Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Психологические особенности эмоционального развития ребенка в дошкольном учреждении

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Основные теоретические положения и полученные практические результаты изложены автором и получили одобрение на научно-практических конференциях педагогов и психологов дошкольных образовательных учреждений и начальных классов школы: «Перспективы развития дошкольного образования Московской области» (1997 г.), «Преемственность в работе дошкольных образовательных учреждений и школ Московской области… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ СФЕРА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА КАК ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 1. 1. Особенности психического развития ребенка
    • 1. 2. Онтогенез эмоций в детском возрасте
    • 1. 3. Психологическая характеристика эмоциональной 41 сферы детей
    • 1. 4. Выводы
  • ГЛАВА 2. ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
    • 2. 1. Современная система дошкольного образования в России
    • 2. 2. Эмоциональное развитие ребенка в дошкольном учреждении (на материале анализа программ)
    • 2. 3. Выводы
  • ГЛАВА 3. ЭМПИРИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ И РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ
  • ОБСУЖДЕНИЕ)
    • 3. 1. Процедуры исследования эмоционального состояния детей
    • 3. 2. Методика развития эмоциональной сферы детей
    • 3. 3. Особенности состояния и развития эмоциональной сферы детей (результаты исследования)
    • 3. 4. Выводы

Психологические особенности эмоционального развития ребенка в дошкольном учреждении (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность работы. Одним из основных принципов, сформулированных в Законе Российской Федерации об образовании, является гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Реализация этого принципа приобрела особое значение для становления личности ребенка, его психического развития, включающего как развитие его деятельности, мотивационной и интеллектуальной сфер, так и эмоционально-волевой сферы.

Следует отметить, что если проблеме интеллектуального развития детей посвящено достаточно большое количество исследований, то вопросам, связанным с развитием эмоциональной сферы ребенка, уделено гораздо меньше внимания.

Эмоциональное развитие детей, как правило, рассматривалось в связи с их коммуникативным развитием (Запорожец A.B., Лисина М. И., Неверович ЯЗ Репина Т.А.) или проблемой готовности ребенка к школе (Кравцов Г. Г., Кравцова Е.Е.). При этом проблема собственно эмоционального развития детей исследовалась явно недостаточно, в то время как отдельные ее аспекты относительно изучены. Так, исследовался феномен предвосхищения эмоций (Запорожец A.B., Неверович Я.З.), развитие эмпатии (Стрелкова Л.П.), эмоциональные реакции ребенка на оценку взрослого (Трунова Н.М.), развитие языка эмоций у детей (Гордеева О.В.), вопросы коррекции их эмоциональной сферы (Абрамян Л.А., Карабанова O.A., Спиваковская A.C.) и другие аспекты этой проблемы. Таким образом, к настоящему времени еще целый ряд важнейших сторон развития эмоциональной сферы детей оказался вне поля внимания ученых. В частности, это касается эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста.

В данной работе осуществляется изучение именно психических особенностей эмоционального развития дошкольника в общем контексте отечественных и зарубежных исследований эмоций (Абрамян Л.А., Анохин П. К., Вилюнас В. К., Вундт В, Выготский JLC., Изард К., Запорожец A.B., Клапаред Э., Лабун-ская В.А., Леонтьев А. Н., Лоуэн А., Лурия А. Р., Магдауголл У., Переверзева И. А., Прихожан A.M., Рейковский Я., Симонов П. В., Стрелкова Л. П., Якобсон П. М. и др.).

Цель диссертационного исследования заключается в системном изучении психологических особенностей развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста с учетом их индивидуально-типологических особенностей.

Задачи исследования:

— на основе системного анализа литературы по проблемам эмоций, эмоционального развития ребенка определить условия развития эмоциональной сферы дошкольника с учетом его индивидуально-типологических особенностей;

— обосновать характер изменения тревожности, рефлексии и саморегуляции ребенка как показателей его эмоционального развития;

— выявить влияние индивидуально-типологических особенностей ребенка на его целенаправленное эмоциональное развитие;

— разработать и апробировать комплексную методику целенаправленного развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста.

Объект исследования — эмоциональная сфера детей дошкольного возраста.

Предмет исследования — психологические особенности эмоционального развития детей 5−7-летнего возраста.

Гипотеза исследования.

Адекватное эмоциональное развитие детей старшего дошкольного возраста связано со снижением уровня тревожности, увеличением адекватности саморегуляции и изменением качества рефлексии.

Методы исследования:

— анализ психологической и педагогической литературы по проблемам, связанным с темой исследования;

— метод беседы, наблюдения, тестирования, изучения и анализа детских ответов;

— анкетирование родителей и воспитателей;

— психолого-педагогический эксперимент, состоящий из констатирующего, формирующего и контрольного этапов;

— методы статистического анализа.

Научная новизна и теоретическая значимость заключаются в: разработке психодиагностической методики изучения уровня саморегуляции поведения детей в процессе их эмоциональных переживаний, что позволило произвести количественно-качественный анализ этого явления, а также способствовало урегулированию их эмоциональных проявлений с учетом уровня тревожности и в связи с особенностями темпераментасистемном описании возрастных особенностей рефлексии, эмоционального переживания и саморегуляции.

Практическая значимость заключается в том, что:

— разработаны и апробированы методики диагностики рефлексии и саморегуляции детей старшего дошкольного возраста в процессе эмоционального переживания;

— предложена методика целенаправленного развития эмоциональной сферы ребенка;

— на основе полученных результатов разработана программа спецкурса «Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста», который находит практическое применение в системе повышения квалификации работников дошкольных образовательных учреждений.

Созданные автором методики используются в работе психологами и педагогами дошкольных образовательных учреждений Московской области, а именно, в г. г. Долгопрудный, Красногорск, Люберцы, Дубна, Подольск.

Положения, выносимые на защиту:

1. Психологическими особенностями эмоционального развития ребенка старшего дошкольного возраста является характер проявления и развития тревожности, выраженного в изменении ее уровня, качественного изменения рефлексии и саморегуляции, стремящейся к адекватному значению, неразрывно связанных с индивидуально-типологическими особенностями.

2. Эмоциональная сфера дошкольника может целенаправленно корригироваться и развиваться на основе специальной развивающей программы, предусматривающей снижение уровня тревожности, повышения адекватности саморегуляции и развития рефлексивных способностей.

Апробация результатов исследования:

Основные теоретические положения и полученные практические результаты изложены автором и получили одобрение на научно-практических конференциях педагогов и психологов дошкольных образовательных учреждений и начальных классов школы: «Перспективы развития дошкольного образования Московской области» (1997 г.), «Преемственность в работе дошкольных образовательных учреждений и школ Московской области» (1998 г.) — на конференциях работников образования в городах Долгопрудном и Дубне (1998, 1999 гг.) — на объединении педагогов-психологов Подольского района (1999 г.). А также отражены в 5 публикациях, в том числе — 1 монографии и 3 методических пособиях.

3.4. Выводы.

1. Уровень тревожности детей старшего дошкольного возраста значительно снижается под влиянием формирующего эксперимента.

2. Уровень саморегуляции у ребенка становится адекватным: низкийповышается, высокий — снижается.

3. Существует зависимость между изменением уровня саморегуляции и типом темперамента ребенка.

4. Уровень рефлексии качественно изменяется в лучшую сторону.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проведенное теоретико-прикладное исследование в основном подтвердило его гипотезу о том, что процесс адекватного эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста во многом связан со снижением уровня тревожности, усиления адекватности саморегуляции и совершенствованием качества рефлексии.

В ходе иследования системно изучены психологические особенности развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста с учетом их индивидуально-типологических различий.

При этом получены следующие теоретические результаты:

— определены условия развития эмоциональной сферы дошкольника с учетом его индивидуально-типологических особенностей;

— обоснован характер изменения тревожности, рефлексии и саморегуляции ребенка как показателей его эмоционального развития.

Среди практических результатов наиболее важными являются:

— выявление влияния индивидуально-типологических особенностей ребенка на его целенаправленное эмоциональное развитие;

— разработка и апробирование комплексной методики целенаправленного развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста.

Конкретными выводами работы являются следующие:

— методология исследования психологических особенностей эмоционального развития ребенка дошкольного возраста должна, в первую очередь, основываться на том, что фундаментальные качества личности формируются именно в первые годы жизни. Поэтому развитие эмоциональной сферы ребенка должно быть связано с личностно-ориентированным подходом к детям;

— методика реализации развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста должна учитывать последовательность и стадиальность эмоциональных реакций ребенка, при этом особое внимание должно быть обращено на изучение уровня эволюции рефлексии и саморегуляции;

— важную роль при разработке практических рекомендаций по развитию эмоциональной сферы детей должно играть изучение связи рефлексии, саморегуляции и тревожности с акцентом на то, что ведущим регулятором поведения всей психической деятельности на ранних этапах онтогенеза выступают свойства темперамента, одним из его важных параметров которого выступает эмоциональная возбудимость;

— количественные критерии оценки уровня саморегуляции эмоционального состояния ребенка старшего дошкольного возраста должны отражать такие важные характеристики эмоциональной сферы, подтвержденные в работе, как снижение уровня их тревожности под влиянием формирующего эксперимента, зависимость между уровня саморегуляции и типом темперамента ребенка, качественное изменение уровня рефлексии в лучшую сторону.

Представляется, что дальнейшие исследования эмоциональной сферы ребенка должны вестись в следующих направлениях:

— изучение зависимости тревожности, рефлексии, саморегуляции от возраста и пола детей;

— изучение влияния целенаправленного развития эмоциональной сферы ребенка на более ранних этапах онтогенеза;

— разработка новых методов для диагностики уровня развития рефлексии и саморегуляции.

Показать весь текст

Список литературы

  1. H.H., Мещерякова С. Ю. Вы и младенец: У истоков общения.- М.: Педагогика, 1991.- 160 с.
  2. Ю.А. Глазами психиатра.- М.: Советская Россия, 1985.-254 с.
  3. .Г. О проблемах современного человекознания.- М.: Наука, 1977.- 380 с.
  4. П.К. Избранные труды.- М.: Наука, 1978.- 400 с.
  5. П.К. Эмоции//Психология эмоций, — М.: Моск. ун-т, 1993.-С.181−188.
  6. Е.П. Педагогическая коррекция детско-родительских отношений в условиях повторного брака матери: Автореф. дис. канд. пед. наук.-М., 1995.- 19 с.
  7. К.Ю. 200 ответов на вопросы заведующей детским садом. М.: ACT, 1997.-393 с.
  8. H.A. Биомеханика и физиология движений/Под ред. В. П. Зинченко.- М.- Институт практической психологии, 1997.- 608 с.
  9. A.A. Личность и общение: Избранные труды.- М.: Педагогика, 1983.-272 с.
  10. Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе// Хрестоматия по возрастной психологии/Сост. Л .М.Семенюк.- М.: Международная педагогическая академия, 1994.- С.87−97.
  11. К. Очерк духовного развития ребенка.- М., 1936.
  12. А. Психическое развитие ребенка.- М., 1968.
  13. Ф.Е. Психология переживаний.- М.: Моск. ун-т, 1984.- 200с.
  14. В.К. Психология эмоциональных явлений.- М.: МГУ, 1976.142 с.
  15. Н.В. Эмоциональная регуляция речи. М., 1987 — 300 с.
  16. Воспитателю о работе с семьей/ Под ред. Н. Ф. Виноградовой М.: Просвещение, 1989.- 192 с.
  17. Временное положение о дошкольных учреждениях//Вестник образования, 1991.
  18. В. Психология душевных волнений//Психология эмоций,-М.: Моск. ун-т, 1993.- С.3−28.
  19. Выготский JLC. Педагогическая психология/Под ред. В. В. Давыдова.-М.: Педагогика, 1991.- 480 с.
  20. Л.С. Проблемы дефектологии/Сост. Т. М. Лифанова.- М.: Просвещение, 1995.- 527 с.
  21. Л.С. Психология искусства.- Ростов н/Д.: Феникс, 1998.480 с.
  22. Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т.4. Детская психология/Под ред. Д. Б. Эльконина.- М.: Педагогика, 1984, — 432 с.
  23. Г. Ш. Формирование способности к самоуправлению психическим состоянием у студентов с высоким уровнем тревожности: Автореф. дис. канд. пс. наук.- М., 1972.- 26с.
  24. М.В., Домашенко И. А. Атлас по психологии.- М.: Российское педагогическое агентство, 1998.- 272 с.
  25. В.И. Нервные дети: Советы врача.- Л.: Медицина, 1990.176с.
  26. А. Педология раннего возраста.- М., 1932.
  27. . Что такое психология: В 2 т. Т.2 М.: Мир, 1992 — 376с.
  28. Л.Р. Единство общественного и семейного воспитания.- Л., 1973.-60 с.
  29. О.В. Развитие языка эмоций у детей//Вопросы психологии.-1995.- № 2.- С.137−149.
  30. Дж. Нейропсихология эмоций и структура личности//Высшая нервная деятельность.- 1987.- Т.37, вып.6.
  31. Н.Я. Психология чувствований//Психология эмоций.- М.: Моск. ун-т, 1993.-С.66−85.
  32. В.А. Психогенные расстройства у детей и подростков.- М.: КРОН-ПРЕСС, 1996.- 208 с.
  33. Детство идеальное и настоящее: Сборник работ современных западных ученых/Под ред. Е. Р. Слободской.- Новосибирск: Сибирский хронограф, 1994.- 266 с.
  34. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду/Под ред. Т. И. Бабаевой, З. А. Михайловой, Л. М. Гурович.- СПб.: Акцидент, 1996.-224 с.
  35. Диагностика и коррекция психического развития дошкольника/Под ред. Я. Л. Коломинского, Е. А. Панько.- Мн.: Университет, 1997.- 237 с.
  36. О.В. Страх перед компьютером: природа, профилактика, преодоление//Вопросы психологии, — 1993.- № 1.- С.68−77.
  37. А.О. Школьные трудности «нестандартных» детей.- М.: Школа-Пресс, 1999.- 144 с.
  38. Т.Г. Психология.- М.: Просвещение, 1965.
  39. A.A. Взгляд психолога на активность человека. М.: Луч, 1991.- 159 с.
  40. Закон Российской Федерации об образовании.- М.: Новая школа, 1992.- 58 с.
  41. A.B. Избранные психологические труды: В 2 т. Т. I.- М.: Педагогика, 1986.- 320 с.
  42. A.B. Психология.- М.: Просвещение, 1965.- 240 с.
  43. A.B., Неверович Я. З. К вопросу о генезисе, функции и структуре эмоциональных процессов у ребенка //Вопросы психологии.- 1974.-№ 3.- С.59−73
  44. А.И. Детские неврозы.- СПб.: Респекс, 1995.- 192 с.
  45. А.И. Как помочь нашим детям избавиться от страха.- СПб.: Гиппократ, 1995.- 128 с.
  46. .В., Холмогорова А. Б., Мазур Е. С. Саморегуляция в норме и патологии//Психологический журнал.- 1989.- Т.2.- С. 12−24.
  47. С.Зимняя И. А., Боденко Б. Н., Морозова H.A. Воспитание проблема современного образования в России (состояние, пути решения).- М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1999.- 82 с.
  48. И.А., Боденко Б. Н., Кривченко Т. А., Морозова H.A. Общая культура человека в системе требований государственного образовательного стандарта.- М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1999.- 67 с.
  49. В.П., Моргунов Е. Б. Человек развивающийся.- М.: Тривола, 1994.-304 с.
  50. К.Е. Психология эмоций.- СПб.: Питер, 1999.- 464 с.
  51. Н.В. К методу исследования уровня тревожности.-Тбилиси, 1971.
  52. В.Е., Эткинд A.M. Индивидуальность как объективная и субъективная реальность//Вопросы психологии.- 1989.- № 4, — С.5−16.
  53. Я.М. Патологический аффект//Психология эмоций.- М.: Моск. ун-т, 1993.- С.232−240.
  54. O.A. Игра в коррекции психического развития ребенка.-М.: Российское педагогическое агенство, 1997.- 192 с.
  55. Качество дошкольного образования и основные тенденции его изменения//Вестник образования.- 1996.- № 6.- С.45−70.
  56. В.Р. Зависимость между социометрическим статусом и симптомом тревожности ожиданий в социальном общении: Автореф. дис. Канд. ПС. наук.- М., 1972.- 26 с.
  57. Э. Чувства и эмоции//Психология эмоций.- М.: Моск. ун-т, 1993.- С.97−106.
  58. Г. А. Воздействие как психическая категория//Психология воздействия (проблемы, теории и практика).- М., 1989.
  59. Г. А. Психическое развитие ребенка и жизненная среда//Вопросы психологии.- 1993.- № 1.- С. 13−24.
  60. Я.Л. Человек: психология.- М.: Просвещение, 1986.223 с.
  61. Конвенция о правах ребенка: Принята Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций 20 ноября 1989.-М.: ЮНИСЕФ, 1997.- 50 с.
  62. Р., Боухал М. Психология в медицине, — Прага, 1983.
  63. Концепция дошкольного воспитания.- М., 1989.- 38 с.
  64. Н.В. Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи в контексте системно-средового подхода: Автореф. дис. канд. пед. наук.- Красноярск, 1998.- 24 с.
  65. H.A., Михайленко Н. Я. Ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования//Вестник образования.-1991.- № 12.- С.4−30.
  66. В.К., Ладывир С. Л. Детский сад и семья.- Киев: Рад. Школа, 1988.- 184 с.
  67. Г. Г., Кравцова Е. Е. Шестилетний ребенок. Психологическая готовность к школе.- М.: Педагогика, 1987.- 78 с.
  68. Г. Психология развития.- СПб.: Питер, 2000.- 992 с.
  69. Т. Математические методы статистики. М.: Мир, 1 975 648 с.
  70. В.А. Психология: Учеб. Для учащихся пед. уч-щ.- М.: Просвещение, 1986.- 336 с.
  71. Ф. Сущность эмоционального переживания/ЛПсихология эмоций.- М.: Моск. ун-т, 1993.- С.113−125.
  72. В.А. Особенности развития способности к психологической интерпритации невербального поведения//Вопросы психологии.- 1987.- № 3.- С.70−77.
  73. С.В. Распространенность и структура невротических расстройств среди городского детского населения: Автореф. дис. канд. мед. наук.-М., 1979.-24 с.
  74. Н.Д. Очерки педагогической психологии.- М., 1948.
  75. А.Н. Потребности, мотивы и эмоции//Психология эмоций.-М.: Моск. ун-т, 1993.- С.171−180.
  76. А.Н. Проблемы развития психики.- М.: Моск. ун-т, 1981.584 с.
  77. Д. Работать с маленькими детьми, поощрять их развитие и решать проблемы.- М.: Просвещение, 1991.- 223 с.
  78. Р.У. Мотивационная теория эмоций//Психология эмоций.- М.: Моск. ун-т, 1993.- С. 145−159.
  79. М.И. Общение, личность и психика ребенка/Под ред. А. Г. Рузской.- М.: Институт практической психологии, 1997.- 384 с.
  80. А. Психология тела/Перев. с англ.- М.: Независимая ассоциация психологов-практиков, 1997.- 200 с.
  81. А.Р. Диагностика следов аффекта//Психология эмоций.- М.: Моск. ун-т, 1993.- С.241−247.
  82. Ю.А. Система организации эмоционального поведения.-М., 1980.
  83. У. Различение эмоции и чувства//Психология эмоций.-М.: Моск. ун-т, 1993.- С.107−112.
  84. А. Темперамент и несчастные случаи в детстве//Детство идеальное и настоящее: Сборник работ современных западных ученых/Под ред. Е. Р. Слободской.- Новосибирск: Сибирский хронограф, 1994.- С.103−109.
  85. Г. Б. Социализация в мировом сообществе. Уважение достоинства детей//Детство идеальное и настоящее: Сборник работ современных западных ученых/Под ред. Е. Р. Слободской.- Новосибирск: Сибирский хронограф, 1994.- С.57−70.
  86. B.C. Очерк теории темперамента.- М.: Просвещение, 1964.304 с.
  87. В.М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры.- М.: АРКТИ, 1999.- 48 с.
  88. B.C. Шестилетний ребенок в школе.- М.: Просвещение, 1986.- 144 с.
  89. B.C. Возрастная психология.- М.: Академия, 1997.- 432с
  90. В.Н. Психология отношений.- М.: Институт практической психологии, 1995.- 356 с.
  91. В.Д. Основные свойства нервной системы человека.- М., 1966.
  92. В.Д. Психофизиологические исследования индивидуальных различий.- М.: Наука, 1976.- 336 с.
  93. P.C. Психология: Учебник для студентов высш. пед. учебн. заведений. В 3 кн. Кн. I, — М.: Просвещение, 1995.- 576 с.
  94. P.C. Психология: Учебник для студентов высш. пед. учебн. заведений. В 3 кн. Кн. 3 М.: Просвещение, 1995 — 512 с.
  95. Т.А. Состояние страха при неврозах: Автореф. дис. канд.пс. наук.-М., 1966.-23с.
  96. С.Л. Развивающая предметная среда.- М., 1995.
  97. Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы.- М.: Тривола, 1995.-360 с.
  98. Общая психология: Учебник для студентов педагогических институтов/Под ред. A.B.Петровского.- М.: Просвещение, 1986.- 464 с.
  99. С.И. Словарь русского языка/Под. Ред. Н. Ю. Шведовой.-М.: Рус. яз., 1985.- 797.
  100. О новых программно-методических комплектах по дошкольному образованию. Письмо Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 18 июня 1997//Вестник образования.- 1997.- № 9.-С.50−55.
  101. О развитии новых форм дошкольного образования/ТВестник образования.- 1999.- № 11.- С.82−87.
  102. О реализации права дошкольных образовательных учреждений на выбор программ и педагогических технологий//Вестник образования.- 1998.-№ 9.- С.44−45.
  103. Ю.М. Восхождение к индивидуальности.- М.: Просвещение, 1991.-287 с.
  104. О службе практической психологии образования в Российской Федерации//Вестник образования.- 1995.- № 7.- С.9−16.
  105. Л.Ф. Педагогические знания родителям.- М.: Просвещение, 1983, — 176 с.
  106. И.П. Сочинения. T.III.- М., 1949
  107. И.М., Гербачевский В. К. Проблемы личности в курсе психологии.- Л.: ЛГУ, 1972.
  108. Г. Агрессия наших детей.- М: ФОРУМ, 1997.- 160 с.
  109. И.А. Психофизиологический анализ индивидуальных различий по эмоциональности: Автореф. дис. канд. пс. наук.- М. 1986.- 23 с.
  110. В .А., Кларина Л. М., Смывина Л. А., Стрелкова Л. П. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении.- М.: Новая школа, 1993.- 102 с.
  111. . Избранные психологические труды.- М.: Международная педагогическая академия, 1994.- 680 с.
  112. Н.И. Избранные педагогические сочинения.- М., 1985.493 с.
  113. И.С. Реакция тревожности как следствие рассогласования между требованиями учебного процесса и особенностями мышления студентов-психологов: Автореф. дис. канд. пс. наук.- Бейск, 1997.- 24 с.
  114. К.К. Краткий словарь системы психологических понятий.- М.: Высш. шк., 1984.- 174 с.
  115. В.В., Вязовец Н. В. Психофизиологические аспекты вузовского обучения.- М: НИИВШ.- 1986.- 164 с.
  116. Практическая психология образования/Под. ред. И. В. Дубровиной: Учебник для студентов высших и средних специальных учебных заведений. -М: ТЦ «Сфера», 1997.- 528 с.
  117. Практическая психология основа индивидуации и дифференциации образования/Сост. А. Г. Асмолов.- М.: Союзбланкоиздат, 1991.-378 с.
  118. A.M. Изучение личностной тревожности в контексте теории Л.И.Божович//Формирование личности в онтогенезе: Сборник научных трудов/Под ред. И. В. Дубровиной.- М.: АПН СССР, 1991.- 159 с.
  119. A.M. Психокоррекционная работа с тревожными детьми//Активные методы в работе школьного психолога.- М: АПН СССР, 1990.- С.32−55.
  120. Программа воспитания и обучения/ Под ред. М. А. Васильевой.- М.: Просвещение, 1987.- 192 с.
  121. Программа «Развитие» (основные положения). М.: Новая школа, 1994.- 64 с.
  122. Психокоррекция.Теория и практика/Под. ред. Шевченко Ю. С., Добридень В. П., Усановой О.Н.- М.: Вита-Пресс, 1995.- 224.
  123. Психологический словарь/Под ред. В. В. Давыдова, A.B.Запорожца, Б. Ф. Ломова и др. М., 1983
  124. Психология.Словарь/Под общ. ред. А. В. Петровского, М.Г.Ярошевско-го.- М.: Политиздат, 1990.- 494 с.
  125. Психология эмоций. Тексты 2-е издание/Под ред. В. К. Вилюнаса, Ю. Б. Гиппенрейтер.-М.: Моск. у-т, 1993.- 304 с.
  126. Рабочая книга школьного психолога/Под ред. И. В. Дубровиной.- М.: Просвещение, 1991.- 303 с.
  127. Радуга: Программа и руководство для воспитателей второй мл. группы дет. сада/Сост. Т. Н. Доронова.- М.: Просвещение, 1993.- 224 с.
  128. Радуга: Программа и руководство для воспитателей средней группы дет. сада/Сост. Т. Н. Доронова.- М.: Просвещение, 1994.- 208 с. I
  129. Радуга: Программа и руководство для воспитателей старшей группы дет. сада/Сост. Т. Н. Доронова.- М.: Просвещение, 1995.- 216 с.
  130. Я. Экспериментальная психология эмоций.- М., 1979.
  131. Рекомендации по экспертизе образовательных программ для дошкольных образовательных учреждений Российской Федерации//Вестник образования.- 1995.- № 7.- С.86−90.
  132. Т.А. Общение детей в детском саду и семье.- М.: Педагогика, 1990.- 125 с.
  133. Г. М. Взаимоотношение родителей и детей в общеобразовательной школе: Автореф. дис. канд. пед.наук.- С-П., 1993.- 23 с.
  134. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. T.I.- М., 1993.-Т.1.-608 с.
  135. Т.А., Шляхта Н. Ф. Психодиагностические методы изучения личности. М.: Московский психолого-социальный институт, 1998 -264 с.
  136. СЛ. Основы общей психологии: В 2 т. Т. II.- М.: Педагогика, 1989.-328 с.
  137. В.М. Теоретические проблемы построения специальной теории индивидуальности//Психологический журнал." 1986.- № 4.- С.23−35.
  138. П.В. Информационная теория эмоций//Психология эмоций.- М.: Моск. ун-т, 1993.- С.188−195.
  139. Е.Р. Развитие детей: современное научное мировоззрение и российская действительность (введение)//Детство идеальное и настоящее: Сборник работ современных западных ученых.- Новосибирск: Сибирский хронограф, 1994.- С.10−32.
  140. Е.Р. Темперамент в раннем возрасте: родительские оценки поведения детей//Вопросы психологии, — 1995.- № 6, — С. 104−112.
  141. Е.О. Проблема общения ребенка и взрослого в работах Л.С.Выготского и М.И.Лисиной//Вопрасы психологии.- 1996.- № 6.- С.76−87.
  142. A.C. Профилактика детских неврозов.-М., 1990.
  143. . О происхождении и природе аффектов//Психология эмоций.- М.: Моск. ун-т, 1993.- С.30−47.
  144. Способности и склонности: Комплексные исследования/Под ред. Э. А. Голубевой.- М.: Педагогика.- 1989.- 200 с.
  145. Стратегия разработки государственных стандартов дошкольного образования в Российской Федерации/ТВестник образования.- 1994.- № 11.- С. З-94.
  146. Л.П. О формировании эмоциональной готовности ребенка к школе//Формирование школьной зрелости ребенка/Сост. Т.Тулва. -Таллин: Таллинский пед. институт им. Э. Вильде, 1982. 259 с.
  147. Я. Роль темперамента в психическом развитии,— М.: Прогресс, 1982.- 232 с.
  148. В.В. Психология стресса.- М.: Просвещение, 1975.- 208 с.
  149. Г. Е. Клинические лекции по психиатрии детского возраста.- М., 1959.- 406 с.
  150. Р., Дорки М., Амен В. Тест тревожности. M.: Медик, 1992,21 с.
  151. Теории личности в западно-европейской и американской психологии. Хрестоматия по психологии личности.- Самара: БАХРАХ, 1996.480 с.
  152. .М. Проблемы индивидуальных различий.- М.: АПН РСФСР, 1961.
  153. О.Н. Воспитателю о работе с семьей.- М.: Просвещение, 1977.- 153 с.
  154. К.Д. Человек как предмет воспитания.- Т.2//Собр. соч.-Т.9-М.- Л., 1950.-627 с.
  155. Н.Л., Денисова М. П. Этапы развития поведения детей в возрасте от рождения до одного года.- М., 1949
  156. А. Психология Я и защитные механизмы.- М.: Педагогика, 1993.- 144 с.
  157. Фрейд 3. Введение в психоанализ: Лекции.- М.: Наука, 1989.- с. 456.
  158. Н.В. Влияние рассогласования когнитивного стиля и технологии обучения на развитие тревожности у дошкольников: Автореф. дис. канд. пс. наук.- Бийск, 1995.- 23 с.
  159. Т.В. Мир жизни ребенка в детском саду.- Красноярск: КГПУ, 1994.-36 с.
  160. Ю.Л. Межличностная и внутригрупповая тревога в условиях значимой совместной деятельности//Вопросы психологии, — 1991.- № 5.- С.71−82.
  161. К., Линдсей Г. Теории личности.- М.: ЭКСМО-Пресс, 1999.592 с.
  162. А.Б., Гаранян Н. Г. Культура, эмоции и психическое здоровье/ЛЗопросы психологии.- 1999.- № 2.- С.61−75.
  163. Е.Д., Батова Н. Я. Мозг и эмоции (нейропсихологическое исследование).- М.: Российское педагогическое агентство, 1998 268 с.
  164. Хрестоматия по возрастной психологии/Под ред. Д.И. Фельдштей-на.- М.: Международная педагогическая академия, 1994.- 256 с.
  165. М. Психология жизненной среды.- М.: Мысль, 1989.174 с.
  166. С., Томас А. Значение темперамента для психиатрической практики//Детство идеальное и настоящее: Сборник работ современных западных ученых/Под ред. Е. Р. Слободской.- Новосибирск: Сибирский хронограф, 1994.- С.131−144.
  167. Т.И. Психологическая служба в детском саду.- М.: Педагогическое общество России, 1998.- 255 с.
  168. Дж.К. Психические нарушения: истоки в детском возрас-те//Детство идеальное и настоящее: Сборник работ современных западных ученых/Под ред. Е. Р. Слободской.- Новосибирск: Сибирский хронограф, 1994.-С.145−157.
  169. В. Психология раннего детства.- Петроград, 1922.
  170. Д.Б. Избранные психологические труды.- М.: Педагогика, 1989.- 560 с.
  171. Эмоциональное развитие дошкольника/А.В.Запорожец, Я. З. Неверович, А. Д. Кошелева и др.- Под ред. А. Д. Кошелевой.- М.: Просвещение, 1985.- 176 с.
  172. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция/В.В.Лебединский, О. С. Никольская, Е. Р. Баенская, М. М. Либлинг.- М.: Моск. ун-т, 1990.- 197 с.
  173. П.М. Психология чувств и мотивации/Под ред. Е. М. Борисовой.- М.: Институт практической психологии, 1998.- 304 с.
  174. Е.Л. Эмоциональные механизмы личностного и творческого развития//Вопросы психологии.- 1998.- № 2.- С. 20−27.
  175. Carey W.B. Interactions of Temperament and Clinical Conditions// Advances in Developmental and Behavioral Pediatrics.- 1985.- V.6.- P. 83−115.
  176. Ekman P. Expression and the Nature of Eemotions. In: K. Scherer, P. Ekman (Eds.). Approaches to Emotion, — Hillsdale, NJ, Erlbaum.- 1984.- P.319−343.
  177. Ekman P., Oster H. Facial Expressions of Emotion//Annual Review of Psychology.- 1979, — V.30.- P.527−554.
  178. Emotion: Theory, Research and Experience/Ed. By R. Pluchik, H.Kellerman. New York: Academic Press, 1983, — 363 p.
  179. Gray J. A. The Psychology of Fear and Stress. New York, McGraw -Hill, 1971.
  180. Huttunen M.O., Nyman G. On the Continuity, Change and Clinical Value of Infant Temperament in a Prospective Epidemiological Study// TemperaMental Differences in Infants and Young Children. London: Pitman, 1982.
  181. Kagan J. et al. Behavioral Inhibition to the Unfamiliar//Child Devel, 1984.-V.55.
  182. Lazarus R.S. Cognition and Motivation//Amer. Psychol.- 1991, — P.352 367.
  183. Salovey P., Mayer J.D. Emotional inte Lligence//Imagination, Cognition and Personality.- 1990.- V.9.- P. 185−211.
  184. Spielberger C.D. Theory and Research on Anxiety.- New York: Academic Press, 1966.
  185. Stroufe L.A., Wunsch J.P. The Development of Laughter in the First Years of Life//Child Dev., 1972.
  186. Wolff P.H. Observations on the Early Development of Smil-ing//Determinants of Infant Behavior. II/Ed. By B.M.Foss.N.Y., 1963.
  187. Woodworth R.S., Schlosberg H.S. Experimental Psychology.- New York: Holt, 1954.
  188. Young P.T. Motivation and Emotion. N.Y., 1961.
Заполнить форму текущей работой