Развитие интегральной индивидуальности младших школьников в образовательном пространстве
Практическая значимость работы определяется тем, что ее положения и выводы могут быть использованы при разработке более совершенных программ обучения младших школьников иностранному языку, при этом данные программы будут опираться на особенности развития интегральной индивидуальности младших школьников. Представленная в исследовании программа диагностики разноуровневых свойств интегральной… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА СТРУКТУР ИНТЕГРАЛЬНОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА И РОЛЬ ОБУЧЕНИЯ В ИХ ИЗМЕНЕНИИ
- 1. 1. Предпосылки становления интегрального исследования индивидуальности младшего школьника
- 1. 2. Традиционное изучение психологии младшего школьного возраста
- 1. 3. Роль образовательных программ и технологий в становлении структур интегральной индивидуальности
- 1. 4. Проблема исследования
- ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ
- 2. 1. Общая организация экспериментального исследования
- 2. 2. Методика диагностики психодинамического уровня интегральной индивидуальности
- 2. 3. Методики диагностики вторичных свойств индивида
- 2. 4. Методика диагностики свойств личностного уровня
- 2. 5. Методики диагностики свойств метаиндивидуального уровня
- 2. 6. Организация формирующего эксперимента
- ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
- 3. 1. Сравнение структур интегральной индивидуальности младших школьников экспериментальной и контрольной выборок до организации формирующего эксперимента
- 3. 1. 1. Общая сравнительная характеристика структур интегральной индивидуальности младших школьников экспериментальной и контрольной групп по отдельным показателям до обучения
- 3. 1. 2. Межгрупповой диагностический анализ структур интегральной индивидуальности младших школьников контрольной и экспериментальной группы по отдельным мерилам
- 3. 1. 3. Статистическое сравнение структур интегральной Ф индивидуальности младших школьников экспериментальной и контрольной групп по отдельным показателям до обучения
3.1.4. Статистическое сравнение структур интегральной индивидуальности младших школьников экспериментальной и контрольных групп по интегральному показателю 4 уровней интегральной индивидуальности до обучения.
3.2. Развитие структур интегральной индивидуальности.
3.2.1. Внутригрупповой диагностический анализ младших школьников экспериментальной группы до и после организации специального обучения. ф 3.2.2. Межгрупповой диагностический анализ младших школьников экспериментальной группы до и после формирующего эксперимента.
3.2.3. Статистическое сравнение структур интегральной в индивидуальности младших школьников экспериментальной группы по отдельным показателям до и после обучения.
3.2.4. Статистическое сравнение структур интегральной индивидуальности младших школьников экспериментальной группы по интегральному показателю до и после обучения.
3.3. Сравнение структур интегральной индивидуальности младших школьников экспериментальной и контрольной выборок после обучения.
3.3.1. Общая сравнительная характеристика структур интегральной индивидуальности младших школьников экспериментальной и контрольной групп после обучения.
3.3.2. Межгрупповой диагностический анализ испытуемых контрольной и экспериментальной групп.
3.3.3. Статистическое сравнение структур интегральной индивидуальности младших школьников экспериментальной и контрольной групп по отдельным показателям после обучения.
3.3.4. Статистическое сравнение структур интегральной индивидуальности младших школьников экспериментальной и контрольной групп по интегральному показателю поеле обучения.
3.4. Корреляционный анализ структур интегральной индивидуальности младших школьников контрольной ® и экспериментальной групп до и после обучения.
3.4.1. Внутриуровневый анализ структур интегральной индивидуальности младших школьников контрольной и экспериментальной групп до обучения.
3.4.2. Межуровневый анализ структуры интегральной индивидуальности младших школьников контрольной группы до обучения.
3.4.3. Межуровневый анализ структур интегральной индивидуальности младших школьников экспериментальной группы до обучения.
3.4.4. Внутриуровневый анализ структур интегральной ф индивидуальности младших школьников контрольной и экспериментальной групп после обучения.
3.4.5. Межуровневый анализ структуры интегральной индивидуальности младших школьников контрольной группы после обучения.
3.4.6. Межуровневый анализ структур интегральной индивидуальности младших школьников экспериментальной группы после обучения.
3.5. Факторный анализ структур интегральной индивидуальности младших школьников контрольной и экспериментальной групп до и после обучения.
3.5.1. Сравнительный факторный анализ структур интегральной индивидуальности младших школьников ф экспериментальной и контрольной групп до обучения.
3.5.2. Сопоставление факторных структур интегральной индивидуальности младших школьников экспериментальной группы до и после обучения.
3.5.3. Сопоставление факторных структур интегральной индивидуальности младших школьников экспериментальной и контрольной групп после обучения.
- 3. 1. Сравнение структур интегральной индивидуальности младших школьников экспериментальной и контрольной выборок до организации формирующего эксперимента
Список литературы
- Абульханова-Славская К. А. Процесс мышления и закономерности анализа, синтеза и обобщения. Под ред. С. Л. Рубинштейна. М., 1960. — 245с.
- Айдарова Л.И. Психология усвоения языка как средства общения. М., 1978. 144с.
- Аллагулов Р.И. О возрастной и типологической структуре темперамента в подростковом возрасте // Экспериментальные исследования личности и темперамента. Отв. ред. В. С. Мерлин. Пермь: Перм. гос. пед. ин-т, 1971. — С.45−70.
- Аль Акур Сами Мухамед. Особенности структур интегральной индивидуальности у экстравертированных и интровертированных студентов гуманитарного вуза: Афтореф. канд. дис. Ставрополь, 1999. — 20с.
- Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л.: ЛГУ, 1969. — 280с.
- Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М.: Наука, 1977.-380с.
- Анохин П.К. Биология и нейрофизиология условного рефлекса. М.: Медицина, 1968.-345с.
- Анохин П.К. Очерки по физиологии функциональных систем. М.: Медицина, 1975. — 453с.
- Анохин П.К. Философские аспекты теории функциональных систем. -М.: Наука, 1978.-400с.
- Ю.Анцыферова Л. И. Психологическое учение о человеке: теория Б. Г. Ананьева, зарубежные концепции, актуальные проблемы // Психологический журнал, 1998. № 1.-С.З-15.
- Асмолов А.Г. Психология индивидуальности: Методологические основы развития личности в историко-эволюционном процессе. М.: МГУ, 1986.-367с.
- Асмолов А.Г. Психология личности. М.: МГУ, 1986. — 367с.
- Базылевич Т.Ф. Введение в психологию целостной индивидуальности. -М., 1998.-248с.
- Басов М.Я. Избранные психологические произведения. Под ред. В. Н. Мясищева, В. С. Мерлина. М.: Педагогика, 1975. — 432с.
- Белоус В.В. Психофизиологическая характеристика некоторых типов темперамента: Афтореф. канд. дис. М., 1968. — 21с.
- Белоус В.В. Взаимосвязь индивидуальных, типологических и видовых характеристик темперамента // Очерк теории темперамента. Под ред. В. С. Мерлина. Пермь: Пермское кн. изд-во, 1973. — 270с.
- Белоус В.В. Проблема типа темперамента в современной дифференциальной психологии // Психологический журнал, 1981. Т.2. № 1. С.45−55.
- Белоус В.В. Психологические симптомокомплексы и инварианты темперамента: Афтореф. докт. дис. М., 1982. -49с.
- Белоус В.В. Темперамент и деятельность. Пятигорск, 1990. — 118с.
- Белоус В.В., Щебетенко А. И. Психология интегральной индивидуальности. Пятигорск, 1995. — 220с.
- Белоус В.В. Интегральная индивидуальность: подходы, факты, перспектива // Психологический журнал, 1996. Т.17 № 1. С.44−51.
- Белоус В.В., Щебетенко А. И. Человек как интегральная индивидуальность. Пятигорск, 1996. -203с.
- Белоус В.В. Темперамент как инвариант. Пятигорск, 1997. — 220с.
- Белоус В.В. Опыт разработки интегративной психологии развития // Вопросы психологии, 1998. № 2. С. 10−19.
- Белоус В.В. Принцип многомерности как фактор развития теории интегральной индивидуальности //Психологический журнал, 1999. Т.20. № 6. -С.97−103.
- Белоус В.В. Введение в психологию полиморфной индивидуальности. -Пятигорск, 2000. 209с.
- Белоус B.B. Место и роль интегральной индивидуальности в современной науке // Психологический журнал, 1998. Т. 19 № 1. С.47−53.
- Белоус В.В., Нгуен Кхак Тхан, Боязитова И.В. Развитие интегральной индивидуальности средствами прикладных психолого-педагогических технологий // Психология, 2000. № 3. № 4. С.23−27ю — С. 19−24.
- Берталанфи JI. История и статус общей теории систем // Системные исследования. Ежегодник. М.: Наука, 1973. — 175с.
- Берцфаи JI.B. Специфика учебного действия контроля // Вопросы психологии, 1987. № 4. С.26−34.
- Блауберг И.В. Становление и сущность системного подхода. М.: Наука, 1973.-270с.
- Богданова О.С., Петрова В. И. Некоторые проблемы нравственного воспитания и развития младших школьников. М., 1972. — 197с.
- Боязитова И.В. Взаимосвязь самооценки и волевой регуляции в онтогенезе // Психологический журнал, 1998. Т. 19. № 4. С.27−40.
- Боязитова И.В. Взаимосвязь самооценки и волевой регуляции при переходе детей от дошкольного к младшему школьному возрасту: Авто-реф. канд. дис. М., 1998. — 21с.
- Боязитова И. В. Развитие возрастной структуры интегральной индивидуальности в онтогенезе: Автореф. докт. дис. Ставрополь, 2005. — 51с.
- Былим Г. П. Развитие интегральной индивидуальности у лиц с дезадап-тивным поведением средствами формирующих психолого-педагогических технологий: Автореф. канд. дис. Ставрополь, 2000. — 20с.
- Брушлинский A.B. Проблема субъекта в психологической науке // Психологический журнал, 1991. № 6. С.3−11.
- Брушлинский A.B. Проблемы психологии субъекта. М., 1994. — 275с.
- Василенко Л.Д. О взаимодействии ортогональных симптомокомплексов при характеристике типа темперамента // Проблемы экспериментальной психологии личности. Под ред. В. С. Мерлина. Пермь, 1970. — 261с.
- Введение в психологию. Под ред. проф. А. В. Петровского. М.: Издательский центр «Академия», 1996. — 496с.
- Витлин Ж.Л. Навыки и умения в психологии и методике обучения иностранным языкам // Иностранные языки в школе, 1991. № 1. С.21−26.
- В Министерстве образования Российской Федерации. Концепция образования по иностранным языкам в 12-летней школе // Иностранные языки в школе, 2000. № 5. С. 11−26.
- Возрастные возможности усвоения знаний (младшие классы школы). Под ред. Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова. М., 1966. — 442с.
- Воронова Е.Ю. Личность и индивидуальность в трудах В.С.Мерлина (Историко-психологическое исследование): Автореф. канд. дис. -Пермь, 1994.-19с.
- Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6-и т. М., 1981−1984. Т.2, 1982. -368с.
- Вяткин Б.А. Лекции по психологии интегральной индивидуальности человека. Пермь, 2000. — 138с.
- Гальперин П.Я. Общий взгляд на учение о так называемом поэтапном формировании умственных действий, представлений и понятий // Вестник Моск. ун-та. Сер. 14. Психология, 1998. № 2. С.3−8.
- Гальперин П.Я., Запорожец A.B., Карпова С. Н. Актуальные проблемы возрастной психологии. М., 1978. — 480с.
- Гойа Ш. М. Влияние темперамента на продуктивность речемыслитель-ной деятельности школьников в спокойной и стрессовой ситуациях: Автореф. канд. дис. Ростов н/Д, 1991. — 21с.
- Голубева Э.А. Способности и индивидуальность. М. Прометей, 1993. -512с.
- Гончаров B.C. Типы мышления и учебная деятельность. Свердловск, 1988.-320с.
- Гордецова И.М. Взаимосвязь тревожности ожиданий, психодинамической тревожности и социометрического статуса у старших дошкольников // Проблема интегрального исследования индивидуальности. Вып. 2-Пермь, 1978. С.71−78.
- Горлова H.A. Состояние методики раннего обучения иностранному языку на пороге третьего тысячелетия // Иностранные языки в школе, 2000. № 5. С. 11−26.
- Гуткина Н.И. группы и классы развития // Психологическая наука и образование, 1996. № 3. С.71−78.
- Давыдов В.В. О понятии развивающего обучения // Педагогика, 1995. № 1. С.29−39.
- Давыдов В.В., Кудрявцев В. Г. Развивающее образование: теоретические основания преемственности дошкольной и начальной школьной ступеней // Вопросы психологии, 1997. № 1. С.3−19.
- Дейниченко Л.Б. Психологические условия личностно-развивающего обучения // Технология развития педагогического творчества. Вып.2. — Пятигорск: ПГЛУ, 1996. С.55−56.
- Дофман Л.Я. Метаиндивидуальный мир: методологические и теоретические проблемы. М.: Смысл, 1993. — 292с.
- Ильясов И.И. Новый взгляд на умственное развитие и развивающее обучение // Вопросы психологии, 1996. № 3. С. 13 8−141.
- Исмаилов А.Д. Изменение способов действий у младших школьников в процессе учебной деятельности // Психология учебной деятельности школьников. М., 1982. — 340с.
- Истомина Н.Б. Развивающее обучение (младших школьников) // Начальная школа, 1998. № 12. С.30−34.
- Калмыкова З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости. М., 1981.-178с.
- Калмыкова З.И. Психологические принципы развивающего обучения. -М.: Знание, 1979. № 5. С.20−27.
- Карпей Ж. Вслед за Выготским: некоторые комментарии относительно развивающего обучения // Мир Образ, 1996. № 5. С.68−73.
- Кириллова Г. Д. Теория и практика урока в условиях развивающего обучения.-М., 1980.-98с.
- Клемешов С.А. Развитие интегральной индивидуальности школьников 14−15 лет в условиях специально организованного обучения: Автореф. канд. дис. Ставрополь, 2000. — 21с.
- Климов Е.А. Индивидуальный стиль деятельности. Казань: Изд-во КГУ, 1968.-220с.
- Колчина Л.П. Связь поведенческого, вербального показателей социальной агрессивности и агрессивности при фрустрации. В кн.: Темперамент. Пермь, 1976. — С.45−65.
- Копань Т.В. Экспериментальное исследование структур интегральной индивидуальности у городских и сельских школьников с различной мотивацией достижения успеха: Автореф. канд. дис. Ростов н/Д, 1996. — 19с.
- Коротаев A.A., Тамбовцева Т. С. Проблема индивидуального стиля педагогического общения и его операциональная характеристика. В кн.:
- Проблема интегрального исследования индивидуальности и ее педагогические аспекты. Пермь, 1984. — С.95−102.
- Коротаев A.A. Особенности структуры темперамента у детей младшего школьного возраста // Новые исследования в психологии, 1974. № 3. -С.46−48.
- Кравцов Г. Г. Некоторые психологические особенности учебной деятельности младших подростков // Экспериментальные исследования по проблемам педагогической психологии. М., 1976. — 320с.
- Лазарев B.C. Воинствующий эмпиризм против развивающего обучения // Педагог, 1998. № 3. С.105−114.
- Лебедева В.В., Орлов В. А., Панов В. И. Практико-ориентированные подходы к развивающему обучению // Педагогика, 1996. № 5. С.24−26.
- Леонтьев А.Н. Проблема развития психики. 4-е изд. М.: МГУ, 1981. — 575с.81 .Ломов Б. Ф. О системном подходе в психологии // Вопросы психологии, 1975. № 2. С.31−45.
- Макарова К.В. Своеобразие структуры интегральной индивидуальности подростка в зависимости от социальных условий жизнедеятельности: Автореф. канд. дис. — Ростов н/Д, 1992. — 20с.
- Маствилискер Э.И. Психологическая обусловленность форм реагирования и способов действия у детей старшего дошкольного возраста // Типологические исследования по психологии личности. Перм. гос. пед. ин-т. Науч. ред. В. С. Мерлин. Пермь, 1967. — С. 136−170.
- Меритукова З.К. Теоретические и практические основы развивающего обучения. Майкоп: Изд-во Адыгейского гос. университета, 1994. — 190с.
- Мерлин B.C. Индивидуальный стиль общения // Психологический журнал, 1982. Т.З. № 4. С.26−36.
- Мерлин B.C. Очерк интегрального исследования индивидуальности. -М.: Педагогика. 1986. -253с.
- Методика преподавания иностранных языков за рубежом. Вып. 2. Сост. Е. В. Синявская, М. М. Васильева, Е. В. Мусницкая. М., 1976. — 454с.
- Меченская H.A. Проблемы обучения и умственного развития школьника.-М., 1989.-282с.
- Минаев A.B., Попова М. В. Проблема введения психологических знаний в структуру общего среднего образования: опыт английской школы // Психологический журнал, 1999. Т.20. № 5. С. 15−19.
- Михитарьянц Е.Я. Влияние разноуровневых основ интегральной индивидуальности на продуктивность совместной речемыслительной деятельности: Автореф. канд. дис. Ростов н/Д, 1993. — 21с.
- Мищенко JI.B. Динамика структур интегральной индивидуальности студентов в зависимости от специфики учебной деятельности: Автореф. канд. дис. М., 1993. — 91с.
- Наталуха И.Г. Развитие структур интегральной индивидуальности адаптированных и дезадаптированных младших школьников современными образовательными технологиями: Автореф. канд. дис. Ставрополь, 2003.-21с.
- Небылицын В.Д. Психофизиологическое исследование индивидуальных различий. М.: Наука, 1976. — 336с.
- Немов P.C. Психология. В 2-х книгах. Кн.1. М., 1994. — 686с.
- Немов P.C. Психология. В 3-х книгах. Кн.З. М., 1999. — 688с.
- Никитюк Б.А. Очерки теории интегративной антропологии. М. Майкоп, 1995.-312с.
- Очерк теории темперамента. Под ред. В. С. Мерлина. Пермь: Пермское книжное издательство, 1973. — 312с.
- Павличенко Ю.В. Возрастная структура интегральной индивидуальности у студентов различных этнических групп в многонациональном вузе: Автореф.канд. дис. Ростов н/Д, 1995. — 21с.
- Пассов Е.И. Основные вопросы обучения иноязычной речи. Учеб. пособие. Воронеж, 1974. — 234с.
- Пассов Е.И. Урок иностранного языка в средней школе. М, 1988. — 223с.
- Пассов Е.И., Кузовлев В. П., Коростелев B.C. Цель обучения иностранному языку на современном этапе развития общества // Иностранные языки в школе, 1987. № 6. С.29−33.
- Петровский A.B. Введение в психологию. М., 1995. — 495с.
- Пиаже Ж. Психология, междисциплинарные связи и система наук. Материалы XVIII Международного психологического конгресса. М., 1966.-320с.
- Проблема интегрального исследования индивидуальности и ее педагогические аспект. Под ред. В. В. Белоуса. Пермь, 1984. — 186с.
- Прусакова М.Б. Характеристика и формирование типологически обусловленного стиля у детей 10−12 лет при решении арифметических задач: Автореф. канд. дис. Л., 1974. — 20с.
- Психологическое развитие младших школьников: Экспериментальное психологическое исследование. Под ред. В. В. Давыдова. М., Педагогика, 1990.-74с.
- Психология индивидуальности в трудах В. С. Мерлина и ее развитие в современном человекознании: коллективная монография. Под ред. В. В. Белоуса. Пятигорск, 1998. — 186с.
- Психологическая наука в России XX столетия: проблемы, теории и истории: коллективная монография. Под ред. А. В. Брушлинского. М.: Изд-во «Ин-т психологии РАН», 1997. — 236с.
- Развитие школьников в процессе обучения. Под ред. Л. В. Занкова. М.: Просвещение, 1967.- 171с.
- Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. В 2-х книгах. КнЛ.-М., 2002.-384с.
- Рогова Г. В., Верещагина H.H. Методика обучения английскому языку на начальном этапе в общеобразовательных учреждениях. М., 2000. — 232с.
- Рубинштейн С.Л. Принципы и пути развития психологии. М., 1959. -352с.
- Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М., 1973. — 416с.
- Рубцов В.В. Проблемы теории и практики развивающего обучения // Вопросы психологии, 1988. № 3. С.163−164.
- Русалов В.М. Биологические основы индивидуально-психологических различий. М.: Наука, 1979. — 352с.
- Серков А.К. Зависимость индивидуального стиля и успешности усвоения иностранного языка студентами неязыкового вуза от разноуровневых свойств интегральной индивидуальности: Автореф. канд. дис. — Ростов н/Д, 1992.-21с.
- Силина Е.А. Лонгитюдное исследование возрастного и индивидуально-типического развития темперамента от подросткового до раннего юношеского возраста: Автореф. канд. дис. М., 1981. — 19с.
- Совершенствование обучения младших школьников. Под ред.
- A.М.Пышкало. М., 1984. — 78с.
- Стреляу Я. Роль темперамента в психическом развитии. М.: Прогресс, 1982.-214с.
- Тамбовцева Т.С. Зависимость согласованности между различными уровнями интегральной индивидуальности от усвоения индивидуального стиля общественной работы. В кн.: Проблемы интегрального исследования индивидуальности. Пермь, 1981. — С.41−57.
- Теплов Б.М. Избранные труды в 2-х т. М.: Педагогика, 1985. — 360с.
- Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий. М., 1961. — 298с.
- Украинцев Б.С. Самоуправляемые системы и причинность. М.: Мысль, 1972.-254с.
- Филатов В.М., Еремина О. П. лингвистическое обеспечение ролевых игр на уроках английского языка в начальных классах средней общеобразовательной школы // Иностранные языки в школе, 1992. № 5−6. -С.12−18. С. 11−15.
- Формирование учебной деятельности школьников. Под ред.
- B.В.Давыдова, Й. Ломпшера, А. К. Марковой. М., 1982. — 239с.
- Фролов И.Т., Гуревич П. С. Человекознание // Человек, 1994. № 1. С.5−10.
- Человек как интегральная система. Под ред. В. В. Белоуса. Пятигорск, 1988.-131с.
- Человек в структуре интегральной индивидуальности. Под ред. В. В. Белоуса. Пятигорск, 1993. — 148с.
- Шарипова З.Г., Савицкая A.A. Управляемый диалог в системе обучения иноязычному общению // Сб. обучение межкультурной коммуникации в различных условиях. Пятигорск, 2000. — 146с.
- Шейлз Дж. Коммуникативность в обучении современным языкам. Совет Европы Пресс, 1995. 349с.
- Шидакова Ф.М. Своеобразие структуры интегральной индивидуальности студентов на разных ступенях обучения: Автореф. канд. дис. Ростов н/Д, 1991.-20с.
- Шпалинский В.В. Экспериментальное изучение параметров малых групп//Вопросы психологии, 1972. № 5. С.66−76.
- Штиммер Э.В. Характер влияния некоторых свойств темперамента на самооценку личности // Тезисы докладов конф. Урал. отд. об-ва психологов. Под ред. В. С. Мерлина и В. В. Белоуса. Пермь: Перм. гос. пед. инс-т, 1978. — С.70−72.
- Шульга Т.И. Возрастные особенности становления волевой регуляции // Интегральная индивидуальность: структура и функция. Межвуз. сб. науч. трудов. Пед. инс-т. иностр. яз. Отв. ред. В. В. Белоус. Пятигорск, 1994. — С.76−102.
- Щебетенко А.И. Динамическая характеристика общительности в формировании готовности к педагогической деятельности: Дис. канд. психолог, наук. М., 1984. — 168с.
- Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989.-103−113.
- Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития вдетском возрасте // Вопросы психологии, 1974. № 4. С.3−11. 148. Эльконин Д. Б. Психология обучения младшего школьника. — М., 1974. -327с.
- Эльконин Д.Б., Коссаковский А. П. Основные этапы психического развития // Педагогика. М., 1978. — 144с.
- Юдина E.JI. Педагогическая оценка развития и актуального состояния ребенка //Дошкольное воспитание, 1997. № 11. С.7−13.
- Юрьев Г. П. Сравнительное исследование интегральной индивидуальности у корабельных специалистов при обучении экстремальной деятельности: Автореф. канд. дис. Ставрополь, 1997. — 20с.
- Ярошевский М.Г. История психологической науки. Под ред. проф. А. И. Метлуа. СПб.: Изд-во Междунар. фонда ист. науки, 1995. — 144с.
- Adler, A. Understanding of Human Nature. N.Y., 1927.
- Allport, G.W. Personality and Social Encounter. Boston, 1960.
- Best R., Jarvis C., Ribbins P. Pastoral Care: concept and process // Perspective on Pastoral Care. London: Heinemann, 1980. — P.3−12.
- Bower T.G.R. The object in the world of the infant // Scientific American. 1971. Vol.225, № 4. P.30−38.
- Bulman L. Jenkin D. Pastoral Curriculum. Oxford: Basil Blackwell, 1988. — P.34−38.
- Buss A.H., Plomin R.A. Temperament: Early Developing Personality Traits. New Jersey: Erlbaum, Hillsdale. 1984.
- Byrne D. Techniques of classroom interaction. Longmann Malaysia, PA. 1996.
- Cattell R.B. (Ed). Handbook if Multivarieble Experimental Psychology. Chicago, 1996.
- Cattell R.B., Warburton J.W. Objective Personality and Motivation Tests. Urbana, 1967.
- Eysenck H.J. The Structure of Human Personality. London, 1971.
- Golsing J., Weeks R. Your Pastoral Care in School. Oxford: New Education Press, 1989.
- Kirk R. Learning in action. Oxford Basil Blackwell, 1987.
- Lang P. International Perspectives on Pastoral Care. 1993.
- Mc.Connjn. Self-aware: Oxford Basil Blackwell, 1989.
- Hiaglet J., Inhelder B. The Psychology of the Child. London, 1971.
- Steins J. Effective personality. Oxford Basil Blackwell, 1972.
- Thurstone L.L. Multiple-factor Analysis. Chicago, 1947.