Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Психолого-акмеологические уровни деятельностной продуктивности воспитателей пенитенциарного учреждения

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Коммуникативная подструктура — способности устанавливать и поддерживать психологический контакт с различными участниками общения, преодолевать психологические и коммуникативные барьеры, проницательность, способность правильно интерпретировать поведение* невербальные проявления собеседника и понимать его внутренний мир, психологические особенности, потребности и мотивы поведения, актуальное… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ПСИХОЛОГО-АКМЕОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ПРОДУКТИВНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЯ ПЕНИТЕНЦИАРНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
    • 1. 1. Исторический анализ развития прикладной пенитенциарной психологии в отечественной и зарубежной науке
    • 1. 2. Профессиональная деятельность — психолого-акмеологический аспект
    • 1. 3. Психолого-акмеологический анализ особенностей профессиональной деятельности воспитателей пенитенциарных учреждений
    • 1. 4. Акмеологические факторы продуктивности профессиональной деятельности воспитателей пенитенциарных учреждений
    • 1. 5. Критерии и показатели продуктивности профессиональной деятельности воспитателей пенитенциарных учреждений
  • ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЕЙ ПРОДУКТИВНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ПЕНИТЕНЦИАРНОГО УЧРЕЖДЕНИ
    • 2. 1. Процедура и методы исследования
    • 2. 2. Исследование уровней продуктивности профессиональной деятельности воспитателей пенитенциарных учреждений
    • 2. 3. Исследование факторов, влияющих на продуктивность профессиональной деятельности воспитателей пенитенциарных учреждений

Психолого-акмеологические уровни деятельностной продуктивности воспитателей пенитенциарного учреждения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования уровней продуктивности деятельности воспитателей пенитенциарного учреждения обусловливается тем, что на сегодняшний день первостепенной выступает задача повышения качества деятельности сотрудников уголовно — исполнительной системы.

Резкие политические и экономические изменения в обществе привели к трансформации системы ценностей, изменению социального поведения. Переход от плановой экономики к рыночной и связанные с этим политические реформы общества продиктовали необходимость изменения качеств личности и ценностей в сторону большей мобильности, динамичности, активности и целеустремленности, гибкости поведения, умения брать на себя ответственность за свою жизнь. Достаточно большая часть населения, не сумевшая приспособиться к новой рыночной ситуации, пополнила группы маргиналов, характеризующихся высоким уровнем криминальной активности. За последние десятилетия резко увеличилось количество уголовно-наказуемых преступлений, совершаемых в обществе. На фоне усиления наркомании и алкоголизации населения, зафиксировано увеличение насильственных преступлений против личности. На данный момент ежегодно совершается от 2 до 3 млн. преступлений. Велика рецидивная преступность. Следствием такого положения вещей является переполненность тюрем и колоний.

Несмотря на это, Российская пенитенциарная система отличается низкой эффективностью воспитательного воздействия, что противоречит главной ее цели — перевоспитанию преступников.

Профессиональная деятельность сотрудников уголовно — исполнительной системы представляет собой разновидность государственной службы с присущими этой деятельности специфическими особенностями. Основную тяжесть работы с заключенными несут на себе начальники отрядоввоспитатели.

Роль начальника отряда как воспитателя имеет исключительно большое значение. Он непосредственно работает с совершившими преступление лицами. От правильной организации воспитательной работы в отряде, во многом зависит продуктивность деятельности воспитателей, показателем которой является успешная социализация заключённых.

Начальник отряда должен обладать качествами педагога-воспитателя и сотрудника уголовно — исполнительной системы одновременно. Он должен знать основы законодательства Российской Федерации, педагогики, психологии, организации производства, акмеологии. Продуктивность деятельности начальника отряда зависит от множества факторов, по большей части объективных, связанных со спецификой контингента и особыми условиями деятельности и мало зависящих от собственных усилий воспитателя, что во многом затрудняет достижение ими профессионализма в работе.

Междисциплинарный характер и многоаспектность проблемы развития специалиста воспитательного звена пенитенциарной системы, её специфичность, трудность выбора критериев продуктивности деятельности, отсутствие однозначного подхода к его определению и развитию — всё это делает указанную проблему остро дискуссионной.

В результате складывается противоречие между насущными потребностями пенитенциарной системы в эффективном решении задач по перевоспитанию осуждённых и отсутствием необходимой для этого подготовки, условий и личностных возможностей начальников отрядов. Сложность психологических проявлений, связанных с овладением начальниками отряда профессиональными навыками, недостаточная эффективность их деятельности обусловливают необходимость более глубокого изучения условий, детерминирующих процесс профессионального становления воспитателя пенитенциарного учреждения.

Актуальность исследования, таким образом, определяется необходимостью выявления объективных и субъективных факторов, необходимых для продуктивного осуществления деятельности по перевоспитанию и социализации делинквентной личностинеобходимостью повышения качества профессиональной подготовки начальников отрядов, инспекторов воспитательных отделов исправительных учрежденийпотребностью в разработке целостной системы психолого-акмеологических технологий, направленных на увеличение продуктивности деятельности и достижение профессионализма сотрудниками исправительных учреждений.

Проблема становления профессиональной деятельности специалистов различных категорий нашла свое отражение в ряде психолого-акмеологических исследований отечественных психологов. Так, имеется значительное число работ, посвященных теоретической разработке проблемы профессионализма человека: его месту и роли в общем, развитии человека, обоснованию его сущности, содержания, социальным механизмам регулирования, данным процессом со стороны общества, а также разработке и обоснованию этапов и критериев профессионализма. К их числу относятся работы В. А. Бодрова, М. Д. Большаковой, А. А. Деркача, В. Г. Зазыкина, А. В. Зеера, Е. А. Климова, Т. В. Кудрявцева, Н. В. Кузьминой, М. В. Кроза, А. К. Марковой, Ю. П. Поваренкова, А. Н. Реана, Е. С. Романовой, А. Т. Ростунова, Е. Э. Смирновой, С. В. Смирновой, С. С Седовой, В. Д. Шадрикова и других авторов.

Существует ряд работ, посвященных проблемам военной психологии, освоению профессиональной деятельности специалистами различных категорий (В.В. Дударов, А. Л. Елисеева, Л. Ф. Железняк, А. М. Захарова, П. А, Корчемный, В. Г. Михайловский, Ю. В. Полевой, В. П. Петров, С. И. Съедина, B.C. Торохтия и др.).

В области юридической психологии, вопросы воспитательной работы с осужденными затрагивали Ю. М. Антонян, В. Л. Васильев, А. Д. Глоточкин, А. И. Долгова, М. И. Еникеев, А. Ф. Кони, С. Я. Лебедев, В. А. Образцов, В. Ф. Пирожков, А. Р. Ратинов, В. В. Романов, Ю. В. Чуфаровский, В. Б. Шабанов, Г. Г Шиханцов., В. И. Ярочкин и др.

Вопросы психологического содержания процесса становления специалистов и условий, сопровождающих этот процесс, являлись предметом изучения Т. С. Бодня, О. Б. Дмитриевой, JI.B. Колушовой, М. А. Корочкиной, B.C. Медведева, В. А. Мирошниченко, С. Е. Пиперова, В. Н. Тарасовой, Т. Л. Ядрышниковой и др. Проблема адаптации специалистов рассматривалась в работах C.JI. Арефьева, А. И. Красило, А. П. Новгородцева и т. д. Исследования Н. А. Аминова, М. В. Молоканов, Д. В. Оборина, В. Д. Шадрикова и др. посвящены вопросам выявления и формирования профессионально значимых качеств.

Следует отметить, что в психолого-акмеологической литературе отсутствуют исследования, рассматривающие деятельность начальника отряда в пенитенциарной системе, нет чётко выработанной с позиций акмеологического подхода научно-обоснованной акмеологической концепции подготовки и переподготовки сотрудников воспитательного звена. Отсутствуют программы личностно-профессионального саморазвития и самосовершенствования воспитателей пенитенциарной системы, направленные на повышение продуктивности их деятельности и достижения ими уровня профессионализма.

Для успешного решения всех этих задач, прежде всего, необходимо всесторонне исследовать специфику профессиональной деятельности сотрудника уголовно-исполнительной системы. Психолого-акмеологический анализ деятельности воспитателей пенитенциарных учреждений, выявление критериев и уровней продуктивности их деятельности, подробный анализ факторов, способствующих, высокому уровню продуктивности, достижению профессионализма, позволит решить задачу наиболее эффективной воспитательной работы с заключенными.

Недостаточная теоретическая разработанность и практическая значимость становления профессиональной деятельности воспитателя исправительного учреждения обусловили выбор темы и определили замысел исследования.

Проблема исследования заключается в противоречии между необходимостью повышения продуктивности деятельности воспитателей (начальников отрядов) исправительных учреждений и отсутствием психолого-акмеологических исследований, направленных на изучение факторов, критериев и уровней достижения воспитателями пенитенциарных учреждений профессионализма. Проведение такого исследования позволит повысить уровень профессиональной подготовки сотрудников исправительных учреждений, продуктивность деятельности, будет способствовать достижению ими высокого профессионального уровня в работе.

Цель исследования — выявить уровни и факторы продуктивности деятельности воспитателей пенитенциарного учреждения.

Объект исследования — деятельность воспитателей (начальников отрядов), Федеральной службы исполнения наказания Российской Федерации.

Предмет исследования: уровни и факторы продуктивности деятельности воспитателей пенитенциарного учреждения.

Гипотеза исследования заключается в том, что продуктивность профессиональной деятельности начальников отрядов исправительных учреждений обусловливается комплексом объективных и субъективнымх факторов.

Для достижения цели исследования и проверки выдвинутой гипотезы решались следующие задачи:

1. Проанализировать основные теоретические подходы к проблеме диссертационного исследования.

2. Выделить и обосновать показатели оценки продуктивности деятельности воспитателей пенитенциарного учреждения.

3. Выявить факторы продуктивности деятельности воспитателей пенитенциарного учреждения.

4. Установить психолого-акмеологические особенности воспитателей разного уровня продуктивности.

Методологическую основу исследования составили положения системного подхода (П.К. Анохин, И. В. Блауберг, В. А. Карташёв, Н. В. Кузьмина, Б. Ф. Ломов, В. Д. Шадриков и др.) — положения деятельностного подхода (А.Г. Асмолов, А. В. Карпов, А. Н. Леонтьев, Б. Ф. Ломов, А. В. Петровский, Ю. П. Поваренков, В. Д. Шадриков и др.) — психологическая теория личности (Б.Г. Ананьев, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Ж. Пиаже, С. Л. Рубинштейн, и др.) — акмеологическая теория развития личности и деятельности (Б.Г. Ананьев, А. А. Бодалёв, А. А. Деркач, В. Г. Зазыкин, Н. В. Кузьмина, А. К. Маркова и др.) — теория профессиональной деятельностипсихологические концепции профессионального становления личности (Е.А. Климов, Ю.П. Поваренков).

В основу исследования положены принципы детерминизма, развития, единства сознания и деятельности, внутренней опосредованности внешних действий.

Методы исследования: теоретический анализ философской, психолого — педагогической, юридической и акмеологической литературы по проблеме исследованияметод наблюдения за ходом воспитательной деятельности в отрядахметоды опроса воспитателей пенитенциарного звена, руководителей подразделений Федеральной службы исполнения наказания России, представителей управления Федеральной службы исполнения наказанияметод беседы с воспитателями, психологами, руководителями подразделений исправительных учрежденийметод экспертных оценоканализ документации — изучение нормативных актов, регламентирующих деятельность начальника отрядатестирование — использовались психодиагностические методики: цветовая методика Люшера, методика «Уровень субъективного контроля», опросник Т. Лири, тест Равена, личностный опросник СМИЛ, опросник Шмишека-Леонгарда.

Применялись методы математико-статистической обработки данныхкорреляционный анализ, Т-критерий Вилкоксона.

Исследование проводилось с 2002 по 2005гг. и включало в себя следующие этапы.

На первом этапе исследования (2002;2003 г.) проводился анализ психолого — педагогической, юридической, философской, и акмеологической литературы по проблеме исследования, разрабатывался психодиагностический аппарат исследования.

Второй этап исследования (2003 — 2004) включал в себя первичное обследование, в котором, при использовании методов наблюдения, беседы, тестирования, были получены суждения о критериях оценки продуктивности деятельности у специалистов пенитенциарных учреждений и начальников отрядов, основных трудностях в их деятельности и возможных причинах этих трудностей, изменениях, которые должны происходить в уголовноисполнительной системе под влиянием деятельности начальника отряда. Также изучались личностные особенности начальников отрядов. Количественный и качественный анализ результатов исследования позволил дать достаточно полную характеристику факторов и уровней продуктивности профессиональной деятельности воспитателей.

На третьем этапе исследования (2004;2005) проводился анализ и интерпретация результатов исследования, формулирование выводов, теоретическое обобщение и оформление диссертационного исследования.

Исследование проводилось на базе 15 исправительных учреждений Владимирской и Ивановской областей (ИК- 2, ИК-4, ИК-6, ИК-7, ИК-9, Т-2, СИЗО-1, СИЗО-2 — Владимирской области, и Федеральных государственных учреждений ИК-5, ИК-6, ИК-7, ИК-2, ИК-4, СИЗО-1, СИЗО-2 — Ивановской области). В обследовании приняли участие 210 работников воспитательных отделов исправительных учреждений Федеральной службы исполнения наказаний, из них: 130 начальников отряда (общая численность осужденных, с которыми они работают, составила 7867 человек), 10 инспекторов воспитательного отдела, 15 начальников воспитательного отдела и 15 заместителей начальника учреждения по кадрам и воспитательной работе- 9 заместителей начальника по безопасности и оперативной работе- 4 начальника Федерального государственного учреждения- 2 начальника психологической службы Управления Федеральной службы исполнения наказания Российской Федерации (УФСИН РФ) — 25 ветеранов уголовноисполнительной системы.

Достоверность результатов исследования обеспечивалась методологической обоснованностью исходных позиций, системным рассмотрением проблемы исследования, применением ряда взаимно дополняющих друг друга методик, соответствием диагностического комплекса цели, задачам, предмету исследованияиспользованием методов математико-статистической обработки данных, сочетанием качественного и количественного анализа результатов исследования.

Научная новизна и теоретическая значимость.

1. Впервые исследована продуктивность профессиональной деятельности воспитателя пенитенциарного звена (начальника отряда) с позиций психолого-акмеологического подхода.

2. Выявлены структура и специфика профессиональной деятельности воспитателей пенитенциарных учреждений.

3. Выделены и обоснованы показатели оценки продуктивности деятельности воспитателей пенитенциарного учреждения.

4. Выявлены объективные и субъективные факторы продуктивности деятельности воспитателей пенитенциарного учреждения.

5. Установлены психолого-акмеологические особенности воспитателей разного уровня продуктивности.

Практическая значимость работы заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы для повышения качества профессиональной подготовки будущих специалистов воспитательного звена исправительных учрежденийвыявленные факторы, критерии и показатели продуктивности могут использоваться в работе аттестационных комиссий при присвоении профессиональной категории, в системе повышения квалификации специалистов смежных направлений деятельности в исправительном учреждении, а также для самокоррекции, саморазвития, самосовершенствования своей деятельности воспитателям пенитенциарного звена.

Положения выносимые на защиту:

1. Профессиональная деятельность воспитателей пенитенциарных учреждений представляет собой структуру, основными составляющими которой являются операционный, когнитивный, мотивационный, коммуникативный, эмоциональный и поведенческий компоненты, каждый из которых предъявляет специфические требования к личности специалиста. Специфическими особенностями профессиональной деятельности воспитателей являются: высокий уровень нормативности поведения, властный, обязательный характер профессиональных полномочий, экстремальный характер деятельности, нервно-психические перегрузки, творческий, нестандартный характер профессионального труда.

2. В качестве показателей оценки продуктивности деятельности воспитателей пенитенциарного учреждения выступают: организационная работа начальника отряда, работа по укреплению режима, трудовое воспитание, работа с активом, индивидуальная работа с осужденными, работа с освобождаемыми и освобожденными лицами.

3. Выделены пять уровней продуктивности профессиональной деятельности воспитателей пенитенциарного учреждения: воспитательныйхарактеризующийся высоким уровнем развития профессионально важных качеств, соответствующих специфике профессиональной деятельностимобилизирующий — характеризующийся высоким уровнем развития профессионально важных качеств, за исключением эмпатии и коммуникативных приемоврежимно-мобилизирующийхарактеризующийся достаточным уровнем развития необходимых качеств, за исключением эмоциональных (эмоциональная неустойчивость, отсутствие самоконтроля), гностических и проектировочных уменийконтролирующий.

— низкий уровень развития профессионально важных качеств, гностических и проектировочных уменийрежимный уровень — низкий уровень развития всех профессионально важных качеств, гностических, проектировочных умений и конструктивных умений.

4. Продуктивность деятельности воспитателей пенитенциарного учреждения обусловливается объективными и субъективными факторами. Объективными факторами продуктивности являются профессиональные, экономические, социальные, организационные и социально-демографические факторы. В качестве субъективных факторов продуктивности профессиональной деятельности выступают профессиональная направленность, а также высокий уровень развития проектировочных, конструктивных и коммуникативных умений воспитателей пенитенциарных учреждений.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения диссертации, полученные в ходе исследования результаты докладывались и обсуждались в ходе проведения методических объединений практических психологов, работающих в пенитенциарных учреждениях, проводимых на базе психологической службы УФСИН РФ по Владимирской областивыступлений на региональной научно — практической конференции «Психологическое сопровождение профессиональной деятельности в сфере образования и производства», (КГТА, 2004 г.), международном научно-практическом семинаре, посвященном психолого-криминологической диагностике личности осуждённого и социально-психологическому сопровождению исполнения уголовного наказания, (Владимир, 2004 г.) — на сборе воспитателей и психологов Центрального Федерального округа, проходившего на базе УФСИН РФ по Владимирской областинаучных семинарах аспирантов кафедры акмеологии ШГПУ (1999 — 2005).

Полученные результаты внедрены в практику в процесс консультирования начальников исправительных учреждений ФСИН РФ, заместителей начальников учреждений по кадрам и воспитательной работе, начальников воспитательных отделов, инспекторов воспитательного отдела, начальников отряда, представителей УФСИН РФ Владимирской, Нижегородской, Ярославской, Костромской, Ивановской областейв двух межрегиональных психологических лабораториях ГУФСИН Центрального федерального округав практическую деятельность автора в ходе выполнения функций начальника отряда и практического психолога в колонии строгого режима УФСИН РФ по Владимирской области.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, включающего 254 наименования, из них 8 на иностранном языке. Общий объём работы составляет 230 страниц, 20 рисунков, 11 приложений (15 таблиц).

выводы.

1. На основании теоретического анализа выявлено, что профессиональная деятельность воспитателей пенитенциарных учреждений представляет собой структуру, основными составляющими которой являются операционный, когнитивный, мотивационный, коммуникативный, эмоциональный и поведенческий компоненты, каждый из которых предъявляет специфические требования к личности специалиста.

2. Установлено, что специфическими особенностями профессиональной деятельности воспитателей являются: высокий уровень нормативности поведения, властный, обязательный характер профессиональных полномочий, экстремальный характер деятельности, нервно-психические перегрузки, творческий, нестандартный характер профессионального труда.

3. Выделены показатели оценки продуктивности деятельности воспитателей пенитенциарного учреждения, к которым относятся: организационная работа начальника отряда, работа по укреплению режима, трудовое воспитание, работа с активом, индивидуальная работа с осужденными, работа освобождаемыми и освобожденными лицами.

4. Выделены пять уровней продуктивности профессиональной деятельности воспитателей пенитенциарного учреждения: воспитательныйхарактеризующийся высоким уровнем развития профессионально важных качеств, соответствующих специфике профессиональной деятельностимобилизирующий — характеризующийся высоким уровнем развития профессионально важных качеств, за исключением эмпатии и коммуникативных приемоврежимно-мобилизирующийхарактеризующийся достаточным уровнем развития необходимых качеств, за исключением эмоциональных (эмоциональная неустойчивость, отсутствие самоконтроля), гностических и проектировочных уменийконтролирующий — низкий уровень развития профессионально важных качеств, гностических и проектировочных уменийрежимный уровень — низкий уровень развития всех профессионально важных качеств, гностических, проектировочных умений и конструктивных умений.

5. Установлено, что продуктивность деятельности воспитателей пенитенциарного учреждения обусловливается объективными и субъективными факторами. Объективными факторами продуктивности являются профессиональные, экономические, социальные, организационные и социально-демографические факторы. В качестве субъективных факторов продуктивности профессиональной деятельности профессиональная направленность, а также высокий уровень развития проектировочных, конструктивных и коммуникативных умений воспитателей пенитенциарных учреждений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Настоящее диссертационное исследование посвящено теоретическому и эмпирическому изучению уровней и факторов продуктивности профессиональной деятельности воспитателей пенитенциарных учреждений.

Актуальность исследования акмеологических факторов и уровней продуктивности профессиональной деятельности обусловливается потребностями практики, связанными с необходимостью решения задачи повышения качества деятельности сотрудников уголовно-исполнительной системы в современных условиях ее функционирования.

Важность изучения особенностей профессиональной деятельности воспитателей пенитенциарных учреждений неоспорима в силу высокой социальной значимости их труда. В то же время, в современной психолого-акмеологической литературе отсутствуют исследования, посвященные проблеме изучения уровней и факторов продуктивности деятельности воспитателей пенитенциарной системы.

Проведенный исторический анализ развития прикладной пенитенциарной психологии в отечественной и зарубежной науке свидетельствует о богатстве теоретических идей и практических достижений в зарубежной и отечественной прикладной пенитенциарной психологии прошлого, а также об активном поиске современными психологами продуктивных перспектив ее развития в области теории и методики изучения личности, групп осуждённых, наиболее эффективных методов воздействия на них, с целью дальнейшего перевоспитания. Результаты историко-психологического анализа тенденций теоретического осмысления феномена наказания и реализации психологически обоснованных мер исправительного воздействия заключенных, имевших место в различных странах в конце XIX — XX столетий, позволяют констатировать, что в разных странах, в зависимости от государственно-политического устройства, уровня развитости экономики и авторитетности науки в качестве доминирующей утверждалась следующая из трех основных пенитенциарных моделей: «репрессивная», «юридической справедливости» и реинтеграционная модель «специального обращения». В настоящее время в России преобладает «репрессивная» пенитенциарная модель, однако существует тенденция к распространению реинтеграционной модели, что связано с введением должностей психологов в исправительную систему, распространением психологических методов и приемов работы с осужденными, направленными на осуществление индивидуального подхода в зависимости от личностных особенностей осужденного, с целью их коррекции и для последующей успешной социализации.

Для наиболее продуктивного осуществления воспитательной работы с осужденными в условиях современной ситуации в пенитенциарных учреждениях России, необходимо изучать особенности осуществления деятельности воспитателями с высоким уровнем продуктивности, что позволит обобщить их позитивный опыт работы с осужденными и внедрить этот опыт в практику подготовки сотрудников исправительной системы и собственно деятельность воспитателей пенитенциарных учреждений.

Использование психолого-акмеологического подхода при исследовании профессиональной деятельности воспитателей пенитенциарных учреждений позволяет рассмотреть динамику их профессионального развития, высшим этапом которого является этап профессиональной зрелости и соответствующий ему расцвет (акме) личности. Этот этап характеризуется достижением высокого уровня профессионального мастерства, продуктивности деятельности воспитателями исправительной системы.

Теоретический анализ современной психологической и акмеологической литературы показал, что профессиональная деятельность начальника отряда является малоизученной, а в психолого-акмеологическом аспекте продуктивность профессиональной деятельности воспитателей пенитенциарных учреждений не изучалась вообще.

Акмеологический подход позволяет осуществить анализ условий, факторов и закономерностей достижения человеком профессионализма при наличии противоречий между способностями, качествами, мотивами личности и требованиями конкретной профессиональной деятельности.

Центральным понятием акмеологического подхода выступает понятие «профессиональная деятельность». В качестве основных структурных компонентов профессиональной деятельности выделяются операционный (уровень знаний, умений и навыков, необходимых для осуществления данной профессиональной деятельности), мотивационный (профессиональная направленность личности), когнитивный (уровень развития психических процессов, необходимых для выполнения деятельности), коммуникативный (коммуникативные навыки индивида), эмоциональный (эмоциональная устойчивость и саморегуляция) и поведенческий компоненты.

Важнейшей характеристикой профессиональной деятельности с точки зрения акмеологического подхода является ее продуктивность, на основании которой профессионалов относят к трем основным группам — с высокой, средней и низкой продуктивностью деятельности.

Достижение высокого уровня профессионализма, характеризующегося продуктивностью осуществления профессиональной деятельности, обусловливается рядом взаимосвязанных объективных и субъективных факторов.

Профессиональная деятельность начальника отряда фактически не исследовалась в отечественной психолого-акмеологической науке. Поэтому необходимым является изучение особенностей профессиональной деятельности начальников отрядов исправительных учреждений, факторов, влияющих на продуктивность этой деятельности.

Профессиональная деятельность начальника отряда (воспитателя) относится к особым видам деятельности, характеризующимся высоким уровнем нормативности поведения, властным, обязательным характером профессиональных полномочий, экстремальным характером деятельности, нервно-психическими перегрузками, творческим, нестандартным характером труда, что может приводить к развитию стойких состояний психической напряженности, эмоциональной нестабильности, фрустрированности, появлению невротических реакций, психосоматических, функциональных расстройств и различных заболеваний.

Теоретический анализ позволил выделить шесть основных структурных компонентов профессиональной деятельности воспитателей пенитенциарного учреждения: операционный, когнитивный, мотивационный, коммуникативный, эмоциональный и поведенческий, каждый из которых предъявляет специфические требования к личности воспитателя.

Так, операционная подструктура предполагает уровень разносторонних общих и глубоких профессиональных знаний, умений и навыков, необходимых для осуществления данной профессиональной деятельности.

Познавательная подструктура деятельности предполагает наличие определенных когнитивных качеств — высокий интеллект, аналитико-синтетический склад ума, способности к абстрагированию, рефлексии, глубина, оперативность, широта, самостоятельность, продуктивность, гибкость, критичность, прогностичность мышления, широкий кругозор, эрудированность, разносторонняя культура, развитое воображение, наблюдательность, проницательность, интуиция, емкая память, способность к быстрой актуализации необходимой информации, способности к сосредоточению, высокой концентрации внимания и его быстрому переключению с одного объекта на другой, точное восприятие, высокая умственная работоспособность.

Мотивационная подструктура предполагает профессиональную направленность личности — долговременные планы службы и работы в УИС, высокий уровень развития правосознания (как общего, так и профессионального), подлинный, глубокий интерес к поиску путей повышения эффективности в воспитательной работе, глубоко осознанную, зрелую, активную профессиональную позицию, основанную на правильном понимании предназначения правопорядка и направленной воспитательной работы.

Коммуникативная подструктура — способности устанавливать и поддерживать психологический контакт с различными участниками общения, преодолевать психологические и коммуникативные барьеры, проницательность, способность правильно интерпретировать поведение* невербальные проявления собеседника и понимать его внутренний мир, психологические особенности, потребности и мотивы поведения, актуальное психическое состояние, дифференцировать правдивые и ложные показаниясвободное владение вербальными и невербальными средствами общения, в том числе средствами коммуникативного воздействия, как в межличностном взаимодействии, так и во время публичных выступленийразвитая культура речи: правильность, четкость, точность, ясность, понятность, гибкость, убедительность, выразительность и образность устной речи, свободное владение письменной речьювежливость, тактичность, чуткость, уважительное, внимательное и доброжелательное отношение к людям, умение слушать партнера по диалогу, эмпатичность (способность эмоционально отзываться на переживания собеседника) — умение в конфликтных ситуациях избирать и проводить адекватную линию поведения, стратегию коммуникативного взаимодействия, гибкость общения.

Эмоциональная подструктура — эмоциональную устойчивость и саморегуляцию и самоконтроль, адаптивность свойств нервной системы (сила, уравновешенность, подвижность, активность, динамичность нервных процессов).

Поведенческая подструктура — высокая нормативность поведения, умение оказывать управляющее воздействие на коллектив осуждённых, сплачивать его для решения стоящих задач, мотивировать на достижение поставленных воспитательных целей, должная требовательность, активность, инициативность, находчивость, распорядительность, смелость, решительность, настойчивость, самостоятельность, ответственность за свои действия и поступки, стратегия действий, отвечающую вызовам времени и социальным ожиданиям общества.

Перечисленные качества и способности в значительной мере влияют на продуктивность труда воспитателей, выступают важнейшими факторами их профессиональной пригодности.

Свидетельством профессиональной непригодности начальника отряда являются полярно противоположные качества: отсутствие необходимых знаний, умений и навыковнизкая умственная работоспособность, сниженные познавательная активность, интеллект, неразвитое воображение, слабая памятьотсутствие выраженной профессиональной направленности личностиотсутствие коммуникативных навыков, слабое владение вербальными и невербальными средствами общения, замкнутость, интровертированность, конфликтность, агрессивностьэмоциональная неустойчивость, импульсивность избыточная эмоциональная напряженность, невротические симптомы, быстрая истощаемость нервных процессовнизкий нравственный облик, нечестность, безответственное отношение к делу, недисциплинированность, склонность к делинквентному поведению, отсутствие организаторских качеств.

Теоретический анализ позволил выделить ряд показателей продуктивности деятельности воспитателей пенитенциарных учреждений. К показателям относятся:

— организационная работа начальника отряда — выполнение деятельности в соответствии с нормативно-правовыми документами, тесное взаимодействие со всеми службами (режимными, психологической службой, медико-санитарной частью), индивидуальный подход в работе с осужденными;

— работа по укреплению режима — разъяснение обязанностей и прав осужденных, правил поведения, распорядка дня, ознакомление с условиями работы и жизни в отряде, контроль за выполнением всех установленных нормами прав и обязанностей, предупреждение нарушения дисциплины, среди заключенных путём гибкого применения мер поощрения и взыскания;

— трудовое воспитание осужденных — приобщение осужденных к профессиональному обучению, трудовое устройство осуждённых, правильное распределение рабочих мест с учетом пожеланий, потребностей, способностей, потенциала, интересов и устремлений осуждённых;

— работа с активом и самодеятельными организациями заключенныхпривлечение осуждённых в работу самодеятельных организаций, формирование актива, самодеятельных организаций заключенных, качественное улучшение их работы, воспитание их членов, повышение их авторитета среди осужденных;

— индивидуальная работа с осужденными отряда — выявление положительных и отрицательных черт характера, навыков и привычек каждого осужденного с целью активного воздействия на их личность, прием осужденных по личным вопросам, решение их проблем, работа с родственниками осуждённых;

— работа с лицами, освобождаемыми и освобожденными из колониипринятие мер, направленных на социализацию осужденных после освобождения: обеспечен жильем и трудоустройство, выдача соответствующих документов об освобождении, поддержание связи с освобожденным, его родственниками, а также с органами милиции, администрацией и общественными организациями предприятий и учреждений, где работает освобожденный;

На основании анализа показателей продуктивности деятельности воспитателя составлена инвариантная модель готовности личности осужденного к выходу на свободу, которая рассматривается с пяти позиций: сформированность духовно-нравственных ценностейсформированность установок верховенства законасформированность умении необходимых для жизни на свободесформированность коммуникативных уменийвыполнение нравственных правил и норм.

Теоретический анализ выявил необходимость эмпирического изучения факторов и уровней продуктивности деятельности воспитателей с целью успешного решения практических задач профессионального отбора и подготовки начальников отрядов уголовно-исправительной системы.

В результате эмпирического исследования уровней и факторов продуктивности воспитателей пенитенциарных учреждений были получены следующие данные.

На основании выявленных в теоретической части показателей продуктивности деятельности разработана описательная типология уровней продуктивности деятельности начальников отрядов. Выделены пять уровней продуктивности профессиональной деятельности воспитателей пенитенциарного учреждения: воспитательный — характеризующийся высоким уровнем развития профессионально важных качеств, соответствующих специфике профессиональной деятельностимобилизирующий — характеризующийся высоким уровнем развития профессионально важных качеств, за исключением эмпатии и коммуникативных приемоврежимно-мобилизирующийхарактеризующийся достаточным уровнем развития необходимых качеств, за исключением эмоциональных (эмоциональная неустойчивость, отсутствие самоконтроля), гностических и проектировочных уменийконтролирующий — низкий уровень развития профессионально важных качеств, гностических и проектировочных уменийрежимный уровень, характеризующийся низким уровнем развития всех профессионально важных качеств, гностических, проектировочных умений и конструктивных умений.

Теоретический анализ особенностей профессиональной деятельности воспитателей пенитенциарных учреждений, описанные выше типы продуктивности воспитателей, позволили выделить основные объективные и субъективные факторы, способствующие/препятствующие продуктивности деятельности воспитателей пенитенциарной системы.

К объективным факторам, оказывающим влияние на продуктивность деятельности относятся: профессиональные — уровень профессионализма, наличие знаний, умений, опытаэкономические — уровень заработанной платы, материального обеспечениясоциальные — уровень напряжённости в обществе, увеличение тенденций к девиациям, оценка общественной значимости труда начальников отрядоворганизационные — объём работы, наличие других специалистов, способных оказать помощь осуждённому, связь со смежными службамипсихологические — профессиональные стереотипы и установки профессионального мышления специалистов уголовно-исполнительной системысоциально-демографические — наличие юридического и педагогического образования, возраст от 21 до 34 лет, стаж работы от девяти до двенадцати лет.

Субъективными факторами продуктивности профессиональной деятельности воспитателей пенитенциарных учреждений являются:

— наличие или отсутствие профессиональной направленности, выраженность мотивов профессиональной деятельности, а также самооценка профессиональных способностей воспитателей пенитенциарных учрежденийпри этом выраженная направленность, обусловленная внутренними потребностями и высокая самооценка своих способностей способствуют высокой продуктивности и достижению профессионализма в деятельности, а наоборот, низкий уровень направленности, обусловленный случайным выбором профессии, низкая самооценка своих способностей препятствуют достижению профессионализма в деятельности начальников отрядов;

— уровень развития следующих умений: проектировочных — умения составлять перспективный план изучения и работы с коллективом осуждённыхпроектировать работу с различными группами осуждённыхустанавливать связь между различными службамивыбирать наиболее рациональные виды деятельности осужденных, предусматривая характер их затрудненийопределять методы ведения занятий и наиболее эффективные приёмы организации работы на разных этапах занятийпроводить профилактическую работа по предотвращению преступленийконструктивных — умения выбирать наиболее рациональные виды воспитательной работыопределять деятельность различных групп осужденных во время собраний, собеседованийпредусматривать затрудненияувеличивать степень самостоятельности осужденных в обсуждении проблемпроводить разбор проблемной ситуациираспределять рабочее времякоммуникативных ~ умения общаться с разными группами осужденныхвыступать перед группойвызывать интерес к предстоящей деятельности, содержанию новых знанийпомогать отверженным осужденнымпомогать активу отрядазавоёвывать авторитет, делать коллектив своим помощникомстроить целесообразные взаимоотношения с осужденными, родственниками осужденных и администрацией.

Полученные в эмпирическом исследовании результаты позволяют говорить о том, что продуктивность профессиональной деятельности воспитателей пенитенциарных учреждений обусловлена комплексом объективных и субъективных факторов, что подтверждает гипотезу исследования.

Данные исследования уровней и факторов продуктивности деятельности воспитателей пенитенциарных учреждений ФСИН РФ (начальников отрядов) могут иметь практическую значимость для руководителей органов исполнения наказания, аттестационных комиссий отделов кадров при оценке успешности деятельности начальников отрядов, психологических центров (при отборе кадров на службу) — для повышения качества профессиональной подготовки будущих специалистов воспитательного звена исправительных учреждений, а также повышения квалификации работников воспитательного звена пенитенциарных учреждений.

Показать весь текст

Список литературы

  1. С.Г. Психологические механизмы управления, и о том, как их использовать. -М.: Известия, 2002. — 312с.
  2. Ю. П. Мастерство воспитателя. М.: Просвещение, 1971 — 126с.
  3. Г. Дж. Сорок лет спустя: новый взгляд на проблемы эффективности в психотерапии// Вопросы психологии. 1994. N4.
  4. Г., Айзенк М. Исследования человеческой психики. М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002. — 480с.
  5. Г. Супертесты IQ.- М.: Издательство ЭКСМО Пресс, 2002.-208с.
  6. А.Е., Айви М. Б., Саймэк-Даунинг JI. Психологическое консультирование и психотерапия. Методы, теории и техники: практическое руководство. М., 1999 — 487с.
  7. Акмеологический словарь. Под общ. Ред. А. А. Деркача. М.: А-40 Изд-во РАГС, 2004.-161с.
  8. Акмеология. Учебное пособие /А. Деркач. В. Зазыкин. СПб: Питер, 2003. — 256с.: ил. — (Серия «Учебное пособие»).
  9. Акмеология: учебник. Под общ. Ред. А. А. Деркача: Рос. Акад. Гос. Службы при Президенте Российской Федерации, Междунар. Акмеол. ин-т. -М: Изд-во РАГС, 2004. 681с.
  10. А. Психологическое тестирование. ~ М.: Педагогика, 1982. -Кн.1.~318с.- Кн. 2.-295с.
  11. . Г. Человек как предмет познания. JL: ЛГУ, 1968 — 339с.
  12. .Г. Избранные психологические труды. В 2- т.-Т.2, — М., 1980−484с.
  13. .Г. О проблемах современного человекознания.-М., 1977. 380с.
  14. .Г. Психология чувственного познания. М.: АПН РСФСР, 1960.-486с.
  15. Антология социальной работы. В 5 т. Т.1. История социальной помощи в России. Сост. М. В. Фирсов, — М.: Сварогъ НВФ СПТ, 1994. — 288 с.
  16. Андреев В. И. Пакет десяти тестов. Казань, 1992.-69с.
  17. Г. М. Социальная психология. М., Аспект Пресс, 1996.-376с.
  18. E.JI. Социально-психологические и социально-профессиональные факторы адаптации молодого специалиста в трудовом коллективе,-М., 1991.- 126с.
  19. Г. М. Социальная психология,— М.: МГУ, 1980. 415с.
  20. С.А., Гордеева Т. М., Деркач А. А. Методы акмеологических исследований. Кострома: Упр. Образов., 1994. 102с.
  21. Л.И. Психологические закономерности развития личности взрослого человека и проблема непрерывного образования. \ Психологический журнал.- 1980, № 2.
  22. Л.М. Судебная патопсихология (вопросы определения нормы и отклонений). Д.: Стажер, 1998, — 432с
  23. А.В. Типология характера и личности: Практическоеруководство по психологической диагностике. М.: Изд-во Института Психотерапии, 2001. — 112с.
  24. С.А. Основы превентивной психологии,— М.:Редакционно-издательский центр Консорциума «Социальное здоровье в России», 1993.-199с.
  25. Л.И. Становление и развитие исправительных учреждений для несовершеннолетних правонарушителей в России. М., 1995.
  26. В.М. О деятельности Психоневрологического института, как высшего педагогического учреждения, и его роли в педагогическом строительстве// Вопросы изучения и воспитания личности. 1921. N3.
  27. Биологическое и социальное в личности преступника и проблемы ее ресоциализации: Тезисы докладов межвузовской научной конференции. Уфа, 1994.
  28. А. А. Психология о личности. М.: МГУ, 1988 -188с.
  29. А.А. Восприятие и понимание человека человеком. М.: Изд-во МГУ, 1982.-199с.
  30. А.А. О предмете акмеологии // Психологический журнал.-1993,-№ 5.-С.73−79.
  31. А.А. Вершина в развитии взрослого человека: характеристики и условия достижения.- М., 1998- 168с.
  32. А.А. Психология общения, — М. -Воронеж: МОДЭК, 1996, — 255с.
  33. А.А., Ковалев Г. А. О познавательных процессах в общении // Когнитивная психология, — М., 1986. -325с.
  34. А.Ф. Психологическая помощь: теория и практика (учебное пособие для студентов старших курсов психологических факультетов и отделений университетов). М.: Изд-во «Института психотерапии», 2000. -368с.
  35. В.П. Социальная синергетика и теория наций. Основы этиологической акмеологии. СПб.: Издательство. Санкт Петербургской Акмеологической Академии. 2000 г. — 106с.
  36. В.П., Пожарский С. Д. Социальная синергетика и Акмеология. -СПб.: Политехника, 2002. 476с.
  37. В.П., Пожарский С. Д. Социальная синергетика и Акмеология. -СПб.: Политехника, 2001. 159с.
  38. Браун. «Психология Фрейда и постфрейдисты». Пер. с англ. М.: «Рефл бук»: К.: «Ваклер», 1997, — 304с. Серия «Актуальная психология».
  39. Л.Ф. Морозов С.М «Словарь справочник по психодиагностике» — СПБ: Питер Кон 1999 — 528с: (Серия «Мастера психологии».) Ст14, 165, 206, 134,377.452.
  40. Л.Ф. Психодиагностика личности. Киев: Здоровья, 1989.-165с.
  41. Л.П. Человек: деятельность и общение. -М.: Мысль, 1978. -216с.
  42. Л.П. Социальная Среда и сознание личности,— М.: МГУ, 1968.- 268с.
  43. В.Л. Юридическая психология. 5-е изд. Доп. И перераб. СПб: Питер, 2002. — 656с: ил. — (Серия «Учебник нового века»).
  44. Н. Ф. Креативная акмеология. Психология высшего образования: Монография. В 2-х томах. Том 1. Минск, 1996 — 243с.
  45. В. Нравственная культура руководителя. М.: Политиздат, 1988,-158с.
  46. В.И. Психодиагностическое обеспечение формирования психологической готовности личности к профессиональной деятельности. -М., 1996.-196с.
  47. Возрастная и педагогическая психология. /Под ред. А. В. Петровского. -М.: Просвещение, 1973 -288с.
  48. В.Н. Юридическая психология: Учебник для вузов. М: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2002. — 384с.
  49. A.M., Микадзе Ю. В., СолнцеваТ.Н. Деятельность: структура ирегуляция М.: МГУ, 1987. — 216с.
  50. Вопросы профессиоведения. Науч. Тр. ВНИИ проф. Тех. обр. / С. Н. Левиев, Л., 1979 74с.
  51. Л.С. Собрание сочинение: в 6-ти т. / Гл. ред. А. В. Запорожец. -М.: Педагогика, 1982.
  52. Гадамер Х.-Г. Истина и метод: Основы философской герменевтики. М., 1988. 543с.
  53. С.А. Тюремная политика и тюремное законодательство дореформенной России: Автореф. дис. канд. юрид. наук. М., 1987-
  54. А.Д., Пирожков В. Ф. Исправительно-трудовая психология М., 1975. 342с.
  55. Е.И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи. Киев: Наук. думка, 1988 -144с.
  56. Е. И. Панина Н.В. Психология человеческого взаимопонимания. Киев: Политиздат Украины, 1989. -189с.
  57. А.А. Образная сфера человека / РАН Ин-т психологии.- М., 1992. -195с.
  58. Ф. Н. Мастер производственного обучения как педагог. М.: Высшая школа, 1965. 234с.
  59. А.В., Кузин О. С. Неформалы: кто есть кто? М.: Мысль, 1990. 269с.
  60. А.Л. Психология: Личность. Творчество. Регуляция состояний. М.: NB Магистр, 1993.-120с.
  61. ГуревичК.М. Профессиональная пригодность и основные свойства нервной системы. М.: Наука. 1970. — 272с.
  62. М.Г. Развитие системы исполнения уголовного наказания в виде лишения свободы в России: Автореф. дис. доктора юрид. наук. М., 1994- 20с.
  63. А.А., Кузьмина Н. В. Введение в акмеологию. М., 1995.-315с.
  64. А. А., Ситников А. П. Формирование и развитие профессионального мастерства руководящих кадров: Социально-психологический тренинг и прикладные психотехнологии. М: Луч, 1993. -71с.
  65. Деятельность Всеукраинского кабинета по изучению преступника и преступности//Изучение преступности и пенитенциарная практика. М., 1928. вып.2.
  66. С., Минде А. Сны, маски, и образы. Практикум по артгерапии/ Пер. с англ. И Динерштейн. М.: Изд-во Эксмо, 2003. — 384с.
  67. Д. Психодрама с закоренелыми преступниками. //Психодрама вдохновение и техника. М., 1997.
  68. А.В., СафроновВ.П. Основы пенитенциарной психологии. Учебное пособие, — М.: Московский психолого-социальный институт, 2003, 176с.
  69. О.Б. Формирование психологической готовности молодых специалистов к профессиональной деятельности /Автореферат диссертациина соискание учёной степени кандидата психологических наук./ Москва-1997 -29с.
  70. М. И. Психологические проблемы готовности к деятельности. Минск: БГУ, 1976−175с.
  71. М.И., Кандыбович JI.A. Психология высшей школы. Минск, 1981.-382с.
  72. И.Д. Юридическая психология: Учебное пособие. М.: Издательство РИОР, 2005, — 79с.
  73. В. Киевский институт научно-судебной экспертизы и его работа в области изучения преступника и преступности//Вестник советской юстиции. 1927. N24.
  74. Г. А. Руководство по тактике допроса. Учебно-практическое пособие. М.: ООО Издательство «Юрлитерформ», 2001. -320с
  75. Г. Из практики Саратовского губернского кабинета криминальной антропологии и судебно-психиатрической экспертизы// Советское право. 1925. N2.
  76. И.М. Молодёжь и молодёжная политика. Философия. История. Теория. М.: Голос, 2001. 696с.
  77. Н.А. Рациональное и иррациональное в психологической теории права Л.И.Петражицкого//Психол. журнал. 1986. Т.7, N4.
  78. История и некоторые вопросы современного состояния экспериментальных исследований в отечественной психологии: Сб. науч. трудов. М., 1990.
  79. Истина рождается в споре. Л.: «Знание», 1976. 40с.
  80. Р. Д. Психологическая систематика профессий типа «человек -человек» в целях профориентации. Автореферат дисс. к.п.н. Л., 1981.
  81. М.И. Калинин. О коммунистическом воспитании и воинском долге. Воениздат, М., 1958, 590с.
  82. ЕЛ. Мотивы профессионального выбора в ОВД // Вестник МЦПОиКНИ. -1996. -№ 1.
  83. Ю.А. Психология девиантного поведения: Учебное пособие для вузов. М.: ТЦ Сфера, при участии «Юрайт-М», 2001. — 160с
  84. Е. А. Основы психологии. М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997 -295с.
  85. Е. П. Введение в психологию труда. М.: МГУ, 1988 — 199с.
  86. Е. А. Основы общей и прикладной акмеологии. М., 1994.
  87. Е. А. Психология профессионала. М.: Институт практической психологии, Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996 — 400с.
  88. Е. А. Психологическое содержание труда и вопросы воспитания. М.: Знание, 1986. — 80с. Новое в жизни, науке, технике, сер. «Педагогика и психология» № 3.
  89. Е. А. Психолого-педагогические проблемы профессиональной консультации. М.: Знание, 1983.
  90. Е.А. О профессиональном самосознании. //Профессионально-техническое образование., 1980, № 5.
  91. Конституция Российской Федерации М «Издательство Новая Волна», 1997,-63с.
  92. К.психол.н. Конобеевский. М. А. Психологические особенности деятельности сотрудников УИС. Рязань 2002. 66с.
  93. Краткий психологический словарь. /Сост. Л. А. Карпенко, под общ. Ред. А. В Петровского, М. Т. Ярошевского. -М.: Политиздат, 1985 431с.
  94. Н. В. Профессионализм деятельности преподавателя и мастерства производственного обучения профтехучилища. М.: Высшая школа, 1989 — 167с.
  95. Н. В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. М.: Высшая школа, 1990 — 119с
  96. Н. В. Стратегия развития акмеологических наук. //Проблемы развития системы акмеологических наук. /Под ред. Кузьминой Н. В., Зимичева A.M. СПб.- СПб Акмеологическая академия, 1996.
  97. Н. В., Урклин И. А. Основы вузовской педагогики Л.: ЛГУ, 1972.
  98. Ю.Кузьмина Н. В.: «Предмет Акмеологии». 2ое издание, исправленное и дополненное. — СПб.: Политехника, 2002. — 189 С.
  99. Н. В. Развитие идей научной школы Б.А. Ананьева в акмеологии. //Акмеология'98/ Акмеология образования. /Под ред. Кузьминой Н. В., Зимичева A.M. СПб.: СПб Акмеологическая академия, 1998−218с.
  100. Н.В. Предмет акмеологии. СПб Акмеологическая академия, 1995.-24с.
  101. Н.В. Акмеологическая теория повышения качества подготовки специалистов образования. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2001 — 144с.
  102. Н.В. Методы акмеологического исследования качества подготовки педагогов. Методическое пособие. М.: исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2002. — 68с.
  103. С.И. Становление и развитие исправительной (пенитенциарной) педагогики // Исправительная (пенитенциарная) педагогика. Рязань. 1993.
  104. Курс практической психологии, или как научиться работать и добиться успеха: Учебное пособие для высшего управленческого персонала Автор-сост. P.P. Кашапов. Ижевск: Изд-во Удм. Ун-та, 1997. — 448с
  105. В. Г. О сущности профессионального мастерства педагога. Пути совершенствования. М.
  106. Н.В., Решетько B.C. Диагностика взаимодействия в образовательных системах как интегрирующий фактор педагогического мастерства. //Проблемы развития системы акмеологических наук. /Под ред. Кузьминой Н.В.
  107. М.П. Саратовский кабинет по изучению преступности и преступника// Пути развития советской психоневрологии. Самара, 1931.
  108. Л. Г. Основы военной акмеологии. М.: 1986.
  109. А.Ф. Очерк науки о характерах. М., 1995. с. 102.
  110. А.К. Белорусский кабинет по изучению преступника и преступности, его цели и характер деятельности//Вестник НКЮ БССР. 1927. N1.
  111. А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1977−304с.
  112. А.Н. Педагогическое общение. М: Знание, 1979−48с. Новое в жизни, науке и технике. Серия «педагогика и психология», № 1.
  113. А.Н. О некоторых перспективных проблемах советской психологии //психологии № 6 М.: Шкала ПРЕСС, 1967.
  114. Леонгард Карл Акцентуированные личности. Пер. с нем. Ростов нД, Изд-во «Феникс», 2000. 544с
  115. А.Г., Петренко М. И., Яковлева М. И. Тюремная система Российского государства в XVIII-начале XX веков. М., 1996. 448с.
  116. В.Т. В каждом ли споре рождается истина: (Социологические очерки). -М.: Сов. Россия, 1989. 152с.
  117. В.Т. Воспитывать убеждённость. Л., «Знание», 1971. 47с.
  118. В.Т. Методика организации проведения диспутов на морально-этические темы. Л.: Знание. 1982. — 24с.
  119. Н.Г. О причинах возникновения девиантного поведения.
  120. Формирование гуманитарной среды и внеучебная работа в вузе техникуме школе: Материалы V Всероссийской научно-практической конференции (27 мая 2003 г.): В6 т, Т.2 /Перм. Гос.техн. ун-т, Пермь, 2003, — 293с.
  121. Люшер Макс. Цвет вашего характера. Пер. с англ. — М.: «РИПОЛ КЛАССИК», «Вече», 1997. -240с.
  122. В. Н. Акмеология школьного образования. СПб.: ЛОИРО, 2000 — 230с.
  123. В.Н. Акмеология: новое качество образования: Книга для педагога. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2002. 99с.
  124. Н.Ю., Милютина Е. Л. Курс лекций по детской патопсихологии: Учебное пособие. Ростов н-Д: Феникс. 2000. — 576с.
  125. А. С. Сочинения, т. V. Изд. АПН РСФСР М.: 1958, — 557с.
  126. А.С. Сочинения, т. 1. Изд. АПН РСФСР, М, 1958, 783с.
  127. А.С. Соч. в 7-ми томах, т.4. Изд АПН РСФСР М. 1958 552с.
  128. И.Д., Тихомиров С. Н. Юридическая психология: Учеб. Пособие. М.: Дело, 2005. — 384с.
  129. Т.Д. Русская ментальность и ее отражения в науках о человеке. М., 1994.
  130. А. К. Психология профессионализма. М.: Знание 1996 — 308с.
  131. И.В. Организация работы начальника отряда. Учебное пособие. Под редакцией доктора юридических наук Н. А. Стручкова. Научно-исследовательский и редакционно-издательский отдел. Москва- 1963.-62с.
  132. С.П. Наказания, его цели и предложения. М., 1901.
  133. Молодой человек в условиях кризиса. М., — С’анкт Петербург: «СОЦИУМ», 1994,186с.
  134. Э.И. Учитель и всестороннее развитие личности школьника -М.: Знание, 1986 80с.
  135. Г. Основы психотехники. В 4-х частях. С.-Пб., 1996
  136. В.Н. Основная задача судебной деятельности. В сборн. Человек перед судом. Л., 1965.
  137. Дж. Психология и психиатрия в США. М., 1984.
  138. Р.С. Психология: Учеб. Для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. Книга 2. Психология образования. 3-е издание. -Москва: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. — 608с.
  139. . Р.С. Психологическое консультирование: Учеб. Для студ. Педвузов. М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000. — 528с.
  140. Р.С. Психология. Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. Кн.1. Общие основы психологии. 3-е изд. — М: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 1997.-688с.
  141. Новейший философский словарь. / Сост. А. А Грицанов. Мн.: Изд. В. М. Скакун, 1998. — 896с.
  142. Р.В. Технология практического психолога образования: Учебное пособие для студентов вузов и практических работников. М: ТЦ Сфера при участии «Юрайт-М», 2001. — 448с.
  143. Ю. Л. Прикладная социология: пособие для студентов.1. Псков. 1997.-249с.
  144. И.П. Полное собрание сочинений в 6-и томах, Т 3, кн. 2, М, — JI., 1951.
  145. Педагогический словарь в 2-х томах под ред. И. А. Каирова, Изд. Академия педагогических наук. М 1960. т. 2 766с.
  146. Л.И. Введение в изучение права и нравственности, основы эмоциональной психологии. СПб., 1907.
  147. А.В., Ярошевский М. Г. История психологии. М., 1994. -463с.
  148. Педагогическая энциклопедия. М., 1965 т.2.
  149. В.А. Социология жизненного пространства. Саранск. Изд-во Мордов. ун-та, 1997 — 180с.
  150. К. К. Вопросы психологии труда. М.: Медгиз, 1962.
  151. К. К. Психология летнего труда. М: 1960.
  152. К.К. Личность и труд. М., 1965
  153. К.К. О системе психологии. М.: Мысль, 1972. — 216с.
  154. К. К. О сущности и задачах профессиологии. Социалистический труд. М.: 1973.
  155. К.К., Профессиография, её значение и методика работы./ социалист. Труд.-1971, № 4.
  156. В.М. Очерк по истории пенитенциарной психологии. Домодедово, 1997
  157. Правоведение: Учебник для неюридических вузов. /Под ред. О. Е. Кутафина. М.: Юристь, 2002. — 398 с.
  158. Проблемы социального самоопределения учащейся молодежи в условиях современного общества: Материалы международной научно-практической конференции (Россия, г. Киров, 3−4 марта 2003г). Киров: Изд-во ВятГГУ, 2003. — 638с.
  159. Проблемы теоретической социологии. Вып. 2. сб. статейПод ред. А. О. Бороноева. СПб.: Издательство С.-Петербургского университета, 1996. -316с.
  160. Профессиональная подготовка учителя воспитателя и пути ее оптимизации в высшей школе. Шуя: Изд-во «Весть» ШГПУ, 2002, с. 152.
  161. Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений. Министерство юстиции Российской федерации. 2001. — 32с.
  162. Н. С. Психологический смысл труда. М.: Институт практической психологии, Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997 — 352с.
  163. Психогенетика. Учебник. /И.В. Равич-Щербо, Т. М. Марютина, E.JI. Григоренко. Под ред. И.В. Равич-Щербо М.:Аспект Пресс, 2003. — 447с.
  164. Психология: Словарь /Под ред. А. В. Петровского, М. С. Ярошевсого. -М., с. 244.
  165. Психотехнологии: Компьютерный психосемантический анализ ипсихокоррекция на неосозноваемом уровне. М.: Издательская группа «Прогресс» — «Культура», 1995. — 416с.
  166. Психологическое обеспечение служебной деятельности сотрудников охраны и конвоирования уголовно-исполнительной системы. Материалы регионарных учебно-методических семинаров пенитенциарных психологов и методические рекомендации. Томск 2001. — 274с.
  167. Психологический словарь. /Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. -М.: Педагогика Пресс, 1997 440с.
  168. Рабочая книга пенитенциарного психолога: Пособие. М.: ВНИИ МВД России, 1997.-208с.
  169. А.Р. К ядру личности преступника//Актуальные проблемы уголовного права и криминологии. М., 1981.
  170. А.А. Рефлексивно-перцептивный анализ в деятелтности педагогов. // Вопросы психологии. 1990. — № 2 с134−145.
  171. В.В. Юридическая психология: Учебник. 2-е изд. Перераб. И доп. — М.: Юристь, 2004. — 588с.
  172. Российское уголовное право. Общая часть: Учеб. 2-е изд., перераб. и доп. М: Спарк, 2000. 478с.
  173. C.JI. Проблемы общей психологии. /Отв. Ред. Шорохова Е. В. М: Педагогика, 1976 — 496с.
  174. СЛ. Человек и мир. Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1969. с. 370.
  175. СЛ. Самосознание личности и её жизненный путь. //Психология личности. В 2-х т. — том 2. — Самара, 2000. — 543с.
  176. Рубинштейн С. JI, Основы общей психологии. М.: Учпедиц, 1946 -704с.
  177. С.С. Акмеологические технологии развития социальнопрофессионального мышления будущих педагогов психологов. Диссертация на соискание учёной степени кандидата психологических наук. ШГПУ Шуя 2002. 289с.
  178. И.М. Избранные произведения: В 2-х т. М., 1952. Т.1.
  179. В.Е. Метод изучения документов в социально-психологических исследованиях. Учебное пособие. Ленинград 1983. 105с.
  180. В. Д., Демидчук В. Г. Профессии промышленного производства: Профессиограммы. Киев: Рад. Школа, 1983.
  181. А.Л. Обучение детей с учетом психофизиологии: Практическое руководство для учителей и родителей. М.: ТЦ Сфера, 2001. — 128с.
  182. В.А. Гуманитарная культура специалиста. //Магистр. 1991. -l.-c.3−21.
  183. М. Тренинг уверенности в себе : Пер. с англ. СПб.: ООО «Речь» -244с.
  184. Л.Н. Мотивационный тест Хекхаузена. Практическое руководство. СПб.: Речь, 2002, — 16 е., илл.
  185. Л.Н. СМИЛ. Стандартизированный многофакторный метод исследования личности. СПб.: Речь. 2004. — 224с.
  186. Л.Н. МЦВ метод цветовых выборов. Модифицированный восьмицветовой тест Люшера. Практическое руководство. — СПб., Изд-во1. Речь", 2001.- 112с.
  187. Современная западная социология. Словарь. М., 1990.
  188. Социология на пороге XXI века: Новые направления исследований. Под ред. С. И. Григорьева (Россия), Ж. Коэнен-Хутгера (Швейцария). М.: ИНТЕЛЛЕКТ, 1998. 272с.
  189. С.С. Психология в лицах. М: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. -384с.
  190. М.П., Чакубаш Ю. В. О пенитенциарной системе США // Экспресс-информация. М.: ОНИ Академии МВД СССР, 1991. N 6.
  191. М.Н. Психолого-акмеологическое сопровождение социальной реабелитации детей и подростков.//Актуальные проблемы социальной педагогики и акмеологии. Сборник научных трудов. Выпуск 3. Шуя: Изд-во «Весть» ГО ВПО «ШГПУ», 2004. — 185с.
  192. Сыч К. А. Уголовное наказание как система. Рязань, 1995.
  193. Н.С. Русское уголовное право. Т.2. СПб., 1982.
  194. В. Н. Акмеологические задачи в образовательном процессе. //Акмеология 2000. Методические и Методологические проблемы. Под ред. Кузьминой Н. В. Зимичева А.М. — СПб.: СПб. Акмеологическая академия, 2000.
  195. ТарасоваВ.Н. Предмет коррекционной акмеологии. СПб. Академия акмеологических наук, 1999. 38с.
  196. С.В. Введение в социальную работу: Учебное пособие. -М: Академический Проект, 2003. 496с.
  197. JI.B. Тихомиров М. Ю. Юридическая энциклопедия. Под редакцией М. Ю. Тихомирова. -М.: 1999, 526с.
  198. ТихенкоС.И. О юридической клинике КИНХа// Вестник юстиции. 1927. N3.
  199. Уголовно-исполнительный кодекс РФ. М.: «Проспект», 1997. — 135с.
  200. А.И., Казак Б. Б. Основы пенитенциарной психологии. Учеб. /Под ред. С. Н. Пономарева. Рязань: Узорочье, 2002. — 554с.
  201. В.В. Реформирование пенитенциарной системы, материалы международной конференции 8−10 октября Минск, 2001 — 108с.
  202. Философский словарь. /Под ред. И. Т. Фролова, 6-е изд., перераб. и доп. М.: Политиздат, 1991 — 500с.
  203. В. Введение в криминологию. М., 1980.
  204. Н.Я. Исторический очерк и срвременное состояние ссылки и тюремного заключения. СПб. 1872.
  205. Ф.А., Плохова М. Г., Осовский Е. Г. Лекции по истории отечественной педагогики. М., 1995.
  206. Фрейд 3. Остроумие и его отношение к бессознательному. «Университетская книга» ACT Санкт-Петербург Москва 1997. 318с.
  207. Фрейд 3. Психология бессознательного: Сб. произведений /Сост: науч.ред., авт. вступ. ст. М. Г. Ярошевский. -М.: Просвещение, 1990.448 с.
  208. Е. И. Социальная работа: Учебное пособие. 3-е изд. -М.:Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2006. система пенитенциарных учреждений и история. Стр. 448−450. — 668с.
  209. Т.М. Развитие индивидуальности учителя-предметника. //Ежегодник Российского Психологического Общества. Психология и практика. Том 4, выпуск 2. Ярославль, 1998 — с.221−222.
  210. Ю.В. Социально-педагогические основы деятельности пенитенциарной системы США: автореф. на соиск. учен. степ. канд. педагогических наук. М., 1993. 28с.
  211. B.C. Криминология и профилактика преступлений. Учебное пособие. М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2005. — 128с — (профессиональное образование).
  212. Читать человека как книгу. М: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 1998, -344с.
  213. Ю.В. Юридическая психология. Учебник. 3-е изд., испр. и доп. — М., ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. — 472с.
  214. В.Ф. Основы философии. М. ФАИР-ПРЕСС, 1999.
  215. В. Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. М.: Наука, 1982 — 185с.
  216. В.М. Социальное управление производственным коллективом. (Опыт социологического исследования проблемы). Издательство «Мысль» Москва 1975. — 212с.
  217. Г. Г. Юридическая психология. Учебник для вузов. Ответственный редактор доктор юридических наук профессор В. А. Томсинов. -М: Издательство «Зерцало». 1998, 352с.
  218. Т. Социальная психология. Пер. с анг. В. Б. Ольшанского. Ростов н-Д: изд-во «Феникс», 1998, 544с.
  219. А.Г. и коллектив. Основы психодиагностики. Учебное пособие для студентов педвузов. Москва, Ростов-на-Дону: «Феникс», 1996. — 544с.
  220. Х.Й. Криминология. М.: «Юоайт». 1994. 520с.
  221. Е.В. Теоретические проблемы психологии личности. М., 1974.
  222. А. И. Формирование личности учителя советской школы в системе высшего педагогического образования. Автореф. дис. д. п. н. JL, 1968.-26с.
  223. Энциклопедия психологических тестов. М.: ТЕРРА — Книжный клуб, 1999.-400с.
  224. Энциклопедия социальной работы. ВЗ т. Т. 1.: Пер. с англ. М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1993. — 480с. Якобсон П. М. Психология чувств. -М., 1958.
  225. Н.М. Русская община в тюрьме и семье. СПб. 1872.
  226. Aldag R.J., Brief А.Р. Task Design and Motivation // Dallas Scott Foresman. 1979. P. 42−43.
  227. Alexeev V.A., Fiilop T. Towards strengthening of health management practice // Health Administrator. Julj 1986. 4 (I). P. 45−54.
  228. Atkinson J.G., Sultz H.A. A new intra DRG severity of illness index using clinical laboratory values abstract. // AHSR A. FHSR Annu. Meet. Abstr. Book. -1995/-N. 12/-P. 33−34.
  229. Bjork L. D The Future of Distance Learning for Adults: Problems and Promises. Материалы международной конференции «Инновации в психологопедагогической теории и практике» Шуя: ШГПУ, 2001. — С. 13−20.
  230. Blamires D. Personnel management tasklist. An index of basic personnel man agement task in district health authorities // Hospital and Health services review. 1999. 77(8). P. 235−238.
  231. Ehreth J. The implications for information system design of how health care costs are determined // Med. Care. 1996. V. 34. N. 3. P. 69−82.
  232. Frakes J. T. Managed care. Evolution and distinguishing features // Gastroenterol. Clin. Noth. Am. 1997. — N. 26 (4). — P.703−714. 290.
  233. Ruffin M. Managed care information needs: a summary perspective // Physician Exec. — 1997. — N. 7. — P.61−64.
Заполнить форму текущей работой