982
  99. М.И. Судебная психология. Часть 1. М., 1975.
  100. М.И. Судебная психология. Часть 2. М., 1976.
  101. М.И., Черных Э. А. Психология следователя. М., 1988.
  102. Е.С. Вступающему в должность, М., Знание, 1985.
  103. АЛ. Стиль, руководства для управления социально-психологическим климатом производственного коллектива /Социально-психологический климат коллектива: теория и методы изучения. М., 1979,
  104. Ю.М. «Модель личности» в психодиагностике (для практических психологов). Книга первая. — М.: Всероссийский научно-практический центр профориентации и психологической поддержки населения. — М., 1994. — 182 с.
  105. ЮМ., Зазыкин В. Г. Основные направления исследований деятельности человека в особых и экстремальных условиях. М., 1985.-202 с.
  106. В.Г. Психолого-акмеологические основы деятельности специалистов в особых условиях // Дисс. на соиск. ученой степени доктора психол. наук, ML, РАГСД994. 373с.
  107. В.Г., Чернышев АД. Акмеологические проблемы профессионализма. М., 1993. — 43с.
  108. Е.М. Психотехнология изучения человека в трудовой деятельности. — М.:-МГУ, 1992, — 93с.
  109. Ю.И. Эмоции и чувства в деятельности следователя. Краснодар, 1978.
  110. М.С. О философском понимании ценности. //Вестник ЛГУ.-Сер. 6.- 1987. Выпуск 5. — С.44−50.
  111. M.C. Человеческая деятельность (опыт системного анализа). М., 1974.- С.43−67.
  112. Китаев-Смык JI.A. Психология стресса. М.: Наука, 1983.- 368с.
  113. Е.А. Психология профессионала. — М.: ИПП, 1996. — 400 с.
  114. Е.А. Психология профессионализма. М. — Воронеж: институт практической психологии 1996. -400с.
  115. С.Г. Изменение ценностных оснований идентификации (80−90-е годы). // Социологические исследования. -1995- № 1. -С. 59−72.
  116. Ковалев ВЛ Категория времени в психологии (личностный аспект) // Категории материалистической диалектики в психологии/ Отв. Ред. Л! И. Анцыферова, — М: Наука, 1988. С. 216−230.
  117. А.Ф. Приемы и задачи прокуратуры // Избранные произведения в 4-х т., М., 1959. У
  118. А.Ф. Психология и свидетельские показания// Новые идеи в философии. -1913.- Вып.9.
  119. Н.И. Методологические проблемы биографического исследования психологии личности курсантов // В сборнике научных статей № 19. — ML: ВПА, L9S1. — С, 3Q7 — 325
  120. Н.И. Словарь справочник практического психолога. М., 1996.
  121. Н.И., Шаккум М. Л. Акмеология и тестология. М., 1996. — 378 с.
  122. М.В. Судебно-психологическая экспертиза. Львов, 1987.
  123. Криминалистика. Учебник для вузов. / Под ред. А. Ф. Волынского, М.: Закон и право, 1999. — 615.
  124. Р.Л. Если вы руководитель. — М.: Дело, 1996.-381с.
  125. ВЛ. Социальные отклонения. М., 1984.
  126. И.А. Судебная психолого-психиатрическая экспертиза. М&bdquo- 1988.
  127. Кузнецов BJHL Повышение психологической готовности кадров государственной службы к деятельности в стрессовых ситуациях./Автореф. канд. дисс.,.М, 1995.
  128. Кузнецов В Л. Психологическая поддержка управленцев в преодолении кризисных ситуаций в управленческой деятельности. М., 1995.
  129. Е.С. Основы социальной психологии. Л.: ЛГУ, 1967.-173с.
  130. Н.В., Реан А. А. Профессионализм педагогической деятельности. СПб., 1993. — 121 с.
  131. Кузьмина HJB. Методы системного педагогического исследования.L ЛГУ, 1980. — 149 с.
  132. Кузьмина HJB. Очерки психологии труда учителя. 1967.
  133. Н.В. Очерки психологии труда учителя.— Л.: ЛГУ, 1967,—162 с.
  134. Н.В. Проблема отбора и профессиональной подготовки специалистов в Вузах. Л., 1970. — 143 с.
  135. Н.В. Профессионализм деятельности преподавателя и мастера производственного обучения профтехучилища. — М.: Высш. школа. —1989. — L67c.
  136. Кузьмина HJ3. Профессионализм личности преподавателя. М.: АПН, 1990. — 149с.
  137. Н. В. Реан А.А. Профессионализм педагогической деятельности. — СПб., 1993. — 54 с.
  138. .В. Основы профессиональной психодиагностики. -М., 1984.
  139. Н.В. На пути к профессиональному совершенству. — М.: Просвещение, 1990. — 159с.
  140. Л.Г. Акмеологические основы оптимальной управленческой деятельности, командира .полка. М.: РВСН, 1994. -242с.
  141. Л.Г., Гатилов С. П., Кондаков А. М. и др. Воинский труд: наука, искусство, призвание. (Монография) М.: Совершенство, 1988.-480с.
  142. Н. Д. Психология труда. — М.: Учпедизд, 1963. — 234с.
  143. А. Н. Деятельность. Сознание. Личность.: Избр. психол. произведения в 2-х.т. — Т. 1. — М.: Педагогика, 1983. — 345с.
  144. Э. Психология труда. Пер. А. Вайнштейн/Под ред. Э. Э. Эссена. — Л.: Госизд., 1926. — 147 с
  145. О. Психология допроса обвиняемого// Право и жизнь. -1924.-До№ 3−6.
  146. О. Психология лжи. Харьков, 1926.
  147. Н.А. Развитие личности и ее жизненный путь.// Принцип развития в психологии./ Ред. Л. И. Анцыферова М., 1978, — С. 156−172.
  148. .Ф. О путях построения теории инженерной психологии на основе системного подхода. // Инженерная психология. М.: Наука, 1977. — С.31−55.
  149. .Ф. Человек и техника М.: Советское радио, 1966. -464с.
  150. Ы.П. Производственная адаптация молодых рабочих в условиях перестройки./ Дис. докт. филос. наук. — М.: МГУ, 1989. — 355с.
  151. А.Р. Экспериментальная психология в судебно-следственном деле// Право. 1928.- № 2.
  152. Г. И. Методы моделирования и анализа ситуации в социально-психологическом Киров, 1994. — 155с
  153. Маркова AJC. Психология профессионализма, М., 1996. — 308с.
  154. А.К. Психология труда учителя: Кн. для учителя. — М.: Просвещение, 1993. — 193с.
  155. А. Самоактуализация (Психология личности). М., 1982. -291с.
  156. B.C. Взаимосвязь развития индивидуальности и развития Ш коллектива как фактор стабильности кадров. // Прикладные проблемы 1 социальной психологии. М., 1983.
  157. B.C. Очерк интеллектуального исследования индивидуальности. — М., 1986. — 256с.
  158. Л.М. Учитель как личность и профессионал (психологические проблемы). М.: Дело, 1994. — 216с.
  159. В.Ф., Ткачева Н. Ю. Проблема периодизации развития личности в психологии. М., МГУ, 1981.
  160. В.Н. Структура личности и отношение человека к действиям. М.: АПК РСФСР, 1956. — 257с.
  161. Надель-Червинская М.А., Червинский П. П. Большой толковый словарь иностранных слов. Т.1, Ростов-на-Дону, 1995. — 544с.
  162. Надель-Червинская М.А., Червинский П. П. Большой толковый словарь иностранных слов. Т.2, Ростов-на-Дону, 1995. — 530с.
  163. АЛ. Агрессия, мораль и кризисы в развитии мировой культуры (синергетика исторического процесса). М.: Книжник, 1996,-163с.
  164. Р.С. Социально-психологический анализ эффективной деятельности коллективов. М., 1984.
  165. Р.С., Синягин Ю. В. Мотивация достижения, уровень притязаний и эффективность групповой деятельности. //Психологический журнал, N1, L987.
  166. С.И. Словарь русского языка /Под. ред. Н. Ю. Шведовой. 2-е изд-е, М.: Русский язык, 1988.
  167. А.Ю. Управленческое общение: практические советы. -М.: Экономика, 1990.-112с.
  168. И.В. Оптимизация организаторской деятельности кадров управления в особых условиях. / Автореф. канд. дисс., М., 1997.
  169. В.А., Федоренко С. А., Щекотихин В. М. Теоретико-методические вопросы разработки профессиограмм выпускников ВИПС // Сборник научных трудов ВИПС. Орел: ВИПС, 1996. — № 4. — С. 7−13.
  170. А.В. Введение в психологию. М., 1995.
  171. В.А. Личность в психологии. М.- Ростов-на-Дону: изд-во Феникс.- 1996. — 512с.
  172. В.А. Психология неадаптивной активности. М.: ТОО «Горбунок», 1992.-223с.
  173. Петровский. В А., Огнев-А.С. Основные положения психологии субъектогенеза / Ежегодник Российского психологического общества. -М&bdquo- 1996.-Т. 2.-Вып. 1.-С. 11−12.
  174. К.К. Вопросы психологии труда. — М.: Медицина, 1979.— 264с.
  175. К.К. Краткий словарь системы психологических понятий. М., 1984. — 89с.
  176. Платонов KJC. Личностный подход как принцип психологии./В кн.: Методологические и. теоретические проблемы психологии. -М., 1972.
  177. К.К. Структура и развитие личности.- М., 1986.- 167с.
  178. ЮЛ. Критерии профессионализации и формирование структуры профессиональных способностей. // Развитие и диагностика способностей./ Под ред. В. Н. Дружинина, В. Д. Шадрикова, М., 1991.-178с.
  179. Пономаренко В А., Цуварев В .И. К вопросу о психологическом отборе профессионаловV/ Психологический журнал.-1988.-№ 3.-С. 10−24.
  180. Н.И. Тактика допроса на предварительном следствии. -М.: БЕК, 1998, — 197с.
  181. АЛ. Нововведения: стимулы и препятствия. М., 1989.
  182. Н.С. Психологический смысл труда. М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МЛДЭК», 1997. — 352с.
  183. Психодиагностические методы в комплексном лонгитюдном исследовании студентов /Под ред. А. А. Бодалева, И. М. Палея, М. Д. Дворяшиной. Л., 1976. — 312с.
  184. Психологические проблемы самореализации личности / Под ред. А. А. Крылова, JI.A. Коростылевой. СПб.: Издательство СПбГУ, 1997. -240с.
  185. А.Р. Судебная психология для следователей, М., 1967.-290с.
  186. Ржичан П, Вопросы биодромальной диагностики личности. // Психодиагностика в социалистических странах. Братислава, 1983. -С.5−14.
  187. В.В. Теоретические основы военно-юридической психологии// Автореферат дисс. на соиск. ученой степени доктора психол. наук, М., Академия МВД РФ, 1994. 153с.
  188. В.В. Юридическая психология: Учебник. М., Юристъ, 1998.- 488с.
  189. В.В., Кроз М. В. Психологическая оценка при профессиональном отборе кадров для прокуратуры (современное состояние и перспективы) // Вопросы психологии. 1994.- № 3.- С. 95.
  190. С .Я. Бытие и сознание. М., 1957.
  191. С.Л. Проблемы общей психологии. М., 1973.
  192. С.Л. Проблемы общей психологии. В 2-х т. — М.: — Педагогика, 1989. — Т. 1 — 328 cl, Т. 2 — 317с.
  193. Н.А. Автобиографии рабочих и их изучение. Материалы к истории автобиографии как психологического документа. М.- Л., 1930.
  194. Г. и др. Менеджмент в организациях: Сокр. пер. с англ. с 15-го изд. М.: Экономика, 1995.-335с.
  195. Свенцицкий AJI. Социальная психология управления. -Л.: ЛГУ, 1986.-175с.
  196. Ю.В. Исследование уровня притязаний личности (методические указания для учителей и студентов-практикантов). Ульяновск., 1987, 26с.
  197. Ю.В. Принципы и стратегии аттестации идеологических кадров /Методика, поиск, опыт. Экспресс-информация, N:(22). Москва, Академия общественных наук, 1989. с.61−74.
  198. Синягин IOJB. Руководитель организации и его команда (Теоретическая модель).- М., 1996.- С.65−70.
  199. Ю.В. Способ выявления оценочных суждений членов группы. «Вопросыпсихологии"^N6, 1985, с.139−145.
  200. Ю.В., Синягина Н. Ю. Личность и коллектив. «Политическая агитация», N4, 1988, с.23−26.
  201. А.П. Акмеологический тренинг: Теория. Методика психотехнологии. М., 1996, — 428с.1
  202. Л.А. Подбор кадров, их выдвижение и расстановка. Стенограммы лекций. М., 1948.- 43 с.
  203. Л.Н. Введение в психологию индивидуальности: Теория и практика психодиагностики. ML,. 1998.
  204. К. Психограмма судебного следователя. — Интеллектуальный труд. М., 1925.
  205. Становление специалиста / под ред. Смирновой, — Л., 1989.
  206. B.C. Философская, атропология и философия науки. М.: Высшая школа, 1992. — 189с.
  207. И.Д. Профиль психотехника. — 1932. — № 2. — С. 127—138.
  208. С.Г. К вопросу о классификации труда//Проблемы экономики труда. — М., 1957. — С. 19—31.
  209. Г. В. Основы математической статистики для психологов. Л.: ЛГУ, 1972. -429с.
  210. Е.М. Психолого-акмеологические факторы устойчивости профессиональной деятельности госслужащих.// Автореф. канд. дисс., М., 1997.
  211. П.С. Методы 100% победы. Манеры поведения. Логика риска. Зигзаги общения. (Искусство жить среди людей). — Симферополь: Реноме, 1997. — 560с.
  212. Л.П. Грустные мысли о следствии.// Законность. — М., 1998. — № 5. С.20—23.
  213. Д.Н. Психологические исследования. М.: Наука, 1966. -376с.
  214. Федеральный закон о прокуратуре Российской Федерации от 17 января 1992 г.// Ведомости Верховного Совета РСФСР, -1992, № 8,-Ст.366.
  215. С.А. Психолого-акмеологические резервы повышения эффективности профессионального становления офицерских кадров.// Автореферат дисс. на соиск. ученой степени кандидата психол. наук, М., РАГС, 1998.
  216. Л.Б. Психологические способы изучения личности обвиняемого. М, 1983.
  217. Г. Моя жизнь, мои достижения. Пер. с англ. — М.: Финансы и статистика, 1989. — 206с.
  218. А.У. Очерки судебной психологии. Казань, 1974.
  219. В.Д. Психологические аспекты расстановки кадров. М., 1974, — 64 с.
  220. В.Д. Проблемы системного анализа профессиональной деятельности. — М: Наука, 1982. — 185с.
  221. Шадриков В Д. Психология деятельности и способности человека.: Учебное пособие для вузов.-М.:изд. корп. «Логос», 1996.-320с.
  222. И.К. Психологические основы отдельных следственных действий. М., 1972.
  223. А.В. Оптимизация деятельности руководителей в экстремальных управленческих ситуациях. М., МААН, 1997.
  224. Юнг К. Психологические типы. / Под ред. В. Зелинского, С.-П. Ювенита.- М.: Издательская фирма «Прогресс-Универс», 1995.-716с.
  225. Яблокова ELA. Социалистический коллектив: социальная природа, психология. М.: Мысль, 1984.-160с.
  226. Е.А., Боровикова Н. В. Инновационные технологии социально-ориентирующего и профессионально-развивающего обучения. Развивающаяся психология основа гуманизации образования. — М.: Российское психологическое общество, 1998. -Часть 1. — 288с.
  227. В.А. Социологическое исследование. М., 1972.
Заполнить форму текущей работой