Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Психическая травма. 
Психоанализ

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Понимать содержание понятия соматизации психических переживаний; владеть навыками. В профессиональном анализе индивидуальных и массовых психических травм. Различения первичных и вторичных психических травм; быть компетентным. В результате освоения материала этой главы студент должен: знать. Охарактеризовать психодинамику травматических переживаний; Концепцию вытеснения травматических переживаний… Читать ещё >

Психическая травма. Психоанализ (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В результате освоения материала этой главы студент должен: знать

  • • принципиальные положения теории психической травмы;
  • • концепцию вытеснения травматических переживаний; уметь
  • • охарактеризовать психодинамику травматических переживаний;
  • • понимать содержание понятия соматизации психических переживаний; владеть навыками
  • • психологического анализа травматических событий;
  • • различения первичных и вторичных психических травм; быть компетентным
  • • в профессиональном анализе индивидуальных и массовых психических травм.

В настоящее время понятие «психическая травма» определяется как глубоко индивидуальная реакция на то или иное, как правило, трагическое или чрезвычайно значимое для личности событие, вызывающее чрезмерное психическое напряжение и последующие негативные переживания, которые не могут быть преодолены самостоятельно и вызывают устойчивые изменения состояния и поведения.

История появления термина

Понятие психической травмы впервые появилось в научной литературе в конце XIX в., но ее признание в качестве самостоятельной формы психического страдания растянулось почти на столетие, а дискуссия вокруг этой проблемы была настолько захватывающей, что заслуживает отдельного изложения и анализа.

Гипотеза о психогенном происхождении некоторых психических расстройств была сформулирована выдающимся французским психиатром Жаном-Мартеном Шарко еще в начале 1880-х гг. при исследовании истерических параличей и парезов. В этот период уже было хорошо известно, что нарушения в чувствительной и (или) двигательной сфере, возникающие вследствие физических травм, обусловлены повреждением нервных волокон. Эти нарушения имели четкую локализацию — только на область нарушенной иннервации — и в последующем оставались стабильными. В отличие от этого психогенные параличи оказывались совершенно не связанными с зонами иннервации, а поражали те или иные органы так, как они были представлены в обыденном сознании пациентов, т.с. страдали не те или иные зоны чувствительно-двигательной иннервации, например руки или ноги, а рука или нога как целое. При этом такие параличи то появлялись, то исчезали, они могли успешно излечиваться внушением, а также искусственно вызываться с помощью гипноза.

Однако ни сам Шарко, ни большинство других психиатров в то время не придали этому феномену существенного значения. Причина такого невнимания носила сугубо мировоззренческий характер. Как мы помним, в этот период в психиатрии практически безраздельно господствовали примитивно-материалистические представления о том, что все психические расстройства, так же как и соматические болезни, могут вызываться только физическими травмами, токсинами или инфекциями. Эти идеи, благодаря авторитету выдающегося психиатра Эмиля Крепелина, были постулированы как единственно верные и на столетие определили трагический для психиатрии отказ от лежавших в ее основе наиболее продуктивных психологических концепций.

Э. Крепелин был выдающимся учеником гениального психолога Вильгельма Вундта, и вначале он пытался создать свою концепцию психиатрических расстройств на основе методов экспериментальной психологии. Его самый известный труд «Введение в психиатрическую клинику» (1900) до настоящего времени остается одним из самых ярких психологических описаний различных форм психопатологии. Однако, как отмечали позднее историки психиатрии, в последующих изданиях его книги психология занимала хотя и почетное, но чисто декоративное место — это была психология без души, в том числе без души самого Крепелина, интересы которого обратились в совершенно иную сторону. В целом следует признать, что попытки найти какие-то анатомические, инфекционные или биохимические факторы, приводящие к развитию психопатологии, предпринимаются до настоящего времени, несмотря на отсутствие сколько-нибудь значимых результатов. Сосредоточившись на изучении мозга как субстрата мышления, ученые сделали крупнейшую методическую ошибку, так как представления о том, что мы думаем головным мозгом, имеют такое же основание, как и заключение, что мы ходим спинным мозгом, выводимое из того, что все двигательные импульсы замыкаются именно на этом уровне.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой