Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Особенности проявления психологической неустойчивости личности при преодолении критических ситуаций

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Следует отметить, что проведенное исследование имеет широкие перспективы: представляется крайне интересным и актуальным изучение проблематики особенностей критических ситуаций и стратегий поведения в них в единстве когнитивного, аффективного и поведенческого аспектов взаимодействия человека с ситуацией. Исследование данного предмета в таком ракурсе позволит рассматривать и типологические… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЧЕЛОВЕКА И СИТУАЦИЙ
    • 1. 1. Проблема психологических ситуаций в зарубежной и отечественной психологии
    • 1. 2. Критические ситуации как вид жизненных ситуации
    • 1. 3. Взаимосвязь психологической устойчивости личности и стратегий преодоления критических ситуаций
    • 1. 4. Взаимосвязь критических ситуаций, стратегий их преодоления и невротического развития личности
  • ГЛАВА 2. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, СТРАТЕГИЯ И МЕТОДЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 2. 1. Цель, задачи и гипотезы эмпирического исследования
    • 2. 2. Стратегия и методы эмпирического исследования
    • 2. 3. Характеристика выборки эмпирического исследования
  • ГЛАВА 3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРОЯВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НЕУСТОЙЧИВОСТИ ЛИЧНОСТИ ПРИ ПРЕОДОЛЕНИИ КРИТИЧЕСКИХ СИТУАЦИЙ
    • 3. 1. Особенности когнитивно-аффективной репрезентации критических ситуаций как проявление психологической неустойчивости личности
    • 3. 2. Особенности стратегий преодоления критических ситуаций как проявление психологической неустойчивости личности
  • ВЫВОДЫ

Особенности проявления психологической неустойчивости личности при преодолении критических ситуаций (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Проблема взаимодействия человека и ситуации является одной из фундаментальных в психологической науке: в ней вскрываются вопросы соотношения объективного и субъективного, внешнего и внутреннего мира личности на протяжении жизниименно ситуация внутренне детерминирует человеческое поведение. Среди широкого класса жизненных ситуаций особое место занимают ситуации критические, в которых остро проявляются противоречия между интенцией к реализации и невозможностью осуществления некоторых базовых, имеющих высокую значимость для субъекта ценностей. Актуальность исследования таких ситуаций неоднократно подчеркивалась зарубежными и отечественными психологами (R.Lazarus, S. Folkmen, L. Montada, L. Ross, R. Nisbett, H. Thomae, W. Thomas, Р. А. Ахмеров, Л. Ф. Бурлачук, Ф. Е. Василюк, Е. Е. Данилова, Р. М. Загайнов, Е. В. Кораблева, Е. Ю. Коржова, А. С. Кочарян, Е. П. Крупник, К. Муздыбаев, С.К.Нартова-Бочавер, Т. М. Титаренко, Е. Н. Туманова, Т.С.Чуйкова). L. Montada высоко оценивал направление, связанное с изучением критических жизненных событий, которые он называл экспериментами жизни.

Выбор конструктивных стратегий преодоления критических ситуаций в итоге становится фактором, определяющим успешность развития личности, ее целостность, зрелость, устойчивость. В свою очередь, комплекс таких стратегий включается в более широкий набор средств, с помощью которых человек выстраивает все многообразие межличностных отношений, а в перспективе — свою уникальную стратегию жизни.

В настоящее время на фоне интенсивных общественных изменений особенно остро стоит вопрос поиска таких стратегий совладающего поведения в критических ситуациях, которые позволяют максимально сохранить психическое здоровье людей, раскрыть их личностный потенциал и способность творчески строить свой жизненный путь, и которые характеризуют «психологически устойчивую» личность (Е.П. Крупник). Несмотря на актуальную необходимость теоретической и эмпирической разработки категория психологической устойчивости как базовая характеристика личности и связанные с ней феномены совладающего поведения до сих пор остаются недостаточно изученными.

Следует также отметить, что в поиске закономерностей, определяющих психологическую устойчивость личности в критических ситуациях, несомненную ценность представляет теоретически обобщенный опыт клинической работы с людьми, страдающими различными нарушениями личностного развития. Данный опыт недостаточно используется «академической» наукой, в то время как он позволяет устанавливать определенные взаимосвязи между возникновением указанных нарушений и особенностями личностно-ситуационного взаимодействия: неадекватное отношение субъекта к сложной ситуации (выраженное в гиперактуализации значимости возникшего неблагоприятного воздействия), неспособность самостоятельно разрешить трудную ситуацию считаются ведущими факторами невротизации личности (Б.С. Братусь, В. А. Войнов, Б. Д. Карвасарский, В. Н. Мясищев, А. Адлер, К. Хорни и др.).

В зависимости от теоретического подхода взаимодействие невротической личности с трудными, критическими ситуациями рассматривают по-разному: как поведение, обусловленное невротическим конфликтом (Э.Берн, Г. Салливан, Э. Фромм, К. Хорни), множеством фрустрирующих ситуаций, и реализуемое через «деструктивное взаимодействие» (А.Адлер), как следствие неспособности человека изменять свой образ действия и отношения со средой (Ф.Перлз), как следствие неадекватных поведенческих паттернов (А.Бандура, Э. Толмен, Дж. Торндайк, Б. Ф. Скиннер, Дж. Уотсон). На роль неблагоприятной социально-бытовой среды традиционно указывают отечественные психологи (Б.Д. Карвасарский, В.Н. Мясищев).

Мы полагаем, что наиболее продуктивным в плане изучения актуальной проблемы стратегий преодоления критических ситуаций в их связи с психологическим здоровьем субъекта может выступить подход, рассматривающий совладающее поведение сквозь призму психологической устойчивости (Е.П. Крупник) и «неустойчивости» личности. В качестве модели последней мы рассматриваем личность невротическую, характеризующуюся выраженной неадекватностью поведенческого и эмоционального реагирования в критических ситуациях (как конкретный вариант невротической личности нами изучались люди, страдающие логоневрозом — нарушением речевого общения в форме заикания).

Целью нашей работы стало изучение когнитивных, аффективных и поведенческих особенностей проявления психологической неустойчивости личности при преодолении критических ситуаций.

Исходной теоретической посылкой исследования является положение о том, что психологическая устойчивость личности позволяет сохранять основные отношения индивида к действительности, предполагая вместе с тем пластичность и вариативность поведения, диалектически сочетая его зависимость от ситуации с преодолением ее воздействия.

Гипотезой исследования выступило предположение о том, что психологическая неустойчивость личности будет проявляться в склонности к фиксированным (ригидным) или полевым (зависимым от ситуации) схемам поведения в критических ситуациях, что особенно характерно для людей с нарушениями речевого общения в форме заикания.

В связи с этим нами были сформулированы следующие задачи исследования:

1. провести теоретический анализ проблемы преодоления человеком критических ситуаций в зарубежной и отечественной психологии;

2. изучить особенности когнитивно-аффективной представленности критических ситуаций как проявления психологической неустойчивости личности;

3. изучить особенности стратегий преодоления критических ситуаций проявления психологической неустойчивости личности.

Объект исследования: люди без речевых нарушений (в форме логоневроза) и с логоневрозом.

Предметом исследования выступили когнитивно-аффективные и поведенческие особенности проявления психологической неустойчивости личности при преодолении критических ситуаций.

Теоретической и методологической предпосылкой данной работы послужило положение о том, что достоверное научное знание о специфике взаимодействия человека и критических ситуаций способствует более глубокому пониманию механизмов развития личности, а также условий ее полноценного развития, поддержания и укрепления психологического здоровья человека, реализации его творческого потенциала.

Анализ феномена совладания с критическими ситуациями в контексте концепции «психологической устойчивости» личности и психобиографического подхода открывает возможность для разработки коррекционных, развивающих и психотерапевтических программ работы с учетом неповторимости и уникальности жизненного пути каждого человека.

Теоретической базой исследования выступили положения:

— психологии личности (К.А. Абульханова-Славская, Б. Г. Ананьев, А. А. Бодалев, Б. Г. Братусь, Ф. Д. Горбов, В. Н. Мясищев, C. J1. Рубинштейн, Б. А. Сосновский, А. Адлер, А. Бандура, Э. Берн, Дж. Уотсон, Г. Салливан, Э. Фромм, К. Хорни, А. Маслоу, К. Роджерс);

— психологии жизненного пути и психологии жизненных ситуаций (К.А. Абульханова-Славская, Б. Г. Ананьев, Л. И. Анцыферова, Р. А. Ахмеров, А. К. Болотова, Л. Ф. Бурлачук, Ф. Е. Василюк, Н. В. Гришина, Е. Ю. Коржова, А.А.

Кроник, C.JI. Рубинштейн, L. Ross, R. Nisbett, D. Magnusson, H. Thomae, W. Thomas, A. Furnham, N. Endler);

— концепция психологической устойчивости личности (Е.П. Крупник);

— психологии совладания (P.M. Загайнов, Е. Ю. Коржова, Е. Либина, А. В. Махнач, К. Муздыбаев, Л. Б. Филонов, M. Argyle, J. Graham, R. Lasarus, Folkmen, Murphy, N. Haan, R.H. Moos, T. Kroeber, N. Haan, R. Write, V. Vaillant).

Организация и методы исследования. Исследование проводилось в два этапа. На первом этапе анализировались современные подходы к проблеме взаимодействия человека и критической ситуации. На втором этапе проводилось экспериментальное изучение специфики критических ситуаций и стратегий их преодоления людьми с нормальным и нарушенным речевым общением (в форме логоневроза). Выборку испытуемых составили 100 человек, из них 30 — страдающих логоневрозом, 70 — без логоневроза.

Для эмпирического исследования специфики критических ситуаций, а также способов их преодоления использовался блок методик, включающий:

1. Методику «Психологическая автобиография» Е. Ю. Коржовой;

2. Структурированное психобиографическое интервью (разработанное автором исследования);

3. «Опросник критических ситуаций», специально разработанный автором исследования;

4. Экспериментально-психологическую методику изучения фрустрационных реакций (модификация методики С. Розенцвейга, разработанная в НИИ им. В.М. Бехтерева).

Результаты исследования подвергались качественному и количественному анализу с использованием непараметрических и параметрических методов математической статистики, факторного и кластерного анализа. Количественная обработка данных проводилась с использованием пакета статистической обработки Statistica 5.11.

Обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечивалась непротиворечивостью используемых категорий и понятий, применением методов диагностики и обработки данных, адекватных предмету, целям и гипотезе исследования, репрезентативностью выборок испытуемых и корректным использованием статистических методов для верификации полученных данных.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в изучении особенностей проявления психологической неустойчивости личности при преодолении критических ситуаций (на примере логоневроза). Расширено представление о характеристиках совладающего поведения «психологически неустойчивой» личности.

Проведено исследование теоретических материалов по феномену совладающего поведения в критических ситуациях в рамках концепции психологической устойчивости личности, а также с позиций ситуационного и психобиографического подходов. Установлено, что психологическая неустойчивость личности при логоневрозе проявляется в: 1) параметрах субъективной категоризации определенных психологических ситуаций как критических- 2) стратегиях преодоления этих критических ситуаций.

Установлены значимые различия в типах ситуаций, выступающих для испытуемых с логоневрозом и без него в качестве критических, а также в используемых стратегиях их преодоления. Были четко дифференцированы 6 подтипов критических ситуаций, специфических для людей, страдающих логоневрозом. Доказано, что при логоневрозе доминирующими являются реакции фиксации на препятствии и на самозащите (ригидные поведенческие паттерны).

Практическая значимость диссертационной работы заключается в разработке авторской методики изучения критических ситуаций, которая в перспективе предполагает возможность реализации ряда диагностических задач: 1) сопоставления индивидуального профиля личности с нормативным и логоневротическим- 2) выявления логофобических реакций на определенные типы ситуаций как у заикающихся, так и незаикающихся людей- 3) осуществления мониторинга невротической переработки речевого дефекта у лиц, страдающих логоневрозом, в том числе в процессе групповой и индивидуальной социореабилитационной работы и оценке степени эффективности последней для отдельного субъекта и группы. Результаты диссертационной работы могут быть использованы в области прикладных исследований по изучению личности, в психотерапии и психокоррекции, индивидуальном и групповом обучении эффективным стратегиям разрешения сложных жизненных ситуаций.

Положения, выносимые на защиту:

1. Психологическая неустойчивость личности при преодолении критических ситуаций (у людей с заиканием) связана со следующими когнитивными, аффективными и поведенческими особенностями: а) большей представленностью в субъективной картине жизненного пути событий личностного, чем «средового» характераб) аффективной фиксацией на негативно-окрашенных жизненных ситуациях, в) склонностью к фиксации на препятствии и на самозащите, действием механизмов психологической защиты.

2. Специфическими для людей с нарушениями речи в форме заикания, критическими ситуациями являются ситуации, связанные с физическим и психологическим здоровьем, наличием речевого нарушения и его личностной невротической переработкой.

3. Для группы «нормы» наиболее критическими являются ситуации, связанные с болезнью/смертью близких людей, трудностями в межличностных отношениях с близкими/родственниками и социальные катастрофы.

4. Стратегии преодоления критических ситуаций людей без речевых нарушений в форме заикания характеризуются большей вариативностью (по сравнению с таковыми у людей с нарушениями речи) с преобладанием фиксации на удовлетворении потребности (практическом разрешении ситуации).

Экспериментальной базой исследования выступили: 1) факультет педагогики и психологии Орловского государственного университета- 2) факультет иностранных языков Орловского государственного университета- 3) экспериментальные группы семейной логопсихотерапии под рук. д.псх.н. Карповой H.JI. на базе Психологического института РАО.

Апробация результатов исследования.

Материалы исследования докладывались и обсуждались на заседаниях кафедры психологии Московского педагогического государственного университета, на заседаниях научно-исследовательской группы «Психология общения и реабилитации личности» Психологического института РАО, на заседаниях кафедры психолого-педагогической технологии Орловского государственного университета.

Результаты различных этапов диссертационного исследования были представлены на Всероссийском съезде практических психологов образования (Москва, 26−28 мая 2003 г.), III Всероссийском съезде психологов РПО (Санкт-Петербург, 25−28 июня 2003 г.), Научно-практической конференции «Человек в трудной жизненной ситуации» (Москва, Российский государственный социальный университет, 2003), Международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов-2004» (Москва, МГУ им. М. В. Ломоносова, 13−14 апреля 2004 г.), Ежегодных Фестивалях научного творчества (Орел, Орловский государственный университет, апрель 2002;2004), IX-X симпозиумах «Психологические и социальные проблемы смысла жизни и акме» (Москва, Психологический институт РАО, 23−24 апреля 2003;2004), Научно-практической конференции памяти Ю. Б. Некрасовой «Психологические, логопедические и психотерапевтические аспекты восстановления нарушенного речевого общения (заикания)» (Москва, Психологический институт РАО, 14 октября 2004 г.), юбилейной Конференции, посвященной 120-летию Московского психологического общества (Москва, РПО, 4−6 февраля 2005 г.).

По теме диссертационного исследования опубликовано 11 работ общим объемом 2,2 п.л.

Структура диссертации. Диссертационная работа состоит из введения, трех глав, выводов, заключения, списка использованной литературы и приложений. Основной текст диссертации изложен на 143 страницах и включает в себя 10 таблиц и 9 рисунков, а также Приложения. В списке литературы 128 источников, из них 11 на иностранных языках.

выводы.

Результаты проведенного диссертационного исследования психологических особенностей критических ситуаций и стратегий их преодоления людьми с нормальным и нарушенным в форме логоневроза речевым общением позволили сделать следующие основные выводы:

1. Проблема взаимодействия человека и ситуации является одной из фундаментальных в психологии, особенно актуальным ее аспектом выступает проблема поведения человека в критических ситуациях. Критические ситуации характеризуются наличием противоречия между желанием достижения субъективно значимой цели и средствами ее достижения, сопряженностью с крайне негативными эмоциональными состояниями и высокой степенью обусловленности личностными особенностями субъекта ситуации.

2. Возможность конструктивного преодоления критических ситуаций наиболее полно реализуется личностями, обладающими качеством психологической устойчивости, которое позволяет сохранять основные отношения индивида к действительности, предполагая вместе с тем пластичность и вариативность поведения, диалектически сочетая его зависимость от ситуации с преодолением ее воздействия.

3. Психологическая неустойчивость личности характеризуется когнитивными, аффективными и поведенческими особенностями взаимодействия с критической ситуацией, наиболее общими типами которого являются ригидное и полезависимое поведение.

4. Данные особенности взаимодействия с критической ситуацией в полной мере проявляются у логоневротической личности как модели психологически неустойчивой личности.

5. Психологическая неустойчивость личности «ригидного» типа при логоневрозе связана со следующими когнитивными, аффективными и поведенческими особенностями: а) большей представленностью в субъективной картине жизненного пути событий личностного, чем «средового» характераб) аффективной фиксацией на негативно-окрашенных жизненных ситуацияхв) действием механизмов психологической защиты.

Психологическая неустойчивость личности «полезависимого» типа при логоневрозе связана со следующими аффективными и поведенческими особенностями: а) высокой зависимостью эмоционального состояния от внешних оценокб) склонностью к пассивно-выжидательному реагированию и делегированию ответственности за разрешение критической ситуации.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Исследование важной проблемы взаимодействия человека и ситуации в контексте взаимосвязи стратегий преодоления критических ситуаций (как частного варианта базовой модели взаимодействия субъекта с миром) и психологической устойчивости личности (на модели «нормальной» и логоневротической личности) показало, что современное состояние изучения проблемы взаимодействия человека и критической жизненной ситуации характеризуется разнообразием теоретических подходов (персонологический, ситуационистский, компонентный, средовой и т. д.) и эпистемологии (трудная, кризисная, стрессовая, эмоциогенная, проблемная, конфликтная ситуация). Критическая ситуация занимает особое место в классе жизненных ситуаций, а стратегии взаимодействия с ней выполняют функцию обеспечения физического и психического здоровья личности. Использование неконструктивных стратегий повышает риск возникновения различных нарушений психологического здоровья субъекта, в том числе выступает фактором невротизации личности.

Рассмотрение проблемы взаимодействия человека с критическими ситуациями сквозь призму психологической устойчивости и «неустойчивости» личности позволило установить, что в случае логоневроза психологическая неустойчивость проявляется в параметрах субъективной категоризации определенных жизненных ситуаций как критических и в стратегиях преодоления этих ситуаций. Основания категоризации психологических ситуаций как критических в группе «логоневроза» связаны с коммуникативными ситуациями.

В ходе проведенного исследования психологических особенностей критических ситуаций и стратегий их преодоления людьми с логоневрозом и без него была подтверждена выдвинутая нами гипотеза о том, что невротическая личность, являющаяся моделью «психологически неустойчивой» личности, демонстрирует склонность к фиксированным (ригидным) или полевым (зависимым от ситуации) схемам поведения. Взятые в качестве частного варианта «психологически неустойчивой» личности люди с логоневрозом продемонстрировали специфические психологические особенности когнитивно-аффективной репрезентации критических ситуаций, а также стратегий взаимодействия с ними. Подтверждена связь стратегий преодоления людей незаикающихся с конструктивным копингом.

Проведенное исследование предоставляет множество вариантов практического использования его результатов. В частности, можно говорить о целесообразности исследования различных вариантов нарушенного личностного развития посредством модификации «Опросника критических ситуаций» путем варьирования набора критических ситуаций и построения на этой основе специфической для каждого из вариантов личностного развития типологии критических ситуаций, а также выделения осей их категоризации.

Следует отметить, что проведенное исследование имеет широкие перспективы: представляется крайне интересным и актуальным изучение проблематики особенностей критических ситуаций и стратегий поведения в них в единстве когнитивного, аффективного и поведенческого аспектов взаимодействия человека с ситуацией. Исследование данного предмета в таком ракурсе позволит рассматривать и типологические особенности критических ситуаций у разных групп людей, и копинг-стратегии как «продукты» различных звеньев единого процесса взаимодействия человека и ситуации — формирование аффективно-окрашенного образа ситуации, его когнитивная переработка, поведенческий «ответ». Подразумевается, что степень «психологической устойчивости» личности будет обусловливать адекватность, гибкость и творческость реагирования на каждом из этапов взаимодействия с ситуацией, а конструктивность этого взаимодействия — создавать основу для психологически устойчивого поведения в будущем.

Показать весь текст

Список литературы

  1. И.Ю. Психологический аспект заикания: Дисс.. канд.психол. наук. — М., 1976.
  2. К.А. Деятельность и психология личности. М. 1980.
  3. К. А. Диалектика человеческой жизни (соотнесение философского, методологического и конкретно-научного подходов к проблеме индивида). М., 1977.
  4. К.А. О субъекте психической деятельности. Методологические проблемы психологии. М., 1973.
  5. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М., 1991.
  6. Абульханова-Славская К.А., Березина Т. Н. Время личности и время жизни. -СПб., 2001.
  7. А. Наука жить. Киев, 1997. fh 8. Ананьев Б. Г. Психологическая структура человека как субъекта //Человеки общество. 1967. — Вып.2.
  8. .Г. Человек как предмет познания. Л., 1968.
  9. .Г. О проблемах современного человекознания. М., 1977.
  10. В.А. Введение в психологию здоровья. СПб., 1998.
  11. Л.И. Некоторые теоретические проблемы психологии личности //Вопросы психологии, 1978, № 1.
  12. Л.И. Психология повседневности: жизненный мир личностии «техники» ее бытия //Психологический журнал. — 1993. т.14. — № 2.
  13. Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита //Психологический журнал. 1994. — т. 15. — № 1.
  14. Л.И. Новые аспекты развития личности в процессе целостного жизненного пути //Принцип системности в современной психологической науке и практике: В 4 т. — М., 1996. т.2.
  15. Л.И. Способность личности к преодолению деформаций своего развития //Психологический журнал. — 1999. -т.20. № 1.
  16. Р.А. Биографические кризисы личности: автореф. дисс. на соиск. степ. канд. псих, наук: (19.00.01) /Институт психологии РАН. М., 1994.
  17. А.А. О человеке в экстремальной ситуации /Вопросы социальной психологии личности. Вып.4 /Под ред. P.M. Шамионова. Саратов: Изд-во Саратовского университета, 2003.
  18. Н.В., Григорьева Л. А. Ситуации как объект науки и праткики //Вестник СЗО РАО «Образование и культура Северо-Запада России». — СПб., 1998. -Вып.З.
  19. Ф.М., Коряк Н. М. Внимание: конфликт! — Новосибирск: Наука, 1989.
  20. .С. Нравственное сознание личности (Психологическое исследование). — М., 1985.
  21. Л.Ф., Коржова Е. Ю. К построению теории измеренной индивидуальности в психодиагностике //Вопросы психологии. 1994.-№ 5.
  22. Л.Ф., Коржова Е. Ю. Психология жизненных ситуаций. М., 1998.
  23. Л.Ф., Михайлова Н. Б. К психологической теории ситуации// Психологический журнал. 2002. — т.23. — № 1.
  24. Е.П., Михайлова Ю. Н. Жизненный путь как творческий акт //Психологические проблемы самореализации личности. СПб., 1999. -Вып.З.
  25. О.С., Демченко Е. А. Изучение основных- характеристик жизненной стратегии человека//Вопросы психологии, 2001, № 2.
  26. Ю.А. Особенности смысловой сферы личности при нарушении социальной регуляции поведения //Психологический журнал. 1997. -т. 18. — № 2.
  27. Ф.Е. Психология переживания. М.: МГУ, 1984. .
  28. Ф.Е. Жизненный мир и кризис. Типологический анализ критической ситуации //Психологический журнал 1995, т. 16, № 3.
  29. JI.C. Проблема возраста //Собр.соч. М., 1984. — t.V.
  30. Е.И., Кроник А. А. Психологическое время личности. Киев, 1984.
  31. Ф.Д. К детерминации психических состояний человека //Вопросы психологии. 1971. — № 5.
  32. Л.П. Резервы человеческой психики: введение в психологию + активности. М., 1989.
  33. Н.В. Психология социальных ситуаций //Психологический журнал. — 1997. № 1.
  34. Е.Е. Психологический анализ трудных ситуаций и способов овладения ими у детей 9−11 лет: Дисс.. к.пс.н. М., 1990.
  35. А.Н. Использование понятия «совладание» в психологии //Человек, сообщество, управление. 2001. — № 2.
  36. К. Критические жизненные ситуации //Здоровье мира. 1985. -№ 8−9.
  37. Л.Г., Махнач А. В. Отношение человека к неблагоприятным жизенным событиям и факторы его формирования //Психологический журнал. 1996. — № 2.
  38. В.Н. Ситуационный подход к психологической диагностике способностей //Психологический журнал. 1991. — № 2.41.42,43,44,45,46,47,48,4950,51,52
Заполнить форму текущей работой