Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Актуализация этнокультурного Я в структуре самосознания личности студенческой молодежи в условиях учебной деятельности

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Особую значимость представляет изучение особенностей этнического самосознания представителей молодого поколения как части этнического общества, наиболее сензитивно воспринимающей идеи этнических коллизий. Именно на этом возрастном рубеже происходит развитие и расширение персональной системы ценностных ориентаций, консолидация самохарактеристик. Молодежная тема актуальна во все времена… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. Теоретические предпосылки изучения особенностей этнокультурного Я студентов
    • 1. 1. Онтогенетические аспекты развития самосознания личности
    • 1. 2. Научно-теоретические проблемы этнического самосознания
    • 1. 3. Эмпирические исследования этнического самосознания студенчества
  • ГЛАВА II. Экспериментальное изучение этнокультурного Я как структурного компонента этнического самосознания студентов
    • 2. 1. Программа и этапы исследования
    • 2. 2. Психологические особенности этнокультурного Я студентов
    • 2. 3. Опыт организации экспериментальной работы по актуализации этнокультурного Я студентов в условиях учебной деятельности

Актуализация этнокультурного Я в структуре самосознания личности студенческой молодежи в условиях учебной деятельности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

На рубеже тысячелетий этническая проблематика стала одной из самых актуальных в мире. Процесс глобализации, охвативший самые отдаленные уголки земного шара, не создал пока основы для сплочения мирового сообщества, а, наоборот, вызывает к жизни все новые факты, свидетельствующие о нарастающей разобщенности. Унификация культур на технологическом уровне порождает обратные процессы на психологическом уровне, активизирует систему этнического самосознания. Актуализация этнического самосознания, как защитная реакция на процессы унификации, все явственней прослеживается сегодня.

Самосознание этноса — сложное, многофакторное, духовно-социальное явление со своей структурой и внутренними связями. Составляющими компонентами понятия «этническое самосознание» выступают способы исторического существования, нормы сознательного поведения, структура и иерархия сложившихся ценностей, способ передачи исторического опыта этноса. Содержание понятия включает также устойчивые, индивидуальные, психологические характеристики, такие как: эмоциональный настрой, мотивация, интересы, особенности абстрактного мышления. Самосознание этноса в дальнейшей исторической перспективе способно выступать реальным, энергичным, действенным фактором его сохранения и саморазвития[115].

В настоящее время остро стоит вопрос о путях развития России. В этом контексте усилия по реформированию могут оказаться напрасными, если они не затронут так называемый «человеческий фактор», не актуализируют духовные и моральные ценности в сознании людей. Поскольку человек всегда принадлежит к определенной социальной общности, то встает вопрос об особенностях этих общностей и степени интегрированности в них ее членов. Именно таким образом может быть представлена проблема национального единства, которая невозможна без наличия единого сформированного этнического самосознания [113].

В дискуссиях ученых выявилось несколько крайних точек зрения: от отрицания такой проблемы до представления о том, что данная проблема существует, но связана с травмированным национальным самосознанием русских после распада СССР и утраты ими статуса доминирующей нации. «Русский народ как единая общность существует в идеологической и политической реальности, но не на уровне повседневности» — вот один из тезисов, представленный на семинаре в рамках исследования «Национальная политика: либеральный проект» [199].

Получается, что в стабильных условиях, не испытывая никакого давления, русские не считают необходимым осознавать свою общность. Они и так великая нация, существование которой не требует никаких подтверждений и доказательств. Такая необходимость возникает, когда необходимо выделить себя из окружающей иноэтнической среды по принципу «мы — не они», или возникает потребность в более тесном сплочении для решения важнейших совместных задач.

Современный уровень этнического самосознания русского народа не в состоянии обеспечить новую мобилизацию массы, сплоченность и интегрированность общества для достижения каких-то политических или национальных целей, поскольку он не содержит никаких позитивных санкций и значений, не предлагает новых идеалов или политических программ. Единственная его функция — компенсаторная блокада против внешних раздражителей, неустранимого сравнения с другими странами: если мы такие хорошие, духовные, передовые, то почему мы так плохо живем? Кто в этом виноват? [200].

На первый план в цепи важнейших символических событий, по ответам респондентов (в том числе и наших) выходит только победа в Великой отечественной войне, значение которой растет год от года. Победа в войне является опорной точкой в коллективной идентичности, оправдывающей и возвышающей всю историю советского времени.

Взаимосвязь этнического самосознания с различными проявлениями ксенофобии, национализма, нетерпимости требует пристального внимания к механизму формирования этнического самосознания. Русские больше всех других народов бывшего СССР потеряли свои этнические качества, именно у русских оказалось размытым этническое самосознание. Русский — был «более советским» человеком, чем представители других этносов. В результате этого он плохо дифференцировал другие этнические группы и общности, как в нашей стране, так и за рубежом. Этническое самосознание русским необходимо не для того, чтобы блюсти чистоту крови, но для того, чтобы знать себя и других [113].

Знание себя является предпосылкой понимания других. Важность этого положения подкрепляется фактами, что в современной России рост поддержки лозунга «Россия для русских» только за последние пять лет выросла с 43 до 66% опрошенных [200].

Таким образом, ориентированность человечества на переустройство миропорядка, угроза глобального столкновения цивилизаций, значительное возрастание роли этнических процессов в общественном сознании, всплеск этнического самосознания в современный период унификации духовной и материальной культуры, международной интеграции как стремления народов сохранить в новых условиях свою самобытность, ценностное отношение к традиционной культуре, языку, образу жизни подчеркивает актуальность исследования этнического самосознания.

Особую значимость представляет изучение особенностей этнического самосознания представителей молодого поколения как части этнического общества, наиболее сензитивно воспринимающей идеи этнических коллизий. Именно на этом возрастном рубеже происходит развитие и расширение персональной системы ценностных ориентаций, консолидация самохарактеристик. Молодежная тема актуальна во все времена жизнедеятельности человечества, так как связана с его настоящим и будущим. С большой долей вероятности можно сказать о том, что от специфики ценностных ориентаций современной молодежи, образующих систему личностных смыслов в структуре этнического самосознания, особенностей межэтнических взаимодействий и активности участия в них молодых людей во многом зависит настоящее и будущее России.

На современном этапе развития общества проблема формирования этнического самосознания достаточно остро стоит так же в практике педагогической деятельности. Отсутствие четких ценностных ориентаций парализует индивидуальную и социальную активность молодежи, порождает в ней скептицизм, нигилизм, эгоизм, неверие в наличие высших ценностей, страх перед будущим и другие негативные явления. Все это приводит к обесцениванию человеческой жизни, заполнению образовавшегося духовного вакуума агрессивным национализмом, экстремизмом, пропагандой бездуховной культуры среди молодежи[144].

Сегодня в педагогической деятельности недостаточно уделяется внимания подготовке молодежи к жизни и деятельности в поликультурном многонациональном обществе, привитию чувства уважения к родному этносу, его культуре, истории, языку, чувства принадлежности к национальным и общечеловеческим ценностям и достижениям. В стороне остаются вопросы самовоспитания, саморазвития, формирования этнического самосознания молодежи, отсутствует активная гражданская позиция студентов.

Исходя из этого, возникает необходимость педагогического управления этнической социализацией подрастающего поколения, формирования этнического самосознания, причем не только на уровне этнокультурного Мы или представления об особенностях, традициях, культуре этноса, но и на уровне личностного, этнокультурного Я или четкого, осознанного представления о себе как носителе этнокультурных традиций, особенностей и ценностей, а также индивидуальной ответственности за состояние и сохранение национальной культуры.

Студенческий возраст является решающим периодом развития этнического самосознания, его упрочнения и закрепления. В период обучения в вузе этническое самосознание молодого человека расширяет систему его представлений о мире и уточняет его место в нем.

Всё это повышает ответственность образования за будущее России, за то, по какому пути она пойдёт, как будут развиваться процессы межэтнического взаимодействия. Но, к сожалению, сегодня в этом направлении не ведется активной работы. Современная система образования не гарантирует формирования позитивных межэтнических установок. А оформившееся в студенческой среде негативное восприятие той или иной этнической группы или исключительность своей национальной группы опасны вдвойне, т.к. носителем негативных установок в межэтническом взаимодействии может стать будущая интеллектуальная элита, которая будет формировать Российскую политику в XXI веке [173].

Являясь ключевым понятием в системе этнопедагогических и этнопсихологических феноменов, проблематика формирования этнического самосознания находится на стыке интересов истории, философии, этнологии, социологии, психологии и педагогики. Однако долгое время в отечественной науке она рассматривалась преимущественно историками, этнологами, философами и социологами, предметом исследования которых были особенности этнического самосознания представителей различных этнических групп (Ю.В. Арутюнян, Ю. В. Бромлей, JI.M. Дробижева, В. И. Козлов, П. И. Кушнер, В. А. Тишков, К. В. Чистов и др.). В то же время в психологии и педагогике проблема формирования этнического самосознания находилась на периферии научного анализа. В настоящее время наблюдается возрастание интереса к данному вопросу с позиций педагогики, психологи (ГЛ.Волков, И. С. Кон, B.C. Кукушин, Н. М. Лебедева, В. С. Мухина, Г. У. Солдатова, Т. Г. Стефаненко, В. Ю. Хотинец и др.). Среди ученых нет единства взглядов на феноменологию и структуру этнического самосознания, особенности его формирования в разные возрастные периоды. Имеют место значительные затруднения в объяснении условий, средств, методов и механизмов его формирования. В настоящее время существует необходимость в интеграции взглядов на проблему формирования этнического самосознания, которая отвечала бы природе этого явления с точки зрения этнопсихологии, которая объединяет в себе знания, накопленные другими науками.

Под этническим самосознанием рассматривается относительно устойчивая система осознанных представлений и оценок реально существующих этнодифференцирующих и этноинтегрирующих признаков этнической общности, т. е. особенностей этнокультурной среды. Центральной структурной составляющей этнического самосознания выступает этническая идентичность.

Развитие этнического самосознания в онтогенезе идет в направлении от формирования представлений об особенностях других этносов, затем представлений о своем этносе и затем формируется представление о себе как представителе культуры. В целом, этническое самосознание формируется к юношескому возрасту. Но, в зависимости от социальных или региональных условий, оно может быть более или менее выраженным или актуализированным. При этом этнические знания могут быть недостаточны или быть неактуальны для личности. Неактуализированность этнического самосознания обуславливает, на наш взгляд, слабость гражданских позиций личности и размытость смысложизненных ориентаций. Поэтому в данной работе используется понятие актуализации. Под актуализацией этнического самосознания, а соответственно и этнокультурного Я, мы понимаем расширение этнокультурных знаний как о своей, так и других этнических общностях, осознание их значимости и формирование потребности в их дальнейшем углублении. В процессе углубления этнокультурных знаний происходит содержательное наполнение этнокультурных образов «Они» «Мы», «Я» и сближение образов Мы и Я. Создание определенных условий в рамках учебной деятельности способствует актуализации этнокультурного Я в структуре самосознания личности студенческой молодежи.

Этническое самосознание играет важнейшую роль в интеграции индивидуальных особенностей личности. В последнее время разворачивается активная дискуссия, затрагивающая такие вопросы, как соотношение понятий «этнической идентичности» и «этнического самосознания» [27, 80, 96, 106, 133, 198], особенностей формирования этнического самосознания и этнической идентичности в онтогенезе [48, 105, 133, 154, 166, 196, 167], роли этнического самосознания в структуре индивидуальности [97, 147].

Учитывая, что в настоящей работе рассматривается понятие этнокультурного Я, которое близко понятию этнической идентичности, уточним различие этих понятий. Различие усматривается нами в том, что в этнической идентичности в большей степени представлен бессознательный компонент. Этническая идентичность и ее элементы формируются достаточно рано в онтогенезе не столько в результате самостоятельного поиска и выбора, сколько вследствие идентификации под влиянием родителей или другого социального окружения. Под этнокультурным Я мы понимаем осознанное отнесение себя к определенному этносу, с личностным принятием психологических характеристик, норм, ценностей этноса, и личностной рефлексией по поводу достижений и неудач этноса.

Признаками сформированного этнокультурного Я выступают: выраженность этнонима (самоназвания) в структуре самосознания личностиосознание как положительных, так и негативных характеристик своего этноса (или сформированность автостереотипа) — принятие на личностном уровне психологических особенностей этноса (проявляющихся в близости Мы — образа и Я — образа) — рефлексия по поводу личного участия в достижении положительной динамики и сохранении этнической культуры и ответственности за состояние этнической культуры.

Последние данные [11,85, 94, 97, 128] и результаты нашего пилотажного исследования показывают устойчивую тенденцию к обнаружению сформированности этнического самосознания студентов на уровне «Мы-образа» и несформированностью этнического самосознания на уровне этнокультурного Я. Несформированность этнокультурного Я является причиной психологического ослабления этноса как своеобразной социально— -психологической целостности.

Интенсивная разработка вопросов актуализации этнокультурного Я в самосознании юношества порождает следующие противоречия, которые выдвигают эту психолого-педагогическую проблему в ряд актуальных и требуют своего разрешения:

— между мировой тенденцией, в том числе и русской культуры, к унификации и глобализации и необходимостью сохранения этнического своеобразия как потенциала развития культуры;

— между актуализацией этнокультурного Я и сохранением толерантного отношения к другим национальностям;

— между тенденцией к диффузности этнического самосознания и необходимостью формирования этнического Я как основы для формирования активной гражданской позиции современного студенчества.

Указанные противоречия порождают проблему: каковы условия актуализации этнокультурного Я как закономерного продолжения этнокультурного Мы, как регулятора активной жизненной позиции и каковы возможности в этом плане учебной деятельности.

Сущность проблемы находит отражение в теме исследования: «Актуализация этнокультурного Я в структуре самосознания личности студенческой молодежи в условиях учебной деятельности».

Цель исследования — выявить особенности актуализации этнокультурного Я в структуре самосознания личности студентов.

Объект исследования — этническое самосознание современной студенческой молодежи как сторона личностного самосознания.

Предмет исследования — особенности этнокультурного Я студентов как структурного компонента этнического самосознания и психолого-педагогические условия его актуализации.

Гипотеза исследования — этническое самосознание современных студентов характеризуется слабой выраженностью этнокультурного Я, эффективная актуализация которого возможна в учебной деятельности при условии:

— создания в процессе учебной деятельности предпосылок для личностного роста студентов и стремления к самоактуализации, адекватного этнокультурному контексту содержания учебной деятельности, организации познавательной деятельности студентов с учетом особенностей формирования этнического самосознания,.

— использования интерактивных методов обучения.

В качестве эффективного средства реализации этих условий может выступать обучающая программа «Этнический мир человека».

В соответствии с проблемой, целью, объектом и предметом определены следующие задачи исследования:

1. Выявить особенности формирования этнокультурного Я в структуре личностного самосознания, обобщив результаты теоретических и эмпирических исследований в этой области.

2. Исследовать особенности этнического самосознания современных студентов, состояние этнокультурного Я в структуре самосознания, определить возрастные предпосылки этих особенностей.

3. Разработать и апробировать учебную программу, способствующую актуализации этнокультурного Я студентов на уровне всех его признаков.

4. Изучить динамику актуализации этнокультурного Я в структуре самосознания личности студентов в условиях реализации в учебном процессе учебной программы.

Методологическую основу исследования составили: положение об этническом самосознании как частном случае общепсихологической категории сознания (Г.М. Андреева, Ю. В. Бромлей, И. С. Кон, Г. Г. Шпет) — положение о единстве сознания и деятельности, принципы историзма, развития, личностного и системного подходов (Б.Г. Ананьев, Л. С. Выготский,.

A.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн).

Теоретической основой исследования являются теоретико-методологические положения о сущности этнического самосознания (Ю.В.Арутюнян, А. Б. Багдасарова, Ю. В. Бромлей, Л. Н. Гумилев, Л. М. Дробижева, П. И. Кушнер, А. Тэдшфел, Дж. Тернер, В. А. Тишков, Г. Г. Шпет и др.) — исследования в области проблем формирования этнического самосознания (А.Г.Асмолов, Н. М. Лебедева, В. С. Мухина, И. С. Кон,.

B.С.Кукушин, Ж. Пиаже, Г. У. Солдатова, Т. Г. Стефаненко, В. Ю. Хотинец, Э. Эриксон и др.) — учение о целостном педагогическом процессе и его обусловленности социальными и психологическими факторами (Л.С.Выготский и др.), об особенностях структурно-содержательных характеристик этнического самосознания (В.П.Левкович, А. А. Налчаджян, В.Ю.Хотинец).

Для достижения цели и решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: теоретический анализ философской, этнологической, психологической, педагогической литературынаблюдение за студентами в ходе учебной деятельностиинтервью, а также психодиагностические методики: методики исследования этнических стереотипов (методика приписывания качеств, метод свободного самоописания, методика полярных профилей Дж. Пибоди), методика М. Куна — Т. Макпартленда «20 ответов» для исследования особенностей этнической идентичности, методика по исследованию смысложизненных ориентаций (СЖО) Д. А. Леонтьева, диагностика самоактуализации личности.

А.В.Лазукин в адаптации Н.Ф.Калина), диагностика типологий психологической защиты (Р. Плутчик в адаптации Л. И. Вассермана, О. Ф. Ерышева, Е.Б. Клубовой) — авторская методика «Этническое самосознание» (разработанная на основе метода незаконченных предложений) — анкетирование (анкета для младших и старших школьников, разработанная автором для определения возрастных особенностей формирования этнического самосознания) — комплексная обучающая программа «Этнический мир человека», включающая в себя лекционный курс по дисциплине «Этнопсихология», семинарско-практические занятия, а также такие интерактивные методы обучения, как «Тренинг личностного роста», семинар-тренинг «Основы коммуникативной компетентности» и тренинг «Этнический мир человека».

Для обработки полученных данных использовались статистические методы: корреляционный анализ, t-критерий Стьюдента для проверки значимости различийподсчитывались средние арифметические значения, процентная выраженность, проводился качественный анализ полученных данных.

Опытно-экспериментальной базой исследования выступил филиал АНО МОК Воронежского Экономико-правового института г. Старый Оскол. Сравнительный экспериментальный материал получен из школ № 5, № 16, № 26 г. Старый Оскол и Старооскольского политехнического колледжа. Выборка составляет 350 человек, из которых 123 человека — учащиеся политехнического колледжа, 107 человек — учащиеся средней школы, 90-студенты Воронежского Экономико-правового института. Преобладающее большинство выборки отнесло себя по самоопределению к русской национальности. Кроме того, в исследовании приняли участие 30 человекпредставители армянского этноса. Эта группа была включена в выборку только для сравнения некоторых особенностей этнического самосознания.

Исследование проводилось в три этапа:

На первом этапе (2002;2003 г.) уточнялась проблема, осуществлялся теоретический анализ философской, психолого-педагогической, научно-методической литературы. Целью данного этапа явилось изучение теоретического и практического уровней разработанности обозначенной проблемы и выявление возможностей ее эмпирической проверки в условиях учебной деятельности вуза. Полученный материал позволил сформулировать рабочую гипотезу, наметить программу эксперимента, определить цель, задачи, объект и предмет исследования.

На втором этапе (2004;2006 гг.) было проведено пилотажное исследование, были выявлены некоторые возрастные особенности развития этнического самосознанияисследованы особенности этностереотипов, выраженность этнонима, сформированность этнического самосознания студентов на уровне «Мы-образа» и «Я-образа». Кроме того, осуществлялась систематизация полученных данных, уточнялась цель, предмет и гипотеза исследования.

На третьем этапе (2007;2008 г.) была организована экспериментальная работа по определению этапов и условий актуализации этнокультурного «Я» студентов, обобщались результаты исследования.

Научная новизна исследования заключается в том, что выявлены: степень сформированности этнического самосознания и этнокультурного Я современных студентов, психологические причины слабой выраженности этнокультурного Я в структуре самосознания личности студентов, психолого-педагогические условия актуализации этнокультурного Я, эффективность использования интерактивных методов обучения с целью актуализации этнокультурного Я, особенности динамики этнокультурного Я в условиях специальной обучающей программы.

Теоретическое значение работы состоит в том, что уточнено понятие этнокультурного Я, проанализировано его отличие от этнической идентичности, аргументировано предпочтение понятия актуализации этнокультурного Я, выделены признаки актуализированного этнокультурного Я, определено его значение для личностного роста и состояния национальной культуры.

Практическая значимость результатов исследования состоит в разработке эффективных методов и средств актуализации этнического самосознания молодежи, направленных на совершенствование учебной деятельности по формированию этнокультурного Я в структуре личности учащихся.

Результаты исследования и разработанная обучающая программа «Этнический мир человека», включающая семинары и тренинги по изучению культурных особенностей различных этносов могут быть использованы в практической работе вуза. Они обеспечивают целостное влияние на личность студентов: способствуют актуализации этнокультурного Я в самосознании личности студентов, личностному росту и формированию активной гражданской позиции молодых людей, в которой сегодня российское общество нуждается как никогда. Кроме того, результаты исследования могут быть использованы педагогами-психологами, социальными педагогами и другими специалистами для построения концепции воспитательной работы.

Положения, выносимые на защиту:

1. Этнокультурное Я, являясь важнейшим структурным компонентом этнического самосознании, находится в отношениях взаимовлияния с уровнем самоактуализации личности.

2. Этнокультурное Я современных студентов характеризуется недостаточной актуализированностью, проявляющейся в слабой выраженности этнонима (самоназвания), в противоречивом состоянии автостереотипа, расхождении этнокультурных Я-образа и Мы-образа, слабой рефлексии по поводу своих этнокультурных особенностей и личного вклада в сохранение и развитие этнической культуры.

3. Причиной недостаточной актуализации этнокультурного Я в самосознании студентов является недостаточный уровень личностного развития студентов, проявляющийся в низком стремлении к самоактуализации, высоком уровне эго-защит, характеризующийся отсутствием навыков самоанализа и рефлексии.

4. Эффективная актуализация этнокультурного Я возможна в рамках адекватного этнокультурному контексту содержания учебной деятельности с использованием интерактивных методов обучения. Интерактивные методы способствуют прохождению личностью периода кризиса и самоисследований и достижению стадии реализованного этнического Я.

Обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечиваются совокупностью его методологических и теоретических положений, позволивших наметить научные подходы к исследованию проблемы и доказать выдвинутую гипотезу с применением адекватных предмету, целям и задачам исследования методов, а также экспериментальной проверкой эффективности выделенных психолого-педагогических условий актуализации этнокультурного Я студентов в виде учебной развивающей программы.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись посредством публикаций научных статей и тезисов, участия в региональных и международных научно-практических конференциях в г. Набережные Челны (2005г.), г. Тамбове (2007г.), г. Белгороде (2008г.), г. Воронеже (2008г.).

Результаты исследования используются в практике деятельности Воронежского Экономико-правового института при чтении курсов «Этнопсихология», «Историческая психология», при проведении тренинговых занятий, а также в консультировании педагогов школ и колледжей города Старый Оскол в области межнациональных проблем.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В результате проведенной исследовательской работы по актуализации этнокультурного Я в структуре самосознания личности студенческой молодежи в условиях учебной деятельности можно сделать следующие выводы.

Этническое самосознание и личностное самосознание диалектически взаимосвязаны. Развиваясь в русле личностного самосознания, актуализируясь, этническое самосознание способствует росту последнего. Экспериментальные данные подтверждают, что одним из условий формирования этнокультурного Я в структуре личностного самосознания студентов выступает уровень личностного развития.

Для личностного самосознания современных студентов характерно: несформированность рефлексии и осознания себя во времени, отсутствие уверенности в себя, слабо выраженная способность контролировать свою жизнь. Наиболее выраженными эго-защитами выступают проекция (или приписывание социально неодобряемых поступков другим людям), регрессия (или снижение чувства ответственности путем отхода на низший уровень развития) и отрицание (поддержание самоуважения личности путем отказа от тревожащей информации). Наличие высокого уровня механизмов психологической защиты у большинства студентов свидетельствует о личностной незрелости, отсутствии ответственности за себя и свои поступки.

Возрастная динамика этнического самосознания от младшего школьного возраста к юношескому идет в направлении снижения включенности личности в этнокультурный контекст. На первый план выходят личностные, индивидуальные проблемы, что обусловлено, с одной стороны, возрастным изменением ценностных приоритетов старшеклассников, с другой, особенностями социальных условий развития. Кроме того, наблюдается снижение эмоционального самоотношения, что проявляется в усилении противоречивости и критичности этнокультурных оценок. При этом наблюдается недостаточное развитие способности к рефлексии и самоанализу.

Для этнического самосознания русских студентов характерно неактуализированное состояние этнокультурного Я, а именно: невыраженность этнонима, противоречивые представления о своем этносе во временной перспективе (положительные черты этноса направлены в большей степени на прошлое и менее всего на настоящее, сохраняя известную долю оптимизма на будущее России), несвязанность этнокультурного Мы-образа и Я-образа, слабая способность к рефлексии.

Динамика личностного самосознания и актуализация этнокультурного Я может быть достигнута в условиях учебной деятельности в рамках обучающей программы «Этнический мир человека».

Эффективность обучающей программы обеспечивается:

— комплексным характером (сочетание лекционных и семинарско-практических занятий, а также тренингов как активных методов обучения);

— содержанием учебной деятелности, адекватной этнокультурному контексту (в рамках курса «Этнопсихология»);

— организацией познавательной деятельности студентов с учетом этапов и механизма формирования этнокультурного Я (построение содержания курса в соответствии с последовательностью формирования этнокультурных образов «Они», «Мы», Я" и активизацией процессов сравнения, противопоставления и идентификации);

— применением и сочетанием таких интерактивных методов обучения как личностные и этнокультурные психологические тренинги.

Результатом нашей экспериментальной работы, заключающейся реализации обучающей программы, стала актуализация этнокультурного Я студентов и, в целом, личностный рост. Признаками актуализации этнокультурного Я в структуре самосознания личности студенческой молодежи является усиление его положительной направленности, что проявляется в увеличении частоты появления этнонима, в уточнении автостереотипа (увеличении положительных и снижении доли противоречивых стереотипов). Студенты обнаружили высокую степень совпадений этнокультурных характеристик на уровне Мы-образа и Я-образа, а также усиление способности к их рефлексии. Подтверждением личностного роста является снижение уровня ряда эго-защит, повышение уровня самоактуализации, усиление веры в людей, в свои силы и возможности, что является основой для искренних и гармоничных межличностных отношений.

Достигнутые изменения способствуют в целом выработке активной гражданской позиции, ответственности за состояние национальной культуры и осознанию своих возможностей в ее сохранении и развитии, а также формированию установки на эффективное межэтническое общение.

На основании проведенной экспериментальной работы и полученных результатов можно утверждать, что эффективная актуализация этнокультурного Я в структуре самосознания личности студентов возможна в учебной деятельности в рамках специально организованных условий. Полученные результаты открывают перспективу дальнейшего изучения феномена в направлении уточнения: возрастной динамики этнокультурного Я и влияния на этот процесс социальных условийбессознательного механизма формирования этнокультурного Я — динамики этнического самосознания от уровня Мы к уровню Ямногогранности и роли этнокультурного Я в личностном развитии.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , П.С. Возрастная психология Текст. / П.С. Абрамова- Екатеринбург: Деловая книга, 2002. 698 с.
  2. , К.А. Российский менталитет, или Игра без правил? Текст. / К. А. Абульханова, P.P. Енакиева // Российский менталитет: Психология личности, социальные представления / М., 1996. — С. 4−27.
  3. Абульханова-Славская, К. А. Личность в процессе деятельности и общения Текст. / К.А. Абульханова-Славская- Психология личности: хрестоматия. Самара: Издательский Дом «Бахрах-М», 2002. С.301−330.
  4. Абульханова Славская, К. А. Представления личности об отношении к ней значимых других Текст./К.А. Абульханова-Славская// Психологический журнал. — 2001. — № 5. — С.38−47.
  5. Абульханова-Славская, К. А. Стратегия жизни Текст. / К.А. Абульханова-Славская- М.: Мысль, 1991. 299 с.
  6. , А.Г. К вопросу о теории народности Текст. / А.Г. Агаев- -Махачкала, 1985. С. 37−51.
  7. , Б.Г. Психология и проблемы человекознания Текст. / Б. Г. Ананьев // Избранные психологические труды / Воронеж, 1996. — 384 с.
  8. , Л.И. Психология формирования и развития личности Текст. /Л.И.Анцыферова // Человек в системе наук / М., 1989. — С.426−433.
  9. , Г. М. К проблематике психологии социального познания Текст. / Г. М. Андреева //Мир психологии. 1999. — № 3. — С. 15−23.
  10. , Г. М. Социальная психология Текст. / Г. М. Андреева- М., -2004. 432 с.
  11. , Е.М. Российская идентичность в представлениях московских студентов Текст. / Е. М. Арутюнова // Социологические исследования. -2007. № 8. — С. 77−84.
  12. , С.А. Передача информации как механизм существования этносоциальных и биологических групп человечества Текст. / С. А. Арутюнов, Н.Н. Чебоксаров- Расы и народы. 1972. — № 2. — С. 31- 39.
  13. , В.В. Социально-культурное развитие и национальное самосознание Текст. /В.В. Арутюнян // Социологические исследования. -1990.-№ 7.- С. 18−23.
  14. , Ю.В. Многообразие культурной жизни народов СССР Текст. / Ю. В. Арутюнян, JI.M. Дробижева- М.: Мысль, 1997. — 303 с.
  15. , А.Г. Психология личности Текст. / А.Г. Асмолов- М.: Смысл, 2001.-С. 297−318.
  16. А.Г. Личность как предмет психологического исследования Текст. / А.Г. Асмолов- М., 1984. — 104 с.
  17. , С. А. Особенности формирования этнической идентичности в мегаполисе Текст. / С. А. Баклушинский, Н. Г. Орлова // Этнос. Идентичность. Образование. М., 1998. — С.248−267.
  18. , О.А. Психологические условия и факторы развития самооценки личности на ранних этапах онтогенеза Текст.: автореф. дис.. канд. псих, наук / О. А. Белобрыкина. Н., 2000. 24 с.
  19. , Н.А. Русская идея. Основные проблемы русской мысли XIX века и начала XX Текст. / Н. А. Бердяев // О России и русской философской культуре: философы русского послеоктябрьского зарубежья / М., 1990.1. С. 43−271.
  20. , Н.А. Теософия и антропософия в России Текст. / Н.А.Бердяев- Свердловск, 1991. — Ч. 1. — С. 164−167.
  21. , Р. Развитие Я-концепции и воспитание Текст. / Р. Берне- Пер. с англ. М.: Прогресс, 1986.- 420 с.
  22. , Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе Текст. / Л. И. Божович // Вопросы психологии. 1978. — № 4. — С 20−28.
  23. , А.К. Развитие самосознания личности: временной аспект Текст. / А. К. Болотова // Вопросы психологии. 2006. — № 2. — С. 16−21.
  24. , JI.B. Самооценка в разных возрастных группах Текст. / Л. В. Бороздина, О.Н.Молчанова- М.: Проект, 2001. С. 92−113.
  25. , Н.Н. Образы американца и советского человека в восприятии студентов и на страницах молодежной прессы Текст. / Н. Н. Богомолова, Т. Г. Стефаненко // Вестник МГУ. Сер.14. Психология. 1991. — № 3. — С. 3−11.
  26. А.О. Российский менталитет и реформы Текст. / А. О. Бороноев, П. И. Смирнов // Общество и политика: Современные исследования, поиск концепций. СПб. -2000. С. 274−302.
  27. , Ю.В. Этнография восточных славян Текст. / Ю. В. Бромлей, К.В. Чистов- М.: Наука, 1987. — 556 с.
  28. , Ю.В. Человечество — это народы Текст. // Ю. В. Бромлей, Р.Г.Подольный//М., Мысль, 1990, — 391с.
  29. , В.М. Генезис проблемы самосознания личности в психологии Электронный ресурс. / В. М. Булгаков, mailto: [email protected]
  30. , Т.Л. Пособие психологического тренинга в группе Текст.: учебное пособие / Т. Л. Бука, М.Л. Митрофанова- М.- Издательство Института психотерапии, 2005. — 179 с.
  31. , Н.Н. Тренинг профессиональных коммуникаций в психологической практике Текст. / Н.Н. Васильев- СПб.: Речь, 2005. 283 с.
  32. , Б.Е. К построению качественной модели этнической идентичности Текст. / Б. Е. Винер // Социология и социальная антропология. 1989. — N 3. -С. 8−16.
  33. , И.В. Русские Текст. / И. В. Власова, И.С. Полищук- 1999. М, Наука. — С. 827.
  34. , Ю.Г. Российская идентичность: особенности формирования и проявления Текст. / Ю. Г. Волков // Социологические исследования. 2006. -№ 7. С.23−28.
  35. , Г. Н. Этнопедагогика Текст. / Г. Н. Волков- Москва. Изд. центр «Академия», 2000. С. 254.
  36. , М.И. Утверждение через отрицание Текст. / М. И. Воловикова, JI.JI. Гренкова // Российский менталитет: Психология личности, сознание, социальные представления. М., 1996. С. 86−98.
  37. , В. Психология народов Текст. / В. Вундт- М.: Издательство ЭКСМО- СПб.: Terra Fantastica, 2002. 864 с.
  38. , JI.C. Собрание сочинений T.l. / JI.C. Выготский М.: Педагогика, 1983. -367 с.
  39. , Л.С. Проблемы культурного развития ребенка Текст. / Л. С. Выготский // Вестник МГУ. Сер. 14. Психология. 1991. № 4. — С. 13−18.
  40. , Б.П. Русский национальный характер Текст. / Б.П.Вышеславцев// Вопросы философии. 1995. — № 6. — С. 117−121.
  41. , Б. А. Этническое самосознание как фактор развития индивидуальности Текст. / Б. А. Вяткин, В. Ю. Хотинец // Психологический журнал. 1996. — № 5. — С. 69−75.
  42. , Г. Д. Национальные образы мира Текст. / Г. Д. Гачев- М., Изд. центр «Академия», 1998. 228 с.
  43. , К.С. Введение в геополитику Текст. / К.С. Гаджиев- Изд. центр «Академия» М., 1998. 75 с.
  44. , Г. В. Лекции по истории и философии Кн. 1. Текст. / Г. В. Гегель- 1993.- 163 с.
  45. , Д. С. Практикум по психологическому исследованию Текст.: учебное пособие / Д.С. Горбатов- Самара: Издательский Дом «Бахрах М», 2000.- 248 с.
  46. Гриценко, В. В, Роль индивидуальных различий в процессе адаптации вынужденных мигрантов Текст. / В. В. Гриценко // Психология беженцев и вынужденных переселенцев: опыт исследований и практической работы / М., -2001. С. 112−138.
  47. , Л.Н. Конец и вновь начало Текст. / Л.Н. Гумилев- СПб.: Азбука-классика, 2002. — 384 с.
  48. , JI.H. Этногенез и биосфера Земли / Л.Н. Гумилев- СПб.: Азбука-классика, 2002. — 608 с.
  49. , А.Я. Исторический синтез в школе «Анналов» Текст. / А.Я.Гуревич- М., 1993. — С. 195.
  50. , В. Описательная психология Текст. / В. Дильтей- История психологии (10-е 30-е гг. Период открытого кризиса): Тексты под ред. П. Я. Гальперина, А. Н. Ждан.- М.: Изд-во МГУ, 1992. -2-е изд. — С.319−346.
  51. , У. Психология личности Текст.: Тексты под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырея / У. Джеймс- М., 1982. — 61−70 с.
  52. , А.И. Социальные стереотипы: вчера, сегодня, завтра Текст. /
  53. A.И. Донцов, Т. Г. Стефаненко // Социальная психология в современном мире. М.: Аспект Пресс, 2002. С. 76−95.
  54. , Л.М. Этническое самосознание русских в современных условиях: идеология и практика Текст. / Л. М. Дробижева // Советская этнография. -1991. -№ 1. С. 3−13.
  55. , Л.М. Проблемы межэтнических отношений в постсоветской России Текст. / Л. М. Дробижева // Социальные трансформации в России: теории, практика, сравнительный анализ. М., 2005. С. 194−222.
  56. , В.В. История русской философии Текст.: в 2 т. Т.2. Ч. 2. /
  57. B.В.Зеньковский- Л. Д991.-Т.2.- Ч. 2. — С. 124.
  58. , Б.В. Личность и патология деятельности Текст. / Б.В.Зейгарник- М.: Изд-во МГУ, 1971. 213 с.
  59. , A.M. Психология политической борьбы Текст. / A.M. Зимичев- СПб., 1993. с. 90.
  60. , И.А. Что сулит миру расчленение России Текст. Собр. соч. в10 т. Т. 2. Кн. 1 / И. А. Ильин. М., 1993. — С. 326.
  61. , С.В. Этничность в идеологических конструктах удмуртских СМИ Текст. / С. В. Кардинская // Социологические исследования, № 6. -2006.- С. 29−34.
  62. , К. О русском национальном характере Текст. / К. Касьянова- -М.: Академический Проект. Екатеринбург: Деловая книга, 2003. — 560 с.
  63. , М. Тренинг межкультурных отношений Текст. / М. Кипнис- Ч -М.: Ось-89, 2006. 144 с.
  64. Ковалевский, П. И Психология русской нации Текст. / П.И.Ковалевский- СПб., 1995. 89 с.
  65. , В.И. Самосознание этническое. Народы России. Энциклопедия Текст. / В.И. Козлов- М., 1994. — 461 с.
  66. , В.И. Проблема этнического самосознания и ее место в теории этноса Текст. / В. И. Козлов // СЭ, 1974. № 2. — 81с.
  67. , Н.В. Диалог культур и этнополитика Текст. / Н.В. Кокшаров- СПб., 2001. 178 с.
  68. Кон, И.С. В поисках себя: личность и ее самосознание Текст. / И.С.Кон- М.: Политиздат, 1984. С. 189.
  69. Кон, И.С. К проблеме национального характера Текст. / И. С. Кон // История и психология. М., 1971. С.125−130.
  70. Кон, И. С. Категория «Я» в психологии Текст. / И. С. Кон // Псих. Журнал, 1981. № 3. — С 29−34.
  71. Кон, И. С. Моральное сознание личности и регулятивные механизмы культуры Текст. / И. С. Кон // Социальная психология личности. М.: Наука, -1979. С. 85−113.
  72. , М. Культурно-историческая психология Текст. / М. Коул- М.: Когито-центр, 1997, — С. 21−54.
  73. , В.В. Психология межкультурных различий Текст. / В. В .Кочетков- Москва.: ПЕР СЭ, 2002. — 416 с.
  74. , Г. Психология развития Текст. / Г. Крайг- СПб., 2000. С. 245.
  75. , М.В. Эволюция этнического самосознания и проблема этногенеза Текст. / М. В. Крюков // Расы и народы. М., 1976. — № 6. — С. 62.
  76. , Г. Н. Образ Я в профессиональном сознании Текст. / Г. Н. Кригер // Наука и образование: Материалы Всероссийской научной конференции (12 13 апреля 2002 г.) / - Ч. 2. — Белово, 2002. — С. 223.
  77. И.М. Исследование символов в контексте национального самосознания Текст. / И. М. Кузнецов // Ценности и символы национального самосознания в условиях изменяющегося общества / М., 1994. С. 25−36.
  78. , B.C. Этнопедагогика и этнопсихология Текст. / В. С. Кукушин, Л. Д. Столяренко //Ростов-на-Дону: «Феникс», 2000. С. 448.
  79. , П.И. Национальное самосознание как этнический определитель Текст. / П. И. Кушнер //• КСИЭ. Этнические территории и этнические границы Института этнографии. Нов. сер. Вып. 8. — М., 1961. — С. 87−93.
  80. , Г. Психология народов и масс Текст. / Г. Лебон- СПб., 1995. -316 с.
  81. , Н.М. Базовые ценности русских на рубеже XXI века Текст. / Н. М. Лебедева // Психологический журнал. 2000. — Т.21, № 3. — С.73−87.
  82. , Н.М. «Синдром навязанной этничности» и способы его преодоления Текст. / Н. М. Лебедева // Этническая психология и общество / М., 1997.- С. 104−115.
  83. Леви-Стросс, К. Структурная антропология Текст. / К. Леви-Стросс- М, Первобытное мышление. — М., 1994. — С. 194.
  84. , В.П. Социально-психологические аспекты проблемы этнического самосознания Текст. / В. П. Левкович, Н. Г. Панкова // Социальная психология и общественная практика М., 1985. — С. 140−148.
  85. , А.Н. Избранное: психологические произведения в 2 т. Текст. / А.Н.Леонтьев- М., 1983. 349 с.
  86. , Д.А. Очерк психологии личности Текст. / А.Н. Леонтьев- М.: Смысл, 1997. 64с.
  87. , Д.А. Внутренний мир личности Текст. / А. Н. Леонтьев // Психология личности в трудах отечественных психологов / Спб.: Питер, -2000. -372 с.
  88. , Дж. Опыт о человеческом разумении Текст.: в 3 т. / Дж. Локк. -М., 1985.-Т. 1.-С. 78−582.
  89. , Н.О. Характер русского народа Текст. / Н. О. Лосский // Условия абсолютного добра / М., 1991. — 251 с.
  90. , Е.Л. Этнические проявления психологической защиты (на примере русских и китайских выпускников вузов) Текст.: автореф. дис.. канд. псих, наук / Е. Л. Лукьянова. Хабаровск 2006. index2. php
  91. , С.В. Историческая этнология Текст. / С.В. Лурье- М., Аспект-пресс, 1998. С. 220−228.
  92. А.Р. Культурные различия и интеллектуальная деятельность Текст. / А.Р.Лурия- М.:Ключ-С, 1982. 198 с.
  93. , Д. Социальная психология Текст. / Д. Майерс // СПб.: Питер, 1997. С. 631−672.
  94. , С. Век толп Текст. / С. Московичи- М., Аспект-пресс, 1996.- 176 с.
  95. , Ш. М. Формирование национального самосознания студентов в воспитательной работе вуза: методические рекомендации Текст. / Ш. М.Мухтарова- Караганда: Изд-во КарГУ, 2002. — 82 с.
  96. , B.C. Проблемы генезиса личности Текст. / B.C. Мухина- М.: МГПИ, 1985.- 103 с.
  97. , B.C. Этнопсихология: настоящее и будущее Текст. / В. С. Мухина // Психологический журнал. 1994, № 3. — С. 42−49
  98. , К.А. Этническое самосознание и его подструктуры на примере армянского этноса Текст. / К. А. Налчаджян // Вопросы психологии. 2006 г. — № 5. — С. 84−90.
  99. , JI.И. Этническая идентичность. Проблемы трансформации в постсоветский период Текст. / Л. И. Науменко // Этническая психология и общество/ М., 1997. С. 76−88.
  100. , Г. Русское самосознание Текст. / Г. Никишов // Философско-исторический журнал. СПб., 1998. № 4. — С 28−35.
  101. , А.Б. Эмпирическая личность и ее структура Текст. / А. Б. Орлов // Вопросы психологии. 1995. — № 2. С. 53−59.
  102. Овсянико-Куликовский, Д. Н. Психология национальности Текст. / Л.Н.Овсянико-Куликовский- Пг., 1922. — С. 22−27.
  103. , Д.Б. К анализу когнитивной самооценки человека Текст. / Д. Б. Ольшанский // Проблемы медицинской психологии / М., 1980. С.62−78.
  104. , Н.Е. Кросскультурные коммуникации Текст.: учебное пособие / Н.Е.Пивонова- СПб. ИВЭСЭП. Знание, 2008. 66 с.
  105. , Ж. Моральное суждение у ребенка Текст. / Ж. Пиаже- Изд-во Академический проект, 2006. С 480.
  106. , Ю.П. Этническая психология Текст. / Ю. П. Платонов // С-Пб., изд-во «Речь». 2001. С. 347.
  107. , Б.Ф. Социальная психология и история Текст. / Б.Ф.Поршнев- М., 1974. С. 329.
  108. Л. Г. Этнические факторы развития личности Текст. / Л. Г. Почебут // Введение в этническую психологию. СПб, 1995 С. 66−83.
  109. , А.С. Трудное восхождение к себе Текст. / А. С. Прутченков // Методические разработки и сценарии занятий социально-психологических тренингов/-М., 1995. С. 168.
  110. , К.Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека Текст. / К.Р.Роджерс- Пер. с англ. М.: Прогресс: Универс, 1994. — 480 с.
  111. , Г. Я. Самопознание как проблема социальной перцепции Текст. / Г. Я. Розен // Вопросы психологии познания. Вып. 235. Краснодар, 1977.1. С. 18−26.
  112. , C.JI. Основы общей психологии в 2 т. Текст. / С. Л. Рубинштейн // Т.2. М.: Педагогика, 1989. 268 с.
  113. , В.Ш. О национальном самосознании Электронный ресурс. / В. Ш. Сабиров. Имидж 3 htm.
  114. , А.П. Этнология Текст. / А. П. Садохин, Т.Г.Грушевицкая- М.: «Академия», 2000. 322 с.
  115. , Ю.В. О культуре и самосознании этноса Электронный ресурс. / Ю. В. Семенов, semenov. htm
  116. , В.Е. Типология российских менталитетов и имманентная идеология России Текст. / В. Е. Семенов // Социальная психология в трудах отечественных психологов. СПб., 2000. С.485−492.
  117. , З.В. Русские: образ народа Текст. / З.В. Сикевич- СПб.: СПбРУ, 1998. 152с.
  118. Сикевич, З. В. Социология и психология национальных отношений Текст. / З.В.Сикевич- СПб., 1999. С. 16.
  119. , В.И. Категория возраста в психологии Текст. / В. И. Слободчиков // Вопросы психологии. 1991. — № 2 — С. 37−49.
  120. , Е.В. Тренинг коммуникативной компетентности в деловом взаимодействии Текст. / Е.В. Сидоренко- СПб.: Речь, 2004 208 с.
  121. , Г. У. Психология беженцев и вынужденных переселенцев: опыт исследований и практической работы Текст. / Г. У. Солдатова- М., Смысл, 2001. -224 с.
  122. , Г. У. Психология межэтнической напряженности Текст. / Г. У.Солдатова- М.: Смысл, 1998. 85 с.
  123. , Е.Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности Текст. / Е.Т. Соколова- М.: Изд-во МГУ, 1989. С.84−97.
  124. , В.В. Самосознание личности Текст. / В.В. Столин- М.: Изд-во МГУ, 1983. 233 с.
  125. , И.Л. Дух народа Текст. / И. Л. Солоневич // Наш современник. 1990. № 5. — С. 165−171.
  126. , П.А. Основные черты русской нации в культуре. Философы русского послеоктябрьского зарубежья Текст. / П.А. .Сорокин- М., 1990. -466 с.
  127. , П.А. Национальность, национальный вопрос и социальное равенство Текст. / П.А. .Сорокин // Экономический вестник России, 1992. -№ 2. С. 124−125.
  128. , Г. С. Этническое самосознание студентов педагогического вуза и его регулирование в учебной деятельности Текст.: дис.. канд. псих, наук / Г. С.Степанова- Воронеж, 1999.-202 с.
  129. , В.И. Категория возраста в психологии Текст. / В. И. Слободчиков // Вопросы психологии, 1991, № 2 — С. 37−49.
  130. , И.В. Тренинг уверенности в себе: развитие и реализация новых возможностей Текст. / И.В. Стишенок- СПб.: Речь, 2006. 240 с.
  131. , А.Г. Сознание, самосознание Текст. / А.Г. Спиркин- М.: Политиздат, 1972.- С. 122.
  132. , В.В. Самосознание личности Текст. /В.В.. Столин -М.: Изд-во МГУ, 1983. -С.213.
  133. Стефаненко, Т. Г: Этнопсихология Текст. / Т.Г. Стефаненко- -4-е изд., испр. и доп. -М.'."Аспект-пресс", 2006. 368 с.
  134. , О. А. Особенности социально-психологического изучения ценностей как элементов когнитивной и мотивационно-потребностной сферы Текст. / О. А. Тихомандрицкая, Е. М. Дубовская // Мир психологии. -1999, — № 3. С.80−90.
  135. , С. А. Проблема типов этнических общностей (к методологическим проблемам этнографии) Текст. / С. А. Токарев // Вопр. философии. 1964. № 11. — С. 53.
  136. , А.К. Актуальные проблемы социальной психологии Текст. / А. К Уледов- М.: Мысль, 1981. 91 с.
  137. , Н.П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп Текст. / Н. П. Фетискин, В. В. Козлов, Г. М.Мануйлов- М., 2002. — 490 с.
  138. Дж. Язык тела Текст. / Фаст Дж.- М., 1995. С. 11−224.
  139. , В. Человек в поисках смысла: Пер. с английского и немецкого Текст. / В. Франки- М.: Прогресс, 1990. — 368с.
  140. , Э. Психоанализ и этика Текст. / Э. Фромм- М.: Республика, 1993. -415 с.
  141. Фрейд, 3. Я и Оно: труды разных лет Текст.: В 2 т. / 3. Фрейд- -Тбилиси, 1991.-Т.2.-425с.
  142. , К.Н. Ценностные ориентации социалистического образа жизни Текст. /К.Н. Хабибулин- Л., 1979. 89 с.
  143. , В. Психологическая адаптация эмигрантов Текст. / В. Хармз- С-Пб., Речь, 2002. С. 328.
  144. , К. Невротическая личность нашего времени. Самоанализ Текст. /К. Хорни- М.: Университет, 1993.- 480 с.
  145. Л. Теория личности Текст. / Л. Хьелл, Д. Зиглер- СПб.: Питер Пресс, 1997. 608 с.
  146. , В.Ю. О содержании и соотношении понятий Этническая самоидентификация и этническое самосознание Текст. / В. Ю. Хотинец // Социологические исследования. 1999. — С. 36−42.
  147. , В.Ю. Формирование этнического самосознания студентов в процессе обучения в вузе Текст. / В. Ю. Хотинец // Вопросы психологии, 1998. -№ 3.- С.31−43.
  148. , П.Р. К вопросу о генезисе самосознания личности Текст. / П. Р. Чамата // Проблемы сознания: Материалы симпозиума / Март-апрель 1966 / Отв. редактор В. М. Банщиков. М.: Наука, 1966. С. 228−239.
  149. , И.И. Проблема самосознания в психологии Текст. / И.И.Чеснокова- М.: Наука, 1977. 124 с.
  150. , Н.Н. Проблемы типологии этнических общностей в трудах советских ученых Текст. / Н. Н. Чебоксаров // СЭ, 1967. № 4. — С. 99−106.
  151. , В.А. 18 программ тренингов: Руководство для профессионалов Текст. /В.А. Чикер- СПб.: Речь, 2007.-368 с.
  152. , Ю.П. Этносоциальные последствия объединения регионов Текст. / Ю. П. Шабаев // Социологические исследования. 2006. — № 3.1. С. 27−33.
  153. , И.В. Тренинг личностного роста Текст. / И.В. Шевцова- СПб.: Речь, 2003. 139 с.
  154. , С.М. Этнос: Исследование основных принципов изменения этнических и этнографических явлений Текст. / С.М.Широкогоров- Шанхай, 1923. — 112 с.
  155. , В.Г. Общность происхождения признак этнической общности Текст. / В. Г. Шелепов // СЭ, 1968. — № 4. — С. 65−73.
  156. , А.В. «Свои», «чужие», и другие. От античности до современности Текст. / А. В. Шипилов // Социологические исследования. -2006.-№ 5.-С. 18−24.
  157. , Г. Г. Введение в этническую психологию Текст. / Г. Г. Шпет- -СПб., 1996.-150 с.
  158. , Э. Идентичность: юность и кризис Текст. / Э. Эриксон- М., 1996.-344с.
  159. , Э. Детство и общество Текст. / Э. Эриксон- СПб.: 1996. -213с.
  160. Юнг, К. Психологические типы Текст. / К. Юнг- — СПб.: Ювента.- М.: Прогресс-Универс. 2000.-716 с.
  161. , А.В. Социальная психология науки Текст. / А. В. Юревич. -СПб., 2001.-228 с.
  162. , А.И. Современная проблема психологии: неисследованные эквиваленты объективной реальности Текст. / А. И. Юрьев // Вестник Санкт-Петербургского Университета. 2000. Серия 6, выпуск 1 (№ 6).
  163. , В.А. Социальная идентификация в кризисном обществе Текст. / В. А. Ядов // Социологический журнал. -1994, № 1. С.35−52.
  164. , С. Культура и контроль Текст. / С. Ямагучи // Психология и культура- СПб., 2003. С.359−390.
  165. , А.Н. Этнический конфликт: проблемы дефиниции и типологии Текст. / А. Н. Ямсков // Идентичность и конфликт в постсоветских государствах / М., 1997. С. 205−224.
  166. Anderson В. Imagined Communities- Reflections on the Origin and Spread of Nationalism. London: Verso, 1983- Bourdieu P. Espace social of genese des classes. Actes de la recherche on science socials. Paris, 1984.
  167. Bazerman M.H., Curhan J.R., Moore D.A. Valley K.L. Negotiation // Annual Review of Psychology. 2000. V. 51. P. 279−314.
  168. Berry., Poortinga Y.H., Cross-cultural psychology: Research and applications. Cambridge, 2002. -P. 51−63.
  169. Berry J. W. On the unity of the field of culture and psychology // Social psychology and cultural context. Thousand Oaks, 1999. P. 7−15.
  170. Bonks V. Ethnicity: Antropological Constructions. London-New-York. 1996. -P. 185−186.
  171. Bruner J.S. Child’s Talk. Acts of meaning. Cambridge: Havard University. Press 1990. P. 87−99.
  172. Cinnirella M. Exploring temporal aspects of social identity: the concept of possible social identities. // European Journal of Social Psychology. 1998. N 28.
  173. Coher A. Two dimensional Man- Bell D. Ethnicity and Social change //Ethnicity: Theoiy and Experience. 2002. — P. 141−174.
  174. Cole M. Socto-cultural-historical psychology: Some general remarks and a proposal for a new kind of cultural-genetic methodology // Sociocultural Studies of mind. New York. Cambridge University Press, 1995. P. 119−145.
  175. Eckensberger L., Krewen B, Kasper E. Simulation of cultural change by cross-cultural reserch: Some metamethodological consideration // Life-span Developmental psychology: Historical and Generational Effects. New York: Academic Press, 1984. P. 49−98.
  176. Geertz C. The Interpretation of Culture. New-York, 1973. P. 3−30.
  177. Geertz C. The Interpretation of culture // Ethhic and Racial Studies. 1998. Vol. 1. P. 377−400.
  178. Griger P. La caracterologie ethnigue. Paris, 1965- Moorman M. Ethnic- identification in a complex civilization: who are the Lue? // American Anthropologist. V. 67, 1965. — P. 226.
  179. Herder J.G. Out lines of a phylosophy of the History of Man. New York: Bergman Publishers, 1966.
  180. Hagg M. The social psychology of group cohesivness: from attraction to social identity. //N. Y. 1998.
  181. Inkeles A. and Levinson D.Y. The Study of Modal Personality an Sociocultural Systems // The Handbook of Social Phychology. Ed. By C. Lindsey and E. Aronson. London, 1969, vol. IV, 225−248.
  182. Liebkind K. Acculturation // Blackwell handbook of social psychology: Intergroup processes. Maiden (MA), 2003. P. 386−406.
  183. Marcia J. E. Identity in Adolescence.// Handbook of adolescent psychology. N. Y. 1980. Pp. 213−231.
  184. Marcus H. R., Kitayama Sh. Culture and the Self: implications for cognition, emotion and motivation.// Psychological Review. 1991. V. 98 (2). Pp. 224 253.
  185. Maslow A.H. New Knowledge in Huvan Values. New York: harper and rows, 1959.
  186. Moskovici S. Social representations. Explorations in social phychology. Cambridge, 2000.
  187. Rosenberg M., Kaplan H. Social Psychology of the Self concept.// Arlington Heights. 1982.
  188. Social Self. // Invitation to Social Psychology. 1996.
  189. Swann W.B. Identity negotiation: where two roads meet.// Journal of Personal and Social Psychology. 1987. V. 53.
  190. W.B. & al. Embracing the bitter «truth»: negative self-concept and marital commitment.// Psychological Science. 1992. V. 3 (2).
  191. Shweder R.A. Preview: A colloquy of culture theorists // Culture Theory- Essays on mind, Self and Emotion, New York, 1991.
  192. Tajfel H. Social influence and the formation of national attitudes // Interdisciplinary relationships in the social science. Chicago, 1969-
  193. Tajfel H. Aspects of national and ethnic ioyalty // Social science information. Oxford-Edinburg, 1971. P. 7−24.
  194. Van den Berghe P.L. The Ethnic Phenomenon. N.Y., 1985. P. 35.
  195. Yudd C.H. The Psychology of social Institutions. New York: Macmillan, 1986.
  196. Ward C., Kennedy A. Acculturation strategies, psychological adjustment and socio-cultural competence during cross-cultural transitions // International J. of Intercultural Relations. 1994. Vol. 18. P. 329−343.
  197. Woodworth R.S. Raeial differences in mental traits. 1910. v. 31. — P. 171 186.199. www.liberal.ru.200. http://www.political psychology.spb.ru/
  198. Методика «Этническое самосознание»
  199. Инструкция: «На бланке теста необходимо закончить предложения одним или несколькими словами». 1. Когда я слышу словосочетание «русский человек», первое, что приходит мне на ум
  200. Думаю, что русский человек редко3. Для русских характерно
  201. По сравнению с американцами русские
  202. Меня бы удивило, если бы русский человек
  203. Моим самым живым воспоминанием из детства является7. Мои родители
  204. Я испытываю чувство гордости, потому что русские
  205. Я огорчаюсь, когда русские
  206. Ю.Будущее России кажется мне11. Чеченцы, в отличие от русских12. Русский человек уверен13. Для меня главное в жизни
  207. Считаю, что большинство юношей
  208. Считаю, что большинство девушек
  209. Еврейская нация в отличие от русской17. Русский надеется18.Русские женщины19. Русские мужчины20. Я считаю, что я21. Англичане более
  210. Хорошо у русского человека получается23 .По сравнению с другими нациями русские более
  211. По сравнению с другими нациями русские менее25. Украинцы и русские
  212. Русскому человеку необходимо быть более27 .Я верю2 8. Счастье — это29. Моя мама30.Мой отец31 .Моя семья
  213. Болыие всего в жизни я ценю33. Мое будущее34.Моя страна
  214. Главная черта русского характера
  215. Наибольшее влияние на меня оказали
  216. Я уважаю себя за то, что я
  217. Мне бы хотелось изменить в себе39. Моя любимая книга
  218. Японцы по сравнению с нами
  219. Русский человек всегда поступает42. Мои друзья
  220. Наименее возможное занятие для русского человека44. Наибольшую радость мне доставляет занятие
  221. Русского человека лучше всего характеризует пословица (поговорка)
  222. С чувством собственного достоинства1. Заносчивый 1. Эгоистичный 1. Почтителен со старшими 1. Жестокий 1. Трудолюбивый 1. Забитый, униженный 1. Скупой 1. Властолюбивый
  223. Навязывающий свои обычаи другим
  224. Анкета «Этническое самосознание» для младших школьников
  225. Напиши свое имя и сколько тебе лет.
  226. Напиши свою национальность и национальность родителей.
  227. Какой язык ты считаешь родным?
  228. С какими национальными праздниками и обычаями ты встречался?
  229. Какие народные песни и танцы ты знаешь?
  230. Какие пословицы и поговорки есть у твоего родного народа?
  231. Какие сказки и герои твоего народа тебе знакомы?
  232. Каких известных русских ты знаешь?
  233. Каким событием, по-твоему, гордится твой народ?10. Русские они какие?
  234. Чем отличаются русские от других народов? 12. Что значит для тебя быть русским?
  235. Анкета «Этническое самосознание» для старших школьников1. Ф.И.О. и возраст.
  236. Собственная национальность и национальность родителей.
  237. Какой язык ты считаешь родным?
  238. С какими национальными праздниками и обычаями ты встречался?
  239. Какие народные песни и танцы ты знаешь?
  240. Какие пословицы и поговорки, на твой взгляд, характеризуют русского человека?
  241. Каких известных русских ты знаешь?
  242. Каким событием, по-твоему, гордится твой народ?10. Русские они какие?
  243. Чем отличаются русские от других народов?
  244. Русские вчера, сегодня, завтра они какие?
  245. Что значит для тебя быть русским?
  246. Дисциплинированные 12. Агрессивные
  247. Адаптирующиеся 13. Трудолюбивые3. Гордые 14. Прогрессивные
  248. Оптимистичные 15. Сдержанные
  249. Патриотичные 16. Предпочитающие материальные6. Сильные ценности
  250. Консервативные 17. Послушные
  251. Независимые 18. Эмоциональные9. Подавленные 19. Скрытные
  252. Непоседливые 20. Дружелюбные
  253. Конкурирующие 21. Серьезные
  254. Эгоистичные 29. Безответственные
  255. Выносливые 30. Прагматичные
  256. Импульсивные 31. Самодовольные
  257. Приверженные к порядку 32. Пассивные26. Гибкие 33. Ленивые
  258. Непреклонные 34. Индивидуалистичные
  259. Неприветливые 35. Отзывчивые
  260. Обладающие чувством 40. Добросовестныесобственного достоинства. 41 Бескорыстные
  261. Гостеприимные 42. Уверенные в себе
  262. Предприимчивые 43. Беспечные
  263. Раскованные 44. Настойчивые
  264. Развязные 51. Компетентные
  265. Терпеливые 52. Общительные
  266. Целеустремленные 53. Бережливые48. Духовные 54. Добрые
  267. Стремящиеся к успеху 55. Заносчивые50. Гуманные 56. Жалостливые57. Деловитые 64. Энергичные58.0зобленные 65. Жестокие59. Доверчивые 66. Замкнутые
  268. Щедрые 67. Бесхозяйственные
  269. Обладающие чувством юмора 68. Покорные
  270. Равнодушные к окружающим 69. Искренние
  271. Подозрительные 70. Вежливые186
Заполнить форму текущей работой