Личностная обусловленность развития коммуникативной компетентности у студентов — будущих специалистов по социальной работе
Диссертация
Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и результаты проведенного исследования обсуждались на методологических семинарах на кафедре социальной работы, психологии и педагогики высшего образования КубГУ в течение 2005;2007 гг., а также на международных научных конференциях «Проблемы развития образования и социального партнерства» (Краснодар, 2006), «Педагогика… Читать ещё >
Содержание
- 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЛИЧНОСТНОЙ ОБУСЛОВЛЕННОСТИ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У СТУДЕНТОВ
- 1. 1. Компетентностный подход в процессе образования в высшей школе
- 1. 1. 1. Сущность компетентностного подхода в образовании и определение понятия «компетентность»
- 1. 1. 2. Виды и структура компетентности
- 1. 1. 3. Соотношение понятий «компетентность», «готовность к деятельности», «профессионализм» и «мастерство»
- 1. 2. Развитие коммуникативной компетентности как процесс и результат образования
- 1. 3. Развитие коммуникативной компетентности у студентов — будущих специалистов по социальной работе
- 1. 3. 1. Профессиональная компетентность специалиста по социальной работе
- 1. 3. 2. Особенности коммуникативной компетентности специалиста по социальной работе
- 1. 3. 3. Эмпатийность, интернальность и рефлексивность как свойства личности, определяющие успешность профессиональной деятельности специалиста по социальной работе
- 1. 1. Компетентностный подход в процессе образования в высшей школе
- 2. 1. Методы и процедура исследования. Характеристика выборочной совокупности
- 2. 2. Влияние развития свойств личности на развитие коммуникативной компетентности у студентов — будущих специалистов по социальной работе (констатирующий эксперимент)
- 2. 2. 1. Общая характеристика констатирующего эксперимента
- 2. 2. 2. Сравнительный анализ данных между группами с высоким и низким уровнями проявления компетентного типа поведения в общении
- 2. 3. Совершенствование процесса развития коммуникативной компетентности у студентов — будущих специалистов по социальной работе в образовательном процессе вуза (формирующий эксперимент)
Список литературы
- Абульханова-Славская, К. А. Деятельность и психология личности / К.А. Абульханова-Славская. М., 1980.
- Абульханова-Славская, К. А. Жизненные перспективы личности // Психология личности и образ жизни / К.А. Абульханова-Славская. М., 1987.
- Абульханова-Славская, К. А. Стратегии жизни / К.А. Абульхано-ва-Славская. М., 1991.
- Акмеология: Учебник / Под общ. ред. A.A. Деркача. М.: Изд-во РАГС, 2002. — 650 с. — ISBN 5−7729−0138−9
- Алексахина, Е.М. Подготовка студентов педвузов к экологическому воспитанию учащихся начальных классов: Автореф. дисс. .канд. пед. наук / Е. М. Алексахина. М., 1989. — 15 с.
- Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания / Б. Г. Ананьев. Л.: Наука, 1968.
- Андреев, A.A. Знания или компетенции? / A.A. Андреев // Высшее образование в России. 2005. — № 2. — С. 3−11.
- Андреева, Г. М. Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений / Г. М. Андреева. М.: Аспект Пресс, 1997. — 376 с. -ISBN 5−7567−00−60−9
- Анцыферова, Л.И. Категория развития в психологии // Категории материалистической диалектики в психологии / Л. И. Анцыферова, Д.Н. Зава-лишина, Е. Ф. Рыбалко. М., 1988. — С. 22−56.
- Анцыферова, Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуаций именно тенденция к самоактуализации / Л. И. Анцыферова // Психологический журнал. 1994. — № 1.
- Афанасьев, А.Н. Болонский процесс в Германии / А. Н. Афанасьев // Высшее образование сегодня. 2003. — № 5.
- Багаева, И.Д. Профессионализм педагогической деятельности и основы его формирования у будущих учителей: Дисс. д-ра пед. наук / И. Д. Багаева. Усть-Каменогорск, 1992.
- Байденко, В.И. Базовые навыки (ключевые компетенции) как интегрирующий фактор образовательного процесса // Профессиональное образование и формирование личности специалиста / В. И. Байденко, Б. Оскарс-сон.-М., 2002.
- Байденко, В.И. Болонские реформы: некоторые уроки Евро-пы/В.И. Байденко // Высшее образование сегодня. 2004. — № 2.
- Байденко, В.И. Компетенции в профессиональном образовании (к освоению компетентностного подхода)/ В. И. Байденко // Высшее образование в России. 2004. -№ 11.
- Барахович, И.И. Формирование коммуникативной компетентности студентов педагогического колледжа: Автореф. дисс.. канд. пед. наук / И. И. Барахович. Красноярск, 2000.
- Батракова, С.Н. Основы профессионально-педагогического общения / С. Н. Батракова. Ярославль, 1986.
- Бахтин, М.М. Эстетика словесного творчества / М. М. Бахтин. -М., 1979.
- Бедерханова, В.П. Личностно-профессиональная позиция педагога / В. П. Бедерханова. Краснодар: Просвещение — Юг. — 2001. — 67 с. -ISBN 5−93 491−012−4
- Бедерханова, В.П. Становление личностно ориентированной позиции педагога / В. П. Бедерханова. Краснодар, 2001. — 220 с. — ISBN 58 209−0136−3
- Берлянд, И.Е. К постановке проблемы рефлексии как проблемы общения // Методологические проблемы психологии общения / И. Е. Берлянд. -М.: 1981.
- Берн, Э. Трансакционный анализ и психотерапия / Э.Берн. -СПб., 1992.
- Бернгард, Г. Качественные и количественные методы исследования в социальной работе // Теория и практика социальной работы: отечественный и зарубежный опыт / Г. Бернгард. М. — Тула: АСОПиР, 1993. — С. 127−134.
- Бессонова, Е.А. Рефлексия и ее развитие в процессе учебно-профессионального становления будущего учителя: Дисс.. канд. психол. наук / Е. А. Бессонова. Хабаровск, 2000 — 160с.
- Боголюбов, JI.H. Базовые социальные компетенции в курсе обществоведения / JI.H. Боголюбов // Преподавание истории и обществознания в школе. -2002.- № 9.
- Бодалев, A.A. Изучение зрелого человека важная задача акмео-логической науки // Высшая школа России: научные исследования и передовой опыт / A.A. Бодалев. — М., 1993. — С. 24−34.
- Бодалев, A.A. Личность и общение. Избранные труды / A.A. Бодалев.-М.: Педагогика, 1985.
- Бодалев, A.A. Психология общения / A.A. Бодалев. М.- Воронеж, 1996. — ISBN 5−8950−2343−6
- Бодалев, A.A. Психология о личности / A.A. Бодалев. Москва, 1988.
- Бодалев, A.A. Теоретико-методологические аспекты изучения эмпатии // Групповая психотерапия при неврозах. Труды Ленинградского НИПИ им. Бехтерева / A.A. Бодалев, Т. Р. Каштанова. Л., 1975.
- Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович.-М., 1968.
- Болотов, В.А. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе / В. А. Болотов, В. В. Сериков // Педагогика. 2003. — № 10.
- Большая советская энциклопедия. М., 1954.
- Бомбик, М. Подготовка к исследованиям в области социальной работы // Обучение социальной работе: Преемственность и инновации/ Под ред. Ш. Рамон, Р. Сари/М. Бомбик. -М: Аспект Пресс, 1996. 157с.
- Бочарова, В.Г. Педагогика социальной работы/ В. Г. Бочарова. -М: SvR-Аргус, 1994.-207 с.-ISBN 5−86 940−013−8
- Бочарова, В.Г. Профессиональная социальная работа: личностно ориентированный подход / В. Г. Бочарова. М., 1999. — 184 с.
- Браже, Т.Г. Из опыта развития общей культуры учителя /Т.Г. Бра-же // Педагогика. 1993. — № 2. — С. 70−75.
- Бурлака, Г. Ю. Социальная работа в России: проблемы формирования профессиональной культуры: Дисс.. канд. социол. наук / Г. Ю. Бурлака. -М, 1997.- 181с.
- Валеева, М.А. Развитие профессионализма педагога дополнительного образования: Автореф. дисс.. канд. пед. наук / М. А. Валеева. -Оренбург, 1999.-20 с.
- Василюк, Ф.Е. Психология переживания / Ф. Е. Василюк. М., 1984.-200 с.
- Вербицкий, A.A. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход: Методическое пособие / A.A. Вербицкий. М.: Высшая школа, 1991.-207 с.
- Вилюнас, В.К. Психология эмоциональных явлений/ В.К. Вилю-нас. М.: МГУ, 1976.
- Волкова, О. Компетентностный подход при проектировании образовательных программ / О. Волкова // Высшее образование в России. -2005.-№ 4.-С. 34−36.
- Воронкина, Л.Б. Динамика развития личности студентов в условиях развивающей среды: Автореф. дисс.. канд. психол. наук / Л. Б. Воронкина.-М., 2006.-24 с.
- Выготский, Л.С. Избранные психологические исследования / Л. С. Выготский. М., 1956.
- Выготский, Л.С. Педагогическая психология/ Л. С. Выготский. -М.: Педагогика-Пресс, 1996.
- Гаврилова, Л.В. Психологические особенности профессионального самоутверждения учителей, работающих в школе // Научные труды МПГУ им. Ленина / Л. В. Гаврилова. М., 1995.
- Гаврилова, Т.П. О воспитании нравственных чувств / Т. П. Гаврилова. М.: Знание, 1984. -19 с.
- Гаврилова, Т.П. Понятие эмпатии в зарубежной психологии / Т. П. Гаврилова // Вопросы психологии. 1975. — № 2.
- Гайдар, K.M. Опыт диагностики коммуникативной компетентности в семейном общении // Психология общения: социокультурный анализ: Материалы междунар. конференции, 30 октября 1 ноября 2003 г. / K.M. Гайдар. — Ростов-на-Дону, 2003.
- Гегель, Г. В. Энциклопедия философских наук / Г. В. Гегель. М., 1974.
- Глоссарий терминов рынка труда, разработки стандартов образовательных программ и учебных планов. Европейский фонд образования. -ЕФО, 1997.
- Голомшток, А.Е. Выбор профессии и воспитание личности школьников / А. Е. Голомшток. Москва: Педагогика, 1979.
- Горбатюк, А.Н. Принципы проведения тренинга общения в конфликтных студенческих группах // Психология общения: социокультурный анализ: Материалы междунар. конференции, 30 октября 1 ноября 2003 г. / А. Н. Горбатюк. — Ростов-на-Дону, 2003.
- Государственные и образовательные стандарты в системе общего образования. Теория и практика / Под ред. В. С. Леднева, Н. Д. Никандрова, М. В. Рыжакова. М., 2002.
- Гришанова, H.A. Компетентностный подход в обучении взрослых: Материалы к третьему заседанию методологического семинара 28 сентября 2004 г. / H.A. Гришанова. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. — 16 с.
- Гусейнов, А.Ш. Внутригрупповая активность как фактор повышения коммуникативной компетентности в студенческих группах: Дис.. канд. психол. наук / А. Ш. Гусейнов. Краснодар, 1999. — 196 с.
- Гуслякова, Н.И. Некоторые аспекты подготовки будущих учителей к диалогическому общению // Психология общения: социокультурный анализ: Материалы междунар. конференции, 30 октября 1 ноября 2003 г. / Н. И. Гуслякова, В. Ф. Жеребкина. — Ростов-на-Дону, 2003.
- Даль, В.И. Толковый словарь русского языка / В. И. Даль. М., 1990. — 799 с. — ISBN 5−88−155−081−1.
- Данилин, К.Е. Формирование внутригрупповых установок и рефлексивной структуры группы // Межличностное восприятие в группе / К. Е. Данилин. -М.: Наука, 1981.
- Даудова, Д.М. Эмпатия как механизм профессионального саморазвития будущих педагогов: Дисс.. канд. психол. наук / Д. М. Даудова. -Махачкала, 2005. 155 с.
- Делор, Ж. Образование сокрытое сокровище. UNESCO, 1996 / Ж. Делор // Университетская книга. — 1997. — № 4.
- Демидова, Т.Е. Общение: актуальные проблемы теории и социальной практики: Автореф. дисс.. канд. филос. наук / Т. Е. Демидова. М., 1992.
- Демин, А.Н. Личность в кризисе занятости: стратегии и механизмы преодоления кризиса / А. Н. Демин. Краснодар: Кубанский гос. ун-т, 2004. — 315 с. — ISBN 5−8209−0354−4
- Деркач, A.A. Психология развития профессионала / A.A. Деркач, В. Г. Зазыкин, А. К. Маркова. -М., 2000. 123 с.
- Добрович, А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения/ А. Б. Добрович. М.: Просвещение, 1987. — 205 с.
- Додонов, Б.И. Потребности, отношения и направленность личности / Б. И. Додонов // Вопросы психологии. 1973. — № 5. — С. 18−29. — ISBN 0042−8841
- Доценко, E.JI. Глубинная семантика межличностного общения // Психология общения: социокультурный анализ: Материалы междунар. конференции, 30 октября 1 ноября 2003 г. / E.JI. Доценко. — Ростов-на-Дону, 2003.
- Дорофеев, A.A. Профессиональная компетентность как показатель качества образования / A.A. Дорофеев // Высшее образование в России. 2005. — № 4. — С.30−33.
- Доэл, М. Введение в контекст практической подготовки будущих социальных работников: обзор ключевых тем // Обучение практике социальной работы: Международный взгляд и перспективы / М. Доэл, С. Шадлоу. -М.: Аспект Пресс, 1997. 223 с.
- Доэл, М. Практика социальной работы / М. Доэл, С. Шадлоу. -М.: АО Аспект Пресс, 1995. 237 с. — ISBN 5−86 318−104−4
- Дьяченко, М.И. Психологические проблемы готовности к деятельности / М. И. Дьяченко, J1.A. Кандыбович. Минск: Изд-во БГУ, 1975. -173 с.
- Емельянов, Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение /Ю.Н. Емельянов.-Л.: ЛГУ, 1985.- 176 с.
- Емельянов, Ю.Н. Обучение паритетному диалогу / Ю. Н. Емельянов. Л.: Изд-во ЛГУ, 1991. — 106 с.
- Емельянов Ю.Н. Теоретические и методические основы социально-психологического тренинга / Ю. Н. Емельянов, Е. С. Кузьмин. Л., 1981.
- Жеребятьева, Л.Ф. Подготовка будущих учителей к организации и проведению самостоятельной учебной работы учащихся: Автореф. дисс.. канд. пед. наук / Л. Ф. Жеребятьева. Алма-Ата, 1990. — 25 с.
- Жуков, Ю.М. Диагностика и развитие компетентности в общении / Ю. М. Жуков, П. В. Растянников, Л. А. Петровская. М.: МГУ, 1990. — 104с. -18ВН5−21 101 929−6
- Забродин, Ю.М. Теоретические проблемы психологии профессионального становления // Очерки теории психической регуляции поведения / Ю. М. Забродин. М., 1997.
- Зеер, Э.Ф. Компетентностный подход к образованию. М., 1995.
- Зеер, Э.Ф. Модернизация профессионального образования в ФРГ / Э. Ф. Зеер // Педагогика. 1993. — № 4. — С. 106−110.
- Зеер, Э.Ф. Психолого-дидактические конструкты качества профессионального образования / Э. Ф. Зеер //Образование и наука. 2002. — № 2(14).
- Зеер, Э.Ф. Психология профессий / Э. Ф. Зеер. М., 2003. — 330 с.
- Зернова, Г. П. Профессиональная готовность учителя к экспериментальной деятельности: Дисс. канд. пед. наук / Г. П. Зернова. М., 1999. -114 с.
- Зимняя, И.А. Общая культура и социально-профессиональная компетентность человека / И. А. Зимняя // Высшее образование сегодня. -2005.-№ 11.-С. 14−20.
- Зимняя, И.А. Подготовка социального работника как многоуровневый процесс / И. А. Зимняя // Социальная работа. 1992. — Выпуск № 6. -С. 85−91.
- Зимняя, И.А. Профессиональные роли и функции социального работника. Общие проблемы подготовки специалиста /И.А. Зимняя // Российский журнал социальной работы. 1995. -№ 1. — С. 79−82.
- Зимняя, И.А. Социальная работа как профессиональная деятельность. Выпуск № 2 / И. А. Зимняя. — М., 1992.
- Иванов, A.B. Рефлексия как психологический механизм развития Я-концепции взрослого человека в обучении: Дисс.. канд. психол. наук / A.B. Иванов. Калуга, 2003. — 231с.
- Иванченко, Т.П. Развитие компетентности в общении у менеджеров // Психология общения: социокультурный анализ: Материалы междунар. конференции, 30 октября 1 ноября 2003 г. / Т. П. Иванченко. — Ростов- на-Дону, 2003.
- Кан-Калик, В. А. Педагогическое творчество / В.А. Кан-Калик, Н. Д. Никандров. М.: Педагогика, 1990. — 144с. — ISBN 5−7155−0293−4
- Кан-Калик, В. А. Учителю о педагогическом общении: Книга для учителя / В.А. Кан-Калик. М.: Просвещение, 1987. — 190 с.
- Кант, И. Критика чистого разума / И. Кант. М.: Мысль, 1994. -ISBN 5−8497−0003−4
- Карпенко, JI.А. Психология: словарь/JI.А. Карпенко.-М., 1990.
- Карпов, A.B. Рефлексивность как психическое свойство и методика её диагностики /A.B. Карпов // Психологический журнал. 2003. — Том 24. — № 5. — С.45−57. — ISSN 0205−9592
- Киселева, О.О. Подготовка студентов педагогического института к формированию коммуникативной культуры у школьников: Дисс.. канд. пед. наук / О. О. Киселева. М., 1992. — 206с.
- Климкович, И.Г. Модель специалиста медицинского профиля / И. Г. Климкович. М.: МЗ СССР, ЦОЛИУВ, 1989. — 36 с.
- Климов, Е.А. Психология профессионала / Е. А. Климов. М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МО-ДЭК», 1996.-400 с.
- Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения / Е. А. Климов. Ростов-на-Дону, 1996.
- Коблянская, Е.В. Психологические аспекты социальной компетентности: Автореф. дисс.. канд. психол. наук / Е. В. Коблянская. СПб, 1995.-22 с.
- Ковалев, А.Г. Эмпатия и процесс практического познания одной личности другой // Теоретические и прикладные и прикладные проблемы психологии познания людьми друг друга / А. Г. Ковалев. Краснодар: Изд-во Кубанского гос. ун-та, 1975.
- Козлов, A.A. Социальная работа и проблемы духовности / A.A. Козлов // Российский журнал социальной работы. 1996. — № 1. — С. 22 — 26.
- Колденкова, А.Т. Профессиональная направленность как нравственная проблема // Формирование профессиональной педагогической направленности у студентов университета: Межвузовский сборник научных трудов / А. Т. Колденкова. Иваново, 1986. — С. 42−46.
- Коломинский, Я.Л. Психология личности и взаимоотношений в детском коллективе / Я. Л. Коломинский. Минск: Народна асвета, 1969. -193 с.
- Компетентностный подход в педагогическом образовании: Коллективная монография / Под ред. В. А. Козырева и Н. Ф. Радионовой. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2004.
- Кон, И. С. Психология ранней юности: Книга для учителя / И. С. Кон. -М., 1989.-255 с.
- Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года// Директор школы 2002-№ 1.
- Коныгина, М.Н. Подготовка специалистов по социальной работе к профессиональной деятельности в этнокультурной среде: Дисс. .канд. пед. наук /М.Н. Коныгина. Ставрополь, 1998. — 225с.
- Коротаев, A.A. Исследование индивидуального стиля педагогического общения / A.A. Коротаев, Т. С. Тамбовцев // Вопросы психологии. -1990. № 2. — С. 62 — 69. — ISSN 0042−8841
- Котова, И.Б. Педагог: профессия и личность / И. Б. Котова, E.H. Шиянов. Ростов-на-Дону, 1997. — 141 с.
- Кох, А. Об изучении психологического профиля педагога / А. Кох/ / Педагогическая квалификация. 1931. — № 4.
- Крутых, Е.В. К вопросу развития коммуникативной компетентности студентов // Психология общения: социокультурный анализ: Материалы междунар. конференции, 30 октября 1 ноября 2003 г. / Е. В. Крутых. -Ростов-на-Дону, 2003.
- Кузнецова, Г. Д. Формирование профессиональной деятельности и личности социального работника: Дисс.. канд. пед. наук / Г. Д. Кузнецов. -М., 1996.- 150 с.
- Кузьмина, Н.В. Предмет акмеологии / Н. В. Кузьмина. СПб.: Акмеологическая академия, 1995. — 24 с.
- Кузьмина, Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения / Н. В. Кузьмина. — М., 1990. 119 с.
- Кулюткин, Ю.Н. Исследование познавательной деятельности учащихся вечерней школы / Ю. Н. Кулюткин, Г. С. Сухобская. М.: Педагогика, 1977.
- Кун, Т. Структура научных революций / Т. Кун. М., 1975.
- Куницына, В.Н. Социальная компетентность и социальный интеллект: структура, функции, взаимоотношение / В. Н. Куницына. СПб., 1995.- 158 с.
- Курбатов, В.И. Теория и практика общения (коммуникативная профессиограмма социального работника) / В. И. Курбатов, И. Ф. Поручник // Российский журнал социальной работы. 1995. — № 1.
- Ладенко, И.С. Философские и психологические проблемы исследования рефлексии / И. С. Ладенко, И. Н. Семенов, С. Ю. Степанов. Новосибирск: ИИФФ СО АН СССР, 1989.
- Лебедев, O.E. Компетентностный подход в образовании / O.E. Лебедев // Школьные технологии. 2004. — № 5. — С. 3−12.
- Леднев, B.C. Государственные образовательные стандарты в системе общего образования: теория и практика / B.C. Леднев, Н. Д. Никандров, М. В. Рыжаков. М., 2002.
- Ленер, И.М. Развитие и профессиональное понимание социальной работы в Германии // Социальная работа накануне 2000 года: пути и цели профессионального становления / И. М. Ленер, Ю. Гриз, Й. Тепфер. М. Берлин: Институт социальной работы, 1998. — С. 5−55.
- Леонтьев, A.A. Педагогическое общение / A.A. Леонтьев. М.: «Знание», 1979.-48 с.
- Леонтьев, A.A. Принцип коммуникативности сегодня /А. А. Леонтьев // ИЯШ. 1986. — № 2. — С.22−23.
- Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев.-М., 1975.
- Леонтьев, Д.А. Выбор как деятельность: личностные детерминанты и возможности формирования / Д. А. Леонтьев, Н. В. Пилипко // Вопросы психологии. 1995.-№ 1. — ISSN 0042−8841
- Логинова, H.A. Развитие личности и ее жизненный путь// Принцип развития в психологии / H.A. Логинова. М., 1978.
- Локк, Дж. Опыт о человеческом разуме // Избранные философские произведения / Дж. Локк. -М., 1960. Т. 1.
- Ломов, Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии / Б. Ф. Ломов. М.: Наука, 1984. — 444 с.
- Лотова, И.П. Психологические условия эффективности профессиональной деятельности работников социальных служб / И. П. Лотова. М.: Изд-во МГСУ «Союз», 1999. — 127 с.
- Лукьянова, М.И. Методика групповой оценки компетентности учителя и ее выраженности в профессионально значимых личностных качествах / М. И. Лукьянова. Ульяновск: ИПК ПРО, 1996.
- Лыфенко, Д.В. Психолого-педагогические условия формирования коммуникативных умений будущего социального работника: Дисс.. канд. пед. наук / Д. В. Лыфенко. Калуга, 1998. — 172 с.
- Ляшенко, А.И. Профессиональное становление социального работника: Автореф. дисс.. канд. психол. наук / А. И. Ляшенко. М., 1993. -25 с.
- Маркова, А.К. Психологический анализ профессиональной компетентности учителя / А. К. Маркова // Советская педагогика. 1990. — № 8.
- Маркова, А.К. Психология профессионализма / А. К. Маркова. -М., 1996.
- Маслоу, А. Дальние пределы человеческой психики / А. Маслоу. -СПб., 1997.
- Медведева, Г. П. Этика социальной работы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Г. П. Медведева. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. — 208 с. — ISBN 5−691−380−1
- Мелибруд, Е. Я-ты-мы. Психологические возможности улучшения общения / Е. Мелибруд. М., 1986.
- Митина, Л.М. Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально-экономических условиях / Л. М. Митина // Вопросы психологии. 1997. — № 4. — С. 28−38. — ISSN 0042−8841
- Митина, JI.M. Психологическое сопровождение выбора профессии / Л. М. Митина. М., 1998.
- Митина, JIM. Психология профессионального развития учителя / Л. М. Митина. М., 1998.
- Михайлова, H.H. Проблемы проектирования профессиональной педагогической позиции / H.H. Михайлова, С. М. Юсфин. Москва, 1997.
- Молчанова, Н.В. Влияние личностных качеств будущих социальных работников на идентификацию с клиентами: Дисс. .канд пед. наук / Н. В. Молчанова. Москва, 2003. -150 с.
- Муравьева, О.И. Коммуникативная компетентность как проблема общей психологии / О. И. Муравьева // Сибирский психологический журнал. -2001.-№ 14−15.
- Мухина, B.C. Возрастная психология / B.C. Мухина. М., 1998.
- Насифуллина, А.Н. Содержание и методы формирования эмпати-ческой культуры у студентов педвуза: Автореф.. канд. пед. наук / А. Н. Насифуллина. Казань: КГПИ, 1993. — 17 с.
- Наследов, А.Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных: Учебное пособие. 2-е изд., испр. и доп / А. Д. Наследов. СПб.: Речь, 2006. — 392с. — ISBN 5−9268−2 757.
- Немов, P.C. Психология / P.C. Немов. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. — 687 с. — ISBN 5−691−93−4
- Никандров, Н.Д. Подготовка будущего учителя к педагогическому творчеству / Н. Д. Никандров, В.А. Кан-Калик // Советская педагогика. -1987.- № 6. -С. 105- 108.
- Николаева, Г. Н. Коммуникативная компетентность личности / Г. Н. Николаева. Орел, 1997.
- Обухова, Л.Ф. Детская (возрастная) психология: Учебник / Л. Ф. Обухова. М., 1996. — 374 с.
- Обучение социальной работе: Преемственность и инновации / Под ред. Ш. Рамон, Р. Сарри. М.: Аспект Пресс, 1996. — 157с. — ISBN 57 567−0108−7
- Овсяник, O.A. Социально-психологические аспекты профессионализма социального работника: Дисс. .канд. психол. наук / O.A. Овсяник. -М., 1999.- 152 с.
- Оганян, K.M. К проблеме подготовки социального работника и формирования профессиональной компетентности / K.M. Оганян // Российский журнал социальной работы. 1996. — № 2/4. — С.92−95.
- Орлов, Ю.М. Феномены эмпатии и конгруэнтности /10.М. Орлов, М. А. Хазанов // Вопросы психологии. 1994. — № 4. — ISSN 0042−8841.
- Основы социальной работы: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Под ред. Н. Ф. Басова. М.: Академия, 2004. -288 с.-ISBN 5−7695−1625−9
- Павлютенков, Е.М. Профессиональное становление будущего учителя / Е. М. Павлютенков // Советская педагогика. 1990. — № 11. — С. 6469.
- Панфилова, А.П. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности / А. П. Панфилова. СПб., 2001. — 496 с. — ISBN 5−7320−0526−9
- Петровская, Л.А. Компетентность в общении. Социально-психологический тренинг / Л. А. Петровская. М., 1989. — 216 с. — ISBN 5211−0025−3
- Петровская, Л.А. Развитие компетентности в общении как одно из направлений оказания психологической помощи / Л. А. Петровская, Ю. М. Жукова.-М., 1996.
- Петровская, JI.А. Тренинг сензитивности как школа рефлексии // Психологические условия социального взаимодействия / Л. А. Петровская. -Таллин, 1983.
- Петровский, A.B. Индивид и личность. Концепция персонализа-ции // Вопросы истории и теории психологии / A.B. Петровский. М.: Педагогика, 1984.
- Питюков, В.Ю. Основы педагогической технологии: Учебно-практическое пособие / В. Ю. Питюков. М.: «РОСПЕДАГЕНТСТВО», 1997. -176 с.
- Платонов, К.К. Структура и развитие личности / К. К. Платонов. -М.: «Наука», 1986.-254 с.
- Поляков, В.Г. Уровни рефлексивной управляющей деятельности // Рефлексивные процессы и творчество / В. Г. Поляков. М., 1990.
- Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии: Учеб. пособие / Под ред. A.A. Крылова, С. А. Маничева. Изд. 2-е, доп. И перераб. — СПб.: Питер, 2006. — 560 с. — ISBN 5−8046−0100−8
- Практическая психодиагностика. Методика и тесты: Учебное пособие / Под ред. Д. Я. Райгородского. Самара: «БАХРАХ — М», 2000. — 672 с.-ISBN 6−89 570−005−5
- Прикладная социальная психология / Под ред. А. Н. Сухова и A.A. Деркача. Воронеж, 1998. — 688 с.
- Проблема субъекта в психологической науке / Отв. ред.: A.B. Брушлинский, М. И. Воловикова, В. Н. Дружинин. М., 2000.
- Пряжников, Н.С. Психология труда и человеческого достоинства / Н. С. Пряжников, Е. Ю. Пряжникова. М., 2001. — 477 с. — ISBN 5−76 950 741−1
- Психологическая поддержка в вузе: «Круглый стол» // Психологический журнал. 1994. — № 5. — С. 102−116.
- Психология и педагогика: Учебное пособие / К. А. Абульхановой, Н. В. Васиной, Л. Г. Лаптева, В. А. Сластенина. М.: Издательство «Совершенство», 1998. — 320 с.
- Психология индивидуального и группового субъекта / Под ред. A.B. Брушлинского, М. И. Воловиковой. М., 2002.
- Психология современного подростка / Под ред. Д.И. Фельдштей-на. М., 1987.-240 с.
- Психология. Словарь / Под ред. A.B. Петровского, М.Г. Ярошев-ского. М.: Политиздат, 1990. — 494 с.
- Пугачевский, О.О. Теоретические и методические проблемы психологии компетентного общения // Психология общения: социокультурный анализ: Материалы междунар. Конференции, 30 октября 1 ноября 2003 г. / О. О. Пугачевский. — Ростов-на-Дону, 2003.
- Пунегова, М.И. Профессионально-педагогические умения в системе подготовки будущего учителя // Формирование профессионально-педагогической направленности студента-филолога в условиях реформы школы / М. И. Пунегова. М., 1986. — С. 57−66.
- Пырьев, Е.А. Психологическая готовность молодежи к педагогической деятельности: Дисс.. канд. психол. наук / Е. А. Пырьев. СПб., 1993.- 167 с.
- Равен, Джон. Компетентность в современном обществе. Выявление, развитие и реализация / Джон Равен. М., 2002. — ISBN 0−7186−0481−4
- Реан, A.A. Практическая психодиагностика личности: Учебное пособие / A.A. Реан. СПб.: Изд-во С. — Петерб. ун-та, 2001. — 224 с.
- Реан, A.A. Рефлексивно-перцептивный анализ деятельности педагога / A.A. Реан // Вопросы психологии. 1990. — № 2. — С. 77 — 81.
- Реан, A.A. Социальная педагогическая психология / A.A. Реан, Я. Л. Коломинский. СПб.: Питер Ком, 1999. — 416 е.: (Серия «Мастера психологии»). — ISBN 5−88 782−424−7.
- Реформы образования: Аналитический обзор / Под ред. В. М. Филиппова. М.: Центр образовательной политики, 2003.
- Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учебное пособие / Е. И. Рогов. М.: ВЛАДОС, 1996. — 529 с.
- Романов, A.A. Социокультурные и психологические аспекты коммуникации // Психология общения: социокультурный анализ: Материалы междунар. Конференции, 30 октября -1 ноября 2003 г. / A.A. Романов. Ростов-на-Дону, 2003.
- Рояк, A.A. Особенности развития эмпатии в условиях? айвивающонных трудностей общения у дошкольников // Теоретические и прикладные проблемы психологии познания людьми друг друга: Тезисы докладов / A.A. Рояк. Краснодар, 1975.
- Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. СПб.: ЗАО «Издательство «Питер», 1999. — 720 с.
- Рудестам, К. Групповая психотерапия / К. Рудестам. М., 1990.
- Ручкова, H.A. Основные функции и роль педагога-наставника в подготовке студентов, будущих социальных работников (английский опыт) // Зарубежный и отечественный опыт социальной работы: Учебно-методическое пособие / H.A. Ручкова. М., 1999.
- Рыжаков, М.В. Ключевые компетенции: возможности применения // Стандарты и мониторинг в образовании / М. В. Рыжаков. 1999. — № 4.
- Рябикина, З.И. Личность. Личностное развитие. Профессиональный рост / З. И. Рябикина. Краснодар: Кубанский гос. Ун-т, 1995. — 170 с. — ISBN 5−230−7 777−8
- Рябикина, З.И. Общество и человек: объективное в субъективном пространстве личности /З.И. Рябикина, JT.H. Ожигова // Человек. Сообщество. Управление: Научно-информационный журнал. 1999. — № 4. — С.5 — 27
- Рябикина, З.И. Смысл жизни, жизненный сценарий и выбор профессии в условиях новой социальной реальности // Психологические проблемы самореализации личности. Сборник научных трудов. Выпуск. 2 / З. И. Рябикина. Краснодар, 1997.
- Сапига, Е.В. Развитие эмпатийных умений у студентов-переводчиков в процессе профессиональной подготовки в вузе: Автореф. дисс. канд. пед. наук / Е. В. Сапига. Майкоп, 2006. — 25 с.
- Сарджвеладзе, Н.И. О балансе проекции и интраекции в процессе эмпатического взаимодействия // Бессознательное: природа, функции, методы исследования / Н. И. Сарджвеладзе. Тбилиси: Мецниераба, 1978. — Т.З.
- Селезнева, H.A. Размышления о качестве образования: международный аспект / H.A. Селезнева // Высшее образование сегодня. 2004. -№ 4.
- Сидоренко, Е.В. Методы математической обработки в психологии / Е. В. Сидоренко. СПб.: ООО «Речь», 2003. — 350 с. — ISBN 5−92 680 010−2.
- Сикорская, Н.Г. Развитие гуманитарной культуры учителя как основания его профессионализма: Дисс.. канд. пед. наук / Н. Г. Сикорская. Ставрополь, 1996. — 172 с.
- Симен-Северская, О. В. Формирование педагогической компетентности специалиста социальной работы в процессе профессиональной подготовки в вузе: Дисс.. канд. пед. наук / О.В. Симен-Северская. Ставрополь, 2002. — 196 с.
- Сластенин, В.А. Социальный работник: личность и профессия / В. А. Сластенин // Социальная работа. 1992. — Выпуск № 6. — С. 48 — 57.
- Слободчиков, В.И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе: Учебноепособие для вузов / В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев. М.: Школьная Пресса, 2000. -416 с. -ISBN 5−9219−0031−1.
- Словарь практического психолога / Сост. С. Ю. Головин. -Минск: Харвест, 1997.
- Словарь психологических терминов / Под общей ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского Москва.: Политиздат, 1990. — 494 с.
- Сопиков, А.И. Экспериментальная методика исследования эмпа-тии к ощущениям партнера по общению // Вопросы психологии познания людьми друг друга и общения / А. И. Сопиков. Краснодар: Изд-во Кубан. ун-та, 1978.
- Сосновская, Н.В. Эффективное профессиональное общение: программа тренинга / Н. В. Сосновская, Л. Я. Камусиди // Психология зрелости и старения. 2002. — № 1.
- Социальная работа: Учебное пособие / Под общей ред. проф. В. И. Курбатова. Ростов-на-Дону: «Феникс», 1999. — 576с. -ISBN 5−222−754−5.
- Социально-психологическая компетентность // Психология. Словарь / Под ред. A.B. Петровского, М. Г. Ярошевского. М.: Просвещение, 1990.
- Социальные противоречия и отклоняющееся поведение: Межвуз. Сб. Красноярск, 1993.
- Спенсер, Г. Избранные произведения / Г. Спенсер СПб., 1892. -Т. 1−6.
- Столяренко, Л.Д. Основы психологии: Учеб. пособие для студентов вузов / Л. Д. Столяренко. Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. — 733 с. — ISBN 5−222−53−2
- Стратегии модернизации содержания общего образования. Материалы для разработки документов по обновлению общего образования. М., 2001.
- Татур, Ю.Г. Компетентность в структуре модели качества подготовки специалистов / Ю. Г. Татур // Высшее образование сегодня. 2004. -№ 3.-С. 20−26.
- Теория социальной работы: Учебник / Под ред. проф. Е.И. Холо-стовой. М.: Юрист, 1999. — 332 с. — ISBN 5−7975−0060−4
- Технологии социальной работы / Под ред. проф. Е.И. Холосто-вой. М.: ИНФРА — М, 2002. — 400 с.
- Трофимова, Г. С. Формирование коммуникативной компетентности у будущих учителей в условиях педагогической практики в университете: Автореф. дис. канд. пед. наук /Г.С. Трофимова. JL, 1990.
- Фельдштейн, Д.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии / Д. И. Фельдштейн. М.: Международная педагогическая академия, 1995.-368 с.-ISBN 5−87 977−032-Х
- Фирсов, М.В. Теория социальной работы: Учеб пособие для студентов высших учебных заведений / М. В. Фирсов, Е. Г. Студенова. М.: Гу-манит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000. — 432 с. — ISBN 5−691 -447−6
- Фихте, И.Г. Сочинения: в 2-х т. СПб., 1993. — Т.1.
- Фонарев, А.Р. Формы становления личности в процессе ее профессионализации / А. Р. Фонарев // Вопросы психологии. 1997. — № 2. — С. 88−93.
- Форверг, М. Характеристика социально-психологического тренинга поведения / Т. Форверг, Т. Альберг // Психологический журнал. 1984. -Т.5. -№ 4.
- Франкл, В. Человек в поисках смысла / В. Франкл. Москва: Прогресс, 1990. — 367 с. — ISBN 5−01−1 606−0
- Фромм, Э. Иметь или быть / Э.Фромм. Москва, 1986. — 238 с.
- Хазаиова, М.А. Исследование факторов, способствующих успешности общения // Сб. науч. трудов Психолого-педагогические проблемы коллектива и личности / М. А. Хазанова. М.:НИИ ОП АПН СССР, 1978. -165 с.
- Хомский, Н. Аспекты теории синтаксиса / Н. Хомский. М., 1972.
- Хрестоматия по истории психологии / Под ред. П. Я. Гальперина, А. Н. Ждан. -М., Издательство МГУ, 1980.
- Хуторской, A.B. Ключевые компетенции и образовательные стандарты. Доклад на отделении философии образования и теории педагогики РАО 23 апреля 2002. Центр «Эйдос» (Рус.) / A.B. Хуторской. -www.eidos.ru/news/compet.htm
- Хуторской, A.B. Ключевые компетенции как компонент личност-но-ориентированной парадигмы образования // Сборник ИОСО РАО / A.B. Хуторской. М., 2002.
- Хуторской, A.B. Общепредметное содержание образовательных стандартов. Проект «Стандарт общего образования» / A.B. Хуторской. — М., 2002.
- Хьелл, Л. Теории личности / Л. Хьелл, Д. Зиглер. СПб.: Питер, 2005.- ISBN 5−88 782−412−3
- Цуканова, Е.В. Коммуникативная компетентность как фактор эффективного делового общения// Психология общения: социокультурный анализ: Материалы междунар. Конференции, 30 октября 1 ноября 2003 г. / Е. В. Цуканова — Ростов-на-Дону, 2003.
- Чистякова, С.Н. Профессиональная ориентация школьников в условиях непрерывного образования / С. Н. Чистяков // Школа и производство. 1989. — № 8.
- Шадриков, В.Д. Новая модель специалиста: инновационная подготовка и компетентностный подход / В. Д. Шадриков // Высшее образование сегодня. 2004. — № 8.
- Шанти, X. О возможных путях развития системы подготовки социальных работников в России / Обучение социальной работе: преемственность и инновации / Под ред. Ш. Рамон, Р. Сари / X. Шанти. М.: Аспект Пресс, 1996.- 157 с.
- Шеин, С.А. Диалог как основа педагогического общения / С. А. Шеин //Вопросы психологии. 1991. — № 1. — С. 44 — 52.
- Шмелева, Н.Б. Профессиональная подготовка социальных работников в системе деятельности школы семинара/ Н. Б. Шмелева // Российский журнал социальной работы. — 1995. — № 1.
- Шмелева, Н.Б. Профессионально-личностное развитие социального работника: Дисс. д-ра пед. наук / Н. Б. Шмелева. Ульяновск, 1997. -289 с.
- Шмелева, Н.Б. Формирование и развитие личности социального работника как профессионала: Учебное пособие / Н. Б. Шмелева. М.: Изда-тельско-торговая корпорация «Дашков и К», 2004. — 196 с. — ISBN 5−94 798 447−4
- Щедровицкий, П.Г. Схема мыследеятельности системострук-турное строение, смысл и содержание // Системные исследования. Методологические проблемы: Ежегодник / П. Г. Щедровицкий. — М., 1986.
- Щедровицкий, П.Г. Очерки по философии образования / П. Г. Щедровицкий. М.: ПЦ «Эксперимент», 1993.
- Щекин, Г. В. Как «читать» людей по их внешнему облику / Г. В. Щекин. Киев, 1993.
- Щербакова, Т.Н. Аутопсихологическая компетентность педагога и успешность профессионального общения // Психология общения: социокультурный анализ: Материалы междунар. Конференции, 30 октября 1 ноября 2003 г. / Т. Н. Щербакова. — Ростов-на-Дону, 2003.
- Эльконин, Б.Д. Введение в психологию развития (в традиции культурно- исторической теории Л.С.Выготского) / Б. Д. Эльконин. М.: Изд-во Тривола, 1994.-ISBN 5−88 415−003−2
- Эльконин, Б.Д. Понятие компетентности с позиций развивающего обучения // Тезисы доклада на конференции «Введение в современные социальные проблемы» / Б. Д. Эльконин. М., 1996.
- Ядов, В.А. Стратегия социологического исследования: описание, объяснение, понимание социальной реальности / В. А. Ядов. М., 1998.
- Яковлева, Н.В. Психологическая компетентность и ее формирование в процессе обучения в вузе (на материале деятельности врача): Дисс.. канд. психол. наук / Н. В. Яковлева. Ярославль, 1994. — 277 с.
- Якунин, В.А. Педагогическая психология/ В. А. Якунин. СПб., 1998.
- Ярская-Смирнова, Е. Р. Профессиональная этика социальной работы: Учебник / Е.Р. Ярская-Смирнова. М., Ключ-С, 1998. — 96 с. — ISBN 593 136−002−6
- Gordon, Th. Teacher Effectiveness Training / Th. Gordon. N.Y.1975.
- Hutmacher, Walo. Key competencies for Europe // Report of the Symposium Berne, Switzerland 27−30 March, 1996. Council for Cultural Co-operation (CDCC)/ Walo Hutmacher // Secondary Education for Europe Strasburg, 1997.
- Johnson, L.C. Social work practice: a generalist approach / L.C. Johnson, R.W. McClelland, C.L. Austin. Scarborough, Ontario, 2000. — 432 p.
- McClelland, D.C. Testing for competence rather than for intelligence/ D.C. McClelland // American Psychologist. 1973. — № 28. — P. 1−14.
- Raven, J. Competence in Modern Society: Its Identification, Development and Release / J. Raven. Oxford: Oxford Psychologists Press, 1984.
- Super, D.E. Self-concepts in vocational development. In Super D.E., et al., Career development: self-concept theory / D.E. Super. N.Y.: CEEB Research Monograph. — No. 4.-163 (a).
- Tuning Educational Structures in Europe. Line 1. Learning Outcomes. Competences. Methodology. 2001 -2003. Phase 1/ http: // www. Relint. Deusto. es / Tuning Project / index.htm.
- While, R.W. Motivation reconsidered: the concept of competence / R.W. While // Psychological review. 1959. — № 66.