Классический психоанализ
Метод свободных ассоциаций. Клиент расслабляется, устраивается на кушетке или в кресле и проговаривает вслух все мысли и воспоминания, которые приходят ему в голову, безотносительно к тому, насколько тривиальными, абсурдными или нелогичными они могут показаться. Терапевт находится вне поля зрения клиента, чтобы у него уменьшилось напряжение. Считается, что одна ассоциация влечет за собой другую… Читать ещё >
Содержание
- Введение
- Глава 1. Зарождение и развитие классического психоанализа
- 1. 1. Источники психоанализа
- 1. 2. Этапы создания теории классического психоанализа
- Глава 2. Создание и сущность теории психоанализа
- 3. Методы психоанализа
- Заключение
- Литература
Актуальность настоящего курсового исследования. В энциклопедической статье 1922 года Фрейд определил психоанализ как способ исследования психических процессов, иными путями недоступных, а также как метод лечения невротических расстройств, основанный на этом исследовании, использующий ряд понятий психологии, опирающихся на вышеназванные методы исследования и лечения. Таким образом, Фрейдом был заложен принцип нерасторжимой связи лечения и исследования. Как писал Фрейд: «Наша аналитическая процедура является единственной, где это драгоценное соединение непременно». Согласно определению науки, данному А. Пуанкаре, что «наука — это прежде всего некоторая классификация, способ сближать между собой факты, которые представляются разделенными, хотя они связаны некоторым естественным скрытым родством. Иными словами, наука есть система отношений» — можно сказать, что Фрейд смог представить исследование бессознательных процессов психики на уровне научных возможностей своего времени. Однако впоследствии психоанализ столкнулся с многочисленными трудностями как в лечении пациентов, так и в деле обоснования истинности своих предпосылок, что привело к перманентному кризису теории и практики психоанализа.
Следует сказать, что предпосылки такого кризиса коренились уже в самих основах психоаналитического учения. Частично они коренились в личных взглядах Фрейда, частично — в недостатках научного знания того времени. Так, например, говоря о личности Фрейда, Э. Джонс писал: «Его великой силой, хотя иногда также его слабостью, было совершенно необычное уважение, которое он питал к единичному факту… Завладевая простым, но важным фактом, Фрейд пытался доказать его универсальность или общность с другими фактами. Мысль о собирании статистических данных по каждому вопросу была для него неприемлема» .
Цель данной работы исследование классического психоанализа.
Задачи работы:
— изучить источники зарождения психоанализа,
— рассмотреть особенности психоанализа,
— исследовать методы психоанализа.
Глава 1. Зарождение и развитие классического психоанализа
1.1. Источники психоанализа
Ясное понимание цели, сущности, основных технических приемов и правил, психологических элементов (механизмов) психоаналитического метода психотерапии затруднено без знания основных источников его происхождения.
А один из его первых соратников, создатель аналитической психологии — К. Юнг не менее справедливо подчеркивал: «Даже самая оригинальная и самостоятельная идея не с неба падает, а произрастает на уже имеющейся, объективно заданной интеллектуальной почве, корневая система которой — независимо от того, хотим мы того или нет, — представляет собой теснейшее переплетение» .
Можно привести еще ряд высказываний — психоаналитиков, психологии — К. Юнг не менее справедливо подчеркивал: «Даже самая оригинальная и самостоятельная идея не с неба падает, а произрастает на уже имеющейся, объективно заданной интеллектуальной почве, корневая система которой — независимо от того, хотим мы того или нет, — представляет собой теснейшее переплетение» .
Можно привести еще ряд высказываний — психоаналитиков, психологов, философов, врачей, других ученых — по поводу происхождения психоаналитического метода Фрейда, в одних из которых Фрейда упрекали в единоличном присвоении и узурпации открытия психоанализа, в других умаляли роль и значение заслуги Й. Брейера в области психоаналитического метода и т. д. .
Были даже заявления о том, что Фрейд вместе с Брейером использовали учение французского психолога П. Жане. Представители французского гипнотизма утверждали, что психоанализ как метод психотерапии стал наследником только гипноза .
Наиболее интересной представляется точка зрения французских психоаналитиков Л. Шертока и Р. де Соссюра, которые полагали, что: «…Фрейд находился под впечатлением некоторых методов и понятий XIX века. Однако его творческий дух наделял их новым смыслом, и в итоге все, что было заимствовано им из прошлого, приобретало совершенно новый облик. Он связан все эти заимствования в единое целостное учение — настолько оригинальное, что его психоанализ стал революционным переворотом, как в области психотерапии, так и в исследовании человеческого духа вообще» .
Аналогичных взглядов придерживались и наиболее последовательные представители классического («ортодоксального») психоанализа — Э. Джонс, Ш. Ференци, К. Абрахам и др.
Изучение этого вопроса позволяет предположить, что психоаналитический метод оформился на благодатной почве его предшественников, имел свои генетические корни в психотерапевтических методах, философских и психологических учениях.
Как известно, сам Фрейд полагал, что основными источниками психоанализа как метода психотерапии были классический гипноз Ж. М. Шарко и Нансийской школы, катартический метод И. Брейера и закон образования ассоциаций — один из древнейших в психологии .
Рассмотрение каждого из них в динамике, в логике развития позволит проследить: с чего началось «движение» к методу; каковы причины отхода основателя психоаналитической терапии от гипнотерапии, а затем и катартического метода; как именно от интереса к истерии («самой загадочной из всех нервных болезней»), гипнозу Фрейд подошел к своему методу свободных ассоциаций.
1.2. Этапы создания теории классического психоанализа
Созидание Фрейдом теории можно довольно грубо подразделить на четыре этапа, содержание которых отражено в таблице 2.1.:
Таблица
2.1. Этапы создания З. Фрейдом теории психоанализа
1 Период от 1886 до 1895 года мы хотели бы рассматривать как этап нахождения новых путей в понимании психопатологии неврозов. В это время Фрейд занимался исследованием неврозом, той деятельностью, к которой волей-неволей его принуждали проблемы с пациентами, которые были у него в частной практике. С методом гипноза Шарко Фрейд познакомился в Париже, а от Йозефа Бройера он узнал, что гипнотическое лечение можно с большой пользой использовать в лечении истерических пациентов.
2 На период от 1895 до 1899 выпадает самоанализ Зигмунда Фрейда, когда Фрейд еще более тонко разработал видение структуры и функций неврозов. Таковое могло быть действительно осуществлено только на этом этапе, так как техника лечения у Фрейда теперь могла существенно измениться. Он полностью отказался от гипноза, перейд к применению свободных ассоциаций пациента в качестве необходимого средства подступа к его бессознательным представлениям, конфликтам и психическим травмам. В ноябре 1899 года появилось знаменитое «Толкование сновидений» (Traumdeutung), в VII. главе которого впервые предпринимается попытка обобщения теоретических представлений в форме топографической модели.
3 С 1900 по 1914 год перед нами третий период созидания психоаналитической теории. Разрабатывается первый психоаналитический подход в теории, который можно без преувеличения (учитывая дальнейшие тенденции в развитии теоретических представлений) назвать временем господства психологии сферы Оно. Именно на эту фазу выпадают исследования, посвященные теории бессознательной сферы и сексуальной теории, причем клинические находки, связанные с выявлением роли психосексуального развития ребенка, нашли для себя свое первое систематическое обобщение в теории либидо. В этот период Фрейд публикует наиболее знаменитые истории болезней пациентов.
4 Четвертый период созидания психоаналитической теории Фрейдом простирается от 1914 до 1939 года. Этот период можно назвать этапом структурной теории и созидания психологии сферы Я, а также интегральной теории личности. В работе «О необходимости введения понятия нарцизм» Фрейд еще в 1914 году существенно модифицирует и расширяет свою теорию либидо, позволяя включить в последнюю накопленный им опыт, говорящий о том, что и Я может либидозно оккупироваться. А до этого Я понималась исключительно в качестве рациональной части личности. Именно на этом этапе Фрейд выделяет два вида влечений, так называемые влечения Я, служащие самосохранению, и влечение либидо, принадлежащее сексуальному влечению. Новое понимание нарцизма и возможность либидозно оккупировать Я, которое довольно сильно отличается от появившегося позднее понятия «сферы Я», рассматривавшейся в качестве инстанции психического аппарата, безотлагательно привело к изменению прежних теоретических представлений. Пока, наконец, в статье «Сфера Я и сфера Оно» (1923) Фрейд не представил новую теоретическую модель, которая подразумевала разделение психического аппарата на три инстанции, на три сферы: Оно, Я и Сверх-Я. При этом от топографической модели никто не отказывался, хотя в то же время и не старался полностью интегрировать её в новую структурную модель. Представление о Я как инстанции психического аппарата существенно продолжение таблицы 2.1.
отличается от определения, даваемого Я, в прежних работах, так как Я в качестве психической инстанции (сферы) представляет собой абстрактную конструкцию, одну из теоретических концепций в рамках трехчленной концепции личности, в то время как ранее термин «Я» можно было использовать и для переживаний своей собственной самости, что привело к некоторым неточностям и неясностям. Появлению теории сферы (инстанции) Я предшествовал постулат о существовании двух основных влечений, сексуального влечения и влечения к смерти (1920 год). Новая теория влечений, речь о которой впервые возникает в работе «По ту сторону принципа наслаждения», вызвала большое замешательство среди тогдашних психоаналитиков. Да и сегодня немногие психоаналитики способны к тому, чтобы присоединиться к созданной Фрейдом дуалистической теории. Хотя идея об агрессивном влечении принимается многими психоаналитиками, сама концепция о существовании влечения к смерти в полном объеме фрейдовской идеи разделяется далеко немногими. В связи с появлением теории о двух фундаментальных влечениях и концепцией сложной структуры сферы Я в качестве одной из психических инстанций прежние теории, объясняющие происхождение неврозов и базировавшиеся на теории либидо 1905 года, подверглись изменению. Модификация прежних взглядов осуществлялась с большим трудом, Дальнейшие трудности в теоретических разработках были вызваны появлением в наше время новых теоретических баз интересов, например, теории объект-отношений или теории нарцизма.
Глава 2. Создание и сущность теории психоанализа
Одна из довольно значительных трудностей при изучении теоретических концепций психоанализа заключается в том, что даже при жизни Фрейда они подвергались постоянным изменениям. Это приводило к все более усложненным представлениям, причем, хотя от прежних теоретических воззрений приходилось иногда отказываться, делалось это далеко не всегда в явном виде. А это означает, что некоторые концепции из фрейдовских работ с течением времени незаметно довольно сильно изменили свое значение. Так что не может удивлять то, что даже научно искушенные читатели трудов Фрейда при игнорировании ими времени появления какой-либо из научных статей, будут приходить к ложным выводам. Некоторыми критиками психоанализа (на мой взгляд, почти всегда намеренно) это используется для опровержения научности психоанализа, внося и без того большую путаницу в его понимание. При цитировании работ Фрейда, для того чтобы доказать или опровергнуть какое-либо мнение, необходимо не забывать указывать год выхода соответствующей работы. Только тогда и можно будет быть уверенным в том, что точно знаешь, на каком этапе создания психоаналитической теории находишься.
Диапазон трактовок психоанализа велик. Если взять за исходное определение какую-то одну трактовку, то ускользает почва для адекватного понимания психоанализа.
Список литературы
- Берн Э. Введение в психиатрию и психоанализ для непосвященных. — СПб. Изд-во МФИН, 1992.
- Блюм Г. Психоаналитические теории личности. М., 1996
- Боулби Д. Создание и разрыв аффективных связей. Лекция 2. Этологический подход к исследованию развития ребенка-. М., 1996
- Виттельс Ф. Фрейд. Его личность, учение и школа. — Л., ЭГО, 1991.
- Джонс Э. Жизнь и творения Зигмунда Фрейда. М., 1997
- Пуанкаре А. О науке. М., 1990
- Руткевич А.М. Глубинная герменевтика А.Лоренцера // Антология российского психоанализа. Т.2, М., 1999
- Смирнова А.Н. Психология. М.: ПРИОР, 2005
- Спотниц Х. Современный психоанализ шизофренического пациента // Психоаналитический вестник. 1999. № 1 (7).
- Столороу Р., Брандшафт Б., Атвуд Д. Клинический психоанализ. Интерсубъективный подход. М., 1999.
- Томэ Х., Кэхеле Х. Современный психоанализ. т.1. М., 1996
- Умаров С.Ю. Хрестоматия по психологии. М.: МР3 Пресс, 2004
- Фрейд 3. Введение в психоанализ. Лекции. — М., Наука, 1990.
- Фрейд 3. Избранное. — М., Внешторгиздат, 1989.
- Фрейд 3. Избранное. — М., Внешторгиздат, 1989.
- Фрейд 3. По ту сторону принципа удовольствия. — М., Прогресс, 1992.
- Хорни К. Собрание сочинений в 3 т. Т.2. М., 1997
- Юнг К. Г. Архетип и символ. — М., Ренессансс, 1991
- Юнг К. Г. Феномен духа в искусстве и науке. — М., Ренессанс, 1998