Личностные особенности умственно отсталых подростков с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью
Диссертация
Сочетание демонстративного и гипертимного типов акцентуаций личности могут свидетельствовать о выраженной социальной желательности в позиции человека. Поэтому в случае отвержения окружающими умственно отсталых подростков с СДВГ, они стремятся любыми способами привлечь к себе внимание. В том числе посредствам демонстрации неуемного поведения, агрессии, болтливости, оппозиционной манеры поведения… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО — МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИЗУЧЕНИЯ ЛИЧНОСТИ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ПОДРОСТКОВ С СИНДРОМОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ С
- ГИПЕРАКТИВНОСТЬЮ
- 1. Феноменология синдрома дефицита внимания с гиперактивностью
- 1. 1. История развития взглядов на синдром дефицита внимания с гиперактивностью
- 1. 2. Дискуссионные аспекты синдрома дефицита внимания с гиперактивностью
- 1. 2. 1. Распространенность синдрома дефицита внимания с гиперакта вностью
- 1. 2. 2. Причины возникновения и механизмы формирования синдрома дефицита внимания с гиперактивностью
- 1. 2. 3. Клинико-психологические проявления синдрома дефицита внимания с гиперактивностью
- 1. 2. 4. Возрастная динамика проявлений синдрома дефицита внимания с гиперактивностью
- 1. Феноменология синдрома дефицита внимания с гиперактивностью
- 2. СДВГ у умственно отсталых подростков
- 1. 2. Клинико — психологическая характеристика умственно отсталых подростков
- 2. 2. СДВГ у умственно отсталых подростков
- 2. 1. Характеристика объекта исследования
- 2. 2. Методы и методики исследования
- 3. 1. Исследование распространенности СДВГ
- 3. 2. Экспериментальное исследование личностных особенностей умственно отсталых подростков с СДВГ
- 3. 2. 1. Особенности умственно отсталых подростков с СДВГ по результатам биографического метода, наблюдения и беседы
- 3. 2. 2. Особенности личностной тревожности
- 3. 2. 3. Особенности агрессивных и враждебных проявлений
- 3. 2. 4. Особенности акцентуаций личности
- 3. 2. 5. Межличностные взаимоотношения и самооценка
- 3. 2. 6. Эмоциональная сфера
- 3. 2. 7. Факторный анализ результатов исследования
- 3. 2. 8. Дискриминантный анализ результатов исследования
Список литературы
- Агавелян O.K. Социально перцептивные особенности детей с нарушениями развития. — Челябинск, 1999. — 356 с.
- Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. СПб.: 3-е издание, 2002. — 288 с.
- Астапов В.М. Введение в дефектологию с основами нейро и патопсихологии. М., 1994. — 216 с.
- Бадалян Л.О., Заваденко H.H., Успенская Т. Ю. Синдром дефицита внимания у детей. Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В. М. Бехтерева. 1993 (3). — С. 74−90.
- Бажин Е.Ф., Эткинд A.M. Цветовой тест отношений. Методические рекомендации. Л., 1985. — 18 с.
- Баскакова И.Л. Внимание школьников-олигофренов. Учебное пособие. -М., 1982.-70 с.
- Бгажнокова И.М. Психология умственно отсталого школьника. М., 1987.-96с.
- Божович Л.И. Избранные психологические труды. Проблемы формирования личности. Под ред. Д. И. Фельдштейна, М., 1995. — С. 63.
- Брязгунов И.П. Беседы о здоровье школьников. Книга для учителей и родителей. М.: Просвещение, 1992. — С. 5−14.
- Брязгунов И.П. Ночной энурез у детей и подростков М.: ИД МЕДПРАКТИКА — М, 2006. — С. 5.
- Брязгунов И.П., Касатикова Е. В. Дефицит внимания с гипераки тивностью у детей. М.: Медпрактика — М., 2002 — 128 с.
- Брязгунов И.П., Касатикова Е. В. Непоседливый ребенок или все о гиперактивных летях. М., 2008 — 203 с.
- Бурлачук Л.Ф., Морозов С. М. Словарь-справочник по психодиагностике СПб.: Питер, 2001. — 528 е.: ил.
- Бухановский А.О., Кутявин Ю. А., Литвак М. Е. Общая психопатология: пособие для врачей / 3-е изд., перераб. и доп. Ростов н/Д: Изд-во ЛРНЦ «Феникс», 2003. — 416 е.: ил.
- Былкина Н.Д., Люсин Д. В. Развитие представлений детей об эмоциях в онтогенезе // Вопросы психологии, № 5, 2002. — С. 48−56.
- Выготский Л.С. Умственно отсталый ребенок. Под ред. Л. С. Выготского и И. И. Данюшевского — М.:Учпедгиз, 1935. — 390 с.
- Выготский Л.С. Проблема умственной отсталости. Собр. соч.: В 6 т.-М.: Педагогика, 1983. -Т.5. 275 с.
- Грибанов A.B., Волокитина Т. В., Гусева Е. А., Подоплекин Д. Н. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детей. М.: Академический Проект, 2004. — 176 с.
- Грибанов A.B., Канжин A.B., Подоплекин Д. Н. Очерки сенсомоторной деятельности ребенка. Архангельск: Поморский университет, 2006. — 118 с.
- Григоренко Е.Л., Паулз Д. Л. Генетические факторы, влияющие на возникновение девиантных форм развития и детских психических расстройств // «Дефектология» № 3, 1995 С. 3−22.
- Девятко И.Ф. Методы социологического исследования. — Екатеринбург, 1998.-208 с.
- Заваденко H.H. Как понять ребенка: дети с гиперактивностью и дефицитом внимания. М., Издательский дом «Школа пресс 1», 2001 -218 с.
- Заваденко H.H. Гиперактивность и дефицит внимания в детском возрасте: учеб. пособие ля студ. высш. учеб. заведений / Николай Николаевич Заваденко. М.: Издательский центр «Академия», 2005. -256 с.
- Заваденко H.H., Петрухин A.C., Манелис Н. Г., Успенская Т. Ю., Суворинова Н. Ю., Борисова Т. Х. Школьная дезадаптация: психоневрологическое и нейропсихологическое исследование //144
- Вопросы психологии, 1999, № 4 // http://www.consilium-medicum.com/media/consilium/0203c/30.shtml)
- Заваденко H.H., Суворинова Н. Ю., Румянцева M.B. Гиперактивность с дефицитом внимания: факторы риска, возростная динамика, особенности диагностики // «Дефектология» № 6, 2003. — С. 13−20.
- Занков JI.B. Очерки психологии умственно отсталого ребенка // Психология аномального развития ребенка. Хрестоматия. Под ред. Лебелинского В. В, Бардышевской М. К., М., 2002., т 2. — 818 с.
- Занков JI.B. Психология умственно отсталого ребенка. М., 1939. — 64 с.
- Иванов Е.С. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью как самостоятельная форма дизонтогенеза // Ананьевские чтения, 2006. С. 558−560.
- Иванов Е.С., Исаев Д. Н. Умственная отсталость: содержание, определение и современные теории умственной отсталости // Научный редактор Л. М. Шипицына. Санкт-Петербург, 2001. 28 с.
- Изард К.Э. Психология эмоций. Перев. с англ. — СПб.: Издательство «Питер», 2000. — 464 е.: ил.
- Измайлова И.Г., Королькова В.С, Попова М. В. Минимальные мозговые дисфункции. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (клиника, диагностика, реабилитация). // Астрахань, 2006. 88 е.
- Исаев Д.Н. Умственная отсталость у детей и подростков. Изд-во «Речь», 2007. — 391 с.
- Исаев Д.Н. Детская медицинская психология. Психологическая педиатрия. СПб.: Речь, 2004. — 384 с.
- Исаев Д.Н. Психическое недоразвитие у детей. JL: Медицина, 1982. -224 с.
- Канжин A.B. Психофизиологический анализ зрительно-моторных реакций у детей при синдроме дефицита внимания с гиперактивностью. Автореф. дис. к. биол. н. — Архангельск, 2004 14 с.
- Каплан Г. И., Сэдок Б. Д. Клиническая психиатрия. В 2 т. Т.2. Пер. с англ. -М.: Медицина, 1998. 528 е.: ил.
- Касатикова Е.В. Исследование распространенности, показателей внимания и факторов риска для развития синдрома дефицита внимания с гиперактивностью у школьников / Е. В. Касатикова, Н. П. Ларионов, И. П. Брязгунов // Педиатрия. 1999. — № 5. — С. 73−76.
- Ковалев В.В. Семиотика и диагностика психических заболеваний у детей и подростков. М., Медицина, 1985. — 288 с.
- Ковалев В.В. О роли «измененной почвы» в происхождении психогенных патологических формирований личности / Патохарактерологические исследования у подростков. Под ред. А. Е. Личко, Н. Я. Иванова, Ленинград, 1981. С. 73 — 78.
- Коломинский Н.Л. Развитие личности учащихся вспомогательной школы. Киев, «Рад. школа», 1978. 87с.
- Короленко Ц.П., Дмитриева Н. В., Загоруйко E.H. Идентичность. Развитие. Перенасыщенность. Бегство: Монография. Новосибирск: Издательство НГПУ, 2007. — 472 с.
- Короленко Ц.П. Личностные расстройства и их современная терапия / Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. Бехтерева. Том 03/ № 3/ 2005/ http:// www. consilium-medicum.com
- Кортнева Ю.В. Диагностика актуальной проблемы — М.: Институт Общегуманитарных исследований, 2004. — 240 с.
- Кучма В.Р., Брязгунов И. П. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детей (вопросы эпидемиологии, этиологии, диагностики, лечения, профилактики и прогноза). — М., ММА имени И. М. Сеченова, 1994. 44 с.
- Крупская Е.В. Функциональная зрелость регуляторных систем мозга и организация внимания у детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью. Автореф. дис. к. биол. н. — М., 2006 — 17 с.
- Лебединская К.С., Райская М. М., Грибанова Г. В. Подростки с нарушениями в аффективной сфере. М., 1988. — С. 127.
- Лебединский В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте: Учеб. пособие для студ. Психол. Фак. Высш. Учеб. заведений.- М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 144с.
- Личко А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. Изд. 2-е, доп. и перераб. — Л.: Медицина, 1983. — 256 с.
- Личко А.Е. Подростковая психиатрия: (Руководство для врачей). Изд. 2-е, доп. и перераб. — Л.: Медицина, 1985. — 416 с.
- Личко А.Е. Акцентуация характера как концепция в психиатрии и медицинской психологии Обозрение медицинской психологии имени В.М. Бехтерева. № 1., 1993. — С. 5−17.
- Личко А.Е. Типы акцентуаций характера и психопатий у подростков — М.:000 АПРЕЛЬ ПРЕСС, ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 1999. 416 с.
- Леонгард К. Акцентуированные личности. // Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2000. — 544 с.
- Лурия А.Р. Умственно отсталый ребенок. Очерки изучения особенностей высшей нервной деятельности детей олигофренов // М., 1960 — 203 с.
- Люшер М. Цветовой тест Люшера. Издательство Эксмо, Москва, 2002.- 192 с.
- Международная классификация болезней (10-й пересмотр). Классификация психических и поведенческих расстройств. Клинические описания и указания по диагностике // Всемирная Организация Здравоохранения СПб., «АДИС», 1994. 334 с.
- Менделевич В. Д. Психология девиантного поведения. Учебное пособие. СПб.: Речь, 2005. — 445 с.
- Мнухин С.С., Исаев Д. Н. О процессах адаптации при олигофрении // Восстановительная терапия и социально трудовая реадаптация больных нервно-психическми заболеваниями. Материалы всесоюзной научной конференции. Л., 1965. — 388 с. (177−180)
- Монина Г. Б., Лютова Роберте Е.К., Чутко Л. С. Гиперактивные дети: психолого-педагогическая помощь. Монография. — СПб.: Речь, 2007. — 186 с.
- Мэш Э., Вольф Д. Детская патопсихология. Нарушения психики ребенка. — СПб.: Прайм-Еврознак, 2003. 384 с.
- Намазбаева Ж.И. Некоторые особенности личности учащихся вспомогательной школы (методическое пособие). Алма-Ата, 1985. — 72 с.
- Намазбаева Ж. И. Развитие личности учащихся вспомогательной школы, автореф. на соискание ученой степени доктора психологических наук. М., 1986.-34 с.
- Наследов А.Д. SPSS: компьютерный анализ данных в психологии и социальных науках. СПб.: Питер, 2005. — 416 е.: ил.
- Наследов А.Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных. Учебное пособие. СПб.: Речь, 2004. -392 с.
- Основы специальной психологии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Под ред. JI.B. Кузнецовой. М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 480 с.
- Певзнер М.С. Дети олигофрены М., 1959. — 487 с.
- Певзнер М.С., Лубовский В. И. Динамика развития детей-олигофренов. М., 1963.-224 с.
- Петрова В.Г., Белякова И. В. Психология умственно отсталых школьников: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. Г. Петрова, И. В. Белякова. 2-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 160с.
- Платонова А.Г. Распространенность и физиолого-гигиеническая коррекция СДВГ у школьников 6−8 лет. Автор, дис. канд. мед. наук. -М., 1996.-23 с.
- Политика О.И. Дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью. СПб.: Речь, 2006. — 208с.
- Практикум по возрастной психологии: Учеб. пособие / Под. Ред. Головей Л. А., Рыбалко Е. Ф. СПб.: Речь, 2002. — 694 с.
- Проективная психология / М., 2000. 528 с.
- Реан A.A., Коломинский Я. Л. Социальная педагогическая психология. — СПб.: Питер Ком, 1999. 416 с.
- Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии и опыт применения их в клинике. СПб., 1998. — 215 с.
- Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого ребенка. М., «Просвещение», 1986. — 192 с.
- Семенова В.В. Качественные методы: введение в гуманистическую социологию. М., 1998. — 292 с.
- Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции: Учебное пособие / Л. М. Семенюк -3-е изд. М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2005. — С. 23−24.
- Серов H.B. Лечение цветом. Мода и гармония. СПб: «ЛИСС». 1993. 48 с.
- Серов Н.В. Цвет культуры: психология, культурология, физиология. -Изд. Речь, СПб. 2004. 627 с.
- Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. СПб., 1996.-349 с.
- Сиртюк А.Л. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Диагностика, коррекция и практические рекомендации родителям и педагогам. -М.: ТЦ Сфера, 2002. 218с.
- Смирнова Е.О. Развитие воли и произвольности в раннем и дошкольном возрастах. М.: Институт практической психологии- Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998. 156 с.
- Соколова Е.Т. Влияние на самооценку нарушений эмоциональных контактов между родителями и ребенком и формирование аномалии личности / Семья и формирование личности. Сборник научных трудов. Под ред. Бодалева A.A., Столина B.B. М., 1981. С. 21
- Соловьев И.М. Психология познавательной деятельности нормальных и анормальных детей: сравнение и познание отношений предметов. — М.: Просвещение, 1966. 224 с.
- Сорокин В.М. Специальная психология: Учеб. пособие / Под научн. ред. Л. М. Шипициной. СПб.: Речь., 2003. — 216 с.
- Сухарева Г. Е. Клинические лекции по психиатрии детского возраста — Т.З, М., 1965.-320 с.
- Тимофеева В.И., Филимоненко Ю. И. Цветовой тест М. Люшера (стандартизированный вариант) // методическое руководство, СПб, 2000.-48 с.
- Тржесоглава 3. Легкая дисфункция мозга в детском возрасте — М.: Медицина, 1986. 256 е., ил.
- Трошин В.Д., Радоев A.M., Халецкая О. В., Радаева Г. М. Клинические варианты минимальных мозговых дисфункций у детей дошкольного возраста // Педиатрия. 1994. № 2. С. 72−75.
- Халецкая О.В., Трошин В. Д. Минимальная дисфункция мозга в детском возрасте. Нижний Новгород, 1995. 36 с.
- Худик В.А. Онтогенетический аспект психологической диагностики и педагогической коррекции аномального развития личности — Автореф. дис. д-ра психол. наук. Спб, 1999. — 47 с.
- Чимаров В.М., Левитина Е. В., Ноговицина O.P. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детей. Научное издание — Тюмень: Издательство «Вектор Бук», 2005. 256 с.
- Чуркин A.A. Краткое руководство по использованию МКБ 10 в психиатрии и наркологии / A.A. Чуркин, А. Н. Мартюшов. — М.: Изд-во «Тиада — X», 2000. — 232с.
- Чутко Л.С., Пальчик А. Б., Кропотов Ю. Д. Синдром нарушения внимания с гиперактивностью у детей и подростков СПб.: Издательский дом СПбМАПО, 2004. — 112 с.
- Шипицына Л.М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта. — 2-е изд., перераб. И дополн. СПб.: Речь, 2005. — 477 с.
- Шипицына Л.М., Иванов Е. С. Нарушения поведения учеников вспомогательной школы — Великобритания, 1992. — 119 с.
- Шиф Ж. И. Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы // Под ред. Шиф Ж. И. М., «Просвещения», 1965. с. 340.
- ЮО.Янынин П. В. Психосемантика цвета. СПб.: Речь, 2006. — 368 с.
- Яныиин П.В. Введение в психосемантику цвета. Учебное пособие. -Самара: Изд-во СамГПУ, 2000, 200 с.
- Яременко Б.Р., Яременко А. Б., Горяинова Т. Б. Минимальные дисфункции головного мозга у детей. СПб.: Салит-Медкнига, 2002. — 128 с.
- ЮЗ.Ясюкова JI.A. Оптимизация бучения и развития детей с ММД. Диагностика и компенсация минимальных мозговых дисфункций. Методическое руководство. СПб.: ГП «Иматон», 2000. 100с.
- Aman M. G., Armstrong S., Buican В., Silick T. (2002). Four-year follow-up of children with low intelligence and ADHD: A replication. Research in Developmental Disabilities, 23, 119−134
- American Psychiatric Association. (1994). Diagnostic and statistical manual of mental disorders (4th ed.). DSM-IV Washington, DC: American Psychiatric Association.
- Antshel К. M., Margaret H. Phillips M.H., Gordon M., Barkley R., Stephen V. Faraone S.V. Is ADHD a valid disorder in children with intellectual delays? // Clinical Psychology Review 26 (2006) 555−572
- Attention, genes and ADHD / Ed. By Florence Levy A., David A. Hay. -Have (E. Suss.) etc.: Brunner Routledge, 2001. — XV, 272p.
- Barkley, R. A. (1990). Attention Deficit Hyperactivity Disorder: A Handbook for Diagnosis and Treatment. New York: Guilford Publications.
- Barklye R. A. (1993). Attention deficit. Hyperactivity Disorder — N.Y.: Gilford Press.
- Barkley, R. A. (1996). Attention deficit hyperactivity disorder. In E. J. Mash & R. A. Barkley (Eds.), Child psychopathology (pp. 63−112). New York: Guilford.
- Barkley R. A. (1998) Attention deficit disorder. Scientific American, 44−49.
- Barkley, R. A., Fischer, M., Smallish, L., & Fletcher, K. Persistence of attention deficit hyperactivity disorder into adulthood as a function of reporting source and definition of disorder. Journal of Abnormal Psychology, 2002, 111,279−289.
- Barklye R.A. (2006). Attention deficit hyperactivity disorder: a handbook for diagnosis and treatment (3rd ed.). Nyw York. Guilford.
- Baumgaertel A., Wolraich M L., Dietrich M. Comparison of diagnostic criteria for attention deficit disorders in a German elementary school sample. Journal of the American Academy of Child and Adolescent Psychiatry 1995- 34(5):629−38.
- Bebko J.M., Wainwright A., Brian J., Coolbear J. Landry R., Vallance D. (1998) Social Competence and Peer Relations in Children with Mental Retardation: Models of the Development of Peer Relations. Journal on Developmental Disabilities, 6, 1−31.
- Benson B. A., Aman M. G. (1999) Disruptive behavior disorders in children with mental retardation. / In Handbook of disruptive behavior disorders., ed. H.C. Quay & A. E. Hogan. New York: Plenum Press.
- Biederman J. Attention-Deficit/Hyperactivity Disorder: A Selective Overview. Biol Psychiatry 2005- 57:1215−1220
- Biederman J, Faraone SV, Milberger S, Curtis S, Chen L, Marrs A, et al (1996): Predictors of persistence and remission of ADHD: Results from a fouryear prospective follow-up study of ADHD children. J Am Acad Child Adolesc Psychiatry 35:343−351.
- Biederman J, Milberger S, Faraone SV, Kiely K, Guite J, Mick E, et al (1995): Family-environment risk factors for attention deficit hyperactivitydisorder: A test of Rutter’s indicators of adversity. Arch Gen Psychiatry 52:464−470.
- Biederman J., et al High rate of affective disorders in probands with attention deficit disorder in the relative. A controlled family study. Amer. J. of Psychiatry, 1987, № 44 p. 330−333
- Birmaher B., Ryan N. D., Williamson D. E., Brent D. A., Kaufman J. (1996). Childhood and adolescent depression: A review of the past 10 years. Part II. Journal of the American Academy of Child and Adolescent Psychiatry, 35, 1575−1582
- Brown R.T., Freeman W.S., Perrin J.M., Stein M.T., Amler R.W., Feldman H.M., Pierce K., Wolraich M.L. Prevalence and assessment of attention-deficit/hyperactivity disorder in primary care settings // Pediatrics, 2004. Vol. 114. № 2. P. 511−512.
- Cantwell D. Attention deficit disorder. A review of the past 10 years/ Journal of the American Academy of Child and adolescent Psychiatry, 1996, 35, 978 987.
- Castellanos F.X., Acosta M.T., The neuroanatomy of attention deficit/hyperactivity disorder, Rev. Neurol. 38 (2004) (Suppl.), pp. S131-S136.
- Castellanos F.X. Toward a pathophysiology of attention deficit/hyperactivity disorder, Clin Pediatr 36 (1997), pp. 381−393
- Conners C. K, Sitaremos G., Parker D.A. et al. (1998) Revision and restandartization of the Conners teacher rating scale (CTRS-R): factor structure, reliability, and criterion validity. Abnorm. Child Psychol. 26, 279 291
- Cook, E. H. Jr., Stein, M. A., Krasowski, M. D., Cox, N. J., Olkon, D. M.,
- Kieffer, J. E. & Leventhal, B.L. (1995). Association of attention-deficit disorder and the dopamine transporter gene. American Journal of Human Genetics 56, 993−998
- Crosbie J., Schachar R. (2001) Deficient inhibition as a marker for familial ADHD. Am J Psychiatry 158:1884−1890
- DuPaul G.J., Stoner G. (2003) ADHD in the schools. Assessment and intervention strategies. Guilford School practitioner series, 330 p.
- DSM-IV-TR Mental Disorders. Diagnosis, etiology and treatment // John Wiliy & Sons, Ltd, 2004, 1353 p.
- Faraone S.V., Biederman J. Neurobiology of attention deficit hyperactivity disorder. Biol. Psychiatry, 1998- 44: 951−958.
- Fee V.E., Matson J.L., Benavider D.A. Attention deficit hyperactivity disorder among mentally retarded children // Research an Developmental Disabilities Vol 15, No 1, 1994, pp. 67−79
- Frazier, T.W., Demaree, H. A., & Youngstrom, E. (2004). Meta-analysis of intellectual and neuropsychological test performance in attention-deficit/ hyperactivity disorder. Neuropsychology, 18, 543−555
- Geller D. A., Coffey B., Faraone S., Hagermoser L., Zaman N. K., Farrell C. L., et al. (2003). Does comorbid attention-deficit/hyperactivity disorder impact the clinical expression of pediatric obsessive-compulsive disorder? CNS Spectrums, 8, 259−264
- Gaub M, Carlson C.L. Gender differences in ADHD: a meta-analysis and critical review. J Am Acad Child Adolesc Psychiatry. 1997 Aug-36(8):1036−45.
- Gilberg C. Perceptual motor and attention deficits in Swedish primary school children. Some child psychiatria aspects // Child. Psychol. Psychiatr. 1983. Vol.2. № 3. P. 377−403
- Goodman R., Simonoff E., Stevenson J. (1995). The impact of child IQ, parent IQ and sibling IQ on child behavioural deviance scores. Journal of Child Psychiatry and Psychology, 36, 409−425
- Goldman L.S., Genel M. Diagnosis and treatment of attention -deficit/hyperactivity disorder in children and adolescents // JAMA. 1998. Vol. 279. № 14. P. l 100−1117
- Green J. Developmental psychiatry grown up / J. Green // Advan. Psychiatr. Treat.-2004.- 10.-P. 241−242.
- Guralnick M.J.(1999) Family and child influences on the peer-related social competence of young children with development delays. / Mental Retardation and Development Disabilities Research Reviews, 5, 21−29.
- Hart E., Lahey B., Loeber R. Developmental change in attention-deficit hyperactivity disorder in boys: a four-year longitudinal study. J Abnorm Child Psychol (1995) 23:729−749
- Hinshaw S.P. Attention deficits and hyperactivity in children. Thausand Oaks, CA: Sage, 1994.
- Irene M. Loe I.M., Feldman H.M. Academic and educational outcomes of children with ADHD // Journal of Pediatric Psychology 32(6) pp. 643−654, 2007
- Joel T. Nigg. What Causes ADHD? Understanding What Goes Wrong and Why. New York: Guilford Publications, 2006, 422 pp.
- Kuntsi J., Eley T.C., Taylor A., Hughes C., Asherson P., Caspi A., Moffittl T.E. (2004) Co-Occurrence of ADHD and Low IQ Has Genetic Origins / American Journal of Medical Genetics Part B (Neuropsychiatric Genetics) 124B:4147
- Levy F., Hay D. Attention, Genes and ADHD. Philadelphia, Bruner Routledge. 2001.
- Mariani M.A., Barkley R.A. (1997) Neuropsychological and academic functioning in preschool boys with attention deficit hyperactivity disorder. Dev Neuropsychol 13:111−129
- McBurnett K. Reducing risky behavior in older children and adolescents by treating ADHD // http://www.otrok.ru/doktor/info/burnett.pdf
- Murphy K.R., Barkley R.A. Parents of children with attention-deflcit/hyperactivity disorder: Psychological and attentional impairment// American Journal of Orthopsychiatry, 1996, 66 (1), pp. 93−102
- Nelson. K.V., Leviton A. How much of neonatal encephalopathy is due to birth asphyxia&?//Am. J. Dis. Child, 1991. Vol. 145. N 11. P. 1325−1331.
- Palmer, E. D., and Finger, S. 2001. An early description of ADHD (Inattention Subtype): Dr. Alexander Crichton and the «Mental Restlessness» (1798). Child Psychology and Psychiatry Reviews, 6, 66−73.
- Pliszka S.R. 1998. Comorbidity of attention-deficit/hyperactivity disorder with psychiatric disorder: An overview. J Clin Psychiatry 59:50 -58.
- Rabiner D. How often does ADHD persist into adulthood? / http://www.add.org/articles/HowoftenDoesADHDPersistintoAdulthood.html
- Selikowitz M. ADHD: The facts // Mark Selikowitz. Oxford etc.: Oxford univ. press, 2004. — IX, 242 p.
- Scott S. Financial cost of social exclusion: follow up study of antisocial children into adulthood / S. Scott, M. Knapp // Med. Hypotheses. 1990. -Vol.2, No. 13.-P. 145−153.
- Stevenson J. Evidence for a genetic etiology in hyperactivity in children // Behav. Genet. 3:337 344, 1992.
- Taylor E.A., Sandberg S., Thorly G., Giles S. The epidemiology of childhood hyperactivity // Maudsley monographs. Oxford University Press, 1991. № 33. P. 93−113.
- Weiss G., & Hechtman L. Hyperactive children grown up. New York: Guilford Press, 1993
- Wevandt L.L., DuPaul G.I. ADHD in College // Students Journal of Attention Disorders, Vol. 10, No. 1, 9−19 (2006)
- Wender P.H. New ADHD: Attention Deficit Hyperactivity Disorder in children, adolescents, and adults // Oxford University Press, 2001. — 277 p.