Развитие полимодального восприятия у младших школьников в процессе музыкальной деятельности
Диссертация
Музыка как вид искусства и «сложный объект действительности» полимодальна по своей природе и содержит «семантические поля ассоциативного типа» (В. А. Ганзен). Потенциал музыки обусловлен, с одной стороны, спецификой организации музыкального текста (сложностью, многоплановостью содержания, активностью и непосредственностью эмоционально-ассоциативного воздействия). С другой стороны, особенностями… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Теоретические проблемы развития полимодального восприятия у младших школьников в процессе музыкальной деятельности
- 1. 1. Восприятие в системе когнитивных процессов
- 1. 1. 1. Проблема восприятия в философии и психологии. Ретроспективный анализ
- 1. 1. 2. Проблема взаимодействия модальностей в психологии восприятия
- 1. 1. 3. Музыкальное восприятие как художественно-психологический феномен
- 1. 2. Психолого-педагогические проблемы развития полимодального восприятия у младших школьников
- 1. 2. 1. Онтогенез восприятия
- 1. 2. 2. Полимодальное обучение в контексте современного образования
- 1. 2. 3. Музыкальная деятельность как фактор развития полимодального восприятия у младших школьников
- 1. 1. Восприятие в системе когнитивных процессов
- 2. 1. Эмпирическая база и общая организация исследования
- 2. 2. Диагностическая программа и обоснование методик эмпирического исследования
- 2. 3. Экспериментальная Интеграл-технология развития полимодального восприятия у младших школьников
- 2. 4. Методы количественного и качественного анализа эмпирических данных
- 3. 1. Эмпирическая модель структурной организации перцептивной сферы
- 3. 2. Особенности сенсорной организации в различных возрастных группах
- 3. 3. Тендерная специфика сенсорной организации в дошкольном и младшем школьном возрасте
- 3. 4. Влияние сенсорной организации на восприятие музыкальных текстов
- 3. 5. Динамика развития полимодального восприятия у младших школьников в процессе музыкальной деятельности
Список литературы
- Абдуллина О. А., ПлигинА. А. Личностно-ориентированная технология обучения: Проблемы и поиск.//Наука и школа, — № 4.— 1998. — С. 14−20.
- Авдеев В. М. Влияние музыкального произведения и его интерпретации на компоненты музыкального восприятия: Автореф. дис. канд. психол. наук: 10.00.01.—М., 1982,—18 с.
- Аверин В. А. Психология личности: учеб пособие / В. А. Аверин.— Спб.: Изд-во Михайлова В. А., 1999, — 89 с.
- Алексеев Н. Г. О психологических методах изучения творчества / Н. Г. Алексеев, Э. Г. Юдин // Проблемы научного творчества в современной психологии/ под ред. М. Г. Ярошевского.—М.: Просвещение, 1971.—с.151−203.
- Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания,— СПб.: Питер, 2002.288 с.
- Андерсен-Уоррен М., ГрейнджерР. Драматерапия.—СПб.: Питер, 2001.-288 с.
- Античная музыкальная эстетика. — М.: Просвещение, I960, — 256 с.
- Арановский М. Г. Сознательное и бессознательное в творческом процессе композитора. К постановке проблемы // Вопросы музыкального стиля: сб. статей/ под ред. М. Г. Арановского.—Л.: Просвещение, 1978.-—С. 140−156.
- Асафьев Б. В. Музыкальная форма как процесс / Б. В. Асафьев.—2-е изд.—Л.: Музыка, 1971.- 376 с.
- БажинЕ. Ф., Корнева Т. В., Эткинд А. М. Исследование образного уровня восприятия эмоций (на примере аудиального соответствия) // Психол. журнал,—1981.—Т.2, № 4.—С.81−84.
- Барышева Т. А. Диагностика эстетического развития личности.— СПб.: Изд-во РГПУ им А. И. Герцена, 1999.- 140 с.
- Барышева Т. А. Креативность. Диагностика и развитие: Монография.—СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2002.-205 с.
- Барышева Т. А. Психолого-педагогические основы креативности: учеб. пособие / Т. А. Барышева, Ю. А. Жигалов,—СПб.: СПГУТД, 2006.- 268 с.
- Башич Э. Задачи и перспективы изучения детского творчества // Музыкальное воспитание: сб. ст./ сост. и вступ. ст. А. Л. Островского.—М.: Педагогика, 1975, — С. 226−231.
- Белобородова В. К. О некоторых особенностях музыкального восприятия младших школьников// Музыкальное восприятие школьников: Сб. статей / Ред. М. А. Румер—М.: Просвещение, 1975.—С.36−88.
- Белоусова С. С. Русская музыка второй половины XIX века: А. П. Бородин, М. П. Мусоргский, Н. А. Римский-Корсаков. Биографии // Книга для чтения.—М.: ООО «Издательство „РОСМЭН-ПРЕСС“, 2003.-111 с.
- Беляева Экземплярская С. Н. О психологии восприятия музыки.— М.: Изд-во Русский книжник, 1924.-116 с.
- Бергер Л. Г. Эпистемология искусства.—М.: Информационное издательское агентство „Русский мир“, 1997.—432с.
- Бехтерев В. М. Объективная психология / В. М. Бехтерев.—М.: Наука, 1990.-49 с.
- Бибиков С. Н. Древнейший музыкальный комплекс из костей мамонта. Киев: „Наукова думка“, 1981.-108 с.
- Блаво Р. Исцеление музыкой.—СПб.: Питер, 2003, — 192 с.
- Благонадёжина JI. В. Психологический анализ слухового представления мелодии. // Уч. зап. Гос. Ин-та психологии.-- М., Просвещение, 1940. Т.1.- 326 с.
- БлудоваВ. Н. Природа и структура художественного восприятия// Эстетические очерки: Сб. статей/ под ред. С. X. Раппопорта.—М.: Музыка, 1977,—С.114−152
- Богданов А. А. Карл Орф.—М.: Педагогика, 1978.—246 с.
- Богоявленская Д. Б. Психология творческих способностей / Д. Б. Богоявленская.—М.: Академия, 2002, — 320 с.
- Бойко Е. И. Время реакции человека.—М., Наука, 1964.- 440 с.
- Бондарь Н. Г. Развитие обучаемости младших подростков.— http ://www. skbs .ru/search/textview. cgi? id=: 161
- Бореев Ю. Б. Эстетика / Ю. Б. Бореев.—М.: Искусство, 1990.—396с.
- Ванечкина И. JI., Галлеев Б. М. Поэма огня.—Казань: Изд-во КГУ, 1981.- 168 с.
- Васильев И. А. Эмоции и мышление/ И. А. Васильев, В. Л. Поплужный, О. К. Тихомиров.—М.: Изд-во МГУ, 1980, — 192 с.
- Васильева Н. Н., Новоторцева Н. В. Развивающие игры для* дошкольников. Популярное пособие для родителей и педагогов.—Ярославль: Академия развития, 1996, — 208 с.
- Введение в музыкотерапию./ Г. Г. Декер-Фойгт. СПб.: Питер, 2003.- 208 с.
- Вейнингер О. Пол и характер.—М.: „Латард“, 1997, — 358 с.
- Веккер Л. М. Психика и реальность: единая теория психических процессов.—М.: Академия, 2000- 230 с.
- Венгер Л. А. Восприятие и обучение.—М.: Просвещение, 1969, — 365с.
- Вестник НЛП, вып. 1/99—М.: Издательство „КСП+“, 1999.- 272 с.
- Ветлугина Н. А. Музыкальное развитие ребенка. —М.: Просвещение, 1968.-415 с.
- Вилюнас В. К. Психология эмоциональных явлений / В. К. Вилюнас,—М.: Изд-во МГУ, 1976.- 143 с.
- Возрастная и педагогическая психология / М. В. Матюхина, Т. С. Михальчик, Н. Ф. Прокина и др.: под ред. М. В. Гамезо и др.—М.: Просвещение, 1984.-256 с.
- Восприятие музыки: Сб. Статей/ Под ред. В. Н. Максимова.—М.: Музыка, 1980.-256 с.
- ВундтВ. Основания физиологической психологии / под ред. А. Ф. Лазурского, А. П. Нечаева М.: Издательство „Русский книжник“, 1912 г.-322 с.
- Выготский Л. С. Психология искусства.—М. Просвещение, 1 968 216 с.
- Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте.— СПб.: СОЮЗ, 1997, — 96 с.
- Выготский Л. С. Психология,—М.: ЭКСМО-Пресс, 2002. -1008 с.
- Гадамер X. Г. Актуальность прекрасного / X. Г. Гадамер.—М.: Искусство, 1991.- 368 с.
- Галлеев Б. М. Человек, искусство, техника (проблема синестезии в искусстве). Казань: Изд-во КГУ, 1987.- 268 с.
- Галлеев Б. М. Синестезия—не аномалия, а форма невербального мышления.—http://prometheus.kai.ru/anomalr.htm
- ГанзенВ. А. Восприятие целостных объектов. Системные описания в психологии.—СПб.: UHFRA, 2007.-320 с.
- Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию.—М.: ЧеРо, 1999.-336 с.
- Глотова Г. А. Творческая одаренность личности: пробл. и методы исслед.: учеб. пособие / Г. А. Глотова.—Екатеринбург: УРГУ, 1992, — 128 с.
- ГобоваЕ. С. Понимать детей—дело интересное.—М.: Аграф, 1997.240 с.
- Гогоберидзе А. Г. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ А. Г. Гогоберидзе, В. А. Деркунская—М.: Издательский центр „Академия“, 2005, — 320 с.
- Гольдентрихт С. С. О природе эстетического творчества / С. С. Гольдентрихт—М.: МГУ, Наука, 1977.- 248 с.
- Горянина В. А. Психология общения: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. -М.: Издательский центр „Академия“, 2002, — 416 с.
- Готсдинер А. Л. О стадиях формирования музыкального восприятия //Проблемы музыкального мышления: Сб. статей /под ред. М. Г. Арановского,—М.: Музыка, 1974.—С.230−251
- Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения : опыт теоретического и экспериментального исследования.—М.: Педагогика, 1986.240 с.
- ДилтсР. Моделирование с помощью НЛП.—СПб.: Питер, 2001,288 с.
- ДилтсР. НЛП: управление креативностью. СПб.: Питер, 2003.416 с.
- Дмитриева Т. М. Основы сенсорной экологии. М.: Питер, 1999.343 с.
- Додонов Б. М. Эмоция как ценность / Б. М. Додонов.—М.: Политиздат, 1978.- 272 с.
- Дорфман Л. Я. Эмоции в искусстве: теоретические подходы и эмпирические исследования / Л. Я. Дорфман.—М.: Смысл, 1997.- 424 с.
- Дранков В. Л. Природа художественного таланта / В. Л. Дранков.— СПб.: Изд-во Ун-та культуры и искусств, 2001.- 324 с.
- Дружинин В. Н. Психология общих способностей. 3-е изд.—СПб.: Питер, 2006.- 368 с.
- ЕвлановаЛ. И. Индивидуализация: миф или реальность?— http://psy. 1 September .ru/2000/13/4.htm
- Еремеева В. Д., ХризманТ. П. Мальчики и девочки два разных мира. Нейропсихологии—учителям, воспитателям, родителям, школьным психологам.—СПб.: „Тускарора“, 2006.- 184 с.
- Еременко Т. В. Некоторые вопросы развития восприятия музыкального образа в процессе слушания музыки на уроках пения в начальной школе: Автореф. дис. канд.пед.наук: 13.00.02.—М., 1971.-16 с.
- Ержемский Г. Л. Закономерности и парадоксы дирижирования.— СПб.: Ферт, 1993, — 261 с.
- ЕрмашГ. Л. Искусство как творчество.—М.: Искусство, 1980, — 184с.
- Ермолаева ТоминаЛ. Б. Проблема развития творческих способностей детей // Вопросы психологии.—1975.- № 5.- С.166−175.
- Запорожец А. В. Психология действия. М.: Московский психолого-социальный институт- Воронеж: Издательство НПО „МОДЭК“, 2000, — 736 с.
- Иванов Е. М. Материя и субъективность.—Саратов: Изд-во СГУД998. -168с.
- Иванченко Г. В. Психология восприятия музыки: подходы, проблемы, перспективы.—М.: Смысл, 2001, — 264с.
- Изард К. Э. Психология эмоций.—СПб.: Питер, 2006.- 464 с.
- Ильенко Л. П. Интегрированный эстетический курс для начальной школы (1−4-, 1−3): пособие для учителей.—М.: АРКТИ, 2000.- 64 с.
- Искусство и педагогика. Из культурного наследия России XIX—XX вв.: Хрестоматия / сост. М. А. Верб. СПб.: Образование, 1995.-293 с.
- Исследование проблем психологии творчества / под ред. Я. А. Пономарева.—М.: Наука, 1983.- 335 с.
- История зарубежной музыки. Учебник для вузов / под ред. В. В. Смирнова.—СПб.: Изд-во „Композитор“, 2001.- 630 с.
- Кабалевский Д. Б. Педагогические размышления: избранные статьи и доклады.—М.: Педагогика, 1986.—192 с.
- Каган М. С. Философия культуры / М. С. Каган.—СПб.: Петрополис, 1996, — 416 с.
- Как воспитать в ребенке творческую личность?/ сост. Т. А. Барышева, В. А. Шекалов.—Ростов н/Д.: Феникс, 2004.- 224 с.
- Как определить и развить способности ребенка / сост. В. М. Воскобойников.—СПб.: Респекс, 1996, — 432 с.
- Кандинский В. В. О духовном в искусстве.—Л.: Фонд „Ленинградская галерея“, 1990.- 66 с.
- КошминаИ. В. Межпредметные связи в начальной школе.—М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003.- 144 с.
- Кечхуашвили Г. Н. Из опыта экспериментального исследования внемузыкальных представлений при восприятии музыки // Художественное восприятие: Сб. статей/ под ред. В. С. Мейлаха.—Л.: Наука, 1971.—Вып.1 .-С. 348−354
- Кечхуашвили Г. Н., ЭсебуаР. Ш. Бессознательное, установка,» музыка.—http://www.psychiatiy.ru/library/ill/ke.htm/
- Киселева М. В. Арт-терапия в работе с детьми: руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми,—СПб.: Речь, 2006, — 160 с.
- Кленов А. С. Там, где музыка живет.—М.: Педагогика, 1985, — 152 с.
- Клименко В. В. Психологические тесты таланта.—СПб.: Кристалл, 1996.-414 с.
- Коган JI. Н. Искусство и зритель. // Художественное восприятие: сб. статей / под ред. Б. С. Мейлаха. —М.: Наука, Ленингр. отд-ние, 1971.- 145 с.
- Кожохина С. К. Путешествие в мир искусства.—М.: ТЦ Сфера, 2002. -192 с.
- Костюк А. Г. О теории музыкального восприятия // Музыкальное восприятие как предмет комплексного исследования: сб. статей/ сост. А. Г. Костюк.—Киев: Музыкальная Украша, 1986.-С.7−17
- Креативный ребенок: диагностика и развитие творческих способностей// сост. Т. А. Барышева, В. А. Шекалов и др.—Ростов н/Д.: Феникс, 2004.—416 с.
- Критская Е. Д. Музыка: 1−4 классы. Методическое пособие/ Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина, — 2-е изд.- М.: Просвещение, 2004,—207 с.
- Куинджи Н. Н. Кого воспитывает школа: мальчиков, девочек или.?// Биология в школе, — 1988.-- № 2.—С. 12−17.
- Лейтес Н. С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия.—М.: Ин-т практич. психол.- Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997.- 448 с.
- Леонтьев А. Н. Лекции по общей психологии.—М.: Смысл, 2001.511 с.
- Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики.—М.: Изд-во Московского университета, 1981, — 584 с.
- Леонтьева О. Т. Карл Орф.—М., Просвещение, 1984.- 367 с.
- Лихачев Б. Т. Экология личности // Педагогика.—1993— № 2.— С. 19−23
- Ломов Б. Ф. Человек и техника. М.: Наука, 1966. -464 с
- Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии.—М.: Наука, 1984.-444с.
- ЛотманЮ. М. Структура художественного текста.—М.: Искусство, 1970.-384 с.
- Лук А. Н. Психология творчества.—М.: Наука, 1878.—127 с.
- Лукьянов В. Г. Музыка как вид искусства.—Л.: Знание, 1980.-16 с.
- Люблинская А. А. Воспитателю о развитии ребенка. Изд.2-е—М.: «Просвещение», 1972 256 с.
- Мазель Л. А. Анализ музыкальных произведений / Л. А. Мазель,
- B. А. Цуккерман.—М.: Музыка, 1983.- 72 с.
- Мазель Л. А. О природе и средствах музыки: теоретический очерк.—М.: Музыка, 1983.-72 с.
- МайкапарС. М. Музыкальный слух. 2-е изд.— П.: «Русский книжник», 1915.-213 с.
- Маклаков А. Г. Общая психология.-—СПб.: Питер, 2002.-592 с.
- Мальцева Е. А. Психологический анализ музыкального развития младших школьников// Психология младших школьников: Сб. статей/ под ред. Е. И. Игнатьева.—-М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960.-С. 304−336.
- Маслоу А. Мотивация и личность.— СПб.: Питер, 2003 352 с.
- Медушевский В. В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки.—М.: Музыка, 1976.-254 с.
- Мелик-Пашаев А. А. О некоторых причинах индивидуальных различий между детьми в способности пользоваться цветом как выразительным средством // Новые исследования в психологии.— 1977.— № 1.1. C.82−85
- МенегетгиА. Словарь образов: практич. руководство по имагогике: пер. с итал. и англ./ под ред. Е. В. Романовой и др.—Л.: ЭКОС: Ленингр. Ассоц. Онтопсихологии, 1991.- 112 с.
- Менегетти А. Онтопсихологическая музыкотерапия //Онтапсихология.~ № 9, апрель— 1998. — С.32−47.
- Мерлин В. С. Очерк интегрального исследования индивидуальности.—М.: Педагогика, 1986.- 256 с.
- Михайлова М. А. Развитие музыкальных способностей детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Академия развития, 1997, — 240 с.
- Морено Дж. Театр спонтанности. Фонд ментального здоровья.— Красноярск: УНИТАР, 1993.- 114 с.
- Морозова 3. П. Теоретические основы формирования мотивации эстетической деятельности школьников //Приоритетные проблемы эстетического воспитания школьников / под ред. JI. П. Печко, — М.: НИИ ХВ, 1990. С. 34−42.
- Морозова Н. П. Полимодальные музыкально-образные представления учителя музыки // Музыкально-педагогическое образование на пороге XX и XXI веков: Материалы VIII Международной научн.-практич. Конференции.—М.: Изд-во «Репроцентр», 2004, — С. 120−124.
- Морозова Н. П. Развитие полимодальных музыкально-образных представлений в процессе обучения (на материале вузовской подготовки учителя музыки).—М.: Автореферат дис.канд.пед.наук. -М.: 2005 21 с.
- Музыка. Программы средней общеобразовательной школы. 1−3 классы трехлетней начальной школы / под ред. Д. Б. Кабалевского, Э. Б. Абдуллина, Т. А. Бейдер и др.—М.: Просвещение, 1990.-160 с.
- Музыка: энциклопедия,—М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2001 —287с.
- Музыкальная культура древнего мира.— М.: Просвещение, 1937.298 с.
- Музыкальная эстетика стран Востока. —М.: Просвещение, 1967,331 с.
- Музыкальные конкурсы, игры, викторины. Игровые технологии в муз.-эстетич. воспитании младших школьников. Метод, рекомендации иразработки / под ред. Т. А. Барышевой, А. А. Щербаковой.—СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 1998.-62 с.
- Назайкинский Е. В. Музыкальное восприятие как проблема музыкознания//Восприятие музыки: Сб. статей.— М.: Музыка, 1980. С.91−110
- Назарова JT. Д. Фольклорная арт-терапия.—СПб.: «Речь», 2002.240 с.
- Немцовская Е. М. Новая теории музыки. К критике семантической концепции искусства Сусанны К. Лангер // Музыкальное искусство и наука: Сб. статей/ сост. Е. В. Назайкинский.- М.: Музыка, 1973.-Вып.2.—С.206−214.
- Немов Р. С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн.—4-е изд.— М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2001.— Кн.1: Общие основы психологии.—688с.
- Немов Р. С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб: заведений: В 3 кн.—4-е изд.— М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2003.— Кн:2: Психология образования.—608с.
- Николаева Е. И. Психология детского творчества.—СПб.: Речь, 2006, — 220 с.
- Новикова Г. П. Музыкальное воспитание дошкольников: пособие-для практических работников дошкольных образовательных учреждений. -М.: АРКТИ, 2000.-203 с.
- Новикова Л. П. Музыкальная деятельность. Мотивационный аспект.—http://www.yspu.yar.ru:810 l/vestnik/pedagogikaipsichologiy/l 65/
- Новицкая Л. П. Влияние различных музыкальных жанров на психологическое состояние человека // Психологический журнал.—1984.— Т.5,№ 6.—С.79−85
- Носуленко В. Н. Системный подход в исследовании слухового восприятия// Психол. журнал.—1986.- Т.7, № 5.—С.26−36.
- Олыпанникова А. Е. Эмоции и воспитание.—М.: Знание, 1983, — 79с.
- Петровский А. В. Основы теоретической психологии / А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский—М.: ИНФРА, 1998, — 47 с.
- Петрушин В. И. Музыкальная психология. -М.: ВЛАДОС, 1997.
- Петрушин В. И. Музыкальная терапия.—М.: ВЛАДОС, 2000.- 176с.
- Пиаже Ж. Суждение и рассуждение ребенка.—СПб.: СОЮЗ, 1997.286 с.
- Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. СПб.: СОЮЗ, 1997, — 256 с.
- Пишо П. Психологическое тестирование.—16-е изд.—СПб.: Питер, 2004.- 160 с.
- Платонов К. К. Проблемы способностей.—М.: Наука, 1972. -312 с.
- Познавательные процессы: ощущения, восприятие / под ред. А. В. Запорожца, Б. Ф. Ломова, В. П. Зинченко.—М.: Педагогика, 1982.-336с.
- Пономарев Я. А. Психология творчества.—М.: Наука, 1976, — 302 с.
- Практическая психология образования / под ред. И. В. Дубровиной.—М.: ТЦ «Сфера», 1998.- 528 с.
- Прудникова В. В. Влияние ведущего канала получения информации младшим школьником на успешность его обучения.— http://www.avpu.rii/proect/sbornik2004/374.htm
- Психолог в начальной школе: учеб.-практич. пособие / Г. С. Абрамова, Т. П. Гаврилова, А. Г. Лидере и др.- под ред. Т. Ю. Андрущенко.—Волгоград: Перемена, 1995.- 152 с.
- Психологический словарь.—http:/www/mtu-net.ru/psi/
- Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л. А. Карпенко. Под. общ. Ред. А. В. Петровского.—М.: ПЕР СЭ, 2005.- 783 с.
- Психология и культура / под ред. Д. Мацумото—СПб.: Питер, 2003.-718 с.
- Психология художественного творчества / сост. К. В. Сельченок.—Минск: Харвест, 2003.- 752 с.
- Путеводитель по НЛП: толковый словарь терминов / сост. В. В. Морозов.—Челябинск: «Библиотека А. Миллера», 2001,—272 с.
- Раабен Л. Н. О духовном ренессансе в русской музыке 1960−80-х годов.—СПб.: «Бланка», «Бояныч», 1998.-351 с.
- РачинаБ. С. Путешествие в страну музыки: учеб.-метод. пособие,—СПб.: ГУПМ, «МиМ-Экспресс, 1997.- 128с.
- РейковскийЯ. Экспериментальная психология эмоций / Я. Рейковский- пер. с польск. В. К. Вилюнаса.—М.: Прогресс, 1979.—392 с.
- Римский Корсаков А. Н. Н. А. Римский — Корсаков: Жизнь и творчество. -М.: Просвещение, 1937, Вып.4, — 357 с.
- РожинаЛ. Н. Развитие эмоционального мира личности: учеб.-метод. пособие.—Минск: Элайда, 1999, — 257 с.
- Романова Е. С. Графические методы в психологической диагностике /Е. С. Романова, О. Ф. Потемкина.—М.: Дидакт, 1992, — 256 с.
- Романова Е. С. Психодиагностика: учеб.пособие.—СПб.: Питер, 2005.- 400 с.
- Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2002, — 720 с.
- Савенков А. И. Детская одаренность: развитие средствами искусства.—М.: Пед. О-во России, 1999, — 220 с.
- Савранский И. Л. Психологические проблемы художественного творчества и восприятия художественного произведения // Психол. журнал.—1987.—Т.8, № 6.—С.136−145.
- Сейдалов М. И. Полисенсорный аспект развития личности младшего школьника при формировании иноязычной речевой деятельности.—http ://dissertation 2.narod.m/avtoreferats5/avt78.htm
- Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей.— Ярославль: Акад. Развития, 1996.- 188 с.
- СимматВ. В. Семантический дифференциал как инструмент искусственного анализа // Семиотика и искусствометрия: сб. пер./ сост. и ред. Ю. М. Лотман.—М.: Мир, 1972, — С.298−325.
- Сластенин В. А. Педагогика: инновационная деятельность/ В. А. Сластенин, Л. С. Подымова.—М.: МГУ, 1985.- 231 с.
- Смирнов С. Д. Мир образов и образ мира. //Вестн. Моск. Ун-та. Психология.- 1981.-№ 3.—С. 16−28.
- Сорокина Е. В. Одной любви музыка уступает.—СПб.: Издательство „Союз художников“, 2003.-157 с.
- Сохор А. Н. Музыка как вид искусства // Вопросы социологии и эстетики музыки.—Л.: Сов. Композитор, 1981.—С.111−232
- Степанова Е. И. Становление психологической школы Б. Г. Ананьева.—СПб.: Симпозиум, 2003. -215 с.
- Столяров Б. А. и др. Художественно-творческое развитие учащихся в условиях музейной среды: уч. пособ. для студ. пед. и гуманитарных высш. уч. заведений / Б. А. Столяров, А. Г. Бойко, Ю. Н. Протопопов.—СПб.: Госуд. Русский музей, 2006.- 204 с.
- Суслова Н. В. Музыкальное мышление младших школьников и методика его развития. Автореферат дис. канд. пед.наук. -М., 1997.-31с.
- Талызина Н. Ф. Педагогическая психология: учеб. для студ.сред. пед. учеб. заведений.—3-е изд., стереотип,—М.: Издательский центр „Академия“, 2003.—288 с.
- Тарасов Г. С. Проблема духовной потребности (на материале музыкального восприятия).— М.: Наука, 1979, -191с.
- Тарасова К. В. Онтогенез музыкальных способностей. --М.: Педагогика, 1988. -176с
- Творческий процесс и художественное восприятие: сб.ст./ под ред. Д. Б. Благого и др.-Л.: Наука, 1978.- 280 с.
- Творчество в искусстве—искусство творчества / под ред. Л. Дорфмана, К. Мартиндейла и др. М.: Наука: Смысл, 2000.- 549 с.
- ТепловБ. М. Психология и психофизиология индивидуальных различий.—М.: Издательство „Институт практической психологии“, Воронеж: НПО „МОДЭК“, 1998.—544с.
- ТепловБ. М. Психология музыкальных способностей. -М.: Наука, 2003.-379 с.
- Терентьева Н. А., ШитиковаР. Г. Музыка: Музыкально-эстетическое воспитание—СПБ.: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 1999,-72с.
- Торопова А. В. Диагностика особенностей бессознательного восприятия музыки детьми.: Автореферат дис.канд.пед.наук. М., 1995.-17с.
- Торшилова Е. М. Развитие эстетических способностей детей 3−7 лет: теория и диагностика / Е. М. Торшилова, Т. В. Морозова.— Екатеринбург: Дел. Книга, 2001, — 141 с.
- Тряпицина А. П. Педагогические основы творческой учебно-познавательной деятельности школьников.—СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 1991.- 375 с.
- ТургельВ. А. Перспективы изучения половозрастных особенностей творческой деятельности младшего школьников // Младший школьник: формирование и развитие личности: Сб. научн. тр —СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2002, — С.36−49.
- ФейнбергЕ. JI. Две культуры: Интуиция и логика в искусстве и науке,—М.: Век-2, 2004.- 228 с.
- Фрейд 3. Толкование сновидений, — СПб.: Изд-во „Алетейя“, 1997.- 664 с.
- ХакенГ. Тайны восприятия. Синергетика как ключ к мозгу.—М.: Изд-во Ин-та компьют. Технол, 2002- 272 с.
- Холодная М. А. Когнитивные стили. О природе индивидуального ума. 2-е изд.—СПб.: Питер, 2004.-384 с.
- Хрестоматия по ощущению и восприятию / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, М. Б. Михайловской.—М.: Изд-во Московского университета, 1975. -340 с.
- Худик В. А. Диагностика детского развития: методы исследования.—Киев: Осв1та, 1992.- 220 с.
- Художественная культура первобытного общества. Хрестоматия / сост. И. А. Химик/ Под ред. М. С. Кагана.—СПб.: Изд-во „Славия“, 1994.- 416 с.
- Художественное образование и процесс. Вып.1. Художественное сотворчество в искусстве и педагогике. Тематич. сборник научн. трудов / под ред. Н. А. Яковлевой.—М.: СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 1997.- 112 с.
- Шиффман X. Р. Ощущение и восприятие. 5-е изд.—СПб.: Питер, 2003.—928 с.
- Шкурко Т. А. Танцевально-экспрессивный тренинг.—СПб.: Изд-во „Речь“, 2005, — 192 с.
- Шульговский В. В. Основы нейрофизиологии: учебное пособие / В. В. Шульговский. — М.: Аспект Пресс, 2002
- Шумилин А. Т. Проблемы теории творчества: моногр.—М.: Высш.шк., 1989.—99 с.
- ЩеголеваА. В. Использование наглядности как одного из принципов обучения иностранному языку в гуманистической концепции образования.—http:// uu.eao.fio.ru/nyaz/shegoleva.htm
- Элементарное музыкальное воспитание по системе Карла Орфа / под ред. Л. А. Баренбойма.—М., Просвещение, 1970.—347 с.
- ЭлькинВ. М. Целительная магия музыки.—СПб.: Респекс, 2000.224 с.
- Эльконин Д. Б. Детская психология: учеб. пособие для студ.высш.учеб.заведений / Ред.-сост. Д. Б. Эльконин.—М.: Издательский центр „Академия“, 2004.- 384 с.
- Энциклопедический словарь юного музыканта для среднего и сраршего школьного возраста / сост. В. В. Медушевский, О. О. Очаковская.—М.: Педагогика, 1985 -352 с.
- Энциклопедия для детей. Том 7. Искусство. Ч. З. Музыка. Театр. Кино / Глав. ред В. А. Володин.—М.: Аванта +, 2001.- 624 с.
- Юнг К. Г. Избранное / пер. с нем. Е. Б. Глушак, Г. А. Бутузов, М. А. Собуцкий, О. О. Чичтяков- отв. ред. С. Л. Удовик.—Мн.: ООО „Попурри“, 1998, — 448 с.
- Якунин В. А. Педагогическая психология.—СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 1998.- 639 с.
- Arietti S. Creativiti.—New York, 1979, — 167 p.
- Gray W. Emotional-cognitive structuring. A new theory of mind.— FORUM for Corresspondence and Contact, 1973.—P. 1−6.
- Marcus S. Empatia Cercetari experimantale.—Bucuresti: ed. Acad. RCR, 1971.- 183 s.
- Mowrer О. H. Lerning theory and behavior.—New York: John, Wiley, 1969, — 98 p.
- Poinkare H. The foundations of science the seience.// Press—New York, 1913, — P.366−369.hi м. iно i OiX' 101. Uiuh:"I .'lei кгj,<)4p4->f (!j>/W- llh 1Ш01. ihuccib^UUO Tjiiis мф- I'.ur I woe JHU Велнччво 'ijllj'CMtru i f о и no
- Ц!1 4W * h /KCoIhLUHO ПС>Ш’К' IS l’o i. !i ibiiO1. Тверда1. ОтисЫчИс' up iO
- ABiopin-ipin! Ho’i’w TiiCia. i» C4poi «Чеканно r fciprnsuwo Л! нчи.1трс)<�¦» iciufi Слерлинно i ЮГ' пию i л’мцюино Обстош и. по1. CpbCUiO ! '| iMi о1. ID tjfi’iu 1
- OuiBUUK iitio * к*ч (, нлн→но1. CC|UL'!bU1. Интимно HiinCBI-u1.I.lam.pwtil,, illu
- Гшнч nu run Bi рчзчпно С in щг о ^п^лочмп (кр-ли'о Mib tuv ~ы.l фЛСИНУ
- ПорПРИСЮ 1 r },"o 1- I’OCVllf' / xt У 1С I i 'МСШ'Р1СП!ЧШ1 Ъ (1МЧ1Ш"1. ГГМ is)1. Псчм 1ыюsiuvru
- Г|'ЦС!!ИО f1i"v'HPK Ч’МПОvp-неtnol pel ОуКНС1. Uh j. iiibJ Mtcii nsbut<> ««rem f ft» muuo Jnn’HUiO 1! to ion ii- loi I, li. O1. J IU
- Рас еерженно i k’i о i* '""to Kcipchp У"чсно1. Л’сс-гнч