Психологические особенности социальной компетентности личности с общей умственной одаренностью
Диссертация
Апробация и внедрение результатов исследования проводилась на пяти всероссийских конференциях в 2004 — 2006 гг. (Барнаул). На базе научно-практической лаборатории «Потенциал» (рук. Г. Л. Парфёнова) осуществляется: диагностика одарённости и социальной компетентности личностипсихологическое просвещение и внедрение в практику знаний о психологических особенностях социальной компетентности одарённой… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Теоретические основы исследования психологических особенностей социальной компетентности одарённой личности
- 1. 1. Понятия «компетентность», «психологическая компетентность» в контексте проблемы психологической культуры личности
- 1. 2. Социальная компетентность: понятие, структура, подходы к исследованию и развитию её- психологических аспектов
- 1. 3. Психологические проблемы и причины социальной некомпетентности личности
- 1. 4. Психологические проблемы социальной компетентности одарённой личности
- 1. 4. 1. Философские и психологические подходы, концепции, модели одарённости личности
- 1. 4. 2. Особенности психического развития и психологические проблемы личности с общей умственной одарённостью
- 1. 4. 3. Психологические проблемы социальной компетентности личности в процессе реализации одарённости
- 2. 1. Организация и методы исследования психологических особенностей социальной компетентности одарённой личности
- 2. 2. Идентификация одарённой личности
- 2. 2. 1. Идентификация одарённости (выборка взрослых)
- 2. 2. 2. Идентификация одарённости личности старшеклассников
- 2. 3. Психологические особенности социальной компетентности личности с феноменом общей умственной одарённости
- 2. 3. 1. Особенности аффективного и волевого компонентов социальной компетентности одарённой личности
- 2. 3. 2. Особенности когнитивного компонента социальной компетентности одарённой личности
- 2. 4. Сравнительный анализ психологических особенностей социальной компетентности на примере выборок одарённых личностей (взрослые и старшеклассники)
- 2. 4. 1. Сравнительный анализ особенностей аффективного и волевого компонентов социальной компетентности
- 2. 4. 2. Особенности аффективного и волевого компонентов социальной компетентности одарённых старшеклассников, дифференцированных по полу, виду и степени проявления одарённости
- 2. 4. 3. Сравнительный анализ особенностей когнитивного компонента социальной компетентности
- 2. 4. 4. Специфика когнитивного компонента социальной компетентности одарённых старшеклассников, дифференцированных по полу, виду и степени проявления одарённости
- 2. 4. 5. Обоснование, содержание и опыт реализации программы «Путь к самому себе», направленной на развитие социальной компетентности одарённой личности
Список литературы
- Абрамова, Г. С. Возрастная психология : учебное пос. / Г. С. Абрамова. М.: Академия, 1999.-633 с.
- Абульханова-Славская, К. А. Стратегия жизни / К.А. Абульханова-Славская. -М.: Мысль, 1991.-301 с.
- Акулова, О.В. Ключевые компетенции как цель и результат современного образования / О.А. Акулова>// Академические чтения. Теория и практика модернизации образования. СПб., 2002. — С. 15−19.
- Ананьев- Б. Г. Человек как предмет познания / Б. Г. Ананьев. JI.: Изд-во Ленинградского университета, 1968. — 340 с.
- Ананьевские чтения. Образование и психология: Тезисы научно-практической конференции / под. общ. ред. А. А. Крылова, В. А. Якунина. СПб.: Изд-во СПб. ун-та, 2001. — 600 с.
- Андреева, Г. М. Психология социального познания : учебное пос. / Г. М. Андреева. М.: Аспект Пресс, 2000. — 288 с.
- Аристотель. Сочинения: в 4 т. / Аристотель. — АН СССР. — М.: Мысль, 1975.-Т.1.-126 с.
- Арсеньев, А.С. Глобальный кризис и личность / А. С. Арсеньев. // Мир психологии и психология в мире. 1994. — № 9. — С. 4 — 26.
- Артемов, Ю.С. Мотивация акмеологической компетентности управленцев : дис.. канд. психол. наук. Москва, 2002. — 139 с.
- Асмолов, А.Г. XXI век: психология в век психологии / А. Г. Асмолов // Вопросы психологии. — 1999. № 1. — С. 3 — 12.
- Асмолов, А.Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека / А. Г. Асмолов. М.: Смысл: Академия, 2007. 526 с.
- Асмус, В.Ф. История античной философии / В. Ф. Асмус. Mi: Высш. шк., 1965.-320 с.
- Бабаева, Ю. Д, Динамическая теория одарённости // Основные современные концепции творчества и одарённости / под ред. Д. Б. Богоявленской: М.:
- Молодая гвардия, 1997. С. 275−294.
- Бабаева, Ю: Д. Роль эмоционально-личностных факторов в диагностике и развитии одарённости детей и подростков / Ю. Д. Бабаева // Одарённый ребенок. 2004. — № 5. — С. 30 — 46.
- Бабаева- Ю. Д. Одарённый, ребенок за компьютером / Ю: Д. Бабаева, А. Е. Войскунский. М.: Сфера- 2000. — 98 с.
- Байденко, В.И. Болонские реформы: некоторые уроки Европы / В-И. Байденко // Высшее образование сегодня. — 2004. № 2.
- Байденко, В.И. Компетенции в профессиональном-образовании (к освоению компетентностного подхода) // Высшее образование в России. 2004: № 11.
- Бахтеева, С.С. Формирование социальной компетентности студента в процессе обучения* иностранному языку в вузе экономического профиля: дис.. канд. пед. наук. — Казань, 2001. — 149 с.
- Белицкая, Г. Э. Социальная? компетентность личности // Сознание личности-в кризисном обществе / под ред. А. А. Абульхановой-Славской, А. В: Брушлинского, М-:И. Воловиковой: М.: Институт психологии РАН, 1995.-С. 42- 45.
- Берестова, Л.И. Социально-психологическая компетентность как профессиональная характеристика руководителя : автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 1994. — 24'с.
- Блонский, П.П. Избранные педагогические и психологические произведения / П. П. Блонский. М.: Педагогика, 1979. — Т.2. — 314 с.
- Богоявленская, Д.Б. Психология творческих способностей : учеб. пос. для вузов. М.: ИЦ Академия, 2002. — 320 с.
- Богоявленская, Д.Б. Федеральная программа «Одаренные дети» в действии / Д. Б. Богоявленская // Одаренный ребенок. 2002. — № 4. — G.52 — 58.
- Богоявленская, Д.Б. Одаренность и проблемы ее идентификации / Д. Б. Богоявленская, М. Е. Богоявленская // Психологическая наука и образование. 2000. — № 4. — С. 5 — 13.
- Богоявленская, М.Е. Природа «проблем» одаренных / Д. Б. Богоявленская //
- Одарённый ребенок. 2004. — № 4. — С. 74−83.
- Бодалев, А.А. О психологическом понимании Я человека / А. А. Бодалев // Мир психологии. 2002. — № 2. — С. 12 — 17.
- Бодалев, А.А. Как становятся великими и выдающимися? / А. А. Бодалев, JI.A. Рудкевич -М.: Изд-во Института психотерапии, 2003. — 287 с.28'. Большой толковый психологический словарь / Артур Ребер. Penguin. Т. Г (А-О). М: Вече — ACT, 2000. — 592 с.
- Брушлинский, А.В. Субъект: мышление, учение, воображение. — М.: Ин-т практ. психологии- Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. 186 с.
- Вахромов, Е. Компетентность или беспомощность? / Е. Вахромов // Школьный психолог. 2001. — № 47. — С. 42 — 46.
- Виноградов, Е.С. О физических факторах интеллекта / Е. С. Виноградов // Вопросы психологии. 1989. — № 6. — С. 108 — 114.
- Выготский, JI.C. Психология / JT.G. Выготский. М.: Изд-во ЭКСМО-ПРЕСС, 2000. — 1008 с.
- Газман, О.С. Воспитание: цели, средства- перспективы / О.С. Fазман // Новое педагогическое мышление. Mi, 1989: — С. 221 — 237.
- Гильбух, Ю.З. Внимание: одарённые дети. М.: Знание, 1991. — 80 с.
- Глотова, Г. А. Творчески одарённая личность: проблемы и методы исследования: уч. пос. / Г. А. Глотова. Екатеринбург: Уральский государственный университет, 1992.
- Голованевская, В.И. Характеристика Я-концепции и предпочтение стратегий совладающего поведения / В. И. Голованевская // Вестник московского университета. Сер. 14. Психология. 2003. — № 4. — С. 30−36.
- Голубева, Э.А. Способности и индивидуальность — М.: Прометей, 1993. — 198 с.
- Давыдов, В.В. Проблемы развивающего обучения : учебное пос. / В. В. Давыдов. М.: Академия, 2004. — 283 с.
- Денисов, О.И. Развитие конфликтологической компетентности руководителей: дис.. канд. психол. наук. Москва, 2001. — 168 с.
- Дружинин, В-Н. Психология общих способностей / В. Н. Дружинин. — СПб.: Питер Ком, 1999.-368 с.
- Емельянов, Ю.И. Теория формирования- и практика совершенствования коммуникативной компетентности / IO.H. Емельянов. М.: 1995. — 234 с.
- Загвязинский, В. И: Методология и методы психолого-педагогогического исследования-: учебное пос. / В. И. Загвязинский, Р. Атаханов. — М.: Академия, 2001. 207 с.
- Зеер, Э.Ф. Саморегулируемое учение как психолого-дидактическая технология формирования? компетенции у обучаемых // Психологическая? наука и образование. 2004: — № 3. С. 5 -11.
- Зимбардо, Ф. Застенчивость : пер. с англ. — М.: Педагогика, 1991. — 208 с.
- Ильичева, Н.И. Диагностика И' развитие одарённости школьников- (психология- диагностика^ развитие) Барнаул: Изд-во БГПУ, 2004. — 290 с.
- Калинина, Н.В. Формирование социальной компетентности как механизм укрепления психического здоровья- подрастающего поколения/ Н. В. Калинина // Психологич. наука и образование, 2001. № 4. — С. 16 — 21.
- Капустина, А.Н. Многофакторная личностная методика Р. Кеттелла / А. Н. Капустина СПб.: «Речь», 2001, — 112 с.
- Капустина, Е.А. Взаимосвязь социального интеллекта и коммуникативнойкомпетентности: личности: дисс. .канд. психол. наук. Барнаул, 2004: 218 с.
- Клименченко, О.Н. Проблема одарённости, гениальности- таланта'- в философии- / О. Н- Климченко // Одарённый ребенок. 2003: — № 1. -С. 25−36.
- Климов, Е. А". Введение в, психологию труда: учебник для вузов / Е. А. Климов. -М.: МТУ, 1998. 199 с.
- Коблянская, Е. В1 Психологические аспекты социальной компетентности: дис.. канд. психол. наук. СПб., 1995. — 210 с.
- Колесникова, Н.И. От конспекта к диссертации: учебное пособие по развитию навыков письменной речи / Н. И. Колесникова. — М.: Наука, 2002. -288 с.
- Колмогорова, JI.C. Генезис и диагностика психологической культуры младших школьников / JI.C. Колмогорова. Барнаул: БГПУ, 1999. — 256 с.
- Колмогорова- JI.C. Диагностика психологической' культуры школьников.: практ. пос. / Л. С. Колмогорова. М. — ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002. — 360 с.
- Краснокутская, С.Н. Формирование социальной компетентности студентов вуза : дис.. канд. пед. наук. Ставрополь, 2006. — 178 с.
- Краткая философская- энциклопедия / сост.: Е. Ф. Губский, Г. В. Кораблева, В. А. Лутченко. М.: АО «Прогресс», 1994. — 576 с. •
- Креативный- ребенок: диагностика и развитие творческих способностей / сост.: Т. А. Барышева, В. А. Шекалов. Ростов н/Д: Феникс, 2004. — 416 с.
- Крутецкий, В.А. Психология математических способностей школьников / В. А. Крутецкий. М.: Просвещение, 1968. — 432 с.
- Кузьмина, Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. — М.: Просвещение, 1990, — 162 с.
- Кузьмина, Н'.Е. Личностные особенности художественно — одарённых учащихся / Ананьевские чтения. Образование и психология: тезисы научно-практической конференции / под. общ: ред. А. А. Крылова, В. А'.Якунина. -СПб.: Изд-во СПб. ун-та, 2001. С. 327 329:
- Кулемзина, А.В. Три мифа про детскую одарённость / А. В: Кулемзина // Одарённый ребенок. 2002. — № 4. — С. 6 — 11.
- Ландау, Э. Одарённость требует мужества: психологическое сопровождение одарённого ребенка / Э. Ландау, пер. с нем. А.П. Голубева- науч. ред. рус. текста Н. М. Назарова. М.: ИЦ «Академия», 2002. — 144 с.
- Ларионова, Л.И. Экспериментальное изучение интеллектуальной одарённости / Л. И. Ларионова // Одарённый ребенок. — 2005. № 5-.— С. 65 — 68.
- Лейтес, Н.С. Возрастная одарённость и индивидуальные различия: избранные труды / Н1С. Лейтес. М.: Изд-во МПСИ- Воронеж: Изд-во НПО"МОДЭК", 2003. — 464 с.
- Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. М.: Политиздат, 1975. 304 с.
- Лукьянчикова, Ж.А. Нейропсихологические исследования одарённости / Ж. А. Лукьянчикова // Одарённый ребенок. 2004. — № 4. — С. 100 — 101.
- Мадди, Сальваторе Р- Теории личности, сравнительный анализ /С.Рг Мадди, пер. с англ. — СПб.: Издательство «Речь», 2002. — 539 с.
- Маркова, А.К. Психология труда учителя / А. К. Маркова. М.:: Знание, 1993. -290 с.72: Марцинковская, Т. Д. История психологии: учеб. пос. / Т. Д. Марцинковская. -М.: ИЦ Академия, 2001. 544 с.
- Маслоу, А. Новые рубежи человеческой природы / А. Маслоу- под. ред. Г. А. Балла- М.: Смысл, 1999. — 424 с.
- Матюшкин, А.М. Загадки одарённости: проблемы практической диагностики / А. М. Матюшкин. М.: Школа — Пресс, 1993. — 130 с.
- Матюшкин, A.M. Концепция творческой одарённости / A.M. Матюшкин // Вопросы психологии. 1989. — № 6. — С. 29 — 33.
- Мелик-Пашаев, А. А. Некоторые проблемы художественной одарённости / А.А. Мелик-Пашаев // Одарённый ребенок. — 2003. № 5. — С. 6 — 11.
- Мелхорн, Г. Гениями не рожаются: общество и способности человека
- Г. Мелхорн, Х-Г. Мелхорн: кн. для учителя: пер. с нем. — М.: Просвещение, 1989. — 160 с.
- Мель, Ю. Социальная компетентность как цель психотерапии: проблемы образа Я в ситуации социального перелома / Ю. Мель // Вопросы психологии. — 1995. № 5. — С. 61 — 68.
- Менделевич, В.Д. Психология девиантного поведения / (Типы отклоняющегося поведения на базе суперспособностей) / В. Д. Менделевич. -М.: МЕД пресс, 2001. 427 с.
- Миллер- А. Драма одарённого ребенка и поиск собственного Я / А. Миллер: пер. с нем. — М.: Академический Проект, 2003. — 112 с.
- Моляко, В.А. Проблемы психологии творчества и разработка подхода к изучению одарённости / В. А. Моляко // Вопросы психологии. — 1994. № 5. -С. 86−95.
- Мотков, О.И. Психология самопознания личности: прак. пос. / О. И. Мотков. -М., Наука, 1993.-96 с.
- Мургулец, JI.B. Социально-психологическая диагностика / JI.B. Мургулец. -ЛГУ, 1988.-С. 42−58.
- Нарушак, В.Б. Оптимизация развития аутопсихологической компетентности государственных служащих: дис.. канд. психол. наук: Москва. — 2001. — 236 с.
- Небылицин, В.Д. Избранные психологические труды / под ред. Б.Ф. Ломова- М.: Педагогика, 1990. 405 с.
- Новая философская энциклопедия / Руководитель проекта B.C. Степин: в 4 т. Т. 3, 4. М.: Мысль: Ин-т философии РАН, 2001. — 460 с.
- Носков, Н.Н. Психологические и психофизиологические корреляты одарённости / Н. Н. Носков, В. Г. Васильев, В'.Н. Кожевников, Я. В. Варлаков // Одарённый ребенок. 2006. № 1. С. 35 — 44.
- Одарённые дети: Пер. с англ. / Общ. ред. Г. В. Бурменской и В. М. Слуцкого.- М.: Прогресс, 1991. 376 с.
- Одинцова, М.А. Я целый мир: программа развития личности подростков июношества: учеб.- метод, пособие / М. А. Одинцова. — М.: Изд-во Института психотерапии, 2004. — 208 с.
- Ознобихин, А.И. Проблемы одарённых детей / А. И. Ознобихин // Школа. — 2004. № 2 /59: — С. 6Ф- 67.
- Омар, И.М. Исследование социальной компетентности больных шизофренией-в процессе психотерапии : дис. канд. психол. наук. СПб., 2004. 205 с.
- Опыт работы" с одарёнными детьми в современной России: Матер. Всероссийской научно практ: конференции. Москва, 2003 / научн. ред. Л. П. Дуганова.-М., 2003. — 384 с.
- Орлов, А.Б. Психология личности и сущности человека: парадигмы, проекции, практики: уч. пос. / А.Б. Орлов- Ml: Академия, 2002. — 271 с.
- Панов, В.И. Преемственность, компетентность и образовательная среда // Проблемы профильного обучения в контексте непрерывного1 образования: матер: науч.- практ. конференции / под общ. ред. С. В. Ивановой. Самара, 2002.-С. 130- 134. г
- Парфёнова, Г. Л. Готовность будущего педагога к работе с одарёнными детьми. / Г. Л. Парфёнова // Становление профессиональной культуры будущего педагога: Материалы науч.-практ. конфер. Барнаул: БГПУ, 2005.-С. 194−202.
- Парфёнова, Г. Л. Исследование мотивационного компонента социальной компетентности старшеклассников с общей умственной одарённостью / Г. Л. Парфёнова // Вестник БГПУ: Психолого-пед. науки. 2006. Вып. 6. — С. 32 -40.
- Парфёнова, Г. Л. Одарённые девочки: психолого-педагогическое сопровождение / Г. Л. Парфёнова // Начальная школа. 2007. — № 6. -С. 28−32.
- Парфёнова, Г. Л. Проблема развития социальной компетентности одарённых школьников // Психодидактика высшего и среднего образования: Материалы научно-практ. конфер. Барнаул: БГПУ, 2006. — С. 302 — 305.
- Парфёнова, Г. Л. Путь к самому себе. Программа развития социальной компетентности личности одарённых старшеклассников: учебно-мет. пос. / Г. Л. Парфёнова. Барнаул: БГПУ, 2007. — 232 с.
- Петровская, Л. А. Компетентность в общении: социально-психологический тренинг / Л. А. Петровская.— М.: МГУ, 1989: 216 с.
- Пономарев, Я.А. Психология творения: избранные психологические труды / Я. А. Пономарёв. М.: Изд-во МПСИ- Воронеж: НПО «МОДЭК», 1999.-475 с.
- Попова, КВ. Психолого-педагогическая компетентность учителя какусловие повышения педагогической культуры : дис.канд. пед. наук. —
- Ростов на Дону. — 1996. — 221 с.109: Попова, Л.В. IX Всемирная конференцияшо одарённым и талантливым детям // Вопросы психологии 1991. — № 6. — G. 173 — 175.
- Практическая психология образования: учебное пос. / под ред. И. В. Дубровиной. М.: ТЦ «Сфера», 1997.- 526 с.
- Практический интеллект / Р. Дж. Стернберг, Дж. Б- Форсайт и др. -СПб.: Питер, 2002. 272 с. 1121 Программа для' одарённых школьников и молодёжи «Будущее Алтая»: 7 сборник / сост: Н. М. Чумакова, Барнаул: АКЦиТР. — Сентябрь 2004.
- Равен- Дж. Компетентность в современном- обществе: выявление, развитие и реализация: пер. с англ. М., 2002. — 380 с.
- Развитие и диагностика- способностей- / Отв. ред. В. Н- Дружинин, В. Д: Шадриков. М.: Наука, 1991. — 181 с.
- Рачева, С.С. Развитие социальной компетентности студентов на* основе проектного обучения в вузе: дисканд. пед. наук. — СПб., 2003: — 169 с.
- Реале, Д., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. В 4 т. Т. 1,2. СПб.: Петрополис, 1994. 318 с.
- Рензулли, Дж. С. Что такое обогащенное образование? / Дж. Рензулли, С. Райе. // Одарённый ребенок. 2005. — № 5. — С. 22 — 35.
- Ромек, В.Г. Уверенность в себе: этический аспект / В. Г. Ромек // Журнал практического психолога. — 1999. № 9. — С. 14 — 17.
- Россолимо, Г. И. Психологические профили. Методика / Г. И. Россолимо. СПб., 1910.
- Рототаева, Н.А. Психологические* условия развития социальной компетентности в юношеском возрасте: дис.. канд. психол. наук. — Москва. 2002. — 185 с.
- Рубинштейн, C.JI. Основы общей психологии: в 2 т. Т. 2. — М.: Педагогика, 1989: 328 с.
- Ружгис, П. Культура" и интеллект: кросскультурное ' изучение имплицитных теорий интеллекта / П. Ружгис // Вопросы, психологии: — 1994.-№ 1.-С. 142−146. — •
- Савенков, А.И. Концепция социального интеллекта / А. И. Савенков // Одарённый ребенок. 2006. — № 1. — С. 6 — 18.
- Савенков, А.И. Одарённые дети в детском саду и школе: уч. пос./ А. И. Савенков -М: ИЦ «Академия», 2000. 232 с.
- Савенков, А.И. Одарённый ребенок дома и в школе / А. И. Савенков. — Екатеринбург: У-Фактория, 2004. 272 с.
- Савенков, А.И. Новые тенденции в исследованиях психологии одарённости и творчества / А. И. Савенков // Современные технологии высшего профессионального образования: сб. статей. — М., 2006 — С. 81— 87.
- Савенков, А.И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению: уч. пос. М.: «Ось-89», 2006. — 480 с.
- Семикин, В.В. Психологическая культура в образовании человека: монография / В. В. Семикин СПб.: «Союз», 2002. — 155 с.
- Сидоренко, Е.В. Тренинг коммуникативной компетентности / Е. В: Сидоренко: СПб.: Речь, 2003. — с. 208.
- Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии / Е. В. Сидоренко. СПб.: Речь, 2004. — 350 с.
- Синягина, Н.Ю. Личностно-ориентированный воспитательный процесс и развитие одарённости : метод, пос. / Н. Ю. Синягина, Е. Г. Чирковская / под ред. А. А. Деркача, И. В: Калиш. М.: Вузовская-книга, 2001. — 131 с.
- Сластёнин, В.А. Психолого-педагогическое образование и становление субъектного потенциала’личности учителя / В: А. Сластёнин // Современные технологии высшего профессионального образования: Сб. стат. М, 2006. — С. 4 — 11.
- Социальная психология: учеб. пос. / А. Н. Сухов, А. А. Бодалев и др.- / под ред. А. Н. Сухова, А. А. Деркача. М.: ИЦ «Академия», 2001. — 600 с.
- Степнова, Л. А. Развитие аутопсихологической компетентности государственных служащих : дис.. доктора психол. наук. Москва, 2003. — 565 с.
- Стратегия модернизации содержания общего образования. Материалы для разработки документов по обновлению общего образования. М., 2001.
- Сухомлинский, В.А. Человек неповторим // Избранные произведения. — Киев, 1960.-Т.5.-326 с.
- Татарченкова, С.С. Педагогическая1 экспертиза как фактор совершенствования*, профессиональной компетентности учителя : дис.. канд. пед. наук. СПб., 1997. — 229 с.
- Татур, Ю.Г. Компетентность в структуре модели качества подготовки специалиста / Ю. Г. Татур // Высшее образование сегодня. 2004. — № 3. — С. 20−26.
- Теплов, Б.М. Способности и одарённость // Избранные труды: в 2 т. -М.: Педагогика, 1985. Т. 1. — 312 с.
- Торшина, К. А. Современные исследования проблемы креативности в зарубежной психологии / К. А. Торшина // Вопросы психологии. 1998. -№ 4.-С. 123−132.
- Туник, Е.Е. Модифицированные креативные тесты Вильямса / Е. Е. Туник. СПб.: Речь, 2003. — 96 с.
- Туник Е.Е. Природа и диагностика творческих способностей / мет. реком. Барнаул, БГПУ. — 1997. — 34 с.
- Тюменева, Ю.А. Половозрастная^ идентичность, как опосредующий фактор становления социальной компетентности подростка : дис.. канд. психол. наук. — Красноярск, 1998. — Г46 с.
- Филиппов, В.Н. Человек в концепции современного научного познания: / уч. пос. Барнаул: БГПУ, 1997. — 380 с.
- Философский словарь / под ред. И. Т. Фроловой. М:: Политиздат, 1991.-560 с.
- Фримэн, Дж. Обзор современных представлений о развитии способностей // Основные современные концепции творчества, одарённости. / под ред. Д. Б. Богоявленской. М:: Молодая гвардия, 1997. — С. 371—399.
- Фролов, Ю. В: Компетентностная модель, как основа оценки качества подготовки специалистов / Ю. В. Фролов, — Д. А. Махотин // Высшее образование сегодня. 2004. — № 8.
- Хеллер, К.А. Диагностика и развитие одарённых детей и подростков // Основные современные концепции творчества и одарённости / под ред. Д. Б. Богоявленской. М.: Молодая гвардия, 1997. — С. 243 — 264:
- Холодная, М.А. Психологические механизмы интеллектуальной одарённости / М. А. Холодная // Вопросы психологии. 1993. — № 1. -С. 32−39.
- Холодная, М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования / М. А. Холодная. Спб.: Питер, 2002. — 264! с:
- Хромова, Т.В. Одарённый ребенок нуждается, в . дискомфорте / Т. В. Хромова, B.C. Юркевич // Лицейское- гимназическое образование. -1999.-№−6.-С. 68−71.
- Хьелл, Л. Теории личности: основные положения, исследования иприменения / JI. Хьелл, Д. Зиглер: — СПб.: Питер, 2007. 607 с.
- Хуторской, А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования / А. В: Хуторской // Народное образование. 2003. — № 2. — С. 58 — 64.
- Цветков, В.В. Формирование социальной компетентности сельских школьников : дис.. канд. пед. наук. Великий Новгород, 2002. — 155 с.
- Чудновский, В.Э. Одарённость: дар или испытание / В. Э: Чудновский, B.C. Юркевич. -М.: Знание, 1990. 77 с.
- Шадриков, В.Д. Новая модель специалиста: инновационная подготовка и компетентностный*подход // Высшее образование сегодня. — 2004. № 8.
- Шадриков, В.Д. Деятельность и способности человека / В. Д. Шадриков. -М.: Логос, 1994.-317 с.
- Шишов, С.Е. Компетентностный подход к образованию: прихоть или необходимость / С. Е. Шишов, И. Г. Агапов // Стандарты и мониторинг в образовании. 2002. — №>¾. — С. 58 — 62.
- Шишов, С.Е. Компетентностный подход к образованию как необходимость / С. Е. Шишов, И. Г. Агапов // Мир образования образование в мире.-2001.-№−4.
- Штерн, В. Одарённость детей и подростков и методы её- исследования / В. Штерн.-М., 1926.
- Штерн, В. Умственная одарённость: психологические методы испытания умственной, одарённости в их применении к детям школьного возраста / под ред. В. А. Лукова. СПб.: Союз, 1997. — 128 с.
- Шумакова, Н.Б. Междисциплинарный подход к обучению одарённых детей / Н. Б. Шумакова // Вопросы психологии. 1996. — № 3. — С. 34 — 43*.
- Шумакова, Н.Б. Обучение и развитие одарённых детей / Н. Б: Шумакова. М.: Изд-во МПСИ- Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2004. — 336 с.
- Щебланова, Е.И. Психологическая диагностика одарённости школьников: проблемы, методы, результаты исследований и практики / Е. И. Щебланова. -М: МПСИ- Воронеж: НПО «МОДЭК», 2004. 368 с.
- Щебланова, Е.И. Особенности когнитивного и личностного развития одарённых старшеклассников / Е. И. Щебланова // Вопросы психологии. — 1999. -№ 6. -С. 94−111.
- Щербо, Н.П. Исследование творческой одарённости с использованием тестов П. Торренса // Вопросы психологии. — 1991. № 1.
- Экземплярский, В.М. Проблема школ для одарённых / В. М. Экземплярский. — М.- Л., 1927.
- Яковлева, Е. Л: Психология развития творческого потенциала. — М.: МПСИ: Флинта, 1997. 224 с.173: Яковлева, Е. Л. Эмоциональные механизмы личностного и творческого развития / Е. Л. Яковлева // Вопросы психологии. — 1997. № 4. — С. 20 — 27.
- Ярошевский. М.Г. История психологии. От античности до середины XX века: уч. пос. /M.F. Ярошевский. М.: Академия, 1997. — 416 с.
- Обучение одарённых: представления: Gifted education: The* evidence: Education- Section Annual1 Conference of the British Psychological Society, Greenwich ., 6−7 Nov. 1999 / Freeman I. // Proc. Brit. Psychol. Soc. -2001. 9- № 1.- P. 3.-Англ.].
- Cattell R.B., Eber H.W., Tatsuoka M.M. Handbook of the sixteen personality factor questionnaire (16PF) Compaign Illinois, 1970.
- Hinsch R., Pfingsten U. Gruppentraining sozialer Kompetenzen. GSK. Praxismaterial, 4. Auflage. BELIZPVU, Weinheim, 2002.
- Duden Schulerduden Psychologie. Mannheim, 2002.
- F.A. Brockhaus GmbH, Leipzig Mannheim 2001.
- Oxford Advanced Eearners Dictionary of Current English. Oxford University Press, 1982.
- Hutmacher Walo. Key competencies for Europe//Report of the Symposium Berne, Switzerland 27−30 March, 1996. Council for Cultural Co-operation (CDCC) a //Secondary Education for Europe Strsburg, 1997.