Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Личностные особенности умственно отсталых подростков с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Сочетание демонстративного и гипертимного типов акцентуаций личности могут свидетельствовать о выраженной социальной желательности в позиции человека. Поэтому в случае отвержения окружающими умственно отсталых подростков с СДВГ, они стремятся любыми способами привлечь к себе внимание. В том числе посредствам демонстрации неуемного поведения, агрессии, болтливости, оппозиционной манеры поведения… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО — МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИЗУЧЕНИЯ ЛИЧНОСТИ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ПОДРОСТКОВ С СИНДРОМОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ С
  • ГИПЕРАКТИВНОСТЬЮ
    • 1. Феноменология синдрома дефицита внимания с гиперактивностью
      • 1. 1. История развития взглядов на синдром дефицита внимания с гиперактивностью
      • 1. 2. Дискуссионные аспекты синдрома дефицита внимания с гиперактивностью
        • 1. 2. 1. Распространенность синдрома дефицита внимания с гиперакта вностью
        • 1. 2. 2. Причины возникновения и механизмы формирования синдрома дефицита внимания с гиперактивностью
        • 1. 2. 3. Клинико-психологические проявления синдрома дефицита внимания с гиперактивностью
        • 1. 2. 4. Возрастная динамика проявлений синдрома дефицита внимания с гиперактивностью
    • 2. СДВГ у умственно отсталых подростков
      • 1. 2. Клинико — психологическая характеристика умственно отсталых подростков
      • 2. 2. СДВГ у умственно отсталых подростков
  • ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 2. 1. Характеристика объекта исследования
    • 2. 2. Методы и методики исследования
  • ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ПОДРОСТКОВ С СДВГ
    • 3. 1. Исследование распространенности СДВГ
    • 3. 2. Экспериментальное исследование личностных особенностей умственно отсталых подростков с СДВГ
      • 3. 2. 1. Особенности умственно отсталых подростков с СДВГ по результатам биографического метода, наблюдения и беседы
      • 3. 2. 2. Особенности личностной тревожности
      • 3. 2. 3. Особенности агрессивных и враждебных проявлений
      • 3. 2. 4. Особенности акцентуаций личности
      • 3. 2. 5. Межличностные взаимоотношения и самооценка
      • 3. 2. 6. Эмоциональная сфера
      • 3. 2. 7. Факторный анализ результатов исследования
      • 3. 2. 8. Дискриминантный анализ результатов исследования
  • ГЛАВА 4. ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ

Личностные особенности умственно отсталых подростков с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) у детей становится одной из серьезных проблем, с которой сталкивается современная школа. Статистические данные распространенности синдрома колеблются в пределах от 2 до 20% в детской популяции [Бадалян Л. О, Заваденко H.H., Успенская Т. Ю. 1993; Иванов Е. С., 2006; Политика О. И., 2006; Barkley R., 1993, Brawn R.T. et al., 2004].

Данное расстройство поведения характеризуется повышенной двигательной активностью, нарушением внимания, чрезмерной утомляемостью, импульсивностью. Дети с СДВГ не способны систематически заниматься какой-либо деятельностью, в результате они не справляются и со школьной программой. Все вышесказанное приводит, прежде всего, к школьной и социальной дезадаптации.

Задачи своевременного выявления детей с СДВГ и построения коррекционных программ инициировали большое количество исследований данной проблематики. Однако подобного рода работы направлены, в основном, на изучение СДВГ у нормально развивающихся детей и обходят стороной детей с различными формами патологий, в частности, детей с умственной отсталостью.

Ситуация не является случайной и, очевидно, связана с рядом факторов, среди которых можно выделить следующие:

• сложность и неоднозначность понимания СДВГ;

• влияние концепции, согласно которой низкий интеллект исключает СДВГ.

Однако последние десятилетия XX и начало XXI веков привнесли свои изменения в психическом развитии детей и отклонениях в этом развитии, что неизбежно привело к пересмотру многих позиций в психопатологии детского возраста.

Так, в последнее время в диагностике получила широкое распространение концепция коморбидных расстройств — двуили многослойной структуры психических нарушений. Данная концепция предполагает выявление симптомов не только находящихся «на поверхности», но и нарушений не столь очевидных и, тем не менее, влияющих на диагностируемое расстройство [Короленко Ц.П., 2005]. СДВГ у детей и подростков с интеллектуальными нарушениями — один из примеров сопутствующих психических расстройств. Однако, вопрос о взаимосвязи СДВГ и умственной отсталости, их общем влиянии на формирование личности ребенка до сих пор остается малоизученным.

Цель исследования: изучить личностные особенности умственно отсталых подростков с СДВГ.

Задачи исследования:

1. Провести теоретический анализ представлений о СДВГ у умственно отсталых подростков.

2. Изучить частоту встречаемости СДВГ среди подростков без нарушений психического развития и среди подростков с умственной отсталостью.

3. Выявить личностные особенности подростков с легкой степенью умственной отсталости и СДВГ.

4. Провести сравнительный анализ личностных особенностей в следующих группах: умственно отсталые подростки с СДВГ, умственно отсталые подростки без СДВГ, нормально развивающиеся подростки с СДВГ, нормально развивающиеся подростки без СДВГ.

5. Разработать подходы к психокоррекционной работе с умственно отсталыми подростками с СДВГ.

Объект исследования:

Умственно отсталые подростки с СДВГ, умственно отсталые подростки без СДВГ, подростки с нормальным уровнем интеллекта с проявлениями СДВГ и их нормально развивающиеся сверстники без СДВГ.

Предмет исследования:

Личностные особенности подростков с легкой степенью умственной отсталости с СДВГ.

Гипотеза исследования:

У подростков с коморбидным расстройством — умственная отсталость и СДВГ в процессе социализации возникает множество психологических трудностей, которые не характерны для детей только с умственной отсталостью. В результате у них нарушается формирование личности. Такие подростки образуют группу повышенного риска по школьной и социальной дезадаптации.

Методы исследования и экспериментально-психологические методики:

1. Биографический метод;

2. Метод наблюдения;

3. Беседа с родителями;

4. Опросник для учителей школ, основанный на диагностических критериях СДВГ по DSM-IV;

5. Экспериментальные методики: опросник для изучения агрессивных и враждебных реакций Басса-Дарки, опросник для определения акцентуаций личности Шмишека, методика определения личностной тревожности (Р. Тэммл, М. Дорки, В Амен), цветовой тест Люшера, методика «Цветовой тест отношений», тест самооценки Дембо-Рубинштейн.

Обработка результатов проводилась при помощи статистического пакета SPSS, версии 13. В диссертационном исследовании использовались следующие статистические методы: однофакторный дисперсионный анализ (ANOVA с использованием критерия множественный сравнений LSD), непараметрический критерий UMann-Whitney (в случае, если критерий Ливена (Levin's Test of Homogeneity of Variances) указывал на неравенство дисперсий по определенным параметрам), у2 Пирсона, корреляционный анализ (Пирсона — для интервальных переменных и Спирмена — для ранговых), факторный анализ (метод главных компонентов (Principal Components) с Varimax вращением), пошаговый дискриминантный анализ.

Положения, выносимые на защиту:

1. У подростков с коморбидностью СДВГ и умственной отсталости в процессе социализации формируются личностные особенности, препятствующие их успешной адаптации к социуму: повышенная тревожность, акцентуации личности, выраженность агрессивных проявлений, своеобразие самооценки, нарушение межличностных отношений с родителями, учителями и сверстниками.

2. Коморбидность СДВГ и умственной отсталости часто становится причиной нарушения межличностных отношений подростков с родителями, учителями, сверстниками, что, в свою очередь, усиливает проявления деструктивного поведения.

3. Изучение личностных особенностей, характерных для умственно отсталых подростков с СДВГ, необходимо для проведения дифференциальной диагностики и построения адекватных коррекционно-развивающих программ, направленных на успешную интеграцию таких подростков в общество.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования.

СДВГ и умственная отсталость рассматриваются как коморбидное расстройство, что позволяет по-новому подойти к проблеме импульсивности, гиперактивности и невнимательности у умственно отсталых подростков. В частности показывается, что у умственно отсталых подростков с СДВГ, представленные нарушения поведения и внимания выражены не только значительно сильнее, нежели у умственно отсталых подростков без СДВГ, но они играют ведущую роль в формировании дезадаптивного поведения.

Впервые рассматриваются личностные особенности коморбидного расстройства развития у подростков с умственной отсталостью и СДВГ: уровень личностной тревожности, самооценки, агрессивности, акцентуации 7 личности, особенности эмоциональной сферы и взаимоотношений с окружающими.4 Эти личностные особенности являются результатом повышенных трудностей в процессе социализации таких подростков, по сравнению с умственно отсталыми подростками без СДВГ.

Адаптивное поведение умственно отсталых подростков «нарушено всегда, но в защищенных социальных условиях. может не иметь явного характера» [Международная классификация болезней (10-й пересмотр), 1994, стр. 222]. Подростки же с коморбидным расстройством — умственной отсталостью с СДВГ составляют группу высокого риска по дезадаптивному, граничащем с криминальным, поведению. Для «адаптации поведения» таким подросткам недостаточно «защищенных социальных условий», они нуждаются в специально разработанных медико-психолого-педагогических мероприятиях.

Практическое значение исследования состоит в том, что выявленные личностные особенности, характерные для умственно отсталых подростков с СДВГ, расширяют диагностические возможности, что способствует своевременному выявлению таких детей и организации ранней психолого-педагогической коррекции. Полученные в ходе исследования данные позволяют конкретизировать психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение подростков с умственной отсталостью и СДВГ в воспитании, обучении и интеграции их в общество.

Апробация результатов исследования.

Основные результаты диссертационного исследования обсуждались на заседаниях кафедры специальной психологии Санкт-Петербургского Государственного Университета, были представлены в восьми научных публикациях автора и обсуждены в докладах на четырех конференциях: двух международных и двух всероссийских.

Проведенное исследование было поддержано грантами: 1. Комитет по науке и высшей школе правительства Санкт-Петербурга, 2008, открытый конкурс на предоставление в 2008 году грантов для 8 студентов, аспирантов вузов и академических институтов, расположенных на территории Санкт-Петербурга. Номер проекта: 1.8/30−04/11. Название проекта: «Личностные особенности умственно отсталых детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью»;

2. РФФИ, 2008, 08−06−9 215 «мобз», участие в работе международной конференции «3rd international conference on child and adolescent psychopatology», London с докладом по теме «Specificity of accentuations character among mentally retarded adolescents with attention deficit hyperactivity disorder».

Объем и структура диссертации Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения, выводов, практических рекомендаций по коррекционной работе, списка литературы, приложения. Материал диссертации изложен на 158 страницах основного текста и 35 страницах приложений, иллюстрирован 14 таблицами и 20 рисунками.

Список литературы

состоит из 168 наименований, из них 103 русских источников, 65 — иностранных.

Основные выводы исследования позволяют выделить некоторые направления коррекционной работы с умственно отсталыми подростками с СДВГ.

Выбор методов коррекционной работы должен определяться личностными особенностями подростка, степенью выраженности основных проявлений СДВГ и умственной отсталости, наличием сопутствующих нарушений и особенностями индивидуального развития.

Психокоррекционная работа должна быть направлена не только на ребенка, но и включать в себя работу с родителями, воспитателями детского сада, учителями школ.

Рекомендации для родителей по взаимодействию с подростками с коморбидностъю СДВГ и умственной отсталости.

Коррекционно-развивающую работу лучше начинать уже в семье в дошкольном или младшем школьном возрасте, для того чтобы избежать формирования у подростка с коморбидностью СДВГ и умственной отсталости личностных и поведенческих нарушений.

Можно выделить следующие принципы и приемы взаимодействия с умственно отсталыми подростками с СДВГ в семье:

1. При работе с семьей умственно отсталых подростков с СДВГ нужно, прежде всего, проинформировать родителей и других родственников о специфике СДВГ, биологической природе рассматриваемого феномена. Важно показать, что ребенок не виноват, так же как и родители. В основу взаимодействия с такими подростками должно лечь терпение и понимание.

2. Родителям необходимо уделять подростку с коморбидностью СДВГ и умственной отсталостью как можно больше внимания, проводить с ним больше времени. Например, читать и обсуждать с ним книжки, просить его помочь в выполнении домашних дел, помогать при выполнении домашнего задания. Налаживание межличностных отношений с родными в семье.

137 позволит подростку почувствовать свою нужность, включенность в семью, защищенность, что будет способствовать снижению уровня тревожности и агрессии.

3. Ни в коем случае нельзя физически и психологически наказывать подростка или повышать на него голос. Подобные меры воздействия будут вызывать негативные эмоции, оппозиционную манеру поведения, способствовать повышению уровня тревожности и агрессии, заострять проявления возбудимого типа акцентуации личности. Напротив, необходимо, чтобы речь при общении с ребенком была замедленной, негромкой и мягкой. Спокойная атмосфера в доме позволит подростку с коморбидностью умственной отсталости и СДВГ почувствовать себя защищенным, снизит уровень тревожности и агрессии.

4. Использование системы поощрения и похвалы будет содействовать формированию адекватной самооценки у умственно отсталых подростков с СДВГ. Подчеркивая успехи, родители тем самым закрепляют уверенность подростка в собственных силах и стимулируют проявление познавательной деятельности.

5. Родителям совместно с подростком необходимо составить четкий распорядок дня (время приема пищи, выполнения домашнего задания, прогулок, игр). Так подросток будет не только учиться структурировать свою деятельность, но и нести ответственность за взятые на себя обязательства. Расписание нужно поместить так, чтобы подросток мог его постоянно видеть.

6. Ежедневные физические занятия, длительные прогулки, бег, подвижные игры с родителями позволят подростку с умственной отсталостью и СДВГ расходовать чрезмерное количество энергии и конструктивно выражать негативные эмоции.

7. Инструкции должны быть четкими. В определенный момент времени лучше давать не более одного задания, чтобы подросток мог его выполнить.

8. Родители могут использовать безопасные способы выражения негативных эмоций подростка (например, агрессию) — арттерапия (рисование, лепка из пластилина), эстетопсихотерапия (пение, танцы или ходьба под музыку), физические упражнения.

Рекомендации для воспитателей детского сада по взаимодействию с детьми с коморбидностью СДВГ и умственной отсталости.

1. Воспитателей детского сада необходимо проинформировать об основных причинах и проявлениях СДВГ. Они, прежде всего, должны быть терпеливыми к ребенку с коморбидностью СДВГ и умственной отсталостью.

2. Ни в коем случае нельзя физически наказывать или повышать голос на умственно отсталого ребенка с СДВГ. Это будет способствовать формированию нежелательных личностных особенностей, таких как: возбудимый и застревающий типы акцентуации личности, высокий уровень тревожности и агрессивности, неадекватная самооценка.

3. Ребенка нужно хвалить всякий раз, когда он этого заслуживает, чтобы закрепить желательное поведение.

4. Занятия можно проводить в игровой форме, чтобы ребенку было легче удерживать внимание. Нужно следить, чтобы ребенок с коморбидностью умственной отсталости и СДВГ не утомлялся, поскольку это приведет к снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности.

5. В зависимости от необходимости делать перерывы между занятиями, проводить физ. минутки, чтобы снизить физическое напряжение.

6. Важно выработать совместно с ребенком четкие правила поведения в детском саду — во время игр, прогулок, обеда, занятии и т. д., что даст ребенку понимание как нужно себя вести и будет формировать чувство ответственности.

7. Ребенка необходимо обучить навыкам взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Для этого, например, проводить ролевые игры, в которых ребенок мог бы усвоить наиболее конструктивные способы взаимодействия. Подобные превентивные меры позволят избежать.

139 формирования в будущем у детей с коморбидноетью СДВГ и умственной отсталостью таких личностных особенностей, как тревожность, агрессивность, неадекватная самооценка, гипертимный и демонстративный типы акцентуации личности.

8. Важно, чтобы ребенок чувствовал себя в детском саду в безопасности, получал поддержку со стороны воспитателей. Это будет способствовать формированию доверительных отношений между ним и окружающими.

Рекомендации для учителей по взаимодействию с подростками с коморбидноетью СДВГ и умственной отсталости.

1. Учителей нужно проинформировать о специфике СДВГ, биологической и социальной природе рассматриваемого феномена, академических трудностях, с которыми, как правило, сталкиваются умственно отсталые подростки с СДВГ. Важно чтоб учителя с пониманием отнеслись к такому подростку, проявляли терпение и могли оказать ему необходимую поддержку. В противном случае социальная среда станет тем фактором, который способствует формированию нежелательных личностных особенностей.

2. Недопустимы со стороны учителя вербальные оскорбления, физические наказания или категоричные запреты. Все это способствует формированию у подростка с коморбидноетью умственной отсталости и СДВГ оппозиционной манеры поведения, снижает его мотивацию к обучению, повышает уровень тревожности и агрессивности. Лучше дать ребенку реализовать свою двигательную потребность (выполнить поручение учителя, требующей двигательной активности: стереть с доски, раздать тетради).

3. Демонстрация учителем неагрессивной, доброжелательной манеры поведения позволят такому подростку почувствовать себя в безопасности, снизит страх не соответствовать ожиданиям окружающих, тревожность и агрессию, повысит учебную мотивацию.

4. Необходимо учитывать психические возможности умственно отсталого подростка с СДВГ — задания должны соответствовать возможностям подростка, делать чаще перерывы между заданиями, в случае необходимости предоставить дополнительное время для завершения задания. Инструкции учителя должны быть четкими и немногословными.

5. Между заданиями, в зависимости от степени утомляемости, рекомендуется выполнение физических упражнений, направленных на релаксацию и снятие мышечного напряжения.

6. Новый материал и задания можно давать в игровой форме, чтобы умственно отсталому подростку с СДВГ было легче удерживать внимание. Также можно использовать яркие материалы — рисунки, плакаты, цветные мелки, и т. д.

7. При необходимости учитель может объяснить материал подростку индивидуально. Важно, чтобы подросток постоянно чувствовал поддержку со стороны учителя, не боялся обратиться за помощью. Ощущение своей безопасности в школе, наличие эмоциональных связей с педагогом будет снижать уровень тревожности и агрессии, сглаживать проявления гипертимного и педантичного типов акцентуаций личности (любым способом привлечь к себе внимание, чтобы не чувствовать социальную изоляцию).

8. Необходимо выработать совместно с подростком правила поведения на уроке, что будет структурировать его деятельность и способствовать формированию ответственности.

9. Подростка с коморбидностью СДВГ и умственной отсталостью нужно хвалить и поощрять каждый раз, когда он этого заслуживает. Это будет закреплять желаемое поведение и способствовать формированию адекватной самооценки. Можно ввести систему жетонов, чтобы дополнительно поощрять желательное поведение.

Коррекция личностных особенностей, формирующихся в процессе социализации подростков с коморбидностью СДВГ и умственной.

141 отсталостью, должна носить комплексный характер, то есть включать не только психотерапевтические методы, но и медикаментозную терапию. Усилия различных специалистов (врачей, психологов, педагогов) и родителей должны быть согласованы между собой, что позволит комплексно подойти к проблеме.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

За последние десятилетия произошли значительные изменения в представлениях, касающихся отклонений психического развития детей и подростков. Ряд позиций в психологии и психопатологии детского возраста были пересмотрены, что позволило по-новому подойти к существующим реалиям.

Одним из примеров этого является признание в DSM-IV-TR важности изучения и описания СДВГ у детей с умственной отсталостью, в то время как в ранних редакциях DSM низкий интеллект исключал СДВГ. А в МКБ-10 выделяется отдельная рубрика (F.84.4.) «Гиперактивное расстройство, сочетающееся с умственной отсталостью и стереотипными движениями».

Несмотря на это, анализ литературы показал, что исследований, направленных на изучение коморбидности СДВГ и умственной отсталости все еще очень мало. Как следствие, остается много открытых вопросов, один из которых — влияет ли коморбиднось СДВГ и умственной отсталости на формирование личности подростка.

Проведенное нами исследование распространенности СДВГ, подтвердило предположение о том, что симптомы СДВГ среди умственно отсталых подростков встречаются значительно чаще, нежели среди подростков без нарушения психического развития. Кроме того, умственно отсталых подростков с СДВГ отличает от их умственно отсталых сверстников без СДВГ выраженность проявлений импульсивности, гиперактивности, невнимательности. Все это говорит об актуальности рассматриваемой проблемы.

Полученные в ходе исследования данные показали, что умственная отсталость и СДВГ, выступая в качестве сопутствующих психических расстройств развития, определяют специфику поведения подростков. Неспособность соответствовать общепринятым нормам и правилам поведения создает дополнительные трудности на пути социализации и адаптации умственно отсталого подростка с СДВГ. При этом одной из ключевых проблем становится нарушение межличностных отношений.

Умственно отсталые подростки с СДВГ, как правило, сами являются источником конфликтов с окружающими. В результате формируются искаженные отношения, в которых вместо понимания и поддержки такие подростки встречают недовольство, упреки и агрессию со стороны взрослых и сверстников.

Данные исследования показали, что умственно отсталые подростки с СДВГ чувствуют свою незащищенность как дома, так и в школе. Воспитываясь часто в дисгармоничной семье, они практически не имеют позитивно окрашенных связей с родными и близкими, а со стороны отца нередко подвергаются наказаниям. Свое настроение в школе такие подростки оценивают как плохое, а учителя, не проявляя необходимого терпения, вызывают у них агрессию и злость. В результате существующие эмоциональные связи с окружающими искажаются.

Социальная изоляция вызывает у умственно отсталых подростков с СДВГ сильную тревогу и беспокойство. При этом в качестве компенсации выступает агрессия, импульсивность, оппозиционная манера поведения и деятельность, связанная с риском.

Подростки с коморбидностью СДВГ и умственной отсталости значительно чаще своих сверстников проявляют раздражение, негативизм, обиду, подозрительность, физическую и вербальную агрессию, враждебность. Но прежде всего высокий уровень тревожности вызывает у подростков с умственной отсталостью и СДВГ чувство вины. Это говорит о том, что они обвиняют в сложившейся ситуации не только окружающих, но и себя.

Стойкость и частота проявления агрессивных реакций у умственно отсталых подростков с СДВГ связана не только с высоким уровнем тревожности, но и с застревающим типом акцентуации личности, который у них преобладает и характеризуется чрезмерной стойкостью аффекта,.

132 обидчивостью, уязвимостью, настороженностью и недоверчивостью по отношению к родителям, учителям, сверстникам. Причем аффект часто оказывается ответом на задетое или подавленное самолюбие.

Также при коморбидности СДВГ и умственной отсталости у подростков в процессе социализации заостряются такие типы акцентуации личности, как: демонстративный, гипертимный, педантичный и застревающий.

Сочетание демонстративного и гипертимного типов акцентуаций личности могут свидетельствовать о выраженной социальной желательности в позиции человека. Поэтому в случае отвержения окружающими умственно отсталых подростков с СДВГ, они стремятся любыми способами привлечь к себе внимание. В том числе посредствам демонстрации неуемного поведения, агрессии, болтливости, оппозиционной манеры поведения, нарушения норм и правил, усиливая тем самым отрицательное к ним отношение со стороны родителей, учителей и сверстников.

Выраженность возбудимого типа акцентуации личности, проявляясь в виде повышенной импульсивности, гневливости, ослабленном контроле над влечениями и побуждениями, раздражительности и вспыльчивости, также создает дополнительные трудности при социализации подростков с коморбидностью умственной отсталости и СДВГ.

Педантичный тип акцентуации личности при высоких показателях личностной тревожности обнаруживает себя в долгом переживании травмирующих событий, уязвимости, чувствительности к негативным фактам, событиям или воздействиям. Можно предположить, что функциональные тики, нередко наблюдаемые при СДВГ, стремление, вопреки разуму, воле и чувствам, совершать какое-либо бессмысленное действие, могут быть связаны и с проявлениями, характерными для педантичного типа акцентуации личности.

В частности повышение самооценки по параметрам «ум» и «внешность» может быть связано со стремлением умственно отсталых подростков с СДВГ преодолеть свою интеллектуальную неполноценность. Повышение же.

133 самооценки по параметру «умелые руки», возможно, вызвано неспособностью такими подростками выполнить задание, довести работу до конца. Они невнимательны, чрезмерно подвижны, импульсивны вследствие СДВГ и умственной отсталости, что часто препятствует выполнению различного рода деятельности.

Таким образом, коморбидность СДВГ и умственной отсталости в процессе социализации подростков способствуют не только формированию ряда личностных особенностей, но и закреплению деструктивного поведения. Все это препятствует адаптации подростков к социуму, которая и так нарушена при умственной отсталости. Но если при умственной отсталости без СДВГ нарушение поведения сглаживаются при благоприятных условиях, то при умственной отсталости с СДВГ даже при благоприятных условиях без специальных коррекционно-развивающих программ нарушения сохраняются.

Показать весь текст

Список литературы

  1. O.K. Социально перцептивные особенности детей с нарушениями развития. — Челябинск, 1999. — 356 с.
  2. .Г. Человек как предмет познания. СПб.: 3-е издание, 2002. — 288 с.
  3. В.М. Введение в дефектологию с основами нейро и патопсихологии. М., 1994. — 216 с.
  4. Л.О., Заваденко H.H., Успенская Т. Ю. Синдром дефицита внимания у детей. Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В. М. Бехтерева. 1993 (3). — С. 74−90.
  5. Е.Ф., Эткинд A.M. Цветовой тест отношений. Методические рекомендации. Л., 1985. — 18 с.
  6. И.Л. Внимание школьников-олигофренов. Учебное пособие. -М., 1982.-70 с.
  7. И.М. Психология умственно отсталого школьника. М., 1987.-96с.
  8. Л.И. Избранные психологические труды. Проблемы формирования личности. Под ред. Д. И. Фельдштейна, М., 1995. — С. 63.
  9. И.П. Беседы о здоровье школьников. Книга для учителей и родителей. М.: Просвещение, 1992. — С. 5−14.
  10. И.П. Ночной энурез у детей и подростков М.: ИД МЕДПРАКТИКА — М, 2006. — С. 5.
  11. И.П., Касатикова Е. В. Дефицит внимания с гипераки тивностью у детей. М.: Медпрактика — М., 2002 — 128 с.
  12. И.П., Касатикова Е. В. Непоседливый ребенок или все о гиперактивных летях. М., 2008 — 203 с.
  13. Л.Ф., Морозов С. М. Словарь-справочник по психодиагностике СПб.: Питер, 2001. — 528 е.: ил.
  14. А.О., Кутявин Ю. А., Литвак М. Е. Общая психопатология: пособие для врачей / 3-е изд., перераб. и доп. Ростов н/Д: Изд-во ЛРНЦ «Феникс», 2003. — 416 е.: ил.
  15. Н.Д., Люсин Д. В. Развитие представлений детей об эмоциях в онтогенезе // Вопросы психологии, № 5, 2002. — С. 48−56.
  16. Л.С. Умственно отсталый ребенок. Под ред. Л. С. Выготского и И. И. Данюшевского — М.:Учпедгиз, 1935. — 390 с.
  17. Л.С. Проблема умственной отсталости. Собр. соч.: В 6 т.-М.: Педагогика, 1983. -Т.5. 275 с.
  18. A.B., Волокитина Т. В., Гусева Е. А., Подоплекин Д. Н. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детей. М.: Академический Проект, 2004. — 176 с.
  19. A.B., Канжин A.B., Подоплекин Д. Н. Очерки сенсомоторной деятельности ребенка. Архангельск: Поморский университет, 2006. — 118 с.
  20. Е.Л., Паулз Д. Л. Генетические факторы, влияющие на возникновение девиантных форм развития и детских психических расстройств // «Дефектология» № 3, 1995 С. 3−22.
  21. И.Ф. Методы социологического исследования. — Екатеринбург, 1998.-208 с.
  22. H.H. Как понять ребенка: дети с гиперактивностью и дефицитом внимания. М., Издательский дом «Школа пресс 1», 2001 -218 с.
  23. H.H. Гиперактивность и дефицит внимания в детском возрасте: учеб. пособие ля студ. высш. учеб. заведений / Николай Николаевич Заваденко. М.: Издательский центр «Академия», 2005. -256 с.
  24. H.H., Петрухин A.C., Манелис Н. Г., Успенская Т. Ю., Суворинова Н. Ю., Борисова Т. Х. Школьная дезадаптация: психоневрологическое и нейропсихологическое исследование //144
  25. Вопросы психологии, 1999, № 4 // http://www.consilium-medicum.com/media/consilium/0203c/30.shtml)
  26. H.H., Суворинова Н. Ю., Румянцева M.B. Гиперактивность с дефицитом внимания: факторы риска, возростная динамика, особенности диагностики // «Дефектология» № 6, 2003. — С. 13−20.
  27. JI.B. Очерки психологии умственно отсталого ребенка // Психология аномального развития ребенка. Хрестоматия. Под ред. Лебелинского В. В, Бардышевской М. К., М., 2002., т 2. — 818 с.
  28. JI.B. Психология умственно отсталого ребенка. М., 1939. — 64 с.
  29. Е.С. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью как самостоятельная форма дизонтогенеза // Ананьевские чтения, 2006. С. 558−560.
  30. Е.С., Исаев Д. Н. Умственная отсталость: содержание, определение и современные теории умственной отсталости // Научный редактор Л. М. Шипицына. Санкт-Петербург, 2001. 28 с.
  31. К.Э. Психология эмоций. Перев. с англ. — СПб.: Издательство «Питер», 2000. — 464 е.: ил.
  32. И.Г., Королькова В.С, Попова М. В. Минимальные мозговые дисфункции. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (клиника, диагностика, реабилитация). // Астрахань, 2006. 88 е.
  33. Д.Н. Умственная отсталость у детей и подростков. Изд-во «Речь», 2007. — 391 с.
  34. Д.Н. Детская медицинская психология. Психологическая педиатрия. СПб.: Речь, 2004. — 384 с.
  35. Д.Н. Психическое недоразвитие у детей. JL: Медицина, 1982. -224 с.
  36. A.B. Психофизиологический анализ зрительно-моторных реакций у детей при синдроме дефицита внимания с гиперактивностью. Автореф. дис. к. биол. н. — Архангельск, 2004 14 с.
  37. Г. И., Сэдок Б. Д. Клиническая психиатрия. В 2 т. Т.2. Пер. с англ. -М.: Медицина, 1998. 528 е.: ил.
  38. Е.В. Исследование распространенности, показателей внимания и факторов риска для развития синдрома дефицита внимания с гиперактивностью у школьников / Е. В. Касатикова, Н. П. Ларионов, И. П. Брязгунов // Педиатрия. 1999. — № 5. — С. 73−76.
  39. В.В. Семиотика и диагностика психических заболеваний у детей и подростков. М., Медицина, 1985. — 288 с.
  40. В.В. О роли «измененной почвы» в происхождении психогенных патологических формирований личности / Патохарактерологические исследования у подростков. Под ред. А. Е. Личко, Н. Я. Иванова, Ленинград, 1981. С. 73 — 78.
  41. Н.Л. Развитие личности учащихся вспомогательной школы. Киев, «Рад. школа», 1978. 87с.
  42. Ц.П., Дмитриева Н. В., Загоруйко E.H. Идентичность. Развитие. Перенасыщенность. Бегство: Монография. Новосибирск: Издательство НГПУ, 2007. — 472 с.
  43. Ц.П. Личностные расстройства и их современная терапия / Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. Бехтерева. Том 03/ № 3/ 2005/ http:// www. consilium-medicum.com
  44. Ю.В. Диагностика актуальной проблемы — М.: Институт Общегуманитарных исследований, 2004. — 240 с.
  45. В.Р., Брязгунов И. П. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детей (вопросы эпидемиологии, этиологии, диагностики, лечения, профилактики и прогноза). — М., ММА имени И. М. Сеченова, 1994. 44 с.
  46. Е.В. Функциональная зрелость регуляторных систем мозга и организация внимания у детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью. Автореф. дис. к. биол. н. — М., 2006 — 17 с.
  47. К.С., Райская М. М., Грибанова Г. В. Подростки с нарушениями в аффективной сфере. М., 1988. — С. 127.
  48. В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте: Учеб. пособие для студ. Психол. Фак. Высш. Учеб. заведений.- М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 144с.
  49. А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. Изд. 2-е, доп. и перераб. — Л.: Медицина, 1983. — 256 с.
  50. А.Е. Подростковая психиатрия: (Руководство для врачей). Изд. 2-е, доп. и перераб. — Л.: Медицина, 1985. — 416 с.
  51. А.Е. Акцентуация характера как концепция в психиатрии и медицинской психологии Обозрение медицинской психологии имени В.М. Бехтерева. № 1., 1993. — С. 5−17.
  52. А.Е. Типы акцентуаций характера и психопатий у подростков — М.:000 АПРЕЛЬ ПРЕСС, ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 1999. 416 с.
  53. К. Акцентуированные личности. // Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2000. — 544 с.
  54. А.Р. Умственно отсталый ребенок. Очерки изучения особенностей высшей нервной деятельности детей олигофренов // М., 1960 — 203 с.
  55. М. Цветовой тест Люшера. Издательство Эксмо, Москва, 2002.- 192 с.
  56. Международная классификация болезней (10-й пересмотр). Классификация психических и поведенческих расстройств. Клинические описания и указания по диагностике // Всемирная Организация Здравоохранения СПб., «АДИС», 1994. 334 с.
  57. В. Д. Психология девиантного поведения. Учебное пособие. СПб.: Речь, 2005. — 445 с.
  58. С.С., Исаев Д. Н. О процессах адаптации при олигофрении // Восстановительная терапия и социально трудовая реадаптация больных нервно-психическми заболеваниями. Материалы всесоюзной научной конференции. Л., 1965. — 388 с. (177−180)
  59. Г. Б., Лютова Роберте Е.К., Чутко Л. С. Гиперактивные дети: психолого-педагогическая помощь. Монография. — СПб.: Речь, 2007. — 186 с.
  60. Мэш Э., Вольф Д. Детская патопсихология. Нарушения психики ребенка. — СПб.: Прайм-Еврознак, 2003. 384 с.
  61. .И. Некоторые особенности личности учащихся вспомогательной школы (методическое пособие). Алма-Ата, 1985. — 72 с.
  62. . И. Развитие личности учащихся вспомогательной школы, автореф. на соискание ученой степени доктора психологических наук. М., 1986.-34 с.
  63. Наследов А.Д. SPSS: компьютерный анализ данных в психологии и социальных науках. СПб.: Питер, 2005. — 416 е.: ил.
  64. А.Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных. Учебное пособие. СПб.: Речь, 2004. -392 с.
  65. Основы специальной психологии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Под ред. JI.B. Кузнецовой. М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 480 с.
  66. М.С. Дети олигофрены М., 1959. — 487 с.
  67. М.С., Лубовский В. И. Динамика развития детей-олигофренов. М., 1963.-224 с.
  68. В.Г., Белякова И. В. Психология умственно отсталых школьников: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. Г. Петрова, И. В. Белякова. 2-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 160с.
  69. А.Г. Распространенность и физиолого-гигиеническая коррекция СДВГ у школьников 6−8 лет. Автор, дис. канд. мед. наук. -М., 1996.-23 с.
  70. О.И. Дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью. СПб.: Речь, 2006. — 208с.
  71. Практикум по возрастной психологии: Учеб. пособие / Под. Ред. Головей Л. А., Рыбалко Е. Ф. СПб.: Речь, 2002. — 694 с.
  72. Проективная психология / М., 2000. 528 с.
  73. A.A., Коломинский Я. Л. Социальная педагогическая психология. — СПб.: Питер Ком, 1999. 416 с.
  74. С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии и опыт применения их в клинике. СПб., 1998. — 215 с.
  75. С.Я. Психология умственно отсталого ребенка. М., «Просвещение», 1986. — 192 с.
  76. В.В. Качественные методы: введение в гуманистическую социологию. М., 1998. — 292 с.
  77. Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции: Учебное пособие / Л. М. Семенюк -3-е изд. М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2005. — С. 23−24.
  78. H.B. Лечение цветом. Мода и гармония. СПб: «ЛИСС». 1993. 48 с.
  79. Н.В. Цвет культуры: психология, культурология, физиология. -Изд. Речь, СПб. 2004. 627 с.
  80. Е.В. Методы математической обработки в психологии. СПб., 1996.-349 с.
  81. А.Л. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Диагностика, коррекция и практические рекомендации родителям и педагогам. -М.: ТЦ Сфера, 2002. 218с.
  82. Е.О. Развитие воли и произвольности в раннем и дошкольном возрастах. М.: Институт практической психологии- Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998. 156 с.
  83. Е.Т. Влияние на самооценку нарушений эмоциональных контактов между родителями и ребенком и формирование аномалии личности / Семья и формирование личности. Сборник научных трудов. Под ред. Бодалева A.A., Столина B.B. М., 1981. С. 21
  84. И.М. Психология познавательной деятельности нормальных и анормальных детей: сравнение и познание отношений предметов. — М.: Просвещение, 1966. 224 с.
  85. В.М. Специальная психология: Учеб. пособие / Под научн. ред. Л. М. Шипициной. СПб.: Речь., 2003. — 216 с.
  86. Г. Е. Клинические лекции по психиатрии детского возраста — Т.З, М., 1965.-320 с.
  87. В.И., Филимоненко Ю. И. Цветовой тест М. Люшера (стандартизированный вариант) // методическое руководство, СПб, 2000.-48 с.
  88. Тржесоглава 3. Легкая дисфункция мозга в детском возрасте — М.: Медицина, 1986. 256 е., ил.
  89. В.Д., Радоев A.M., Халецкая О. В., Радаева Г. М. Клинические варианты минимальных мозговых дисфункций у детей дошкольного возраста // Педиатрия. 1994. № 2. С. 72−75.
  90. О.В., Трошин В. Д. Минимальная дисфункция мозга в детском возрасте. Нижний Новгород, 1995. 36 с.
  91. В.А. Онтогенетический аспект психологической диагностики и педагогической коррекции аномального развития личности — Автореф. дис. д-ра психол. наук. Спб, 1999. — 47 с.
  92. В.М., Левитина Е. В., Ноговицина O.P. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детей. Научное издание — Тюмень: Издательство «Вектор Бук», 2005. 256 с.
  93. A.A. Краткое руководство по использованию МКБ 10 в психиатрии и наркологии / A.A. Чуркин, А. Н. Мартюшов. — М.: Изд-во «Тиада — X», 2000. — 232с.
  94. Л.С., Пальчик А. Б., Кропотов Ю. Д. Синдром нарушения внимания с гиперактивностью у детей и подростков СПб.: Издательский дом СПбМАПО, 2004. — 112 с.
  95. Л.М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта. — 2-е изд., перераб. И дополн. СПб.: Речь, 2005. — 477 с.
  96. Л.М., Иванов Е. С. Нарушения поведения учеников вспомогательной школы — Великобритания, 1992. — 119 с.
  97. Шиф Ж. И. Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы // Под ред. Шиф Ж. И. М., «Просвещения», 1965. с. 340.
  98. ЮО.Янынин П. В. Психосемантика цвета. СПб.: Речь, 2006. — 368 с.
  99. П.В. Введение в психосемантику цвета. Учебное пособие. -Самара: Изд-во СамГПУ, 2000, 200 с.
  100. .Р., Яременко А. Б., Горяинова Т. Б. Минимальные дисфункции головного мозга у детей. СПб.: Салит-Медкнига, 2002. — 128 с.
  101. ЮЗ.Ясюкова JI.A. Оптимизация бучения и развития детей с ММД. Диагностика и компенсация минимальных мозговых дисфункций. Методическое руководство. СПб.: ГП «Иматон», 2000. 100с.
  102. M. G., Armstrong S., Buican В., Silick T. (2002). Four-year follow-up of children with low intelligence and ADHD: A replication. Research in Developmental Disabilities, 23, 119−134
  103. American Psychiatric Association. (1994). Diagnostic and statistical manual of mental disorders (4th ed.). DSM-IV Washington, DC: American Psychiatric Association.
  104. Antshel К. M., Margaret H. Phillips M.H., Gordon M., Barkley R., Stephen V. Faraone S.V. Is ADHD a valid disorder in children with intellectual delays? // Clinical Psychology Review 26 (2006) 555−572
  105. Attention, genes and ADHD / Ed. By Florence Levy A., David A. Hay. -Have (E. Suss.) etc.: Brunner Routledge, 2001. — XV, 272p.
  106. , R. A. (1990). Attention Deficit Hyperactivity Disorder: A Handbook for Diagnosis and Treatment. New York: Guilford Publications.
  107. R. A. (1993). Attention deficit. Hyperactivity Disorder — N.Y.: Gilford Press.
  108. , R. A. (1996). Attention deficit hyperactivity disorder. In E. J. Mash & R. A. Barkley (Eds.), Child psychopathology (pp. 63−112). New York: Guilford.
  109. R. A. (1998) Attention deficit disorder. Scientific American, 44−49.
  110. Barkley, R. A., Fischer, M., Smallish, L., & Fletcher, K. Persistence of attention deficit hyperactivity disorder into adulthood as a function of reporting source and definition of disorder. Journal of Abnormal Psychology, 2002, 111,279−289.
  111. R.A. (2006). Attention deficit hyperactivity disorder: a handbook for diagnosis and treatment (3rd ed.). Nyw York. Guilford.
  112. Baumgaertel A., Wolraich M L., Dietrich M. Comparison of diagnostic criteria for attention deficit disorders in a German elementary school sample. Journal of the American Academy of Child and Adolescent Psychiatry 1995- 34(5):629−38.
  113. J.M., Wainwright A., Brian J., Coolbear J. Landry R., Vallance D. (1998) Social Competence and Peer Relations in Children with Mental Retardation: Models of the Development of Peer Relations. Journal on Developmental Disabilities, 6, 1−31.
  114. B. A., Aman M. G. (1999) Disruptive behavior disorders in children with mental retardation. / In Handbook of disruptive behavior disorders., ed. H.C. Quay & A. E. Hogan. New York: Plenum Press.
  115. Biederman J. Attention-Deficit/Hyperactivity Disorder: A Selective Overview. Biol Psychiatry 2005- 57:1215−1220
  116. Biederman J, Faraone SV, Milberger S, Curtis S, Chen L, Marrs A, et al (1996): Predictors of persistence and remission of ADHD: Results from a fouryear prospective follow-up study of ADHD children. J Am Acad Child Adolesc Psychiatry 35:343−351.
  117. Biederman J, Milberger S, Faraone SV, Kiely K, Guite J, Mick E, et al (1995): Family-environment risk factors for attention deficit hyperactivitydisorder: A test of Rutter’s indicators of adversity. Arch Gen Psychiatry 52:464−470.
  118. Biederman J., et al High rate of affective disorders in probands with attention deficit disorder in the relative. A controlled family study. Amer. J. of Psychiatry, 1987, № 44 p. 330−333
  119. B., Ryan N. D., Williamson D. E., Brent D. A., Kaufman J. (1996). Childhood and adolescent depression: A review of the past 10 years. Part II. Journal of the American Academy of Child and Adolescent Psychiatry, 35, 1575−1582
  120. Brown R.T., Freeman W.S., Perrin J.M., Stein M.T., Amler R.W., Feldman H.M., Pierce K., Wolraich M.L. Prevalence and assessment of attention-deficit/hyperactivity disorder in primary care settings // Pediatrics, 2004. Vol. 114. № 2. P. 511−512.
  121. Cantwell D. Attention deficit disorder. A review of the past 10 years/ Journal of the American Academy of Child and adolescent Psychiatry, 1996, 35, 978 987.
  122. Castellanos F.X., Acosta M.T., The neuroanatomy of attention deficit/hyperactivity disorder, Rev. Neurol. 38 (2004) (Suppl.), pp. S131-S136.
  123. Castellanos F.X. Toward a pathophysiology of attention deficit/hyperactivity disorder, Clin Pediatr 36 (1997), pp. 381−393
  124. Conners C. K, Sitaremos G., Parker D.A. et al. (1998) Revision and restandartization of the Conners teacher rating scale (CTRS-R): factor structure, reliability, and criterion validity. Abnorm. Child Psychol. 26, 279 291
  125. Cook, E. H. Jr., Stein, M. A., Krasowski, M. D., Cox, N. J., Olkon, D. M.,
  126. , J. E. & Leventhal, B.L. (1995). Association of attention-deficit disorder and the dopamine transporter gene. American Journal of Human Genetics 56, 993−998
  127. J., Schachar R. (2001) Deficient inhibition as a marker for familial ADHD. Am J Psychiatry 158:1884−1890
  128. DuPaul G.J., Stoner G. (2003) ADHD in the schools. Assessment and intervention strategies. Guilford School practitioner series, 330 p.
  129. DSM-IV-TR Mental Disorders. Diagnosis, etiology and treatment // John Wiliy & Sons, Ltd, 2004, 1353 p.
  130. Faraone S.V., Biederman J. Neurobiology of attention deficit hyperactivity disorder. Biol. Psychiatry, 1998- 44: 951−958.
  131. Fee V.E., Matson J.L., Benavider D.A. Attention deficit hyperactivity disorder among mentally retarded children // Research an Developmental Disabilities Vol 15, No 1, 1994, pp. 67−79
  132. Frazier, T.W., Demaree, H. A., & Youngstrom, E. (2004). Meta-analysis of intellectual and neuropsychological test performance in attention-deficit/ hyperactivity disorder. Neuropsychology, 18, 543−555
  133. Geller D. A., Coffey B., Faraone S., Hagermoser L., Zaman N. K., Farrell C. L., et al. (2003). Does comorbid attention-deficit/hyperactivity disorder impact the clinical expression of pediatric obsessive-compulsive disorder? CNS Spectrums, 8, 259−264
  134. Gaub M, Carlson C.L. Gender differences in ADHD: a meta-analysis and critical review. J Am Acad Child Adolesc Psychiatry. 1997 Aug-36(8):1036−45.
  135. Gilberg C. Perceptual motor and attention deficits in Swedish primary school children. Some child psychiatria aspects // Child. Psychol. Psychiatr. 1983. Vol.2. № 3. P. 377−403
  136. R., Simonoff E., Stevenson J. (1995). The impact of child IQ, parent IQ and sibling IQ on child behavioural deviance scores. Journal of Child Psychiatry and Psychology, 36, 409−425
  137. Goldman L.S., Genel M. Diagnosis and treatment of attention -deficit/hyperactivity disorder in children and adolescents // JAMA. 1998. Vol. 279. № 14. P. l 100−1117
  138. Green J. Developmental psychiatry grown up / J. Green // Advan. Psychiatr. Treat.-2004.- 10.-P. 241−242.
  139. Guralnick M.J.(1999) Family and child influences on the peer-related social competence of young children with development delays. / Mental Retardation and Development Disabilities Research Reviews, 5, 21−29.
  140. Hart E., Lahey B., Loeber R. Developmental change in attention-deficit hyperactivity disorder in boys: a four-year longitudinal study. J Abnorm Child Psychol (1995) 23:729−749
  141. Hinshaw S.P. Attention deficits and hyperactivity in children. Thausand Oaks, CA: Sage, 1994.
  142. Irene M. Loe I.M., Feldman H.M. Academic and educational outcomes of children with ADHD // Journal of Pediatric Psychology 32(6) pp. 643−654, 2007
  143. Joel T. Nigg. What Causes ADHD? Understanding What Goes Wrong and Why. New York: Guilford Publications, 2006, 422 pp.
  144. J., Eley T.C., Taylor A., Hughes C., Asherson P., Caspi A., Moffittl T.E. (2004) Co-Occurrence of ADHD and Low IQ Has Genetic Origins / American Journal of Medical Genetics Part B (Neuropsychiatric Genetics) 124B:4147
  145. Levy F., Hay D. Attention, Genes and ADHD. Philadelphia, Bruner Routledge. 2001.
  146. M.A., Barkley R.A. (1997) Neuropsychological and academic functioning in preschool boys with attention deficit hyperactivity disorder. Dev Neuropsychol 13:111−129
  147. McBurnett K. Reducing risky behavior in older children and adolescents by treating ADHD // http://www.otrok.ru/doktor/info/burnett.pdf
  148. Murphy K.R., Barkley R.A. Parents of children with attention-deflcit/hyperactivity disorder: Psychological and attentional impairment// American Journal of Orthopsychiatry, 1996, 66 (1), pp. 93−102
  149. Nelson. K.V., Leviton A. How much of neonatal encephalopathy is due to birth asphyxia&?//Am. J. Dis. Child, 1991. Vol. 145. N 11. P. 1325−1331.
  150. Palmer, E. D., and Finger, S. 2001. An early description of ADHD (Inattention Subtype): Dr. Alexander Crichton and the «Mental Restlessness» (1798). Child Psychology and Psychiatry Reviews, 6, 66−73.
  151. S.R. 1998. Comorbidity of attention-deficit/hyperactivity disorder with psychiatric disorder: An overview. J Clin Psychiatry 59:50 -58.
  152. Rabiner D. How often does ADHD persist into adulthood? / http://www.add.org/articles/HowoftenDoesADHDPersistintoAdulthood.html
  153. Selikowitz M. ADHD: The facts // Mark Selikowitz. Oxford etc.: Oxford univ. press, 2004. — IX, 242 p.
  154. Scott S. Financial cost of social exclusion: follow up study of antisocial children into adulthood / S. Scott, M. Knapp // Med. Hypotheses. 1990. -Vol.2, No. 13.-P. 145−153.
  155. Stevenson J. Evidence for a genetic etiology in hyperactivity in children // Behav. Genet. 3:337 344, 1992.
  156. Taylor E.A., Sandberg S., Thorly G., Giles S. The epidemiology of childhood hyperactivity // Maudsley monographs. Oxford University Press, 1991. № 33. P. 93−113.
  157. G., & Hechtman L. Hyperactive children grown up. New York: Guilford Press, 1993
  158. Wevandt L.L., DuPaul G.I. ADHD in College // Students Journal of Attention Disorders, Vol. 10, No. 1, 9−19 (2006)
  159. Wender P.H. New ADHD: Attention Deficit Hyperactivity Disorder in children, adolescents, and adults // Oxford University Press, 2001. — 277 p.
Заполнить форму текущей работой