Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Развитие полимодального восприятия у младших школьников в процессе музыкальной деятельности

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Музыка как вид искусства и «сложный объект действительности» полимодальна по своей природе и содержит «семантические поля ассоциативного типа» (В. А. Ганзен). Потенциал музыки обусловлен, с одной стороны, спецификой организации музыкального текста (сложностью, многоплановостью содержания, активностью и непосредственностью эмоционально-ассоциативного воздействия). С другой стороны, особенностями… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические проблемы развития полимодального восприятия у младших школьников в процессе музыкальной деятельности
    • 1. 1. Восприятие в системе когнитивных процессов
      • 1. 1. 1. Проблема восприятия в философии и психологии. Ретроспективный анализ
      • 1. 1. 2. Проблема взаимодействия модальностей в психологии восприятия
      • 1. 1. 3. Музыкальное восприятие как художественно-психологический феномен
    • 1. 2. Психолого-педагогические проблемы развития полимодального восприятия у младших школьников
      • 1. 2. 1. Онтогенез восприятия
      • 1. 2. 2. Полимодальное обучение в контексте современного образования
      • 1. 2. 3. Музыкальная деятельность как фактор развития полимодального восприятия у младших школьников
  • Глава 2. Организация и методы экспериментального исследования
    • 2. 1. Эмпирическая база и общая организация исследования
    • 2. 2. Диагностическая программа и обоснование методик эмпирического исследования
    • 2. 3. Экспериментальная Интеграл-технология развития полимодального восприятия у младших школьников
    • 2. 4. Методы количественного и качественного анализа эмпирических данных
  • Глава 3. Психологические особенности развития полимодального восприятия у младших школьников в процессе музыкальной деятельности
    • 3. 1. Эмпирическая модель структурной организации перцептивной сферы
    • 3. 2. Особенности сенсорной организации в различных возрастных группах
    • 3. 3. Тендерная специфика сенсорной организации в дошкольном и младшем школьном возрасте
    • 3. 4. Влияние сенсорной организации на восприятие музыкальных текстов
    • 3. 5. Динамика развития полимодального восприятия у младших школьников в процессе музыкальной деятельности
  • Выводы

Развитие полимодального восприятия у младших школьников в процессе музыкальной деятельности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Информатизация всех сфер современной жизни, динамичное развитие электронно-коммуникативных, мультимедийных технологий, внедрение «компьютерного» мышления в менталитет современного школьника меняет процессы восприятия информации, открывает новые возможности передачи знаний, предъявляет новые требования к процессу информобмена в учебной деятельности. Дети привыкают к энергоемким ритмически структурированным, полимодальным взаимодействиям и часто при снижении нагрузок на восприятие в учебном процессе ощущают недостаточность в сенсорной включенности. Это создает эффект торможения, что приводит к дисбалансу восприятия, а отсюда и к снижению интереса к обучению. В связи с этим возникает проблема изучения особенностей перцептивной сферы современного ребенка и переосмысления педагогического процесса.

Изучению восприятия как психологического феномена посвящены работы многих известных психологов (Б. Г. Ананьев, Д. Бом, Дж. Брунер, Л. С. Выготский, В. А. Ганзен, А. В. Запорожец, В. П. Зинченко, М. Коул, А. Р. Лурия, А. Н. Леонтьев, В. В. Любимов, С. Л. Рубинштейн, Ж. Пиаже, И. М. Сеченов и др). В научных работах представлены различные аспекты изучения процесса восприятия: взаимодействие с другими психическими процессами, такими, как память, мышлениестадиальность восприятиявзаимодействия различных сенсорных модальностейонтогенез восприятия и Др.

Восприятие формируется на основе различных сенсорных модальностей. В зависимости от того, какой из анализаторов является ведущим в перцептивном процессе, различают визуальную, аудиальную, кинестическую модальности и различные их сочетания. В зависимости от того, сколько (и в каком сочетании) модальностей лежит в основе формирования перцептивного образа, дифференцируются мономодальность, интеромодальность и полимодальность.

Проблемой изучения полимодальных структур восприятия занимались О. В. Абдуллина, М. В. Анисимова, Н. А. Баев а, В. А. Лабунская и др.

Исследования, посвященные выявлению модальных предпочтений при восприятии различной информации, показывают частое несовпадение ведущей сенсорной модальности учителя с ведущей сенсорной модальностью учащихся. Это влечет за собой недостаточный контакт с учеником, трудности в восприятии передаваемой информации, снижение уровня познавательного интереса у школьников.

Модальности доминируют в зависимости от индивидуального развития восприятия человека, поэтому необходимо так строить процесс передачи информации, что бы все виды модальностей были «удовлетворены». Таким образом, информация не только будет гарантировано воспринята и усвоена, но и косвенно обучающиеся будут развиваться в рамках полимодального восприятия, подвергаясь постоянной тренировке на восприятие одной и той же информации по разным модальностным каналам.

Изучение и развитие полимодальных структур восприятия позволят достигнуть конструктивных результатов в совершенствовании процесса обучения.

На сегодняшний день еще не раскрыты все возможности музыкального искусства, влияющие на развитие полимодального восприятия. Данную проблему затрагивали в различных контекстах в рамках музыкознания, музыкальной психологии Э Б. Абдуллин, Б. В. Асафьев, Ю. Б. Алиев, Н. А Ветлугина, В. В. Медушевский, Е. В. Назайкинский, В. Н. Петрушин, Б. М. Теплов, Ю. Н. Тюлин, Б. Л. Яворский и др.

Музыка как вид искусства и «сложный объект действительности» полимодальна по своей природе и содержит «семантические поля ассоциативного типа» (В. А. Ганзен). Потенциал музыки обусловлен, с одной стороны, спецификой организации музыкального текста (сложностью, многоплановостью содержания, активностью и непосредственностью эмоционально-ассоциативного воздействия). С другой стороны, особенностями музыкального восприятия, такими как личностно-субъективный характер, эмоциональный паттерн переживания, ассоциативность, взаимодействие различных модальностей (слуховой анализ, визуализация, кинестетические реакции, бессознательное интонирование), акт сотворчества в процессе восприятия музыкального произведения и др.

Восприятие музыки — разновидность художественного восприятия, сущностью которого является процесс формирования, переживания музыкально-акустического образа. В процессе восприятия музыки происходит информационный обмен онтологического порядка. Существует обратная связь — с одной стороны, человек, воспринимая музыку, «дает» тексту столько, сколько может дать, с другой, музыкальный текст формирует новый опыт человека, проектирует новую духовную реальность.

Процессы, связанные с музыкальным восприятием — это динамические творческие процессы познания экзистенциального опыта, а не сканирование акустической реальности. Восприятие музыкального текста можно рассматривать в контексте различных систем: «субъект — объект» (как восприятие акустического мономодального феномена), «субъект — субъект» и «субъект — мир» (как восприятие полимодального феномена).

Специально организованная музыкальная деятельность может способствовать развитию процесса познания на основе полимодального восприятия. Особенно актуальна эта проблема в детском возрасте, что связано с сензитивностью детей к художественным воздействиям. Практика показывает, что художественный опыт детей синкретичен. Для ребенка дошкольного и младшего школьного возраста восприятие музыки -«постоянно меняющийся синаэстетический калейдоскоп» (Мюррей Шафер), что является предпосылкой гармонизации перцептивной сферы.

Предлагаемый в данном исследовании подход открывает возможность разрешения возникших противоречий между изменениями, происходящими в перцептивной сфере современного школьника и характером используемых педагогических методов, не ориентированных на развитие полимодального восприятияпотенциалом музыкального искусства, влияющим на развитие полимодального восприятия, и недостаточностью акцентирования этого ресурса в педагогическом процессе.

Наличие противоречий позволяет сформулировать проблему исследования, которая заключается в необходимости изучения сенсорной организации учащихся и возможности гармонизации перцептивной сферы в процессе музыкальной деятельности.

Цель исследования: определение психологических особенностей и возможностей развития полимодального восприятия младших школьников в процессе музыкальной деятельности.

Объект исследования: младший школьник в музыкальной деятельности.

Предмет исследования: специфика сенсорной организации перцептивной сферы и процесс развития полимодального восприятия у младших школьников в. музыкальной деятельности.

Гипотеза исследования состоит из следующих положений;

1. Сенсорная организация перцептивной сферы младших школьников обусловлена индивидуальными, возрастными и тендерными особенностями и функционирует как сложное психическое образование, сущностью которого является взаимодействие доминирующих и субдоминантных модальностей.

2. Эффективность развития полимодального восприятия младших школьников в процессе музыкальной деятельности определяется: учетом особенностей перцептивной сферы детейпедагогической организацией процесса музыкальной деятельности (познавательной, музыкально-исполнительской, творческой) с использованием полимодальной информации и арт-технологий.

Исходя из цели и гипотезы исследования, были определены следующие задачи:

1. Проанализировать генезис проблемы развития перцептивной сферы младших школьников в психологии.

2. Разработать и апробировать комплекс диагностических средств изучения сенсорной организации младших школьников.

3. На основе эмпирически обоснованной «карты сенсорной реальности» групп испытуемых, выявить индивидуальные, возрастные и тендерные различия сенсорной организации.

4. Определить особенности восприятия музыкальной информации детьми с различной сенсорной организацией.

5. Разработать и проверить эффективность экспериментальной программы развития полимодального восприятия у младших школьников в музыкальной деятельности.

6. Определить особенности и динамику развития полимодального восприятия у младших школьников в процессе музыкальной деятельности.

Методологию исследования составили: культурно-исторический, личностно-деятельностный, системный подходы, а также принципы развития, субъектности, единства сознания и деятельности.

В основе исследования лежат теоретические положения: культурологические (А. Д. Авдеев, С. Н. Бибиков, М. С. Каган Э: А Королева, Д. Мацумото и др.) — эпистемологические (Г. Лейбниц, И. Кеплер, П. Н. Мещанинов, Л. Г. Бергер и др.) — искусствоведческие (Б. В. Асафьев, Ю. М. Лотман, А. Ф. Лосев, В. В. Медушевский, Е. В. Назайкинский, Ю. Н. Тюлин, Б. Л. Яворский, и др.) — психологические (Б. Г. Ананьев, О. В. Абдуллина, Т. А. Барышева, Д. Б. Богоявленская, Д. Бом, Дж. Брунер, Г. И. Вергелес, Л. С. Выготский, В. А. Ганзен, Дж. Гибсон, Л. Я Дорфман,.

A. В. Запорожец, В. П. Зинченко, М. Коул, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия,.

B. Л. Марищук, Т. Н. Носкова, Ж. Пиаже, Л. А. Регуш, С. Л. Рубинштейн, И. М. Сеченов, В. Л. Ситников, М. А. Холодная, К. Юнг и др.) — музыкально-психологические (Б. М. Галеев, Г. В. Иванченко, В. И. Петрушин,.

C. Стерзингер, Б. М. Теплов, Г. С. Тарасов и др.) — музыкально-педагогические (Д. Б. Кабалевский, Э. Б. Абдуллин, Б. С. Рачина, Н. А. Ветлугина, Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, А. В. Торопова, Т. С. Шмагина и др.).

Методы исследования. Для решения поставленных задач использовался комплекс исследовательских методов, включающий анализ научной литературытеоретическое проектированиенаблюдение, диагностический и формирующий эксперименты с использованием различных методикметоды математической статистики (уровневый и корреляционный анализ) — сравнительный метод и метод поперечных срезов (для эксперимента).

Достоверность полученных результатов проведенного исследования обеспечивается теоретико-методологическим обоснованием, ориентацией на ведущие концепции отечественной и зарубежной психологии, комплексностью методического обеспечения и использованием методов, соответствующих цели и задачам исследованиярепрезентативностью объема выборки, результатами апробации экспериментальной развивающей программы и возможностью повторения процедуры исследования, использованием методов математической статистики при обработке данных.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Сенсорная организация перцептивной сферы человека представляет собой особое психическое образование, сущностью которогоявляется взаимодействие доминантных и субдоминантных модальностей.

2. Специфика сенсорной организации обусловлена возрастными, тендерными и индивидуальными особенностями.

3. К младшему школьному возрасту сенсорная организация дифференцируется, определяется ведущий информационный канал. Этот возрастной период характеризуется динамичностью, мобильностью перцептивной сферы и сезитивностью к внешним воздействиям, в том числе и педагогическим.

4. Сенсорный профиль имеет специфические женские и мужские характеристики, что проявляется в преобладании различных сенсорных доминант в развитии перцептивной сферы.

5. Специфика восприятия музыкальных текстов обусловлена особенностями сенсорной организации перцептивной сферы ребенка.

6. Эффективное развитие полимодального восприятия у младших школьников обеспечивает реализация экспериментальной программы, основанной на использовании комплекса различных видов музыкальной деятельности, полимодальной информации и арт-технологий, направленных на развитие моно-, би-, и полимодальных сенсорных структур.

База исследования. Исследование проводилось в период с 2003 по 2006 гг. В подготовительном этапе (2003 г.) принимали участие учащиеся гимназии № 32 Василеостровского района в составе 23 человек. Основной этап проводился в период с 2004 по 2006 г. г. В эксперименте принимали участие дети младшего школьного возраста (8−10 лет): экспериментальная (52 чел.) и контрольная (48 чел.) группыдети дошкольного возраста 5−6 лет (27 чел.) — студенты 18−26 лет (48 чел.). Общий объем выборки — 198 человек. Экспертная оценка материала, осуществлялась практическими психологами, преподавателями кафедры художественного образования ребенка РГПУ им. А. И. Герцена и преподавателями гимназии № 67.

Научная новизна исследования состоит в том, что в нем расширен спектр научных представлений о сенсорной организации перцептивной сферы человека как системном психическом образованиисоздан и апробирован комплекс диагностических средств для выявления доминирующих модальностейвыявлены психологические особенности сенсорной организации перцептивной сферы у детей и экспериментально проверена эффективность развития полимодального восприятия у младших школьников в процессе музыкальной деятельности.

Теоретическая значимость заключается в том, что в работе изучены структурные особенности сенсорной организации перцептивной сферы человека как сложного психического образования, что дополняет традиционные представления в этой области исследованийвыявлена индивидуальная, возрастная и тендерная специфика развития полимодального восприятия у младших школьников в процессе музыкальной деятельности.

Практическая значимость исследования определяется тем, что результаты исследования могут быть использованы в педагогической практике. Разработанные диагностические методики и материалы предоставляют возможность их внедрения в практическую работу психологов, так как дополняют существующие методики в области диагностики и развития полимодального восприятия. Экспериментальная развивающая программа, интегрированная в систему обучения, дает возможность целенаправленно применяться как методический материал для развития полимодального восприятия у младших школьников в процессе музыкальной деятельности. Материалы исследования целесообразно использовать в процессе профессиональной подготовки педагогических кадров и практических психологов.

Апробация. Основные результаты исследования изложены в 10 публикациях (статьях и материалах, опубликованных в сборниках научных трудов), представлялись в докладах на Международных конференциях: «Ребенок в современном мире» (СПб, 2003, 2009), «Учитель музыки XX века» (Москва, 2004), «Художественное образование ребенка: история и современность» (СПб, 2007). Российских научно-практических конференциях и семинарах: «Дошкольник и младший школьник в системе образования» (СПб, 2004), «Система дошкольного и начального образования: пути развития» (СПб, 2005), «Культура поведения в парадигме педагогики ненасилия» (СПб, 2006), «Метаметодика как перспективное направление развития частных методик» (СПб, 2006).

Структура диссертации. Представленная работа состоит из введения, трех глав, выводов, заключения, библиографии и приложения. Объем основного текста диссертации занимает 159 страниц и включает в себя 10 таблиц и 25 рисунков.

выводы.

1. Сенсорная организация перцептивной сферы младших школьников обусловлена индивидуальными, возрастными и тендерными особенностями и функционирует как сложное психическое образование, сущностью которого является взаимодействие доминирующих и субдоминантных модальностей.

2. Анализ графических моделей сенсорных профилей позволил зафиксировать общее и различное в индивидуальных моделях, выявить доминирующие и слабо выраженные модальности, соотношения доминант и субдоминант в сенсорной организации индивидов (моно-, би-, полиструктуры), а также определить типовые варианты сенсорной организации: сбалансированный, акцентированный и деформированный.

3. Данные эмпирического исследования свидетельствуют о существенных различиях в типовых вариантах сенсорных профилей в различных возрастных группах. Дошкольный и младший школьный возраст представлены акцентированным сенсорным профилем. К юношескому возрасту значительно увеличивается количество деформированных сенсорных профилей, которые характеризуются ярко выраженными контрастом в развитии сенсорных каналов, т. е., доминированием одной из модальностей.

4. К младшему школьному возрасту сенсорная организация дифференцируется, определяется ведущий информационный канал. Этот возрастной период характеризуется динамичностью, мобильностью перцептивной сферы, сензитивностью к внешним воздействиям, в том числе и педагогическим.

5. Сенсорный профиль имеет специфические женские и мужские характеристики, что проявляется в преобладании различных сенсорных доминант (у девочек — визуальной, у мальчиков — кинестетической) в развитии перцептивной сферы. Мальчики в большей степени демонстрируют деформированные сенсорные профили, чем девочки, структурная организация перцептивной сферы которых является более гармоничной.

6. Партитура зависимости восприятия музыки от специфики сенсорной организации неоднозначна. Перцептивное пространство субъективных образов аудиалов включает сложный спектр эмоциональных модальностей и нюансов, соответствующий динамике развития музыкальной ткани. Визуальная и кинестетическая группы отличаются высокой интенсивностью эмоционального переживания при восприятии музыки. У учащихся «визуального типа» сенсорная основа музыкальных образов воплощается в конкретные (визуальные) ситуации. Перцептивный образ музыки у кинестетиков формируется с помощью общих (без нюансов) эмоциональных категорий и разнообразных кинестетических ассоциаций. Для сбалансированного (полимодального) сенсорного профиля характерны высокие показатели активности ассоциативных процессов и сложности эмоционального переживания, а также избирательность при восприятии, музыки.

7. Младший школьный возраст сензитивен для развития перцептивной сферы, как полимодального психического образования, в процессе музыкальной деятельности.

8. Эффективное развитие перцептивной сферы младших школьников обеспечивает реализация экспериментальной программы, основанная на учете «сенсорной карты» группы, использовании полимодальной информации в процессе музыкальной деятельности (познавательной, музыкально-исполнительской, творческой) и арт-технологий, направленных на развитие моно, би-, полимодальных сенсорных структур.

9. Сравнительный анализ индивидуальных моделей сенсорных профилей у младших школьников на констатирующем и контрольном этапах эксперимента позволил зафиксировать специфику динамики развития перцептивной сферы и выделить типологические варианты: регрессивная (Rдинамика) — 5%, стабильная (S-динамика) — 17,5%, минимальная динамика) — 22,5%, прогрессивная (Р-динамика) (55%).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

За несколько столетий психология восприятия прошла достаточно долгий путь исторического развития от понимания чувственного опыта как единственного источника знания об окружающем мире до современных системных исследований в области онтогенеза и восприятия целостных объектов, а также нейрофизиологических экспериментов полимодальных взаимодействий. Несмотря на разнообразие взглядов и подходов к изучению восприятия, на данный момент остаются не раскрытыми многие вопросы, касающиеся природы познания окружающей действительности.

На сегодняшний день актуальными становятся проблемы изучения сенсорной организации человека, использования этих данных в педагогическом процессе.

В представленной работе была выдвинута гипотеза об эффективности развития полимодального восприятия в процессе музыкальной деятельности. Наиболее значима, на наш взгляд, эта проблема в детском возрасте.

В ходе экспериментального исследования выполнены поставленные задачи:

1. проанализирован генезис проблемы развития перцептивной сферы младших школьников в психологии;

2. разработан и апробирован комплекс диагностических средствизучения сенсорной организации у младших школьников;

3. на основе эмпирически обоснованной «карты сенсорной реальности» групп испытуемых, выявлены индивидуальные, возрастные и тендерные различия сенсорной организации;

4. определены особенности восприятия музыкальной информации детьми с различной сенсорной организацией;

5. разработана и проверена эффективность экспериментальной программы развития полимодального восприятия у младших школьников в музыкальной деятельности;

6. определены особенности и динамика развития полимодального восприятия у младших школьников в процессе музыкальной деятельности.

Мобильность, изменчивость сенсорной организации человека может варьироваться в зависимости с возрастными, тендерными и индивидуальными особенностями личности.

Научные исследования свидетельствуют, что в личностном и интеллектуальном развитии детей младшего школьного возраста скрыты огромные неиспользованные резервы, связанные в первую очередь с темпом созревания, скоростью возрастных преобразований перцептивной системы.

Музыка, благодаря полимодальной природе, воздействует на личность ребенка комплексно, предполагает сложный эмоционально-ассоциативный отклик, который зависит от содержания музыкального текста, возраста и эмоционально-художественного опыта человека, а так же особенностей сенсорной организации.

На наш взгляд, все виды музыкальной деятельности (слушание-восприятие, исполнительство, творчество), могут способствовать не только творческому развитию детей, т. е. вырабатывать в них стремление к самостоятельному мышлению, к проявлению собственной инициативы, но музыкальная деятельность также может способствовать реализации потенциала музыкального искусства как феномена культуры. При этом она создает условия развития у детей опыта полимодального восприятия не только художественной информации, но и информации любого уровня.

Результаты экспериментального исследования открывают перспективы для изучения полимодальных структур в педагогической практике в области гармонизации перцептивной сферы. человека. Разработанные диагностические методики и материалы предоставляют возможность их внедрения в практическую работу психологов, так как дополняют существующие методики в области диагностики и развития полимодального восприятия. Экспериментальная развивающая программа, входящая в систему обучения, может целенаправленно применяться как методический материал для развития полимодального восприятия у младших школьников в процессе музыкальной деятельности. Материалы исследования могут быть использованы в процессе профессиональной подготовки педагогических кадров и практических психологов.

Показать весь текст

Список литературы

  1. О. А., ПлигинА. А. Личностно-ориентированная технология обучения: Проблемы и поиск.//Наука и школа, — № 4.— 1998. — С. 14−20.
  2. В. М. Влияние музыкального произведения и его интерпретации на компоненты музыкального восприятия: Автореф. дис. канд. психол. наук: 10.00.01.—М., 1982,—18 с.
  3. В. А. Психология личности: учеб пособие / В. А. Аверин.— Спб.: Изд-во Михайлова В. А., 1999, — 89 с.
  4. Н. Г. О психологических методах изучения творчества / Н. Г. Алексеев, Э. Г. Юдин // Проблемы научного творчества в современной психологии/ под ред. М. Г. Ярошевского.—М.: Просвещение, 1971.—с.151−203.
  5. . Г. Человек как предмет познания,— СПб.: Питер, 2002.288 с.
  6. Андерсен-Уоррен М., ГрейнджерР. Драматерапия.—СПб.: Питер, 2001.-288 с.
  7. Античная музыкальная эстетика. — М.: Просвещение, I960, — 256 с.
  8. М. Г. Сознательное и бессознательное в творческом процессе композитора. К постановке проблемы // Вопросы музыкального стиля: сб. статей/ под ред. М. Г. Арановского.—Л.: Просвещение, 1978.-—С. 140−156.
  9. . В. Музыкальная форма как процесс / Б. В. Асафьев.—2-е изд.—Л.: Музыка, 1971.- 376 с.
  10. БажинЕ. Ф., Корнева Т. В., Эткинд А. М. Исследование образного уровня восприятия эмоций (на примере аудиального соответствия) // Психол. журнал,—1981.—Т.2, № 4.—С.81−84.
  11. Т. А. Диагностика эстетического развития личности.— СПб.: Изд-во РГПУ им А. И. Герцена, 1999.- 140 с.
  12. Т. А. Креативность. Диагностика и развитие: Монография.—СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2002.-205 с.
  13. Т. А. Психолого-педагогические основы креативности: учеб. пособие / Т. А. Барышева, Ю. А. Жигалов,—СПб.: СПГУТД, 2006.- 268 с.
  14. Э. Задачи и перспективы изучения детского творчества // Музыкальное воспитание: сб. ст./ сост. и вступ. ст. А. Л. Островского.—М.: Педагогика, 1975, — С. 226−231.
  15. В. К. О некоторых особенностях музыкального восприятия младших школьников// Музыкальное восприятие школьников: Сб. статей / Ред. М. А. Румер—М.: Просвещение, 1975.—С.36−88.
  16. С. С. Русская музыка второй половины XIX века: А. П. Бородин, М. П. Мусоргский, Н. А. Римский-Корсаков. Биографии // Книга для чтения.—М.: ООО «Издательство „РОСМЭН-ПРЕСС“, 2003.-111 с.
  17. Беляева Экземплярская С. Н. О психологии восприятия музыки.— М.: Изд-во Русский книжник, 1924.-116 с.
  18. Л. Г. Эпистемология искусства.—М.: Информационное издательское агентство „Русский мир“, 1997.—432с.
  19. В. М. Объективная психология / В. М. Бехтерев.—М.: Наука, 1990.-49 с.
  20. С. Н. Древнейший музыкальный комплекс из костей мамонта. Киев: „Наукова думка“, 1981.-108 с.
  21. Р. Исцеление музыкой.—СПб.: Питер, 2003, — 192 с.
  22. JI. В. Психологический анализ слухового представления мелодии. // Уч. зап. Гос. Ин-та психологии.-- М., Просвещение, 1940. Т.1.- 326 с.
  23. БлудоваВ. Н. Природа и структура художественного восприятия// Эстетические очерки: Сб. статей/ под ред. С. X. Раппопорта.—М.: Музыка, 1977,—С.114−152
  24. А. А. Карл Орф.—М.: Педагогика, 1978.—246 с.
  25. Д. Б. Психология творческих способностей / Д. Б. Богоявленская.—М.: Академия, 2002, — 320 с.
  26. Е. И. Время реакции человека.—М., Наука, 1964.- 440 с.
  27. Н. Г. Развитие обучаемости младших подростков.— http ://www. skbs .ru/search/textview. cgi? id=: 161
  28. Ю. Б. Эстетика / Ю. Б. Бореев.—М.: Искусство, 1990.—396с.
  29. И. JI., Галлеев Б. М. Поэма огня.—Казань: Изд-во КГУ, 1981.- 168 с.
  30. И. А. Эмоции и мышление/ И. А. Васильев, В. Л. Поплужный, О. К. Тихомиров.—М.: Изд-во МГУ, 1980, — 192 с.
  31. Н. Н., Новоторцева Н. В. Развивающие игры для* дошкольников. Популярное пособие для родителей и педагогов.—Ярославль: Академия развития, 1996, — 208 с.
  32. Введение в музыкотерапию./ Г. Г. Декер-Фойгт. СПб.: Питер, 2003.- 208 с.
  33. О. Пол и характер.—М.: „Латард“, 1997, — 358 с.
  34. Л. М. Психика и реальность: единая теория психических процессов.—М.: Академия, 2000- 230 с.
  35. Л. А. Восприятие и обучение.—М.: Просвещение, 1969, — 365с.
  36. Вестник НЛП, вып. 1/99—М.: Издательство „КСП+“, 1999.- 272 с.
  37. Н. А. Музыкальное развитие ребенка. —М.: Просвещение, 1968.-415 с.
  38. В. К. Психология эмоциональных явлений / В. К. Вилюнас,—М.: Изд-во МГУ, 1976.- 143 с.
  39. Возрастная и педагогическая психология / М. В. Матюхина, Т. С. Михальчик, Н. Ф. Прокина и др.: под ред. М. В. Гамезо и др.—М.: Просвещение, 1984.-256 с.
  40. Восприятие музыки: Сб. Статей/ Под ред. В. Н. Максимова.—М.: Музыка, 1980.-256 с.
  41. ВундтВ. Основания физиологической психологии / под ред. А. Ф. Лазурского, А. П. Нечаева М.: Издательство „Русский книжник“, 1912 г.-322 с.
  42. Л. С. Психология искусства.—М. Просвещение, 1 968 216 с.
  43. Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте.— СПб.: СОЮЗ, 1997, — 96 с.
  44. Л. С. Психология,—М.: ЭКСМО-Пресс, 2002. -1008 с.
  45. X. Г. Актуальность прекрасного / X. Г. Гадамер.—М.: Искусство, 1991.- 368 с.
  46. . М. Человек, искусство, техника (проблема синестезии в искусстве). Казань: Изд-во КГУ, 1987.- 268 с.
  47. . М. Синестезия—не аномалия, а форма невербального мышления.—http://prometheus.kai.ru/anomalr.htm
  48. ГанзенВ. А. Восприятие целостных объектов. Системные описания в психологии.—СПб.: UHFRA, 2007.-320 с.
  49. Ю. Б. Введение в общую психологию.—М.: ЧеРо, 1999.-336 с.
  50. Г. А. Творческая одаренность личности: пробл. и методы исслед.: учеб. пособие / Г. А. Глотова.—Екатеринбург: УРГУ, 1992, — 128 с.
  51. ГобоваЕ. С. Понимать детей—дело интересное.—М.: Аграф, 1997.240 с.
  52. А. Г. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ А. Г. Гогоберидзе, В. А. Деркунская—М.: Издательский центр „Академия“, 2005, — 320 с.
  53. С. С. О природе эстетического творчества / С. С. Гольдентрихт—М.: МГУ, Наука, 1977.- 248 с.
  54. В. А. Психология общения: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. -М.: Издательский центр „Академия“, 2002, — 416 с.
  55. А. Л. О стадиях формирования музыкального восприятия //Проблемы музыкального мышления: Сб. статей /под ред. М. Г. Арановского,—М.: Музыка, 1974.—С.230−251
  56. В. В. Проблемы развивающего обучения : опыт теоретического и экспериментального исследования.—М.: Педагогика, 1986.240 с.
  57. ДилтсР. Моделирование с помощью НЛП.—СПб.: Питер, 2001,288 с.
  58. ДилтсР. НЛП: управление креативностью. СПб.: Питер, 2003.416 с.
  59. Т. М. Основы сенсорной экологии. М.: Питер, 1999.343 с.
  60. . М. Эмоция как ценность / Б. М. Додонов.—М.: Политиздат, 1978.- 272 с.
  61. Л. Я. Эмоции в искусстве: теоретические подходы и эмпирические исследования / Л. Я. Дорфман.—М.: Смысл, 1997.- 424 с.
  62. В. Л. Природа художественного таланта / В. Л. Дранков.— СПб.: Изд-во Ун-та культуры и искусств, 2001.- 324 с.
  63. В. Н. Психология общих способностей. 3-е изд.—СПб.: Питер, 2006.- 368 с.
  64. ЕвлановаЛ. И. Индивидуализация: миф или реальность?— http://psy. 1 September .ru/2000/13/4.htm
  65. В. Д., ХризманТ. П. Мальчики и девочки два разных мира. Нейропсихологии—учителям, воспитателям, родителям, школьным психологам.—СПб.: „Тускарора“, 2006.- 184 с.
  66. Т. В. Некоторые вопросы развития восприятия музыкального образа в процессе слушания музыки на уроках пения в начальной школе: Автореф. дис. канд.пед.наук: 13.00.02.—М., 1971.-16 с.
  67. Г. Л. Закономерности и парадоксы дирижирования.— СПб.: Ферт, 1993, — 261 с.
  68. ЕрмашГ. Л. Искусство как творчество.—М.: Искусство, 1980, — 184с.
  69. Ермолаева ТоминаЛ. Б. Проблема развития творческих способностей детей // Вопросы психологии.—1975.- № 5.- С.166−175.
  70. А. В. Психология действия. М.: Московский психолого-социальный институт- Воронеж: Издательство НПО „МОДЭК“, 2000, — 736 с.
  71. Е. М. Материя и субъективность.—Саратов: Изд-во СГУД998. -168с.
  72. Г. В. Психология восприятия музыки: подходы, проблемы, перспективы.—М.: Смысл, 2001, — 264с.
  73. К. Э. Психология эмоций.—СПб.: Питер, 2006.- 464 с.
  74. Л. П. Интегрированный эстетический курс для начальной школы (1−4-, 1−3): пособие для учителей.—М.: АРКТИ, 2000.- 64 с.
  75. Искусство и педагогика. Из культурного наследия России XIX—XX вв.: Хрестоматия / сост. М. А. Верб. СПб.: Образование, 1995.-293 с.
  76. Исследование проблем психологии творчества / под ред. Я. А. Пономарева.—М.: Наука, 1983.- 335 с.
  77. История зарубежной музыки. Учебник для вузов / под ред. В. В. Смирнова.—СПб.: Изд-во „Композитор“, 2001.- 630 с.
  78. Д. Б. Педагогические размышления: избранные статьи и доклады.—М.: Педагогика, 1986.—192 с.
  79. М. С. Философия культуры / М. С. Каган.—СПб.: Петрополис, 1996, — 416 с.
  80. Как воспитать в ребенке творческую личность?/ сост. Т. А. Барышева, В. А. Шекалов.—Ростов н/Д.: Феникс, 2004.- 224 с.
  81. Как определить и развить способности ребенка / сост. В. М. Воскобойников.—СПб.: Респекс, 1996, — 432 с.
  82. В. В. О духовном в искусстве.—Л.: Фонд „Ленинградская галерея“, 1990.- 66 с.
  83. КошминаИ. В. Межпредметные связи в начальной школе.—М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003.- 144 с.
  84. Г. Н. Из опыта экспериментального исследования внемузыкальных представлений при восприятии музыки // Художественное восприятие: Сб. статей/ под ред. В. С. Мейлаха.—Л.: Наука, 1971.—Вып.1 .-С. 348−354
  85. Г. Н., ЭсебуаР. Ш. Бессознательное, установка,» музыка.—http://www.psychiatiy.ru/library/ill/ke.htm/
  86. М. В. Арт-терапия в работе с детьми: руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми,—СПб.: Речь, 2006, — 160 с.
  87. А. С. Там, где музыка живет.—М.: Педагогика, 1985, — 152 с.
  88. В. В. Психологические тесты таланта.—СПб.: Кристалл, 1996.-414 с.
  89. JI. Н. Искусство и зритель. // Художественное восприятие: сб. статей / под ред. Б. С. Мейлаха. —М.: Наука, Ленингр. отд-ние, 1971.- 145 с.
  90. С. К. Путешествие в мир искусства.—М.: ТЦ Сфера, 2002. -192 с.
  91. А. Г. О теории музыкального восприятия // Музыкальное восприятие как предмет комплексного исследования: сб. статей/ сост. А. Г. Костюк.—Киев: Музыкальная Украша, 1986.-С.7−17
  92. Креативный ребенок: диагностика и развитие творческих способностей// сост. Т. А. Барышева, В. А. Шекалов и др.—Ростов н/Д.: Феникс, 2004.—416 с.
  93. Е. Д. Музыка: 1−4 классы. Методическое пособие/ Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина, — 2-е изд.- М.: Просвещение, 2004,—207 с.
  94. Н. Н. Кого воспитывает школа: мальчиков, девочек или.?// Биология в школе, — 1988.-- № 2.—С. 12−17.
  95. Н. С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия.—М.: Ин-т практич. психол.- Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997.- 448 с.
  96. А. Н. Лекции по общей психологии.—М.: Смысл, 2001.511 с.
  97. А. Н. Проблемы развития психики.—М.: Изд-во Московского университета, 1981, — 584 с.
  98. О. Т. Карл Орф.—М., Просвещение, 1984.- 367 с.
  99. . Т. Экология личности // Педагогика.—1993— № 2.— С. 19−23
  100. . Ф. Человек и техника. М.: Наука, 1966. -464 с
  101. . Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии.—М.: Наука, 1984.-444с.
  102. ЛотманЮ. М. Структура художественного текста.—М.: Искусство, 1970.-384 с.
  103. Лук А. Н. Психология творчества.—М.: Наука, 1878.—127 с.
  104. В. Г. Музыка как вид искусства.—Л.: Знание, 1980.-16 с.
  105. А. А. Воспитателю о развитии ребенка. Изд.2-е—М.: «Просвещение», 1972 256 с.
  106. Л. А. Анализ музыкальных произведений / Л. А. Мазель,
  107. B. А. Цуккерман.—М.: Музыка, 1983.- 72 с.
  108. Л. А. О природе и средствах музыки: теоретический очерк.—М.: Музыка, 1983.-72 с.
  109. МайкапарС. М. Музыкальный слух. 2-е изд.— П.: «Русский книжник», 1915.-213 с.
  110. А. Г. Общая психология.-—СПб.: Питер, 2002.-592 с.
  111. Е. А. Психологический анализ музыкального развития младших школьников// Психология младших школьников: Сб. статей/ под ред. Е. И. Игнатьева.—-М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960.-С. 304−336.
  112. А. Мотивация и личность.— СПб.: Питер, 2003 352 с.
  113. В. В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки.—М.: Музыка, 1976.-254 с.
  114. Мелик-Пашаев А. А. О некоторых причинах индивидуальных различий между детьми в способности пользоваться цветом как выразительным средством // Новые исследования в психологии.— 1977.— № 1.1. C.82−85
  115. МенегетгиА. Словарь образов: практич. руководство по имагогике: пер. с итал. и англ./ под ред. Е. В. Романовой и др.—Л.: ЭКОС: Ленингр. Ассоц. Онтопсихологии, 1991.- 112 с.
  116. А. Онтопсихологическая музыкотерапия //Онтапсихология.~ № 9, апрель— 1998. — С.32−47.
  117. В. С. Очерк интегрального исследования индивидуальности.—М.: Педагогика, 1986.- 256 с.
  118. М. А. Развитие музыкальных способностей детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Академия развития, 1997, — 240 с.
  119. Дж. Театр спонтанности. Фонд ментального здоровья.— Красноярск: УНИТАР, 1993.- 114 с.
  120. Морозова 3. П. Теоретические основы формирования мотивации эстетической деятельности школьников //Приоритетные проблемы эстетического воспитания школьников / под ред. JI. П. Печко, — М.: НИИ ХВ, 1990. С. 34−42.
  121. Н. П. Полимодальные музыкально-образные представления учителя музыки // Музыкально-педагогическое образование на пороге XX и XXI веков: Материалы VIII Международной научн.-практич. Конференции.—М.: Изд-во «Репроцентр», 2004, — С. 120−124.
  122. Н. П. Развитие полимодальных музыкально-образных представлений в процессе обучения (на материале вузовской подготовки учителя музыки).—М.: Автореферат дис.канд.пед.наук. -М.: 2005 21 с.
  123. Музыка. Программы средней общеобразовательной школы. 1−3 классы трехлетней начальной школы / под ред. Д. Б. Кабалевского, Э. Б. Абдуллина, Т. А. Бейдер и др.—М.: Просвещение, 1990.-160 с.
  124. Музыка: энциклопедия,—М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2001 —287с.
  125. Музыкальная культура древнего мира.— М.: Просвещение, 1937.298 с.
  126. Музыкальная эстетика стран Востока. —М.: Просвещение, 1967,331 с.
  127. Музыкальные конкурсы, игры, викторины. Игровые технологии в муз.-эстетич. воспитании младших школьников. Метод, рекомендации иразработки / под ред. Т. А. Барышевой, А. А. Щербаковой.—СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 1998.-62 с.
  128. Е. В. Музыкальное восприятие как проблема музыкознания//Восприятие музыки: Сб. статей.— М.: Музыка, 1980. С.91−110
  129. JT. Д. Фольклорная арт-терапия.—СПб.: «Речь», 2002.240 с.
  130. Е. М. Новая теории музыки. К критике семантической концепции искусства Сусанны К. Лангер // Музыкальное искусство и наука: Сб. статей/ сост. Е. В. Назайкинский.- М.: Музыка, 1973.-Вып.2.—С.206−214.
  131. Р. С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн.—4-е изд.— М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2001.— Кн.1: Общие основы психологии.—688с.
  132. Р. С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб: заведений: В 3 кн.—4-е изд.— М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2003.— Кн:2: Психология образования.—608с.
  133. Е. И. Психология детского творчества.—СПб.: Речь, 2006, — 220 с.
  134. Г. П. Музыкальное воспитание дошкольников: пособие-для практических работников дошкольных образовательных учреждений. -М.: АРКТИ, 2000.-203 с.
  135. Л. П. Музыкальная деятельность. Мотивационный аспект.—http://www.yspu.yar.ru:810 l/vestnik/pedagogikaipsichologiy/l 65/
  136. Л. П. Влияние различных музыкальных жанров на психологическое состояние человека // Психологический журнал.—1984.— Т.5,№ 6.—С.79−85
  137. В. Н. Системный подход в исследовании слухового восприятия// Психол. журнал.—1986.- Т.7, № 5.—С.26−36.
  138. А. Е. Эмоции и воспитание.—М.: Знание, 1983, — 79с.
  139. А. В. Основы теоретической психологии / А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский—М.: ИНФРА, 1998, — 47 с.
  140. В. И. Музыкальная психология. -М.: ВЛАДОС, 1997.
  141. В. И. Музыкальная терапия.—М.: ВЛАДОС, 2000.- 176с.
  142. . Суждение и рассуждение ребенка.—СПб.: СОЮЗ, 1997.286 с.
  143. . Речь и мышление ребенка. СПб.: СОЮЗ, 1997, — 256 с.
  144. П. Психологическое тестирование.—16-е изд.—СПб.: Питер, 2004.- 160 с.
  145. К. К. Проблемы способностей.—М.: Наука, 1972. -312 с.
  146. Познавательные процессы: ощущения, восприятие / под ред. А. В. Запорожца, Б. Ф. Ломова, В. П. Зинченко.—М.: Педагогика, 1982.-336с.
  147. Я. А. Психология творчества.—М.: Наука, 1976, — 302 с.
  148. Практическая психология образования / под ред. И. В. Дубровиной.—М.: ТЦ «Сфера», 1998.- 528 с.
  149. В. В. Влияние ведущего канала получения информации младшим школьником на успешность его обучения.— http://www.avpu.rii/proect/sbornik2004/374.htm
  150. Психолог в начальной школе: учеб.-практич. пособие / Г. С. Абрамова, Т. П. Гаврилова, А. Г. Лидере и др.- под ред. Т. Ю. Андрущенко.—Волгоград: Перемена, 1995.- 152 с.
  151. Психологический словарь.—http:/www/mtu-net.ru/psi/
  152. Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л. А. Карпенко. Под. общ. Ред. А. В. Петровского.—М.: ПЕР СЭ, 2005.- 783 с.
  153. Психология и культура / под ред. Д. Мацумото—СПб.: Питер, 2003.-718 с.
  154. Психология художественного творчества / сост. К. В. Сельченок.—Минск: Харвест, 2003.- 752 с.
  155. Путеводитель по НЛП: толковый словарь терминов / сост. В. В. Морозов.—Челябинск: «Библиотека А. Миллера», 2001,—272 с.
  156. Л. Н. О духовном ренессансе в русской музыке 1960−80-х годов.—СПб.: «Бланка», «Бояныч», 1998.-351 с.
  157. РачинаБ. С. Путешествие в страну музыки: учеб.-метод. пособие,—СПб.: ГУПМ, «МиМ-Экспресс, 1997.- 128с.
  158. РейковскийЯ. Экспериментальная психология эмоций / Я. Рейковский- пер. с польск. В. К. Вилюнаса.—М.: Прогресс, 1979.—392 с.
  159. Римский Корсаков А. Н. Н. А. Римский — Корсаков: Жизнь и творчество. -М.: Просвещение, 1937, Вып.4, — 357 с.
  160. РожинаЛ. Н. Развитие эмоционального мира личности: учеб.-метод. пособие.—Минск: Элайда, 1999, — 257 с.
  161. Е. С. Графические методы в психологической диагностике /Е. С. Романова, О. Ф. Потемкина.—М.: Дидакт, 1992, — 256 с.
  162. Е. С. Психодиагностика: учеб.пособие.—СПб.: Питер, 2005.- 400 с.
  163. С. Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2002, — 720 с.
  164. А. И. Детская одаренность: развитие средствами искусства.—М.: Пед. О-во России, 1999, — 220 с.
  165. И. Л. Психологические проблемы художественного творчества и восприятия художественного произведения // Психол. журнал.—1987.—Т.8, № 6.—С.136−145.
  166. М. И. Полисенсорный аспект развития личности младшего школьника при формировании иноязычной речевой деятельности.—http ://dissertation 2.narod.m/avtoreferats5/avt78.htm
  167. А. Э. Развитие творческого мышления детей.— Ярославль: Акад. Развития, 1996.- 188 с.
  168. СимматВ. В. Семантический дифференциал как инструмент искусственного анализа // Семиотика и искусствометрия: сб. пер./ сост. и ред. Ю. М. Лотман.—М.: Мир, 1972, — С.298−325.
  169. В. А. Педагогика: инновационная деятельность/ В. А. Сластенин, Л. С. Подымова.—М.: МГУ, 1985.- 231 с.
  170. С. Д. Мир образов и образ мира. //Вестн. Моск. Ун-та. Психология.- 1981.-№ 3.—С. 16−28.
  171. Е. В. Одной любви музыка уступает.—СПб.: Издательство „Союз художников“, 2003.-157 с.
  172. А. Н. Музыка как вид искусства // Вопросы социологии и эстетики музыки.—Л.: Сов. Композитор, 1981.—С.111−232
  173. Е. И. Становление психологической школы Б. Г. Ананьева.—СПб.: Симпозиум, 2003. -215 с.
  174. . А. и др. Художественно-творческое развитие учащихся в условиях музейной среды: уч. пособ. для студ. пед. и гуманитарных высш. уч. заведений / Б. А. Столяров, А. Г. Бойко, Ю. Н. Протопопов.—СПб.: Госуд. Русский музей, 2006.- 204 с.
  175. Н. В. Музыкальное мышление младших школьников и методика его развития. Автореферат дис. канд. пед.наук. -М., 1997.-31с.
  176. Н. Ф. Педагогическая психология: учеб. для студ.сред. пед. учеб. заведений.—3-е изд., стереотип,—М.: Издательский центр „Академия“, 2003.—288 с.
  177. Г. С. Проблема духовной потребности (на материале музыкального восприятия).— М.: Наука, 1979, -191с.
  178. К. В. Онтогенез музыкальных способностей. --М.: Педагогика, 1988. -176с
  179. Творческий процесс и художественное восприятие: сб.ст./ под ред. Д. Б. Благого и др.-Л.: Наука, 1978.- 280 с.
  180. Творчество в искусстве—искусство творчества / под ред. Л. Дорфмана, К. Мартиндейла и др. М.: Наука: Смысл, 2000.- 549 с.
  181. ТепловБ. М. Психология и психофизиология индивидуальных различий.—М.: Издательство „Институт практической психологии“, Воронеж: НПО „МОДЭК“, 1998.—544с.
  182. ТепловБ. М. Психология музыкальных способностей. -М.: Наука, 2003.-379 с.
  183. Н. А., ШитиковаР. Г. Музыка: Музыкально-эстетическое воспитание—СПБ.: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 1999,-72с.
  184. А. В. Диагностика особенностей бессознательного восприятия музыки детьми.: Автореферат дис.канд.пед.наук. М., 1995.-17с.
  185. Е. М. Развитие эстетических способностей детей 3−7 лет: теория и диагностика / Е. М. Торшилова, Т. В. Морозова.— Екатеринбург: Дел. Книга, 2001, — 141 с.
  186. А. П. Педагогические основы творческой учебно-познавательной деятельности школьников.—СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 1991.- 375 с.
  187. ТургельВ. А. Перспективы изучения половозрастных особенностей творческой деятельности младшего школьников // Младший школьник: формирование и развитие личности: Сб. научн. тр —СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2002, — С.36−49.
  188. ФейнбергЕ. JI. Две культуры: Интуиция и логика в искусстве и науке,—М.: Век-2, 2004.- 228 с.
  189. Фрейд 3. Толкование сновидений, — СПб.: Изд-во „Алетейя“, 1997.- 664 с.
  190. ХакенГ. Тайны восприятия. Синергетика как ключ к мозгу.—М.: Изд-во Ин-та компьют. Технол, 2002- 272 с.
  191. М. А. Когнитивные стили. О природе индивидуального ума. 2-е изд.—СПб.: Питер, 2004.-384 с.
  192. Хрестоматия по ощущению и восприятию / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, М. Б. Михайловской.—М.: Изд-во Московского университета, 1975. -340 с.
  193. В. А. Диагностика детского развития: методы исследования.—Киев: Осв1та, 1992.- 220 с.
  194. Художественная культура первобытного общества. Хрестоматия / сост. И. А. Химик/ Под ред. М. С. Кагана.—СПб.: Изд-во „Славия“, 1994.- 416 с.
  195. Художественное образование и процесс. Вып.1. Художественное сотворчество в искусстве и педагогике. Тематич. сборник научн. трудов / под ред. Н. А. Яковлевой.—М.: СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 1997.- 112 с.
  196. X. Р. Ощущение и восприятие. 5-е изд.—СПб.: Питер, 2003.—928 с.
  197. Т. А. Танцевально-экспрессивный тренинг.—СПб.: Изд-во „Речь“, 2005, — 192 с.
  198. В. В. Основы нейрофизиологии: учебное пособие / В. В. Шульговский. — М.: Аспект Пресс, 2002
  199. А. Т. Проблемы теории творчества: моногр.—М.: Высш.шк., 1989.—99 с.
  200. ЩеголеваА. В. Использование наглядности как одного из принципов обучения иностранному языку в гуманистической концепции образования.—http:// uu.eao.fio.ru/nyaz/shegoleva.htm
  201. Элементарное музыкальное воспитание по системе Карла Орфа / под ред. Л. А. Баренбойма.—М., Просвещение, 1970.—347 с.
  202. ЭлькинВ. М. Целительная магия музыки.—СПб.: Респекс, 2000.224 с.
  203. Д. Б. Детская психология: учеб. пособие для студ.высш.учеб.заведений / Ред.-сост. Д. Б. Эльконин.—М.: Издательский центр „Академия“, 2004.- 384 с.
  204. Энциклопедический словарь юного музыканта для среднего и сраршего школьного возраста / сост. В. В. Медушевский, О. О. Очаковская.—М.: Педагогика, 1985 -352 с.
  205. Энциклопедия для детей. Том 7. Искусство. Ч. З. Музыка. Театр. Кино / Глав. ред В. А. Володин.—М.: Аванта +, 2001.- 624 с.
  206. Юнг К. Г. Избранное / пер. с нем. Е. Б. Глушак, Г. А. Бутузов, М. А. Собуцкий, О. О. Чичтяков- отв. ред. С. Л. Удовик.—Мн.: ООО „Попурри“, 1998, — 448 с.
  207. В. А. Педагогическая психология.—СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 1998.- 639 с.
  208. Arietti S. Creativiti.—New York, 1979, — 167 p.
  209. Gray W. Emotional-cognitive structuring. A new theory of mind.— FORUM for Corresspondence and Contact, 1973.—P. 1−6.
  210. Marcus S. Empatia Cercetari experimantale.—Bucuresti: ed. Acad. RCR, 1971.- 183 s.
  211. Mowrer О. H. Lerning theory and behavior.—New York: John, Wiley, 1969, — 98 p.
  212. Poinkare H. The foundations of science the seience.// Press—New York, 1913, — P.366−369.hi м. iно i OiX' 101. Uiuh:"I .'lei кгj,<)4p4->f (!j>/W- llh 1Ш01. ihuccib^UUO Tjiiis мф- I'.ur I woe JHU Велнччво 'ijllj'CMtru i f о и no
  213. Ц!1 4W * h /KCoIhLUHO ПС>Ш’К' IS l’o i. !i ibiiO1. Тверда1. ОтисЫчИс' up iO
  214. ABiopin-ipin! Ho’i’w TiiCia. i» C4poi «Чеканно r fciprnsuwo Л! нчи.1трс)<�¦» iciufi Слерлинно i ЮГ' пию i л’мцюино Обстош и. по1. CpbCUiO ! '| iMi о1. ID tjfi’iu 1
  215. OuiBUUK iitio * к*ч (, нлн→но1. CC|UL'!bU1. Интимно HiinCBI-u1.I.lam.pwtil,, illu
  216. Гшнч nu run Bi рчзчпно С in щг о ^п^лочмп (кр-ли'о Mib tuv ~ы.l фЛСИНУ
  217. ПорПРИСЮ 1 r },"o 1- I’OCVllf' / xt У 1С I i 'МСШ'Р1СП!ЧШ1 Ъ (1МЧ1Ш"1. ГГМ is)1. Псчм 1ыюsiuvru
  218. Г|'ЦС!!ИО f1i"v'HPK Ч’МПОvp-неtnol pel ОуКНС1. Uh j. iiibJ Mtcii nsbut<> ««rem f ft» muuo Jnn’HUiO 1! to ion ii- loi I, li. O1. J IU
  219. Рас еерженно i k’i о i* '""to Kcipchp У"чсно1. Л’сс-гнч
Заполнить форму текущей работой