Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Код анализа содержания мотивации

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В зависимости от целей и задач исследования какие-то особенности мотивации могут анализироваться более детально, а какие-то, напротив, более обобщенно. Практика использования методики ММИ в работе с отечественными подростками и юношами свидетельствует о том, что наиболее часто встречаются высказывания, связанные с собственной личностью (категории 1 и 2), с учебной активностью (категория 3… Читать ещё >

Код анализа содержания мотивации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Материал, полученный посредством завершения неоконченных предложений, дает возможность судить не только о глубине временной перспективы и представленности в ней различных периодов жизни, но и о конкретном содержании мотивации человека. Безотносительно к временной локализации, мотивационные объекты могут быть классифицированы, но их содержанию.

Главный элемент кода анализа содержания мотивации — прописная (большая) буква для обозначения основных мотивационных категорий. Ж. Нюттен выделяет 10 главных категорий, имеющих принципиальное значение для кодирования содержательной стороны мотивации.

  • 1. S {Self) — тот или иной аспект личности самого субъекта {…быть умным;…быть красивой).
  • 2. SR {Self-realization) — активность, связанная с саморазвитием, самореализацией, развитием всей своей личности или каких-либо ее сторон {…стать достойным человеком; …развить лучшие стороны своего характера)*.
  • 3. R {Realization) — всякая активность, направленная на то, чтобы что-то сделать; в эту категорию входит:
    • — R — активность вообще {…починить автомобиль);
    • — R2 — профессиональная деятельность {…защитить кандидатскую диссертацию);
    • — R3 — учеба {…получить «5» по географии; …не провалиться на экзамене).
  • 4. С {Contact) — все, что касается контактов с другими людьми, общения:
    • — С — контакт с другими {…пойти погулять с подружками);
    • — С2 — ожидание чего-то от других, реципрокный контакт {…чтобы меня любила моя девушка);[1]
    • — С3 — цели, формулируемые для третьих лиц {…чтобы бабушка не болела).
  • 5. Е (Exploration) — активность, связанная с познанием, получением информации {…хорошо изучить отечественную историю).
  • 6. Г {Transcendental) — цели, имеющие религиозную, экзистенциальную или трансцендентальную природу {…найти смысл жизни).
  • 7. Р {Possessions) — мотивация, связанная со стремлением к обладанию чем-то, приобретению материальных ценностей {…иметь шикарную машину; …купить дом в Лондоне).
  • 8. Lss {Leisure) — активность, связанная с отдыхом, развлечениями, досугом (противоположное работе) {…чтобы побыстрее начались каникулы, …сходить на дискотеку).
  • 9. Tt {Test) — все, что касается процедуры и ситуации тестирования {…чтобы этот тест побыстрее кончился; …как можно лучше сделать это задание).
  • 10. U {Unclassified) — бессмысленные или неклассифицируемые ответы {…упасть с луны).

Все приведенные категории высказываний были выделены Ж. Нюттеном не теоретически, а на основании классификации богатого эмпирического материала, полученного им и его сотрудниками в многочисленных исследованиях, проведенных на самых разнообразных контингентах, и, как показывает опыт применения ММИ, в большинстве случаев получаемые высказывания могут быть отнесены к одной из приведенных выше категорий. Однако, если, по мнению исследователя, какие-то высказывания не подходят ни к одной из них, он может ввести дополнительную категорию.

В зависимости от целей и задач исследования какие-то особенности мотивации могут анализироваться более детально, а какие-то, напротив, более обобщенно. Практика использования методики ММИ в работе с отечественными подростками и юношами свидетельствует о том, что наиболее часто встречаются высказывания, связанные с собственной личностью (категории 1 и 2), с учебной активностью (категория 3), с общением (категория 4), а в последние годы и с желанием иметь различные материальные ценности (категория 7). Именно в отношении этих категорий есть смысл наиболее детального их анализа. В первую очередь это относится к мотивам, связанным с собственной личностью и с общением.

Для категории S Ж. Нюттен предлагает два главных типа спецификации.

Первый тип связан с мотивациями, относящимися к целост7юй личности. Предлагаются следующие символы:

S {Self) — Я как целое, т. е. без каких-либо дальнейших уточнений {…быть счастливым, …чтобы сбылись все мои мечты))

Sc {Self-concept) — Я-концепция, представление или восприятие человеком самого себя {…быть кем-то в собственных глазах))

Spre {Self-preservation) — защита «Я», самозащита {…не болеть) …что я не смогу жить вечно))

Sout {Personal autonomy) — личностная автономия, независимость {…делать, что хочу) …не зависеть от мнения окружающих).

Второй тип спецификации относится к отдельным характеристикам личности:

Spk {Physical) — мотивация, относящаяся к физическим характеристикам субъекта (…быть красивой; …похудеть);

Sapt (Aptitudes) — способности, специальные умения и т. п. {…уметь говорить па иностранных языках-, …что я не умею петь)',

Scar (Character) — характер и черты личности, не относящиеся к способностям и умениям {…иметь хороший характер).

Те же символы могут использоваться для уточнения мотивации саморазвития, если речь идет о работе по развитию всей личности или каких-то отдельных ее сторон. Единственный мотив категории S, который не может быть в категории SR, это мотив защиты «Я» (Spre), поскольку защита «Я» — это путь, прямо противоположный саморазвитию, самоосуществлению.

Для детализации мотивации общения отметим целесообразность использования так называемого кода персон, отмечая тех людей, группы людей или, что нередко бывает особенно в ответах детей и подростков, — животных, которые упоминаются в ответах в тех случаях, когда речь идет о контактах. Условные обозначения можно заимствовать у Ж. Нюттена, а можно воспользоваться и своими:

е {erotic) — относится к социальным контактам с лицами противоположного пола — контактам, более или менее эротичным, таким как контакты между девушкой и юношей, между женой и мужем, а также ко всем гетероили гомосексуальным отношениям. Например, социальный контакт между юношей, который пишет письмо своей девушке или хочет встретиться с ней, кодируется С, е

[ {family) — относится к взаимоотношениям между членами семьи (братья — сестры; родители — дети). Сюда же включаются и контакты с семьей в широком смысле слова (дедушки и бабушки, дяди и тети и т. п.). В некоторых исследованиях бывает полезно различать, с одной стороны, отношения «родители — дети» и «дети — родители», а с другой — все другие виды семейных отношений;

р {parental) — этот символ зарезервирован для обозначения контактов между родителями и детьми, матерью и ребенком и т. п., в то время как символ / остается для всех других семейных отношений;

a {amity) — относится к социальным отношениям с друзьями того же пола или контактам с друзьями вообще (без уточнения пола). Для друзей противоположного пола используется символ е (см. выше);

gr {group) — относится к взаимоотношениям с группой как с группой. Группа может быть школьной, спортивной, соседской, группой жителей того же города или поселка и т. п.;

pi (j)eople) — относится к большим группам, к которым принадлежит субъект, таким как «мой народ», «моя страна»;

in (inmates) — относится к членам таких сообществ, как военные в казарме, учащиеся в школе и т. п.;

g {general) — относится к людям вообще;

so {society) — относится к обществу как организованному единству или к определенному типу общества {общество потребления и т. п.);

х (unknown) — относится к неизвестным людям, иностранцам, врагам и т. п.

Для уточнения мотивации, связанной с общением, выделяются также три типа социальных контактов посредством добавления к прописной (большой) букве С маленьких букв:

Сы (интимный контакт) — например, цель «жениться» кодируется как желание интимного социального контакта (Cint) с дополнением из кода персон «эротики» (символ е). Тогда полный код будет таким С[п1, е. Желание «иметь хорошего друга, которому я бы мог довериться» — это стремление к интимному социальному контакту (Cint)y но в сфере дружеских отношений (маленькая буква а). Полный код соответственно — Cintta;

Со1г (альтруистический контакт), т. е. контакт, направленный на интересы других людей. Когда субъект не просто стремится к альтруистическому контакту, но также активно хочет что-то сделать для других людей, к коду Cait добавляется символ /R. Например, цель «помочь моему другу» кодируется так: Caif/Rya. Активность кодируется большой буквой R, следующей за основным кодом и отделенной от него наклонной чертой. Друг, с которым субъект хочет иметь альтруистический контакт, кодируется маленькой буквой а (с предшествующей ей запятой);

Ceg (эгоцентрическая социальная мотивация). Термин «эгоцентрическая» используется Ж. Нюттеном в самом широком смысле этого слова, он не обязательно подразумевает эгоистические тенденции. Считается, что индивид, который хочет убедить кого-то другого, или влиять на кого-то, или быть лидером, хочет установить эгоцентрический социальный контакт в том смысле, что ставит себя в более высокое положение в этом социальном взаимодействии. «Все сделать для того, чтобы убедить моего друга в моей правоте» кодируется Cegya/R. Тот же код используется для завершенных предложений, в которых субъект пишет «…приложить много усилий, чтобы показать моему другу, на что я способен». Следует заметить, что конкретное содержание мотивации при кодировании пропадает, но его эгоцентрическая природа и та персона, которая в этот контакт включена, отражены в соответствующих символах.

Приступая к кодированию и содержания мотивации и особенностей собственно временной перспективы, необходимо сначала прочитать все ответы индивида. Несомненно, что более широкий контекст конкретного высказывания может повлиять на понимание его смысла и значения. Корректно проводимое кодирование обычно требует учета этого контекста.

ММ И не подразумевает каких-то количественных показателей-нормативов. Соответственно, он не содержит «ключей» для оценки полученных данных. Вместе с тем Ж. Нюттен предлагает различные способы обработки богатого материала, получаемого с помощью этого метода. Выше было сказано о «временном профиле». Что касается обобщения данных, полученных с помощью кода анализа содержания, то может быть использовано, например, простое сложение символов каждой категории или частота, с которой встречается каждый компонент. Такая сумма в процентном отношении к общему числу высказываний может использоваться в качестве индекса относительной важности каждого мотивационного компонента. Отметим также, что при завершении одного предложения может быть упомянут не один мотивационный объект, а несколько {"Я хочу закончить вуз, купить машину и жениться"). В таком случае каждый мотивационный объект кодируется отдельно. Какие-то неоконченные предложения могут быть пропущены. Оба эти момента должны быть учтены при определении процентного отношения высказываний определенной категории к общему числу мотивационных объектов, обозначенных респондентом.

  • [1] Для выбора между символами S и SR бывает полезно обратить внимание на используемый глагол: быть или стать.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой