Когнитивное развитие и личностные особенности старших подростков школ с углубленным изучением иностранного языка
Диссертация
Учащиеся языковой школы с лучшей успеваемостью и с более высоким уровнем развития способностей к иностранному языку характеризуются более высоким уровнем общего интеллектуального развитияотносительным равновесием двух сигнальных системболее высоким уровнем интеллектуальных возможностейвысокой коммуникативностьювысокими показателями самооценки и уровня притязаний, в свою очередь, учащиеся… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. Интеллект как основа проявления общих и специальных способностей личности
- 1. 1. Основные результаты исследований интеллекта в психологии
- 1. 2. Общие и специальные способности и их сущность
- 1. 3. Проблемы изучения способностей к освоению иностранных языков
- Глава II. Постановка проблемы, задачи и методы исследования
- 2. 1. Дифференциация структур как принцип и содержание психического развития
- 2. 2. Постановка проблемы, задачи и методы исследования
- Глава III. Результаты экспериментального исследования
- 3. 1. Сравнительный анализ среднегрупповых показателей интеллектуального развития учащихся языковой и общеобразовательной школы
- 3. 2. Корреляционный анализ показателей интеллектуального развития у учащихся языковой и общеобразовательной школы
- 3. 3. Средние показатели когнитивной дифференцированности старших подростков, обучающихся в языковой и общеобразовательной школе
- 3. 4. Сопоставительный анализ матриц интеркорреляций по показателям интеллектуального развития и дифференцировок разных типов у учащихся языковой и общеобразовательной школы
- 3. 5. Индивидуально-типологические особенности учащихся специализированной (языковой) и общеобразовательной школы
3.6. Корреляционный анализ личностных, индивидуально-типологических показателей с показателями интеллектуального развития и дифференцировками разных типов у старших подростков языковой и общеобразовательной школы.
Список литературы
- Айзенк Г. Ю. Проверьте свои способности.-С-Пб.: ЦТ, 1994.160 с.
- Айзенк Г. Ю. Интеллект: новый взгляд // Вопросы психологии. -1995, № 1.-С. 111−131.
- Ананьев Б.Г. О соотношении способностей и одаренности. В кн.: Проблемы способностей. М., 1962. — С. 18.
- Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л., 1969.- 339 с.
- Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М., 1977.-380 с.
- Анастази А. Психологическое тестирование. Кн. I. М., 1982.318 с.
- Артемов В.А. Психология обучения иностранным языкам. М.: Просвещение, 1969. — 279 с.
- Бине А., Симон Т. Методы измерения умственной одаренности: сб. ст. / Пер. с фр. гос. изд-во Украина, 1923.
- Беляев Б.В. Психологические основы усвоения лексики иностранного языка. М.: Просвещение, 1964. — 136 с.
- Блонский П.П. Избранные психологические произведения. М.: Просвещение, 1964. — 547 с.
- Бобков Н.Е. Дидактические основы контроля профессиональных знаний учащихся: Дис. .докт. пед. наук в форме научного доклада. М., 1989. — 36 с.
- Брушлинский А.В. О природных предпосылках психического развития человека. М., 1977. — 64 с.
- Бурлачук Л.Ф. Психодиагностические методы исследования интеллекта. Киев, 1985.
- Веккер Л.М. «Искусственный интеллект» и стратегия анализа познавательных структур естественного интеллекта // Интеллект человека и программы ЭВМ. М.: Наука, 1979. — С. 196−200.
- Веккер Л.М. Психологические процессы. Субъект. Переживание. Действие. Сознание. Т.З.- Л., 1981. — 326 с.
- Величковский Б.М. Современная когнитивная психология. М., 1982.-336 с.
- Вертгеймер M. Психология продуктивного мышления. М., 1987.-327 с.
- Винокурова Г. А. Когнитивные особенности младших школьников с разным уровнем психического развития. Автореф. дисс.. канд. пси-хол. наук. М., 1999.
- Выготский JI.C. Мышление и речь. M.- JL, Соцэкгиз, 1934.
- Выготский J1.C. Психология и учение о локализации психических фикций // Собр. соч.: В 6 т. М., 1982. — T.I. — с. 168−174.
- Выготский J1.C. О психологических системах. Проблема развития в структурной психологии / Критическое исследование / // Собр. соч.: В 6 т.-М., 1982.-TI.-с. 109−131- 238−290.
- Выготский J1.C. Мышление и речь // Собр. соч.: В 6 т. М., 1982.-Т 2. -с. 5−361.
- Гальтон Ф. Наследственность таланта. Ее законы и последствия. С. Пб: Знание, 1875.-313 с.
- Голубева Э.А. Способности и индивидуальность. М.: Прометей, 1993.-304 с.
- Гриценко C.B. Дифференцированность когнитивных структур и ее связь с умственным развитием и свойствами нервной системы у старших подростков. Автореф. дисс. канд. психол. наук. М., 1997.
- Гуревич K.M. Тесты интеллекта в психологии // Вопросы психологии, 1980, № 2. С. 53−64.
- Гуревич K.M. Психологическая диагностика: Проблемы и исследования М.: Педагогика, 1981. 232 с.
- Да Круш С. А. Роль самооценки в составе интеллектуального потенциала. Автореф. дис.. канд. психол. наук. С-Пб. 1995.
- Дружинин В.Н. Психология общих способностей. М&bdquo- 1995.150 с.
- Дунчев В.Н., Палей И. М. Когнитивный стиль и дивергентное мышление // Когнитивные стили. Тезисы н.-практ. семинара. Таллин, 1986. -С. 86−91.
- Ерчак Н.Т. Психология профессиональной речи учащихся: Автореф. дис. докт. психол. наук. С-Пб.: СПбГУ, 1993.- 32 с.
- Жинкин H.H. О кодовых переходах во внутренней речи // Вопр. языкознания. 1964, № 6. — С. 26−38.
- Занков Л.В. Избранные педагогические труды. М.: Педагогика, 1987.-423 с.
- Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе. М.: Просвещение, 1991. — 222 с.
- Кабардов М.К. О диагностике иноязычных способностей. М.: Наука, 1985. — с. 176−202.
- Кабардов М.К., Матова М. А. Межполушарная асимметрия и вербальные и невербальные компоненты познавательных способностей // Вопросы психологии, 1988, № 6. С. 106−115.
- Кабардов М.К., Арцишевская Е. В. Типы языковых и коммуникативных способностей и компетенций // Вопросы психологии. 1996, № 1. -С. 15−23.
- Кабардов М.К. Коммуникативные и когнитивные составляющие языковых способностей: Автореф. дис. докт. психол. наук. М., 2000. — 50 с.
- Кадыров Б.Р. Уровень активации и некотоорые динамические характеристики психической активности // Вопросы психологии. 1976, № 4.-С. 133−138.
- Калмыкова З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости. М., 1981.
- Каспарова М.Г. О некоторых компонентах иноязычных способностей и их развития у школьников // Иностранные языки в школе. 1988, № 5.-С. 25−29.
- Кон И. С. Проблемы имплицитной теории личности в этнокультурных исследованиях // Методологические проблемы исследования этнических культур. Материалы симпозиума. Ереван, 1978. — С. 78−81.
- Клике Ф. Продуктивное мышление. М., 1983. 302 с.
- Коул М., Скрибнер С. Культура и мышление. М., 1977. 261 с.
- Крутецкий В.А. Проблема способностей в психологии. М.: Педагогика, 1971. — 60 с.
- Крутецкий В.А. Психология обучения и воспитания школьников. М.: Просвещение, 1976. — 304 с.
- Кузьмина Е.Г. Диференцированность когнитивных структур младших школьников при традиционном и развивающем обучении: Дис.. канд. психол. наук. М., 1994. — 126 с.
- Кулюткин Ю.Н. Эвристические методы в структуре решений. -М., 1970. 232 с.
- Кулюткин Ю.Н., Сухобская Г. С. Индивидуальные различия в мыслительной деятельности взрослых учащихся. М., 1971. -112 с.
- Кулюткин Ю.Н. Мышление и личность. СП-б.: АО Крисмос, 1995.-22 с.
- Лазурский А.Ф. Очерки науки о темпераментах. М.: Наука, 1995.-271 с.
- Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. М.: Педагогика, 1971.-280 с.
- Лейтес Н.С. Способности и одаренность в детские годы. М.: Знание, 1984. — 80 с.
- Леонтьев A.A. Слово в речевой деятельности. М.: Наука, 1965.- 244 с.
- Леонтьев A.A. Язык, речь, речевая деятельность. М.: Просвещение, 1969. — 214 с.
- Логанова И.А. Когнитивное и личностное развитие старших подростков музыкальных школ: Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 2001.-25 с.
- Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984. — 443 с.
- Лурия А.Р. Формирование сознания. Учебно-методическое пособие по купсу общей психологии. М.: МГУ, 1967. — 223 с.
- Магнин Н.С. О некоторых видах способностей к усвоению иностранного языка // Проблемы способностей. М.: Просвещение, 1962. -с.281−284.
- Меркулова Л.П. Изучение иностранного языка как психологический фактор адаптации студентов: Автореф. дис.. канд. психол. наук. Л.: ЛГУ, 1990. — 18 с.
- Найссер У. Познание и реальность. М.: Прогресс, 1981. — 230 с.
- Небылицын В.Д. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1990. — 403 с.
- Общая психодиагностика // Под ред. A.A. Бодалева и В.В. Сто-лина. -М.: МГУ, 1987
- Павлов И.П. Двадцатилетний опыт объективного изучения высшей нервной деятельности (поведения) животных условные рефлексы. / Под ред. Л. А. Орбели. — М.Л.: АН СССР. 1949. — Т. 3. — 607 с.
- Панасюк А.Ю. Адаптированный вариант методики Д.Векслера. -М., 1973. 79 с.
- Пенфильд В., Роберте А. Речь и мозговые механизмы. Л.: Медицина, 1964. — 264 с.
- Петренко В.Ф. Введение в экспериментальную психосемантику: исследование форм репрезентации в обыденном сознании. М.: МГУ, 1983.
- Пиаже Ж. Психология интеллекта // Избранные психологические труды. М., 1969. — 659 с.
- Платонов К.К. Проблемы способностей. М.: Наука, 1972. — 312с.
- Прежесецкая С.И. Когнитивное и личностное развитие младших школьников в различных системах обучения: Дис.. канд. психол. наук. -М., 1995. 111 с.
- Прихожан A.M. Школьная тревожность и самооценка в старшем подростковом возрасте // Психологические проблемы повышения качества обучения и воспитания. М. 1984. — С. 75−88.
- Прихожан A.M., Толстых H.H. Подросток в учебнике и в жизни // Педагогика и психология. М., 1990., № 5. — 80 с.
- Проблемы способностей. М.: АПН РСФСР. — 308 с.
- Психологические исследования интеллектуальной деятельности // Под ред. O.K. Тихомирова, М.: МГУ, 1979. — 232 с.
- Рапопорт И.А., Сельг Р., Соттер И. Тесты в обучении иностранным языкам в средней школе: Пособие для учителей. Таллин: Валеус, 1987.-350 с.
- Ратанова Т.А. Сила нервной системы и интенсивность ощущений // Вопросы психологии. 1975, № 5. — С. 34−46.
- Ратанова Т.А. Взаимосвязь некоторых когнитивно-личностных показателей со школьной успеваемостью. // Структуры познавательной деятельности. Владимир, 1989. — С. 10−22.
- Ратанова Т.А. Психофизиологические основы индивидуальных различий. М.: Альфа, 1993. — 93 с.
- Ратанова Т.А. Скорость дифференцирования объектов и интеллектуальное развитие детей 9−10 лет. // Индивидуально-психологические особенности детей младшего школьного возраста. Пенза, 1995. — С. 28−47.
- Ратанова Т.А. Уровень дифференцированное&trade- когнитивных структур как основа умственных способностей. // Психология сегодня. Т.2. -Вып. 1.-М., 1996. С.124−125.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М., 1946. — 584 с.
- Рубинштейн С.Л. Проблема способностей и вопросы психологической теории // Проблемы общей психологии. М. 1973. — С. 219−234.
- Рубинштейн С.Л. основы общей психологии. В 2-х т. М.: Педагогика, 1989. — Т.1 — 485 е.- Т. 2.-321 с.
- Русалов В.М. Психофизиологическая основа взаимодействия темперамента и общих способностей человека. // Проблемы психологии личности. М.: Наука, 1982. — С. 198−205.
- Русалов В.М., Паралис С. Э. Темперамент и своеобразие когнитивной системы личности // Психологический журнал. 1991. — Т. 12, № 1. -С. 118−123.
- Сеченов И.М. Избранные философские и психологические сочинения. М.: Госполитиздат, 1947. — С. 398−537.
- Симерницкая Э.Г. Доминантность полушарий. М.: МГУ, 1978. -Вып. 10. 96 с.
- Смирнова Н.Л. Исследование имплицитных концепций интеллекта // Психология личности в условиях социальной изменчивости. М., 1993 — С. 97−103.
- Соколов А.Н. Внутренняя речь мышление. М.: Просвещение, 1968.-248 с.
- Спенсер Г. Воспитание: умственное, нравственное и физическое. С-Петербург, 1898. — 232 с.
- Способности и склонности: Комплексное исследование. / Под ред. Э. А. Голубевой. М.: Наука, 1989. — 200с.
- Степанова Е.И., Грановская Л. Н. Микровозрастной подход к исследованию интеллекта взрослых // Психол. ж., Т.1, № 5, 1980, — С. 54−65.
- Стреляу Я. Роль темперамента в психическом развитии. М.: Прогресс, 1982.-231 с.
- Теплов Б.М. Способности и одаренность // Ученые записки ГНИИ психологии. М., 1941. — Т.2. — С. 3−56.
- Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий. М.: АПН РСФСР, 1961.-543 с.
- Тихомиров O.K. Структура мыслительной деятельности человека. М., 1969. — 304 с.
- Трусов В.П. Социально- психологические исследования когнитивных процессов: По материалам зарубежных экспериментальных работ / Под ред. В. А. Ядова, Н. В. Кузьминой. Д., Изд-во Ленингр. Ун-та, 1980.
- Флейвел Дж. Генетическая психология Жана Пиаже. М., 1967.622 с.
- Холодная М.А. О сотношении стилевых и продуктивных аспектов интеллектуальной деятельности // Когнитивные стили. Тезисы н.-пракг. семинара. Таллин, 1986. — С. 59−64.
- Холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. Томск: Изд-во Том. ун-та. Москва: Изд-во «Барс», 1997.
- Холодная М.А. Структурная организация индивидуального интеллекта. Дис.. докт. психол. наук. М. 1990.
- Чуприкова Н.И. Изменение когнитивной репрезентации объектов в процессе умственного развития // Вопросы психологии. 1987, № 5. -С. 19−30.
- Чуприкова Н.И. Принцип дифференцированное&trade- когнитивных структур в умственном развитии, обучение и интеллект // Вопросы психологии. 1990, № 5. -С. 31−39.
- Чуприкова Н.И., Ратанова Т. А., Локалова Н. П. Скорость дифференцированное&trade- сигналов и расчлененность двигательных образов у школьников с разной успеваемостью // Вопросы психологии. 1991, № 4, -С. 159−169.
- Чуприкова Н. И. Ратанова Т.А. Связь показателей интеллекта и когнитивной дифференцированности у младших школьников // Вопросы психологии. 1995, № 3. — С. 104−114.
- Чуприкова Н.И. Время реакции и интеллект: почему они связаны (о дискриминативной способности мозга) // Вопросы психологии. 1995. № 4.-С. 65−81.
- Чуприкова Н.И. Умственное развитие и обучение. М.: Столетие, 1995.- 190 с.
- Чуприкова Н.И. Психология умственного развития: принцип дифференциации. М.: Столетие, 1997. — 480 с.
- Шадриков В.Д. О содержании понятий «способность» и «одаренность» // Психол. ж., — Т.4, № 5, 1983. С. 3−10.
- Шадриков В.Д. Деятельность и способности. М., 1994 — 320 с.
- Шахнарович A.M. Как дети овладевают языковыми знаниями // Иностранные языки в школе. 1988. — № 4. — С. 46−49.
- Щерба JI.B. Преподавание иностранных языков в средней школе: Общие вопросы. М.: Высшая школа, 1974. — 112 с.
- Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. -М.: МПА, 1995.-220 с.
- Юшко Т.А. Когнитивное и личностное развитие старших подростков художественных школ. Дисс. канд. психол. наук. М., 1999.
- Якунин В.А. Обучение как процесс управления. JI: ЛГУ, 1988.638.
- Brody Е.В., Brody N. Intelligence: Nature, Determinants and Consequences: N.Y. Acad. Press, 1976
- Bruner J.S., Shapiro D., Tagiuri R. The meaning of traits in isolation and in combination // Person perception and interpersonal behavior. Ed. R. Tagiuri, L.Petrollo. Stanford. CA: Stanford University Press, 1958. P. -21−53.
- Bruner J.S., Taiguri R. The perception of pople // Handbook of social psychology. Ed. G. Lindzey and A. Aronson. Reading mass: Addisson-Wesley, 1954, V.2-P. 9−41.
- Burt C. The structure of mind: a review of the results of factor analysis // British Journal of Educational Psychology. 1949. No. 2. P. 49−70.
- Carrol J.B. Psychometric tests as cognitive tasks: A new «Structure of Intellect» // The nature of intelligence. Ed. L.B. Resnick. Hillsdale, N.Y.: Erbbaum, 1976. P. 27−56.
- Cattell R.B. Abilities: Their structure, growth and action. Boston: Houghton Miffin, 1971, 583C.
- Gardner H. Frames of mind: Theory of multiply intelligence. L.: Heinemann, 1983.
- Guilford J.P. The nature of human intelligence. N.Y. Mc. Graw Hill, 1967.
- Harvey O.J., Hunt D.E., Schroder H.M. Conceptual System and Personality Organization. N.Y. Wiley & Sons. -1961.- 361 p.
- Harvey O.J. System Structure, flexibility and Creativity // O.J. Harvey (ed.). Experience structure and adaptability. N.Y.: Springer. 1966. — P. 3965.
- Hoffman J., Ziessler M. Begriffe und ihre Merkmale // Zeitschrift fur Psychol. 1982. — V.19. — S.46−77.
- Humphreys L.C. Critique of Cattell’s Theory of Fluid and Crystallized Intelligence: A Critical Experiment // J. of Educ. Psychol. 1967. — V.58, No 3. — P. 129−136.
- Hunt E. Intelligence as an information processing concept // Brit. J. of Psychol., 1980. V. 71. P. 449−474.
- Jensen A.R. Psychometric G as a focus of research effort // Intelligence. 1987, V.ll.-P. 193−198.
- Klein G.S., Gardner R.W., Schlesinger H. Tolerance for unrealistic experience: a study of the generality of cognitive control // Brit. J. of Psychol. 1962. -V.53,No l.-P. 41−55
- Langley C.W. Differentiation and integration of system of personal constructs // J. of Pers.,-1971. V.39. — P.10−25.
- Kelly G.A. A theory of personality: The Psychology of Personal Consructs. N.Y.: Norton, 1963.
- Ley P., Spelman M. Davies D.M., Riby S. The Relationships between Intelligence, Anxiety, Neuritism and extraversion // The Brit. J. of Educ. Psych., 1966, V. 36. P. 185−191.
- Meili R. Structur der Intelligenz. Bern: Huber, 1981.
- Pascual-Leone J. A mathematical model for the transition rule in Piagets’s developmental stages // Acta Psycholjgica. -1970. V.32. — P.301−345
- Paivio A. Mental Representations: A dual coding approach. Oxford Psych. Series. No 9. — N.Y.: Oxford Univ. Press. — 1986. 322 p.
- Palmer S.E. Hierachical Structure in Perceptual Representation // Cogn. Psych. 1977. — V.9, No 4. — P.441−474.
- Rosch E. Principles of Categorisation // E. Rosch, B.B. Loyd (eds.). Cognition and categorization. N.Y.: Lawrence Erlbaum assoc., 1978. — P.27−48
- Royce J.R. Cognition and Knowledge: Psychological epistemology // E. Carterette, M. Fridman (eds.) Handbook of perception. V.l. N.Y.: Acad. Press. — 1974.-P.149−176
- Scott W.A. Varieties of cognitive integration // J. of Pers. And Soc. Psych., -1974. V. 30, No 4. — P.563−578
- Simon H.A., Hayes J.R. The understanding process: Problem iso-morphs // Cogn. Psych., -1977. -V.8. P.165−190.
- Spearman C.E. The nature of intelligence and the principles of cognition. N.Y.:MacMillan, 1927
- Sternberg R.J. Beyond IQ: A triarchic theory of human intelligence. Cambridge: Cambridge University Press, 1985.
- Sternberg R.J. The Triarchic mind: anew theory of human intelligence. Cambridge: Cambridge University Press, 1988.
- Vernon P.E. The structure of human abilities. N.Y.: Wiley, 1965.208 p.
- Wechsler D. The measurement of adult intelligence. 3-d ed Baltimore, Williams & Wilkins, 1944.
- Wegner D.M., Vallacher R.R. Implicit psychology: an introduction to Social Cognition. New York: Oxfrod University Press, 1977.