Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Организация военно-профессиональной подготовки общевойсковых офицеров в ВУЗе командного профиля

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В современной общей и военной педагогике проблема военно-профессиональной подготовки офицеров специально не рассматривалась. Отдельные ее аспекты нашли отражение в работах Р. А. Ахметгареева, А. В. Барабанщикова, И. В. Биочинского, Иваницкого А. Т., Э. Н. Короткова, И. А. Липского, А. М. Пырского, Л. С. Узуна, Г. И. Шпака и других авторов. Таким образом, данная проблема является актуальной для… Читать ещё >

Содержание

  • Глава i. Военно-профессиональная подготовка офицерских кадров в военном вузе как предмет педагогического исследования
    • 1. 1. Анализ сущности и содержания понятия «военно-профессиональная подготовка»
    • 1. 2. Теоретико-методологические основы и задачи исследования военно-профессиональной подготовки офицеров
    • 1. 3. Историко-педагогический анализ военно-профессиональной подготовки офицеров
  • Выводы
  • Глава II. Концептуальные основы системы военнопрофессиональной подготовки
    • 2. 1. Проблемы и противоречия в традиционной системе подготовки офицеров в военном ВУЗе как предпосылки разработки концепции военно-профессиональной подготовки
    • 2. 2. Концепция организации военно-профессиональной подготовки общевойскового офицера
    • 2. 3. Интегративность в системе военно-профессиональной подготовки
    • 2. 4. Формирование целей военно-профессиональной подготовки будущих офицеров
    • 2. 5. Формирование содержания военно-профессиональной подготовки офицеров как интегративной системы
    • 2. 6. Технология разработки ситуационно-дидактических задач
  • Выводы
  • Глава iii. Экспериментальная программа внедрения системы военно-профессиональной подготовки офицеров в образовательный процесс ввуза
    • 3. 1. Технология моделирования системы военно-профессиональной подготовки
    • 3. 2. Формы, методы и приемы деятельности по построению модели системы военно-профессиональной подготовки
    • 3. 3. Технология конструирования учебного модуля в военном ВУЗе
  • Выводы
  • Глава iv. педагогическая эффективность внедрения в образовательный процесс системы военно-профессиональной подготовки
    • 4. 1. Сравнительный анализ эффективности системы военно-профессиональной подготовки в традиционных и экспериментальных условиях обучения
    • 4. 2. Динамика формирования военно-профессиональных знаний, навыков и умений
    • 4. 3. Формирование профессионально значимых качеств в экспериментальных условиях обучения
  • Выводы

Организация военно-профессиональной подготовки общевойсковых офицеров в ВУЗе командного профиля (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Предпринимаемые в последние годы попытки реформирования сущности и содержания высшего военного образования коснулись лишь внешних сторон деятельности высших военных учебных заведений (ВВУЗов), не затронув при этом глубинных процессов подготовки офицеров.

В системе профессиональной подготовки офицерских кадров пока еще не находят свое отражение те изменения, которые происходят в обществе, в развитии наук, в частности, слабо используются идеи социального управления, методологии системного подхода. Нередко они механически переносятся из сферы науки в воинскую деятельность, проявляясь в субъективизме, функционализме и формализме принимаемых решений, что сдерживает совершенствование подготовки военных специалистов для Вооруженных Сил.

В военной науке в последнее время ослабло внимание к научному осмыслению проблем профессиональной подготовки офицерского состава в новой социальной ситуации. Новизна этой ситуации заключается в том, что в обществе продолжают развертываться процессы демократизации, которые предусматривают поиск нового содержания военно-профессиональной подготовки офицера, обусловленного новым характером отношений в воинской среде. При этом существует острая необходимость обеспечения военной безопасности России в условиях изменений в современной военно-политической обстановке, связанных с появлением новых дестабилизирующих факторов как в геополитической и региональной сфере, так и внутри страны.

Эти факторы выдвигают особые требования к системе военного образования и определяют актуальность проблемы подготовки высокопрофессиональных кадров для Вооруженных Сил. Главными становятся вопросы формирования в высших военных учебных заведениях МО РФ профессионально подготовленной личности, способной квалифицированно решать сложные боевые, учебно-боевые, служебные и педагогические задачи в войсках, обладающей качествами гражданина России и офицера ее Вооруженных Сил.

Система высшего военного образования в настоящее время в целом позволяет готовить офицерские кадры, способные решать сложные задачи по обеспечению обороноспособности государства. Однако в деятельности ВВУЗов имеются определенные недостатки, главные из которыхпроцесс подготовки военных специалистов не сопровождается повышением его качества. Министр обороны РФ в Приказе № 464 от 8 сентября 2000 года отмечал, что подготовка офицерских кадров в ВВУЗах недостаточно ориентирована на перспективу, не носит опережающего характера, а готовность выпускников к профессиональной деятельности в войсках остается низкой. Повышение качества военно-профессиональной подготовки выпускников ВВУЗов продолжает оставаться ведущей проблемой военной педагогики. Без научно-практического решения вопроса о направленности, содержании, структуры и методах подготовки курсантов в высших военных учебных заведениях в период реформирования Вооруженных сил невозможно обеспечить высокий уровень их профессиональной подготовки как военных специалистов в соответствии с возрастающими потребностями общества.

Подготовка офицеров в ВВУЗе представляет собой единство познания, практической деятельности, социально-психологических отношений, воспитания, развития и руководства военно-профессиональной подготовкой курсантов. Обучение все больше приобретает проблемно-деятельностный характер. Совершенствование системы подготовки в ВВУЗе предполагает построение программного материала с учетом требований к профессиональной деятельности выпускников в войскахактивизации учебно-познавательной деятельности курсантовдифференциацию и индивидуализацию обученияповышение педагогического мастерства преподавателейсовершенствование учебной материально-техничекой базынепрерывность и действенность воспитательной работы.

Кардинальные изменения в организации профессиональной деятельности общевойсковых офицеров в войсках, быстрое устаревание оперативного знания, резкое обновление информации, вызванное ускоряющимся развитием общества в целом, требуют переосмысления целей, содержания, структуры и социальной сущности военно-профессиональной подготовки. Это и предопределило системный подход к исследуемой проблеме. Военно-профессиональная подготовка (ВПП) должна исследоваться не только в форме обобщения имеющихся в этой области теоретических наработок и положительного опыта, но и в направлении раскрытия ее специфических закономерностей, действующих в конкретных условиях проводимой в Вооруженных Силах РФ военной реформы.

В современной общей и военной педагогике проблема военно-профессиональной подготовки офицеров специально не рассматривалась. Отдельные ее аспекты нашли отражение в работах Р. А. Ахметгареева, А. В. Барабанщикова, И. В. Биочинского, Иваницкого А. Т., Э. Н. Короткова, И. А. Липского, А. М. Пырского, Л. С. Узуна, Г. И. Шпака и других авторов. Таким образом, данная проблема является актуальной для практики ВВУЗов. Большая научно-педагогическая значимость проблемы, необходимость перестройки образовательного процесса в военно-учебных заведениях с учетом задач военной реформы, наличие глубоких противоречий в процессе профессиональной подготовки военных специалистов, неразработанность вопросов построения системы ВПП в военно-педагогической науке обусловили выбор темы докторской диссертации.

Объектом исследования избрана организация образовательного процесса в военных ВУЗах командного профиля.

Предмет исследования — военно-профессиональная подготовка общевойсковых командиров в военном ВУЗе.

Цель исследования состоит в разработке, теоретическом обосновании и экспериментальной проверке организации военно-профессиональной подготовки на основе межпредметной интеграции и определении путей повышения качества процесса подготовки общевойсковых офицеров в ВУЗе.

Основная гипотеза исследования состоит в предположении о том, что возникшее в настоящее время противоречие между необходимостью высокого профессионализма общевойскового командира и реальным уровнем его подготовленности к служебной деятельности на офицерских должностях в войсках можно разрешить путем внедрения в образовательный процесс ВВУЗа системы военно-профессиональной подготовки, сконструированной на межпредметной интегративной основе.

Рабочие гипотезы:

1.

Введение

разработанной системы военно-профессиональной подготовки в образовательный процесс ВВУЗа должно привести к активизации учебно-познавательной деятельности, повышению успеваемости, росту учебной успешности, формированию положительного отношения к учению, развитию когнитивной сферы, профессионально значимых качеств личности, навыков общения в экспериментальных условиях обучения, повышению профессиональной подготовленности выпускников.

2. Применение в образовательном процессе учебных, учебно-профессиональных и профессиональных ситуаций позволит не только разрешить противоречия между монодисциплинарным характером существующей учебной и межпредметным характером военно-профессиональной деятельности будущих офицеров, но и оперативно корректировать процесс их профессиональной подготовки, положительно влиять на достижение поставленных целей.

Задачи исследования:

1. Выявить проблемы военно-профессиональной подготовки, ее тенденции развития и определить основные противоречия в традиционной системе подготовки военных специалистов.

2. Разработать концепцию организации военно-профессиональной подготовки общевойскового командира в ВВУЗе на основе межпредметной интеграции.

3. Разработать модель интегративной системы военно-профессиональной подготовки в командном ВВУЗе с ее полным программным и методическим обеспечением.

4. Разработать и обосновать методику реализации системы военно-профессиональной подготовки общевойскового офицера на технологическом уровне.

5. Создать технологию конструирования модульно-ситуационного содержания военно-профессиональной подготовки с определенным набором комплексных профессиональных задач.

6. Проверить опытно-экспериментальным путем эффективность действия модели интегративной системы военно-профессиональной подготовки общевойсковых офицеров в ВВУЗе (обоснованность сформулированных закономерностей и принципов ВПП, соответствие структуры организации ВПП современным требованиям к высшей военной школе, оптимальность управления процессом формирования военно-профессиональной подготовки курсантов) и сформулировать теоретические выводы и практические рекомендации управленческо-педагогическим кадрам.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:

Теоретические: изучение и анализ философской, психолого-педагогической, научно-методической и методологической литературы, нормативных документов по исследуемой проблемесистемный подход к исследованию педагогических явленийконцептуальное моделирование.

Эмпирические: обсервационный (педагогическое наблюдение), интроспективный (самонаблюдение) — метод исследовательской беседыизучение различной документации и результатов деятельности личности.

Диагностические: сочетание сравнительного и лонгитюдного методовшкалы для оценки и самооценки знаний, навыков и умений, личностных качествопросы (анкетирование и интервьюирование), тестированиеэкспертного оценивания и контролясрезовые контролианализы результатов деятельности.

Практико-экспериментальные: постановка и проведение пробных, констатирующих и формирующих экспериментов, отсроченных контролей, корректировки результатов срезовых контролей.

Методы обработки результатов исследования: математические статистические методы обработки эмпирических данных, а также корреляционный, факторный и регрессивный анализы. Данные методы взаимно дополняли друг друга, что обеспечило надежность и валидность полученных научных результатов.

Основная опытно-экспериментальная работа проводилась в период с 1993 по 1999 гг. на базе Санкт-Петербургского высшего общевойскового командного училища (СПб ВОКУ). Исследованием были охвачены сотрудники учебного отдела, группы профессионального отбора, командный состав курсантских подразделений, курсанты 1−4 курсов — всего около 500 человек.

Научно-теоретическую, методологическую и организационно-практическую основу исследования составили: законодательные акты РФ в области высшего профессионального образованияПриказы МО РФ, нормативные и методические документы в области высшего военного образованиятруды классиков отечественной и зарубежной педагогики и психологии С. И. Архангельского, Л. С. Выготского, Я. А. Коменского,.

A.Н.Леонтьева, А. С. Макаренко, И. Г. Песталоцци, К. К. Платонова, С. Л. Рубинштейна, К. Д. Ушинского, Н. Хагера и др.- философские подходы к проблеме человека и образования (Б.Г.Ананьев, К. Б. Баторов, Б. С. Гершунский, В. В. Давыдов, В. В. Каган,.

B.С.Леднев, А. Н. Лук, А. А. Реан, С. Л. Рубинштейн, В. Д. Шадриков, В. А. Штофф и др.) — фундаментальные принципы и теории отечественной психологии: деятельностного подхода, принцип детерминизма, принцип личностного подхода, отражения, развития, внутренней опосредованности внешних воздействий, единства сознания и деятельности (С.Л.Рубинштейн) — поэтапного формирования умственных действий (П.Я.Гальперин, Н.Ф.Талызина) — системного анализа психических и педагогических явлений, комплексного подхода к изучению человека (Б.Г.Ананьев, П. П. Блонский, Н. В. Кузьмина, Б. Ф. Ломов, Е. Ф. Рыбалко, В.А.Якунин) — концепции, раскрывающие специфику целостного педагогического процесса, проектирования педагогической деятельности (С.И.Архангельский, С. Я. Батышев, В. И. Бегун, В. И. Гинецинский, В. И. Загвязинский, А. Т. Иваницкий, Н. В. Кузьмина, А. А. Реан и др.) — работы, раскрывающие сущность процессов моделирования, прогнозирования и управления развитием педагогических систем (В.П.Беспалысо, Н. П. Бусленко, Б. С. Гершунский, Б. А. Глинский, Е.С.Заир-Бек, И. А. Липский, В. П. Мизинцев, В. И. Михеев, И. Б. Новик, А. Н. Печников, В. И. Подобед, В.Е.Радионов) — теоретические основы педагогики, концепции проектирования и развития систем общего и высшего профессионального образования (Ю.К.Бабанский, С. Я. Батышев, В. И. Гинецинский, В. С. Леднев,.

A.М.Новиков) — подход к обучению как к процессу управления психическим развитием человека, его индивидуальностью (Б.Г.Ананьев, Н. В. Кузьмина, И. Я. Лернер, Е. И. Машбиц, И. А. Скопылатов, Н. Ф. Талызина, Н. Э. Унт, В. А. Якунин и др.) — исследования в области педагогических технологий (В.П.Беспалько, Р. Р. Бикенин, А. А. Вербицкий, В. В. Гузеев, А. Е. Денисов,.

B.Г.Евграфов, В. В. Карпов, М. В. Кларин, В. Л. Латышев, А. М. Пырский,.

A.Я.Савельев, М. П. Сибирская, М. АЛошанов) — труды по теории и методологии конструирования содержания образования (Ю.К.Бабанский, Л. Ф. Колесников, В. В. Краевский,.

B.И.Куватов, В. С. Леднев, А. М. Новиков, М.Н.Скаткин) — представления о многомерном и многоуровневом строении мотивации обучения (В.К.Вилюнас, В. К. Коротич, М. И. Мешков, А. М. Пырский, В.А.Якунин) — основные положения работ военных ученых А. В. Барабанщикова, В. И. Бегуна, Ю. Ф. Волынец, М. А. Гареева, М. И. Драгомирова, М. И. Дьяченко, Л. Е. Кандыбовича, С. В. Ковтуненко, М. П. Коробейникова, Э. Н. Короткова, И. А. Липского, А. Н. Печникова, А. Я. Подкользина, И. А. Скопылатова, Л. С. Узуна, В. Ф. Шпака, Я. Я. Юрченко и др. в области методологии и логики психолого-педагогических исследований, использования методов квалиметрии и математической статистики (Г.Г.Альгальдов, А. В. Барабанщиков, Л. Б. Ительсон, Н. В. Кузьмина, Е. К. Марченко, В. М. Полонский, В. А. Якунин и др.).

На защиту выносятся следующие основные научные результаты: 1. Концепция организации военно-профессиональной подготовки общевойскового командира на основе межпредметной интеграции: целевой основой подготовки военных специалистов в высшем военном учебном заведении выступает ее оптимизациясистемообразующими идеями предложенной концепции являются рассмотрение процесса ВПП как целостного объекта исследований и реформирования, а также проектирование и последующее управляемое воспроизведение всех его структурных составляющих образовательного процесса в учебном заведениисущность концепции состоит в научном определении реально достижимых целей ВПП будущих офицеров и разработанной в соответствии с целями траекторией их подготовки, в моделировании, апробации, системном учете и структурировании разработанных компонентов и интеграции их в целостную систему военно-профессиональной подготовкитехнология определения целей ВПП характеризуется процедурой целеобразования, непосредственно связанной с моделью военно-профессиональной деятельности будущего офицератехнология конструирования ВПП представляет собой оптимально на интегративной основе научно определенное учебное содержание военно-профессиональной подготовки курсантов ВВУЗа, реализованное в результате разработанного порядка его структурированиясодержание военно-профессиональной подготовки формируется с помощью учебных модулей, набор и последовательность изучения (освоения) которых определяется частными целями этапов ВПП, интегрирующимися в конечную цель ВПП военного ВУЗасодержание учебных модулей формируется с помощью модульных единиц, в качестве которых выступают учебные предметы, предметные области, разделы, темы, виды военно-профессиональной деятельности офицеров. Раскрытие содержания модульных единиц на микроуровне осуществляется с помощью учебных элементов различной степени детализации и позволяет получить особым образом сконструированный учебный материал, готовый к применению в учебном процессе военно-профессиональной подготовкисодержание модульных единиц — предметных областей и модульных единиц — видов военно-профессиональной деятельности раскрывается в виде совокупности интегрированных учебных элементов и практически реализуется в учебных и профессиональных ситуацияхпрофессиональная деятельность преподавателей и учебная, учебно-профессиональная деятельность курсантов складывается как взаимосвязанная и взаимозависимая система действий, основанная на использовании дидактических средств, форм и методов обучения. Система действий педагога направлена на последовательное развитие у обучаемых необходимых военно-профессиональных знаний, умений и навыков, а также мировоззрения, ценностной ориентации, профессионально значимых качеств и свойств личности, Деятельность учащихся заключается в последовательном усвоении учебно-познавательных и учебно-профессиональных действий- — разработка и внедрение системы военно-профессиональной подготовки будущих офицеров в ВВУЗе позволит добиться согласованности и координации всех компонентов военно-педагогической системы и повысить ее эффективность.

2. Модель интегративной системы военно-профессиональной подготовки в командном ВВУЗе с ее полным програмным и методическим обеспечением, включающая: технологию определения целей ВПП, содержащую глобальный, этапный и оперативный уровнитехнологию конструирования содержания ВПП на интегративной основе, формируемого с помощью учебных модулей, структурируемых по этапам ВПП и состоящих из модульных единиц, учебных элементов и включающих комплекты комплексных профессиональных ситуационных задач, разработанные формы, способы, методы профессиональной деятельности преподавателей и учебной, учебно-профессиональной деятельности курсантов.

3. Методика реализации системы военно-профессиональной подготовки общевойскового офицера на технологическом уровне, охватывающая три этапа. Первый этап — создание модели военного специалиста-выпускника ВВУЗа — моделирование системы военно-профессиональной подготовки военного ВУЗа — формирование представления будущего состояния учебного заведения в целом. Второй этап — разработка программы (плана) действий по построению модели системы военно-профессиональной подготовки. Третий этап — технологизация отдельных элементов системы ВПП, имеющих общие признаки для различных ВУЗов.

4. Технология конструирования содержания военно-профессиональной подготовки на основе создания учебных модулей с набором комплексных межпредметных профессиональных задач соответствующего уровня сложности.

Научная новизна:

1) Впервые исследованы научно-практические основы системы военно-профессиональной подготовки курсантов в ВУЗах Министерства обороны РФ.

2) Впервые в современных социальных условиях разработана концепция организации военно-профессиональной подготовки общевойскового командира на основе межпредметной интеграции.

3) Разработана и апробирована новая модель системы военно-профессиональной подготовки в ВВУЗе командного профиля, включающая совокупность взаимодополняющих друг друга и взаимодействующих между собой компонентов.

4) Разработана методика реализации системы военно-профессиональной подготовки общевойскового офицера на технологическом уровне.

5) Разработана технология конструирования содержания военно-профессиональной подготовки на основе создания учебных модулей с определенным набором комплексных межпредметных профессиональных задач.

Теоретическая значимость диссертационного исследования носит междисциплинарный характер и складывается из нескольких направлений:

1. Выявлены пути повышения эффективности военно-профессиональной подготовки будущих офицеров путем перевода процесса подготовки специалистов в ВВУЗах на системную технологию его организациипути активизации учебно-познавательной деятельности курсантов.

2. Предложенное решение оптимизации подготовки курсантов не только увеличивает возможности педагогического приложения большего числа наук, но и открывает широкие перспективы их интеграции для новых исследований теоретического, экспериментального и прикладного характера в интересах высшего военного профессионального образования.

3. Проведенное исследование вносит вклад в развитие категорий-ного аппарата педагогической науки: уточнены понятия «система военного образования», «подготовка», «профессиональная подготовка», конкретизирована и определена сущность понятия «военно-профессиональная подготовка», его сущностиразработаны теоретические основы проектирования системы ВПП военно-учебного заведения.

4) Разработаны формы, методы и приемы деятельности по построению системы военно-профессиональной подготовки ВВУЗа.

Практическая значимость:

1. Предложенная автором концепция организации военно-профессиональной подготовки может быть реализована в организационно-педагогическом плане в целях оптимизации и повышения эффективности процесса профессиональной подготовки военных специалистов в ВВУЗах МО РФ, особенно в периоды их реформирования и перехода на новые учебные планы и программы.

2. Разработанная интегративная система военно-профессиональной подготовки общевойсковых офицеров внедрена в образовательный процесс Санкт-Петербургского ВОКУчастично — Алма-Атинского ВОКУ и может быть применена в полном объеме или частично, или адаптирована в ходе профессиональной подготовки военных специалистов любого профиля.

3. Полученные в исследовании эмпирические данные о динамике развития учебно-познавательной деятельности, учебной успешности, профессионально значимых качеств личности курсанта могут использоваться при диагностике и оценке результатов военно-профессиональной подготовки обучаемых и профессиональной компетентности педагогического персонала.

4. Теоретические и научно-методические материалы исследования могут быть включены в определенном объеме в программы подготовки, переподготовки и повышения квалификации преподавательского состава, командиров курсантских подразделений и офицеров в ВУЗах Министерства обороны РФ.

Достоверность и обоснованность полученных результатов исследования обеспечены: последовательной реализацией методологических основ его проведениясистемным подходом к изучаемому объектукорректным использованием современных методов исследования и обработки полученных данныхадекватностью методов исследования его задачампроведенной опытно-экспериментальной работойрепрезентативностью эмпирической базы и математико-статистической обработкой данных исследованияотражением в научной и вузовской печатииспользованием в реальном педагогическом процессе военных ВУЗов научных выводов и практических рекомендацийапробацией результатов.

Апробация и внедрение в практику результатов исследования осуществлялись на четырех курсах Санкт-Петербургского ВОКУ, курсантских подразделениях Алма-Атинского ВОКУ, Военного финансово-экономического университета (филиал г. Ярославль) (ЯФВФЭУ), в семи воинских частях Министерства обороны и Министерства внутренних дел. Основные положения, выводы и рекомендации докладывались на всероссийских, межрегиональных, межвузовских и областных научных, научно-практических и научно-методических конференцияхсборах профессорско-преподавательского состава Алма-Атинского ВОКУ (19 901 992 гг.), Санкт-Петербургского ВОКУ (1993;1999 гг.), ЯФВФЭУ (20 002 002 гг.) — семинарах, заседаниях межкафедральных и кафедр ВВУЗов МО РФ г. Санкт-Петербурга в период с 1994 по 2002 гг.

Основные результаты диссертационного исследования отражены в монографиях, учебных пособиях, учебно-методических пособиях, научно-методических рекомендациях, статьях, докладах, тезисах выступлений, отчетах по НИР, общий объем которых составил 74 печатных листа.

Структура и объем работы.

Диссертация состоит из введения, 4 глав, заключения, практических рекомендаций, списка литературы и приложений. Объем работы составляет 358 страниц машинописного текста, содержит 19 рисунков, 23 таблицы, 3 схемы, 6 диаграмм и 11 приложений.

Список литературы

насчитывает 386 наименований источников.

Выводы.

1. Реализованная на технологическом уровне модель создания системы военно-профессиональной подготовки в военном ВУЗе МО РФ обладает практически всем набором признаков, характерных для технологических разработок, применяемых в педагогической деятельности: а) результативностьюб) экономичностьюв) алгоритмизуемостьюг) воспроизводимостьюд) проектируемостьюе) управляемостью. В предложенной технологии предусмотрена реализация основных функций управления — планирования, организации, мотивации, алгоритмизации, анализа и контроля.

2. Внедрение экспериментальной системы военно-профессиональной подготовки, созданной на межпредметной интегративной основе эффективно обеспечивает активацию учебно-познавательной деятельности курсантов и соответствует современным тенденциям развития системы военно-профессиональной подготовки будущих офицеров. В теории и на практике делается акцент на учебно-познавательную деятельность курсанта, а не на обучающую деятельность преподавателя, как это происходит в традиционной системе подготовки военных специалистов.

3. Внедрение системы военно-профессиональной подготовки в образовательный процесс ВВУЗа должно привестиа) к активизированию мотивации и учебно-познавательной деятельности курсантовб) развитию когнитивной сферы и навыков общенияв) формированию положительного отношения к учению и учебно-профессиональной деятельностиг) повышению успеваемости и росту учебной успешности в экспериментальных условиях обученияд) развитию способности творчески решать текущие военно-профессиональные задачи.

4. Структурирование учебного материала в виде содержательно и функционально завершенных структурных элементов — учебных модулей, а также модульных единиц, учебных элементов различной степени детализации и применение в учебно-воспитательном процессе специально созданных учебных и профессиональных ситуаций эффективно формируют содержание ВПП в соответствии с ее этапами и обеспечивают лучшее развитие профессиональной подготовленности выпускников.

5. Применение в образовательном процессе учебных, учебно-профессиональных и профессиональных ситуаций позволяет: а) не только разрешить противоречия между монодисциплинарным характером существующей учебной и межпредметным характером военно-профессиональной деятельности будущих офицеров, но и оперативно корректировать процесс их профессиональной подготовкиб) эффективно влиять на достижение целей военно-профессиональной подготовки курсантов.

6. Результаты эксперимента по внедрению системы ВПП убедительно показали эффективность предложенной системы, подтвердили наше предположение о том, что профессионально значимые качества личности будущего военного специалиста лучшим образом формируются в разработанной системе военно-профессиональной подготовки, обеспечивающей наиболее полное и эффективное их развитие в экспериментальных условиях обучения.

7. Подтвердилось выдвинутое в гипотезе исследования предположение о том, что возникшее в настоящее время противоречие между необходимостью высокого профессионализма общевойскового командира и реальным уровнем его подготовленности к служебной деятельности на офицерских должностях в войсках можно разрешить путем внедрения в образовательный процесс ВВУЗа системы военно-профессиональной подготовки, сконструированной на межпредметной интегративной основе.

Практические рекомендации.

1. Разработанный в диссертации алгоритм действий субъектов моделирования системы военно-профессиональной подготовки рекомендуется использовать в целях конструирования педагогически целесообразной модели системы ВПП военного ВУЗа (см. § 1, гл. З).

2. В целях оптимизации и экономичности действий по конструированию системы ВПП высшего военного учебного заведения целесообразно использовать предлагаемые автором формы, методы и приемы деятельности по построению системы военно-профессиональной подготовки (см. § 2, гл. З).

3. Апробированные алгоритм отбора содержания ВПП (см. § 3, 5, гл.2) и технология его конструирования в виде содержательно и функционально завершенных структурных элементов — учебных модулей рекомендуется использовать в целях построения эффективной системы военно-профессиональной подготовки ВВУЗа (см. § 2, гл.2- § 3, гл. З).

4. В интересах обеспечения наиболее полного формирования и всестороннего развития профессиональной подготовленности будущих офицеров, профессионально значимых качеств личности выпускников целесообразно использовать предложенный в исследовании алгоритм моделирования ситуаций, применяемых в процессе ВПП (см. § 6, гл.2).

5. Для обеспечения высокого качества усвоения знаний обучаемых, успешности их учебно-профессиональной деятельности и формирования у выпускников профессиональной компетентности в условиях коллективного характера труда офицера рекомендуется комплексно применять компоненты предложенной системы ВПП (см. § 2, 5, гл.2).

6. Предложенная автором экспериментальная система военно-профессиональной подготовки будущих офицеров может быть использована в ВВУЗах общевойскового профиля (см. § 4, гл.2- § 1, 2 гл.4) и адаптирована для учебных заведений другого профиля (см. § 3, гл. З).

Показать весь текст

Список литературы

  1. Л.Г. Индивидуальный подход как средство коррекции учебно-познавательной деятельности студентов: Автореферат дис.. канд. пед. наук. — Л., 1988. — 16 с.
  2. А.Н. Системное познание мира: методологические проблемы.-М., 1985.-250 с.
  3. А.П. О характере профессиональных умений в деятельности педагогов-мастеров: Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы. Вып. 1. — Л., 1973. — С.37−44.
  4. К.В. Методические рекомендации по обучению курсантов изготовкам к стрельбе из-за различных укрытий / Учебно-методическое пособие / Под ред. В. В. Пестроухова. АВОКУ. Алма-Ата, 1992. -28 с.
  5. К.В. Совершенствование обучения военнослужащих применению стрелкового оружия в условиях населенных пунктов- Дис.. канд. пед. наук. СПб, 1999. — 223 с.
  6. К.В. К проблеме совершенствования обучения военнослужащих применению стрелкового оружия в условиях населенных пунктов / Тез. докладов и сообщений научно-практической конференции ЯВВФУ. Ярославль, 1999. — 2 с.
  7. К.В. Обучение военнослужащих Сухопутных войск применению стрелкового оружия при бое в городе / Научный сборник № 2: Основные результаты научных исследований докторантов, адъюнктов и соискателей академии им. М. В. Фрунзе. -М., 1999. 12 с.
  8. К.В. Формирование содержания военно-профессиональной подготовки в ВВУЗе / Тезисы докладов VI межрегиональной научной конференции «Молодежь и экономика». ВФЭУ. Ярославль, 2002. -С. 93−94.
  9. К.В. Концепция организации военно-профессиональной подготовки офицеров в ВУЗе командного профиля. Ярославль, 2001.- 177 с.
  10. К.В. Механизм бесстрашия // Криминальный вестник. -СПб.- 1999.-№ 19−20.
  11. К.В. Вооруженные Силы в условиях переходной экономики / Всероссийская научно-практическая конференция «Россия: глобальное, народно-хозяйственное и региональное в переходной экономике». ЯЛТУ Ярославль, 2000. — 6 с.
  12. К.В. Обучение курсантов применению стрелкового оружия в реальных условиях // Учебно-методическое пособие. СПб ВОКУ. -СПб., 1998.-42 с.
  13. К.В. Экономическая безопасность и повышение профессиональной подготовки военнослужащих к действиям в экстремальных условиях / Тезисы V межрегиональной научной конференции «Молодежь и экономика». Том 1. Ярославль, 2001. — С.42−43.
  14. К.В. Сущность и содержание экстремальных условий профессиональной деятельности военнослужащих / Тезисы V межрегиональной научной конференции «Молодежь и экономика». Том 1. -Ярославль, 2001. С.43−44.
  15. Активизация учебно-познавательной деятельности учащихся // Межвузовский сборник научных трудов. JL, 1985. — 184 с.
  16. Активные методы обучения и качество подготовки специалистов в вузе: Психолого-педагогическое обеспечение учебного процесса // Межвузовский сборник научных трудов / JITA. JL, 1990. — 204 с.
  17. Г. Н., Воробьев Г. В. Поиски объективных методов исследования проблем обучения и воспитания в педагогике средней и высшей школы (по материалам методологического семинара АПН СССР).-Уфа, 1976.- 108 с.
  18. Н.Г. Методические проблемы проведения массовых обследований уровня знаний учащихся: статистика и динамика. Проблемыпедагогической квалиметрии / Под ред.В. И. Огорелова. Вып. 1. -М., 1973. — С.72−80.
  19. Г. Г., Райхман Э. П. О квалиметрии. М., 1973. — 87 с.
  20. Анализ нечисловой информации в социологических исследованиях. -М., 1985.-211 с.
  21. .Г. Некоторые проблемы психологии взрослых. М., 1972. -32 с.
  22. .Г. Человек как предмет познания. Л., 1968. — 339 с.
  23. .Г. Избранные психологические труды: В 2 т. Т.2. — М., 1980. — С.44−81, 167−184.
  24. К. Учителя и инновации: Книга для учителя / Перевод с макед.-М., 1991.- 159 с.
  25. И.В. Психология высшей школы. СПб., 1991. — 276 с.
  26. П.К. Узловые вопросы теории функциональной системы. -М., 1975.- 160 с.
  27. Антология педагогической мысли России первой половины XIX в. -М., 1990.-608 с.
  28. С.И. Лекции по научной организации учебного процесса в высшей школе. М., 1976. — 200 с.
  29. С.И. Учебный процесс в высшей школе: его закономерности, основы и методы. М., 1980. — 386 с.
  30. С.И. Некоторые пути развития систем обучения. -М&bdquo- 1967. 155 с.
  31. Н.Е. Экспертные оценки и методология их использования.-М., 1974.- 128 с.
  32. В.В. Коллективная организационная форма учебного процесса. СПб., 1995. — 135 с.
  33. Р. Человеческая память и процесс обучения. М., 1980. -527 с.
  34. П.Р. Интегрированная модель: возможности и преимущества // Школа. 1995. — № 3. — С.74−79.
  35. P.A. Интегративные военно-профессиональные задачи в системе подготовки курсантов высших военных учебных заведений: Дис.. канд. пед. наук. Казань, 2000. — 184 с.
  36. Ю.К. Интенсификация процесса обучения. М., 1987. -246 с.
  37. Ю.К. Педагогика. М., 1983. — 608 с.
  38. Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. М., 1982. — 32 с.
  39. Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. Методические основы. 1982. — 180 с.
  40. Ю.К. Рациональная организация учебной деятельности. -М., 1981.-96 с.
  41. Ю.К. Основные условия и критерии оптимального выбора методов обучения: Проблемы методов обучения в современной общеобразовательной школе. М., 1980. — С.48−86.
  42. A.A. Военно-педагогическое творчество: сущность, содержание и условия оптимизации / Философско-методический анализ. ВПА. 1988. — 197 с.
  43. Г. А. Теория учебных задач: Психолого-педагогический аспект. -М., 1990.- 184 с.
  44. A.B. и др. Основы военной психологии и педагогики. -М., 1988.-271 с.
  45. A.B. и др. Методика исследования проблем военной педагогики и психологии. ВПА. М., 1987. — 213 с.
  46. A.B., Глоточкин Н. Д., Феденко Н. В. Проблемы психологии воинского коллектива. М., 1973. — 301 с.
  47. A.B., Звягинцев В. Г. Педагогика высшей военной школы / Учебное пособие. ВПА. -М., 1985.-136с.
  48. A.B. Основные направления повышения качества подготовки специалистов в высшей школе / Оптимизация обучения, воспитания и профессиональной подготовки специалистов в высшей школе. ЧувГУ, 1983. — 187 с.
  49. К.Б. Аналогии и модели в познании. Новосибирск, 1981. -319 с.
  50. С.Я. Блочно-модульное обучение. -М., 1997. 187 с.
  51. С.Я. Профессиональная педагогика / Учебник. М., 1997. -С.61−98.
  52. Бегун В. И Научно-естественные основы и оптимальные методы обучения,-Л: ВСОК ВМФ, 1991, — 146 с.
  53. P.C. Организация модульного обучения по дисциплинам естественно-научного цикла: Дис.. канд. пед. наук. М., 1 998 210 с.
  54. Е.Л. Дидактические основы управления познавательной деятельностью в условиях применения технических средств обучения. -Ярославль, 1982. 92 с.
  55. Д.А. Основы личностно-ориентированной педагогики. М.- Воронеж, 1996.-318 с.
  56. О.Л. Соотношение репродуктивных и творческих компонентов учебно-профессиональной деятельности при формировании специалистов в высшей школе: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1986. -24 с.
  57. .В. Оценка эффективности и оптимизации учебного процесса на основе вероятностных моделей: Автореферат дис.. канд. пед. наук. -М., 1980. 16 с.
  58. JI. Общая теория систем критический обзор // Исследования по общей теории систем / Под общ. ред. В. Н. Садовского и Э. Г. Юдина. -М., 1969. — С.23−82.
  59. Л.Г. Хрестоматия по русской военной истории. М., 1947.-639 с.
  60. В.П. Основы теории педагогических систем. Воронеж, 1977.-245 с.
  61. В.П. Слагаемые педагогической технологии. М., 1989. -192 с.
  62. В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. Инст. профессионального образования. -М., 1995. 336 с.
  63. В.П. Теория учебника: Дидактический аспект. М., 1988. -186 с.
  64. В.П. Элементы теории управления процессом обучения. -М., 1970.-30 с.
  65. М.С. Дидактические возможности контроля осознанности усвоения знаний. М., 1981. — 124 с.
  66. P.P. Педагогические технологии в подготовке морского радиоинженера. Петродворец: ВМИРЭ, 1998. — 86с.
  67. И.В. Психолого-педагогическое обеспечение процесса формирования личности в вузе. Казань, 1988. — С.34−41, 68−69.
  68. .П. Многомерный анализ в педагогике и педагогической психологии. Вильнюс, 1971. — 347 с.
  69. И.В., Юдин Э. Г. Становление и сущность системного подхода.-М., 1973.- 155 с.
  70. Г. Н. Основы теории и практики подготовки военнослужащих к преодолению фортификационных сооружений, инженерных заграждений и естественных препятствий: Дис.. доктора пед. наук. -СПб., 1997. -414 с.
  71. Н.В. Формирование профессионально важных качеств и навыков в условиях модульного практико-ориентированного обучения: Дис.. канд. пед. наук. Кострома, 1999. — 189 с.
  72. П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения: В 2 т. M. — Т. 1. — 1979. — 304 е.- Т.2. — 1979. — 399 с.
  73. В.А. Эффективность обучения. М., 1976. — 146 с.
  74. .С. Классификация целей образования. М., 1972. — 92 с.
  75. Е.Д. Научные основы и принципы управления процессом формирования личности в военном коллективе. ВПА. 1980. — 200 с.
  76. Боевые действия советских войск в республике Афганистан / Под ред. Ю. Н. Яровенко. ВАФ. -М., 1991. 188 с.
  77. Л.И. Психологический анализ условий формирования и строения гармонической личности // психология формирования и развития личности. М., 1981. — С.28.
  78. Большая советская энциклопедия: В 30 т. Т.4. -М., 1977. — С. 18.
  79. А.А., Жук Т.В. Системный подход в современной педагогике и дидактике. Системный подход и современная наука. Вып. 3. -Новосибирск, 1975. — С.154−160.
  80. Д. Психология познания / Под ред. А. О. Лурия. М., 1977. -411 с.
  81. А.В. Психология мышления и проблемное обучение. -М., 1983.- 196 с.
  82. Буг C.B. Об оценке эффективности подготовки военных специалистов//Военная мысль. -2001. -№ 1. С.51−52.
  83. В.Г., Подкользин А. Я., Шилин Ю. К. Управление корабельным подразделением. Часть III. СПб., 1998. — 287 с.
  84. , В.Г., Печников А. Н. Организация и методика боевой подготовки личного состава радиотехнических подразделений кораблей ВМФ / Учебное пособие. ВВМУРЭ. Петродворец, 1997. — 223 с.
  85. Н.П. Моделирование сложных систем. М., 1978. — 400 с.
  86. К.А. Саморазвитие человека и технологическая организация образовательного пространства. Челябинск, 1997. — 240 с.
  87. A.A. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход.-М., 1991.-207 с.
  88. В.К. Психологические механизмы мотивации человека. -М., 1990.-288 с.
  89. Н.Ф. Креативная акмеология: психология развития творческой личности взрослого человека: В 2 т. Т.1. — Минск, 1998. С.16−73.
  90. Т.К. О влиянии некоторых психологических факторов на учебную деятельность взрослых. Формирование основ профессионального мастерства в высшей школе. -М., 1985. С.43−45.
  91. Военная педагогика. -М., 1973, С.31−77.
  92. Военная доктрина Российской Федерации. Проект // Красная звезда. 1999.-9 окт.
  93. Военный энциклопедический словарь. М., 1984. — 863 с.
  94. Ю.Ф., Шилин Ю. К. и др. Методология построения автоматизированной среды подготовки специалистов ВМФ на базе локальных вычислительных сетей / Под ред. А. П. Блинова. ВВМИОЛУ -СПб, 1993.- 152 с.
  95. И.Н., Киселев В. А. Боевые действия в локальных войнах и вооруженных конфликтах. ВАФ. М., 1996. — С. 151−154.
  96. И.Н., Киселев В. А. Специальные войсковые действия в вооруженном конфликте // Военная мысль. 2000. — № 6. — С.26.
  97. A.M., Симоненко В. Д. Педагогические теории, системы, технологии / Учебное пособие для студентов педвузов. Брянск, 1997.-206 с.
  98. Л.С. Педагогическая психология. М., 1991. — 272 с.
  99. Ю4.Габай Т. В. Учебная деятельность и ее средства. М., 1988. — 256 с.
  100. Ю5.Галочкин А. А. Формирование готовности учащихся к профессиональному самосовершенствованию: Дис.. канд. пед. наук. Кострома, 1998. — 186 с.
  101. П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий: Исследование мышления в советской психологии. М., 1966. — 476 с.
  102. Ю7.Гамезо М. В. О роли и функции знаков и знаковых моделей в управлении познавательной деятельностью человека: Теоретические проблемы управления познавательной деятельностью человека. М., 1975.- 126 с.
  103. Ю8.Гамезо М. В. Учебная книга для вуза в контексте задач по перестройке образования // Новые методы и средства обучения. М., 1989. — № 3 (7). — С.90−119.
  104. Ю9.Гареев М. А. Локальные войны и подготовка войск // Красная звезда. 1992.-20 ноября.
  105. ПО.Гареев М. А. Проблемы подготовки Вооруженных Сил в свете современной военной доктрины России // Военная мысль. 1993. — № 3. -С.2−11.111 .Гершунский Б. С. Педагогическая прогностика. Киев, 1986. — 206 с.
  106. В.И. Педагогическая система и задачи определения критериев эффективности ее функционирования. Проблемы активности студентов. Ростов-на-Дону, 1975. — С.48−81.
  107. ПЗ.Гинецинский В. И. Образовательный стандарт проблема теоретической педагогики //Педагогика. — 1999. -№ 8. — С.12−15.
  108. Д., Стэнли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии. -М., 1976.-495 с.
  109. .А., Грязнов Б. С., Никитин Е. П. Моделирование как метод научного исследования (гносеологический анализ). МГУ. М., 1965.-248 с.
  110. С.Б. Профессиональное образование как социально-педагогическая проблема // Специалист. 1999. — № 10. — С.37−39.
  111. В.Н., Косенков Н. И. Военно-профессиональная адаптация. ВИФК.-Л., 1991.-С.13.
  112. .С. Военная подготовка в американском ВВУЗе // Вестник высшей школы. 1990. — № 12. — 4 с.
  113. П.Н. Педагогические основы воспитания убежденности и морально-боевых качеств у курсантов ввузов. -М., 1977. 194 с.
  114. В.Г. Формула профессионализма. Челябинск, 1997. -123 с.
  115. Е.А. Метод оценивания // Проблемы отбора и профессиональной подготовки специалистов в вузах. Л., 1970. С.62−85.
  116. Н.М. Можно ли готовить офицеров командного профиля в гражданских вузах? // Военная мысль. 2001. — № 2. — С.53−55.
  117. В.В. Системные основания образовательной технологии. М., 1995.- 135 с.
  118. В.В. Проблемы развивающегося обучения. М., 1986. -75 с.
  119. А .Я. Метаморфозы и перспективы интеграции в образовании // Педагогика. 1998. — № 2. — С.8−12.
  120. A.M. Подготовка офицеров русской армии в 60−90-е годы XIX века: Дис.. канд. истор. наук. -М., 1994. -270 с.
  121. А.Е. О технологии процесса обучения // Программированное обучение. Киев, 1983. — 126 с.
  122. Дидактическая эффективность источников учебной информации // Сборник статей. Тарту, 1981. — 146 с.
  123. Директива МО РФ Д 43 от 20 июня 1994 года «О введении норм учебной нагрузки, планирования и учета труда преподавательского состава высших военно-учебных заведений МО РФ».
  124. Директива заместителя МО РФ Д 207 / 3 / 1688 от 16 июля 2001 года.
  125. JI.A. Конструирование межпредметных модулей обучения в процессе многоуровневой подготовки в учебных заведениях профессионального образования: Дис.. канд. пед. наук. СПб., 1998. -246 с.
  126. М.С. Управление учебным процессом в высшей школе. -Новосибирск, 1971. 180 с.
  127. Доклад МО РФ и заместителя МО РФ на учебно-методическом сборе руководящего состава академий и университетов МО РФ от 15−16 сентября 1999 года.
  128. .З. Факторный анализ в психофизиологическом исследовании человека: Автореферат дис.. канд. пед. наук. JL, 1970. -19 с.
  129. М.И. Армейские заметки / Избранные труды: Вопросы воспитания и обучения войск. -М., 1956. С. 187−311.
  130. М.И. Подготовка войск в мирное время / Избранные труды. М., 1956. — С.603−624, 641−646.
  131. В.Н. Психология общих способностей. -М., 1995. 272 с.
  132. М.И. Психологический анализ боевой деятельности советских воинов / Лекции. ВПА. 1974. — 107 с.
  133. М.И. Психология высшей военной школы / ВПА. М., 1983.- 187 с.
  134. М.И., Кандыбович Л. Е. Психологические проблемы готовности к деятельности. БГУ. Минск, 1976. — 103 с.
  135. В.Г., Гвоздик М. И., Цой Е.В. Оптимизация организационно-технических систем ВМФ, методы, алгоритмы, программы. ВВМУРЭ. Петродворец, 1997. — 223 с.
  136. Л.Ф. Военно-профессиональная направленность личности курсанта. ВПА. -М., 1976. 298 с.
  137. A.B. Психология формирования самосознания. М., 1993. -181 с.
  138. С. Наука XXI века // Высшее образование в России. 1998. -№ 2. — С.76−79.
  139. Ш. Иваницкий А. Т. Профессиональная подготовка и ее влияние на личность (проблемы профессиональной деформации). СПб: ВВКУ ВВ МВД, 1996.-376с.
  140. Т.А. Структурно-системный подход к организации обучения. -М&bdquo- 1972.-72 с.
  141. Т.А. Проблемное обучение понятие и содержание // Высшая школа. — 1976. — № 2. — С.39−48.
  142. История военного искусства: В 5 т. / А. А. Строков. Т.4. — СПб., 1994.-679 с.
  143. История военного искусства / Под общ. ред. П. А. Ротмистрова. М., 1963.-628 с.
  144. Л.Б. Математические методы в педагогике и педагогической психологии. 4.1. -М., 1971. — 60 с- 4.2. -М., 1971. — 56 с.
  145. Г. А. Социально-экономические аспекты подготовки военных специалистов в гражданских вузах // Военная мысль. 1995. -№ 6. — С.65−73.
  146. Г. А. Система военного образования и гражданские вузы // Военная мысль. 2001. — № 2. — С.56−62.
  147. В.В. Человеческая деятельность: опыт системного анализа. -М., 1974. С.20−97.
  148. А.И. История подготовки офицерских кадров в России. ВПА.-М., 1990.- 187 с.
  149. А.И. История подготовки офицерских кадров в СССР. ВПА. -М., 1991.-261 с.
  150. А.И. Современная высшая военная школа / Состояние, проблемы и перспективы развития. ВПА. М., 1991. — 127 с.
  151. В.В. Психолого-педагогические основы многоступенчатой профессиональной подготовки в вузе: Автореф. дис.. доктора пед. наук.-СПб., 1992.-42 с.
  152. Ю.А. Развитие интеллектуального ресурса в процессе инновационной деятельности: Автореф. дис.. доктора филос. наук. М., 1998.-38 с.
  153. В.Я., Якунин В. А. Педагогика и психология высшего образования.-СПб., 1996.- 140 с.
  154. М.В. Педагогическая технология в учебном процессе. М., 1989.-80 с.
  155. М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. М., 1994. — 223 с.
  156. М.В. Личностная ориентация в непрерывном образовании // Педагогика. 1996. — № 2. — С. 14−21.
  157. Е.А. Психология профессионального самоопределения. -Ростов-на-Дону, 1996. 512 с.
  158. В.Н. Психолого-педагогические аспекты проблемы формирования профессионально-организаторских умений курсантов военных училищ: Дис.. канд. пед. наук. Саратов, 1997. — 346 с.
  159. В.Ф. Военная профессиология: проблемы теории и практики. М. — 1983. — 216 с.
  160. Ков1уненко C.B. Педагог высшего военно-морского учебного заведения вчера, сегодня и завтра. ВМИРЭ. Петродворец, 2000. — 83 с.
  161. Ю. Психологическая теория решений / Под ред. Б.В.Бирюкова- Перевод с польск. М., 1979. — 504 с.
  162. Л.Ф. Эффективность образования. -М., 1991. 272 с.
  163. Я.А. Великая дидактика / Избранные пед. сочинения. -М., 1955.-255 с.
  164. Комментарий к закону Российской Федерации «Об образовании» / Отв. ред. проф. В. И. Шкатула. Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ. М., 1998. — 558 с.
  165. Кон И. С. Открытие «Я». М., 1978. — 336 с.
  166. М.П. Современный бой и проблемы психологии. М., 1972.-235 с.
  167. М.П. Поведение воина в опасной ситуации. ВПА. -М., 1965.-64 с.
  168. Ф.Ф. Системный подход и возможности его применения в педагогических исследованиях // Советская педагогика. 1970. — № 9. — С.103−116.
  169. Ш. Коротич В. К. Педагогическая система формирования готовности курсантов к организации служебно-боевой деятельности: Дис.. канд. пед. наук. Саратов, 1998. — 198 с.
  170. Э.Н. Современные концепции обучения и их применение в подготовке военных кадров. ВПА, М., 1974. — 217 с.
  171. Э.Н. Технология проблемно-деятельностного обучения в вузе. ВПА. М., 1990.- 170 с.
  172. Э.Н. Педагогические основы развития интеллектуальных качеств офицеров: Дис.. канд. пед. наук. -М., 1973. 226 с.
  173. Н. Психология и солдат / Пер. с англ. М., 1991. — 96 с.
  174. В.В. Проблемы научного обоснования обучения: Методологический анализ. М., 1977. — 126 с.
  175. Красная звезда. 2001. — № 180. — С.2.
  176. П.С., Петров A.A. Принципы построения моделей. МГУ.-М., 1983.- 164 с.
  177. Л.Ю. Педагогические основы формирования профессиональной компетентности курсантов военно-инженерных училищ: Дис.. канд. пед. наук. -М., 1996. -234 с.
  178. В.Г. Психология и педагогика в схемах и таблицах. -Минск-Москва, 2000. 376 с.
  179. В.И. Методы моделирования информационной среды военного образования. ВМИРЭ. Петродворец, 1998. — 253 с.
  180. JI.B. Целостность системы методов преподавания как фактор активизации познавательной деятельности студентов: Дис.. канд. пед. наук. Л., 1984. — 210 с.
  181. В.П. Принцип системности в теории и методологии К.Маркса. 4-е изд. — М., 1986. — 399 с.
  182. Н.В. Методы исследования педагогической деятельности. -Л., 1970.- 114 с.
  183. Н.В., Григорьева Е. А., Якунин В. А. Методы системного педагогического исследования / Учебное пособие. Л., 1980. — 172 с.
  184. Л.А. Успешность решения учебных задач студентами при различной активизации их познавательной деятельности: Дис.. канд. пед. наук. Л., 1985. -208 с.
  185. Ю.Н., Сухобская Г. С. Личность: Внутренний мир и самореализация. СПб., 1996. -272 с.
  186. Ю.Н. Личностные факторы познавательной активности учащихся в процессе обучения // Вопросы психологии. 1984. — № 5. — С.41−44.
  187. Ч. Основы общей дидактики. -М., 1986. С.44−81.
  188. Н.В. Эффективность обучения и воспитания. Минск, 1979. -216 с.
  189. A.A. Методы исследования в профессиональной педагогике.-Таллин, 1980.-334 с.
  190. М. Ранговые корреляции. М., 1975. — 214 с.
  191. Г. В., Лаврентьева Н. Б. Слагаемые технологии модульного обучения // Учебно-методическое пособие. Барнаул, 1994. -128 с.
  192. В.Л. Технологии обучения: формирование и развитие. М., 1995.-41 с.
  193. И.Т. и др. Основа комплексного исследования социалистического образа жизни // Вопросы философии. 1981. — № 11. — С.61−62.
  194. B.C. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. М., 1991. — 224 с.
  195. А.Н. Структура и содержание государственного стандарта профессионального образования. -М., 1995. С.9−31.
  196. А.Н. Проблемы развития психики. 4-е изд. М., 1981. -584 с.
  197. Леш А. Приемы боевой подготовки бойца, звена, отделения и взвода. -СПб., 1912.-139 с.
  198. И. Процесс и структура человеческого учения. М., 1970. — 685 с.
  199. И.А. Прогнозирование в военной педагогике. ГАВС. М., 1993.-216 с.
  200. И.А. Прогнозирование военно-педагогических исследований: Дис.. доктора пед. наук. -М., 1995. 396 с.
  201. .Ф. Вопросы общей педагогической и инженерной психологии.-М" 1991.- 197 с.
  202. .Ф. Личность в психологии с позиций системного подхода // Психологический журнал. 1987. — № 1. — С.24−31.
  203. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии.-М., 1984.-443 с.
  204. Лук А. Н. Память и кибернетика. -М., 1996. 142 с.
  205. B.K. Научный метод: структура, обоснование, развитие. -Минск, 1991.-207 с.
  206. А.Ю. Педагогическая подготовка преподавателей высших военно-учебных заведений инженерного профиля: Дис.. канд. пед. наук.-СПб.-1999.-214 с.
  207. М.А. Развитие теории и практики военно-педагогической подготовки курсантов (слушателей) ВУЗов: Дис.. доктора пед. наук.-М, 1997.-389 с.
  208. В.Я. Инновационное обучение и наука. Научно-аналитический обзор. М., 1992. — 52 с.
  209. A.C. Педагогические сочинения: В 8 т. Т. 1. — М., 1982. -240 с.
  210. A.C. Педагогические сочинения: В 8 т. Т.4. — М., 1984. -246 с.
  211. С.О. Рассуждения по вопросам морской тактики. М., 1942. -С.100−116,135−156.
  212. С.О. Документы. Т.2 / Под ред. В. С. Шломина. М., 1960. -784 с.
  213. В.Н. Сущность и функции межпредметных связей в целостном процессе обучения: Автореф. дис.. доктора пед. наук. Л., 1981.-46 с.
  214. Н.М. Моделирование и синтез знаний. Баку, 1979. — 97 с.
  215. Т.А. Дидактические основы и технологии интенсивного обучения / Самарский архитектурно-строительный институт. Самара, 1993.- 215 с.
  216. Ив. Методологические основы дидактики. -М., 1987. 132 с.
  217. Е.К. Методы квалиметрии в педагогике. Системное математическое моделирование. Количественные критерии и оценки. -М&bdquo- 1979. 128 с.
  218. Т.А. Педагогические теории, системы и технологии обучения / Учебное пособие. Киров, 1997. — 156 с.
  219. Е.И. Обучение как управление учебной деятельностью. Программирование обучения. М., 1988. — 192 с.
  220. М.И. Проблемное обучение: Основные вопросы теории. -М., 1975.-367 с.
  221. Место и роль психологии и педагогики в подготовке и совершенствовании профессионализма офицерских кадров / Материалы межвузовской научно-практической конференции преподавателей психологии и педагогики вузов МО РФ. М., 1997. — 156 с.
  222. Методика огневой подготовки мотострелковых подразделений. М., 1978.-328 с.
  223. H.H. Психология оценивания- теория и практика. -Ярославль, 2000. 84 с.
  224. М.И. Психолого-педагогические факторы академической успеваемости. Саранск, 1991. — 124 с.
  225. В.П. Применение моделей и методов моделирования в дидактике. М., 1977. — С. 13−28.
  226. В.М. Коррекционно-диагностическая работа учителя. -Самара, 1996.-126 с.
  227. В.Г. Акмеологические основы профессионального становления офицерских кадров. ВА им. Ф. Э. Дзержинского. М., 1995.-244 с.
  228. В.Г. Методологические основы профессионального становления военных кадров. ВА им. Ф. Э. Дзержинского. М., 1995. — С.6−43.
  229. В.И. Моделирование и методы измерений в педагогике. М., 1987.-96 с.
  230. В.М. Технологические основы проектирования и конструирования учебного процесса / Волгоградский государственный педагогический университет. Волгоград, 1995. — 152 с.
  231. А.Я. Опыт инновационной деятельности в системе профессионального образования // Педагогика. 1994. — № 3. — С.25−28.
  232. А.Я. Инновации в педагогике профессионального образования. Челябинск, 1994. — 61 с.
  233. JI.A., Семушина Л. Г. Моделирование профессиональной деятельности в учебном процессе. М., 1989. — С.12−46.
  234. P.A. Дидактические основы активизации учебной деятельности студентов / КГУ. Казань, 1975. — 302 с.
  235. И.Б. О моделировании сложных систем. М., 1995. — 335 с,
  236. И.Б. Гносеологические аспекты моделирования // Природа моделей и модели природы / Под. ред. Д. М. Гвиштани и др. М., 1986. — С.22−68.
  237. И.Б. Системный стиль мышления. М., 1986. — 64 с.
  238. A.M. Профессиональное образование России (Перспективы развития). ИЦПНПО РАО. М&bdquo- 1997. — 253 с.
  239. A.M. Интеграция базового профессионального образования // Педагогика. 1996. — № 3. — С.3−8.
  240. С.И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. 4-е изд. -М., 1999.-943 с. 255.0конь В. Процесс обучения. М., 1968. — 208 с.
  241. Основы вузовской педагогики / Под ред. Н. В. Кузьминой. JL, 1972. -311 с.
  242. Основы профессиональной педагогики / Учебное пособие. ЛГУ. Л., 1972.-300 с. 25 9. Педагогика / Учебное пособие / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев,
  243. A.И.Мищенко, Е. Н. Шиянов. -М., 1997. 512 с.
  244. Педагогический словарь: В 2 т. Т.2. — М., 1960. — 766 с.
  245. Педагогическая энциклопедия: В 4 т. Т.З. — 1966. — 880 с.
  246. Педагогический сборник. Кн. III. СПб., 1901. — 316 с.
  247. В.Ф. Интенсификация подготовки офицеров к руководству подчиненными // Военная мысль. 1994. — № 3. — С.42−48.
  248. И.Е. Формирование готовности будущих учителей к инновационной деятельности: Дис.. канд. пед. наук. Кострома, 2000. — 150 с.
  249. В.Ю. Основы педагогической технологии / Учебно-практическое пособие. -М., 1977. 176 с.
  250. К.К. О системе психологии. -М., 1972. 241 с.
  251. К.К. Структура и развитие личности. М., 1986. — 256 с.
  252. А.Я. Методика рейтинговой оценки знаний и навыков: Пособие для преподавателей. ВВМУРЭ. Петродворец, 1993. — 38 с.
  253. В.И. Системное управление образованием взрослых: Дис.. доктора пед. наук. Ярославль, 2000. — 310 с.
  254. Познавательный процесс и способности в обучении / Под ред.
  255. B.Д.Шадрикова. М., 1990. — 142 с.
  256. В.М. Оценка качества научных исследований. М., 1987. -144 с.
  257. С.Д. В поисках педагогической инноватики. М., 1993. -64 с.
  258. С.Д. Инновации как объект моделирования // Моделирование воспитательных систем: теория практике / Под ред. Л. И. Новиковой, Н. Л. Селивановой. РОУн-т-М., 1995. — С. 18−23.
  259. Постановление Правительства Российской Федерации № 940 от 12 авг. 1994 года «Об утверждении государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования» // Собрание законодательства РФ. -М., 1994. № 18. — Ст.2085.
  260. Постановление Правительства Российской Федерации № 1040 от 15 сент. 1999 года «О мероприятиях по противодействию терроризму».
  261. Постановление коллегии Министерства обороны РФ от 27 февраля 2001 года «О реформировании системы военного образования. Состояние и перспективы ее развития» / министр обороны РФ И.Сергеев.
  262. М.М., Моисеев A.M. Управление современной школой. -М., 1997.- 352 с.
  263. Приказ министра обороны РФ № 191 от 13 апреля 1993 года «О развитии системы военного образования Вооруженных Сил РФ».
  264. Приказ министра обороны РФ № 110 от 5 апреля 1994 года «О введении в действие положения о высших военно-учебных заведениях Министерства обороны Российской Федерации».
  265. Приказ министра обороны РФ № 300 от 19 июня 1998 года «О мерах по выполнению в Министерстве обороны Российской Федерации федерального закона «О статусе военнослужащих».
  266. Приказ министра обороны РФ № 338 от 29 июля 1998 года «О совершенствовании системы военного образования в Министерстве обороны Российской Федерации».
  267. Приказ министра обороны РФ № 272 1999 года «О совершенствовании подготовки слушателей и курсантов в военных заведениях Министерства обороны РФ».
  268. Приказ министра обороны РФ № 323 от 28 июля 1999 года «Об итогах работы военно-учебных заведений Министерства обороны Российской Федерации в 1998 / 99 учебном году».
  269. Приказ министра обороны РФ № 423 от 21 сентября 1999 года «О внесении изменений в приказ министра обороны Российской Федерации 1998 года № 338».
  270. Приказ министра обороны РФ № 43 от 25 января 2000 года «Об итогах проверки высших военно-учебных заведений Министерства обороны Российской Федерации, дислоцированных на территории Дальневосточного военного округа».
  271. Приказ Минобразования России № 686 от 2 марта 2000 года «Об утверждении государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования».
  272. Приказ министра обороны РФ № 464 от 8 сентября 2000 года «Об итогах работы военно-учебных заведений Министерства обороны Российской Федерации в 1999 / 2000 учебном году».
  273. Приказ министра обороны РФ № 10 от 4 января 2000 года «Об утверждении руководства по организации работы высшего военно-учебного заведения МО РФ».
  274. Проект программы совершенствования системы военного образования в Министерстве обороны РФ // Армейский сборник 1988. — № 8.29¡-.Программа боевой подготовки мотострелковых подразделений. М., 1995.- 156 с.
  275. Психологический словарь-справочник / М. И. Дьяченко, Л.А.Канды-бович. Минск — Москва, 2001. — 575 с.
  276. Психология и педагогика высшей военной школы / Под ред. А. В. Барабанщикова. -М., 1989. 366 с.
  277. Психологический анализ учебной деятельности. М., 1991. -152 с.
  278. A.M. Автоматизированная подсистема «Качество преподавания» // Автоматизация управления подготовкой военных специалистов /ВИКИ. СПб., 1992. — С. 121−125.
  279. A.M. Использование метода совместной деятельности обучаемых с элементами ролевых игр при решении проблемных задач // Информационный сборник СКО. М., 1995. — № 4. — С.53−55.
  280. A.M. Научно-практические основы разработки и внедрения интегративной системы педагогических технологий в высшем военном учебном заведении: Дис.. доктора пед. наук. СПб., 1999. -378 с.
  281. В.Е. Нетрадиционное педагогическое проектирование. СПб ГТУ. СПб., 1996. — 140 с.
  282. A.A. Психология педагогической деятельности. Ижевск, 1994. -252 с.
  283. A.A. Психодиагностика личности в педагогическом процессе. -СПб.- 1996.-240 с.
  284. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. Т.2. — М., 1999. -670 с.
  285. C.JI. Бытие и сознание. О месте психического во всеобщей взаимосвязи явлений материального мира. М., 1957. — 328 с.
  286. C.JI. Избранные философско-психологические труды: Основы онтологии, логики и психологии. М., 1997. — 463 с.
  287. Е.Ф. Возрастная и дифференциональная психология. Л., 1990.-212 с.
  288. В.В. Психологические основы коммуникативной подготовки педагога. Нижний Новгород, 1994. — 142 с.
  289. В.П. Совершенствование содержания специальных дисциплин в системе стадийной профессиональной подготовки курсантов в строительном вузе: Дис.. канд. пед. наук. СПб., 1997. — 241 с.
  290. А.Я. Технологии обучения и их роль в реформе высшего образования // Высшее образование в России. 1994. — № 2. — С. 1421.3Ю.Садовский В. Н. Основание общей теории систем. М., 1974. — 279 с.
  291. ЗП.Сапожинский В. А. Профессиональная подготовка офицеров Вооруженных Сил Российской Федерации // Военная мысль. 1993. — № 9. — С.48−51.
  292. С.А., Голованов Л. В. Прогнозирование развития больших систем.-М., 1975.- 192 с.
  293. Сборник нормативов по боевой подготовке Сухопутных войск. -кн. 1.-М., 1991.-256 с.
  294. В.В. Личностный подход в образовании: концепция и технологии / Волгоградский государственный пед. университет. Волгоград, 1994. — 150 с.
  295. М.П. Педагогические технологии профессиональной подготовки / Учебное пособие. Центр. ИПК рук. работников и спец-ов проф. образования. СПб., 1994, — 117 с.
  296. М.П. Педагогические технологии: теоретические основы и проектирование. СПб., 1998. — С.21- 58.
  297. М.Н. Совершенствование процесса обучения. М., 1971. -206 с.
  298. И.А. Индивидуализация обучения в высшей военной школе России / СПб ВВИСУ. СПб., 1994. — 110 с.
  299. Советский энциклопедический словарь. 4-е изд. — М., 1988. -1330 с.
  300. A.M. Логическая структура учебного материала. М., 1974. -192 с.
  301. Социальные и психологические проблемы целевой интенсивной подготовки специалистов / под ред. В. П. Трусова. М., 1974. — 160 с.
  302. Л.Ф. Педагогика решения учебно-воспитательных задач. -Кострома, 1994.-207 с.
  303. Таблицы стрельбы по наземным целям из стрелкового оружия калибров 5,45 и 7,62 мм, ТС/ГРАУ № 61.-М., 1977.-263 с.
  304. Тактика / Под ред. В. Г. Резниченко. М., 1987. — 496 с.
  305. Тактическая подготовка / Под ред. Д. И. Литовцева. М., 1989 — 176 с.
  306. Н.Ф. Деятельностный подход к построению модели специалиста // Вестник высшей школы. 1986. — № 3. — С.7−11.
  307. Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М., 1975. -340 с.
  308. Н.Ф. Технология обучения и ее место в педагогическом процессе //Современная высшая школа. 1977. — № 1 (7). — С.94.
  309. .М. Проблемы индивидуальных различий. М., 1961. -171 с.
  310. A.A. Организационные обучающие игры и моделирование процессов развития личности // Игровое моделирование. Методология и практика. Новосибирск, 1987. — С.48−61.
  311. А.И. Некоторые методологические проблемы профессионализации воинской деятельности. М., 1982. — 32 с.
  312. А.И. Логические основы метода моделирования. М., 1971. -311 с.
  313. Л.С. Совершенствование системы формирования морально-боевых качеств у слушателей ВУЗов МВД России: Автореф. дис.. канд. пед. наук. СПб., 1996. — 17 с.
  314. Л.С. Тактика выживания военнослужащих и сотрудников МВД в экстремальных ситуациях: Монография. СПб У МВД РФ- СПб., 1998.-232 с.
  315. Указ Президента Российской Федерации № 900 от 27 июля 1998 года «О военно-административном делении Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 1998. -№ 31. — С.7271−7272.
  316. Указ Президента Российской Федерации № 901 от 27 июля 1998 года «Об утверждении Положения о военном округе Вооруженных Сил
  317. Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 1998. -№ 31. — С .1212−1219.
  318. А.И. Технологический подход к обучению: теоретические основы. -М.- Орел, 1997.-208 с.
  319. Унт Н. Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. М., 1990.- 192 с.
  320. В.Н. Формирование военно-профессиональных умений командира подразделения у курсантов ввузов внутренних войск МВД России: Дис.. канд. пед. наук. СПб., 1997.-238 с.
  321. Учреждение к бою по настоящему времени 1708 г. / Военные уставы Петра Великого.-М., 1946.-С.61.
  322. К.Д. Собрание сочинений: В 10 т. Т.7. — М.- JI., 1949. -357 с.
  323. К.Д. Собрание сочинений: В 10 т. Т.8. — М.- Л., 1950. -768 с.
  324. Федеральный закон РФ № 12 от 13 янв. 1996 года «Об образовании» // Собрание законодательства РФ. М., 1996. — № 3. — С.693−735.
  325. Федеральный закон РФ от 22 авг. 1996 года «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» // Собрание законодательства РФ. М., 1996. — № 35. — Ст.4135.
  326. Федеральный закон РФ № 61 от 31 мая 1996 года «Об обороне» // Собрание законодательства РФ. М., 1996. — № 23. — С.5685−5700.
  327. Федеральный закон РФ № 53 от 28 марта 1998 года «О воинской обязанности и военной службе» // Сборник нормативных актов. М., 2000.-С.28−79.
  328. Федеральный закон РФ № 76 от 27 мая 1998 года «О статусе военнослужащих» // Сборник нормативных актов. М., 2000. — С.80−133.
  329. O.K., Чернилевский Д. В. Технология обучения в высшей школе.-М., 1996.- 182 с.
  330. JI.M. Наглядность и моделирование в обучении. М., 1984. -80 с.
  331. Н. Этапы формирования моделей // Эксперимент. Модель. Теории / Редкол. Г. Герц и др. М.- Берлин, 1982. — С. 128−142.
  332. Г. Психологическая нагрузка в бою // Труппендист (Австрия). 1982. — № 1. — С.2−7- № 3. — С.132−135. // Военная информация (переводы из иностранной прессы): Выпуск 1 (143). ВАФ. — М., 1983. -С.73−96.
  333. X. Мотивация и деятельность / Перевод с англ. М., 1986. -375 с.
  334. Р.Ш. Развивающее учебное взаимодействие (Теория и технология). Стерлитамак, 1996. — 142 с.
  335. B.C. Экспертные оценки в педагогических исследованиях.-М., 1989.- 152 с. 356. Чошанов М. А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения. -М., 1996.- 198 с.
  336. Р.Г. Моделирование педагогических ситуаций в ролевых играх.-М., 1991.-101 с.
  337. Г. А. Развитие педагогического творчества преподавателей военно-учебных заведений: Дис.. канд. пед наук. М., 1991. -218 с.
  338. Р.Х. Интеграция учебной и военно-профессиональной деятельности при подготовке курсантов высших военно-учебных заведений. Казань, 2000. — 208 с.
  339. В.Д. Проблема системогенеза в профессиональной деятельности. -М., 1983.- 185 с.
  340. Г. И. Педагогика воздушно-десантных войск / Монография. -Рязань, 1999.-388 с.
  341. В.А. Моделирование и философия.-M.- JI., 1966. 301 с.
  342. В.А. Роль моделей в познании. Л., 1963. — 52 с.
  343. В.А. Современные проблемы методологии научного познания.-Л., 1975.-40 с.
  344. Н.Е. Практикум по педагогической технологии. М., 1998. -250 с.
  345. А.Н., Урванцева Г, А. Педагогическое тестирование / Областной научно-методический и учебный центр профессионального образования. -Ярославль, 1998. 33 с.
  346. Д.Б. Введение в психологию развития: В традиции культурно-исторической теории Л. С. Выготского. -М., 1994. 168 с. 368. Энциклопедия профессионального образования: В 3 т. — Т.1. — М., 1998.-568 с.
  347. Энциклопедия профессионального образования: В 3 т. Т.2. — М., 1999.-440 с.
  348. Энциклопедия профессионального образования: В 3 т. Т.З. — М., 1999.-488 с.
  349. Э.Г. Системный подход и принцип деятельности: Методологические проблемы современной науки. М., 1978. — 391 с.
  350. Я.Я. Педагогика и психология в деятельности офицеров. ВИККИ им. Можайского. Л., 1981. — 196 с.
  351. В.А. Обучение как процесс управления: Психологические аспекты.-Л., 1988.- 160 с.
  352. В.А., Дмитриенко H.A. Дидактическая и социально-психологическая эффективность групповой формы обучения // Психологическое обеспечение социального развития человека. Л., 1989. — С.43−51.
  353. В.А., Наследов А. Д. Методическое сопровождение интенсивных технологий обучения. Л., 1990. — 30 с.
  354. С.К. Дидактика подготовительного обучения стрельбе. -Вильна, 1914.-232 с.
  355. Anderson J.R., Reder L.M., Simon Н.А. Situated Learning And Education // Educational Researcher. 1996, Vo 1.25 — № 4. — P. 5−11.
  356. Atkinson J.W., Birch D. An Introduction to Motivation. N.Y., 1978. -P.24−47.
  357. Bork A. Computers and Information Technology as Learning Aid // Education And Computing. 1985. — V.l.
  358. Buck R. Human Motivation and Emotion. -N.Y., 1976. -P. 19−43, 71−78.
  359. Clendeling C.P., Davies R.A. Challending the Gifted: Curriculum Enrichment and Accelerating Models. N.Y., 1983. — P.52−67.
  360. Frijda N.H. The Emotions. Cambridge, 1986. -P.13−56.
  361. Kemp J.E. The Instructional Design Process. N.Y., 1985. — P.41−76.
  362. Ronald J. Adams, Thomas M. McTernan, Charies Remcberg Street Survival: tactics for armed encounters. Evancton, Illinois, 1980. — P. 189 192,210−213.
  363. Skinner B.F. The Technology of Teaching. -N.Y., 1968. P. 16−83.
  364. Wildman T.M. Cognitive Theory And the Design Instruction // Educational Technology. 1981. — V.21.N.F. — P. 14−20.
Заполнить форму текущей работой