Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Психологические закономерности развития индивидуальности студентов в вузе

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

С другой стороны, внимание к проблеме индивидуальности определяется необходимостью развития содержания профессионального образования, Кардинальные экономические и социальные изменения в обществе привели к возникновению принципиально новой ситуации в области профессиональной подготовки специалистов в вузеПонимание психологического содержания ресурсности каждого отдельного индивида, соответствия… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Проблема индивидуальности в психологии
    • 1. 1. Понятие индивидуальности
    • 1. 2. Соотношение понятий личность и индивидуальность
    • 1. 3. Единица анализа структуры личности
    • 1. 4. Единица анализа индивидуальности
  • Глава 2. Проблема развития индивидуальности в психологии
    • 2. 1. Пространство деятельности как источник развития
    • 2. 2. Пространство социальной реальности как источник развития
    • 2. 3. Феноменологическое’пространство личности как источник развития
    • 2. 4. Развитие индивидуальности (опыт построения теоретической модели)
    • 2. 5. Подходы к исследованию развития индивидуальности студентов в вузе^
  • Глава 3. Когнитивное развитие" студентов в вузе
    • 3. 1. Влияние обучения в техническом вузе на интеллектуальное развитие студентов
    • 3. 2. Роль образных компонентов мышления в развитии интеллекта студентов
      • 3. 2. 1. Проблема образов в. мышлении
      • 3. 2. 2. Теоретико-методологическая основа и задачи экспериментального исследования
      • 3. 2. 3. Влияние образных компонентов на продуктивность мышления
      • 3. 2. 4. Координация пространственных и вербальных компонентов в когнитивной подструктуре индивидуальности
      • 3. 2. 5. 0 месте координации вербальных и. пространственных компонентов в структуре индивидуального интеллекта
      • 3. 2. 6. Энергетические затраты в процессе координации вербальных и пространственных элементов
      • 3. 2. 7. Функция образных компонентов в мышлении ¦
    • 3. 3. Обсуждение результатов экспериментальных исследований, приведенных в третьей главе
  • Глава 4. Развитие эмоциональной сферы в студенческом возрасте
    • 4. 1. «Эмоциональный профиль» студентов младших ¦ и старших курсов
    • 4. 2. Экзаменационный стресс и развитие навыков саморегуляции стрессовых состояний у студентов
      • 4. 2. 1. Проблема экзаменационного стресса
      • 4. 2. 2. Исследование состояния студентов в период адаптации к условиям вуза
      • 4. 2. 3. Исследование субъективной модели причин предэкзаменационного стресса у студентов
      • 4. 2. 4. Методика выработки навыков саморегуляции стрессовых состояний у студентов
    • 4. 3. Обсуждение результатов экспериментальных исследований, приведенных, в четвертой главе
  • Глава 5. Коммуникативное развитие студентов в вузе
    • 5. 1. Исследование динамики межличностных отношений студентов в процессе обучения в вузе
    • 5. 2. Субъективное восприятие студентами своих проблем в общении и их коммуникативные ориентации
    • 5. 3. Развитие коммуникативного потенциала студентов
    • 5. 4. Развитие механизмов децентрации в процессе обучения студентов деловому общению
    • 5. 5. Обсуждение результатов экспериментальных исследований, приведенных в пятой главе
  • Глава 6. Методология и практика психологической службы в вузе'
    • 6. 1. Основные этапы в развитии психологической службы НГТУ
    • 6. 2. Организационная структура психологической службы
    • 6. 3. Концепция психологической службы
    • 6. 4. Опыт психографического описания развития индивидуальности студентов

Психологические закономерности развития индивидуальности студентов в вузе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования Развитие высшей школы в нашей стране прошло ряд этапов, отражая на каждом из них состояние общественной жизни и отношение к отдельному человеку, Реконструкция •этого пути показывает, что никогда еже так остро не стоял вопрос об индивидуальности и ее судьбе в вузе как он стоит сейчас.

Это связано с тем. что в результате социально-экономических и социокультурных преобразований, произошедших в последнее время е нашей стране, человек оказался оставленным обществом наедине со всеми трудностями и проблемами сегодняшнего дня.

Б этой ситуации многие выпускники вуза обнаружили в себе то. что в психологии называется «синдромом личностной недостаточности». Оказалось, что профессиональные знания и умения играют значительно меньшую роль в процессе адаптации к новым условиям, чем некоторые социально-психологические'особенности человека, такие как умение быстро ориентироваться в коммуникативной среде., способность выдерживать длительное нервно-эмоциональное напряжение, находить оптимальные решения в условиях высокой неопределенности, а при необходимости идти на риск. На. фоне происшедших изменений наблюдается явное повышение интереса к индивидуальности, которая становится одним из основных факторов «выживания» человека в новых условиях.

С другой стороны, внимание к проблеме индивидуальности определяется необходимостью развития содержания профессионального образования, Кардинальные экономические и социальные изменения в обществе привели к возникновению принципиально новой ситуации в области профессиональной подготовки специалистов в вузеПонимание психологического содержания ресурсности каждого отдельного индивида, соответствия личностного потенциала осуществляемому выбору профессиональной карьеры является необходимым условием адекватной помощи общества человеку в его профессиональном самоопределении и личностном росте. Однако психологическая наука не располагает достаточным количеством теоретических моделей, которые могли бы лечь в основу практических мероприятий по разрешению названных проблем.

Диссертация ставит своей целью изучение закономерностей формирования индивидуальности студентов в вузе. Тема исследования имеет актуальное значение для разработки новой стратегии и тактики в системе высшего образования. Систему образования можно рассматривать как механизм социогенеза, поддерживающий или нивелирующий проявление индивидуальности человека в социальной системе. Традиционная парадигма, ориентирующая на усредненные стандартные' программы обучения в вузе, в настоящее Еремя претерпевает изменения, беря за основу не социальный норматив «быть таким как все, а поддерживая вариативность личности и индивидуальную готовность выпускников вуза к решению нестандартных жизненных задач.

Однако такое изменение образовательной системы должно опираться на понимание тех психологических механизмов, которые развивают и поддерживают формирование индивидуальности студентов. В связи с этим исследования, направленные на изучение этих механизмов., имеют особую актуальность и практическую значимость на современном этапе развития системы высшего образования в стране. Можно отметить, что внимание к проблеме индивидуальности определяется не только актуальной необходимостью в адаптации к изменившимся обстоятельствам жизни, но и залаженной в природу человека потребностью «найти самого себя» в этом мире, которая всегда обостряется в периоды социокультурных реформации.

Реакцией на эту ситуацию стало изменение ориентиров в системе высшего образования, проявляющей повышенный интерес к проблемам гуманитаризации высшей школы и особенно к вопросам социальнопсихологической подготовки специалистов в вузе. На этом фоне исследование психологических закономерностей развития индивидуальности студентов в вузе и оказание практической помощи в достижении ими необходимого уровня социально-психологической зрелости приобретает особую актуальность.

Б связи с обозначенными выше обстоятельствами понятие индивидуальность в психологии в настоящее время находится в центре внимания многих исследователей, переживая период активного становления и определения своего научного статуса. Анализируя состояние исследований в этой области можно отметить, что пока не выработана единая точка зрения на природу индивидуальности, хотя в отечественной психологии существуют отдельные направления и школы. внесшие значительный вклад в разработку этой проблемы (Б.Г.Ананьев. А. Г. Асмолов. Г. А. Аминев, В. С. Мерлин, Б. А. Вяткин, М. Р. Щукин. Б. В, Белоус, 3.А.Голубева. В. М. Русалов и др.). Все они исходят из того, что индивидуальность представляет собой систему, интегрирующую разнородные и разноуровневые свойства человека.

Особое место занимает концепция Б. Г, Ананьева, заложившего основы фундаментальных исследований индивидуальности в Ленинградской психологической школе и рассматривавшего ее как относительно закрытую метасистему (микрокосм), проявляющуюся вовне как индивид, субъект. деятельности и личность. Эти исследования получили свое развитие в работах учеников Б, Г. Ананьева (А.А.БодалеЕ.

A.А.Крылов. Ю. И. Забродин. Е. Ф. Рыбалко, Н. А. Логинова. Н, А. Ро-зе-Гршценко),.

Методологический и теоретико-экспериментальный уровень разработки проблемы индивидуальности позволяет в настоящее время сосуществовать рядом различным точкам зрения. Признание необходимости междисциплинарного, комплексного подхода, что подчеркивается большинством исследователей, часто приводит к тому, что индивидуальность «растворяется» в частнонаучных закономерностях и фактах. Однако на этом фоне можно заметить определенную тенденцию, связанную с постепенным переходом от комплексного рассмотрения структуры индивидуальности к системному, имеющему своей целью выделение ядра, «единицы» анализа индивидуальности.

Серьезные шаги в этом направлении были предприняты в школах.

B.С.Мерлина и его учеников (Б.А.Вяткин, В.В.Белоус), исследования которых связаны с выделением в качестве системообразующих факторов индивидуальности индивидуального стиля жизнедеятельности и индивидуального стиля деятельности, детальное исследование которого было проведено Е. А. Климовым.

Выделение системообразующего фактора в пространстве деятельности и жизнедеятельности раскрывает одну из сторон сложного полисистемного существования индивидуальности. Другая, не менее важная ее проекция скрыта в феноменологическом внутриличностном пространстве, Б дополнение к имеющимся в психологии подходам в настоящем исследовании сделана попытка, выделить системообразующий фактор индивидуальности в особенностях организации ее внутреннего мира. Как указывают многие исследователи (Л.И.Анциферова,.

Б.П.Зинченко, Ф. Е, Василюк), понятие внутреннего мира в отечественной психологии разработано довольно слабо. Однако активное развитие в последние годы психосемантики (В.Ф.Петренко., А. Г. Шмелев, Е. Ю. Артемьева, Ю.К.Стрелкова), психологии переживания (Ф.Е, Василюк), направления, связанного о исследованием системы смысловых образований (Д.А.Леонтьев, Б. В. Столин, Б.С.Братусь) позволяет, на наш взгляд, осуществить необходимый синтез и подойти к пониманию закономерностей внутриличностного пространства с позиций системной методологии.

Анонимность внутреннего мира, отчуждение от себя все чаще встречаются в жизни. Даже в студенческом возрасте, для которого характерны высокая сензитивность. открытость и отрешение к саморазвитию, приходится сталкиваться с этим явлением, которое часто бывает следствием отсутствия необходимой социальнопсихологической зрелости и культуры, между тем основные источники развития скрыты во внутреннем мире человека, в котором процессы переживания и нравственного осознания событий своей жизни порождают личностные смыслы. Поэтому проблема развития индивидуальности студентов в вузе, имеющая особую актуальность в условиях современной жизни, тесно связана с изучением закономерностей их внутриличностного пространства.

Настоящее исследование имеет целью в рамках концепции Б. Г. Ананьева развить представления о «динамическом ядре» индивидуальности со стороны особенностей организации ее внутреннего мира и на основе этих представлений исследовать закономерности развития отдельных подструктур индивидуальности студентов (когнитивной, аффективной, коммуникативной) в период их обучения в вузе.

Объект исследования — индивидуальность как интегральная система разнородных и разноуровневых свойств человека.

Предмет исследования — психологические закономерности развития индивидуальности в студенческом возрасте.

Цель исследования состоит в поиске закономерностей и путей развития индивидуальности студентов в вузе.

Основные задачи исследования:

1. Исследовать состояние проблемы индивидуальности в психологии. Определить место понятия «индивидуальность» в предметном пространстве психологической науки.

2. На основе системного подхода как ведущего методологического принципа выделить «единицу» анализа индивидуальности.

3. Исходя из выделенного системообразующего фактора, лежащего в основе целостной структуры индивидуальности, разработать теоретическую модель., раскрывающую закономерности развития индивидуальности студентов в вузе.

4. Исследовать эвристический потенциал этой модели на материале рассмотрения типов развития индивидуальности студентов в ходе психографического изучения.

Б, Рассматривая студенческий возраст как определенный этап онто-и социогенеза. провести исследование психологических закономерностей естественного (стихийного) развития в техническом вузе трех сфер индивидуальности студентов: когнитивной, аффективной и коммуникативной.

6. Исследовать возможности латентного трансситуативного развития указанных характеристик в социокультурном пространстве вуза.

7. Провести анализ влияния методов психологической коррекции на формирование когнитивной, аффективной и коммуникативной сфер индивидуальности студентов в вузе,.

8. Исследовать возможности, роль и место психологической службы как. особого подразделении в вузе, активно формирующего среду развития индивидуальных особенностей студентов,.

9, На основании обобщения экспериментальных исследований разработать концептуальную модель психологической службы вуза как социокультурного пространства развития индивидуальности студентов.

Основные гипотезы исследования.

1, Современное состояние исследования проблемы индивидуальности в психологии позволяет, используя методологию системного подхода, выделить «единицу» анализа индивидуальности, характеризующую особенности организации внутреннего мира студентов. «Единицей» анализа индивидуальности является динамическая система, состоящая из трех элементов: переживаний, категориальной «сетки» индивидуальных значений и системы смыслов.

2. Б основе развития индивидуальности студентов в вузе лежит развитие координации между элементами феноменологического пространства, составляющими «ядро индивидуальности»: переживаниями, значениями и смыслами.

3, Среда вуза не создает необходимых условий для развития механизма координации в динамическом ядре индивидуальности. Это проявляется в исследуемых подструктурах индивидуальности студентов (когнитивной, аффективной и коммуникативной) в виде нарушения координационных взаимоотношений между образноэмоциональными компонентами. индивидуальной системой значений и личностными смыслами,.

4. Психологическая служба восполняет недостаток развивающего потенциала среды в вузе и является особым социокультурным пространством. активизирующим развитие координации в динамической системе переживаний, значений и смыслов, составляющих ядро индивидуальности,.

Методология и методы исследования. Исследование строилось на принципах системного, комплексного и лонгитюдного подхода. Наряду со специально разработанными авторскими методиками (методика на координацию образных и вербальных элементов в мышлении, варианты модификаций методики «незаконченные предложения», методика развития механизма децентрации) использовались распространенные батареи интеллектуальных тестов (методика Д. Векслера, Равена) методика Розенцвейга, социометрия, методика «САН», методика Опилбер-гера-Ханина, методика психографического исследования и описания личности.

Комплекс статистических массивов данных обрабатывался на ЭВМ методами корреляционного анализа, методом таксономии, методом подсчета критериев значимости различий средних (критерии XйПирсона, т-Стьюдента).

Научная новизна.

1. На основании теоретического анализа соотнесены и разграничены различные подходы в отечественной психологии к пониманию природы индивидуальности, определено место понятия «индивидуальность» в предметном пространстве психологической науки,.

2. На основе системного анализа как ведущего методологического принципа выделена «единица» анализа индивидуальности, представляющая собой динамическую систему, состоящую из трех элементов: переживания, индивидуальной сетки значений и системы смыслов.

3. Впервые на основании указанного выше системообразующего фактора, лежащего в основе целостной структуры индивидуальности., разработала теоретическая модель, раскрывающая закономерности развития индивидуальности студентов. Б основе этой модели лежит выделение определенных типов противоречий внутри описанной выше динамической системы, разрешение которых ведет к развитию индивидуальности.

4. Исследованы возможности применения указанной модели для анализа траектории индивидуального развития студентов в ходе психографического изучения.

5. Исследованы методом комплексного лонгитюдного изучения закономерности развития когнитивной, аффективной и коммуникативной сфер индивидуальности студентов в процессе естественного (стихийнопротекающего) их формирования в социокультурной среде вуза.

6. Разработана система методов психологической коррекции этого процесса и экспериментально обоснована ее эффективность.

7. Впервые разработана концепция психологической службы в вузе., карособого социокультурного пространства развития индивидуальности студентов, специфика которого состоит в организации диалога с внутренним миром студентов, активизирующим процессы переживания и рефлексивного осознания внутренних и внешних событий своей жизни.

Теоретическое значение исследования.

1. Проведенный анализ создает ноеый ракурс рассмотрения природы индивидуальности и ее развития с позиции выделенного системообразующего фактора: динамической системы, включающей переживания, индивидуальную сетку значений и иерархию смыслов.

2, Характер взаимоотношений между этими элементами позволяет выделять различные типы внутренних противоречий, дающих возможность подойти к созданию теоретической модели развития индивидуальности и вашантов этой модели. a, iеоретическое значение имеют результаты комплексного лонгитюд-ного исследования закономерностей развития отдельных подструктур индивидуальности студентов: когнитивной, аффективнойкоммуникативной, Б частности:

— выделение координации пространственных и вербальных элементов в качестве ведущего механизма, определяющего продуктивность когнитивной сферы индивидуальности, а также выносимые на защиту положения о структурной и энергетической функции образов в мышлении:

— исследование специфики субъективной модели экзаменационного стресса;

— обнаружение и исследование в коммуникативной сфере индивидуальности феномена семантического сдвига между значениями и личностными коммуникативными смыслами, стабилизирующего неадекватные поведенческие установки и препятствующего продуктивному усвоению новых моделей общения.

Практическое значение работы заключается в:

— разработке методологически — обоснованного подхода к созданию психологической службы в вузе, включающего определение содержания, функций, места и роли этого подразделения в структуре высшей школы:

— создании новых методик исследования (в частности, методики, направленной на изучение уровня координации пространственных и вербальных компонентов в структуре интеллекта) и методов психологической коррекции (методики, направленной на развитие механизма децентрации в общении);

— создании концепции психологической службы в высшей школе. обобщающей опыт многолетней научно — практической работы;

— использовании результатов исследования в личностно ориентированной диагностической и коррекционной работе с клиентами, направленной на развитие их индивидуальности;

— создание базы для интерпретации проблем индивидуальности в учебных курсах «Психология и педагогика». «Основы партнерского делового общения», «Психология личности» .

Положения, выносимые на защиту,.

1. «Единицей» анализа индивидуальности является динамическая система, е которую входят -3 основных элементапереживания, категориальная индивидуальная сетка, значений и личностные смыслы. Центральным механизмом формирования новообразований, составляющих основные события внутренней жизни, является механизм перевода переживаний в личностные смыслы. Б основе этого механизма лежит рефлексия переживаний, их «просеивание» через индивидуальную категориальную сетку значений, дающее возможность соотносить переживания со смысловыми образованиями личности и трансформировать наиболее значимые из них в личностные смыслы.

2. Развитие индивидуальности определяется прогрессирующим формированием механизмов координации между указанными выше элементами, составляющими динамическую систему ядра индивидуальности.

3. Предложенная модель позволяет рассматривать развитие индивидуальности как следствие различных типов противоречий внутри описанной выше динамической системы. Эти противоречия связаны либо с диспропорциями в уровне развития элементов системы (гипертрофия или неразвитость отдельных элементов), либо с недостаточной координацией между ними.

4. Рассмотрение типов противоречий внутри динамической системы, составляющей ядро индивидуальности. дает возможность выделить типы индивидуального развития студентов, определить его сильные стороны и дефекты.

5. Психографический метод позволяет исследовать траекторию развития индивидуальности студентов в координатах, задаваемых предлагаемой теоретической моделью.

6. Исследование психологических закономерностей развития отдельных подструктур индивидуальности студентов в вузе отражает наличие указанных Еыше противоречий между элементами динамической системы, составлющей ядро индивидуальности. В частности:

— в когнитивной подструктуре индивидуальности это проявляется в диспропорции развития вербальных и образно-эмоциональных компонентов мышления, а также в недостаточном развитии механизма их координации:

— в эффектной сфере — отражается в отсутствии координации переживаний с семантическими структурами сознания, что проявляется е недостаточной «означенности» этих переживаний в категориальной системе значений. Неразвитость указанного механизма приводит к снижен&tradeвозможностей саморегуляции состояний студентов (особенно в ситуации экзаменационного стресса):

— в коммуникативной подструктуре индивидуальности студентов проявляется рассогласование между личностным смыслом коммуникативных актов и их психосемантикой.

7. Указанные выше типы противоречий, являясь потенциально источником развития индивидуальности студентов, в среде вуза не находят конструктивного разрешения, закладывая основу для дезинтеграции внутреннего мира.

8. Психологическая служба восполняет недостаток развивающего потенциала среды в Бузе и является особым социокультурным пространством. специфика которого состоит в организации диалога с внутренним миром студента, активизирующим процессы осознания и разрешения внутренних противоречий.

Апробация диссертационной работы. Результаты исследований обсуждались на всесоюзных и республиканских симпозиумах. научных и научно-практических конференциях и семинарах, на Всесоюзных съездах психологов СССР в Москве (1977, 1981, 1983), в ЛенинградеСанкт-Петербурге (1984, 1986 .1987, '1989, 1991), Вильнюсе (1977), Новосибирске (1974. 1983, 1984, 1987, 1988, 1989, 1991, 1995, 1997, 1998), Томске (1986, 1988,1990, 1992).

Внедрение результатов диссертационного исследования осуществлено в организацию психологической подготовки студентов, в программы работы кафедры педагогики и психологии, психологической службы, факультетов повышения педагогического мастерства, методического совета в Новосибирском государственном техническом университете, Частично результаты диссертационного исследования внедрены в Краснодарском краевом институте повышения профессионального педагогического мастерства.

Исследование включалось в качестве раздела в республиканские программы «Социальный прогресс Сибири» и «Университеты России» .

Публикации. Основное содержание диссертации изложено в 57 статьях и тезисах, двух монографиях.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, 6 глав, заключения, списка литературы, приложения. Изложена на 370 страницах, содержит 48 таблиц, 12 рисунков. Библиография включает ?85 наименований, из них 65 на иностранных языках.

Выводы.

В настоящей главе рассматриваются особенности организации психологической службы в системе высшего образования. Обобщение опыта работы в этой области позволяет сделать следующие выводы:

1.В деятельности психологической службы можно выделить 3 плана ее развития: онтологический (деятельностный), социокультурный, аксиологический (ценностный).

Психологическая служба находится на пересечении трех пространств: 1) пространства собственной деятельности, которое определяется ее инструментальными возможностями- 2) пространства социальной реальности, которое оформляет социальный заказ, обращенный к психологической службе как одному из подразделений вуза- 3) пространства ценностей и смыслов, задаваемых той концепцией, идеологией, которой склонны придерживаться работающие в вузе психологи.

2. Опыт развития психологических служб позволяет проанализировать основные ошибки, которые совершают психологи в вузе и связанные, прежде всего с тем, что они недостаточно учитывают необходимость изучения и согласования указанных трех пространств.

3. Психологическая служба восполняет недостаток развивающего потенциала среды в вузе и является особым социокультурным пространством, специфика которого состоит в организации диалога с внутренним миром студента, активизирующим процессы осознания и разрешения внутренних противоречий.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Обобщение результатов проведенного теоретического и экспериментального исследования психологических закономерностей развития индивидуальности студентов в вузе позволяет сформулировать следующие основные выводы:

1. Анализ состояния проблемы индивидуальности в психологии показывает, что в исследовании природы индивидуальности, воплощающей в себе психо-био-социальную целостность человека, используются два взаимодополняющих подхода: комплексный и системный.

2. Системная методология исследования ориентирована на выделение системообразующих факторов индивидуальности в различных сферах ее проявления: в пространствах жизнедеятельности, деятельности, социума и в феноменологическом внутриличностном пространстве.

3. Предпринятый в диссертационном исследовании теоретический анализ позволил выделить во внутриличностном пространстве системообразующий фактор индивидуальности. «Единицей» анализа индивидуальности является динамическая система, состоящая из 3-х основных элементов: переживаний, категориальной сетки значений и личностных смыслов.

4. Центральным механизмом формирования новообразований, составляющих основные события внутренней жизни, является механизм перевода переживаний в личностные смыслы. В основе этого механизма лежит рефлексия переживаний, их координация с индивидуальной категориальной системой значений, дающая возможность сознательно соотносить переживания со смысловыми образованиями личности и трансформировать наиболее значимые из них в личностные смыслы.

5. Развитие индивидуальности студента в вузе и ее отдельных подструктур связано с разрешением противоречий внутри динамического ядра индивидуальности и развитием координации между указанными выше компонентами этой системы.

6. Эти противоречия отражают диспропорции в уровне развития элементов динамической системы (гипертрофию или их неразвитость) либо недостаточное развитие координации между ними.

7. Рассмотрение типов противоречий внутри динамической систе- ' мы, составляющей ядро индивидуальности, дает возможность выделить типы индивидуального развития студентов, определить его сильные стороны и дефекты.

8. Психографический метод позволяет исследовать траекторию развития индивидуальности студентов в координатах, задаваемых предлагаемой теоретической моделью.

9. Исследование психологических закономерностей развития отдельных подструктур индивидуальности студентов в вузе отражает наличие указанных выше противоречий между элементами динамической системы, составляющей ядро индивидуальности. В частности:

— в когнитивной подструктуре индивидуальности это проявляется в диспропорции развития вербальных и образно-эмоциональных компонентов мышления, а также в недостаточном развитии механизма их координации;

— в аффективной сфере отражается в отсутствии координации переживаний с семантическими структурами сознания, что проявляется в недостаточной «овначенности» этих переживаний в категориальной системе значенийнеразвитость указанного механизма приводит к снижению возможностей саморегуляции состояния студентов (особенно в ситуации экзаменационного стресса);

— в коммуникативной подструктуре индивидуальности студентов проявляется рассогласование между личностным' смыслом коммуникативных актов и их психосемантикой.

10. Указанные выше типы противоречий, являясь потенциально источником развития индивидуальности студентов, в среде вуза не находят конструктивного разрешения, закладывая основу для дезинтеграции внутреннего мира.

11. На основании проведенных исследований разработана концепция психологической службы в вузе как особого социокультурного пространства развития индивидуальности студентов, специфика которого состоит в организации диалога с внутренним миром студентов, активизирующим процессы переживания и рефлексивного осознания внутренних и внешних событий своей жизни.

Структура и содержание настоящего исследования определялись использованием двух методологических подходов: комплексного и системного.

На основании комплексного подхода, используя метод лонгитюд-ного изучения, мы исследовали закономерности развития трех сфер индивидуальности студентов (когнитивной, аффективной, коммуникативной) в условиях их стихийного, естественного формирования в среде вуза. В этом случае индивидуальность рассматривалась как открытая система, проявляющаяся вовне в качестве личности и активного субъекта учебной деятельности и межличностного общения.

Однако для понимания механизмов внутреннего созревания индивидуальности в стихии студенческой жизни, которое часто происходит «тайно», скрыто от глаз окружающих и даже от самого человека одного этого подхода было бы недостаточно.

Б.Г. Ананьев писал: «Для того, чтобы подойти к проблеме индивидуальности с точки зрения ЦЕЛОГО (на молярном уровне), нужно представить человека не только как открытую систему, но и как систему „закрытую“, замкнутую вследствие внутренней взаимосвязанности ее свойств (личности, индивида, субъекта) / 6, с. 327 /. Он далее развивает свою мысль:» Конечно, такой подход к индивидуальности не является исключением, так как по справедливому замечанию В. М. Бехтерева, «мир строится в форме замкнутых систем, представляя собой особые индивидуальности. Каждая индивидуальность может быть различной сложности, но она представляет всегда определенную гармонию частей и обладает своей формой и своей относительной устойчивостью системы. Гармония частей есть основа индивидуальности.» / 6, с.328/.

Б.Г.Ананьев считал, что в явлениях индивидуальности как бы замыкается внутренний контур регулирования всех свойств человека как индивида, личности с ее множеством противоречивых ролей и субъекта различных деятельностей. В такой относительно замкнутой системе," встроенной" в открытую систему взаимодействия с миром, образуется определенное взаимосоответствие тенденций и потенций человека.

В настоящем диссертационном исследовании была сделана попытка нащупать ядро этой «внутренней взаимосвязанности», о которой пишет Б. Г. Ананьев.

На основании системной методологии была выделена динамическая «единица» анализа индивидуальностисистема переживаний, значений и смыслов-, в которой, на наш взгляд, стягиваются воедино свойства человека как индивида, личности и субъекта деятельности со стороны их представленности во внутреннем мире. Именно благодаря этому «ядру» происходит скрытое от глаз «тайное» созревание индивидуальности человека. «В этом относительно обособленном от окружающего внутреннем мире складываются комплексы ценностей (жизненных планов и перспектив, глубоко личностных переживаний), определенные организации образов и концептов, притязаний и самооценки» /б, с. 328 /.

Б.Ф.Ломов отмечал, что одним из признаков системообразующего фактора, «единицы» анализа системы является то, что эта единица должна проявляться на всех уровнях этой системы, во всех ее свойствах / 122 /. В нашем исследовании было обнаружено, что во всех исследованных сферах индивидуальности студентов (когнитивной, аффективной, коммуникативной) выделенная динамическая система переживаний, значений и смыслов является внутренним механизмом, определяющим развитие этих сфер. Это подтверждает правомерность предложенного подхода.

Отсутствие координации в том или другом звене динамической системы переживаний, значений и смыслов приводит к задержкам развития тех подструктур индивидуальности, которые составляют предмет нашего исследования.

Учитывая сложность поставленной задачи, мы отдаем себе отчет в том, что не все удалось раскрыть в настоящем исследовании как хотелось бы, но представляется, что в результате многолетней работы были заложены основы нового подхода к изучению индивидуальности студентов со стороны исследования закономерностей организации и развития их внутреннего мира.

Результаты диссертационного исследования имеют, на наш взгляд, определенное практическое значение, которое заключается.

В:

— разработке методологически обоснованного подхода к созданию психологической службы в вузе, включающего определение содержания, функций, места и роли этого подразделения в структуре высшей школы;

— создании новых методик исследования (в частности., методики на изучение уровня координации пространственных и вербальных компонентов в структуре интеллекта) и методов психологической коррекции (методики, направленной на развитие механизма децентрации в общении);

— создании концепции психологической службы в высшей школе, обобщающей опыт многолетней научно-практической работы;

— использовании результатов исследования в личностно ориентированной диагностической и коррекционной работе с клиентами, направленной на развитие их индивидуальности;

— создание базы для интерпретации проблем индивидуальности в учебных курсах «Психология и педагогика» ," Психология личности" .

Наиболее важное направление практического использования результатов данного исследования лежит в области постановки психо-коррекционной работы в системе психологической службы вуза. Очень важно в организации этой работы из разнообразной жизненной проблематики студентов выделить собственно психологический аспект и очертить тем самым зону компетентности психолога.

Предлагаемая в диссертационном исследовании теоретическая модель развития индивидуальности как прогрессирующего развития координации в динамическом системе переживаний, значений и смыслов, создает, на наш взгляд, концептуальную основу и новую перспективу в понимании задач и целей работы психологов в вузе.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская К. А. Развитие личности в процессе жизнедеятельности // Психология формирования и развития личности.-М.: Изд-во Наука., 1981. С. 19−45.
  2. . Исследование психологии процесса изобретения в области математики. -М., 1970.
  3. Д. Проверьте свои способности.-М., 1973.
  4. Г. И., Дворяшина М. Д., Бодал ев А. А., Обозов Н. Н. Дифференциально-психологические исследования студентов// Комплексные социальные исследования. -Л.:Изд-во ЛГУ, 1976. -С.173−196.
  5. .Г. Психология человека. СПб., 1997.-90 с.
  6. .Г. Человек как предмет познания. -Л.: Изд-во ЛГУ, 1968.-338 с.
  7. .Г. О проблемах современного человекознания. -М.: Наука, 1997. 235 с.
  8. .Г. Интеллектуальная деятельность и терморегуляция //Возрастная психология взрослых, вып.3.-Л., 1971
  9. П.К. Принципиальные вопросы общей теории функциональных систем. -М.: Изд-во АН СССР, 1971, с.61
  10. Л. И. Психология формирования и развития личности/ /Человек в системе наук. -М.:Изд-во Наука, 1989, с.426−434.
  11. Л.И. Некоторые вопросы исследования личности в современной психологии капиталистических стран//Теоретические проблемы психологии личности.-М., 1974
  12. Е.Ю. Психология субъективной семантики. -М.: Изд-во МГУ, 1980. -128 с.
  13. В.Г. О диалектике детерминации психического развития // Принцип развития в психологии.-М., 1978.
  14. А.Г. Личность как предмет психологического исследования. -М.:Изд-во МГУ, 1984.-105 с.
  15. А.Г. Психология индивидуальности.-М.:Изд-во МГУ, '1986.
  16. Т.Ф. Обсуждение статьи М.Г.Ярошевского «Л. С. Выготский и марксизм в советской психологии"//Психологический журнал. 1994, N1.
  17. А.Ю. Исследование эмоционального стресса у студентов и способы его коррекции. Канд.дисс. Л., Ин-тут им. В. М. Бехтерева, 1981, с. 146
  18. Ф.В., Рожнов В. Е., Рожнова М. А. К современному пониманию психической травмы и общих принципов ее психотерапии//Руко-водство по психотерапии. Ташкент, Изд-во Медицина, 1979, с.24−42
  19. М.М. Проблемы поэтики Достоевского.- М. .-Советская Россия, с.320
  20. М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979. -424 с.
  21. И. Статистические методы в биологии. -М.: Изд-во „Мир“, 1963
  22. В.В., Щебетенко А. И. Человек как интегральная индивидуальность. -Пятигорск, 1996. -203 с.
  23. Белоусов А. З, Баль Л. В. и др. Влияние личностных особенностей микросоциальных факторов и заболеваемости на успеваемость студентов //Гигиеническая наука практике.-М.:Изд-во 1ММИ, 1972, с.106−108
  24. Ф.Б., Мирошников М., Михайлов А. Н., Рожанец Р. В. Особенности личности и адаптация студента/УСтудент и вузовский коллектив. Каунасе, Каунасский политехнический институт, 1973, с.15−19.
  25. Н.А. Новые линии развития в физиологии и их соотношение с кибернетикой// Вопросы психологии. 1962, N8
  26. Н.П. Динамика биопотенциалов глубоких отделов мозга человека// Проблемы современной нейрофизиологии.-М.-Л.: Наука, 1965
  27. А. Уровни бодрствования и внимание//Экспериментальная психология, вып. III, ред.П.Фресс и Ж.Пиаже.-М., 1970
  28. А. А., Забродин Ю. М. .Захарова А. А. Становление психологической службы и проблемы высшей школы// Экспериментальные и- теоретические проблемы психологии обучения.-Новосибирск:Изд-во НГУ, 1979.-С.60−69.
  29. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. -М., 1968.
  30. Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе// Вопросы психологии. 1978, N4
  31. .М., Симульсон М. Л. Некоторые особенности становления стратегий решения задач//Вопросы психологии, 1973, N5, с.58−65
  32. .С. Аномалии личности. -М., 1988.
  33. Г. М. Система эмоциональной регуляции деятельности в процессе целеобразования//Психологические механизмы целеобразова-ния.-М.: Наука. 1977, с.95−112
  34. Дж. Психология познания .-М:Изд-во Прогресс, 1977.
  35. А.В. Проблемы психологии субъекта. -М., 1994.
  36. Ф.Е. К проблеме единства общепсихологической теории. //Вопросы философии. -1986.- N10. С. 76−86.
  37. Ф.В. Психология переживания. -М. :Изд-во МГУ, 1984.-220 с.
  38. А. Из книги „Семантические примитивы“// Семиотика. М., 1983.
  39. Л.М. Психические процессы, том I. -Л.:Изд-во ЛГУ, 1974
  40. Л.М. Психические процессы. -Т.2.-Л.:Изд-во ЛГУ, 1976.
  41. Л.М., Палей И. М. О соотношении информационных и энергетических характеристик нервно-психической деятельности// Теоретическая и прикладная психология в Ленинградском университете. -Л., 1969
  42. .М. Современная когнитивная психология. М.: Изд-во МГУ, 1982.-336 с.
  43. М. Продуктивное мышление.- М. /1987.-335 с.
  44. Е.Н. и др. Ценностный аспект проблемы эмоциональной напряженности (психолингвистическое исследованиеЗУ/Психологический журнал, 1980, N5, с.117−130.
  45. Н. Кибернетика. -М., 1968.
  46. Ю.Е. Эмоциональная активация в структуре мыслительной деятельности человека. Авторефер. дисс. на соиск. уч. степени канд.психол. наук.-М., 1972
  47. Е.К. Понятие.-М., 1967.
  48. В. Динамика состояния здоровья студентов начальных курсов технического вуза. Автореф. дисс. на соискание степени канд.мед.наук.- М., МНИИгигиены им. Эрисмана, 1972, с. 20.
  49. Л.С. О психологических системах.: Собр. соч.-М., 1982.-0.109−131.
  50. Л.С. Мышление и речь.: Собр. соч. -М.: Педагогика, 1982. -Т.1.- 361 с.
  51. Л. С. Собр. соч. Т.2. -М., 1982.
  52. Л.С. Проблемы возрастной периодизации детского развития//Вопросы психологии. 1972. N 2.
  53. Вяткин Б, А, Управление психическим стрессом в спортивных соревнованиях. -М., 1981.-112с.
  54. Гак Г. М. Диалектика коллективности и индивидуальности. -М., 1967.
  55. П.Я. Умственное действие как основа формирования мысли и образа// Вопросы психологии. 1957, N6
  56. В.А. Организация систем живых и неживых//Системные исследования.-М., 1970.
  57. Ю.Б., Пузырей А. А. Предисловие //Психология личности.-М., 1982.
  58. С.М. Особенности адаптации студентов первого курса в академической группе// Комплексный подход к совершенствованию учебно-воспитательного процесса в вузе.-Новосибирск:Изд-во НЭТИ, 1985.-С.26−35.
  59. Е.И., Кроник А. А. Психологическое время личности.- Киев: Изд-во „Наукова думка“, 1984.
  60. Э.А. Способности и индивидуальность.-М.:Прометей, 1993.-306 с.
  61. К.К. Некоторые особенности процесса образного мышления . Автореф.дисс.на соиск. уч. степени канд.психол.наук. -М., 1972
  62. Л.Л. Функция наглядно-образных компонентов в решении задач// Вопросы психологии, 1969, N5.
  63. В.В. Основные проблемы возрастной и педагогической психологии на современном этапе развития образования// Вопросы психологии. 1976. N4
  64. В.В. Проблемы развивающего обучения.-М., 1986
  65. В.В. Генезис и развитие личности в детском возрас-те//Вопросы психологии. 1992. N1
  66. В. Понимающая психология//Хрестоматия по истории психологии. -М., 1980
  67. Донцова 3.С. Роль фоновой активности в деятельности мозга. -М.: Медицина, 1969.
  68. .И. Классификация эмоций при исследовании эмоциональной направленности личности//Вопросы психологии, 1975, N6.
  69. .И. Компонентный анализ эмоционального содержания интересов, мечтаний и воспоминаний человека//Вопросы психологии. 1977, N2. С.145−156.
  70. Н.И. О кодовых переходах во внутренней речи//Вопросы языкознания, 1964, N6.
  71. Ю.С., Сипачев Н. О. Субъективная модель условий деятельности как звено в процессе ее регулирования//Теоретические и прикладные исследования психической саморегуляции.- Казань: Изд-во КГУ, 1977, с.35−39.
  72. Ю.М., Петровская Л. А., Растяников П. В. Диагностика и развитие компетентности в общении. -М.: Изд-во МГУ, 1990. -104 с.
  73. Ю.М. Проблемы разработки практической психологии// Психол. журнал.1980.т.1, N 2.-С.5−18.
  74. К.М. К проблеме прогресса живых и технических систем// Теоретические вопросы прогрессивного развития живой природы техники. -Л., 1970.
  75. А.И. Генез некоторых реактивных изменений личности у студентов//Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы.-Л.:Изд-во ЛГУ, 1976, вып.3,с.75−80
  76. В.П. Об одном методе изучения технического интеллекта/ /Психология технического творчества. -М., 1973
  77. В.П., Мунипов В. М., Гордон В. М. Исследования визуального мышления //Вопросы психологии, 1973, N2.
  78. В.П. Проблема образующих сознание в деятельностной теории психики// Вестник МГУ.Сер.14. Психология.1988 N 3
  79. В.П. Миры сознания и структура сознания // Вопросы психологии. -1991.- N2. С.15−36.
  80. В.П., Моргунов Е. В. Человек развивающийся. -М.:"Тривола», 1994.
  81. В.П. Проблемы психологии развития (читая О. Мандельштама) //Вопросы психологии.1991.N6.-С.122
  82. Ю.Н. Обучение паритетному диалогу. Л., 1991.-106 с.
  83. Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение. Л.: Изд-во ЛГУ, 1985.-165 с.
  84. С.А. 0 некоторых механизмах стресса//Стресс и его патогенетические механизмы.- Кишинев: «Штиинца», 1978, с. 416.
  85. М.С., Кочарян Н. С. Индивидуально-психологические различия в состоянии напряжения (до и после экзаменов)//Вопросы общей психологии.- Ереван: Арм. ГПИ, 1965, т.4,вып.З, с.5−57.
  86. В.И. Психосемантика коммуникативного развития личности //Психолого-педагогические вопросы учебно-воспитательного процесса. -Томск: изд-во ТГУ, 1992. С.3−14.
  87. В.И. Транскоммуникация и личностное развитие. -Томск: Изд-во ТГУ, 1992. -225 с.
  88. М.С., Эткинд A.M. Индивидуальность как объективная и субъективная реальность // Вопросы психологии.- 1989.- N4. -С.5−15.
  89. P.P. Организация смыслопоисковой активности человека как условие осмысления жизненного опыта// Психология в человеческом мире. М.: Изд-во «Смысл», 1997.
  90. A.M. Изменения гемодинамических показателей под влиянием экзамена у студентов спортивных и неспортивных факульте-тов//Ученые записки Горьковского педагогического института.-Горький /1967, с. 15−19.
  91. Е.А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы. Казань: Изд-во Каз-ГУ, 1969.
  92. Г. А. Психологическое воздействие: теория, методология, практика. Автореф. дис. д-ра психол. наук. М., 1991.
  93. Когнитивный аспект делового обшения/Сост.Л. В. Меньшикова. -Новосибирск: Изд-во НГТУ, 1995.-19 с.
  94. Комплексные социальные исследования. -Л.: Изд-во ЛГУ, 1976. -231 с.
  95. Ц.П., Макаров В. В. Психология в системе высшего образования //Психологическая служба в высшей школе,-Новосибирск: Изд-во НГТУ, 1981,-0.108−113.
  96. И.И. Изменения высшей нервной деятельности, вызванные представлениями заданного образа//Журнал высшей нервной деятельности. 1964, вып.6
  97. Ю.Н. Эвристические методы в структуре решений. -М., 1970.
  98. М.А. О методе оценки осознанного и неосознанного в факторе значимости //Бессознательное.-Тбилисси: «Мецниереба», 1979, т. З, с.651−659.
  99. Е.В., Хамитов Х. С., Пушкова И. Е. Некоторые особенности адаптации студентов 1 курса медицинского института //Казанский медицинский журнал, 1974, N4, с.51−54.
  100. А.И., Шляхта Н. Ф., Фадеев Б. В. Вероятностное прогнозирование как компонент умственной активности и его электроэнцефалографические корреляты//Вопросы психофизиологии активности и саморегуляции личности. -Свердловск, СТПИ, 1978, с.3−14.
  101. Г. М. Психология внутреннего диалога. Минск, 1988
  102. Н.Д. Фрустрация как один из видов психологических состояний // Вопросы психологии, 1967, N6, с. 118.
  103. Н.И. Умственные способности и возраст. -М., 1971
  104. Н.С. К проблеме сензитивных периодов психического развития человека //Принципы развития в психологии.-М., 1978.-0.199
  105. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. -М., 1979.
  106. А.Н. Основы теории речевой деятельности. -М. .-Наука, 1974.
  107. А.Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. М., 1983.
  108. Д.А. Личность: человек в мире и мир в челове-ке//Вопросы психологии, 1989, N 3.
  109. Д.А. Осмысленность искусства// Искусство и эмоции. -СПб, 1991.
  110. Д.А. Субъективная семантика и смыслообразование //Вестник МГУ. Сер.14. Психология.-1990.-N3.-С.36.
  111. Д.А. Структурная организация смысловой сферы личности. Автореф. дисс. на соискание уч. степени канд.психол.наук. -М., 1988.
  112. В.Г. Психологические механизмы мотивации. «Новосибирск: НГПИ, 1992. -215 с.
  113. Н.А. Возможности биографического метода в изучении индивидуальности// Психологическое обеспечение учебо-вспомо-гательного процесса в вузе. -Л.:Изд-во ЛГУ, 1985.
  114. .Ф. Личность в системе общественных отношений//Пси-хологический журнал, 1981, т.2. С.3−16.
  115. М.К. Как я понимаю философию.- М., 1990.-336 с.
  116. Е.А., Коптюх В. В. К вопросу функционального состояния вегетативной нервной системы при эмоциональном стрессе у студентов во время экзаменов//Гигиена и санитария. 1978, N2, с.45−47.
  117. Р. Структура личности //Экспериментальная психология. (под ред. П. Фресса и Ж. Пиаже). -М., 1975.
  118. Л.В. Психология делового общения.- Новосибирск: НГТУ, 1998.
  119. Л.В. Психологическая служба в вузе.- М., 1990.
  120. Меньшикова Л. В. Достижения психологической и педагогической науки в практику.// Вестник высшей школы. -М., 1984. N 8.-С.8−15.
  121. Л.В. Основные этапы в развитии психологической службы НГТУ // Проблемы высшего технического образования. Новосибирск: Изд-во НГТУ, 1997. Вып.10 -С.19−29
  122. Меньшикова Л.В.Психолого-педагогические проблемы во втузе// Вестник высшей школы.1974.N 4.- С.13−16 (В соавторстве с Агеевой 3.И., Куличкиным В.В.)
  123. B.C. Психология индивидуальности. Избранные психологические труды. -Москва-Воронеж, 1996.-446 с.
  124. B.C. Очерк интегрального исследования индивидуальности. -М. .-Педагогика, 1986.-254 с.
  125. С.И. Основы обучения методам моделирования. //Проблемы высшего технического образования.-Новосибирск:Изд-во НГТУ, 1997.-С.10−16.
  126. Дж. Информация и память //Кибернетика и живой организм -Киев, 1964
  127. Л.В. Динамика структур интегральной индивидуальности студентов в зависимости от специфики учебного действия. Ав-тореф. дисс. на соиск. ученой степени канд. психол.наук. Пятигорск, 1993
  128. Н.Н. Алгоритмы развития. -М., 1987.
  129. В.И. Психологическое значение электрокожной характеристики человека // Труды Института им. Бехтерева, 1939, вып.9
  130. В.Н. Личность и неврозы. -Л., 1960.
  131. Н.И. Психическая напряженность.-М.: Изд-во МГУ, •1976,с.112.
  132. А.Т. О влиянии типа темперамента и уровня притязания личности на сопротивляемость неудачам в совместной деятельности/ /Человек в системе интегральной индивидуальности.- Пятигорск, 1993.
  133. В.Д., Крупнов А. И. Электрофизиологические корреляты динамических характеристик активности поведения //Новые исследования в психологии и возрастной физиологии.-М., 1970, N2
  134. Т.А. Пути и средства управления нервно-психическим налряжением//Экспериментальная и прикладная психология.-Л.:Изд-во ЛГУ, 1979, вып.9, с.134−139.
  135. А.Н., Подольский А. Н. О возможности механизма отстройки человека от вероятностных параметров опознавательной задачи// Вероятностное прогнозирование в деятельности человека.-М.: Наука, 1977, с.280−292.
  136. К. Психологическая теория строения и развития личности // Психология формирования и развития личности. -М.:Изд-во Наука, 1981.С.45−67.
  137. О.В., Пунг Э. Ю. Экспериментальное исследование эмоциональной напряженности в ситуации экзамена// Психологические исследования.-М., МГУ, 1973, вып.4, с.49−56.
  138. В.Ф. Введение в экспериментальную психосемантику: исследование форм репрезентации в обыденном сознании. -М.: Изд-во МГУ, 1983.-176 с.
  139. В.Ф. Психосемантика сознания. -М.: Изд-во МГУ, 1988. -208 с.
  140. Л.А. Теоретические и методические основы соци-альнопсихологического тренинга. -М.: Изд-во МГУ, 1982.-167 с.
  141. Петровский А.В.К пониманию личности в психологии//Вопросы психологии, 1981, N2, с.40−46.
  142. А.В. Развитие личности. Возрастная периодиза-ция//Психология развивающейся личности. -М., 1987
  143. . Психология интеллекта. -М., 1969.-660 с.
  144. Психология развивающейся личности. -М., 1987.
  145. Прикладная психология в высшей школе. -Казань: Изд-во Каз-ГУ, 1979. -269 с.
  146. Проблема индивидуальности в онтопсихологии. -Л.: Изд-во ЛГУ, 1989. -125 с.
  147. Проблемы повышения успеваемости и снижения отсева студентов. -Л.: Изд-во ЛГУ, 1983. -182 с.
  148. Психологические и психофизиологические особенности студентов. -Казань: Изд-во КазГУ, 1977. -295 с.
  149. Психологическая служба в вузе. -Казань: Изд-во КазГУ, 1981. -239 с.
  150. Психологическая служба в высшей школе. -Новосибирск: Изд-во НГУ, 1981. 120 с.
  151. Э.Ю. Экспериментальное исследование эмоциональной напряженности как многомерного психического состояния// Человек и общество.-Л.: Изд-во ЛГУ, 1973, вып.13, с.135−140.
  152. ПускинаВ.Г., Воронина 0.В. Психофизиологическое состояние студентов при разных формах экзаменов// Здравоохранение РСФСР, 1972, N6, с.31−34.
  153. С.Х. Искусство и эмоции. -М., 1959
  154. И.И. Личность. Индивидуальность.Общество.-м.: Изд-во полит. лит-ры, 1984.-144 с.
  155. У. Познание и мышление. -М.: Изд-во Мир, 1968.
  156. Я. Экспериментальная психология эмоций. -М.: Прогресс. 1979, с. 391.
  157. С.Л. Основы общей психологии. В 2 т.
  158. С.Л. Проблемы общей психологии.-М., 1976. Т.1.-М.:Педагогика, 1989.-488 с.
  159. В.Д. Риск, конфликт и неопределенность в процессе принятия решения // Вопросы психологии, 1974, N4, с.84−94.
  160. В.М. Некоторые обоснования специальной теории индивидуальности человека// Интегральное исследование индивидуальности. -Пермь, 1985. -С.3−10.
  161. З.И. Личность. Личностное развитие. Профессиональный рост. -Краснодар: Изд-во КубГУ, 1995.
  162. И.В., Гончарук Г. А., Загайский С. И. Функциональное состояние организма студентов старших курсов медицинскогр института во время экзаменов// Вопросы гигиены и состояния здоровья студентов вузов. М., 1 ММИД974, с. 169−170.
  163. А.Н. Главные направления эволюционного процесса. -М., 1967.
  164. Селиванов А.Т.и др. Гигиеническая оценка физиологических сдвигов у студентов в период экзамена// Гигиена и санитария, 1977, N 10, с.339−442
  165. П.В. Эмоциональный мозг. -М. .-Наука, 1981, с.214
  166. П.В., Валуева М. Н., Ершов П. М. Произвольная регуляция кожно-гальванического рефлекса //Вопросы психологии, 1964, N6.
  167. Г. Б. Формирование специальных конструктивных умений инженера при обучении алгоритмам в курсе физики. Автореферат дисс. на соиск. степени канд. пед.наук. -Л., 1973
  168. Н.Д. Процессы мышления при оперировании понятиями аналитической геометрии. Автореф. дисс. на соиск. ст. канд.пед.наук. -М., 1970.
  169. А.В. Наглядный образ в структуре познания . -М., 1971.
  170. В.И., Исаев Е. И. Психология человека.-М.:Изд-во «Школа-пресс», 1995. -384 с.
  171. А.А. Развитие и современное состояние психологической науки в СССР. -М., 1975.
  172. А.Н. Внутренняя речь и мышление. -Л.: Педагогика, 1968
  173. Ю.Е. Психологические состояния у студентов на экзамене// Подготовка студентов к воспитательной работе в школе. -Горький, ГГПИ, 1973, с.109−123.
  174. Ч.Д. Концептуальные и методологические проблемы исследования тревоги// Стресс и тревога в спорте.-М.: ФиС, 1983, с.12−24.
  175. В.В. Самосознание личности. -М7: Изд-во МГУ, 1983. -284 с.
  176. Сэв Л. Марксизм и теория личности. -М., 1972
  177. Теоретические и прикладные проблемы психологии познания людьми друг друга. Краснодар, 1975. -173с.
  178. Тимофеев-Ресовский Н.В. и др. Краткий очерк теории эволюции. -М., 1977.
  179. O.K. Структура мыслительной деятельности человека. -М., 1969.
  180. В.Д., Струковская М. В. Психосоматические расстройства. ~М.: Медицина, 1986.
  181. В. А., Молдавская С. И. Даукач Г. Л. Психофизиологические основы планирования учебной работы// Вестник высшей школы, 1971, N2, с.28−36.
  182. В.П. Личность и общество.-М., 1965.
  183. М., Альберт Т. Характеристика социально-психологического тренинга поведения// Психологический журнал.- 1984.-N4.- С.25−35.
  184. В. Человек в поисках смысла. -М.:Прогресс, 1990
  185. Фрейд 3. Я и Оно//Хрестоматия по истории психологии. -М., 1980
  186. Э., Человек для себя. -Минск, 1992.
  187. Ф. Конец истории? //Проблемы Восточной Европы. 1989. N27−28. Нью-Йорк. -С.89−90
  188. Ю.Л. Русский вариант шкалы соревновательной личностной тревожности//Стресс и тревога в спорте, -м.: ФиС, 1983, с.146−165.
  189. Я. Логико-эпистемологические исследования. М., 1980.
  190. М.А. Существует ли интеллект как психическая реальность? // Вопросы психологии.-1990.- N5.- С.121−128.
  191. М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. -М., 199?.- 391 с.
  192. Е.Д. Мозг и активация. -М.:Изд-во МГУ, 1972.
  193. М. А. Дванников М.А. Субъективная вероятность и время реакции// Вопросы психологии. 1973, с.127−132.
  194. Е.В. Оптимизация предэкзаменационного состояния студентов// Экспериментальные и теоретические проблемы психологии обучения.-Новосибирск:Изд-во НГУ, 1979.-С.60−69.
  195. А.Г. Введение в экспериментальную психосемантику: теоретико-методологические основания и психодиагностические возможности. М.: Изд-во МГУ, 1983. -158 С.
  196. Элементы партнерского общения в учебном процессе/Сост. Л. В. Меньшикова. -Новосибирск: Изд-во НЭТИ, 1989.-18 с.
  197. Человек: индивидуальность, творчество, жизненный путь. Сиб.: Изд-во Сиб. Ун-та, 1998. -196 с.
  198. Л.Ф., Меньшикова Л. В. Дютюник Е.И. Об энергетических затратах в ситуации интеллектуально-эмоционального напря-жения//Методические разработки по проблемам вузовской педагогики и организации учебного процесса. Новосибирск, 1973, вып.44, с.20−27.
  199. Н.И. Избр.труды: Пути и закономерности эволюционного процесса.-М., 1983.
  200. Е.В. Психологический аспект проблемы личности// Теоретические проблемы психологии личности. -М., 1974.
  201. Э. Два вида психологии// Хрестоматия по истории психологии. -М., 1980. -С.293
  202. Ю. Сознание и его имитация //Новый мир. 1989, N11
  203. Н.Ю. О понятиях индивидуальности и индивидуализации// Человек: индивидуальность, творчество, жизненный путь. СПб.:Изд-во СПб ун-та, 1988.
  204. Экспериментальные и теоретические проблемы психологии обучения. -Новосибирск: Изд-во НГУ, 1979.-136 с.
  205. Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте //Вопросы психологии.1971. N4.-С.16−20
  206. .Д. Кризис детства и основания проектирования форм детского развития//Вопросы психологии. 1992. N3−4
  207. У.Р. Введение в кибернетику. М., 1984.
  208. Э.Г. Системный подход и принцип деятельности. -М., 1978.-392 с.
  209. Юнг К. Г. Аналитическая психология//История зарубежной психологии. -М., 1986
  210. М.Г. История психологии. -М., 1985.
  211. Allport F.H. Theories of perception and concept of structure. N-Y, L., 1955
  212. Allport G.W. Becoming. Basic considerations for a psychology of personality. New-Haven, 1955 (p.49)
  213. Arnheim R. Visual thinking. Berkley, Los Angeles, 1969
  214. Arhheim R. Art and visual perception. Berkley, Univ. of Calif. Press, 1969
  215. Buhler Ch. Genetic aspects of the self. Ann.N.Y. Acad.Scient., 1962.
  216. Bruner J.S., Goodnow J., Austin G. A study of thinking. N.I. Weiley, 1956
  217. Burnard G. The nature of emotional support. Britich Journal jf Psychiatry, 1969,115,p.139−147.
  218. Bull P. Body movement and interpersonal communication. Chichester, 1984.-209 p.
  219. Crockett W.H. Cognitive complexity and impression formation // Progress in experimental personality research. Acad. Press.- N.Y., 1965.- Vol.2.-P.47−90.
  220. Child A.R., Waterhous I.K. Frustration and the qualityof performans.- Psychological review. 1952, vol.59, N 5, p.351−362
  221. Chassell J. Individual counseling of college students. Journal Consultational Psychology.1940,4,p.205−209.
  222. Cattell R.B. Personality and Motivation: Structure and Measurement. N.Y., 1957.-948 p.
  223. Eysenk H.J. The Structure of Human Personality. -London, 1971.-476 p.
  224. Evans I.L. The college students. American Journal Psychiatry. 1970,126,p.1736−1742.
  225. Enciclopedia of psychology/Ed. by H.I.Eysenk, W. Arnold, R.Meiri. -L. .-Fontana-Collins, 1975, vol. 1−2
  226. Fisher K.W. A theory of cognitive development: The control and construction of hierarchies of skills// Psychological Review. V.87(6).P.477−531.
  227. Gibson James J. The perceptoin of the visual World.N.I.L., 1950
  228. Gombrich E. Symbolic Images. Phaidon Press, 1071. 239.
  229. Hall E.T. Silent language. Garden City: Doubleday and Co., 1959. -240 p.
  230. Hall E.T. Silent langvuage. Garde City: Doubleday & Co. 1959. -240 p.
  231. Hilgard E.R., Atkinson R.C. Introduction to psycology. -N.Y.: Chicago: Harcjurt, Brace World, 1967.-686 p.
  232. Hillman J. Jung’s contribution to «Feelings and emotion: synapsis and implications. -In: Feelings and emotions: Loyova simposium N.Y., L., 1970, p.125−134.
  233. Kapaport D. Organization and Pathology of Thougt. W.I.: Columbia Univ. Press, 1951
  234. Kerner S. Conceptual thinking. N.I.: Dover, 1969
  235. Kohut H. The restoration of self. N.Y., 1977.
  236. Kelly G.A. The psychology of personal constructs. N.Y.: Norton, 1955. VIII. -1210 p.
  237. Lewin K. Field theory in social science. N.Y., 1951.-420
  238. Lowen A. The body in personality theory // Operational theories of personality.- N.Y., 1974. -P.86−126.
  239. Murrey H.A. Toward a classification of interactions // Toward a general theory of action. N.Y., 1953 (p.439)
  240. Maier N.R.B. Frustration: the study of behavior without a goal. N.Y.:Mc Graw Hill, 1949.-264 p.
  241. Moreno J. Psychodrama. V.1,N.Y., 1947
  242. Murphy G. Personality: A biosocial approach to origins and structure.-N, Y.: Basic Books, 1966
  243. Maslow A.H. Morivation and personality. N.Y., 1970 (128)
  244. Maslow A.H. Same Basic Propositions o’f a Groth fnd self-Actualisation Psychology//Theories of Personality.-N-Y., 1965, p.302−316.
  245. Osgood Ch. Studies on generality of affective meaning system// Amer. Psychol. -1962.- V.17.
  246. Peters R.S. Education of emotions. -In: Feeling and emotions: The Loyova simposium. N.Y., 1970, p.187−203.
  247. Psychological stress/Ed. by M.H.Appley, R.Trumbull. -N.Y., Appleton-Century-Cropts, 1967. 471 p.
  248. Palmer S.E. Fundamental aspects of cognitiv representation. In: Rosch E., Lloyd B.L.(Eds.). Cognition and categorization.-N.Y.: Willey. P.259−303.
  249. Rapaport D. Cognitive structures. In: Bruner J.S. et al.(Eds.) Contemporery approaches to cognition. -N.Y.:Harvard Univ.Press.1957. P.157−200.
  250. Rosch E. Natural categories Cognitive Psychology. V.4. P.326−350.
  251. Rogers C.R. On becoming a person. Boston.1961
  252. Rogers C.R. Client-cented terapy. Boston.1951
  253. Rogers C.R. Theory of Therapy, Personality and Interpersonal Relationships, as Developed in the Client-Centred Framework. //Theories of Persnality.-N-Y., 1965, p.469−477.
  254. Sarnoff A. Personality. Dynamic and development. N.Y.,
  255. Sallivan H.S. The interpersonal theory of psychiatry. -N.Y., 1963,-531 p.
  256. Swidler A. Culture in action: Simbols and strategies// Amer. Sociol.Rev.-N.Y., 1986.-Vol.51, N2.-P.273−286
  257. Scott W.A. Varieties of cognitive intergration// J. of Personality and Soc.Psychology. V.30(4).P.363−578.
  258. Sternberg R.J. Humen intelligence: The model is the message. Science. V.230. P.1111−1118.
  259. Sternberg R.J. Component processes in analogical reasoning // Psychological Review. 1977. N 84.
  260. Skinner B.F.Verbal Behavior.N. I. Appleton-Century-Crofts, 1957
  261. Spearman Ch. The nature of Intelligence.L., 1923
  262. Stolorow R.D. Atwood G.E. Psychoanalytic phenomenology: Towoard a seince of human experence//Psychoanalytic Inquiry. (P.101)
  263. Sartre I.P. Esqesse d"une theorie des emotions.-Paris: Hermann, 1965, p.66
  264. Stern W. Die differntielle Psychologie. Leipzig, 1921.
  265. Strelau J. Temperament, Personalety, Activity.-L., N.Y. ,-1983.
  266. Schroder H.M., Drive M.J., Streufert S. Human Information Processing. N.Y., 1967.
  267. Sternberg R.J. Inside intelligence// Amer. Scientist, 1986.- 74.- N2.-P.137−143.
  268. Simmel G. Sociology of the senses: visual interaction.-In: Park R.E. and Burgess E.W. (Eds). Introduction to the science of sociology: University of Chicago Press.-1988.
  269. Ullman S. Semantics. An introduction to the science of meaning. Oxfor.1964.
  270. Veda Toshimi A stady of anger in Japanese college students through the controlled diary method. Journal Nasa Gakugel. 1969, 9(1), p.21−28.
  271. Witkin H.A., Dyk R.B., Faterson H.F. Psychological differentiation. Potomak.-1974.- 390 p.
  272. Witkin H.A. Oltman P.J. Cognitive style // International journal of Neurology. -1967.- V.6.- P.119−137.
  273. Wardell D.M., Royce J.R. Toward a multi-factor of styles and their relationship to cognition and affect// J. of Personality .-1978.-V.46(3).-P.474−505.
  274. Wechsler D. The measurement and appraisal of adult intelligence. Baltimore, 1958
  275. Wertheimer M. Productive thinking. N.I.L., 1945
  276. Watson O.M. Proxemic Behavior: a cross cultural study. The Hague: Mauton.-1970.
Заполнить форму текущей работой