Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Познавательные процессы. 
Память

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Когда говорят о памяти, то имеют в виду события, которые случились в прошлом. Казалось бы, очевидное утверждение. Однако если задуматься, зачем нужна память, то оказывается, что основная задача памяти ориентирована на будущее. Прошлое нужно нам для того, чтобы выстраивать свою текущую деятельность и прогнозировать будущее. Такой подход к памяти называют интенциональным (от лат. intentio… Читать ещё >

Познавательные процессы. Память (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

После изучения главы 8 студент должен:

знать

  • • круг явлений памяти и общую характеристику составляющих память процессов;
  • • виды памяти и основания их классификации;
  • • теории памяти как репродуктивного процесса и их экспериментальные основания;
  • • теории памяти как конструктивного процесса и их экспериментальные основания;
  • • модели памяти;
  • • методы исследования памяти;
  • • закономерности мотивационной и эмоциональной регуляции запоминания и воспроизведения;
  • • условия развития произвольной и непроизвольной памяти;

уметь

  • • диагностировать индивидуальные особенности мнемических процессов;
  • • разрабатывать рекомендации по организации различных видов деятельности с учетом закономерностей мнемических процессов;
  • • прогнозировать и определять ошибки памяти;

владеть

  • • системой основных понятий, относящихся к области психологии памяти;
  • • методиками исследования различных видов памяти;
  • • методиками изучения индивидуальных особенностей памяти;
  • • способами развития памяти.

Я рассматриваю нашу память не как некий инструмент, который что-то случайно задерживает, а что-то случайно утрачивает, но как силу, которая сознательно упорядочивает и мудро исключает. Все, что забывается, по сути дела, давно уже обречено на забвение. И лишь то, что сохранилось в душе, имеет какую-то ценность и для других.

С. Цвейг

Круг явлений памяти

Когда говорят о памяти, то имеют в виду события, которые случились в прошлом. Казалось бы, очевидное утверждение. Однако если задуматься, зачем нужна память, то оказывается, что основная задача памяти ориентирована на будущее. Прошлое нужно нам для того, чтобы выстраивать свою текущую деятельность и прогнозировать будущее. Такой подход к памяти называют интенциональным (от лат. intentio — намерение). Суть интенционального понимания феномена памяти выразил украинский психолог Г. К. Середа: «Подлинную психологическую природу памяти можно адекватно раскрыть, если ее рассматривать не только как продукт предшествующего действия, но, прежде всего, как условие осуществления предстоящего действия» (Середа, 1984). Исходя из этого мы и будем в дальнейшем рассматривать явления и закономерности работы памяти.

Память — это психический процесс фиксации, сохранения, преобразования, воспроизведения, узнавания и утраты прошлого опыта, который делает возможным его использование в деятельности и/или восстановление его в сфере сознания. Термин «память» удивительно многозначен. Говоря «я помню», человек может иметь в виду совершенно разные вещи. Например, то, что он владеет какими-либо сведениями (я помню, что Париж — столица Франции), определенными навыками (я помню, как пользоваться китайскими палочками для еды) или возвращаться к событиям, пережитым в прошлом (я помню, как встретил свою первую любовь).

Способность человека запоминать вызывала интерес уже в глубокой древности. Мнемозина — богиня памяти в греческой мифологии — не только покровительствовала памяти, но и почиталась как мать девяти муз от брака с верховным божеством пантеона Зевсом. Таким образом, признавалось ведущее значение памяти для всех сфер деятельности человека. В современной психологии принято говорить о памяти как о сквозном процессе, имея в виду, что феномены памяти являются неотъемлемыми компонентами осуществления всех иных психических функций. Например, если вы не помните как выглядят различные предметы, вы не сможете воспринимать мир, если вы не помните значений слов, вы не сможете мыслить и т. п. Таким образом, нарушения памяти всегда ведут к расстройству целостной работы психики.

Широкий спектр нарушений памяти получил название амнезий (от греч. а — отрицательная частица + mneme = память). По причине возникновения различают органические и аффектогенные амнезии. Органические амнезии являются результатом поражения мозга, а аффектогенные связаны с психологическими травмами. В этом случае пациент забывает как само травмирующее событие, так и то, что каким-либо образом с ним связано. По динамике течения различают стационарные (устойчивые), прогрессирующие и регрессирующие (с тенденцией к излечению) амнезии. По направленности — ретроградную и антероградную амнезии. Ретроградная амнезия проявляется в виде нарушения памяти на события, предшествующие травме, в то время как антероградная амнезия — это нарушение памяти на события, происходящие после начала заболевания. При поражении памяти и на отдаленные во времени, и на вновь свершающиеся события говорят об антероретроградной амнезии. В зависимости от того, какой именно процесс памяти страдает в первую очередь, различают фиксационную (нарушения запечатления) и анекфорную (нарушения воспроизведения) амнезии.

Важно отметить, что забывание не всегда представляет собой сбой в работе памяти. Наряду с патологическим забыванием существует и нормальное забывание (которое, кстати, распространено гораздо шире). Для того чтобы поддерживать порядок в огромном массиве информации составляющей содержание памяти человека, просто необходимо избавляться от избыточного, а порой и ошибочного материала. Поэтому в памяти действуют специальные механизмы забывания, прежде всего, угасание и интерференция (от лат. inter — между, ferio — ударять). В первом случае след памяти ослабляется под воздействием времени, во втором — новый материал «выталкивает» старый, занимая его место.

Исследования памяти занимают в истории науки особое место. Задолго до оформления психологии в самостоятельную науку мыслителей волновала проблема происхождения и роли памяти в жизни человека. В античной философии память понималась как дар, роднящий человека с миром божественного. Платон создал учение об анамнесисе, согласно которому путь к истинному познанию лежит через припоминание души о ее пребывании в мире идей. Он утверждал, что существует знание, невыводимое из чувственных впечатлений, что в нашей памяти хранятся формы, или шаблоны, идей, сущностей, которые душа знала до того, как была извергнута на землю. Знание истины заключено в памяти души, в припоминании некогда виденных всеми душами идей, смутными копиями которых являются все земные вещи. Всякое знание и всякое научение в этом случае есть попытка припомнить сущности, приведя в единство множество чувственных восприятий через соотнесение их с идеальными формами («идеями» вещей). В дальнейшем эта концепция памяти получила развитие в работах одного из виднейших отцов христианской церкви Блаженного Августина, который почитал память истинной «сокровищницей души» и утверждал, что в конгломерате трех основных способностей души (воля, рассудок, память) именно последняя заключает в себе идею Бога (см. гл. 2).

Однако уже в древности наряду с метафизической трактовкой памяти присутствовала и другая, более близкая к современной: понимание памяти, как «восковой дощечки» (tabula rasa), фиксирующей и сохраняющей прижизненные впечатления. В рамках этой трактовки закономерно возник вопрос о тренировке и развитии памяти. Методики улучшения памяти легли в основу целого направления античной и средневековой мысли, названного искусством памяти. С этого времени начала складываться психотехническая традиция исследований памяти.

Начало лабораторных исследований памяти в рамках научной психологии положил немецкий ученый Герман фон Эббингауз (1850−1909). Им были разработаны методы исследования памяти и получены впечатляющие результаты о закономерностях ее функционирования. Еще один существенный поворот на пути исследований памяти произошел в конце XX в., когда одним из основателей когнитивной психологии У. Найссером был провозглашен переход к экологическому типу исследований. Найссер призвал коллег сосредоточить свое внимание на памяти «в естественном контексте», т. е. на том как люди пользуются памятью не в искусственных ситуациях, а в реальной жизни вне стен лабораторий.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой