Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Психологическая компетентность будущего специалиста: На материале экономико-управленческих профессий

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В рамках различных подходов существуют различные термины для обозначения компетентности: профессиональная, социально-психологическая, коммуникативная компетентность, психолого-педагогическая, социальная компетентность, психологическая компетентность. Соответственно, различается и смысл понятия компетентности в рамках различных трактовок. Некоторые авторы (Ю.Н.Емельянов (1985), Ю. М. Жуков (1987… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ИССЛЕДОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ
    • 1. Л. Анализ понятия психологической компетентности специалистов
      • 1. 2. Структура психологической компетентности специалиста
      • 1. 3. Классификация психологических воздействий
      • 1. 4. Анализ факторов, влияющих на построение воздействий на материале управленческой деятельности)
  • ВЫВОДЫ
  • ГЛАВА 2. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА
    • 2. 1. Описание методик исследования психологической компетентности
    • 2. 2. Анализ когнитивного компонента психологической компетентности
    • 2. 3. Связь психологических особенностей человека с механизмом построения воздействий
    • 2. 4. Связь личностных особенностей с предпочитаемыми стратегиями воздействия
  • ВЫВОДЫ
  • ГЛАВА 3. ФОРМИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА
    • 3. 1. Проблема формирования психологической компетентности
    • 3. 2. Метод анализа проблемных ситуаций как средство формирования психологической компетентности
    • 3. 3. Формирование научного психологического мышления как средство развития психологической компетентности
  • ВЫВОДЫ

Психологическая компетентность будущего специалиста: На материале экономико-управленческих профессий (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования психологической компетентности специалистов сферы «человек-человек» в современных социально-экономических условиях обусловлена возрастанием роли психологических факторов в процессе профессиональной подготовки. Для повышение качества профессиональной подготовки необходимо формирование целостности и системности субъекта профессиональной деятельности в соответствии с требованиями профессии.

В связи с этим, актуальной представляется проблема формирования психологической компетентности будущего специалиста, его психологических знаний, умений анализировать возникающие проблемные ситуации и взаимодействовать с людьми с позиции успешности профессиональной деятельности.

Анализ теоретических исследований психологической компетентности показал, что существуют различные подходы к данному понятию. Так, компетентность рассматривалась в рамках социально-психологического подхода Ю. Н. Емельяновым, Л. А. Петровской, Ю. М. Жуковым, В. Г. Лоос, Г. А. Ковалевым, Н. В. Гришиной, А. А. Кидрон, Ю. Ф. Майсурадзе, Л. И. Берестовой, А. В. Евсеевым и др. Они анализировали данное понятие в контексте управленческих взаимоотношений. Психолого-педагогический подход разрабатывался в работах Ю. В. Варданян, Н. В. Кузьминой, Е. В. Поповой, А. К. Марковой, М. И. Лукьяновой и др., которые рассматривали проблему профессиональной компетентности педагога в контексте обучения и воспитания. В рамках общепсихологического подхода В. Н. Дружинин, Н. В. Яковлева рассматривали понятие психологической компетентности применительно к решению профессиональных задач.

В рамках различных подходов существуют различные термины для обозначения компетентности: профессиональная, социально-психологическая, коммуникативная компетентность, психолого-педагогическая, социальная компетентность, психологическая компетентность. Соответственно, различается и смысл понятия компетентности в рамках различных трактовок. Некоторые авторы (Ю.Н.Емельянов (1985), Ю. М. Жуков (1987)) рассматривают понятие «профессиональной коммуникативной компетентности» как «ситуативную адаптивность и свободное владение вербальными и невербальными средствами социального поведения», другие определяют компетентность как комплексное многоуровневое личностное образование, совокупность коммуникативных характеристик личности, а также знаний, умений и навыков, обеспечивающих регуляцию и протекание процесса общения или как совокупность профессиональных, коммуникативных, личностных свойств учителя, позволяющих достигать качественных результатов (Н.М.Мельникова (1992), Е. В. Попова (1996)). Существующие различия в трактовке и подходах к данному явлению обусловили необходимость проведения теоретического анализа и экспериментального исследования проблемы психологической компетентности. Кроме того, недостатки существующей психологической подготовки специалистов определили необходимость разработки методики формирования психологической компетентности специалистов экономико-управленческого профиля.

Таким образом, актуальность настоящего исследования обусловлена, с одной стороны, объективной необходимостью совершенствования психологической подготовки специалистов, а с другой стороны — недостаточной разработанностью проблемы психологической компетентности как на теоретическом, так и на методическом уровне.

Объект исследования — психологическая компетентность специалистов (на примере специалистов экономико-управленческого профиля).

Предмет исследования — структурные компоненты психологической компетентности специалиста.

Цель исследования — разработать модель психологической компетентности специалиста и выявить особенности ее функционирования и формирования.

Задачи исследования:

1. Проанализировать основные теоретические подходы к пониманию проблемы психологической компетентности.

2. Выделить и охарактеризовать основные структурные компоненты психологической компетентности специалиста.

3. Разработать классификацию способов психологического воздействия.

4. Разработать методы диагностики психологической компетентности и выявить уровень ее развития у будущих специалистов.

5. Выявить особенности и механизмы построения психологических воздействий (на примере управленческих воздействий).

6. Разработать формирующую методику, показать возможность развития психологической компетентности у будущих специалистов и проанализировать динамику соответствующих показателей.

Гипотезы исследования:

1. Психологическая компетентность специалиста является одним из внутренних инструментов успешной профессиональной деятельности и представляет собой особое психическое образование личности, включающее психологические знания, психологическое мышление и систему практических умений и навыков межличностного воздействия. Психологическое мышление, а также умения проектировать и строить психологические воздействия являются профессионально важными качествами специалиста-управленца.

2. При построении управленческих воздействий субъект склонен отталкиваться не столько от психологических особенностей другого человека, сколько от собственных личностных характеристик (черт характера, отношений, мотивов и др.).

Теоретической основой исследования является концепция дея-тельностного подхода (А.Н.Леонтьев, С. Л. Рубинштейн и др.), системный подход к анализу профессиональной деятельности (Е.М.Иванова,.

Е.А.Климов, Б. Ф. Ломов, Г. В. Суходольский, В. Д. Шадриков и др.), конкретно-методологические идеи и научные факты, полученные при разработке проблемы общения (А.А.Бодалев, Б. Ф. Ломов, Л. А. Петровская, Г. А. Ковалев и др.).

Методы исследования: теоретический анализ психологической литературы по исследуемой проблемеметодика свободной актуализации представлений о психологическом содержании ситуаций будущей профессиональной деятельности, методика «Анализ проблемных ситуаций», методика свободной актуализации индивидуального нравственно-психологического словаря, 16-факторный опросник Кэттелла, методика «Деловые ситуации» (модифицированный вариант), тест описания поведения К. Томаса, методика формирования психологического мышления. Исследование проводилось среди студентов экономических специальностей Мордовского университета (выборка 248 человек). Для обработки полученных данных были использованы методы математической статистики: корреляционный и факторный анализ, t-критерий Стьюдента. Обработка осуществлялась с помощью компьютерной программы «ОЛИМП» .

Достоверность исследования определяется большой выборкой испытуемых, многообразием методических приемов и корректным применением методов математической статистики, статистической значимостью полученных результатов.

Научная новизна исследования.

Разработана оригинальная модель психологической компетентности специалистов, рассматривающаяся как один из внутренних инструментов успешной профессиональной деятельности. Основными структурными элементами психологической компетентности являются когнитивный и практический компоненты. Впервые в структуру психологической компетентности вводится психологическое мышление.

Дана оригинальная трактовка психологического воздействия как одного из существенных компонентов психологической компетентности специалиста. Он рассматривается как акт, содействующий самоизменению психологических характеристик и поведения другого человека.

Психологическое мышление, а также умения проектировать психологические воздействия рассматриваются как профессионально важные качества специалистов экономико-управленческого профиля.

Выявлены факторы и механизмы, определяющие построение психологических воздействий в проблемных ситуациях.

Разработаны новые методики исследования и формирования психологической компетентности специалиста.

Практическая значимость исследования состоит в том, что на его основе возможно существенное улучшение психологической подготовки специалистов — будущих управленцев, как важнейшего условия формирования профессиональной компетентности. Разработанные методики и полученные эмпирические данные можно использовать для диагностики уровня психологической компетентности при профессиональном отборе.

Положения, выносимые на защиту:

1. Психологическая компетентность специалистов представляет собой особое психическое образование личности, выступающее как предпосылка успешной профессиональной деятельности специалистов сферы «человек-человек». Она включает в себя систему когнитивных и практических компонентов: психологических знаний, научного психологического мышления и практических умений и навыков межличностного взаимодействия.

2. Все структурные компоненты психологической компетентности тесно взаимосвязаны и образуют единую систему внешних (объективных) и внутренних (субъективных) образований.

3. Психологическое воздействие является одним из основных составляющих практического компонента психологической компетентности. По своей психологической сущности оно выступает как акт, содействующий самоизменению поведения и субъективных характеристик другого человека.

4. Построение психологического воздействия достаточно сложный процесс, который определяется взаимодействием двух факторов: объективного (ситуационного) и субъективного (личностного). Умение проектировать психологические воздействия является одним из профессионально важных качеств специалиста, влияющим на эффективность управленческой деятельности.

5. Одной из существенных особенностей построения психологического воздействия является наличие у большинства испытуемых эгоцентрических установок или механизмов, выражающихся в склонности игнорировать (целиком или частично) психологические качества другого человека (объекта), т. е. отталкиваться не от другого, а от самого себя.

6. Психологическая подготовка специалистов должна быть направлена на формирование всех компонентов психологической компетентности (знаний, мышления и практических умений и навыков), а также на коррекцию эгоцентрических установок личности.

7. Формирование таких профессионально важных качеств будущих специалистов как психологическое мышление, умение проектировать психологические воздействия при анализе проблемных ситуаций управленческой деятельности возможно только в условиях специального психологического обучения.

Апробация результатов исследования осуществлялась на кафедре психологии в Мордовском университете (1998, 1999 г.), на ежегодных Са-фаргалиевских чтениях в Мордовском университете (Саранск, 1997;1999г.), на Всероссийской научно-технической конференции (Саранск, 1997 г.), на научной конференции молодых ученых (Саранск, 1998 г.), на межрегиональной научно-практической конференции в Мордовском пединституте (Саранск, 1999 г.), на Всероссийской научно-практической конференции (Саранск, 1999 г.). По теме исследования имеется 6 публикаций.

Внедрение в практику. Результаты исследования используются в практике психологической подготовки студентов экономических специальностей Мордовского государственного университета.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

ВЫВОДЫ.

Проведенный формирующий эксперимент был направлен на повышение психологической компетентности будущих специалистов, предполагающей наличие психологических знаний и психологического мышления. Он включал в себя традиционные методы обучения, а также методики формирования таких профессионально важных качеств как психологическое мышление, умение проектировать психологические воздействия в проблемных ситуациях будущей профессиональной деятельности.

В результате проведенного психологического обучения была получена положительная динамика формирования профессионально значимых качеств будущих специалистов. Произошло статистически значимое увеличение репертуара способов воздействия испытуемых, а также качественное улучшение умений испытуемых анализировать проблемные ситуации в соответствии со структурной схемой анализа: формулировать цели, выделять значимые условия, и разрабатывать в соответствии с ними наиболее оптимальные способы воздействия. Повысился уровень осознания испытуемыми необходимости принимать во внимание личность другого человека, а следовательно, и уровень осознания выбранных способов воздействия, что способствовало повышению степени адекватности предложенных способов.

В целом, проведенный психологический тренинг способствовал децентрации позиции испытуемых в анализируемых ситуациях, что являлось одним из условий формирования такого профессионально важного качества как умения строить воздействия адекватно психологическим особенностям личности партнера.

Полученные результаты позволяют сделать вывод о том, что существующая в университете система психологической подготовки специалистов требует существенных изменений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проведенное теоретическое и эмпирическое исследование проблемы психологической компетентности будущих специалистов позволяет сделать следующие выводы:

1. Психологическая компетентность специалиста представляет собой особое психическое образование личности, являющееся одним из внутренних инструментов успешной профессиональной деятельности. Она состоит из когнитивного и практического структурных компонентов. Когнитивный компонент включает психологические знания и психологическое мышление. Психологическое мышление направлено на познание психологической реальности и является одним из профессионально значимых качеств специалистов сферы «человек-человек». Практический компонент психологической компетентности представлен системой умений и навыков построения межличностного взаимодействия.

2. Важнейшее место в структуре психологической компетентности специалиста занимает психологическое воздействие, которое представляет собой не манипуляцию с другим человеком, а акт, направленный на актуализацию его внутренней активности, содействующий самоизменению его поведения, его психологических характеристик.

3. Психологические воздействия (содействия) можно классифицировать по ряду параметров (в зависимости от вида профессиональной деятельности, от осознаваемости цели взаимодействия, от степени адекватности, от знака воздействия, от содержания воздействия и др.).

4. Все структурные компоненты психологической компетентности тесно взаимосвязаны и образуют единую систему сложным образом взаимосвязанных компонентов внешнего (объективного) и внутреннего (субъективного) планов. Ориентация в ситуациях управленческого взаимодействия определяется строением когнитивной сферы, а механизм построения воздействий связан с личностными особенностями субъекта.

5. Механизм построения воздействий является достаточно сложным и определяется двумя факторами: объективным, обусловленным обстоятельствами ситуации и субъективным (личностным). При построении воздействий в ситуациях, противоречащих внутренним эгоцентрическим установкам субъекта, существует тенденция игнорировать психологические особенности личности другого человека (объекта). При этом он (субъект) склонен ориентироваться на свои собственные эгоцентрические установки.

6. Эффективность управленческого воздействия зависит от того, в какой мере субъект способен преодолеть свой эгоцентризм и подчиниться требованиям условий ситуации. Поэтому умение проектировать оптимальные воздействия с учетом внешних и внутренних обстоятельств ситуации является одним из профессионально важных качеств специалистов экономико-управленческого профиля.

7. На основе разработанных диагностических методик установлено, что будущие специалисты имеют низкий уровень развития психологической компетентности. Это проявляется в ограниченности их представлений о ситуациях профессионального и межличностного общения, о способах психологического воздействия, в неумении анализировать проблемные ситуации и учитывать психологические особенности другого человека при построении воздействий.

8. Существующая в университете система психологической подготовки будущих специалистов требует существенного изменения, поскольку она не обеспечивает в полной мере формирования всех компонентов психологической компетентности. Результаты проведенного исследования свидетельствуют о том, что формирование всех компонентов психологической компетентности (психологического мышления, умения проектировать оптимальные способы воздействия) возможно лишь в условиях специального обучения.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Г. С. Введение в практическую психологию. М.: Международная педагогическая академия, 1994. 238с.
  2. А.В. Личность как объект психологического воздействия// Психологическое воздействие на личность и группу. Иваново, 1989. С.34−41.
  3. М.К., Козлова В. Т., Ференс Н. А. Подходы к диагностике практического мышления // Вопросы психологии. № 3. 1999. С.21−32.
  4. Анализ конкретных ситуаций в управлении производством. М., 1971. 300 с.
  5. А. Психологическое тестирование. М., 1982. Кн.2. 296с.
  6. Г. М. Основные направления воздействия общения на совместную деятельность/Юбщение и оптимизация совместной деятельности. М., 1987. С.6−20.
  7. Г. М., Донцов А. И., Хараш А. У. Принципы исследования межличностного восприятия в условиях совместной деятельности/Межличностные восприятия в группе. М., 1981. С.68−85.
  8. Г. М. Социальная психология.М., 1988. 432 с.
  9. В.П. Психологические основы формирования профессионального мышления. Саранск, 1991. 84с.
  10. А.Г. Психология личности. М., 1990. 367 с.
  11. М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1986. 445с.
  12. Л.И. Социально-психологическая компетентность как профессиональная характеристика руководителя: Дисс.канд. психол. наук. М., 1994. 208с.
  13. Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в иг-ры.С-Пб.-М., 1996. 400с.
  14. Н.Н., Петровская Л. А. О методах активной социально-психологической подготовки// Вестник МГУ. 1977. № 1. С.53−58.
  15. А.А. Личность и общение. М., 1983. 271с.
  16. Бодалев А. А. Психология о личности.М., 1988. 192с.
  17. А.А., Ковалев Г. А. Диалог как форма психологического воздействия / /Общение и диалог в практике обучения, воспитания и психологической консультации. М., 1987. С. 17−27.
  18. Е.М., Логинова Г. П., Мдивани М. О. Диагностика управленческих способностей/ЛЗопр.психологии. 1997. № 2. С.112−126.
  19. Бородкин Ф. М, Коряк Н. М. Внимание: конфликт. Новосибирск, 1983. 141с.
  20. Ю.В. Строение и развитие профессиональной компетентности специалиста с высшим образованием (на материале подготовки педагога и психолога: Автореф.докт.пед.наук. Москва, 1999. 38с.
  21. А.А. Активное обучение в высшей школе. Контекстный подход. М., 1991. 208с.
  22. И.П. Руководителю о человеческом факторе. Л., 1989. 222с.
  23. Л.С. Мышление и речь// Собр.соч.:В 6 т. Т.2. М., 1982. С.5−361.
  24. Р.В. Моделирование в познавательной деятельности студентов. Казань, 1983. 112с.
  25. .Г. Формирование психологической компетентности у будущих инженеров/Юсобенности и тенденции развития инженерного университетского образования. Саранск, 1997. С. 34.
  26. .Г. Активные методы психологической подготовки специалистов/Юбновляющаяся Россия формирование нового гуманитарного пространства. Саранск, 1997. С.338−340.
  27. .Г. Особенности психологической подготовки студентов экономических специальностей/УРоссийская провинция: история, культура, наука. Саранск, 1998. С.613−616.
  28. .Г. Совершенствование психологической подготовки специалистов/ЯН конференция молодых ученых МГУ им. Н. П. Огарева. 4.2. Саранск, 1998. С. 45.
  29. .Г. Формирование навыков психологического воздействия в процессе обучения специалистов//Сборник научных трудов ученых Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарева. 4.1. Саранск, 1998. С.3−5.
  30. .Г. Исследование психологической компетентности будущих специалистов/УПсихология и практика. Саранск, 1999. С. 127−131.
  31. П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий/УИсследования мышления в советской психологии. М., 1966. С. 236−277.
  32. Р. Основы психологического эксперимента. М., 1982. 464с.
  33. P.M. Элементы практической психологии. Д., 1988. 568с.
  34. Гришина Н. В. Опыт построения социально-психологической типологии производственных коллективов/УПсихология производству и воспитанию. Л., 1977. С. 19−25.
  35. Н.В. Производственные конфликты и их регулирование// Промышленная и социальная психология. JL, 1982. С.42−49.
  36. Н.В. Я и другие: общение в трудовых коллективах. М., 1990. 176с.
  37. Н.В. Психология социальных ситуаций// Вопр.психологии. 1997. № 1. С.121−132.
  38. В.В. Проблемы развивающего обучения. М., 1986. 240с.
  39. И.Ф. Развитие психологической компетентности студентов будущих учителей: Дисс.канд.психол.наук. С-Пб., 1993. 203с.
  40. В.Н. Психологическая компетентность в профессиональной деятельности командира полка (батальона): Автореф.дисс. канд.психол.наук. Тверь, 1998.
  41. А.В. Формирование социально-психологической компетентности молодых руководителей: Автореф.дисс.канд.психол.н. М., 1998.20с.
  42. А.А. Социально-психологические аспекты конфликтов// Социальная психология и социальное планирование. Л., 1973. С.33−46.
  43. А.А. Психологическое воздействие и управление людь-ми//Проблемы психологического воздействия. Иваново. 1979. С.111−124.
  44. П.М. Режиссура как практическая психология. М., 1972. 352с.
  45. Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение. Л., 1985.168с.
  46. Ю.Н. Активные методы подготовки руководителей трудовых коллективов//Трудовой коллектив как объект и субъект управления. Л, 1980. С.113−121.
  47. Ю.Н. Деловые игры как средство социально-психологического обучения мастеров промышленного производства// Психология производству и воспитанию. Л., 1977. С.55−60.
  48. Ю.Н. Теория формирования и практика совершенствования коммуникативной компетентности: Дисс.докт.психол.наук. Л., 1990. 403с.
  49. Е.П. Конфликты в деловом общении и их преодоление// Управление персоналом. 1996. № 11. С.35−38.
  50. А.Н. Психология профессионального общения. Н. Новгород, 1997. 348с.
  51. Ю.М. Методы диагностики и развития коммуникативной компетентности// Общение и оптимизация совместной деятельности. М., 1987. С.64−74.
  52. Ю.М., Петровская J1.A., Растянников П. В. Проблема диагностики социально-перцептивной компетентности (в педагогическом общении)// Активные методы обучения педагогическому общению. М., 1987. С.38−65.
  53. В.М., Мучник И. Б. Факторный анализ в социально-экономических исследованиях. М., 1976. 152с.
  54. Журавлев A. JL, Рубахин В. Ф. Проблема «человеческого фактора» в управлении//Психологические проблемы социальной регуляции поведения. ML, 1976. С.60−73.
  55. A.JI. Коммуникативные качества личности руководителя и эффективность руководства коллективом//Психол.журнал. 1983. № 1. С.25−33.
  56. А.Л. Социально-психологические проблемы управления/Прикладные проблемы социальной психологии. М., 1983. С.173−187.
  57. А.В. Избранные психологические произведения.: В 2 т. Т.1.М., 1986.318с.
  58. В.П., Моргунов Е. Б. Человек развивающийся: Очерки российской психологии. М., 1994. 304 с.
  59. В.Л. Психологический анализ формирования и развития коммуникативной компетентности молодого учителя: Дисс.канд.психол.наук. Киев, 1991. 197с.
  60. В.В. Понимание субъектом правды о моральном поступке другого человека: нормативная этика и психология нравственного сознания//Психол.журнал. 1993. Т. 14. № 1. С.32−44.
  61. Е.М. Основы психологического изучения профессиональной деятельности. М., 1987. 208с.
  62. Издебский 3., Тудрей Е. Подготовка руководящего персонала предприятий в капиталистических странах. М., 1966. 128с.
  63. М.К., Арцишевская Е. В. Языковые и коммуникативные способности и компетенция//Вопр.психологии. 1996. № 1. С.43−48.
  64. М.С. Человеческая деятельность. М., 1974. 328 с.
  65. Д.П., Суименко Е. И. Психология единоначалия и коллегиальности. М., 1979. 256с.
  66. Д.В. Тайны человеческой психики. С-Пб., 1996. Т.1. 208с.
  67. Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей/ Пер. с англ. Рыбинск, 1997. 800с.
  68. А.А. Умение общаться как фактор взаимодействия// Взаимодействие коллектива и личности в коммунистическом воспитании. Таллин, 1979. 156с.
  69. А.А. Коммуникативная способность и ее совершенствование: Дисс.канд.психол.наук. М., 1981. 199с.
  70. А.И. Опыт построения психологической теории управления// Психол.журнал. 1981. T.2.N4. С.21−33.
  71. Е.А. Индивидуальный стиль деятельности//Психология индивидуальных различий. Тексты. М., 1982. С. 74 78.
  72. Е.А. Введение в психологию труда. М., 1988. 200с.
  73. Е.А. Психология профессионального самоопределения. Ростов/Дон, 1996. 510с.
  74. Е.В. Психологические аспекты социальной компетентности: Дисс.канд.психол.наук. С-Пб., 1995. 210с.
  75. Ковалев А. Г. Коллектив и социально-психологические проблемы руководства. М., 1975. 271с.
  76. Г. А. Об активном обучении педагогическому обще-нию//Активные методы обучения педагогическому общению и его оптимизации. М., 1979. 128с.
  77. Ковалев Г. А. Три парадигмы в психологии три стратегии психологического воз действия.//Общение и диалог в практике обучения, воспитания и психологической консуьтации. М., 1987. С. 4 -16.
  78. Г. А. О системе психологического воздействия// Психология воздействия. М., 1989. С. 4 43.
  79. Г. А. Психологическое воздействие: теория, методология, практика: Дисс.докт.психол.наук. М., 1991. 472с.
  80. Коллектив. Личность. Общение: Словарь социально-психологических понятий // Под ред. Е. С. Кузьмина и В. С. Семенова.М., 1987. 143с.
  81. Я.Л. Психология личных взаимоотношений в детском коллективе. Минск, 1968. 234с.
  82. Я.А., Березовик Н. А. Некоторые педагогические проблемы социальной психологии. М., 1977. 64с.
  83. И.М. Самооценка компетентности в разрешении конфликтов руководителями среднего звена// Психол.журнал. 1998. Т. 19, № 1. С.135−143.
  84. Ю.К., Мехтиханова Н. Н. Процесс изучения мышления как объект психологического анализа//Методы исследования мышления и общения в производственной деятельности. Ярославль, 1989. С. 18−27.
  85. Ю.Д. Заставь себя услышать.//ЭКО № 9, 1982, С. 186 197.
  86. Р.Л., Маржине А. В. Психологические факторы эффективности руководства первичным коллективом. Кишинев, 1991. 128с.
  87. Н.В. Взаимообусловленность познания людьми друг друга и самопознания в конфликтной деятельности//Психология межличностного познания. М., 1984. С.67−72.
  88. Л.Д. Системно-психологическая оценка кадров руководителей и управленческих систем. Кишинев, 1983. 160с.
  89. Н.В. Психологическая структура деятельности учителя и формирование его личности: Автореф.докт.пед.наук. М., 1965. 390с.
  90. Е.С., Волков И. П., Емельянов Ю. Н. Руководитель и коллектив. Л., 1974. 168с.
  91. В.Н. Прикладное исследование социально-психологического воздействия//Прикладные проблемы социальной психологии. М., 1983. С.158−165.
  92. В.Н. Психологическое воздействие. Взаимодействие и самовоздействие: история, теория, проблемы//Психологическое воздействие наличность и группу. Иваново, 1989. С. 15−31.
  93. Курс для высшего управленческого персонала. М., 1970. 453с.
  94. М. Рассмотрение компетентности в психологической концепции совершенствования управления производственной организацией//Актуальные проблемы психологии труда. Тарту, 1980. С.45−67.
  95. В.В. Речевое воздействие в условиях публичной дискуссии (на материале парламентских выступлений)//Психол.журнал. 1994, № 1. С.50−55.
  96. М.М. Некоторые психологические аспекты проведения имитационных игр //Вестник МГУ. 1980. № 3. С. 14−19.
  97. А.А. Психология общения. М., 1997. 368с.
  98. А.Н. Деятельность.Сознание.Личность. М., 1975. 304с.
  99. А.Н. Избранные психологические произведения.: В 2 т. Т.2. М., 1983.€.324−348.
  100. С.Д. Психологические закономерности формирования педагогических способностей: Дисс.канд.психол.наук. М., 1987. 263с.
  101. Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1984. 216 с.
  102. В.Г. Об активных методах в психологической подготовке руководителей и педагогов.// Психол.журнал. 1982. № 5. Т.З. С.34−37.
  103. М.И. Развитие психолого-педагогической компетентности учителя: Дисс.канд.пед.наук. М., 1996. 196с.
  104. В .Я. Методика преподавания психологии.М., 1989.77с.
  105. Ю.Ф. Роль образования в повышении компетентности руководящих кадров//Научное управление обществом. М., 1976. Вып. 10. С.277−298.
  106. Максимовская М.В.О методе исследования и формирования деятельности руководителя//Методы исследования мышления и общения в производственной деятельности. Ярославль. 1989. С.84−88.
  107. А.К. Психологический анализ профессиональной компетентности учителя//Советская педагогика. 1990. № 8. С.82−87.
  108. A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М., 1972. 208с.
  109. Н.М. Социально-психологическая компетентность старшеклассников в общении: Дисс.канд.психол.наук. М., 1992. 176с.
  110. В.М., Ямпольский JI.T. Введение в экспериментальную психологию личности.М., 1985. 320с.
  111. В. Социально-психологические аспекты управления. Стиль и методы работы руководителя. М., 1975. 368с.
  112. ПЗ.МицичП. Как проводить деловые беседы. М., 1987.208с.
  113. Э.Ш. Приемы педагогического воздействия на учащихся. Кишинев, 1965.220с.
  114. Н.Д., Юров А. К. Психолого-педагогические основы управления деятельностью коллектива. Ростов-на-Дону, 1976. 78с.
  115. Н.Н. О трехкомпонентной структуре межличностного взаимодействия/ТПсихология межличностного познания. М., 1981. С.80−92.
  116. Н.Н. Психология делового общения. С.-Пб., 1993.32с.
  117. Н.Н. Психологическая культура отношений. С.-Пб., 1993.32с.
  118. Общение и оптимизация совместной деятельности. М., 1987.304с.
  119. Общение и диалог в практике обучения, воспитания и психологической консультации.М., 1987. 164 с.
  120. С.И. Словарь русского языка. М., 1984. 797с.
  121. Э.А., Филонова Л. Б. Взаимодействие в конфликтной ситуации. Некоторые факторы, определяющие ход взаимодействия// Психологические проблемы социальной регуляции поведения. М., 1976.С.317−326.
  122. A.M. Управление: искусство общения. М., 1983. 237с.
  123. А.Ю. Управленческое общение. М., 1990. 112с.
  124. А.Ю. Система повышения квалификации и психологическая перестройка кадров. М., 1991. 79с.
  125. А.В., Филиппов А. В. Практикум по психологии управления. Ярославль, 1982. 82с.
  126. Т.И. Децентрация в условиях кооперативного и конкурентного взаимодействия: Автореф.дис.канд.психол.н. М., 1985. 17с.
  127. Л.А. Активные методы социально-психологического воздействия на коммуникативные процессы//Общение и оптимизация совместной деятельности.М., 1987. С.74−85.
  128. Л.А. Компетентность в общении М., 1989. 216с.
  129. А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. М., 1984.256с.
  130. С.В. Социально-психологический тренинг в многочисленной группе как средство развития компетентности в общении: Дисс.канд.психол.наук. Казань, 1995. 189с.
  131. . Избранные психологические труды. Психология интеллекта. Генезис числа у ребенка. Логика и психология. М., 1969. 659с.
  132. Е.В. Психолого-педагогическая компетентность учителя как условие повышения педагогической культуры: Дисс.канд.пед.наук. Ростов/Дон, 1996. 221с.
  133. В.И., Федотова Е. О. Техника репертуарных решеток в экспериментальной психологии личности//Вопр.психологии. 1984. № 3. С.25−31.
  134. Психологические тесты. М., 1996. 320с.
  135. Психологические исследования. Практикум по общей психологии для студентов педагогических вузов. Москва-Воронеж, 1996. 176с.
  136. Психология. Словарь/Под ред. А. В. Петровского, М.Г.Яро-шевского. М., 1990. 494с.
  137. Психология межличностного познания. М., 1981. 196с.
  138. Психология управления. Новосибирск. 1997. 150с.
  139. Пушков В. Г. Специфика психологического воздействия в следственной практике/ЯТсихол.журнал. 1997. № 1. С.34−42.
  140. К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М., 1994. 480с.
  141. В.А. Психология управления. М., 1997. 176с.
  142. К.М. Психология межличностного познания. Саранск, 1993.148с.
  143. К.М. Формирование психологического мышления учителя. Саранск, 1994. 108с.
  144. К.М. Мышление в структуре межличностного познания: Автореф.докт.психол.наук. М., 1996. 36с.
  145. К.М. Мышление в структуре межличностного познания: Дисс.докт.психол.наук. М., 1996. 421 с.
  146. К.М. Психологическое обеспечение учебного процесса в системе интеграции образования//Интеграция образования. 1996. № 2−3. С.42−44.
  147. К.М. Психологическое обеспечение учебно-воспитательного процесса в системе образовательных учреждений Мордо-вии//Интеграция образования. 1998. № 1. С.39−43.
  148. В.Ф., Филиппов А. В. Психологические аспекты управления. М., 1973. 64с.
  149. C.JI. Основы общей психологии: В 2 т. Т.1.М., 1989.486с.
  150. С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. Т.2.М., 1989.328с.
  151. И. Брненский метод активного социального обучения для повышения уровня социальной подготовки трудовых коллективов//Методы исследования, диагностики и развития международных трудовых коллективов. М., 1983. С.56−78.
  152. Словарь иностранных слов. М., 1983. 608с.
  153. В.В. Педагогический аспект управления производством. М., 1979. 128с.
  154. A.M. Методы активного обучения. М., 1991.176с.
  155. Содержание и методы подготовки кадров управления. М., 1977.232с.
  156. Социальная психология/ Под ред. Е. С. Кузьмина, В. Е. Семенова. Л., 1979. 288с.
  157. Л.Ф. Теория и технология решения педагогических задач (развивающее профессионально-педагогическое обучение и самообразование). М., 1997. 174с.
  158. Дж.Г. Сила ума. Способы разрешения конфликтов. С-Пб., 1994. 346с.
  159. М.И. Психология общения. М., 1996. 296с.
  160. Г. В. Основы математической статистики для психологов. Л., 1972. 430с.
  161. Г. В. Основы психологической теории деятельности. Ленинград, 1988. 168с.
  162. П.С. Приемы влияния на людей//ЭКО. 1996. № 6. СЛ83 190.
  163. П.С. Приемы влияния на людей. М., 1999.608с.
  164. П.С. Секреты поведения людей. М., 1999. 544с.
  165. .М. Ум полководца// Избранные труды. T.l. М., 1985. С. 223.
  166. П.В. Метод корреляционных плеяд//Вестник ЛГУ. 1959, № 9. С.33−37.
  167. В.И. Психолого-педагогические условия развития «внутренней позиции» субъекта труда в дошкольном возрасте// Вестник МГУ. Серия 14. Психология, 1989, N 4. С.39−48.
  168. Л.П., Яковлева Н. В. Формирование психологической компетентности врача в процессе обучения в медицинском ву-зе//Психол.журнал. 1995. № 4. С.98−107.
  169. А.В., Ковалев С. В. Ситуация как элемент психологического тезауруса// Психол.журнал. 1986.Т.7,№ 1,С.14.
  170. М., Альберг Г. Характеристика социально-психологического тренинга поведения//Психол.журнал. 1984. № 4. С.31−38.
  171. Ф., Баннистер Д. Новый метод исследования лич-ности.М., 1987. 241с.
  172. Э. Душа человека. М., 1992. 429с.
  173. А.У. Восприятие человека как воздействие на его поведение// Психология межличностного познания. М., 1981. С. 25.
  174. А.У. Социально-психологические механизмы коммуникативного воздействия/Автореф.дисс.канд.психол.наук. М., 1983. 33с.
  175. Д.Н. Особенности восприятия межличностных взаимодействий больными шизофренией//Журнал невропатологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. 1984. Т.84. Вып. 12. С. 1810.
  176. Л., Зинглер Д. Теории личности. С.-Пб., 1997. 608с.
  177. В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. М., 1982. 184с.
  178. С.А. Типология стилей педагогического общения и анализ потенциала их развивающего воздействия//Психология воздействия. М., 1989. С. 77.
  179. В.М. Управленческая психология. М., 1984. 246с.
  180. В.М. Руководитель и подчиненный. М., 1972. 119с.
  181. .О. 100 ситуаций в управлении. М., 1977. 136с.
  182. Д.Б. Психология игры. М., 1978. 300с.
  183. В.А. Диспозиционная концепция личности//Социальная психология. Л., 1979. С.106−120.
  184. С.Е. Становление психологических механизмов этической регуляции поведения// Психология формирования и развития. М., 1984. С.320−377.
  185. Н.В. Психологическая компетентность и ее формирование в процессе обучения в вузе (на материале деятельности врача): Дисс.канд.психол.наук. Ярославль, 1994. 277с.
  186. В.А. Обучение как процесс управления.Л., 1988. 160с.
  187. Н.Д. Метод анализа конкретных ситуаций как форма социально-психологического обучения.: Автореф. дисс. канд.психол.наук. М., 1984. 30с.
  188. Argyle М. The pcycology of interpersonal behaviour. Pengium Books. 1975. 277p.
  189. Argyle M. e.a.Social situation. Cambridge e.a., 1981. IX. 453 p.
  190. Bandler R., Grinder J. Refruming Neuro-linguistic Programming and Transformation of Meaning. N.Y., 1981. 345p.
  191. Bieri J. Cognitive comlexity simplicity and predictive behavior. Journal of abnormal and social Psychology. 1955. 51, P.263−268.
  192. Danziger K. Interpersonal communication. New York, 1976. XXII. 23 8p.
  193. Fiedler F.E. The contingency model the dynamics of leadship process // Advances in experimental social psychology. V.II. N.Y., 1978.
  194. Fransella F., Bannister D. A manual for repertory grid technique. London, New York, S-Francisco. 1977. 267p.
  195. Goldfried M.R., D’Zurilla T.J. A behavioral-analytic model of assessing competence.- In: C.D.Spielberger (Ed.). Current Topics in clinical psychology. N.Y. 1969. Vol.1.
  196. G.A. «The Psychology of Personal Constructs», Vols 1 and 2. Norton, New York, 1955.
  197. Maslow A. The farther reaches of human nature. New York, 1971.
  198. Messick S. The criterion problem in the evaluation of instruction: Assessing possible, not just outcomes.- In: M.C.Wittrock., D.E.Wiley (Eds.). The Evaluation of instructio. Issues and Problems. N.Y., 1970.
  199. Mischel W. Personality and Assessment. N.Y., 1968.
  200. Shroder H., Vorwerg M. Soziale Kompetenz als Zielgrosse fur Personlichkeitstruktur und Verhaltensmodifikation.-Zur psychologishen Personlichkeitsforschung, Berlin, 1978.
  201. Sternberg R. The triarchic mind. N.Y.: Viking, 1988.
  202. Strong D.J., Feder D.D. Measurment of the self-concept: A critique of the literature.- Journal of Counseling Psychology. 1961, 8.
  203. Phingsten U., Hintesch R. Gruppentraining sozialer Kompetenzen. Weinheim: Psychologie Verlag Union, 1991.
  204. Toward a psychology of situations: An interpersonal perspective/ Magnusson D. (ed.) Hillsdate, 1981.
  205. A. В предложенных ситуациях перечислите все возможные способы действия.
  206. Вам необходимо поручить подчиненному ответственное задание, которое он отказывается выполнять, ссылаясь на то, что это не входит в его прямые обязанности. Как можно поступить в данной ситуации?
  207. Ваш подчиненный некачественно подготовил порученный ему отчет, хотя знал о том, что он имеет большое значение при подведении итогов. Какие действия можно предпринять в данной ситуации?
  208. Вы не смогли выполнить обязательства договора, заключенного с представителем другой фирмы. Какими способами можно объясниться с ним по поводу невыполненных обязательств?
  209. Вам необходимо срочно отправить телеграмму, но почтовая служащая говорит, что у нее закончен рабочий день и она закрывает отделение. Какие действия можно предпринять в данной ситуации, чтобы добиться своей цели?
  210. Ваш подчиненный в рабочее время разговаривает по телефону по личному вопросу, не обращая на вас внимания. Как можно поступить в данной ситуации?
  211. Ваш подчиненный проявил инициативу при выполнении задания и результат оказался не таким, как вы себе представляли. Какие действия можно предпринять в данной ситуации?
  212. B. Среди перечисленных способов выделите те, которыми бы сами воспользовались в предложенных ситуациях.
  213. C. Какой еще информацией об обстоятельствах ситуаций вы хотели бы располагать, чтобы составить о них более полное представление и выбрать оптимальное воздействие?
Заполнить форму текущей работой