Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Основные направления в психологии

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Основоположником отечественной научной психологии считается И. М. Сеченов (1829—1905). В его книге «Рефлексы головного мозга» (1863) основные психологические процессы получают физиологическую трактовку. Экспериментальное направление в психологии с использованием объективных методов исследования развивал В. М. Бехтерев (1857— 1927). Усилия И. II. Павлова (1849— 1936) были направлены на изучение… Читать ещё >

Основные направления в психологии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

История развития психологического знания

  • 1. Первые представления о психике были связаны с анимизмом (от лат. «анима» — дух, душа) — древнейшими взглядами, согласно которым у всего, что существует на свете, есть душа. Душа понималась как независимая от дела сущность, управляющая всеми живыми и неживыми предметами.
  • 2. Позднее, в философских учениях древности затрагивались психологические аспекты, которые решались в плане идеализма либо материализма. Так, материалистические философы древности Демокрит, Лукреций, Эпикур понимали душу человека как разновидность материи, как телесное образование, образуемое из шаровидных, мелких и наиболее подвижных атомов.
  • 3. Согласно древнегреческому философу-идеалисту Платону (427— 347 гг. до н.э.) душа — это что-то божественное, отличающееся отдела, и душа есть образ и истечение мировой души. По своему божественному происхождению душа призвана управлять телом, направлять жизнь человека. Тело раздираемо различными желаниями и страстями, оно заботится о пропитании, подвержено болезням, страхам, соблазнам. Душевные явления подразделяются Платоном на разум, мужество (в современном понимании — воля) и вожделение (мотивация). Душа обитает в теле человека и направляет его на протяжении всей его жизни, а после смерти покидает его и вступает в божественный «мир идей». Поскольку душа — самое высокое, что есть в человеке, он должен заботиться о ее здоровье в большей степени, чем о телесном.
  • 4. Великий философ Аристотель в трактате «О душе» выделил психологию как своеобразную область знания и впервые выдвинул идею неразделимости души и живого тела. Душа, по мнению философа, бестелесна, она есть форма живого тела, причина и цель всех его жизненных функций. Душа, или «психе», — это двигатель, позволяющий живому существу реализовать себя. Главная функция души, по Аристотелю, — реализация биологического существования организма. Душа проявляется в различных способностях к деятельности: питающей, чувствующей, разумной. Высшие способности возникают из низших и на их основе. Первичная познавательная способность человека — ощущение, оно принимает формы чувственно воспринимаемых предметов без их материи, подобно тому как «воск принимает оттиск печати без железа». Ощущения оставляют след в виде представлений-образов тех предметов, которые прежде действовали на органы чувств. Аристотель показал, что эти образы соединяются в трех направлениях: по сходству, смежности и контрасту, тем самым указав основные виды связей-ассоциаций психических явлений.
  • 5. Для Средневековья характерно усиление церковного влияния на все стороны жизни общества, утвердилось представление, что душа является божественным, сверхъестественным началом и потому изучение душевной жизни должно быть подчинено задачам богословия. Величайшие таинства души доступны лишь в религиозном (мистическом) опыте.
  • 6. С XVII в. начинается новая эпоха в развитии психологического знания. Психология стала развиваться как наука о сознании. Способность думать, чувствовать назвали сознанием. Р. Декарт (1596 — 1650) приходит к выводу о различии души человека и его тела: «Тело по своей природе всегда делимо, тогда как дух неделим». Однако душа способна производить в теле движения. Декартовский дуализм исходит из тела, действующего механически, и управляющей им «разумной души», локализованной в головном мозге. Понятие «душа» стало превращаться в понятие «разум», а позднее — в понятие «сознание». Знаменитая декартовская фраза «Я мыслю — значит существую» стала основой постулата, согласно которому первое, что человек обнаруживает в себе, — это его собственное сознание. Основная задача психологии состоит в том, чтобы подвергнуть анализу состояния и содержание сознания.
  • 7. Немецкий философ Г. Лейбниц (1646−1716), отвергнув установленное Р. Декартом равенство психики и сознания, ввел понятие бессознательной психики. В душе человека непрерывно идет скрытая работа психических сил — бесчисленных «малых перцепций» (восприятий). Из них возникают сознательные желания и страсти.
  • 8. Термин «эмпирическая психология» введен немецким философом XVIII в. X. Вольфом для обозначения направления в психологической науке, основной принцип которого состоит в наблюдении за конкретными психическими явлениями, их классификации и установлении проверяемой на опыте закономерной связи между ними. Английский философ Дж. Локк (1632—1704) рассматривает душу человека как пассивную, но способную к восприятию среду, сравнивая ее с чистой доской, на которой ничего нс написано. Под воздействием чувственных впечатлений душа человека, пробуждаясь, наполняется простыми идеями, начинает мыслить, т.с. образовывать сложные идеи. Так психология стала изучать, каким образом по ассоциации идей человек осознает окружающий мир. Деятельность ума, мышления познается с помощью рефлексии. Рефлексия — по Дж. Локку — это «наблюдение, которому ум подвергает свою деятельность», направленность внимания человека на деятельность собственной души, когда он размышляет над самим собой, познает свои душевные переживания и состояния. Этот метод интроспекции становится важным средством изучения умственной деятельности и сознания людей.
  • 9. Выделение психологии в самостоятельную науку произошло в 60-х гг.
XIXв. В 1879 г. в Лейпциге В. Вундт открыл первую в мире экспериментальную психологическую лабораторию. Вскоре, в 1885 г., В. М. Бехтерев организовал подобную лабораторию в России. В. Вундтом сознание было разбито на психические структуры, простейшие элементы: ощущения, образы и чувства. «Психология — это наука о структурах сознания» — данное направление назвали «структуралистский подход». В поле сознания выделяется особенно ясная и отчетливая область — «поле внимания», «фокус сознания». За пределами ее находится область, содержания которой неотчетливы, смутны, нерасчлененны — это «периферия сознания». Содержания сознания, заполняющие обе описанные области сознания, находятся в непрерывном движении. Простейшими элементами сознания В. Вундт объявил отдельные впечатления, или ощущения, которые являются объективными элементами сознания. Есть еще и субъективные элементы сознания, или чувства: удовольствие—неудовольствие, возбуждение—успокоение, напряжениеразрядка. Из комбинации субъективных элементов образуются все чувства человека.

Но идея разложения психики на простейшие элементы оказалась ложной, невозможно было собрать из простых элементов сложные состояния сознания. Поэтому к 20-м гг. XX в. этот метод в психологии сознания практически перестал существовать.

  • 10. Функционалистский подход. Американский психолог У. Джеймс предложил изучать функции сознания и его роль в выживании человека. Он выдвинул гипотезу, что роль сознания заключается в том, чтобы дать человеку возможность приспособиться к различным ситуациям, либо повторяя уже выработанные формы поведения, либо изменяя их в зависимости от обстоятельств, либо осваивая новые действия, если того требует ситуация. «Психология — это наука о функциях сознания», согласно функционалистам.
  • 11. Основоположником отечественной научной психологии считается И. М. Сеченов (1829—1905). В его книге «Рефлексы головного мозга» (1863) основные психологические процессы получают физиологическую трактовку. Экспериментальное направление в психологии с использованием объективных методов исследования развивал В. М. Бехтерев (1857— 1927). Усилия И. II. Павлова (1849— 1936) были направлены на изучение условно-рефлекторных связей в деятельности организма. Его работы плодотворно повлияли на понимание физиологических основ психической деятельности.
  • 12. «Гештальтпсихология» возникла в Германии благодаря усилиям Т. Вертгеймера, В. Келера и К. Левина, выдвинувших программу изучения психики с точки зрения целостных структур (гештальтов). Гештальтпсихология выступила против ассоциативной психологии В. Вундта, трактовавшей сложные психические феномены в качестве выстроенных из простых по законам ассоциации.

Гештальт (от нем. Gestalt — «форма») — построение сложного психического образа, происходящего в инсайте — особом психическом акте мгновенного схватывания отношений (структуры) в воспринимаемом поле. Заслуги гештальтпеихологии состоят в разработке понятия психологического образа, в утверждении системного подхода к психическим явлениям.

13. Представители когнитивной психологии У. Найссер, А. Пайвио

и др. отводят в поведении субъекта решающую роль знаниям (от лат. cognito — знание). Для них центральным становится вопрос об организации знания в памяти субъекта, о соотношении вербальных (словесных) и образных компонентов в процессах запоминания и мышления.

14. Гуманистическая (экзистенциальная) психология и ее виднейшие представители Г. Оллпорт, Г. А. Мюррей, Г. Мэрфи, К. Роджерс, А. Маслоу предметом психологических исследований считают здоровую творческую личность человека.

Целью такой личности является самоосуществление, самоактуализация, рост конструктивного начала человеческого «Я». Человек открыт миру, наделен потенциями к непрерывному развитию и самореализации. Любовь, творчество, рост, высшие ценности, смысл — именно эти и близкие им понятия характеризуют базисные потребности человека.

15. Интерактивная психология рассматривает человека как существо, главной характеристикой которого является общение, взаимодействие между людьми. Цель психологии — изучать законы взаимодействия, общения, взаимоотношений, конфликтов (Э. Берн).

Кратко рассмотрев историю становления психологии, более подробно проанализируем основные направления, концепции и теории психологии, такие как:

  • • бихевиоризм;
  • • психоанализ;
  • • когнитивная психология;
  • • гуманистическая психология;
  • • трансперсональная психология.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой