Психолого-акмеологические факторы адаптации курсантов военных вузов: На примере Ульяновского высшего военного инженерного училища связи
Диссертация
В связи с тем, что курсанты показывают различные уровни адаптации на основе теоретических и эмпирических данных в качестве основных практических рекомендаций по повышению адаптированности курсантов ввузов к учебно-профессиональной деятельности, нами предложена программа психолого-акмеологического сопровождения данного процесса, призванная повысить общий уровень адаптации и помочь курсантам… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Теоретико-методологические основы психолого-акмеологического анализа процесса адаптации курсантов военных вузов
- 1. 1. Генезис проблемы адаптации в психолого-акмеологических исследованиях
- 1. 2. Психолого-акмеологическое содержание и факторы адаптации в учебно-профессиональной деятельности
- 1. 3. Психолого-акмеологические факторы адаптации курсантов военных вузов в учебно-профессиональной деятельности
- 1. 4. Психолого-акмеологическая модель адаптации курсантов военных вузов
- Глава 2. Эмпирическое исследование психолого-акмеологических факторов адаптации курсантов военных вузов
- 2. 1. Обоснование выбора и описание методов, использованных в эмпирическом исследовании, и его организация
- 2. 2. Выявление психолого-акмеологических факторов адаптации курсантов Ульяновского высшего военного инженерного училища связи, поддающихся психолого-акмеологическому воздействию
- 2. 3. Психолого-акмеологическое сопровождение процесса адаптации личности курсанта ввуза
Список литературы
- Абрамов А.П. Становление личности в системе средних специальных военно-учебных заведений: Автореф. дис.. канд. социол. наук/ А. П. Абрамов. — Курск, 2003. 23 с.
- Абульханова-Славская К. А. Акмеология вчера сегодня завтра / К.А. Абульханова-Славская, A.A. Бодалев, A.A. Деркач, Н. В. Кузьмина, Л. Г. Лаптев. //Прикладная психология и психоанализ. -1997.- № 1. С. 12−34.
- Абульханова К.А. О субъекте психической деятельности / К. А. Абульханова. М., 1973. — 288 с.
- Акмеология /Под ред. Е. Н. Богданова и В. Г. Зазыкина.- Калуга.: КГУ, 2003.-217 с.
- Акмеология: методология, методы и технология: Мат. науч. сессии, посвящ. 75 лет чл.-корр. РАО, Президента МААН Н. В. Кузьминой. РАГС Междунар. академ. акмеологич-х наук. М., 1998. — 232 с.
- Александровский Ю.А. Состояния психической дезадаптации и их компенсация / Ю. А. Александровский. М.: Наука, 1976. — 272 с.
- Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: в 2-х т. T. I. / Б. Г. Ананьев. //Под ред. A.A. Бодалева и др. М.: Педагогика, 1980. — 232 с.
- Ананьев Б.Г. К психофизиологии студенческого возраста / Б. Г. Ананьев. // Современные психофизиологические проблемы высшей школы. -Л., 1979.-С.З-15.
- Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. / Б. Г. Ананьев. СПб.: Питер 2001.-263 с.
- Ананьев Б.Г. Проблема комплексного изучения и развития интеллекта и личности / Б. Г. Ананьев. // Человек и общество. Ученые записки. JI. 1973., Вып. 13. — С.3−7.
- Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания / Б. Г. Ананьев. М.: Наука, 2000.-352 с.
- Анастази А. Психологическое тестирование: в 2-х т. Т.1/ Анастази А., С. Урбина. М.: Педагогика, 1982.-320 с.
- Анастази А. Психологическое тестирование: в 2-х т. Т.2/ Анастази А., С. Урбина. М.: Педагогика, 1982.-336с.
- Анохин П.К. Очерки по физиологии функциональных систем / П. К. Анохин. М., 1975. — 447 с.
- Анцупов А .Я. Конфликтология: Учеб. для вузов. / А. Я. Анцупов, А. И. Шипилов. М.: Юнити, 2000.-551с.
- Анциферова Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита /Л.И. Анциферова // Психологический журнал. 1994. -Т. 15, № 1. — С. 3−18.
- Анцыферова Л.И. Психология повседневности: жизненный мир личности и «техники» ее бытия/Л.И. Анциферова // Психологический журнал. 1993. -Т. 14,№ 2. — С.3−16.
- Асмолов А.Г. Основные принципы психологического анализа в теории деятельности /А.Г. Асмолов // Вопросы психологии. 1982. — № 2 — С. 14−27.
- Баевский P.M. Прогнозирование состояний на грани нормы и патологий /P.M. Баевский. М.: Медицина, 1979. — 295 с.
- Бажин Е.В. Метод исследования уровня субъективного контроля /Е.В. Бажин, Е. А. Голынкина, A.M. Эткинд //Психологический журнал. -1984. -Т. 5, № 3. С. 152−162.
- Бажин Е.Ф. Опросник уровня субъективного контроля (УСК) /Е.В. Бажин, Е. А. Голынкина, A.M. Эткинд. М.: Изд-во Смысл, 1993. — 16 с.
- Балин В. Д. Психологические инварианты и адаптация /В.Д. Балин// Психологические проблемы самореализации личности. Вып. 2. — СПб.: Изд-во СПбГУ, 1998. — С. — 136−143.
- Балл Г. А. Понятие адаптации и его значение для психологии личности /Г.А.Балл// Вопросы психологии, 1989. № 1 — С.92−100.
- Барабанщиков A.B. Методика исследования проблем военной педагогики и психологии /A.B. Барабанщиков, В. П. Давыдов, Н. Ф. Феденко. -М.: Воениздат, 1987. 135 с.
- Барабанщиков A.B. Психология воинского коллектива / A.B. Барабанщиков, А. Д. Глоточкин, Н. Ф. Феденко, В. В. Шеляг. М.: Воениздат, 1967.- 252 с.
- Бахтин М.М. К философии поступка/М.М. Бахтин // Философия и социология науки и техники. Ежегодник 1984−1985.- М., 1986.- С. 83.
- Белых В.А. Зависимость восприятия образа успешности от индивидуально-психологических особенностей личности в студенческом возрасте: Автореф. дис. канд. психол. наук / В. А. Белых. Ставрополь, 2001. -22 с.
- Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека /Ф.Б. Березин JL: Наука, 1988. — 270 с.
- Берулава Г. А. Стиль индивидуальности: Теория и практика/ Г. А. Берулава. Чебоксары: ЧТУ, 2001. -289 с.
- Богданов E.H. Введение в акмеологию/Е.В. Богданов, В. Г. Зазыкин. Калуга, КГПУ, 2001.- 145 с.
- Бодалев A.A. Вершина в развитии взрослого человека: характеристики и условия достижения / А. А. Бодалев. — М.: Флинта, Наука, 1998.-315 с.
- Бодалев A.A. Общая психодиагностика. / А. А Бодалев В. В., Столин М.: МГУ, 1987.- 301 с.
- Бодров В.А. Психология проф. пригодности: Учеб. пособие для вузов. / В. А. Бодров. М.: ПЕРСЭ, 2001. -511 с.
- Бодров В.А. Психологический стресс: развитие учения и современное состояние проблемы /В.А. Бодров. М.: Ин-т психологии РАН, 1995, — 136 с.
- Бодров В.А. Нелинейная модель мотивационной сферы личности/ В. А. Бодров, Г. В. Ложкин, А. Н. Плющ // Психологический журнал.- 2001. Т. 22, № 2.-С. 90−100.
- Бодров В.А. Диагностика и прогнозирование профессиональной мотивации в процессе психологического отбора / В. А. Бодров, Л. Д. Сыркин // Психологический журнал.- 2003. Т. 24, № 1. — С. 73−81.
- Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте./ Л. И. Божович. -М.: Просвещение, 1968.- 464 с.
- Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе / Л. И. Божович //Вопросы психологии. -1979. № 4. — С.23−34.
- Брушлинский A.B. Проблема субъекта в психологической науке (статья первая) / A.B. Брушлинский // Психологический журнал. 1991. -Т. 12, № 6.-С. 3−11.
- Брушлинский A.B. Проблема субъекта в психологической науке / A.B. Брушлинский // Психологический журнал. 1993. -Т. 14, № 6. — С. 3−15.
- Бурлачук Л.Ф. Словарь-справочник по психодиагностике / Л. Ф. Бурлачук, С. М. Морозов. СПб.: Питер Ком, 1999.- 528 с.
- Бушурова В.Г. Психологическая адаптация курсантов к условиям вуза / В .Г. Бушурова // Вестник ЛГУ. 1985. — № 27.- С. 119−120.
- Варданян Б.Х. Механизмы регуляции эмоциональной устойчивости / Б. Х. Варданян // Категории, принципы и методы психологии. Психические процессы. М., 1983. — С. 542−543.
- Василевский H.H. Современные проблемы экологической физиологии / H.H. Василевский.- Л.: 1984.
- Васильева О.С. Влияние агрессивности курсантов на уровень их социально-психологической адаптации /О.С.Васильева, Я. Б. Радищевская // Вопросы психологии. 2005. — № 1. — С. 29−37.
- Василюк Ф.Е. Психология переживания: Анализ преодоления критических ситуаций / Ф. Е. Василюк. М.: Изд-во МГУ, 1984.- 200 с.
- Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека / В. К. Вилюнас. М. Изд-во МГУ, 1990. — 283 с.
- Водопьянова Н.Е. Активная жизненная позиция личности и профессиональная адаптация в условиях социально-экономического кризиса / Н. Е. Водопьянова // Психологические проблемы самореализации личности /Вып. 2. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1998. — С. 144−153.
- Военная психология и педагогика /Учеб. пособие под ред. П. А. Корчемного, Л. Г. Лаптева, В. Г. Михайловского. /Под общ. ред. В. Ф. Кулакова. М.: Совершенство. 1998.- 376 с.
- Врихт Р. Образ «Я» как подструктура личности / Р. Врихт // Проблемы психологии личности //Отв. ред. Е. В. Шорохова. М.: Наука, 1982. — С.104−111.
- Выготский Л.С. Развитие высших психических функций /Л.С. Выготский. М.: АПН РСФСР, i960.- 598с.
- Вяткин Б.А. Влияние психического напряжения на деятельность в спорте и управление ими в зависимости от особенностей личности: Автореф. дисс. док. психол. наук/ Б. А. Вяткин. М., 1981. — 32с.
- Вяткин Б.А. Темперамент, стресс и успешность деятельности спортсмена в соревнованиях /Б.А. Вяткин // Стресс и тревога в спорте. М.: ФиС, 1983.-480 с.
- Ганзен В.А. Системные описания в психологии /В.А. Ганзен. JL: Изд-воЛГУ, 1984.- 175с.
- Ганзен В.А. Системный подход к анализу, описанию и экспериментальному исследованию психических состояний человека / В. А. Ганзен, В. Н. Юрченко // Психические состояния: Межвуз. сб. ст. Л.: ЛГУ, 1981. — С. 3−23.
- Генковска В.М. Особенности саморегуляции как форма психической устойчивости личности в стрессовых ситуациях: Автореф дисс.. канд. психол. наук / В. М. Генковска. Киев, 1990.- 18с.
- Георгиевский А.Б. Дарвинизм /А.Б. Георгиевский. М., 1985. -271с.
- Георгиевский А.Б. Эволюция адаптации (историко-методологическое исследование) /А.Б. Георгиевский. Л.: Наука, 1989.
- Гилева О.Б. Влияние социальных условий на структуру темперамента / О. Б. Гилева, Т. В. Бочарова // Вопросы психологии. 2000. -№ 4. — С.73−76.
- Гоголева A.B. Динамика формирования студенческого коллектива / A.B. Гоголева // Психолого-педагогические аспекты адаптации студентов к учебному процессу в вузе / Сб. ст-й. Кишинев: Штиинца, 1990.- С.77−84.
- Готтсданкер Р. Основы психологического эксперимента/ Р. Готтсданкер. М.: Изд-во Моск. ун-та. 1982. — 464с.
- Гришанов Л.К. Социологические проблемы адаптации студентов младших курсов/ Л. К Гришанов, В. Д. Цуркан // Психолого-педагогические аспекты адаптации студентов к учебному процессу в вузе. / Сб. ст-й. -Кишинев: Штиинца, 1990. С. 3−17.
- Гроках А. Логика и эвристика научно-технических решений /А. Гроках. Саратов.: Изд-во Сарат. Ун-та, 1991. — 92 с.
- Громкова М.Т. Психология и педагогика профессиональной деятельности/ Учеб. пособ. для вузов/ М. Т. Громкова. М.: Юнити-Дана, 2003.-415 с.
- Гуревич K.M. Профессиональная пригодность и основные свойства нервной системы/ K.M. Гуревич. М., 1970.- 204 с.
- Девятко В.В. Социально-психологический тренинг как средство повышения компетентности молодых офицеров в обращении с подчиненными: Дис.. канд. психол. наук / В. В. Девятко. М.: ВПА, 1990. — 241 с.
- Делеу М.В. Психолого-педагогические аспекты адаптации студентов/ М. В. Делеу // Психолого-педагогические аспекты адаптации студентов к учебному процессу в вузе. / Сб. ст-й. — Кишинев: Штиинца, 1990. -С. 29−41.
- Денисова Н.Л. Структура учебной активности студентов и ее особенности/Н.Л. Денисова, Г. Н. Казанцева //уЗ .udsu.ru/res/vuupsy 15 955 1 .rtf
- Деркач A.A. Акмеология: личностное и профессиональное развитие человека. Кн. 1−5. Акмеологические основы управленческой деятельности. /Кн. 2 / A.A. Деркач.- М.: РАГС, 2000. 536 с.
- Деркач A.A. Акмеология: личностное и профессиональное развитие человека. Кн. 1−5. Методолого-прикладные основы акмеологических исследований. Кн. 1. / A.A. Деркач. М.: РАГС, 1999. — 392 с.
- Деркач A.A. Акмеология: Пути достижения вершин профессионализма /A.A. Деркач, Н. В. Кузьмина. М.: РАУ. 1993. — 23 с.
- Деркач A.A. Психология безопасности/ A.A. Деркач, М. Ф. Секач. -М.: Народный учитель, 2002.- 493 с.
- Деркач А.А. Мониторинг личностно-профессионального развития в системе подготовки и переподготовки гос. служащих/А.А. Деркач и др. -М., РАГС, 1999.- 142 с.
- Дикая Л.Г. Отношение человека к неблагоприятным жизненным событиям и факторы его формирования / Л. Г. Дикая, А. В. Махнач // Психологический журнал. 1996. -Т. 17, № 3. — С. 137−148.
- Дикая Л.Г. Становление новой системы психической регуляции в экстремальных условиях деятельности / Л. Г. Дикая // Принцип системности в психологических исследованиях. /Сб. науч. ст. М., 1990. -С. 103−104.
- Додонов Б.И. О системе личности / Б. И. Додонов // Психология социальных ситуаций. Хрестоматия./ Сост. и общ. ред. Н. В. Гришина. Спб.: Питер, 2001.-С.110−119.
- Дружинин В.Н. Экспериментальная психология /В.Н. Дружинин /2-е изд. Спб.: Питер, 2000.- 318 с.
- Дьяченко М.И. Готовность к деятельности в напряженных ситуациях. Психологический аспект /М.И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович, В. А. Пономаренко. Минск, 1985. — 205 с.
- Дьяченко М.И. Психология высшей школы / М. И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович. Минск: Изд-во БГУ, 1978. — 319 с.
- Елисеев О.П. Практикум по психологии личности /О.П. Елисеев /2-е изд., испр. и перераб.- СПб.: Питер, 2004.- 509 с.
- Ермолаева Е.П. Преобразующие и идентификационные аспекты профессиогенеза / Е. П. Ермолаева // Психологический журнал. 1987.- Т.8, № 4.-С. 126−137.
- Жариков Е.С. Психологические средства стрессоустойчивости / Е. С. Жариков. М.: Моск. кадровый центр, 1990. — 32 с.
- Жмыриков А.Н. Диагностика социально-психологической адаптированности личности в новых условиях деятельности и общения: Дис. .канд. психол. наук. / А. Н. Жмыриков. М.: ВПА, 1989. — 165 с.
- Журавлев A.JI. Социально-психологическая динамика в изменяющихся экономических условиях / A.JI. Журавлев // Психологический журнал. 1998.- Т. 19, № 3. — С. 3−16.
- Завалишина Д.Н. Творческий аспект практического мышления / Д.Н. Завалишина// Психологический журнал. 1998.- Т.19, № 4. — С. 80−87.
- Иванова Е.М. Основы психологического изучения профессиональной деятельности / Е. М. Иванова. М.: Изд-во МГУ, 1987. — 208 с.
- Изюмова С.А. О физиологической природе связей между эмоциональной устойчивостью и свойствами нервной системы человека / С. А. Изюмова, H.A. Аминев // Вопросы психологии, 1978. № 5 — С.128−133.
- Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология (возможности человека и свойства нервной системы) / Е. П Ильин. Челябинск, 1999. — 324 с.
- Ильин Е.П. Мотивация и мотивы / Е. П Ильин. СПб.: Изд-во «Питер», 2000. — 512 с.
- Ильин Е.П. Психология воли / Е. П Ильин. СПб.: Питер, 2000.280с.
- Казначеев В.П. Адаптация и конституция человека / В. П. Казначеев, C.B. Казначеев. Неб: Наука, 1986. — 148 с.
- Казначеев В.П. Биосистема и адаптация / В. П. Казначеев. Неб.: Наука, 1973. — 76 с.
- Казначеев В.П. Современные проблемы адаптации / В. П. Казначеев. Новосибирск, 1980.- 191 с.
- Калаков Н.И. Самоуправление личности в учебно-воспитательном процессе. Монография. / Н. И. Калаков // Под ред. докт.пед.наук, проф. Барабанщикова A.B. Камышин, 1993. — 179 с.
- Калаков Н. И. Теоретико-методологические основы военно-педагогического акмеологического исследования: Монография / Н. И. Калаков // Под общ. ред. А. В. Барабанщикова. — Волгоград: Перемена, 1996. 220 с.
- Калитеевская Е.Р. Адаптация или развитие: выбор психологической стратегии / Е. Р. Калитеевская, В. И. Ильичева // Психологический журнал. -1995.- Т. 16, № 1.- С. 115−121.
- Кан-Калик В.Н. Социально-психологическое обеспечение учебно-воспитательного процесса в высшей школе /В.Н. Кан-Калик, М. Д. Никандров. Современная высшая школа. — 1985. — № 3/51. — С. 109−117.
- Караванов A.A. Психологическое сопровождение учебно-профессиональной деятельности курсантов младших курсов военных вузов: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. психол. наук/ A.A. Караванов. -Курск, 2004. 23 с.
- Качалова A.C. Психолого-акмеологические условия развития управленческих способностей военного руководителя: Дис. канд. психол. наук /A.C. Качалова. Ульяновск, 2003. — 193 с.
- Китаев-Смык JI.A. Психология стресса / JI.A. Китаев-Смык //Инт-т Психологии. М.: Наука, 1983. — 368 с.
- Климов Е.А. Введение в психологию труда. / Е. А. Климов.- М.: Изд-во МГУ, 1984. 190 с.
- Климов Е.А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы /Е.А. Климов. Казань, 1969.250 с.
- Климов Е.А. Психология профессионала / Е. А. Климов. М.: Изд-во ИПП, Воронеж МОДЭК, 1996. — 400 с.
- Кокс Т. Стресс / Т. Кокс. М.: Медицина, 1981. — 352 с.
- Колягина Ю.Ю. Динамика ценностных ориентаций в юношеском возрасте: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. психол. наук / Ю. Ю. Колягина. Тамбов, 2004. — 24 с.
- Кон И. С. Постоянство и изменчивость личности /И.С. Кон //Психологический журнал. 1987. -Т.8, № 4. — С. 126−137.
- Кондаков И.М. Экспериментальное исследование структуры и личностного контекста локуса контроля /И.М. Кондаков, М. Н. Нилопец // Психологический журнал. 1995. — Т. 16, № 1. — С. 43−51.
- Конопкин O.A. Психологические механизмы регуляции деятельности / O.A. Конопкин / Ин-т психологии. М.: Наука, 1980. — 256 с.
- Кореляков Ю.А. Средства экспресс диагностики в структуре определения уровня ее профессионального развития /Ю.А. Кореляков //Журнал прикладной психологии. 2000. — № 5. — С. 25−32.
- Коржова Е. Ю. Жизненные ситуации и стратегии поведения / Е. Ю. ф Коржова//Психологические проблемы самореализации личности. -СПб, 1999.- С. 75−88.
- Корнеева JI.H. Профессиональная психология личности / JI.H. Корнеева //Психологическое обеспечение профессиональной деятельности/ Никифоров Г. С., Дмитриева М. А., Корнеева JI.H. и др.- Под ред. Никифорова Г. С. СПб.: Изд-во СПб ун-та, 1991. — С.61−84.
- Коротаев A.A. Влияние эмоционального стресса на трудовую• деятельность в зависимости от типологических свойств нервной системы / A.A. Коротаев //Проблемы экспериментальной психологии личности. -Пермь, 1986. Вып. 5. — 420 с.
- Красногорский Н.И. Труды по изучению высшей нервной деятельности человека и животных / Н.И. Красногорский/В Ют. М.: Медгиз, 1958. -Т.З.
- Красноштанова H.H. Формирование способов адаптивногоповедения в экстремальных ситуациях у будущих военных специалистов: Автореф. дис.. канд. пед. наук /H.H. Красноштанова Омск, 2003. — 18 с.
- Краткий психологический словарь/ Ред.-сост. Л.Я.Карпенко- Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского.- 2 изд., расш., испр. и доп.-Ростов н/Д: Изд-во «Феникс», 1998.- 512 с.
- Ксенофонтова Е.Г. Уровни развития саморегуляции личности: Ф Критерии ее определения: Автореф. дис.. канд. психол. наук/Е.Г.1. Ксенофонтова. М. — 1988.
- Кудешкин К.В. Влияние групповых отношений на саморегуляцию и самоорганизацию поведения личности в воинском коллективе: Автореф. дис. канд. психол. наук/К.В. Кудешкин. -СПб., 2003 22 с.
- Кудрявцев Т.В. Влияние характерологических особенностей личности на динамику профессионального самоопределения / Т.В.• Кудрявцев, A.B. Сухарев // Вопросы психологии. 1985. — № 1.
- Кузьмина Н.В. Очерки психологии труда учителя /Н.В. Кузьмина. -Л.: ЛГУ, 1967.- 183 с.
- Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя /Н.В. Кузьмина. М.- АПН, 1990.- 149 С.
- Кузьмина Н.В. Профессионализм педагогической деятельности /Н.В. Кузьмина, А. А. Реан.- СПб., 1993.- 63 с.
- Кукса П.А. Формирование ценностных ориентаций и установок у курсантов военных вузов в процессе воспитания и учебной деятельности: Автореф. дис. канд. пед. наук: (13.00.01.) / П. А. Кукса. СПб, 2003. — 20 с.
- Кулагин М.В. Психологическая оценка и прогнозирование профессиональной пригодности военных специалистов/ М. В. Кулагин, Ю. А. Баранов, Б. В. Овчинников и др. / Учебное пособие под ред. Ю. М. Забродина. М., 1988.
- Куликов Л.В. Стресс и стрессоустойчивость /Л.В. Куликов // Теоретические и прикладные вопросы психологии: Сб. статей. Выл. 1. — Ч. 1. — СПб.: СпбГУ, 1995. — С. 123−132.
- Кулюткин Ю.Н. Индивидуально-психические особенности мыследеятельности /Ю.Н Кулюткин, Г. С. Сухобская, Н. Г. Зырянова // В кн. Развитие психофизиологических функций взрослых людей. М.: Педагогика, 1972. — С. 207−226.
- Лазарус Р. Теория стресса и психофизиологические исследования / Р. Лазарус //Эмоциональный стресс. Л., 1970. — С. 178−208.
- Лазурский А.Ф. Классификация личностей / А. Ф. Лазурский. Л., 1924.-290 с.
- Лаптев Л.Г. Акмеологические основы эффективного воинского труда / Л. Г. Лаптев. ИТАР-ТАСС, 1998. — 283 с.
- Лебедев В.И. Личность в экстремальных условиях / В. И. Лебедев. -М., 1989.-303 с.
- Лейтес Н.С. К проблеме сензитивных периодов психического развития / Н. С. Лейтес //Принцип развития в психологии / Сб. ст. М., 1978.-С. 196−211.
- Лемешонок А.Ф. Социально-психологические аспекты подготовки офицерских кадров /А.Ф. Лемешонок, О. Д. Мулява //Прикладная психология.- 1993.-№ 3.-С. 37−44.
- Леонгард К. Акцентуированные личности / К. Леонгард. К.: Вища школа, 1981. — 387 с.
- Леонова А.Б. Психодиагностика функциональных состояний человека / А. Б Леонова/ Моск. гос. ун-т. — М.: Изд-во МГУ, 1984.-200 с.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. /А.Н. Леонтьев.-М.: Политиздат, 1975. 304 с.
- Леонтьев Д.А. От социальных ценностей к личности: социогенез и феноменология ценностной регуляции деятельности/А.Н. Леонтьев //Вестник МГУ. Сер. 14, Психология. 1997. — № 1. — С. 20−27.
- Леонтьев Д. А. Системно-смысловая природа и функции мотива/Д.А. Леонтьев //Психологический журнал. 1992. — Т. 13, № 2 — С. 107 117.
- Либина А. Стили реагирования на стресс: психологическая защита или совладание со сложными ситуациями / А. Либина, А. Либин // Стиль человека: психологический анализ /Под ред. A.B. Либина. М.: Смысл, 1998.- С. 190−204.
- Личность: определение и описание // Вопросы психологии. 1992. № 3−4. — С. 34−42.
- Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии / Б. Ф. Ломов. М.: Наука, 1984. — 444 с.
- Ломов Б.Ф. Системность как принцип математического моделирования в психологии /Б.Ф. Ломов// Вопросы кибернетики. 1979. -Вып. 50.-С. 3−18.
- Лосев А.Н. Формирование военно-профессиональной направленности будущих офицеров: Автореф. дис.. канд. пед. наук / А. Н. Лосев. -Елец, 2004. 27 с.
- Лукаш Е.Ю. Отношение к социальной адаптации у творчески одаренных детей в России и в США/ Е. Ю. Лукаш //Вопросы психологии. -2004. № 4. — С. 22−29.
- Лукьянова Н.Ф. О динамике свойств личности курсантов летных училищ / Н. Ф. Лукьянова, E.H. Лобова, Н. В. Третьяков //Психологический журнал.- 1990.- Т. 11, № 1.- С. 138−146.
- Маклаков А.Г. Личностный адаптационный потенциал: его мобилизация и прогнозирование в экстремальных условиях / А. Г. Маклаков // Психологический журнал. 2001. — Т.22, № 1. — С. 16−24.
- Маклаков А.Г. Психологические механизмы типа, А у молодых людей в период адаптации к длительным психоэмоциональным нагрузкам / А. Г. Маклаков, С. Д. Положенцев, Д. А. Руднев // Психологический журнал. -1993. Т. 14, № 6. — С. 86−95.
- Маркова А.К. Психология профессионализма /А.К. Маркова.- М.: Знание, 1996.-308 с.
- Маркова А.К. Психология труда учителя / А. К. Маркова.- М.: Просвещение, 1993.- 192 с.
- Махнач A.B. Зависимость динамики эмоциональной напряженности от индивидуальных свойств личности / A.B. Махнач, Ю. В. Бушов // Вопросы психологии. 1988. — № 6. — С. 130−133.
- Махнач A.B. К проблеме соотнесения динамических психических состояний и стабильных черт личности/ A.B. Махнач // Психологический журнал. 1995. — Т.16, № 3. — С. 35−43.
- Медведев В.И. О проблеме адаптации /В.И. Медведев // Компоненты адаптационного процесса. JL: Наука, 1984. — С. 3−16.
- Меерсон Ф.З. Адаптация, стресс и профилактика/ Ф. З. Меерсон. -М.: Наука, 1981.-276 с.
- Мельников В.М. Введение в экспериментальную психологию личности: Учеб. Пособие для слушателей ИПК преподавателей пед. дисциплин ун-тов и пед. ин-тов /В.М. Мельников, JI.T. Ямпольский. М.: Просвещение, 1985. — 319 с.
- Милославова H.A. Социальная адаптация: анализ понятия /И.А Милославова//Понятия, принципы, категории. Д., 1975. — С. 139−146.
- Мирошник Е.В. Оценка уровня адаптации сотрудника в профессиональной среде /Е.В. Мирошник А. Ф. Веселков //www.effinf.ru/EXPERT/ocenka.htm
- Митина JI.M. Психологическая диагностика эмоциональной устойчивости учителя: (Учебное пособие для практических психологов)/Л.М. Митина. М.: Педагогика, 1992. — 59 с.
- Миславский Ю.А. Саморегуляция и активность личности в юношеском возрасте / Ю. А Миславский. М.: Педагогика, 1991. — 151 с.
- Михайлов Г. С. Эмпирические методы исследования в акмеологии / Г. С. Михайлов/ЯТрикладная психология и психоанализ. -2000. -№ 2. С. 22−28.
- Михайловский В.Г. Акмеологические основы профессионального становления офицерских кадров. (Монография) / В. Г. Михайловский. М.: РАГС, ВА им. Ф. Э. Дзержинского, 1995. — 260 с.
- Моросанова В.И. Индивидуальный стиль саморегуляции: феномен, структура и функции в произвольной активности человека /В.И. Моросанова // РАО, Психологический институт. М.: Наука. 1998. — 192 с.
- Моросанова В.И. Регуляторные аспекты экстраверсии и Ф нейротизма: новый взгляд /В.И. Моросанова, Е. М. Коноз //Вопросыпсихологии. 2001. — № 2. — С. 59−73.
- Москаленко О.В. Развитие профессионального самосознания государственных служащих: Учебное метод, пособие / О. В. Москаленко. -М.: Изд-во РАГС, 2004. 37 с.
- Москаленко О.В. Акмеологические проблемы профессионального самоутверждения личности профессионала / О. В. Москаленко // Проблема
- Ф творческого развития личности в XXI веке: Сборн. труд, уч-ков междунар.науч.- практ. конф. 12−14 мая 2004 г., г. Ульяновск. М. — Ульяновск: УлГУ, 2004.-С. 77−84.
- Муздыбаев К. Психология ответственности /К. Муздыбаев. JL: Наука, 1983. — 243 с.
- Мюллюниеми Р. О происхождении социальных ориентаций / Р. Ф Мюллюниеми // Проблемы психологии личности / Отв. ред. Е. В.
- Шорохова и др. М.: Наука, 1982. — С. 61- 66.
- Мясищев В.Н. Понятие личности в аспектах нормы и паталогии / В. Н. Мясищев // Психология личности в трудах отечественных психологов./ Сост. Л. В. Куликов. Спб.: Питер, 2000. — С. 34−39.
- Наенко Н.И. Психическая напряженность /Н.И. Наенко. М., 1976.112 с. ф 177. Налчаджан A.A. Социально-психологическая адаптация личностиформы, методы, стратегии) / A.A. Налчаджан. Ереван: Изд. АН Арм. ССР, 1988. — 263 с.
- Нартова-Бочавер С.К. «Coping behavior» в системе понятий психологии личности / С.К. Нартова-Бочавер //Психологический журнал. -1997.-Т. 18, № 5.-С. 20−30.
- Небылицын В.Д. Психофизиологические исследования Ф индивидуальных различий / В. Д. Небылицын. М., 1976. — 336 с.
- Немов P.C. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений / P.C. Немов / В 3 кн.: Кн. 3: Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика. М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. — 512 с.
- Немов P.C. Социально-психологический анализ эффективной деятельности коллектива / P.C. Немов. М.: Педагогика, 1984. — 200 с.
- Немчин Т.А. Состояния нервно-психического напряжения / Т. А. Немчин. Л.: ЛГУ, 1983.- 166 с.
- Непомнящая Н.И. Психодиагностика личности: Теория и практика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /Н.И. Непомнящая. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.- 192 с.
- Никифоров Г. С. Надежность профессиональной деятельности /Г.С. Никифоров.- СПб.: Изд-во СПГУ, 1996.- 164 с.
- Никифоров Г. С. Самоконтроль человека /Г.С. Никифоров. Л.: Изд-во ЛГУ, 1989.- 192 с.
- Носс И.Н. Психодиагностика. Тест, психометрия, эксперимент: Инф-метод. Конспект мат-лов к практич. занят, по психодиагностике и эксперим. психол / И. Н. Носс. М.: КСП+, 2000. — 309 с.
- Общая психодиагностика/А.А.Бодалев В. В. Столин. СПб.: Речь, 2000.-439 с.
- Олейников B.C. Адаптация солдат внутренних войск / B.C. Олейников, Ю. В. Манько. Л: ЛВПУ МВД, 1976. — 36 с.
- Олейников B.C. Методологический анализ социально-психологической адаптации личности: Дисс. канд. филос. наук/ B.C. Олейников. Л., 1972. — 156 с.
- Основы военной акмеологии / В 2-х частях: Учеб. пособ. / Под ред. П. А. Корчемного, Л. Г. Лаптева, В. Г. Михайловского. М.: ВА им. Ф. Э. Дзержинского. — 1996. — 4.1.— 317 с.
- Основы военной акмеологии / В 2-х частях: Учеб. пособ. / Под ред. П. А. Корчемного, Л. Г. Лаптева, В. Г. Михайловского. М. ВА им. Ф. Э. Дзержинского. — 1996. — 4.2. — 319 с.
- Основы общей и прикладной акмеологии: Учеб.пособ. / Отв. ред.
- A.А.Деркач. Рос.акад.гос.сл., В, А им. Ф. Э. Дзержинского. М.: РАГС, 1995. -387 с.
- Перевалов В.Ф. Воинский коллектив: динамика отношений / В. Ф. Перевалов. М.: Воен.издат., 1991. — 111 с.
- Петровский A.B. Личность. Деятельность. Коллектив /A.B. Петровский. М.: Политиздат, 1982. — 225 с.
- Петровский В.А. Психология неадаптивной активности /В.А. Петровский / Рос. откр. Ун-т. М.: ТОО «Горбунок», 1992. — 224 с.
- Петрушин C.B. Психологический тренинг в многочисленной группе /C.B. Петрушин.- М.: Академический проект: Екатеринбург, «Деловая книга», 2000. — 256 с.
- Платонов К.К. Военная инженерная психология/ К. К. Платонов,
- B.Л. Марищук. М., 1970. — 286 с.
- Платонов К.К. Краткий словарь психологических понятий/ Учебное пособие/ К. К. Платонов. М: Высшая школа, 1981. — 175 с.
- Платонов К.К. Структура и развитие личности /К.К. Платонов. -М.: Наука, 1986.-256 с.
- Плюснин Ю.М. Биоритмологические корреляты личностных черт/ Ю. М. Плюснин, A.A. Путилов //Психологический журнал. 1990. — Т. 11, № 6. — С. 47−50.
- Попков В.В. Психологические факторы адаптации личности к служебно-боевой деятельности: Автореф. дис. канд. псих. наук. / В. В. Попков. Новосибирск, 1999. — 23 с.
- Практикум по общей, экспериментальной и прикладной Ф психологии. / В. Д. Балин, В. К. Гайда, В. К. Гербачевский и др. / Под. общ.ред. A.A. Крылова, A.C. Маничева. СПб.: Питер, 2003 — 560 с.
- Проблемы военной психологии: Хрестоматия /Сост. К. В. Сельченок / Под общ. ред. А. Е. Тараса, — Мн.: Харвест, 2003. 640 с.
- Проблемы общего и профессионального развития личности в современных условиях: Сб. трудов уч-ков Всерос.науч.практич. конференции г. Ульяновск 20−22 апреля 2000 г. УлГУ /Под ред. Ю. В. Полянскова,
- Т.З.Биктимирова, С. В. Булярского и др. Ульяновск: УлГУ, 2000.-269 с.
- Проблемы эксперимента в психологии. /Под ред. А. Деркача, Р. Кричевского. М.: РАГС, 1998. — 156 с.
- Прохоров А.О. Особенности психических состояний личности в обучении / А. О. Прохоров //Психологический журнал. 1991. — Т. 12, № 1. — С. 47−54.
- Прохоров А.О. Психические состояния и их проявления в учебномпроцессе / А. О. Прохоров. Казань, 1991. — 167 с.
- Психические состояния. /Сост. и общ. ред. Л. В. Куликова. Спб.: Питер. 2000.- 516 с.
- Психологическая диагностика: Учеб. пособие /Под ред. К. М. Гуревича и Е. М. Борисова. М.: Изд-во УРАО, 1997.- 304 с.
- Психологическая оценка и прогнозирование профессиональной пригодности военных специалистов. // Под ред. Ю. М. Забродина и И. Д. Кудрина. М.: Воениздат, 1988.
- Психологические проблемы деятельности в особых условиях. /АН Ф СССР. Ин-т. психол. Отв.ред. Б. Ф. Ломов, Ю. М. Забродин. М.: Наука, 1985.232 с.
- Психологические тесты /Сост., подг. текста Р. Я. Ахмеджанов. М.: Лист, 1996.-320 с.
- Психология формирования личности и проблемы обучения.// Под ред. Д. Б. Эльконина, И. В. Дубровиной. М.: Изд-во Акад. пед. наук СССР НИИ общей педагогики, 1980. — 166 с.
- Рабочая книга практического психолога: технология эффективной профессиональной деятельности (пособие для специалистов, работающих с персоналом)/ Под ред. А. А. Деркача. М.: Красная площадь. 1996. — 400с.
- Реан A.A. Акмеология личности / A.A. Реан // Психологический журнал. Т.1, № 3. — 2000. — С. 88−95.
- Реан A.A. К проблеме социальной адаптации личности / A.A. Реан // Вестник СПбГУ. Сер. 6.- 1995. — Вып. 3. — С. 74−79.
- Реан A.A. Локус контроля делинквентной личности //Психологический журнал. 1994. — Т. 15, № 2. — С. 52−56.
- Реан A.A. Психология адаптации личности: Учебно-научное издание/ A.A. Реан, А. Р. Кудашев, A.A. Баранов. СПб.: Медицинская пресса, 2002.-352 с.
- Реан A.A. Психология изучения личности.: Учеб. пособие / A.A. Реан. СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 1999. — 288 с.
- Ремшмидт X. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности / X. Ремшмидт. М., 1994. — 320 с.
- Решетников М.М. Профессиональный отбор в системе образования, промышленности и армии США (Кратк.истор.обзор) / М. М. Решетников // Психологический журнал. 1987. — Т.8, № 3. — С. 145−153.
- Робалде А.Л. О личностной адаптации в профессиональной деятельности /А.Л. Робалде //Вестник ЛГУ. -Сер. 6.-1986. Вып. З.-С. 115 117.
- Рогов М.Г. Структура мотивации учения в системе непрерывного профессионального образования / М. Г. Рогов // Психология и практика. Т. 4. — Вып. 2. -Ярославль, 1998. — С. 174−175.
- Рождественская В.И. Индивидуальные различия работоспособности: (Психофизиологические исследования работоспособности в условиях монотонной деятельности) / В. И. Рождественская. М.: Педагогика, 1980. — 157 с.
- Роль среды и наследственности в формировании индивидуальности человека/Под ред. И.В. Равич-Щербо. М.: Педагогика, 1988.- 336 с.
- Ротанский С.П. Изучение личности курсантов военного училища /С.П. Ротанский, Е. Д. Петраков, A.A. Зубарев // Военно-медицинский журнал.- 1981.-№ 9. -С. 47−48.
- Рубинштейн C.JI. Основы общей психологии / C.JI. Рубинштейн.- СПб.: Питер Ком, 1998. 688 с.
- Русалов В.И. Биологические основы индивидуально-психологических различий / В. И. Русалов. М.: Наука. 1979. — 352 с.
- Русалов В.М. Темперамент и интеллект: общий и социальный факторы развития / В. И. Русалов, С. И. Дудин //Психологический журнал. -1995.-Т. 16, № 5.-С. 12−23.
- Русалов В.М. Взаимосвязь характера и темперамента в структуре индивидуальности / В. И. Русалов, О. Н. Манолова //Психологический журнал.- 2005. Т. 26, № 3. — С. 65−73.
- Самсонов А.П. К вопросу психологии риска / А. П. Самсонов // Психологические проблемы повышения эффективности и качества труда. Часть 2. М., 1983. — С. 311−314.
- Сарджвеладзе Н.И. Личность и ее взаимодействие с социальной средой / Н. И. Сарджвеладзе. Тбилиси: Мецниереба, 1989. — 150 с.
- Сафонцева C.B. Влияние экстра-интраверсии на взаимосвязь интеллекта и креативности /C.B. Сафонцева, А. Н. Воронин // Психологический журнал. 2000. — Т. 21, № 5. — С. 56−64.
- Сафронов В.К. Проявление свойств личности и нервной системы в деятельности авиадиспетчера /В.К. Сафронов, Г. Б. Суворов // Личность идеятельность. Экспериментальная и прикладная психология. Вып. 11. — Л., 1982. — С. 84−90.
- Сахарова В.Г. Ответственность как личностный фактор и возможности ее диагностики: Автореф. дис.. канд. психол. наук / В. Г. Сахарова. Хабаровск, 2003. — 24 с.
- Свенцицкий А.Л. Социальная психология управления /А.Л. Свенцицкий. Л.: ЛГУ, 1986. — 175 с.
- Секач М.Ф. Социально-психологическая адаптация и психологическая защита при обучении курсантов ввуза / М. Ф. Секач, Е. Каминер // Прикладная психология и психоанализ. 2000. — № 2. — С. 34−42.
- Серый A.B. Ценностно-смысловая сфера личности. Учеб. пособ. /A.B. Серый, М. С. Яницкий. Кемерово КГУ, 1991. — 91с.
- Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии / Е. В. Сидоренко.- СПб.: ООО «Речь», 2003.- 350 с.
- Ситников А.П. Акмеологический тренинг: теория, методика, психотехнологии / А. П. Ситников / Фирма, Имидж-контакт. М.: Технологическая школа бизнеса, 1996. — 428 с.
- Слесаренко Н.В. Активизация личностного саморазвития курсанта в образовательном пространстве военного института: Автореф. дис.. пед. наук /Н.В.Слесаренко. Хабаровск, 2004. — 21 с.
- Слободчиков В.И. Психологические условия введения студентов в Ф профессию педагога /В.И. Слободчиков, H.A. Исаева //Вопросы психологии.1996.- № 4. -С. 72−80.
- Собчик JI.H. Психология индивидуальности. Теория и практика психодиагностики/JI.H. Собчик.- СПб.: Издательство «Речь», 2003. 624 с.
- Сонин В.А. Психологический практикум: задачи, этюды, решения.-4-е изд., перераб. и доп /В.А. Сонин. М.: Московский психолого-социальный институт- Флинта, 2004.- 272 с.
- Ф 250. Справочник практического психолога. Психодиагностика/ подобщ.ред. С. Т. Посоховой. М.: ACT- СПб.: Сова, 2005. — 671 с.
- Степанова С.И. Биоритмологические аспекты проблемы адаптации / С. И. Степанова. М.: Наука, 1986. — С. 22.
- Столяренко A.M. Психология и педагогика: Учеб. пособие для вузов / A.M. Столяренко. М.: ЮНИТИ — ДАНА, 2004. — 423 с.
- Столяренко A.M. Экстремальная психопедагогика: Учеб. пособиедля вузов / A.M. Столяренко. М.: ЮНИТИ — ДАНА, 2002. — 607с.
- Сыропятов О.Г. Психическая дезадаптация и механизмы Ф психологической защиты у военнослужащих /О.Г. Сыропятов, А. Д. Паламарь,
- О.М. Рапча //www.port.odessa.ua/medic/seamed/0003/332.htm
- Таланкин A.A. Военная психология и вопросы военно-политического воспитания в РККА/А.А Таланкин. М.: Госиздат, 1929. -126 с.
- Теплов В. М Проблемы индивидуальных различий /В.М Теплов. -М.: АПН РСФСР, 1961. 535 с.
- Ф 258. Теплов В. М. Ум полководца /В.М. Теплов /Собрание трудов.
- Избранные труды. Т. 2. М.: ТОО Мираж, 1997. — 213 с.
- Трошихин В.А. Функциональная подвижность нервных процессов и профессиональный отбор / В. А. Трошихин, С. И. Молдавская, Н. В. Кольченко. Киев, 1978. — 25 с.
- Философский энциклопедический словарь / Редкол.: Е. Ф. Губский, Г. В. Короблева. М.: Советская энциклопедия, 1997.- 576 с.
- Франкл В. Человек в поисках смысла: сборник: пер. с англ. и нем. /В. Франкл / Общ. ред. Л. Я. Гозмана и Д.А. Леонтьева- вст.ст. Д. А. Леонтьева.- М.: Прогресс, 1990. 368 с.
- Фромм Э. Душа человека /Э.Фромм.- М.: Республика, 1992.- 429 с.
- Хойос К. Мотивация /К. Хойос // Человеческий фактор/ Под ред. Г. Салвенди. Т.1. М.: Мир, 1991. — С. 268−297.
- Холл Кэлвин С. Теории личности / Кэлвин С. Холл, Линдсей Гарднер / Пер. с англ. И. Б. Гриншпун. М.: ЗАО изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. -592 с.
- Хорни К. Невротическая личность нашего времени- Самоанализ / К. Хорни. М.: «Прогресс"-"Универс», 1993. — 480 с.
- Хьелл Л. Теории личности (Основные положения, исследования и применение) /Л. Хьелл, Д. Зиглер. СПб.: Питер Пресс, 1997.- 608 с.
- Шадриков В.Д. Введение в психологию: Мотивация поведения /В.Д. Шадриков.- М.: Логос, 2001. 136 с.
- Шадриков В.Д. Деятельность и способности /В.Д. Шадриков. М.: Изд-во корпорац. «Логос», 1994.- 317 с.
- Шадриков В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. АН СССР. Ин-т психологии /В.Д. Шадриков. М.: Наука, 1982.- 183 с.
- Шапкин С.А. Деятельность в особых условиях: компонентный анализ структуры и стратегии адаптации /С.А. Шапкин, Л. Г. Дикая // Психологический журнал. 1996. — Т. 17, № 1. — С. 19−34.
- Шафиева Э.И. Роль психопрофилактических мероприятий в подготовке офицеров к военной службе /Э. И. Шафиева, Э. П. Ахмедова //www.sciteclibrary.ru/rus/catalog/pages/7785.html
- Шкуратова И.П. Исследование стиля в психологии: оппозиция или консолидация / И. П. Шкуратова // Стиль человека: психологический анализ / Под ред. A.B. Либина. М.: Смысл, 1998. — С. 13−33.
- Шмелев А.Г. Практикум по экспериментальной психосимантика (Тезаурус личностных черт)/А.Г.Шмелев, В. И. Похилько, А.Ю. Козловская-Тельнова. М.: Изд-во МГУ, 1988. — 207 с.
- Щеголев В. А. Актуальные вопросы совершенствования педагогического процесса в военно-учебных заведениях на современном этапе развития Вооруженных Сил России /В.А. Щеголев, В. П. Панасюк. -СПб: Воен. ин-т физической культуры, 1992. 23 с.
- Энциклопедия психологических тестов. М.: Терра — Книжный клуб, 1999.- 400 с.
- Энциклопедия психологических тестов. Личность, мотивация, потребность / Под. ред. А. Карелина. М.: Изд-во «ACT», 1997. — 300 с.
- Яблонко В.Я. Психологические особенности адаптации курсантов к учебной, служебной и общественной деятельности в условиях высшего военного учебного заведения: Автореф. дисс. канд. псих. наук. /В.Я. Яблонко. -М.:ВПА, 1982.-21 с.
- Ядов В.А. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения / В. А. Ядов.- Л.: Наука, 1979.- 264 с.
- Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности /В.А. Ядов. М.: Добросвет, книжный дом «Университет», 1998. — 596 с.
- Якимов Ю.М. Формирование профессиональной мотивации учебной деятельности у будущих офицеров-воспитателей в инженерном вузе: Автореф. дис. канд. пед. наук / Ю. М. Якимов. СПб, 2005. — 21 с.
- Якунин В.А. Психологические основы управления учебно-познавательной деятельностью студентов: Дисс.. докт. психол. наук. / В. А. Якунин Д.: ЛГУ, 1989.
- Яницкий М.С. Адаптационный процесс: психологические механизмы и закономерности динамики: Учеб. пособие /М.С. Яницкий. -Кемерово: КГУ, 1998. 82 с.
- Яницкий М.С. Ценностные ориентации личности как динамическая система /М.С. Яницкий. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2000. — 203 с.
- Ярушина И.Н. О влиянии тревожности на надежность принятого решения / И. Н. Ярушина //Категории, принципы, методы психологии. Тезисы научных сообщений. М., 1993. С.535−536.
- Coter C.N. Motivation: theory and research /C.N. Coter and M.N. Appley. 1964, N.Y., Wiley. — 255 p.
- Hartmann H. Ego psychology and the Problem of adaptation/ H.Hartmann. N-Y. -1958. -P.26−27.
- Kulas H. Change and stability of locus of control in early adolescence /Н. Kulas // Pol. Psychol. Bull., 1988. № 2. — P. 139−141.
- Lay C.H. An assessment of appraisal, anxiety, coping and procrastination during an examination period /С.Н. Lay, J.M. Edwards, James D.A. Parker, N.S. Endler// Eur.J.Pers., 1989.#3.
- Nunt Sonja Individual development @ Social Experience / Sonja Nunt, Jennifer Hilton. London.: George Allan @ UWIN LTD, 1975.- 288 p.
- Phillips P. Human adaptation & his failures /Р. Phillips. Academic Press, N-Y & London, 1968. P. 10−11.
- Psychology today: an introduction / Richard R. Bootzin et. al. 7-th edition. Mc Gravy Hill Inc. New York., 1991.- 728 p.
- Rotter J.B. Generalized expectancies for internal versus external control of reinforcement / J. B Rotter // Psychol. Monogr., 1966. V. 80. — № 1 (Whole № 609).
- Wortman B. Camille. Psychology /B. Camille Wortman, F. Elizabeth Loftus, E. Mary Marshall. 3-th Ed. New York: Alfred A. Knoff, 1988. — 662 p.