Социально-психологическое обеспечение инклюзивного обучения инвалидов боевых действий
Диссертация
В проблеме совершенствования социально-психологического обеспечения инклюзивного обучения инвалидов и участников боевых действий особое значение имеет методический аспект — способы взаимодействия преподавателей и специалистов с инвалидами и участниками боевых действий в процессе их обучения. Система мер по усилению мотивированности и профессиональной компетентности специалистов и педагогов… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Теоретические и прикладные основы процесса социально-психологического обеспечения инклюзивного обучения инвалидов боевых действий
- 1. Проблема инклюзивного обучения инвалидов в социальной психологии
- 2. Сущность и содержание социально-психологического обеспечения инклюзивного обучения инвалидов боевых дейс гвий
- 3. Социально-психологические механизмы обеспечения инклюзивного обучения инвалидов боевых действий
- Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование процесса социально-психологического обеспечения инклюзивного обучения инвалидов боевых действий на базе специализированного реабилитационного учреждения
- 1. Методика и задачи опытно-экспериментальной работы
- 2. Критерии и показатели эффективности процесса социально-психологического обеспечения инклюзивного обучения инвалидов боевых действий
- 3. Динамика и результаты опытно-экспериментальной работы
- Глава 3. Направления и факторы развития социально-психологического обеспечения инклюзивного обучения инвалидов боевых действий
- 1. Развитие мотивации субъектов образовательного процесса на инклюзивное обучение инвалидов боевых действий и принятие ценностей социально-психологического подхода к инвалидности
- 2. Формирование социально-психологических механизмов деин-валидизации среды обучающегося-инвалида боевых действий во взаимодействии участников образовательного процесса
- 3. Адаптация и использование методик социально-психологического обеспечения инклюзивного обучения инвалидов боевых действий
Список литературы
- Абдурахманов Р.А. Психологические трудности общения и их коррекция у ветеранов боевых действий в Афганистане: Дисс. канд. пси-хол. наук. М., 1994.
- Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. М., 1980.-335 с.
- Авдеев В.В. Психотехнология решения проблемных ситуаций. М.: Феликс, 1992.- 126 с.
- Агарков В.А. Диссоциация как механизм психологической защиты в контексте последствий психической травмы : Автореф дис.. канд. психол. наук: М., 2002.
- Акимов Г. А., Лобастов О. С., Спивак Л. И. Некоторые вопросы организации психоневрологической помощи во время Великой Отечественной войны // Военно-медицинский журнал. 1985. № 11.
- Александрова О.Р. Гуманистическая психотерапия: Социально-философский анализ: Автореф. дис. канд. филос. наук: М., 2001.
- Александровский Ю.А., Лобастов О. С., Спивак Л. И., Щукин Б. П. Психогении в экстремальных условиях. М.: Медицина, 1991. Андреева Г. М. Социальная психология. 2-е изд. М.: МГУ, 1988. С. 191.
- Алешин В.Н. Психодраматический тренинг как метод обучения педагога в условиях постдипломного образования: Автореф. дис.. канд. пед. наук: СПб., 2003.
- Андреева Г. М. Социальная психология. 1980. 415 с.
- Анцыферова Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита.// Психологический журнал, 1994, Т. 15, № 1. С. 3−18.
- Андреева О.С. Принципы формирования и реализации индивидуальной программы реабилитации инвалидов // Профессиональная реабилитация и занятость инвалидов. Доклады межведомственной конференции. М., 1999.
- Белинский А.В., Момот В. А. Особенности медико-психологической реабилитации на госпитальном этапе военнослужащих участников боевых действий // Медицина катастроф. № 2938. 2002.
- Березовец В.В. Социально-психологическая реабилитация ветеранов боевых действий: Дисс. канд. психол. наук. М., 1997.
- Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М.: Прогресс, 1986.
- Бобнева М.И. Социальные нормы и регуляция поведения. М., 1978.
- Богоявленская Д. Б. Общение и диалог в практике обучения, воспитания и психологической консультации. М., 1987. 198 с.
- Бодалев А.А. Вершина в развитии взрослого человека: характеристики и условия достижения. М., 1998.
- Бороздина JI.B. Исследование уровня притязаний. М., 1993. 139с.
- Бондаренко А.Ф. Социальная психотерапия личности. Реконструкция предмета: (Психосемантический подход): Автореф дис. на соиск. учен. степ, д-ра психол. наук: Киев, 1992.
- Бродченко О. И. Влияние психологических особенностей личности на восприятия социальных ситуаций: дисс.. канд. психол. наук. М., 1996.
- Браун Дэннис, Педдер Джонатан. Введение в психотерапию. Принципы и практика психодинамики. М., 2000.
- Брылева О.А. Социально-психологический тренинг как средство улучшения взаимопонимания учителя и учащихся : Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. психол. наук: М., 1995.
- Булавцев В.Д. Войсковая психологическая реабилитация летного состава: Дис.канд. психол. наук. М., 1994.
- Бурлачук Л.Ф., Коржова Е Ю. Психология жизненных ситуаций. М&bdquo- 1998.
- Васильева Н.В. Социологические концепции исследования инвалидности // Социологический сбор. Вып.7.М.: Социум, 2000.
- Василюк Ф.Е. Психология переживания. Анализ преодоления критических ситуаций. М.: МГУ, 1984. 216 с.
- Веденеева Н.В. Социальные аспекты реабилитации инвалидов в Российской Федерации : Автореф. дис. канд. социол. наук: М., 2004.
- Ветитнева Н.Л. Психологическая и медико-психологическая реабилитация на курортах военнослужащих из зон локальных военных конфликтов и членов их семей: Дис. .канд.психол.наук. М., 1996.
- Военная психология. В 3-х кн. Кн.З. М.: ВУ, 2004.
- Военная психология: методология, теория, практика. В 2-х ч. М.: ВУ, 1998.
- Волобуева Ю.М. Социально-психологический тренинг как средство коррекции Я-концепции раненых и инвалидов войны // Психологическая реабилитация участников боевых действий. М.: ВУ, 2003.
- Волобуева Ю.М. Коррекция Я-концепции инвалидов боевых действий методом СПТ // Материалы 3-го съезда психологов РФ. СПб., 2003.
- Выготский JI.C. История развития высших психических функций. Собр. Соч.: В 6-ти томах. М., 1983.
- Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие. М., 1985.-213 с.
- Ганзен В.А. Системные описания в психологии М, 1998.
- Головаха Е.И., Кроник А. А. Психологическое время личности. М., 1984.
- Гуревич А.И. Психологическая диагностика. Учебное пособие. М., 1982.
- Дыскин А.А., Танюхина Э. И. Социально-бытовая и трудовая реабилитация инвалидов и пожилых граждан. М., 1996.
- Жилина С.А. Социально-экономическая адаптация инвалидов в современном обществе : Автореф. дис. канд. экон. наук: М., 2004.
- Зильберман П.Б. Эмоциональная устойчивость: Дисс. канд. психол. наук. М., 1970.
- Зимбардо Ф. Застенчивость: Пер. с англ. М.: Педаю! ика, 1991. -207 с.
- Злобина О.Г. Социокультурная интеграция лиц с ограниченными возможностями: социологический анализ групп взаимопомощи: Автореф. дис. канд. социол. наук. Хабар, гос. техн. ун-т. Хабаровск, 2002.
- Знакова Т.А. Вопросы профилактики и психологической поддержки инвалидов-выпускников специальных учебных заведений. М., 1999.
- Емельянов Ю.Н., Кузьмин Е. С. Теоретические и методологические основы социально-психологического тренинга. JL, 1983. 267 с.
- Иванов П.П. Социально-психологическая реабилитация инвалидов боевых действий в локальных вооруженных конфликтах: Дис.. канд.психол.наук. М., 2004.
- Кабанов М.М. Клинические и организационные основы реабилитации психически больных. М., 1980.
- Калмыкова Е.С., Мисько Е. А., Тарабрина Н. В. Особенности психотерапии посттравматического стресса // Психол. журн. 2001. № 14. С. 72.
- Караяни А.Г. Отечественная психология в годы второй мировой войны. // Психол. журн. 2002. № 22.
- Караяни А.Г. Социальная реабилитация как компонент социальной работы в обществе и армии. // Военно-социальная работа: методология, теория, практика. М.: ВУ, 1998.
- Караяни А.Г. Психологическая реабилитация инвалидов войны. // Психологическая реабилитация инвалидов боевых действий. М.: ВУ, 2003. С. 1−49.
- Караяни А.Г., Полянский М. С., Кутьинов В. И. Психологическая реабилитация участников боевых действий // Военная психология. В 3-х кн. Кн.З. М.: ВУ, 2004.
- Керне С. Интеграция в общество людей с особыми потребностями. Доклад, представленный на Первой московской международной конференции по проблемам синдрома Дауна и помощи людям с умственными нарушениями. Москва, 1995.
- Кимберг А.Н. Теория отношений и идентичность. // Ежегодник Российского психологического общества: Материалы Третьего Всероссийского съезда психологов. 25−28 июня 2003 года. В 8 т. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2003. Т. 4. С. 221−224.
- Кирилина Н.А. Образовательные программы в социальной интеграции детей-инвалидов : Автореф. дис. канд. социол. наук. Саратовский гос. технич. ун-т. Саратов, 2000.
- Ковалев Г. А. Психологическое воздействие: теория, методология, практика: Дисс. д-ра психол. наук. М., 1991.
- Ковалев В.И. Психологические особенности личное! ной организации времени жизни: Автореф. дис. канд. псих. наук. М., 1979.
- Колодзин Б. Как жить после психической травмы. М.: Шанс, 1992.
- Колошина Т.Ю. Арттерапия в терапии кризисных состояний личности и группы : Автореф. дис. канд. психол.наук. Ярославль, 2002.
- Комплексный подход к решению проблемы медицинской помощи легкораненым, легкобольным и легкопораженным, их лечение и медицинская реабилитация // Военн.-мед.журнал. 1993. № 5.
- Коржиков О.Н. Социальная и психологическая реабилитация военнослужащих в постсоветском пространстве: Дисс.. канд. социол. наук. М, 2000.
- Короленко Ц.П. Психофизиология человека в экстремальных условиях. JL: Медицина, 1978.
- Костюкова J1.B. Психологическое реагирование на действие экстремальных факторов при нервно-психической неустойчивости: Авто-реф.дис. .канд.псих.наук. СПб, 1997.
- Котенев И.О. Психологические последствия воздейавия чрезвычайных обстоятельств на личный состав органов вн>тренних дел: Дис.канд. психол. наук. М., 1994.
- Котлярова J1.H. Соотношение психодизритмии и стрессоустой-чивости человека. Автореф.дис. .канд.псих.наук. М., 1988.
- Кочунас. Р. Основы психологического консультирования. М., 1999.
- Краснушкин Е.К. Психогении военного времени //Нервные и психические заболевания военного времени /Под ред. А. С. Шмарьяна. М., 1948.
- Кун Д. Основы психологии. Все тайны поведения человека. М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002.
- Кутьинов В.И. Социальные стереотипы об инвалидах войны как регуляции системы их отношений: Дис. .канд.псих.наук. М., 2004.
- Кучер А., Крохмалев А., Мисюра В., Соловьев И. Солдат вернулся с войны // Ориентир. 1996. 12. С. 17−24
- Кэмпбелл Д. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях / Пер. с англ. М.: Прогресс, 1980.
- Левицкая М.П. Социальные проблемы регулирования труда инвалидов: Дисс. канд. соц. наук. Кишинев, 1991.
- Ленченко Е.В. История психологии отношений: Дисс.. д-ра психол. наук. СПб., 1995.
- Леонгард. К. Акцентуированные личности. М., 1992.
- Леонова А.Б., Кузнецова А. С. Психопрофилактика стрессов. М.: Изд- во МГУ, 1993.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975. -304 с.
- Леонтьев. А.Н. Биологическое и социальное в психике человека. М, 1973.
- Леонтьев О.В. Функциональное состояние военнослужащих при экстремальных условиях. Прогнозирование возникновения вегетативных дисфункций и их коррекция: Дис.докт. мед. наук. СПб., 2000.
- Литвинцев С.В., Лыткин В. М., Ничепоренко В. В., Короткова Н. В., Малахов Ю. К. Психологическая характеристика ветеранов локальных войн (социальные, психологические, медицинские и реабилитационные аспекты) // Проблемы реабилитации. № 1. 2000.
- Ломов А.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984.
- Лошакова И.М., Ярская-Смирнова Е.Р. Интеграция в условиях дифференциации: проблемы инклюзивного обучения детей-инвалидов // Социально-психологические проблемы образования нетипичных детей. Саратов: Изд-во Педагогического института СГУ, 2002. С. 15−21.
- Лукомская И.Л. Социокультурная интеграция специалистов и родителей в реабилитации детей с ограниченными возможностями : Авто-реф. дис. канд. пед. наук: Моск. гос. ун-т культуры и искусств. М., 2004.
- Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации: описания и руководство к использованию. / Отв. ред. А. Ф. Кудряшов. Петрозаводск, 1992. — 318 с.
- Лыткин В.М. Теоретическое обоснование комбатантной акцентуации личности // Проблемы реабилитации. № 1, 2001.
- Люнберг. Стресс: его военное следствие медицинские аспекты и проблемы // Эмоциональный стресс. М.: Медицина, 1974. С.255−260.
- Лямин М.В. Медико-психологическая реабилитация УВД в Чечне: Дис.докт. мед. наук. М., 2002.
- Макаров. В.В. Лекции по психотерапии. М., 2002.
- Макаров Ю.В. Социально-психологический тренинг как средство формирования групповой сплоченности: Автореф. дис. канд. психол. наук: СПб., 1998
- Макшанов С.И. Психология тренинга в профессиональной деятельности: Дисс. д-ра психол. наук. СПб., 1998.
- Медицинская реабилитация в лечебных учреждениях Советской армии и Военно-морского флота М., 1990.
- Марченко Т.А. Социальная и психологическая реабилитация пострадавших от чернобыльской катастрофы: опыт и перспективы. Сб.статей. М., 1996.
- Международные стандарты предпринимательства и занятости. Правовые международные документы. // Комментарии и рекомендации юристов. М.: Библиотечка «Российской газеты», выпуск 15, 2000. 224 с.
- Мещерякова Б.Г., Зинченко В. П. Большой психологический словарь. СПб, Прайм- ЕВРОЗНАК, 2003.
- Мисюра В.Ф. Психологическая реабилитация военнослужащих. М.:ВАФ, 1995.
- Митасова Е.В. Социально-психологические условия психологической реабилитации раненых военнослужащих в медицинских учреждениях МО РФ: Дис. .канд.псих.наук. М, 2004.
- Моздокова Ю.С. Социально-культурная реабилитация инвалидов и членов их семей в процессе досуговой деятельности: Дис. .канд.пед.наук. М, 2004.
- Могилев В.А. Педагогические аспекты социальной реабилитации инвалидов военной службы: Дисс. канд. пед. наук. Новгород, 2000.
- Мухина В. С. Возрастная психология. М.: Академия, 1999. -452с.
- Мухлаева А. Социальные аспекты профессиональной реабилитации инвалидов: Дисс. .канд. соц. наук. М., 2002.
- Мясищев В.Н. Основные проблемы и современное состояние психологии отношений человека // Психология отношений / Под ред. А. А. Бодалева. М.: Изд-во «Институт практической психологии». 1995. С. 15−38.
- Мясищев В.Н. Структура личности и отношение человека к действиям. М., 1956. 421 с.
- Нечипоренко В.В., Литвинцев С.В, Снедков Е. В. Современный взгляд на проблему боевой психической травмы // Воен.-мед. журн. 1997. 4. С. 22−26.
- Нечипоренко В.В., Литвинцев С. В., Снедков Е. В., Маликов Ю. К., Саламатов В. Е. Психолого-психиатрические аспекты реабилитации участников войны. // Медицинская реабилитация раненых и больных. Под ред. Шанина Ю. Н. СПб, 1997.
- Николаева В.В. Личность в условиях хронического соматического заболевания: Дисс. д-ра психол. наук. М, 1992.
- Новиков В. С, Боченков А. А, Черемянин С. В. Психофизиологическое обоснование проблемы коррекции и реабилитации участвовавших в боевых действиях военнослужащих//Воен.-мед. журн. 1997. 13. С.53−56.
- Новикова Л. Г, Ованников А. А, Ротман Д. Г. Стереотипы исторического самосознания (по материалам межнационального исследования) // Социол. исслед. 1988. № 5 .С.8−10.
- Обзор национальной образовательной политики. Высшее образование и исследования в Российской Федерации. М.: Весь мир, 2000. С. 15.
- Образование для всех? Региональный мониторинговый доклад. Eiorence. № 5, 1998.
- Обухова Л. Ф. Возрастная психология. М.: Педагогическое общество России, 1999. 443 с.
- Огинская М. М, Розин М. В. Мифы психотерапии и их функции. Вопросы психологии, 1991, № 4, стр. 6−18.
- Пархимчик Е. П. Как найти работу. Минск: Алкамфея, 1998. -216с.
- Петровский А.В. Быть личностью. М., 1989. 198 с.
- Петровская J1.A., Жуков Ю. Н. Диагностика и развитие компетентности в общении. Практическое пособие, Киров: Эниом, 1987. 215 с.
- Петровская J1.A. Теоретические и методологические проблемы социально психологического тренинга. М., 1982. — 168 с.
- Перспективы социальной психологии. М.: ЭСКМО, 2001.
- Петер C.JI. Психологическая помощь лицам, перенесшим психо-травмирующий стресс. М., 2001.
- Пищелко А.В. Психолого-социальная реабилитация работников МВД после Чечни. М., 1998.
- Попов В.Е. Психологическая реабилитация военнослужащих после экстремальных воздействий (на материале землетрясения в Ленинака-не, межнационального конфликта в Фергане и боевых действий в Афганистане): Дис. .канд.псих.наук. М., 1992.
- Постановление Минтруда РФ от 27 сентября 1996 г. № 1 «Об утверждении Положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации»
- Проблемы военной психологии. Хрестоматия. Мн.: Харвест, 2003.
- Проблемы современной психиатрии. М., 1948
- Психология. Словарь. Под общей редакцией А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. М., 1990. 494 с.
- Психогимнастика в тренинге. Под ред. Хрящевой Н. Ю. СПб: Ювента, Институт тренинга, 2000. 230 с.
- Психологическая поддержка военнослужащих. М.: Логос, 2001.
- Психологическая реабилитация участников боевых действий. М.: ВУ, 2003.
- Психологическая энциклопедия /Под ред. Р. Корсини и А. Ау-эбаха. СПб.: Питер, 2003.
- Психологическое обеспечение деятельности органов внутренних дел в экстремальных условиях. М., 2001.
- Психология личности в трудах отечественных психологов. СПб.: Питер, 2000.
- Психология экстремальных ситуаций: Хрестоматия. Мн.: Хар-вест, 1999.
- Психология. Учебник / Под ред. А. А. Крылова. М Проспект, 1999.
- Психология: Биографический библиографический словарь. СПб.: Евразия, 1999.
- Психопатология боевой травмы. Пермь, 1946.
- Психотерапевтическая энциклопедия / Под ред. Б Д. Карвасар-ского. СПб., 1999.
- Пономарев Я. А. Методологическое введение в психологию. М.: Наука, 1983.-205 с.
- Природа ребенка в зеркале автобиографии. Под ред. Б. М. Бим-Бада и О. Е. Кошелевой. М.: Изд-во УРАО, 1998. 431 с.
- Программа и методика организации и проведения профессиональных проб. Ярославль. 1993.
- Пряжникова Е. Перекресток. Активизирующая методика. -Школьный психолог. № 40, октябрь 1999. — С. 25−37
- Равен Дж. Педагогическое тестирование: проблемы, заблуждения, перспективы. Школьные технологии. — 1999. — № 3. — 78−98 с.
- Рамон Ш. Социальная эксклюзия и социальная инклюзия. Сост. Рамон Ш. и Шмидт В. Московская высшая школа социальных и экономических наук. Хрестоматия по курсу «Социальная эксклюзия в образовании». М., 2003.
- Рейнуотер Дж. Это в ваших силах. Как стать собственным психотерапевтом: Пер. с англ./ Общ. ред. и послесл. Ф. Е. Василюка. М.: Прогресс, 1992.-238 с.
- Репецкий Ю.А., Степанов С.Ю, Семенов И. Н. Рефлексивно-творческая среда как средство личностностного самоопределения в процессе профессионализации // Личностная ориентация непрерывного образования: теория и практика. Волгоград, ВГПУ, 1993. 316 с.
- Рожков В.В. Особенности социальной идентификации инвалидов в современном российском обществе: Автореф. дис.. канд. социол. наук: М, 2003.
- Рогинская Т.И. Феномен сопротивления адаптирующим воздействиям: Дисс. д-ра психол. наук. СПб., 1996.
- Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. М., 1996.-527 с.
- Рубинштейн C.JI. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1976.
- Рудестам Н. Групповая психотерапия. М., 1999. 373с.
- Рыбников О.Н. Социально-психологическая и психофизиологическая адаптация лиц опасных профессий в отдаленном периоде после воздействия чрезвычайных ситуаций: Дис.. д-ра мед. наук. М., 2003.
- Рыжов В .В. Психологические основы коммуникативной подготовки. Дисс. д-ра психол. наук: Новосибирск, 1995.
- Самарин A.M. Комплексный подход к созданию системы медико-психологической реабилитации ветеранов локальных войн и конфликтов: Дисс. канд. мед. наук. М., 2001.
- Самоукина Н.В. Экстремальная психология. М., 2000.
- Симонов В. Боевой стресс (По ВС США) // Вестник ПВО. 1988. Т. 7. С.83−85.
- Ситников. Акмеологический тренинг. Теория, методика, психотехнологии. М., 1996. 428 с.
- Сколько вам лет: линии жизни глазами психолога. М., 1993.
- Снедков Е.В. Боевая психическая травма (клинико-патологическая динамика, диагностика, лечебно-диагностические процедуры): Автореф. дис. д-ра мед. наук. СПб., 1997.
- Современный Энциклопедический словарь. М., 2004.
- Соколова Е.Т., Николаева В. В. Особенности личности при пограничных расстройствах и соматических заболевания. М.: Аргус, 1995.
- Соловьев И.В. Посттравматический стрессовый синдром: причины, условия, последствия, оказание психологической помощи и психореабилитация. М., 2000.
- Соловьева C. J1. Агрессивность как свойство личности в норме и патологии: Дисс. д-ра психол. наук. СПб, 1998.
- Солсо Р., Джонсон X., Бил К. Экспериментальная психология: практический курс. СПб., 2001.
- Сонин В.А. Психологический практикум. М.: Флинта, 1998-
- Социальные аспекты профессиональной реабилитации инвалидов. М., 2002.
- Социальная политика и социальная работа в изменяющейся России / Под ред. Е. Ярской-Смирновой и П. Романова. М.: ИНИОН РАН, 2002.
- Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов. Вена, 1993.
- Старобина Е.М. Концептуальная модель системы непрерывного профессионального образования инвалидов : Автореф. дис.. д-ра пед. наук: 13.00.08 Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена. СПб., 2004
- Старовойтенко Е.Б. Развитие жизненных отношений личности (Методологические и методические проблемы)' Дисс.. д-ра психол. наук. М., 1991.
- Столин В.В. Самосознание личности. М., 1983. 286 с.
- Столяренко A.M. Экстремальная психопедагогика. М.: ЮНИ-ТИДАНА, 2002.
- Столяренко Н. Д. Основы психологии. М., 1997 г. 733 с.
- Съедин С.И., Абдурахманов Р. А. Психологические последствия воздействия боевой обстановки: краткая история изучения психологических последствий участия в боевых действиях // Армия и общество. М., 1992, № 2.
- Сырникова Б.А. Социально-гигиеническая характеристика контингента инвалидов, организация реабилитации и психиатрической помощи в реабилитационном центре для инвалидов: Дисс.. канд. мед. наук. М., 2000.
- Тарабрина Н.В., Лазебная Е. О. Синдром посттравматических стрессовых нарушений: современное состояние и проблемы. // Психологический журнал. 2002. Т.13. -Х2. С.14−29.
- Трудотерапия и реабилитология. М., 1977.
- Трудотерапия как метод реабилитации инвалидов. М., 1998.
- Тураходжаев A.M. Социально-трудовая адаптация при психических расстройствах у участников войны в Афганистане: Дис.. канд. мед. наук. М., 1992.
- Федотов А.И. Индивидуальный психофизический тренинг как средство повышения эффективности деятельности воинов-десантников в трудных ситуациях: Дис. канд. психол. наук. М., 1995.
- Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990.
- Фрейджер Р, Фейдимен Д. Личность: теории, эксперименты, упражнения. СПб.: Нева, 2002.
- Хараш А. Чему учат катастрофы. // Психология для всех. 1993.
- Холостова Е. И, Дементьева Н. Ф. Социальная реабилитация. М, 2003.
- Храпылина Л.П. Основы реабилитации инвалидов. М, 1996.
- Хрестоматия по курсу Социальная эксклюзия в образовании. М, 2003.
- Худяков В. Исследование воздействия боевых психических травм на израильских военнослужащих // Зарубежн. воен. обозр. 1989. 5. С. 19−27.
- Хьелл Л, Зиглер Д. Теории личности. СПб.: Питер, 1999.
- Цзен Н. В, Пахомов Ю. В. Психотренинг. М.: Физкультура и спорт, 1988.
- Чалдини Р. Психология влияния. СПб.: Питер, 1999.
- Черепанова Е.М. Саморегуляция и самопомощь при работе в экстремальных условиях. М, 1995.
- Черничкина В.А. Социально-психологические проблемы инвалидов и основные стратегии их разрешения: Автореф. дис.. канд. психол. наук: Ярославль, 2003
- Черняева Т.Н. Тренинг как средство формирования конфликтологической культуры менеджера в вузе: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Калининград, 2004.
- Шевкиев Б.А. Психологическое обеспечение личностно развивающего образования в техническом колледже: Автореф. дис. канд. психол. наук: Ставрополь, 2004
- Шиихи Г. Возрастные кризисы. Ступени личностного роста. СПб.: Ювента, 1999.-276 с.
- Шипилов А.И. Психологические основы взаимодействия офицеров в трудных межличностных ситуациях. М.: ВУ, 1999.
- Ширяева Н. Методика психофизиологического восстановления военнослужащего // Информ.-метод. сб. ЦВСППИ. М., 1994. 2.С.54−61.
- Шумков Г. Е. Рассказы и наблюдения из настоящей русско-японской войны. Киев, 1905. Эмоциональный стресс: Труды Междун. симп. Стокгольм, Л., 1970.
- Ядов В. А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности // Методологические проблемы социальной психологии. М., 1975.
- Я работаю психологом. Под ред. И. В. Дубровиной. М.: ТЦ «Сфера», 1999.-232 с.
- Ярская-Смирнова Е Р. Социальное конструирование инвалидности // Социс, 1999. № 4. С.38−45.
- Ярская-Смирнова Е.Р., Лошакова И. И. Инклюзивное образование детей-инвалидов // Социол. исслед., 2003.