Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Феномен и динамика личностной идентификации студентов вуза

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В исследованиях отечественных психологов (Г. М. Андреевой, Т. М. Буякаса, А. В. Кузьмина, А. Б. Орлова, Jl. М. Путиловой, А. В. Лукьянова) отмечается, что социальная ситуация нестабильности современного российского общества усложняет задачу обретения идентичности, так как размываются социальные стереотипы, позитивные ценности и нормы. Происходят значительные изменения нравственной атмосферы… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Феномен личностной идентичности студентов в процессе их обучения в вузе
    • 1. 1. Проблема исследования идентичности в зарубежной и отечественной психологии
    • 1. 2. Социальная ситуация развития студентов вуза в контексте становления идентичности
    • 1. 3. Определение феномена личностной идентичности студентов как объекта исследования в психологии развития
  • Глава II. Организация и методы эмпирического исследования личностной идентичности студентов в контексте вузовского обучения
    • 2. 1. Задачи и организация исследования феномена и динамики личностной идентичности студентов
    • 2. 2. Методы исследования феномена и динамики личностной идентичности студентов
  • Глава III. Исследование феномена и динамики личностной идентичности студентов в зависимости от направления подготовки в вузе
    • 3. 1. Особенности и динамика содержательного аспекта личностной идентичности студентов вуза в зависимости от направления обучения
    • 3. 2. Особенности и динамика модальности личностной идентичности студентов различных специальностей
    • 3. 3. Исследование направления развития как процесса самоотождествления студентов различных специальностей в динамике
    • 3. 4. Описание феномена личностной идентичности студентов вуза

Феномен и динамика личностной идентификации студентов вуза (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Значительные изменения, происходящие в Российском обществе в последнее время, стали причиной усиления и обострения кризиса идентичности современного человека, делают актуальными исследования проблемы идентичности, которая до настоящего момента в основном изучалась в зарубежной психологии.

Девальвация социальных и профессиональных ценностей и установок, «ценностный нигилизм» представителей активно работающего поколения, меркантилизм, проникающий в гуманитарные профессии, утеря смысловых координат бытия — все это усложняет прохождение человеком естественных кризисов идентичности (Э. Эриксон, 1996), которые фиксируются в неаутентичных формах существования, приводят к деструкции (распаду, трансформации, искажению) самости (К. Роджерс, 1970;е г. г., Н. В. Дмитриева, 1999), потере чувства подлинной идентичности (Д. Бьюдженталь, 1998), спутанности и диффузности психосоциальной идентичности (Э. Эриксон, 1996), патологиям воли (Р. Мэй, 1997), потере способности человека относится к себе рефлексивно (Ж. Хабермас, X. Тэджфел, Г. Брейкуэлл, 1976), усилению психологического отчуждения (В. Е. Каган, 1996).

В исследованиях отечественных психологов (Г. М. Андреевой, Т. М. Буякаса, А. В. Кузьмина, А. Б. Орлова, Jl. М. Путиловой, А. В. Лукьянова) отмечается, что социальная ситуация нестабильности современного российского общества усложняет задачу обретения идентичности, так как размываются социальные стереотипы, позитивные ценности и нормы. Происходят значительные изменения нравственной атмосферы, разрушается прежний тип духовной культуры, отсутствуют значимые общественные силы, ответственно утверждающие новые нормы, принципы, вызывающие доверие растущих людей (Д. И. Фельдштейн). Противоречия развития, свойственные этапу взросления, усиливаются.

В этой связи представляется закономерным растущий интерес отечественных исследователей к широко известному в западной психологии феномену идентичности (Н. В. Антонова, Т. И. Заславская, Н. М. Лебедева, Т. Д. Марцинковская, В. Н. Павленко, Г. У. Солдатова, Т. Г. Стефаненко, А. В. Толстых и др.).

Рассмотрение эго-идентичности в контексте развития определяет актуальность юности как периода, в котором она либо становится «доминирующей и позитивной», либо происходит смешение ролей (Э. Эриксон). При этом очевидна зависимость эпигенеза от условий социализации юношей и девушек. Согласно концепции Э. Эриксона, в юношеском возрасте впервые происходит пересечение так называемого «нормативного» (возрастного) кризиса, определяющего судьбу витальной идентичности, и ценностно-смыслового (личностного, обусловленного внешними противоречиями) кризиса, результатом которого является преобразование личности.

С другой стороны, анализ проблемы идентичности в контексте возрастного развития в сопоставлении с подходами отечественной психологии актуализирует понятие социальной ситуации развития (JI. С. Выготский), которое в результате абстрагирования конкретизируется в понятии типа отношений «человек — общественный предмет» (Д. Б. Эльконин). Разнообразие условий социализации, задающее ценностное поле, таким образом, весьма важно учитывать именно в юношеском возрасте как с позиции эпигенетической концепции Эриксона, так и с позиции современной отечественной теории культурно-исторического развития, когда периодизация жизненного пути личности «перестаёт совпадать с возрастной и становится личностной» (К. А. Абульханова-Славская).

В отечественных и зарубежных исследованиях рассматриваются различные виды и варианты идентичности человека (личная (эго-идентичность) (Э. Эриксон, Дж. Марсиа, Н. В. Антонова), полоролевая или тендерная (Е. М. Ижванова), социальная, профессиональная (JI. Б. Шнейдер, Н. JI. Регуш), этническая (Г. У. Солдатова, Т. Г. Стефаненко)). Феномен личностной идентичности определяется предметом исследования в работах О. В. Беляевой,.

В. Р. Орестовой, А. А. Тагановой. Однако в данных исследованиях не обнаруживается дифференциации в понятиях личной идентичности, эго-идентичности, индивидуальной идентичности, личностной идентичности. Определяя личностную идентичность студентов и ее динамику в условиях обучения в вузе в качестве предмета исследования, мы рассматриваем ее как процесс и результат самоотождествления юноши как субъекта и личности, т. е. носителя ценностей, адаптирующегося к системе социальных норм и правил.

Таким образом, целью нашего исследования является изучение феномена и динамики личностной идентичности студентов вуза.

Объектом исследования выступают студенты университета в процессе профессионального обучения.

Предмет исследования — феномен и динамика личностной идентичности студентов различных направлений профессиональной подготовки.

Гипотеза — личностная идентичность студентов изменяется в процессе вузовского обучения и зависит от направления профессиональной подготовки, которое определяет следующие компоненты личностной идентичности студентов: модальность, содержание и вектор самосовершенствования (направление развития).

Верификация гипотезы исследования осуществлялась посредством решения следующих задач:

1. Сформировать концепт личностной идентичности на основе анализа психологических исследований актуальных проблем юношеского возраста в контексте социализации.

2. Определить структурные компоненты личностной идентичности студентов вуза.

3. Выявить особенности и динамику структурных компонентов личностной идентичности студентов вуза (модальности, содержания и вектора самосовершенствования) в зависимости от направления обучения.

4. Описать на основе факторного анализа феномен личностной идентичности студентов разных направлений подготовки как процесса и результата самоотождествления личности в условиях вуза.

5. Выявить динамику феномена личностной идентичности в процессе профессионального обучения в вузе.

Теоретико-методологическими основаниями исследования выступили: принцип детерминизма, разработанный С. JI. Рубинштейном, JI. С. Выготским, К. А. Абульхановой А. В. Брушлинским и др.- культурно-историческая концепция JI. С. Выготского и теория психического развития ребенка А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина, определяющая психологический возраст через единство социальной ситуации развития, ведущей деятельности и новообразованийдинамический подход к становлению человека как субъекта Л. И. Анцыферовой, критерии сформированное&tradeличности как субъекта жизни К. А. Абульхановой-Славской, модель динамики и содержания возрастных кризисов К. Н. Поливановой, а также концепция формирования личностной идентичности Э. Эриксона и теория статусов эго-идентичности Дж. Марсиа.

Исследование осуществлялось в рамках естественно-научной парадигмы.

Организация исследования осуществлялась сравнительно-онтогенетическим методом (в исследовании участвовали студенты первого, третьего и пятого курсов разных направлений профессиональной подготовки в вузе). Основными эмпирическими методами психологического исследования выступили экспериментальные и психодиагностические методики, исследование с помощью которых осуществлялось индивидуально. В частности, использовались: методика управляемой проекции В. В. Столина, методика «Социально-психологическая адаптация» К. Роджерса и Р. Даймонда, Цветовой тест отношений Е. Ф. Бажина, А. Н. Эткинда, методика «Личностный дифференциал» (модификация методики «Семантический дифференциал» Ч. Осгуда).

В качестве основных методов обработки и интерпретации экспериментальных данных применялись методы математической статистики и многомерного анализа. Статистическая обработка материала проведена с помощью пакета прикладных программ STATISTIC, А 6.0, SPSS 12.0. В зависимости от поставленных задач применялись следующие статистические методы: факторный анализ, корреляционный анализ Спирмена, U-критерий Манна-Уитни.

В исследовании принимали участие студенты первого, третьего и пятого курсов Амурского государственного университета специальности 30 301 «Психология» и 230 102 «Автоматизированные системы обработки информации и управления». Выборку составили 194 человека в возрасте 17−22 лет. Исследование проводилось с 2002 по 2006 гт.

Научная новизна исследования заключается в том, что.

1. Определены особенности личностной идентичности студентов в зависимости от направления обучения в вузе: выявлены особенности и динамика содержательного аспекта личностной идентичности студентов вузаохарактеризованы особенности и динамика модальности личностной идентичности студентов вуза в зависимости от направления обученияобнаружены направления развития как процесса самоотождествления студентов различных специальностей в динамике (на разных этапах обучения в вузе).

2. Описан на основе факторного анализа феномен личностной идентичности студентов вуза как процесса и результата самоотождествления в условиях вуза.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что:

1. Разработан и апробирован концепт личностной идентичности студентов вуза.

2. Описан феномен и структура личностной идентичности как процесс и результат самоотождествления студентов в условиях вуза.

3. Выявлена динамика феномена личностной идентичности, которая определяется следующими переменными: вектором, задаваемым условиями современного вуза и обозначенным нами как дезадаптационный (вектор противостояния системным условиям), и вектором личностного самосохранения, обеспечивающим устойчивость и конгруэнтность.

Практическая значимость исследования.

1. Разработан комплекс диагностических методик и процедура исследования личностной идентичности студентов вуза.

2. Полученные в рамках данного исследования результаты могут быть использованы в процессе профессиональной подготовки психологов в рамках следующих дисциплин: «Общий психологический практикум" — «Психология развития" — «Психология личности», «Психология высшего образования».

3. Полученные данные могут быть использованы психологической службой вуза, с целью обеспечения эффективного профессионального становления студентов в условиях университета.

Положения, выносимые на защиту.

1. Личностная идентичность студентов вуза рассматривается как динамичная структура, представленная тремя компонентами: содержательный компонент, эмоционально-ценностная модальностьнаправление развития или «вектор самосовершенствования».

2. Особенности и динамика содержательного компонента личностной идентичности, модальности и направления развития (вектор самосовершенствования) студентов вуза определяются направлением обучения;

3. Факторная структура феномена личностной идентичности (факторы, влияющие на становление личностной идентичности) студентов вуза как процесса и результата самоотождествления в условиях вуза представлена следующими компонентами: адаптационный, рефлексивный, динамический факторы и фактор отношений.

4. Динамика феномена личностной идентичности определяется следующими переменными: вектором, задаваемым условиями современного вуза и обозначенным нами как дезадаптационный (вектор противостояния системным условиям), и вектором личностного самосохранения, обеспечивающим устойчивость и конгруэнтность.

5. Способы противостояния студентов внешним условиям (вуз) в процессе идентификации, стремление к самосохранению, сохранению устойчивости и психологического статуса студентов различных специальностей в динамике (на разных этапах обучения в вузе) различны.

Апробация данных исследования. Основные теоретические положения и эмпирические результаты диссертационного исследования были представлены на следующих конференциях: Всероссийской научно-практической конференции «Психолого-педагогические исследования в системе образования» (Москва-Челябинск, 2005) — на международных научно-практических конференциях «Психологическое здоровье учащихся: проблемы и пути их решения» (Благовещенск, 2002) — «Дальний Восток: наука, образование, XXI век» (Комсомольск-на-Амуре, 2004, 2005) — на региональных научно-практических конференциях: «Развитие психологической науки и практики в дальневосточном регионе» (Благовещенск, 2003), «Профилактика наркомании в молодежной среде: проблемы и пути решения» (Благовещенск, 2003), межвузовских научно-практических конференциях в г. Благовещенске (2001; 2004).

По проблеме исследования опубликованы 8 печатных работ.

Достоверность результатов научного исследования определяется теоретической и практической обоснованностью исходных теоретико-методологических позицийиспользованием стандартизированных надежных и валидных исследовательских методик, взаимопроверкой результатоврепрезентативностью выборки, а также применением методов статистической обработки данных, адекватных задачам исследования и характеру собранных данных.

Структура диссертации: диссертационное исследование изложено в 3 главах, на 183 страницах печатного текста (с приложениями), проиллюстрированного 30 рисунками и 32 таблицами. В работе использовано 180 библиографических источников, из них 11 на иностранных языках.

1. В аспекте модальности личностной идентичности, обнаружено, что в.

целом для студентов характерно положительное отношение к своему «Я»,.

причем в процессе обучения отношение к себе у студентов-психологов.

становится все более положительным, в то время как у студентов-программистов.

оно остается стабильным на протяжении всего периода обучения. Отношение к собственному «Я», студентов-психологов первого курса.

значимо хуже, чем студентов-программистов. У всех студентов выявлено.

ухудшение отношения к категории «вуз» на протяжении обучения от первого к.

пятому курсу, особенно ярко этот факт выражен у студентов-программистов. Для большинства респондентов характерен тип отношения к образу «Я» ;

«симпатия — уважение». Отношение к образу «не Я» студентов программистов характеризуется в основном как «антипатия — неуважение» и «симпатия — неуважение». В образе «не Я» студентов психологов более выражены положительные варианты отношений, количество.

которых растет по мере профессионального становления респондентов. 2. В направлении развития как процесса самоотождествления студентов.

наблюдается следующая картина. У студентов-психологов третьего курса.

обнаружено несоответствие между Я-реальным и Я-идеальным и наличие чувства.

неудовлетворенности собой, о чем свидетельствуют выявленные у них.

нерешительность, неуверенность в себе, раздражительность и несамостоятельность. Вектор самосовершенствования направлен на изменения фактора силы и.

активности. К пятому курсу недовольство собой становится менее выраженным,.

респондентам в максимальной степени свойственны самостоятельность,.

решительность, настойчивость, независимость, открытость. У студентов программистов на протяжении всего периода обучения выявлена.

удовлетворенность соотношением «Я-реальное» и «Я-идеальное». 3. Содержательный аспект личностной идентичности студентов имеет.

следуюище особенности. В результате обработки данных исследования студентов.

разных курсов и направления обучения обнаружены некоторые тенденции к.

возникновению в процессе обучения признаков диффузии идентичности: таких, как.

низкий уровень самоотношения, непринятие других, экстернальность и т. п. Сравнительный анализ образа «Я» и «Другого» студентов-психологов и.

программистов позюлил сделать следующие выводы. Для студентов-программистов.

характерна положительная оценка «Я», а у психологов положительно представлен.

образ «Другого». У психологов, в отличие от программистов, наблюдаются явные.

признаки диффузии идентичности. У студентов технической специальности в образе.

«Я» более отчетливо просматриваются моменты идентификации (слова «свой»,.

«себя» имеют значимые положительные корреляции). Ситуация когнитивного.

усложнения соответствует становлению мировоззрения, взглядов, ценностей. 4. В результате факторного анализа структуры личностной.

идентичности студентов-психологов были выделены следующие факторы:

адаптационный, рефлексивный, динамический и фактор отношений. 5. Сравнение личностной идентичности у студентов различных.

направлений обучения позволило выявить их сходство и различия. В.

личностной идентичности студентов, обучающихся по различным направлениям,.

выявлены сходства определяемые векторами идентификации: и студенты программисты и студенты-психологи в процессе идентификации обнаруживают с.

одной стороны, тенденции к самосо) фанению, с другой — к противостоянию. Обнаружены различия в структуре личностной идентичности студентов,.

связанные с направлениями подготовки: усилия студентов-психологов в процессе.

идентификации связаны с подавлением самосохранения, а вектор дезадаптации.

блокируется эскапизмом, что указывает на подавление противостояния системе.

внешних условийстуденты-программисты, вытесняя проблемы, связанные с.

отношением к себе и к вузу, активно реализуют как потребность в противостоянии.

системным условиям (условиям вуза), так и потребность в самосохранении. Рефлексивные механизмы идентификации студентов различны: в личностной.

идентичности студентов-психологов преобладает интеллектуальная рефлексия, т. е. стремление к осмысленному преобразованию действительности и.

ориентированность на будущееу студентов-программистов преобладает личностная.

рефлексия и, соответственно, ориентированность в прошлое, личностная уязвимость,.

субъективизм в оценке ситуации (процесс обучения в вузе) и ее последствий. 6. Динамика личностной идентичности студентов вуза может быгь.

определена следуюш^ши переменными: вектором, задаваемым условиями.

современного вуза и обозначенным нами как адаптационный (дезадаптационный),.

вектором самосохранения, представленным механизмами психологической.

защиты личности, а также рефлексивными механизмами саморегуляции.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , Г. С. Возрастная психологая: Учебное пособие для студентов вузов Г. С. Абрамова. М.: Академический проект- Екатеринбург: Деловая книга, 2000. 624 с. ISBN 5−82 910−0711
  2. Абульханова-Славская, К.А. О субъекте психической деятельности К.А. Абульханова-Славская. М., 1973. 288 с.
  3. Абульханова-Славская, К. А. Стратегия жизни К.А. АбульхановаСлавская. М.: Мысль, 1991. 299с. ISBN 5−244−380−1
  4. , А.В. Идентичность: особенности становления в юношеском возрасте А. В. Алексеева Журнал практического психолога 1999 1-е. 3−9.
  5. , Б.Г. К психофизиологии студенческого возраста Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы Б.Г. Ананьев. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1974. 3−15.
  6. , Г. М. Психология социального познания Г.М. Андреева. М., 2000. 288 с. ISBN 5−75 670−2482
  7. , Н. В. Личностная идентичность современного педагога и особенности его общения Н. В. Антонова Вопросы психологии. 1997. 6. ISSN 0042−8841
  8. , Н.В. Проблема личностной идентичности в интерпретации современного психоанализа, интеракционизма и когнитивной психологии Н. В. Антонова Вопросы психологии. 1996. JSTol. с. 131−143.-ISSN 0042−8841
  9. , Л. И. Теория Б.Г. Ананьева Л. И. Анциферова Психологический журнал. 1998. № 1. Т.19. 3−15. ISSN 2 059 592 Ю. Арестова, О. Н. Проективный вариант техники репертуарных решеток в исследовании структуры Я О. Н. Арестова, Е. С. Шильштейн Вестник МГУ, сер.14 (психология), 1998. 1 8−18. ISSN 0201−7385
  10. , Р. Психосинтез: изложение принципов и руководство по технике Р. Ассаджиоли М.: Прогресс, 1994 286 с. П. Бажин, Е. Ф. Цветовой тест отношений Е. Ф. Бажин, А. П. Эткинд. Ленинградский науч.-исслед. психо-неврологич. ин-т им. В. М. Бехтерева: изд-во ИМАТОН, 2000. 23 с. И. Белинская, Е. П. Социальная психология личности Е. П. Белинская, О. А. Тихомандрицкая. М., 2001. 301с. ISBN 5−7567−0137−0
  11. , О.В. Динамика личностной идентичности в подростковом возрасте: автореф. дисс. канд.психол.наук: 19.00.13 О. В. Беляева. М., 2001.-24 с.
  12. , Р. Развитие Я-концепции и воспитание Р. Берне. М.: Прогресс, 1986.-420 с. П. Биттельгейм, Б. Просвещенное сердце Бруно Биттельгейм Человек.
  13. Бода11ев, А.А. О проецировании себя в Другом А. А. Бодалев Педагогика. 1994. № 1. ISSN 0869−561Х
  14. А.А., Столин В. В. Общая психодиагностика. СПб., Речь, 2000. 483 с. ISBN 5−9268−0026−1 2О. Б0ЖОВИЧ, Л. И. Проблемы формирования личности. Избранные психологические труды Под ред. Д. И. Фельдштейна Л.И. Божович М.: Ин-т практ. псих, 1997 349 с.
  15. , Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе Л.И. Божович Вопросы психологии. 1979 № 4 23−24. 22. БОЖОВИЧ, Л. И. Отношение школьников к учению как психологическая проблема Л. И Божович Проблемы формирования личности. М., 1995. -352 с.
  16. , Б.В. Системная целостность качества жизни Б.В. Бойцов, Ю. В. Крянев, М. А. Кузнецова Стандарты и качество. -1999. 2 5. 19−23.
  17. , Б.С. К проблеме человека в психологии Б.С. Братусь Вопросы психологии. -1997. № 5. ISSN 0042−8841
  18. , А.В. К проблеме субъекта в психологической науке А.В. Брушлинский Гуманистические проблемы психологической теории. М.: Наука, 1995. 214 с.
  19. , Л.Ф. Словарь-справочник по психодиагностике Л.Ф. Бурлачук, СМ. Морозов. СПб.: Питер, 2000. 528 с. ISBN 5−88 782 336−4
  20. , Т.М. О проблемах становления чувства самоидентичности у студентов психологов Т.М. Буякас Вестник МГУ. Сер.
  21. Психология. 2000. № 1.-С. 56−62. ISSN 0201−7385
  22. , Дж. Наука быть живым Бьюдженталь, Дж. М.: Класс, 1998. 323 с. ISBN 5−86 375−097−9
  23. , Г. А. Смысл жизни и возраст Г.А. Вайзер Психологопедагогические и философские аспекты проблемы смысла жизни Под ред. В. Э. Чудновского, А. А. Бодалева, Н. Л. Карповой. М Психол. интРАО, 1997.-С. 91−110 ЗО. Василюк, Ф. Е. Психология переживания Ф. Е. Василюк. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984.-200 с. 31. В0Л0ЧК0 В А. А. Ценностная направленность личности как выражение смыслообразующей активности А. А. Волочков, Е. Г. Ермоленко Психологический журнал. 2004. Т. 25. № 2. 17−33
  24. , Л.С. История развития высших психических функций Лев Семенович Выготский Собр. соч.: В 6 т. М., 1983. Т. 3. 144.
  25. Л.С. Педология подростка. Собр. Соч. в 6-ти т. Т.
  26. Детская психология под ред. Д. Б. Эльконина. М.: Педагогика, 1984. с 5−242. 34. ВЫГОТСКИЙ, Л. С. Проблема возраста /Лев Семенович Выготский Л. С. Выготский. Психология М., 2000. 960 с.
  27. , М.В. Возрастная психология: личность от молодости до
  28. Гинзбург, М. Р. Психологическое содержание
  29. , И. Самость и повседневность И. Гофман Контексты современности: актуальные проблемы общества и культуры в западной социальной теории: Хрестоматия Отв. ред. А. В. Кудрявцев. Казань: АБАК, 1998. ISBN 5−89 423−059−4
  30. , А. А. Отчуждение А.А. Грицанов Новейщий философский словарь сост. А. А. Грицанов. Мн.: Изд-во В. М. Скакун, 1998. 501−502. ISBN 985−6235−17−0 4О. Джеймс, У. Психология У. Джеймс Под ред. Л. А. Петровской. М.: Педагогика, 1991. 367 с. ISBN 5−7155−0402−3
  31. , П.В. Психологические факторы трансформации идентичности личности: автореф. дисс… д. пс. наук: 19.00.01 Паталья Витальевна Дмитриева. Повосибирск, 1999
  32. , Ю.П. Стремление к самотождественности как социогенная потребность индивида Ю.П. Емельянов Проблемы формирования социогенных потребностей. Тбилиси: изд-во Мецниереба, 1981.-е. 97−100 (354 с.)
  33. , Б.А. О «естественных категориях» анализа содержания и некоторых процедурах их выявления Б.А. Еремеев Методологические и методические проблемы контент-анализа. М. Л.: Изд-во АН СССР, ин-т социологич. исследований, 1973. Вып.1. 109−112 44.3аковоротная, М. В. Идентичность человека: социально-философские
  34. , Е.М. Развитие полоролевой идентичности в юношеском и зрелом возрасте: автореф. дисс. к. пс. наук: 19.00.13 Елена Михайловна. Ижванова М., 2004. 30 с.
  35. Идентичность: Хрестоматия Сост. Л. Б. Шнейдер. М.: Изд-во Московского психолого-социального института- Воронеж: Изд-во НПО «МОДЕК», 2003. 272 с. ISBN 5−89 502−503-Х 5О. Каган, В. Е. Психология и психотерапия В. Е. Каган Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии.-М.: Смысл, 1997.-С. 111−123
  36. , Т.Б. Личностные изменения в ситуации жизненных перемен Т.Е. Карцева Психологический журнал. 1988. J2 5. 41−46. ISSN 0205−9592
  37. , О.А. Социальная ситуация развития ребенка: структура, динамика, принципы коррекции, автореф. дисс. д. пс. наук: 19.00.13 О. А. Карабанова. М.: МГУ, 2002
  38. , В.Е. Становление многомерного мира человека как сущность онтогенеза В.Е. Клочко Сибирский психологический журнал. 1998. -Вып. 8−9.-С. 7−15. 54. КЛОЧКО, В. Е. Самореализация личности: системный взгляд В.Е.
  39. Е.Ю. Психология познания судьбы человека Е.Ю, Коржова. СПб.: Изд-во РГПУ: Союз, 2002. 334 с. ISBN 5−8064−0530−3
  40. Кон, И. С. Категория «я» в психологии Игорь Семенович Кон Психологический журнал 1981 3. 27−37
  41. Кон, И. С. Открытие «Я» Игорь Семенович Кон. М.: Педагогика, 1990.
  42. Кон, И. С. Психология ранней юности Игорь Семенович Кон. М.: Просвещение, 1989. 255 с. ISBN 5−09−1 053−6 59. К0Н, И. С. Социология личности Игорь Семенович Кон. М.: Политиздат, 1967. 383 с. бО. Кондаков, Н. И. Логический словарь-справочник Н. И. Кондаков. М., 1975.-717 с.
  43. , М. Культурно-историческая психология: наука будущего М. Коул. М.: Когито-цен-ф, 1997. 431 с. ISBN 5−89 353−007−1
  44. , Г. Психология развития. 9-е изд. Грэйс Крайг, Дон Бокум. СПб., 2005. 940 с. ISBN 5−94 723−187−5
  45. Д.А. Эмпирическое исследование особенностей реального самоопределения современной молодежи Д.А. Красило Психологическая наука и образование. 2003. 2. с. 89−100. ISSN 1814−2052
  46. , И.Ю. Возрастная психология. Развитие человека от рождения до поздней зрелости И. Ю. Кулагина, В. Н. Колюцкий. М.: Творческий центр «Сфера», 2001.-463. ISBN 5−89 144−162−4
  47. Кьеркегор, Наслаждение и долг Кьеркегор. Ростов н/Д: «Феникс», 1998.-414с. бб. Кьеркегор, Повторение Кьеркегор. М.: «Лабиринт», 1997. 160 с.
  48. , К. Теория поля в социальных науках Курт Левин. СПб.: Речь,
  49. , А. Сочинения. Т.
  50. Трагедия свободы Комментарий В. В. Соколова А. Левицкий. М., 1995. 509 с. ISBN 5−88 373−041−08
  51. , А.Н. Избранные психологические произведения. В 2 т. Т.
  52. Алексей Николаевич Леонтьев М.: Недагогика, 1983. 318 с.
  53. , А.Н. Избранные психологические произведения. В 2 т, Т.
  54. Алексей Николаевич Леонтьев М.: Педагогика, 1983 391 с.
  55. , А.Н. Проблемы развития психики Алексей Николаевич Леонтьев. М.: Изд-во МГУ, 1981. 584 с.
  56. , А.Н. Философия психологии Алексей Николаевич Леонтьев. М.: Изд-во МГУ, 1994. 285 с.
  57. , Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности Дмитрий Алексеевич Леонтьев. М.: Смысл, 2003. 487 с. ISBN 5−89 357−0626
  58. , М.И. Проблемы онтогенеза общения Мая Ивановна Лисина. М.: Педагогика, 1986. 143 с.
  59. , О.В. Проблема идентичности и психическая ригидность в психологической образовательной практике: автореф. дисс. к. пс. наук: 19.00.07 Олег Валерьевич Лукьянов. Томск, 1999 76. ЛЭНГ, Р. Расколотое «Я»: Анти-психиатрия [Пер. с англ.] Р. Лэнг. СПб.: Белый Кролик, 1995. 350 с. ISBN 5−7695−0014-Х
  60. , А. Жизнь, наполненная смыслом А. Лэнгле. М.: Генезис, 2003−127 с.
  61. , А. Новые рубежи человеческой природы. [Пер. с англ.] Абрахам Маслоу-М.: Смысл, 1999. 423 с. ISBN 5−89 357−027−8
  62. Межвузовский центр проблем развития личности студентов. Вестник № 1. М МЦРЛС, 1998. 36 с 18 8О. Мелибруда, Е. Я Ты Мы Е. Я. Мелибруда. М.: Прогресс, 1986. 254 с.
  63. Мид, М. Культура и мир детства: Избранные произведения [Пер. с
  64. , А. Вскачь, задом нанеред: Процессуальная работа в теории и практике А. Минделл, Э. Минделл. М., 1999. 224.С.
  65. , Л.М. Проблемы профессиональной социализации личности. Коллективная монография Департамент образования Администрация обл. ИУУ, Психологический инт-т РАО Л. М. Митина, И. В. Бачков, И. Н. Грызлова и др.- под ред. Л. М. Митиной Кемерово, 1996. 159 с.
  66. , М. А. Другой М.А. Можейко, Д.В. Майборода Повейший философский словарь Составитель А. А. Грицанов. Мн.: Изд-во В. М. Скакун, 1998.-ISBN 985−6235−17−0
  67. , B.C. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов Валерия Сергеевна Мухина. М.: Академия, 1997. 430 с. ISBN 5−7695−0146−4 87. МЭЙ, Р. Любовь и воля Р. Мэй. М.: «REFL ЬооЬ>, «Ваклер» 1997. 376 с.
  68. , В.П. Психология отношений Избр. психолог, труды В. П. Мясищев. -М., Воронеж, 1995. -368 с.
  69. А. А. Социально-психическая адаптация личности (формы, механизмы и стратегии). Ереван: Издательство Армянской ССР, 1988. 262 с.
  70. , М.А. К вопросу о социализации личности студента в условиях высшей школы Недосекина М.А. Человек на пороге XXI века. Материалы межвузовской конференции. Магнитогорск, 1999. 94−95.
  71. , Л.Ф. Возрастная психология: учебное пособие Л. Ф. Обухова. -М., 1999,442с.
  72. , СИ. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений /Российская академия наук. Институт АН
  73. , Т.Я. будущий профессионал Т.Я. Ольховская Высшее образование в России № 6 2003 с. 98 99 94.0рестова, В. Р. Формирование личностной идентичности в подростковом и юношеском возрасте: автореф. дисс. к. пс. наук: 19.00.13 Василиса Руслановна Орестова. М., 2001
  74. , А.Б. Психология личности и суш-ности человека: парадигмы, проекции, практики А. Б. Орлов. М.: Логос, 1995. 214 с.
  75. , В.Н. Представления о соотношении социальной и личностной идентичности в современной западной психологии В.Н. Павленко Вопросы психологии.-2000.-J"2 1.-С. 135−141.-ISSN0042−8841
  76. , СР. Самоотношение как эмоционально-оценочная система СР. Пантилеев. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1991. 108 с. ISBN 5−21 102 447−8
  77. В.Н. Особенности перехода учащихся начального звена в среднее с учетом характеристик психической ригидности в структуре их личности. Автореф. дисс. канд. психол. наук: 19.00.13 В. Н. Петрова Томск, 1999.-23 с.
  78. , А.В. Личность. Деятельность. Коллектив А. В. Петровский. М.: Политиздат, 1982. 255 с.
  79. , А.В. Проблема развития личности с позиции социальной психологии А.В. Петровский Вопросы психологии. 1984. }2 4. с. 21
  80. В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности. Ростов-н/Д.: Феникс, 1996. 512 с. ISBN 5−85 880−188−9
  81. , К.Н. Психологический анализ кризисов возрастного развития Катерина Николаевна Поливанова, Вопросы психологии. 1994. Хо 1. 65−75. ISSN 0042−8841
  82. , К.Н. Психологая возрастных кризисов Катерина Николаевна Поливанова. М., 2000. 184.С. ISBN 5−7695−0643−1
  83. , Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты Даниил Яковлевич Райгородский Самара: Изд. дом «БАХРАХМ», 2004. 672 с. ISBN 5 89 570−005−5
  84. Психологический словарь Под ред. В. В. Давыдова. М., 1983. 448 с.
  85. Психология развития и возрастная психология. Учебно-методическое пособие Авторы-составители: Бохан Т. Г., Непомнящая В. А. Томск, 2003.-232 с.
  86. Психология компетентности: феноменология, диагностика и динамика развития в условиях российского вуза под общ. ред. И. Ю. Маховой. Комсомольск-на-Амуре: Изд-во Комсом.-н/А гос. пед. ун-та 2006. 388 с.-ISBN 5−85 094−256−4
  87. Психология личности: хрестоматия. В 2 т. Т.
  88. Зарубежная психология Ред.-сост. Д. Я. Райгородский. Самара: Издательский Дом «БАХРАХ», 1990. 447 с. ISBN 5−89 570−007−1
  89. Психология личности: хрестоматия. В 2 т. Т.
  90. Отечественная психология Ред.-сост. Д. Я. Райгородский. Самара: Издательский Дом «БАХРАХ», 1990. 543 с. ISBN 5−89 570−008-Х
  91. Психология самосознания Сост. Райгородский. Самара: БАХРАХ, 2000. 672 с. ISBN 5−94 648−016−2
  92. Психология. Словарь. Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. -М.: Политиздат, 1990. -494 с. ISBN 5−250−364−8
  93. , Ф. Психология подросткового и юношеского возраста Филип Райе. СПб., 2000. 624 с. ISBN 5−88 782−416−6 ИЗ. Регуш, Л. А. Проблемы психического развития и их предупреждение (от рождения до пожилого возраста). СПб.: Речь, 2006 320 с. ISBN 5−9268−0498−1
  94. , Н.Л. Профессиональная идентичность учителя на разных этапах педагогической деятельности: автореф. дисс. …к. пс. наук:
  95. , К. Взгляд на психотерапию. Становление человека Карл Роджерс. М.: Издательская группа «Прогресс», «Универс», 1994. 497 с-ISBN 5−01−4 150−2
  96. Российская школа: от PISA-2000 к PISA-2003 А. Л. Венгер, Г. р. Калимуллина, А. Г. Каспаржак, К. П. Поливанова, О. В. Соколова, А.Ю. Тюменева- под общ. ред. А. Г. Каспаржака, К. П. Поливановой. М.: Логос, 2006. 200с. ISBN 5−98 704−188−0
  97. , Л. Основы общей психологии Сергей Леонидович Рубинштейн. СПб., 1999. 712 с. ISBN 5−314−16−4
  98. , Л. Проблемы общей психологии Сергей Леонидович Рубинштейн. М., 1976. 423 с.
  99. , В.Л. Образ ребенка (в сознании детей и взрослых) Валерий Леонидович Ситников. СПб.: Химиздат, 2001. 288 с. ISBN 5−93 808−028−2
  100. Саари, Опосредование стрессовых факторов через внутриличностные факторы Саари Психология личности и образ жизни.-М., 1987.-219с
  101. , Е.Е. Психология развития человека Елена Евгеньевна Сапогова М.: Аспект-Пресс, 2001. 458 с. ISBN 5−7567−0154−0
  102. , П.И. Самоотношение личности П.И. Сарджвеладзе Психология самосознания: хрестоматия по социальной психологии личности. Самара: Издательский Дом «Бахрах-М», 2000 с. 174−194.
  103. , Ж. Б. Истина и экзистенция Жан Поль Сартр, М., 1989
  104. , И.П. Личностное самоопределение как ключевой фактор образования взрослых И.П. Семенов, Ю. А. Репецкий Мир психологии. -1999.-№ 2.-С.32
  105. , Е.В. Методы математической обработки в психологии Е.В.Сидоренко. СПб.: Речь, 2001. 350 с. ISBN 5−9268−0010−2
  106. Е.В. Мотивационный тренинг Е.В.Сидоренко. М.: Аспекг Пресс, 1999.-120 с.
  107. , О.А. Персональная идентичность в современном обществе. Концепция Э. Г. Эриксона //Автореф. канд. соц. наук О. А. Симонова. М., 2000.-26 с.
  108. , В. И. Развитие субъективной реальности в онтогенезе. Автореф… докт. психол. наук В. И. Слободчиков. М, 1994.
  109. , В.И. В.И. Психология Основы развития человека В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев. М.: Школа-Пресс, 2000. 416 с. психологической антропологии. Психология человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе В.И. Слободчиков, Е. И. Исаев. М Школа-Пресс, 1995.-383 с.
  110. , В.И., Цукерман, ГЛ. Интегральная периодизация общего психического развития В. И. Слободчиков, Г. А. Цукерман Вопросы психологии. 1996. 5. ISSN 0042−8841
  111. , Т.В. Личностное самоопределение в старшем школьном возрасте Т.В. Снегирева Вопросы психологии. 1989. № 2. с. 1223.-ISSN 0042−8841
  112. , Е.Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности Е.Т. Соколова. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1989. 213 с.
  113. , Е.Т. К обоснованию клинико-психологического изучения расстройства гендерной идентичности Е.Т. Соколова, П. С. Бурлакова, Ф. Лэонтиу Вопросы психологии. 2001. 6. 3−17.
  114. , А.Г. Сознание и самосознание А.Г.Спиркин. М.: Политиздат, 1972. 303 с.
  115. Ю. Проблема формирования типов рефлексии в решении творческих задач Ю. Степанов, И. Н. Семенов Вопросы психологии. 1982. J 2 1 V
  116. , В. В. Самосознание личности В.В. Столин. М Изд. Моск. ун-та, 1983.-286 с.
  117. , В.В. Исследование эмоционально-ценностного отношения к себе с помощью методики управляемой проекции /В.В. Столин Психологический журнал 1981. Т. 2. 3
  118. , А.А. Личностная идентичность и понимание значимых Других: автореф. дисс. к. пс. наук: 19.00.01 Анна Александровна Таганова. Краснодар, 2004. 24 с.
  119. , Ю.Г. Компетентность в структуре модели качества подготовки специалиста Ю.Г. Татур Высшее образование сегодня. 2004. ]ЬЗ. 12−16
  120. , Дж. Социальная идентичность, самокатегоризация и группа Дж. Тернер, П. Оукс, Хесле, В. Дэвид Иностранная психология, Т. 2,1994, № 2 (4), с. 5−17.
  121. , П. Избранное Пауль Тшших. -М.: Юрист, 1995. 479 с.
  122. , Е.Г. Персональная идентичность как социально-философская проблема. Автореф. дисс. докт. философ, наук Е. Г. Трубина. Екатеринбург: 1996. 25 с.
  123. , А. Эксперименты в вакууме А. Тэджфел Современная зарубежная социальная психология. Тексты Под ред. Г. А. Андреевой и др. М., 1984. 229−224.
  124. , Д.И. Психологические закономерности социального развития личности в онтогенезе Д.И. Фельдштейн Вопросы психологии 1985, К2 6. с. 26−37. ISSN 0042−8841
  125. , Д.И. Психология развивающейся личности Д.И. Фельдштейн. М., 1996. 512 с. ISBN 5−89 395−002-Х
  126. , В. Человек в поисках смысла. Общ. ред. Л. Я. Гозмана, Д. А. Леонтьева Виктор Франкл. М.: Прогресс, 1990. 366 с. ISBN 5−1 001 606−0
  127. , Р. Мотивация поведения: биологические, когнитивные и
  128. , Э. Бегство от свободы Пер. с англ. Г. Ф. Швейкина Эрих Фромм-М.: ПрогрессД995.251 с. -ISBN 5−01−4 531−9
  129. , Э. Иметь или быть? /Общ. ред. и послесл. В. И. Добренькова Эрих Фромм. М: Прогресс, 1990. 330 с. ISBN 5−01−2 072−0
  130. , Э. Революция надежды Эрих Фромм. СПб.: Ювента, 1999. 245 с. ISBN 5−87 399−1049
  131. , О.В. Психология развития: молодость, зрелость, старость О. В. Хухлаева. М.: Академия, 2002. 202 с. ISBN 5−7695−0945−7
  132. , М. Время и бытие: статьи и выступления. Пер. с нем. М. Хайдеггер. М.: Республика, 1993. с. 391−407. (445 с.) ISBN 5−25 001 496−8
  133. Хайдеггер М.: Сборник статей Сост. статей Д. Ю. Дорофеев М. Хайдеггер. СПб.: РХГИ, 2004 576 с. ISBN 5−88 812- 155-Х
  134. , В. Кризис индивидуальной и коллективной идентичности В. Хесле Вопросы философии. 1994. 10. с. 14- 22
  135. , К. Невроз и личностный рост. Борьба за самореализацию Под ред. М. М. Решетникова Карен Хорни. СПб., 1997. 375 с. ISBN 588 925−0183
  136. , Л. Теории личности Л. Хъел, Д. Зиглер. СПб.: Питер, 1999. 608 с.-ISBN 5−88 782−412−3
  137. Г. А. Психология саморазвития Г.А. Цукерман, Б. М. Мастеров. М., 1995. 286 с. ISBN 5−82 235−211-Х
  138. , И.И. Проблема самосознания в психологии. М.: Наука, 1977.-144 с
  139. , Л.А. Кризис идентичности в ситуации вынужденной миграции Л.А. Шайгерова Психологи о мигрантах и миграции в России. Информационно-аналитический бюллетень. М.: Смысл, 2001. 2. 75−85. ISBN 5−89 357−115−0 (159 с.)
  140. , Т. Социальная психология. Пер с англ. В. Б. Ольшанского Т. Шйбутани. Ростов н/Д: Феникс, 2002. 544 с. ISBN 5−22 202 567−5
  141. , Г. Возрастные кризисы. Ступени личностного роста: Пер. с англ. Гейл Шихи СПб.: 0 0 0 «Каскад», 2005 436 с. ISBN 5 902 877−02−4
  142. , Л.Б. Профессиональная идентичность: структура, генезис, условия становления. Автореф. дисс. д. пс. наук. Лидия Бергардовна Шнейдер.-М., 2001
  143. , Е.В. Социально-психологическое понимание личности Е.В. Шорохова Методологические проблемы социальной психологии. Под общей ред. Е. В. Шороховрй М., 1975 с. 63−71 (295 с.)
  144. , Д.Б. Избранные психологические труды Д.Б. Эльконин Под ред. В. В. Давьщова, В. П. Зинченко М.: Педагогика, 1989. 554 с. ISBN 5−7155−0035−4
  145. , Э. Щентичность: юность и кризис. Пер. с англ./ Общ. ред. и предисл. А. В. Толстых Эриксон Эриксон. М.: Прогресс, 1996 340 с-ISBN 5−01−4 479-Х
  146. Э. Детство и общество Пер. с англ. Эрик Эриксон. СПб.: Ленато, ACT, Фонд «Университетская книга», 1996. 592 с. ISBN 57 841−0070-Х
  147. Юнг, К. Г. Дух и жизнь Пер. с нем. А. О. Акопяна Карл Густав Юнг. М.: Практика, 1996. 560 с. ISBN 5−88 001−011−2
  148. Brekwell, G. Coping with threatened identities L. N.Y.: Mithuen, 1986.
  149. , СП. Питап and the Social Order. -N.Y., 1964. p. 184.
  150. , E. П., Identity, Yours and Crisis L.: Faber and Faber, New York: Norton, 1968 336p.
  151. Goffman, E. Stigma: notes on the management of spoiled identity. Englewood Cliffs, Prentice-Hall, 1963.-147 p.
  152. Levinson, D.J. The seasons of a mans life. N.Y., 1978
  153. Marcia, J. E. Identity in adolescence Handbook of adolescent psychology /Ed. by J. Adelson. N.Y.: John Willey, 1980. P. 213−231
  154. Mead, G.H. Mind, self and society Ed. by C.W. Norris. Chicago, Univ. of Chicago press, 1975. 248 p.
  155. Raphael, D., Xelowski, H.G. Identity status in high school students: critique and a revised paradigm. J. of youth and adolescence. -1980. № 9, p.383−389.
  156. , B. (1993) Childrens guided participation and participatory appropriation in sociocultural activity. In R.H. Wozniak K.W. Fisher (ads). Development in context (pp. 121−153). Hillsdale, NJ.
  157. Tajfel, H., Turner, J.C. The social identity theory of intergroup behavior. In S. Worchel &W.G. Austin (Eds.). The psychology intergroup relations. Chicago: Nelson Hall, 1986
  158. Waterman, A.S. and Goldman J.A. A longitudinal study of ego identity development at a liberal art college// Journal of Youth and Adolescence.-1976,5:361−369.
Заполнить форму текущей работой