Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Профессионально-этические основы работы в групповом режиме

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Психологическая помощь клиенту, оказываемая в групповом режиме, используется с целью решения как личностных, так и межличностных проблем. В группе человек, открыто обсуждая свои проблемы, получая социальную поддержку ее участников, а также оказывая ее другим людям, имеет возможность приобрести социальные навыки общения и взаимодействия, повысить уровень своей жизнеспособности, социальной… Читать ещё >

Профессионально-этические основы работы в групповом режиме (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В результате освоения данной гемы студент должен:

знать

  • • идеологию и технологию групповой работы, общие этические принципы групповой работы;
  • • этические требования к построению программы групповой работы и выбору техник и упражнений;
  • • особенности различных видов групповой работы;

уметь

  • • использовать правила общения в группе для эффективного взаимодействия ее участников;
  • • выявлять в процессе групповой работы затруднения участников группы и своевременно на них реагировать;

владеть

  • • групповой динамикой и технологией управления группой;
  • • технологией ввода участников группы в работу и завершения групповой работы с учетом этических требований к данному виду деятельности.

Виды групповой работы с клиентом. Групповая динамика

Я убежден, что никто не может «спасти» своего ближнего, сделав за него выбор. Все, чем может помочь один человек другому — это раскрыть перед ним правдиво и с любовью, но без сантиментов и иллюзий, существование альтернативы.

Эрих Фромм

Психологическая помощь клиенту, оказываемая в групповом режиме, используется с целью решения как личностных, так и межличностных проблем. В группе человек, открыто обсуждая свои проблемы, получая социальную поддержку ее участников, а также оказывая ее другим людям, имеет возможность приобрести социальные навыки общения и взаимодействия, повысить уровень своей жизнеспособности, социальной активности, уверенности, социально-психологической компетентности и т. д.

В психологической практике существует различные виды групповой работы с клиентом, целями которых являются решение проблем жизнедеятельности, поиск жизненных ресурсов, новых конструктивных стимулов и вариантов поведения (табл. 10.1).

Таблица 10.1

Виды групповой работы с клиентом[1]

Виды групповой работы.

Характеристика и цели групповой работы.

Групповая терапия.

Совместная деятельность пациентов с целью их активизации, преодоления неконструктивной фиксации на болезненных состояниях, активное вовлечение пациентов в лечебный процесс, расширение круга интересов и сферы контактов, развитие коммуникативных навыков.

Групповая психотерапия.

Психотерапевтический метод, специфика которого заключается в целенаправленном использовании групповой динамики, т. е. всей совокупности взаимоотношений и взаимодействий, возникающих между участниками группы, включая группового психотерапевта. Цели и задачи определяются теоретической ориентацией и психотерапевтическими подходами (психоаналитическим, бихевиоральным, когнитивным и т. д.).

Группы встреч.

Ориентированы на оказание содействия росту личности. Члены группы в процессе общения свободно выражают свои чувства и принимают чувства других, сфокусированы на поиске аутентичности[2] и открытости во взаимоотношениях с окружающими.

Марафон как краткосрочная форма групповой психотерапии (от 24 до 48 ч).

Проводится изолированно и одноразово с целью тренинга или активизации самопознания либо включается в цикл обычных групповых занятий дтя решения тактических тренинговых или терапевтических задач.

Социально-психологический тренинг.

Область практической психологии, ориентированная на использование активных методов групповой психологической работы с целью развития компетентности в общении.

Т-групны (от англ, training group — группа тренинга).

Группа, создаваемая для воздействия в системе межличностных отношений иа ее членов с целью развития у них социально-психологической компетентности.

Следует остановиться на различии групповой терапии и групповой психотерапии. Как отмечает Б. Д. Карвасарский[3], понятие «групповая терапия» в современной литературе используется в трех значениях:

  • 1) как совместная деятельность участников группы с целью активизации их жизненных ресурсов и возможностей в лечебных целях. Это трудотерапия, музыкотерапия, арттерапия, куклотерапия, танцевально-двигательная терапия, «клубы бывших пациентов» и др.;
  • 2) психотерапия, использующая отдельные психотерапевтические методы, такие как гипноз, аутогенная тренировка, разъяснение, убеждение и т. п. Психотерапевт занимает такую же позицию, как и в индивидуальной психотерапии, выступая основным инструментом психотерапевтического воздействия. Практически единственным групповым феноменом, который учитывается в данном случае, является групповая индукция.

Индукция (от лат. induction — выведение) — движение знания от единичных утверждений к общим положениям.

3) вид групповой психотерапии. Однако большинство авторов различают эти два понятия, рассматривая в качестве групповой психотерапии лишь процесс, основанный на групповой динамике, где основным инструментом психотерапевтического воздействия является психотерапевтическая группа.

Техники и упражнения групповой психотерапии вполне может использовать психолог, однако это должен быть специалист, получивший диплом клинического психолога или прошедшего серьезную и глубокую подготовку в рамках курсов переподготовки (560 ч), а также супервизию под руководством квалифицированного специалиста.

Несмотря на то что можно выделить ряд преимуществ групповой работы, таких как поддержка и понимание не только со стороны ведущего группы, но и самой группы; ощущение заботы других людей, признательность и благодарность; идентификация себя с другими и использование устойчивых эмоциональных связей при осознании собственных переживаний и чувств; индивидуальный и совместный поиск ресурсов и возможностей в решении жизненных проблем; приобретение навыков взаимодействия, уверенного поведения и т. п., некоторые проблемы все же стоит рассматривать только в индивидуальной работе со специалистом. Кроме этого, не все клиенты могут работать в группе по разным причинам — в связи с психологическими особенностями, невосприятием группового пространства, нежеланием выносить свои проблемы на обсуждение группы, неверием в данную форму психологической помощи и т. п. Можно также выделить недостатки групповой работы: зависимость человека от группы и желание постоянного участия в ней; ожидание от социального окружения (семьи, коллег, друзей) отклика на его «новое поведение», сформированное в группе (социально-психологическом тренинге) и разочарование в случае неполучения подтверждения изменений в способах поведения, эмоционального реагирования; желание увидеть быстрый эффект от приобретенных в группе новых стилей поведения, ценностей, установок, конструктивности мышления и выражения чувств и т. п., что в жизненной практике не происходит мгновенно — это может привести к фрустрации и дезадаптации личности.

Здесь и далее мы будем рассматривать групповую психотерапию и социально-психологический тренинг как виды профессиональной деятельности психолога, имеющего специальную психологическую подготовку в вузе, прошедшего курсы повышения квалификации и переподготовки, супервизорские сессии, принявшего личное участие в названных видах профессиональной психологической помощи людям и подчиняющего свою деятельность этическим требованиям и нормам.

Для понимания этических основ работы в групповом режиме — групповой психотерапии и социально-психологическом тренинге — чрезвычайно важно знание групповых процессов, главным среди которых является групповая динамика. Данное понятие ввел в психологическую практику Курт Левин. Результатом его работы над проблемой групповой динамики и социального взаимодействия стала разработка теории динамической психологии. К. Левин понимал групповую динамику как дисциплину, исследующую положительные и отрицательные силы, которые действуют в группе. Совокупность внутригрупповых социально-психологических процессов и явлений, характеризующую весь цикл жизнедеятельности малой группы и ее этапы: образование, функционирование, развитие, стагнация, регрессия и распад[4].

Станислав Кратохвил рассматривает групповую динамику как развитие и движение группы во времени, обусловленное взаимодействием и взаимоотношениями членов группы между собой и ведущим, а также внешними воздействиями на группу[5].

Применительно к групповой психологической работе в характеристике групповой динамики принято выделять пять элементов: 1) цели группы; 2) нормы группы; 3) сплоченность группы; 4) структура группы и проблема лидерства; 5) фаза или стадия развития группы (рис. 10.1).

При разработке программы групповой психотерапии или социальнопсихологического тренинга важно не пропустить ни один из названых элементов, более того, постараться увидеть возможные трудности в работе группы. Работа над групповой динамикой должна проводиться с учетом этических принципов: активности, уважения, диалогизации взаимодействия, обратной связи и др., о которых мы будем говорить в следующих параграфах.

Несмотря на то что каждый из элементов групповой динамики способствует эффективной групповой работе, необходимо особенно выделить такой феномен, как групповая сплоченность.

Если в индивидуальной работе значимым является взаимодействие в диаде «психолог-консультант (психотерапевт) — клиент», то в групповой работе — сплоченность группы.

Групповую сплоченность понимают как показатель устойчивости группы, основанной на доверительных прочных межличностных отношениях и совпадении интересов ее участников.

Характеристика групповой динамики.

Рис. 10.1. Характеристика групповой динамики.

Другим феноменом, который важно учитывать в работе с группой, является групповая напряженность. Она связана с внутренним напряжением и тревогой участников группы. Причинами групповой напряженности могут быть неприятие других участников, проявление агрессии, конфликты и т. п. Если групповая напряженность носит ярко выраженный характер, длительна по времени и не компенсируется групповой сплоченностью, то это может привести к негативным явлениям, вплоть до распада группы. Поэтому психологу-консультанту, психотерапевту необходимо поддерживать баланс между групповой сплоченностью и групповой напряженностью. Чаще всего групповая напряженность должна использоваться на первых стадиях развития группы, с целью ее приведения к самостоятельному и конструктивному поведению. Однако многие психологи предпочитают на разных стадиях работы группы усиливать то групповую сплоченность, то групповую напряженность.

  • [1] Таблица составлена по: Карвасарский В. Д. Психотерапевтическая энциклопедия. СПб.:Питер Ком, 1998; Головин С. Ю. Словарь психолога-практика. Минск: Харвест, 2001; Психология: словарь / под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. М.: Политиздат, 1990.
  • [2] Аутентичность — способность человека к отказу от предлагаемых социальных ролейи проявления настоящих, свойственных только данной личности, мыслей, эмоций и поведения (К. Роджерс).
  • [3] Карвасарский В. Д. Психотерапевтическая энциклопедия.
  • [4] Левин К. Динамическая психология: Избранные труды. М.: Смысл, 2001.
  • [5] Кратохвил С. Групповая психотерапия неврозов. Варшава, 1986.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой