Современный этап развития общества предъявляет к работе профессионалов, а значит и к работе высших учебных заведений занятых их подготовкой, принципиально новые требования. Система подготовки специалистов в масштабах страны определена в целом спецификой конкретной профессиональной области. Однако связь между вузами и сферой деятельности выпускников не всегда надёжна. Молодому специалисту после окончания высшего учебного заведения требуется, как правило, ещё немало времени, чтобы адаптироваться к условиям профессиональной деятельности. Несмотря на то, что адаптация к условиям работы на конкретных местах происходит на базе основного багажа знаний и умений, приобретаемых в вузе, немаловажную роль, а порой одну из главных, играет наличие у молодого специалиста готовности к профессиональной деятельности. В виду того, что ведущей составляющей готовности к профессиональной деятельности является психологическая готовность, которая понимается как сложное комплексное психическое образование, как сплав функциональных, операциональных и личностных компонентов, имеющих динамическую структуру с функциональными зависимостями (А.А.Деркач, В. Г. Зазыкин, В.Д.Шадриков), представляется важным рассмотреть психологическую готовность1 студентов к профессиональной деятельности.
Большинство вузов страны в настоящее время использует информационную модель обучения, которая ориентирует деятельность студентов на следующие направления: принять информацию, переработать её, продемонстрировать степень её освоения. Подобная модель способствует развитию пассивной роли студента и формированию мотивов «избегания неудачи», направлена главным образом на приобретение необходимых В дальнейшем по тексту может быть использована аббревиатура «ПГ» знаний и слабо наделена на формирование психологической готовности к профессиональной деятельности.
Ещё до недавнего времени считалось, что уровень квалификации специалиста определяется исключительно тем объёмом знаний, который получен в процессе обучения. Однако уже известно, что даже степень усвоения знаний существенно зависит от индивидуальных особенностей обучающихся. Важную роль в этом процессе играют не только характеристики познавательных процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления, и др.), но так же индивидуально-типологические особенности личности и её мотивация, представленность образа профессионала, осознание и принятие студентом требований профессии к личности профессионала, адекватного образа будущей профессиональной деятельности. Так, И. А. Зимняя отмечает, что адекватность и полнота представления студентов о выбранной профессии непосредственно соотносится с уровнем его отношения к учёбе, т. е. чем меньше студент знает о профессии, тем менее положительным является его отношение к учёбе [53,С.183].
В настоящее время активно развивается наука, возникшая на стыке естественных, общественных и гуманитарных дисциплин, изучающая закономерности и феномены развития человека на ступени его зрелости и особенно при достижении им наиболее высокого уровня в этом развитии — акмеология [17,С.8]. Учёные, занимающиеся её разработкой (О.С.Аяисимов, А. А. Бодалёв, Е. Н Богданов, В. Г. Зазыкин, А. А. Деркач, Н. В. Кузьмина, Е. А. Яблокова и др), указывают на то, что учёба в вузах и среднеспециальных учебных заведениях, являющаяся подготовительным этапом профессионального становления, имеет немаловажное значение для того, как быстро и успешно человек достигнет своего «акме» (вершины) в профессиональной деятельности и насколько высокой будет эта вершина. Исследуя условия и факторы, которые способствуют или препятствуют движению личности к «акме» и достижению ею вершин развития, акмеология особое внимание уделяет поиску и систематизации субъективных факторов, анализу роли семейного воспитания, образования, эталонов «акме», профессиональных и иных стандартов, отношению к профессионалам и профессионализму и т. д. [17,С.15]. В том числе на этапе профессиональной подготовки, акмеология обращает особое внимание на такие психологические особенности личности, как интеллектуальные, общие и специальные способности, волевые качества, мотивация достижения, потребности, коммуникативные особенности и т. д.
Таким образом, в психологической практике профессионального образования остро стоит вопрос о необходимости переноса акцента с технологизации учебного процесса на аспекты личностной готовности. Возникает необходимость формирования и развития элементов личностной готовности к выполнению профессиональной деятельности, разработки комплексных методов диагностики личностной готовности.
Именно существующие в настоящее время несоответствия между предъявляемыми требованиями к специалисту, профессионалу, с одной стороны и малой эффективностью его подготовки в системе высшего профессионального образования с другой, а так же между требованиями профессии и соответствием им личности, являются теми противоречиями, которые обусловили выбор нашего исследования.
Разрешение сложившихся противоречий, на наш взгляд, должно явится результатом целенаправленной работы по повышению эффективности развития у студентов психологической готовности к будущей профессиональной деятельности. Для чего, по нашему мнению, необходимо изучение, с позиций психолого-акмеологического исследования, особенностей формирования психологической готовности студентов к профессиональной деятельности.
Мы, в своём исследовании, исходим из того, что развитие и формирование психологической готовности к профессиональной деятельности в условиях учебной деятельности студента в вузе является, прежде всего, результатом развития структуры самосознания, а именно профессионального самосознания (ПС) личности. Так как, именно на основе профессионального самосознания, а так же на основе активного самопознания и самовоспитания студента, развиваются профессионально важные личностные качества, которые и обеспечивают развитие и формирование психологической готовности к профессиональной деятельности.
Итак, одной из существенных проблем образования, на наш взгляд, является формирование необходимого уровня психологической готовности студентов к профессиональной деятельности, где ведущее место должно занимать профессиональное самосознание. Как и для формирования любой другой структуры личности, для профессионального самосознания существуют свои сензитивные периоды. Одним из первых крупных периодов является время обучения в вузе. Именно в это время будущий специалист усваивает категориально-понятийный аппарат своей науки и приобретает необходимые знания и умения, позволяющие студенту осознавать свою некоторую принадлежность к профессиональному сообществу.
Мы считаем, что на сегодняшний момент недостаточно изучена роль профессионального самосознания студентов в процессе формирования психологической готовности к профессиональной деятельности, их психолого-акмеологические резервы и потенциальные возможности. Недостаточно учитываются личностные качества, способность к выделению и учёту своего «Я» (как профессионала в том числе), наличие адекватного образа будущей профессиональной деятельности, осознание требований предъявляемых профессией к личности профессионала, способности к самоанализу, самоактуализации, саморазвитию, самопроектированию на этапе обучения в вузе. В этой связи представляет исследовательский интерес структура и содержание профессионального самосознания студентов как фактора формирования психологической готовности к профессиональной деятельности.
Наиболее значимым представляется рассмотрение этой проблемы в области подготовки специалистов юридических профессий. Не вызывает сомнения, что эффективность деятельности юриста в значительной степени определяется не только уровнем его профессионального умения, но и степенью профессионального сознания и самосознания личности, отношением к своей профессии. Любая профессия предъявляет к людям, избравшим ее, определённые моральные требования. Однако профессия юриста, сотрудника правоохранительных органов входит в тот особый круг профессий, в компетенции, которой находится жизнь и судьба человека. К сотрудникам правоохранительных органов общество предъявляло более высокие нравственные критерии на протяжении всей истории своего развития.
Таким образом, актуальность нашего исследования определяется:
1. Сложившимся несоответствием между предъявляемыми требованиями к специалисту-профессионалу, с одной стороны, и малой эффективностью его подготовки в системе высшего профессионального образования, с другой, а также между требованиями профессии и соответствием личности этим требованиям.
2. Запросом педагогической практики на теоретически обоснованный подход к формированию личностной психологической готовности будущего специалиста в процессе его профессионального обучения на всех ступенях образовательного пути.
3. Значением профессионального самосознания студентов в формировании психологической готовности к профессиональной деятельности.
4. Отсутствием достаточно полной системы психологического сопровождения становления специалиста в правовой сфере.
Цель исследованиявыявление характера влияния профессионального самосознания студентов на формирование психологической готовности к профессиональной деятельности.
Объект исследования: личность и учебная деятельность студентов.
Предмет исследования: профессиональное самосознание и психологическая готовность студентов на разных стадиях профессионального обучения в вузе.
Гипотезы исследования: уровень психологической готовности студентов к профессиональной деятельности детерминирован состоянием её структурных компонентов, внутренних факторов: профессионального самосознания, ценностных ориентаций, профессионально важных качеств личности, профессиональной компетентности, осознания престижа профессии.
Формирование психологической готовности студентов к профессиональной деятельности обусловлено качественными изменениями её структурных компонентов, происходящих на разных стадиях обучения в вузе.
Профессиональное самосознание личности, являясь системообразующим фактором процесса профессионализации, обеспечивает при соответствующих условиях успешное формирование психологической готовности студентов к профессиональной деятельности.
Исходя из цели и гипотез исследования, были сформулированы следующие задачи:
1. Осуществить теоретико-методологический анализ проблемы психологической готовности к профессиональной деятельности и на его основе раскрыть сущность, содержание и структуру психологической готовности студентов-юристов к профессиональной деятельности.
2. Раскрыть сущностные характеристики критериев, показателей, функций и уровней профессионального самосознания студентов как фактора формирования психологической готовности к профессиональной деятельности.
3. Разработать модель психологической готовности студентов-юристов к будущей профессиональной деятельности.
4. Составить научно-методический аппарат оценки психологической готовности студентов к профессиональной деятельности и на его основе провести психологический анализ структурных компонентов психологической готовности студентов юридических факультетов к профессиональной деятельности, выявить их взаимосвязь и взаимовлияние в процессе их профессионального развития.
5. Разработать научно-практические рекомендации по оптимизации процесса формирования психологической готовности студентов юридических факультетов к профессиональной деятельности юриста.
Теоретико-методологической базой исследования явились базовые принципы, разработанные в общественных, естественных и технических науках усилиями отечественных и зарубежных учёных, которые использует и развивает акмеология: принципы системности, активности, развития, детерминизма, единства сознания и деятельности, личностного подхода и других, а также психологические исследования личности (К.А.Абульханова-Славская, Б. Г. Ананьев, Л. И. Анцыферова,.
A.А.Бодалёв, А. Н. Леонтьев, В. Н. Мясищев и др.) — многомерности и мно-гоуровневости профессионального самоопределения (Е.А.Климов, М. Р. Гинзбург, Н.С.Пряжников) — профессионального самосознания (профессионального «Я») как важнейшего психического новообразования и интегрального регулятора процесса профессионального становления будущего специалиста (К.А.Абульханова-Славская, М. Н. Гуревич, М. И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович, О. В. Москаленко, К. К. Платонов,.
B.В.Столин, И.И.Чеснокова) — отдельных аспектов психологической готовности к профессиональной деятельности (Е.Н.Богданов, В. Г. Зазыкин, М. И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович, Ю. А. Самарин и др.) — акмеологического развития и профессионального образования личности (Н.В.Кузьмина, А. А. Деркач, В. Г. Зазыкин, А. К. Маркова, Е. А. Климов, И. Н. Семёнов,.
В.Д.Шадриков и др.) — подросткового и юношеского возраста (Л.И.Божович, А. А. Реан, И. А. Зимняя, И. С. Кон, Д. И. Фельдштейн,.
A.В.Мудрик, и др.) — а также представление о дуальном подходе к проблеме профессионального становления и развития человека (Ю.М.Забродин, Н.А.Носов) и концепция личностно-ориентированного обучения (А.А.Вербицкий, И. А. Зимняя, И. А. Колесникова, Ф. К Савина ДР-).
Для решения поставленных задач использовались следующие обще и частнонаучные методы: теоретический анализ, обобщение и интерпретация научных данных, имеющихся в психологической науке по изучаемой проблеме, сравнительный анализ, моделирование. Экспериментальное исследование включало методы наблюдения и самонаблюдения, естественного констатирующего эксперимента, психодиагностики (интервьюирование, анкетирование, самохарактеристики (микросочинения), комплексные личностные опросники, праксиологические методы (оценка характера развития психологической готовности в учебной деятельности) теоретико-аналитические (контент-анализ). Для определения психологических особенностей личности студентов был использован тест Р. Кеттелла (форма «А»), с целью выявления особенностей ценностно-ориетационной сферы личности студентов применялась методика МИЦ М. Рокича, адаптированная А. Готппраусом, А. А. Семёновым и.
B.А.Ядовым (вариант «Е»). При изучении профессионального самосознания студентов была использована разработанная нами методика «Самооценка деловых и личностных качеств юриста" — методика «Изучение тенденций личностного развития» А. А. Реанаметодика «Изучение факторов привлекательности профессии» В. А. Ядова в модификации Н. В. Кузьминой, А. А. Реанаметодика «Изучение мотивов учебной деятельности» в модификации А. А. Реана, В. А. Якунинаанкета «Изучение удовлетворённости студентов выбором будущей профессии» В. П. Кутеева. Для обработки результатов исследования применялись математические процедуры оценки достоверности различий показателей, статистических связей, различные виды корреляционного анализа. Математическая обработка полученных данных, а также наглядное представление в виде графиков, диаграмм и гистограмм осуществлялась на основе табличного процессора «Excel».
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечена его теоретико-методологической основой, комплексностью, применением надёжных и апробированных методов, репрезентативностью выборки, разнообразием взаимодополняющих методик, процедур и приёмов, проверкой на практике, а также применением математических методов обработки и анализа результатов с помощью автоматизированных статистических пакетов.
База исследования. В исследовании (1998;2002г.г.) приняли участие 650 человек: студенты 1 курса — 110 чел.- 2 курса — 120 человек- 3 курса — 150 чел- 4 курса — 110 чел- 5 курса — 110 человек Астраханского государственного педагогического университета и Астраханского филиала Московского открытого социального университета. Также обследованию было подвергнуто 50 работающих юристов ООО «Астраханьгаз-пром» и подразделения № 7 Астраханской службы судебных приставов.
Основные научные результаты, полученные лично соискателем, и их научная новизна.
Уточнено содержание и сущность понятия «готовность», «психологическая готовность», включающее «психологическую готовность к профессиональной деятельности». Психологическая готовность студентов к профессиональной деятельности понимается как сложное, комплексное психическое образование, сплав компонентов характеризующихся динамической структурой, и функциональными зависимостями. При этом психологическая готовность студентов к профессиональной деятельности — это совокупность мотивов, установок, ценностей, знаний, умений, навыков и определённых личностных качеств, интегрированных в профессиональном самосознании студентов.
Выделены структурные компоненты психологической готовности студентов к профессиональной деятельности: профессиональное самосознание, ценностные ориентации, профессионально важные качества личности, профессиональная компетентность, осознание престижа профессии, которые интерпретируются как внутренние (объективные и субъективные) психолого-акмеологические факторы её успешного формирования. Адекватная требованиям профессиональной деятельности представленность всех компонентов психологической готовности студентов к профессиональной деятельности с хорошо развитыми внутриструктур-ными взаимосвязями, обеспечивает становление её высокого уровня.
На основе выделенных компонентов разработана психолого-акмеологическая структурная модель психологической готовности студентов к профессиональной деятельности юриста, а также теоретическая модель её развития, основанная на равномерном, поступательном развитии всех структурных компонентов психологической готовности студентов к профессиональной деятельности. Соотнесение реального состояния психологической готовности студента с идеальной моделью (по степени их близости) является инструментарием определения сформированности психологической готовности к профессиональной деятельности выпускника юридического факультета.
Обоснованы психологические критерии и показатели профессионального самосознания студентов как фактора формирования психологической готовности студентов к профессиональной деятельности: осознание студентом норм, правил, требований, образа будущей профессиональной деятельности и личности профессионала как эталонов для осознания своих качествсамооценивание студентом сторон своей личностипонимание себя, эмоциональное отношение и оценивание себя как профессионала, оценивание своих профессионально важных качествналичие у студентов профессионального содержания в образе «Я" — мотивы, побуждающие к самопознанию и саморазвитиюличностный смысл юридической деятельностипрофессиональная направленностьтворческая активность в ходе профессионального становления, умение творчески решать поставленные профессиональные задачи. Выделенные показатели были отнесены к четырём компонентам профессионального самосознания студентов: когнитивному, эмоционально-ценностному, мотивацион-ному и творческому, определяющим формирование психологической готовности студентов к профессиональной деятельности.
Выявлено, что формирование психологической готовности студентов юридических факультетов к профессиональной деятельности является динамическим процессом, выражающимся в стадиальном и уровневом характере её развития. Определены уровни: низкий средний и высокий, соотношение которых изменяется на каждой из пяти стадий развития психологической готовности студентов к профессиональной деятельности.
Доказана регулирующая функция, выражающаяся во влиянии на характер развития профессионально важных качествах личности студента в процессе профессионального обучения следующих структурных компонентов психологической готовности студентов к профессиональной деятельности:
— Профессиональное самосознаие. Обнаружено наличие групп студентов, различающихся уровнями сформированности профессионального самосознания, гетерогенностью его структурных компонентов. Доказательно представлено, что на развитие психологической готовности студентов к профессиональной деятельности влияет характер сформированности (уровень) профессионального самосознания. Выявлены особенности влияния профессионального самосознания студентов на психологическую готовность к профессиональной деятельности, а именно определены наименее сформированные показатели профессионального самосознания студентов-юристов, блокирующие этот процесс. Выявлено, что характер (адекватный — неадекватный) и степень (целостный — не целостный) сформированное&tradeу студентов-юристов образа профессиональной деятельности и личности профессионала, основанный на знаниях об особенностях выбранной профессии и требованиях предъявляемых к личности профессионала в данной области, являющийся показателем когнитивного компонента профессионального самосознания студента влияет на особенности развития их профессионально-личностных качеств в процессе профессионального обучения. В содержании мотивационного и эмоционально-ценностного компонентов профессионального самосознания обнаружено преобладания «базисных» (по А. Маслоу) потребностей -«потребностей в материальном и социальном положительном подкреплении», что свидетельствует о наличии прагматичных представлений об образе будущей профессиональной деятельности и личности профессионала у данной категории обследованных, обусловленных желанием удовлетворения «потребностей нужды» (по А. Маслоу).
— Ценностные ориентации. Получены эмпирические данные о недостаточной сформированности ценностных ориентаций профессионального и личностного роста («творчество», «эффективность в делах», «развитие», «познание») — ориентаций на приоритетные качества и средства достижения высот в профессиональной деятельности юриста («исполнительность», «самоконтроль», «твёрдая воля», «ответственность», «честность»).
— Осознание престижа профессии. Выявлено, что опосредованно через престиж выбранной профессии студенты-юристы стремятся удовлетворить желания социального благополучия и признания.
Разработаны научно-практические рекомендации оптимизации процесса формирования психологической готовности студентов-юристов к профессиональной деятельности в процессе обучения в вузе. Описана программа психолого-акмеологического сопровождения процесса формирования психологической готовности студентов-юристов к профессиональной деятельности, представленная в виде плана-матрицы (стадии профессиональной подготовки, виды и формы практической психологической деятельности). Разработана программа спецкурса «Акмеология юридической деятельности», целью которой является стимулирование развития профессионального самосознания студентов-юристов как системообразующего компонента психологической готовности к профессиональной деятельности.
Практическая значимость диссертационного исследования.
В работе выявлены структурные компоненты психологической готовности студентов к профессиональной деятельности: профессиональное самосознание, ценностные ориентации, профессионально важные качества, профессиональная компетентность, осознание престижа профессии, интерпретируемые как внутренние (объективные и субъективные) факторы её формирования.
Полученные в работе эмпирические данные о влиянии ряда диспо-зиционных личностных характеристик на процесс профессионального становления специалиста правовой сферы позволяют усовершенствовать подготовку юридических кадров, повысить эффективность психологической помощи будущим юристам в решении проблем психологической готовности к профессиональной деятельности. Это может быть обеспечено в ходе методического обеспечения учебного процесса посредством использования результатов исследования на специальных курсах по саморазвитию личности, в рамках преподавания гуманитарных (социология, социальная психология, педагогика), специальных и управленческих дисциплин, в работе психологической службы вуза.
Предложенная модель психологической готовности студентов к профессиональной деятельности может быть использована в качестве критерия оценки подготовленности выпускников юридических специальностей, применена в практической психологической деятельности по профессиональному отбору, подбору, адаптации, ротации, аттестации и личностному развитию специалистов правовой сферы.
Апробация и внедрение результатов исследования Методологические положения и результаты диссертационного исследования обсуждались на заседаниях кафедры психологии, социальной педагогики и психологии, а также на семинарах аспирантов Астраханского государственного педагогического университета (1998;2002г.г.). Основные положения диссертации докладывались на итоговых научных конференциях АГПУ.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в ходе лекционных занятий для студентов юридического факультета и слушателей факультета повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования АГПУ в 2001/2002 учебном годудля работников службы судебных приставов № 7 г. Астрахани в мае 2002 г.
Данные, полученные в ходе исследования, были опубликованы в журнале «Гуманитарные исследования» (Астрахань, 2002 г.), в материалах международной конференции «Духовное становление человека» (Астрахань, 2002). По теме диссертации имеется шесть опубликованных работ.
Основные положения, выносимые на защиту 1. Психологическая готовность студентов к профессиональной деятельности является сложным комплексным образованием, сплавом компонентов, имеющих динамическую структуру: профессионального сам-сознания, ценностных ориентаций, профессионально важных качеств личности, профессиональной компетентности, осознания престижа профессии. Степень сформированности и единство данных компонентов служит критерием для определения уровней психологической готовности студентов к профессиональной деятельности.
2. В структуру профессионального самосознания студентов входят: когнитивный, эмоционально-ценностный, мотивационный и творческий компоненты, степень представленности которых определяет уровень профессионального самосознания студента и формирование психологической готовности студентов к будущей профессиональной деятельности. Критериями и показателями профессионального самосознания студентов выступают: осознание студентом норм, правил, требований, образа будущей профессиональной деятельности и личности профессионала как эталонов для осознания своих качествсамооценивание студентом сторон своей личности — понимание себя, эмоциональное отношение и оценивание себя как профессионала, оценивание своих профессионально важных качествналичие у студентов профессионального содержания в образе «Я" — мотивы, побуждающие к самопознанию и саморазвитиюличностный смысл юридической деятельностипрофессиональная направленностьтворческая активность в ходе профессионального становления, умение творчески решать поставленные профессиональные задачи.
3. Компоненты психологической готовности студентов к профессиональной деятельности обнаруживают различную динамику (гетерогенность развития) в процессе профессионального обучения в вузе:
— Динамическая составляющая профессионального самосознания студентов-юристов как субъективное отношение к профессиональной деятельности и к себе как профессионалу находящаяся в период поступления в вуз на низком уровне развития, в большинстве случаев не достигает максимально возможного уровня, что в значительной степени влияет на формирование психологической готовности к профессиональной деятельности.
— Содержательная структура ценностных ориентаций профессионально формирующейся личности студента-юриста на стадии профессионального обучения в вузе обнаруживает динамику развития от низкого (1, 2, 3 курс) до среднего (4, 5 курс) — проявляет регулирующую функцию в процессе развития профессионально-личностных качеств студентов.
— Уровень сформированности профессионально важных качеств выпускников юридических факультетов не соответствует уровню сформированности профессионально важных качеств юристов-профессионалов. Развитие профессионально важных качеств студентов-юристов в процессе обучения в вузе обусловлено характером сформированности: когнитивного компонента (прагматичными представлениями студентов относительно образа будущей профессиональной деятельности и профессионала в данной области), мотивационно-го и эмоционально-ценностного компонентов (наличием мотивов социального благополучия и признания, обусловленных желанием удовлетворения «потребностей в материальном и социальном положительном подкреплении», «потребностей нужды» по А. Маслоу) профессионального самосознаниясодержательной структуры ценностных ориентацииосознания престижа профессии.
— Осознание студентами-юристами престижа профессии является ведущей мотивационной составляющей на всех стадиях профессионального образования, получаемого с целью удовлетворить желания социального благополучия и признания. Мотивы внутреннего самосовершенствования и возможность творческой самореализации в профессии остаются в процессе личностно-профессионального роста студентов-юристов на втором плане.
4. Системообразующим структурным компонентом психологической готовности студентов к профессиональной деятельности является профессиональное самосознание, все компоненты которого, находясь в системных взаимосвязях с друг другом, определяют специфические функции профессионального самосознания: побудительную — определение своей позиции к будущей профессиональной деятельности, нахождение смысла в нейпознавательно-оценочную — понимание социально-нравственных требований и норм, предъявляемых к специалисту данной конкретной областина основе усвоенных студентом психологических знаний (методов и способов их получения) складывается оценочное отношение к себе и другим людямрегулятивную — удержание себя в рамках предъявляемых требованийсравнивание профессиональных альтернативных позиций и субъектов профессиональной деятельности, а как следствие — стимулирование саморазвития. Реализация данных функций в единстве приводит к формированию психологической готовности студентов, а также к саморазвитию личности в целом.
5. Развитие психологической готовности будущих юристов носит уров-невый и стадиальный характер. Объективно складывается: низкий уровень психологической готовности студентов к профессиональной деятельности, который представлен слабо сформированной, расплывчатой нецелостной структурой психологической готовности студентов к профессиональной деятельности, бедностью всех компонентов, формированием положительного отношения к юридической деятельностисредний уровень, на котором отмечается совершенствование психологической готовности студентов к профессиональной деятельности как определённой целостности, происходит формирование его функций в регуляции деятельности и развитии личности будущего юриставысокий уровень психологической готовности студентов к профессиональной деятельности, характеризующийся целостностью системы, сфор-мированностью всех её компонентов, хорошо развитыми сильными взаимосвязями между ними. Динамика психологической готовности студентов к профессиональной деятельности представлена пятью стадиями развития, совпадающими с пятью курсами обучения в вузе, характеризующимися центральной деятельностью и основными психологическими проявлениями.
6. Потенциал развития психологической готовности студентов к профессиональной деятельности представляет собой синтез их устойчивой профессиональной мотивации, ориентации на достижение высоких результатов, адекватной самооценки, наличия чётких представлений о характере будущей профессиональной деятельности и требованиях, предъявляемых к специалистам данной области, опыта самообразовательной и саморегуляторной деятельности в процессе обучения, а также переживаний субъектом противоречий между реальным «Я» и «Я» в определённой профессиональной роли, представленных в профессиональном самосознании студента.
7. В основу образовательного процесса в вузе, обеспечивающего подготовку студентов-юристов к профессиональной деятельности, должно быть положено представление материала в форме профессионально значимых задач и ситуаций, стимулирование диалога равных партнёров в процессе их решения, рефлексия и преодоление противоречий между профессиональными требованиями и реальными достижениями будущего специалиста в процессе учебной деловой игры и в реальной ситуации. Учебные ситуации, изменяющиеся в зависимости от целей на различных этапах образовательного процесса, должны характеризоваться: инновационностью предметного содержания задач, представленностью профессиональных функций и нравственного компонента деятельности, восхождением от ситуаций с подробным ролевым предписанием до деловых игр проблемно-кризисного характера.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы, приложения. Диссертация иллюстрирована таблицами, диаграммами и рисунками.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
Процесс совершенствования профессиональной подготовки студентов-юристов требует новых подходов не только к определению целей и содержания высшего профессионального образования, но и пересмотра методов и технологий учебно-воспитательного процесса, с целью повышения уровня психологической готовности выпускников к будущей профессиональной деятельности, где главная роль должна отводиться такому субъективному фактору как профессиональное самосознание студентов, которое обуславливает внутреннюю активность студента.
Настоящее исследование решает актуальную задачу современного высшего профессионального юридического образования — изучение особенностей становления психологической готовности студентов-юристов к будущей профессиональной деятельности. Существующие противоречия между реальной ситуацией развития и формирования психологический готовности студентов к профессиональной деятельности в процессе высшего профессионального обучения и требованиями современной социальной ситуации обусловили необходимость боле глубокого изучения этой проблемы.
В связи с этим первая задача нашего исследования заключалась в теоретико-методологическом анализе проблемы психологической готовности к профессиональной деятельности и раскрытии на его основе сущности, содержания и структуры психологической готовности студентов-юристов к профессиональной деятельности. При решении этой задачи мы провели анализ различных концепций психологической готовности и современных представлений её структуре. На основе проделанного анализа нами было дано определение психологической готовности студентов к будущей профессиональной деятельности как сложного, комплексного психического образования, сплава компонентов имеющих динамическую структуру, между которыми имеются функциональные зависимости. При этом психологическая готовность студентов к профессиональной деятельности — это и совокупность мотивов, установок, ценностей, знаний, умений, навыков и определённых личностных качеств интегрированных в профессиональном самосознании студентов. Изучение ПГ студентов, мы вели с позиций системного анализа, центральной процедурой которого является построение обобщённой модели, отображающей все факторы и взаимосвязи реальной ситуации, которые могут проявиться в процессе осуществления действия (деятельности) [156,С.306]. На основании данного подхода нами выделены такие компоненты ПГ, каждый из которых, находясь во взаимосвязи с другими, оказывает влияние на её развитие. Как на сложное личностное образование, ПГ включает следующие компоненты: профессиональное самосознание, ценностные ориентации, ПВК, профессиональная компетентность и осознание престижа профессии. Среди выделенных компонентов психологической готовности студентов к профессиональной деятельности, главным — системообразующим, нами было признано профессиональное самосознание студентов способное обеспечить успешное становление высокого уровня психологической готовности студентов к профессиональной деятельности.
Определение сущностных характеристик критериев, показателей, функций и уровней профессионального самосознания студентов как фактора формирования психологической готовности к профессиональной деятельности, составило вторую задачу нашего исследования.
Профессиональное самосознание включает когнитивный, эмоционально-ценностный (регулятивный), мотивационный и творческий компоненты. На основе характеристики компонентов ПС в исследуемом нами студенческом возрасте, нами были выделены критерии, по которым можно судит об особенностях процесса развития ПС студентов, как системообразующего фактора ПГ.
Исходя из теоретических положений о структуре и развитии профессионального самосознания, мы определили признаки проявления профессионального самосознания у будущих юристов, которые являются критериями его развития. В качестве таких критериев нами были названы: осознание студентом норм, правил, требований, моделей своей профессии как эталонов для осознания своих качествНаличие реалистичной самооценки сторон своей личности — понимание себя, эмоциональное отношение и оценивание себя как профессионала, оценивание своих ПВКналичие у студента профессионального содержания в образе «Я" — наличие мотивов побуждающих к самопознанию и профессиональному саморазвитиюналичие личностного смысла юридической деятельностиналичие творческой активности в ходе профессионального становления, умение творчески решать поставленные профессиональные задачи. Как целостное личностное образование профессиональное самосознание выполняет ряд функций. Нами были выделены следующие: побудительная: познавательно-оценочнаярегулятивная. Реализация данных функций в единстве приводит к саморазвитию личности в целом, а как следствие и к формированию психологической готовности студентов — юристов к профессиональной деятельности высокого уровня.
Разработка модели ПГ на примере студентов-юристов, составила третью задачу нашего исследования. Модель строилась на основе системного анализа, из положений которого раскрыть сущность явления значит вывить внутренние связи компонентов структуры между собой. Содержание структуры определялось в ходе теоретического анализа литературы и изучения состояния проблемы на практике. Теоретический анализ позволил гипотетически представить факторы развития ПГ, а анализ практики дал возможность проверить, дополнить наши гипотетические предположения о составе её структуры. Нами была разработана и теоретическая модель развития ПГ, которая отражает идеальный характер процесса её становления в период высшего профессионального обучения.
Составить научно-методический аппарат оценки психологической готовности студентов к профессиональной деятельности и на его основе провести психологический анализ структурных компонентов психологической готовности студентов юридических факультетов к профессиональной деятельности, выявить их взаимосвязь и взаимовлияние в процессе их профессионального развития — составило четвёртую задачу нашего исследования.
Результаты эмпирического исследования проведенного на основе изложенной нами, в теоретической части нашего исследования, научной парадигме и подобранного комплекса методик позволили сделать следующие выводы:
Реальный процесс становления ПГ далёк от идеального: наблюдается неравномерность развития её структурных компонентов, недостаточность связей между ними.
Так, на основе статистического анализа полученных результатов были выделены высокий, средний и низкий уровни развития ПС. Студенты обследуемой нами выборки были отнесены к группам с соответствующими уровнями и даны характеристики (низкий, средний, высокий).
Как обнаружилось, при существующей системе высшего профессионального обучения юридических кадров ПГ студентов на начальных курсах находится на низком уровне и отличается отсутствием целостноста системы факторов. В дальнейшем от 3 до 5 курса наблюдается рост ПГ, который заключается в развитии ценностных ориентаций, профессиональной компетентности, ПВК и ПС, увеличивается степень связанности между этими структурными компонентами. Однако, как показало наше исследование, в целом адекватного требованиям профессиональной юридической деятельности уровня целостности и связанности системы ПГ, в процессе обучения в вузе, студентам-юристам не удаётся достичь.
Опираясь на теоретические положения о понимании структуры психологической готовности студентов к будущей профессиональной деятельности и её формировании, а так же основываясь на данные статистического анализа полученных результатов, мы определили следующие её уровни: высокий, средний и низкий. На основании выделенных уровней все студенты обследуемой выборки были разделены на соответствующие группы, которым были даны характеристики.
Полученные данные эмпирического исследования показывают, что ПС как сложное личностное образование, через систему связей с другими компонентами оказывает существенное влияние на становление психологической готовности студентов к профессиональной деятельности и определяет её уровень. Предпосылкой становления недостаточного уровня ПГ, является низкий уровень ПС, который «тормозит» процесс развития остальных факторов до высокого уровня, тем самым снижает результативность профессионального обучения, как процесса профессионализации. Исследования динамики развития факторов ПГ, позволили выделить пять стадий её развития, которые совпадают с пятью курсами обучения в вузе. Проходя через все стадии, студент приобретает интеллектуальный багаж, который способствует развитию выделенных компонентов, что приводит к росту их ПГ.
Таким образом, результаты экспериментальной работы подтвердили выдвинутые нами гипотезы и позволили убедиться в эффективности выбранной нами методической стратегии.
Проблема развития психологической готовности студентов-юристов к будущей профессиональной деятельности не исчерпывается данным исследованием. В ходе её разработки возникли новые аспекты, среди которых важное место занимает необходимость развития профессионального самосознания студентов-юристов как базальной основы для дальнейшего личностно-профессионального роста.
С целью реализации вышесказанного на практике, необходимо принципиально новая организация процесса подготовки студентов-юристов к профессиональной деятельности. А именно в учебный процесс целесообразно было бы ввести психолого-акмеологическое сопровождение, заключающееся в проведение целого комплекса специально разработанных процедур: психодиагностического обследования студентов, профконсультационной и психокоррекционной работы. В связи с этим нами были разработаны научно-практические рекомендации по оптимизации процесса формирования психологической готовности студентов-юристов к профессиональной деятельности в процессе обучения в вузепрограмма психолого-акмеологического сопровождения процесса формирования психологической готовности студентов-юристов к профессиональной деятельности, представленная в виде плана-метрицы (стадии профессиональной подготовки, виды и формы практической психологической деятельности) — программа спецкурса «Акмеология юридической деятельности», целью которой является стимулирование развития профессионального самосознания студентов-юристов как системообразующего компонента психологической готовности к профессиональной деятельности.
Для более полного раскрытия особенностей развития процесса профессионализации юридических кадров, необходимы другие исследования направленные на выявление причин не затронутых нами проблем высшего профессионального образования юристов.