Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Формирование профессионально важных качеств будущего педагога-психолога в процессе заочного образования

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Зесра, Е. А. Климова, А. К. Марковой, Д. Мартенса, В. С. Мерлина, Л. М. Митиной, Н. С. Пряжникова, К. С. Романовой, В. Д. Шадрикова, важнейшим этапом является профессиональное образование, а одним из важнейших психологических критериев его успешности — развитие профессионально важных качеств. Проблема формирования профессионально важных качеств далеко не нова. Исследованием симптомокомплексов… Читать ещё >

Содержание

Глава I. Теоретическое исследование проблемы формирования профессионально важных качеств, как фактора разрешения ^ внутриличностных конфликтов в процессе профессионального психологического образования.

1.1.Профессионально важные качества психолога, способствующие разрешению внутриличностных конфликтов. ^

1.2.Анализ научных подходов к пониманию внутриличностных конфликтов в отечественной и зарубежной психологии.

КЗ.Профессиональное психологическое образование у студентов 54 заочной формы обучения как условие разрешения внутриличностных конфликтов, связанных с мотивами выбора профессии.

Глава II. Организация экспериментальной работы по развитию профессионально важных качеств, обеспечивающих разрешение внутриличностных конфликтов на этапе профессионального 79 образования на факультете психологии.

2.1 .Организация этапов экспериментального исследования

2.2.0боснование методов определения уровня развития ПВК и методов изучения внутриличностных конфликтов, связанных с выбором профессии психолога

2.3.Характеристика и обоснование психолого-педагогической программы по развитию профессионально важных качеств у будущих педагогов-психологов, способствующих разрешению внутриличностных конфликтов, связанных с профессиональным выбором ^

Глава III. Анализ результатов экспериментальной работы по развитию профессионально важных качеств, способствующих 110 разрешению внутриличностных конфликтов.

3.1.Анализ результатов исследования взаимосвязи внутриличностных конфликтов с мотивами профессионального выбора.

3.2.Анализ результатов внедрения психолого-педагогической программы ио развитию профессионально важных качеств, способствующих разрешению внутриличностных конфликтов.

Выводы

Формирование профессионально важных качеств будущего педагога-психолога в процессе заочного образования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Современный рынок труда предъявляет новые высокие требования к профессиональному развитию личности. В процессе освоения профессии личность все больше погружается в профессиональную среду. Стабилизация профессиональной деятельности приводит к формированию новой системы отношений личности к окружающей действительности и к самой себе. При этом личность не всегда удовлетворяется этой системой, и возникающее в связи с этим ощущение дискомфорта может не позволить ей занять достойное место на производстве и в коллективе. В итоге молодежь часто вынуждена совершать повторный профессиональный выбор, который позволит в большей степени удовлетворять как интересы личности, так и запросы общества. Участие в деятельности, связанной с ранее полученной профессией и одновременное получение вновь выбранной, сопровождается у человека не только проблемами, связанными с профессиональным становлением в новой профессии. К этим проблемам добавляется ряд внутриличностных конфликтов, возникающих у человека в результате причин, на первый взгляд, не связанных ни с предыдущей, ни с вновь выбранной профессиями. Поэтому очень важно научиться своевременно выявлять кризисы и конфликты и управлять ими с целью достижения успехов в трудовой деятельности и в личной жизни. Для студентов-психологов важность этого момента диктуется не только личными, но и профессиональными интересами, необходимостью научиться решать не только свои проблемные ситуации, но и оказывать помощь другим в разрешении внутриличностных конфликтов в последующей своей деятельности.

Внутриличностные конфликты и их разрешение в контексте концепции профессиональною становления личности рассматриваются как стартовый этап, позволяющий человеку стать лучше, а профессионалу перейти на следую-щий этап своею развития. При этом в профессиональном развитии личности, как это представлено в работах А. А. Абрамовой, А. А. Деркача, Э.Ф.

Зесра, Е. А. Климова, А. К. Марковой, Д. Мартенса, В. С. Мерлина, Л. М. Митиной, Н. С. Пряжникова, К. С. Романовой, В. Д. Шадрикова, важнейшим этапом является профессиональное образование, а одним из важнейших психологических критериев его успешности — развитие профессионально важных качеств. Проблема формирования профессионально важных качеств далеко не нова. Исследованием симптомокомплексов профессионально важных качеств занимались В. С. Мерлин, В. Д. Шадриков и др. О предъявлении специфических профессио-нальных требований к личности работника говорится в работах К. М. Гуревича, Е. А. Климова, А. К. Марковой и др. Профессионально важные качества психологов исследовались в работах А. А. Абрамовой, Т. П. Гавриловой, А. А. Деркача, Е. П. Ильина, Е. А. Климова, Н. С. Пряжникова, Е. С. Романовой. Обоснование взаимосвязи внутриличностных конфликтов и профессионального развития, в частности, развития профессионально важных качеств, представлено в исследованиях Э. Ф. Зеера.

В отечественной и зарубежной психологии внутриличностные конфликты рассматривались представителями различных подходов и школ. В рамках психоаналитического подхода значительные исследования в этой области принадлежат З. Фрейдув рамках неофрейдистского подходаК. Хорни, Э. Фромму, В. Райхув гештальт-психологии — К. Левинув гуманистической психологии — К. Роджерсу, А. Маслоув логотерапии — В. Франклув рамках деятельностного подхода — А. Н. Леонтьевув психотерапии — В.Н.Мяси-щевув рамках ценностно-мотивационного подхода — А. Л. Анцупову, А.М.Шипи-ловойв рамках концепции профессионального становления — Э. Ф. Зееру и др.

В целом анализ научной литературы показал, что среди множества проблем, связанных с формированием профессионально важных качеств, наименее исследован процесс развития этих качеств во взаимосвязи с возможностью разрешения внутриличностных конфликтов, связанных с мотивами выбора профессии психолога.

Очевидным становится противоречие между необходимостью развития профессионально важных качеств, которые обеспечили бы разрешение не только собственных внутриличностных конфликтов, препятствующих студентам активно осваивать вновь выбранную профессию, но и внутриличностных конфликтов будущих клиентов, и отсутствием научного обоснования психолого-иедагогических условий для формирования профессионально важных качеств в процессе получения профессионального образования. Стремление найти пути разрешения этого противоречия определило проблему данного исследования. В теоретическом плане — это обоснование содержания программы развития профессионально важных качеств, обеспечивающих разрешение внутриличностных конфликтов, обуславливающих выбор профессии. В практическом плане — определение психолого-педагогических условий, обеспечивающих развитие профессионально важных качеств, с помощью которых разрешаются внутриличностные конфликты у студентов-психологов на этапе профессионального образования.

Цель исследования — определение психолого-педагогических условий формирования профессионально важных качеств, обеспечивающих разрешение внутриличностных конфликтов у студентов психологов в процессе профессионального образования.

Объект исследования — профессионально важные качества будущих педагогов-психологов.

Предмет исследования — формирование профессионально важных качеств будущих педагогов-психологов в процессе заочного образования как фактор разрешения внутриличностных конфликтов.

Гипотеза исследования.

Если выбор профессии психолога обусловлен потребностями студентов в разрешении внутриличностных конфликтов, которые, вызывая астенические переживания, снижают активность и в дальнейшем замедляют процесс профессиональною развития, то разрешение таких конфликтов будет возможным за счет развития профессионально важных качеств посредством специально разработанной программы развития профессионально важных качеств, включающей в свое содержание:

— психодиагностику специфики внутриличностных конфликтов у студентов-психологов;

— индивидуально-психологическое консультирование, способствующее осознанию собственных проблем, их причин и путей их разрешения;

— активное социально-психологическое обучение (социально-психологический тренинг) студентов, в процессе которого происходит осознание своих проблем, избавление от негативных переживаний, построение перспективных линий личностного развития, разрешение семейных конфликтов, возникающих в процессе построения супружеских отношенийформирование навыков и умений в сферах эффективного общения и психосаморегуляцииформирование установки ответственности за свою жизнь, установки и развития положительного отношения к себе, а также установки на самораскрытие, самоанализ.

Задачи исследования:

1. Уточнить содержание понятия «внутриличностный конфликт».

2. Обосновать набор профессионально важных качеств психолога, обеспечивающих разрешение внутриличностных конфликтов.

3. Разработать и апробировать программу по развитию профессионально важ-ных качеств, способствующих разрешению внутриличностных конфликтов у студентов-психологов на этапе профессионального обучения.

4. Определить результативность программы по развитию профессионально важных качеств, способствующих разрешению внутриличностных конфликтов у студентов-психологов заочной формы обучения, связанных с профессиональным выбором на этапе обучения на факультете психологии.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

— конкретизировано содержание понятия «внутриличностный конфликт» (внутриличностный конфликт представляет собой внутреннее противоречие между потребностями и возможностями, вызванное нереализованными ценностями, воспринимаемое и эмоционально переживаемое как значимая для человека психоло1 ическая проблема, требующая своею разрешения);

— обоснован набор профессионально важных качеств психолога, развитие которых обеспечивает разрешение внутриличностных конфликтов [качества самоактуализирующейся личности (ответственность, гибкость поведения, сензитивность, спонтанность, самоуважение, самопринятие, положительный взгляд на природу человека, синергичность, контактность) способствуют избавлению от ряда пороков типа зависти, злобы, цинизма и пр., а также от склонности к депрессии, пессимизму и др., способствуют повышению самооценки, принятию других и природы, независимости от условностей, простоте и демократичностиинтернальный локус контролякачество, характеризующее склонность человека приписывать себе ответственность за результаты своей деятельности, что способствует настойчивости в достижении поставленной цели, повышает склонность к самоанализу, уравновешенности, общительности, доброжелательности, независимости, уверенности в себесоциальная и творческая активность способствуют результативному реагированию на полученную информацию];

— разработана программа развития профессионально важных качеств, обеспечивающих разрешение у студентов-психологов заочной формы обучения внутриличностных конфликтов, связанных с профессиональным выбором на этапе обучения на факультете психологии. Разделами программы являются: диагностический (диагностика специфики внутриличностных конфликтов) — консультативный (помощь в осознании собственных проблем, их причин и путей их разрешений) — практический (развитие профессионально важных качеств, способствующих разрешению внутриличностных конфликтов);

— определены средства развития профессионально важных качеств (участие студентов в разрешении смоделированных проблемных ситуаций, способствующих изменению отношения к себе, семейных отношений, значимых межличностных взаимоотношениях, а также ситуаций, требующих социальной и творческой активностиконсультативная помощь студентам перед началом работы в тренинговой группе, позволяющая осознать характер и возможные причины внутриличностных конфликтов и повышающая заинтересованность в предстоящей работе- - определены психолого-педагогические условия развития профессионально важных качеств, обеспечивающих разрешение внутриличностных конфликтов у студентов психологов (педагогическое условие — специфика учебного процесса, психологическое — развитие внутренней среды личности).

Теоретическая значимость исследования. Результаты исследования расширяют диапазон научных представлений о профессиональном развитии будущих педагогов-психологов на этапе профессионального образования, о сущности внутриличностных конфликтов, связанных с профессиональным выборомвыявляют специфику внутриличностных конфликтов у студентов психологовпозволяют определить новые подходы к обучению студентов, базирующиеся на концепции профессионального развития личности и развитии профессионально важных качеств.

Практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты направлены на совершенствование процесса подготовки будущих психологов к практической деятельности. Определены психолого-педагогические условия и средства, способствующие развитию профессионально важных качеств у студентов педагогов-психологов, обеспечивающих разрешение внутриличностных конфликтов, связанных с мотивами выбора профессииразработана и апробирована программа развития профессионально важных качеств.

Положения, выносимые на защиту: 1. Профессиональное образование на современном этапе недостаточно ориентировано на создание оптимальных психолого-педагогических условий, которые могли бы способствовать развитию ответственности, гибкости поведения, сензитивности, спонтанности, самоуважении, самопринятии, контактности, ингернальности, социальной и творческой активности, обеспечивающих разрешение у будущих профессионалов внутриличностных конфликтов в процессе профессионального обучения. У значительной части студентов психологов внутриличностные конфликты имеют свою специфику, связанную с неудовлетворенностью своими способностями к самоуправлению, к планированию жизненных целей, к поддержанию своей активности в достижении цели, своим поведением, адаптивностью в микросоциальных отношениях, уровнем взаимопонимания и эмоциональным климатом в семье. Одним из способов разрешения внутриличностных конфликтов является профессиональное развитие личности на этапе профессионального обучения. Оно (профессиональное развитие) определяется как внешним (особенностями учебного процесса), так и внутренним (развитие профессионально важных качеств) условиями.

2. Положение о развитии профессионально важных качеств у студентов заочного отделения не может базироваться только на основе курсов, входящих в учебный план. Необходимо разрабатывать специальные программы, позволяющие выявлять скрытые резервы у обучающихся. Авторская программа включает в свое содержание 3 раздела. Диагностический раздел позволяет выявлять внутриличностные конфликты, сопровождающиеся астеническими эмоциональными переживаниями, снижением общественной и творческой активности, профессиональными деструкциями, нарушением межличностных отношений, подавленным настроением, фрустрацией, повышенной раздражительностью, агрессивностью, тревожностью и др. Консультативная работа (в рамках второго раздела программы) помогает студентам заочной формы обучения факультета психологии осознать характер и причины возникновения внутриличностных конфликтов. В ходе социально-психологического тренинга (практический раздел программы) моделируются личностно значимые для участников тренинга проблемы и ситуации, идет поиск путей снятия психического напряжения, вызванного внутриличностными конфликтами, за счет развития профессионально важных качеств.

3. На этапе профессионального обучения разрешение внутриличностных конфликтов происходит за счет профессионального развития личности, что обусловлено как внешними (педагогическими), так и внутренними (психологическими) условиями. К последним относится развитие профессионально важных качеств самоактуализирующейся личности, социальной и твирчеикии" активности и оптимизации уровня интернальности в области неудач. Это становится возможным тогда, когда перед началом работы в тренинговой группе студентам оказывается консультативная помощь, побуждающая студентов к самоанализу, развитию положительного отношения к себе, осознанию своих проблем, отработке эффективных средств общения, избавлению от негативных переживаний, построению перспективных линии личностного развития и способствующая формированию установки ответст-венности за свою жизнь.

Методологической и теоретической основой исследования стали: «теории личности и деятельности (К.С.Абульханова-Славская, Б. Г. Ананьев,

A.Г.Асмолова, Б. ФЛомов, Н. Н. Нечаев, Г. В. Суходольский, В.Д.Шадриков) — теория профессионального становления (Л.И. Божович, Ю. М. Забродин, Э. Ф. Зеер, Е. А. Климов, И. С. Кон, Т. В. Кудрявцев, А. К. Маркова, А. Маслоу, Л. М. Митина, А. В. Петровский, Н. С. Пряжников, Дж. Сьюпер, Дж. Холланд,

B.В.Чебышева) — теоретические положения о профессионально важных качествах (А.А.Абрамова, А. А. Деркач, Е. А. Климов, А. К. Маркова, Д. Мартенс, В. С. Мерлин, Л. М. Митина, Н. С. Пряжников, Е. С. Романова, В.Д.Шадриков). «теоретико-методологические исследования внутриличностных конфликтов (А.Я.Анцупов, К. Левин, А. Н. Леонтьев А. Маслоу, В. С. Мерлин, В. Н. Мясищев, Э. Ф. Зеер, З. Фрейд, Е. Б. Фанталова, Э. Фромм, К. Хорни, А. И. Шипилова и др.) — «теоретические положения о взаимосвязи особенностей мотивационно-лич-ностной сферы с внутриличностными конфликтами (А.Я.Анцупов, Ю. М. Забродин Э.Ф. Зеер, А. А. Реан, Дж. Роттер, Е. Б. Фанталова, А.И.Шипилова);

Организации иэкшы исследовании.

Исследование проводилось на базе факультетов психологии Самарского филиала Московского городского педагогического университета и Самарского педагогическою университета. В исследовании приняли участие 695 студентов: на очном отделении 1 курса — 132 студента факультета психологии, 68 сту-дентов факультета менеджмент (средний возраст студентов 17,5 лет), 61 сту-дент психолог 5 курсана заочном отделении -162 студента психолога и 78 менеджеров 3 курса (средний возраст 30 лет), 186 психологов 5 курса (33 года).

1 этап — анализ обращений студентов заочного отделения психологического факультета к преподавателям за психологической помощью в связи с проблемами неудовлетворенности семейными взаимоотношениями и состоянием своего психологического здоровья (сентябрь 2000 г.- октябрь 2002 г.). Задача: определение наличия внутриличностного конфликта у студентов психологического факультета и факультета менеджмента 1 курса. На первом этапе приняли участие 440 человек.

2 этап — констатирующий (сентябрь 2001 г. — декабрь 2002 г.). Задачи: определение взаимосвязи между внутриличностными конфликтами и мотивами выбора профессии у студентов психологического факультета дневной и заоч-ной форм обучения и факультета менеджмента и динамики. В эксперименте участвовало 695 человек.

3 этап — подготовка формирующего эксперимента (январь — май 2003 г.). Задача — составление психолого-педагогической программы по развитию профессионально важных качеств, способствующих разрешению внутриличностных конфликтов, связанных с мотивами выбора профессии психолога.

4 этап эксперимента (сентябрь 2003 г. — июнь 2004 г.). Задачи: 1) комплектование экспериментальной (20 человек) и контрольной (30 человек) групп для работы по составленной программе и проведение первичной диагностики- 2) апробация психолого-педагогической программы развития профессионально важных качеств- 3) проведение повторной диагностики в контрольной и экспериментальной группах с целью определения эффективности программы.

Методы исследования. Для решения поставленных задач и проверки «исходных предположений был использован комплекс взаимодополняющих методов, адекватных предмету исследования: логико-психологический анализ литературы по исследуемой проблеме, психодиагностические методы (тестирование), экспериментальные методы (констатирующий и формирующий этапы эксперимента) — метод контрольных группметоды математической статистики (процентного соотношения, непараметрического критерия U — Манна-Уитни и Т — критерия Вилкоксона, корреляционный анализ, дисперсионный анализ, факторный анализ).

Достоверность результатов исследования обеспечена обоснованностью методологии и её соответствием поставленной проблемеосуществлением исследования на научно-теоретическом и практическом уровняхприменением комплекса средств исследования, адекватных целям и предмету исследованиястатистической значимостью экспериментальных данныхвозможностью внедрения результатов исследования в практику учебной работы образовательных учреждений.

Апробация результатов исследования проходила на базе Самарского филиала Московского городского педагогического университета, результаты исследования обсуждались на заседании кафедры СФ МГПУ, на международных конференциях «Социальные процессы и молодежь: взгляд в будущее» (Самара, 2004) и «Акмеология: развитие личности и профессионала» (Самара, 2005), на научно-практической областной конференции «Образовательная среда и психологическое здоровье» (Самара, 2004). Программа по развитию профессионально важных качеств, способствующих разрешению внутриличностных конфликтов, была апробирована на факультете психологии СФ МГПУ.

Структура работы включает в себя введение, три главы, заключение, библиографию, приложения.

Выводы

Процесс профессиональною становления представляет собой развитие личности в процессе выбора профессии, профессионального образования и подготовки, а также продуктивного выполнения профессиональной деятельности.

Внутриличностные конфликты в области психического и физического здоровья и в области семейной жизни, проявляясь в виде астенических эмоциональных переживаний, снижении общественной и творческой активности, профессиональных деструкциях, нарушениях межличностных отношений, подавленного настроения, фрустрации, повышенной раздражительности, агрессивности, тревожности и др, являются факторами профессионального выбора психологов заочного обучения.

У значительной части студентов психологического факультета заочного отделения одним из главных мотивов выбора обучения на психологическом факультете является мотив познания себя и помощь себе, что подтверждает наличие у них внутриличностных конфликтов.

Эффективность профессиональной деятельности психолога зависит от успешности прохождения всех стадий и этапов профессионального становления, но особая роль отводится профессиональной подготовке, которая способствует развитию личности в ходе профессионального обучения, становлению студента как профессионала, формированию таких профессионально важных качеств, необходимых для будущей профессиональной деятельности, как качества самоактуализирующейся личности: ориентация во времени, поддержка, сензитивность, контактность, взгляд на природу человека, синергичность, познавательные потребностиа также мотивы творческой и общественной активностиинтернальность и тем самым способствует разрешению внутриличностных конфликтов.

Уровень модуса бытия, превалирующий над модусом обладания у психологов способствует более глубокому усвоению знаний и навыков, получаемых при обучении.

На основе данных констатирующего эксперимента разработана психолою-педагогическая программа профессионального развития и разрешения внутриличностных конфликтов у студентов психологов заочной формы обучения. Программа имеет своей целью оказание дифференцированной психолого-педагогической помощи студентам психологам с различными видами и динамикой внутриличностных конфликтов.

Диагностические данные контрольной и экспериментальной групп подтверждают, что без занятий по психолого-педагогической программе:

— процесс разрешения внутриличностных конфликтов не имеет в контрольной группе статистически значимой положительной динамики;

— у студентов контрольной группы к 5 курсу такие профессионально важные качества, как ориентация во времени, поддержка, сензитивность, контактность, взгляд на природу человека, синергичность, познавательные потребностиа также мотивы творческой и общественной активностиинтернапьность в сравнении с экспериментальной группой имеют более низкую степень развития, что подтверждено методом Манна-Уитни.

Т.о. разрешение внутриличностных конфликтов связано с приобретением навыков саморегуляции, нормализации уровня субъективного контроля в области неудачразвитием качеств самоактуализирующейся личности (ориентация во времени, поддержка, сензитивность, контактность, взгляд на природу человека, синергичность, познавательные потребности) — развитием мотивов общественной и творческой активности.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой