Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Особенности внимания детей с интеллектуальными нарушениями

КурсоваяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Многочисленные исследования, проводимые на протяжении длительного времени, свидетельствуют о постоянстве процента лиц с интеллектуальными нарушениями. В настоящее время распространенность людей с нарушениями интеллекта составляет от 3 до 5,7% от всего населения. Впервые в отечественной педагогике и психологии проблема формирования внимания детей была поставлена К. Д. Ушинским, произошло это… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • ГЛАВА 1. Понятие внимания детей с интеллктуальными нарушениями как психолого-педагогическая проблема
    • 1. 1. Понятие внимания детей с интеллектуальными нарушениями в психолого — педагогической литературе
    • 1. 2. Особенности внимания детей с интеллектуальными нарушениями
  • ГЛАВА 2. Исследование свойств внимания детей с интеллектуальными нарушениями
    • 2. 1. Этапы, методы и методики работы
    • 2. 2. Занятие по коррекции и развитию внимания детей с интеллектуальными нарушениями
  • Заключение
  • Список литературы

Особенности внимания детей с интеллектуальными нарушениями (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Вниманиенеобходимое условие для выполнения любой деятельности. Нарушения внимания приводят к нарушению поведения ребенка и его деятельности в целом. От внимания зависят качество и результаты функционирования всей познавательной деятельности: оно обеспечивает отбор поступающей информации, сосредоточенность психической активности на деятельности или объекте, направленность и избирательность познавательных процессов.

Дети с интеллектуальными нарушениями дети, имеющие стойкое нарушение познавательной деятельности, а, следовательно, и нарушения внимания.

Многочисленные исследования, проводимые на протяжении длительного времени, свидетельствуют о постоянстве процента лиц с интеллектуальными нарушениями. В настоящее время распространенность людей с нарушениями интеллекта составляет от 3 до 5,7% от всего населения.

Впервые в отечественной педагогике и психологии проблема формирования внимания детей была поставлена К. Д. Ушинским, произошло это в 1868 году. Найденный им подход к решению проблемы опирается на данные науки и сохраняет свою значимость и по сей день [6, С.11].

Н. Добрынин, основатель целой психологической школы, многие десятилетия исследующий различные аспекты внимания, рассматривает внимание как направленность и сосредоточенность психической деятельности. Он указал на то, что внимание, прежде всего, характеризуется тем, что обращается на раздражители, затрагивающие жизненно значимые интересы личности [10, С.21].

Большой вклад в развитие проблемы формирования внимания внесли такие выдающиеся психологи как Выготский Л. С., Гальперин П. Я., Леонтьев А. Н., Рубинштейн С. Л., Рубинштейн С. Я. Проблема внимания детей с интеллектуальными нарушениями занимает должное место в исследованиях, что обусловлено необходимостью коррекции и развития внимания этих детей. В этом и заключается АКТУАЛЬНОСТЬ данной проблемы.

ЦЕЛЬ РАБОТЫ: теоретически обосновать особенности внимания детей с интеллектуальными нарушениями.

ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ: внимание детей с интеллектуальными нарушениями.

ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ: особенности внимания детей с интеллектуальными нарушениями.

ГИПОТЕЗА: внимание детей с интеллектуальными нарушениями имеет определенные особенности.

В данной работе решаются следующие ЗАДАЧИ:

1. Изучить понятие внимания в психолого-педагогической литературе.

2. Теоретически обосновать особенности внимания детей с интеллектуальными нарушениями.

3. Определить этапы, методы и методики исследования внимания детей с интеллектуальными нарушениями.

4. разработать занятие по коррекции внимания детей с интеллектуальными нарушениями.

МЕТОДЫ: анализ литературы, анализ результатов и продуктов творческой деятельности, наблюдение, использование методик (корректурная проба, таблицы Шульте-Горбова, «Найди и вычеркни»).

СТРУКТУРА РАБОТЫ:

1.Теоретическа часть: анализ психолого-педагогической литературы.

2.Эмпирическая часть:

подбор диагностического материала;

разработка коррекционно-развивающего занятия.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , М.К. Психологическая диагностика: Учебное пособие / М. К. Акимова. СПб.: Питер 2005. 304 с.
  2. , Н.Л. Детская патопсихология / Н. Л. Белопольская. М.: «Когито Центр» 2004. 351 с.
  3. , Г. Г. Основы психологии детей с нарушением интеллекта: учебно-методическое пособие к курсу лекций по специальной психологии / Г. Г. Буторин. Челябинск: Изд во АТОКСО 2004. 112
  4. , Г. Г. Основные разделы патопсихологии и психопатологии в таблицах и схемах: Учебное пособие / Г. Г. Буторин, Л. А. Бенько. Челябинск: РИО ЧФ УРАО, 2005. 149 с.
  5. , Г. Г. Рекомендации по проведению экспериментально психологического обследования и составлению заключений: Методическое пособие к курсу клинической психологии / Г. Г. Буторин, Л. А. Бенько Челябинск: Изд-во АТОКСО, 2006. 64с.
  6. , Л.С. Педагогическая психология / В. В. Давыдов, Л. С. Выготский. — М.: Педагогика 1991. 480с.
  7. , Л.С. Проблемы дефектологии / Л. С. Выготский.- М.: Просвещение 1995. 527 с.
  8. П. Я., Кабыльницкая С. Л. Экспериментальное формирование внимания. М., 1974
  9. , Ю.Б. Психология внимания / Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова М.: ЧеРо, при участии издательства «Омега-Л», 2005. 858с.
  10. Н. Ф. Основные вопросы психологии внимания. Психологическая наука в СССР. / Н. Ф. Добрынин. — М.: 1959.- 236с.
  11. , В.И. Учителю коррекционного образовательного учреждения: серия «Библиотека специального психолога» / В. И. Долгова, Е. Г. Капитанец, О. А. Шумакова Челябинск: ЧГПУ, 2007. 64 с.
  12. , Д.Д. Пограничные состояния у детей и подростков: основы психиатрических знаний: Пособие для студ.сред. и высш. пед. Учеб. заведений / Д. Д. Еникеева. М.: Издательский центр «Академия» 1998. 304 с.
  13. , И.Ю. Патопсихология: Теория и практика: Учеб. пособие для студ.высш.пед.учеб.заведений / И. Ю. Левченко. М.: Издательский центр «Академия» 2000. 232 с.
  14. , И.Ю. Психолого педагогическая диагностика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / И. Ю. Левченко, С. Д. Забрамная М.: Издательский центр «Академия», 2006. 320 с.
  15. , А.Н. Проблемы развития психики / А. Н. Леонтьев.- М.: Изд-во МГУ 1972. 223 с.
  16. , В.И. Специальная психология: Учеб. пособие для студ.высш.пед.учеб.заведений / В. И. Лубовский, Т. В. Розанова, Л. И. Солнцева и др. — М.: Издат. центр «Академия», 2005.-464с.
  17. , Р.С. Психология: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: в 3 кн. / Р. С. Немов. М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС 2005. 631 с.
  18. А.А., Малашинская Л. И. Диагностика и коррекция внимания: Программа для детей 5−9 лет. М.: ТЦ Сфера, 2004.-104с.
  19. , А.В. Общая психология: Учеб. Для студентов пед. ин-тов / А. В. Петровский, А. В. Брушлинский, В. П. Зинченко и др. — М.: Просвещение, 1986.-464с.
  20. Рогов, Е. С. Общая психология: Курс лекций для первой ступени педагогического образования / Е. И. Рогов. М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2003.- 448 с.
  21. , С.Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. СПб.: Питер 2000. 720с.
  22. , С.Я. Психология умственно отсталого школьника / С. Я. Рубинштейн. М.: Просвещение 1986. 192 с.
Заполнить форму текущей работой