Формирование смысловых представлений о цвете и форме у дошкольников в процессе обучения изобразительной деятельности
Диссертация
Только испытуемые экспериментальной группы, в которой смыслы эталонов цвета и формы целенаправленно формировались, показали высокие результаты группового взаимодействия как в коррелятах цвета, так и формы. Этот факт свидетельствует об эффективности формирования смысловых представлений о цвете и форме у дошкольников в процессе специально организованной изобразительной деятельности. Анализ… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ СМЫСЛОВЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЦВЕТЕ И ФОРМЕ У ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
- 1. 1. Понятие о смысловых представлениях
- 1. 2. Изучение развития смысловых представлений о цвете и форме
- 1. 3. Изучение развития смысловых представлений о цвете и форме в дошкольном возрасте
- ГЛАВА II. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПУТЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЦВЕТЕ И ФОРМЕ В ПЕДАГОГИКЕ И ПСИХОЛОГИИ
- 2. 1. Сравнительный анализ существующих программ обучения изобразительной деятельности
- 2. 2. Теоретическое обоснование формирования смысловых представлений о цвете и форме у дошкольников
- 2. 3. Обоснование авторской программы обучения изобразительной деятельности на основе метода поэтапного формирования умственных действий П. Я. Гальперина
- Глава III. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ СМЫСЛОВЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЦВЕТЕ И ФОРМЕ У ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
- 3. 1. Обоснование используемых методик и характеристика испытуемых
- 3. 2. Экспериментальное исследование развития смысловых представлений о цвете и форме до обучения
- 3. 3. Формирование смысловых представлений о цвете и форме в процессе обучения изобразительной деятельности
- 3. 4. Эмпирическое изучение результатов формирования смысловых представлений о цвете и форме
Список литературы
- К. А. Абульханова-Славская. Категория деятельности в советской психологии. // Психологический журнал, 1980, т. 1, № 4. — С. 11—28.
- Авиценна. О душе, V 6, II, 141, 26 слл./Ибн Сина. Избранное. -http://www.i-u.ru/biblio/. 96 с.
- Ф. Аквинский. О сущем и сущности. http://www.i-u.ru/biblio/. — 19 с.
- В. Александров. Психология формы. http://www.logobank.ru/ - 3 с.
- А. А. Алексеев, Л. А. Громова. Психогеометрия для менеджеров. -СПб.: Знание, 1991. 163 с.
- Б. Г. Ананьев. Избранные психологические труды: В 2-х т. / Под ред. А. А. Бодалева, Б. Ф. Ломова. Т. 1. М.: Педагогика, 1980.
- Б. Г. Ананьев, Б. Ф. Ломов. Проблемы восприятия пространства и пространственных представлений. М., 1961.
- Б. Г. Ананьев, Е. Ф. Рыбалко. Особенности восприятия пространства у детей. — М.: «Просвещение», 1964. 304 с.
- Л. И. Анцыферова. Интроспективный эксперимент и исследование мышления в Вюрцбургской школе // Основные направления исследований психологии мышления в капиталистических странах. -М., 1966.
- Ю. Д. Апресян. Лексическая семантика. М., 1974. — С. 57.
- П.Аристотель. //Соч.: в 4 т. Т. 1 -М., «Мысль», 1976.
- Аристотель. // Соч.: в 4-х т. Т.2. М.: «Мысль», 1976.
- Р. Арнхейм. Искусство и визуальное восприятие// Сокращенный перевод с английского В. Н. Самохина. Общая редакция и вступительная статья В. П. Шестакова. М.: Издательство «Прогресс», 1974. — 392 с.
- Е. Ю. Артемьева. Основы психологии субъективной семантики. / под ред. И. Б. Ханиной. М.: Наука, Смысл, 1999. — 350 с.
- Е. Ю. Артемьева. Психология субъективной семантики. М.: Изд-во1. Моск. Ун-та, 1980. 128 с.
- В. Г. Асеев. Мотивация поведения и формирование личности. М., 1976. — 160 с.
- А. Г. Асмолов. Деятельность и установка. — М., 1979. —151 с.
- А. Г. Асмолов, В. А. Петровский. О динамическом подходе к психологическому анализу деятельности. // Вопросы психологии, 1978, № 1.-С. 70—80.
- Афоризмы. http://www.aforism.su/.
- Афоризмы Дж. Локка. http://www.liveinternet.ru/.
- Б. А. Базыма. Порядковые отношения цветов и цветовые предпочтения. //Вестник Харьковского университета, серия «Психология», № 550, 2002. С. 13−15.
- Б. А. Базыма. Цвет и психика. Монография. ХГАК. Харьков, 2001. -172 с.
- Н. Б. Бахилина. История цветообозначений в русском языке. / Отв. ред. В .П. Филин М., 1975.
- Д. Беркли. Опыт новой теории зрения // Дж. Беркли. Соч. М., 1978.
- Б. Берлин, П. Кей. Основные цвета: Их универсальность и видоизменения. М., 1969.
- Бессознательное, его открытие, его проявление. От Фрейда к Лакану. -М., 1992.
- Биографии известных психологов, — http://psytu.narod.ru/.
- И. В. Блинникова, О. В. Сафуанова. Психосемантика и процессы семантической обработки // Современная психология: справочное руководство / Отв. ред. В. Н. Дружинин. М.: Инфра-М, 1999. — С. 218 -241.
- М. Богуславская. Восприятие цвета и формы дошкольником. -http://opsychology.ru/, 2008.
- М. Богуславская. Выделение цвета и формы детьми дошкольного возраста в зависимости от характера их деятельности // Доклады
- АПН РСФСР. № 1. M.: АПНРСФСР, 1958. С. 55−58.
- JI. И. Божович. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968. — 464 с.
- JI. И. Божович. Проблема развития мотивационной сферы ребенка // Изучение мотивации поведения детей и подростков. М., 1972.
- JI. И. Божович, Н. Г. Морозова, JI. С. Славина. Развитие мотивов учения у советских школьников // Известия АПН РСФСР, 1951. -Вып. 36-С. 38.
- Болыпой энциклопедический словарь. 2-е изд., перераб. И доп. — М.: «Большая Российская энциклопедия" — СПб.: «Норинт», 1998. -1456 с.
- А. Н. Боярский, В. В. Лапа, А. А. Обозов. Психологическое обоснование использования цветового кодирования на многофункциональных дисплеях // Психологический журнал, 1999. Том 20. № 5. С. 75−80.
- Б. С. Братусь. К изучению смысловой сферы личности // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14, Психология. 1981, № 2. С.46−56.
- Г. Э. Бреслав. Цветомедитация: механизмы и техники коррекции. -СПб.: Речь, 2007.-224 с.
- Г. Э. Бреслав. Цветопсихология и цветолечение. СПб., 2000. — 216 с.
- М. В. Бубнова. Формирование цветовосприятия младших подростков в процессе обучения изобразительной деятельности // Автореф. диссер. канд. психол. наук. М. 2011. — 23 с.
- С. И. Вавилов. Глаз и солнце. — М., 1976. С. 56.
- I.A. Валлон. Психическое развитие ребенка. М.: Изд-во «Просвещение», 1967. htth://www.koob.ru. — 195 с.
- Ф. Е. Василюк. Структура образа// Вопр. психол. 1993. № 5. С. 5—19.
- Л. М. Веккер. Психические процессы: В 3-х т. Т. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1994.
- Б. М. Величковский. Когнитивная наука: Основы психологиипознания: в 2 т. — Т. 1 / Борис М. Величковский. — М.: Смысл: Издательский центр «Академия», 2006. — 448 е.- 432 с.
- Л. А. Венгер. Восприятие и обучение. М.: Просвещение, 1969. — 365 с.
- JI. А. Венгер. Овладение опосредствованным решением познавательных задач и развитие когнитивных способностей ребенка // Вопр. психол. 1983. № 2. С. 43 — 50.
- Л. А. Венгер. Формирование познавательных способностей в дошкольном детстве.// Проблемы способностей в советской психологии.- М.: Изд-во АПН СССР, 1984. С. 58.
- Л. А. Венгер, И. Д. Венев. Развитие восприятия цвета в дошкольном возрасте // Формирование восприятия у дошкольника/ Под ред. A.B. Запорожца и Л. А. Венгера. М.: Просвещение, 1968. С. 34−81.
- В. И. Вернадский. Человек во Вселенной и на Земле// Вопросы философии. 1990. № 6. С. 40−41.
- М. Вертгеймер. Гештальт-теория. http://www.odinvopros.ru/lib. — 8 с.
- М. Вертгеймер. Продуктивное мышление: Пер. с англ ./Общ. ред. С. Ф. Горбова и В. П. Зинченко. Вступ. ст. В. П. Зинченко. — М.: Прогресс, 1987. — 336 е.: ил.
- Н. А. Ветлугина. Основные проблемы художественного творчества детей // Художественное творчество и ребенок/ Под.ред. Н. А. Ветлугиной. М.: «Просвещение», 1972.
- В. К. Вилюнас. Основные проблемы психологической теории эмоций.- www.koob.ru — 22 с.
- В. К. Вилюнас. Психология эмоциональных явлений. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1976. — 142 с.
- В. К. Вилюнас. Психологические механизмы мотивации человека.— М.: Изд-во МГУ, 1990.—288 с.
- В. К. Вилюнас. Теория деятельности и проблемы мотивации // А. Н. Леонтьев и современная психология. М., 1983. — С. 191—200.
- Н. Н. Волков. Восприятие предмета и рисунка. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1950.-507 с.
- Н. Н. Волков. Творчество художника, процесс изображения и восприятие изображения http://www.psychiatry.ru/ - 14 с.
- JI. С. Выготский. Воображение и творчество в детском возрасте /Л. С. Выготский М.: Просвещение 1991. — 89с.
- Л. С. Выготский. Избранные психологические произведения. — М., 1956. —520 с.
- Л. С. Выготский. История развития высших психических функций. -М., 1983.
- Л. С. Выготский. Мышление и речь // Выготский Л. С. Собр. соч. М.: Педагогика, 1982. Т. 2.
- Л. С. Выготский. Орудие и знак в развитии ребенка. /Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. 6. Научное наследство/Под ред. М. Г. Ярошевского.— М.: Педагогика, 1984.— www.koob.ru. 400 с.
- Л.С. Выготский. Предыстория письменной речи // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. М., 1976.
- Л. С. Выготский. Проблема возраста // Собр. соч.: В 6-ти т. Т. 4. М.: Педагогика, 1982−1984.
- Л. С. Выготский. Проблема культурного развития ребенка (1928)// Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14, Психология. 1991. N 4. С. 5−18.
- Л. С. Выготский. Проблемы развития психики // Выготский Л. С. Собр. соч. М.: Педагогика, 1983. Т. 3. — 368 с.
- Л. С. Выготский. Психология. М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002. -1008 с.
- Л. С. Выготский. Психология искусства. Издание третье. М.: Искусство, 1986. — www.koob.ru. — 326 с.
- Л. С. Выготский. Развитие высших психических функций. М., 1960. -499 с.
- А. С. Галанов, С. Н. Корнилова, С. Л. Куликов. Занятия сдошкольниками по изобразительному искусству. М.: ТЦ «Сфера», 2000. — 80 с.
- П. Я. Гальперин. К проблеме биологического в психическом развитии человека. http://www.psychology-online.net/.
- П. Я. Гальперин. Методы обучения и умственного развития ребенка. — М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1985.
- П. Я. Гальперин. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий. / В сб.: Исследование мышления в советской психологии / Отв. ред. Е. В. Шорохова. М., 1966. — С. 236—277.
- П. Я. Гальперин. Развитие исследований по формированию умственных действий // Психологическая наука в СССР. М., 1959. Т. 1.
- П. Я. Гальперин. Типы ориентировки и типы формирования действий и понятий // Доклады АПН РСФСР. 1958. № 2. С. 75—78.
- П. Я. Гальперин. Умственное действие как основа формирования мысли и образа.// Вопросы психологии. 1957. № 6.
- П. Я. Гальперин. Функциональное различие между орудием и средством. / В сб.: Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии / Под ред. И. И. Ильясова, В. Я. Ляудиса. М., 1980. — С. 195—203.
- Г. В. Ф. Гегель. Философия духа // Гегель. Энциклопедия философских наук. Т 2. М.: Мысль, 1975. — 695 с.
- Г. В. Ф. Гегель. Философия духа // Гегель. Энциклопедия философских наук. Т 3. М.: Мысль, 1977. — 472 с.
- Гераклит // Фрагменты ранних греческих философов. 4.1. М., 1989. -С. 188−257.
- Генезис сенсорных способностей /Под ред. JI. А. Венгера М., 1976. -256 с.
- Геометрические символы. http://www.psyinst.ru/.
- А. С. Герасимова. Теория учебной мотивации в отечественной психологии -http://www.psychiatry.ru/ 7 с.
- И. В. Гете. Учение о цветах // Лихтенштадт В. О. Гёте. Петербург: Гос. изд-во, 1920.
- Дж. Гибсон. Экологический подход к зрительному восприятию: Пер. с англ./Общ. ред. и вступ. ст. А. Д. Логвиненко.— М.: Прогресс, 1988.— 464 с.
- А. С. Гоманов. Занятия с дошкольниками по изобразительной деятельности /А. С. Гоманов, С. Н. Корнилова. М.: ТЦ Сфера, 1999. — 133с.
- Н. Городнова. Восприятие и реальность: Методологические и практические аспекты проблемы//Дис. канд. филос. Наук. -Чебоксары, 2005. 123 с.
- Р. Л. Грегори. Глаз и мозг. Психология зрительного восприятия. М.: Прогресс, 1970.
- Г. Г. Григорьева. Изобразительная деятельность дошкольников /Г. Г. Григорьева М.: Академия, 1999. — 205с.
- Е. А. Григорян. Основы композиции в прикладной графике. — Ереван, 1986. 32 с.
- В. А. Гуружапов. Как учить детей понимать изобразительное искусство: очерки психологического порождения смысла произведений живописи и графики. М: Мы и мир, 1999. — 105 с.
- Э. Гуссерль. Начало геометрии. Введение Жака Деррида. М.: Ас1 Ма^пет, 1996. — 204 с.
- В. В. Давыдов. Виды обобщения в обучении. — М., 1972.— 424 с.
- В. В. Давыдов. Теория развивающего обучения. М.: ИНТОР, 1996. -544 с.
- Г. Н. Давыдова. Детский дизайн. Учебное пособие. 2 части. М.: Скрипторий 2003, 2006. — 78 е., 70 с.
- Демокрит. http://www.aforism.su/.
- Р. Декарт. Соч.: в 2 т. Т.1. -М., 1989. С.250−296.
- Д иагностика в арт-терапии: Метод «Мандала"/ Под ред. А. И. Копытина. — М.: Психотерапия, 2009. — 2-е изд., испр. — 144 с: ил.
- Э. Т. Дорофеева. Сдвиг цветовой чувствительности как индикатор эмоциональных состояний.// Психические заболевания. Л., 1970. — С. 319−327.
- Л. Я. Дорфман. Методологические основы эмпирической психологии: от понимания к технологии. М.: Смысл, 2005. — 288 с.
- О. М. Дьяченко. К вопросу об использовании схематизированного образа как средства решения пространственных задач в дошкольном возрасте //Вопр. психологии. 1973. № 2. С. 89−98.
- Н. В. Елфимова. К проблеме создания мотивационного компонента деятельности у дошкольников // Вопр. психол. 1982. № 2. -С. 60— 67.
- А. В. Запорожец. Избранные психологические труды: В 2-х т. Т.1. Психическое развитие ребенка М.: Педагогика, 1986 — 320 с.
- А. В. Запорожец. О значении ранних периодов детства для формирования личности ребенка.// Современные проблемы дошкольного образования и педагогические технологии: Сборник научных трудов. Смоленск: СГПУ, 1998, — С.3−10.
- А. В. Запорожец, Л. А. Венгер, В. П. Зиченко, А. Г. Рузская. Восприятие и действие. — М., 1967.— 322 с.
- А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин. Психология детей дошкольного возраста. —М., 1964. —200 с.
- Е. И. Захарова. Ролевая игра как средство диагностики психологической готовности к школьному обучению // Прорцессы психического развития: в поисках новых подходов / Под ред. А. И. Подольского, Я. Я. тер Лака, П. Г. Хеймианса. М: ЕАВ, 1995. -С.54−59.
- В. П. Зинченко. Продуктивное восприятие. — Вопросыпсихологии, 1971, № 6. С. 27—42.
- В. П. Зинченко. Развитие зрения в контексте перспектив общего духовного развития человека // Зинченко В. П. Образ и деятельность. -М.- Воронеж, 1997. С. 341−366.
- К. Э. Изард. Психология эмоций.- СПб.: Питер, 2008. 464 е.: ил.
- Е. И. Изотова, Е. В. Никифорова. Эмоциональная сфера ребенка: теория и практика. М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 288 е., 16 л. ил.
- Ч. А. Измайлов. Цветовая характеристика эмоций.// Вестник МГУ. Сер. 14, «Психология», 1995. № 4. С. 27−35.
- Ч. А. Измайлов, Н. Н. Волков. Взаимосвязь между эмоциями и цветом.// Труды НИИ Гражданской авиации: Авиационная эргономика и подготовка летного состава. Вып. 220. М., 1983. -С. 50−55.
- Ч. А. Измайлов, Е. Н. Соколов, А. М. Черноризов. Психофизиология цветового зрения. М.: Изд-во МГУ, 1989. — 206 с.
- Изобразительное искусство. Поурочные планы по учебникам Е. И. Коротеевой, Н. А. Горячевой./ Под ред. Б. М. Неменского. авт.-сост. С. Б. Дроздова. 1−3 классы. — Волгоград: «Учитель», 2005. — 178 е., 170 е., 206 с.
- И. И. Ильясов. Структ ура процесса учения. М.: Изд-во МГУ, 1986.- 199 с.
- Е. М. Иссерлин. История слова «красный». // Рус. яз. в школе. -1951. -№ 3.- С. 10−12.
- И. Иттен. Искусство цвета. Издатель Д. Аронов. М., 2000.
- В. В. Кандинский О духовном в искусстве (Живопись). JL: Фонд «Ленинградская галерея», 1990. — 65 с.
- С. Н. Карпова, Л. Г. Лысюк. Игра и нравственное развитие дошкольников.- М., 1986. — 176 с.
- В. Кёлер. Некоторые задачи гештальтпсихологии.// Хрестоматия по истории психологии под ред. П. Я. Гальперина, А. Н. Ждан. М., 1980.
- Е. В. Ковенникова. Эстетическая значимость цвета.// Дис. канд. философ, наук.-М., 1982.
- В. М. Коган. Принципы и методы психологического обследования в практике врачебно-трудовой экспертизы. Методическое письмо. -М.: ЦИЭТИМ, 1967.
- Т. С. Киселева. Анализ обучающих программ по изобразительной деятельности // Вестник МГОУ. Серия «Психологические науки». № 1−2011 г.-С. 120−123.
- Т. С. Киселева. Формирование смысловых представлений о цвете и форме у дошкольников в процессе обучения изобразительной деятельностью // Вестник МГОУ. Серия «Психологические науки». -№ 1−2011 г.,-С. 93−97.
- Т. С. Киселева. Анализ обучающих программ по изобразительной деятельности // Вестник МГОУ. Серия «Психологические науки». № 1−2011 г.-С. 120−123.
- Т. С. Комарова. Детское художественное творчество. М.: Мозаика-Синтез, 2005. — 120 е., ил.
- Т. С. Комарова, А. В. Размыслова. Цвет в детском изобразительном творчестве. — М.: Педагогическое общество России, 2002. 144 с.
- А. И. Копытин. Техники аналитической арт-терапии. Исцеляющие путешествия. СПб.: Речь, 2007, Глава 10http://www.marguleta.ru. 9 с.
- Дж. Б. Костер. Растим художников: преподавание искусства детям: пер. с англ. — М.: ACT: Астрель, 2006. — 436, ил.
- К. Коффка. Восприятие: введение в гештальттеорию. http://rupsy.net/. — 2 с.
- С. В. Кравков. Цветовое зрение. М.: Изд-во Академии наук СССР, 1951.- 175 с.
- А. А. Крогиус. Вюрцбургская школа экспериментального исследования мышления и её значение // Новые идеи в философии, № 16.-СПБ, 1914.
- Б. Кроче. Антология сочинений по философии. СПб.: «Пневма», 1999. — 480 с. (Перевод С. Мальцевой).
- В. Т. Кудрявцев. А. В. Запорожец: От идеи самоценности детства — к принципам самоидентификации и амплификации детского развития./Науки о детстве и современное образование. М., 2005. -http://www.tovievich.ru. — 7 с.
- В. С. Кузин, Э. И. Кубышкина. Изобразительное искусство. М.: Дрофа, 2002. — 112 с.
- О. А. Куревина. Синтез искусств в эстетическом воспитании детей дошкольного и школьного возраста. -М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2003.
- О. Кюльпе. Современная психология мышления // Психология мышления: «Новые идеи в философии», сб. 16. СПб., 1914.
- Л. Д. Лебедева, Ю. В. Никонорова, Н. А. Тараканова. Энциклопедия признаков и интерпретаций в проективном рисовании и арт-терапии. — СПб.: Речь, 2006. 336 с.
- А. А. Леонтьев. Психологическая структура значения.// Семантическая структура слова. М.: Наука, 1971.
- А. А. Леонтьев. Сознание и образ мира.// Психология субъективной семантики в фундаментальных и прикладных исследованиях: Материалы науч. конф. посвящ. 60-летию со дня рожд.
- Е. Ю. Артемьевой / Под ред. Д. А. Леонтьева. М.: Смысл, 2000.
- А. Н. Леонтьев. Деятельность. Сознание. Личность М., 1977.— 304 с.
- А. Н. Леонтьев. Избранные психологические произведения. В 2-х томах.т.1 -М.: Педагогика, 1983.
- А. Н. Леонтьев. Потребности. Мотивы. Эмоции. М., 1984.-http://www.psychology-online.net/.
- А. Н. Леонтьев. Проблемы развития психики. — М., 1965.— 576 с.
- Д. А. Леонтьев. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. 3-е изд., доп. — М: Смысл, 2007. -511 с.
- Г. И. Лернер. Психология восприятия объемных форм (по изображениям). — М.: МГУ, 1980. 135 е., рис.
- М. Лифшиц. Мифология древняя и современная. М., 1980. — 582 с.
- М. И. Лисина. Генезис форм общения у детей.// Принцип развития в психологии. М.: Наука, 1979.
- М. И. Лисина. Формирование личности ребенка в общении. СПб.: Питер, 2009. — http://www.litres.ru. — 209 с.
- А. Д. Логвиненко. Чувственные основы восприятия пространства. М.: МГУ, 1985. — 123 с.
- М. В. Ломоносов: Сочинения. СПб., 1891−1898, т. IV- Л., 1934: Слово о происхождении света, новую теорию о цветах представляющее и др. — С. 137.
- Дж. Локк. Мысли о воспитании./Хрестоматия по истории зарубежной педагогики М., 1981, С.163−195.
- Б. Ф. Ломов. Категория деятельности в психологии.// Психологический журнал, 1981, № 5. — С. 3—22.
- А. Р. Лурия. Об историческом развитии познавательных процессов. -М., 1974.
- А. Р. Лурия. Эволюционное введение в психологию. М.: МГУ, 1975.
- А. Р. Лурия. Язык и сознание. М., 1979. — 320 с.
- И. А. Лыкова. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2−7 лет «Цветные ладошки». — М.: «Карапуз-дидактика», 2007 144 с.
- М. Люшер. Сигналы личности: ролевые игры и их мотивы. -Воронеж, 1993.- 160 с.
- М. Люшер. Цвет вашего характера. М.: Вече, Персей, ACT, 1996. -С. 11−245.
- К. С. Малевич. Собрание сочинений: В 5-и т. Т. 1. М.: Гилея, 1995−2004.
- Д. Марр. Зрение. Информационный подход к изучению представления и обработки зрительных образов. М.: Радио и связь, 1987.
- А. К. Маркова. Пути исследования мотивации учебной деятельности школьников // Вопр. психол. 1980. № 5. С. 47—59.
- А. К. Маркова и др. Формирование мотивации учения: Книга для учителя. М., 1990.
- Т. А. Марцинковская. История детской психологии: Учебник для студ. пед. вузов. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. — 272с.
- Материалисты Древней Греции. М., 1955.
- Ж. В. Мацкевич. Развитие изобразительного творчества в рисовании у детей старшего дошкольного возраста под влиянием мультипликационного кино / Автореф. .дис. канд. пед. наук. — М., 2009. 36 с.
- А. А. Мелик-Пашаев. Развитие у детей способности пользоваться цветами как выразительным средством. М., 1982.
- А. А. Мелик-Пашаев, 3. Н. Новлянская. Ступеньки к творчеству. М., 1995.
- Н. А. Менчинская. Мышление и процесс обучения.// Исследование мышления в советской психологии / Под ред. Е. В. Шороховой. М.: Наука, 1966.-С. 349−387.
- Методика обучения изобразительной деятельности и конструирования./Т. С. Комарова и др./ под. ред. Т. С. Комаровой — 3-е изд. дораб. -М.: Просвещение, 1991. 150с.
- Б. Г. Мещеряков, В. П. Зинченко. Большой психологический словарь. www.koob.ru. — 639 с.
- JI. Н. Миронова. Цвет в изобразительном искусстве. -http://www.yugzone.ru/.
- JI. Н. Миронова. Семантика цвета в эволюции психики человека.// Проблема цвета в психологии / Под ред. A.A. Митькина. М., 1993.-С. 172−188.
- А. А. Митькин, Т. М. Перцева. Динамика формы и цвета в творчестве Василия Кандинского и Казимира Малевича.// Проблема цвета в психологии/ Под ред. A.A. Митькина. М., 1993. — С. 189−196.
- В. С. Мухина. Возрастная психология: феноменология развития: Учебник для студ. вузов. 10-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательский центр «Академия», 2006. — 608 с.
- В. С. Мухина. Изобразительная деятельность как форма усвоения социального опыта. — М.: Педагогика, 1981. 240 с.
- М. В. Нелюбова. Психология цвета. — www.flogiston.ru. 10 с.
- Е. И. Николаева. Психология детского творчества. — СПб.: Речь, 2006. 220 с.
- И. Ньютон. Математические начала натуральной философии. Оптика. — JL: Ленинградское областное издательство, 1931.
- Л. Ф. Обухова. Детская психология: теория, факты, проблемы. -М., 1998.-386 с.
- Общая психология: в 7 т.: учебник для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Б. С. Братуся. Т. 2: Ощущение и восприятие / А.
- H. Гусев. M.: Издательский центр «Академия», 2007. — 416 с.
- Ч. Осгуд, Дж. Су си, П. Танненбаум. Измерение значения.// Семиотика и искусствометрия. М., 1972. — С. 109.
- О. А. Орехова. Цветовая диагностика эмоций. Типология развития. Монография. СПб.: Речь- М.: Сфера, 2008. — 176 с.
- Н. С. Пантина. Становление интеллекта в дошкольном детстве. — М.: РОССПЭН, 1996. 272 с.
- В. Ф. Петренко. Введение в экспериментальную психосемантику: исследование форм репрезентации в обыденном сознании. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1983. — 177 с.
- В. Ф. Петренко. Основы психосемантики./ 2-е изд., доп. СПб.: Питер, 2005.-480 с.
- В. Ф. Петренко. Психосемантика сознания. — М.: Изд-во МГУ, 1988. —207 с.
- Ж. Пиаже. Избранные психологические труды. М.: Международная педагогическая академия, 1994.
- Платон. Сочинения. www.koob.ru. — 566 с.
- Е. Н. Погребысская. Оптика Ньютона. М.: Изд-во «Наука», 1981.
- H. Н. Поддьяков. Мышление дошкольника. М., 1977. — 272 с.
- А. И. Подольский. Формирование симультанного опознания. М., 1978.
- Познавательные процессы: Ощущения, восприятие./ Под ред. А. В. Запорожца, Б. Ф. Ломова, В. П. Зинченко. —М.: Педагогика, 1982. — 336 с.
- Полная энциклопедия символов./ сост. В. М. Рошаль. — М.: ACT, 2007.-515 е., ил.
- О. Ф. Потёмкина, Е. В. Потёмкина. Психологический анализ рисунка и текста. СПб.: Речь, 2005. — 524 с.
- Г. Праздников. Направленность художественной формы.// Художник и публика. Л.: ЛГИТМиК, 1981. — С. 42−52.
- Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Изобразительное искусство, ред. В. С. Кузина. М.: «Дрофа», 2000, -286 с.
- Программа ИЗО М. А. Качесовой www. 1 september.ru.
- Программа воспитания, обучения и развития в детском саду М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой, В. В, Гербовой и др. // Дошкольное воспитание, 2003, № 10.
- Программы общеобразовательных учреждений (для классов с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла). -М.: «Просвещение», 1995.- 200 с.
- Программа «Истоки». Центр «Дошкольное детство» им. А. В. Запорожца / под ред. JI. А. Парамонова // Дошкольное воспитание, 2003, № 1.
- Программа «Развитие"// Дошкольное воспитание, № 2, 1994.
- Эстетическое воспитание детей 2−7 лет./Т. С. Комарова и др. — М.: Педагогическое общество России, 2000.
- А. О. Прохоров. Семантические пространства психических состояний. -Дубна: Феникс+, 2002 280 с.
- А. Пуанкаре. Избранные труды. Т.З. М.: Наука, 1974.
- Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания./ Под ред. JI.A. Венгера. М., 1986. — 224 с.
- Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста./Под ред. А. В. Запорожца, Я. 3. Неверович. -М.: «Педагогика», 1986. 176 с.
- М. О. Резванцева. Исследование функционально-смысловых характеристик начальных геометрических понятий у детей. // Дисс.. канд. психол. наук. — рукопись, 1997.
- М. О. Резванцева. Исследование функционально-смысловых характеристик начальных геометрических понятий у детей. — М.: Изд. МГОУ, 2008. 290 с.
- Е. С. Романова. Графические методы в практической психологии.- СПб.: Речь, 2001. 416 с. — (Психологический практикум).
- Н. Н. Ростовцев. История методов обучения рисованию. — М.: «Просвещение», 1982. — 239 с.
- К. Роу. Концепция цвета и цветовой символизм в древнем мире. // Психология цвета: Сб. Пер с англ. — М.: Рефл-бук, Ваклер, 1996. — 746.
- С. Л. Рубинштейн. Основы общей психологии. — СПб.: Питер, 2006.-713 с.
- Н. П. Саккулина. Изобразительная деятельность в детском саду /Н. П. Саккулина, Т. С. Комарова М., 1982. — 134с.
- Н. П. Саккулина. Рисование в дошкольном детстве. — М., 1965. — 130с.
- Д. К. Самин. 100 великих ученых. М.: Вече, 2000. — 592 с.
- Н. Г. Салмина. Знак и символ в обучении. М.: Изд-во Моск. унта, 1988.-288 с.
- Е. Е. Сапогова. Дошкольный возраст. www.5ballov.ru.
- Е. Е. Сапогова. Ребенок и знак. Психологический анализ знаково-символической деятельности дошкольника.— Тула: Приок. кн. изд-во, 1993.— 264 с.
- О. В. Сафуанова. Формы репрезентации цвета в субъективном опыте. // Дис. канд. психол. наук. М., 1994.
- К. Свасьян. Гёте. М.: Мысль, 1989.
- В. П. Серкин. Методы психосемантики. М.: Аспект пресс, 2004.- 207 с.
- Н. В. Серов. Цвет культуры: психология, культурология, физиология. Спб.: Речь, 2004. — 672 с.
- Б. Скиннер. Оперантное поведение.// История зарубежной психологии: Тексты. М., 1986. — С. 60−95.
- С. Д. Смирнов. Понятие образа и мира и его значение дляпсихологии познавательных процессов.// А. Н. Леонтьев и современная психология. М.: Изд-во МГУ, 1983.
- Современные образовательные программы для дошк. учреждений. Учеб. пособие для студентов высш. и сред. пед. учебных заведений / Под ред. Т. И. Ерофеевой 2-е издание, 1999.
- Л. Н. Собчик. Метод цветовых выборов МЦВ — модифицированный восьмицветный тест Люшера. vwWpsyfactor.org/. — 20 с.
- Л. Н. Собчик. МЦВ — метод цветовых выборов. Модифицированный восьмицветовой тест Люшера. Практическое руководство. — СПб., Изд-во «Речь», 2001.- 112 с.
- Е. Н. Соколов, Ч. А. Измайлов. Цветовое зрение. М.: МГУ, 1984.
- Н. М. Сокольникова. Изобразительное искусство и методика преподавания его в начальной школе. — М.: «Академия», 2003. — 364 с.
- Б. Спиноза. Этика // Он же. Сочинения. В двух томах. Т. 1. — СПб, 1999.
- М. Степанова. Развивающее обучение. http://psy.lseptember.ru/
- В. В. Столин. Самосознание личности. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1983.-284 с.
- Е. В. Субботский. Изучение у ребенка смысловых образований // Вестн. Моск. ун-та. Сер 14, Психология. 1977. № 1. — С. 62−72
- О. Сухинина. Формирование личности ребенка в процессе ознакомления с искусством /О. Сухинина//Дошкольное воспитание — 2004.-№ 2.-С. 36−38.
- Н. Ф. Талызина. Педагогическая психология: Учеб. для студ. пед. учеб. заведений. — 3-е изд., стереотип. М.: Издательский центр «Академия», 1999.-288с.
- Н. Ф. Талызина. Управление процессом усвоения знаний. — М.: Изд.-во Моск. ун-та, 1975. — 344 с.
- Б. М. Теплов, JI. М. Шварц. Основы общей психологии. С. JI. Рубинштейн// Сов. педагогика. 1941. № 7−8. С. 96—107.
- Е. Н. Трубецкой. Два мира в древнерусской иконе.// Философия русского религиозного искусства XVI—XX вв. Антология. — М.: прогресс, культура, 1993. С. 220−345.
- Б. Уилен. Психология цвета. www.elitarium.ru.
- О. В. Украинец. Особенности эмоциональной категоризации хроматических и геометрических признаков у детей с нарушениями речевого развития. — www.Medinfo.ru.
- Дж. Б. Уотсон. Психология как наука о поведении. М.- JL, 1926.
- Ученые о цвете. http://colorinform.ru., 31 марта 2009.
- Е. А. Флерина. Изобразительное творчество детей дошкольного возраста. М., 1956. — 208с.
- П. А. Флоренский. Иконостас. М.: Искусство, 1993. — 255 с.
- П. А. Флоренский. Столп и утверждение истины. Т. 1. М., 1990.
- Ф. А. Фрадкина. Развитие обобщения в дошкольном возрасте // Доклады АПН РСФСР. № 2. М., 1960. — С. 37−40.
- Г. Фрилинг, К. Ауэр. Человек цвет — пространство. — М., 1973.
- Э. Фромм. Человек для самого себя /пер. Жуковой Е.А.
- Психоанализ и этика — М.: Республика, 1993.
- И. Б. Ханина. Семантические факторы обучающего общения //Автореф. дисс.канд. Психол. Наук. -М., 1986.
- М. П. Холл. Пифагорейская теория музыки и света. -http//www.obretenie.info/
- В. В. Холмовская. Формирование способностей к наглядному моделированию в конструктивной деятельности.// Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания /I
- Под ред. JI. А. Венгера. М., 1986.
- Цветовая модель. Материал из Википедии. http://www.cie.co.at/ -5 с.
- И. И. Цыганок. Цветовая психодиагностика. Модификация полного клинического теста Люшера: Методическое руководство. -СПб.: Речь, 2007.-264с.
- Цитаты и афоризмы. http://www.portal-slovo.ru.
- И. Б. Ческидова. Воздействие цвета на организм человека как основа развития у детей эмоционально-чувственной сферы.// Педагогическое образование. 2009. № 1. — www// pedobraz/uspu.ru. — Юс.
- Н. Ф. Четверухин. О развитии пространственных представлений и понятий учащихся в связи с чтением чертежей. // Формирование и развитие пространственных представлений у учащихся. / Под ред. Н. Ф. Четверухина. -М.: Просвещение, 1964.
- В. К. Шабельников. Функциональная психология. М.: Академический Проспект, 2004. — 592 с.
- И. В. Шаповаленко. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология). — М.: Гардарики, 2005. 349 с.
- X. Р. Шиффман. Ощущение и восприятие. 5-е изд. — СПб.: Питер, 2003. — 928 с: ил.
- Г. С. Швайко. Занятия по изобразительной деятельности в детскомсаду: средняя группа: Программа, конспекты: Пособие для педагогов дошк. учреждений. М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001. — 144 с.
- Л. А. Шварц. Изменения цветоощущения в эмоциональных состояниях. //Проблемы физиологической оптики. М, 1948. т. 6. — С. 314−320.
- М. С. Шехтер. Зрительное опознание. Закономерности и механизмы. -М., 1981.
- А. Г. Шмелев. Введение в экспериментальную психосемантику. -М.: Изд-во МГУ, 1983, 157 с.
- Г. Г. Шпет. Эстетические фрагменты. http — //www.biblioclub.ru.
- Р. Штейнер. Очерки теории познания Гётевского мировозрения. -М.: Парсифаль, 1993. 267 с.
- Г. Эббингауз. Очерк психологии. СПб., 1913.
- Д. Б. Эльконин. Детская психология. М., 1960. — 328 с.
- Д. Б. Эльконин. Избранные психологические труды.— М.: Педагогика, 1989. 560 с: ил.
- Д. Б. Эльконин. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Вопросы психологии. 1971. № 4. С. 6—28.
- Д. Б. Эльконин. Психология игры. 2-е изд. — М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 1999. — 360 с.
- Э. Эриксон. Детство и общество. М.: ACT- Фонд «Университетская книга», 1996.
- Э. Эриксон. Идентичность и кризис. М.: Прогресс, 1996.
- А. М. Эткинд. Цветовой тест отношений // Общая психодиагностика / Под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина. М., 1987.-С. 221−228.
- К. Г. Юнг. Об архетипах коллективного бессознательного (перевод А. М. Руткевича)// Архетип и символ. — www.koob.ru.
- К. Г. Юнг. Подход к бессознательному (перевод В. В.
- Зеленского)// Архетип и символ. — www.koob.ru. 53 с.
- К. Г. Юнг. Человек и его символы — www.koob.ru. 226 с.
- В. А. Яблонский. Преподавание предметов «рисунок» и «основы композиции». -М.: «Высшая школа», 1983. 127 с.
- И. С. Якиманская. Личностно ориентированное обучение в современной школе /М.: Сентябрь, 1996 — 96с.
- И. С. Якиманская. О механизмах создания чувственного образа.// Новые исследования в психологии и возрастной физиологии, 1972, № 2. С. 9—13.
- И. С. Якиманская. Основные направления исследований образного мышления. http://www.voppsy.ru/
- И. С. Якиманская. Развивающее обучение.- М.: Педагогика, 1979. 144с.
- И. С. Якиманская. Развитие пространственного мышления школьников.— М., 1980.— 240 с.
- Е. В. Янгичер. Развитие конструктивных фрустрационных реакций подростков средствами арттерапии // Автореф. диссер. канд. психол. наук.-М. 2010.- 27 с.
- П. В. Янынин. Психосемантический анализ категоризации цвета в структуре сознания субъекта //Диссер. докт психол. наук. М. 2001. -390 с.
- П. В. Яныпин. Психосемантика цвета. СПб.: Речь, 2006. — 368 с.
- Л. Л. Яхнин. Программа развития и обучения дошкольника. Радуга. Книга о цвете. Для детей 5−6 лет. СПб.: Изд. Дом «Нева" — М.: «Олма-Пресс», 2002. — 64 с.
- J. L. Bassano. Le test des cuuleurs de Luscher dans le profil de descriptears de la personalite psyschosomatique. Psuchol. med., 1977, v. 9−10, p. 1951−1960.
- B. Berlin, P. Kay. Basic Color Terms. Berkeley, 1969. n
- F. Birren. Color psychology and color therapy: A factual study of theinfluence of color on human life. N.Y., cop. 1961.
- E. G. Boring. Sentation and perception in the history of experimental psychology. N. Y.: Applet-on-Century-Crofts, 1942.
- R. W. Bunham, R. M. Hanes, C. J. Bartleson. Color: A guide to basic facts and concepts. — N.Y., 1963.
- Colored World Опыты Ньютона со светом — White Mouse Burrow -http://bankrabot.com/
- Collot d’Herbois, Liane. Colour (Part One). A Textbook for the Painting Group «Magenta». Iona, 1979.
- M. V. Cox, A. Martin. Young children’s viewer-centered representations: Drawings of a cube placed inside or behind a transparent or opaque beaker // Intern. J. Behav. Devel. 1988. V. 11. P. 233—245.
- J. B. Deregovski. Pictorial Perception and culture Scientific American, 1872, November, № 1−11.
- R. K. Duthie. The adolescent’s point of view: Studies of form in conflict // Freeman N. H., Сох M. V. (eds.) Visual order. Cambridge: Cambridge University Press, 1985.
- J. Itten. The elements of color. N.Y., 1970.
- G. Fehner. Zend-Avesta. http://booksite.ru/
- J. J. Gibson. The senses considered as perceptual systems. Boston, Houghton, Miffin, 1966.
- E. J. Gibson. Principles of perceptual learning and Development. N. Y.: Applet-on-Crofts, 1969.
- J. J. Gibson. What is a form? «Psychological Review», 1951. v. 58. -P. 403−412.
- J. J. Goodnow. Children drawing. Cambridge, MA Harvard University Press, 1977.311. Heidbreder. 1933. P. 331.
- H. Helmholtz. Handbuch der physiologischen Optik. Лпц., 1867. -http://booksite.ru/
- J. Hochberg. In the Mind’s Eye. // Contemporary Theory and Research in visual perception. N. Y., 1968.
- J. Hochberg, V. Brooks. The psychophysics of form: reversible perspective drawings of spatial objects. — «American J. of Psychology», 1960, v. 73, № 3.
- W. Hudson. Pictorial depth perception in sub-cultural groups in Africa. / J. Social Psychology, 1960, v. 52. P. 183−208.
- C. G. Juns. Psychology and the East L., 1978.317. Kohler. 1947. P. 178−179.
- M. Luscher. Psychologie der Farben. Basel, 1949.
- M. Luscher. Psychologie und Psychotherapie als Kultur. Basel, 1955.
- M. Luscher. The Luscher color test. — L., 1970.
- A. H. Maslow. Toward a psychology of being. — N. Y., 1968., — 2401. P
- M. Nakano, N. Jap, Psychol., 1972.
- U. Neisser. Cognition and reality. — San Francisco, 1976. —230 p.
- A. L. Nicholls, J. M. Kennedy. Drawing development: From similarity of features to direction // Child Devel. 1992. V. 63. P. 227—241.
- C. E. Osgood, G. Suci, and P. Tannenbaum, The Measurement of Meaning. University of Illinois Press, 1957.
- H. Pleij. Colors demonic and divine. New York.: Columbia University Press, 2002. — 112 p.
- O. Selz. Uber die Gesetze des geordneten Denkverlaufs, Zweiter Tdb Zur Psychologic des produktiven Denkens und des Irrtums. Bonn, 1922. -213 p.
- B. F. Skinner. Beyond of freedom and dignity. —N. Y., 1971.
- B. F. Skinner. Cumulative record. N.Y.: Appleton-Centry-Crofts, 1961.
- J. H. Stolper. Color induced physiological response. — Man-En-viron. Syst., 1977. v. 7, n. 2. p.
- P. C. Vitz, T. A. Todd. A model of perception of simple geometric figures. «Psychological review», 1971, v. 78, № 3
- J. B. Watson. Benaviorism. N. Y., 1930.