Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Развитие интегральной индивидуальности младших школьников в образовательном пространстве

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Практическая значимость работы определяется тем, что ее положения и выводы могут быть использованы при разработке более совершенных программ обучения младших школьников иностранному языку, при этом данные программы будут опираться на особенности развития интегральной индивидуальности младших школьников. Представленная в исследовании программа диагностики разноуровневых свойств интегральной… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА СТРУКТУР ИНТЕГРАЛЬНОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА И РОЛЬ ОБУЧЕНИЯ В ИХ ИЗМЕНЕНИИ
    • 1. 1. Предпосылки становления интегрального исследования индивидуальности младшего школьника
    • 1. 2. Традиционное изучение психологии младшего школьного возраста
    • 1. 3. Роль образовательных программ и технологий в становлении структур интегральной индивидуальности
    • 1. 4. Проблема исследования
  • ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 2. 1. Общая организация экспериментального исследования
    • 2. 2. Методика диагностики психодинамического уровня интегральной индивидуальности
    • 2. 3. Методики диагностики вторичных свойств индивида
    • 2. 4. Методика диагностики свойств личностного уровня
    • 2. 5. Методики диагностики свойств метаиндивидуального уровня
    • 2. 6. Организация формирующего эксперимента
  • ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 3. 1. Сравнение структур интегральной индивидуальности младших школьников экспериментальной и контрольной выборок до организации формирующего эксперимента
      • 3. 1. 1. Общая сравнительная характеристика структур интегральной индивидуальности младших школьников экспериментальной и контрольной групп по отдельным показателям до обучения
      • 3. 1. 2. Межгрупповой диагностический анализ структур интегральной индивидуальности младших школьников контрольной и экспериментальной группы по отдельным мерилам
      • 3. 1. 3. Статистическое сравнение структур интегральной Ф индивидуальности младших школьников экспериментальной и контрольной групп по отдельным показателям до обучения

      3.1.4. Статистическое сравнение структур интегральной индивидуальности младших школьников экспериментальной и контрольных групп по интегральному показателю 4 уровней интегральной индивидуальности до обучения.

      3.2. Развитие структур интегральной индивидуальности.

      3.2.1. Внутригрупповой диагностический анализ младших школьников экспериментальной группы до и после организации специального обучения. ф 3.2.2. Межгрупповой диагностический анализ младших школьников экспериментальной группы до и после формирующего эксперимента.

      3.2.3. Статистическое сравнение структур интегральной в индивидуальности младших школьников экспериментальной группы по отдельным показателям до и после обучения.

      3.2.4. Статистическое сравнение структур интегральной индивидуальности младших школьников экспериментальной группы по интегральному показателю до и после обучения.

      3.3. Сравнение структур интегральной индивидуальности младших школьников экспериментальной и контрольной выборок после обучения.

      3.3.1. Общая сравнительная характеристика структур интегральной индивидуальности младших школьников экспериментальной и контрольной групп после обучения.

      3.3.2. Межгрупповой диагностический анализ испытуемых контрольной и экспериментальной групп.

      3.3.3. Статистическое сравнение структур интегральной индивидуальности младших школьников экспериментальной и контрольной групп по отдельным показателям после обучения.

      3.3.4. Статистическое сравнение структур интегральной индивидуальности младших школьников экспериментальной и контрольной групп по интегральному показателю поеле обучения.

      3.4. Корреляционный анализ структур интегральной индивидуальности младших школьников контрольной ® и экспериментальной групп до и после обучения.

      3.4.1. Внутриуровневый анализ структур интегральной индивидуальности младших школьников контрольной и экспериментальной групп до обучения.

      3.4.2. Межуровневый анализ структуры интегральной индивидуальности младших школьников контрольной группы до обучения.

      3.4.3. Межуровневый анализ структур интегральной индивидуальности младших школьников экспериментальной группы до обучения.

      3.4.4. Внутриуровневый анализ структур интегральной ф индивидуальности младших школьников контрольной и экспериментальной групп после обучения.

      3.4.5. Межуровневый анализ структуры интегральной индивидуальности младших школьников контрольной группы после обучения.

      3.4.6. Межуровневый анализ структур интегральной индивидуальности младших школьников экспериментальной группы после обучения.

      3.5. Факторный анализ структур интегральной индивидуальности младших школьников контрольной и экспериментальной групп до и после обучения.

      3.5.1. Сравнительный факторный анализ структур интегральной индивидуальности младших школьников ф экспериментальной и контрольной групп до обучения.

      3.5.2. Сопоставление факторных структур интегральной индивидуальности младших школьников экспериментальной группы до и после обучения.

      3.5.3. Сопоставление факторных структур интегральной индивидуальности младших школьников экспериментальной и контрольной групп после обучения.

Развитие интегральной индивидуальности младших школьников в образовательном пространстве (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. В последнее время наблюдается скачок в развитии различных направлений в науке и технике, появление новых информационных технологий. Проводится большая работа по модернизации систем образования и усовершенствованию образовательных программ. Поэтому потребовалось более детальное познание возможностей человека как целостной индивидуальности (Б.Г.Ананьев, Т. Ф. Базылевич, В. В. Белоус, А. В. Брушлинский, В. С. Мерлин, Б. А. Никитюк, В. М. Русалов, А. И. Щебетенко и др.).

Теория интегральной индивидуальности В. С. Мерлина, в которой органично сочетаются достижения междисциплинарного изучения человека с точки зрения математизированной теории систем, приобретает особую научную значимость. По мнению автора, интегральная индивидуальность как сложная саморегулируемая система представляет собой взаимосвязь разноуровневых индивидуальных свойств человека, существенным образом изменяющихся как в предметной (игровой, учебной), так и не в предметной (в общении) деятельности. Характер изменения структурных связей в деятельности определяет уровень развития интегральной индивидуальности.

Многие устоявшиеся положения в психологии получают новую интерпретацию при интегральном подходе в изучении развития индивидуальности. В этой связи можно говорить об ином взгляде на характеристику периодов возрастного развития. В Пятигорской психологической школе под руководством В. В .Белоуса были выполнены экспериментальные исследования, освещающие на системной основе возрастной аспект интегральной индивидуальности: от дошкольного до второго среднего возраста (Ш.М.Гойя, 1991; А. А. Осипова, 1991; К. В. Макарова, 1992; Л. В. Мищенко, 1993; А. Т. Найманов, 1993; Ю. В. Павлюченко, 1995; О. А. Костиникова, 1996; Г. П. Юрьев, 1997; Л. А. Ивашнева, 1998). Полученный фактический материал послужил основанием для выдвижения В. В. Белоусом идеи об интегративной психологии развития, предметом исследования которой являются внутриуровневые и межу-ровневые связи свойств возрастных психологических характеристик.

Данная диссертационная работа посвящена системному изучению развития интегральной индивидуальности детей младшего школьного возраста средствами специально организованного обучения английскому языку по программе Донна Берна с элементами Пасторальной программы. Это придает данной работе как актуальность, так и практическое значение.

Методологической основой диссертационного исследования являлись принципы теории систем и основные положения теории интегральной индивидуальности (П.К.Анохин, В. В. Белоус, Л. Берталанфи, В.С.Мерлин), а также положения о кольцевой зависимости между объективным и субъективным в трактовке научной школы С.Л.Рубинштейна-А.В.Брушлинского.

Теоретической основой исследования служили положения общей теории систем Л. Берталанфи, разработки П. К. Анохина об интегративной деятельности мозга, учение С.Л.Рубинштейна-А.В.Брушлинского о субъекте деятельности, а также достижения научных школ Б. Г. Ананьева и В. С. Мерлина соответственно по комплексному и интегральному исследованию индивидуальности.

Объект исследованияинтегральная индивидуальность детей младшего школьного возраста.

Предмет исследования: структуры интегральной индивидуальности младших школьников и их становление в условиях развивающей и традиционной программ обучения.

Цель исследования: изучение и анализ становления структур интегральной индивидуальности младших школьников под влиянием общих требований вариативных программ обучения английскому языку и установление их эффективности в развитии разноуровневых связей интегральной индивидуальности.

В соответствии с целью работы была выдвинута общая рабочая гипотеза исследования: качественная трансформации структур интегральной индивидуальности детей младшего школьного возраста возможна если:

— в образовательном процессе будут использоваться усовершенствованные программы обучения иностранному языку;

— будут выявлены критерии развития интегральной индивидуальности младших школьников;

— в процессе обучения иностранному языку будут учитываться особенности развития интегральной индивидуальности детей младшего школьного возраста;

— будут выявлены психолого-педагогические условия развития интегральной индивидуальности младших школьников;

— примененная в учебно-воспитательном процессе методика обучения ускорит развитие интегральной индивидуальности, расширит круг разноуровневых связей.

Цель и гипотеза исследования определили следующие задачи:

— обобщить накопленный в психологической литературе материал по описанию структур интегральной индивидуальности младших школьников и рассмотреть теоретические и практические подходы к проблеме соотношения обучения и развития;

— разработать программу изучения четырех уровней интегральной индивидуальности младших школьников;

— выделить уравненные по уровню развития контрольную и экспериментальную группы младших школьников в образовательном учреждении;

— выявить изменения во взаимосвязи разноуровневых свойств интегральной индивидуальности путем сравнения экспериментальной и контрольной групп испытуемых по отдельным и интегральным параметрам до и после обучения;

— установить эффективность развития структур интегральной индивидуальности путем сравнения экспериментальной и контрольной групп испытуемых;

— выявить психолого-педагогические условия развития интегральной индивидуальности младших школьников при использовании развития интегральной индивидуальности младших школьников при использовании развивающих методик обучения.

На защиту выносятся следующие положения:

— обучение детей младшего школьного возраста английскому языку по программе Донна Берна с элементами Пасторальной программы и по традиционной программе приводит к изменению не только отдельных свойств их интегральной индивидуальности, но и всей структуры в целом;

— развивающая и традиционная программы обучения по-разному влияют на ход развития интегральной индивидуальности детей младшего школьного возраста. Структуры интегральной индивидуальности младших школьников, сформированные в разных условиях имеют несовпадающий диагноз и различаются по отдельным и интегральным параметрам.

— структуры интегральной индивидуальности детей младшего школьного возраста, обучающихся по программе Донна Берна с элементами Пасторальной программы, по уровню развития значительно опережает структуры интегральной индивидуальности детей, обучение которых шло по традиционной программе;

— развивающее обучение по сравнению с традиционным приводит к более существенным сдвигам в развитии структур интегральной индивидуальности младших школьников. При использовании в обучении английскому языку программы развивающего обучения ускоряется развитие интегральной индивидуальности младших школьниковпри применении традиционной программы ее развитие замедляется. Развивающее обучение способствует образованию гибких облических связей в структуре интегральной индивидуальности младших школьников, в то время как традиционное — жестких ортогональных;

— программа обучения английскому языку Донна Берна с элементами Пасторальной программы является одним из эффективных средств формирования качественно новой структуры интегральной индивидуальности детей младшего школьного возраста;

— успешное развитие структур интегральной индивидуальности младших школьников обеспечивается с учетом выполнения комплекса необходимых психолого-педагогических условий: основной акцент в процессе обучения делается на психологические аспекты работы учителя с одним учеником, с группой детей и целым классомконтроль за процессом развития детей ведется по таким критериям, как умение организовать ситуацию, умение вести себя в различных ситуациях общения, способность приобретать социальный опыт за счет расширения спектра проигрываемых коммуникативных ролей.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в поэлементном и системном исследовании структур интегральной индивидуальности детей младшего школьного возраста в ситуациях воздействия специально организованного обучения английскому языку на ее развитие. В данной работе впервые раскрывается динамика и особенности развития структур интегральной индивидуальности в процессе специально организованного обучения английскому языку детей младшего школьного возраста.

Практическая значимость работы определяется тем, что ее положения и выводы могут быть использованы при разработке более совершенных программ обучения младших школьников иностранному языку, при этом данные программы будут опираться на особенности развития интегральной индивидуальности младших школьников. Представленная в исследовании программа диагностики разноуровневых свойств интегральной индивидуальности может быть использована в работе психологической службы народного образованияв психологическом консультированиив работе школьного педагога-психолога. Полученный фактический материал может быть использован для характеристики структур интегральной индивидуальности детей данного возраста на лекциях и семинарах по возрастной и педагогической психологии.

Методы исследования: для решения поставленных задач в работе были использованы такие методы, как констатирующий и формирующий эксперимент, методы математической и статистической обработки данных. Применялись апробированные во многих исследованиях методики: опросник Структуры Темперамента (ОСТ) В. М. Русалова (детский вариант) — методика определения степени развитости у ребенка интеллектуальных процессовметодика оценки вербально-логического мышленияметодика определения объема кратковременной памятиДетский вариант личностного теста Р. Кеттеласоциометрия Дж.Морено.

Диссертация состоит из введения, трех глав, выводов, списка литературы и приложений.

Выводы.

Внутриуровневый корреляционный анализ структур интегральной индивидуальности младших школьников контрольной и экспериментальной групп после обучения не совпадает.

Межуровневый анализ структур интегральной индивидуальности младших школьников контрольной и экспериментальной групп примерно совпадает. При этом, межуровневая структура интегральной индивидуальности младших школьников экспериментальной группы более упорядочена, характеризуется гибкими много-многозначными зависимостями.

3.5. Факторный анализ структур интегральной индивидуальности младших школьников контрольной и экспериментальной групп до и после обучения.

С целью преодоления недостатков поэлементного анализа структур интегральной индивидуальности младших школьников мы прибегли к факторной обработке исходных данных, позволяющей выразить интегральную индивидуальность во взаимосвязях свойств и уровней. Взяв за основу матрицы интеркорреляций для каждой группы в отдельности до и после обучения, мы подвергли их факторизации по методу Терстоуна.

3.5.1. Сравнительный факторный анализ структур интегральной индивидуальности младших школьников экспериментальной и контрольной групп до обучения.

Факторный анализ структур интегральной индивидуальности младших школьников контрольной группы до обучения.

Из табл. 30 видно, что в структуре интегральной индивидуальности младших школьников контрольной группы до обучения выделяются 4 значимых фактора. Ни один из них не представлен всеми исследуемыми уровнями (низшими — психодинамическим и вторичных свойств индивида, и высшимиличностным и метаиндивидуальным уровнями).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Рассмотрение и подробный анализ проблем, поставленных в диссертации, позволяет сделать следующие выводы:

1. Сопоставление экспериментальной и контрольной групп до обучения показало, что межгрупповые статистические различия по отдельным и системным показателям разноуровневых свойств интегральной индивидуальности младших школьников практически отсутствуют.

2. Межгрупповое статистическое сравнение структур интегральной индивидуальности младших школьников контрольной и экспериментальной групп позволило установить достоверные различия в 36% случаях после обучения. Дискриминантный анализ, позволивший сравнить структуры интегральной индивидуальности младших школьников контрольной и экспериментальной групп по интегральному показателю, вычисленному как по уровням в отдельности, по высшим и низшим уровням порознь, так и по всем разноуровневым свойствам в целом, дал четкие достоверные различия после обучения.

3. Внутриуровневый корреляционный анализ структур интегральной индивидуальности младших школьников контрольной группы до и после обучения показал, что после обучения в контрольной группе на всех четырех уровнях интегральной индивидуальности показатели плотности остались практически неизменными. В экспериментальной группе внутриуровневый корреляционный анализ до и после обучения выявил значительное увеличение показателей плотности на психодинамическом, личностном и метаиндивиду-альном уровнях.

Межуровневый корреляционный анализ структур интегральной индивидуальности младших школьников контрольной группы до и после обучения указывает на то, что после обучения общее количество наблюдаемых межу-ровневых корреляций уменьшается, при этом много-многозначные зависимости не были выявлены. Сравнение межуровневой структуры интегральной индивидуальности младших школьников экспериментальной группы до и после обучения показывает, что после обучения данная структура более упорядочена, характеризуется гибкими много-многозначными зависимостями.

4. Сравнение факторных структур контрольной группы до и после формирующего эксперимента показало, что после обучения наблюдается уменьшение приспособительной значимости важнейших свойств интегральной индивидуальности. В экспериментальной группе сопоставление факторных структур до и после обучения выявило значительное расширение круга разноуровневых связей и преобладание высших уровней.

5. В характере межфакторных связей свойств интегральной индивидуальности в контрольной группе до и после обучения не наблюдается качественных различий: до обучения имеется три облические зависимости на психодинамическом и личностном уровне. После обучения количество обличе-ских связей увеличивается до четырех на тех же уровнях. В экспериментальной группе до обучения зафиксированы четыре гибкие и пластичные облические зависимости на всех уровнях интегральной индивидуальности, а после обучения количество облических связей удваивается.

6. Многомерный факторный анализ дал возможность обосновать и подтвердить то предположение, что при использовании в учебном процессе развивающей программы ускоряется развитие интегральной индивидуальности, расширяется круг разноуровневых связей и наблюдается уплотнение факторной структуры.

7. Психолого-педагогические условия, предоставленные программой Донна Берна, а также Пасторальной программой обеспечивают более гармоничное развитие интегральной индивидуальности, способствуют согласованию и сотрудничеству разноуровневых свойств интегральной индивидуальности, дают возможность повысить адаптированность детей к окружающей среде в большей степени, чем традиционная программа.

На основании вышеизложенных выводов можно сделать ряд практических психолого-педагогических рекомендаций для психологов и учителей иностранных языков.

Используемые в диссертационной работе психологические методики позволяют диагностировать интегральную индивидуальность младших школьников в целом, что весьма существенно для разработки психолого-педагогических аспектов управления развитием интегральной индивидуальности детей младшего школьного возраста. Педагоги и психологи нуждаются не только в информации о различных уровнях интегральной индивидуальности, но и в знании об их взаимодействии и взаимном влиянии, что обеспечивает возможность управления развитием интегральной индивидуальности младших школьников.

Положения и выводы данного исследования могут быть использованы учителями иностранных языков при разработке более совершенных программ обучения младших школьников иностранному языку, при этом данные программы будут опираться на особенности развития интегральйой индивидуальности младших школьников.

Полученный фактический материал может быть использован для характеристики структур интегральной индивидуальности детей данного возраста на лекциях и семинарах по возрастной и педагогической психологии, а также в процессе прохождения педагогической практики.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская К. А. Процесс мышления и закономерности анализа, синтеза и обобщения. Под ред. С. Л. Рубинштейна. М., 1960. — 245с.
  2. Л.И. Психология усвоения языка как средства общения. М., 1978. 144с.
  3. Р.И. О возрастной и типологической структуре темперамента в подростковом возрасте // Экспериментальные исследования личности и темперамента. Отв. ред. В. С. Мерлин. Пермь: Перм. гос. пед. ин-т, 1971. — С.45−70.
  4. Аль Акур Сами Мухамед. Особенности структур интегральной индивидуальности у экстравертированных и интровертированных студентов гуманитарного вуза: Афтореф. канд. дис. Ставрополь, 1999. — 20с.
  5. .Г. Человек как предмет познания. Л.: ЛГУ, 1969. — 280с.
  6. .Г. О проблемах современного человекознания. М.: Наука, 1977.-380с.
  7. П.К. Биология и нейрофизиология условного рефлекса. М.: Медицина, 1968.-345с.
  8. П.К. Очерки по физиологии функциональных систем. М.: Медицина, 1975. — 453с.
  9. П.К. Философские аспекты теории функциональных систем. -М.: Наука, 1978.-400с.
  10. Ю.Анцыферова Л. И. Психологическое учение о человеке: теория Б. Г. Ананьева, зарубежные концепции, актуальные проблемы // Психологический журнал, 1998. № 1.-С.З-15.
  11. А.Г. Психология индивидуальности: Методологические основы развития личности в историко-эволюционном процессе. М.: МГУ, 1986.-367с.
  12. А.Г. Психология личности. М.: МГУ, 1986. — 367с.
  13. Т.Ф. Введение в психологию целостной индивидуальности. -М., 1998.-248с.
  14. М.Я. Избранные психологические произведения. Под ред. В. Н. Мясищева, В. С. Мерлина. М.: Педагогика, 1975. — 432с.
  15. В.В. Психофизиологическая характеристика некоторых типов темперамента: Афтореф. канд. дис. М., 1968. — 21с.
  16. В.В. Взаимосвязь индивидуальных, типологических и видовых характеристик темперамента // Очерк теории темперамента. Под ред. В. С. Мерлина. Пермь: Пермское кн. изд-во, 1973. — 270с.
  17. В.В. Проблема типа темперамента в современной дифференциальной психологии // Психологический журнал, 1981. Т.2. № 1. С.45−55.
  18. В.В. Психологические симптомокомплексы и инварианты темперамента: Афтореф. докт. дис. М., 1982. -49с.
  19. В.В. Темперамент и деятельность. Пятигорск, 1990. — 118с.
  20. В.В., Щебетенко А. И. Психология интегральной индивидуальности. Пятигорск, 1995. — 220с.
  21. В.В. Интегральная индивидуальность: подходы, факты, перспектива // Психологический журнал, 1996. Т.17 № 1. С.44−51.
  22. В.В., Щебетенко А. И. Человек как интегральная индивидуальность. Пятигорск, 1996. -203с.
  23. В.В. Темперамент как инвариант. Пятигорск, 1997. — 220с.
  24. В.В. Опыт разработки интегративной психологии развития // Вопросы психологии, 1998. № 2. С. 10−19.
  25. В.В. Принцип многомерности как фактор развития теории интегральной индивидуальности //Психологический журнал, 1999. Т.20. № 6. -С.97−103.
  26. В.В. Введение в психологию полиморфной индивидуальности. -Пятигорск, 2000. 209с.
  27. B.B. Место и роль интегральной индивидуальности в современной науке // Психологический журнал, 1998. Т. 19 № 1. С.47−53.
  28. В.В., Нгуен Кхак Тхан, Боязитова И.В. Развитие интегральной индивидуальности средствами прикладных психолого-педагогических технологий // Психология, 2000. № 3. № 4. С.23−27ю — С. 19−24.
  29. JI. История и статус общей теории систем // Системные исследования. Ежегодник. М.: Наука, 1973. — 175с.
  30. JI.B. Специфика учебного действия контроля // Вопросы психологии, 1987. № 4. С.26−34.
  31. И.В. Становление и сущность системного подхода. М.: Наука, 1973.-270с.
  32. О.С., Петрова В. И. Некоторые проблемы нравственного воспитания и развития младших школьников. М., 1972. — 197с.
  33. И.В. Взаимосвязь самооценки и волевой регуляции в онтогенезе // Психологический журнал, 1998. Т. 19. № 4. С.27−40.
  34. И.В. Взаимосвязь самооценки и волевой регуляции при переходе детей от дошкольного к младшему школьному возрасту: Авто-реф. канд. дис. М., 1998. — 21с.
  35. Боязитова И. В. Развитие возрастной структуры интегральной индивидуальности в онтогенезе: Автореф. докт. дис. Ставрополь, 2005. — 51с.
  36. Г. П. Развитие интегральной индивидуальности у лиц с дезадап-тивным поведением средствами формирующих психолого-педагогических технологий: Автореф. канд. дис. Ставрополь, 2000. — 20с.
  37. A.B. Проблема субъекта в психологической науке // Психологический журнал, 1991. № 6. С.3−11.
  38. A.B. Проблемы психологии субъекта. М., 1994. — 275с.
  39. Л.Д. О взаимодействии ортогональных симптомокомплексов при характеристике типа темперамента // Проблемы экспериментальной психологии личности. Под ред. В. С. Мерлина. Пермь, 1970. — 261с.
  40. Введение в психологию. Под ред. проф. А. В. Петровского. М.: Издательский центр «Академия», 1996. — 496с.
  41. .Л. Навыки и умения в психологии и методике обучения иностранным языкам // Иностранные языки в школе, 1991. № 1. С.21−26.
  42. В Министерстве образования Российской Федерации. Концепция образования по иностранным языкам в 12-летней школе // Иностранные языки в школе, 2000. № 5. С. 11−26.
  43. Возрастные возможности усвоения знаний (младшие классы школы). Под ред. Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова. М., 1966. — 442с.
  44. Е.Ю. Личность и индивидуальность в трудах В.С.Мерлина (Историко-психологическое исследование): Автореф. канд. дис. -Пермь, 1994.-19с.
  45. Л.С. Собрание сочинений в 6-и т. М., 1981−1984. Т.2, 1982. -368с.
  46. .А. Лекции по психологии интегральной индивидуальности человека. Пермь, 2000. — 138с.
  47. П.Я. Общий взгляд на учение о так называемом поэтапном формировании умственных действий, представлений и понятий // Вестник Моск. ун-та. Сер. 14. Психология, 1998. № 2. С.3−8.
  48. П.Я., Запорожец A.B., Карпова С. Н. Актуальные проблемы возрастной психологии. М., 1978. — 480с.
  49. Ш. М. Влияние темперамента на продуктивность речемыслитель-ной деятельности школьников в спокойной и стрессовой ситуациях: Автореф. канд. дис. Ростов н/Д, 1991. — 21с.
  50. Э.А. Способности и индивидуальность. М. Прометей, 1993. -512с.
  51. B.C. Типы мышления и учебная деятельность. Свердловск, 1988.-320с.
  52. И.М. Взаимосвязь тревожности ожиданий, психодинамической тревожности и социометрического статуса у старших дошкольников // Проблема интегрального исследования индивидуальности. Вып. 2-Пермь, 1978. С.71−78.
  53. H.A. Состояние методики раннего обучения иностранному языку на пороге третьего тысячелетия // Иностранные языки в школе, 2000. № 5. С. 11−26.
  54. Н.И. группы и классы развития // Психологическая наука и образование, 1996. № 3. С.71−78.
  55. В.В. О понятии развивающего обучения // Педагогика, 1995. № 1. С.29−39.
  56. В.В., Кудрявцев В. Г. Развивающее образование: теоретические основания преемственности дошкольной и начальной школьной ступеней // Вопросы психологии, 1997. № 1. С.3−19.
  57. Л.Б. Психологические условия личностно-развивающего обучения // Технология развития педагогического творчества. Вып.2. — Пятигорск: ПГЛУ, 1996. С.55−56.
  58. Л.Я. Метаиндивидуальный мир: методологические и теоретические проблемы. М.: Смысл, 1993. — 292с.
  59. И.И. Новый взгляд на умственное развитие и развивающее обучение // Вопросы психологии, 1996. № 3. С. 13 8−141.
  60. А.Д. Изменение способов действий у младших школьников в процессе учебной деятельности // Психология учебной деятельности школьников. М., 1982. — 340с.
  61. Н.Б. Развивающее обучение (младших школьников) // Начальная школа, 1998. № 12. С.30−34.
  62. З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости. М., 1981.-178с.
  63. З.И. Психологические принципы развивающего обучения. -М.: Знание, 1979. № 5. С.20−27.
  64. . Вслед за Выготским: некоторые комментарии относительно развивающего обучения // Мир Образ, 1996. № 5. С.68−73.
  65. Г. Д. Теория и практика урока в условиях развивающего обучения.-М., 1980.-98с.
  66. С.А. Развитие интегральной индивидуальности школьников 14−15 лет в условиях специально организованного обучения: Автореф. канд. дис. Ставрополь, 2000. — 21с.
  67. Е.А. Индивидуальный стиль деятельности. Казань: Изд-во КГУ, 1968.-220с.
  68. Л.П. Связь поведенческого, вербального показателей социальной агрессивности и агрессивности при фрустрации. В кн.: Темперамент. Пермь, 1976. — С.45−65.
  69. Т.В. Экспериментальное исследование структур интегральной индивидуальности у городских и сельских школьников с различной мотивацией достижения успеха: Автореф. канд. дис. Ростов н/Д, 1996. — 19с.
  70. A.A., Тамбовцева Т. С. Проблема индивидуального стиля педагогического общения и его операциональная характеристика. В кн.:
  71. Проблема интегрального исследования индивидуальности и ее педагогические аспекты. Пермь, 1984. — С.95−102.
  72. A.A. Особенности структуры темперамента у детей младшего школьного возраста // Новые исследования в психологии, 1974. № 3. -С.46−48.
  73. Г. Г. Некоторые психологические особенности учебной деятельности младших подростков // Экспериментальные исследования по проблемам педагогической психологии. М., 1976. — 320с.
  74. B.C. Воинствующий эмпиризм против развивающего обучения // Педагог, 1998. № 3. С.105−114.
  75. В.В., Орлов В. А., Панов В. И. Практико-ориентированные подходы к развивающему обучению // Педагогика, 1996. № 5. С.24−26.
  76. А.Н. Проблема развития психики. 4-е изд. М.: МГУ, 1981. — 575с.81 .Ломов Б. Ф. О системном подходе в психологии // Вопросы психологии, 1975. № 2. С.31−45.
  77. К.В. Своеобразие структуры интегральной индивидуальности подростка в зависимости от социальных условий жизнедеятельности: Автореф. канд. дис. — Ростов н/Д, 1992. — 20с.
  78. Э.И. Психологическая обусловленность форм реагирования и способов действия у детей старшего дошкольного возраста // Типологические исследования по психологии личности. Перм. гос. пед. ин-т. Науч. ред. В. С. Мерлин. Пермь, 1967. — С. 136−170.
  79. З.К. Теоретические и практические основы развивающего обучения. Майкоп: Изд-во Адыгейского гос. университета, 1994. — 190с.
  80. B.C. Индивидуальный стиль общения // Психологический журнал, 1982. Т.З. № 4. С.26−36.
  81. B.C. Очерк интегрального исследования индивидуальности. -М.: Педагогика. 1986. -253с.
  82. Методика преподавания иностранных языков за рубежом. Вып. 2. Сост. Е. В. Синявская, М. М. Васильева, Е. В. Мусницкая. М., 1976. — 454с.
  83. H.A. Проблемы обучения и умственного развития школьника.-М., 1989.-282с.
  84. A.B., Попова М. В. Проблема введения психологических знаний в структуру общего среднего образования: опыт английской школы // Психологический журнал, 1999. Т.20. № 5. С. 15−19.
  85. Е.Я. Влияние разноуровневых основ интегральной индивидуальности на продуктивность совместной речемыслительной деятельности: Автореф. канд. дис. Ростов н/Д, 1993. — 21с.
  86. JI.B. Динамика структур интегральной индивидуальности студентов в зависимости от специфики учебной деятельности: Автореф. канд. дис. М., 1993. — 91с.
  87. И.Г. Развитие структур интегральной индивидуальности адаптированных и дезадаптированных младших школьников современными образовательными технологиями: Автореф. канд. дис. Ставрополь, 2003.-21с.
  88. В.Д. Психофизиологическое исследование индивидуальных различий. М.: Наука, 1976. — 336с.
  89. P.C. Психология. В 2-х книгах. Кн.1. М., 1994. — 686с.
  90. P.C. Психология. В 3-х книгах. Кн.З. М., 1999. — 688с.
  91. .А. Очерки теории интегративной антропологии. М. Майкоп, 1995.-312с.
  92. Очерк теории темперамента. Под ред. В. С. Мерлина. Пермь: Пермское книжное издательство, 1973. — 312с.
  93. Ю.В. Возрастная структура интегральной индивидуальности у студентов различных этнических групп в многонациональном вузе: Автореф.канд. дис. Ростов н/Д, 1995. — 21с.
  94. Е.И. Основные вопросы обучения иноязычной речи. Учеб. пособие. Воронеж, 1974. — 234с.
  95. Е.И. Урок иностранного языка в средней школе. М, 1988. — 223с.
  96. Е.И., Кузовлев В. П., Коростелев B.C. Цель обучения иностранному языку на современном этапе развития общества // Иностранные языки в школе, 1987. № 6. С.29−33.
  97. A.B. Введение в психологию. М., 1995. — 495с.
  98. . Психология, междисциплинарные связи и система наук. Материалы XVIII Международного психологического конгресса. М., 1966.-320с.
  99. Проблема интегрального исследования индивидуальности и ее педагогические аспект. Под ред. В. В. Белоуса. Пермь, 1984. — 186с.
  100. М.Б. Характеристика и формирование типологически обусловленного стиля у детей 10−12 лет при решении арифметических задач: Автореф. канд. дис. Л., 1974. — 20с.
  101. Психологическое развитие младших школьников: Экспериментальное психологическое исследование. Под ред. В. В. Давыдова. М., Педагогика, 1990.-74с.
  102. Психология индивидуальности в трудах В. С. Мерлина и ее развитие в современном человекознании: коллективная монография. Под ред. В. В. Белоуса. Пятигорск, 1998. — 186с.
  103. Психологическая наука в России XX столетия: проблемы, теории и истории: коллективная монография. Под ред. А. В. Брушлинского. М.: Изд-во «Ин-т психологии РАН», 1997. — 236с.
  104. Развитие школьников в процессе обучения. Под ред. Л. В. Занкова. М.: Просвещение, 1967.- 171с.
  105. Е.И. Настольная книга практического психолога. В 2-х книгах. КнЛ.-М., 2002.-384с.
  106. Г. В., Верещагина H.H. Методика обучения английскому языку на начальном этапе в общеобразовательных учреждениях. М., 2000. — 232с.
  107. С.Л. Принципы и пути развития психологии. М., 1959. -352с.
  108. С.Л. Проблемы общей психологии. М., 1973. — 416с.
  109. В.В. Проблемы теории и практики развивающего обучения // Вопросы психологии, 1988. № 3. С.163−164.
  110. В.М. Биологические основы индивидуально-психологических различий. М.: Наука, 1979. — 352с.
  111. А.К. Зависимость индивидуального стиля и успешности усвоения иностранного языка студентами неязыкового вуза от разноуровневых свойств интегральной индивидуальности: Автореф. канд. дис. — Ростов н/Д, 1992.-21с.
  112. Е.А. Лонгитюдное исследование возрастного и индивидуально-типического развития темперамента от подросткового до раннего юношеского возраста: Автореф. канд. дис. М., 1981. — 19с.
  113. Совершенствование обучения младших школьников. Под ред.
  114. A.М.Пышкало. М., 1984. — 78с.
  115. Я. Роль темперамента в психическом развитии. М.: Прогресс, 1982.-214с.
  116. Т.С. Зависимость согласованности между различными уровнями интегральной индивидуальности от усвоения индивидуального стиля общественной работы. В кн.: Проблемы интегрального исследования индивидуальности. Пермь, 1981. — С.41−57.
  117. .М. Избранные труды в 2-х т. М.: Педагогика, 1985. — 360с.
  118. .М. Проблемы индивидуальных различий. М., 1961. — 298с.
  119. .С. Самоуправляемые системы и причинность. М.: Мысль, 1972.-254с.
  120. В.М., Еремина О. П. лингвистическое обеспечение ролевых игр на уроках английского языка в начальных классах средней общеобразовательной школы // Иностранные языки в школе, 1992. № 5−6. -С.12−18. С. 11−15.
  121. Формирование учебной деятельности школьников. Под ред.
  122. B.В.Давыдова, Й. Ломпшера, А. К. Марковой. М., 1982. — 239с.
  123. И.Т., Гуревич П. С. Человекознание // Человек, 1994. № 1. С.5−10.
  124. Человек как интегральная система. Под ред. В. В. Белоуса. Пятигорск, 1988.-131с.
  125. Человек в структуре интегральной индивидуальности. Под ред. В. В. Белоуса. Пятигорск, 1993. — 148с.
  126. З.Г., Савицкая A.A. Управляемый диалог в системе обучения иноязычному общению // Сб. обучение межкультурной коммуникации в различных условиях. Пятигорск, 2000. — 146с.
  127. Дж. Коммуникативность в обучении современным языкам. Совет Европы Пресс, 1995. 349с.
  128. Ф.М. Своеобразие структуры интегральной индивидуальности студентов на разных ступенях обучения: Автореф. канд. дис. Ростов н/Д, 1991.-20с.
  129. В.В. Экспериментальное изучение параметров малых групп//Вопросы психологии, 1972. № 5. С.66−76.
  130. Э.В. Характер влияния некоторых свойств темперамента на самооценку личности // Тезисы докладов конф. Урал. отд. об-ва психологов. Под ред. В. С. Мерлина и В. В. Белоуса. Пермь: Перм. гос. пед. инс-т, 1978. — С.70−72.
  131. Т.И. Возрастные особенности становления волевой регуляции // Интегральная индивидуальность: структура и функция. Межвуз. сб. науч. трудов. Пед. инс-т. иностр. яз. Отв. ред. В. В. Белоус. Пятигорск, 1994. — С.76−102.
  132. А.И. Динамическая характеристика общительности в формировании готовности к педагогической деятельности: Дис. канд. психолог, наук. М., 1984. — 168с.
  133. Д.Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989.-103−113.
  134. Д.Б. К проблеме периодизации психического развития вдетском возрасте // Вопросы психологии, 1974. № 4. С.3−11. 148. Эльконин Д. Б. Психология обучения младшего школьника. — М., 1974. -327с.
  135. Д.Б., Коссаковский А. П. Основные этапы психического развития // Педагогика. М., 1978. — 144с.
  136. E.JI. Педагогическая оценка развития и актуального состояния ребенка //Дошкольное воспитание, 1997. № 11. С.7−13.
  137. Г. П. Сравнительное исследование интегральной индивидуальности у корабельных специалистов при обучении экстремальной деятельности: Автореф. канд. дис. Ставрополь, 1997. — 20с.
  138. М.Г. История психологической науки. Под ред. проф. А. И. Метлуа. СПб.: Изд-во Междунар. фонда ист. науки, 1995. — 144с.
  139. Adler, A. Understanding of Human Nature. N.Y., 1927.
  140. Allport, G.W. Personality and Social Encounter. Boston, 1960.
  141. Best R., Jarvis C., Ribbins P. Pastoral Care: concept and process // Perspective on Pastoral Care. London: Heinemann, 1980. — P.3−12.
  142. Bower T.G.R. The object in the world of the infant // Scientific American. 1971. Vol.225, № 4. P.30−38.
  143. Bulman L. Jenkin D. Pastoral Curriculum. Oxford: Basil Blackwell, 1988. — P.34−38.
  144. Buss A.H., Plomin R.A. Temperament: Early Developing Personality Traits. New Jersey: Erlbaum, Hillsdale. 1984.
  145. Byrne D. Techniques of classroom interaction. Longmann Malaysia, PA. 1996.
  146. R.B. (Ed). Handbook if Multivarieble Experimental Psychology. Chicago, 1996.
  147. Cattell R.B., Warburton J.W. Objective Personality and Motivation Tests. Urbana, 1967.
  148. Eysenck H.J. The Structure of Human Personality. London, 1971.
  149. Golsing J., Weeks R. Your Pastoral Care in School. Oxford: New Education Press, 1989.
  150. Kirk R. Learning in action. Oxford Basil Blackwell, 1987.
  151. Lang P. International Perspectives on Pastoral Care. 1993.
  152. Mc.Connjn. Self-aware: Oxford Basil Blackwell, 1989.
  153. Hiaglet J., Inhelder B. The Psychology of the Child. London, 1971.
  154. Steins J. Effective personality. Oxford Basil Blackwell, 1972.
  155. Thurstone L.L. Multiple-factor Analysis. Chicago, 1947.
Заполнить форму текущей работой