Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Особенности динамики развития внимания и психической ригидности студентов в дистанционном и традиционном обучении

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Умеренно выраженная психическая ригидность положительно коррелирует с вниманием, обеспечивая более выраженную динамику, в контексте дистанционного обучения (комбинированной формы). Достоверность и обоснованность результатов обеспечивались применением апробированного инструментария, теоретической, эмпирической валидностью методов исследования, методами статистической обработки данных… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Исходные теоретические положения исследования
    • 1. 1. Сравнительный анализ дистанционной и традиционной моделей обучения
    • 1. 2. Особенности разработки содержательной части дистанционного 19 обучения — электронных курсов
    • 1. 3. Учебная деятельность студента в дистанционном и 38 традиционном обучении
    • 1. 4. Внимание и его характеристика в связи с проявлением 44 психической ригидности
  • Глава 2. Организация и методики исследования
    • 2. 1. Организация исследования
    • 2. 2. Характеристика материала исследования
    • 2. 3. Методы исследования
      • 2. 3. 1. Изучение работоспособности и устойчивости к постоянной деятельности, требующей постоянного сосредоточения внимания
      • 2. 3. 2. Изучение избирательности внимания
      • 2. 3. 3. Изучение распределения внимания
      • 2. 3. 4. Томский опросник ригидности
    • 2. 4. Математико-статистические методы обработки данных
  • Глава 3. Результаты исследования
    • 3. 1. Сравнительный анализ развитие внимания и динамики психической ригидности у студентов экспериментальной и контрольной группы
    • 3. 2. Развитие внимания и динамика психической ригидности 99 студентов экспериментальной группы
    • 3. 3. Развитие внимания и динамика психической ригидности 104 студентов контрольной группы
    • 3. 4. Анализ взаимосвязей свойств внимания и уровня психической 106 ригидности

Особенности динамики развития внимания и психической ригидности студентов в дистанционном и традиционном обучении (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Основные направления развития дистанционного образования в мире показывают, что проблема доступа людей к высококачественным образовательным услугам может быть решена с помощью использования новых технологий. Это разработка предметных курсов и создание ресурсов информации не только в виде традиционных печатных документов, аудиои видеоматериалов, но и компьютерных обучающих программ на базе современных средств телекоммуникации.

Внедрение новых информационных технологий в образование привело к появлению новых образовательных технологий и форм обучения, базирующихся на электронных средствах обработки и передачи информации.

В отечественных исследованиях убедительно показано, что применение компьютерных технологий может привести к «чрезмерной специализации познавательных процессов, что снижает их гибкость и тем самым возможность переноса в решении более сложного круга задач. Такая слишком жесткая связь психических процессов с определенным предметным содержанием затрудняет процесс переключения на новое предметное содержание. В связи с этим, формирующиеся в начале позитивные черты личности могут перерасти в негативные, например, педантизм и ригидность.

Следовательно, при организации работы с компьютером и при разработке компьютерных технологий необходимо учитывать возможность возникновения позитивных и негативных последствий.

Как показали психолого-педагогические исследования Б. Г. Ананьева, А. Бине, Н. Ф. Добрынина, Г. В. Залевского, П. Б. Невельского, JI.C. Нерсесян, В. И. Страхова большое значение в процессе обучения имеет внимание.

Внимание не ограничивается восприятием, оно относится и к мышлению, и к памяти, и к воображению, и к другим психическим процессам. Внимание всегда связано с определенной деятельностью и относится ко всей личности. Характеристики внимания включают не только свойства самого предмета восприятия, но и отношения личности к воспринимаемому. Если сам факт наличия или отсутствия субъективного отношения к воспринимаемому может проявиться в латентном периоде восприятия, то качественные особенности внимания отражаются в показателях продуктивности деятельности. Поэтому исследование внимания в связи с проявлением ригидности представляет большой интерес.

Психическая ригидность не может быть рассмотрена как отдельная черта, существующая вне контекста личности (Г.В. Залевский). Уровень проявления психической ригидности обуславливается взаимодействием его личностных особенностей с характером среды, включая степень сложности стоящей перед ним задачи, ее привлекательности для него, наличие опасности, монотонность стимуляции. В случае формирования ригидности как свойства личности она начинает распространять свое влияние на многие сферы личности (эмоциональную, когнитивную, поведенческую).

В настоящее время дистанционное образование и высшее образование находятся в процессе адаптации к происходящим в обществе изменениям. Новые техноинфраструктуры начинают определять суть образовательной среды. Существование отличий между традиционным и дистанционным обучением, прежде всего, определяется качественным отличием реализации учебных целей и задач.

Целью работы является Выявление особенностей динамики развития внимания и психической ригидности у студентов в условиях традиционного и дистанционного обучения.

Объектом исследования является процесс традиционного и дистанционного обучения.

Предметом исследования является динамика развития внимания и психической ригидности в условиях традиционного и дистанционного обучения.

Гипотеза исследования. Дистанционное обучение оказывает менее выраженное влияние на динамику развития внимания и снижение психической ригидности студентов, по сравнению с традиционным обучением.

Задачи исследования.

1. Выявить динамику развития внимания студентов.

2. Выявить динамику психической ригидности студентов.

3. Выявить особенности взаимосвязи внимания и психической ригидности студентов в их динамике и в контексте рассматриваемых педагогических систем.

Теоретической основой исследования является системная (структурно-уровневая) концепция психики Роговина М. С. — Залевского Г. В.

Методы исследования: Томский опросник ригидности, разработанный Г. В. Залевским. Выбранные нами шкалы «актуальная ригидность» и «установочная ригидность» позволили нам рассмотреть психическую ригидность как интегративное свойство личности. «Корректурная проба» по Ландальту. Методика Г. Мюнстерберга на избирательность восприятия вербального материала. Методика «отыскания чисел», предложенная B. J1. Марищуком для изучения распределения внимания.

Научная и теоретическая значимость. Выявлена динамика развития внимания студентов, динамика психической ригидности у студентов в условиях дистанционного обучения (комбинированной модели) — выявлены особенности взаимосвязи внимания и психической ригидности студентов в условиях дистанционного обучения (комбинированной модели) — выделены психолого-педагогические принципы дистанционного обучения (комбинированной модели).

Практическая значимость. Разработаны психологические рекомендации для разработчиков мультимедиа-курсов, с учетом выявленной динамики внимания и псиической ригидности в структуре личности студентов, обучающихся дистанционно. Положения, выносимые на защиту:

1. Особенности внимания и психической ригидности как интегративного свойства личности играют существенную роль в процессе обучения и могут выступать в качестве наиболее чувствительных критериев, позволяющих оценить особенности дистанционного обучения (комбинированной модели) в сравнении с традиционным обучением.

2. Процесс дистанционного обучения приводит к определенной динамике внимания, росту его качества, которую можно оценить, с одной стороны, через анализ повышения характеристик внимания в отдельности, с другой, через определение их консистентности. Последнее является более предпочтительным в силу своей глубины.

3. Дистанционная (комбинированная) и традиционная модели обучения обуславливают отношения между уровнями в структуре индивидуальности и выступают в качестве условий, обуславливающих отношение между вниманием и психической ригидностью-флексибильностью как интегративным свойством личности.

4. Умеренно выраженная психическая ригидность положительно коррелирует с вниманием, обеспечивая более выраженную динамику, в контексте дистанционного обучения (комбинированной формы). Достоверность и обоснованность результатов обеспечивались применением апробированного инструментария, теоретической, эмпирической валидностью методов исследования, методами статистической обработки данных, с применением t-критерия Стьюдента, корреляционного и дисперсионного анализа с использованием интегрированной системы STATISTICA для комплексного статистического анализа и обработки данных в среде Windows.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялась в процессе экспериментальной работы в Томском государственном университете, в форме докладов и выступлений на:

• Сибирской научной конференции «Проблемы развития творческого потенциала личности в системе педагогического образования». Томск, 1996.

• Региональной научно-методической конференции «Актуальные проблемы методической работы в учебном процессе». Томск, 1997.

• Общероссийской конференции «Комплексный подход к подготовке специалиста-исследователя». Томск, 1997.

• Научно-практическом семинаре «Психолого-антропологический и культурологический подходы в системе непрерывного образования». Томск, 1997.

• Научно-методическом семинаре «Дистанционное образование: анализ опыта и перспективы развития». Томск, 1998.

• Международной научно-практической конференции «Новые информационные технологии в университетском образовании», г. Новосибирск, 1999.

• Международном симпозиуме «Социальная психология на пороге XXI века». Ярославль, 1999.

• Международном семинаре «Подготовка специалистов для развития системы отрытого и дистанционного образования». Ярославль, 1999.

• Научно-практическом семинаре «Электронные университеты в системе образования». Томск, 1999.

• Втором Международном семинаре «Подготовка специалистов для развития системы отрытого и дистанционного образования». Санкт-Петербург, 1999.

• семинарах в Институте Дистанционного образования Томского государственного университета.

Материалы исследования использовались в курсах лекции по проблемам компьютеризации учебного процесса.

По теме исследования опубликовано 14 печатных работ и учебно-методическое пособие.

Структура диссертации. Работа содержит введение, три главы, заключение, приложения, список литературы (285 наименований). Объем диссертации 164 страниц.

Выводы:

1. В условиях дистанционного обучения интенсивно развивается внимание и снижается уровень психической ригидности. Например, увеличился уровень развития распределения внимания (р<0.001), увеличился уровень избирательности внимания (р<0.001 Дистанционное обучение оказывает более выраженное воздействие на развитие внимания (на концентрацию внимания F= 14.05, р=0.00- на распределение внимание F=49.61, р=0.00- на избирательность внимания F=69.11, р=0.00) и на снижение уровня психической ригидности (на актуальную ригидность F=7.92, р=0.00- на установочную ригидность F=4.77, р=0.01) студентов по сравнению с традиционным обучением (на избирательность внимания F=8.15, р=0.00).

2. Анализ структуры внутрифункциональных связей свойств внимания показал конситентность свойств, что свидетельствует о более высоком уровне развития внимания у студентов обучающихся дистанционно, по сравнению со студентами обучающимися традиционно.

3. Структура внутрифункциональных связей свойств внимания при низком, умеренном и высоком уровнях психической ригидности сильно отличаются консистентностью структуры.

4. Полученная структура внутрифункциональных связей свойств внимания при умеренном уровне актуальной и установочной ригидности показывает, что свойства внимания выступают в виде функционального единства, что свидетельствует о хорошем состоянии внимания.

5. В условиях компьютеризированной среды отчетливо проявляются нелинейных зависимости между уровнем психической ригидности и свойствами внимания, которые в обычной (не компьютеризированной среде) не проявляются, либо проявляются слабо.

Заключение

.

Компьютеризация воздействует не только на развитие эмоциональной сферы личности, но и на познавательную и мотивационную. Воздействия на психическое развитие могут быть как намеренными, так и ненамереннымидостигаемые результаты могут соответствовать поставленным целям или быть побочными по отношению к этим целям.

Психологические последствия компьютеризации, как правило, противоречивы. Компьютер может способствовать развитию познавательной потребности личности, предоставляя человеку такие знания, которые он не может получить без его помощи, он может дать мощный стимул развитию внешней мотивации, но компьютер может быть как средством более полного освоения мира, так и средством ухода от него.

Наше предположение о том, что дистанционное обучение оказывает менее выраженное влияние на динамику развития внимания и снижение психической ригидности студентов, по сравнению с традиционным обучением оказалось не верным.

Все поставленные в данном исследовании задачи можно считать решенными.

В теоретическом плане обоснована актуальность выбранной проблемы,. проведен теоретический анализ существующих подходов к исследованию внимания и психической ригидности, а так же к влиянию учебной деятельности на развитие личности в разных образовательных условиях.

В экспериментальном плане выявлена динамика развития внимания студентов, динамика снижения психической ригидности установлены эмпирические зависимости между вниманием и психической ригидностью, определена внутрифункциональная структура внимания при разных уровнях психической ригидности.

В прикладном плане разработаны психологические рекомендации для разработчиков мультимедиа-курслв, с учетом особенностей динамики внимания и психической ригидности студентов.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская К. Типология активности личности // Психологический журнал. 1985.- № 5.- с. 3−19.
  2. Абульханова-Славская К. Деятельность и психология личности. М.: Наука, 1980.- 555 с.
  3. .Г. Воспитание внимания школьников. М-Л.: АПН РСФСР, 1946.- 52 с.
  4. .Г. Избранные психологические труды: В 2-х т., Т.1.- М.: Педагогика, 1980.- 230 с.
  5. .Г. О проблемах современного человекознания. М.: Наука, 1977.-331 с.
  6. .Г. Психофизиология студенческого возраста и усвоение знаний // Вестник высшей школы. 1972.-№ 7.- с. 17−26.
  7. В.Н. Психологические аспекты представления информации на экране дисплея: Автореферат дис. канд. пс. наук. С-Пб, 1991.- 23 с.
  8. Л.И. К психологии личности как развивающейся системы // Психология формирования и развития личности. М.: Наука, 1981. — с. З-19.
  9. О.Н., Бабанин Л. Н., Войскунский А. Е. Коммуникация в компьютерных сетях: психологические детерминанты и последствия // Вестник МГУ.- 1996.-№ 4.- с.14−21.
  10. А.Г. Личность как предмет психологического исследования. -М.: Мое. ун-т, 1984. 104 с.
  11. Р. Человеческая память в процессе обучения. М.: Прогресс, 1980.- 528 с.
  12. V 12. Балл Г. А. Теория учебных задач. М.: Педагогика, 1990.- 183 с.
  13. .А., Бенедиктов С. Б. Психология обучения и воспитания в советской психологии. Минск: Вышэйшая школа, 1983.- 224 с.
  14. Ф. Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. -М.: Наука, 1988.- 84с.
  15. Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. М.: Медицина, 1966.- 349 с.
  16. И. Т. Психология установки и кибернетика. М.: Наука, 1966.-250с.
  17. А. Современные идеи о детях. М.: Космосъ, 1910. — 216 с.
  18. В. Уровни бодрствования и внимания // Экспериментальная психология .- М.: Прогресс, 1970. С. 97−146.
  19. А. А. Личность и общество. М: Педагогика, 1983. — 328с.
  20. Е. И. Время реакции человека. М.: Медицина, 1964.- 440 с.
  21. . С. Психологические аспекты нравственного развития личности. -М.: Знание, 1977.- 64 с.
  22. Д. Е. Установка на стимул и установка на свет: два вида селективного внимания. // Хрестоматия по вниманию. М.: Мое. ун-та, 1976.- с. 50−65.
  23. А. В. Психология мышления и проблемное обучение. М.: Знание, 1983.- 96 с.
  24. Л. М. Психические процессы. В 2-х. Т. Л.: Ленингр. Ун-т., 1974.
  25. .М. Компьютеры и познание. М.: Наука, 1990.- 125 с.
  26. Л.А. Восприятие и обучение. М.: Просвещение, 1969.- 365с.
  27. А.А. Активное обучение в высшей школе. М.: Высшая школа, 1991.-207 с.
  28. Внимание. // Общая психология. М.: Просвещение, 1981.- с. 153−168.
  29. Вопросы психологии познавательной деятельности школьников и студентов. М.: МГПИ, 1988.- 219с.
  30. В. Очерки психологии. М.: Московское книгоиздательство, 1912.235 с.
  31. JI.C. Собрание сочинений. В 6 т. М.: Педагогика, 1984.
  32. В.М. Информатика для физиков. Опыт дистанционного обучения // Новые информационные технологии в университетском образовании. Материалы Международной научно-методической конференции. Новосибирск, 1999.- с.87−88.
  33. В.М. Компьютер на уроках физики // Применение новых технологий в образовании. Материалы V Международной конференции. Троицк, 1994.-е.157−158.
  34. В.М., Демкин В. П. Мультимедиа курсы в дистанционном образовании // Информационные технологии в проектировании и производстве. Вып. 3.-М.:ВНИИМИ, 1997.-c.H-15.
  35. В.М., Демкин В. П. Психологические проблемы образования человека ноэтического. Материалы Международного симпозиума. Томск, 1998.- с. 46.
  36. В.М., Демкин В. П. Электронный курс дистанционного обучения: концепция и технология // Тезисы докладов Всероссийской научно-методической конференции, С-П6Д997, — с. 120.
  37. В.М., Демкин В. П. Психологические проблемы образования человека ноэтического. Материалы Международного симпозиума. Томск, 1998.- с. 46.
  38. В.М., Демкин В. П., Нежурина М. И. Распределенный банк знаний для подготовки дипломированных специалистов // Информационные технологии в проектировании и производстве. Вып. 3.- М.:ВНИИМИ, 1997.-С.15−18.
  39. В.М., Демкин В. П., Ревушкин А. С. Развитие дистанционного образования в Томском университете. // Тезисы докладов Всероссийской научно-методической конференции, С-Пб, 1996.- с.125−126.
  40. В.М., Шаповалов А. В. Компьютерная поддержка лекционных занятий в малых группах // Информационные технологии в непрерывном образовании. Тезисы докладов Международной конференции-выставки. Петрозаводск, 1995. с. 88.
  41. П.Я., Кабыльницкая СЛ. Экспериментальное формирование внимания. -М.: Мое. ун-та., 1974. 101 с.
  42. П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. М.: Мое. Ун-т, 1985.- 45с.
  43. П.Я. К проблеме внимания //Доклад АПН РСФСР.- 1958.- ТЗ.-с. 58−61.
  44. В.А. Системные описания в психологии. JL: Лен. Ун-т, 1984. -175с.
  45. В.А., Юрченко В. Н. Системный подход к анализу, описанию и экспериментальному исследованию психических состояний человека. // Экспериментальная и прикладная психология. Л.: Лен. Ун-т, 1981. — с.5−18.
  46. .Т. Динамика развития нравственного самосознания личности студентов в процессе обучения: Автореферат дис. кан. пс. наук. Ташкент, 1993.- 20 с.
  47. О.Н., Гильбух 0.3. Исследование гибкости мыслительных действий у школьников.// Новые исследования в психологии. -М.: Педагогика, 1979.-е.31−35.
  48. Г. О восприятии вообще. // Хрестоматия по вниманию. М.: Мое. ун-та, 1976.- с. 66 — 72.
  49. Ю.Б. Деятельность и внимание. // А. Н. Леонтьев и современная психология. -М.: Мое. Ун-т, 1983. с. 165−177.
  50. Н.Ф. Студент: путь к личности. М.: Молодая гвардия, 1982. -166 с.
  51. Э.А. Структура личности в аспектах дифференциальной психологии и психофизиологии. Свердловск: СИПИ, 1983. — 80 с.
  52. А.В. Виды преобразования интеллектуальной деятельности в условиях диалога с компьютером. М.: Мое. Ун-т, 1990.- 123с.
  53. Л.П. Психологические последствия компьютеризации: функциональный, онтогенетический и исторический аспекты // Вопросы психологии. 1993.-№ 3. — с. 5−16.
  54. В.В. Виды обобщения в обучении. М.: Педагогика, 1972. — 423 с.
  55. В.В. Проблемы развивающего обучения. М.: Педагогика, 1986. -240 с.
  56. Г. Г. Компьютер и здоровье. М.: Советский спорт, 1995. -64с.
  57. В.П. Организация распределенного обучения в системе дистанционного образования. // Новые информационные технологии в университетском образовании. Материалы Международной научно-методической конференции. Новосибирск, 1999.- с. 190−191.
  58. В.П. Организация системы дистанционного образования в вузе. Проблемы высшего технического образования. Вып. 12, Новосибирск.- с. 12−17.
  59. В.П. Организация системы дистанционного обучения в Сибири // Вестник Ассоциации «Открытый университет Западной Сибири». Вып.1, Барнаул, 1999. с. 16−29.
  60. В.П., Вымятнин В. М., Можаева Г .В., Тарунина Г. А. Дистанционное образование в мультимедиа // Высшее образование России. 1998. -№ 4. — с. 122−124.
  61. В.П., Вымятнин В. М., Нявро В. Ф. Дистанционное образование и его технологиии: Материалы Межд. Научно-тех. Конф. Сочи, 1998.- 6577.
  62. Е.В. Возрастные особенности личности студентов и формирование педагогических установок: Автореферат дис. канд. пс. наук. -Тбилиси, 1988. 22 с.
  63. У. Внимание. // Хрестоматия по вниманию. М.: Мое. ун-т, 1976. -с. 50−65.
  64. Д.М. Формирование информационной культуры студентов в условиях дистанционного обучения. Алматы: Фылым, 1997. — 221с.
  65. Джусубалиева Д. М Дистанционное образование. Алматы: Фылым, 1997. — 81 с.
  66. Дистанционное образование в России: проблемы и перспективы. М.: МИЭСИ, 1998. — 562 с.
  67. Дистанционное образование и его технологии. // Составители: Демкин В .П., Вымятин В. М., Нявро В. Ф, — Томск, 1997.- 34 с.
  68. Дистанционное образование, состояние и перспективы развития. М.:, 1998. — с.
  69. Н.Ф. Внимание в процессе регуляции психической деятельности личности. // Материалы IV Всесоюзного съезда Общества психологов. -Тбилиси: Мицниереба, 1971. с. 9−10.
  70. Н.Ф. Внимание и память. М.: Знание, 1958. — с. 7−12.
  71. Н. Ф. Основные вопросы психологии внимания. // Психологическая наука в СССР. 1959. — Т1. — с. 202 — 442.
  72. Н.Ф. Об организованности внимания. // Вопросы психологии внимания. Саратов: 1974. — с. 3−11.
  73. Н.Ф. О воспитании внимания // Педагогическое образование. -1936.-№ 4.-с. 74−92.
  74. Н. Ф. О селективности и динамике внимания. // Вопросы психологии. 1975. — № 2. — с. 68−80.
  75. Н.Ф. Основные вопросы психологии внимания. //Психологическая наука в СССР. М.: АПН РСФСР, 1959.- с. 207−220.
  76. Н. Ф. О новых исследованиях внимания. // Вопросы психологии. 1973, — № 3, — с. 121−128.
  77. Н. Ф. О теории и воспитании внимания. // Советская педагогика. 1938. -№ 8.-с. 3−8.
  78. Н.Ф. Произвольное и послепроизвольное внимание. // Ученые записки МГПИ им. Потемкина". 1958. — Т. 62. — Вып. 3. — с. 58- 72.
  79. Н.Ф. Труд и внимание. // Вопросы психологии труда, трудовое обучение и воспитание. Ярославль: Яр. Ун-т., 1963. — с. 13−20.
  80. В.П. О внедрении телекоммуникаций в образование. // Вопросы психологии. 1996. — № 4. — с. 100−111.
  81. А.К. Мотивы учебной деятельности студентов. Харьков: ХГУ, 1987.-54 с.
  82. М.И., Кандыбович JI.A. Психология высшей школы. Минск: Мин. Ун-т, 1978.-319 с.
  83. А.П. Дистанционное обучение в учебном заведении высшего образования. // Дистанционное образование. -№ 1. 1998. — с. 20−23.
  84. А.Ж. Дистанционная система образования: концепция и опыт ее реализации в педвузах и школах. Новосибирск: НГПУ, 1995. — 20 с.
  85. С.А. и др. Психофизиологическая характеристика студентов с разным уровнем мотивации учения в период адаптации. // Исследование мотивационной сферы личности. Новосибирск: НГТУ, 1984. — с. 113−116.
  86. Г. В. Психологическая ригидность в норме и патологии. Томск: Томский ун-т, 1993. — 272 с.
  87. Г. В. Фиксированные формы поведения. Иркутск: Вост.-Сиб. Из-во, 1976. — 192 с.
  88. Г. В. Внимание в связи с индивидуально-типическим проявлением ригидности. // Экспериментальное исследование внимания. М., Ученые записки Моск. Педагогического института, № 381, 1970. — с. 141 -162.
  89. Г. В., Никиреев Е. О соотношении ригидности и темпа психической деятельности. // Экспериментальное исследование внимания. М., Ученые записки Моск. Педагогического института, № 381, 1970. — с. 163 -170.
  90. Э.Ф. Психолого-педагогические методы исследования инженерно-педагогического образования. Свердловск: СИПИ, 1986. — 44 с.
  91. Зинченко В. П Опознание и кодирование. JL: JI. ун-та, 1981. — 182 с.
  92. В.П., Леонова А. Б., Стрепков Ю. К. Психометрика утомления. -М.: Московский ун-т., 1977. 109 с.
  93. В.П., Мунипов В. М., Смолян Г. JI. Эргономические основы организации труда. М.: Экономика, 1974. — 240 с.
  94. Г. В. Особенности учебной деятельности и профессиональное развитие личности студентов: Автореферат дис. канд. пс. наук. Пермь, 1998. -21с.
  95. И.М. Волевые проявления студентов в учебной деятельности. -Ростов: Ростовский пед. Ун-т, 1991. 98 с.
  96. Ильясов И, И. Структура процесса учения. М.: Московский университет, 1986. -109 с. 101. «Искусственный интеллект» и психология. -М.: Наука, 1976.- 343 с.
  97. Исследование памяти. М.: Наука, 1990. — 214 с.
  98. В.А., Трубников Е. В. Психолого-педагогичекие требования к качеству учебных программ // Вопросы психологии. 1987. — № 1. — с. 47−51.
  99. З.И. Продуктивность мышления как основа обучаемости. М.: Педагогика, 1981.-200 с.
  100. В.Н. Система дистанционного обучения: модели информации и технологии // Проблемы информации. 1996. — № 2. — с. 14−19.
  101. Кле М. Психология подростка: психосексуальное развитие. М.: Педагогика, 1991.-42 с.
  102. Комплексные социальные исследования. JL: JL Ун-т, 1976. -120 с.
  103. Компьютер * человек * общество. Тарту: Тар. Ун-т, 1991. — 195 с.
  104. Компьютер и задача выбора. М.: Наука, 1989. — 204 с.
  105. Компьютеризация общества и человеческий фактор. М.: ИНИОН, 1988. -226 с.
  106. М.А. Использование компьютера в формировании у школьников психологической готовности к труду: Автореферат дис. канд. пс. наук. -М., 1988. 23 с.
  107. Н.А., Залевский Г. В. Фиксированные формы поведения в человеческом познаний. // Сибирский психологический журнал. 1997−1998.-Вып. 5−6.-с. 11−19.
  108. Т.В., Тихомиров O.K. Принятие интеллектуальных решении в диалоге с компьютером. М.: МГУ, 1990. — 191 с.
  109. Р., Влеймник И. Интерфейс «человек-компьютер» М.: Мир, 1990. -501 с.
  110. W15. Кошелева С. В. Психологические особенности учебной деятельности. Ирг.1 «/р г, J Г. кутск: Иркут. ун-т, 1988. 72 с. — К
  111. Т.А. Формирование психологической готовности учащихся к продуктивному использованию компьютеров: Автореферат дис. канд. пс. наук. Ставрополь, 1998. — 22 с.
  112. А.И. Психологические проблемы исследования активности человека // Вопросы психологии. 1984. — № 3. — с. 25−33.
  113. А.И. Целостно-функциональный анализ индивидуальных проявлений общительности студентов. М.: Просвещение, 1986. — 112 с.
  114. Ю.Н. Психология обучения взрослых. М.: Просвещение, 1985.-128 с.
  115. Н.Н. Теория волевого внимания. // Хрестоматия по вниманию. М. Мое. ун-т., 1976. — с. 107−143.
  116. Н.С. К вопросу о динамической стороне психической активности // Проблемы дифференцированной психофизиологии. М.: Педагогика, 1977.-с. 212−241.
  117. Т. Н. Интеграция эмоционального и делового компонентов учебного взаимодействия студентов в контексте обучения. М.: Просвещение, 1993.- 89 с.
  118. А.Н. Избранные психологические труды. В 2-х Т. Tl. -М.: Педагогика. — 1983. — 392 с.
  119. А.Н. Проблемы развития психики. М.: Мое. Ун-т, 1972. — 544 с.
  120. В.Т. Актуальные проблемы нравственного воспитания будущих специалистов. Л.: Знание, 1978. — 89 с.
  121. В.Т., Дмитриев А. В. Личность студента. Л.:ЛГУ, 1974. — 184 с.
  122. Личность и ее развитие в процессе обучения. Саранск: Морд, ун-т, 1996. -138 с.
  123. Личность студента. Каунас: 1970. — 276 с.
  124. .Ф. К проблеме деятельности в психологии // Психологический журнал. 1981. — Т.2. — № 5. — с. 3−22.
  125. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. -М.: Наука, 1984. 443 с.
  126. А.Р. Проблема внимания. /ЛСуре общей психологии. Лекция 13−18. -М.: Мое. ун-т, 1965. с. 68- 136.
  127. Т.Г. Экспериментальные исследования особенности внимания студентов с различной личностной типологией: Автореферат дис. канд. пс. наук. -М., 1988.-21 с.
  128. Г. В., Демкин в.П., Вымятнин В. М. Принципы дистанционного обучения: Тезисы докладов. V Академические чтения. «Образование и наука не рубеже XXI века». Казань: Унипресс, 1999. — с. 19−21.
  129. Г. В., Лисовский В. Т. Современный студент. Тбилиси.: Тб. ун-т, 1982.-224 с.
  130. В.А. Возрастные и индивидуальные особенности распределения внимания у студентов: Автореферат дис. канд. пс. наук. М., 1979. — 21 с.
  131. А.К. и др. Формирование мотивации учения. М.: Просвещение, 1990.- 192 с.
  132. A.M. Проблемные ситуации и обучение. М.: Педагогика, 1972. — 168 с.
  133. Методология и методика исследования путей совершенствования психолого-педагогической подготовки студентов университета. Орджоникидзе: Северо-Осетинский гос. Ун-т., 1986. — 221 с.
  134. Методология разработки компьютерного учебного пособия. // Дистанционное образование. № 2. — 1998. — с. 9−11.
  135. Мотивация жизнедеятельности студента. Каунас, 1971. — 547 с.
  136. Ш. А. Установка и деятельность. Тбилиси: Мецниереба, 1987.- 361с.
  137. У. Познание и реальность. М.: Прогресс, 1981.-е. 97−122.
  138. У. Селективное чтение: метод исследования зрительного внимания. // Хрестоматия по вниманию. М.: Мое. ун-т, 1976. — с. 282−291.
  139. В.Д. Психофизиология исследования индивидуальных различий. М.: Знание, 1976. — 230 с.
  140. П.Б. Память, внимание и информация. // Тезисы доклада на II съезде Общества психологов. Вып.1. М.: АПН РСФСР, 1963. — с. 38−39.
  141. Непаридзе К вопросу взаимоотношения между вниманием и установкой. -Тбилиси: Тб. Ун-т, 1968. 87 с.
  142. А.П. Очерки психологии для воспитателей и учителей. М.: Просвещение, 1993. — 355 с.
  143. Г. С. Самоконтроль как механизм надежности человека-оператора. Д.: Лен. Ун-т, 1977. — 143 с.
  144. Образ жизни современного студента / под ред. В. Т. Лисовского -Л.ЛГУД981 -156с.
  145. Общие способности студенческого возраста. Пятигорск, 1981. — 93 с.
  146. Основы педагоги и психологии высшей школы. М.: МГУ, 1986.- 303 с.
  147. Ю.В. Учет человеческого фактора в пользовательском интерфейсе // Человеческий фактор в современном автоматизированном производстве. Хабаровск, 1989. — с. 58−60.
  148. А.В. К психологии активности личности. // Вопросы психологии. 1975. — № 3. — с. 26−38.
  149. А.В. Развитие личности и проблемы ведущей деятельности // Вопросы психологии. 1987. — № 1. — с. 15−26.
  150. А.В., Ярошевский М. Г. История и теория психологии. В 2 Т. -Ростов на Дону, 1996.
  151. К.К. Структура и развитие личности. М.: Наука, 1986. — 255 с.
  152. Психологический словарь. М.: Педагогика-Пресс, 1997. — 440 с.
  153. Познавательные процессы в деятельности. Ярославль: ЯрГУ, 1987. -141с.
  154. Познавательные процессы и способности в обучении. М.: Просвещение, 1990. — с. 34−35.
  155. А. Системы дистанционного образования. // Новые знания. -1996. -№ 3.- с. 34−35.
  156. Я.А. Знание, мышление и умственное развитие. М.: Просвещение, 1967.- 264 с.
  157. А.С. Исследования по психологии установки. Тбилиси: Мецниереба, 1967.- 340с.
  158. А.С. Психологические очерки. Тбилиси: Мецниереба, 1975. — 111с.
  159. А.Д. Психические состояния и их проявления в учебном процессе. Казань: КГУ, 1991. — 167 с.
  160. Психологические проблемы создания и использования ЭВМ. М.: Московский Ун-т, 1985. — 239с.
  161. Прикладная психология в высшей школе. Казань: КГУ, 1979. -270 с.
  162. Психологические и педагогические основы обучения студентов. М.: Знание, 1977. -47с.
  163. Психологические и психофизиологические особенности студентов. Казань: КГУ, 1997. — 296 с.
  164. Психологическое и психофизиологическое обеспечение процесса обучения студентов, Рига: 1988.- 198 с.
  165. Психология машинного зрения. М.: Мир, 1978.- 343 с.
  166. Психолого-педагогические аспекты адаптации студентов к учебному процессу в вузе. Кишинев: Штиинца, 1990. — 115 с.
  167. Психолого-педагогические аспекты организации работы студентов с компьютерами. Автореферат дис. канд. пс. наук. — Минск, 1991.- 20 с.
  168. Психолого-педагогические и психофизиологические проблемы компьютеризации обучения. М.: АПН СССР, 1985.- 162 с.
  169. Развитие психофизиологических функций взрослых людей (средняя зрелость). М.: Педагогика, 1977. — 198 с.
  170. Н.И. Психология личности. М.: Просвещение, 1987. — 231 с.
  171. Т. Психология внимания. // Хрестоматия по вниманию. М.: Мое. ун-та, 1976.-е. 66−102.
  172. М.С. Структурно-уровневые теории в психологии: методологические основы. Ярославль: ЯрГУ, 1977. — 78 с.
  173. М.С. Научные критерии психической патологии. Ярославль: ЯрГУ, 1981.- 77 с.
  174. М.С., Залевский Г. В. Теоретические основы психологического и патопсихологического исследования. Томск: ТГУ, 1988. — 234 с.
  175. М.Ю. Психология обучения в вузе. JL: ЛГУ, 1991. — 48 с.
  176. В.М. Обучение, образование, культура // Вестник высшей школы. -1987. № 2.-с. 20−26.
  177. Г. Г. Изменение основных свойств внимания студентов-первокурсников в период адаптации к учебному процессу: Автореферат дис. канд. пс. наук. М., 1980. — 21 с.
  178. С.А. Основы общей психологии. В 2-х Т.- М.: Педагогика, 1989.
  179. С.А. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1973. -423 с.
  180. Рубин Несуществование внимания. // Хрестоматия по вниманию. М.: Мое. Ун-т, 1986. — с. 144−145.
  181. А.К. Самостоятельная познавательная деятельность студентов. -Саратов, 1997. 115 с.
  182. Е.Н. Изменения в зрительном анализаторе при произвольном напряжении внимания. // Проблемы физиологической оптики. М.: АН СССР, 1947.-с. 168- 189.
  183. И. Избранные произведения. М.:АН СССР, 1952. — 762 с.
  184. Э.Г. Психологические аспекты компьютеризированного обучения. // Сибирский психологический журнал. Вып. 4.- с. 33−35.
  185. Э. Г. Холина Л.И. Психолого-педагогические аспекты дистанционного обучения. Новосибирск: НГТУ, 1999. — 125 с.
  186. Е.П. Функции компьютера в учебной деятельности и учебное программное обеспечение // Вопросы психологии. 1987. — № 1. — с. 52−54.
  187. С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. М.: Аспект Пресс, 1995. — 272 с.
  188. Г. Л. Человек и компьютер. М.: Политиздат, 1981. — 192 с.
  189. В.И. Воспитание внимания школьников-гимнастов. Саратов: Саратовский ун-т, 1964. — 18 с.
  190. В.И. Внимание в структуре личности. Саратов: Саратовский унт, 1969.-28 с.
  191. В.И. Направленность внимания в работе над рисунком. // Ученые записки Московского госпединститута им. Ленина, 1970. с. 77−91.
  192. В.И. Психологическая теория внимания. // Вопросы психологии внимания. Саратов: Саратовский ун-т, 1969. — с. 3 — 15.
  193. Студент в учебном процессе. Каунас, 1972.- 710 с.
  194. Студент и его деятельность. Минск: Мин. Гос. Ун-т, 1978. — 159 с.
  195. Студенты на пороге XXI века: Монография. М.: МГУ, 1990. — 375 с.
  196. Студенческая группа. М.: Молодая гвардия, 1975. — с. 225.
  197. Н.Ф. Психофизиологические механизмы избирательности внимания. Л.: Наука, 1985. — 287 с.
  198. Г. С. Мотивационно-ценностные аспекты познавательной деятельности взрослого человека: Автореферат дис. канд. пс. наук. Л., 1975. — 19 с.
  199. Сухобская Г. С, Кулюткин Ю. Н. Индивидуальные различия в мыслительной деятельности взрослых учащихся. М.: Педагогика, 1971. — 111с.
  200. Н.Ф. Теоретические проблемы программированного обучения. -М.: МГУ, 1969.- 132 с.
  201. Э.Б. Внимание. // Хрестоматия по вниманию. М.: Мое. ун-т, 1976.-е. 50−65.
  202. В.П. Основные принципы построения системы дистанционного образования России. // Дистанционное образование. № 1. — 1998. — с.4−9.
  203. O.K., Бабанин Л. Н. ЭВМ и новые проблемы психологии. М.: Мое. Ун-т, 1986.-204 с.
  204. Д.Н. Психологические исследования. М.: Наука, 1966. — 451с.
  205. Д.Н. Экспериментальные основы психологии установки. Тбилиси: Груз. СССР, 1961.-210 с.
  206. Г. Руководство к исследованию физической и психологической деятельности детей школьного возраста. М.: Мир, 1913.-е. 243−311.
  207. .И., Джалишвили З. О. Логика компьютерного диалога. М.: Омега, 1994. — 204 с.
  208. Л.П. Развитие внимания взрослых: Автореферат дис. канд. пс. наук. Л., 1972. — 23 с.
  209. Формирование учебной деятельности студентов. М.: Мое. ун-т, 1989. -240 с.
  210. Хрестоматия по вниманию. М.: Мое. Ун-т, 1986. — 295 с.
  211. Человек и ЭВМ. М.: Экономика, 1983.- 183 с.
  212. Н.В. Психологическая классификация пользователей ЭВМ. М.: Вычислительный центр АН СССР, 1989. — 24 с.
  213. . Психология программирования: человеческие факторы вычислительных и информационных теориях. М.: радио и связь, 1984. -255 с.
  214. К. Студенты: становление личности. М.: Прогресс, 1982. -136 с.
  215. ЭВМ массового применения. М.: Наука, 1987. — 272 с.
  216. Д.Б. Избранные произведения. М.: Педагогика, 1989.- 64 с.
  217. В.А. Обучение как процесс управления: психологический аспект. -Л.:ЛГУ, 1988. 159 с.
  218. Abrami P., Bures Е. Computer-Supported Collaborative Learning and Distance Education, The American Journal of Distance Education, 1996, vol 10, no 2, p. 37.
  219. Alkalay Y. From Supported Distance Learning to Self Directed Flexible Learning// Proceedings of the EDEN Lomonosov Moscow State University Conference, Moscow, 3−5 October 1999.-p.12−18.
  220. Alsagoff A. New Technology and Distance Education in Malaysia, Proceedings Second International Conference on Distance Education in Russia, 1997, Moscow, p. 12−16.
  221. Barry M., Piper Т., etc. The Development of Open Models for Teaching Physics to Schools in Dispersed Locations in Russia and Canada // Proceedings of the EDEN Lomonosov Moscow State University Conference, Moscow, 3−5 October 1999.-p.l48−155.
  222. Bonner H. Psychologie of personality.- New York: Ronald.- 61.- 534p
  223. Boyd G. Emergence for Whom? A commentary on Chris Dede’s «The Evolution of Distance Education», The American Journal of Distance Education, 1996, vol 10, no 2, pps. 42−43.
  224. Catchpole M., Classroom, Open and Distance Teaching: a Faculty View, The American Journal of Distance Education, 1992, vol 6, no 3, pps. 34−35
  225. Cattell R. The Scientific analysis of personality.- Chicago: Aldino Pabl. Co.-1979.-399 p.
  226. Chirev P. The Result and Trends in Development of Open and Distance Learning in the Republic of Moldova // Proceedings of the EDEN Lomonosov Moscow State University Conference, Moscow, 3−5 october 1999.-p.l21−124.
  227. Cronlack L. Individual differences in learning to reproduce forms: a study in attention. Chicago, 1940. 222 p.
  228. Complell N. Correlates of computer anxiety of adolescent students // Journal of Adolescent Research.-1988(Spr).-3(l).-p.l07-l 17.
  229. Coville W. a.o. Abnormal Psyhchology.- New York: barners/Noble.- 1963.-298p
  230. Crompton P. Telematics and Distance Education A Review of Current Approaches // Proceedings of the EDEN — Lomonosov Moscow State University Conference, Moscow, 3−5 october 1999.-p.212−220.
  231. Demkin V., Dzhusubalieva D. Pedagogical Technologies in Distance Learning // Proceedings of the EDEN Lomonosov Moscow State University Conference, Moscow, 3−5 october 1999.-p.201−204.
  232. Dori T. A Central European Distance Learning Initiative Danube Open
  233. University // Proceedings of the EDEN Lomonosov Moscow State University Conference, Moscow, 3−5 october 1999.-pl00−103.
  234. Ivannikov D. Distance Education in Russia: Goal and Tasks, Proceedings Second International Conference on Distance Education in Russia, 1997, Moscow, p3−5
  235. Fakubowski P. Lange A.S. Responsible Assertive Behavior. Champaigh, 1976.
  236. Ferrari J. Oren T, J. Kont Secret of good interface // STAST.-4,~l.-p.20−26
  237. Glazyrin V. Reznik N., etc. Distance Education as an Opportunity to Exercise Persons’s Right to High-Quality Education in Russian Regions // Proceedings of the EDEN Lomonosov Moscow State University Conference, Moscow, 3−5 october 1999.-p 119−121
  238. Guetzkov H. An analysis of the operation of set in problem solving behavior// general psychology.-1951.-vol 45.-p219−244.
  239. Edwards Jack L., Mason James A. Evaluating the intelligence in dialogue system // International Jurnal of Man Mashine Studies — 1988.-28,~2−3.-p 139 173.
  240. Edwards J., Masson J, Dawson M, Di Lollo Vincent Effects of adapting luminance and stimulus contrast on the temporal and spatial limits of short -range motion//Vision Research.- 1990.-30,~3.-p.415−429
  241. Esikov D.A. Turevskaya R.A. Multimedia Information System on Child Clinical // Proceedings of the EDEN Lomonosov Moscow State University Conference, Moscow, 3−5 october 1999.-p 18−27.
  242. Kaminski H. Distance Learning in Economic Education // Proceedings of the EDEN Lomonosov Moscow State University Conference, Moscow, 3−5 october 1999.-pl07−108
  243. Kammersgaad J. Four different perspectives of human computer interaction //Interactional Jurnal of Man — Mashine Studies-1988,~4.-p.343−362
  244. Karas O. Course on Multimedia Use in Distance Education: The Learning Session Results // Proceedings of the EDEN Lomonosov Moscow State University Conference, Moscow, 3−5 october 1999.-pl68−176
  245. Kolos V. Multimedia for Distance Course Development: Framework for Teachers // Proceedings of the EDEN Lomonosov Moscow State University Conference, Moscow, 3−5 october 1999.-pl76−183
  246. Komaromi L. Improving Quality Management in Open and Distance Learning // Proceedings of the EDEN Lomonosov Moscow State University Conference, Moscow, 3−5 october 1999.-pl44−148.
  247. Kravets V. The Concept of Distance Education in University // Proceedings of the EDEN Lomonosov Moscow State University Conference, Moscow, 3−5 october 1999.-p226−231
  248. Kristoferson A. B. Attention in and physiological time. In: «Biological and physiological problems of psychology». M. 1966, Abstracts vol. I, p. 153.
  249. А. В. Attention in time discrimination and reaction time. Washington, 1965, p. 3−136
  250. Harrington Remith V. Computer anxiety A. Cloud on the Harizont of technologycal interventins// Organization Development Jurnal.-1988(Jan)-6(3).-p.51−55
  251. Heiler M. Attention, expectation and cortical evoked potentials.// Biologocal and physiologocal problems of psychology.- M., 1966.- 155 p.
  252. Henriksen P. Distance Education Old Style and New Style // Proceedings of the EDEN — Lomonosov Moscow State University Conference, Moscow, 3−5 october 1999.-p71−75
  253. Lambert K. The Perception of Convergence of Traditional Education and Distance Education in US Higher Education, Proceeding of 18th ICDE World Conference, June 2−6, 1997, Pennsylvania USA
  254. Lewin K. Principles of topological phsychology.- New York: MeGraw-Hill.-1963.-21 lp
  255. Luchins A, Luchins E Rigidity of behavior.- Eugene Oregon.- 1959.- 628p
  256. Marcos A., Distance Training of Applications: a Cooperative Approach, Proceedings Second International Conference on Distance Education in Russia, 1997, Moscow, p.94−104.
  257. Moore M. Free Trade in Higher Education, The American Journal of Distance Education, 1993, vol 7, no 3, pps 3−5
  258. Moore M. Motives for Collaborating in International Higher Distance Education, Proceedings Second International Conference on Distance Education in Russia, 1997, Moscow, pi6−22
  259. Muchnik M, Collaborative Models in Technology and Distance Education, Proceedings Second International Conference on Distance Education in Russia, 1997, Moscow, p26−30
  260. Nikitin M., Distance Learning within the Frames of the International Project, Carried Out by University of Norfolk (USA) and Kaliningrad (Russia),
  261. Proceedings Second International Conference on Distance Education in Russia, 1997, Moscow, p68−70
  262. Pritchard A, Global Learning, Proceedings Second International Conference on Distance Education in Russia, 1997, Moscow, p5−8.
  263. Revushkin A., Open and Distance Education as Integration Factor in Present-Day Society, Proceedings Second International Conference on Distance Education in Russia, 1997, Moscow, p63−65
  264. Seargen A., Using the Computer to Deliver Global Graduate Education, Proceedings Second International Conference on Distance Education in Russia, 1997, Moscow, p90−94
  265. Secrieru G., Bogatencov В., etc. Academic Network Facilities for Distance Learning System Deployment // Proceedings of the EDEN Lomonosov Moscow State University Conference, Moscow, 3−5 October 1999.-pl24−132
  266. Smeliansky R., Kozlov D., Voloshchenko K. The Distance Computer-Based Training System // Proceedings of the EDEN Lomonosov Moscow State University Conference, Moscow, 3−5 october 1999.-p27−33.
  267. Soiero A. Continuing Education and Distance Education // Proceedings of the EDEN Lomonosov Moscow State University Conference, Moscow, 3−5 october 1999.-p62−67.
  268. Sperman C. The abilities of man. Their nature and measurement. London, 1927, Chapter 15, p.259−269.
  269. Starke K. Junge partner. Tarsaschen uber Liebesbeziehungen im jugendalter. Leipzig, 1980
  270. Streveber P., Wasserman A.I. Quantitative measuress of the spatial properties of screen design // Human Computer Interaction — Interack 84/Ed. Shackel, IFIP, 1985.-p.81−89
  271. Tatatchouk G. Comparative Analysis of Distance Learning and Correspondence Study // Proceedings of the EDEN Lomonosov Moscow State University Conference, Moscow, 3−5 october 1999.-p75−78
  272. Tezak, E, International Video Thesis Defenses via the Internet: Problems and Solution, Proceedings Second International Conference on Distance Education in Russia, 1997, Moscow, p52−57
  273. Tikhomirov V. Distant Physics Education in Technical University // Proceedings of the EDEN Lomonosov Moscow State University Conference, Moscow, 3−5 october 1999.-p38−44
  274. Torres A., Transferring Distance Learning Know-How to Slovakia Importance of an Inception Phase in a Three — Year Project, Proceedings Second International Conference on Distance Education in Russia, 1997, Moscow, p59−63.
  275. Tsolakidis C. Distance Education: Parameters and Implementation // Proceedings of the EDEN Lomonosov Moscow State University Conference, Moscow, 3−5 october 1999.-155−162
  276. Vllrich R. Vllrich de Mugnck R. Einuebung vor Selbstverstrauen und Sozialer Kompletenz. Muenchen, 1976
  277. Wand B. Flexbility in intellectual perfomance//Educ. Testing Service: Princeton.- New York.-1934.-p 107
  278. Wennersten J. Distance Education and Underdeveloped Nations: Globalth1. arning or Global Baloney? Proceeding of 18 ICDE World Conference, June 2−6, 1997, Pennsylvania USA
  279. Wernre H. The Concept of rigidity: a critical evoluation//Psychological Raviw.-1964.-vol53.-p 43−52
  280. Wirtler U, Angleitner A. Longitudinal studu of changes in rigidity in the aged people //Ztschr. Fur cicrontologie.-1980.-Bd B (4)107 S.359−372.
  281. Zarda S. The Student Follow up in ODL, as an Element of the Quality Assurance System // Proceedings of the EDEN Lomonosov Moscow State University Conference, Moscow, 3−5 october 1999.-pl32−136.
  282. Zassoursky Y., Distance Education in Jurnalism, Proceedings Second International Conference on Distance Education in Russia, 1997, Moscow, p.24−26.
Заполнить форму текущей работой