Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Социально-психологическое обеспечение инклюзивного обучения инвалидов боевых действий

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В проблеме совершенствования социально-психологического обеспечения инклюзивного обучения инвалидов и участников боевых действий особое значение имеет методический аспект — способы взаимодействия преподавателей и специалистов с инвалидами и участниками боевых действий в процессе их обучения. Система мер по усилению мотивированности и профессиональной компетентности специалистов и педагогов… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические и прикладные основы процесса социально-психологического обеспечения инклюзивного обучения инвалидов боевых действий
    • 1. Проблема инклюзивного обучения инвалидов в социальной психологии
    • 2. Сущность и содержание социально-психологического обеспечения инклюзивного обучения инвалидов боевых дейс гвий
    • 3. Социально-психологические механизмы обеспечения инклюзивного обучения инвалидов боевых действий
  • Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование процесса социально-психологического обеспечения инклюзивного обучения инвалидов боевых действий на базе специализированного реабилитационного учреждения
    • 1. Методика и задачи опытно-экспериментальной работы
    • 2. Критерии и показатели эффективности процесса социально-психологического обеспечения инклюзивного обучения инвалидов боевых действий
    • 3. Динамика и результаты опытно-экспериментальной работы
  • Глава 3. Направления и факторы развития социально-психологического обеспечения инклюзивного обучения инвалидов боевых действий
    • 1. Развитие мотивации субъектов образовательного процесса на инклюзивное обучение инвалидов боевых действий и принятие ценностей социально-психологического подхода к инвалидности
    • 2. Формирование социально-психологических механизмов деин-валидизации среды обучающегося-инвалида боевых действий во взаимодействии участников образовательного процесса
    • 3. Адаптация и использование методик социально-психологического обеспечения инклюзивного обучения инвалидов боевых действий

Социально-психологическое обеспечение инклюзивного обучения инвалидов боевых действий (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. По данным государственной статистики, на протяжении последних 10 лет наблюдается неуклонное увеличение количества инвалидов боевых действий. Сегодня их численность составляет 28 358 чел. В связи с этим в российском обществе остро стоит проблема социальной адаптации и интеграции инвалидов боевых действий в процесс эффективного социального функционирования.

Лица, относящиеся к данной категории, имеют четко выраженные установки на общественно значимую деятельность, что предопределяет направленность и содержание социально-психологического обеспечения их профессионального развития и деятельности.

Одним из наиболее эффективных направлений реабилитации инвалидов является их профессиональное обучение и переобучение. Благодаря обучению или переобучению инвалидов может быть достигнута их полная или частичная реабилитация, с прекращением инвалидности или уменьшением ее тяжести. Не случайно лица, пострадавшие при исполнении обязанностей военной службы, стремятся получить дополнительную, либо улучшить имеющуюся профессиональную подготовку.

К сожалению, социальная политика, адресованная инвалидам, до сегодняшнего дня во многом основывается на принципе их изоляции. Он выражается в создании особых систем обеспечения жизнедеятельности инвалидов, сегрегированных от общих систем: специальных домов для постоянного, иногда пожизненного проживания, особых учебных заведений, специализированных предприятий и т. д. Инвалиды по существу исключаются из общества и превращаются в объект его заботы и попечения. Доминирующие в настоящее время методики раздельного (эксклюзивного) обучения инвалидов боевых действий в специализированных реабилитационных центрах нередко ведут к развитию у них инвалидного самосознания и госпитального синдрома, социальной пассивности, затруднению интеграции в общество и социальной изоляции, формированию разного рода фобий и предрассудков их социального окружения.

Для решения проблем инвалидности необходимы новые подходы, в том числе в сфере профессионального обучения лиц с ограниченными возможностями на основе методик, позволяющих преодолеть имеющиеся недостатки.

Постепенное изменение идеологии и политики в отношении инвалидов, формирование в общественном сознании социальной модели инвалидности способствуют внедрению в сферу реабилитации принципа равных социальных прав и возможностей индивидов, которые предоставляются всем членам общества, независимо от их физических, психических, физиологических и прочих особенностей. В соответствии с ним инвалиды рассматриваются не только как объект заботы общества, но также как субъекты своей собственной жизнедеятельности (Холостова Е.И., Дементьева Н. Ф., 2003). Социальные права индивида включают в себя не только удовлетворение элементарных нужд, обеспечение выживания, но и всю полноту социальных потребностей, право быть неотъемлемой частью общества, принимать участие во всех аспектах его жизни, право на свободу выбора и самоопределение.

Требованиям этого принципа в сфере обучения в полной мере отвечает метод инклюзивного (совместного с не инвалидами) обучения. Такое обучение является формой обучающего взаимодействия инвалидов, не инвалидов и педагогов, в процесс которого встроены социально-психологические механизмы, автоматически уравнивающие возможности его участников. Главной его целью является выработка у инвалидов уверенности в собственных возможностях, создание установки на активную и полноценную самостоятельную жизнь, решение личностных проблем, а также преодоление предрассудков в отношении инвалидов у здоровых людей.

Очевидно, что эффективность инклюзивного обучения в значительной мере зависит от полноты и качества его социально-психологического обеспечения — специальной деятельности по формированию обучающе-реабилитирующей среды, созданию и «отладке» психологических механизмов, нивелирующих ограниченные возможности инвалидов, формированию у них ощущения социальной полноценности, активности, уверенности в своих силах.

В содержание системы социально-психологического обеспечения инклюзивного обучения инвалидов и участников боевых действий входит развитие мотивационной сферы личности инвалида боевых действий, выражающееся в определении своего места в жизни, формировании ценностных ориентаций, которые могут положительно влиять на познавательную деятельность личности, ее самосознание и моральное состояние. При этом решающее значение придается динамике «внутренней позиции» личности инвалида. Эта позиция обусловлена предшествующим опытом, оценкой им ранее существовавших потребностей, стремлений и того положения, которое он занимает в жизни в настоящее время. Такая внутренняя позиция оказывает решающее влияние на его отношение к инклюзивному обучению и будущей профессиональной деятельности, к окружающим и к самому себе.

Проблемам инклюзивного обучения инвалидов посвящено немало фундаментальных теоретических трудов и исследований. Основой для разработки данной проблемы на диссертационном уровне являются социально-психологические исследования процесса инвалидизации и реабилитации инвалидов и ветеранов боевых действий, которые активно проводятся зарубежными и отечественными учеными, начиная с 1960;х годов. Психологическая составляющая этой проблемы исследована в работах (Coleman.

J.S., 1966; Bloom B.S., 1972; Акатова Л. И., 2002; Александровского Ю. А., 1993; 2001; Белинского А. В., Момота В. А., 2002; Березовец В. В., 1997; Ветитневой H. JL, 1996; Кабанова М. М., 1998; Костюковой Л. В., 1997; Ко-тенева И.О., 1994 и др.).

Ценным научным источником по проблеме социально-психологической работы с инвалидами и ветеранами боевых действий являются исследования проводимые группой военных психологов Военного университета (Абдурахманов Р.А., 1994; Булавцев В. Д., Булгаков А. В., Митасова Е. В., 2005; Караяни А. Г., Кутьинов В. И., Полянский М. С., 2003; Волобуева Ю. М., 2003; Кутьинов В. И., 2003; Иванов П. П., 2004; Попов В. Е., 1992). В трудах названных специалистов раскрыты актуальные проблемы теории и практики использования технологий психологического обеспечения реабилитации инвалидов и участников боевых действий.

Медицинский аспект проблемы всесторонне проанализирован Леонтьевым О. В., 2000; Литвинцевым С. В., Лыткиным В. М., Нечипоренко В. В., Коротковой Н. В., Малаховым Ю. К., 2000; Ляминым М. В., 2002; Снедковым Е. В., Маликовым Ю. К., Саламатовым В. Е., 1997; Рыбниковым О. Н., 2003; Снедковым Е. В., 1997; Тураходжаевым A.M., 1992 .

В области социальной реабилитации инвалидов получили известность труды Марченко Т. А., Пищелко А. В., 1998; Холостовой Е. И., Дементьевой Н. Ф., 2003; Ярской-Смирновой В.Р., Лошаковой И. И., 2003 и др.

Педагогический подход к анализу реабилитации и обучения лиц с ограниченными возможностями осуществлен Моздоковой Ю. С., 1996 и Др.

Имеются научные работы, посвященные проблематике обучения инвалидов в современных условиях российского образования и социально-психологического обеспечения личностно ориентированных образовательных процессов (Старобина Е.М., 2004; Злобина О. Г., 2002; Кирилина Н. А., 2000) — использования психотерапевтических методов в социальнопсихологическом обеспечении образовательных процессов и психокоррек-ционной работе (Шевкиев Б.А., 2004; Агарков В. А., 2002; Колошина Т. Ю., 2002; Александрова О. Р., 2001) — изучения и применения в образовательной практике тренинговых форм социально-психологической работы (Караяни А.Г., 2002).

Вместе с тем анализ проведенных исследований показал, что ученые не ставили специальной задачи изучения сущности и содержания социально-психологического обеспечения инклюзивного обучения инвалидов боевых действий. Специальных работ, посвященных проблеме социально-психологического обеспечения инклюзивного обучения, комплексно и всесторонне решающих ее, в настоящее время нет.

Таким образом, актуальность рассматриваемой проблемы и ее недостаточная теоретическая разработанность обусловили выбор темы, объекта и предмета исследования.

Объектом исследования является инклюзивное обучение инвалидов боевых действий.

Предмет исследования — социально-психологическое обеспечение инклюзивного обучения инвалидов боевых действий.

Цель исследования — на основе теоретического анализа и экспериментальной работы выявить личностные проблемы и психологические механизмы инклюзивного обучения инвалидов боевых действий и обосновать принципы и методы его социально-психологического обеспечения.

Задачи исследования:

1. Проанализировать и обобщить научные исследования инклюзивного обучения инвалидов и на этой основе разработать теоретическую модель его социально-психологического обеспечения.

2. Экспериментально выявить личностные проблемы инвалидов боевых действий, социально-психологические механизмы, принципы и методы эффективного инклюзивного обучения инвалидов боевых действий.

3. Обосновать пути оптимизации социально-психологического обеспечения инклюзивного обучения инвалидов боевых действий.

Гипотезу исследования составляют следующие положения:

1. Социально-психологическое обеспечение инклюзивного обучения инвалидов боевых действий — это специальная деятельность психологов и педагогов образовательных учреждений, направленная на создание и обслуживание социально-психологических механизмов обучающего взаимодействия, устраняющих и нивелирующих различия в возможностях инвалидов и не инвалидов в получении знаний, способствующих удовлетворению потребностей всех без исключения обучаемых и решению личностных проблем инвалидов.

2. Социально-психологические механизмы инклюзивного обучениянормы, определяющие содержание процессов межличностного восприятия, социальной категоризации, дифференциации и коммуникации участников, правила формирования и предъявления учебных заданий, принципы построения архитектуры (проксемическая структура) обучающего взаимодействия, отбора учебных средств и действий, устраняющих инвалидность из процесса обучения.

3. Повышение эффективности инклюзивного обучения возможно за счет оптимизации как психологических качеств каждой из категорий его участников (инвалидов, не инвалидов, педагогов), так и путем формирования поддерживающе-реабилитирующей среды взаимодействия (выработка групповых норм, правил, принципов).

Личностные проблемы инвалидов эффективно решаются путем оптимизации социально-психологических механизмов инклюзивного обучения в процессе реализации целостной технологии его социально-психологического обеспечения, интегрирующей методы обучения, социально-психологического тренинга, психотерапии и проксемического структурирования (архитектура) среды.

Методологическую основу исследования составляют: научные положения о социально-исторической обусловленности психики и поведения человека (Абульханова-Славская К.А., Ананьев Б. Г., Бодалев А. А., Выготский J1.C.) — о единстве личностных, социальных и деятельностных факторов в становлении форм психического отражения (Леонтьев А.Н., Рубинштейн C. JL) — о системном подходе к исследованию психических процессов (Ломов Б.Ф., Ковалев А. Г., Платонов К.К.) — об ориентации личности по мере приобретения опыта в отношении окружающей реальности (Андреева Г. М., Шихирев П.Н.) — о психологическом дезонтогенезе и психологической инвалидизации (Адлер А., Выготский Л. С., Лебединский В. В., Мясищев В. Н., Эриксон Э.), а также теоретические разработки проблемы реабилитации и психотерапии инвалидов и ветеранов боевых действий (Березовец В.В., Караяни А. Г., Котенев И. О., Лазебная Е. О., Тарабрина Н. В. и др.).

Научная новизна исследования заключается в следующем:

1. Уточнено понятие инклюзивного обучения инвалидов боевых действий как процесса организованного обучающего взаимодействия, эффективность которого обусловливается социально-психологическими характеристиками всех категорий участников (инвалидов, не инвалидов, педагогов), свойствами социальной среды и используемых средств обучения.

2. Разработана теоретическая модель социально-психологического обеспечения инклюзивного обучения инвалидов боевых действий, которая предусматривает систему мероприятий, направленных на формирование и эффективное функционирование социально-психологических механизмов деинвалидизации процесса взаимодействия его участников, решение их личностных проблем.

3. Выявлены социально-психологические механизмы деинвалидизации обучения, способствующие решению когнитивных, мотивационных, рефлексивных и деятельностных проблем инвалидов боевых действий. К таким механизмам относятся установившиеся в групповом сознании и поведении нормы, правила, стереотипы, принципы инклюзивного обучения, партнерского общения, ограничения коммуникации, проксемических параметров и средств обучающего взаимодействия, атмосфера психологической безопасности в группе, высокая мотивация и уверенность инвалидов в собственных возможностях.

4. Экспериментально обоснованы методы социально-психологического обеспечения инклюзивного обучения инвалидов боевых действий, основным из которых является инклюзивный тренинг, сочетающий элементы социально-психологического тренинга личностного роста, рациональной психотерапии, встроенные в образовательный процесс, а также проксемическое структурирование среды обучения.

Положения, выносимые на защиту:

1. Инклюзивное обучение инвалидов боевых действий является важнейшим фактором психологической и социальной адаптации инвалидов войны, их интеграции в российское общество и полноценного социального функционирования. Оно представляет собой осуществляемое в специально созданной поддерживающей социальной и дидактической среде взаимодействие, отвечающее нуждам и потребностям всех без исключения участников (инвалидов, не инвалидов, педагогов), основанное на принципах создания равных возможностей для овладения знаниями, развития и проявления их личности, содержащее континуум сервисов, автоматически снижающих социальные последствия инвалидизации (социальную категоризацию, дифференциацию и поляризацию по основанию состояния здоровья), способствующих решению личностных проблем инвалидов.

Континуум требований, ожидаемых и социально одобряемых способов учебного взаимодействия в системе инклюзивного обучения позволяет обучаемым проявить учебную активность, планировать достижение учебных результатов в зависимости не от состояния физического здоровья, а от уровня мотивации.

2. Социально-психологическое обеспечение инклюзивного обучения инвалидов боевых действий — это специальная деятельность психологов и педагогов образовательных учреждений, направленная на создание и обслуживание социально-психологических механизмов обучающего взаимодействия, устраняющих и нивелирующих различия в возможностях инвалидов и не инвалидов в получении знаний, развитии и проявлении личности, в решении их личностных проблем.

Социально-психологическое обеспечение строится на принципах принятия всеми участниками образовательного процесса целей и ценностей «включенного», «плюралистического», психологически безопасного, поддерживающего обученияустановления партнерских форм отношений между обучаемыми и педагогами в процессе инклюзивного обучениясоциальной уверенности и социальной активности инвалидовразрешения психологических проблем инвалидов в процессе обучения.

3. Социально-психологические механизмы деинвалидизаци обучения включают явления, способствующие исключению фиксированного проявления инвалидности из межличностного общения, коммуникации, взаимодействия между педагогами и обучаемыми.

К таким механизмам относятся: групповые нормы, определяющие содержание процессов межличностного восприятия, социальной категоризации, дифференциации и коммуникации участниковправила формирования и предъявления учебных заданийархитектура (проксемическая структура) социального пространства обучающего взаимодействия, отбор используемых учебных средств и действийпсихологическая атмосфера в группеуверенность инвалидов в собственных возможностях, их высокая мотивация к обучению, устраняющие инвалидность из числа факторов, влияющих на успешность обучения и социального функционирования инвалидов.

Действие перечисленных механизмов в процессе инклюзивного обучения проявляется в: исключении из процесса взаимодействия обучаемых и педагогов категорий, фиксирующих инвалидность («инвалид», «калека», «ущербный» и др.), учебных действий, выявляющих физические недостатки инвалидов (вставание при отсутствии нижних конечностей, манипуляции руками при их отсутствии у инвалидов и т. п.) — проксемическом структурировании среды обучения (рациональное взаимное расположение учебных мест, средств отображения информации) — учебных средств, доступных для использования всеми обучаемымипредоставлении всем обучаемым права выбора типа учебного действия (например, занятие армрестлингом вместо кросса и т. д.) — исключении разных стандартов в оценке учебных достижений, личностных качеств, социального статуса в зависимости от состояния здоровья обучаемыхсоздании условий для развития в учебных группах полидеятельности, позволяющей инвалидам занимать лидирующие позиции в отдельных видах социального взаимодействия.

4. Социально-психологическое обеспечение инклюзивного обучения инвалидов боевых действий базируется на технологиях, интегрирующих обучение, социально-психологический тренинг, психотерапию и проксе-мическое структурирование среды взаимодействия. Основным его методом является инклюзивный тренинг, сочетающий элементы социально-психологического тренинга личностного роста и рациональной психотерапии, встроенные в образовательный процесс инклюзивных учебных групп.

Инклюзивный тренинг нацеливается на устранение из группового взаимодействия таких коммуникативных паттернов, которые привлекают внимание к физическим недостаткам инвалидов, акцентируют ограниченность их возможностей, формирование у участников тренинга ощущения равных возможностей, дезинвалидизацию «Я-концепции» инвалидов боевых действий.

5. Оптимизация социально-психологического обеспечения инклюзивного обучения достигается: повышением профессиональной подготовки и мотивации субъектов образовательного процесса, принятием ими ценностей социально-психологического подхода к инвалидностисовершенствованием методики и технологии инклюзивного обучения инвалидов боевых действийсозданием эргономически обоснованной и благоприятной образовательной среды.

Практическая значимость диссертационного исследования заключается в том, что:

1. Экспериментальное подтверждение целесообразности и эффективности инклюзивного обучения создает условия для переориентации системы психологической реабилитации инвалидов боевых действий с позиций изоляционизма на позиции равных возможностей и инклюзивности и, как следствие, превращению самих инвалидов из объектов в субъектов реабилитации.

2. Разработанная и апробированная система социально-психологического обеспечения инклюзивного обучения позволяет на практике оптимизировать процесс профессиональной подготовки и переподготовки, социальной и психологической реабилитации инвалидов боевых действий, их успешной интеграции в общество.

3. Разработанные теоретические положения об инклюзивном обучении и его социально-психологическом обеспечении позволяют уточнить содержание учебных программ подготовки специалистов, участвующих в психологической и социальной реабилитации инвалидов боевых действий, их профессиональной подготовке и переподготовке.

Методика исследования. Для решения поставленных задач был использован комплекс научных методов: анализ литературных источников и документов, наблюдение, опрос (экспертный и массовый), тестирование, констатирующий и формирующий эксперимент.

Экспериментальной базой исследования стал исследовательский проект соискателя «Инклюзия», реализованный в 2003;2005 гг. на базе Центра восстановительной терапии им. М. А. Лиходея. Исследовательская выборка охватила 341 инвалида боевых действий, что отвечает требованию репрезентативности для соответствующей i енеральной совокупности.

Достоверность и надежность полученных данных обеспечена опорой на апробированные теоретико-методологические подходы, многомерным сопоставлением получаемых данных, разнообразием применяемых исследовательских процедур и методик, их взаимным дополнением, сочетанием качественного и количественного анализа с применением математических методов обработки и анализа данных на ПЭВМ, репрезентативностью выборки испытуемых.

Апробация результатов исследования. Материалы диссертации представлены в ходе работы на Всероссийской научно-практической конференции «Проблемы реализации и перспективы совершенствования государственной политики по социальной защите инвалидов боевых действий в Российской Федерации», состоявшейся в мае 2005 г., использованы в образовательном процессе Центра переподготовки инвалидов военной службы ЦВТ им. М. А. Лиходея, обсуждались на совещаниях кафедр психологии Военного университета и Психологического института.

Структура диссертации. Диссертационное исследование состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка и приложений. Глава 1 — «Теоретические и прикладные основы процесса социально-психологического обеспечения инклюзивного обучения инвалидов боевых действий». Глава 2 — «Опытно-экспериментальное исследование процесса социально-психологического обеспечения инклюзивного обучения инвалидов боевых действий на базе специализированного реабилитационного учреждения». Глава 3 — «Направления и факторы развития социально.

ВЫВОДЫ ПО 3-ей ГЛАВЕ:

1. Основные направления и факторы развития социально-психологического обеспечения инклюзивного обучения инвалидов боевых действий связаны с развитием мотивации субъектов образовательного процесса, созданием адаптивной образовательной среды для инклюзивного обучения инвалидов и разработкой новых и адаптацией существующих социально-психологических методик осуществления данного процесса.

2. В проблеме совершенствования социально-психологического обеспечения инклюзивного обучения инвалидов и участников боевых действий особое значение имеет методический аспект — способы взаимодействия преподавателей и специалистов с инвалидами и участниками боевых действий в процессе их обучения. Система мер по усилению мотивированности и профессиональной компетентности специалистов и педагогов по вопросам социально-психологического обеспечения инклюзивного обучения инвалидов боевых действий включает в себя их методическую подготовку и оснащение социально-психологическими средствами по взаимодействию с инвалидами на основе партнерских, диалогических форм отношений и оказания им социально-психологической помощи в формировании адаптивного потенциала их личности, разрешении личностных и психологических проблем, связанных с нарушениями здоровья и посттравматическими стрессовыми расстройствами.

3. Работа по повышению адаптационных ресурсов личности инвалида боевых действий встраивается в авторскую методику социально-психологического тренинга личностного роста инвалидов боевых действий с использованием методов рациональной психотерапии инклюзивной направленности и основывается на выявленных в ходе исследования сущности, содержании и условиях социально-психологического обеспечения инклюзивного обучения инвалидов боевых действий, социально психологических особенностях их личности.

4. Основными факторами успешности социально-психологического обеспечения инклюзивного обучения инвалидов и участников боевых действий при этом является: гибкость и вариативность в формировании и использовании социально-психологических механизмов его осуществления, многоуровневость и многофункциональность в построении образовательного процесса, практика инновационной деятельности.

Практические рекомендации.

1. На правительственном уровне изыскать возможность принятия и реализации целевой государственной программы инклюзивного обучения инвалидов боевых действий, имеющей раздел о социально-психологическом обеспечении данного процесса, придав ей статус государственной.

2. На уровне Министерства образования и науки Российской Федерации спланировать проведение мероприятий, посвященных методическим, социально-психическим и дидактическим вопросам инклюзивного обучения инвалидов, в том числе инвалидов боевых действий, и провести комплексное обследование образовательных учреждений, осуществляющих инклюзивное обучение инвалидов боевых действий, в целях выявления показателей процесса его социально-психологического обеспеченияв последствии данное обследование сделать регулярным (мони горинговым).

3. Научным и образовательным учреждениям Министерства образования инициировать проведение комплексных научно-исследовательских работ, раскрывающих различные аспекты социально-психологического обеспечения инклюзивного обучения инвалидов боевых действийвключить положения об инклюзивном обучении и его социально-психологическом обеспечении в учебные планы подготовки психологов, педагогов, социальных и медицинских работников.

4. Дальнейшее изучение исследованной проблемы осуществлять по направлениям: механизмы и характер взаимовлияния педагогических, социальных, психологических и социально-психологических условий инклюзивного обучения инвалидов боевых действийсовершенствование подготовки социальных психологов и других специалистов, деятельность которых связана с социально-психологическим обеспечением инклюзивного обучения инвалидов боевых действий с помощью использования социально-психологических тренинговых форм с включением психотерапевтических методов.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Р.А. Психологические трудности общения и их коррекция у ветеранов боевых действий в Афганистане: Дисс. канд. пси-хол. наук. М., 1994.
  2. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. М., 1980.-335 с.
  3. В.В. Психотехнология решения проблемных ситуаций. М.: Феликс, 1992.- 126 с.
  4. В.А. Диссоциация как механизм психологической защиты в контексте последствий психической травмы : Автореф дис.. канд. психол. наук: М., 2002.
  5. Г. А., Лобастов О. С., Спивак Л. И. Некоторые вопросы организации психоневрологической помощи во время Великой Отечественной войны // Военно-медицинский журнал. 1985. № 11.
  6. О.Р. Гуманистическая психотерапия: Социально-философский анализ: Автореф. дис. канд. филос. наук: М., 2001.
  7. Ю.А., Лобастов О. С., Спивак Л. И., Щукин Б. П. Психогении в экстремальных условиях. М.: Медицина, 1991. Андреева Г. М. Социальная психология. 2-е изд. М.: МГУ, 1988. С. 191.
  8. В.Н. Психодраматический тренинг как метод обучения педагога в условиях постдипломного образования: Автореф. дис.. канд. пед. наук: СПб., 2003.
  9. Г. М. Социальная психология. 1980. 415 с.
  10. Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита.// Психологический журнал, 1994, Т. 15, № 1. С. 3−18.
  11. О.С. Принципы формирования и реализации индивидуальной программы реабилитации инвалидов // Профессиональная реабилитация и занятость инвалидов. Доклады межведомственной конференции. М., 1999.
  12. А.В., Момот В. А. Особенности медико-психологической реабилитации на госпитальном этапе военнослужащих участников боевых действий // Медицина катастроф. № 2938. 2002.
  13. В.В. Социально-психологическая реабилитация ветеранов боевых действий: Дисс. канд. психол. наук. М., 1997.
  14. Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М.: Прогресс, 1986.
  15. М.И. Социальные нормы и регуляция поведения. М., 1978.
  16. Д. Б. Общение и диалог в практике обучения, воспитания и психологической консультации. М., 1987. 198 с.
  17. А.А. Вершина в развитии взрослого человека: характеристики и условия достижения. М., 1998.
  18. JI.B. Исследование уровня притязаний. М., 1993. 139с.
  19. А.Ф. Социальная психотерапия личности. Реконструкция предмета: (Психосемантический подход): Автореф дис. на соиск. учен. степ, д-ра психол. наук: Киев, 1992.
  20. О. И. Влияние психологических особенностей личности на восприятия социальных ситуаций: дисс.. канд. психол. наук. М., 1996.
  21. Браун Дэннис, Педдер Джонатан. Введение в психотерапию. Принципы и практика психодинамики. М., 2000.
  22. О.А. Социально-психологический тренинг как средство улучшения взаимопонимания учителя и учащихся : Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. психол. наук: М., 1995.
  23. В.Д. Войсковая психологическая реабилитация летного состава: Дис.канд. психол. наук. М., 1994.
  24. Л.Ф., Коржова Е Ю. Психология жизненных ситуаций. М&bdquo- 1998.
  25. Н.В. Социологические концепции исследования инвалидности // Социологический сбор. Вып.7.М.: Социум, 2000.
  26. Ф.Е. Психология переживания. Анализ преодоления критических ситуаций. М.: МГУ, 1984. 216 с.
  27. Н.В. Социальные аспекты реабилитации инвалидов в Российской Федерации : Автореф. дис. канд. социол. наук: М., 2004.
  28. Н.Л. Психологическая и медико-психологическая реабилитация на курортах военнослужащих из зон локальных военных конфликтов и членов их семей: Дис. .канд.психол.наук. М., 1996.
  29. Военная психология. В 3-х кн. Кн.З. М.: ВУ, 2004.
  30. Военная психология: методология, теория, практика. В 2-х ч. М.: ВУ, 1998.
  31. Ю.М. Социально-психологический тренинг как средство коррекции Я-концепции раненых и инвалидов войны // Психологическая реабилитация участников боевых действий. М.: ВУ, 2003.
  32. Ю.М. Коррекция Я-концепции инвалидов боевых действий методом СПТ // Материалы 3-го съезда психологов РФ. СПб., 2003.
  33. JI.C. История развития высших психических функций. Собр. Соч.: В 6-ти томах. М., 1983.
  34. П.Я. Методы обучения и умственное развитие. М., 1985.-213 с.
  35. В.А. Системные описания в психологии М, 1998.
  36. Е.И., Кроник А. А. Психологическое время личности. М., 1984.
  37. А.И. Психологическая диагностика. Учебное пособие. М., 1982.
  38. А.А., Танюхина Э. И. Социально-бытовая и трудовая реабилитация инвалидов и пожилых граждан. М., 1996.
  39. С.А. Социально-экономическая адаптация инвалидов в современном обществе : Автореф. дис. канд. экон. наук: М., 2004.
  40. П.Б. Эмоциональная устойчивость: Дисс. канд. психол. наук. М., 1970.
  41. Ф. Застенчивость: Пер. с англ. М.: Педаю! ика, 1991. -207 с.
  42. О.Г. Социокультурная интеграция лиц с ограниченными возможностями: социологический анализ групп взаимопомощи: Автореф. дис. канд. социол. наук. Хабар, гос. техн. ун-т. Хабаровск, 2002.
  43. Т.А. Вопросы профилактики и психологической поддержки инвалидов-выпускников специальных учебных заведений. М., 1999.
  44. Ю.Н., Кузьмин Е. С. Теоретические и методологические основы социально-психологического тренинга. JL, 1983. 267 с.
  45. П.П. Социально-психологическая реабилитация инвалидов боевых действий в локальных вооруженных конфликтах: Дис.. канд.психол.наук. М., 2004.
  46. М.М. Клинические и организационные основы реабилитации психически больных. М., 1980.
  47. Е.С., Мисько Е. А., Тарабрина Н. В. Особенности психотерапии посттравматического стресса // Психол. журн. 2001. № 14. С. 72.
  48. А.Г. Отечественная психология в годы второй мировой войны. // Психол. журн. 2002. № 22.
  49. А.Г. Социальная реабилитация как компонент социальной работы в обществе и армии. // Военно-социальная работа: методология, теория, практика. М.: ВУ, 1998.
  50. А.Г. Психологическая реабилитация инвалидов войны. // Психологическая реабилитация инвалидов боевых действий. М.: ВУ, 2003. С. 1−49.
  51. А.Г., Полянский М. С., Кутьинов В. И. Психологическая реабилитация участников боевых действий // Военная психология. В 3-х кн. Кн.З. М.: ВУ, 2004.
  52. С. Интеграция в общество людей с особыми потребностями. Доклад, представленный на Первой московской международной конференции по проблемам синдрома Дауна и помощи людям с умственными нарушениями. Москва, 1995.
  53. А.Н. Теория отношений и идентичность. // Ежегодник Российского психологического общества: Материалы Третьего Всероссийского съезда психологов. 25−28 июня 2003 года. В 8 т. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2003. Т. 4. С. 221−224.
  54. Н.А. Образовательные программы в социальной интеграции детей-инвалидов : Автореф. дис. канд. социол. наук. Саратовский гос. технич. ун-т. Саратов, 2000.
  55. Г. А. Психологическое воздействие: теория, методология, практика: Дисс. д-ра психол. наук. М., 1991.
  56. В.И. Психологические особенности личное! ной организации времени жизни: Автореф. дис. канд. псих. наук. М., 1979.
  57. . Как жить после психической травмы. М.: Шанс, 1992.
  58. Т.Ю. Арттерапия в терапии кризисных состояний личности и группы : Автореф. дис. канд. психол.наук. Ярославль, 2002.
  59. Комплексный подход к решению проблемы медицинской помощи легкораненым, легкобольным и легкопораженным, их лечение и медицинская реабилитация // Военн.-мед.журнал. 1993. № 5.
  60. О.Н. Социальная и психологическая реабилитация военнослужащих в постсоветском пространстве: Дисс.. канд. социол. наук. М, 2000.
  61. Ц.П. Психофизиология человека в экстремальных условиях. JL: Медицина, 1978.
  62. Костюкова J1.B. Психологическое реагирование на действие экстремальных факторов при нервно-психической неустойчивости: Авто-реф.дис. .канд.псих.наук. СПб, 1997.
  63. И.О. Психологические последствия воздейавия чрезвычайных обстоятельств на личный состав органов вн>тренних дел: Дис.канд. психол. наук. М., 1994.
  64. Котлярова J1.H. Соотношение психодизритмии и стрессоустой-чивости человека. Автореф.дис. .канд.псих.наук. М., 1988.
  65. . Р. Основы психологического консультирования. М., 1999.
  66. Е.К. Психогении военного времени //Нервные и психические заболевания военного времени /Под ред. А. С. Шмарьяна. М., 1948.
  67. Кун Д. Основы психологии. Все тайны поведения человека. М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002.
  68. В.И. Социальные стереотипы об инвалидах войны как регуляции системы их отношений: Дис. .канд.псих.наук. М., 2004.
  69. А., Крохмалев А., Мисюра В., Соловьев И. Солдат вернулся с войны // Ориентир. 1996. 12. С. 17−24
  70. Д. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях / Пер. с англ. М.: Прогресс, 1980.
  71. М.П. Социальные проблемы регулирования труда инвалидов: Дисс. канд. соц. наук. Кишинев, 1991.
  72. Е.В. История психологии отношений: Дисс.. д-ра психол. наук. СПб., 1995.
  73. . К. Акцентуированные личности. М., 1992.
  74. А.Б., Кузнецова А. С. Психопрофилактика стрессов. М.: Изд- во МГУ, 1993.
  75. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975. -304 с.
  76. . А.Н. Биологическое и социальное в психике человека. М, 1973.
  77. О.В. Функциональное состояние военнослужащих при экстремальных условиях. Прогнозирование возникновения вегетативных дисфункций и их коррекция: Дис.докт. мед. наук. СПб., 2000.
  78. С.В., Лыткин В. М., Ничепоренко В. В., Короткова Н. В., Малахов Ю. К. Психологическая характеристика ветеранов локальных войн (социальные, психологические, медицинские и реабилитационные аспекты) // Проблемы реабилитации. № 1. 2000.
  79. А.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984.
  80. И.М., Ярская-Смирнова Е.Р. Интеграция в условиях дифференциации: проблемы инклюзивного обучения детей-инвалидов // Социально-психологические проблемы образования нетипичных детей. Саратов: Изд-во Педагогического института СГУ, 2002. С. 15−21.
  81. И.Л. Социокультурная интеграция специалистов и родителей в реабилитации детей с ограниченными возможностями : Авто-реф. дис. канд. пед. наук: Моск. гос. ун-т культуры и искусств. М., 2004.
  82. Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации: описания и руководство к использованию. / Отв. ред. А. Ф. Кудряшов. Петрозаводск, 1992. — 318 с.
  83. В.М. Теоретическое обоснование комбатантной акцентуации личности // Проблемы реабилитации. № 1, 2001.
  84. Люнберг. Стресс: его военное следствие медицинские аспекты и проблемы // Эмоциональный стресс. М.: Медицина, 1974. С.255−260.
  85. М.В. Медико-психологическая реабилитация УВД в Чечне: Дис.докт. мед. наук. М., 2002.
  86. . В.В. Лекции по психотерапии. М., 2002.
  87. Ю.В. Социально-психологический тренинг как средство формирования групповой сплоченности: Автореф. дис. канд. психол. наук: СПб., 1998
  88. С.И. Психология тренинга в профессиональной деятельности: Дисс. д-ра психол. наук. СПб., 1998.
  89. Медицинская реабилитация в лечебных учреждениях Советской армии и Военно-морского флота М., 1990.
  90. Т.А. Социальная и психологическая реабилитация пострадавших от чернобыльской катастрофы: опыт и перспективы. Сб.статей. М., 1996.
  91. Международные стандарты предпринимательства и занятости. Правовые международные документы. // Комментарии и рекомендации юристов. М.: Библиотечка «Российской газеты», выпуск 15, 2000. 224 с.
  92. .Г., Зинченко В. П. Большой психологический словарь. СПб, Прайм- ЕВРОЗНАК, 2003.
  93. В.Ф. Психологическая реабилитация военнослужащих. М.:ВАФ, 1995.
  94. Е.В. Социально-психологические условия психологической реабилитации раненых военнослужащих в медицинских учреждениях МО РФ: Дис. .канд.псих.наук. М, 2004.
  95. Ю.С. Социально-культурная реабилитация инвалидов и членов их семей в процессе досуговой деятельности: Дис. .канд.пед.наук. М, 2004.
  96. В.А. Педагогические аспекты социальной реабилитации инвалидов военной службы: Дисс. канд. пед. наук. Новгород, 2000.
  97. В. С. Возрастная психология. М.: Академия, 1999. -452с.
  98. А. Социальные аспекты профессиональной реабилитации инвалидов: Дисс. .канд. соц. наук. М., 2002.
  99. В.Н. Основные проблемы и современное состояние психологии отношений человека // Психология отношений / Под ред. А. А. Бодалева. М.: Изд-во «Институт практической психологии». 1995. С. 15−38.
  100. В.Н. Структура личности и отношение человека к действиям. М., 1956. 421 с.
  101. В.В., Литвинцев С.В, Снедков Е. В. Современный взгляд на проблему боевой психической травмы // Воен.-мед. журн. 1997. 4. С. 22−26.
  102. В.В., Литвинцев С. В., Снедков Е. В., Маликов Ю. К., Саламатов В. Е. Психолого-психиатрические аспекты реабилитации участников войны. // Медицинская реабилитация раненых и больных. Под ред. Шанина Ю. Н. СПб, 1997.
  103. В.В. Личность в условиях хронического соматического заболевания: Дисс. д-ра психол. наук. М, 1992.
  104. Новиков В. С, Боченков А. А, Черемянин С. В. Психофизиологическое обоснование проблемы коррекции и реабилитации участвовавших в боевых действиях военнослужащих//Воен.-мед. журн. 1997. 13. С.53−56.
  105. Новикова Л. Г, Ованников А. А, Ротман Д. Г. Стереотипы исторического самосознания (по материалам межнационального исследования) // Социол. исслед. 1988. № 5 .С.8−10.
  106. Обзор национальной образовательной политики. Высшее образование и исследования в Российской Федерации. М.: Весь мир, 2000. С. 15.
  107. Образование для всех? Региональный мониторинговый доклад. Eiorence. № 5, 1998.
  108. Л. Ф. Возрастная психология. М.: Педагогическое общество России, 1999. 443 с.
  109. Огинская М. М, Розин М. В. Мифы психотерапии и их функции. Вопросы психологии, 1991, № 4, стр. 6−18.
  110. Е. П. Как найти работу. Минск: Алкамфея, 1998. -216с.
  111. А.В. Быть личностью. М., 1989. 198 с.
  112. Петровская J1.A., Жуков Ю. Н. Диагностика и развитие компетентности в общении. Практическое пособие, Киров: Эниом, 1987. 215 с.
  113. Петровская J1.A. Теоретические и методологические проблемы социально психологического тренинга. М., 1982. — 168 с.
  114. Перспективы социальной психологии. М.: ЭСКМО, 2001.
  115. C.JI. Психологическая помощь лицам, перенесшим психо-травмирующий стресс. М., 2001.
  116. А.В. Психолого-социальная реабилитация работников МВД после Чечни. М., 1998.
  117. В.Е. Психологическая реабилитация военнослужащих после экстремальных воздействий (на материале землетрясения в Ленинака-не, межнационального конфликта в Фергане и боевых действий в Афганистане): Дис. .канд.псих.наук. М., 1992.
  118. Постановление Минтруда РФ от 27 сентября 1996 г. № 1 «Об утверждении Положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации»
  119. Проблемы военной психологии. Хрестоматия. Мн.: Харвест, 2003.
  120. Проблемы современной психиатрии. М., 1948
  121. Психология. Словарь. Под общей редакцией А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. М., 1990. 494 с.
  122. Психогимнастика в тренинге. Под ред. Хрящевой Н. Ю. СПб: Ювента, Институт тренинга, 2000. 230 с.
  123. Психологическая поддержка военнослужащих. М.: Логос, 2001.
  124. Психологическая реабилитация участников боевых действий. М.: ВУ, 2003.
  125. Психологическая энциклопедия /Под ред. Р. Корсини и А. Ау-эбаха. СПб.: Питер, 2003.
  126. Психологическое обеспечение деятельности органов внутренних дел в экстремальных условиях. М., 2001.
  127. Психология личности в трудах отечественных психологов. СПб.: Питер, 2000.
  128. Психология экстремальных ситуаций: Хрестоматия. Мн.: Хар-вест, 1999.
  129. Психология. Учебник / Под ред. А. А. Крылова. М Проспект, 1999.
  130. Психология: Биографический библиографический словарь. СПб.: Евразия, 1999.
  131. Психопатология боевой травмы. Пермь, 1946.
  132. Психотерапевтическая энциклопедия / Под ред. Б Д. Карвасар-ского. СПб., 1999.
  133. Я. А. Методологическое введение в психологию. М.: Наука, 1983.-205 с.
  134. Природа ребенка в зеркале автобиографии. Под ред. Б. М. Бим-Бада и О. Е. Кошелевой. М.: Изд-во УРАО, 1998. 431 с.
  135. Программа и методика организации и проведения профессиональных проб. Ярославль. 1993.
  136. Е. Перекресток. Активизирующая методика. -Школьный психолог. № 40, октябрь 1999. — С. 25−37
  137. Дж. Педагогическое тестирование: проблемы, заблуждения, перспективы. Школьные технологии. — 1999. — № 3. — 78−98 с.
  138. Ш. Социальная эксклюзия и социальная инклюзия. Сост. Рамон Ш. и Шмидт В. Московская высшая школа социальных и экономических наук. Хрестоматия по курсу «Социальная эксклюзия в образовании». М., 2003.
  139. Дж. Это в ваших силах. Как стать собственным психотерапевтом: Пер. с англ./ Общ. ред. и послесл. Ф. Е. Василюка. М.: Прогресс, 1992.-238 с.
  140. Ю.А., Степанов С.Ю, Семенов И. Н. Рефлексивно-творческая среда как средство личностностного самоопределения в процессе профессионализации // Личностная ориентация непрерывного образования: теория и практика. Волгоград, ВГПУ, 1993. 316 с.
  141. В.В. Особенности социальной идентификации инвалидов в современном российском обществе: Автореф. дис.. канд. социол. наук: М, 2003.
  142. Т.И. Феномен сопротивления адаптирующим воздействиям: Дисс. д-ра психол. наук. СПб., 1996.
  143. Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. М., 1996.-527 с.
  144. C.JI. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1976.
  145. Н. Групповая психотерапия. М., 1999. 373с.
  146. О.Н. Социально-психологическая и психофизиологическая адаптация лиц опасных профессий в отдаленном периоде после воздействия чрезвычайных ситуаций: Дис.. д-ра мед. наук. М., 2003.
  147. В .В. Психологические основы коммуникативной подготовки. Дисс. д-ра психол. наук: Новосибирск, 1995.
  148. A.M. Комплексный подход к созданию системы медико-психологической реабилитации ветеранов локальных войн и конфликтов: Дисс. канд. мед. наук. М., 2001.
  149. Н.В. Экстремальная психология. М., 2000.
  150. В. Боевой стресс (По ВС США) // Вестник ПВО. 1988. Т. 7. С.83−85.
  151. Ситников. Акмеологический тренинг. Теория, методика, психотехнологии. М., 1996. 428 с.
  152. Сколько вам лет: линии жизни глазами психолога. М., 1993.
  153. Е.В. Боевая психическая травма (клинико-патологическая динамика, диагностика, лечебно-диагностические процедуры): Автореф. дис. д-ра мед. наук. СПб., 1997.
  154. Современный Энциклопедический словарь. М., 2004.
  155. Е.Т., Николаева В. В. Особенности личности при пограничных расстройствах и соматических заболевания. М.: Аргус, 1995.
  156. И.В. Посттравматический стрессовый синдром: причины, условия, последствия, оказание психологической помощи и психореабилитация. М., 2000.
  157. Соловьева C. J1. Агрессивность как свойство личности в норме и патологии: Дисс. д-ра психол. наук. СПб, 1998.
  158. Р., Джонсон X., Бил К. Экспериментальная психология: практический курс. СПб., 2001.
  159. В.А. Психологический практикум. М.: Флинта, 1998-
  160. Социальные аспекты профессиональной реабилитации инвалидов. М., 2002.
  161. Социальная политика и социальная работа в изменяющейся России / Под ред. Е. Ярской-Смирновой и П. Романова. М.: ИНИОН РАН, 2002.
  162. Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов. Вена, 1993.
  163. Е.М. Концептуальная модель системы непрерывного профессионального образования инвалидов : Автореф. дис.. д-ра пед. наук: 13.00.08 Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена. СПб., 2004
  164. Е.Б. Развитие жизненных отношений личности (Методологические и методические проблемы)' Дисс.. д-ра психол. наук. М., 1991.
  165. В.В. Самосознание личности. М., 1983. 286 с.
  166. A.M. Экстремальная психопедагогика. М.: ЮНИ-ТИДАНА, 2002.
  167. Н. Д. Основы психологии. М., 1997 г. 733 с.
  168. С.И., Абдурахманов Р. А. Психологические последствия воздействия боевой обстановки: краткая история изучения психологических последствий участия в боевых действиях // Армия и общество. М., 1992, № 2.
  169. .А. Социально-гигиеническая характеристика контингента инвалидов, организация реабилитации и психиатрической помощи в реабилитационном центре для инвалидов: Дисс.. канд. мед. наук. М., 2000.
  170. Н.В., Лазебная Е. О. Синдром посттравматических стрессовых нарушений: современное состояние и проблемы. // Психологический журнал. 2002. Т.13. -Х2. С.14−29.
  171. Трудотерапия и реабилитология. М., 1977.
  172. Трудотерапия как метод реабилитации инвалидов. М., 1998.
  173. A.M. Социально-трудовая адаптация при психических расстройствах у участников войны в Афганистане: Дис.. канд. мед. наук. М., 1992.
  174. А.И. Индивидуальный психофизический тренинг как средство повышения эффективности деятельности воинов-десантников в трудных ситуациях: Дис. канд. психол. наук. М., 1995.
  175. В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990.
  176. Фрейджер Р, Фейдимен Д. Личность: теории, эксперименты, упражнения. СПб.: Нева, 2002.
  177. А. Чему учат катастрофы. // Психология для всех. 1993.
  178. Холостова Е. И, Дементьева Н. Ф. Социальная реабилитация. М, 2003.
  179. Л.П. Основы реабилитации инвалидов. М, 1996.
  180. Хрестоматия по курсу Социальная эксклюзия в образовании. М, 2003.
  181. В. Исследование воздействия боевых психических травм на израильских военнослужащих // Зарубежн. воен. обозр. 1989. 5. С. 19−27.
  182. Хьелл Л, Зиглер Д. Теории личности. СПб.: Питер, 1999.
  183. Цзен Н. В, Пахомов Ю. В. Психотренинг. М.: Физкультура и спорт, 1988.
  184. Р. Психология влияния. СПб.: Питер, 1999.
  185. Е.М. Саморегуляция и самопомощь при работе в экстремальных условиях. М, 1995.
  186. В.А. Социально-психологические проблемы инвалидов и основные стратегии их разрешения: Автореф. дис.. канд. психол. наук: Ярославль, 2003
  187. Т.Н. Тренинг как средство формирования конфликтологической культуры менеджера в вузе: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Калининград, 2004.
  188. .А. Психологическое обеспечение личностно развивающего образования в техническом колледже: Автореф. дис. канд. психол. наук: Ставрополь, 2004
  189. Г. Возрастные кризисы. Ступени личностного роста. СПб.: Ювента, 1999.-276 с.
  190. А.И. Психологические основы взаимодействия офицеров в трудных межличностных ситуациях. М.: ВУ, 1999.
  191. Н. Методика психофизиологического восстановления военнослужащего // Информ.-метод. сб. ЦВСППИ. М., 1994. 2.С.54−61.
  192. Г. Е. Рассказы и наблюдения из настоящей русско-японской войны. Киев, 1905. Эмоциональный стресс: Труды Междун. симп. Стокгольм, Л., 1970.
  193. В. А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности // Методологические проблемы социальной психологии. М., 1975.
  194. Я работаю психологом. Под ред. И. В. Дубровиной. М.: ТЦ «Сфера», 1999.-232 с.
  195. Ярская-Смирнова Е Р. Социальное конструирование инвалидности // Социс, 1999. № 4. С.38−45.
  196. Ярская-Смирнова Е.Р., Лошакова И. И. Инклюзивное образование детей-инвалидов // Социол. исслед., 2003.
Заполнить форму текущей работой