Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Социально-психологические детерминанты успешного приемного родительства

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Обследование детей производилось с целью исключить возможность того, что неуспешное родительство определяется не личностными характеристиками и социальными условиями в семье как малой группе, а особенностями детей (например, тяжелой болезнью, которая обнаружилась у ребенка уже после приема его в семью, или характерологическими особенностями, препятствующими адаптации в семью). Обследование детей… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ОПИСАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ДЕТЕРМИНАНТ УСПЕШНОГО ПРИЕМНОГО РОДИТЕЛЬСТВА
    • 1. 1. Семья как малая группа
    • 1. 2. Содержание понятия родительства и проблемы приемного родительства
    • 1. 3. Социально-психологические проблемы формирования успешной приемной семьи
    • 1. 4. Проблема описания личностных характеристик, предопределяющих успешное приемное родительство
    • 1. 5. Авторский подход к пониманию социально-психологических детерминант успешного приемного родительства
  • Выводы по первой главе
  • ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ДЕТЕРМИНАНТ УСПЕШНОГО ПРИЕМНОГО РОДИТЕЛЬСТВА
    • 2. 1. Программа эмпирического исследования социально-психологических детерминант успешного приемного родительства
    • 2. 2. Описание авторской программы обучения приемных родителей
  • Психологическая поддержка семей с приемными детьми"
  • ГЛАВА III. РЕЗУЛЬТАТЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ДЕТЕРМИНАНТ УСПЕШНОГО ПРИЕМНОГО РОДИТЕЛЬСТВА
    • 3. 1. Сравнительный анализ результатов исследования детей успешных и неуспешных приемных родителей
    • 3. 2. Социальные факторы, влияющие на успешное принятия ребенка в семью
    • 3. 3. Личностные характеристики приемных родителей, предопределяющие успешное родительство
    • 3. 4. Типы семейного воспитания и своеобразие представлений о родительстве приемных родителей
    • 3. 5. Проверка выводов с использованием выравнивания выборок и оценки результатов обследования кандидатов в приемные родители

Социально-психологические детерминанты успешного приемного родительства (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

Семья как социально-психологический феномен переживает подлинный кризис. Одним их проявлений кризиса семьи является рост такого социального явления как сиротство. Проблема сиротства остается одной из наиболее острых и болезненных проблем современной России. Согласно данным, представленным в Государственном докладе «О положении детей в Российской Федерации» (2006), в России около 800 тыс. официально зарегистрированных детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Это количество составляет 2,5% от численности всего детского населения в возрасте 0 до 17 лет, в некоторых регионах число таких детей достигает 15−20% (Л.И.Зелинская, 2008). Большинство детей-сирот — социальные сироты, имеющие кровных родителей.

До недавнего времени система социальной адаптации таких детей в нашей стране в основном была представлена домами ребенка, детскими домами, социальными приютами, интернатами. Большинством отечественных и зарубежных исследователей эта модель воспитания детей-сирот признана неадекватной потребностям развития ребенка (И.В. Дубровина, 1990; В. К. Зарецкий и др., 2002; Дж. Боулби, 2006; М. Ю. Лобанова и др., 2007). До сих пор не существует лучших условий для воспитания ребенка, чем те, которые создаются в любых вариантах семей (М. Мид, 1988; И. В. Дубровина, 1990; К.А. Абульханова-Славская, 1991; Н. П. Иванова, О. В. Заводилкина, 1993; Д. Гомьен и др., 1998; М. В. Осорина, 2004; Э. Г. Эйдемиллер и др., 2005; С. Биркхойзер-Оэри, 2006; Е. Г. Силяева и др., 2008; В. Н. Дружинин, 2008). Однако перевод ребенка в новую семью не является безболезненным и ставит множество вопросов. Проведены многочисленные исследования, показавшие этапность адаптации ребенка в семье, семьи к ребенку, а также выявившие наиболее проблемные точки этого процесса (В.Н. Ослон, 2006), специфику идентификации приемного ребенка в новой семье, зависимость этого процесса от возраста ребенка (Е.А. Лупекина, 2007).

В теоретическом плане проблема приемного родительства рассматривается в контексте социально-психологического подхода, опирающегося на социальную детерминацию психического склада личности, социальную мотивацию поведения родителей и реализацию родительства в конкретных общественно-исторических и социально-психологических условиях, что предопределяет значимость проблемы в структуре социально-психологического знания (Б.Д. Парыгин, 2003). Исследование приемного родительства выступает в качестве одного из аспектов разработки проблем психологии взаимовлияния, общения, социализации, конфликтов и духовно-нравственного содержания человеческих взаимоотношений. Однако до сих пор отсутствуют теоретически обоснованные и практически подтвержденные данные относительно социально-психологических детерминант успешного приемного родительства, то есть такого родительства, которое ведет к принятию ребенка и идентификации его с членами приемной семьи. Все это предопределило теоретическую и практическую актуальность и значимость данного исследования.

Цель исследования — выявить социально-психологические детерминанты успешного приемного родительства.

Цель определила задачи исследования:

Задачи исследования:

1. Теоретические:

1) провести анализ научной литературы в отечественной и зарубежной психологии для определения теоретико-методологических основ рассмотрения проблемы приемного родительства в предметном поле социальной психологии и определения основных проблем исследования приемного родительства;

2) раскрыть содержание понятия «приемное родительство» как частное понятие по отношению к родительству;

3) обосновать социально-психологический подход к изучению приемного родительства.

2. Методические:

1) разработать программу и подобрать комплекс методов эмпирического исследования социально-психологических детерминант успешного приемного родительства;

2) разработать авторские анкеты для приемных родителей и специалистов отделов опеки управлений образования;

3) разработать авторскую программу обучения приемных родителей «Психологическая поддержка семей с приемными детьми».

3. Конкретно-эмпирические:

1) выявить роль социальных факторов как детерминант успешного приемного родительства;

2) выявить значимость личностных характеристик в предопределении успешных и неуспешных приемных родителей;

3) определить влияние типов семейного воспитания и своеобразия представлений приемных родителей о своей роли как воспитателей на успешное приемное родительство.

Объект исследования — кровные родители, имеющие только родных детей (50 человек) — приемные успешные (66 человек) и неуспешные (21 человек, среди которых было 2 супружеские пары) родители (137 человек) и их дети (135 человек), а также 60 кандидатов в приемные родители (всего 332 человека).

Как неуспешных рассматривали родителей, отказавшихся от приемных детей в течение двух лет с момента приема детей и начала обследования и оформляющих соответствующие документы. Успешными родителями считались те, которые после двух лет пребывания ребенка в семье рассматривали трудности адаптации как временные и считали ребенка полноправным членом семьи. Поскольку большая часть приемных родителей — деревенские жители, которые не могли оставить хозяйство и других детей на несколько дней, чтобы приехать в город для участия в диагностических исследованиях, в обследовании принимал участие обычно один родитель, кроме тех случаев, когда семья отказывалась от ребенка, и оба родителя стремились зафиксировать свое отношение к сложившейся ситуации.

Обследование детей производилось с целью исключить возможность того, что неуспешное родительство определяется не личностными характеристиками и социальными условиями в семье как малой группе, а особенностями детей (например, тяжелой болезнью, которая обнаружилась у ребенка уже после приема его в семью, или характерологическими особенностями, препятствующими адаптации в семью). Обследование детей позволяло сопоставить трудности в воспитании, встающие перед родителями разных групп, а следовательно, из общего набора проблем исключить проблемы детей, рассматривая только психологические параметры родителей и социальные факторы, влияющие на успешность приема ребенка в семью. Соответственно было обследовано три группы детей: дети кровных родителей, воспитывающиеся в кровной семье, где нет приемных детейприемные дети успешных родителей (дети-сироты, воспитывающиеся в приемной семье) и приемные дети неуспешных родителей (дети, от которых отказались приемные родители в срок менее чем 2 года после приема и оформили соответствующие документы для возвращения детей в детский дом).

Предмет исследования — социально-психологические детерминанты успешного приемного родительства.

Общая гипотеза исследования:

Существуют социально-психологические детерминанты успешного приемного родительства, обусловленные формированием родительства на протяжении жизни человека' и требованиями, ' предъявляемыми к эффективным лидерам малых групп.

Частные гипотезы:

• Существуют различия между успешными и неуспешными приемными родителями, вытекающие из феномена общности приемной семьи как малой группы и формировании родительства в течение всей жизни человека, которые выражаются в том, что люди, имеющие опыт воспитания родных детей и вырастившие их, эффективнее воспитывают проблемных приемных детей.

• Успешные приемные родители отличаются от неуспешных личностными характеристиками, которые способствуют эффективным взаимосвязям и взаимоотношениям в приемной семье как малой группе: открытостью, гибкостью установок, терпимостью, откровенностью, потребностью в принадлежности к группе, самоконтролем, спокойным отношением к неудачам, предшествующим опытом воспитания родных детей, лидерскими качествами и отношением к родительству как механизму самореализации.

• Успешные и неуспешные приемные родители используют разные стратегии влияния на детей, в том числе разные системы наказания и поощрения, которые берут начало от стратегий поведения родителей приемных родителей.

Теоретико-методологическую основу исследования составили положения субъектно-деятельностного подхода, разрабатываемого в трудах C.JI. Рубинштейна, К.А. Абульхановой-Славской, А. В. Брушлинского, Б. Ф. Ломова, А. Л. Журавлева, и основные принципы методологии психологии: принцип отражения, принцип детерминации, принцип единства сознания и деятельности, принцип дополнительности.

Концептуальными основаниями используемого подхода явились: культурно-историческая концепция JI.C. Выготского (1984, 1991, 1999), согласно которой развитие ребенка предопределяется социальной ситуацией (JI.C. Выготский, 1983; Й. Лангмайер, 3. Матейчек, 1984; М. К. Бардышевская, 1995; А. Г. Асмолов, 1996) — теория Дж. Боулби (1991, 2006), описывающая условия формирования привязанности между ребенком и взрослымтеоретические представления о роли семьи в социализации ребенка (Ч.Х. КулиА.А. Люблинская, 1965; М. И. Лисина, 1986, 1997; Л. Ф. Обухова, 1995, 1996; B.C. Мухина, 1999; Д. Б. Эльконин, 1971, 1997), теория социального научения А. Бандура (2000), работы по теории отношений и малых групп (В.Н. Мясищев, 1970, Б. Д. Парыгин, 2003; А. А. Бодалев, 2007, А. Л. Журавлев, 2008).

Для решения поставленных в исследовании цели и задач, а также в соответствии с гипотезой и объектом был использован следующий комплекс методик эмпирического исследования:

1. Опросник Р. Кеттелла (16PF) (взрослый и детский варианты);

2. Проективная методика Hand-тест Э. Вагнер, адаптированный Т. Н. Курбатовой;

3. Цветовой тест М. Люшера;

4. Шкала самооценки уровня реактивной и личностной тревожности Ч. Д. Спилбергера и Ю. Л. Ханина;

5. Тест незаконченных предложений для родителей (авторская модификация);

6. Методика диагностики родительского отношения (ОРО) А .Я. Варга, В. В. Столинамодифицированный вариант для приемных родителей;

7. Вопросник для описания системы наказания и поощрения Е. И. Николаевой (детский и взрослый варианты);

8. Рисунок реальной и идеальной (желаемой) семьи (Э.Г. Эйдемиллер и др., 2005, В. К. Лосева, 1993) (для детей);

9. Анкета для описания социального и экономического статуса семьи приемного родителя (авторская разработка).

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечена изучением и анализом научных источников по проблеме исследованиярепрезентативностью выборкииспользованием комплекса адекватных методов диагностики, адаптированных для данной выборки (лингвистическая адаптация) — условиями процедуры обследованияприменением необходимых методов статистической обработки (описательная статистика, дисперсионный и факторный анализы) данных с использованием компьютерной программы SPSS, версии 11.5.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в том, что успешное приемное родительство изучается в контексте рассмотрения способности приемных родителей формировать приемную семью, наделенную основным качеством малой группы — психологической общностью. Обосновано определение успешного родительства. Предложены критерии успешного приемного родительства, вытекающие из феномена общности приемной семьи как малой группы и формирования родительства в течение всей жизни индивидуума. Впервые описаны детерминанты успешности приемных родителей — опыт воспитания собственных детей, личностные характеристики, способствующие эффективным взаимосвязям и взаимоотношениям в приемной семье. Успешные родители используют и поощрение, и наказание для управления конфликтной ситуацией, то есть коррекции деструктивного поведения ребенка и поддержания конструктивного.

Показано, что успешное приемное родительство предполагает отношение человека к собственному родительству как механизму самореализации.

Практическая значимость исследования состоит в том, что на основе полученных результатов можно осуществлять прогноз успешного родительства кандидатов в качестве приемных родителей. Исследование продемонстрировало эффективность различных психологических тестов для прогноза функционирования приемной семьи. Разработаны и апробированы авторские методики обследования кандидатов в приемные родители. На основе полученных данных относительно личностных характеристик и социального положения успешных приемных родителей создана программа подготовки кандидатов в приемные родители и психологического сопровождения приемной семьи. Результаты могут быть использованы при подготовке психологов и социальных работников, осуществляющих диагностику кандидатов в приемные родители, при формировании программ для школ будущих приемных родителей, при оценке успешного функционирования приемной семьи. Они могут быть предложены для включения в лекции по психологии семьи в рамках курса социальной психологии.

Апробация и внедрение результатов исследования.

Результаты исследования докладывались на республиканских семинарах и совещаниях по проблеме сопровождения приемных семей в Республике Хакасияна заседаниях кафедры специальной психологии Новосибирского государственного педагогического университетаобсуждались на конференциях и съездах в России и за рубежом: 2-ая всероссийская научная конференция «Психологические проблемы современной российской семьи», Москва, октябрь 2005; Межрегиональная научно-практическая конференция «Семья в развивающейся России: исторический опыт, проблемы и перспективы», Абакан, февраль 2006;

Международная научно-практическая конференция «Социокультурные проблемы современной молодежи», Новосибирск, май 2006; 26-й международный конгресс прикладной психологии, Афины, Греция, июль 2006; Всероссийская научно-практическая конференция «Диагностика и профилактика школьной дезадаптации», Санкт-Петербург, октябрь 2006; XIV Международная конференция «Ребенок в современном мире. Образование и детство», Санкт-Петербург, апрель 2007; 1-я международная научно-практическая конференция «Психологические проблемы семьи и личности в мегаполисе», Москва, ноябрь 2007; 3-я международная научно-практическая конференция «Безопасность личности, общества, государства», Санкт-Петербург, май 2008; 14-я Европейская конференция по психологии личности, Тарту, Эстония, июль, 2008; IV Всероссийский съезд психологов образования России «Психология и современное российское образование», Москва, декабрь 2008.

Программа обследования кандидатов в приемные родители и программа обучения и сопровождения приемных родителей внедрены в работу Республиканского государственного образовательного учреждения «Центр психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Радость» (г. Абакан, Республика Хакасия).

Научные положения, выносимые на защиту:

1. Критерием успешного приемного родительства может быть практическая реализация функции родителя, оцененная с помощью трех параметров: эффективное решение проблем, встающих при адаптации ребенка в семью на протяжении 2-х лет, идентификация ребенка с семьей и стремление ребенка принадлежать семье.

2. Детерминантами успешного родительства являются собственный опыт воспитания родных детей и прием новых детей в семью, когда собственные дети выросли.

3. Детерминантами успешного приемного родительства являются личностные характеристики приемных родителей, которые способствуют формированию эффективных взаимосвязей и взаимоотношений в приемной семье как малой группе: открытость, гибкость установок, терпимость, откровенность, потребность в принадлежности к группе, самоконтроль, спокойное отношение к неудачам, предшествующий опыт успешного воспитания родных детей, лидерские качества. Таким родителям свойственны эмоциональная стабильность и сниженная агрессивность. Успешное родительство предполагает отношение к собственному родительству как механизму самореализации.

4. Методы наказания и поощрения в приемных семьях обусловлены методами наказания и поощрения в семьях, где воспитывались приемные родители. Успешные родители используют и поощрение, и наказание для управления конфликтной ситуацией, то есть коррекции деструктивного поведения ребенка и поддержания конструктивного. Успешные приемные родители имеют более гибкую систему наказания и поощрения детей по сравнению с неуспешными, они готовы принимать протестное поведение ребенка и щедро поощрять его. При наказании они склонны сочувствовать детям. Они критичны к своим действиям и готовы менять методы воспитания.

По материалам диссертационного исследования опубликовано 19 работ, в том числе в изданиях, рекомендованных ВАК — 3.

Структура и объем диссертации

.

Диссертация состоит из введения, трех глав, выводов, заключения, списка литературы и приложений.

ВЫВОДЫ.

1. Феномен общности приемной семьи как малой группы проявляется в проживании ребенка в семье не менее двух лет при сохранении у родителей желания иметь его членом семьи, взгляд успешных родителей на проблемы взаимной адаптации как разрешаемые, а также идентификация ребенка с приемной семьей. Эти факты являются критерием успешного приемного родительства.

2. Такие социальные факторы как тип семьи и брачных отношений (полная, неполная, одинокий человекесть официальная регистрация или нет, наличие развода), а также доход на семью не являются значимыми при оценке успешности приема ребенка в семью.

3. Успешные приемные родители преимущественно (в 66,7% случаев) уже воспитали собственных детей и в 6 раз чаще берут на воспитание детей дошкольников, тогда как только 45% неуспешных приемных родителей воспитали своих детей, а на воспитание в семью в 95% случаев берут подростка.

4. Личностными характеристиками успешных приемных родителей являются открытость, эмоциональная устойчивость, ответственность, гибкость, самоконтроль, потребность принадлежности к группе. Успешные приемные родители эмоционально устойчивы, неагрессивны и настроены на сотрудничество.

5. Неуспешные приемные родители характеризуются доминированием, потребностью контролировать и критиковать, высокой ответственностью, подозрительностью, склонностью тяжело переживать неудачи, ригидностью, независимостью. Они труднее переживают нарушение правил, а потому предпочитают контроль над действиями детей.

6. Успешные родители не отличаются от неуспешных по шкалам опросника родительского отношения (ОРО) А. Я. Варга, В. В. Столина. Практически 80% успешных родителей довольны своими семьями, тогда как это утверждает лишь половина неуспешных родителей.

7. У успешных приемных родителей имеется более положительный опыт в детстве относительно применения к ним их родителями наказания и поощрения. По отношению к приемным детям они чаще используют поощрения, реже — физические наказания и из методов воздействия предпочитают договариваться с детьми.

8. Большая часть кандидатов в приемные родители не соответствуют критериям успешного родительства. Им необходимо пройти специальное обучение, после которого они смогут решить, насколько они готовы изменить свое поведение и установки, чтобы быть приемным родителем.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Приемный родитель — сравнительно недавно существующая общественная функция-роль. Выполнение этой роли накладывает большую ответственность на того, кто примеривает её на себя, и на того, кто принимает участие в отборе кандидатов на эту роль. Известно, что позиция личности как субъекта общественного поведения и многообразной социальной деятельности представляет сложную систему отношений личности (к обществу, труду, людям, самому себе), установок и мотивов, целей и ценностей (Б.Г. Ананьев, 2001). Очевидно, что убеждения, которые каждый имеет по отношению к собственной личности, другим людям и миру в целом, оказывают значительное влияние на его опыт (Дж. О’Коннор и Дж. Сеймор, 1997). А ценности оказывают определяющее влияние на целостность личности. Когда родительство и семья находятся на верхних этажах иерархии ценности, родитель может преодолеть любую проблемную ситуацию в семье.

Анализ литературы позволил предположить, что основанием для выделения успешного приемного родительства является проживание ребенка в семье не менее двух лет при сохранении у родителей желания иметь его членом семьи, взгляд успешных родителей на проблемы взаимной адаптации как разрешаемые, а также идентификация ребенка с приемной семьей.

Сложность выявления успешных и неуспешных приемных родителей обусловлена тем, что не только усилия родителей обеспечивают эффективную адаптацию ребенка в семью. Значимый вклад вносит и сам ребенок. Именно поэтому, для исключения возможности того, что неуспешное приемное родительство объясняется проблемами ребенка, мы провели обследование детей. Результаты показали, что не было значимых отличий в здоровье приемных детей у успешных и неуспешных родителей, однако средние показатели свидетельствовали о несколько большем числе детей с психоневрологическими проблемами у неуспешных родителей. Мы обнаружили также, что неуспешные приемные родители берут на воспитание большее число подростков, чем успешные. Для исключения возможности влияния этих двух факторов на конечный результат мы выровняли выборки по параметру заболеваемости, выбрав из 66 родителей тех, кто имел детей с такими же диагнозами, что и неуспешные приемные родители. Однако в полученных выборках повторялись закономерности, выявленные для всей совокупности данных, что свидетельствовало о том, что не болезнь детей предопределяла неуспешное родительство. Это подтверждает и тот факт, что, говоря о проблемах с детьми, обе группы родителей не здоровье детей ставили в качестве основной проблемы. Более значимым было поведение детей и их личностные особенности. То же самое оказалось и при формировании группы из успешных приемных родителей соответствующей неуспешным родителям по числу принятых в семью подростков.

Но наши данные не опровергают тот факт, что некоторые подростки, долгое время проживавшие в детском доме, не могут быть адаптированы в семью, поскольку у них не сформированы механизмы привязанности. Однако эта большая группа фактов, также объясняющая неуспешное родительство, требует отдельного рассмотрения и не была целью данного исследования.

В качестве группы сравнения к приемным родителям была выбрана группа кровных родителей (воспитывающих только собственных детей), но имеющих проблемы с детьми. Выбор таких родителей обусловлен тем, что приемным родителям никогда не достаются непроблемные дети (H.J.M Versluis den, F.C. Verhulst, 1995). Мы хотели показать, что приемные родители не представляют собой исключительную группу людей. Но есть некоторое важное отличие — при воспитании родных детей интеллект родителей способствует более высоким достижениям этих детей. Однако при воспитании чужих детей, имеющих значительные проблемы как в поведении, личностных диспозициях и интеллектуальном развитии, более значимым является эмоциональное принятие.

Особенностью полученных данных является то, что они описывают провинциальную сельскую семью, берущую на воспитание ребенка, тогда как большое число исследований посвящено специфике приема детей в больших городах, когда семьи предпочитают брать дошкольников. В исследуемой выборке оцениваются родители, взявшие на воспитание подростков — наиболее проблемную группу детей, менее всего востребованную у кандидатов в приемные родители.

Мы показали, что предикторами успешного родительства являются количество детей в семье, личностные характеристики приемных родителей и значение, которое придают своей роли родителя приемные родители.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская, К. А. Стратегия жизни / К.А. Абульханова-Славская. М.: Мысль, 1991 — 279с.
  2. , А. Наука жить / А.Адлер. Пер. с англ. — Киев: Port-Royal, 1997.-288с.
  3. , Ю.П. Педагогика любви и свободы / Ю. П. Азаров. М.: Топикал.-1994−608 с.
  4. , Э.М. Адаптированный вариант детского личностного вопросника Р. Кеттелла: методические рекомендации / Э. М. Александровская, И. Н. Гильяшева. М.: 1993. — 34с.
  5. , Б.Г. Человек как предмет познания / Б. Г. Ананьев. — СПб.: Питер. — 2001. — 288 с. (Серия «Мастера психологии»),
  6. , Г. М. Социальная психология. Уч. для вузов. Изд. 5-е / Г. М. Андреева. М.: Аспект Пресс, 2008. — 363с.
  7. , Г. М. Психология социального познания / Г. М. Андреева. -М.: Аспект-Пресс, 2005. -303с.
  8. , Ю. Хотите усыновить ребенка? / Ю. Андреева. — СПб.: Питер. 2004. — 224 с.
  9. , Э. Общественное животное: Введение в социальную психологию (пер. с англ. Миронова Н., Рысева С.). Изд. 9-е междунар./ Э.Аронсон. М.: Прайм-Еврознак, 2004. — 416с.
  10. , Э. Социальная психология. Психологические законы поведения человека в социуме / Э. Аронсон, Т. Уилсон, Р. Эйкерт. -М.:Прайм-Еврознак, 2004. 560с.
  11. , А.Г. Личность как предмет психологического исследования / А. Г. Асмолов. -М.: МГУ, 1984. 104с.
  12. , А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров / А. Г. Асмолов. М.-Воронеж: Институт практической психологии, 1996. — 767 с.
  13. Справочник по усыновлению (удочерению) и опеке в РФ. Порядок. Условия. Правовые последствия / С. Н. Бабурин и др. М.: МЦФЭР. -2004.- 176с.
  14. , С.А. Социальное окружение и Я-концепция в юношеском возрасте // Ценностно-нормативные ориентации старшеклассника / С. А. Баклушинский. — М.: И1111, 1993. 321с.
  15. , С.А. Развитие представлений о понятии социальная идентичность // Этнос. Идентичность. Образование. Труды по социологии образования. Том IV. Выпуск VI / С. А. Баклушинский, Е. П. Белинская. -М.:ИПП, 1998. С. 64−85.
  16. , А. Теория социального научения /А. Бандура. СПб: Евразия, 2000. — 320с.
  17. , В.В. Знать трудности в развитии детей и учиться их преодолевать. Семейный детский дом: реальность, проблемы и перспективы современной России / В. В. Барабанова. — М.: Дом, 1995. -С.25−26.
  18. , М.К. Компенсаторные формы поведения у детей 3−6 лет, воспитывающихся в условиях детского дома: Дис. .канд. психол. наук / М. К. Бардышевская. М.:ИПП, 1995. — 23 с.
  19. , А.В. Многофакторный личностный опросник Р.Кеттелла: практическое руководство / А. В. Батаршев. М.: Творческий центр Сфера, 2002. — 96 с.
  20. , А.С. Биосоциальная природа материнства / А. С. Батуев, О. Н. Безрукова, А. Г. Кощавцев и др. СПб.: Изд-во С-Петерб.ун-та. — 2007. — 374 с.
  21. , Е.П. Социальная психология. Хрестоматия / Е. П. Белинская, О. А. Тихомандрицкая. М.: Аспект пресс, 2008. — 463 с.
  22. , П. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания / П. Бергер, Т. Лукман. М.: «Медиум», 1995. -323с.
  23. , С.В. Технология формирования социальных навыков / С. В. Березин, К. С. Лисецкий. Самара: Изд-во Самарский университет. — 1999.- 198 с.
  24. , В.М. Избранные работы по социальной психологии. 2-й том / В. М. Бехтерев. М. Алетейа, 1999. — 284с.
  25. Биркхойзер-Оэри, С. Мать. Архетипический образ в волшебной сказке. Пер. с англ. / С. Биркхойзер-Оэри. М.: Когито-Центр, 2006. -254с.
  26. , И.А. Приемная семья новая форма замещающей заботы / И. А. Бобылева // Материалы второй всерос. науч. конференции «Психологические проблемы современной российской семьи. Часть 1. — М.: 2005. С. 146- 152.
  27. , А.А. Психология о личности / А. А. Бодалев. М.: МГУ, 1988.- 188 с.
  28. , А.А. Основы социально-психологических исследований / А. А. Бодалев. М.: Гардарики, 2007. — 334с.
  29. , А.А. Проблемы формирования личности. Избр. психол. труды / А. А. Божович. М.: МПА, 1995. — 212с.
  30. , В. В. Семейная психология / В. В. Бойко. — СПб.: Мысль, 1989. -231с.
  31. , Дж. Детям любовь и заботу / Дж. Боулби // Лишенные родительского попечительства/ под ред А. С. Мухиной. — М.: Прогресс, 1991.-С. 144−153.
  32. , Дж. Привязанность / Дж. Боулби. — М.: Гардарики, 2003. — 477 с.
  33. , Дж. Создание и разрушение эмоциональных связей / Дж. Боулби / Пер. с англ. В. В. Старовойтова — 2-е изд. — М.: Академический Проект, 2006. — 232 с. — („Психологические технологии“)
  34. , Р. Родительство, или как воспитать Человека / Р.Брюс. -М.: Армита Русь, 2007. 303с.
  35. , Л.Ф. Психология жизненных ситуаций / Л. Ф. Бурлачук, Е. Ю. Коржова. М.: 1998. — 263с.
  36. , В.И. Некоторые результаты обследования женщин, отказавшихся от своих новорожденных детей / В. И. Брутман, М. Г. Панкратова, С. Н. Ениколопов // Вопросы психологии. -1994. — № 5. -С. 31−36.
  37. , М.Л. Родительский фаворитизм и особенности формирования стилей поведения у детей в зависимости от порядка рождения: биосоциальные аспекты / М. Л. Бутовская, Е. Ю. Бойко.// Этнографическое обозрение. 2001. — № 6. — С. 67- 81.
  38. , М.И. Ребенок из неблагополучной семьи: Записки дет. Психиатра: Кн. Для учителей и родителей / М. И. Буянов. — М.: Просвещение, 1988. 207 с.
  39. , Р. Социальная психология. Ключевые идеи / Р. Бэрон, Д. Бирн, Б. Джонсон. СПб: Питер. — 2003. — 512 с.
  40. , Ф.Е. Жизненный мир и кризис: типологический анализ критических ситуаций / Ф. Е. Василюк // Психологический журнал. -1995. Т.16, N3. — С. 90−101.
  41. , В.Н. „Раздача“ сирот. Приемная семья: на что надеемся, господа?/ В. Н. Вершинин // Социальная педагогика. 2008. — № 1. — С. 89−100.
  42. , А.А. Особенности межличностных отношений в детских домах / А. А. Виноградова. М.: Просвещение. — 1992. — 135 с.
  43. , Г. Н. Этнопедагогика: Учеб. для студ. сред, и высш. пед. учеб. заведений / Г. Н. Волков М.: Издательский центр „Академия“, 1999. — 168 с.
  44. , С.А. Нет чужих детей: Раздумья о проблемах современного сиротства / С. А. Воскобойникова. М.: Педагогика, 1986.-175 с.
  45. , JI.C. Диагностика развития и педологическая клиника трудного детства / JI.C. Выготский. — М.: Изд. эксп. дефект, ин-та. — 1936.-78 с.
  46. , JI.C. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. 5. Основы дефектологии- под ред Т. А. Власовой / JI.C. Выготский. М.: Педагогика. — 1983. — 257−321 с.
  47. , JI.C. Вопросы детской психологии / JI.C. Выготский. -СПб.: Союз., 1999.-224 с.
  48. , JI.C. Проблема культурного развития ребенка / JI.C. Выготский // Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология. 1991. — № 4. С. 101−114.
  49. , JI.C. Психология детского возраста: Собр. соч. в 6 т. Т.4 / JI.C. Выготский. -М.:Педагогика, 1984 С. 5−242.
  50. , Г. Структура разума: теория множественного интеллекта- Пер. с англ. / Г. Гарднер. -М.: ООО И. Д. Вильямс, 2007. 512 с.
  51. , В. Де. История в наследство: Семейный роман социальная траектория / В.Де. Гольжак. СПб: Институт психотерапии, 2003. -233с.
  52. , Д. Европейская конвенция о правах человека и Европейская социальная хартия: право и практика / Д. Гомьен, Д. Харрис, JI. Зваак. М.: Изд-во Московского независимого института международного права, 1998.-482 с.
  53. , Л.Ю. Поощрения и наказания в воспитании детей / Л. Ю. Гордин. М.: Педагогика, 1971. — 200 с.
  54. Государственный доклад „О положении детей в Российской Федерации“. М: ООО „БЭСТ-принт“, 2006. 150с.
  55. , И. Представление себя другим в повседневной жизни / И.Гофман. М.: Канон-пресс, 2000. — 304с.
  56. , Т.А. Брак и родительство в России / Т. А. Гурко. — М.: Институт социологии РАН, 2008. 325 с.
  57. , И.Ф. Социальное сиротство: генезис и профилактика / И. Ф. Дементьева — М.: Гос. НИИ семьи и воспитания, 2000. 48 с. (сер. „Семья и воспитание“),
  58. Дети — сироты: консультирование и диагностика развития- под ред. Стребелевой Е. А. М.: Полиграф сервиз, 1998. — 336 с.
  59. Диагностика семьи. Методики и тесты: учебное пособие по психологии семейных отношений- под ред. Д. Я. Райгородского. -Самара: Издательский Дом БАХРАХ М.- 2004.-736 с.
  60. , А.И. Вопросы семейного воспитания приемных детей в СССР: автореф. канд. дис. / А. И. Довгалевская. М.: 1957. — 23с.
  61. , В.Н. Психология семьи: 3-е изд. / В. Н. Дружинин. СПб: Питер. -2008.- 176 с.
  62. , A.JI. Социальная психология личности и малых групп: некоторые итоги исследования / A.JI. Журавлев // Психологический журнал. -Т. 14, № 4.- 1993. -С. 4−15.
  63. , A.JI. Социальная психология: Учебное пособие / A.JI. Журавлев, В. А. Соснин, М. А. Красников. -М.: Форум, 2008. 416с.
  64. Психологические проблемы семьи и личности в мегаполисе: Материалы Первой международной научно-практическойIконференции, 13−14 ноября 2007 г., Москва / под ред. A.JI. Журавлева, А. И. Ляшенко, В. Е. Иноземцевой. — М.: Институт психологии РАН, 2007. 284с.
  65. , В.К., Пути решения проблемы сиротства в России / В. К. Зарецкий, М. О. Дубровская, В. Н. Ослон, А. Б. Холмогорова. — М.: ООО
  66. Вопросы психологии».- 2002. — 208 с. (Библиотека журнала «Вопросы психологии»).
  67. , А.К. Социальный конфликт / А. К. Зайцев. М.: Академия, 2001.-556с.
  68. , JI.H. Дитя в очереди за лаской: детский дом / JI.H. Захарова. — М.: Педагогика, 1991. — 221 с. (Библиотека семейного воспитания).
  69. , А.И. Неврозы у детей и психотерапия /А.И. Захаров. — СПб.: СОЮЗ, 1998.-336 с.
  70. , О.М. Обыкновенное зло: исследование насилия в семье / О. М. Здравомыслова. М.: УРСС, 2003. — 200 с.
  71. , Б.В. Очерки по психологии аномального развития личности / Б. В. Зейгарник, Б. С. Братусь. М.: Изд-во МГУ, 1980. — 156 с.
  72. Д.И. Социальное сиротство как одна из проблем здравоохранения Российской Федерации // Российский Вестник перинатологии и педиатрии. 2008. — Т. 1. С. 53−67.
  73. , Н.П. Дети в приемной семье: советы начинающим родителям / Н. П. Иванова, О. В. Заводилкина. М.: Дом, 1993. — 17 с.
  74. Интернет-проект Министерства образования и науки РФ. Департамент государственной молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей на 01.01.2005 http://www.usynovite.ru/statistics/
  75. , Н.Г. «Государственные дети» о предательстве родителей и детском доме / Н. Г. Каджуни. — Ростов н/д.: книж изд-во, 1990. — 141с.
  76. , П. Ф. О страхе и мужестве в первоначальном воспитании / П. Ф. Каптерев. С.П.: Наука, 1957. — 254 с.
  77. , Я.Э. Самоосуществляющееся пророчество. / Теория и методы в социальных науках. / Под ред. С. Ларсена- Пер. с англ. М.: МГИМО (У) — РОССПЭН, 2004. — С.102−114.
  78. , К. Братья и сестры / К. Кениг. Калуга: Духовное познание, 2006. — 224с.
  79. Кон, И. С. Ребенок и общество: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по психологическим и педагогическим специальностям / И. С. Кон. — Москва: Издательский центр «Академия», 2003. 336 с.
  80. , И.А. О некоторых особенностях формирования интеллекта детей в условиях психической депривации / И. А. Коробейников, В. М. Слуцкий // Дефектология. 1990. — № 3. — С. 1216.
  81. , П. Новые приемные родители. Первый опыт. Пер. с англ. / П. Котли. СПб.: Изд-во Общественного Благотворительного Фонда «Родительский Мост», 2004. -130 с.
  82. , А.Н. Быть личностью, воспитывать личность / А. Н. Кочетков // Вопросы психологии. 1988. — № 1. — С. 74−76.
  83. , А.И. Культурология: учебное пособие для вузов. 3-е изд. / А. Н. Кочетков. — М.: Академический проект, 2001. —106 с.
  84. , Г. С. Вы решили усыновить ребенка / Г. С. Красвицкая, A.M. Прихожан, Н. И. Толстых, О. А. Кабышев, протоиерей A.M. Шатов.-М.: Дрофа, 2001.-288 с.
  85. , Т.Н. Проективная методика исследования личности «Hand-тест»: Руководство по использованию / Т. Н. Курбатова, О. И. Муляр. СПб.: ГП «Иматон», 1996. — 56 с.
  86. , И. Психическая депривация в детском возрасте / И. Лангмейер, 3. Матейчек. Прага: Авиценум, 1984. — 334 с.
  87. , В.В. Нарушения психического развития у детей: учебное пособие / В. В. Лебединский. М.: Изд-во Московского университета, 1985.- 144с.
  88. , А. Н. Проблемы развития психики / А. Н. Леонтьев. М.: Изд-во МГУ, 1981.-584 с.
  89. , Б. Кризисы жизни- шансы жизни: развитие личности между детством и старостью- Пер с нем. Калуга: Духовное познание, 1994. — 224 с.
  90. , М.И. Общение, личность и психика ребенка- под ред. А. Г. Рузской / М. И. Лисина. М.: Институт практической психологии- Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. — 384 с.
  91. , М.И. Проблемы онтогенеза общения / М. И. Лисина. М.: Просвещение, 1986. — 144 с.
  92. , О.В. Педагогическая психология воспитания / О. В. Лишин. — М.:Педагогика, 1997. 300 с.
  93. , М.Ю. Приемная семья: психологическое сопровождение и тренинги / М. Ю. Лобанова, Е. В. Савельева, С. Н. Гринберг, Н. В. Бараева, СПб.: Речь, 2007. — 352 с.
  94. , В. Дети видят все. Рисунок ребенка глазами психолога / В. Лосева // Учительская газета. 1993. — № 30. — С. 2.
  95. , Е.А. Сравнительный анализ полоролевой идентификации детей в приемных и биологических семьях / Е. А. Лупекина // Психологический журнал. 2007. — № 1. -С. 34−45.
  96. Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации. Описание и руководство к использованию. — Петрозаводск: Изд-во «Петроком». 1992. — С. 318.
  97. , А.А. Очерки психического развития ребенка / А. А. Люблинская. — М.: Изд-во Просвещение, 1965. — 547 с.
  98. , М. Цветовой тест Люшера / М. Люшер. — М., СПб.: Сова, 2006. 190с.
  99. , Д. Социальная психология. Пер. с англ. / Д. Майерс. СПб: Питер, 2007. 794 с.
  100. , В.М. Введение в экспериментальную психологию личности / В. М. Мельников, JI.T. Ямпольский. М.: Просвещение, 1985.-319 с.
  101. , В.Д. Психология девиантного поведения: учебн. пособ. / В. Д. Менделевич. М., МЕДпресс-информ, 2001. — 432с.
  102. Методические материалы по подготовке приемных родителей. -СПб.: Санкт-Петербургская общественная организация «Врачи детям», 2006.- 112 с.
  103. , B.C. Психология индивидуальности /B.C. Мерлин. М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996−448 с.
  104. , С.Ю. Психологическая готовность к материнству / С. Ю. Мещерякова // Вопросы психологии. 2000. — № 5. — С. 18−27.
  105. , Д. Поколение Китеж /Д.Морозов. М.: Эльф ИПР, 2004. -304 с.
  106. , B.C. К проблеме социального развития ребенка / B.C. Мухина // Психологический журнал. 1980. — Т.1, № 5. — С.43−53.
  107. , B.C. Проблемы генезиса личности / B.C. Мухина. М.: МГПИ, 1985.- 105 с.
  108. , B.C. Психологическая помощь детям, воспитывающимся в учреждениях интернатного типа / B.C. Мухина // Вопросы психологии. 1989.-№ 1.-С. 32−39.
  109. Ш. Мясищев, В.Н. О взаимосвязи общения, отношения и общения как проблемы общей и социальной психологии / В. Н. Мясищев // Социально-психологические и лингвистические характеристики форм общения. Л., 1970. — 39 с.
  110. , П.А. Проблема «ненормативного» психического развития"/ П. А. Мясоед // Вопросы психологии. 1994. — № 6. — С.49−56.
  111. Мэш, Э. Нарушения психики ребенка / Э. Мэш, Д. Вольф. С-Пб.Питер, 2003.-384 с.
  112. Нартова-Бочавер, С .К. 140 вопросов семейному психологу (Серия «Психология для жизни») / С.К. Нартова-Бочавер, Г. К. Кислица, А. В. Потапова. М.: Генезис, 2002. — 356 с.
  113. , Б.И. Поощрение и наказание в семье / Б. И. Наумов. — М.: Просвещение. — 1962. -115 с.
  114. , А. Материнская любовь/ А. Некрасов. — М.: Амрита-Русь, 2008. 320 с.
  115. , Е.И. Психофизиология. Психологическая физиология с основами физиологической психологии: учебник / Е. И. Николаева.-М.: Пер СЭ, 2008. 640 с.
  116. , Е.И. Сравнительный анализ представлений детей и их родителей об особенностях поощрения и наказания в семье / Е. И. Николаева // Психология. Журнал высшей школы экономики. — 2006. — ТЗ, № 2. С. 118−125.
  117. , Е.И. Социально-психологическая характеристика семей, берущих на воспитание приемных детей / Е. И. Николаева, О. Г. Япарова // Ученые записки СПбГМУ им. И. П. Павлова. 2007. — Т. 14, № 3. — С. 42−49.
  118. Обзор государственного доклада «О положении детей в Российской Федерации» http://www.sirotstvo.ru/comments/report/#9
  119. О’Коннор, Дж. и Сеймор, Дж. Введение в нейролингвистическое программирование /Дж. О' Коннор, Дж. Сеймор // Пер. с англ. — Челябинск: Версия. 1997. — 256 с.
  120. , JI. Ф. Детская (возрастная) психология: учебник / Л. Ф. Обухова. -М.: Российское педагогическое агентство. — 1996. — 374 с.
  121. , Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы / Л. Ф. Обухова. М.: Тривола. — 1995. — 360 с.
  122. , Р.В. Психология родительства / Р. В. Овчарова. — М.: Академия, 2005. 368 с.
  123. , Н.И. Психология семейных кризисов: монография / Н. И. Олифирович, Н.А. Зинкевич-Куземкина, Т. Ф. Велента. — СПб: Речь, 2008. 360с.
  124. , В.Н. Психологическое сопровождение замещающей профессиональной семьи / В. Н. Ослон, А. Б. Холмогорова // Вопросы психологии. 2001. — № 4. — С. 39- 53.
  125. , В.Н. Замещающая профессиональная семья как одна из моделей решения проблемы сиротства в России / В. Н. Ослон, А. Б. Холмогорова // Вопросы психологии. 2001. — № 3. — С. 79−89.
  126. , В.Н. Жизнеустройство детей-сирот: профессиональная замещающая семья. — М.: Генезис, 2006. — 368 с. — {Ребенок-сирота: семейное жизнеустройство и социализация).
  127. , М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых / М. В. Осорина. Изд. 3-е. СПб: Речь, 2004. — 224с.
  128. Парыгин, Б. Д, Социальная психология: Уч. пос./ Б. Д. Парыгин. СПб.: СпбГУП, 2003. 616 с.
  129. , В.А. Идея «Я=Мир» в развитии личности // Новые ценности образования: десять концепций и эссе/ В А. Петровский. -М.: ИЛИ РАО, учебно-воспитательный центр «Инноватор», 1995 С. 27−37.
  130. , Ж. Избранные психологические труды / Ж.Пиаже. — М.: Просчещение, 1964.-659с.
  131. , К.К. Проблемы способностей / К. К. Платонов. — М.: Наука, 1972.-312 с.
  132. , К. Не рычите на собаку / К. Прайор. М.: Селена, 1995. -288 с.
  133. , A.M. Особенности психического развития младших школьников, воспитывающихся вне семьи / A.M. Прихожан, Н. Н. Толстых // Вопросы психологии. 1982. — № 2. — С. 80−86.
  134. , A.M. Психология сиротства: учебное пособие для студентов вузов- 2-е изд. / A.M. Прихожан, Н. Н. Толстых. — С-Пб.: Питер, 2005. — 400 с. (Серия «Детскому психологу).
  135. , A.M. Дети без семьи / A.M. Прихожан, Н. Н. Толстых. -СПб: Питер, 1990. 160 с.
  136. , О.А. Понимание эмоций детьми дошкольного возраста / О. А. Прусакова, Е. А. Сергиенко // Вопросы психологии. — 2006. — № 4. -С. 24−35.
  137. Психическое развитие воспитанников детского дома- под ред. И. В. Дубровиной, Рузской А. Г. М.: Педагогика, 1990. — 264 с.
  138. Равич-Щербо, И. В. Психогенетика: учеб. для студентов вузов, обучающихся по специальности и направлению «Психология» / И.В. Равич-Щербо, Т. М. Марютина, Е.Л. Григоренко- под ред. И.В. Равич-Щербо. М.: Аспект Пресс, 2000. — 447 с. {Учеб. для вузов).
  139. , Д.Я. Психология семьи / Д. Я. Райгородский М.: Бахрах, 2007. — 752с.
  140. , Ф. Психология подросткового и юношеского возраста / Ф. Райе. СПб.: Питер, 2000. — 624 с.
  141. , А.А. Социальная педагогическая психология / А. А. Реан, Я. Л. Коломинский. — СПб: Питер, 1999. 209 с.
  142. , Л. Человек и ситуация. Уроки социальной психологии / Л. Росс, Р. Нисбетт. М.: Аспект-пресс, 1999. — 429 с.
  143. , С.Л. Основы общей психологии. Изд 4-е. / С. Л. Рубинштейн. СПб: Питер, 2000. — 705 с.
  144. , А.А. Факторный личностный опросник Р. Кеттелла: методическое руководство / А. А. Рукавишников, М. В. Соколова. -СПб.: ГП Иматон, 1998. 96 с.
  145. , М. Братья и сестры: болезнь любви / М. Руфо. М.: У-Фактория, 2006. — 341 с.
  146. , Е.А. Родители и дети / Е. А. Савина. — М.: Когито-центр, 2003.-230 с.
  147. , В. Как строить себя и свою семью: Пер. с англ./ В. Сатир. -М.: Педагогика Пресс, 1992. — 192 с.
  148. , А.Л. Социальная психология: учеб. / А. Л. Свенцицкий. М.: Проспект, 2009. — 336 с.
  149. Семейный кодекс РФ: комментарии специалистов. 1996. Вып. 4.
  150. , Е.А. Раннее когнитивное развитие: новый взгляд / Е. А. Сергиенко. М.: ИПРАН, 2006. — 464 с.
  151. , В.И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности / В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев. М.: Школа-Пресс, 1995. — 384 с.
  152. , В.И. Психология развития человека / В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев. М.: Школьная пресса, 2000. — 416с.
  153. , Е.О. Развитие теории привязанности (по материалам работ П. Криттенден) / Е. О. Смирнова, Р. Радева // Вопросы психологии. 1999. — № 1. — С. 105−115.
  154. , Е.О. Теория привязанности: концепция и эксперимент / Е. О. Смирнова // Вопросы психологии. 1995. — № 3. — С.139−150.
  155. , A.M. Человек для человека / A.M. Соловейчик. М.: Наука, 1999.-216 с.
  156. Социология семьи: Учебник / Под ред. проф. А. И. Антонова. М.: ИНФРА-М, 2009. — 640 с. — (Классический университетский учебник).
  157. , А.С. Психологическая помощь семьям, взявшим на воспитание детей из государственных учреждений. Лишенные родительского попечительства: хрестоматия / А.С. Спиваковская- под ред. B.C. Мухиной. -М.: Просвещение, 1991 -. С. 127−132.
  158. , А.С. Психотерапия: игра, детство, семья. Том 2. / А. С. Спиваковская. М.: ООО Апрель Пресс, ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс. — 2000. — 464 с. (Серия «Психология —XXвек»),
  159. Справочник по усыновлению (удочерению) и опеке в РФ. Порядок. Условия. Правовые последствия / С. Н. Бабурин, А. И. Забейворота,
  160. A.Г. Глисков, К. Ю. Бородич. -М.: МЦФЭР, 2004. 176 с.
  161. , В.И. Краткое руководство практическому психологу по использованию цветового теста М. Люшера. Изд. 3-е, исправленное /
  162. B.И. Тимофеев, Ю. И. Филимоненко. СПб.: Иматон, 1995. — С. 31.
  163. , К.Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии. Собр. Соч. Т.8. / К. Д. Ушинский. — М.: Педагогика, 1948. 775 с.
  164. , Д.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии / Д. И. Фельдштейн. — М.: МПА, 1995. 366с.
  165. , И.А. Психология депривированного ребенка: пособие для психологов и педагогов / И. А. Фурманов, Н. В. Фурманова. — М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2004. 319 с.
  166. , А.Г. Исследования семьи: на пороге нового этапа // Социол. исследования / А. Г. Харчев. 1986. — № 3. — С. 23−28.
  167. , Л. Теории личности: основные положения, исследования и применение / Л. Хьелл, Д. Зиглер. СПб.: Питер, 1997. — 608 с.
  168. , В. Э. Психологические составляющие оптимального смысла жизни / В. Э. Чудновский // Вопросы психологии. — 2003. —№ 3. -С. 3−15.
  169. , В.Б. Практическая психология. Психодиагностика отношений между родителями и детьми / В. Б. Шапарь. Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. — 432 с.
  170. , Б., Шредер, Б. Социальная идентичность и групповое сознание / Б. Шеффер, Б. Шредер // Психологический журнал. № 1. -1993.-С. 236−239.
  171. , И.Ю. Фамилистика / И. Ю. Шилов. СПб: Петрополис, 2000. — 416с.
  172. , Л.Б. Психология семейных отношений / Л. Б. Шнейдер. -М.: ЭКСМО, 2000. 512 с.
  173. , Л.Б. Основы семейной психологии / Л. Б. Шнейдер. М.: Изд-во Московского психолого-социального института- Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2005. — 928 с.
  174. , Л.Б. Семейная психология: Учебное пособие для вузов. Изд. 4-е / Л. Б. Шнейдер. М.: Академический Проект- Трикста, 2008. — 736с.
  175. Шнекендорф, 3. Конвенция о правах ребенка и проблема отношений «учитель-ученик» / 3. Шнекендорф // Мир образования. -1996. N1. -С. 234−239.
  176. , Р.А. Первый год жизни- под ред. Боровикова A.M.- Пер. с англ. / Р. А. Шпиц, В. Г. Коблинер. М.: Академпроект, 2006. — 352 с. (Серия «Психологические технологии»).
  177. , Э.Г. Семейный диагноз и семейная психотерапия: учебное пособие для врачей и психологов / Э. Г. Эйдемиллер, И. В. Добряков, И. М. Никольская. СПб.: Речь. — 2005. — 336 с.
  178. , Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте / Д. Б. Эльконин // Вопросы психологии. — 1971. -№ 1.-С. 6−21.
  179. , Д.Б. Психическое развитие в детском возрасте. Избранные психологические труды / Д. Б. Эльконин. -М.- Воронеж: ИПСИ, 1997. — 416 с.
  180. , Э. Детство и общество / Э. Эриксон. — М.: Летний сад, 2000.-416 с.
  181. , В.А. Социальные и социально-психологические механизмы формирования социальной идентичности личности / В. А. Ядов // Мир России. 1995. № 3−4. С. 34−39.
  182. Ainsworth, M. D., Marvin, R. S. On the shaping of attachment theory and research: An interview with Mary D. S. Ainsworth (Fall, 1994) // E. Waters В. E. Vaughn G. Posada, K. Kondo-Ikemura (Eds.). Monographs for the
  183. Society for Research1 in Child Development: Caregiving, cultural, and cognitive perspectives on secure-base behaviour and working models: New growing points of attachment theory and research. — 1995. — V. 60. — P.2−3, Serial No. 244. 285 p.
  184. Block J.H., Block J. The role of ego-control and ego-resiliency in the organization of behavior // W.A. Collins (Ed) Minnesota Symposium on Child Psychology. Hillsdale, NJ: Erlbaum, 1980. P. 234−246
  185. Booth-Laforce, C., Oh W., Kim, A. H., Rubin, К. H., Rose-Krasnor, L., Burgess, K. Attachment, self-worth, and peer-group functioning in middle childhood Attachment & Human Development. 2007. — V.8, N4. — P.309−325.
  186. Bowlby, J. Attachment and loss: Loss, sadness, and depression (V. 3). New York: Basic Books, 1980. 546p.
  187. Bradley, E.J., Peters, R.D. Physically abusive and nonabusive mothers' perceptions of parenting and child behaviour // American Journal of Orthopsychiatry. 1991. -V. 61 — P. 455−60.
  188. Brodzinsky D.M. A stress and coping model of adoption adjustment // D.M. Brodzinsky and M.D. Schechter (Eds) The psychology of adoption. Oxford: Oxford University Press, 1990. P. 3−24.
  189. Bugental, D.B., Johnston, Ch. Parental and child cognitions in the context of the family // Annual Review of Psychology. 2000. — V51. — P.315−344.
  190. Fox, N.A., Kimmerly N.L., Schafer, W.D. * Attachment to mother/attachment to father: A meta-analysis // Child Development. — 1991. -V.62. -P. 210−225.
  191. Grusec, J.E., Mammone, N. Features and sources of parents' attributions about themselves and their children. // Review of Personality and Social
  192. Psychology, ed. N Eisenberg. Thousand Oaks, CA: Sage. 1995. — V.15. -P. 49−73.
  193. Harvey, J.H., Miller, E.D. Toward a psychology of loss // Psychological Science. 1998. -V.9. — P. 429−434.
  194. Hebb, D.O. The Organization of Behavior. A Neuropsychological Theory. -N.Y. 1957 675p.'
  195. Holmes, J. Bowlby J and attachment theory. London: Routledge, 1993. 341p.
  196. Howes, C., Hamilton, C.E. Children’s relationships with child care teachers: Stability and concordance with parental attachments // Child Development. 1992. — V.63. — P.867−878.
  197. Karen, R. Becoming attached: Unfolding the mystery of the mother—infant bond and impact on later life. New York: Warner Books, 1994. —236 p.
  198. Kegan, R. The evolving self: Problem and process in human development. Cambridge, MA: Harvard Univ. Press, 1982. -445 p.
  199. Loehlin J., Horn J., Willerman L. Heredity, Environment and IQ in the Texas Adoption Project // R. Sternberg, E. Grigorenko (eds). Intelligence, Heredity and Environment. Cambridge Univ. Press, 1997. P. 105−126.
  200. Loshbaugh B. Relationship of EEG, neurological and psychological findings in adopted children (75 cases) // American Journal of EEG Technology. -1965. V.5. -P.l-4.
  201. Maccoby, E.E., Martin, J.A. Socialization in the context of the family: Parent-child interaction // P.H. Mussen (Ed.). Handbook of child psychology: Vol. 4. Socialization, personality, and social development. — New York: Wiley, 1983. P. 1−101.
  202. Maccoby E.E. Paranting and its effects on children: On Reading and Misreading Behavior Genetics // Annual Review of Psychology. 2000. -V.51.P. 1−27.
  203. Main, M., Solomon, J. Discovery of a new, insecure-disorganized/disoriented attachment pattern // Т. B. Brazelton, M. Yogman (Eds.), Affective development in infancy. Norwood, NJ: Ablex, 1986. -P.95−124.
  204. Marcovich S., Goldberg S., Gold A., Washington J., Wasson C., Krekewich K., Handley-Derry M. Determinants of behavioral problems in Romanian children adopted in Ontario // International Journal of behavioral Development. 1997. -V.20. — P. 17−31.
  205. Oppenheim D., Sagi A., Lamb M.E. Infant-adult attachments on the kibbutz and their relation to socio-emotional development 4 years later // Developmental Psychology. -1988. -V.24. -P. 427−433.
  206. Parke R.D. Development in the family // Annual Review of Psychology. -2004.-V. 55. -P.365−399.
  207. Plomin R., DeFries J.C., McClearn G.E., Rutter M. Behavioral Genetics. N.Y.: Freeman and Company, 1997. 344p.
  208. Skeels H.M. Adult status of children with contrasting early life experience // Monographs of the Society of research in children development. 1966. -V.31, N3. — P.1−65.
  209. Slep, A.M.S., O’Leary, S.G. The effects of maternal attributions on parenting: an experimental analysis // Journal of Family Psychology. — 1998.-V. 12. — P.234—43.
  210. Stams G-J J.M., Juffer F., Ijzendoorn M.H. van Attachment-based intervention in adoptive families in infancy and children’s development at age 7: Two follow-up studies // British Journal of Developmental Psychology. -2001. -V:l9. P. 159−180.
  211. Straus M.A. Discipline and Deviance: Physical Punishment of Children and Violence and Other Crime in Adulthood // Social Problems. -1991. -V.38. — P.133−152 .
  212. Versluis den B. H.J.M., Verhulst F.C. Self-reported and parent reported problems in adolescent international adoptees // Journal of Child Psychology and Psychiatry. 1995. -V.36. -P. -1411−1428.
Заполнить форму текущей работой