Военная психология: учебник / под ред. А. Г. Маклакова. — СПб.: Питер, 2004. Караяии, А. Г. Введение в профессию военного психолога / А. Г. Караяни, И. В. Сыромятников. — М.: Академия, 2007.
Коупленд, Я. Психология и солдат / Н. Коупленд. — М., 1991.
Момышулы, Б. Психология войны / Б. Момышулы. — Алматы: Казахстан, 1996. Ремарк, Э. М. На западном фронте без перемен. Три товарища. Триумфальная арка / Э. М. Ремарк. — М.: Пушкинская библиотека, 2003.
Практикум
Контрольные и аналитические вопросы.
- 1. Почему для участника боевых действий важно иметь развитое восприятие?
- 2. Как сказываются на эффективности боевых действий военнослужащего качества его воображения?
- 3. Почему командиру в бою необходима интуиция?
- 4. Почему память участника боевых действий должна быть избирательной?
- 5. Какие процессы памяти особенно важны для военнослужащего?
- 6. Какие виды мотивации выделил М. И. Дьяченко?
- 7. Что означает «ресурсный подход» к пониманию воли?
Практические задания.
1. Наполеон, по свидетельству очевидцев, обладал уникальной способностью запоминать имена многих тысяч своих гвардейцев, мельчайшие аспекты боевого и тылового обеспечения сражений и, одновременно, не мог запомнить несколько английских слов при изучении английского языка.
Оцепите, какой памятью обладая Наполеон: хорошей или плохой, и какое свойство человеческой памяти демонстрирует приведенный пример.
2. Известно, что А. В. Суворов чувствовал себя абсолютно здоровым только на войне и мог полноценно спать только под грохот пушек. Находясь некоторое время вдали от полей сражений он писал: «Здоровьем поослаб, хлопот пропасть… Кол икая мне была милость, если бы дали отдохнуть хоть на один месяц, то есть выпустили бы в поле. С божьей помощью на свою руку я охулки бы не положил«К
Оцените какие качества великого полководца проявились в этом письме.[1]
- [1] Цит. по: Теплое Б. М. Ум полководца. С. 53—54.