Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Интеллект. 
Общая психология

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Существует множество других тестов (Г. Айзенка, Д. Векслера, Р. Кеттэла, Дж. Равена, Р. Амтхауэра, Е. П. Торранса и др.), предназначенных для оценки интеллекта и творческого мышления. Однако далеко не всегда подтверждается однозначная связь между измеряемыми характеристиками и успешностью решения конкретных мыслительных задач. Точно установлено лишь, что низкие баллы, но интеллекту (IQ ниже 90… Читать ещё >

Интеллект. Общая психология (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Понятие интеллекта

При проведении самых разных экспериментов по изучению общих закономерностей процесса мышления всегда проявляются и индивидуальные различия. Их прежде всего пробуют объяснить особенностями интеллекта. В обыденной речи термину «интеллект» соответствует слово «ум». Интеллект обеспечивает способность к осуществлению мышления, а более широко, способность к познавательной деятельности вообще. Интеллект имеет динамику своего развития: у ребенка с возрастом он проходит через качественно различные стадии, у пожилых людей иногда наблюдается угасание функций интеллекта (старческое слабоумие). Интеллект можно понимать как внутреннюю психологическую структуру, которая отбирает, организует и преобразует информацию. Ж. Пиаже и Д. Векслер добавили к этому нейтральному определению прагматический критерий: интеллект — это приспособление для адаптации, поскольку его наличие позволяет разумно действовать, быстро адаптироваться к изменениям и обучаться.

Измерение интеллекта

Первые диагностические процедуры для измерения интеллекта были предложены А. Бинэ и X. Симоном в 1904 г. В них предлагалось оценивать интеллект суммарно, одним показателем — коэффициентом интеллекта (IQ — intelligence quotient). Впоследствии этот показатель получил название «общий интеллект» (Ч. Спирмен, 1927). Однако среди исследователей по сей день ведутся споры: сколько у человека «интеллектов» ? Один, как думали Бине, Симон и Спирмен, или несколько? Суть этого вопроса состоит в том, что один и тот же человек может оказаться гением, например, на литературном поприще и абсолютным бездарем в математике. Многие выдающиеся люди страдают полной неспособностью к практическим делам: вбить в стену гвоздь для них — труднейшая проблема. Если верной является гипотеза о множественности интеллекта, то и измерений должно быть несколько. Например, Д. Векслер считал необходимым отдельно измерять вербальный и невербальный интеллект, Р. Стенберг выделял вербальный, творческий и практический интеллект. Пока все-таки следует признать, что в зависимости от целей, для которых мы измеряем интеллект (для общей ориентировки или ответственного подбора персонала), мы можем выбирать, к какой научной версии примкнуть.

Модель Гилфорда

Максимальное число — 120 интеллектуальных способностей и способностей, обеспечивающих творческое мышление, — представлено в модели Дж. Гилфорда (рис. 9.12). Эта модель представляет собой куб, где одну ось образуют различные типы содержания материала, которым оперирует мышление, другую — познавательные операции, а третью — получаемые в процессе мышления продукты. Каждый сектор куба — это отдельная интеллектуальная способность. Гилфорд разработал тесты, которые измеряли каждую из выделенных им интеллектуальных способностей. Перечислим некоторые из них. Тест «рассыпанные слова» (узнавание — символическое — элементы) включает в себя задачу переставить буквы в бессмысленных наборах слов так, чтобы получились слова. Например, КОХЙЕК, СНИНЕТ, ОЖИВТ, ЛУФОБТ. Тест на продуцирование высказываний (дивергентное мышление — символический — системы) заключается в требовании написать как можно больше предложений по фиксированной форме, например Д_________у в_________к___________. Задача на дедукцию (конвергентное мышление — символический — отношения) предполагает решение логических задач типа «Вася младше Пети, Петя старше Бори. Кто старше Боря или Петя?». Задача на аналогию (узнавание — семантический — отношение) направлена на установление отношений между понятиями, например «Поэзия относится к прозе так же, как танец: 1) к музыке, 2) ходьбе, 3) пению, 4) разговору» .

Куб Гилфорда (1959).

Рис. 9.12. Куб Гилфорда (1959).

Существует множество других тестов (Г. Айзенка, Д. Векслера, Р. Кеттэла, Дж. Равена, Р. Амтхауэра, Е. П. Торранса и др.), предназначенных для оценки интеллекта и творческого мышления. Однако далеко не всегда подтверждается однозначная связь между измеряемыми характеристиками и успешностью решения конкретных мыслительных задач. Точно установлено лишь, что низкие баллы, но интеллекту (IQ ниже 90 баллов) действительно проявляются в интеллектуальной дезадаптации: человек не справляется с требованиями внешнего мира.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой