Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Типы консультативных вопросов

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Общепризнанные истины типа: «грубить нехорошо», «учителя всегда лучше знают, как нужно преподавать предмет» обычно служат надежным прикрытием для истинных чувств и переживаний участников консультативного процесса. Наиболее простой способ «борьбы» с такими высказываниями — поставить их под сомнение, побудить человека задуматься о том, что скрывается для него лично за подобного рода сентенциями… Читать ещё >

Типы консультативных вопросов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Разнообразные подходы к классификации вопросов представлены в концепции Н. И. Жинкина, теории речевых актов Джона Остина, классификации Ш. Балли, теории речевых жанров М. М. Бахтина. Принципиально иной подход к анализу феномена вопросительной конструкции с учетом прагматического фактора предлагает современный исследователь Э. Гуди, выстраивающая свою классификацию вопросов. Она вписывает все существующие, на её взгляд, вопросы в систему координат, осями которой являются, с одной стороны, информационность — риторичность, а с другой — уважение и контроль (Goody). На полюсах первой оси располагаются информационные, с одной стороны, и риторические вопросы — с другой, а на полюсах второй — пары: вежливые вопросы и вопросы-просьбы, вопросы на допросе и судебно-ритуальные вопросы. По всему полю данной системы координат располагаются другие разновидности вопросов, как-то: вопросы к божеству, вопросы заинтересованности, приказы в виде просьбы, приказы в виде вопросов, шутливые вопросы-вызовы, вопросы-приветствия, воспитательнонормативные вопросы, экзаменационные вопросы, вопросы-загадки.

1. По содержанию можно выделить непроблемные и проблемные вопросы. От непроблемного вопроса проблемный отличается тем, что первый из них ориентируется на непроблемную ситуацию (Махмутов М. И.). Проблемный вопрос отличается от непроблемного тем, что в прошлом опыте отвечающего нет готовой схемы ответа, решения, для этого у него не хватает знаний. И хотя непроблемный вопрос нередко также требует дополнительного поиска, однако он не представляет собой процесс, содержащий элементы творчества, а следовательно, не развивает творческого мышления. Постановка проблемных вопросов является логическим приемом, которым пользуется психолог, чтобы помочь клиенту найти выход из противоречия между фактическим состоянием мысли (знания) и требованием установить истину. Степень проблемности вопроса — мера разрыва между уровнем знаний, имеющимся у клиента, и тем уровнем, который достигается в результате разрешения данного вопроса.

Проблемный вопрос характеризуется тем, что требует от клиента поиска не готовой информации, дающей прямой ответ на вопрос, а самостоятельной переработки фактов и конструктивной деятельности мышления. Проблемный вопрос требует от клиента не пересказывания известного, а целеустремленной поисковой познавательной деятельности, направленной на понимание неизвестного в проблемной ситуации (неизвестных фактов, явлений, их отношений) и преодоление противоречия между знанием и незнанием.

В содержании проблемного вопроса отражаются объективные противоречия, внутренне присущие реальным фактам и явлениям. Решение проблемного вопроса и должно привести к объяснению объективных противоречий. Процесс объяснения объективного противоречия есть процесс движения человеческой мысли от обнаруженных в проблемной ситуации противоречий к отражению их в мышлении как противоречивых суждений (в форме проблемного вопроса). Эти суждения в итоге решения проблемы объединяются, но не механически, а представляют собой уже единый новый вывод.

Очень важно помочь клиенту ставить проблемные вопросы и стремиться к самостоятельному поиску ответа. Проблемные вопросы и задания оживут и станут проблемными не только для клиента, но и для психолога, только тогда, когда консультант сам будет способен браться за рискованные проблемы и находить смелые решения. Психолог, с напряжением решающий собственные жизненные проблемы, не реализующий и не развивающий себя профессионально, несет заряд хаоса и растерянности, создает психологическую напряженность во взаимоотношениях с клиентами.

2. По ожидаемой реакции клиента: закрытые — открытые. Консультанту важно различать закрытые и открытые вопросы. Ошибка психолога состоит обычно в слишком узко направленном или полностью закрытом вопросе, что резко тормозит движение мысли клиента. Закрытые вопросы уместны лишь при выяснении конкретного факта или обстоятельства, но они не стимулируют творческую активность.

Открытые вопросы нецелесообразно применять тогда, когда клиент уже ориентируется в рассматриваемой теме, ее особенностях. В открытом вопросе не должно содержаться намека на то, какой ответ ожидает получить психолог. Для поддержания отвечающего важно, чтобы содержание вопросов было связано с содержанием предыдущих ответов. Открытые вопросы — это вопросы, на которые можно дать несколько правильных ответов.

Функции открытых вопросов: 1) побуждают говорящего расширить или сузить свое первоначальное сообщение; 2) позволяют углубить и расширить контекст излагаемого и обсуждаемого материала; 3) углубляют контакт; 4) дают возможность обмениваться взглядами на обсуждаемую проблему; 5) побуждают дополнять и продолжать сказанное; 6) не дают концентрироваться на чувствах; 7) позволяют избегать «допросной формы» обмена вопросами и ответами. Психолог должен идти вслед за клиентом, следовать его логике мышления и осмысления возникшей проблемы.

Закрытые вопросы требуют простых ответов «да» и «нет». Консультант: «Это все, что ты хотел сказать?». Закрытые вопросы следует держать в резерве, поскольку они легко могут нарушить ход мыслей отвечающего. Закрытые вопросы переключают фокус общения с говорящего на слушающего, заставляя говорящего подчас защищаться. Поэтому обычно предпочтительны открытые вопросы. Изменение формулировки вопроса иногда позволяет получить ответ, который в любом другом случае был бы блокирован эмоциональной реакцией. Например, вместо вопроса «Вы выслушали объяснение жены?» можно употребить следующую формулировку: «Что Вам показалось интересным в объяснении жены?».

3. По семантическому объему информации: широкие (риторические, парадоксальные, тривиальные и безответные) и узкие (уточняющие вопросы, детали).

Риторические вопросы, возможно, и активизируют, но не конкретизируют мыслительную деятельность клиента. Например, «Хотите быть похожими на своих родителей?». В качестве противовеса риторическим вопросам могут быть использованы парадоксальные.

Общепризнанные истины типа: «грубить нехорошо», «учителя всегда лучше знают, как нужно преподавать предмет» обычно служат надежным прикрытием для истинных чувств и переживаний участников консультативного процесса. Наиболее простой способ «борьбы» с такими высказываниями — поставить их под сомнение, побудить человека задуматься о том, что скрывается для него лично за подобного рода сентенциями. Формулировка парадоксального вопроса обычно довольно проста: «А почему бы и нет?». Многим людям требуется лишь небольшой толчок для того, чтобы начать размышлять на тему, ранее не подвергавшуюся сомнению. В консультативном диалоге парадоксальные вопросы не редкость. Часто в беседе возникает момент, когда (как в приведенном выше примере) у клиента есть очевидный, с его точки зрения, ответ, отнюдь не способствующий переосмыслению или конструктивному решению ситуации. Задача консультанта — поставить этот тупиковый по сути своей ответ под сомнение, задав парадоксальный вопрос. Конечно же, этот вопрос является парадоксальным лишь на первый взгляд, найти ответ на него нетрудно, достаточно начать сомневаться в том, что с позиции обыденного здравого смысла кажется очевидным.

Задавая тривиальный вопрос «А можно подумать иначе?» психолог может вызывать внутренний спор, дискуссию с самим собой. Безответный вопрос очень помогает в процессе активизации мышления клиента, поскольку сразу найти ответ не такой вопрос очень трудно. Клиенту приходится вновь и вновь возвращаться мыслями к нерешенной проблеме. Поставленный в такой форме вопрос не имеет ответа. «Ценность определяет выбор поступка личности, но что определяет выбор ценности?». Анализ влияния ценности на жизнь личности оставляет и этот вопрос без ответа.

Использование подобных вопросов позволяет постепенно углублять ответ клиента, переводить его от более поверхностных переживаний и представлений к более глубоким и прочным решениям. Уточняя и переформулируя, психолог ни в коем случае не должен выходить за пределы очевидного для клиента, каждый шаг должен логично следовать из предыдущего.

Особую ценность в консультировании имеют узкие, уточняющие вопросы, поскольку нередко клиент является жертвой своих неверных представлений.

Клиент: «Я знаю, что жена зависит от меня».

Психолог: «Откуда Вы знаете, что жена зависит от Вас?».

Клиент: «Я знаю, что жена несчастлива со мной».

Психолог: «Откуда Вы знаете, что жена несчастлива с Вами?».

Широкими по семантическому критерию являются и вопросы, которые встают перед консультантом. Такие вопросы усугубляются отсутствием определенных ответов («Что я скажу клиенту?», «Как следует разговаривать с клиентом?» и т. д.).

  • 4. По временному критерию вопросы могут быть ориентированы на прошлое, настоящее, будущее. По частоте задаваемых вопросов определенного типа можно выяснить ориентацию психолога: психоаналитическую — главный вопрос «почему?», гештальт-терапевтическую — «как, что?», экзистенциальную — «зачем?», «в чем смысл?». Экзистенциальные вопросы: «Кто я?», «Зачем я здесь?», «Что я хочу?»
  • 5. По ожидаемому эффекту вопросы могут быть патогенными или саногенными.

Патогенные вопросы имеют негативные последствия. Пример, Смирнов, как ты мог такое сказать? Не ожидала я от тебя такого! (А Смирнов и сам не ожидал такого от себя). Ты еще не кончил? (подразумевается, что психолог думал, будто клиент закончил говорить).

Саногенные вопросы характеризуются поиском конструктивного, поиском того, на что можно опереться. Пример саногенного вопроса: «В чем, как Вы думаете, Ваша точка зрения совпадает с точкой зрения жены?» Если вопрос Почему меня обидели? является патогенным, то вопрос Почему я обиделся? служит толчком к принятию на себя ответственности за собственные эмоции: Это мои чувства, я их породил, а значит, именно мне придется с ними поработать. Такого рода понимание позволяет более правильно осмыслить обиду, обезвредить ее разрушительный яд, занять авторскую позицию в жизни.

6. По направленности вопросы разделяют на следующие виды: прямые, косвенные и проективные.

Прямые вопросы непосредственно касаются обсуждаемой темы, проблемы. («Ты общительный?»). На прямые вопросы нужно отвечать либо «ДА», либо «НЕТ». Существует множество разновидностей прямых вопросов:

  • • вопросы о свойстве — о принадлежности признака предмету («Требовательный ли твой отец?»);
  • • вопросы об общности принадлежности данного признака — вопросы о том, всему ли классу или типу предметов принадлежит данный признак («Все родители требовательны?»);
  • • вопросы об отношениях: находятся ли предметы, люди в некотором отношении: «Твои родители требовательнее других родителей?».

Косвенные вопросы часто снижают опасность внушения, например, «Любишь ли ты бывать в компании?» По положительному или отрицательному ответу подростка можно в определенной мере судить о его общительности.

Косвенные вопросы:

  • • вопросы, относящие к отдельному объекту (предмету), обладающему некоторым признаком: «Чем характеризуется требовательность родителей?»;
  • • вопросы, относящие к отдельному свойству (признаку) предмета: «Чьи родители твоих друзей более требовательны?»;
  • • вопросы о том, каково отношение между предметами: «Кто из твоих родителей более требовательный, отец или мать?»;
  • • вопросы о том, каковы предметы, находящиеся в отношении между собой: «Чей отец твоих друзей требовательнее твоего отца?».

Так называемые проективные вопросы предполагают неосознанное отождествление человека с группой или каким-либо другим лицом, «проекция» переживаний, например, «подростки любят общаться?», в некоторых случаях клиент незаметно присоединяет комментарий о себе — его можно стимулировать также добавочным вопросом, например: «Ну, а как ты?».

У старшеклассников значительный риск представляют главным образом внушающие вопросы, которые уже в своей формулировке подсказывают ответ («А ты любишь психологию?»). Этот риск снижается, если использовать косвенные или проективные вопросы, либо задать вопрос общего характера: «А что ты мне расскажешь о психологии?».

7. По частоте различают часто задаваемые (простодушный) и редко задаваемые вопросы, в том числе и так называемый «последний вопрос».

Последний вопрос ориентирован на то, чтобы по возможности не дать завершиться состоянию внутреннего диалога, а перевести его в диалог внешний, придать ему развернутую форму, чтобы, размышляя над данным вопросом, клиент получил пищу и энергию для обсуждения с самим собой поднятых проблем. С этой целью содержание общения с клиентом должно быть направлено в область «последних вопросов». «Последний вопрос» по Ф. М. Достоевскому — это область таких вечных проблем, как место человека в мире, его судьба, смысл существования, служение делу, отношение к близким. Такой вопрос адресуется к «потенциальному Я» человека.

Простодушный вопрос выглядит на первый взгляд наивным. Л. Н. Толстой в своих стариковских дневниковых записях спрашивает самого себя: «Когда я думаю об этом и другом человеке и даже о том, который живет где-то в Японии, то я удивляюсь: зачем нас так много? Затем я начинаю понимать, что все едины. Общим у нас является жизнь. Именно она связывает нас всех воедино».

8. По критерию открытости-закрытости каналов общения можно выделить честные (актуализаторские) и провокационные (манипуляторские) вопросы.

Провокационный вопрос — косвенный (indirect) речевой акт, в котором за буквальным содержанием скрывается иерархия смыслов с целью продемонстрировать определенное психологическое состояние и каузировать у собеседника психическую активность особого рода — вызвать в нём (спровоцировать) аналогичное внутреннее состояние.

  • 9. По дидактическому критерию можно отметить постановку основных, дополнительных и наводящих вопросов. Вопросы должны быть достаточно ёмкими для целостного восприятия. Слишком большое дробление темы на вопросы разрушает её логическую целостность, а слишком крупные вопросы становятся недоступными для обсуждения обучаемыми. Психолог может использовать вспомогательные, наводящие вопросы, позволяющие продолжить обсуждение изучаемой проблемы.
  • 10. По обратимости можно выделить прямые (Какие качества характерны для холерика?) и обратные (Для какого типа темперамента характерны неуравновешенность, импульсивность, активность?) вопросы.
  • 11. По степени приемлемости вопросы могут быть неприемлемые («Почему Ваш муж бьет Вас?») и приемлемые («Что побуждает мужа вести себя агрессивно?»).
  • 12. По степени понимания проблемы вопросы могут быть уточняющими и углубляющими.

Примеры. 1. Уточнение: «А как Вы ощущаете свою растерянность?».

  • 2. Переформулирование сказанного: «Вы чувствуете себя растерянной, т. е. у Вас возникло чувство, что Вы не понимаете происходящего?»
  • 3. Реплики, углубляющие высказываемые клиентом чувства: «Вы потеряли ощущение, что Вы кому-то нужны, что кто-то действительно заинтересован в Вашем присутствии?» 4. Вопросы, углубляющие высказанные клиентом чувства. Клиент: «Мне больно». Психолог: «Где именно?»
  • 13. Кречмер подчеркивал влияние формулировки вопроса на характер ответа. 1. Вопрос, лишенный внушающего подтекста: «Пожалуйста, расскажите, что Вас сюда привело?» 2. Вопрос с альтернативной постановкой: «Испытываете ли Вы какие-нибудь боли или нет?» 3. Вопрос с пассивным внушением: «Испытываете ли Вы боли?»
  • 4. Вопрос с активным внушением: «Не правда ли, Вы испытываете боли?»

Таким образом, важно структурировать свои ситуации консультирования так, чтобы клиент давал ответы посредством размышления (вопросы высшего порядка: детализация, сравнение, определение, вывод). Важную роль играет гибкое варьирование меры сложности задаваемых вопросов в соответствии с поставленными целями и временем, когда они задаются. Чем выше творческий уровень личностного творческого развития консультанта, тем эффективнее он организует консультативный процесс, смелее использует нетрадиционные техники постановки вопросов, в большей степени демонстрирует готовность к переменам, к отказу от стереотипов в профессиональной деятельности. А самое главное — такой психолог является образцом, «результатистом», т. е. специалистом, который не только знает, но и сам умеет применять на практике то, чему обучает клиента.

В столкновении с уникальной ценностной позицией, которую занимает психолог по отношению к личностной проблематике клиента, для последнего и происходит познание (и ограниченности) видения собственного «Я», понимания перспективных направлений его развития. Подобное изменение самосознания консультируемого, к которому в принципе всегда стремится психолог, частично обеспечивается усвоением нового, коррективного по самой природе своей. Этому способствует накопление опыта, в том числе и эмоционального, пережитого в диалогическом общении с психологом, нового для клиента типа отношений (доверительных, принимающих, уважительных, эмпатических).

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой