Гендерные различия в проявлениях агрессивности студентов
Диссертация
Анализ исследований, направленных на изучение роли биологических и социальных факторов в формировании тендерной специфики агрессивности, позволяет нам придти к выводу о том, что биологические предпосылки, действительно, увеличивают готовность мужчин к агрессии, однако социокультурные факторы могут действовать таким образом, чтобы свести к минимуму или же, наоборот, довести до максимальной… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. Теоретический анализ исследований тендерной специфики агрессивности
- 1. 1. Соотношение понятий «агрессия», «агрессивное поведение» и «агрессивность»
- 1. 2. Изучение агрессивности с позиций различных теоретических подходов
- 1. 2. 1. Теоретические подходы к изучению агрессивности
- 1. 2. 2. Агрессивность как системно-функциональная черта личности
- 1. 3. Тендерная специфика агрессивности
- 1. 3. 1. Понятие «гендер»
- 1. 3. 2. Биологические факторы тендерной специфики агрессивности
- 1. 3. 3. Социальные факторы тендерной специфики агрессивности
- 1. 3. 4. Тендерные различия в проявлениях агрессивности
- 1. 4. Исследования социальных представлений об агрессивности
- 1. 4. 1. Концепция социальных представлений
- 1. 4. 2. Исследования агрессии и агрессивности в русле концепции социальных представлений
- 1. 5. Психокоррекция агрессивности
- Глава II. Диагностика тендерной специфики агрессивности
- 2. 1. Процедура, методики, выборка исследования
- 2. 2. Результаты психометрической проверки методики диагностики агрессивности
- 2. 3. Тендерные различия количественных характеристик агрессивности
- 2. 4. Тендерная специфика корреляционных структур агрессивности
- 2. 5. Сравнение факторных структур агрессивности у юношей и девушек
- 2. 6. Индивидуально-типические особенности агрессивности юношей и девушек
- Глава III. Исследование тендерной специфики представлений о женской и мужской агрессивности
- Глава IV. Психокоррекция высокоагрессивных юношей и девушек по методу танатотерапии
- 4. 1. Основные проблемы и направления психокоррекционной работы с представительницами интернально-неагрессивного, экстернально-агрессивного и эгоистически-агрессивного типов женской агрессивности
- 4. 2. Основные проблемы и направления психокоррекционной работы с представителями интернально-неагресивного, экстернально-инструментального и рефлексивного типов мужской агрессивности
- 4. 3. Процедура работы с наиболее агрессивными юношами и девушками с использованием приемов танатотерапии
- 4. 4. Анализ эффективности психокоррекции высокой агрессивности методами танатотерапии
Список литературы
- Абулъханова-Славская К. А. Стратегия жизни. — М.: Мысль, 1991. — 299 с.
- Адлер А. Понять природу человека. СПб.: Питер-Пресс, 1997. -256 с.
- Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания // Избранные психологические труды. М., 1980. Т. 2. — С. 13−179.
- Антонян Ю.М. Преступность среди женщин. — М.: Российское право, 1992.-256 с.
- Анцыферова Л.И. Системный подход к изучению и формированию личности // Проблемы психологии личности. — М., 1982. — С. 140−147.
- Анцыферова Л.И. Системный подход в психологии личности // Принцип системности в психологических исследованиях. М., 1990. — С. 61−78.
- Аронсон Э. Общественное животное. Введение в социальную психологию / Пер. с англ. М. А. Ковальчука под ред. B.C. Магуна М.: Аспект Пресс, 1998. — 517 с.
- Банков В.И. Динамика развития переменных инициативности в ходе тренинга: Автореф. дисс.. канд.психол.наук. — М.: РУДН, 2008. — 19 с.
- Бандура А., Уолтере Р. Подростковая агрессия. Изучение влияния воспитания и семейных отношений. — М.: Апрель Пресс, ЭКСМО-Пресс, 1999.-512 с.
- Бартол К. Психология криминального поведения. — СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2004. 352 с.
- Баскаков В.Ю. Русское тело (к постановке проблемы телесно-ориентированного анализа национального характера) // Психологическая консультация. -№ 1. 1998. — С. 13−20.
- Баскаков В.Ю. Свободное тело. М.: Институт Общегуманитарных Исследований, 2004. — 224 с.
- Баскаков В.Ю. Танатотерапия: теоретические основы и практическое применение. М.: Институт Общегуманитарных Исследований,' 2007. -176 с.
- Бендас Т.В. Тендерная.психология: Учебное пособие. — СПб.: Питер, 2006.-431 с.
- Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия и контроль. — СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. 512 с.
- Берн Ш. Тендерная психология. — СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2001. — 320 с.
- Бовина КБ. Социальная психология здоровья и болезни: — М.: Аспект Пресс, 2007. 256 с.
- Бовина КБ. Динамика социальных представлений о здоровье и болезни в молодежной среде // Вестник РУДН. — Серия: Психология и педагогика. 2008. — № 2. — С. 64−70.
- Бовина КБ. Социальные представления о здоровье и болезни: структура, динамика, механизмы: Автореф. дисс.. докт психол. наук. М.: МГУ, 2009. — 48 с.
- Бойко З.В. Этнопсихологические особенности уверенности у различных групп студентов: Дисс.. канд. психол. наук. — М., 2009. — 193 с.
- Будрейка Н.Н. Межполовые различия в психологических проявлениях настойчивости юношей и девушек: Автореф. дисс.. канд. психол. наук. М., 1996 — 17 с.
- Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия: Пер с англ. — СПб.: Питер, 1997. — 336 с.
- Бютнер К. Жить с агрессивными детьми. М.: Педагогика, 1991. -141 с.
- Волк М.И. Психологические особенности общительности старших школьников и студентов: Дисс.. канд. психол. наук. — М.: РУДН, 1996. -111 с.
- Воронцов Д.В. Современные подходы к определению понятия «гендер» в социальной психологии // Вестник ОГУ. — 2002. № 8. — С. 97−101.
- Газарова Е.Э. Психология телесности. — М.: Институт Общегуманитарных Исследований, 2002. — 192 с.
- Гамезо М.В., Герасимова B.C., Горелова Г. Г., Орлова Л. М. Возрастная психология. — М.: Издательский дом «Ноосфера», 1999. — 245 с.
- Тендерный подход к проблеме насилия. Исследовательские стратегии и роль образовательных программ (сборник материалов круглого стола, состоявшегося 23 апреля 2002 г. в МГУ им. Ломоносова / Под. ред. Г. Ф. Беляевой. М.: МАКС Пресс, 2002. — 60 с.
- Грошев КВ. Психология половых различий: Дисс.. докт. психол. наук: 19.00.01. -М., 2002. 523 с.
- Грошев И.В. Психофизиологические различия мужчин и женщин. — М.: Издательство Московского психолого-социального института- Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2005. 464 с.
- Грошев И.В. Тендерные особенности конфликтности на предприятиях и в организациях // Социологические исследования. — 2007. — № 6.-С. 122−130.
- Даль В.И. Большой иллюстрированный толковый словарь русского языка: современное написание: ок. 1500 ил. — М.: Астрель: ACT: Хранитель, 2006.-348 с.
- Данилова Н.Н. Психофизиология: Учебник для вузов. М., 1998. -373 с.
- Дешина О.Н. Динамика социометрической структуры студенческой группы: Выпускная квалификационная работа по специальности «Социальная педагогика». М.: ИИЯ РУДН, 2006. — 76 с.
- Донцов A.M., Емельянова Т. П. Концепция «социальных представлений» в современной французской психологии. М.: МГУ, 1987. -427 с.
- Дуаз В. Явление анкеровки в исследованиях социальных представлений // Психол. журнал. — 1994. Т. 15. — № 1. — С. 19−26.
- Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение / Пер. с фр., составление, послесловие и примечания А. Б. Гофмана. М.: Канон, 1995.-352 с. 40 .Дюркгейм Э. Самоубийство. СПб.: Союз, 1998. — 439 с.
- Емельянова Т.П. Концепция социальных представлений и дискурсивная психология // Психологический журнал. — 2005.— Том 26. — № 5. -С. 16−25.
- Емельянова Т.П. Конструирование социальных представлений в условиях трансформации российского общества: Дисс.. д-ра психол. наук. Москва, 2006. — 407 с.
- Ермолаева М.В. Психология развития. М.: Московский психолого-социальный институт- Воронеж: НПО «МОДЭК», 2000. — 336 с.
- Ершова Р. В. Тендерные особенности структуры организованности в юношеском возрасте// Материалы III национальной научно-практической конференции: Психология образования: культурно-исторические и социально-правовые аспекты. — М., 2006. С. 47−50.
- Жигинас Н.В. Тендерные особенности социализации (на примере агрессивных девиантных подростков): Дисс.. канд. психол. наук. — Томск, 2002.-151 с.
- Здравомыслова Е.А., Темкина А. А. Социальное конструирование тендера // Социологический журнал. — 1998. № 3−4. — С. 171−182.
- Иванова Е.А. Тендерные различия в проявлении агрессивности у детей подросткового возраста: Дисс.. канд. психол. наук. — Иркутск, 2002. -181с.
- Изард К. Эмоции человека. М.: МГУ, 1980. — 440 с.
- Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. СПб.: Питер, 2002. — 544 с.
- Исаев Д.Н., Каган В. Е. Половое воспитание детей: Медико-психологические аспекты. JL: Медицина. Ленинградское отделение, 1998. -155 с.
- Исаева И.С. Индивидуально-типологические особенности общительности и агрессивности курсантов военного вуза: Автореф. дисс.. канд. психол. наук. — Москва, 2008. 20 с.
- Исаева М.А. Тендерные и этнические различия в проявлениях агрессивности подростков: Дисс.. канд. психол. наук. — М., 2008. — 156 с.
- Каменева Г. Н. Трудолюбие старших школьников и роль детско-родительских отношений в его становлении: Автореф. дисс.. канд. психол. наук.-М., 2005.-18 с.
- Каргина Н.В. Сравнительное исследование любознательности, настойчивости и общительности студентов: Дисс.. канд. психол. наук. — М., 2005.-159 с.
- Клецина И.С. Психология тендерных отношений. Теория и практика. СПб., Алтейя, 2004. — 408 с.
- Клименкова Т.А. Насилие как основа культуры патриархального типа. Тендерный подход к проблеме // Тендерный калейдоскоп / Под. ред. М. М. Малышевой. -М.: Academia, 2002. С. 212−146.
- А.И. Крупнова: Сборник научных статей, посвященный 70-летию А. И. Крупнова. М.: РУДН, 2009. — С. 269−277.
- Ковалев П.А. Возрастно-половые особенности отражения в сознании структуры собственной агрессивности и агрессивного поведения: Дисс.. канд. психол. наук. СПб., 1996. — 161 с.
- Коваленко Е.А. Особенности общительности при различных типах акцентуации характера: Автореф. дисс.. канд.психол.наук. М.: РУДН, 2008.-16 с.
- Колесов Д.В., Мягков И. Ф. Учителю о психологии и физиологии подростков. — М.: Просвещение, 1986. 80 с.
- Крупное А.И. Психологические проблемы целостного анализа личности и ее базовых свойств // Психолого-педагогические проблемы формирования личности в учебной деятельности. — М.: РУДН, 1988. — С. 28−39.
- Крупное А.И. Целостно-функциональный подход к изучению свойств личности // Системные исследования свойств личности. — М.: РУДН, 1994. -С. 9−23.
- Крупное А.И. Черта характера как функциональная система // Психология образования: Материалы межвузовской научно-практической конференции. Бийск: НИЦ БиГПИ, 1999. — С. 38−40.
- Крупное А.И. Субъектно-личностный подход к изучению целостной индивидуальности // Проблемы современного высшего образования: Материалы Международной научно-практической конференции 26−27 апреля 2002 г. Ч. I. М.: РУДН, МАНПО, 2002. — С. 4−7.
- Крупное А.И. Психологическая структура образований и свойств личности // Индивидуальные различия и проблема индивидуальности: Материалы международной научно-практической конференции. Ч. II. М.: Уникум-Центр, 2004. — С. 3−5.
- Крупное А.И. Системно-диспозиционный подход к изучению личности и ее свойств // Вестник РУДН. Серия «Психология и педагогика». — 2006. -№ 1 (З).-С. 63−73.
- Крупное А.И. Психодиагностика свойств личности и темперамента. Учебное пособие. М.: ИИЦ МГУДТ, 2007. — 56 с.
- Крючкова А.Б. Соотношение свойств темперамента и различных переменных агрессивности // Проблемы современного высшего образования: Материалы Международной научно-практической конференции. Ч. I. М.: РУДН, МАНПО, 2002. — С. 77−81.
- Крючкова А.Б. Исследование зависимости между свойствами темперамента и характеристиками агрессивности подростков // Личность в межкультурном пространстве: Материалы Межвузовской научно-практической конференции. -М.: Изд-во РУДН, 2005. С.163−165.
- Крючкова А.Б. Особенности становления психологической структуры агрессивности // Личность в межкультурном пространстве: Материалы Межвузовской конференции. Ч. II. 24−25 ноября 2006 г., Москва, РУДН. -М.: РУДН, 2008.-288 с. С. 215−221.
- Кудынов С.И. Сравнительный анализ любознательности у девочек и мальчиков раннего юношеского возраста: Автореф. дисс.. канд. психол. наук. М.: Ин-т Молодежи, 1994. — 23 с.
- Кудынов С.И. Половозрастные и национально-этнические аспекты любознательности: Дисс. докт. психол. наук. Новосибирск, 1999. — 313 с.
- Левитов Н.Д. Психическое состояние агрессии // Вопросы психологии. 1972. -№ 6. — С. 168−173.
- Линденфилд Г. Как справиться с гневом. — М.: «Золотой теленок», 1997.-282 с.
- Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984. — 324 с.
- Ломов Б.Ф. О системной детерминации психических явлений и поведения // Принцип системности в психологических исследованиях. — М.: Наука, 1990.-С. 10−18.
- Лорбер Дж. Пол как социальная категория // THESIS. 1994. — Вып. 6.-С. 127−136.
- Лорбер Дж., Фаррелл С. Принципы тендерного конструирования // Хрестоматия феминистских текстов. Переводы / Под ред. Е. Здравомысловой, А. Темкиной. — СПб.: Изд-во «Дмитрий Буланин», 2000. — С. 187−192.
- Лоренц К. Агрессия (так называемое «зло»): Пер. с нем. — М.: Издательская группа «Прогресс», «Универс», 1994. — 272 с.
- Майерс Д. Социальная психология. СПб.: Питер, 1998. — 688 с.
- Макарова Н.Г. Тендерные различия в проявлениях волевых черт характера: Автореф. дисс.. канд. психол. наук. М.: РУДН, 2004. — 20 с.
- Маслоу А.Г. Дальние пределы человеческой психики. СПб: Издат. группа «Евразия», 1997. — 430 с.
- Можгинский Ю.Б. Агрессия у подростков: эмоциональный и кризисный механизм. — СПБ.: Лань, 1999. 128 с.
- Можгинский Ю.Б. Агрессивность детей и подростков: Распознавание, лечение, профилактика. — М.: Когито-Центр, 2006. — 181 с.
- Московичи С. Предпосылки объяснения в социальной психологии // Социальная психология: саморефлексия маргинальности. Хрестоматия. — М.: ИННИОН РАН, 1995. С. 213−252.
- Московичи С. Социальное представление: исторический взгляд // Психологический журнал. — 1995. —Том 16.-№ 1.-С. 3−18.
- Небылицын ВД. Психофизиологические исследования индивидуальных различий. М.: Наука, 1976. — 336 с.
- Небылицын В.Д. Избранные психологические труды / Под ред. Б. Ф. Ломова. М.: Педагогика, 1990. — 406 с.
- Нечепуренко Т.В. Связь общительности и агрессивности студентов // Личность в межкультурном пространстве: Материалы Межвузовской конференции. Ч. II. 24−25 ноября 2006 г., Москва, РУДН. М.: РУДН, 2008. -С. 231−235.
- Нечепуренко Т.В. Тендерная специфика структуры агрессивности студентов // Вестник РУДН. Серия: Психология и педагогика. — 2008. — № 2. -С. 71−78.
- Нечепуренко Т.В. Тендерная специфика социальных представлений студентов о, б агрессивности // Вестник РУДН. Серия: Психология и педагогика. — 2009. — № 2. — С. 38−44.
- Новикова И.А. К проблеме сравнительного исследования черт характера // Вестник РУДН. Серия «Психология и педагогика». — 2006. — № 1 (3). С. 83- 92.
- Новикова И. А., Нечепуренко Т. В. Сравнительный анализ общительности и агрессивности студентов // Вестник РУДН. Серия «Психология и педагогика». № 1. — 2007. — С. 20−28.
- Овруцкий А.В. Социальные представления об агрессии (На материалах газеты «Комсомольская правда» о военном конфликте в Чеченской республике): Дисс.. канд. психол. наук. Ростов н/Д, 1998. -208 с.
- Ожегов С.И. Словарь русского языка: 70 000 слов / Под ред. Н. Ю. Шведовой. -23-е изд., испр. -М.: Рус. яз., 1991. 917 с.
- Остапец С.В. Системная диагностика и развитие организованности личности: Автореф. дисс.. канд.психол.наук. М., 2008. — 19 с.
- Петровский А.В. Личность в психологии с позиций системного подхода // Вопросы психологии. — 1981. — № 1. С. 51-вв.
- Петровский В.А. Личность в психологии. — Ростов-на-Дону: Феникс, 1996.-512 с.
- Платонова Н.М. Агрессия у детей и подростков: Учеб. Пособие. -СПб.: Речь, 2004.-336 с.
- Пол. Тендер. Культура / Под ред. Э. Шоре и К. Хайдер. М., 1999. -215 с.
- Польская А.Ю. Соотношение инициативности и самоактуализации личности: Автореф. дисс.. канд. психол. наук. -М., 2005. 18 с.
- Полянская Е.Н. Индивидуально-типические особенности настойчивости, инициативности и карьерных ориентаций студентов: Дисс.. канд. психол. наук. М., 2008. — 22 с.
- Потапова Е.А. Что такое домашнее насилие. Концептуальный подход к проблеме // Тендерный калейдоскоп / Под. ред. М. М. Малышевой. — М.: Academia, 2002. С. 489−503.
- Прядеин В.П. Половозрастные особенности ответственности личности. — Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т., 1998. 291 с.
- Психологический словарь / Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. М.: Педагогика-Пресс, 1997. — 440 с.
- Раншбург И., Поппер П. Секреты личности. — М.: Педагогика, 1983. 160 с.
- Реан А.А. Агрессия и агрессивность личности // Психологический журнал. 1996. — Т. 17. — № 5. — С. 3−18.
- Реан А.А. Психология изучения личности: Учебное пособие. СПб.: Изд-во В. А. Михайлова, 1999. — 288 с.
- Реан А.А., Трофимова Н. Б. Тендерные различия структуры агрессивности у подростков // Актуальные проблемы деятельности практических психологов. Минск: МГУ, 1999. — С. 6−7.
- Рейнвалъд Н.И. Психология личности: Монография. М.: Изд-во УДН, 1987.-200 с.
- Римашевская Н., Ванной Д., Малышева М. Окно в русскую частную жизнь. Супружеские пары в 1996 году. -М.: Academia, 1999. 272 с.
- Румянцева Т.Г. Понятие агрессивности в современной зарубежной психологии // Вопросы психологии. — 1991. — № 1. — С. 81−88.
- Селиверстова М.А. Сравнительная характеристика уверенности старших школьников и студентов: Автореф. дисс.. канд. психол.наук. М.: РУДН, 2007.-16 с.
- Семенюк JI.M. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции. М.: Институт практической психологии, 1996. — 96 с.
- Сергеева А.Н. Сравнительный анализ влияния развода родителей на личностные особенности мальчиков и девочек подросткового возраста //
- Личность в межкультурном пространстве: Материалы Межвузовской конференции. Ч. II. 24−25 ноября 2006 г., Москва, РУДН. М.: РУДН, 2008. -С. 250−254.
- Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. — СПб.: Речь, 2001.-350 с.
- Синельников А. С. Насилие над женщиной // Женское движение в контексте российской истории. Юбилейные чтения. — М.: «Эслан», 1999. — С. 36.
- Словарь тендерных терминов / Под ред. А. А. Денисова. — М., Информация-XXI век, 2002. 300 с.
- Словарь психиатрических и относящихся к психическому здоровью терминов. Всемирная организация здравоохранения. Женева, 1991. Том I. — 80 с.
- Соловьева C.JT. Агрессивное поведение и агрессивность как свойство личности // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. П. М. Бехтерева. 1995. -№ 3. — С. 13−19.
- Стакина Ю.М. Индивидуально-типические особенности любознательности и специфика их проявлений в учебной деятельности студентов: Дисс. канд. психол. наук. -М., 2006. — 19 с.
- Сухарева Н.Ф. Тендерные особенности проявления агрессии учащимися младшего школьного и подросткового возраста: Дисс.. канд. психол. наук. М., 2006. — 188 с.
- Тарасова Е.В. Проявления агрессивности у современных детей: особенности диагностики и коррекции: Учебно-методическое пособие. — М.: МГПУ, 2008. 92 с.
- Тарасова Е.В. Специфика проявлений агрессивности ребенка при различных типах детско-родительских отношений: Автореф. дисс.. канд. психол. наук. М., 2008. — 23 с.
- Тырнова О.А. Психологические различия в проявлениях общительности у юношей и девушек: Автореф. дисс.. канд. психол. наук. — М., 1996. -20 с.
- Тырнова О.А., Будрейка Н. Н., Крупное А. И. Тендерные различия в психологической структуре общительности личности // Личность студента2001. Шуя: ШГПУ, 2001. — С. 91−95.
- Уайт Дж. Женщины и просветление // Что такое просветление? — М.: Изд-во Трансперсонального института, 1996. — С. 295−302.
- Уэст К., Згшмерман Д. Создание тендера // Тендерные тетради. Вып. 1-й. СПб.: филиал Ин-та социологии РАН, 1997. — С. 94−124.
- Фелъдштейн Д.И. Психология развития личности в онтогенезе. — М.: Педагогика, 1989. 208 с.
- Фомина Н.А. Индивидуально-типические особенности свойств личности и их проявления в речи: Автореф. дисс.. докт. психол. наук. М., 2002. — 56 с.
- Фрейд 3. По ту сторону принципа удовольствия (1920) //Фрейд 3. Психология бессознательного. -М., 1989. — С. З 82−424.
- Фрейд 3. Введение в психоанализ. М.: Наука, 1989. — С. 369−385.
- Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. — М.: Республика, 1994. 450 с.
- Хьюстон М. Введение в социальную психологию. Европейский подход. -М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.
- Чижова С.Ю., Калинина О. В. Детская агрессивность. — Ярославль: Академия развития, 2001. — 160 с.
- Шатрова Л. А. Тендерная идентичность: поиски адекватной методологии // Тендерные исследования в гуманитарных науках: современные подходы. Часть 1. Иваново, 2000. — С. 154−181.
- Шляхта Д.А. Индивидуально-типические особенности активности личности в коммуникативной, волевой и познавательной сферах: Дисс.. канд. психол. наук. М.: РУДН, 2009. — 253 с.
- Этинген Л.Е. Морфологическая анатомия. — М.: Издательство «Институт общегуманитарных исследований», 2006. 528 с.
- Abric J-C. Central system, peripheral system: their functions and roles in the dynamic of social representations // Papers on Social Representations. 1993. № 2. P. 75−78.
- Abric J-C. A structural approach to social representations // Representations of the social: bridging theoretical traditions / Eds. by K. Deaux, G. Philogene. Oxford, 2001. — P. 42−47.
- Bandura A. Psychological mechanisms of aggression // Aggression: Theoretical and empirical reviews. Vol. 1. Theoretical and methodological issues / ed. by R.G. Geen, E.I. Donnerstein. New York: Academic Press, 1983. — P. 1−40.
- Bern S.L. Gender schema theory: A cognitive account of sex typing // Psychological Review. 1981. — № 88 — P. 354−364.
- Berkowitz L. Simple views of aggression // American Scientist, 57, 1969. -P. 372−388.
- Bjorkgvist K., Osterman K. & Lagerspetz K.M.J. Sex differences in covert aggression among adults // Aggressive Behavior. 1994. — № 20. — P. 27−33.
- Buss A.H. The psychology of aggression New York: John Wiley, 1961. -307 p.
- Campbell A., Muncer S., Coyle E. Social representation of aggression as an explanation for gender differences: A preliminary study // Aggressive Behavior. 1992. -№ 18. — P. 95−108.
- Campbell A., Muncer S., Gorman B. Sex and Social representations of aggression // Aggressive Behavior. 1993. — № 19. — P. 125−136.
- Campbell A., Muncer S., Guy A., Banim M. Social representations of aggression: Crossing the sex barrier // European Journal of Social Psychology. — 1996.-№ 26.-P. 135−147.
- Dabbs J.M., Morris R. Testosterone, social class and antisocial behavior in a sample of 4,462 men // Psychological Science, 1, 1990. P. 209−211.
- Dollard J., Doob L., Miller N., Mowrer O.H., & Sears R.R. Frustration and Aggression. New Haven, Conn.: Yale Univ. Press, 1939. — 150 p.
- Eagly A.H., Steffen V.J. Gender and aggressive behavior: A meta-analytic review of the social psychological literature // Psychological Bulletin. — 1986. № 100(3). — P. 309−330.
- Eagly A.H., Wood W. Explaining sex differences in social behavior: A meta-analytic perspective // Personality & Social Psychology Bulletin, 17, 1991. — P. 306−315.
- Feshbach S. The function of aggression and the regulation of aggressive drive // Psychological Review 71, 1964. P. 257−272.
- Feshbach S. Aggression. // In P.H. Mussen (Ed.), Carmichael’s manual of child psychology. New York: Wiley. 1970. — P. 159−259.
- Frodi A. The effect of exposure to weapons on aggressive behavior from a crosscultural perspective // International Journal of Psychology. — 1975. — Vol. 10.-P. 283−292.
- Frodi A. Sexual arousal, situational restrictiveness and aggressive behavior // Journal of Research in Personality. 1977. — Vol. 11, № 2. — P. 48−58.
- Garjinkel H. Studies in Ethnomethodology. Englewood Cliffs N.J.: Prentice-Hall, 1967. 288 p.
- Hinde R.A. Energy models of motivation // Symposia of Society of Experimental Biology. 1960. — № 14 — P. 199−213.
- Hyde J.S. How large are gender differences in aggression: A developmental meta-analysis // Developmental Psychology. 1984. — № 20. — P. 722−736.
- Introduction to Social psychologie // M. Howstone, W. Stroebe, J. Codol & M. Stephenson (eds.). Oxford. 1994. — 555 p.
- Makkoby E.E., Jaklin C.N. Psychology of sex differences. V. 1,2.— Stanford, California, 1974. 568 p.
- Moscovici S. On social representations // Social cognition. L. ect., 1981. -P. 181−209.
- Moscovici S. Notes towards a description of social representations // Europian Journal of social Psychology. 1988. V. 18. № 3. P. 211−250.
- Perry D.G., Perry L.C., Rasmussen P. Cognitive and social learning mediators of aggression // Child Development. 1986. — № 45. — P. 55−62.
- Репу D.G., Репу L.C., Weiss R.J. Sex differences in the consequences that children anticipate for aggression // Developmental Psychology. 1989. — № 25.-P. 312−319.
- Rubin R.T. The neuroendocrinology and neurochemistry of antisocial behavior, hi S.A. Mednick, Т.Е. Moffitt & S.A. Stack (Eds.) // The causes of crime. Cambridge, England: Cambridge Univ. Press, 1987. P. 239−262.
- Schachter S., Singer J.E. Cognitive, social and physiological determinants of emotional state // Psychological Review. — 1962. — № 69. — P. 379−399.
- Slaby R.G., Guerra N.G. Cognitive mediators of aggression in adolescent offenders: Assessment // Developmental Psychology. V. 24(4), 1988. P. 580−588.
- Stoller R.J. Sex and Gender. New York: Science House, 1968. — 383 p.
- Zillmann D. Arousal and aggression / D. Zillmann // Aggression: Theoretical and empirical reviews. Vol. 1. Theoretical and methodological issues / ed. by R.G. Geen, E.I. Donnerstein. New York: Academic Press, 1983. -P. 75−101.
- Структура выборки исследования
- В общей сложности на I этапе исследования было задействовано 515 человек (412 девушек и 103 юноши). Средний возраст испытуемых 19 лет. Все испытуемые — студенты МАТИ, МИРЭА и РУДН, учащиеся на различных курсах и специальностях.1.этап
- Психометрическая проверка модифицированного опросника (444 человека). Средний возраст испытуемых 19 лет. Все испытуемые — студенты РУДН I-V курсов имагистранты I—II года обучения.
- Тестирование по методике бланковый тест «Агрессивность» (702 человека). Средний возраст испытуемых 19 лет. Все испытуемые — студенты РУДН I, II, III и V курсов.100% 80% 60% 40% 20% 0%1. О Юноши О Девушки100% 90% 80% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%
- Итоговая выборка II этапа (320 человек). Средний возраст испытуемых 19 лет. Все испытуемые — студенты РУДН I, II, III н V курсов.100% 80% 60% 40% 20% 0%1. Юноши? Девушк!1.I этап
- Исследование социальных представлений (244 человека). Средний возраст испытуемых 18 лет. Все испытуемые — студенты РУДН и МВТУ им. Баумана I-IV курсов.100% 90% 80% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%1. П Юноши € 3 Девушки1. этап
- Тестирование по методике бланковый тест «Агрессивность» (475 человек). Средний возраст испытуемых 19 лет. Все испытуемые — студенты РУДН I, II, III курсов.100%
- Итоговая выборка IV этапа (20 человек). Средний возраст испытуемых 19 лет. Все испытуемые — студенты РУДН I, II, III курсов.100% 90% 80% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%1. Девушки? Юноши
- Бланковый тест «Агрессивность» (А.И. Крупное)
- Бланк I. Мотивационный компонент агрессивности
- Ваше агрессивное поведение побуждается:
- Желанием навести соответствующий порядок.
- Непринятием Вами другого человека.
- Стремлением предупредить правонарушение.
- Возмездием за нанесенный ущерб.
- Нежеланием других людей подчиниться общим требованиям.
- Стремлением показать свою силу и власть.
- Выполнением порученных обязанностей.
- Излишней обидчивостью и подозрительностью.
- Намерением защитить права других людей. Ю. Намерением проучить обидчика.
- Желанием оградить других людей от неприятностей.
- Желанием наказать за содеянное.
- Стремлением постоять за другого человека.
- Неосознанными импульсами и побуждениями.
- Бланк П. Когнитивный компонент агрессивности
- Агрессивность Вы понимаете как:
- Нанесение ущерба другому человеку.
- Черту характера, которая передается по наследству.3. Угрозу другим людям.
- Темпераментальную особенность человека.
- Ненависть и нетерпимость к окружающим.
- Врожденное свойство личности.
- Любую форму грубого поведения человека.
- Генетически заданную характеристику человека.
- Как эмоциональное состояние, которое присуще людям. Ю. Неуправляемый гнев и раздражение человека.
- Намерение сделать зло другим людям.
- Природно-заданную характеристику человека.13 .Как психическое состояние, которым можно управлять. 14. Как инстинктивную форму поведения.
- Бланк III. Продуктивный компонент агрессивности
- Агрессивные формы поведения помогают Вам:
- Быстрее достичь поставленных целей.
- Почувствовать себя сильнее и независимее.
- Успешнее выполнить намеченные планы.
- Сохранить дистанцию в межличностных отношениях.
- Получить то, что положено по праву.
- Защититься от возможных оскорблений.
- Поставить другого человека на свое место.
- Получить эмоциональную поддержку со стороны окружающих.
- Упредить возникающую угрозу для других людей.
- Доказать свою правоту в споре.
- Защитить свободу и независимость.
- Установить лидерские отношения в группе.
- Предупредить надвигающуюся опасность.
- Добиться признания среди друзей и близких.
- Бланк IV. Регуляторный компонент агрессивности1. Вы склонны считать. что:
- В агрессивных действиях повинен сам человек.
- Агрессивность зависит в большей мере от внешних условий.
- Знаете когда и где нужно поступить жестко и агрессивно.
- Многие жизненные обстоятельства могут вызвать агрессию.
- Любой человек может пренебречь советами других людей.
- В своей агрессивности чаще всего повинны другие люди.
- Во многих жизненных ситуациях необходимо быть агрессивным.
- Любое агрессивное поведение зависит от обстоятельств.
- Иногда нужно действовать агрессивно, не придерживаясь общепринятого мнения.
- Внешняя ситуация и реклама настраивают на агрессивное поведение.
- Только агрессивной формой поведения можно порой добиться поставленной цели.
- Болыпинство фильмов провоцируют агрессию.
- В агрессивной ситуации нужно всегда действовать жестко и однозначно.
- Окружающая действительность способствует проявлению агрессивности.
- Бланк V. Динамический компонент агрессивности1. Обычно Вы:
- Можете ударить другого человека в критической ситуации.
- При неодобрении других людей даете им это почувствовать.
- Отвечаете тем же, если кто-то ударит Вас.
- Прибегаете к сильным выражениям, когда злитесь.
- Даете щелчка тому, кто Вас изводит.
- Готовы сказать все, что думаете тому, кто раздражает Вас.
- Всегда даете сдачи, если кто-то тронет Вас.
- Кричите в ответ, если кто-то кричит на Вас.
- Можете ударить кто-нибудь, если сильно разозлитесь.
- Используете грубые шутки в общении с людьми. 11. Применяете силу для защиты своего достоинства. 12. Часто повышаете свой голос во время спора.
- Выражаете порой свой гнев стуком по столу.
- М.Всегда ставите человека на место, если он этого заслуживает.
- Бланк VI. Эмоциональный компонент агрессивности1. Обычно Вы:
- Раздражаетесь так, что начинаете разбрасывать вещи.
- Испытываете угрызения совести за содеянное.
- Хлопаете дверями при сильном возбуждении.
- Делаете иногда то, о чем в последствии сожалеете.
- Внутренне кипите в критической ситуации.
- Долго мучаетесь, когда поступаете не правильно.
- Часто испытываете вспышки гнева.
- Всегда переживаете за свою грубость.
- Иногда злитесь так, что ломаете вещи.
- Ю.Часто обвиняете себя за допущенную нетактичность.
- Иногда чувствуете себя как пороховая бочка.
- Ругаете себя за то, что получается иногда не так, как Вы хотели бы.
- Порой бываете мрачными от злости.
- Расстраиваетесь за то, что резко выражаете свое несогласие с другими людьми.
- Бланк VII. Рефлексивно оценочный компонент агрессивности1. Обычно Вы:
- Часто находитесь в состоянии раздражительности.
- Не можете скрыть негативное отношение к другим людям.
- Иногда расстраиваетесь и гневитесь по мелочам.
- С трудом сдерживаете свой гнев или ярость.5. Часто бываете вспыльчивы.
- Напрямую выражаете свое несогласие другим людям.
- Злитесь так, что теряете контроль.
- Не можете совладать с наступающей агрессией.
- Используете грубые выражения в адрес других людей.
- С трудом контролируете повышенный тон своего голоса. 11. Часто испытываете желание отомстить за обиду.
- Не всегда можете приглушить свои агрессивные эмоции.
- Гневитесь, когда постигает неудача в каких-либо делах.
- Не можете сдержаться от едкого замечания.1. Шкалы достоверности1. Вы обычно:
- В детстве всегда делали то, что говорили старшие.
- Иногда опаздываете на свидание или на работу.
- Полностью свободны от всяких предрассудков.
- Порой злитесь на своих друзей и знакомых.
- Всегда говорите правду и никогда не обманываете.
- Иногда говорите о вещах, в которых не разбираетесь.
- Всегда и в срок сдерживаете свои обещания.
- Отвечаете на письма не сразу после их прочтения.
- Считаете, что все Ваши поступки хороши и желательны.
- Иногда в чем-то подводите других людей. 11 .Во всем руководствуетесь чувством долга.
- Порой делаете то, о чем приходится потом сожалеть.
- Всегда готовы оказать услугу другим людям.
- Имеете нежелательные привычки.