Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Психологические характеристики русского крестьянства второй половины XIX — начала XX века

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В советский период изучение психологии русского народа, включая крестьянство, проводилось в русле этнографии, истории, культурологии (Д.С. Лихачёв, A.B. Буганов, Б. А. Рыбаков, М. М. Громыко и др.). В психологии крестьянство рассматривалось как большая социальная группа (В.Д. Горячева, Г. Г. Дилигенский, Г. М. Андреева). Специальным предметом исследования психология крестьянства Пошехонии… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1.
  • Методологические основы исследования
    • 1. Роль русского крестьянства как народообразующей социальной группы общества в социально-экономической жизни России и формировании менталитета народа
    • 2. Проблема менталитета, его понимание в психологии
    • 3. Метод реконструкции менталитета русского крестьянства дореволюционного периода
  • Глава 2.
  • Условия и образ жизни крестьян второй половины
    • XIX. — начала XX века как основа формирования их менталитета
    • 1. Сельскохозяйственный труд как основа, ценность и смысл жизни русского крестьянина
    • 2. Гармоничные отношения и единство русского крестьянина с природным миром как фактор формирования его менталитета
    • 3. Влияние крестьянских промыслов и отходничества на познавательную сферу и личностные характеристики русских крестьян
    • 4. Община как основа жизненного уклада в русской деревне и влияние внутриобщинных отношений на психологию крестьянства
    • 5. Образ жизни русских крестьян второй половины XIX — начала XX века как базис формирования их психологических свойств
    • 6. Особенности супружеских и детско — родительских отношений в крестьянской семье
  • Глава 3.
  • Психологические особенности русского крестьянства второй половины
    • XIX. — начала XX века
    • 1. Религиозность русского крестьянства как одна из основ его духовно-нравственного развития
    • 2. Народные суеверия и их роль в бытовой жизни и культуре русских крестьян
    • 3. Патриотические чувства русского крестьянства и его отношение к Отечеству
    • 4. Нравственные характеристики русских крестьян
    • 5. Отношение крестьян к власти
    • 6. Интеллектуальные характеристики крестьянства
    • 7. Художественные способности
    • 8. Сложность и противоречивость русского национального характера
  • Выводы

Психологические характеристики русского крестьянства второй половины XIX — начала XX века (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

диссертационного исследования обусловлена необходимостью изучения и учёта менталитета нашего народа как важного фактора, определяющего эффективность развития и совершенствования всех сторон жизни в условиях кардинальных преобразований современного российского общества.

Менталитет, или психология народа, складывается веками и, являясь консервативным образованием, сохраняется и продолжает существовать в основных своих базовых характеристиках и проявлениях в рамках разных социальных систем. Корни его возникновения уходят в глубокие пласты истории.

Особая роль в формировании менталитета русского народа принадлежит крестьянству, которое являлось на протяжении многих веков народообразующей социальной группой русского общества, согласно К. С. Аксакову и J1.H. Толстому, его основной «жизненной силой». По словам К. С. Аксакова, Россия — это «мужицкое царство», поэтому сила России — в крестьянстве, в русской деревне. Если деревня пустеет, Россия беднеет. Мир русской деревни — это та среда, в которой формировалась и «сохранялась душа русской нации» на протяжении многовековой истории, складывались психологические черты русского народа.

В современных условиях, когда наша страна стоит на перепутье, решает вопрос о пути дальнейшего развития, опора на продуктивный опыт, накопленный русским народом в прошлом, его корневые ценности и нравственные принципы приобретают особую актуальность и важность.

Состояние разработки проблемы.

В работе Е. А. Будиловой «Социально-психологические проблемы в русской науке» раскрыта история становления этнической психологии, восходящая к концу 40-х гг. XIX в., когда в рамках Русского географического общества возник замысел создания «психической этнографии» (Н.И. Надеждин, K.M. Бэр, К. Д. Кавелин и др.), разработана программа исследования народов России. Во все уголки страны были разосланы корреспонденты, описывающие по единой программе быт (жилище, одежду, пищу, промыслы и ремёсла, семейные отношения, обряды, медицину, фольклор), нравы, «физический тип» и психологические черты многонационального населения России. Был собран уникальный и чрезвычайно объемный материал, к сожалению, в полной мере не осмысленный в рамках психологии.

В дореволюционный период вопрос о «психологическом складе» русского народа обсуждался чрезвычайно широко в разных направлениях общественной мысли: в русле теории официальной народности (М.П. Погодин), славянофильства (И.В. Киреевский, Ю. Ф. Самарин, К. С. Аксаков, A.C. Хомяков и др.) и западничества (А.И. Герцен, В. Г. Белинский, К. Д. Кавелин, П. В. Анненков, Б. Н. Чичерин и др.), в работах революционных демократов (А.И. Герцен, Н. Г. Чернышевский, Д. И. Писарев, H.A. Добролюбов) и народников (А.П. Щапов, П. Н. Рыбников, П. И. Якушкин, П. Л. Лавров, Н. К. Михайловский и др.), в рамках философской психологии (Н.О. Лосский, В. Ф. Эрн, H.A. Бердяев, И. А. Ильин, С. Л. Франк и др.), лингвистического (A.A. Потебня, Д.Н. Овсянико-Куликовский, Г. Г. Шпет и др.) и марксистского (Г.В. Плеханов, В.И. Ленин) течений.

В советский период изучение психологии русского народа, включая крестьянство, проводилось в русле этнографии, истории, культурологии (Д.С. Лихачёв, A.B. Буганов, Б. А. Рыбаков, М. М. Громыко и др.). В психологии крестьянство рассматривалось как большая социальная группа (В.Д. Горячева, Г. Г. Дилигенский, Г. М. Андреева). Специальным предметом исследования психология крестьянства Пошехонии выступила в работах О. И. Зотовой, В. В. Новикова, Е. В. Шороховой (1983). В настоящее время изучением психологии российского народа занимаются такие учёные, как К. А. Абульханова, Н. Л. Александрова, М. И. Воловикова, И. А. Джидарьян, Т. П. Емельянова, Н. М. Лебедева, E.H. Резников, Г. У. Солдатова, В. Е. Семёнов, Т. Г. Стефаненко, A.B. Сухарев и др. Однако до сих пор отсутствует целостное описание психологических особенностей русского крестьянства дореволюционного периода, выступавшего на протяжении многих веков в качестве народообразующей силы русского общества, и оказавшего решающее воздействие на формирование менталитета нашего народа в целом.

Объект исследования — русское дореволюционное крестьянство.

Предмет исследования — психологические характеристики русского крестьянства второй половины XIX — начала XX вв.

Цель исследования — психолого-историческая реконструкция психологических характеристик русского крестьянства второй половины XIX — начала XX вв. в контексте его целостного образа жизни.

Задачи исследования:

1) обосновать роль крестьянства как народообразующей социальной группы в формировании менталитета русского народа;

2) выявить и обосновать источниковую базу изучения проблемы;

3) исследовать условия и образ жизни русского крестьянства дореволюционного периода, его бытовую культуру как объективную основу формирования его менталитета;

4) раскрыть роль ведущей деятельности — земледельческого труда — в формировании психологии русского крестьянства;

5) выявить функции и роль общины в жизни и деятельности русского крестьянства, в формировании его психологических характеристик;

6) на основе анализа продуктов материальной и духовной культуры русского народа реконструировать систему ценностей, идеалов, духовных ориентиров как социально-психологических регуляторов сознания и поведения русского крестьянства;

7) выделить типичные свойства характера русского крестьянства второй половины XIX-начала XX вв.;

8) раскрыть сложность и противоречивость русского национального характера.

Методолого-теоретические основания исследования.

— системный подход, предполагающий целостный и всесторонний анализ исследуемого явления, выявление системы его детерминант (Б.Г. Ананьев, C. J1. Рубинштейн, В. П. Кузьмин, Б. Ф. Ломов и др.);

— комплексный подход, ориентирующий на использование данных об изучаемом объекте, полученных в разных областях научного и вне-научного знания (Б.Г. Ананьев, В. М. Бехтерев, В. Н. Садовский, И. В. Блауберг, Э. Г. Юдин и др.);

— субъектно-деятельностный подход, предполагающий изучение человека как субъекта деятельности, его активное и творческое начало (C.J1. Рубинштейн, A.B. Брушлинский, К.А. Абульханова-Славская);

— принципы истории психологии и исторической психологии (И.Г. Белявский, Е. Ю. Боброва Е.А. Будилова, В. А. Кольцова, М. Г. Ярошевский В.А. Шкуратов и др.).

Теоретическую основу исследования составили: основные положения социальной психологии, этнографии, культурологии, истории, касающиеся природы больших социальных групп, особенностей крестьянства как социально-психологической общности, исследования современного российского менталитета.

Методы исследования.

Основным методическим приёмом при проведении диссертационного исследования являлась процедура психолого-исторической реконструкции (В .А. Шкуратов, В. А. Кольцова, JI.B. Спицына, A.B. Барская и др.), включающая ретроспективный анализ и поэтапное восстановление изучаемого феномена в опоре на исторические источники и концептуальные положения современной психологии.

Являясь научно-стратегическим способом познания, процедура психолого-исторической реконструкции предполагает использование конкретных методов описательной психологии (В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев): интерпретации текстов, понимания, вчувствования в изучаемый объект, аналогии.

Основные научные результаты, полученные лично автором, их научная новизна и теоретическая значимость.

Впервые на основе использования широкого круга источников выявлены и целостно представлены психологические характеристики русского крестьянства второй половины XIX — начала XX вв. До настоящего времени отдельные аспекты этой проблемы исследовались в этнографических работах.

Раскрыты факторы формирования психологии крестьянства, её обусловленность особенностями образа жизни, доминирующей сферой деятельности, местом данного сословия в системе общественных отношений и осознанием своей миссии в жизни страны, органической связью с природой и сакральным отношением к земле. Показана роль общины и коллективного образа жизни в формировании психологии русского крестьянства.

Обоснован системообразующий фактор формирования психологии русского крестьянства дореволюционного периода — духовно-нравственные представления и ценности.

Раскрыты сложность и противоречивость русского национального характера, проявляющиеся в представленности в нем амбивалентных психологических характеристик.

В научный оборот введены новые, ранее не использовавшиеся в психологической науке источники (песни, стихи, былины, этнографические материалы и т. д.).

Практическая значимость диссертационного исследования состоит, во-первых, в возможности использования полученных материалов при преподавании курсов истории психологии, исторической и социальной психологии, во-вторых, в расширении источниковой базы изучения рассматриваемой проблемы, которая может быть использована другими ее исследователями.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Духовно-нравственным ядром и системообразующим фактором формирования всей системы психологических характеристик русского крестьянства второй половины XIX — начала XX вв. является глубокая укоренённость в его сознании системы православных норм, ценностей и идеалов.

2. Основными факторами формирования менталитета русского крестьянства выступают: Православие, определявшее доминирующие ценности и идеалы, мировоззренческие установки и нормы поведенияосознание своей миссии и предназначения в обществе — как «кормильца и защитника земли русской" — специфика основной сферы деятельности крестьянства — земледельческого труда — как главного смысла и цели жизнинеразрывная связь с землёй, порождающая патриотические устремленияобщинный образ жизниособенности бытовой культуры и семейных отношений.

3. В сложной и противоречивой системе свойств русского национального характера доминирующими являлись: трудолюбие, терпение, смирение, кротость, мужество, жертвенность, доброта и гостеприимство, патриотизм, любовь к ближнему, милосердие и сострадание, взаимопомощь, свободолюбие и независимость, жизнестойкость. Крестьянство обладало такими интеллектуальными характеристиками, как сообразительность и понятливость, внимательность и наблюдательность, широта познавательных интересов.

4. Значительную роль в формировании психологии русского крестьянства дореволюционного периода играла сельская община, являвшаяся исторически необходимой формой существования селян, условием их жизни. Деятельность общины способствовала развитию хозяйства крестьянина-земледельца и формировала такие его психологические характеристики, как коллективизм, соборность, открытость по отношению к другим людям, взаимопомощь, сочувственное отношение к нуждающимся.

Достоверность и надёжность полученных результатов обеспечивается проработкой методолого-теоретических основ диссертационного исследованияопорой на широкую совокупность исторических источников и на данные, полученные в смежных с психологией отраслях знанияиспользованием адекватного целям, задачам и предмету исследования методического аппарата.

Апробация результатов исследования проводилась на заседаниях лаборатории истории психологии и исторической психологии и лаборатории социальной и экономической психологии Института психологии РАН в 2006 — 2012 гг., на Международных конференциях по истории психологии «Московские встречи» (2006; 2009), на конференции «Историогенез и современное состояние российского менталитета» (2009).

Структура диссертации включает введение, три главы, выводы, список литературы и приложения.

Список литературы

состоит из 237 наименований.

выводы.

1. В результате историографического анализа проблемы установлено, что русское крестьянство, составлявшее более 80% населения дореволюционной России, являлось народообразующей социальной группой общества, предопределившей основные черты культуры и менталитета русского народа в целом. Аккумулируя в себе наиболее ценные черты, присущие русскому народу, оно создавало, укрепляло и сохраняло его традиции и обычаи, ценности и идеалы, исконно русский образ жизни. Крестьяне приняли и бережно хранили христианские заповеди, являвшиеся духовно-нравственным ядром русской культуры, основой формирования мировоззрения и психологии русского народа.

2. В ходе исследования выявлена и обоснована источниковая база изучения проблемы, включившая первичные и вторичные источники, исторические свидетельства разных типов и видов (научные, исторические и философские труды, религиозные трактаты, произведения художественной литературы, продукты устного народного творчества, этнографические материалы и т. д.), содержащие информацию, позволившую комплексно исследовать рассматриваемую проблему.

3. Выявлены особенности образа жизни русского крестьянства второй половины XIX — начала XX вв., его бытовой культуры: заполненность каждого прожитого дня трудомстрогое распределение хозяйственных функций между членами семьи с учётом их половых и возрастных особенностейрациональность в организации бытовой жизни крестьянской семьи, проявляющаяся в приуроченности распорядка семейной жизни к сезонным видам деятельности, бережливости при расходовании материальных ресурсов семьи, взаимопомощи её членов в выполнении домашних работ, раннем приобщении детей к хозяйственной жизни семьи, строгом следовании семейным традициям и ритуалам.

4. Раскрыта роль ведущей деятельности крестьянства — земледельческого трудакак основы формирования его менталитета, главного смысла и цели жизни. Крестьяне осознавали значение своего труда для страны и народа, идентифицировали себя как его кормильцев, что определяло ответственное отношение к трудовым обязанностям, целеустремлённость и сосредоточенность на объекте труда, трудолюбие и выносливость.

5. Выявлена и раскрыта характерная для русского крестьянина глубинная связь с землёй, сакральное отношение к ней, проявляющееся в её оживотворении и одухотворении. Отношение к земле у русских крестьян было подобным отношению к родной матери. О тесной связи с землёй и природой свидетельствуют глубокие эмпирические знания, накапливаемые в многовековой совместной трудовой деятельности, народная наблюдательность за состоянием земли, природными явлениями и погодными условиями. Протекая естественно, в тесной взаимосвязи с природой и землёй, жизнь русского крестьянства носила природосообразный характер.

6. Раскрыта роль общины и коллективного образа жизни в формировании психологии русского крестьянства. Обосновано значение общины как исторически необходимой формы существования крестьян, основы жизненного уклада в русской дореволюционной деревне. Община налагала на крестьянина строгие требования и обязанности, но, одновременно, помогала и поддерживала его. Только всем миром русские крестьяне могли посеять и собрать хлеб, обеспечить себя необходимыми средствами существования. Русская деревня отличалась сплочённостью всех своих членоввсе наиболее тяжёлые работы делались сообща. Выделены функции общины в жизни русского крестьянства: интеграция и регулирование в условиях сельскохозяйственной деятельности индивидуальных интересов отдельной личности с интересами семьи, а их, в свою очередь, — с интересами всего крестьянского сообщества селениярешение вопросов землепользования (раздела и переделов общинных земель между крестьянскими хозяйствами) и организация сельскохозяйственных работконтроль над исполнением повинностей перед государством, земством, своим миром (общиной) — оказание помощи односельчанам при возникновении у них сложных жизненных обстоятельстворганизация общественных работ, проводившихся в интересах селения в целомнравственное воспитание и регуляция поведения членов общины путём формирования и трансляции системы ценностей и норм поведения, существующих в крестьянском сообществе, стимулирования социально одобряемых и порицания безнравственных проявлений личностисуществование общины как религиозной общности.

7. Раскрыта роль семьи как важнейшего условия жизни крестьянства, источника его материального и нравственного благополучия. Семья воспринималась как основа «правильного» образа жизни, условие обретения человеком зрелости, статуса личности, способной осуществлять самостоятельную хозяйственную деятельность. Установлено, что крестьянская семья носила патриархальный характер, имела иерархическое строение, состоящее в верховной власти главы семьи (отца) и её всеобщем принятии, что определялось объективными условиями существования семьи, необходимостью чёткой организации и координации усилий всех её членов для решения сложных проблем жизнеобеспечения. Выявлен характер супружеских и детскородительских отношений в семье. Рассмотрены традиционные способы воспитания подрастающего поколения.

8. Реконструированы духовно-нравственные ориентиры и мировоззренческие установки русского крестьянства дореволюционного периода. Показано, что системообразующим фактором системы психологических свойств русского крестьянства выступали духовно-нравственные принципы и установки, лежащие в основе формирования ценностей, идеалов, убеждений и личностных характеристик. К числу основных ценностей русского крестьянства относились: ценности земли, природы, коллективного труда, общения и взаимопомощи, чести и достоинства, семейной жизни, свободы и блага Отечества.

9. В результате проведённой психолого-исторической реконструкции была раскрыта сложность и противоречивость русского национального характера, проявляющаяся в сочетании в нём: трудолюбия и леностидоброты, человечности и вспышек неконтролируемой жестокостипокорности и терпеливости, способности безропотно нести бремя жизненных трудностей, с одной стороны, и свободолюбия, с другой сторонынизменного и возвышенного, святого и греховногослабохарактерности и высшего героизмамужества и мягкости, душевностиоптимистичности и пессимистичности.

10. Наиболее типичными, доминирующими чертами русского национального характера являлись: патриотизм, коллективизм, готовность к самопожертвованию, терпение, любовь к ближнему, милосердие и сострадание, смирение и кротость, доброта и всепрощение, способность к отречению от материальных благ во имя веры и высших идеалов, трудолюбие и жизнестойкость.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Ф.А. Работа самое большое счастье //Ф.А. Абрамов.Собр. соч.: В 6-и т. Т. 5. СПб., 1993.
  2. К.А. Российский менталитет: кросс-культурный и типологический подходы // Российский менталитет: вопросы психологической теории и практики. М., 1997. С. 7−38.
  3. КС. Письма к родным. 1844 1849. М., 1988.
  4. В.П. Гранный дуб. Брянск, 1994. С. 92−123.
  5. .Е. Сибирское краеведение. Красноярск, 2003.
  6. JI.A., Шмелёва М. Н. Культура и быт колхозников Калининской области. М., 1964.
  7. О.В. Общество «Земля и воля» 70 -х гг. по личным воспоминаниям. Пг., 1924.
  8. А. Село Давшино, Ярославской губернии Пошехонского уезда // Этнографический сборник. Вып. II «Собрание местных этнографических описаний России». СПб., 1854. С. 1−81.
  9. В. О жителях сельца Васильевского Нижегородской губернии Нижегородского уезда// Этнографический сборник. СПб., 1853. Вып. I. С. 1−25.
  10. А.Г. Блаженны кроткие // День и ночь. 2008. № 4. С. 94−96.
  11. П.В. Погореловская община (Костромской губ.) // Сборник материалов для изучения сельской поземельной общины. Т. I. СПб., 1880. С. 226−237.
  12. A.B. Очерки Пошехонья. Семейные нравы и обычаи. Отношение к женщине, брак. Увеселения // Этнографическое обозрение. № 4. М., 1897. С. 57−77.
  13. БауерП.В. Блазновская община (Тверской губ.)//Сборник материалов для изучения сельской поземельной общины. Т. I. СПб., 1880. С. 238−256.
  14. В.Б. Крестьянская повседневность (традиции конца XIX начала XX века). М.-Тамбов, 2004.
  15. В.Б. Традиции крестьянского быта кон. XIX нач. XX века (пища, жилище, одежда) // Вестник Тамбовского государственного технического университета. 2005.Т. 11. № 4. С. 1052−1061.
  16. В.Б. История сельской повседневности: Учебное пособие. Тамбов, 2008.
  17. A.A., Писаревский А. Ю. Русская деревня и её роль в сохранении национального самосознания // Русский образ. М., 2004. № 3. С. 5−9.20. Белов B. K Лад. M., 1989.
  18. В. И. Повседневная жизнь русского Севера. Очерки о быте инародном искусстве крестьян Вологодской, Архангельской и Кировской областей. М., 2000.
  19. Беляев Варнава Тернистым путём к небу. М., 1996.
  20. H.A. Смысл истории. М., 1990.
  21. H.A. Русская идея. Основные проблемы русской мысли XIX в. и начала XX в. // Судьба России. М., 1997.
  22. М. Апология истории или ремесло историка. М., 1986.
  23. В.М. Торховская община (Тульской губ.) // Сборник материалов для изучения сельской поземельной общины. T. I. СПб., 1880. С. 176−192.
  24. A.B. Отношение крестьянства к русско-турецкой войне 1877 1878 гг. // История СССР. 1987. № 5. С. 182−186.
  25. A.B. Исторические представления русских крестьян XIX векаи развитие национального самосознания: Автореферат дис.. канд. историч. наук. M., 1987.
  26. RA. Социально-психологические проблемы в русской науке. M., 1983.
  27. Н.Ф. О домашних школах грамотности в народе.
  28. По материалам, собранным Санкт-Петербургским комитетом грамотности.) // Приложение к журналу Русский начальный учитель. СПб., 1885.
  29. H.A. Эпитафия // И. А. Бунин. Собр. соч.: В 4-х т. Т. 1. М., 1988. С. 341−345.
  30. Быт великорусских крестьян землепашцев. Описание материалов этнографического бюро кн. В. Тенишева. СПб., 1993.
  31. В.П. Внешкольное образование народа. (Сельские библиотеки. Книжные склады. Воскресные школы и повторительные классы). М., 1896.
  32. В.М. Русская деревня. Труд, быт и нравы наших предков. М., 2004.
  33. М.И., Борисова A.M., Тихомирова C.B. Психология и праздник: Праздник в жизни человека. М., 2003.
  34. М.И. Представления русских о нравственном идеале. М., 2004.
  35. Т.А. Пост и религиозно-нравственные аспекты его соблюдения (к проблеме этнографического изучения русской духовной культуры) // Материалы 7-й конференции Свято-Тихоновского института. М., 1997. С. 121−126.
  36. Ф.П. Путешествие по северным берегам Сибири и по Ледовитому морю, совершённое в 1820, 1821, 1822, 1823, и 1824 гг. экспедицией под начальством флота лейтенанта Ф. П. Врангеля. М., 1948.
  37. Н.В. Авторская исповедь // Н. В. Гоголь. Собр. соч.: В 8-и т. Т. 7. М., 1984. С. 430—467.
  38. Н.В. В чём же, наконец, существо русской поэзии и в чёмеё особенность // Н. В. Гоголь. Собр. соч.: В 8-и т. Т. 7. М., 1984а. С. 340−383.
  39. Н. В. Письмо A.M. Виельгорской. 30 марта 1849 г. // Н. В. Гоголь. Собр. соч.: В 8-и т. Т. 8. М., 1984.С.300−304.
  40. И.А. Лучше поздно, чем никогда. Критические заметки // И. А. Гончаров. Собр. соч.: В 8-и т. Т. 8. М., 1980. С. 99−149.
  41. Ю.А. Промышленный переворот в полиграфическойпромышленности России (кон. 1850-х сер. 1880-х гг.): Дис.. канд. экон. наук. М., 1985.
  42. М.М. Мир русской деревни. М., 1991.
  43. М.М. Традиционный нравственный идеал и вера // Русские. М., 1999. С. 652−684.
  44. М.М., Буганов A.B. О воззрениях русского народа М., 2000. 544 с.
  45. Н.С. Детство // Деревенские рифмы. М., 2001.
  46. А.Я. Категории средневековой культуры. М., 1972.
  47. А.Я. Смерть как проблема исторической антропологии: о новом направлении в зарубежной историографии //Одиссей. Человек в истории. М., 1989. С. 114−135.
  48. А.Я., Харитонович Д. Э. История средних веков. М., 1995.
  49. С.А. Кружевной промысел в г. Михайлове и Михайловском уезде //
  50. Труды Комиссии по исследованию кустарной промышленности в России. Вып.VII.СПб., 1881. С.1188−1215.
  51. В.И. Пословицы русского народа. М., 1957.
  52. В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. М., Т. IV. М., 1980.
  53. В. Описание Олонецкой губернии в историческом, статистическом и этнографическом отношениях. СПб., 1842.
  54. С. Берегите в себе человека! // Славянка. 2008. № 5. С. 68−76.
  55. И.А. Представление о счастье в российском менталитете: монография. СПб., 2001. 240 с.
  56. И.А. Оптимистические основания триединства веры, надежды и любви // Проблемы нравственной и этической психологии в современной России / Отв. ред. М. И. Воловикова. М., 2011. С. 75−105.
  57. М. Село Ульяновка, Нижегородской губернии Лукояновского уезда // Этнографический сборник. Вып. I. СПб., 1853. С. 25−61.
  58. Домострой. Как устроить свой быт богоугодно, а жизнь свято. М., 2008.
  59. Ф.М. Братья Карамазовы // Ф. М. Достоевский. Собр. соч.: В 15-и т. Т. 9. Л., 1991.
  60. С.С. Очерки истории русской культуры начала XX века: Книга для учителя. М&bdquo- 1985.вв. Дмитриева В. Пчелинка Афанасья // Добрые души. Рассказы. М., 2002. с. 3 39.
  61. Г. П. Каргополье. Художественные сокровища. М., 1984. 208 с.
  62. Т.П. Конструирование социальных представлений в условиях трансформации российского общества. М., 2006. 398 с.
  63. С.А. В хате // С. А. Есенин. Собр. соч.: В 6-ти т. Т. 1. М., 1977 г. С. 89.
  64. С.А. Гой ты, Русь, моя родная // С. А. Есенин. Собр. соч.: В 6-ти т. Т. 1.М., 1977а. С. 92.
  65. С.А. Край любимый! Сердцу снятся // С. А. Есенин. Собр. соч.: В 6-ти т. Т. 1. М., 19 776. С. 84.
  66. С.А. Низкий дом с голубыми ставнями // С. А. Есенин. Собр. соч.: В 6-ти т. Т. 1. М&bdquo- 1977 В. С. 230−231.
  67. С.А. Русь // С. А. Есенин. Собр. соч.: В 6-ти т. Т. 2. М., 1977. С. 15−19.
  68. И.Е. Домашний быт русских цариц в XVI и XVII столетиях. М., 1869.
  69. Защитим родимый край // Исторические песни. Баллады. М., 1991. С. 496.
  70. К.Е. Роль просвещения в жизни сибирского крестьянства к. XIX н. XX вв. // Развитие культуры сибирской деревни в XVII — начале XX вв.: Межвузовский сборник научных трудов. Новосибирск, 1986. С. 101−117.
  71. П. Борокская община (Псковской губ.) // Сборник материалов для изучения сельской поземельной общины. Т. I. СПб., 1880. С. 300−331.
  72. Н.Н. Деревенские будни (Очерки крестьянской общины) // Письма из деревни. Очерки о крестьянстве в России второй половины XIX века. М., 1987. С. 236−381.
  73. Н.Н. Пустынская община (Рязанской губ.) // Сборник материалов для изучения сельской поземельной общины. Т. I. СПб., 1880. С. 159−175.
  74. Ф. Из года в год. Описание круговорота крестьянской жизни в селе Усть-Ницынском Тюменского округа //Живая старина. Вып.1. СПб., 1894. С. 37−64.
  75. О. И, Новиков В.В., Шорохова Е. В. Особенности психологии крестьянства. Прошлое и настоящее. М., 1983.
  76. H.A. Материалы по этнографии Вологодской губернии // Известия ОЛЕАЭ. Т. LXIX. М., 1890.
  77. В.В., Топоров В. Н. Славянская мифология // Славянская мифология. Энциклопедический словарь / Под ред. В. Я. Петрухина, Т. А. Агапкина и др. М., 1995. С. 5−15.
  78. Иеромонах Роман. Монахиня София. Сборник духовной поэзии. М., 2007. 32 с.
  79. Т.Я. Дальневосточный тыл России в годы первой мировой войны. Хабаровск, 1999.
  80. И.А. О русской идее // И. А. Ильин. Собр. соч.: В 10-и т. Т. 2. Кн.1. М., 1993. С. 419−431.
  81. И.А. Три речи // И. А. Ильин. Собр. соч.: В 10-и т. Т. 6. Кн. 2. М&bdquo- 1996. С. 7−37.
  82. Н. Из Медынского уезда // Труды Императорского Вольного Экономического Общества. Т. 3. Вып. 2. СПб., 1879. С. 127−146.
  83. С.Я. Что такое поземельная община? Выводы из «Сборника материалов для изучения сельской поземельной общины». СПб., 1882.
  84. К. О русском национальном характере. М., 1994.
  85. А. Этнографический взгляд на Виленскую губернию // Этнографический сборник, издаваемый императорским Русским географическим обществом. СПб, 1858. Выпуск 3, с. 115−276.
  86. Н. Странствующие учителя и подвижные школы в Курской губернии // Северный вестник. СПб., 1888. № 3. С. 47−51.
  87. В. О. Этнографические следствия русской колонизации Верхнего Поволжья // В. О. Ключевский. Исторические портреты. Деятели исторической мысли. М., 1990. С. 40−63.
  88. ИТ. Москва сороковых годов. Очерки и повести о Москве XIX века. М., 1959.
  89. A.B. Урожай // Русская поэзия XIX начала XX вв. М., 1987. С. 294−297.
  90. A.B. Песня пахаря // Русская поэзия XIX начала XX вв. М., 1987а.С. 292 -293.
  91. A.B. Косарь // Русская поэзия XIX начала XX вв. М., 19 876. С. 297−300.
  92. В.А. Историческая психология // Психология.
  93. Учебник для гуманитарных вузов./ Под ред. В. Н. Дружинина. СПб., 2001. С. 507−524.
  94. В.А. Особенности проблемной области исторической психологии // Историческая психология. М., 2004.
  95. В.А. Процедура реконструкции психологическогознания в контексте взаимодействия культур // Историческая психология. М., 2004а.
  96. В.А. История психологии. Проблемы методологии. М., 2008.
  97. И.И. Очерки современной России. СПб., 1887.
  98. A.A. Народная Русь. М., 1994.
  99. В.Г. История моего современника // В. Г. Короленко. Собр. соч.: В 5-и т. Т. 5. Кн. З.Л., 1991. С. 7−397.
  100. H.H. Домашняя жизнь и нравы великорусского народа. М., 1993.
  101. В.Э. Ундоровская община (Симбирской губ.) // Сборник материалов для изучения сельской поземельной общины. T. I. СПб., 1880. С. 332−388.
  102. .И. Очерки истории русской культуры XVIII века. М., 1987. l0S. Kpynn A.A. Предания о времени Ивана Грозного // Русский фольклор. Вып. XVI. Л., 1976. С. 208−213.
  103. А. И. Хроника событий глазами белого офицера, писателя, журналиста. 1919- 1934. М&bdquo- 2006.
  104. М.Д. Крепостная интеллигенция России. Вторая половина XVIII начало XIX веков. М., 1983.
  105. Курский сборник // Материалы по этнографии Курской губернии. Вып. III. Курск, 1902.
  106. Н. Быт крестьян Тверской губернии Тверского уезда //
  107. Этнографический сборник, издаваемый императорским Русским географическим обществом. СПб, 1853. Вып. 1, с. 174−203.
  108. A.A. К истории формирования русского населения Забайкалья, его хозяйственного и семейного быта // Этнография русского населения Сибири и Средней Азии. М&bdquo- 1969. С. 104−188.
  109. Н.М. Введение в этническую и кросс-культурную психологию. Учебное пособие. М., 1999.
  110. Н.М. Русский национальный характер // Трибуна русской мысли. № 1. 2002. С. 103 115.
  111. Левитский П. II Этнографический сборник, издаваемый императорским Русским географическим обществом. СПб, 1862. Выпуск 5, с. 54−58.
  112. В.И. Развитие капитализма в России // В. И. Ленин. Полн. собр. соч.: В 55-и т. T. З.М., 1967.
  113. КН. Записки отшельника. М., 1992.
  114. М.Ю. Что в поле за пыль пылит // М. Ю. Лермонтов. Собр. соч.: В 6-и т. Т. 2 «Стихотворения 1832 1841». Л., 1954. С. 239−240.
  115. Т.А. Народная религиозная концепция зарождения и начала жизни // Русские. М., 1999. С. 684−700.
  116. Э.С. Русская историческая песня первой половины XIX века // Исторические песни XIX века. Л., 1973. С. 6−26.
  117. H.A. Мораховская община (Харьковской губ.) // Сборник материалов для изучения сельской поземельной общины. Т. I. СПб., 1880. С. 204−225.
  118. ЛихачёвД.С. Заметки о русском. М., 1984.
  119. НО. Условия абсолютного добра: Основы этики. Характер русского народа. М., 1991.
  120. КВ. Моё милое детство. Автобиографическая повесть. М., 2005.
  121. Материалы для географии и статистики России, собранные офицерами Генерального штаба. Рязанская губерния. СПб., 1860.
  122. A.A. Сибирский народный календарь в этнографическом отношении: Восточная Сибирь. Енисейская губерния. СПб., 1913.
  123. М.И. Обыкновенное чудо исцеления. М., 2010.
  124. Материалы по этнографии русского населения Архангельской губернии // Известия ОЛЕАЭ. Т. XXX. Вып. 2. 1878. С. 124−185.
  125. Л. В. Великорусский пахарь и особенности российского исторического процесса. М., 1998. 576 с. 131 .Михаленко A.M. Заозёрская община (Новгородской губ.) //Сборник материалов для изучения сельской поземельной общины. Т. I. СПб., 1880. С. 257−299.
  126. H.A. Мороз, красный нос // H.A. Некрасов. Собр. соч.: В 4-х т. Т. 2 «Стихотворения и поэмы 1861 1874». М., 1979. С. 48−50.
  127. H.A. В полном разгаре страда деревенская // H.A. Некрасов. Собр. соч.:В 4-х т. Т. 2 «Стихотворения и поэмы 1861 1874». М., 1979а. С. 82.
  128. H.A. Крестьянские дети // H.A. Некрасов. Собр. соч.:
  129. В 4-х т. Т. 2 «Стихотворения и поэмы 1861 1874». М., 19 796. С. 35.
  130. И.С. Порча// Сочинения. М., 1980. С. 156−160.
  131. Никифоров-Волгин В. А. Дорожный посох // Заутреня святителей. М., 2001. С. 399−469.
  132. Никифоров-Волгин В. А. Молнии слов светозарных // Заутреня святителей. М., 2001а. С. 222−228.
  133. В.Ф. Русские ночи. Л., 1975.
  134. A.B. Общий очерк Анадырской округи, её экономического состояния и быта населения // Записки Приамурского отдела Императорского русского географического общества. Т. И, Вып. 1. СПб., 1896.
  135. Освобождение Болгарии от турецкого ига. Т. 1. М. 1961.141 .Платонов A.A. Цветок на земле//А.А. Платонов.Собр. соч.: В 3-х т. Т. 3.1. M, 1985. С. 180−184.
  136. К.П. Великая ложь нашего времени. М., 1993.
  137. Поземельная община // Энциклопедический словарь Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона. СПб, 1898. Т. 42. С. 186−225.
  138. H.H. Путешествие за редкими книгами. М., 1984.
  139. О.С. Менталитет и социальное поведение рабочих, крестьян и солдат России в годы Первой мировой войны (1914 март 1918). Екатеринбург, 2000.
  140. Православный молитвослов. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1997.
  141. А. Волость Покровско-Ситская, Ярославской губернии, Моложского уезда // Этнографический сборник, издаваемый императорским Русским географическим обществом. СПб, 1853. Выпуск 1, с. 61−125.
  142. A.C. Запросы и проявления умственной жизни в расколе // Русская мысль. М., 1884. № 1. С. 161−199.
  143. A.C. Запросы народа и обязанности интеллигенции в области просвещения и воспитания. M., 1890.
  144. A.C. Путешествие из Москвы в Петербург // A.C. Пушкин. Полн. собр. соч.: В 10-ти т. Т. 7. Л., 1978. С. 184−210.
  145. A.C. Евгений Онегин // A.C. Пушкин. Полн. собр. соч.: В 10-ти т. Т. 5. Л., 1978а. С. 8−184.
  146. С. Солнце играет. Повесть. М., 2004.
  147. E.H. Методические проблемы этнической психологии: монография. М., 2005. 238 с.
  148. E.H. Психология этнического общения. М., 2007. 158 с.
  149. H.H. Русская рукописная книга. Л., 1975.
  150. П. Обетованная земля // Обетованная земля. Рассказы русских писателей. М., 2009. С. 231−237.
  151. Россия это сама жизнь. Заметки иностранцев о России с XIV по XX век. М., 2004.
  152. H.A. К характеристике читателя и писателя из народа // Северный вестник. СПб., 1891. № 4. С. 113−116.
  153. H.A. Этюды о русской читающей публике. СПб., 1895.
  154. Н.М. Привет, Россия. // Прощальная песня. Сборник стихотворений. М., 1997. С. 69.
  155. Н.М. Деревенские ночи // Прощальная песня. Сборник стихотворений. М., 1997а.С. 294−295.
  156. Н.М. Я буду скакать по холмам задремавшей Отчизны // Прощальная песня. Сборник стихотворений. М., 19 976. С. 13−14.
  157. Н.М. Тихая моя родина // Прощальная песня. Сборник стихотворений. М., 1997b. С.73−74.
  158. А. Сёла Голубень и Новомихайловское Тульской губернии Новосильского уезда // Этнографический сборник. Вып. II. СПб., 1854. С. 98−111.
  159. Русская земля // Исторические песни. Баллады. М., 1991. С. 23.
  160. .А. Язычество древних славян. М., 1994.
  161. U.M. Культура и быт русского населения Приангарья. JI., 1967.
  162. Салтыков-Щедрин М. Е. Святочный рассказ (из путевых заметок чиновника) // М.Е. Салтыков-Щедрин. Собр. соч.: В 20-и т. Т. 3. М., 1965. С. 135−156.
  163. Салтыков-Щедрин М. Е. Отставной солдат Пименов. Губернские очерки // М.Е. Салтыков-Щедрин. Собр. соч.: В 10-и т. Т. 1. М., 1988. С. 154−161.
  164. Сборник Кирши Данилова / Под ред. П. Н. Шеффера. СПБ., 1901.
  165. Сборник материалов для изучения сельской поземельной общины /
  166. Под. ред. Ф. Л. Барыкова, A.B. Половцова и П. А. Соколовского. Т. 1. СПб., 1880.
  167. Сборник сведений для изучения быта крестьянского населения России. Вып. III. М., 1891.
  168. Свод нравственных принципов и правил в хозяйствовании // Славянка. № 4. 2010. С. 48−49.
  169. Святая Русь. Русский образ жизни. Большая энциклопедия русского народа/ Под ред. O.A. Платонова. М., 2007.
  170. В.В. Год русского земледельца (Зарайский уезд, Рязанской губернии) // Письма из деревни. Очерки о крестьянстве в России второй половины XIX века. М., 1987. С. 24−146.
  171. В.И. Крестьяне в царствование императрицы Екатерины II. Т. 1. СПБ., 1881.
  172. В.И. Домашний быт и нравы крестьян во второй пол. XVIII в. // Устои, 1882. № 2. С. 86−94.
  173. В.Е. Российская полиментальность и социально-психологическая динамика на перепутье эпох. СПб., 2008.
  174. В. Е. Будущее России в контексте российской полиментальности // Вестник СПбГУ. Сер. 12. 2009. Вып.З. Ч. 1. С. 153−165.
  175. В. Е. Духовно-нравственные ценности и воспитание как важнейшие условия развития России // Психологический журнал. М. 2011. № 5. С.115−119.
  176. П.П. Мураевенская волость (Рязанской губ.) // Сборник материалов для изучения сельской поземельной общины. T. I. СПб., 1880. С. 37−158.
  177. A.B. Русские: стереотипы поведения, традиции, ментальность. М., 2006.
  178. Сикорский Б.Ф. H.A. Бердяев о роли национального характера в судьбах России // Социально-политический журнал. 1993. № 9. С. 103−108.
  179. И.А. Черты из психологии славян. Киев, 1899.
  180. Н. Очерки Москвы. М., 1993. С. 91−93.
  181. Сказки братьев славян. М, 2005.
  182. Славен город, славен город // Лирика русской свадьбы. Л., 1973. С. 159−160.
  183. Славянская мифология. Энциклопедический словарь / Под ред. В. Я. Петрухина, Т. А. Агапкина и др. М., 1995.
  184. Славянские мифы / Под ред. Ю. И. Смирнова. СПб., 2005.
  185. В.К. Русские исторические песни XVI XVIII веков. М., I960.
  186. B.C. Оправдание добра: Нравственная философия. М., 1996.
  187. A.C. Россия в обвале. М., 1998.
  188. Сомов. Великоруссы // Народы России. Этнографические очерки. СПб., 1878. С. 4−34.
  189. А. Что читают в деревне? // Русская мысль. 1903. № 7. С. 107−116.
  190. Е.В. Русская песня как бальзам для души // Славянка. № 4. 2010. С. 80−85.
  191. Т. Г. Этнопсихология: учебник для студентов высших учебных заведений. М, 2008. 367 с.
  192. Т. Г. Социальная психология этнической идентичности: Автореферат дис.. докт. психол. наук. М., 1999. 46 с.
  193. A.B. Этнофункциональная парадигма в психологии. М.: 2008. 575 с.
  194. A.B. История ментальности общества: этнофункциональная парадигма // Проблемы исторического познания. Сб. статей. Отв. ред. К. В. Хвостова. М., 2010. С. 89−150.
  195. A.B. Этнофункциональный анализ русской ментальности XVII века // Проблемы исторического познания. Сб. статей. Отв. ред. К. В. Хвостова. М. 2011. С. 83−118.
  196. Н.Е. Где живут счастливые? Яхрома, 2008. С. 192.
  197. JI.E. Неизвестные памятники русского иконописания XVII XIX вв. // Памятники культуры. Новые открытия. Ежегодник. 1983. JL, 1985.
  198. В. В. Правосудие в русском крестьянском быту. Свод данных, добытых этнографическими материалами покойного князя В. Н. Тенишева. Брянск, 1907.
  199. Теоретические проблемы этнической и кросскультурной психологии. Т. 2. Смоленск, 2012.280 с.
  200. А.И. Классическая этика абсолюта // Н. О. Лосский. Условия абсолютного добра. М&bdquo- 1991. С. 5−21.
  201. Толстой А. К Родина// А. К. Толстой. Собр. соч.: В 10-и т. Т. 10. М., 1986. С. 365−372.
  202. Л.Н. Предисловие к альбому «Русские мужики» Н. Орлова // Л. Н. Толстой. Собр. соч.: В 22-х т. Т. 15. М., 1983. С. 322−327.
  203. Л.Н. Три дня в деревне //Л.Н. Толстой. Собр. соч.: В 22-х т. Т. 14. М., 1983а. С. 320−339.
  204. П. Село Липицы и его окрестности, Тульской губернии Каширского уезда// Этнографический сборник. Вып. II. СПб., 1854. С. 81−98.
  205. Ф.И. Умом Россию не понять // Ф. И. Тютчев. Стихотворения. Соч.: В 2-х т. Т. 1. М&bdquo- 1980. С. 183.
  206. Ф.И. Эти бедные селенья // Стихотворения. Соч.: В 2-х т. Т. 1. М., 1980а. С. 142.
  207. Н.М. Из истории формирования крепостной интеллигенции: по материалам вотчинного архива Голицыных // Ежегодник Государственного Исторического музея. М., 1960. С.107−124.
  208. КС. Певцы // И. С. Тургенев. Собр. соч.: В 30-и т. Т. 3. М., 1979. С. 208−226.
  209. Г. И. Из цикла «Власть земли» // Письма из деревни. Очерки о крестьянстве в России второй половины XIX века. М., 1987. С. 381−464.
  210. Г. И. Крестьянин и крестьянский труд // Письма из деревни. Очерки о крестьянстве в России второй половины XIX века. М., 1987а. С. 464194.
  211. ФеврЛ. Бои за историю. М., 1990.
  212. И.Р. Психология российского купечества дореволюционного периода: монография. М., 2005.
  213. В.А. Крестьянин-отходник в Москве (к. XVIII 1-ая пол. XIX вв.) // Русский город (Историко-методологический сборник). М., 1976. С. 170−181.
  214. В.А. Об уровне грамотности крестьянства в России в XIX в. Уфа, 1984.
  215. .М., Киселёва ИГ. Структуры повседневной жизни русских крестьян конца XIX века (опыт этносоциологического изучения) // Социологические исследования. М., 1992. № 4. С. 3−14.
  216. М.Б. Музыкальная культура русского населения Верхокамья // Русские письменные и устные традиции и духовная культура (по материалам археографических экспедиций МГУ 1966 1980 гг.). М., 1982.
  217. А.П. Мужики // А. П. Чехов Собр. соч.: В 18-и т. Т. 9. М., 1985. С. 281−313.
  218. А.П. На пути // А. П. Чехов Собр. соч.: В 18-и т. Т. 5. М., 1985а. С. 462−478.
  219. JI.H. Декоративное искусство русских народных мастеров-строителей // Советская этнография. 1953. № 3. С. 61−76.
  220. С. Л. Очерки народного юридического быта Алтайского горного округа // Русское богатство. 1894. № 8. С. 210−212.
  221. Н.М. Мои воспоминания. СПб., 1899.
  222. Н.В. Очерки русской жизни. СПб., 1895.
  223. А. Картинки из прошлого. Воспоминания отца Афанасия. М., 2002.
  224. А. И. Вымирающая деревня. Опыт санитарно-экономического исследования двух селений Воронежской губернии. СПб., 1907.
  225. КС. Няня из Москвы // И. С. Шмелев Собр. соч. Т. 3. М., 1998.
  226. А.Н. Из деревни. Письмо седьмое // Письма из деревни. Очерки о крестьянстве в России второй половины XIX века. М., 1987. С. 146−235.
  227. Энциклопедия обрядов и обычаев. СПб., 1996.
  228. А.И. Записки степняка. Очерки и рассказы. М., 1958.
  229. П.И. Путевые письма из Новгородской и Псковской губерний. СПб., 1860.
  230. Е.М. Старухинская община (Тульской губ.) // Сборник материалов для изучения сельской поземельной общины. Т. I. СПб., 1880. С. 193−203.
Заполнить форму текущей работой