Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Особенности мотивационно-потребностной сферы подростков с девиантным поведением

КурсоваяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Ядром целостной структуры человеческой личности является мотивационная сфера с присущей ей сложным и иерархическим строением мотивов. В силу сказанного важным психологическим требованием к процессу воспитания является требование формирования у ребенка необходимой мотивации ее поведения и деятельности. Приблизительно в три — четыре года на основе осознания себя субъектом и сравнения себя с другими… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • 1. Особенности мотивационно-потребностной сферы подростков с девиантным поведением
    • 1. 1. Особенности мотиваций поведения в разные вековые периоды
    • 1. 2. Характеристика поведения подростков с девиантным поведеним
    • 1. 3. Проблема мотивации учебной деятельности подростков
  • 2. Эмпирическое исследование мотивации подростков с девиантным поведением к учебной деятельности
    • 2. 1. Задание и содержание исследования
    • 2. 2. Исследование мотивации подростков с девиантным поведением к учебной деятельности
  • 3. Формирование мотивации к образованию у подростков с девиантным поведением
  • Заключение
  • Список литературы
  • Приложение 1

Особенности мотивационно-потребностной сферы подростков с девиантным поведением (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

1. Особенности мотивационно-потребностной сферы подростков с девиантным поведением

1.1. Особенности мотиваций поведения в разные вековые периоды

Ядром целостной структуры человеческой личности является мотивационная сфера с присущей ей сложным и иерархическим строением мотивов. В силу сказанного важным психологическим требованием к процессу воспитания является требование формирования у ребенка необходимой мотивации ее поведения и деятельности.

Чаще всего в научной литературе мотивация рассматривается как совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его начало, направленность и активность.

Под мотивом понимают внутреннюю движущую силу, которая побуждает человека к деятельности [30, c.18]. Мотивы деятельности и поведения человека генетически связаны с ее органическими и духовно-культурными потребностями.

Существуют разные классификации мотивов. Так, они могут быть внешними относительно деятельности (непосредственно не связанными с ней) и внутренними (связанными с ней непосредственно).

Внутренние мотивы, в свою очередь, разделяют на процессуальные (интерес к процессу деятельности), результативные (интерес к результату деятельности) и мотивы саморазвития (ради развития определенных способностей или качеств). Различают осознанные и неосознанные мотивы. В последнем случае человек сам не знает, ради чего она выполняет определенную деятельность, или же искренне ошибается относительно своих побуждений. Мотивы бывают такие, которые просто понимают, осознаются человеком (то есть она знает, ради чего следует выполнять эту деятельность), и действующие (то есть такие, ради которых человек действительно осуществляет эту деятельность).

Проблема формирования мотивационной сферы у детей и подростков специально исследуется в работах Л. И. Божович. Проведенный ею анализ позволяет выделить следующие особенности мотиваций поведения в разные вековые периоды:

1. Источником активности новорожденного выступают урожденные физиологичные потребности в еде, тепле, руссе и тому подобное, а также потребности функционального развития мозга, например, потребность в новых впечатлениях и тому подобное. Кроме того, почти с момента рождения ребенку присущие специфические социальные потребности, которые требуют развития межличностных взаимоотношений,: потребность в общении, во внимании к себе и др. Развитие мотивационной сферы ребенка на протяжении первого года жизни идет не по пути расширения числа потребностей, а по пути их «опредмечування», то есть формирование соответствующих мотивов. Как результат, соответствующие предметы сами приобретают побудительную силу. Попадаючи в поле восприятия ребенка, они актуализируют соответствующие потребности, вызывая активность ребенка в направлении, которое отвечает данной ситуации. В то же время мотивационная сфера еще не играет решающую роль в детерминации поведения ребенка. Характерная особенность последней в этот период жизни — ее ситуативная обусловленность.

2. Начиная со второго года жизни собственная активность ребенка и роль ее мотивационной сферы в регулировании поведения растут. Происходит, по словам Л. И. Божович, переход ребенка от существа, которое стало субъектом, предприняло первые шаги на пути формирования личности, к существу, которое осознает себя в роли субъекту, то есть имеет место возникновение того системного новообразования, которое принято связывать со словом «Я». Проявляется это в том, что ребенок перестает покорно покоряться взрослому, выполняя его требования и указания [4, с.44].

3. Приблизительно в три — четыре года на основе осознания себя субъектом и сравнения себя с другими у ребенка появляются самооценка, осознание личностных требований, которые относятся перед ним, стремления отвечать этим требованиям (получать от значимых взрослых позитивное подкрепление такого поведения).

4. Перед началом школьной жизни у ребенка возникает новый уровень самосознания и, соответственно, новый уровень сознательного регулирования поведения. Этот уровень характеризуется формированием «внутренней позиции», то есть стойкой системы отношений ребенка к себе, к другим людям, к окружающей действительности. Появление этого новообразования свидетельствует о качественно новом этапе в развитии мотивационной сферы личности.

Показать весь текст

Список литературы

  1. М.А. Мотивы обучения детей. — К.: Радянська школа, 1974. — 116 с.
  2. А. Д. Формирование ответственного отношения к учению: Учебное пособие к спецкурсу / А. Д. Алферов. — Ростов-на-Дону: РГПИ, 2009. — 297 с.
  3. .Г. Психология педагогической оценки // Избранные психологические труды: В 2-х т. / Б. Г. Ананьев. — М.: Педагогика, 2009. — Т. 2. — 2009. — С. 128−267.
  4. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. — М.: Просвещение, 1968. — 464 с.
  5. Л.И. Развитие мотивов учения у школьников / Л. И. Божович, Н. Г. Морозова, Л. С. Славина. — М.: АПН РСФСР, 1951. — Вып. 36. — С. 29 — 104.
  6. П.П. Школьная успеваемость. Избранные педагогические произведения / П. П. Блонский. — М.: АПН РСФСР, 1961. — С. 28.
  7. Л.А. Воспитание сознательного отношения к учению у учащихся вечерней школы / Л. А. Высотина. — М.: АПН РСФСР, 1962. — 50 с.
  8. П.Я. Психологические проблемы учебной деятельности школьника / П. Я. Гальперин, А. К. Маркова. — М.: МГУ, 1977. — 125 с.
  9. М.Т. Особенности отношения к учению младших школьников с различной успеваемостью: дис. … канд. пси- хол. наук: 19. 00. 07 / М. Т. Дригус. — К., 1979. — 156 с.
  10. А.К. Зависимость между интересом и тревожностью в учебной деятельности младшего школьника / А. К. Дусавицкий // Вопросы психологии. — 2002. — № 3. — С. 56 — 61.
  11. Г. Ф. Психологические особенности формирования у работающей молодежи положительного отношения к учению.: автореф. дисс. на соискание научн. степени канд. пси- хол. наук: спец. 19. 00. 07 «Педагогическая и возрастная психология» / Г. Ф. Ивончик. — К., 2010. — 23 с.
  12. Г. С. Навчально — виховний процес i психiчний розвиток особистоста / Г. С. Костюк. — К.: Радянська школа, 2009. — 608 с.
  13. Н.Г. Факторы отношения к учению у старших школьников / Н. Г. Левандовский // Отношения как проблема психологии воспитания. Сборник научных трудов. — Л.: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1973. — С. 11−32.
  14. И.Д. Детская и педагогическая психология / И. Д. Левитов. — М.: Просвещение, 1964. — 476 с.
  15. А.Н. Избранные психологические произведения: В 2-х т. / Под ред. В. В. Давыдова и др. — М.: Педагогика, 2003. — Т. 1. — 2003. — 391 с.
  16. А.Н. Потребности, мотивы и эмоции / А. Н. Леонтьев. — М.: Изд-во Моск. гос. ун-та, 1971. — 400 с.
  17. А.К. Пути исследования мотивации учебной деятельности / А. К. Маркова // Вопросы психологии. — 2009. — № 5. — С. 47−59.
  18. А.К. Формирование мотивации учения: Кн. для учителя / А. К. Маркова, Г. А. Матис, А. Б. Орлов — М.: Просвещение, 2000. — 192 с. — (Психол. наука — школе).
  19. М.В. Мотивация учения младших школьников / М. В. Матюхина. — М.: Педагогика, 2009. — 114 с.
  20. В.Д. Психология девиантного поведения. Учебное пособие. / В.Д. Менделевич- М.: Речь, 2005. — 242 с.
  21. С.Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. — СПб.: Питер, 2010. — 720 с.: ил. — (Серия «Мастера психологии»).
  22. Формирование интереса к учению у школьников / Под ред. А. К. Марковой. — М.: Педагогика, 2006. — 192 с.
  23. Г. А. Социально-психологические факторы становления отношения старшеклассников к учению: дис. … канд. психол. наук: 19. 00. 07 / Г. А. Хомич. — К., 2002. — 176 с.
  24. Г. И. К проблеме формирования потребности в знаниях у учащихся / Г. И. Школьник // Воспитание у учащихся познавательной активности. — Волгоград, 1971. — С. 3−16.
  25. Г. И. Проблема познавательного интереса в педагогике /Г.И. Щукина. — М.: Педагогика, 1971. — 352 с.
  26. Д.И. Психология взросления. / Д. И. Фельдштейн — М.: Флинта, 2009. — 434 с.
  27. Д.Б. Избранные психологические труды / Д. Б. Эльконин. — М.: Педагогика, 2009. — 560 с.
  28. П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека / П. М. Якобсон. — М.: Просвещение, 1969. — 317 с.
Заполнить форму текущей работой