Психологические особенности эмоционального развития ребенка в дошкольном учреждении
![Диссертация: Психологические особенности эмоционального развития ребенка в дошкольном учреждении](https://westud.ru/work/2513877/cover.png)
Диссертация
Основные теоретические положения и полученные практические результаты изложены автором и получили одобрение на научно-практических конференциях педагогов и психологов дошкольных образовательных учреждений и начальных классов школы: «Перспективы развития дошкольного образования Московской области» (1997 г.), «Преемственность в работе дошкольных образовательных учреждений и школ Московской области… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ СФЕРА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА КАК ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ
- 1. 1. Особенности психического развития ребенка
- 1. 2. Онтогенез эмоций в детском возрасте
- 1. 3. Психологическая характеристика эмоциональной 41 сферы детей
- 1. 4. Выводы
- ГЛАВА 2. ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
- 2. 1. Современная система дошкольного образования в России
- 2. 2. Эмоциональное развитие ребенка в дошкольном учреждении (на материале анализа программ)
- 2. 3. Выводы
- ГЛАВА 3. ЭМПИРИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ И РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ
- ОБСУЖДЕНИЕ)
- 3. 1. Процедуры исследования эмоционального состояния детей
- 3. 2. Методика развития эмоциональной сферы детей
- 3. 3. Особенности состояния и развития эмоциональной сферы детей (результаты исследования)
- 3. 4. Выводы
Список литературы
- Авдеева H.H., Мещерякова С. Ю. Вы и младенец: У истоков общения.- М.: Педагогика, 1991.- 160 с.
- Александровский Ю.А. Глазами психиатра.- М.: Советская Россия, 1985.-254 с.
- Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания.- М.: Наука, 1977.- 380 с.
- Анохин П.К. Избранные труды.- М.: Наука, 1978.- 400 с.
- Анохин П.К. Эмоции//Психология эмоций, — М.: Моск. ун-т, 1993.-С.181−188.
- Арнаутова Е.П. Педагогическая коррекция детско-родительских отношений в условиях повторного брака матери: Автореф. дис. канд. пед. наук.-М., 1995.- 19 с.
- Белая К.Ю. 200 ответов на вопросы заведующей детским садом. М.: ACT, 1997.-393 с.
- Бернштейн H.A. Биомеханика и физиология движений/Под ред. В. П. Зинченко.- М.- Институт практической психологии, 1997.- 608 с.
- Бодалев A.A. Личность и общение: Избранные труды.- М.: Педагогика, 1983.-272 с.
- Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе// Хрестоматия по возрастной психологии/Сост. Л .М.Семенюк.- М.: Международная педагогическая академия, 1994.- С.87−97.
- Бюллер К. Очерк духовного развития ребенка.- М., 1936.
- Валлон А. Психическое развитие ребенка.- М., 1968.
- Василюк Ф.Е. Психология переживаний.- М.: Моск. ун-т, 1984.- 200с.
- Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений.- М.: МГУ, 1976.142 с.
- Витт Н.В. Эмоциональная регуляция речи. М., 1987 — 300 с.
- Воспитателю о работе с семьей/ Под ред. Н. Ф. Виноградовой М.: Просвещение, 1989.- 192 с.
- Временное положение о дошкольных учреждениях//Вестник образования, 1991.
- Вундт В. Психология душевных волнений//Психология эмоций,-М.: Моск. ун-т, 1993.- С.3−28.
- Выготский JLC. Педагогическая психология/Под ред. В. В. Давыдова.-М.: Педагогика, 1991.- 480 с.
- Выготский Л.С. Проблемы дефектологии/Сост. Т. М. Лифанова.- М.: Просвещение, 1995.- 527 с.
- Выготский Л.С. Психология искусства.- Ростов н/Д.: Феникс, 1998.480 с.
- Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т.4. Детская психология/Под ред. Д. Б. Эльконина.- М.: Педагогика, 1984, — 432 с.
- Габдреева Г. Ш. Формирование способности к самоуправлению психическим состоянием у студентов с высоким уровнем тревожности: Автореф. дис. канд. пс. наук.- М., 1972.- 26с.
- Гамезо М.В., Домашенко И. А. Атлас по психологии.- М.: Российское педагогическое агентство, 1998.- 272 с.
- Гарбузов В.И. Нервные дети: Советы врача.- Л.: Медицина, 1990.176с.
- Гезелл А. Педология раннего возраста.- М., 1932.
- Годфруа Ж. Что такое психология: В 2 т. Т.2 М.: Мир, 1992 — 376с.
- Голубева Л.Р. Единство общественного и семейного воспитания.- Л., 1973.-60 с.
- Гордеева О.В. Развитие языка эмоций у детей//Вопросы психологии.-1995.- № 2.- С.137−149.
- Грей Дж. Нейропсихология эмоций и структура личности//Высшая нервная деятельность.- 1987.- Т.37, вып.6.
- Грот Н.Я. Психология чувствований//Психология эмоций.- М.: Моск. ун-т, 1993.-С.66−85.
- Гурьева В.А. Психогенные расстройства у детей и подростков.- М.: КРОН-ПРЕСС, 1996.- 208 с.
- Детство идеальное и настоящее: Сборник работ современных западных ученых/Под ред. Е. Р. Слободской.- Новосибирск: Сибирский хронограф, 1994.- 266 с.
- Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду/Под ред. Т. И. Бабаевой, З. А. Михайловой, Л. М. Гурович.- СПб.: Акцидент, 1996.-224 с.
- Диагностика и коррекция психического развития дошкольника/Под ред. Я. Л. Коломинского, Е. А. Панько.- Мн.: Университет, 1997.- 237 с.
- Доронина О.В. Страх перед компьютером: природа, профилактика, преодоление//Вопросы психологии, — 1993.- № 1.- С.68−77.
- Дробинская А.О. Школьные трудности «нестандартных» детей.- М.: Школа-Пресс, 1999.- 144 с.
- Егоров Т.Г. Психология.- М.: Просвещение, 1965.
- Ершов A.A. Взгляд психолога на активность человека. М.: Луч, 1991.- 159 с.
- Закон Российской Федерации об образовании.- М.: Новая школа, 1992.- 58 с.
- Запорожец A.B. Избранные психологические труды: В 2 т. Т. I.- М.: Педагогика, 1986.- 320 с.
- Запорожец A.B. Психология.- М.: Просвещение, 1965.- 240 с.
- Запорожец A.B., Неверович Я. З. К вопросу о генезисе, функции и структуре эмоциональных процессов у ребенка //Вопросы психологии.- 1974.-№ 3.- С.59−73
- Захаров А.И. Детские неврозы.- СПб.: Респекс, 1995.- 192 с.
- Захаров А.И. Как помочь нашим детям избавиться от страха.- СПб.: Гиппократ, 1995.- 128 с.
- Зейгарник Б.В., Холмогорова А. Б., Мазур Е. С. Саморегуляция в норме и патологии//Психологический журнал.- 1989.- Т.2.- С. 12−24.
- С.Зимняя И. А., Боденко Б. Н., Морозова H.A. Воспитание проблема современного образования в России (состояние, пути решения).- М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1999.- 82 с.
- Зимняя И.А., Боденко Б. Н., Кривченко Т. А., Морозова H.A. Общая культура человека в системе требований государственного образовательного стандарта.- М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1999.- 67 с.
- Зинченко В.П., Моргунов Е. Б. Человек развивающийся.- М.: Тривола, 1994.-304 с.
- Изард К.Е. Психология эмоций.- СПб.: Питер, 1999.- 464 с.
- Имедадзе Н.В. К методу исследования уровня тревожности.-Тбилиси, 1971.
- Каган В.Е., Эткинд A.M. Индивидуальность как объективная и субъективная реальность//Вопросы психологии.- 1989.- № 4, — С.5−16.
- Калашник Я.М. Патологический аффект//Психология эмоций.- М.: Моск. ун-т, 1993.- С.232−240.
- Карабанова O.A. Игра в коррекции психического развития ребенка.-М.: Российское педагогическое агенство, 1997.- 192 с.
- Качество дошкольного образования и основные тенденции его изменения//Вестник образования.- 1996.- № 6.- С.45−70.
- Кисловская В.Р. Зависимость между социометрическим статусом и симптомом тревожности ожиданий в социальном общении: Автореф. дис. Канд. ПС. наук.- М., 1972.- 26 с.
- Клапаред Э. Чувства и эмоции//Психология эмоций.- М.: Моск. ун-т, 1993.- С.97−106.
- Ковалев Г. А. Воздействие как психическая категория//Психология воздействия (проблемы, теории и практика).- М., 1989.
- Ковалев Г. А. Психическое развитие ребенка и жизненная среда//Вопросы психологии.- 1993.- № 1.- С. 13−24.
- Коломинский Я.Л. Человек: психология.- М.: Просвещение, 1986.223 с.
- Конвенция о правах ребенка: Принята Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций 20 ноября 1989.-М.: ЮНИСЕФ, 1997.- 50 с.
- Конечные Р., Боухал М. Психология в медицине, — Прага, 1983.
- Концепция дошкольного воспитания.- М., 1989.- 38 с.
- Корниенко Н.В. Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи в контексте системно-средового подхода: Автореф. дис. канд. пед. наук.- Красноярск, 1998.- 24 с.
- Короткова H.A., Михайленко Н. Я. Ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования//Вестник образования.-1991.- № 12.- С.4−30.
- Котырло В.К., Ладывир С. Л. Детский сад и семья.- Киев: Рад. Школа, 1988.- 184 с.
- Кравцов Г. Г., Кравцова Е. Е. Шестилетний ребенок. Психологическая готовность к школе.- М.: Педагогика, 1987.- 78 с.
- Крайг Г. Психология развития.- СПб.: Питер, 2000.- 992 с.
- Крамер Т. Математические методы статистики. М.: Мир, 1 975 648 с.
- Крутецкий В.А. Психология: Учеб. Для учащихся пед. уч-щ.- М.: Просвещение, 1986.- 336 с.
- Крюгер Ф. Сущность эмоционального переживания/ЛПсихология эмоций.- М.: Моск. ун-т, 1993.- С.113−125.
- Лабунская В.А. Особенности развития способности к психологической интерпритации невербального поведения//Вопросы психологии.- 1987.- № 3.- С.70−77.
- Лебедев С.В. Распространенность и структура невротических расстройств среди городского детского населения: Автореф. дис. канд. мед. наук.-М., 1979.-24 с.
- Левитов Н.Д. Очерки педагогической психологии.- М., 1948.
- Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы и эмоции//Психология эмоций.-М.: Моск. ун-т, 1993.- С.171−180.
- Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики.- М.: Моск. ун-т, 1981.584 с.
- Лешли Д. Работать с маленькими детьми, поощрять их развитие и решать проблемы.- М.: Просвещение, 1991.- 223 с.
- Липер Р.У. Мотивационная теория эмоций//Психология эмоций.- М.: Моск. ун-т, 1993.- С. 145−159.
- Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка/Под ред. А. Г. Рузской.- М.: Институт практической психологии, 1997.- 384 с.
- Лоуэн А. Психология тела/Перев. с англ.- М.: Независимая ассоциация психологов-практиков, 1997.- 200 с.
- Лурия А.Р. Диагностика следов аффекта//Психология эмоций.- М.: Моск. ун-т, 1993.- С.241−247.
- Макаренко Ю.А. Система организации эмоционального поведения.-М., 1980.
- Макдауголл У. Различение эмоции и чувства//Психология эмоций.-М.: Моск. ун-т, 1993.- С.107−112.
- Матени А. Темперамент и несчастные случаи в детстве//Детство идеальное и настоящее: Сборник работ современных западных ученых/Под ред. Е. Р. Слободской.- Новосибирск: Сибирский хронограф, 1994.- С.103−109.
- Мельтон Г. Б. Социализация в мировом сообществе. Уважение достоинства детей//Детство идеальное и настоящее: Сборник работ современных западных ученых/Под ред. Е. Р. Слободской.- Новосибирск: Сибирский хронограф, 1994.- С.57−70.
- Мерлин B.C. Очерк теории темперамента.- М.: Просвещение, 1964.304 с.
- Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры.- М.: АРКТИ, 1999.- 48 с.
- Мухина B.C. Шестилетний ребенок в школе.- М.: Просвещение, 1986.- 144 с.
- Мухина B.C. Возрастная психология.- М.: Академия, 1997.- 432с
- Мясищев В.Н. Психология отношений.- М.: Институт практической психологии, 1995.- 356 с.
- Небылицын В.Д. Основные свойства нервной системы человека.- М., 1966.
- Небылицын В.Д. Психофизиологические исследования индивидуальных различий.- М.: Наука, 1976.- 336 с.
- Немов P.C. Психология: Учебник для студентов высш. пед. учебн. заведений. В 3 кн. Кн. I, — М.: Просвещение, 1995.- 576 с.
- Немов P.C. Психология: Учебник для студентов высш. пед. учебн. заведений. В 3 кн. Кн. 3 М.: Просвещение, 1995 — 512 с.
- Немчин Т.А. Состояние страха при неврозах: Автореф. дис. канд.пс. наук.-М., 1966.-23с.
- Новоселова С.Л. Развивающая предметная среда.- М., 1995.
- Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы.- М.: Тривола, 1995.-360 с.
- Общая психология: Учебник для студентов педагогических институтов/Под ред. A.B.Петровского.- М.: Просвещение, 1986.- 464 с.
- Ожегов С.И. Словарь русского языка/Под. Ред. Н. Ю. Шведовой.-М.: Рус. яз., 1985.- 797.
- О новых программно-методических комплектах по дошкольному образованию. Письмо Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 18 июня 1997//Вестник образования.- 1997.- № 9.-С.50−55.
- О развитии новых форм дошкольного образования/ТВестник образования.- 1999.- № 11.- С.82−87.
- О реализации права дошкольных образовательных учреждений на выбор программ и педагогических технологий//Вестник образования.- 1998.-№ 9.- С.44−45.
- Орлов Ю.М. Восхождение к индивидуальности.- М.: Просвещение, 1991.-287 с.
- О службе практической психологии образования в Российской Федерации//Вестник образования.- 1995.- № 7.- С.9−16.
- Островская Л.Ф. Педагогические знания родителям.- М.: Просвещение, 1983, — 176 с.
- Павлов И.П. Сочинения. T.III.- М., 1949
- Палей И.М., Гербачевский В. К. Проблемы личности в курсе психологии.- Л.: ЛГУ, 1972.
- Паренс Г. Агрессия наших детей.- М: ФОРУМ, 1997.- 160 с.
- Переверзева И.А. Психофизиологический анализ индивидуальных различий по эмоциональности: Автореф. дис. канд. пс. наук.- М. 1986.- 23 с.
- Петровский В .А., Кларина Л. М., Смывина Л. А., Стрелкова Л. П. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении.- М.: Новая школа, 1993.- 102 с.
- Пиаже Ж. Избранные психологические труды.- М.: Международная педагогическая академия, 1994.- 680 с.
- Пирогов Н.И. Избранные педагогические сочинения.- М., 1985.493 с.
- Пищеева И.С. Реакция тревожности как следствие рассогласования между требованиями учебного процесса и особенностями мышления студентов-психологов: Автореф. дис. канд. пс. наук.- Бейск, 1997.- 24 с.
- Платонов К.К. Краткий словарь системы психологических понятий.- М.: Высш. шк., 1984.- 174 с.
- Плотников В.В., Вязовец Н. В. Психофизиологические аспекты вузовского обучения.- М: НИИВШ.- 1986.- 164 с.
- Практическая психология образования/Под. ред. И. В. Дубровиной: Учебник для студентов высших и средних специальных учебных заведений. -М: ТЦ «Сфера», 1997.- 528 с.
- Практическая психология основа индивидуации и дифференциации образования/Сост. А. Г. Асмолов.- М.: Союзбланкоиздат, 1991.-378 с.
- Прихожан A.M. Изучение личностной тревожности в контексте теории Л.И.Божович//Формирование личности в онтогенезе: Сборник научных трудов/Под ред. И. В. Дубровиной.- М.: АПН СССР, 1991.- 159 с.
- Прихожан A.M. Психокоррекционная работа с тревожными детьми//Активные методы в работе школьного психолога.- М: АПН СССР, 1990.- С.32−55.
- Программа воспитания и обучения/ Под ред. М. А. Васильевой.- М.: Просвещение, 1987.- 192 с.
- Программа «Развитие» (основные положения). М.: Новая школа, 1994.- 64 с.
- Психокоррекция.Теория и практика/Под. ред. Шевченко Ю. С., Добридень В. П., Усановой О.Н.- М.: Вита-Пресс, 1995.- 224.
- Психологический словарь/Под ред. В. В. Давыдова, A.B.Запорожца, Б. Ф. Ломова и др. М., 1983
- Психология.Словарь/Под общ. ред. А. В. Петровского, М.Г.Ярошевско-го.- М.: Политиздат, 1990.- 494 с.
- Психология эмоций. Тексты 2-е издание/Под ред. В. К. Вилюнаса, Ю. Б. Гиппенрейтер.-М.: Моск. у-т, 1993.- 304 с.
- Рабочая книга школьного психолога/Под ред. И. В. Дубровиной.- М.: Просвещение, 1991.- 303 с.
- Радуга: Программа и руководство для воспитателей второй мл. группы дет. сада/Сост. Т. Н. Доронова.- М.: Просвещение, 1993.- 224 с.
- Радуга: Программа и руководство для воспитателей средней группы дет. сада/Сост. Т. Н. Доронова.- М.: Просвещение, 1994.- 208 с. I
- Радуга: Программа и руководство для воспитателей старшей группы дет. сада/Сост. Т. Н. Доронова.- М.: Просвещение, 1995.- 216 с.
- Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций.- М., 1979.
- Рекомендации по экспертизе образовательных программ для дошкольных образовательных учреждений Российской Федерации//Вестник образования.- 1995.- № 7.- С.86−90.
- Репина Т.А. Общение детей в детском саду и семье.- М.: Педагогика, 1990.- 125 с.
- Рогозина Г. М. Взаимоотношение родителей и детей в общеобразовательной школе: Автореф. дис. канд. пед.наук.- С-П., 1993.- 23 с.
- Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. T.I.- М., 1993.-Т.1.-608 с.
- Ротанова Т.А., Шляхта Н. Ф. Психодиагностические методы изучения личности. М.: Московский психолого-социальный институт, 1998 -264 с.
- Рубинштейн СЛ. Основы общей психологии: В 2 т. Т. II.- М.: Педагогика, 1989.-328 с.
- Русалов В.М. Теоретические проблемы построения специальной теории индивидуальности//Психологический журнал." 1986.- № 4.- С.23−35.
- Симонов П.В. Информационная теория эмоций//Психология эмоций.- М.: Моск. ун-т, 1993.- С.188−195.
- Слободская Е.Р. Развитие детей: современное научное мировоззрение и российская действительность (введение)//Детство идеальное и настоящее: Сборник работ современных западных ученых.- Новосибирск: Сибирский хронограф, 1994.- С.10−32.
- Слободская Е.Р. Темперамент в раннем возрасте: родительские оценки поведения детей//Вопросы психологии, — 1995.- № 6, — С. 104−112.
- Смирнова Е.О. Проблема общения ребенка и взрослого в работах Л.С.Выготского и М.И.Лисиной//Вопрасы психологии.- 1996.- № 6.- С.76−87.
- Спиваковская A.C. Профилактика детских неврозов.-М., 1990.
- Спиноза Б. О происхождении и природе аффектов//Психология эмоций.- М.: Моск. ун-т, 1993.- С.30−47.
- Способности и склонности: Комплексные исследования/Под ред. Э. А. Голубевой.- М.: Педагогика.- 1989.- 200 с.
- Стратегия разработки государственных стандартов дошкольного образования в Российской Федерации/ТВестник образования.- 1994.- № 11.- С. З-94.
- Стрелкова Л.П. О формировании эмоциональной готовности ребенка к школе//Формирование школьной зрелости ребенка/Сост. Т.Тулва. -Таллин: Таллинский пед. институт им. Э. Вильде, 1982. 259 с.
- Стреляу Я. Роль темперамента в психическом развитии,— М.: Прогресс, 1982.- 232 с.
- Суворова В.В. Психология стресса.- М.: Просвещение, 1975.- 208 с.
- Сухарева Г. Е. Клинические лекции по психиатрии детского возраста.- М., 1959.- 406 с.
- Теммл Р., Дорки М., Амен В. Тест тревожности. M.: Медик, 1992,21 с.
- Теории личности в западно-европейской и американской психологии. Хрестоматия по психологии личности.- Самара: БАХРАХ, 1996.480 с.
- Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий.- М.: АПН РСФСР, 1961.
- Урбанская О.Н. Воспитателю о работе с семьей.- М.: Просвещение, 1977.- 153 с.
- Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания.- Т.2//Собр. соч.-Т.9-М.- Л., 1950.-627 с.
- Фигурин Н.Л., Денисова М. П. Этапы развития поведения детей в возрасте от рождения до одного года.- М., 1949
- Фрейд А. Психология Я и защитные механизмы.- М.: Педагогика, 1993.- 144 с.
- Фрейд 3. Введение в психоанализ: Лекции.- М.: Наука, 1989.- с. 456.
- Фролова Н.В. Влияние рассогласования когнитивного стиля и технологии обучения на развитие тревожности у дошкольников: Автореф. дис. канд. пс. наук.- Бийск, 1995.- 23 с.
- Фуряева Т.В. Мир жизни ребенка в детском саду.- Красноярск: КГПУ, 1994.-36 с.
- Ханин Ю.Л. Межличностная и внутригрупповая тревога в условиях значимой совместной деятельности//Вопросы психологии, — 1991.- № 5.- С.71−82.
- Холл К., Линдсей Г. Теории личности.- М.: ЭКСМО-Пресс, 1999.592 с.
- Холмогорова А.Б., Гаранян Н. Г. Культура, эмоции и психическое здоровье/ЛЗопросы психологии.- 1999.- № 2.- С.61−75.
- Хомская Е.Д., Батова Н. Я. Мозг и эмоции (нейропсихологическое исследование).- М.: Российское педагогическое агентство, 1998 268 с.
- Хрестоматия по возрастной психологии/Под ред. Д.И. Фельдштей-на.- М.: Международная педагогическая академия, 1994.- 256 с.
- Черноушек М. Психология жизненной среды.- М.: Мысль, 1989.174 с.
- Чесс С., Томас А. Значение темперамента для психиатрической практики//Детство идеальное и настоящее: Сборник работ современных западных ученых/Под ред. Е. Р. Слободской.- Новосибирск: Сибирский хронограф, 1994.- С.131−144.
- Чиркова Т.И. Психологическая служба в детском саду.- М.: Педагогическое общество России, 1998.- 255 с.
- Шварц Дж.К. Психические нарушения: истоки в детском возрас-те//Детство идеальное и настоящее: Сборник работ современных западных ученых/Под ред. Е. Р. Слободской.- Новосибирск: Сибирский хронограф, 1994.-С.145−157.
- Штерн В. Психология раннего детства.- Петроград, 1922.
- Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды.- М.: Педагогика, 1989.- 560 с.
- Эмоциональное развитие дошкольника/А.В.Запорожец, Я. З. Неверович, А. Д. Кошелева и др.- Под ред. А. Д. Кошелевой.- М.: Просвещение, 1985.- 176 с.
- Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция/В.В.Лебединский, О. С. Никольская, Е. Р. Баенская, М. М. Либлинг.- М.: Моск. ун-т, 1990.- 197 с.
- Якобсон П.М. Психология чувств и мотивации/Под ред. Е. М. Борисовой.- М.: Институт практической психологии, 1998.- 304 с.
- Яковлева Е.Л. Эмоциональные механизмы личностного и творческого развития//Вопросы психологии.- 1998.- № 2.- С. 20−27.
- Carey W.B. Interactions of Temperament and Clinical Conditions// Advances in Developmental and Behavioral Pediatrics.- 1985.- V.6.- P. 83−115.
- Ekman P. Expression and the Nature of Eemotions. In: K. Scherer, P. Ekman (Eds.). Approaches to Emotion, — Hillsdale, NJ, Erlbaum.- 1984.- P.319−343.
- Ekman P., Oster H. Facial Expressions of Emotion//Annual Review of Psychology.- 1979, — V.30.- P.527−554.
- Emotion: Theory, Research and Experience/Ed. By R. Pluchik, H.Kellerman. New York: Academic Press, 1983, — 363 p.
- Gray J. A. The Psychology of Fear and Stress. New York, McGraw -Hill, 1971.
- Huttunen M.O., Nyman G. On the Continuity, Change and Clinical Value of Infant Temperament in a Prospective Epidemiological Study// TemperaMental Differences in Infants and Young Children. London: Pitman, 1982.
- Kagan J. et al. Behavioral Inhibition to the Unfamiliar//Child Devel, 1984.-V.55.
- Lazarus R.S. Cognition and Motivation//Amer. Psychol.- 1991, — P.352 367.
- Salovey P., Mayer J.D. Emotional inte Lligence//Imagination, Cognition and Personality.- 1990.- V.9.- P. 185−211.
- Spielberger C.D. Theory and Research on Anxiety.- New York: Academic Press, 1966.
- Stroufe L.A., Wunsch J.P. The Development of Laughter in the First Years of Life//Child Dev., 1972.
- Wolff P.H. Observations on the Early Development of Smil-ing//Determinants of Infant Behavior. II/Ed. By B.M.Foss.N.Y., 1963.
- Woodworth R.S., Schlosberg H.S. Experimental Psychology.- New York: Holt, 1954.
- Young P.T. Motivation and Emotion. N.Y., 1961.