Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Метафоричность мышления. 
Психология детской одаренности

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Способность к прогнозированию свойственна не только одаренным, но и всем людям. Известный психолог А. В. Брушлинский писал, что человек, решая мыслительную задачу, тем самым хотя бы в минимальной степени предвосхищает искомое будущее решение. У одаренных это качество выражено настолько ярко, что их способность к предвосхищению распространяется не только на процесс решения учебных задач, но и на… Читать ещё >

Метафоричность мышления. Психология детской одаренности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Метафоричность мышления — еще один индикатор одаренности. Легкость ассоциирования проявляется не только в умении находить простые и сложные аналогии, а затем на их основе создавать нечто принципиально новое. У гуманитариев эта способность чаще проявляется в метафоричности мышления. Метафора (от греческого metaphora — перенесение) — это оборот речи, заключающий скрытое уподобление, образное сближение слов на основе их переносного значения.

Аристотель считал метафоричность признаком гения. Он был убежден, что человек, способный находить соответствие между двумя различными сферами существования и связывать их между собой, особо одарен.

Способность к прогнозированию

Одаренным детям и взрослым в значительно большей степени, чем их сверстникам, свойственны способности к прогнозированию, предвосхищению. К сожалению, для большинства людей характерен так называемый презентизм мышления — они не могут представить себе будущее и прошлое качественно отличными от настоящего.

В психологии способность к прогнозированию рассматривается обычно в нескольких смысловых аспектах:

  • — как способность мышления представлять способы решения проблем до того, как они реально будут решены;
  • — как интуиция;
  • — как способность представить себе возможный результат действия до его осуществления;
  • — как способность организма подготовиться к реакции на какое либо событие до наступления события;
  • — как опережающее отражение.

Способность к прогнозированию свойственна не только одаренным, но и всем людям. Известный психолог А. В. Брушлинский писал, что человек, решая мыслительную задачу, тем самым хотя бы в минимальной степени предвосхищает искомое будущее решение. У одаренных это качество выражено настолько ярко, что их способность к предвосхищению распространяется не только на процесс решения учебных задач, но и на самые разные проявления реальной жизни: от прогнозирования последствий элементарных событий до прогнозов развития социальных явлений.

Способность к прогнозированию в значительной степени зависит от степени развития описанных выше характеристик ребенка, таких как склонность к задачам дивергентного типа, гибкость мышления, легкость генерирования идей, легкость ассоциирования. Интегральный характер данного личностного свойства позволяет считать его одним из основных признаков одаренности.

Выдающимися специалистами по научным прогнозам всегда были и считались писатели-фантасты. Жюля Верна, предсказавшего в своих произведениях многие открытия будущего, его современники ученые считали не только писателем, но и своим коллегой — ученым. Он же предсказал многое из того, свидетелями чего мы стали. Верным оказалось и его утверждение о том, что скоро наука будет обгонять фантазии писателей.

Выдающийся русский химик Дмитрий Иванович Менделеев называл Жюля Верна научным гением. Французский инженер Лебер считал Ж. Верна соавтором своей подводной лодки с двойным дном (как у «Наутилуса»). В 1903 году, когда другая подводная лодка, «Проектор», совершила переход из Бриджпорта в Нью-Йорк, ее создатель, американский конструктор

С. Лейк, направил Ж. Верну поздравительную телеграмму, как соавтору. Известный русский исследователь и конструктор К. Э. Циолковский говорил о том, что он долго смотрел на ракету с точки зрения «увеселений и маленьких применений». Сделать серьезные вычисления его побудили книги Ж. Верна.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой