Психокоррекция тревожности у школьников на примере младших школьников
Созревание коры больших полушарий в младшем школьном возрасте и совершенствование внутрикоркового взаимодействия проявляются в изменении процесса восприятия. Специализация проекционных, заднеассоциативных и переднеассоциативных областей в осуществлении операций сенсорного анализа, запечатлевания, опознания, классификации обеспечивает высокую разрешающую способность перцептивной функции… Читать ещё >
Содержание
- Введение
- Глава 1. Теоретические подходы к проблеме тревожности в младшем школьном возрасте
- 1. 1. Психофизиологическая характеристика младшего школьного возраста
- 1. 2. Причины тревожности в младшем школьном возрасте
- 1. 3. Особенности влияния тревожности на школьника младшего школьного возраста
- Глава 2. Эмпирическое исследование тревожности у младших школьников
- 2. 1. Процедура исследования
- 2. 2. Методы исследования
- 2. 3. Анализ результатов констатирующего и формирующего экспериментов
- Качества личности
- Качества личности
- Уровень
- Заключение
- Список использованной литературы
- Приложение 6
Начальное образование это фундамент всего дальнейшего общего и любого профессионального образования. Успешность обучения в начальной школе во многом определяет судьбу человека, его будущую жизнь, поскольку именно в том возрасте, в каком обычно проводится начальное образование, формируются базовые основания личности человека.
Исследователи данной проблемы указывают очевидную взаимосвязь тревожности и эффективности обучения школьников. Психологи отмечают, что обучение часто сопровождается повышением тревожности у детей. Однако тревожность может выступать как активизатор учебного процесса, делая его успешным и эффективным, поскольку мобилизирует внимание, память, интеллектуальные способности ребенка, и как негативный фактор, не дающий возможность реализоваться детям в учебной деятельности.
Рассматриваемая нами проблема является одной из значимых в современной психологической науке, ее исследование и результаты нацелены на решение многих педагогических вопросов связанных с организацией эффективного обучения и воспитания младших школьников. В связи с этим, актуальность данной работы состоит и в практическом интересе.
В качестве объекта нашего исследования мы рассматривали детей младшего школьного возраста (от 8 до 9 лет)
Предмет исследования тревожность младших школьников.
Цель исследования доказательство эффективности разработанной психокоррекционной методики.
Согласно цели исследования выдвинуты задачи исследования:
1) определить психофизиологические характеристики младшего школьного возраста;
2) рассмотреть причины возникновения тревожности в младшем школьном возрасте;
3) раскрыть особенности влияния тревожности в младшем школьном возрасте;
4) провести констатирующий эксперимент для диагностики уровня тревожности у младших школьников;
5) разработать психокоррекционную программу для снижения уровня тревожности у младших школьников;
6) провести формирующий эксперимент и контрольный срез для выявления эффективности психокоррекционной программы;
7) провести статистическую обработку данных с помощью методов параметрической и непараметрической статистики, корреляционного анализа.
В качестве гипотезы исследования выступало предположение о наличии связи между уровнем развития адекватной самооценки, уровня саморегуляции (самоконтроля) и тревожности младшего школьника, а именно: если уровень самооценки адекватный и чем выше уровень самоконтроля и саморегуляции, тем ниже уровень школьной тревожности младших школьников.
Методы исследовании: теоретические методы анализа научной литературы по теме исследования; методы сбора эмпирической информации: наблюдение, констатирующий и формирующий эксперименты, методика диагностики уровня школьной тревожности Филипса, методика исследования самооценки Дембо-Рубинштейн в модификации А. М. Прихожан, тест «Палочки и крестики» на определение уровня саморегуляции и самоконтроля; методы обработки полученных данных: методы математической статистики.
Теоретико-методологической основой исследования определены основные принципы гуманистической психологии, разработанные в трудах К. Роджерса, А. Маслоу, положения деятельностного подхода, отмеченные в работах Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, а также теоретические разработки Ч. Д. Спилбергера, К. Изард, Н. И. Гуткиной по проблеме тревожности, и П. П. Блонского, А. М. Гельмонт, И. И. Мурачковского и др. по вопросу школьной неуспеваемости.
Практическая значимость проведенного нами исследования состоит в использовании психологами начальной школы разработанной программы по коррекции тревожности детей младшего школьного возраста.
Список литературы
- http://www.ug.ru/issue/?action=topic&toid=6126
- Андреева А. Психологическая поддержка ребенка. // Воспитание школьников. — 2000. № 3.
- Анохин П. К. Очерки по физиологии функциональных систем. М., 1975.
- Аракелов Н., Шишкова Н. Тревожность: методы ее диагностики и коррекции. // Вестник МУ, сер. Психология. 1998., № 1, с. 18
- Аракелов Н.Е., Лысенко Е. Е. Психофизиологический метод оценки тревожности. // Психологический журнал 1997 № 2.
- Аракелов Н.Е., Лысенко Е. Е. Психофизиологический метод оценки тревожности. // Психологический журнал 1997 № 2.
- Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте (психологическое исследование), М., Просвещение, 1968.
- Василюк Ф.Е. Психология переживания (Анализ преодоления критических ситуаций). М., 1984.
- Венгер А.Л., Цукерман Г. А. Психологическое обследование младших школьников. М.: Владос-Пресс, 2003.
- Возрастная психология: Детство, отрочество, юность: Хрестоматия / Сост.В. С. Мухина. ─ М.: Академия, 2003. ─ 624с.
- Волков, Б. С. Младший школьник. Как помочь ему учиться. ─ М.: Академический Проект, 2004. ─ 144с.
- Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. М., 1997.
- Г. Шеффе. Дисперсионный анализ. М.: Наука, 1980, (стр. 376−417).
- Габдрева Г. Ш. Основные аспекты проблемы тревожности в психологии. // Тонус, 2000, № 5.
- Гамезо, М. В. Возрастная и педагогическая психология : Учеб. пособ. для вузов / М. В. Гамезо, Е. А. Петрова, Л. М. Орлова. ─ М.: Пед. о-во России, 2003. ─ 512 с.
- Гласс Дж., Стэнли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии. Пер. с англ. — М.: Изд-во Прогресс, — 1976, (стр. 206 216, стр. 265 270).
- Дубровинская Н. В., Фарбер Д. А. Психофизиология ребенка: Психофизиологические основы детской валеологии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений.- М.: Владос, 2000 (Ульяновск: Ульяновский дом печати, ГУП ИПК).- С. 88−99.
- К. А. Браунли. Статистическая теория и методология в науке и технике. Пер. с англ. Наука, — 1977, (стр. 272 282).
- Калягин В.А. Логопсихология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В. А. Калягин, Т. С. Овчинникова. М.: Академия, 2006. 320 с.
- Калягин В.А. Логопсихология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В. А. Калягин, Т. С. Овчинникова. М.: Академия, 2006. 320 с.
- Коблик Е. Г. Первый раз в пятый класс: Программа адаптации детей к средней школе. М.: Генезис, 2003. 122 с.
- Кулагина, И. Ю. Возрастная психология : Учеб. пособ. / И. Ю. Кулагина, В. Н. Колюцкий. ─ М.: Сфера, 2004. ─ 464 с.
- Кученко Т. О детской тревожности. // Воспитание школьников. 2002. — № 5.
- М. Кендалл, А. Стьюарт. Статистические выводы и связи. Пер. с англ. Наука, — 1973, (стр. 190 203).
- Микляева, А. В. Школьная тревожность: диагностика, коррекция, развитие / А. В. Микляева, П. В. Румянцева. ─ СПб.: Речь, 2004. ─ 248 с.
- Миляева А. В., Румянцева П. В. Школьная тревожность: диагностика, профилактика, коррекция. СПб.: Питер, 2004. 248 с.
- Мэй Р. Проблема тревоги/ Пер. с англ. Гладкова А. Г. М. 2001.
- Немов Р.С. Психология. — М.: Просвещение, 1990. — 301 с.
- Обухова Л.Ф. Детская возрастная психология. М., 1996.
- Пасечник Л. Коррекция тревожности и гиперактивности в детском возрасте. Р-н/Д.:Издательский центр «Сфера», 2008. 112 с.
- Петрова, О. О. Возрастная психология: Конспект лекций / О. О. Петрова, Т. В. Умнова. ─ Ростов н/Д: Феникс, 2004. ─ 224 с.
- Практикум по возрастной и педагогической психологии. /Под ред. А. И. Щербанова, М., 1987.
- Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие Самара: Дом «БАХРАХ», 1998, с. 672.
- Прихожан A.M. Применение методов прямого оценивания в работе школьного психолога // Научно-методические основы использования в школьной психологической службе конкретных психологических методик. М., 1988. С-110−118.
- Прихожан А.М. Психологический справочник, или как обрести уверенность в себе. Кн. Для учащихся, М.: Просвещение, 1994
- Психологическое консультирование в школе. / Сост. Н. В. Контева. — Пермь: Западно-Уральский учебно-научный центр, 1993. — 220 с.
- Психология и педагогика: Учебное пособие для вузов/ Составитель и ответственный редактор Радугин А. А. М. 2003.
- Психология. Словарь. / Под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского, 2-е изд., испр и доп. М.: Политиздат, 1990.
- Психолого-педагогическая характеристика личности учащегося: Методические указания / Калинингр. ун-т; Сост. Н. В. Ковалева. — Калининград, 1997. — 24 c.
- Р. Шторм. Теория вероятностей. Математическая статистика. Статистический контроль качества. Пер. с нем. М.: Мир, 1970, (стр. 169−171)
- Рабочая книга школьного психолога. / Под ред. Дубровиной И. В., Просвещение, 1991.
- Рогов Е.И. Настольная книга практческого психолога в образовании: учебное пособие., М.: Владос, 1996, с. 529.
- Руководство практического психолога / Под ред. И. В. Дубровиной. -2-е изд. — М.: Изд. центр «Академия», 1997. — 176 с.
- Савина Е. Тревожные дети. // Дошк. Воспитание. 1996., № 4.
- Тревога и тревожность / [под ред. В. М. Астапова]. ─ СПб.: Питер, 2001. ─ 256 с.
- Харизова Л.В. Диагностика и коррекция тревожности у учащихся младших классов//Психологопедагогическое сопровождение образовательного процесса: теория и практика. 1 выпуск, С- 15−26.
- Хорни К. Невротическая личность нашего времени; Самоанализ: Пер. с англ. / Общ. Ред. Т. В. Бурменской, М.: Изд-кая группа «Прогресс», 1993.
- Шаповаленко, И. В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология): Учебник. ─ М.: Гардарики, 2004. ─ 349 с.
- Шилова Т. Школьный невроз. // Воспитание школьников. — 2002. — № 9.