Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Психологические особенности социальной компетентности личности с общей умственной одаренностью

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Апробация и внедрение результатов исследования проводилась на пяти всероссийских конференциях в 2004 — 2006 гг. (Барнаул). На базе научно-практической лаборатории «Потенциал» (рук. Г. Л. Парфёнова) осуществляется: диагностика одарённости и социальной компетентности личностипсихологическое просвещение и внедрение в практику знаний о психологических особенностях социальной компетентности одарённой… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические основы исследования психологических особенностей социальной компетентности одарённой личности
    • 1. 1. Понятия «компетентность», «психологическая компетентность» в контексте проблемы психологической культуры личности
    • 1. 2. Социальная компетентность: понятие, структура, подходы к исследованию и развитию её- психологических аспектов
    • 1. 3. Психологические проблемы и причины социальной некомпетентности личности
    • 1. 4. Психологические проблемы социальной компетентности одарённой личности
      • 1. 4. 1. Философские и психологические подходы, концепции, модели одарённости личности
      • 1. 4. 2. Особенности психического развития и психологические проблемы личности с общей умственной одарённостью
      • 1. 4. 3. Психологические проблемы социальной компетентности личности в процессе реализации одарённости
  • Выводы по первой главе
  • Глава 2. Психологические особенности социальной компетентности одарённой личности
    • 2. 1. Организация и методы исследования психологических особенностей социальной компетентности одарённой личности
    • 2. 2. Идентификация одарённой личности
      • 2. 2. 1. Идентификация одарённости (выборка взрослых)
      • 2. 2. 2. Идентификация одарённости личности старшеклассников
    • 2. 3. Психологические особенности социальной компетентности личности с феноменом общей умственной одарённости
      • 2. 3. 1. Особенности аффективного и волевого компонентов социальной компетентности одарённой личности
      • 2. 3. 2. Особенности когнитивного компонента социальной компетентности одарённой личности
    • 2. 4. Сравнительный анализ психологических особенностей социальной компетентности на примере выборок одарённых личностей (взрослые и старшеклассники)
      • 2. 4. 1. Сравнительный анализ особенностей аффективного и волевого компонентов социальной компетентности
      • 2. 4. 2. Особенности аффективного и волевого компонентов социальной компетентности одарённых старшеклассников, дифференцированных по полу, виду и степени проявления одарённости
      • 2. 4. 3. Сравнительный анализ особенностей когнитивного компонента социальной компетентности
      • 2. 4. 4. Специфика когнитивного компонента социальной компетентности одарённых старшеклассников, дифференцированных по полу, виду и степени проявления одарённости
      • 2. 4. 5. Обоснование, содержание и опыт реализации программы «Путь к самому себе», направленной на развитие социальной компетентности одарённой личности
  • Выводы по второй главе

Психологические особенности социальной компетентности личности с общей умственной одаренностью (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Работа посвящена теоретическому и эмпирическому исследованию проблемы социальной компетентности личности, её- компонентов, детерминант, показателей развития, достигаемых как в условиях стихийного становления социальной компетентности, так и при целенаправленной, специально организованной деятельности по её- развитию.

Актуальность исследования обусловлена рядом обстоятельств.

В экономической, социально-политической, информационно-технической сферах современного общества происходят глобальные изменения: Они требуют изменения качеств отдельной личности, стимулируют поиск внутренних механизмов противостояния человека социально-психологическим последствиям этих изменений (А.С. Арсеньев, А. Г. Асмолов, А. Б. Орлов, Дж. Равен и. др.). Повышение. уровня психологической культуры и компетентности личности способствует активизации, её- внутренних ресурсов. Самое ценное в овладении человеком культурой — это то, что он приобретает новые свойства развития, в том числе способность к пониманию себя, самопознанию, самореализации (Б.Г. Ананьев). К проблеме психологической культуры интерес учёных активизировался в последние десятилетия (А.А. Бодалев, И. В. Дубровина, Е. А. Климов, JI.C. Колмогорова, В. В. Семикин, О. В. Хухлаева и др.) и трактуется в большинстве случаев как фактор социального становления и самореализации личности. Наше исследование направлено на выявление психологических особенностей социальной компетентности личности как компонента её- психологической культуры и внутреннего ресурса самореализации.

Если 20 — 30 лет назад оценка актуальных и потенциальных возможностей личности в образовании и обществе определялась, в основном, её- знаниями и приобретёнными умениями, то сейчас, оценивая возможности личности к эффективной и успешной деятельности, учёные и практики характеризуют компетентность личности. В этом выражена современная потребность в осуществлении компетентностного подхода к подготовке человека к жизни.

В.И. Байденко, Э. Ф. Зеер, И. А. Зимняя и др.). Исследование проблем компетентности приобретает системный характер. Это обусловлено сменой образовательной парадигмы, решениями Болонского процесса, принятой в стране «Стратегией модернизации содержания общего образования» и др.

Развитие личности в объективно сложных, изменяющихся социальных условиях не всегда происходит гармонично. Согласно данным психологов Германии (Ю. Мель, Р: Пфингстен, Р: Ульрих), до 40% диагнозов, устанавливаемых психологическими службами, вызваны нарушениями социальной компетентности. В отечественной литературе подобные цифры не опубликованы, однако, проблема социальной компетентности/ некомпетентности существует в обществе на всех уровнях. Социальная адаптация, качество жизни и самореализация личности во многом зависят от её- социальной компетентности (Г.С. Абрамова, Г. М. Андреева, А. А. Деркач, И: А. Зимняя, Н. А. Рототаева, А. А. Сухов и др.).

Проявление социальной компетентности имеет ряд особенностей: возрастных, индивидуально-типологических, тендерных (Г.М. Андреева, И. А. Зимняя, H: Bi Калинина). К индивидуально-типологическим особенностям личности относится феномен одарённости. Одарённые личности часто испытывают трудности социального взаимодействия и самореализации по причинам, детерминированным их социальной некомпетентностью (Д.Б. Богоявленская, Н. С. Лейтес, JI.B. Попова, А. И. Савенков, Р. Стернберг, B.C. Юркевич и др.). Одарённость — феномен, к которому обращаются многие науки и социальные институты. В 1996 году в России принята Федеральная целевая программа «Одарённые дети». Впервые в нашей стране на государственном уровне сделана попытка разработки концептуального подхода, к феномену одарённости («Рабочая концепция* одарённости» 1998, 2003). В то же время уровень понимания и принятия проблем одарённой личности обществом в целом и органов многоуровневой системы образования в частности, низок. Одарённая личность — это личность особого психического склада. Для нее чрезвычайно значима социальная реализация её- феномена. Если это по какой-либо причине не происходит, то развитие одарённой личности идёт по дисгармоничному типу: одарённость утрачивается (Ю.Д. Бабаева, JI.B. Попова, П. Торренс, Л. Холлингуорт и др.) или её- характер трансформируется в деструктивный (Э. Ландау, А. Миллер, B.C. Юркевич и др.).

Наблюдения за поведением И' развитием одарённых личностей I свидетельствуют о том, что значимым внутренним ресурсом в решении социально-психологических проблем одарённой личности является её- социальная компетентность. Однако анализ научных публикаций свидетельствует о недостаточном количестве исследований, посвящённых психологическим аспектам социальной компетентности одарённой личности.

Таким образом, существует противоречие между необходимостью повышения уровня социальной компетентности одарённой личности и недостаточной' исследованностью психологических особенностей социальной компетентности одарённой личности и психологических условий становления социальной компетентности одарённой личности как компонента психологической культуры и внутреннего ресурса самореализации.

Проблема исследования заключается в выявлении психологических особенностей и трудностей становления социальной компетентности как психологического фактора и ресурса самореализации одарённой личности.

Объект исследования: психологические особенности социальной компетентности личности.

Предмет исследования: психологические особенности и условия становления социальной компетентности личности с общей умственной одарённостью.

Цель исследования: выявление психологических особенностей социальной компетентности и психологических условий её- развития относительно категории личностей с общей умственной одарённостью.

Гипотезы:

1. Психологические характеристики социальной компетентности одарённых личностей способствуют развитию и самореализации одарённости.

2. Содержание когнитивного, аффективного и волевого компонентов социальной компетентности взрослой личности с общей умственной одарённостью отличается от содержания, этих компонентов социальной компетентности личности старшеклассников с общей умственной одарённостью.

3. Содержание когнитивного, аффективного, волевого компонентов социальной компетентности имеет специфику в зависимости от пола, степени проявления" одарённости (её- актуального или потенциальногоуровня) и проявления одарённости в разных областях наук.

4. Условием, способствующим развитию социальной компетентности одарённой личности, является социально-психологический тренинг, направленный на развитие мотивационно-смысловой, аффективно-волевой, когнитивной, коммуникативной сфер личности, её- творческих способностей.

Задачи исследования:

1) провести теоретический анализ проблем социальной компетентности и одарённости личностиопределить психологические компоненты социальной компетентности и их составляющие, актуальные для исследования у личностей с общей умственной одаренностью;

2) идентифицировать одарённость как феномен личности для решения эмпирических задач по выявлению психологических особенностей и проблем становления социальной компетентности одарённой личности;

3) эмпирически исследовать содержание когнитивного, волевого, аффективного компонентов социальной компетентности одарённой личности, выявив специфику этих компонентов на двух выборках личностей: одарённых взрослых и одарённых старшеклассников;

4) выявить особенности когнитивного, волевого, аффективного компонентов социальной компетентности в зависимости от пола одарённых личностейот степени проявления у них феномена-одарённости (её- актуального или потенциального уровня) — от проявления одарённости в областях естественных или гуманитарных наук;

5) проанализировать трудности в становлении когнитивного, волевого, аффективного компонентов социальной компетентности одарённой личностиразработать содержание и внедрить социально-психологический тренинг как психологическое условие развития социальной компетентности личности.

Методологическую и теоретическую основу исследования составили подходы отечественных и зарубежных учёных:

— системный подход, рассматривающий компетентность и одарённость как интегральные элементы и системные новообразования личностных свойств, детерминирующие поведение личности (И:А. Зимняя, — Д: Б. Богоявленская, Я. А. Пономарёв, У. Пфингстен, Дж. Равен, М. А. Холодная и др.);

— культурологический подход, предполагающий гармоничное развитие и самореализацию личности в условиях становления её- культуры, в том числе психологической культуры и компетентности (Б .Г. Ананьев, А. Г. Асмолов, И. В. Дубровина, JI.C. Колмогорова, О. И. Мотков, В. В. Семикин и др.);

— деятельностный подход, согласно которому компетентность понимается как способность к субъектной позиции в решении жизненных задач и проблемрассматривающий развитие личности, её- способностей и одарённости, интеллектуальных, эмоционально-волевых, поведенческих и других свойств под влиянием деятельности, в том числе по формированию компетентностей (В.И. Байденко, В. В. Давыдов, А. Н. Леонтьев, C.JI. Рубинштейн и др.) — динамический подход (Ю.Д. Бабаева, JI.C. Выготский) и многофакторный подход (Дж. Рензулли) к исследованию проблем одарённости.

В соответствии с целью и задачами использованы методы исследования:

1. Теоретические: анализ методологической, философской и психолого-педагогической литературы по проблемам социальной компетентности и одарённостиисторико-функциональный метод (анализ преемственности идей) — метод систематизации психологических высказываний и аналитического обобщения.

2. Эмпирические: наблюдение, тестирование, анкетирование, беседа.

Методики: невербальный тест интеллекта «Прогрессивные матрицы» Дж. Равенатест невербального творческого мышления Ф. Вильямса [145]- тест вербального творческого мышления Е. Е. Туник (модификация тестов Дж. Гилфорда) [146]- опросник М.Ш. Магомед-Эминова «Измерение мотивации достижения» (модификация теста А. Мехрабиана) — анкета выявления тенденций когнитивной обработки ситуации успеха/неуспеха Дорманна — Хинтча [177]- опросник Р. Кеттелла 16PF (версия «С») [48].

Использованы методы, математической обработки результатов: критерий Фишера ф (угловое преобразование), коэффициент ранговой корреляции.

Спирмена — Г.

Диссертационное исследование проводилось с 2003 г. по 2007 г.:

1 этап (2003;2004) — организационный. Разработан план исследования, осуществлен теоретический анализ литературы по проблемеопределена диагностическая: программа по выявлению общей умственной одарённости и исследованию особенностей социальной компетентности одарённой личности. Организовано психологическое просвещение психологов образования в форме семинаров, групповых и индивидуальных консультаций по проблемам г одарённости. Создана творческая группа, позже преобразованная в научно-практическую лабораторию «Потенциал» (рук. Г. Л. Парфёнова).

2 этап (2004;2006) — основной. Осуществлена идентификация личностей с феноменом общей умственной одарённостиисследована их социальная компетентность. Проведена математическая обработка эмпирических данныхпроанализированы трудности в развитии социальной компетентностиапробировано содержание социально-психологического тренинга, направленноI го на. развитие социальной компетентности одарённой личности. Осуществлена подготовка практических психологов образования по внедрению тренинга.

3 этап (2006;2007) — обобщающий. Получены и проанализированы данные, свидетельствующие о положительной динамике показателей социальной компетентности одарённых личностей. Внесены коррективы в программу тренинга. По итогам исследования проведены семинары для педагогов и психологов образования г. Барнаула и Алтайского края.

Базой эмпирического исследования явились: Барнаульский государственный педагогический университет (БГПУ), МОУ СОШ №№ 3, 63, 93, 122, 125- учреждения дополнительного образования (Центр детского творчества № 2- Центр развития творчества детей и юношества Ленинского района) г. Барнаула. Всего в качестве респондентов в исследовании выступили 220' студентов 5-го курса и 40 магистрантов БГПУ, 390 учащихся 9−11 классов.

Научная новизна исследования:

— впервые определены составляющие когнитивного, аффективного и волевого компонентов социальной компетентности одарённой личности;

— выявлены психологические особенности социальной компетентности одарённых личностей разного пола по показателям: эмоциональная стабильность — нестабильность, низкая — — высокая нормативность поведенияробость — смелостьжесткость — чувствительностьдоверчивость — подозрительностьспокойствие — тревожностьрасслабленность — напряженность;

— показаны особенности социальной компетентности взрослой личности с общей умственной одарённостью по сравнению с содержанием социальной компетентности старшеклассников с общей умственной одаренностью по показателям: мотивация достижения успеха, спокойствие — тревожность, расслабленностьнапряженность;

— установлены различия в содержании компонентов социальной компетентности: а) между одарёнными женщинами и одарёнными девушками по показателям: способность к самоконтролюрасслабленность — напряженностьб) между одарёнными мужчинами' и одарёнными юношами по показателям: спокойствие — тревожностьнормативность поведенияробость — смелостьподчиненность — доминантностьпрямолинейность — дипломатичность;

— показана специфика социальной компетентности внутри группы одарённых старшеклассников: а) у личностей с актуальной и потенциальной одарённостью по показателю конформизм — нонконформизмб) у одарённых девушек и одарённых юношей по показателям: жесткость — чувствительностьнизкий — высокий самоконтроль;

— выявлены психологические проблемы социальной компетентности одарённой личности, определены условия по решению этих прпоблем.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что:

— определены составляющие когнитивного, аффективного и волевого компонентов социальнойкомпетентности, которые могут служить теоретическим основанием последующих эмпирических исследований социальной компетентности личности;

— уточнение содержания составляющих волевого, когнитивного и аффективного компонентов социальной компетентности одарённой личности дополняет представленияоб особенностях и проблемах становления социальной компетентности одарённой личности;

— выделенные теоретические положения ^ явились обоснованием для разработки содержание программы развития, социальной компетентности одарённой личности и могут служить теоретической основой для последующих разработок программ и пособий по проблематике социальной компетентности личности.

Практическая значимость исследования состоит в возможности использования его результатов в практике общего среднего и высшего профессионального образованияв центрах психологического консультирования и диагностикив кризисных психологических центрах, а именно:

— в предложенной системе методов для выявления одарённости личности и исследования её- социальной компетентности;

— в обосновании, разработке и внедрении в деятельность практических психологов образования программы социально-психологического тренинга, направленной на преодоление социальной некомпетентности личности;

— в популяризации знаний о психологических особенностях социальной компетентности одарённых личностей с целью сохранения и реализации феномена их одарённости;

— в эмпирическом выявлении специфики социальной компетентности личности с общей умственной одарённостью, в том числе тендерной.

Все это позволяет на новом уровне организовать как консультационно-профилактическую, диагностическую, коррекционную деятельность психолога по поддержке и сопровождению одарённой личности и значимого для неё- окружения, так и процесс профессиональной подготовки студентов вуза в рамках спецкурсов, семинаров, научно-исследовательской работы по проблемам социальной компетентности и одарённости личности.

Положения, выносимые на защиту:

1. Психологическими составляющими, характеризующими волевой, аффективный, когнитивный компоненты социальной компетентности личности с общей умственной одарённостью, являются следующие: а) волевые: самостоятельность, уверенность, настойчивость в достижении цели, ответственность, направленность на сотрудничество, на делонезависимость в поведениисклонность к риску, смелость, способность к, совместной деятельности, к принятию решения, в том числе совместногодостаточный самоконтроль, уравновешенность, успешность в организаторской деятельностиосознанный выбор поведения, способность понимать социальные отношенияб) аффективные: тенденция к эмоциональному лидерству, стрессоустой-чивость, эмоциональная восприимчивостьинтерес к людям, в то же время настороженность в выражении чувств, хладнокровиеспособность к уходу от внутреннего конфликта и направленность на преодоление неудачв) когнитивные: преобладание когнитивных тенденций, связывающих ситуацию успеха / неуспеха с внутренними ресурсами человека — его способностями и мерой приложенных усилий.

Данные психологические характеристики социальной компетентности личности с общей умственной одарённостью способствуют её- самореализации.

2. Психологические компоненты социальной компетентности имеют специфику в зависимости от пола одарённых личностей. Более высокий уровень социальной компетентности свойственен одарённым мужчинам по показателям: эмоциональная устойчивость, ориентированность на реальность и социальные контакты, толерантность к фрустрации, уверенность, практичность, готовность к риску, к самостоятельным решениям, к преодолению неудач. Более высокий уровень социальной компетентности свойственен одарённым женщинам по показателям: мотивированность и настойчивость в достижении цели, ответственность, способность к эмпатии, открытость, терпимость, чувство долга в отношении социальных норм и правил.

3. Социальная компетентность взрослой одарённой личности по сравнению с социальной компетентностью одарённых старшеклассников не имеет специфики по показателям: а) когнитивным: тенденции понимания-ситуации успеха /неуспехаб) волевым: подчиненность — доминантностьнормативность поведенияробость — смелостьдоверчивость — подозрительностьконформизмнонконформизмнизкий самоконтроль — высокий самоконтрольв) аффективным: замкнутость — общительность, эмоциональная стабильность — нестабильность, сдержанность — экспрессивность, жесткость-чувствительность, прямолинейность — дипломатичность;

4. Специфика социальной компетентности по ряду показателей свойственна следующим группам одарённых личностей:

— одарённые личности (выборка взрослых) и одарённые старшеклассники (по показателям: мотивация достижения успеха, спокойствие — тревожностьрасслабленность — напряженность);

— одарённые мужчины и одарённые юноши (по показателям: спокойствие — тревожность, подчинённость — доминантность, робость — смелость, прямолинейность — дипломатичность, нормативность поведения);

— одарённые женщины и одарённые девушки (расслабленность — напряжённость, высокий — низкий самоконтроль);

— старшеклассники, одарённые в разных областях наук (по показателям: прямолинейность-дипломатичность, эмоциональная стабильность, жесткостьчувствительность, сдержанность — экспрессивность);

— одарённые девушки — одарённые юноши (по показателям: жесткость — чувствительность, низкий — высокий самоконтроль, доверчивость — подозрительность);

— старшеклассники с актуальной одарённостью — с потенциальной одарённостью (по показателю: конформизм — нонконформизм).

5. Проблемами социальной компетентности, препятствующими развитию и самореализации одарённой личности, являются следующие: а) по волевому компоненту: подверженность влиянию обстоятельств, желаниям, неумение контролировать собственное поведение, пренебрежение чувством долга и социальными нормами, неорганизованностьб) по аффективному компоненту: склонность к недовольству собой, фрустрации, неврастеническим состояниямраздражительность, низкая толерантность к людям, событиям, обособленность.

6. Проблемы социальной компетентности отличаются у одарённых личностей разного пола, возраста, с разным видом и степенью проявления одарённости. Эффективным условием становления социальной компетентности одарённой личности является тренинг, направленный на развитие аффективно-волевой, мотивационно-смысловой, коммуникативной и когнитивной сфер личности, её- творческих способностей.

Достоверность полученных результатов и обоснование выводов обеспечены исходными методологическими подходамииспользованием комплекса теоретических и эмпирических методов, адекватных предмету и задачам исследованияпроведением исследования в обоснованных, учитываемых и контролируемых условияхрепрезентативностью выборкипоэтапной проверкой результатов исследования, количественным и качественным анализом и контролем экспериментальных данных.

Апробация и внедрение результатов исследования проводилась на пяти всероссийских конференциях в 2004 — 2006 гг. (Барнаул). На базе научно-практической лаборатории «Потенциал» (рук. Г. Л. Парфёнова) осуществляется: диагностика одарённости и социальной компетентности личностипсихологическое просвещение и внедрение в практику знаний о психологических особенностях социальной компетентности одарённой личности с целью сохранения и реализации её- потенциала (консультации, тренинги для психологов, педагогов, родителей, школьников) — организация и проведение семинаров с психологами и педагогами школ, воспитателями и психологами ДОУ, УДО, руководителями научных работ школьников движения «Шаг в будущее" — руководителями движения «Лидер» (Союз детских и подростковых организаций Алтайского края). Организован первый городской конкурс для одарённых младших школьников «Я — исследователь" — осуществляется психологическое сопровождение одарённых участников конкурсов, олимпиад. Программа «Путь к самому себе» внедрена в деятельность школ №№ 3, 63, 93, 122, 125 г. Барнаула. С 2004/2005 учебного года в Барнаульском государственном педагогическом университете введён курс «Особенности психического развития одарённой личности», который осуществляется при подготовке специалистов психолого-педагогического профиля.

Объём и структура диссертации: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы (181 наименование, в том числе 7 на иностранном языке), приложений. Объём основного текста диссертации — 178 страниц. В работе содержится 9 таблиц-и 1 рисунок. Приложения включают рисунки, рабочие таблицы, данные о математической обработке результатов, качественное описание данных, не вошедших в основной текст диссертации, психологические зарисовки поведения одарённых личностей, содержание и варианты заданий тренинга и др.

Выводы по второй главе.

В результате эмпирического исследования:

1. Выявлены психологические характеристики социальной компетентности, присущие одарённой личности: а) волевые: самостоятельность, уверенность, настойчивость в достижении цели, ответственность, направленность на сотрудничество, на делоосторожность, независимость в поведениисклонность к риску, смелость, способность к принятию решения, в том числе, совместногодостаточный самоконтроль, уравновешенность, успешность в организаторской деятельностиосознанный выбор линии поведения, способность вести совместную деятельность, понимать социальные отношенияб) аффективные: тенденция к эмоциональному лидерству, стрессоустой-чивость, эмоциональная восприимчивостьинтерес к людям, в то же время настороженность в выражении чувств, хладнокровиеготовность к уходу от внутреннего конфликта и направленность на преодоление неудачв) когнитивные: преобладание тенденции, связывающей ситуацию «успеха/неуспеха» с внутренними ресурсами человека: феномен успеха — со способностями, приложенными усилиямифеномен неуспеха — с недостатком деятельности и стараний.

2. Выявлены психологические особенности социальной компетентности одарённых личностей в зависимости от пола респондентов:

— одарённые мужчины более эмоционально устойчивы, зрелы, ориентированы на реальность, толерантны к фрустрации, активны в социальных контактах. Они смелее, предприимчивее, рассудочнее, увереннее, практичнее, готовы к риску и самостоятельным решениям, сотрудничеству в незнакомых обстоятельствахгибки. Выше их готовность справляться с неудачами, однако, они более расслабленны, апатичны на пути к целичаще рассматривают успех как удачунеуспех — как результат отсутствия способностей;

— одарённые женщины более ответственны, мотивированны и настойчивы в достижении целичувствительны, склонны к эмпатииоткрыты, терпимы, конформныбольше рассчитывают на свои способностипроявляют чувство долга перед социальными нормами и правиламиих эмоции богаче. Они менее уверенныболее ранимы, напряженны, раздражительны, фрустированны, подвержены самобичеванию, невротическим состояниям, настроениючаще испытывают чувство собственной незначительности.

3. Не выявлена специфика социальной компетентности у одарённых личностей (взрослая выборка) и одарённых старшеклассников по параметрам:

— волевым: подчиненность — доминантностьнормативность — поведенияробость — смелостьдоверчивость — подозрительностьконформизм — нонконформизмнизкий самоконтроль — высокий самоконтрольаффективным: замкнутость — общительность, эмоциональная стабильность — нестабильность, сдержанность — экспрессивность, жесткостьчувствительность, прямолинейность — дипломатичность;

— когнитивному: тенденции понимания ситуации успеха /неуспеха.

4. Выявлена специфика социальной компетентности у одарённых личностей (взрослая выборка) и одарённых старшеклассников: а) в целом по сравниваемым группам:

— у одарённых личностей взрослой выборки мотивация достижения успеха доминирует над мотивацией избеганиянеудачиони более собранны, смелы, энергичны, уверенны, хладнокровныреже раскаиваютсяв то же время более фрустированны и напряжённы;

— одарённые старшеклассники более подвержены настроению, самобичеванию, депрессиямболее расслаблены, апатичныу них мотивация избегания неудачи доминирует над мотивацией достижения успехаб) при сопоставлении показателей одарённых мужчин — одарённых юношей:

— одарённые мужчины смелее, предприимчивее, готовы к риску, сотрудничествуболее независимы, настойчивы, откровенны, способны принимать решения. Их уверенность во внутренних ресурсах и способностях в достижении успеха — выше;

— одарённые юноши более организованны, ответственны в отношении общепринятых норм и правилосторожнее в трудной ситуации, проницательнее. В то же время больше подвержены настроению, депрессиям, самообвинениюсоциально пассивнее, уступчивее, зависимеесклонны выходить из равновесияв) при сопоставлении показателей одарённых женщин — одарённых девушек:

— одарённые женщины энергичнее, собраннее, мотивированы на деятельность, достижение, лучше контролируют эмоции, поведение. Они же более напряжённычаще объясняют неуспех внешними обстоятельствами;

— одарённые девушки менее дисциплинированны И' мотивированны на достижениесамоконтроль их поведения нижеболее зависимы от настроения, желаний, расслаблены. В-большей степени связывают успех с усилиями.

5. Выявлена специфика социальной1 компетентности^ внутри группы одарённых старшеклассников: а) при*сравнении одарённых девушек — одарённых юношей:

— одарённые старшеклассницы более зависимы от настроения и желаний, чувствительны, терпимы, чаще испытывают чувство незначительности. У них слабее самоконтроль, богаче эмоциональные переживанияпреобладает тенденция рассматривать неуспех как следствие недостаточных усилий;

— одарённые юноши более рассудочны, самоуверенны, гибки в суждениях, практичны, целенаправленны, умеют контролировать эмоции и поведениепроявляют сильную волю. Они осторожнее, автономнее, эгоцентричнееболее настороженны и независимы в социумечаще проявляют тенденцию оправдывать неуспех сложными внешними обстоятельствами, недостатком средств, поддержки, понимания со стороны социумаб) при сравнении старшеклассников, одарённых в разных областях наук:

— старшеклассники с одарённостью в области гуманитарных наук более чувствительны, эмоционально неустойчивы, утомляемы, склонны к фрустрации. В общении более жизнерадостны, импульсивны, динамичнывыше их эмпатия. Однако они проявляют беспечность и безрассудность в выборе социальных партнеров, реже проявляют умение анализировать их мотивы;

— старшеклассники с одарённостью в области точных/ естественных наук более самоуверенны, практичны, расчетливы, гибки в сужденияхвыдержанны, проницательны, осторожны, способны найти выход из сложной ситуации. Они эмоционально устойчивееориентированны на реальность, в выборе социальных партнёров, обеспокоены и озабочены будущимболее пессимистичны в восприятии действительностив) при сравнении показателей старшеклассников с актуальной одарённостью — с потенциальной одарённостью:

— потенциально одарённые более независимы, самостоятельны, стремятся настаивать и чаще ориентируются лишь на собственные решения;

— актуально одарённые проявляют ориентацию на социальное одобрение, социально необходимый уровень конформизматенденцию объяснять неуспех недостатком внутренних возможностейони требовательнее, критичнее к себе.

6. Одарённым личностям присущи проблемы социальной компетентности: а) по волевому компоненту: подверженность влияниюобстоятельствпотворство желаниям, пренебрежение чувством долга и социальными нормаминеумение контролировать поведение, неорганизованностьб) по аффективному компоненту: низкая мотивацияранимость, неуверенность, склонность к недовольству собой, к фрустрации, неврастеническим состояниямскрытность, обособленностьраздражительность, переменчивость в настроении и интересах, неудовлетворенность жизненной ситуацией. Низкая толерантность к людям, событиям, ригидность нервной системытрудности в установлении межличностных контактовв) в зависимости от пола: многим одарённым девушкам присуще чувство собственной незначительностинеуверенность, ранимость, подверженность самобичеванию, невротическим состояниям. У многих одарённых юношей диагностируется расслабленность, излишняя удовлетворенность обстоятельствами.

7. Выявлены специфичные проблемы социальной компетентности одарённых старшеклассников по компонентам: а) волевому: чрезмерная зависимость от мнений и требований окружающих, недостаточная самостоятельностьнапористость, граничащая с конфликтностью, своенравием, агрессивностьюпроблемы социализации и изолированности на фоне обособленности, независимостисоциальная пассивностьтрудность принятия решения в социальном взаимодействиипроявление нонконформизма как независимости и противопоставления, что ведет к социальному неприятию, межличностным конфликтам, неумению работать в команде, сотрудничать, договариваться, представлять свои идеиб) аффективному: беспокойство, высокая чувствительность к одобрению окружающихтрудность в контроле эмоцийотсутствие готовности к преодолению стрессов, эмоциональная? неустойчивостьстремление работать изолированно от социумачерствость и жесткость по отношению к окружающим, что приводит к проблемам в социально-психологических отношенияхв) когнитивному: низкая социальная проницательность, неумение анализировать мотивы партнера по общению и деятельноститенденция перекладывать ответственность за неуспех на внешние обстоятельства.

8. Программа тренинга «Путь к самому себе», направленная на развитие мотивационно-смысловой, аффективно-волевой, коммуникативной, творческой и когнитивной сфер личности, явилась эффективным условием становления социальной компетентности одарённой личности. После внедрения программы выявлены положительные тенденции потаким характеристикам социальной компетентности: коммуникативные навыки и эмоциональный фонсоциально-психологического взаимодействия, способность воспринимать и понимать другую личность, социальная активность и приспособляемость, мотивация, чувство уверенностиспособность гибко реагировать на возникающие социальные задачи и выбирать эффективное для себя и социально приемлемое решение.

Заключение

.

Анализ научной литературы по проблеме исследования подтвердил её- актуальность, которая обусловлена существующим противоречием между необходимостью повышения уровня социальной компетентности одарённой личности и недостаточной исследованностью психологических особенностей социальной компетентности и психологических условий становления социальной компетентности одарённой личности как компонента психологической культуры и внутреннего ресурса самореализации.

Одарённый человек уникален, но живёт и творит он в обществе, с которым связан тысячами социальных контактов. Личность может состояться только в социуме, поэтому она должна уметь жить в нём, сохраняя и развивая свой потенциал. Важна активизация внутренних ресурсов личности, которые бы помогали эффективно организовать, не только творческую деятельность, одарённого человека, но и его социальные отношения и взаимодействия. Исследование убеждает, что^таким внутренним ресурсом является социальная, компетентность.

Теоретический анализ психологических компонентов социальной компетентности и проблем развития одарённости личности позволил определить психологические составляющие социальной компетентности, актуальные для эмпирического исследования.

В1 процессе психологической диагностики определено содержание когнитивного, волевого, аффективного компонентов социальной компетентности взрослой одарённой личности. Полученные на данном этапе исследования характеристики социальной компетентности показали, что их содержание позволяет реализовать внутренний потенциал одарённой личности.

Выявленные особенности этих же компонентов социальной компетентности в группах одарённых личностей, дифференцированных по полу (женщины — мужчины), возрасту (взрослые — старшеклассники), степени проявления одарённости (её- актуального и потенциального уровня), виду одарённости (в области точных/естественных или гуманитарных наук) подтверждают существование специфики социальной компетентности у личностей с общей умственной одаренностью. Это доказывает вторую и третью гипотезы нашего исследования.

Анализ психологических проблем социальной компетентности одарённой личности позволил разработать и внедрить в психологическую практику социально-психологический тренинг, возможности которого как психологического условия развития социальной компетентности одарённой личности подтверждены положительными результатами контрольного этапа исследования.

Результаты, исследования позволяют сделать следующие выводы:

1. Социальная компетентность — системное многокомпонентное образование личности, включающее психологические составляющие. Социальная компетентность как механизм активизации внутренних резервов^ личности, фактор эффективного социального поведения, отношений и взаимодействий имеет большое значение в реализации одарённости. Развитие, одарённости — процесс изменения самой личности, её- внутренних ресурсов, в том числе социальной компетентности как* одной из сторон психологической компетентности и культуры личности.

2. Выявленные психологические характеристики социальной компетентности взрослой одарённой личности в целом способствуют процессу развития и реализации одарённости. В то же время ряд компонентов социальной компетентности одарённых старшеклассников недостаточно сформирован и препятствует реализации одарённости.

3. Содержание когнитивного, аффективного^ волевого компонентов социальной компетентности взрослой личности с общей умственной одарённостью имеет специфику по отношению к этим же компонентам социальной компетентности личности старшеклассников с общей умственной одарённостью. Содержание когнитивного, аффективного, волевого компонентов социальной компетентности имеет специфику в зависимости от пола одарённых респондентовот степени проявления одарённости (актуального или потенциального уровня) — от проявления одарённости в разных областях наук.

4. Социально-психологический тренинг, ориентированный на развитие когнитивной, мотивационно-смысловой, коммуникативной, аффективно-волевой сфер личности, её- творческих способностей является условием развития социальной компетентности, так как он учитывает трудности в становлении когнитивного, волевого, аффективного компонентов социальной компетентности одарённой личности.

Таким образом, имеются основания утверждать, что задачи исследования решены, а его гипотезы подтверждены. Цель, поставленная в диссертации, достигнута благодаря теоретическому и эмпирическому исследованию проблемы социальной компетентности одарённой личности, её- психологических компонентов, показателей развития, достигаемых в условиях стихийного становления социальной компетентности и в условиях специально организованной деятельности по её- развитию.

Вместе с тем, существует ряд проблем, требующих дальнейшего исследования. Мы подтвердили существование специфики психологических составляющих и условий развития социальной компетентности на примере личности с общей умственной одарённостью. Необходимы новые исследования психологических особенностей социальной компетентности других групп одарённых личностей, отличающихся по возрасту, видам одарённостиодарённых личностей, проживающих в небольших населённых пунктах, в детских домах и специальных интернатах. Научный и практический интерес представляют исследования социальной компетентности как фактора психологического здоровья одарённой личности. Существует проблема разработки модели и создания специальных психолого-социальномедикопедагогических центров городского, регионального и других уровней, целью которых была бы разносторонняя социально-психологическая поддержка одарённой личности в кризисные жизненные периоды. С решением этих и других проблем связаны перспективы дальнейшего исследования социальной компетентности.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , Г. С. Возрастная психология : учебное пос. / Г. С. Абрамова. М.: Академия, 1999.-633 с.
  2. Абульханова-Славская, К. А. Стратегия жизни / К.А. Абульханова-Славская. -М.: Мысль, 1991.-301 с.
  3. , О.В. Ключевые компетенции как цель и результат современного образования / О.А. Акулова>// Академические чтения. Теория и практика модернизации образования. СПб., 2002. — С. 15−19.
  4. Ананьев- Б. Г. Человек как предмет познания / Б. Г. Ананьев. JI.: Изд-во Ленинградского университета, 1968. — 340 с.
  5. Ананьевские чтения. Образование и психология: Тезисы научно-практической конференции / под. общ. ред. А. А. Крылова, В. А. Якунина. СПб.: Изд-во СПб. ун-та, 2001. — 600 с.
  6. , Г. М. Психология социального познания : учебное пос. / Г. М. Андреева. М.: Аспект Пресс, 2000. — 288 с.
  7. Аристотель. Сочинения: в 4 т. / Аристотель. — АН СССР. — М.: Мысль, 1975.-Т.1.-126 с.
  8. , А.С. Глобальный кризис и личность / А. С. Арсеньев. // Мир психологии и психология в мире. 1994. — № 9. — С. 4 — 26.
  9. , Ю.С. Мотивация акмеологической компетентности управленцев : дис.. канд. психол. наук. Москва, 2002. — 139 с.
  10. Асмолов, А.Г. XXI век: психология в век психологии / А. Г. Асмолов // Вопросы психологии. — 1999. № 1. — С. 3 — 12.
  11. , А.Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека / А. Г. Асмолов. М.: Смысл: Академия, 2007. 526 с.
  12. , В.Ф. История античной философии / В. Ф. Асмус. Mi: Высш. шк., 1965.-320 с.
  13. Бабаева, Ю. Д, Динамическая теория одарённости // Основные современные концепции творчества и одарённости / под ред. Д. Б. Богоявленской: М.:
  14. Молодая гвардия, 1997. С. 275−294.
  15. Бабаева, Ю: Д. Роль эмоционально-личностных факторов в диагностике и развитии одарённости детей и подростков / Ю. Д. Бабаева // Одарённый ребенок. 2004. — № 5. — С. 30 — 46.
  16. Бабаева- Ю. Д. Одарённый, ребенок за компьютером / Ю: Д. Бабаева, А. Е. Войскунский. М.: Сфера- 2000. — 98 с.
  17. , В.И. Болонские реформы: некоторые уроки Европы / В-И. Байденко // Высшее образование сегодня. — 2004. № 2.
  18. , В.И. Компетенции в профессиональном-образовании (к освоению компетентностного подхода) // Высшее образование в России. 2004: № 11.
  19. , С.С. Формирование социальной компетентности студента в процессе обучения* иностранному языку в вузе экономического профиля: дис.. канд. пед. наук. — Казань, 2001. — 149 с.
  20. , Г. Э. Социальная? компетентность личности // Сознание личности-в кризисном обществе / под ред. А. А. Абульхановой-Славской, А. В: Брушлинского, М-:И. Воловиковой: М.: Институт психологии РАН, 1995.-С. 42- 45.
  21. , Л.И. Социально-психологическая компетентность как профессиональная характеристика руководителя : автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 1994. — 24'с.
  22. , П.П. Избранные педагогические и психологические произведения / П. П. Блонский. М.: Педагогика, 1979. — Т.2. — 314 с.
  23. , Д.Б. Психология творческих способностей : учеб. пос. для вузов. М.: ИЦ Академия, 2002. — 320 с.
  24. , Д.Б. Федеральная программа «Одаренные дети» в действии / Д. Б. Богоявленская // Одаренный ребенок. 2002. — № 4. — G.52 — 58.
  25. , Д.Б. Одаренность и проблемы ее идентификации / Д. Б. Богоявленская, М. Е. Богоявленская // Психологическая наука и образование. 2000. — № 4. — С. 5 — 13.
  26. , М.Е. Природа «проблем» одаренных / Д. Б. Богоявленская //
  27. Одарённый ребенок. 2004. — № 4. — С. 74−83.
  28. , А.А. О психологическом понимании Я человека / А. А. Бодалев // Мир психологии. 2002. — № 2. — С. 12 — 17.
  29. , А.А. Как становятся великими и выдающимися? / А. А. Бодалев, JI.A. Рудкевич -М.: Изд-во Института психотерапии, 2003. — 287 с.28'. Большой толковый психологический словарь / Артур Ребер. Penguin. Т. Г (А-О). М: Вече — ACT, 2000. — 592 с.
  30. , А.В. Субъект: мышление, учение, воображение. — М.: Ин-т практ. психологии- Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. 186 с.
  31. , Е. Компетентность или беспомощность? / Е. Вахромов // Школьный психолог. 2001. — № 47. — С. 42 — 46.
  32. , Е.С. О физических факторах интеллекта / Е. С. Виноградов // Вопросы психологии. 1989. — № 6. — С. 108 — 114.
  33. , JI.C. Психология / JT.G. Выготский. М.: Изд-во ЭКСМО-ПРЕСС, 2000. — 1008 с.
  34. , О.С. Воспитание: цели, средства- перспективы / О.С. Fазман // Новое педагогическое мышление. Mi, 1989: — С. 221 — 237.
  35. , Ю.З. Внимание: одарённые дети. М.: Знание, 1991. — 80 с.
  36. , Г. А. Творчески одарённая личность: проблемы и методы исследования: уч. пос. / Г. А. Глотова. Екатеринбург: Уральский государственный университет, 1992.
  37. , В.И. Характеристика Я-концепции и предпочтение стратегий совладающего поведения / В. И. Голованевская // Вестник московского университета. Сер. 14. Психология. 2003. — № 4. — С. 30−36.
  38. , Э.А. Способности и индивидуальность — М.: Прометей, 1993. — 198 с.
  39. , В.В. Проблемы развивающего обучения : учебное пос. / В. В. Давыдов. М.: Академия, 2004. — 283 с.
  40. , О.И. Развитие конфликтологической компетентности руководителей: дис.. канд. психол. наук. Москва, 2001. — 168 с.
  41. Дружинин, В-Н. Психология общих способностей / В. Н. Дружинин. — СПб.: Питер Ком, 1999.-368 с.
  42. , Ю.И. Теория формирования- и практика совершенствования коммуникативной компетентности / IO.H. Емельянов. М.: 1995. — 234 с.
  43. Загвязинский, В. И: Методология и методы психолого-педагогогического исследования-: учебное пос. / В. И. Загвязинский, Р. Атаханов. — М.: Академия, 2001. 207 с.
  44. , Э.Ф. Саморегулируемое учение как психолого-дидактическая технология формирования? компетенции у обучаемых // Психологическая? наука и образование. 2004: — № 3. С. 5 -11.
  45. , Ф. Застенчивость : пер. с англ. — М.: Педагогика, 1991. — 208 с.
  46. , Н.И. Диагностика И' развитие одарённости школьников- (психология- диагностика^ развитие) Барнаул: Изд-во БГПУ, 2004. — 290 с.
  47. , Н.В. Формирование социальной компетентности как механизм укрепления психического здоровья- подрастающего поколения/ Н. В. Калинина // Психологич. наука и образование, 2001. № 4. — С. 16 — 21.
  48. , А.Н. Многофакторная личностная методика Р. Кеттелла / А. Н. Капустина СПб.: «Речь», 2001, — 112 с.
  49. , Е.А. Взаимосвязь социального интеллекта и коммуникативнойкомпетентности: личности: дисс. .канд. психол. наук. Барнаул, 2004: 218 с.
  50. , О.Н. Проблема одарённости, гениальности- таланта'- в философии- / О. Н- Климченко // Одарённый ребенок. 2003: — № 1. -С. 25−36.
  51. Климов, Е. А". Введение в, психологию труда: учебник для вузов / Е. А. Климов. -М.: МТУ, 1998. 199 с.
  52. Коблянская, Е. В1 Психологические аспекты социальной компетентности: дис.. канд. психол. наук. СПб., 1995. — 210 с.
  53. , Н.И. От конспекта к диссертации: учебное пособие по развитию навыков письменной речи / Н. И. Колесникова. — М.: Наука, 2002. -288 с.
  54. , JI.C. Генезис и диагностика психологической культуры младших школьников / JI.C. Колмогорова. Барнаул: БГПУ, 1999. — 256 с.
  55. Колмогорова- JI.C. Диагностика психологической' культуры школьников.: практ. пос. / Л. С. Колмогорова. М. — ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002. — 360 с.
  56. , С.Н. Формирование социальной компетентности студентов вуза : дис.. канд. пед. наук. Ставрополь, 2006. — 178 с.
  57. Краткая философская- энциклопедия / сост.: Е. Ф. Губский, Г. В. Кораблева, В. А. Лутченко. М.: АО «Прогресс», 1994. — 576 с. •
  58. Креативный- ребенок: диагностика и развитие творческих способностей / сост.: Т. А. Барышева, В. А. Шекалов. Ростов н/Д: Феникс, 2004. — 416 с.
  59. , В.А. Психология математических способностей школьников / В. А. Крутецкий. М.: Просвещение, 1968. — 432 с.
  60. , Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. — М.: Просвещение, 1990, — 162 с.
  61. Кузьмина, Н'.Е. Личностные особенности художественно — одарённых учащихся / Ананьевские чтения. Образование и психология: тезисы научно-практической конференции / под. общ: ред. А. А. Крылова, В. А'.Якунина. -СПб.: Изд-во СПб. ун-та, 2001. С. 327 329:
  62. , А.В. Три мифа про детскую одарённость / А. В: Кулемзина // Одарённый ребенок. 2002. — № 4. — С. 6 — 11.
  63. , Э. Одарённость требует мужества: психологическое сопровождение одарённого ребенка / Э. Ландау, пер. с нем. А.П. Голубева- науч. ред. рус. текста Н. М. Назарова. М.: ИЦ «Академия», 2002. — 144 с.
  64. , Л.И. Экспериментальное изучение интеллектуальной одарённости / Л. И. Ларионова // Одарённый ребенок. — 2005. № 5-.— С. 65 — 68.
  65. , Н.С. Возрастная одарённость и индивидуальные различия: избранные труды / Н1С. Лейтес. М.: Изд-во МПСИ- Воронеж: Изд-во НПО"МОДЭК", 2003. — 464 с.
  66. , А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. М.: Политиздат, 1975. 304 с.
  67. , Ж.А. Нейропсихологические исследования одарённости / Ж. А. Лукьянчикова // Одарённый ребенок. 2004. — № 4. — С. 100 — 101.
  68. Мадди, Сальваторе Р- Теории личности, сравнительный анализ /С.Рг Мадди, пер. с англ. — СПб.: Издательство «Речь», 2002. — 539 с.
  69. , А.К. Психология труда учителя / А. К. Маркова. М.:: Знание, 1993. -290 с.72: Марцинковская, Т. Д. История психологии: учеб. пос. / Т. Д. Марцинковская. -М.: ИЦ Академия, 2001. 544 с.
  70. , А. Новые рубежи человеческой природы / А. Маслоу- под. ред. Г. А. Балла- М.: Смысл, 1999. — 424 с.
  71. , А.М. Загадки одарённости: проблемы практической диагностики / А. М. Матюшкин. М.: Школа — Пресс, 1993. — 130 с.
  72. , A.M. Концепция творческой одарённости / A.M. Матюшкин // Вопросы психологии. 1989. — № 6. — С. 29 — 33.
  73. Мелик-Пашаев, А. А. Некоторые проблемы художественной одарённости / А.А. Мелик-Пашаев // Одарённый ребенок. — 2003. № 5. — С. 6 — 11.
  74. , Г. Гениями не рожаются: общество и способности человека
  75. Г. Мелхорн, Х-Г. Мелхорн: кн. для учителя: пер. с нем. — М.: Просвещение, 1989. — 160 с.
  76. , Ю. Социальная компетентность как цель психотерапии: проблемы образа Я в ситуации социального перелома / Ю. Мель // Вопросы психологии. — 1995. № 5. — С. 61 — 68.
  77. , В.Д. Психология девиантного поведения / (Типы отклоняющегося поведения на базе суперспособностей) / В. Д. Менделевич. -М.: МЕД пресс, 2001. 427 с.
  78. Миллер- А. Драма одарённого ребенка и поиск собственного Я / А. Миллер: пер. с нем. — М.: Академический Проект, 2003. — 112 с.
  79. , В.А. Проблемы психологии творчества и разработка подхода к изучению одарённости / В. А. Моляко // Вопросы психологии. — 1994. № 5. -С. 86−95.
  80. , О.И. Психология самопознания личности: прак. пос. / О. И. Мотков. -М., Наука, 1993.-96 с.
  81. , JI.B. Социально-психологическая диагностика / JI.B. Мургулец. -ЛГУ, 1988.-С. 42−58.
  82. , В.Б. Оптимизация развития аутопсихологической компетентности государственных служащих: дис.. канд. психол. наук: Москва. — 2001. — 236 с.
  83. , В.Д. Избранные психологические труды / под ред. Б.Ф. Ломова- М.: Педагогика, 1990. 405 с.
  84. Новая философская энциклопедия / Руководитель проекта B.C. Степин: в 4 т. Т. 3, 4. М.: Мысль: Ин-т философии РАН, 2001. — 460 с.
  85. , Н.Н. Психологические и психофизиологические корреляты одарённости / Н. Н. Носков, В. Г. Васильев, В'.Н. Кожевников, Я. В. Варлаков // Одарённый ребенок. 2006. № 1. С. 35 — 44.
  86. Одарённые дети: Пер. с англ. / Общ. ред. Г. В. Бурменской и В. М. Слуцкого.- М.: Прогресс, 1991. 376 с.
  87. , М.А. Я целый мир: программа развития личности подростков июношества: учеб.- метод, пособие / М. А. Одинцова. — М.: Изд-во Института психотерапии, 2004. — 208 с.
  88. , А.И. Проблемы одарённых детей / А. И. Ознобихин // Школа. — 2004. № 2 /59: — С. 6Ф- 67.
  89. , И.М. Исследование социальной компетентности больных шизофренией-в процессе психотерапии : дис. канд. психол. наук. СПб., 2004. 205 с.
  90. Опыт работы" с одарёнными детьми в современной России: Матер. Всероссийской научно практ: конференции. Москва, 2003 / научн. ред. Л. П. Дуганова.-М., 2003. — 384 с.
  91. , А.Б. Психология личности и сущности человека: парадигмы, проекции, практики: уч. пос. / А.Б. Орлов- Ml: Академия, 2002. — 271 с.
  92. , В.И. Преемственность, компетентность и образовательная среда // Проблемы профильного обучения в контексте непрерывного1 образования: матер: науч.- практ. конференции / под общ. ред. С. В. Ивановой. Самара, 2002.-С. 130- 134. г
  93. , Г. Л. Готовность будущего педагога к работе с одарёнными детьми. / Г. Л. Парфёнова // Становление профессиональной культуры будущего педагога: Материалы науч.-практ. конфер. Барнаул: БГПУ, 2005.-С. 194−202.
  94. , Г. Л. Исследование мотивационного компонента социальной компетентности старшеклассников с общей умственной одарённостью / Г. Л. Парфёнова // Вестник БГПУ: Психолого-пед. науки. 2006. Вып. 6. — С. 32 -40.
  95. , Г. Л. Одарённые девочки: психолого-педагогическое сопровождение / Г. Л. Парфёнова // Начальная школа. 2007. — № 6. -С. 28−32.
  96. , Г. Л. Проблема развития социальной компетентности одарённых школьников // Психодидактика высшего и среднего образования: Материалы научно-практ. конфер. Барнаул: БГПУ, 2006. — С. 302 — 305.
  97. , Г. Л. Путь к самому себе. Программа развития социальной компетентности личности одарённых старшеклассников: учебно-мет. пос. / Г. Л. Парфёнова. Барнаул: БГПУ, 2007. — 232 с.
  98. , Л. А. Компетентность в общении: социально-психологический тренинг / Л. А. Петровская.— М.: МГУ, 1989: 216 с.
  99. , Я.А. Психология творения: избранные психологические труды / Я. А. Пономарёв. М.: Изд-во МПСИ- Воронеж: НПО «МОДЭК», 1999.-475 с.
  100. , КВ. Психолого-педагогическая компетентность учителя какусловие повышения педагогической культуры : дис.канд. пед. наук. —
  101. Ростов на Дону. — 1996. — 221 с.109: Попова, Л.В. IX Всемирная конференцияшо одарённым и талантливым детям // Вопросы психологии 1991. — № 6. — G. 173 — 175.
  102. Практическая психология образования: учебное пос. / под ред. И. В. Дубровиной. М.: ТЦ «Сфера», 1997.- 526 с.
  103. Практический интеллект / Р. Дж. Стернберг, Дж. Б- Форсайт и др. -СПб.: Питер, 2002. 272 с. 1121 Программа для' одарённых школьников и молодёжи «Будущее Алтая»: 7 сборник / сост: Н. М. Чумакова, Барнаул: АКЦиТР. — Сентябрь 2004.
  104. Равен- Дж. Компетентность в современном- обществе: выявление, развитие и реализация: пер. с англ. М., 2002. — 380 с.
  105. Развитие и диагностика- способностей- / Отв. ред. В. Н- Дружинин, В. Д: Шадриков. М.: Наука, 1991. — 181 с.
  106. , С.С. Развитие социальной компетентности студентов на* основе проектного обучения в вузе: дисканд. пед. наук. — СПб., 2003: — 169 с.
  107. , Д., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. В 4 т. Т. 1,2. СПб.: Петрополис, 1994. 318 с.
  108. , Дж. С. Что такое обогащенное образование? / Дж. Рензулли, С. Райе. // Одарённый ребенок. 2005. — № 5. — С. 22 — 35.
  109. , В.Г. Уверенность в себе: этический аспект / В. Г. Ромек // Журнал практического психолога. — 1999. № 9. — С. 14 — 17.
  110. , Г. И. Психологические профили. Методика / Г. И. Россолимо. СПб., 1910.
  111. , Н.А. Психологические* условия развития социальной компетентности в юношеском возрасте: дис.. канд. психол. наук. — Москва. 2002. — 185 с.
  112. , C.JI. Основы общей психологии: в 2 т. Т. 2. — М.: Педагогика, 1989: 328 с.
  113. , П. Культура" и интеллект: кросскультурное ' изучение имплицитных теорий интеллекта / П. Ружгис // Вопросы, психологии: — 1994.-№ 1.-С. 142−146. — •
  114. , А.И. Концепция социального интеллекта / А. И. Савенков // Одарённый ребенок. 2006. — № 1. — С. 6 — 18.
  115. , А.И. Одарённые дети в детском саду и школе: уч. пос./ А. И. Савенков -М: ИЦ «Академия», 2000. 232 с.
  116. , А.И. Одарённый ребенок дома и в школе / А. И. Савенков. — Екатеринбург: У-Фактория, 2004. 272 с.
  117. , А.И. Новые тенденции в исследованиях психологии одарённости и творчества / А. И. Савенков // Современные технологии высшего профессионального образования: сб. статей. — М., 2006 — С. 81— 87.
  118. , А.И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению: уч. пос. М.: «Ось-89», 2006. — 480 с.
  119. , В.В. Психологическая культура в образовании человека: монография / В. В. Семикин СПб.: «Союз», 2002. — 155 с.
  120. , Е.В. Тренинг коммуникативной компетентности / Е. В: Сидоренко: СПб.: Речь, 2003. — с. 208.
  121. Е.В. Методы математической обработки в психологии / Е. В. Сидоренко. СПб.: Речь, 2004. — 350 с.
  122. , Н.Ю. Личностно-ориентированный воспитательный процесс и развитие одарённости : метод, пос. / Н. Ю. Синягина, Е. Г. Чирковская / под ред. А. А. Деркача, И. В: Калиш. М.: Вузовская-книга, 2001. — 131 с.
  123. , В.А. Психолого-педагогическое образование и становление субъектного потенциала’личности учителя / В: А. Сластёнин // Современные технологии высшего профессионального образования: Сб. стат. М, 2006. — С. 4 — 11.
  124. Социальная психология: учеб. пос. / А. Н. Сухов, А. А. Бодалев и др.- / под ред. А. Н. Сухова, А. А. Деркача. М.: ИЦ «Академия», 2001. — 600 с.
  125. , Л. А. Развитие аутопсихологической компетентности государственных служащих : дис.. доктора психол. наук. Москва, 2003. — 565 с.
  126. Стратегия модернизации содержания общего образования. Материалы для разработки документов по обновлению общего образования. М., 2001.
  127. , В.А. Человек неповторим // Избранные произведения. — Киев, 1960.-Т.5.-326 с.
  128. , С.С. Педагогическая1 экспертиза как фактор совершенствования*, профессиональной компетентности учителя : дис.. канд. пед. наук. СПб., 1997. — 229 с.
  129. , Ю.Г. Компетентность в структуре модели качества подготовки специалиста / Ю. Г. Татур // Высшее образование сегодня. 2004. — № 3. — С. 20−26.
  130. , Б.М. Способности и одарённость // Избранные труды: в 2 т. -М.: Педагогика, 1985. Т. 1. — 312 с.
  131. , К. А. Современные исследования проблемы креативности в зарубежной психологии / К. А. Торшина // Вопросы психологии. 1998. -№ 4.-С. 123−132.
  132. , Е.Е. Модифицированные креативные тесты Вильямса / Е. Е. Туник. СПб.: Речь, 2003. — 96 с.
  133. Е.Е. Природа и диагностика творческих способностей / мет. реком. Барнаул, БГПУ. — 1997. — 34 с.
  134. , Ю.А. Половозрастная^ идентичность, как опосредующий фактор становления социальной компетентности подростка : дис.. канд. психол. наук. — Красноярск, 1998. — Г46 с.
  135. , В.Н. Человек в концепции современного научного познания: / уч. пос. Барнаул: БГПУ, 1997. — 380 с.
  136. Философский словарь / под ред. И. Т. Фроловой. М:: Политиздат, 1991.-560 с.
  137. , Дж. Обзор современных представлений о развитии способностей // Основные современные концепции творчества, одарённости. / под ред. Д. Б. Богоявленской. М:: Молодая гвардия, 1997. — С. 371—399.
  138. Фролов, Ю. В: Компетентностная модель, как основа оценки качества подготовки специалистов / Ю. В. Фролов, — Д. А. Махотин // Высшее образование сегодня. 2004. — № 8.
  139. , К.А. Диагностика и развитие одарённых детей и подростков // Основные современные концепции творчества и одарённости / под ред. Д. Б. Богоявленской. М.: Молодая гвардия, 1997. — С. 243 — 264:
  140. , М.А. Психологические механизмы интеллектуальной одарённости / М. А. Холодная // Вопросы психологии. 1993. — № 1. -С. 32−39.
  141. , М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования / М. А. Холодная. Спб.: Питер, 2002. — 264! с:
  142. , Т.В. Одарённый ребенок нуждается, в . дискомфорте / Т. В. Хромова, B.C. Юркевич // Лицейское- гимназическое образование. -1999.-№−6.-С. 68−71.
  143. , Л. Теории личности: основные положения, исследования иприменения / JI. Хьелл, Д. Зиглер: — СПб.: Питер, 2007. 607 с.
  144. , А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования / А. В: Хуторской // Народное образование. 2003. — № 2. — С. 58 — 64.
  145. , В.В. Формирование социальной компетентности сельских школьников : дис.. канд. пед. наук. Великий Новгород, 2002. — 155 с.
  146. , В.Э. Одарённость: дар или испытание / В. Э: Чудновский, B.C. Юркевич. -М.: Знание, 1990. 77 с.
  147. , В.Д. Новая модель специалиста: инновационная подготовка и компетентностный*подход // Высшее образование сегодня. — 2004. № 8.
  148. , В.Д. Деятельность и способности человека / В. Д. Шадриков. -М.: Логос, 1994.-317 с.
  149. , С.Е. Компетентностный подход к образованию: прихоть или необходимость / С. Е. Шишов, И. Г. Агапов // Стандарты и мониторинг в образовании. 2002. — №>¾. — С. 58 — 62.
  150. , С.Е. Компетентностный подход к образованию как необходимость / С. Е. Шишов, И. Г. Агапов // Мир образования образование в мире.-2001.-№−4.
  151. , В. Одарённость детей и подростков и методы её- исследования / В. Штерн.-М., 1926.
  152. , В. Умственная одарённость: психологические методы испытания умственной, одарённости в их применении к детям школьного возраста / под ред. В. А. Лукова. СПб.: Союз, 1997. — 128 с.
  153. , Н.Б. Междисциплинарный подход к обучению одарённых детей / Н. Б. Шумакова // Вопросы психологии. 1996. — № 3. — С. 34 — 43*.
  154. , Н.Б. Обучение и развитие одарённых детей / Н. Б: Шумакова. М.: Изд-во МПСИ- Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2004. — 336 с.
  155. , Е.И. Психологическая диагностика одарённости школьников: проблемы, методы, результаты исследований и практики / Е. И. Щебланова. -М: МПСИ- Воронеж: НПО «МОДЭК», 2004. 368 с.
  156. , Е.И. Особенности когнитивного и личностного развития одарённых старшеклассников / Е. И. Щебланова // Вопросы психологии. — 1999. -№ 6. -С. 94−111.
  157. , Н.П. Исследование творческой одарённости с использованием тестов П. Торренса // Вопросы психологии. — 1991. № 1.
  158. , В.М. Проблема школ для одарённых / В. М. Экземплярский. — М.- Л., 1927.
  159. Яковлева, Е. Л: Психология развития творческого потенциала. — М.: МПСИ: Флинта, 1997. 224 с.173: Яковлева, Е. Л. Эмоциональные механизмы личностного и творческого развития / Е. Л. Яковлева // Вопросы психологии. — 1997. № 4. — С. 20 — 27.
  160. . М.Г. История психологии. От античности до середины XX века: уч. пос. /M.F. Ярошевский. М.: Академия, 1997. — 416 с.
  161. Обучение одарённых: представления: Gifted education: The* evidence: Education- Section Annual1 Conference of the British Psychological Society, Greenwich ., 6−7 Nov. 1999 / Freeman I. // Proc. Brit. Psychol. Soc. -2001. 9- № 1.- P. 3.-Англ.].
  162. Cattell R.B., Eber H.W., Tatsuoka M.M. Handbook of the sixteen personality factor questionnaire (16PF) Compaign Illinois, 1970.
  163. Hinsch R., Pfingsten U. Gruppentraining sozialer Kompetenzen. GSK. Praxismaterial, 4. Auflage. BELIZPVU, Weinheim, 2002.
  164. Duden Schulerduden Psychologie. Mannheim, 2002.
  165. F.A. Brockhaus GmbH, Leipzig Mannheim 2001.
  166. Oxford Advanced Eearners Dictionary of Current English. Oxford University Press, 1982.
  167. Hutmacher Walo. Key competencies for Europe//Report of the Symposium Berne, Switzerland 27−30 March, 1996. Council for Cultural Co-operation (CDCC) a //Secondary Education for Europe Strsburg, 1997.
Заполнить форму текущей работой