Самосознание и педагогическое мастерство тренеров: Акмеологический аспект на материале детско-юношеского спорта
Диссертация
Научная новизна исследования заключается в том, что в работе впервые изучаются особенности самосознания тренеров по спорту, конкретно — самооценка и самоотношение, и определяется их роль в развитии педагогического мастерства в тренерской деятельности. Разработана (совместно с А.Н. Николаевым) и впервые применена оригинальная методика изучения уровня педагогического мастерства тренеров, изучено… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА САМОСОЗНАНИЯ ЛИЧНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА
- 1. 1. Феномены самосознания в профессиональной деятельности специалиста
- 1. 2. «Я-концепция» специалиста
- 1. 3. Самовыражение и самореализация специалиста
- 1. 4. Структура самооценки и самоотношения личности специалиста
- Выводы.к" л й* л
- ГЛАВА 2. АКМЕОЛОГИЧЕСКИЕ'^^Ш^ЁГ"
- ИССЛЕДОВАНИЯ
- 2. 1. Особенности профессиональной деятельности тренера
- 2. 1. 1. Методологический подход изучения педагогической деятельности тренера
- 2. 1. Особенности профессиональной деятельности тренера
- 2. 1. 3. Критерии успешности деятельности тренера
- 2. 2. Профессиональное педагогическое мастерство и самореализация специалиста
- 2. 2. 1. Педагогическое мастерство тренера как акмеологическая категория
- 2. 2. 2. Критерии профессионального мастерства тренера
- 2. 3. Самосознание тренера по спорту как его акмеологическое качество
- ГЛАВА 3. ЗАДАЧИ, ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
- 3. 1. Задачи и организация исследования
- 3. 2. Методы, методики и процедуры исследования. f 3.3. Перечень экспериментально исследуемых показателей
- 4. 1. Педагогическое мастерство и показатели деятельности тренеров по спорту
- 4. 1. 1. Профессиональная компетентность и умения тренеров по спорту
- 4. 1. 2. Взаимосвязь показателей успешности деятельности, адаптации и адаптированности в ней
- 4. 1. 3. Взаимосвязь педагогического мастерства тренеров и успешности их деятельности
- 4. 1. 4. Изменение стратегий адаптации по мере роста педагогического мастерства тренеров
- 4. 1. 5. Влияние возраста и педагогического стажа на педагогическое мастерство тренеров и характеристики их деятельности
- 4. 2. Самосознание тренеров и их педагогическое мастерство. 117 л 4.2.1. Характеристика показателей самосознания тренеров самооценки и самоотношения) и их взаимосвязей
- 4. 2. 2. Взаимосвязь показателей самосознания тренеров и их педагогического мастерства
- 4. 2. 3. Самосознание тренеров и показатели их профессиональной деятельности
- 4. 3. Обсуждение результатов исследования
Список литературы
- Азаров Ю.П. Искусство воспитывать. М., 1979. 255 с.
- Абульханова-Славская А.К. О субъекте психической деятельности. М.: Наука, 1973. 288 с.
- Абульханова-Славская А. К. Деятельность и психология личности. М.: Наука. 1980. 335 с.
- Абульханова-Славская А. К. Развитие личности в процессе жизнедеятельности. // Психология формирования и развития личности. М.: Наука. 1981. С. 19−44.
- Амонашвили Ш. А. Единство цели: Пособие для учителя. М.: Просвещение. 1987. 206 с.
- Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л.: Наука, 1968. -339 с.
- Анастази А. Психологическое тестирование.: Книга 1, М., 1982.-320 с.
- Анцыферова Л.И. Личность с позиций динамического подхода: Личность и ее жизненный путь.М.: Наука. 1990. С. 7−32.
- Анцыферова Л.И., Величковский Б. М. Предисловие. // Хекхау-зен X. Мотивация и деятельность. T.l. М.: Педагогика. 1986. 408с.
- Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. М.: Мысль. 1976. 158 с.
- Асеев В.Г. Единство содержательной и динамической стороны личности в воспитательном процессе. // Психология и формирования и развития личности. М., Наука, 1981. С. 198 282.
- Ассаджоли Р. Психосинтез. Теория и практика. От душевного кризиса к высшему «Я». М., 1994. 314 с.
- Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. М.: Просвещение, 1982. 146 с.
- Бажин А.Е., Эткинд А. С., составители. Личностный дифференциал: Методическое пособие. Л., 1983. 153 с.
- Белорусова В.В., Романова А. В., Карпушин Б. А. Основы профессионально-педагогического мастерства преподавателя (тренера). Конспекты лекций. Л., 1998. 32 с.
- Бендлер Р. Используйте свой мозг для изменений. СПб, 1994. -212 с.
- Беспалько В.П. Основы теории педагогических систем. Воронеж: Изд-во Воронежск. Ун-та. 1977. 304 с.
- Богданова Д.Я., Волков И. П. Практические занятия по психологии. М.: ФиС, 1989. С. 35 — 36.
- Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Ростов: Изд-во Ростов. Ун-та, 1983. 173 с.
- Брунер Дж. Психология познания. М.: Изд-во Прогресс. 1977. -413 с.
- Будасси С.А. Методика исследования самооценки. // Вопросы психологии. № 3, 1971. С. 87−91.
- Величковский Б.М. Образ мира как гетерархия систем отсчета. -В кн. А. Н. Леонтьев и современная психология. М.: Изд-во Моск. Ун-та. 1983. С. 18−27.
- Величковский Б.М. Современная когнититвная психология. М.: Изд-во Моск. Ун-та. 1982. 335 с.
- Военная инженерная психология. Общ. Ред. Б. Ф. Ломова, А. В. Васильева, В. В. Офицерова, В. Ф. Рубахина. М.: Изд-во МО СССР. 1970.-398 с.
- Волков И.П., Богданова Д. Я. Практические занятия по психологии. М.: ФиС, 1989. С. 35−36.
- Волков И.П. Очерки спортивной акмеологии. СПб.: БПА, 1998. 126 с.
- Вопросы становления и самореализации специалиста: психопедагогический аспект. Материалы заочной межвузовской научно-практической конференции. Санкт-Петербург, 1997. 54 с.
- Выханду Л.К. Об исследовании многопризнаковых биологических систем. / Применение математических методов в биологии. Т. 3. Л., 1964, с. 19−22.
- Гагин Ю.А. Концептуальный словарь-справочник по педагогической акмеологии. СПб.: СПб ГУПМ-БПА, 1998. — 180 с.
- Гагин Ю.А. Акмеологические очерки педагогического совер-шентва. СПб.: БПА, 1999. — 76 с.
- Галышева А.С. Взаимосвязь педагогического мастерства и творчества. Конспект лекций. Санкт-Петербург, 1991. 13 с.
- Гальперин П.Я. Введение в психологию. М.: Изд-во Моск. Унта. 1976. -150 с.
- Гальперин П.Я. Предисловие. // Управляемое развитие психических процессов. М.: Изд-во Моск. Ун-та. 1977. С. 3−5.
- Гласс Дж., Стенли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии. М., 1976. 495 с.
- Горбань А.П. Профессионально-педагогическое мастерство тренера. Малаховка, МОГИФК, 1988. — 33 с.
- Гришина Н.В. Помогающие отношения: профессиональные и экзистенциальные проблемы. // Психологические проблемы самореализации личности. / Под ред. А. А. Крылова, Л.А. Коро-стылевой. Спб.: Изд-во С.-Петербург. Ун-та, 1997. С. 143−156.
- Гульянц Э.К. Развитие самосознания студентов факультета до-школького воспитания. / Формирование личности учителя в пе-дагогичесом вузе. Межвузовски&trade- сборник научных трудов. Казань, 1989. С. 54−62.
- Деркач А.А. Обучение основам педагогического мастерства в работе с пионерами. Автореф. канд. дисс. СПб., 1972. 16 с.
- Дерманова И.Б., Коростылева Л. А. Некоторые аспекты феномена самореализации. // Психологические проблемы самореализации личности. / Под ред. А. А. Крылова, ЛА.Коростылевой. Спб.: Изд-во С.-Петербург. Ун-та, 1997. С. 20−37.
- Джеймс У. Научные основы психологии. СПб. 1902. 407 с.
- Дитлс Р. Изменение убеждений с помощью НЛП.-М., 1997.-287 с.
- Дмитриева М.А. Цели профессиографии и структура профес-сиограммы. // Методология исследований по инженерной психологии и психологии труда. Л.: Изд-во Ленингр. Ун-та. 1974. Ч. 1. С.12−18.
- Дмитриева М.А. Цели профессиографии и структура профес-сиограммы. // Методология исследований по инженерной психологии и психологии труда. Л.: Изд-во Ленингр. Ун-та. 1974. Ч. 1. С.12−18.
- Довба А.С. Профессия // Большая советская энциклопедия в 30. М.: Сов. Энцикл. 1975. Т. 21. С. 155.
- Дубровский Д.И. Информация. Сознание. Мозг. М.: Высшая школа. 1980. -287 с.
- Елканов С.Б. Основы профессионального самовоспитания будущего учителя. М.: Просвещение, 1989. — 189 с.
- Елканов С.Б. Профессиональное самовоспитание учителя. М.: Просвещение, 1986. — 85 с.
- Жизнь человека: Опыт междисциплинарного исследования. Материалы конференции Института биологии и психологии человека. Санкт-Петербург, 1997. 88 с.
- Завьялова Е.К., Посохова С. Т. Активная стратегия адаптации и предпринимательский потенциал. // Психологические проблемы самореализации личности. / Под ред. А. А. Крылова, Л. А. Коростылевой. Спб.: Изд-во С.-Петербург. Ун-та, 1997. С. 212−225.
- Идинов И.А. Самореализация личности в непроизводсчтвенной сфере общества (онтологический и гносеологический анализ): Автореф. Канд. Дисс. Фрунзе, 1990. 17 с.
- Исаев А.К. Самореализация личности как проблема социальной философии: Автореф. Канд. Дисс. М., 1993. 18 с.
- Калайков И.Д. Теория отражения и проблема приспособления. М., Наука. 1986.- 142 с.
- Кваснюк Л.Я. Исследование творческой стратегии поведения тренеров по спорту: Автореф. канд. дисс. СПб., 1997. 17 с.
- Климов Б.А. Знание о себе в учение и труде. // Профессиональ-но-техничесое образование. 1979. -№ 10. С. 6−14.
- Климов Е.А. Подражать или проектировать. // Человек и профессия. Л.: Лениздат. 1975. С. 3−19.
- Кон И. С. Категория «Я» в психологии. // Психологический журнал. 1981. Т. 2. № 3. С. 25−38.
- Коростылева Л.А. Проблема самореализации личности в системе наук о человеке. // Психологические проблемы самореализации личности. / Под ред. А. А. Крылова, Л. А. Коростылевой. Спб.: Изд-во С.-Петербург. Ун-та, 1997. С. 3−19.
- Коростылева Л.А., Коржова Е. Ю., Королева Н. Н. Развитие потенциала педагога и личности подростка. Учебное пособие. Санкт-Петербург, 1996. 70 с.
- Котик М.А. Психология и безопасность. Таллинн: Валгус, 1981.- 408 с.
- Красноперов В.И. Самоорганизация жизненного пути личности // Самодвижение. Самоорганизация. Самоуправление.: Тезисы докладов межвуз научн конф. Пермь, 1987. С. 18−24
- Кудряшова Л.Д. Каким быть руководителю. -Л.: Лениздат, 1986. 160 с.
- Кузьмина Н.В. Опыт экспериментального моделирования деятельности преподавателя высшей школы.- Современная высшая школа, 1977, № 3. С. 73−89.
- Кузьмина Н.В. Понятие «педагогическая система» и критерии ее оценки. // Методы системного педагогического исследования: Учебное пособие. Л.: Изд-во Ленингр. Ун-та. 1980. С. 7−45.
- Кузьмина Н.В. Способности, одаренность, талант учителя. JL, 1985.-32 с.
- Кузьмина Н.В. Профессионализм в деятельности преподавателя и мастера производственного обучения. М., 1989. 167 с.
- Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. М.: Высшая школа, 1990. — 119 с.
- Кузьмина Н.В. Предмет акмеологии. Санкт-Петербург, 1995. -24 с.
- Кулагин Б.В. Основы профессиональной психодиагностики. -Л., «Медицина», 1984. 216 с.
- Кулюткин Ю.Н., Сухобская Г. С., ред. Моделирование педагогических ситуаций. М., 1981. 121 с.
- Кэмпбелл. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях. М.: Прогресс, 1980. 391 с.
- Лебедев А.В. Психологические основы пригодности мужчин к массовым военно-морским специальностям: Автореф. докт. дисс. СПб., 1994.-36 с.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975.-304 с.
- Леонтьев Д.А. Очерки психологии личности. М., 1993. 289 с. с
- Лингарт И. Процесс и структура человеческого учения. М.: Изд-во Прогресс. 1970. 685 с.
- Личко А.Е., Иванов М. Я. Патохарактерологический диагностический опросник для подростков и опыт его применения. Л., 1976. -57 с.
- Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984. 444 с.
- Ломов Б.Ф. Общение и социальная регуляция поведения людей. // Психологические проблемы социальной регуляции поведения. М.: Наука. 1976. С. 64−79.
- Ломов Б.Ф. Общение как проблема общей психологии. // Методолгические проблемы социальной психологии. М.: Наука, 1975. С. 125.
- Ломов Б.Ф. Человек и техника. М., 1965. 465 с.
- Магнуссон Д. Ситуационный анализ: эмпирические исследования соотношения выходов и ситуаций. // Психологический журнал. 1983. — т. 4., — № 2. С. 28−33.
- Маслоу А. Самоактуализация. // Психология личности. Тексты. М., 1982. С. 18−29.
- Мерлинкин В.П., Бобырев Н. Д. Особенности структурирования функциональных компонентов в деятельности учителя физической культуры./ Формирование личности учителя в педагогиче-сом вузе. Межвузовский сборник научных трудов. Казань, 1989. С. 130−142.
- Милерян Е.А. Эмоционально-волевые компоненты надежности оператора. / Очерки психологии труда. Ред. М., 1974. С. 5−82.
- Муздыбаев К. Психология ответственности. Л., 1983. 239 с.
- Муздыбаев К. Психологический опросник. Л., 1987. 139 с.
- Николаев А.Н. Поиск признака интегрального проявления педагогических способностей. // Жизнь человека: Опыт междисциплинарного исследования. СПб.: ИБиП, 1997. С. 11.
- Николаев А.Н. Признак интегрального проявления способностей к тренерской деятельности. // Физическая культура, спорт и здоровье нации. Материалы международного конгресса. Июнь, 12−15, 1996. Санкт-Петербург, 1996. С. 116.
- Николаев А.Н. Фиксированные формы поведения и способности к тренерской деятельности. // Психологические основы физического воспитания. СПб.: ГАФК, 1996. С. 20−21.
- Общая психодиагностика. Под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина. Изд-во МГУ, 1987.
- Основы педагогического мастерства.: Учеб. пособие для пед. спец. высш. учебн. заведений. Под ред. Зязюна И. А. М.: Просвещение, 1989. — 301 с.
- Пантилеев С.Р. Методика исследования самоотношения. / Психодиагностическая серия. Вып. 7. Изд. «Смысл». М., 1993.- 48 с.
- Пантилеев С.Р. Самоотношение как эмоционально-оценочная система. М., 1991.- 108 с.
- Перлз Ф. Гештальт-подход и свидетель терапии. М., 1996.-240 с.
- Певзнер А.Е. Психические факторы эффективности стереотипной и вариативной деятельности. Канд. дисс.- СПб., 1996. -139 с.
- Пономарев Я.А. Психология творчества. М.: Наука, 1976. -303 с.
- Пономарев Я.А., Гаджиев Ч. М. Проблемы перестрйки практической психологии. // Вопросы психологии. 1988, Т. 9, № 2. С. 20−26.
- Пономарев Я.А. Психология творчества. / Тенденции развития психологической науки. Отв. Ред. Б. Ф. Ломов, Л. И. Анцыферова. М., «Наука». 1989. С. 21−33.
- Попов Л.М. Инициатива и общение в творочестве. Казань: Изд-во Казан. Ун-та, 1983. 127 с.
- Прибрам К. Языки мозга. М.: Изд-во «Прогресс». 1975. 463с.
- Прохоров В.Н. Педагогическая позиция тренера как воспитателя. / Вопросы становления и самореализации специалиста: психопедагогический аспект. Материалы заочной межвузовской научно-практической конференции. Санкт-Петербург, 1997. С. 27−29.
- Прохоров О.А. Педагогическая ситуация и психические состояния как механизм формирования профессионально значимых качеств учителя. / Формирование личности учителя в педагоги-чесом вузе. Межвузовски&trade- сборник научных трудов. Казань, 1989. С. 102−114.
- Прохорова М.В. Особенности коммуникативной деятельности тренера ДЮСШ: Автореф. канд. дисс. М., 1974. — 18 с.
- Прохорова М.В., Пфейфер Н. Э., Бур дина Е.И. Формирование профессионального потенциала будущих специалистов физической культуры. / Физкультурное образование: проблемы и перспективы. Материалы межвузовской конференции. Санкт-Петербург, 1996. С. 44−45.
- Психологические основы физического воспитания. Материалы 22 научной конференции СПб ГАФК им. П. Ф. Лесгафта 16−17 декабря 1996 г. Санкт-Петербург, 1996. 51 с.
- Психологические проблемы самореализации личности. / Под ред. А. А. Крылова, Л. А. Коростылевой. СПб.: Изд-во С.Петербург. ун-та, 1997. 240 с.
- Психология профессионального долга и ответственности учителя за обучение и воспитание детей. Методические разработки к спецкурсу. Л., 1987. — 86 с.
- Пфейфер Н.Э., Филимонова С. И. Психофизиологический потенциал специалиста физической культуры в педагогической самореализации. / Физкультурное образование: проблемы и перспективы. Материалы межвузовской конференции. Санкт-Петербург, 1996. С. 30−31.
- Регуш Л.А. Прогностическая способность учителя и ее диагностика. Л., 1989. 90 с.
- Решетень И.Н., Кобер И. Х., Прохорова М. В. Основы педагогического мастерства тренера. Учебное пособие. Малаховкка, 1986.- 55 с.
- Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М., 1994.-479 с.
- Рубинштейн C.JI. Основы общей психологии. М., 1946. 704 с.
- Рубинштейн C.JI. Бытие и сознание. М., 1957. 328 с.
- Рубинштейн C.JI. Теоретические вопросы психологии // Проблемы общей психологии. М., 1973. 416 с.
- Станиславская И.Г. Проявление способностей к тренерской деятельности. Автореф. дисс. канд. психол. наук. СПб ГУ, 1994.16 с.
- Столин В.В. Самосознание личности. М., 1983. 286 с.
- Столин В.В. Познание себя и отношение к себе в структуре самосознания личности: Дисс. докт психол. наук. -М., 1985. -530 с.
- Столин В.В., Пантилеев С. Р. Опросник самоотношения. // Практикум по психодиагностике. Психодиагностические материалы. М., 1988, с. 123−130.
- Суходольский Г. В. Основы психологической теории деятельности. Д.: Изд-во Ленингр. Ун-тренера. 1988. 166 с.
- Станиславская И.Г. Проявление способностей к тренерской деятельности. Автореф. Канд. Психол. Наук. Л., 1994. 16 с.
- Тенденции развития психологической науки. Отв. Ред. Б. Ф. Ломов, Л. И. Анцыферова. М., «Наука». 1989. 320 с.
- Терентьев П.В. Дальнейшее развитие метода корреляционных плеяд. / Применение математических методов в биологии. Л., 1960, с. 27−60.
- Узнадзе Д.Н. Экспериментальные основы психологии установки. Тбилиси: Изд-во АН ГССР. 1961. 210 с.
- Физическая культура, спорт и здоровье нации. Материалы международного конгресса. Июнь, 12−15, 1996. Санкт-Петербург, 1996. 359 с.
- Физкультурное образование: проблемы и перспективы. Материалы межвузовской конференции. Санкт-Петербург, 1996. -149 с.128 129 130 131 132 141 525 923 287 817 156 800 020 480
- Филимонова С.И. Продуктивность как основной показатель самореализации специалиста физической культуры и методика ее оценки. / Физкультурное образование: проблемы и перспективы. Материалы межвузовской конференции. Санкт-Петербург, 1996. С. 40−41.
- Филиппов А.В., Ковалев С. В. Ситуация как элемент психологического тезауруса. // Психологический журнал. т. 7. — № 1. -1986. С. 14−21.
- Формирование личности учителя в педагогическом вузе. Межвузовский сборник научных трудов. Казань, 1989. 181 с. Фридман JI.M. Педагогический опыт глазами психолога. М.: Просвещение, 1987. — 172 с.
- Хекхаузен X. Мотивация и деятельность. T.l. М.: Педагогика. 1986.-408 с.
- Хекхаузен X. Мотивация и деятельность. Т.2. М.: Педагогика. 1986. -392 с.
- Хорни К. Невротические личности нашего времени: Самоанализ. М, 1993.-478 с.
- Чеснокова И.П. Проблемы самосознанния в психологии. М.:1977. 144 с.
- Шадриков В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. М.: Наука. 1982. 184 с.
- Шадриков В.Д. Психологический анализ деятельности. Ярославль, 1979. 91с.
- Шмелев А.Г. Введение в экспериментальную психосемантику.1. М., 1983.- 157 с.
- Ядов В.А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности. // Методологические проблемы социальной психологии. М., 1975. С. 89−106.
- Яхонтов Е.Р. Классификация профессионально-педагогических задач при подготовке специалистов в институтах физической культуры. \ Формирование педагогического мастерства студентов ИФК в условиях непрерывной педагогической практики. -Л., 1988. С. 32−38.
- Baumeister R. A self-presentation view of cocial fenomen// Psychological bull., 1982. Vol. 91, N I, pp.17−35.
- Birney R.C., Burdick H., Teevan R.C. Fear of failure motivation. N.Y. 1969,311.
- Burns R. The self-concept: Theory, measurement and behavior. N.Y., 1979, 222.
- Duval S., Wicklund R.A. A teory of objective self-awerenes. N.Y., 1972,314.
- Erikson E.H. Childhood and societe. Rengium books, 1967, 174.
- Erikson E.H. Identity. Youth and crisis. N.Y., 1968, 309.
- Gorlitz D. Motivationshypothenen in der Alltagskommunikation. // D. Frey (Hg.), Kolner Zeitschrit fur Soziologie und Sozialhsychologie. 1974, pp. 26−38.
- Gotlieb J., Carver C. Anticipation of future interaction and bisfander effekt. N.Y., 1980,218.
- HeckhausenH. Motivation und Handeln. N.Y. 1980, 811.
- Hisrich R.D., Peters M.P. Enterprenership. Starting, developing and managing a new enterpise. Boston, 1989, 312.
- Kuhl J. The dinamic teory of achievement motivation: From episodic to dinamic thinking. N.Y., 1979, 371.
- Nisbett R.E., Wilson T.D. Telling more than we can know: Verbal reports on mental processes. Psichological Rewier. 1977, 84.
- NygardR. Personality, Situation, and Persistence. Oslo, 1977, 119.
- Rotter J.B., Chance J.E., Phares E.J. Application of social lerning theory of personality. N.Y., 1972, 391.
- Rosenberg M. Coceiving the self. N.Y., 1979, 256.
- Satov K. Social approach and helping. N.Y. 1975, 95.
- Wicklund R.A. Objective self-awerenes. N.Y., 1975, 214.