Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Психологическая структура конфликтности студентов с различным социометрическим статусом

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Проблема конфликтов в межличностном взаимодействии остается значимой для всех сфер деятельности, в том числе для практики образования. Личности в конфликте принадлежит важнейшая роль, поэтому необходимо выявлять и учитывать личностные качества людей, выступающих центральным звеном конфликта. Одной из таких особенностей многие авторы рассматривают конфликтность личности. Изучение конфликтов… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. Теоретико-методологические основы исследования конфликтности и социометрического статуса личности
    • 1. 1. Основные теоретические подходы к пониманию конфликтности личности в социальной психологии
      • 1. 1. 1. Проблема межличностного конфликта как феномена интерактивного аспекта общения
      • 1. 1. 2. Теоретический анализ конфликтности как качества личности
    • 1. 2. Социометрический статус как положение личности в системе межличностных отношений в студенческой группе
    • 1. 3. Структурные компоненты конфликтности и их связь с социометрическим статусом личности
  • ГЛАВА 2. Разработка программы эмпирического исследования психологической структуры конфликтности студентов с различным социометрическим статусом
    • 2. 1. Постановка задач исследования, выбор методов 22. Организация эмпирического исследования
  • ГЛАВА 3. Количественный и качественный анализ результатов исследования психологической структуры конфликтности студентов с различным социометрическим статусом
    • 3. 1. Анализ социально-психологических характеристик конфликтности студентов с различным социометрическим статусом
    • 3. 2. Анализ психологической структуры и функций конфликтности студентов с различным социометрическим статусом

Психологическая структура конфликтности студентов с различным социометрическим статусом (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Проблема межличностных конфликтов затрагивает все сферы жизнедеятельности, особенно в условиях повышения уровня конфликтности в современном обществе. Важнейшая роль в конфликте принадлежит личности, поэтому необходимо выявлять и учитывать психологические особенности участников взаимодействия. Одной из таких особенностей, детерминирующих зарождение, динамику и конечный результат развития конфликта, является конфликтность личности, которую чаще всего понимают как ее интегральное свойство, отражающее частоту вступления в межличностные конфликты (А.Я. Анцупов, Н. В. Гришина и др.).

Актуальность изучения конфликтности личности обусловлена тем, что в настоящее время в России остро стоит проблема психологического здоровья человека, одним из условий сохранения которого является способность личности оптимальным способом взаимодействовать в конфликте. На данном этапе теоретических и практических исследований конфликтности личности необоснованно мало. Вопросы о сущности конфликтности (внутриличностной, межличностной) рассматривали как зарубежные ученые — У. Клар, Дж. Г. Скотт, 3. Фрейд, Э. Фромм, К. Хорни, так и отечественные психологи:

A.Я. Анцупов, E.H. Богданов, A.A. Бодалев, Н. В. Гришина, С. И. Ерина,.

B.Г. Зазыкин, Н. У. Заиченко, Е. П. Ильин, М. М. Кашапов, П. А. Ковалев, Е. С. Кузьмин, М. С. Мириманова, О. В. Наконечная, JI.A. Петровская, И. С. Почекаева, И. Н. Свириденко, А. Н. Сухов, Н. П. Фетискин, A.C. Шевчук, Г. А. Шевчук, А. И. Шипилов.

Кроме того, существенный рост конфликтности как в социальной, так и в профессиональной среде обусловливает значимость исследований в области социальной психологии конфликта, в том числе в образовательном пространстве будущих педагогов.

Однако в психологической науке нет однозначного определения понятия «конфликтность», недостаточно разработан вопрос о психологической структуре и функциях (как конструктивных, так и деструктивных) конфликтности личности в межличностном взаимодействии, методах ее диагностики. Более детального освещения требуют вопросы о влиянии конфликтности на продуктивность коммуникативной деятельности, о механизмах и условиях ее актуализации. Приобретает также значимость проблема определения технологий, способствующих формированию конструктивных компонентов конфликтности личности, а также оценки их эффективности.

В связи с тем, что человек социален по своей природе, и вся его жизнь в обществе осуществляется через разнообразные группы, представляется весьма актуальным исследовать не только саму по себе конфликтность как личностное качество, но и ее связь с феноменами межличностных отношений в малых группах. При изучении указанных феноменов акцент часто ставят на рассмотрении социометрического статуса личности (У. Бронфенбреннер, И. П. Волков, Н. Е. Гронланд, Я. Л. Коломинский, С. А. Котик, X. Лийметс, Р. Манн, B.C. Мерлин, Дж. Морено, Л. И. Новикова, H.H. Обозов, Т. А. Репина, Т. В. Сенько, Л. С. Славина, A.A. Смирнов, Р. К. Терещук, Т. Шибутани). Ученые рассматривают взаимосвязи между социометрическим статусом и отдельными качествами личностиоднако работ, посвященных связям социометрического статуса с конфликтностью, мы не обнаружили. Исследовательская деятельность в данном направлении позволит регулировать внутригрупповое взаимодействие и взаимоотношения — как в формирующихся группах, так и в сложившихся коллективах, в частности в студенческой группе.

Сочетание необходимости теоретико-методологического обоснования исследований психологической структуры и функций конфликтности у лиц с различным социометрическим статусом и недостаточности разработок по данному направлениювысокой значимости и необходимости практических разработок по психолого-педагогическому сопровождению студентов с учетом структуры конфликтности и социометрического статуса в группе и отсутствия теоретического обоснования такого сопровождения, определяет актуальность разработки данной темы.

Цель исследования: выявить психологическую структуру конфликтности студентов с различным социометрическим статусом в учебной группе.

Достижение цели исследования предполагает решение следующих задач:

1. На основе анализа научной литературы по психологии конфликта сформулировать операциональное определение понятия «конфликтность личности».

2. Проанализировать основные подходы в социальной психологии к пониманию межличностных отношений и определению социометрического статуса личности в группе.

3. Расширить и углубить социально-психологические представления о границах и дефинициях статусных категорий, выявляемых в результате социометрического исследования.

4. Выявить личностные качества, являющиеся структурными компонентами конфликтности, и установить их связь с социометрическим статусом личности в группе.

5. Определить ведущие личностные качества, характерные для конфликтности студентов с различным социометрическим статусом, и раскрыть их функции (конструктивную, деструктивную) в структуре конфликтности.

Объект исследования — конфликтность личности в системе межличностных отношений.

Предмет исследования — структурные компоненты конфликтности студентов с различным социометрическим статусом.

Общая гипотеза исследования: конфликтность — это интегративное качество личности, представляющее собой симптомокомплекс компонентов и связанное с социометрическим статусом личности в группе.

Данная гипотеза конкретизируется в следующих частных гипотезах:

1. Конфликтность — это интегративное качество личности, в многокомпонентной структуре которого имеется ряд базовых компонентов, составляющих ее опорное ядро.

2. В студенческой группе возможно наличие следующих подгрупп в зависимости от социометрического статуса: высокостатусные («звезды» и «предпочитаемые»), среднестатусные («принятые» и «пренебрегаемые»), низкостатусные («изолированные» и «отвергаемые») — имеется также, категория лиц, по отношению к которым складывается неоднозначное отношение со* стороны членов группы — высокостатусные с неустойчивым статусом («амбивалентные»).

3. В структуре конфликтности студентов с различным социометрическим статусом в учебной группе одниведущие (структурообразующие) компоненты выполняют конструктивную функцию в межличностном взаимодействии, другие — деструктивную.

Методологическая и теоретическая основа исследования:

— системный подход в психологии, в том числе к исследованию конфликта (Б.Г. Ананьев, А .Я. Анцупов, A.B. Карпов, В. П. Кузьмин, Б. Ф. Ломов, Ю. П. Поваренков, В. Д. Шадриков, А.И. Шипилов);

— положения психологии общения и психологии отношений (Г.М. Андреева, A.A. Бодалев, В. В. Знаков, В. А. Зобков, В. Н. Куницына, А. Ф. Лазурский, Б. Ф. Ломов, В. А. Мазилов, В1Н. Мясищев, С. Л. Рубинштейн, Н.П. Фетискин);

— психологические и социально-психологические теории личности (Б.Г. Ананьев, Г. М. Андреева, З. Ф. Зеер, Р. Кеттелл, Л. Колберг, И. С. Кон, Л. В. Куликов, В. Н. Мясищев, Г. Оллпорт, A.B. Петровский, К.К. Платонов);

— социально-психологические теории конфликта и конфликтности личности (А.Я. Анцупов, E.H. Богданов, Ф. М. Бородкин, Н. В. Гришина, М. Дойч, С. И. Ерина, А. Л. Журавлев, В. Г. Зазыкин, Е. П. Ильин, М. М. Кашапов, П. А. Ковалев, Н. М. Коряк, Н. И. Леонов, Л. А. Петровская, М. М. Рыбакова, Дж. Г. Скотт, К. Томас, Б. И. Хасан, А.И. Шипилов);

— исследования специфики студенчества как социальной группы и конфликтов в студенческой среде (Л.П. Великанова, A.B. Глухова,.

В.И. Журавлев, И. А. Зимняя, Е. Ю. Красова, В. А. Лабунская, Л. А. Регуш,.

В. А. Якунин);

— концепции, определяющие роль статуса личности в малой группе.

Я.Л. Коломинский, Дж. Морено, Т. А. Репина, A.A. Смирнов,.

Т. Шибутани, М.Г. Ярошевский).

Для проверки выдвинутой гипотезы и решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: методы сбора фактического материала: теоретический анализ литературы по исследуемой проблеме, включающий концептуальный анализ ранее проведенных исследованийэмпирические методы: социометрия (Дж. Морено, Я.Л. Коломинский), референтометрия (Л.М. Фридман), методика «Диагностика межличностных отношений» Т. Лири, методика «Личностная агрессивность и конфликтность» (Е.П. Ильин, П.А. Ковалев), методика КОС (коммуникативные и организаторские склонности, авт. В. В. Синявский, В.А. Федорошин), методика Г. Айзенка PEN, методика диагностики психических качеств (Г. Айзенк), методика «Шкала тревожности» (О. Кондаш), 16-PF опросник Р. Кеттелла, включенное наблюдениеметоды статистической обработки эмпирических данных: корреляционный анализ с применением коэффициента ранговой корреляции Спирмена, нахождение значимых различий по U-критерию Манна-Уитниоднофакторный дисперсионный анализ ANOVAл метод «экспресс-%», структурный анализ (A.B. Карпов). Для обработки результатов применялся пакет программ статистического анализа «Statistica 6.О.».

Исследование проводилось с 2002 по 2011 гг. и включало четыре этапа.

Первый этап (2002;2007 гг.) — теоретический, в процессе которого проанализирована отечественная и зарубежная литература по изучаемой проблеме, определены методологические и теоретические основы исследования, общие концептуальные подходы к проблеме.

Второй этап (2007;2008 гг.) — технологический, в процессе которого обоснованы объект, предмет, цель и задачи исследования, сформулированы рабочие гипотезы, определена релевантность выбранных методов и методик исследованиясформирован и апробирован исследовательский инструментарий в процессе пилотажного исследования;

Третий этап (2008;2010 гг.) — внедренческий, в процессе которого разработана программа исследованияпроведено эмпирическое исследование психологической структуры конфликтности личности и ее связи с социометрическим статусом, осуществлена обработка данных и интерпретация результатов.

Четвертый этап (2010;2011 гг.) — обобщающий, в процессе которого осуществлялась систематизация и обобщение полученных результатов исследования, формулирование выводов и положений, выносимых на защиту.

Экспериментальная база исследования. Исследование проводилось на базе Рыбинского педагогического колледжа (Ярославская область), общее число испытуемых составило 210 человек — студенты 3−5 курсов, обучающиеся по специальностям 50 704 «Дошкольное образование», 50 705 «Специальное дошкольное образование», 50 710 «Педагогика дополнительного образования" — девушки, возраст 18−20 лет.

Достоверность результатов исследования обеспечивалась обоснованностью теоретико-методологических принципов и понятийного аппарата исследования, применением комплекса надежных и валидных эмпирических и статистических методов, соответствующих целям и задачам исследования, структурированностью логики исследования, тщательностью количественного и качественного анализа полученных данных, соблюдением этических принципов исследования.

Научная новизна исследования. Научно обосновано базовое понятие «конфликтность личности» с позиции структуры качеств, влияющих на ее межличностные взаимоотношения в малой группе. Предложено системное изучение психологической структуры конфликтности личности. Выявлены личностные качества, являющиеся структурными компонентами конфликтности, определены ведущие компоненты, характерные для конфликтности студентов с различным социометрическим статусом, раскрыты их функции. Теоретически обоснована и эмпирически подтверждена связь социометрического статуса личности в группе с ее конфликтностью. Расширены и углублены социально-психологические представления о границах и дефинициях статусных категорий, выявляемых в результате социометрического исследования. Осуществлен анализ различий в структуре и базовых компонентах конфликтности личности студентов с различным социометрическим статусом, в результате которого определены качества, связанные с высоким, средним и низким социометрическим статусом личности в группе. Раскрыты функции (конструктивная, деструктивная) конфликтности личности в межличностном взаимодействии и их диалектическое единство. Установлены социально-психологические характеристики конфликтности личности.

Теоретическая значимость исследования. Результаты исследования обогащают научные представления о конфликтности личности и функциях составляющих ее компонентов в системе межличностных отношений, что вносит вклад в развитие социальной психологии. Представлено нетрадиционное для. социальной психологии осмысление сущности конфликтности личности и ее функций в межличностном взаимодействии. Исследование является вкладом в социально-психологическую теорию конфликта: конкретизировано содержание понятия «конфликтность личности» с точки зрения системного подхода, разработана структура конфликтности, определены функции составляющих ее компонентов в межличностных отношениях и связь с социометрическим статусом личности в группе.

Дополнены положения социальной психологии: выявлено, что конструктивная функция конфликтности заключается в установлении благоприятных взаимоотношений в малой группе, а ее деструктивная функция состоит в разрушении этих отношений. Высокий, средний, низкий социометрический статус личности связан с определенной структурой конфликтности. Внесен вклад в разработку социометрического метода: уточнены границы и дефиниции социометрических статусовк наиболее часто встречающейся классификации добавлена категория «амбивалентные» — к представителям которой складывается неоднозначное отношение со стороны членов группы, т. е. они получают значительное количество как положительных, так и отрицательных выборов одновременно (высокостатусные с неустойчивым статусом).

Проведенное исследование также обогащает социально-психологические представления о структуре личности, месте конфликтности в этой структуре.

Практическая значимость исследования. Данные о взаимосвязях конфликтности личности и ее социометрического статуса создают возможность построения оптимальной системы взаимоотношений в группе с учетом социально-психологических особенностей ее членов и позволяют осуществлять адекватную психологическую помощь по профилактике и коррекции неблагоприятного социально-психологического климата в малых учебных группах.

Полученные в исследовании результаты могут быть использованы:

— в различных прикладных отраслях современной психологии: социальной психологии, психологии менеджмента, организационной, педагогической психологии и др., а также в практике социально-психологического тренинга — с целью раскрытия причин трудностей в общении, осознания способов и путей самореализации;

— в практике общего и профессионального образования: они доказывают значимость не только усвоения знаний и умений в области психологии конфликта и психологии общения, но и формирования социально-психологических личностных качеств обучающихся, необходимых для успешного функционирования в социуме;

— при подготовке специалистов помогающих профессий социономического типа: их значимость повышается в условиях перехода к обучению по ФГОС СПО нового поколения, поскольку в требованиях к результатам освоения основной профессиональной образовательной программы обозначены общие компетенции, связанные с коммуникативными способностями и содержится весомый блок дисциплин социально-психологической направленности.

Разработки автора диссертации нашли отражение в следующих изданиях: в учебногметодическом пособии для студентов колледжа «Развитие личности ребенка 5−7 лет в детском саду» (Ярославль, изд-во «Академия развития», 2009) — в методической разработке «Использование дифференцированных заданий и модульного планирования в организации учебного процесса по дисциплине «Социальная психология» (Ярославль, ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, 2007), в рабочей программе дисциплины «Основы социальной психологии» для специальности 50 710 «Педагогика дополнительного образования» (ГОАУ СПО ЯО Рыбинский педколледж, 2010).

Положения, выносимые на защиту:

1. — Конфликтность — это интегративное качество личности, представляющее собой симптомокомплекс компонентов и проявляющееся в потребности поиска конфликтных ситуаций, которое характеризует личность, с одной стороны, как неспособную принять точку зрения оппонента и найти конструктивное решение для предотвращения перерастания конфликтной ситуации в инцидент (деструктивная функция конфликтности), а с другой стороны — проявление конфликтности способствует актуализации социальной смелости, коммуникативных и организаторских склонностей субъектов совместной деятельности (конструктивная функция конфликтности).

2. Противоречивость и разногласия авторов имеющихся в социальной психологии классификаций статусных категорий, выявляемых в ходе социометрического исследования, обусловливают необходимость уточнения их границ и дефиниций. В процессе исследования выявлена категория лиц, которые получают значительное количество как положительных, так и отрицательных выборов одновременно, т. е. по отношению к ним складывается неоднозначное отношение со стороны членов группы. Данная категория соответствует предложенной нами дефиниции «амбивалентные» (высокостатусные с неустойчивым статусом).

3. Диалектическое понимание функций конфликтности личности предполагает определение ее структуры. Вспыльчивость, подозрительность, тревожность, агрессивность, обидчивость, социальная смелость, коммуникативные и организаторские склонности являются базовыми компонентами в общей структуре конфликтности личности, составляющими ее опорное ядро. Вспыльчивость, подозрительность, тревожность, агрессивность, обидчивость выполняют деструктивную функцию в общей структуре конфликтности, а социальная смелость, коммуникативные и организаторские склонности — конструктивную функцию, что определяется направлением связей в структуре конфликтности.

4. Общими базовыми компонентами в структуре конфликтности студентов с высокой степенью популярности (со статусом «звезды» и «амбивалентные») являются подозрительность, организаторские склонности, оценка агрессивности Я-реального (по Т. Лири). У «предпочитаемых» и «амбивалентных» общий базовый компонент — оценка агрессивности Я-идеального (по Т. Лири), у «звезд» и «предпочитаемых» — оценка подозрительности Я-реальногоу среднестатусных — («принятые» и «пренебрегаемые») — коммуникативные склонностиу низко статусных («изолированные» и «отвергаемые») — подозрительность и мечтательность (непрактичность), что доказывает диалектическое единство конструктивной и деструктивной функций конфликтности у студентов со сходным статусом.

5. Наиболее высокий индекс организованности структуры конфликтности у «звезд», «предпочитаемых», «принятых», «изолированных», что обусловливает наибольшие адаптационные возможности членов группы, принадлежащих к данным статусным категориямотносительно низкая степень организованности структуры конфликтности у «пренебрегаемых», «отвергаемых» и «амбивалентных» свидетельствует об их низких адаптационных возможностях, что не противоречит характеристике сущности указанных статусов.

Апробация и внедрение результатов исследования. Теоретические и эмпирические результаты исследования были представлены на межрегиональном методологическом семинаре кафедры педагогики и педагогической психологии Ярославского государственного университета им. П. Г. Демидова (Ярославль, 2006;2011) — на Международной конференции «Чтения Ушинского» ЯГПУ им. К. Д. Ушинского (Ярославль, 2008; 2010) — на Научно-практической конференции с международным участием «Актуальные проблемы образования и общества» (Ярославль, 2008) — на II Всероссийской научно-практической конференции «Человек и мир: социальные миры изменяющейся России» (Ижевск, 2008) — на IV Всероссийской научно-практической конференции «Системогенез учебной и профессиональной деятельности» (Ярославль, 2009), на Всероссийской научно-практической заочной интернет-конференции «Психология учебной деятельности и готовности к обучению» (Ярославль, 2010).

Материалы проведенного исследования включены в следующие программы научно-исследовательских проектов: Грант РФФИ 2010;2012 гг. по теме «Разработка метакогнитивной концепции структурно-функциональных характеристик конфликтной компетентности личности» (Проект № 10−06−204а) — Совет по грантам Президента Российской Федерации (проект МК-4399.2010.6) — «Когнитивные детерминанты конфликтного поведения».

Результаты работы внедрены на семинарах-тренингах для воспитателей групп детей дошкольного возраста Рыбинского педагогического колледжа, на практических занятиях со студентами по учебным дисциплинам «Психология общения» и «Основы социальной психологии» в Рыбинском педагогическом колледже.

По теме исследования опубликовано 15 печатных работ, в том числе 2 в изданиях, входящих в список рецензируемых научных журналов и изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертации на соискание ученой степени кандидата наук, рекомендованный ВАК РФ.

Структура диссертации соответствует логике исследования и включает в себя введение, 3 главы, заключение, список литературы, содержащий 210 источников, в том числе 15 на иностранном языке, 14 приложенийизложение материала проиллюстрировано 14 таблицами, 24 рисунками. Общий объем диссертации без приложений составляет 190 страниц.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проблема конфликтов в межличностном взаимодействии остается значимой для всех сфер деятельности, в том числе для практики образования. Личности в конфликте принадлежит важнейшая роль, поэтому необходимо выявлять и учитывать личностные качества людей, выступающих центральным звеном конфликта. Одной из таких особенностей многие авторы рассматривают конфликтность личности. Изучение конфликтов и конфликтности личности в профессиональном пространстве студентов-педагогов является актуальной проблемой современного образования в связи с тем, что образовательная среда — зона повышенной конфликтностикроме того, значимость исследований в студенческом социуме повышается в условиях перехода к обучению по ФГОС СПО нового поколения, в требованиях к результатам освоения основной профессиональной образовательной программы которых обозначены общие компетенции, связанные с коммуникативными способностями.

На основе проведенного теоретического анализа научной литературы представилось целесообразным диалектическое понимание функций конфликтности и ее определения как интегративного качества личности, представляющего собой симптомокомплекс компонентов и проявляющегося в потребности поиска конфликтных ситуаций, которое характеризует личность, с одной стороны, как неспособную принять точку зрения оппонента и найти конструктивное решение для предотвращения перерастания конфликтной ситуации в инцидент (деструктивная функция конфликтности), а с другой стороны — проявление конфликтности способствует актуализации социальной смелости, коммуникативных и организаторских склонностей субъектов совместной деятельности (конструктивная функция конфликтности).

Таким образом, конфликтность личности может выполнять как конструктивную, так и деструктивную функцию в межличностном общении.

Целью исследования явилось выявление психологической структуры конфликтности студентов с различным социометрическим статусом в учебной группе. В ходе достижения цели исследования была выдвинута гипотеза о том, что конфликтность представлена структурой психологических качеств и связана с социометрическим статусом личности в группе.

В работе показано, что при изучении конфликтности личности в межличностном взаимодействии важно исследовать социально-психологические характеристики малой группы, в которую входят участники взаимодействия, в частности, социометрический статус, и его связь с конфликтностью личности.

В соответствии с методологическим основанием исследования, поставленной целью и выдвинутыми гипотезами подобран методический инструментарий, позволяющий диагностировать структурные компоненты конфликтности и их связь с социометрическим статусом личности в группе. Использованы как оценочные, так и самооценочные методики, что обеспечило высокую достоверность результатов исследования. Для обработки полученных данных выбраны адекватные методы математической статистики.

Уточнены границы и дефиниции статусных категорийв социометрическом исследовании выявлены члены группы, у которых имеется значительное количество как положительных, так и отрицательных выборов одновременно, вследствие чего к наиболее часто встречающейся классификации добавлена категория «амбивалентные».

Реализован в качестве методологической основы при проведении исследования системный подход, что дало возможность выявить психологическую структуру конфликтности личности у разностатусных испытуемых, определить ее компоненты, установить связи и отношения между ними, функции в межличностных отношениях.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой