Резюме.
Психология управления персоналом
Обучение персонала — углубление как специализации, так и универсализации, создание условий для максимальной самоорганизации сотрудников. В процессе развития управления как науки использовались разные подходы к пониманию того, что есть управление. Адаптация, развитие культуры организации — задание ценностей, формирование правил и норм, символизация. Отбор способных работников, стимулирование… Читать ещё >
Резюме. Психология управления персоналом (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
- 1. В процессе развития управления как науки использовались разные подходы к пониманию того, что есть управление.
- 2. Управленческий подход детерминировал взгляд на человека, его место в организации и оптимальные рычаги воздействия. Так, метафора организации как машины сформировала взгляд на человека как на деталь, винтик в механизме, по отношению к которому возможно использование человеческих ресурсов.
- 3. Органический подход к управлению породил две основные метафоры. Первая — организация как личность, где каждый человек — самостоятельный субъект, обладающий собственными целями, ценностями, представлениями о правилах поведения. По отношению к такому активному субъекту — партнеру организации в достижении ее целей — возможно лишь управление путем постановки согласованных с ним целей. А для этого надо хорошо представлять себе специфику потребностей, основную ориентацию человека. Вторая метафора — мозг — сложный организм, включающий различные подструктуры, соединенные разноплановыми линиями — коммуникации, управления, контроля, взаимодействия. По отношению к такой сложной системе можно говорить лишь об управлении ресурсами, направленном на оптимальное использование имеющегося потенциала в процессе достижения поставленных целей.
- 4. В рамках гуманистического подхода была предложена метафора организации как культуры, а человека — как развивающегося в рамках определенной культурной традиции существа. Реализовывать функцию управления персоналом по отношению к такому сотруднику возможно только в рамках подхода — управления человеком, не только самостоятельным, активным существом, но и придерживающимся определенных ценностей, правил, принятых норм поведения.
- 5. Корпоративный подход к управлению персоналом, как и сама корпоративная культура, является комплексом допущений, предложений о том, что является целесообразным (полезным) для организации в области работы с персоналом. Такой свод правил создается внутри каждой организации в процессе длительных проб и ошибок, и часто предопределяется прошлым опытом, установками собственников и топ-менеджеров организации. Анализ комплекса действий в отношении персонала дает возможность реконструировать основополагающие предложения о той метафоре организации, которая лежит в основе представлений и предопределяет подход к управлению персоналом конкретной организации. Такой анализ даст возможность, не выходя за рамки корпоративной культуры, сделать управление персоналом более эффективным и адекватным особенностями менеджмента организации в целом. Сравнительная оценка подходов к управлению представлена в табл. 2.7.
Таблица 2.7
Сравнительная оценка подходов к управлению
Подход | Мета фора | Концепция управления персоналом | Основные задачи управления персоналом |
Экономиче ский | Меха низм | Использование человеческих ресурсов | Отбор способных работников, стимулирование, нормирование труда |
Органиче ский | Лич ность | Управление персоналом | Изучение специфики потребностей, разработка различных программ, ориентированных на разные уровни потребностей (физиологический, потребность в безопасности, в общении, в получении профессионального признания, в самореализации) |
Мозг | Управление человеческими ресурсами | Обучение персонала — углубление как специализации, так и универсализации, создание условий для максимальной самоорганизации сотрудников | |
Гуманисти ческий | Куль тура | Управление человеком | Адаптация, развитие культуры организации — задание ценностей, формирование правил и норм, символизация |