Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Семья как фактор социализации младшего школьника

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Значительный интерес представляют данные об ожиданиях родителей, связанных с достижениями ребенка, в том числе и школьными. Широко известны результаты исследования американского психолога Б. Филлипса, показавшего, что тревожность младших школьников порождается в первую очередь «несоответствием детей престижным устремлениям родителей». Важнейшими характеристиками влияния семьи на социализацию… Читать ещё >

Семья как фактор социализации младшего школьника (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Важнейшими характеристиками влияния семьи на социализацию ребенка являются стиль семейного воспитания и поведение родителей.

В младшем школьном возрасте существенное значение приобретает такой параметр стиля воспитания, как поощрение автономии, поскольку в этот период ребенок должен постепенно становиться все более самостоятельным, все более способным к саморегуляции. Ряд авторов полагают, что наиболее эффективным в этом плане оказывается авторитетный стиль, в рамках которого принятие и контроль сочетаются с поощрением автономии. Вместе с тем, хотя ребенок младшего школьного возраста и нуждается в постоянном контроле со стороны родителей или других близких взрослых, для формирования его самостоятельности крайне значима «сорегуляция», осуществляемая в процессе сотрудничества ребенка с близким взрослым. Сорегуляция является своего рода переходной формой: родители все более передают ребенку решение его повседневных проблем, однако он уверен в том, что в случае необходимости они окажут ему поддержку, и знает, что они контролируют его поведение. Реальная сорегуляция возможна только при условии сотрудничества взрослых и ребенка, взаимоуважения ребенка и взрослого. Эффективность ее осуществления на этапе среднего детства существенно облегчает развитие автономии в подростковом возрасте, поскольку она обеспечивает ребенку необходимый опыт самостоятельных действий в различных жизненных ситуациях при условии защиты и поддержки со стороны взрослых.

Существенную роль в детско-родительских отношениях в младшем школьном возрасте продолжает играть привязанность ребенка к взрослому. Манифестируемые проявления привязанности (плач, потребность в телесном контакте и др.) в младшем школьном возрасте редуцируются. Вместе с тем возрастает значение таких дистантных и менее открытых способов передачи привязанности, как контакт глаз, активное слушание и пристальное внимание. Значение более ранних, манифестируемых форм резко возрастает в трудных для ребенка ситуациях.

Тип привязанности является важным фактором, влияющим на эффективность сорегуляции и, следовательно, развитие независимости и самостоятельности в младшем школьном возрасте, в то время как ненадежная привязанность способствует становлению преждевременной самостоятельности, которой ребенок еще не может управлять, что негативно сказывается на его развитии. Как показывают исследования, проведенные под руководством Г. В. Бурменской, привязанность детей младшего школьного возраста к матери имеет ряд существенных особенностей, которые сохраняются на протяжении всего этого периода, вплоть до подростничества. Ребенок нуждается в присутствии матери, он испытывает острую потребность в помощи и поддержке с ее стороны, что особенно ярко проявляется в новых для них ситуациях социальной жизни: школа, учение, внеучебные дела. Вместе с тем младшие школьники в меньшей степени, чем дошкольники, склонны рассказывать матери о своих мыслях и переживаниях, что связано с двумя обстоятельствами: постепенной интимизацией внутреннего мира и, главное, снижением возможностей для интимно-личностного общения, прежде всего из-за сокращения времени общения с родителями и, в частности, с матерью[1].

Возможности общения являются для ребенка показателем заинтересованности в нем взрослого. Когда родители внимательно выслушивают ребенка, он чувствуют свою личностную ценность. Но еще важнее, чтобы взаимная личностная заинтересованность распространялась на всех членов семьи. Исследования свидетельствуют о том, что дети, которые растут в семьях, члены которых проявляют взаимную заинтересованность и искреннее принятие и приятие друг друга, проявляют большую социальную компетентность и личностную зрелость[2].

Значительный интерес представляют данные об ожиданиях родителей, связанных с достижениями ребенка, в том числе и школьными. Широко известны результаты исследования американского психолога Б. Филлипса, показавшего, что тревожность младших школьников порождается в первую очередь «несоответствием детей престижным устремлениям родителей»[3].

  • [1] См.: Бурменская Г. В, Борисова И. А, Пупырева Е. В. Привязанность ребенка младшего школьного возраста к матери и особенности его самооценки // Ежегодник Российского психологического общества. Специальный выпуск. Т. 2. М., 2005 (6). С. 114−118; Борисова И. А. Особенности самооценки младших школьников с разными типами эмоциональной привязанности к матери: дис. … канд, психол. наук. М., 2007; Пупырева Е. В. Эмоциональная привязанность к матери как фактор становления автономии личности в младшем шкальном возрасте: дис… канд. психол. наук. М., 2007.
  • [2] См., например: Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М.: Прогресс, 1986.
  • [3] Phillips В. N. School Stress and Anxiety. New York, 1978. P. 238.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой