ΠŸΠΎΠΌΠΎΡ‰ΡŒ Π² ΡƒΡ‡Ρ‘Π±Π΅, ΠΎΡ‡Π΅Π½ΡŒ быстро...
Π Π°Π±ΠΎΡ‚Π°Π΅ΠΌ вмСстС Π΄ΠΎ ΠΏΠΎΠ±Π΅Π΄Ρ‹

Π‘Π°ΠΌΠΎΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»Π΅Π½ΠΈΠ΅ подростка ΠΊΠ°ΠΊ этап социализации

Π Π΅Ρ„Π΅Ρ€Π°Ρ‚ΠŸΠΎΠΌΠΎΡ‰ΡŒ Π² Π½Π°ΠΏΠΈΡΠ°Π½ΠΈΠΈΠ£Π·Π½Π°Ρ‚ΡŒ ΡΡ‚ΠΎΠΈΠΌΠΎΡΡ‚ΡŒΠΌΠΎΠ΅ΠΉ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Ρ‹

Π’. Π€. Π‘Π°Ρ„ΠΈΠ½ ΠΈ Π“. П. Ников ΠΏΠΎΠ½ΠΈΠΌΠ°ΡŽΡ‚ ΡΠ°ΠΌΠΎΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»ΠΈΠ²ΡˆΡƒΡŽΡΡ Π»ΠΈΡ‡Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ ΠΊΠ°ΠΊ ΡΡƒΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚Π°, осознавшСго, Ρ‡Ρ‚ΠΎ ΠΎΠ½ Ρ…ΠΎΡ‡Π΅Ρ‚ (Ρ†Π΅Π»ΠΈ, ΠΆΠΈΠ·Π½Π΅Π½Π½Ρ‹Π΅ ΠΏΠ»Π°Π½Ρ‹, ΠΈΠ΄Π΅Π°Π»Ρ‹), Ρ‡Ρ‚ΠΎ ΠΎΠ½ ΠΌΠΎΠΆΠ΅Ρ‚ (свои возмоТности, склонности, дарования), Ρ‡Ρ‚ΠΎ ΠΎΠ½ Π΅ΡΡ‚ΡŒ (свои личностныС ΠΈ Ρ„изичСскиС свойства), Ρ‡Ρ‚ΠΎ ΠΎΡ‚ Π½Π΅Π³ΠΎ Ρ…ΠΎΡ‡Π΅Ρ‚ ΠΈΠ»ΠΈ ΠΆΠ΄Π΅Ρ‚ ΠΊΠΎΠ»Π»Π΅ΠΊΡ‚ΠΈΠ², общСство; Ρ‚. Π΅. ΠΊΠ°ΠΊ ΡΡƒΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚Π°, Π³ΠΎΡ‚ΠΎΠ²ΠΎΠ³ΠΎ Ρ„ΡƒΠ½ΠΊΡ†ΠΈΠΎΠ½ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒ Π² ΡΠΈΡΡ‚Π΅ΠΌΠ΅ общСствСнных ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΠΉ. Π‘Π°ΠΌΠΎΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»Π΅Π½ΠΈΠ΅, ΠΏΠΎ ΠΌΠ½Π΅Π½ΠΈΡŽ… Π§ΠΈΡ‚Π°Ρ‚ΡŒ Π΅Ρ‰Ρ‘ >

Π‘Π°ΠΌΠΎΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»Π΅Π½ΠΈΠ΅ подростка ΠΊΠ°ΠΊ этап социализации (Ρ€Π΅Ρ„Π΅Ρ€Π°Ρ‚, курсовая, Π΄ΠΈΠΏΠ»ΠΎΠΌ, ΠΊΠΎΠ½Ρ‚Ρ€ΠΎΠ»ΡŒΠ½Π°Ρ)

ΠŸΡ€ΠΎΠ±Π»Π΅ΠΌΠ° самоопрСдСлСния Ρ€Π°ΡΡΠΌΠ°Ρ‚Ρ€ΠΈΠ²Π°Π»Π°ΡΡŒ Π‘. Π›. Π ΡƒΠ±ΠΈΠ½ΡˆΡ‚Π΅ΠΉΠ½ΠΎΠΌ Π² ΠΊΠΎΠ½Ρ‚СкстС ΠΏΡ€ΠΎΠ±Π»Π΅ΠΌΡ‹ Π΄Π΅Ρ‚Π΅Ρ€ΠΌΠΈΠ½Π°Ρ†ΠΈΠΈ, Ρ‚. Π΅. Π·Π°ΠΊΠΎΠ½ΠΎΠΌΠ΅Ρ€Π½ΠΎΠΉ зависимости психичСских процСссов ΠΎΡ‚ ΠΏΠΎΡ€ΠΎΠΆΠ΄Π°ΡŽΡ‰ΠΈΡ… ΠΈΡ… Ρ„Π°ΠΊΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠ²: «Π’Π½Π΅ΡˆΠ½ΠΈΠ΅ ΠΏΡ€ΠΈΡ‡ΠΈΠ½Ρ‹ Π΄Π΅ΠΉΡΡ‚Π²ΡƒΡŽΡ‚, ΠΏΡ€Π΅Π»ΠΎΠΌΠ»ΡΡΡΡŒ Ρ‡Π΅Ρ€Π΅Π· Π²Π½ΡƒΡ‚Ρ€Π΅Π½Π½ΠΈΠ΅ условия». Он ΠΏΠΎΠ΄Ρ‡Π΅Ρ€ΠΊΠΈΠ²Π°Π» Ρ€ΠΎΠ»ΡŒ Π²Π½ΡƒΡ‚Ρ€Π΅Π½Π½Π΅Π³ΠΎ ΠΌΠΎΠΌΠ΅Π½Ρ‚Π° самоопрСдСлСния — самодСтСрминации, собствСнной активности ΠΈΠ½Π΄ΠΈΠ²ΠΈΠ΄Π°, осознанного стрСмлСния Π·Π°Π½ΡΡ‚ΡŒ ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»Π΅Π½Π½ΡƒΡŽ ΠΏΠΎΠ·ΠΈΡ†ΠΈΡŽ.

Π’. Π€. Π‘Π°Ρ„ΠΈΠ½ ΠΈ Π“. П. Ников ΠΏΠΎΠ½ΠΈΠΌΠ°ΡŽΡ‚ ΡΠ°ΠΌΠΎΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»ΠΈΠ²ΡˆΡƒΡŽΡΡ Π»ΠΈΡ‡Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ ΠΊΠ°ΠΊ ΡΡƒΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚Π°, осознавшСго, Ρ‡Ρ‚ΠΎ ΠΎΠ½ Ρ…ΠΎΡ‡Π΅Ρ‚ (Ρ†Π΅Π»ΠΈ, ΠΆΠΈΠ·Π½Π΅Π½Π½Ρ‹Π΅ ΠΏΠ»Π°Π½Ρ‹, ΠΈΠ΄Π΅Π°Π»Ρ‹), Ρ‡Ρ‚ΠΎ ΠΎΠ½ ΠΌΠΎΠΆΠ΅Ρ‚ (свои возмоТности, склонности, дарования), Ρ‡Ρ‚ΠΎ ΠΎΠ½ Π΅ΡΡ‚ΡŒ (свои личностныС ΠΈ Ρ„изичСскиС свойства), Ρ‡Ρ‚ΠΎ ΠΎΡ‚ Π½Π΅Π³ΠΎ Ρ…ΠΎΡ‡Π΅Ρ‚ ΠΈΠ»ΠΈ ΠΆΠ΄Π΅Ρ‚ ΠΊΠΎΠ»Π»Π΅ΠΊΡ‚ΠΈΠ², общСство; Ρ‚. Π΅. ΠΊΠ°ΠΊ ΡΡƒΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚Π°, Π³ΠΎΡ‚ΠΎΠ²ΠΎΠ³ΠΎ Ρ„ΡƒΠ½ΠΊΡ†ΠΈΠΎΠ½ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒ Π² ΡΠΈΡΡ‚Π΅ΠΌΠ΅ общСствСнных ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΠΉ. Π‘Π°ΠΌΠΎΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»Π΅Π½ΠΈΠ΅, ΠΏΠΎ ΠΌΠ½Π΅Π½ΠΈΡŽ Π°Π²Ρ‚ΠΎΡ€ΠΎΠ², это ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎ ΡΠ°ΠΌΠΎΡΡ‚ΠΎΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΉ этап социализации, ΡΡƒΡ‰Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠ³ΠΎ Π·Π°ΠΊΠ»ΡŽΡ‡Π°Π΅Ρ‚ΡΡ Π² Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠΈ Ρƒ ΠΈΠ½Π΄ΠΈΠ²ΠΈΠ΄Π° осознания Ρ†Π΅Π»ΠΈ ΠΈ ΡΠΌΡ‹ΡΠ»Π° ΠΆΠΈΠ·Π½ΠΈ, готовности ΠΊ ΡΠ°ΠΌΠΎΡΡ‚ΠΎΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ ΠΆΠΈΠ·Π½Π΅Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ Π½Π° ΠΎΡΠ½ΠΎΠ²Π΅ соотнСсСния своих ΠΆΠ΅Π»Π°Π½ΠΈΠΉ, Π½Π°Π»ΠΈΡ‡Π½Ρ‹Ρ… качСств, возмоТностСй ΠΈ Ρ‚Ρ€Π΅Π±ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠΉ, ΠΏΡ€Π΅Π΄ΡŠΡΠ²Π»ΡΠ΅ΠΌΡ‹Ρ… ΠΊ Π½Π΅ΠΌΡƒ со ΡΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠ½Ρ‹ ΠΎΠΊΡ€ΡƒΠΆΠ°ΡŽΡ‰ΠΈΡ… ΠΈ ΠΎΠ±Ρ‰Π΅ΡΡ‚Π²Π°. ΠžΡΠ½ΠΎΠ²Π½Ρ‹ΠΌΠΈ критСриями Π³Ρ€Π°Π½ΠΈΡ† ΠΈ ΡΡ‚Π°ΠΏΠΎΠ² самоопрСдСлСния слСдуСт ΡΡ‡ΠΈΡ‚Π°Ρ‚ΡŒ ΡƒΡ€ΠΎΠ²Π΅Π½ΡŒ понимания Π»ΠΈΡ‡Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒΡŽ смысла ΠΆΠΈΠ·Π½ΠΈ.

ΠšΠ»ΡŽΡ‡Π΅Π²Ρ‹ΠΌ ΠΌΠ΅Ρ…Π°Π½ΠΈΠ·ΠΌΠΎΠΌ самоопрСдСлСния личности являСтся самооцСнка — Ρ†Π΅Π½Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ, которая приписываСтся ΠΈΠ½Π΄ΠΈΠ²ΠΈΠ΄ΠΎΠΌ сСбС ΠΈΠ»ΠΈ ΠΎΡ‚Π΄Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΌ своим качСствам. Π’ ΠΊΠ°Ρ‡Π΅ΡΡ‚Π²Π΅ основного критСрия оцСнивания выступаСт систСма личностных смыслов ΠΈΠ½Π΄ΠΈΠ²ΠΈΠ΄Π°. Π“Π»Π°Π²Π½Ρ‹Π΅ Ρ„ΡƒΠ½ΠΊΡ†ΠΈΠΈ, выполняСмыС самооцСнкой, — рСгуляторная, Π½Π° ΠΎΡΠ½ΠΎΠ²Π΅ ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠΉ происходит Ρ€Π΅ΡˆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ Π·Π°Π΄Π°Ρ‡ личностного Π²Ρ‹Π±ΠΎΡ€Π°, ΠΈ Π·Π°Ρ‰ΠΈΡ‚ная, ΠΎΠ±Π΅ΡΠΏΠ΅Ρ‡ΠΈΠ²Π°ΡŽΡ‰Π°Ρ ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΡƒΡŽ ΡΡ‚Π°Π±ΠΈΠ»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ ΠΈ Π½Π΅Π·Π°Π²ΠΈΡΠΈΠΌΠΎΡΡ‚ΡŒ личности. Π—Π½Π°Ρ‡ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΡƒΡŽ Ρ€ΠΎΠ»ΡŒ Π² Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠΈ самооцСнки ΠΈΠ³Ρ€Π°ΡŽΡ‚ ΠΎΡ†Π΅Π½ΠΊΠΈ ΠΎΠΊΡ€ΡƒΠΆΠ°ΡŽΡ‰ΠΈΡ… личностных качСств ΠΈ Π΄ΠΎΡΡ‚ΠΈΠΆΠ΅Π½ΠΈΠΉ ΠΈΠ½Π΄ΠΈΠ²ΠΈΠ΄Π°.

ΠŸΡ€ΠΎΠ±Π»Π΅ΠΌΠ° самоопрСдСлСния Π½Π°ΠΈΠ±ΠΎΠ»Π΅Π΅ Π³Π»ΡƒΠ±ΠΎΠΊΠΎ ΠΈ ΠΏΠΎΠ»Π½ΠΎ Π±Ρ‹Π»Π° рассмотрСна Π›. И. Π‘ΠΎΠΆΠΎΠ²ΠΈΡ‡, которая ΠΏΠΎΠ½ΠΈΠΌΠ°Π»Π° Π΅Π³ΠΎ ΠΊΠ°ΠΊ Π²Ρ‹Π±ΠΎΡ€ Π±ΡƒΠ΄ΡƒΡ‰Π΅Π³ΠΎ ΠΏΡƒΡ‚ΠΈ, ΠΏΠΎΡ‚Ρ€Π΅Π±Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ нахоТдСния своСго мСста Π² Ρ‚Ρ€ΡƒΠ΄Π΅, общСствС, ΠΆΠΈΠ·Π½ΠΈ, поиск Ρ†Π΅Π»ΠΈ ΠΈ ΡΠΌΡ‹ΡΠ»Π° своСго сущСствования, ΠΏΠΎΡ‚Ρ€Π΅Π±Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ Π½Π°ΠΉΡ‚ΠΈ своС мСсто Π² ΠΎΠ±Ρ‰Π΅ΠΌ ΠΏΠΎΡ‚ΠΎΠΊΠ΅ ΠΆΠΈΠ·Π½ΠΈ. Автор Π²Ρ‹Π΄Π΅Π»ΠΈΠ»Π° ΡΡƒΡ‰Π΅ΡΡ‚Π²Π΅Π½Π½ΡƒΡŽ характСристику самоопрСдСлСния, которая Π·Π°ΠΊΠ»ΡŽΡ‡Π°Π΅Ρ‚ΡΡ Π² Π΅Π³ΠΎ двуплановости: Π²ΠΎ-ΠΏΠ΅Ρ€Π²Ρ‹Ρ…, самоопрСдСлСниС осущСствляСтся Ρ‡Π΅Ρ€Π΅Π· Π΄Π΅Π»ΠΎΠ²ΠΎΠΉ Π²Ρ‹Π±ΠΎΡ€ профСссии ΠΈ, Π²ΠΎ-Π²Ρ‚ΠΎΡ€Ρ‹Ρ…, Ρ‡Π΅Ρ€Π΅Π· ΠΎΠ±Ρ‰ΠΈΠ΅, Π»ΠΈΡˆΠ΅Π½Π½Ρ‹Π΅ конкрСтности, искания смысла своСго сущСствования. Волько ΠΊ ΠΊΠΎΠ½Ρ†Ρƒ юношСского возраста, ΠΏΠΎ ΠΌΠ½Π΅Π½ΠΈΡŽ ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΎΠ³ΠΎ, эта Π΄Π²ΡƒΠΏΠ»Π°Π½ΠΎΠ²ΠΎΡΡ‚ΡŒ ликвидируСтся. ΠŸΠΎΡ‚Ρ€Π΅Π±Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ Π² ΡΠ°ΠΌΠΎΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»Π΅Π½ΠΈΠΈ Π²ΠΎΠ·Π½ΠΈΠΊΠ°Π΅Ρ‚ Π½Π° Ρ€ΡƒΠ±Π΅ΠΆΠ΅ ΡΡ‚Π°Ρ€ΡˆΠ΅Π³ΠΎ подросткового ΠΈ Ρ€Π°Π½Π½Π΅Π³ΠΎ юношСского возрастов. ΠΠ΅ΠΎΠ±Ρ…ΠΎΠ΄ΠΈΠΌΠΎΡΡ‚ΡŒ возникновСния этой потрСбности ΠΎΠ±ΡŠΡΡΠ½ΡΠ΅Ρ‚ΡΡ Π°Π²Ρ‚ΠΎΡ€ΠΎΠΌ Π»ΠΎΠ³ΠΈΠΊΠΎΠΉ личностного ΠΈ ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ развития подростка.

ΠŸΠΎΡ‚Ρ€Π΅Π±Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ Π² ΡΠ°ΠΌΠΎΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»Π΅Π½ΠΈΠΈ рассматриваСтся Π›. И. Π‘ΠΎΠΆΠΎΠ²ΠΈΡ‡ ΠΊΠ°ΠΊ ΠΏΠΎΡ‚Ρ€Π΅Π±Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ Π² Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠΈ ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»Π΅Π½Π½ΠΎΠΉ смысловой систСмы прСдставлСний ΠΎ ΠΌΠΈΡ€Π΅ ΠΈ ΠΎ ΡΠ΅Π±Π΅ самом. Π’ ΠΏΡ€ΠΎΡ†Π΅ΡΡΠ΅ ΠΆΠΈΠ·Π½ΠΈ ΠΈ Π²ΠΎΡΠΏΠΈΡ‚ания Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ° Π²ΠΎΠ·Π½ΠΈΠΊΠ°Π΅Ρ‚ систСма ΠΌΠΎΡ‚ΠΈΠ²ΠΎΠ², Π² ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠΉ Π²Π΅Π΄ΡƒΡ‰ΠΈΠ΅ ΠΌΠΎΡ‚ΠΈΠ²Ρ‹, подчиняя сСбС всС ΠΎΡΡ‚Π°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅, Ρ…Π°Ρ€Π°ΠΊΡ‚Π΅Ρ€ΠΈΠ·ΡƒΡŽΡ‚ строСниС ΠΌΠΎΡ‚ΠΈΠ²Π°Ρ†ΠΈΠΎΠ½Π½ΠΎΠΉ сфСры Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ°. Π’ΠΎΠ·Π½ΠΈΠΊΠ½ΠΎΠ²Π΅Π½ΠΈΠ΅ Ρ‚Π°ΠΊΠΎΠ³ΠΎ Ρ€ΠΎΠ΄Π° систСмы ΠΈΠ»ΠΈ ΠΈΠ΅Ρ€Π°Ρ€Ρ…ΠΈΠΈ ΠΌΠΎΡ‚ΠΈΠ²ΠΎΠ² обСспСчиваСт Π½Π°ΠΈΠ²Ρ‹ΡΡˆΡƒΡŽ ΡƒΡΡ‚ΠΎΠΉΡ‡ΠΈΠ²ΠΎΡΡ‚ΡŒ личности. Π’Π°ΠΊΠΆΠ΅ самоопрСдСлСниС Π½Π΅Ρ€Π°Π·Ρ€Ρ‹Π²Π½ΠΎ связываСтся с Ρ‚Π°ΠΊΠΎΠΉ сущСствСнной характСристикой ΡΡ‚Π°Ρ€ΡˆΠ΅Π³ΠΎ подросткового ΠΈ Ρ€Π°Π½Π½Π΅Π³ΠΎ юношСского возрастов, ΠΊΠ°ΠΊ ΡƒΡΡ‚Ρ€Π΅ΠΌΠ»Π΅Π½Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ Π² Π±ΡƒΠ΄ΡƒΡ‰Π΅Π΅ ΠΈ ΠΏΠΎΠ΄Ρ€Π°Π·ΡƒΠΌΠ΅Π²Π°Π΅Ρ‚ Π²Ρ‹Π±ΠΎΡ€ профСссии, Π½ΠΎ Π½Π΅ ΡΠ²ΠΎΠ΄ΠΈΡ‚ся ΠΊ Π½Π΅ΠΌΡƒ[1].

И. Π’. Π”ΡƒΠ±Ρ€ΠΎΠ²ΠΈΠ½Π° внСсла уточнСния Π² ΠΏΡ€ΠΎΠ±Π»Π΅ΠΌΡƒ самоопрСдСлСния. Π Π΅Π·ΡƒΠ»ΡŒΡ‚Π°Ρ‚Ρ‹ ΠΏΡ€ΠΎΠ²Π΅Π΄Π΅Π½Π½Ρ‹Ρ… исслСдований ΠΏΠΎΠ·Π²ΠΎΠ»ΠΈΠ»ΠΈ ΡΠ΄Π΅Π»Π°Ρ‚ΡŒ Π²Ρ‹Π²ΠΎΠ΄, Ρ‡Ρ‚ΠΎ основным психологичСским Π½ΠΎΠ²ΠΎΠΎΠ± Ρ€Π°Π·ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ΠΌ Ρ€Π°Π½Π½Π΅Π³ΠΎ юношСского возраста слСдуСт ΡΡ‡ΠΈΡ‚Π°Ρ‚ΡŒ Π½Π΅ ΡΠ°ΠΌΠΎΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»Π΅Π½ΠΈΠ΅ (личностноС, ΠΏΡ€ΠΎΡ„Π΅ΡΡΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ΅, ΡˆΠΈΡ€Π΅ — ΠΆΠΈΠ·Π½Π΅Π½Π½ΠΎΠ΅), Π° ΠΏΡΠΈΡ…ΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΡƒΡŽ Π³ΠΎΡ‚ΠΎΠ²Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ ΠΊ ΡΠ°ΠΌΠΎΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»Π΅Π½ΠΈΡŽ.

ΠŸΡΠΈΡ…ΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΠ°Ρ Π³ΠΎΡ‚ΠΎΠ²Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ ΠΊ ΡΠ°ΠΌΠΎΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»Π΅Π½ΠΈΡŽ ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΏΠΎΠ»Π°Π³Π°Π΅Ρ‚:

  • — ΡΡ„ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ Π½Π° Π²Ρ‹ΡΠΎΠΊΠΎΠΌ ΡƒΡ€ΠΎΠ²Π½Π΅ психологичСских структур, ΠΏΡ€Π΅ΠΆΠ΄Π΅ всСго, самосознания (ΡΠΏΠΎΡΠΎΠ±Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ ΡΠΎΠ·Π½Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎ Π°Π½Π°Π»ΠΈΠ·ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒ свои пСрСТивания, свои ΡΠΈΠ»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ ΠΈ ΡΠ»Π°Π±Ρ‹Π΅ стороны, ΠΏΠΎΠ·Π½Π°Ρ‚ΡŒ сСбя ΠΊΠ°ΠΊ Π»ΠΈΡ‡Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ, ΠΎΡ‚Π»ΠΈΡ‡Π½ΡƒΡŽ ΠΎΡ‚ Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΈΡ…);
  • — Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΎΡΡ‚ΡŒ нравствСнных установок, цСнностных ΠΎΡ€ΠΈΠ΅Π½Ρ‚Π°Ρ†ΠΈΠΉ ΠΈ Π²Ρ€Π΅ΠΌΠ΅Π½Π½ΠΎΠΉ пСрспСктивы, которая являСтся ΠΌΠ΅Π½Ρ‚Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ ΠΏΡ€ΠΎΠ΅ΠΊΡ†ΠΈΠ΅ΠΉ ΠΌΠΎΡ‚ΠΈΠ²Π°Ρ†ΠΈΠΎΠ½Π½ΠΎΠΉ сфСры Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ° ΠΈ ΠΏΡ€Π΅Π΄ΡΡ‚авляСт собой Π½Π°Π΄Π΅ΠΆΠ΄Ρ‹, опасСния, стрСмлСния, связанныС с Π±ΠΎΠ»Π΅Π΅ ΠΈΠ»ΠΈ ΠΌΠ΅Π½Π΅Π΅ ΠΎΡ‚Π΄Π°Π»Π΅Π½Π½Ρ‹ΠΌ Π±ΡƒΠ΄ΡƒΡ‰ΠΈΠΌ. ВрСмСнная пСрспСктива формируСтся Π½Π° ΠΏΡ€ΠΎΡ‚яТСнии всСго дСтства стихийно Ρ‡Π΅Ρ€Π΅Π· усвоСниС ΠΎΠ±Ρ‰Π΅ΠΊΡƒΠ»ΡŒΡ‚ΡƒΡ€Π½Ρ‹Ρ…, ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ…, цСнностных установок Ρ€ΠΎΠ΄ΠΈΡ‚Π΅Π»Π΅ΠΉ, Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅ ΠΌΠΎΡ‚ΠΈΠ²Π°Ρ†ΠΈΠΎΠ½Π½ΠΎΠΉ сфСры;
  • — ΡΡ‚Π°Π½ΠΎΠ²Π»Π΅Π½ΠΈΠ΅ прСдпосылок ΠΈΠ½Π΄ΠΈΠ²ΠΈΠ΄ΡƒΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ ΠΊΠ°ΠΊ Ρ€Π΅Π·ΡƒΠ»ΡŒΡ‚Π°Ρ‚ развития ΠΈ ΠΎΡΠΎΠ·Π½Π°Π½ΠΈΡ своих способностСй ΠΈ ΠΈΠ½Ρ‚СрСсов.

ВмСстС с Ρ‚Π΅ΠΌ психологичСская Π³ΠΎΡ‚ΠΎΠ²Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ Π²ΠΎΠΉΡ‚ΠΈ Π²ΠΎ Π²Π·Ρ€ΠΎΡΠ»ΡƒΡŽ Тизнь ΠΈ Π·Π°Π½ΡΡ‚ΡŒ Π² Π½Π΅ΠΉ достойноС мСсто ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΏΠΎΠ»Π°Π³Π°Π΅Ρ‚ Π½Π΅ Π·Π°Π²Π΅Ρ€ΡˆΠ΅Π½Π½Ρ‹Π΅ Π² ΡΠ²ΠΎΠ΅ΠΌ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠΈ психологичСскиС структуры ΠΈ ΠΊΠ°Ρ‡Π΅ΡΡ‚Π²Π°, Π° ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»Π΅Π½Π½ΡƒΡŽ Π·Ρ€Π΅Π»ΠΎΡΡ‚ΡŒ личности, Π·Π°ΠΊΠ»ΡŽΡ‡Π°ΡŽΡ‰ΡƒΡŽΡΡ Π² Ρ‚ΠΎΠΌ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ Ρƒ ΡΡ‚Π°Ρ€ΡˆΠ΅ΠΊΠ»Π°ΡΡΠ½ΠΈΠΊΠ° сформированы психологичСскиС образования ΠΈ ΠΌΠ΅Ρ…Π°Π½ΠΈΠ·ΠΌΡ‹, ΠΎΠ±Π΅ΡΠΏΠ΅Ρ‡ΠΈΠ²Π°ΡŽΡ‰ΠΈΠ΅ Π΅ΠΌΡƒ Π²ΠΎΠ·ΠΌΠΎΠΆΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ (ΠΏΡΠΈΡ…ΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΡƒΡŽ Π³ΠΎΡ‚ΠΎΠ²Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ) Π½Π΅ΠΏΡ€Π΅Ρ€Ρ‹Π²Π½ΠΎΠ³ΠΎ роста Π΅Π³ΠΎ личности сСйчас ΠΈ Π² Π±ΡƒΠ΄ΡƒΡ‰Π΅ΠΌ[2].

Π’ Π·Π°Ρ€ΡƒΠ±Π΅ΠΆΠ½ΠΎΠΉ психологии Π² ΠΊΠ°Ρ‡Π΅ΡΡ‚Π²Π΅ Π°Π½Π°Π»ΠΎΠ³Π° понятия «Π»ΠΈΡ‡Π½ΠΎΡΡ‚Π½ΠΎΠ΅ самоопрСдСлСниС» выступаСт катСгория «ΠΏΡΠΈΡ…ΠΎΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½Π°Ρ ΠΈΠ΄Π΅Π½Ρ‚ΠΈΡ‡Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ», разработанная ΠΈ Π²Π²Π΅Π΄Π΅Π½Π½Π°Ρ амСриканским ΡƒΡ‡Π΅Π½Ρ‹ΠΌ Π­. Эриксоном. ΠŸΡ€ΠΎΡ†Π΅ΡΡ становлСния личности Π² ΠΏΠ΅Ρ€Π΅Ρ…ΠΎΠ΄Π½ΠΎΠΌ возрастС рассматриваСтся ΠΈΠΌ ΡΠΊΠ²ΠΎΠ·ΡŒ ΠΏΡ€ΠΈΠ·ΠΌΡƒ понятия «ΠΈΠ΄Π΅Π½Ρ‚ΠΈΡ‡Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ» — Ρ‚ΠΎΠΆΠ΄Π΅ΡΡ‚Π²Π΅Π½Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ (Π°Π΄Π΅ΠΊΠ²Π°Ρ‚Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ) Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ° самому сСбС, ΡƒΠΌΠ΅Π½ΠΈΠΈ Π²Π»Π°Π΄Π΅Ρ‚ΡŒ собствСнным «Π―» нСзависимо ΠΎΡ‚ ΡΠΈΡ‚ΡƒΠ°Ρ†ΠΈΠΈ. ΠœΠ΅Ρ…Π°Π½ΠΈΠ·ΠΌΠΎΠΌ формирования идСнтичности являСтся, ΠΏΠΎ Π­. Эриксону, ΠΏΠΎΡΠ»Π΅Π΄ΠΎΠ²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Π°Ρ идСнтификация Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ° со Π²Π·Ρ€ΠΎΡΠ»Ρ‹ΠΌ. ΠŸΠΎΠ΄Ρ€ΠΎΡΡ‚ΠΎΠΊ пытаСтся Π²Ρ‹Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Π°Ρ‚ΡŒ Π΅Π΄ΠΈΠ½ΡƒΡŽ ΠΊΠ°Ρ€Ρ‚ΠΈΠ½Ρƒ мировосприятия, Π² ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠΉ всС цСнности, ΠΎΡ†Π΅Π½ΠΊΠΈ, пСрСТивания дСтства Π΄ΠΎΠ»ΠΆΠ½Ρ‹ Π±Ρ‹Ρ‚ΡŒ синтСзированы, ΠΎΠ½ Π΄ΠΎΠ»ΠΆΠ΅Π½ Ρ€Π΅ΡˆΠΈΡ‚ΡŒ всС старыС Π·Π°Π΄Π°Ρ‡ΠΈ ΡΠΎΠ·Π½Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎ ΠΈ Ρ Π²Π½ΡƒΡ‚Ρ€Π΅Π½Π½Π΅ΠΉ ΡƒΠ±Π΅ΠΆΠ΄Π΅Π½Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒΡŽ, провСсти ΠΏΠ΅Ρ€Π΅ΠΎΡ†Π΅Π½ΠΊΡƒ самого сСбя Π² ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΡΡ… с Π±Π»ΠΈΠ·ΠΊΠΈΠΌΠΈ людьми, с ΠΎΠ±Ρ‰Π΅ΡΡ‚Π²ΠΎΠΌ Π² Ρ†Π΅Π»ΠΎΠΌ Π² Ρ„изичСском, ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΌ ΠΈ ΡΠΌΠΎΡ†ΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΌ ΠΏΠ»Π°Π½Π°Ρ…. НСпрСодолСнный кризис идСнтичности Π²Π΅Π΄Π΅Ρ‚ ΠΊ ΡΠΎΡΡ‚ΠΎΡΠ½ΠΈΡŽ острой Π΄ΠΈΡ„Ρ„ΡƒΠ·ΠΈΠΈ идСнтичности ΠΈ ΡΠΎΡΡ‚авляСт основу ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ ΠΏΠ°Ρ‚ΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΠΈ юношСского возраста. ΠŸΡ€ΠΎΠΈΡΡ…ΠΎΠ΄ΠΈΡ‚ рСгрСссия ΠΊ ΠΈΠ½Ρ„Π°Π½Ρ‚ΠΈΠ»ΡŒΠ½ΠΎΠΌΡƒ ΡƒΡ€ΠΎΠ²Π½ΡŽ ΠΈ ΠΆΠ΅Π»Π°Π½ΠΈΠ΅ ΠΊΠ°ΠΊ ΠΌΠΎΠΆΠ½ΠΎ дольшС ΠΎΡ‚ΡΡ€ΠΎΡ‡ΠΈΡ‚ΡŒ ΠΎΠ±Ρ€Π΅Ρ‚Π΅Π½ΠΈΠ΅ взрослого статуса. Π£ ΠΏΠΎΠ΄Ρ€ΠΎΡΡ‚ΠΊΠ° Π²ΠΎΠ·Π½ΠΈΠΊΠ°Π΅Ρ‚ чувство изоляции ΠΈ ΠΎΠΏΡƒΡΡ‚ΠΎΡˆΠ΅Π½Π½ΠΎΡΡ‚ΠΈ, страх ΠΏΠ΅Ρ€Π΅Π΄ Π»ΠΈΡ‡Π½Ρ‹ΠΌ ΠΎΠ±Ρ‰Π΅Π½ΠΈΠ΅ΠΌ ΠΈ Π½Π΅ΡΠΏΠΎΡΠΎΠ±Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ ΡΠΌΠΎΡ†ΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎ Π²ΠΎΠ·Π΄Π΅ΠΉΡΡ‚Π²ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒ Π½Π° Π»ΠΈΡ† Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΎΠ³ΠΎ ΠΏΠΎΠ»Π°, Π²Ρ€Π°ΠΆΠ΄Π΅Π±Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ ΠΊ ΠΏΡ€ΠΈΠ·Π½Π°Π½Π½Ρ‹ΠΌ общСствСнным ролям. Если ΠΈΠ½Π΄ΠΈΠ²ΠΈΠ΄ ΡƒΡΠΏΠ΅ΡˆΠ½ΠΎ справляСтся с Π·Π°Π΄Π°Ρ‡Π΅ΠΉ обрСтСния идСнтичности, Ρƒ Π½Π΅Π³ΠΎ появляСтся ΠΎΡ‰ΡƒΡ‰Π΅Π½ΠΈΠ΅ Ρ‚ΠΎΠ³ΠΎ, ΠΊΡ‚ΠΎ ΠΎΠ½ Π΅ΡΡ‚ΡŒ, Π³Π΄Π΅ находится ΠΈ ΠΊΡƒΠ΄Π° Π΅ΠΌΡƒ ΠΈΠ΄Ρ‚ΠΈ дальшС.

Из Π²ΡΠ΅Π³ΠΎ ΠΊΡ€ΡƒΠ³Π° вопросов, относящихся ΠΊ ΠΏΡ€ΠΎΠ±Π»Π΅ΠΌΠ΅ самоопрСдСлСния, вопросы ΠΏΡ€ΠΎΡ„Π΅ΡΡΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ самоопрСдСлСния Ρ€Π°Π·Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Π°Π½Ρ‹ Π² ΠΏΡΠΈΡ…ΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΠΈ Π½Π°ΠΈΠ±ΠΎΠ»Π΅Π΅ Π΄Π΅Ρ‚Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎ. Π‘. П. ΠšΡ€ΡΠ³ΠΆΠ΄Π΅ ΠΎΡ‚ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΈΠ», Ρ‡Ρ‚ΠΎ Π½Π° Π½Π°Ρ‡Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΌ этапС ΠΏΡ€ΠΎΡ„Π΅ΡΡΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ΅ самоопрСдСлСниС носит двойствСнный Ρ…Π°Ρ€Π°ΠΊΡ‚Π΅Ρ€: осущСствляСтся Π»ΠΈΠ±ΠΎ Π²Ρ‹Π±ΠΎΡ€ ΠΊΠΎΠ½ΠΊΡ€Π΅Ρ‚Π½ΠΎΠΉ профСссии, Π»ΠΈΠ±ΠΎ Π²Ρ‹Π±ΠΎΡ€ ΠΏΡ€ΠΎΡ„Π΅ΡΡΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ сфСры — ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΉ Π²Ρ‹Π±ΠΎΡ€. Автор ΡƒΠΊΠ°Π·Π°Π», Ρ‡Ρ‚ΠΎ Ссли ΠΊΠΎΠ½ΠΊΡ€Π΅Ρ‚Π½ΠΎΠ΅ ΠΏΡ€ΠΎΡ„Π΅ΡΡΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ΅ самоопрСдСлСниС Π΅Ρ‰Π΅ Π½Π΅ ΡΡ„ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π»ΠΎΡΡŒ, Ρ‚ΠΎ ΠΈΠ½Π΄ΠΈΠ²ΠΈΠ΄ ΠΏΠΎΠ»ΡŒΠ·ΡƒΠ΅Ρ‚ΡΡ ΠΎΠ±ΠΎΠ±Ρ‰Π΅Π½Π½Ρ‹ΠΌ Π²Π°Ρ€ΠΈΠ°Π½Ρ‚ΠΎΠΌ, откладывая Π½Π° Π±ΡƒΠ΄ΡƒΡ‰Π΅Π΅ Π΅Π³ΠΎ ΠΊΠΎΠ½ΠΊΡ€Π΅Ρ‚ΠΈΠ·Π°Ρ†ΠΈΡŽ. Π˜ΡΡΠ»Π΅Π΄ΠΎΠ²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒ рассматриваСт ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΉ Π²Ρ‹Π±ΠΎΡ€ ΠΊΠ°ΠΊ ΠΎΠ³Ρ€Π°Π½ΠΈΡ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΈΠ½Π΄ΠΈΠ²ΠΈΠ΄Π° ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»Π΅Π½Π½Ρ‹ΠΌ ΠΊΡ€ΡƒΠ³ΠΎΠΌ профСссий, Π° ΡΡ‚ΠΎ качСствСнно Π±ΠΎΠ»Π΅Π΅ Π½ΠΈΠ·ΠΊΠΈΠΉ ΡƒΡ€ΠΎΠ²Π΅Π½ΡŒ ΠΏΡ€ΠΎΡ„Π΅ΡΡΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ самоопрСдСлСния[3].

Π‘Π°ΠΌΠΎΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»Π΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΊΠ°ΠΊ личностноС Π½ΠΎΠ²ΠΎΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ Π²ΠΎΠ·Π½ΠΈΠΊΠ°Π΅Ρ‚ ΠΊ ΠΊΠΎΠ½Ρ†Ρƒ Ρ€Π°Π½Π½Π΅Π³ΠΎ юношСского возраста. Π•Π³ΠΎ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ обусловлСно Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΠ²Π°ΡŽΡ‰ΠΈΠΌΡΡ Π² ΠΏΠΎΠ΄Ρ€ΠΎΡΡ‚ΠΊΠΎΠ²ΠΎΠΌ возрастС самосознаниСм: ΠΏΡ€ΠΈΠΌΠ΅Ρ€Π½ΠΎ Π² 11 Π»Π΅Ρ‚ Ρƒ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ° Π²ΠΎΠ·Π½ΠΈΠΊΠ°Π΅Ρ‚ интСрСс ΠΊ ΡΠΎΠ±ΡΡ‚Π²Π΅Π½Π½ΠΎΠΌΡƒ Π²Π½ΡƒΡ‚Ρ€Π΅Π½Π½Π΅ΠΌΡƒ ΠΌΠΈΡ€Ρƒ, Π·Π°Ρ‚Π΅ΠΌ отмСчаСтся усилСниС диффСрСнцированности ΠΈ ΠΎΠ±ΠΎΠ±Ρ‰Π΅Π½Π½ΠΎΡΡ‚ΠΈ самосознания, Ρ‡Ρ‚ΠΎ ΠΏΡ€ΠΈΠ²ΠΎΠ΄ΠΈΡ‚ 15−16-Π»Π΅Ρ‚Π½Π΅Π³ΠΎ ΡŽΠ½ΠΎΡˆΡƒ ΠΊ ΡΡ‚Π°Π½ΠΎΠ²Π»Π΅Π½ΠΈΡŽ ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎ устойчивого прСдставлСния ΠΎ ΡΠ°ΠΌΠΎΠΌ сСбС.

К 16−17 Π³ΠΎΠ΄Π°ΠΌ наступаСт самоопрСдСлСниС, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠ΅ характСризуСтся осознаниСм сСбя Π² ΠΊΠ°Ρ‡Π΅ΡΡ‚Π²Π΅ Ρ‡Π»Π΅Π½Π° общСств, конкрСтизируСтся Π² Π½ΠΎΠ²ΠΎΠΉ, общСствСнно Π·Π½Π°Ρ‡ΠΈΠΌΠΎΠΉ ΠΏΠΎΠ·ΠΈΡ†ΠΈΠΈ, Π° Ρ‚Π°ΠΊΠΆΠ΅ выраТаСтся Π² ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»Π΅Π½ΠΈΠΈ смыслов своСго собствСнного сущСствования. ЛичностноС самоопрСдСлСниС Π½Π΅ Π·Π°Π²Π΅Ρ€ΡˆΠ°Π΅Ρ‚ся Π² ΠΏΠΎΠ΄Ρ€ΠΎΡΡ‚ΠΊΠΎΠ²ΠΎΠΌ ΠΈ Ρ€Π°Π½Π½Π΅ΠΌ юношСском возрастС, Π° ΡΡ‚ановится базисом собствСнного дальнСйшСго развития.

  • [1] Π‘ΠΎΠΆΠΎΠ²ΠΈΡ‡ Π›. И. О ΠΌΠ½ΠΎΠ³ΠΎΠΏΠ»Π°Π½ΠΎΠ²ΠΎΡΡ‚ΠΈ личности // ΠšΡƒΠ»ΡŒΡ‚ΡƒΡ€Π½ΠΎ-историчСская психология. 2008. № 4. Π‘. 112−113.
  • [2] ΠŸΡ€Π°ΠΊΡ‚ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΠ°Ρ психология образования: ΡƒΡ‡Π΅Π±, пособиС / ΠΏΠΎΠ΄ Ρ€Π΅Π΄. И. Π’. Π”ΡƒΠ±Ρ€ΠΎΠ²ΠΈΠ½ΠΎΠΉ. 4-Π΅ ΠΈΠ·Π΄. БПб.: ΠŸΠΈΡ‚Π΅Ρ€, 2004.
  • [3] ΠšΡ€ΡΠ³ΠΆΠ΄Π΅ Π‘. П. Π£ΠΏΡ€Π°Π²Π»Π΅Π½ΠΈΠ΅ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ΠΌ ΠΏΡ€ΠΎΡ„Π΅ΡΡΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… интСрСсов // Вопросы психологии. 1985. № 3. Π‘. 23−30.
ΠŸΠΎΠΊΠ°Π·Π°Ρ‚ΡŒ вСсь тСкст
Π—Π°ΠΏΠΎΠ»Π½ΠΈΡ‚ΡŒ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΡƒ Ρ‚Π΅ΠΊΡƒΡ‰Π΅ΠΉ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚ΠΎΠΉ