Природа мнемических способностей и дифференциация обучения
Диссертация
Впервые мнемические способности подвергнуты комплексному изучению на трех уровнях анализа: психофизиологическом, психологическом и поведенческом. Исследована уровневая структура мнемических способностей (взрослого человека и подростка) с разными формами дифференциации обучения. Новизна исследования мнемических способностей в том, что они изучались на одних и тех же испытуемых как иерархия… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. СТРУКТУРА МНЕМИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ЧЕЛОВЕКА
- 1. 1. Теоретико-экспериментальные подходы к исследованию памяти
- 1. 2. Процессы переработки и сохранения зрительной информации
- 1. 2. 1. Структура сложившейся зрительной памяти взрослого человека
- 1. 2. 2. Структура кратковременной зрительной памяти школьников-подростков литературного, математического и обычного классов
- 1. 2. 3. Структура долговременной зрительной памяти
- 1. 2. 4. Обсуждение результатов
- 1. 3. Два вида мнемических способностей
- 1. 4. Валидизация тестов на память в связи с определением разных видов мнемических способностей на учащихся массовой школы, литературного и математического классов
- Выводы
- Глава II. ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА РАЗНЫХ УРОВНЕЙ ПАМЯТИ
- 2. 1. К вопросу о природе способностей: становление методов их исследования
- 2. 2. Природные факторы, лежащие в основе индивидуальных различий устойчивой, сложившейся структуры памяти взрослого человека
- 2. 2. 1. Соотношение биоэлектрических показателей свойств нервной системы, зарегистрированных с регуляторной и сенсорной систем мозга
- 2. 2. 2. Свойства нервной системы как факторы успешности разных уровней памяти
- 2. 2. 3. Обсуждение
- 2. 3. Роль задатков в становлении индивидуального своеобразия мнемических способностей у подростков литературного и математического классов
- 2. 3. 1. Обсуждение
- 3. 1. О возрастных и индивидуальных различиях памяти
- 3. 2. Сравнение специфических черт мнемических способностей восьмиклассников в условиях разных форм обучения
- 3. 3. Роль мнемических способностей в успешности учения «литераторов» и «математиков» и школьников обычного класса
- 3. 3. 1. Обсуждение
- 4. 1. Связь когнитивного и личностного аспектов развития: место мнемических способностей в целостной структуре индивидуальности
- 4. 2. Соотношение образных и словесно-логических компонентов в структуре мнемических способностей
- 4. 2. 1. Обсуждение
- 4. 3. Мотивационные факторы развития памяти
- 4. 3. 1. Обсуждение
- 4. 4. Познавательные способности и особенности темперамента и характера
- 4. 4. 1. Обсуждение
- 4. 5. Типы индивидуальности и мнемические способности
Список литературы
- Азаров В.Н. Индивидуальные различия по импульсивности в соотношении с типологическими свойствами нервной системы человека. Дис.канд.психол.наук.1. М., 1988.
- Александрова Н.И. Корреляционный анализ биоэлектрической активности передних и задних областей головного мозга. В кн.: Проблемы дифференциальной психофизиологии. М: Наука, 1974, Т.8, 112−145с.
- Аминов H.A. Психофизиологические и психологические предпосылки педагогических способностей. // Вопросы психологии. 1968, № 5, 71−77 с.
- Аминов H.A. Экспресс-диагностика профессиональной пригодности школьников при отборе в педагогические классы и абитуриентов педагогических училищ, пединститутов. Рига, 1990.
- Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М: Наука, 1977, 380 с
- Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды в 2-х т. М: Педагогика, Т.1, 1980,230 е.- Т. II, 287 с., 0о,
- Анасгазн А. Психологическое тестирование. Кн. 1 и 2. М: Пдопо. 1982.
- Анохин П.К. Биология и нейрофизиология уоговного рефлекса. М: Медицина, 1968,547 с
- Ю.Анохин П. К. Философские аспекты теории функциональной системы. Избр. тр.
- Москва: Наука, 1978, 400 с.
- Аткинсон Р. Человеческая память и процесс обучения М., 1980 528 .д Эткинд А. М. Метод исследования уровня
- Бажин Е.Ф., Голынкина Е. А., эткинд ,.г?]63ссубъективного контроля//Психол. журнал, 1984, № 3 к>* ^
- Баранова М.Н., Эрьзи С. Изд. Мордовское книжное изд-во. Саранск, 1987,
- Бархатова С.Г. Быстрота и прочность запоминания и их соотношение у школьников. В кн.: Возрастные и индивидуальные различия памяти. М.: Педагогика, 1967, 112−242 с.
- Бернштейн H.A. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. М: Медицина, 1966, 349 с.
- Бехтерева Н.П. и Трохачев А.И. Некоторые данные об электрической активности глубоких структур мозга при изучении оперативной памяти. // Вопр. психологии, 1966, № 3, 15−29 с.
- Бехтерева Н.П. Нейрофизиологические аспекты психической деятельности человека. Л., 1974.
- Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения. В 2 т. М: Педагогика, 1979.
- Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Ростов, 1978.
- Бодунов М.В. Нейрофизиологические основы психической активности как черты темперамента. Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1977.
- Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.
- Болыпунов Я.В. Санкционирование как необходимый компонент произвольного узнавания и воспроизведения // Память и ее развитие. Ульяновск, 1976. Вып. 2, 21−40 с.
- Болыпунова Н.Я. Взаимосвязь индивидуальных различий по параметру непроизвольной произвольной регуляции с особенностями соотношения сигнальных систем. Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1981.
- Борисова Е.М., Лопшова Г. П. Индивидуальность и профессия. М.: Знание, 1991.
- Борисова М.Н. О соотношении концентрированное&trade- нервных процессов с их интенсивностью и силой нервной системы. В кн.: Проблемы дифференциально"психофизиологии. М., Педагогика, 1977.
- Бочарова СЛ. Память как процесс переработки информации: автореф. дис. д-рапсихол. наук. Л., 1976, 36 с.
- Бочарова С.П. Память как базовая функциональная система в структуредеятельности человека-оператора // Психол. журнал, 1981, Т. 2 № 3, с 3−9
- Бочарова СЛ. Итоги и задачи исследования памяти на современном этапе // Психол. журнал,, 984, Т. 5М1.18−25С. мнемических процессов. В кн,
- Бочарова С. П. Системный подход к изучен
- Исследование памяти. М.: Наука, 1990, 7−19 с. TIOTTriT, Pva М 1981 т, а функциональные асимметрии человека, м., 1У01.
- Брашна H.H., Доброхотова Т. А. Функционер 31.БРУнеР Дж. Психология познания. М.: Прогресс, .
- Брушлинский A.B. О взаимосвязи природного и социального в психическом развитии человека. В кн.: Проблемы генетической психофизиологии человека. М.: Наука, 1978, '11−21 с.
- Вейн A.M., Каменецкая Б. И. Память человека. М., 1973.
- Веккер JI.B. Психические процессы. JL, 1981. Т. 3, 335 с.
- Величковский Б.М. Современная когнитивная психология. М., 1982 — 336 с.
- ВеличковскийБ.М. Автоматизм памяти. В кн.: Исследование памяти. М., Наука, 1990, 54−59 с.
- Возрастные и индивидуальные различия памяти. / Под ред. А. А. Смирнова. М., 1967, 285 с.
- Волков И.П. Много ли в школе талантов? М., 1989.
- Высокое И.Е. Категориальная и тематическая организация в памяти: Автореф. канд. дис. психол. М., 1993.
- Развитие логической памяти^детей. / Под ред. А. А. Смирнова, М., 1976.
- Выготский JI.C. Собрание сочинений в шести томах. М., 1982−1984.
- Гнедова Н.М. Условия использования самоконтроля как мотива мнемической деятельности детей 5−6 лет. В кн.: Память и ее развитие. Ульяновск, 1976. Вып. 2, 6673 с.
- Голубева Э.А. Индивидуальные особенности памяти человека. (Психофизиологическое исследование). М: Педагогика, 1980, 151 с.
- Голубева Э.А. Комплексное исследование способностей. К 90-летию Б. М. Теплова //
- Вопросы психологии, № 5, 1986, 18−30 с.
- Голубева Э.А. Дифференциальный подход к способностям и склонностям.//
- Психологический журнал. 1989, Т. 10, № 4, 75−86 с.
- Голубева Э.А. Способности и индивидуальность. М., Прометей, 1993, 305 с.
- Голубева Э.А., Изкшова С. А., Печенков В. В. Об одном возможном подходе к психофизиологическому изучению вербальной и образной памяти. В кн.: Память иее развитие. Вып. 2. Ульяновск, 1976, 73−85 с.
- Голубева Э.А., Ипполитов Ф. В., Махлах Е. С. О некоторых физиологических коррелятах кратковременной и долговременной памяти. В кн.: Проблемы Дифференциальной психофизиологии. М., Педагогика, 1977, 31−39 с.
- Гуревич K.M. Профессиональная пригодностьсистемы. М.: Наука, 1970, 271 с. 51. Грановская P.M. Восприятие и модели памяти. М., 1974, с.
- Грей Дж. Сила нервной системы, интроверсия экстраверсия, условные рефлексы и реакция активации. // Вопросы психологии, 1968, № 3.
- Греченко Т.И. Нейрофизиологические механизмы памяти. М: Наука, 1979,165 с.
- Гусева Е.П. Особенности свойств нервной системы подростков и их соотношение с некоторыми характеристиками познавательной деятельности. Дис. канд. психол. наук. М., 1979.
- Гусева Е.П. Соотношение возрастных и типологических предпосылок способностей. В кн.: Способности и склонности: комплексные исследования. М: Педагогика, 1989, 33−56 с.
- Гусева Е.П., Левочкина И. А., Сапожников В. М. Некоторые психологические и психофизиологические черты математически одаренных подростков.// Новые исследования в психологии и возрастной физиологии. М: Педагогика, 1989, № 2, 2327 с.
- Гусева Е.П., Шляхта Н. Ф. Некоторые особенности показателей биоэлектрической активности мозга у подростков. В кн.: Проблемы дифференциальной психофизиологии. М.: Наука, 1974, 199−214 с.
- Гусельников В.И. Электрофизиология головного мозга. М., 1976.
- Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении. М.: Педагогика, 1972, 423 с.
- Данилова H.H. Функциональные состояния: механизмы и диагностика. М.: Изд-во МГУ, 1985.
- Деглин В. Л. Функциональная асимметрия уникальная особенность мозга человека
- Наука и жизнь. 1975, № 1, 104−115 с.
- Джевечка A.B. Соотношение учебных интересов учащихся старших классов с особенностями их памяти и мышления. Автореф. дис. кан. психол. наук. Киев, 1981.
- Егорова М.С. Генотип и среда в вариативности когнитивных функций. В кн.: Роль среды и наследственности в формировании индивидуальности человека. М.:
- Педагогика, 1988, 181−236 с.
- Егорова Т.В. Особенность памяти и мышления младших школьников, отстающих вразвитии. М., 1973. л&trade- R гб • Нарушение речи у школьников. М.,
- Жинкин Н.И. Интеллект, язык и речь. b со., плрушс*ш F j1972. се «^ттптбгт логического запоминания у
- Житникова Л. М. Формирование спосооов лохичс к
- Дошкольников. Автореф. канд. дис. психол. наук. М., 1966, 24 с.
- Забродин Ю.М., Зинченко В. П., Ломов Б. Ф. Вступительная статья. В кн.
- Человеческая память и процесс обучения. М., 1980, 5−22 с.
- Занков Л.В. Наглядность и активация учащихся в обучении. М., 1960.
- Зыкова В .И. Познавательная деятельность учащихся со стойкой неуспеваемостью в условиях работы экспериментальных классов. Психологические проблемы неуспеваемости школьников. М., 1971.
- Зинченко В.П. Продуктивное восприятие // Вопр. психологии, 1971, № 6, 27−42 с.
- Зинченко В.П., Величковский В. М., Вучетич Г. Г. Функциональная структура зрительной памяти. М., 1980, 272 с.
- Зинченко В.П. с соавт. Непроизвольное запоминание. М., 1961, 562 с.
- Зинченко П.Н., Бочарова С. П., Невельский Б. Н. Вопросы памяти. XVIII междунар. психол. конгр. // Вопр. психологии, 1967, № 2, 143−157 с.
- Иванов С.М. Лабиринт Мнемозины. М., 1972.
- Иванова Е.Ф. О соотношении типов мышления и способов запоминания. // Вопр. психологии, 1976, № 3.
- Игнатенко A.M. Возрастные особенности памяти учащихся среднего и старшего школьного возраста. Автореф. канд. дис., Л, 1972.
- Игнатенко A.M. Структура мнемической функции учащихся среднего и старшего школьного возраста. В кн.: Память и ее развитие. Вып. 2. Ульяновск, 1976, 86−98 с.
- Игнатович Г. С. О взаимосвязи деятельности сигнальных систем и уровня развития образного и вербального типов мышления.// Вопросы психологии активности и саморегуляции личности. Свердловск, 1979, 32−37 с.
- Изюмова С.А. Устойчивые характеристики асимметрии фаз ЭЭГ и их психофизиологические корреляты: Автореф. дис. канд. психол. наук, М., 1972.
- Изюмова С.А. Свойства нервной системы передних и задних отделов мозга и произвольная память человека.// Вопросы психологии. 1976, № 2. 124−129 с.
- Изюмова С.А. Свойство активированное&trade- и процессы переработки и сохранения информации у человека // Психофизиологичечские исследования интеллектуальнойсаморегуляции и активности. М.: Наука, 1980, 148−162 с.
- Изюмова С.А. Уровни памяти человека и их психофизиологические характеристики.
- Вопр. психологии. 1984, № 6, 110−118 с.
- Изюмова С.А. Мнемические способности и усвоение знаний в школе. // Вопр.психологии. 1986, № 3, 53−62 с. о и тж способностей и их проявление в школьном
- Изюмова С.А. Два типа познавательных cnocounuw ут, а Мятепиалы Всесоюзной научно-практич. обучении. // Творчество и педагогика. Материалыконференции. Секция IV. М., 1988, 266−270. ~ тз .
- Яипгтей и усвоение школьных знании. В кн.
- Изюмова С. А. Виды мнемических способностей и усвоени 1 Qo9
- О. voMimeKCHbie исследования. М.: Педагогика, 1989,
- Способности и склонности: комплексныеor «83 «типические особенности школьников с
- Изюмова С.А., Юсим Е. Ф. К вопросу о соотношении ВП на спаренные световые стимулы и кратковременной памяти человека. В сб.: Экспериментальные исследования по проблемам общей, социальной психологии и дифференциальной психофизиологии. М., 1976, 63−73 с.
- Изюмова С.А., Аминов H.A. О физиологической природе связей между эмоциональной устойчивостью и свойствами нервной системы человека // Вопр. психологии. 1978, № 5, 128−133 с.
- Инге Унт. Индивидуализация и дифференциация обучения. М.: Педагогика, 1990, 189 с.
- Ипполитов Ф.В., Истомина З. М., Махлах Е. С., Самохвалова В. И. Память и воспитание. / Под ред. Смирнова A.A. М., 1971.
- ИрлитцЛ. Особенности памяти слабоуспевающих учеников, влияющие на ее изменения. В кн.: Психические особенности слабоуспевающих школьников. М,. 1984, 78−131 с.
- Истомина З.М. Развитие памяти. М., 1978.
- Кабардов М.К. Роль индивидуальных различий в успешности овладения иностранным языком (на материале интенсивного обучения). Дис.канд. психол. наук. М., 1983.
- Кабардов М.К., Матова М. А. Межполушарная асимметрия и вербальные и невербальные компоненты познавательных способностей. // Вопр. психологии, 1988, № 6, 106−115 с.
- Кадыров Б.Р. Склонности и их индивидуально-природные предпосылки (на материале подросткового возраста). Дис. д-ра психол.наук. М., 1990.
- Калмыкова З.И. Проективное мышление как основа обучаемости. М., 1981, 198 с.
- Калмыкова З.И. Проблема преодоления неуспеваемости глазами психолога. М., 1982.
- Калмыкова З.И. Педагогика гуманизма. М., 1990.
- Кепелайте А.П. Знак эмоциональности итх.лг к-анд психол. наук. М., 1У0А межполушарных отношении. Дис. канд з &bdquo-еятельности М
- Киреенко В.И. Психология способностей к изобразительной деятельности. М.
- Изд-во АПН РСФСР, 1959, 260 с деятельности как педагогическая
- ЮЗ. Кирсанов A.A. Индивидуализация учеонои дпроблема. Казань, 1982.
- Клаус Г. Введение в дифференциальную психологию учения. М.: Педагогика, 1987.
- Клацки Р. Память человека. М., 1978, 319 с.
- Клике Ф. .Пробуждающееся мышление. М., 1983, 303 с.
- Ковалев А.Г., Мясищев В. Н. Психические особенности человека. М.: Изд-во ЛГУ. Т. 1. Характер. 1957. 264 е.- Т. П. Способности. 1957.
- Колга В.А. Дифференциально-психологическое исследование когнитивного стиля и обучаемости: Автореф. дис. канд. психол. наук. Л. 1976.
- Конев А.Н. Дифференцированный подход к обучению младших школьников на основе их индивидуально-типических особенностей // Учен. зап. Орехово-Зуевского пед. ин-та, 1966. Т. 24, Вып.1.
- Конорский Ю. Интегративная деятельность мозга. Пер. в англ. М., 1970.
- Корж Н.Н. Едина ли память // Психол. журнал, 1984, Т.5, № 1, 103−111с.
- Кравков C.B. Глаз и его работа. М., Л.: Изд-во АН СССР, 1950.
- Крупное А.И. Психофизиологический анализ индивидуальных различий активности человека. Автореф .дис. д-ра психол. наук. М., 1984.
- Крутецкий В.А. Психология математических способностей школьников. М:1. Просвещение, 1968, 432 с.
- Кузьминых Л.М. Усвоение учебного материала учащимися с различными индивидуальными характеристиками памяти в условиях программированного обучения. В кн.: Память и ее развитие. Ульяновск, 1976, вып. 2, 98−104 с.
- Кулагин Б.В. Основы профессиональной психодиагностики. М, Медицина, 1984. ^
- Лебедев А.Н. Математическая модель восприятия и запоминания зрительной информации человеком. В кн.: Нейрофизиологические механизмы поведения. М,
- Наука, 1982,381−394 с. т-г лво""в1, о РР механизмы и границы. В кн.: Исследование
- Лебедев А.Н. Память человека, ее механизмы ипамяти. М., Наука, 1990.
- Лея&trade- Н.С. К вопросу о Педагогйка,, 97, Т. 9,
- Проблемы дифференциальной психофизии164.179 с. 1. Н37
- Лейтес Н.С., Голубева Э. А., Кадыров Б. Р. Динамическая сторона психической активности и активированности мозга. В кн.: Психофизиологические исследования интеллектуальной саморегуляции и активности. М.: Наука, 1980. 114−134 с.
- Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., 1972. 375 с.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975.
- Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., 1981.
- Линдсей П., Норман Д. Переработка информации у человека. М., 1974, 550 с.
- Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М.: Педагогика, 1986.
- Локалова Н.П., Чуприкова Н. И. О возможности выделения фазы кратковременной памяти, связанной с реверберацией возбуждения, по показателю функционального состояния нервных структур / Физиология человека, 1976, Т. 2, № 1.
- Локалова Н.П. Локальные следы кратковременной памяти в последействии зрительных раздражителей при разных условиях анализа. В кн.: Познавательная активность в системе процессов памяти. М., 1989, 77−91 с.
- Ломов Б.Ф. Человек и техника. Л., 1963.
- Ломов Б.Ф. О системном подходе в психологии.// Вопр. психологии. 1975, № 2, 3145 с.
- Ломов Б.Ф. О состоянии и перспективах развития психологической науки в
- СССР.// Вопр. психологии, 1977, № 5, 9−24 с.
- Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1984,
- Лурия А.Р. Память и строение психических процессов // Вопр. психологии. 1960, № 1.
- Лурия А.Р. Маленькая книжка о большой памяти. М., 1968.
- Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. М., 1973, 374 с.
- Лурия А.Р. Нейропсихология памяти. М., 1974.
- Лурия А.Р. Внимание и память. М: МГУ, 1975, 103 с. 445 с.1. М., 1976, 255 с.
- Ляудис В. Я. Психологические проблемы р""&trade-
- Марютина Т.Ф. Природа межиндивидуальной изменчивости вызванных потенциалов. В кн.: Роль среды и наследственности в формировании индивидуальности человека. М.: Педагогика. 1988, 107−138 с.
- Матюшкин A.M. Проблемные ситуации в мышлении. М., 1972, 207 с.
- Матюшкин A.M. Психологическая структура, динамика и развитие познавательной деятельности.// Вопр.психологии. 1982, № 4.
- Матюшкин A.M. Психологические основы диагностики и развития творческих способностей в обучении. В кн.: Проблемы способностей в советской психологии. М., 1984.
- Матюхина М.В. Мотивация учения младших школьников. М., 1984
- Мелик-Пашаев A.A., Новлянская З. Н. Ступеньки к творчеству: художественное развитие ребенка в семье. М.: Педагогика, 1987.
- Мерлин B.C. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М.: Педагогика, 1986.
- Мейман Э. Развитие памяти // Лекции по экспериментальной педагогике. М., 1914.
- Менчинская H.A. Краткий обзор состояния проблемы неуспеваемости школьников: Заключение./ В кн.: Психологические проблемы неуспеваемостишкольников. М., 1971, 8−31 с- 253−254 с.
- Михайлов Ф.Т. Индивидуальность. В кн.: Большая медицинская энциклопедия. Т.9, М., 1978,600−601 с.
- Михеев В.Ф. Наследственная обусловленность некоторых индивидуальных особенностей памяти человека. В кн.: Проблемы генетической психофизиологии.
- М., Наука, 1978, 254−262 с.
- Найссер У. Познание и реальность. М., 1981.
- Небылицын В.Д. Основные свойства нервной системы человека. М.: Просвещение, 1966,383 с. » .
- Небылицын В.Д. К вопросу об общих и частных свойствах нервной системы //
- Вопр. психологии, 1968, № 4., ,
- Небылицын В.Д. Актуальные проблемы дифференциальной психофизиологии //
- Вопр. психологии, 1971, № 6. ««««««
- Небылицын В.Д. Психофизиологические исследования индивидуальных различии. М.: Наука, 1976, 336 с. UPvnTODbix особенностей эмоциональной сферы
- Ольшанникова А.Е. Соотношение некоторых осоо н п"^РПРШШттьнойподростка с физиологическими показателями. В кн. Проблемы дифференциально"психофизиологии. T. IX. л.м. Оценка методик,
- Ольшанникова А.Е., Семенов В.В., Смирн
- Диагностирующих эмоциональность.
- Вопр. психологии. 1975, № 5. 103−113 с.
- Орлов A.B. Изучение психологических предпосылок развития склонностей и профессионально-трудовой деятельности: Автореф. дисс. канд. психол. наук. М., 1978.
- Павлов И.П. Полное собрание сочинений. М- JL, 1951−1952.
- Палей И.М., Гербачевский В. К. Проблемы личности в курсе психологии. Л., 1972.
- Палей И.М. О соотношении дифференциации и интеграции в психофизиологии индивидуальных отличий. В кн.: Вопросы дифференциальной психофизиологии в связи с генетикой. Пермь, 1976, 14−21 с.
- Петров Я.И. О структуре памяти как психической функции. // Вопр. психологии, 1970, № 2, 132−136 с.
- Петров Я.И. Память. В кн.: Развитие психофизиологических функций взрослых людей. М., Педагогика, 1977, 111−146 с.
- Печенков В.В. Соотношение общих и специально человеческих типов высшей нервной деятельности как проблема психофизиологии индивидуальных различий.
- Дис. канд.психол. наук. М., 1987.
- Платонов К.К. Система психологии и теория отражения. М.: Наука, 1982, 309 с.
- Платонов К.К. Проблема способностей. М., Наука, 1972, 312 с.
- Плияхтова Я., Шипош И., Арохова О., Халмиева О., Поташова А. Интерфункциональный подход в исследовании памяти человека. В кн.: Психологические исследования познавательных процессов и личности. М.: Наука, 1983, 32−39 с.
- Познавательная активность в системе процессов памяти./ Под ред.
- Н.И.Чуприковой. М., Педагогика, 1989.
- Проблемы генетической психофизиологии. М.: Наука, 1978, 262 с.
- Прядеин В.П. Индивидуальные различия волевой активности и их типологическиепредпосылки : Автореф. дис. канд.психол. наук. М., 1978.
- Прокофьев М.А. Проблемы дифференциации обучения^ Проблемы дифференциации и индивидуализации обучения в советской школе. М., 1987, 3−14 с.
- Равич-Щербо И. В. Предисловие. В кн. Роль среды и наследственности вформировании индивидуальности ч^овека. М, Педагогика. М., 1988, 3- 3 .&bdquo-^тт d ггппттрссе обучения школьников. М.,
- Рабунский Е. С. Индивидуальный подход в процессе ооучен1985
- Репкина Н. Р. Развитие памя&trade- младших школьников в учебной дт,&bdquo-
- Развитие психики школьников в процессе У4^^^ ^смзи^^'ргйвитием учебной
- Репкин В.В. Некоторые «Р—J"^ п Ги и е! закономерности в Деятельности. В кн.: Психологические механизмыпроцессе обучения. Харьков, 1970, 198-J^: работоСпособности. М.,
- Рождественская В.И. Индивидуальные различия р1. Педагогика, 1980.
- Рубинштейн C.JI. Основы общей психологии. В 2-х т. М.: Педагогика, 1989.
- Рубинштейн C.JI. Проблема способностей и вопросы психологической теории.// Вопр. психологии, 1960, № 3, 3−15 с.
- Русалов В.М. Биологические основы индивидуально-психологических различий. М.: Наука, 352 с.
- Русалов В.М. Дифференциальная психофизиология: основные достижения и перспективы изучения индивидуальности человека.//Психол. журнал, 1980, Т.1, № 2, 61−76 с.
- Руисел И. Зависимость процесса запоминания от возраста и интеллектуальных способностей. В кн.: Психологические исследования познавательных процессов и личности. М.: Наука, 1983. 73−79 с.
- Руисел И., Ковач Д., Келле А., Мюллнер И. Перцептивно-мнемические процессы в личностном контексте. Там же, с.25−35.
- Рыбников H.A. Память и одаренность.// Память, ее психология и педагогика. М- Л., 1930.
- Самохвалова В.И. Возрастные и индивидуальные различия в запоминании разных видов материала. // Возрастные и индивидуальные различия памяти. М., 1967.
- Самохвалова В.И. Формирование у школьников умения пользоваться классификацией материала как приемом запоминания. // Развитие логическойпамяти у детей. М.: Педагогика, 1976.
- Селиванов В.И. Волевая регуляция активности личности.// Психол. журн., 1982,1. Т. З, № 4, 14−25 с.
- Сеченов И.М. Рефлексы головного мозга. Избр. произв. М., 1952, Т.1.
- Симерницкая Э.Г. Мозг человека и психические процессы в онтогенезе. М., 1985,190 с.
- Симонов П.В. Мотивированный мозг. М.: Наука, 1987.
- Смирнов A.A. Проблемы психологии памяти. М.: Просвещение, 1966, 375 с.
- Смирнов A.A., Истомина З. М., Мальцева К. П., Самохвалова В. И. Формирование приемов логического запоминания у детей дошкольного возраста и младшихшкольников.// Вопр. психологии, 1969, № 5,90−100 с. wlinBH»
- Снегирева Т.В. Процесс социально-психологическои адаптации в условиях-, ллти • Автооеф. дис. канд.психол. наук. М., 1978. специализации учебной деятельности. Авторе^, д*
- Соколов E.H. Механизмы памяти. М., 1969.
- Соколове H Нейронные механизмы памяти и обучения. M., 1981. соколов u.M. леиронн пепевода В кн.: Память человека структуры
- Соколов E.H. Предисловие редактора перевода.и процессы. М.: Мир, 1978, 5−7 с. пгиче? жие различия во влиянии мотивов и
- Соловьева С.А. Индивидуально-типологические различинервно-психического напряжения на запоминание: Автореф.канд. дис. М., 1971.
- Способности и склонности: комплексные исследования./ под ред. Э. А. Голубевой. М.: Педагогика, 1989, 197 с.
- Спрингер С., Дейч Г. Левый мозг, правый мозг. (Асимметрия мозга). М.: Мир,
- Стреляу. Я. Роль темперамента в психическом развитии. М.: Прогресс, 1982.
- Суворова В.В. Психофизиология стресса. М., 1975.
- Суворова В.В. Функциональная асимметрия полушарий как проблема дифференциальной психофизиологии // Вопр. психологии, 1975, № 5, 26−33 с.
- Суздалева В.А., Чуприкова Н. И. Скоростные параметры ассоциативных реакций и типологические свойства нервной системы человека.// Вопр. психологии, 1974, № 3.
- Суздалева В.А. Типы следовых эффектов от восприятия вербальной информации.// Вопр. психологии, 1982, № 5.
- Сухомлинский В.А. Избр. произведения в 5 т. Т. У. Киев: Радяньска школа, 1960.
- Теплов Б.М. Об изучении типологических свойств нервной системы и их психологических проявлений. // Вопр. психологии. 1957, № 5.
- Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий. М.: изд-во АПН РСФСР, 1961,535 с.
- Теплов Б.М. Избранные труды: В 2-х т. М: Педагогика, 1985.
- Тихомирова И.В. Преобладающий тип ориентировочной активности и некоторыехарактеристики индивидуальности. Дис. канд.психол. наук. М., 1988.
- Тихомирова И.В. Способности и когнитивный стиль. В кн. Способности и склонности: комплексные исследования. М.: Педагогика, 1989. 84−102.
- Трубникова P.C. Сила нервной системы как фактор произвольного запоминания.1983.
- Дис. канд. психол. наук. М., 1972.психол. наук. М., 1975.
- Чуприкова Н.И. Слово как фактор управленияструктуры: Автореф. дис. канд. высшей нервной деятельностичеловека. М., 1967. как функция мозга. М., 1985.
- Чуприкова Н. И. Психика и сознание
- Чуприкова Н.И. Исследования связи познавательной активности и памяти в советской и зарубежной психологии. В кн.: Познавательная активность в системе процессов памяти. М., Педагогика, 1983, 7−24 с.
- Шадриков В.Д. О структуре познавательных способностей. // Психол. журнал. 1985. Т. 6, № 3, 38−46с.
- Шаталов. В.Ф. Педагогическая проза. М., 1980.
- Шехтер М.С. Зрительное опознание. Закономерности и механизмы. М., 1981.
- Шмелев А.Г. Психометрические основы психодиагностики. В кн.: Общая психодиагностика. М: МГУ, 1987, 53−110 с.
- Шляхта Н.Ф. Реакция перестройки мозговой ритмики и фоновая биоэлектрическая активность мозга у близнецов-подростков. В кн.: Проблемы дифференциальной психофизиологии. T.IX. М.: Педагогика, 1977, 219−231 с.
- Шорохова Е.В. Тенденции исследования личности в современной психологии. // Психол. журнал, 1980. Т. 1. № 1, 45−57 с.
- Щукина Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебномпроцессе. М., 1979.
- Эббингауз Г. Основы психологии, Спб., 1912.
- Юркевич B.C. Развитие творческих познавательных возможностей младшего школьника. В сб. Проблемы способностей в советской психологии. М., 1984.
- Юрцева Л.Я. О мотивах учебной деятельности по различным учебным предметам.
- В кн.: Мотивация учения. Волгоград, 1976.
- Юсим Е.Д. Индивидуальные различия в моторной памяти и свойства нервнойсистемы. Дис. канд. психол. наук. М., 1975.
- Якиманская И.С. Знания и мышление школьника. М., 1985.
- Allport D.A. On knowing the meaning of words we are unable to report. In S.Dormced.) Attention and performance VI. Hillsdale, 1977.
- Anastasi A. A group factor in immediate memory.// Arch. Psycho, 930 № 20
- Anastasi A. Further studies on the memory facto, //Arch. Psychol., 1932, № 142.
- Anderson J.R. Human associative memory. Washington 1973. i Aant япН mntext-independent information m concepts. //
- Barsalou L.W. Context-dependent and context muop
- Memory and cognition, 1982, № 10, 82−93 pp.
- Bartlett F.C. Remembering. Cambridge. 1932.
- Bartlett F.C. Thinking. N.Y., 1958. orgaization in one-to
- Bauer P.J., Mandler J.M. Taxonomies and triads, concepyears-old.//Cognitive Psychology, № 21, 156−184pp.
- Broadbent D.E. Perception and communication. London, IK*.
- BroadbentD.E. Decision and stress. NX, 1971.
- Bugelski B.R. Words and things and images. Am.Psychol., 1970, v. 25.
- Cattell R.B., Scheiep I.H. Extension of meaning of objective test personality factors. // J.Gen. Psychol., 1959, v.69.
- Collins A.M., Loftus E.F. A spreading activation theory of semantic processing. -Psychol. Rev., 1975, v. 82.
- Collins A.M., Quillian M.R. Experiments on semantic memory and language comprehension. In: L.W.Gregg (Ed.) Cognition in learning and memory. N.Y., Academic Press, 1972.
- Craic F.I.M. Human Memory. // Annual Review Psychology. 1979, v. 30.
- Craic F.I.M., Lockhart R.S. Levels of Processing: a framework for memory research // Journal of Verbal Learning and Verbal Behaviour. 1972, v. 11.
- Craic F.I.M., Tulving E. Depth of Processing and the retention of words in episodic memory. // Journal of Experimental Psychology: General. 1975, v. 104. № 3.
- Genther D. Verb semantic structure in memory for sentences: Evidence for componetial representation. // Cognitive Psychology. 1981, № 13, 56−83 pp.
- Grant M.E. Some theories and experiments in the field of memory. // J. Educ. Psychol., 1932, № 23, 511−527 pp.
- Gray J.A. The psychophysiological basis of introversion extraversion. // Behav. Res. and Therapy, 1970, v.8.
- Guilford J.P. Three faces of intellect.-The American psychologist, 1959, v. 14, № 8.
- Guilford J.P. The nature of human intelligence. New York: McGraw-Hill, 1967.
- Guthke J. Zur Diagnostik der intellektuellen Lernfahigkeit., Berlin. 1974.
- Hoffman I. Representations of concepts and classification of objects. In: Klix F., Hoffmann I. Cognitive research in psychology: Recent approaches, designs and results.
- Berlin: VEB, 1982, 72−89 pp... .
- Izumova S.A. Comparison of physio, ogioal characteristics of memory and efficenlearning. Neuroscience supplement to volumerr. Second Word Congress of
- Neuroscience, 1987, 182−183 pp. p ^?^""ntv //r™"™itive abilities in the structure of individuality. //
- Izumova S.A. Levels and types of cognitive abilities in1.-th European Developmental266. tamova S.A. Levels and types ofprocesses. Book of learning. // 6-th Prague International Conference rsy &
- Abstract. Prague, 1991. possibilities of pupils with varying26, izumova S.A. The Conference on Developmentaldifferentiation of learning. // Abstracts, v f
- Psychology. Seville, Spain, 1992, 505 p. differential learning. // 25-th
- Izumova S.A. Mnemonic abiiUties ofjj"1.ternational Congress of Psychology. Brussels • ^ ^ differentiation of
- I S.A. Individual features s^ ^ ^ ^ learning. // Math, of I Conference for Socio
- Izumova S.A. Cognitive abilities in individual development of children with varying differentiation of learning. // Yl-th European Conference on Developmental Psychology. Book of Abstract, Bonn, Germany, 1993, 116 p.
- Katona G. Organizing and memorizing. Columbia University Press, 1940.
- Klix F. Structure and function of semantic memory. In: F. Klix & J. Hoffman (Ed.) Cognition and memory. Amsterdam: North-Holland, 1980.
- Klix F., Hoffmann J. & Van der Meer E. The storage of concepts and their cognitive application. Language and comprehension. Amsterdam, 1982, 3−16 pp.
- Kosslen S., Pomeranz J. Imagery, propositions and the form of internal representations. //Cogn. Psychol., 1977, v.9.
- Mandler J.M. Categorical and schematic organization in memory. In: C.R.Puff (ed.)
- Memory organization and structure. N.Y., 1979.
- Mandler J.M., Rabinovitz M. Organization and information retrieval. // J. Exp. Psychol:1.arning, Memory and Cognition, 1983, № 9, 430−439 pp.
- Miller G.A., Johnston-Laird P.N. Language and perception. Cambridge, 1976.
- Miller G.A. Images and models, similes and metaphors. In: A. Ortony (ed.) Metaphorand thought. Cambridge, 1979.
- Minsky M.-A. A framework for representing knowledge. In: P.H. Winston (Ed.) Thepsychology of computer vision. N.Y. McGraw-Hill, 1975.
- Murphy G.L. & Smith E.E. Basic level superiority in picture categorization. // J. Verbal1. arning and Verbal Behaviour, 1982, № 21, 1−20 pp.
- Neisser U. Cognitive psychology. N.Y., 1967
- Norman D.A. The role of active memory processes in perception and cognition.
- Proceeding of the XXI Internat. Congr. of Psychol. Pans, 1978.
- Norman D.A. Twelve issues for cognitive. In: D.A.Norman (ed.). Perspectives oncognitive science. Norwood/Hillsdale, 1981.
- Nottenburg G., Shoben E.J. Scripts as linear orders. // J.^xp 329−347 pp.
- Paw. A. imagery and verbal P^'^JjJ '. In: JJltNldloto (ed.) Images,
- Paivio A. Images, propositions and knowledge.
- PylyshynZ.W. Whatthemindseyete^^^ /» and Cognition.
- Rifkin A. Evidence for a basic level m event1985, #7. 573−605 pp. h B.B.Lloyd (eds.) Cognition and
- Rosch E.H. Principle of categorization. to. a.categorization. Hillsdale, 1978.
- Rosch E., Mervis C., Gray W., Johnson D., Boes-Braem P. Basic objets in natural categories. // Cognitive Psychology, 1976, № 8. 382−439 pp.
- Rotter J.B. Generalized, expectancies for internal versus external control of reinforcement. // Psychol.Monogr. 1966, v.80, № 1.
- Schank R.C. Dynamic memory. Cambridge, England: Cambridge University Press, 1982.
- Shank R.C., Abelson R.P. Scripts, plans, goals and understanding. Hillsdale, 1977.
- Strelau J. Temperament, Personality, Activity. Academic Press. London, New York, etc., 1983.
- Strelau J. The general and partial nervous system types data and theory. -In: Biological Bases of Individual Behavior / Ed. by V.D. Nebylitsyn, J.A.Gray, N.Y., 1972. 62−73 pp.
- Shepard R.N. The mental image. Am.Psychol., 1978, v.33 (2).
- Sperling G. The information available in brief visual presentations. Psychol.Monogr., 1960, v. 74.
- Sperling G. Short-term memory, long-term memory and scanning in the processing of visual information. In: A. Young, D.B.Lindsey (eds.) Early experience and visualinformation processing. Washington, 1970.
- Thorndyke P.W. Cognitive structures in comprehension and memory of narrativediscourse. Cogn. Psychol., 1977, v.9.
- Thurstone L.L. Primary mental abilities. University of Chicago Press, 1938.
- Thurstone L.L. Current Issue in factor analysis. // Psychol.Bull., 1940, 37.
- Tulving E. Episodic and semantic memory. In: E. Tulving, W. Donaldson (eds.)
- Organization of memory. N.Y., 1972 j.A.Deutsch
- Wickelgreen W.A. The long and the short of memory.eds.). Short-term Effects 0f text and knowledge variables
- Yekovich F., Walker C. Scnptbased inferences, mv^rhnl T earning and Verbal Behavior, 1984, № 23, 357−3 /0 pp. in recognition memory. // Verbal Learning ana