Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Структура взаимодействия в общении, методы исследования малой группы

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Глава 1. Характеристика структуры взаимодействия в общении Другая попытка построить структуру взаимодействия связана с описанием ступеней его развития. При этом взаимодействие расчленяется не на элементарные акты, а на стадии, которое оно проходит. Такой подход предложен, в частности, польским социологом Я. Щепаньским. Для Щепаньского центральным понятием при описании социального поведения… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • Глава 1. Характеристика структуры взаимодействия в общении
    • 1. 1. Суть психологического «эффекта приписывания» (каузальная атрибуция как перцептивный механизм)
    • 1. 2. Продолжите характеристику человека, о котором вам известно, что он умён, ему 40 лет, он является руководителем своей фирмы… С какими феноменами восприятия человека вы здесь встретились?
  • Глава 2. Перечислите эмпирические методы исследования малой группы. В чём их специфика?
    • 2. 1. Назовите основные структурные компоненты малой группы. Дайте их содержательную характеристику
    • 2. 2. Опишите основные феномены, возникающие в процессе решения групповой задачи
    • 2. 3. Определите, к какому типу группы относится объединение людей (15 человек), если они уже час ждут на остановке опаздывающий пригородный автобус
  • Заключение
  • Список использованной литературы

Структура взаимодействия в общении, методы исследования малой группы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Глава 1. Характеристика структуры взаимодействия в общении Другая попытка построить структуру взаимодействия связана с описанием ступеней его развития. При этом взаимодействие расчленяется не на элементарные акты, а на стадии, которое оно проходит. Такой подход предложен, в частности, польским социологом Я. Щепаньским. Для Щепаньского центральным понятием при описании социального поведения является понятие социальной связи. Она может быть представлена как последовательное осуществление: а) пространственного контакта, б) психического контакта (по Щепаньскому, это взаимная заинтересованность), в) социального контакта (здесь это — совместная деятельность), г) взаимодействия (что определяется, как «систематическое, постоянное осуществление действий, имеющих целью вызвать соответствующую реакцию со стороны партнера…»), наконец, д) социального отношения (взаимно сопряженных систем действий) (Щепаньский, 1969. С. 84).

Еще один подход к структурному описанию взаимодействия представлен в транзактном анализе — направлении, предлагающем регулирование действий участников взаимодействия через регулирование их позиций, а также учет характера ситуаций и стиля взаимодействия (Берн, 1988). С точки зрения транзактного анализа каждый участник взаимодействия в принципе может занимать одну из трех позиций, которые условно можно обозначить как Родитель, Взрослый, Ребенок. Эти позиции ни в коей мере не связаны обязательно с соответствующей социальной ролью: это лишь чисто психологическое описание определенной стратегии во взаимодействии (позиция Ребенка может быть определена как позиция «Хочу!», позиция Родителя как «Надо!», позиция Взрослого — объединение «Хочу» и «Надо»). Взаимодействие эффективно тогда, когда транзакции носят «дополнительный» характер, т. е. совпадают: если партнер обращается к другому как Взрослый, то и тот отвечает с такой же позиции. Если же один из участников взаимодействия адресуется к другому с позиции Взрослого, а тот отвечает ему с позиции Родителя, то взаимодействие нарушается и может вообще прекратиться. В данном случае транзакции являются «пересекающимися».

Следует отметить, что расчленение единого акта взаимодействия на такие компоненты, как позиции участников, ситуация и стиль действий, также способствует более тщательному психологическому анализу этой стороны общения, делая определенную попытку связать ее с содержанием деятельности.

Компоненты общения можно представить в виде определенной структуры, элементы которой зависят друг от друга. Таким структурообразующим фактором должна стать цель общения (или основная направленность). В зависимости от основной направленности в процессе общения решаются разные задачи. Они в свою очередь определяют предмет общения и средства для решения поставленных задач в соответствии с общей направленностью беседы.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Г. М. Социальная психология Третье издание — М.: Наука, 2004. — 290с.
  2. Г. М. Место межличностного восприятия в системе перцептивных процессов и особенности его содержания // Межличностное восприятие в группе. — М., 1981. — 390с.
  3. А.Е. Лицом к лицу. Практическое пособие для освоения приемов и навыков делового общения/ Пер. с англ. — Новосибирск, 1995. — 211с.
  4. Е. П., Тихомандрицкая О. А., Социальная психология: Хрестоматия: Учебное пособие для студентов вузов — М: Аспект Пресс, 2003. — 453с.
  5. А.А. Восприятие и понимание человека человеком. — М.: Наука, 1982. — 345с.
  6. Г. В. Психология делового общения: Учеб. пособие. — М.: Психология, 2008. — 278с.
  7. Л.П. Социальная среда и сознание личности. — М.: Наука, 1968. — 231с.
  8. Р.Л., Дубовская Е. М. Психология малой группы. — М.: Психология, 2001. — 344с.
  9. Т.С., Пухаева Л. С. Деловое общение. — СПб: Спец. лит., 2007. — 389с.
  10. Д. Социальная психология — Санкт-Петербург: Питер Ком, 2008. — 233с.
Заполнить форму текущей работой