Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Формирование личности К. Юнга с точки зрения учения о психических реальностей

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Для многих людей наличие трех таких разных реальностей, тем более претендующих на непосредственное представление действительности (что есть на самом деле), является источником конфликтов и даже психических проблем. Но стиль жизни К. Юнга и особенности его личности позволяли ему приходить к компромиссу и устанавливать органическое единство этих трех начал. Действительно, К. Юнг был не только… Читать ещё >

Формирование личности К. Юнга с точки зрения учения о психических реальностей (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Вспомним материал второго параграфа. С одной стороны, К. Юнг вырос в религиозной семье и всегда по-своему верил в Бога, с другой — он получил естественнонаучное воспитание и пытался в своем творчестве реализовать соответствующие ценности, например, «создать в психологии универсальную энергетическую теорию, такую, каковая существует в естественных науках». В этой связи, напрашивается предположение, что в процессе становления личности К. Юнга на роль непосредственной реальности претендовали сразу две — религиозная реальность и рациональная естественнонаучная. Но был и третий претендент на трон, а именно личность самого К. Юнга. Вспомним, что он писал: «…я одинок до сих пор… до меня с трудом доходило, что люди продолжают существовать — даже когда им уже нечего сказать мне… всякий человек, если он человек творческий, не принадлежит себе. Он не свободен. Он — пленник, влекомый демоном». В данном случае демон — это не внешняя сила, а «даймони» Сократа, внутренний голос самого Юнга.

Для многих людей наличие трех таких разных реальностей, тем более претендующих на непосредственное представление действительности (что есть на самом деле), является источником конфликтов и даже психических проблем. Но стиль жизни К. Юнга и особенности его личности позволяли ему приходить к компромиссу и устанавливать органическое единство этих трех начал. Действительно, К. Юнг был не только ученым, но и творческой личностью; он строил свою жизнь в форме психологического познания (раскрывая природу психики человека) и одновременно уяснял, что он сам представляет как личность.

Да, сначала К. Юнг вовлекался в ситуации, где нарушалось единство его сознания, где одни психические процессы приходили в столкновение с другими. Как видно по его воспоминаниям, это и первая конфирмация в церкви, и выбор естественнонаучной профессии, и разрыв с отцом и 3. Фрейдом, и погружение в свои сны и фантазии. Но потом, именно вследствие уяснения природы возникших новообразований и переживаний, К. Юнг делал очередной шаг в осмыслении своей жизни и очередное личностное или научное открытие. Здесь можно вспомнить три истории, которые мы рассмотрели (сны о Боге на золотом троне, таможеннике и слепой девушке). Важно, что во всех этих случаях К. Юнг не только делал очередной шаг в собственном развитии, но и открывал какие-то стороны объективной действительности (Бога и психики).

Стиль жизни К. Юнга предопределял как возникновение в его жизни проблем и противоречий, так и разрешение их в актах и процессе научного познания себя и действительности. Другими словами, становление личности К. Юнга было неотделимо от его научного творчества и представляло собой жизненный процесс. В рамках этого процесса формировались как индивидуальный семиозис (представления о себе и мире, а также жизненные сценарии, скрипты), так и непосредственная реальность Карла Юнга, включающая в себя три вышеназванных реальности (персоналистическую, религиозную и рационалистическую).

Анализ воспоминаний позволяет понять, что жизненный процесс становления личности К. Юнга имел свое завершение. «Не существует линейной эволюции, — писал К. Юнг, — есть некая замкнутая самость. Однозначное развитие возможно лишь вначале, затем со всей очевидностью проступает центр… С этим сновидением у меня было связано ощущение некой окончательности, завершенности… Этот сон объяснил мне, что самодостаточность, самость — архетипический смысл и принцип определения себя в мире». Здесь, правда, возникает принципиальный вопрос: подобный «центр», «самость» были заранее и только до поры до времени не осознавались или они формировались в указанном жизненном процессе? Думаю, скорее всего, имело место последнее. Не пройдя опыта неудач, не встретив 3. Фрейда, не разрешив терзающие его противоречия, К. Юнг не смог бы нащупать свою самость. Кроме того, имело значение и то, что к определенному периоду он сумел добиться в жизни успеха, реализовать себя. Без всего этого самость К. Юнга, вероятно, была бы другой.

Сравнение личности 3. Фрейда и К. Юнга с другими личностями позволяет ввести такое различение: одно дело «становящаяся» личность, другое — «ставшая», третий случай, личность пересматривающая себя, находящаяся в процессе трансформации, назовем подобную личность «эволюционирующей». Личность 3. Фрейд и К. Юнг, когда они только еще искали себя и истину, можно подвести под понятие эволюционирующей личности (включая промежуточные этапы становления и «стояния» в ставшем состоянии). Когда же, построив свои теории, 3. Фрейд и К. Юнг уверовали в собственные теоретические представления, а также ясно осознали свою самость, их личность можно считать ставшей.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой